Дмитрий Донской, Ермак, Иван I Калита, Иван Ш, Иван IV Грозный.
Тема 2 (8). Россия и средневековые государства Европы и Азии
Посольство.
Курбский А.
Тема 3 (9). Формирование сословной организации русского общества. Генезис самодержавия
Абсолютизм, бюрократия, боярская и ближняя думы, воевода, дворянство, Земский собор, казачество, посадские люди, сословие, сословно-представительная монархия, стрельцы.
Тема 4 (10).Социально-экономическое развитие России в XIV-XVIII вв. (феодальное землевладение; крепостное право; мануфактурно-промышленное производство)
Второе издание крепостничества, крепостное право, мануфактура, община, поместье, рента феодальная (барщина, оброк).
Тема 5 (11). Социально-политическая история России в XVII-XVIII вв.
Анна 111елорусси, Аракчеев А.А., Болотников И., Борис Годунов, Василий Шуйский, Демидовы, Екатерина II, Елизавета Петровна, Лжедмитрий I, Минин Козьма, Меншиков А.Д., Никон, Новиков Н.И., Павел I, Петр I, Потемкин Г.А., Пугачев Е.И., Радищев А.Н., Разин Степан, Строгановы, Суворов А.В., Филарет.
Р а з д е л 3. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВВ.
Государственная Дума, диктатура, земство, городская дума, контрреформа, реформа.
Александр I, АлександрII, АлександрIII, Витте С.Ю., Кутузов М.И., Лорис-Меликов М.Т., Милютин Д.А., НиколайI, Победоносцев К.П.,
studfiles.net
Раздел I. Древняя Русь Глава 1. Древнейшие цивилизации на территории нашей страны § 1. Некоторые аспекты древнейшей истории
Так уж сложилось, что из многотысячелетней истории человечества достаточно наглядное представление можно составить лишь о самых последних временах благодаря обретению исследователями, наряду с весьма своеобразными и односторонними археологическими данными, сведений письменных источников. Для нашей страны таковые появляются лишь с VIII—VII вв. до н.э. Весь огромный предшествующий период изучается археологами, чьи материалы касаются почти исключительно развития, эволюции сферы материального производства. Оно изменялось крайне медленно, и значительные рубежи в нем обозначались через тысячелетия.
Разумеется, историки, признавая примат производства над прочими сферами жизни, не могут вместе с тем не видеть реальности: во-первых, крайне медленное развитие производства в доиндустриальный период; во-вторых, все большую значимость появляющихся с эволюцией человека иных, в том числе и духовных областей его бытия. С развитием человека в мыслящее, живущее коллективно и творящее материальное и духовное благо существо возникает язык как главное средство межчеловеческих контактов. Немногочисленность человеческих объединений архаичных эпох, а также их крайне слабая связь друг с другом приводят ко все большему обособлению языков, а поскольку именно язык в ту пору в значительной мере определял то, что мы называем этническим лицом, разделение языковых семей на более дробные является также весьма существенной особенностью человеческой истории эпохи ранних цивилизаций или их становления
Эта сфера человеческой истории на ранних этапах находится в ведении лингвистов, которые на основе закономерностей развития языков и сохранившихся в известных древних наречиях элементов еще более архаичных лингвистических структур реконструировали ряд древних языков.
В отличие от материальной исследования в этой сфере не идут в слишком глубокую древность, но тем не менее позволяют в общих чертах восстановить процессы языкового дробления и взаимодействия приблизительно с IV тыс. до н.э. В дальнейшем сюда присоединяется и реальный лингвистический материал, уцелевший благодаря древнейшим системам письменности, возникшим в отдельных регионах земли.
Ныне установлено, что человек появился приблизительно два миллиона лет назад. Древнейшие остатки этого предка нынешнего «гомо сапиенс» обнаружены в Африке, более поздние реликты открыты в Азии и Европе. Длительная эволюция человека из животного царства была связана прежде всего с возникновением и развитием производства, различные этапы которого определяются в науке по материалу, из которого изготовлялись орудия труда (и оружие). Первоначально таким материалом был камень, а потому древнейшие стадии человеческой истории называются палеолит (древний каменный век), энеолит (среднекаменный век) и неолит (новокаменный век). В нашей стране эти самые длинные периоды человеческой истории продолжались много тысячелетий и закончились где-то во II тыс. до н.э. Но даже это относится лишь к наиболее развитым районам, тогда как в остальных каменный век продолжался и позже.
Рассматривая историю человечества, мы ясно видим, что первые очаги, как мы говорим, цивилизации возникли сначала в нескольких районах (долины Нила, Тигра и Евфрата, Инда и других рек), затем как бы распространяясь на соседние области. Не случайно, если брать территорию России в ее старых границах, то наиболее ранние цивилизации появились в Закавказье и Южной Средней Азии и лишь позже к северу от Кавказских гор. По-видимому, ранние этапы общественных объединений не обязательно предполагали возникновение государства как такового. Последнее первоначально появилось там, где существовала настоятельная необходимость в создании централизованных форм организации производства, связанного с искусственным орошением. В других районах первоначально достаточно было появления относительно небольших объединений, способных защитить их членов от внешней опасности. Основной структурной ячейкой таких объединений служило племя, состоявшее из родственных коллективов более низкого порядка (родов). Затем происходило становление союзов племен.
Как бы то ни было, для истории человечества важнейшим этапом стало сначала возникновение производящего земледелия, а затем отделение от него скотоводства. Последнее случилось довольно поздно, на нашей территории не ранее рубежа II и I тыс. до н.э. При этом, вопреки распространенному мнению, обособление скотоводства и появление кочевого хозяйства как такового произошло относительно поздно. Если исходить из критерия применения того или иного материала для производства орудий труда (и оружия), то в эту пору значительная часть населения нашей страны жила уже в эпоху бронзового века. Бронза, как материал для производства, требует, однако, наличия, кроме меди, также и олова. Последнее же, в отличие от меди, встречается сравнительно редко. Показательно, что в областях, где раньше всего начался бронзовый век, олово почти отсутствует. Более того, известные в древности месторождения этого металла чаще всего были в стороне от районов производства бронзы и предметов из нее (Испания, Британия и некоторые другие). Это привело к возникновению торговли оловом, ареал которой уже в III—II тыс. до н.э. был весьма обширен. Олово везли из стран Западной Европы в области Ближнего Востока, а это в свою очередь стимулировало усложнение общественных структур и отношений, в частности, вело к возникновению особой категории населения — купечества, морской торговли, мореплавания. И в итоге — расширения сфер цивилизации в ее ранних формах.
Вместе с тем бронза не могла заменить камень или другие материалы (прежде всего кость, дерево), и вплоть до появления железа о полном торжестве металлического производства не могло быть и речи.
Железо же как таковое, хотя и было (в виде метеоритного) известно издавна, стало использоваться в производстве лишь с той поры, когда человек научился его добывать из руды. Месторождений железа в природе неизмеримо больше, чем меди. К тому же с использованием железа исчезает потребность в олове, а следовательно зависимость от импорта последнего.
Но добыча железной руды могла появиться лишь при наличии относительно богатых и близко расположенных к поверхности земли его месторождений. Очевидно, существовали и другие причины того, что древнейшим очагом добычи железа стал в Западной Евразии регион, приблизительно соответствующий современной территории восточной Турции. Именно там во второй половине II тыс. до н.э. появились очаги добычи и производства железа. В ту пору это был весьма дорогой продукт — он стоил в сорок раз дороже золота, и не случайно местные общины строго контролировали вывоз столь ценного металла в соседние, лучше организованные в военном отношении, общества, прежде всего ассирийское. Ассирийцы всячески стремились закрепиться в этих районах. Именно использование железа для производства оружия стало основой военных успехов Ассирийской державы, а затем и ее соседей, в том числе Урарту, частично расположенного на территории современной Армении. Более поздние античные источники сохранили сказания о железодельцах халибах, обитавших в пределах современной северо-восточной Турции. Отсюда, надо полагать, процесс железоделания продвинулся в районы Закавказья, а затем и Кавказа, т.е. на территорию нашей страны. Но здесь начало железного века приходится уже на VIII и последующие века до н.э., т.е. на время, когда появляются первые письменные источники об областях Северного Причерноморья и Кавказа.
А эти источники позволяют нарисовать очень сложную этническую карту нашей южной территории, которая также имела свою предысторию, раскрываемую по данным лингвистики.
В наше время подавляющее большинство населения России, Украины и Белоруссии — восточнославянские народы (русские, украинцы и белорусы). На втором месте стоят тюрки, затем этносы, говорящие на кавказских языках, финно-угорские народы. Имеются калмыки и буряты, говорящие на монгольских языках, а также различные немногочисленные этносы севера, языки которых составляют особую группу. Из некогда доминировавших на юге нашей страны иранцев уцелел лишь один их потомок по языку — осетины. Такая этническая карта постепенно сложилась в основном в течение последних полутора тысяч лет. Прежде картина была иная. В первые века нашей эры на нашей территории совершенно отсутствовали тюрки. Зато, кроме иранцев, здесь гораздо шире были представлены угры и финны и относительно незначительным был ареал расселения праславян.
В древности доминантными этносами на нашей территории являлись индоевропейцы и yrpo-финны. Кроме того, на Кавказе обитали этносы, говорившие на кавказских языках.
Единая индоевропейская языковая общность начала распадаться в IV тыс. до н.э. К середине II тыс. до н.э. еще существовала так называемая индоиранская общность, западным соседом которой была балтославянская. Последняя распалась на балтскую и славянскую около середины I тыс. до н.э.
Ныне многие ученые полагают, что прародина индоевропейцев находилась как раз на юге современной России и Украины, хотя существует и гипотеза о том, что ее следует искать в Малой Азии. Говоря об индоевропейцах, затем об индоиранцах, балтах, славянах (праславянах) и т.д., следует подходить к этим понятиям исторически, поскольку в разные эпохи в эти понятия вкладывалось неадекватное содержание. Первоначально носители языка (например, праславяне) могли занимать очень небольшую территорию, которая затем в иных исторических условиях весьма расширилась за счет ассимиляции теми же праславянами различных других этносов (иранцев, балтов, финнов и т.д.). В этом плане все народы смешанного происхождения, но каждый из них объединяет язык и те элементы культуры, что связаны с последним.
Если процесс распада индоевропейской общности занял более двух тысячелетий, то то же самое можно сказать и об угро-финской (или уральской) языковой общности, которая распалась на собственно финскую и угорскую также приблизительно в середине II тыс. до н.э. Прародину этих языков скорее всего надо искать в Приуралье. откуда носители соответствующих языков распространялись на запад и восток. Особые сложности возникают с так называемыми кавказскими языками. В пределах современной России к ним относятся дагестанские, адыгские, нахские и один представитель абхазских (абазинский) языков. К югу от Большого Кавказского хребта обитают грузины (с подразделением на собственно грузин, менгрелов, лазов и сванов), собственно абхазы и остатки некогда многочисленных носителей дагестанских наречий Азербайджана (удины, крызы, хиналугцы и др.).
Вопрос о «прародине» кавказских языков особенно неясен. Известно, однако, что в древности (III—II тыс. до н.э.) на них говорили на большей части территории Малой Азии (нынешней Турции), а также в западном Иране и даже южнее. Позже эти языки сохранились лишь на севере в пределах нынешнего Кавказа.
При этом имели место весьма любопытные явления. Доказано, например, что отдаленным родственником современных вейнахских (чеченского и ингушского) языков были урартский и родственный последнему хурритский. Урартский язык исчез на протяжении I тыс. до н.э., вытесненный в основном так называемым протоармянским, носители которого пришли на Армянское нагорье после великих переселений с запада (Балкан) в XIII—XII вв. до н.э. Есть основания полагать, что ранее общие предки (по языку) урартов и вейнахов занимали обширные территории центрального Закавказья. Еще древнегрузинские легенды рассказывали о том, что предшественниками картвелов (грузин) на значительной части Восточной Грузии были какие-то бунтурки, возможно вейнахи. В I тыс. на севере Кахетни известны цанары, которых скорее всего также надо относить к вейнахам. Позже они слились с грузинами. Наконец, еще до недавнего времени одна ветвь тушин (грузинских горцев) говорила на вейнахском наречии. Следовательно, есть основания полагать, что в древности и ареал распространения этих языков был весьма обширен и простирался от центрального горного Кавказа до районов к югу от озера Ван и даже исторической Сирии. Как и почему этот ареал затем весьма сузился — наука пока четкого ответа не дает. Абхазы и адыги некогда составляли единую этноязыковую общность, занимавшую не только западный Кавказ, но и часть восточной Малой Азии (так называемые протохеты). Предки грузин (по языку), очевидно, жили между абхазо-адыгами и вейнахами. Далее на восток, в современном Азербайджане и западном Иране, обитали племена, говорившие на языках, родственных дагестанским. Однако и область распространения абхазо-адыгских (а затем и адыгских) языков на севере не выходила за пределы южного Прикубанья. К северу от Кубани обитали индоиранцы, а затем и иранцы (после распада индоиранской общности). Этот распад произошел где-то к середине II тыс. до н.э., хотя лингвисты вроде бы обнаруживают общий индоиранский язык в степном Предкавказье и позже (в I тыс. до н.э.). В связи с этим, однако, надо сделать одно существенное замечание: по данным лингвистики, без иных (в основном письменных) материалов почти невозможно очертить ареал распространения того или иного языка. Можно лишь установить его наличие в приблизительных хронологических пределах.
Такой самой общей характеристикой и завершим обзор этнической истории нашей страны до I тыс. до н.э., когда в нашем распоряжении появляются первые письменные известия. Они, включая рассказ знаменитого Геродота, весьма далеки от совершенства и сами нуждаются в специальном скрупулезном изучении, с привлечением иных (археологических и лингвистических) материалов. Однако само их появление знаменует новый важный этап в развитии наших знаний о прошлом, этап, на котором на смену общим схемам, восстанавливающим факты со значительной долей предположительности, приходят вполне конкретные сведения очевидцев.
studfiles.net
Раздел I. Древняя Русь
Глава(Лекция) 1. Древнейшие цивилизации на территории нашей страны
§ 1. Некоторые аспекты древнейшей истории
§ 2. Иранцы юга и греческие колонии в Северном Причерноморье
§ 3. «Черняховцы» и готы
§ 4. Гуннское нашествие и его последствия
§ 5. Наследники гуннов
§ 6. Хазарское государство
Глава(Лекция) 2. Восточные славяне и образование Древнерусского государства
§ 1. Происхождение славян
§ 2. Ранние политические объединения восточных славян
§ 3. Борьба Севера и Юга и образование Древнерусского государства
§ 4. Ранняя Древнерусская держава
§ 5. Кризис середины X в. и реформы Ольги
§ 6. Святослав — князь-воитель
§ 7. Новая смута на Руси и утверждение в Киеве Владимира
§ 8. Владимир и его реформы
§ 9. Принятие христианства и его последствия
Глава (Лекция)3. Неславянские народы IX — начала XIII в.
§ 1. Степные кочевники
§ 2. Поволжье, Урал, Север
§ 3. Народы Северного Кавказа
Глава(Лекция) 4. Эпоха Ярослава Мудрого
§ I. Основные черты русской истории к началу XI в.
§ 2. Вторая междоусобица на Руси. Борис и Глеб — князья-мученики
§ 3. Борьба Ярослава с Мстиславом Тмутараканским и новое объединение Руси
§ 4. Расцвет Руси при Ярославе Мудром
§ 5. Церковь и религия при Ярославе. Митрополит Иларион. Печерские святители
§ 6. Становление раннефеодальных отношений. Государственная власть. Города. Торговля. Армия
§ 7. От языческих мятежей к социальному протесту
Глава (Лекция)5. Русь на перепутье
§ 1. Междоусобица на Руси в 70-е годы XI в.
§ 2. Мятеж Олега Гориславича и новая распря
§ 3. Начало военной деятельности Владимира Мономаха
§ 4. Трагедия 1096—1097 гг.
§ 5. Крестовый поход в степь 1111 г .
§ 6. Восстание 1113 г . и эпоха Владимира Мономаха
Глава(Лекция) 6. Политический распад Руси
§ 1. Смерть Мстислава Великого и начало очередной смуты
§ 2. Начало политической раздробленности Руси
Глава (Лекция)7. Образование на территории Руси княжеств - государств
§ 1. Киевское княжество
§ 2. Черниговское и Северское княжества
§ 3. Галицко-Волынское княжество
§ 4. «Господин Великий Новгород»
§ 5. Владимиро-Суздальское княжество
Культура Руси X — начала XIII в.
Как зарождалась культура Руси
Письменность, грамотность, школы
Летописи
Литература
Архитектура
Искусство
Быт народа
Глава (Лекция)9. Начало монголо-татарского вторжения на Русь
§ 1. Рождение монгольской державы
§ 2. Чингисхан
§ 3. Завоевания монголов
§ 4. Трагедия на Калке
Раздел II. Северо-Восточная Русь
Глава (Лекция)10. Ордынское владычество
§ 1. Батыево нашествие
§ 2. Натиск с северо-запада
§ 3. Система ордынского господства
§ 4. Ордынские «рати» и восстания на Руси
Глава (Лекция)11. Начало возрождения Руси
§ 1. Новые условия и рубежи
§ 2. Жизнь возрождается
§ 3. Города
Глава (Лекция)12. Москва и объединение земель
§ 1. Младший сын Невского на уделе
§ 2. Политическая система. Борьба за первенство
§ 3. Собирание сил
§ 4. Куликовская победа
Глава(Лекция) 13. В борьбе за единство и независимость: Русь в конце XIV — середине XV в.
§ 1. Политическая карта Восточной Европы в конце XIV в. Два центра объединения русских княжеств
§ 2. Между Сараем и Вильно: внутренняя и внешняя политика Василия I
§ 3. Феодальная смута второй трети XV в. и кризис московской династии
§ 4. Северо-Восточная Русь в канун последней трети XV столетия
РАЗДЕЛ III. Становление Российского централизованного государства
Глава(Лекция) 14. Государь «всея Руси»
studfiles.net
Раздел I. Древняя Русь - PDF
Раздел I. Древняя Русь Славянский мир. Восточные славяне в древности Быт и занятия восточных славян Образование государства у восточных славян Социально-экономическое развитие Киевского государства Крещение Руси Внешняя политика Удельная Русь Галицко-Волынская земля Владимиро-Суздальская земля Новгородская земля Борьба против монголо-татар и установление золотоордынского ига Угроза Северо-Западной Руси со стороны немецких и шведских феодалов Последствия событий XIII в. Формирование централизованного многонационального государства Формирование восточнославянских народностей Северо-Восточная Русь в XIV XVI вв. Возвышение Москвы Причины и особенности образования Московского государства Орда и Русь. Свержение золотоордынского ига Великокняжеская власть Формирование государственного аппарата Положение православной церкви Великое княжество Литовское и Русь Персоналии Славянский мир. Восточные славяне в древности Предыстория восточных славян своими корнями уходит в глубокую древность. Они относятся к индоевропейской языковой группе, их прародиной считаются северные склоны Карпатских гор. О восточных славянах под именем венедов, славян или антов упоминают византийские источники. От Карпат славяне двинулись на юг, северо-запад и восток, образовав три ветви славянских племен: южных (балканские славяне), западных (чехи, моравы, поляки) и восточных. Восточные славяне в VI-VII в. пришли на Днепр, а затем постепенно достигли озера Ильмень и верховий Оки. Восточнославянские племена расселились следующим образом: поляне, древляне и дреговичи обосновались на правом берегу Днепра, северяне, радимичи и вятичи 1 / 47
перешли Днепр и поселились на его левобережье, причем вятичи продвинулись даже на Оку, кривичи проникли далеко на север и заняли территории в верховьях Волги и Западной Двины, словене (ильменские славяне) обосновались вокруг озера Ильмень. Передвижения славян зависели от других народов, прежде всего литовских и угро-финских племен. На раннюю историю славян оказали влияния и перемещения кочевых народов (готы - III в., гунны - IV в.). С VI в. в степной зоне усиливается активность тюрко-язычных племен, к числу которых принадлежали авары (обры). В середине VIII в. приднепровские славяне вынуждены подчиниться хазарам, которые прочно обосновались в степях Прикаспия и Причерноморья. В Хазарское государство (каганат) входили разноязычные народы, отличающиеся друг от друга по верованиям, но господствующая группа населения Хазарского каганата исповедовала иудаизм. Установив контроль над низовьями Днепра, Дона, Волги, хазары и другие племена стали активно вести торговлю. Отношения между завоевателями-хазарами и покоренными ими славянами не были спокойными. С возникновением у славян государственности противостояние между ними усилилось.к числу соседей восточных славян принадлежали варяги, которые тоже оказали воздействие на развитие восточнославянских племен. Варягами славяне и другие народы называли норманнов, выходцев из Скандинавии. С IX в. их военные и торговые дружины появились в землях восточных славян. Их привлекала Византия (торговля с греками и арабами, военные набеги за добычей). Варяги постоянно взаимодействовали со славянскими племенами, по землям которых проходил знаменитый торговый путь из варяг в греки. МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ Существует много гипотез о происхождения славян. Одна из миграционных теорий получила название дунайской, или балканской. Появилась она в Средние века, и ее долгое время разделяли историки XVIII - начала XX в. Дунайскую прародину славян признавали СМ. Соловьев, В.О. Ключевский и другие историки. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Он утверждал, что история России началась в VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат. Отсюда часть славян расселилась на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII-VIII вв. К эпохе Средневековья относится появление еще одной миграционной теории происхождения славян, получившей название скифско-сарматской. Ее последователи утверждали, что предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и стали известны как скифы, сарматы, аланы, роксоланы. Постепенно предки славян расселились из Северного Причерноморья на запад и юго-запад. Оригинальную теорию происхождения славян выдвинул крупный историк и языковед академик А.А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн рек Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда на рубеже I-III вв. славяне под именем венедов продвинулись на Нижнюю Вислу. Шахматов считал Нижнюю Вислу второй прародиной славян. 2 / 47
В противоположность теориям миграционного характера происхождения славян существуют точки зрения, согласно которым славяне являлись коренными жителями тех мест, где они обитали с глубокой древности. Отечественные историки, указывая на сложность процесса возникновения того или иного этноса, в том числе и славянского, подчеркивали, что этот процесс основывается на взаимодействии множества племен с последующим их объединением. Он связан с различными стадиями постепенного культурного и языкового развития. Роль переселений в этом развитии, по мнению этих историков, является второстепенной. Быт и занятия восточных славян Длительное время у славян сохранялся патриархальный племенной быт. Каждое племя состояло из родов - совокупности родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых старейшинами. Родовые старейшины имели большую власть в своих родах, а на вече (совете) решали все племенные вопросы. Постепенно, с обособлением хозяйственной деятельности семей, на смену родовой общине пришла община соседская (вервь). На вече уже собирались представители всех семейств и избирали для решения общих дел старейшин. Таким образом, в соседскую общину входили семьи, не только имевшие родственные связи, но и принадлежавшие к разным родам - родовое устройство постепенно заменялось соседскими общинами. С развитием торговли на землях славян возникают города: Киев - у полян, Чернигов - у северян, Любеч - у радимичей, Смоленск - у кривичей, Новгород - у ильменских славян и т. д. В городах для защиты торговых людей создавались дружины. Во главе таких дружин чаще всего стояли варяжские предводители - конунги (князья). Постепенно они захватывали власть в городах и становились владетельными князьями. Древнерусская летопись Повесть временных лет содержит предание о том, что такие варяжские княжества были основаны Аскольдом и Диром в Киеве, Рюриком в Новгороде, Рогволодом в Полоцке. Княжеская власть возникала у восточных славян и без участия варяжских конунгов. Основная масса славян жила в поселках (городищах). Они всегда были расположены вблизи от воды, на берегу реки или озера. Река была не только дорогой к соседям, она еще и кормила обитателей городищ. Главным занятием славян было земледелие. 3 / 47
Пахали сохой на лошадях или на волах. Также славяне с давних пор занимались скотоводством, однако из-за климатических условий оно было не очень развитым. Широкое распространение получило бортничество - добыча меда и воска от лесных пчел - и охота. Славяне были язычниками (см. Язычество) - они обожествляли силы природы и умерших предков, чтили небо и землю. Небо именовалось Сварогом, и все небесные явления приписывались его детям, сварожичам. Особым почетом пользовался у славян сварожич Перун, бог грома и молнии. Это был воинственный бог, покровительствовавший славянам в войне. Другой сварожич, Даждьбог, олицетворял благотворную силу огня и солнца, а губительную силу огня и солнечного зноя почитали под именем Хорса. Богом ветра и бури был Стрибог Древний славянин любые изменения в природе и жизни приписывал воле богов и старался умилостивить их жертвоприношениями и празднествами. Храмов у славян не было. Изображений богов они долгое время не делали. Позднее появились идолы - грубо сделанные из дерева фигуры богов. Жрецов - особых посредников между людьми и богами - тоже не было. Жертвы мог приносить всякий, кто хотел. Зато у славян существовали волхвы-ведуны, или кудесники - люди, умевшие узнавать волю богов. Образование государства у восточных славян Возникновение государства - закономерный этап в развитии общества. Это очень длительный процесс, поэтому любое событие, обозначающее переход к государственным формам жизни людей, весьма условно. Первобытное общество могло существовать, рук
docplayer.ru
Раздел I. Древняя Русь (38 ч)
ТОП 10:
Повторение(см. программу 6 класса) (2 ч)
Тема 1. Происхождение славян(4 ч)
Славяне — коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже III—II тыс. до н. э. в северной части Европы, от Рейна до Днепра. Ветви славян и славянских языков: восточная (русский, украинский, белорусский), западная (польский, чешский, словацкий и др.), южная (болгарский, македонский, хорватский и др.). Переселение народов в VI—VIII вв. как причина освоения славянами территории Центральной, Южной и Восточной Европы.Характеристика природных, климатических условий мест проживания славян, их значение для занятий населения и жизненного уклада. Взаимное обогащение культуры славян и культуры соседних народов: скифов, сарматов, германцев (готов), гуннов, хазаров.Славяне-воины; борьба славян со степными кочевниками; походы на Византию.СЛОВАРЬ:славяне, коренные народы, предшественники, племена, переселение, кочевники.
Тема 2. Восточные славяне (VI—IX вв.)(3 ч)
Особенности географического положения, природные и климатические условия проживания восточных славян. Смешение восточных славян с соседними племенами: финно-угорскими, балтийскими и др. Неравномерность развития отдельных славянских племен.Соседская территориальная община — вервь, племена, союзы племен. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать — князья, старейшины, их опора — дружина. Положение женщин в общине. Вече — общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Предпосылки к возникновению государства у восточных славян.СЛОВАРЬ:община, град, знать, старейшина, вече, полюдье.
Тема 3. Хозяйство и образ жизни восточных славян(4 ч)
Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях. Занятия восточных славян: скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество, огородничество и др.Быт восточных славян: жилище славян, традиции в питании, развитие ремесел, изготовление орудий труда, одежды, обуви, посуды, мебели.Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в греки».Возникновение городов — центров ремесел, торговли, административного управления. Киев и Новгород — развитые центры славянского мира, контролирующие торговые пути. Новгород — крупный культурный и торговый центр. Боярская республика, вече, посадник, князь новгородский.СЛОВАРЬ:быт, ремесла, торговля, обмен, торговый путь.
Тема 4. Культура и верования восточных славян(3 ч)
Истоки славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог неба; Ярило (Даждьбог, Хорос) — бог солнца; Род — бог плодородия. Археологические находки культуры восточных славян. Обряды восточных славян; культ предков. Свадебные и похоронные традиции. Языческие праздники, связанные с земледельческими работами: Масленица, праздник урожая, праздник Ивана Купалы. Фольклор: сказки, народные приметы, пословицы, песни, плачи.СЛОВАРЬ:язычество, культ, фольклор, традиции.
Тема 5. Создание Древнерусского государства(6 ч)
Происхождение слова Русь (научные представления).Первое Древнерусское государство как результат ожесточенной борьбы князей — Киевская Русь (IX в.).Управление государством: великий князь, дружина, знать (бояре, младшая дружина, местные (удельные) князья, местная дружина). Боярская дума — совещательный орган при князе для решения государственных вопросов. Основа общественного устройства — община как замкнутая социальная система, организующая и контролирующая трудовую, военную, обрядовую, культурную жизнь ее членов.Вотчина — крупное частное землевладение, основная экономическая единица Киевской Руси. Земля — главное богатство восточных славян. Положение простых крестьян — смердов, рабов (холопов, челяди), закупов. Полюдье — сбор дани со всего «свободного» населения; «уроки» и «погосты».Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи).Развитие древних городов Руси: Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Новгород и др.Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными народами, западными и южными славянами. Торговые пути к греческим черноморским колониям. Русские сухопутные караваны к Багдаду по пути в Индию.Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения границ государства и покорения соседних племен.СЛОВАРЬ:государство, вотчина, смерд, холоп, колония, караван.
Тема 6. Крещение Киевской Руси (X в.)(4 ч)
Истоки христианской веры. Религии в X—XI вв.Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской Руси и религии соседних государств: Волжская Болгария (ислам), Хазарский каганат (иудаизм), католический запад. Стремление Византии приобрести единоверца в лице сильного Русского государства. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от Византии. Сопротивление народа и Крещение Руси в 988 г. Значение принятия Русью христианства для ее дальнейшего исторического развития: укрепление государственной власти, расширение внешних связей, укрепление международного авторитета, развитие культуры. Отличия католической и православной ветвей христианства, сказавшиеся на развитии стран Западной Европы и Руси.СЛОВАРЬ:религия, ислам, иудаизм, христианство, крещение.
Тема 7. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (ок. 978—1054)(4 ч)
История прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о безопасности границ государства: военные походы князя. Киев — один из крупнейших городов Европы, расцвет зодчества, градостроительства, просвещения. Наречение князя царем. Дипломатия Ярослава Мудрого, родственные связи с крупнейшими королевскими дворами Европы.Законотворчество в Киевской Руси. Русская Правда — свод древнерусского феодального права.СЛОВАРЬ:могущество, зодчество, дипломатия, наречение, царь.
Тема 8. Феодальная раздробленность в русских землях(XI—XV вв.)(5 ч)
Русь после смерти Ярослава Мудрого. Завещание Ярослава сыновьям. «Очередной» порядок престолонаследия. Ослабление государства в результате княжеских междоусобиц и народных восстаний, угрозы соседних племен. Шаги Владимира Мономаха (1053—1125) по сохранению единства русских земель. Введение короны русских царей — шапки Мономаха, издание Устава Владимира Мономаха. Укрепление международного авторитета Руси. Русская летопись «Повесть временных лет». Причины распада единого государства на отдельные княжества после смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава I — великого князя киевского (1076—1132). Влиятельные княжества Руси: Галицко-Волынское (на юго-западе), Новгородское (на северо-западе), Владимиро-Суздальское (на юго-востоке).Новгород — крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский.Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147).СЛОВАРЬ:завещание, престолонаследие, междоусобица, летопись, вече, посадник, республика.
Тема 9. Культура Руси X—XIII вв. (до монгольского нашествия)(3 ч)
Три важнейших периода в культуре домонгольской Руси: языческая культура, культура Киевской Руси (сочетание восточнославянских и византийских традиций), культура русских земель периода раздробленности. Развитие письменности на Руси (до и после принятия христианства), распространение грамотности. Берестяные грамоты, рукописные книги. Развитие устного народного творчества и литературы. Выдающиеся литературные памятники: «Повесть временных лет»; летописи Пскова, Новгорода и др.; жития; «Поучение детям» Владимира Мономаха; «Слово о полку Игореве» (обзорно, с примерами).Слава российских ремесленников: оружие, кожа, меха, ювелирные изделия и др.Иллюстративное знакомство с памятниками культуры, дошедшими до XXI в.: Софийский собор в Киеве и Новгороде, Золотые ворота в Киеве, соборы Переславля-Залесского, Суздаля, церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др.Иконопись, традиции греческих мастеров. Икона Владимирской Богоматери — символ Руси. Развитие русской иконописной школы.Главный итог развития Киевской Руси: рождение древнерусской народности с единым языком, общей территорией, близостью материальной и духовной культуры.СЛОВАРЬ:письменность, памятники, собор, церковь, икона, иконопись, духовная культура.
Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями(XIII—XV вв.) (13 ч)
Тема 1. Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь(5 ч)
Монгольские кочевые племена. Борьба между племенами за владение пастбищами. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех монгольских племен. Покорение войском Чингисхана соседних племен, Северного Китая, Кореи, Средней Азии, вторжение в Закавказье. Помощь русских князей половцам, сражение на реке Калке. Поражение русско-половецкого войска кочевниками.Покорение монголами Волжской Болгарии, Средней Волги, вторжение в Северо-Восточную Русь. Разорение Рязанской земли, покорение города Козельска. Поход монгольского войска на Западную Европу через Южную Русь. Осада и падение Киева. Завоевание Галицко-Волынской Руси, Польши, Венгрии, других государств. Создание нового государства — Золотая Орда, его территория на карте истории. Положение русских земель по отношению к Орде. Связи русских князей с ханом, «ярлыки». Последствия монгольских завоеваний для Руси. Русь — преграда на пути завоевания монголами Западной Европы. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Новгородский князь Александр Невский. Ратные подвиги.СЛОВАРЬ:пастбища, каган (каганат), вторжение, разорение, осада, завоевание.
Тема 2. Объединение русских земель против татаро-монгольского нашествия(4 ч)
Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя: развитие сельского хозяйства, увеличение пахотных земель, использование трехполья, использование орудий труда. Развитие скотоводства, охоты, рыболовства, огородничества, садоводства, пасечного пчеловодства. Интенсивный рост феодального земледелия, монастырского землевладения, «десятина». Крестьянские общины. Развитие новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Возрождение каменного строительства, рост числа ремесленников, купцов. Расширение внутренней и внешней торговли. Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита — московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для победы над Ордой.
Тема 3. Образование единого Московского государства(4 ч)
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства — Иван III. История Московского Кремля. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды. Государственное устройство Московской Руси. Боярская дума — совещательный орган о «делах земли». Судебник Ивана III (1497). Роль Русской православной церкви в объединении русских земель, в борьбе с монголо-татарским игом. Личность и влияние Сергия Радонежского на самосознание русского народа.СЛОВАРЬ:централизованное государство, бояре, дума, судебник.
infopedia.su
Раздел I. Древняя Русь Глава 1. Древнейшие цивилизации на территории нашей страны § 1. Некоторые аспекты древнейшей истории
Так уж сложилось, что из многотысячелетней истории человечества достаточно наглядное представление можно составить лишь о самых последних временах благодаря обретению исследователями, наряду с весьма своеобразными и односторонними археологическими данными, сведений письменных источников. Для нашей страны таковые появляются лишь с VIII—VII вв. до н.э. Весь огромный предшествующий период изучается археологами, чьи материалы касаются почти исключительно развития, эволюции сферы материального производства. Оно изменялось крайне медленно, и значительные рубежи в нем обозначались через тысячелетия.
Разумеется, историки, признавая примат производства над прочими сферами жизни, не могут вместе с тем не видеть реальности: во-первых, крайне медленное развитие производства в доиндустриальный период; во-вторых, все большую значимость появляющихся с эволюцией человека иных, в том числе и духовных областей его бытия. С развитием человека в мыслящее, живущее коллективно и творящее материальное и духовное благо существо возникает язык как главное средство межчеловеческих контактов. Немногочисленность человеческих объединений архаичных эпох, а также их крайне слабая связь друг с другом приводят ко все большему обособлению языков, а поскольку именно язык в ту пору в значительной мере определял то, что мы называем этническим лицом, разделение языковых семей на более дробные является также весьма существенной особенностью человеческой истории эпохи ранних цивилизаций или их становления
Эта сфера человеческой истории на ранних этапах находится в ведении лингвистов, которые на основе закономерностей развития языков и сохранившихся в известных древних наречиях элементов еще более архаичных лингвистических структур реконструировали ряд древних языков.
В отличие от материальной исследования в этой сфере не идут в слишком глубокую древность, но тем не менее позволяют в общих чертах восстановить процессы языкового дробления и взаимодействия приблизительно с IV тыс. до н.э. В дальнейшем сюда присоединяется и реальный лингвистический материал, уцелевший благодаря древнейшим системам письменности, возникшим в отдельных регионах земли.
Ныне установлено, что человек появился приблизительно два миллиона лет назад. Древнейшие остатки этого предка нынешнего «гомо сапиенс» обнаружены в Африке, более поздние реликты открыты в Азии и Европе. Длительная эволюция человека из животного царства была связана прежде всего с возникновением и развитием производства, различные этапы которого определяются в науке по материалу, из которого изготовлялись орудия труда (и оружие). Первоначально таким материалом был камень, а потому древнейшие стадии человеческой истории называются палеолит (древний каменный век), энеолит (среднекаменный век) и неолит (новокаменный век). В нашей стране эти самые длинные периоды человеческой истории продолжались много тысячелетий и закончились где-то во II тыс. до н.э. Но даже это относится лишь к наиболее развитым районам, тогда как в остальных каменный век продолжался и позже.
Рассматривая историю человечества, мы ясно видим, что первые очаги, как мы говорим, цивилизации возникли сначала в нескольких районах (долины Нила, Тигра и Евфрата, Инда и других рек), затем как бы распространяясь на соседние области. Не случайно, если брать территорию России в ее старых границах, то наиболее ранние цивилизации появились в Закавказье и Южной Средней Азии и лишь позже к северу от Кавказских гор. По-видимому, ранние этапы общественных объединений не обязательно предполагали возникновение государства как такового. Последнее первоначально появилось там, где существовала настоятельная необходимость в создании централизованных форм организации производства, связанного с искусственным орошением. В других районах первоначально достаточно было появления относительно небольших объединений, способных защитить их членов от внешней опасности. Основной структурной ячейкой таких объединений служило племя, состоявшее из родственных коллективов более низкого порядка (родов). Затем происходило становление союзов племен.
Как бы то ни было, для истории человечества важнейшим этапом стало сначала возникновение производящего земледелия, а затем отделение от него скотоводства. Последнее случилось довольно поздно, на нашей территории не ранее рубежа II и I тыс. до н.э. При этом, вопреки распространенному мнению, обособление скотоводства и появление кочевого хозяйства как такового произошло относительно поздно. Если исходить из критерия применения того или иного материала для производства орудий труда (и оружия), то в эту пору значительная часть населения нашей страны жила уже в эпоху бронзового века. Бронза, как материал для производства, требует, однако, наличия, кроме меди, также и олова. Последнее же, в отличие от меди, встречается сравнительно редко. Показательно, что в областях, где раньше всего начался бронзовый век, олово почти отсутствует. Более того, известные в древности месторождения этого металла чаще всего были в стороне от районов производства бронзы и предметов из нее (Испания, Британия и некоторые другие). Это привело к возникновению торговли оловом, ареал которой уже в III—II тыс. до н.э. был весьма обширен. Олово везли из стран Западной Европы в области Ближнего Востока, а это в свою очередь стимулировало усложнение общественных структур и отношений, в частности, вело к возникновению особой категории населения — купечества, морской торговли, мореплавания. И в итоге — расширения сфер цивилизации в ее ранних формах.
Вместе с тем бронза не могла заменить камень или другие материалы (прежде всего кость, дерево), и вплоть до появления железа о полном торжестве металлического производства не могло быть и речи.
Железо же как таковое, хотя и было (в виде метеоритного) известно издавна, стало использоваться в производстве лишь с той поры, когда человек научился его добывать из руды. Месторождений железа в природе неизмеримо больше, чем меди. К тому же с использованием железа исчезает потребность в олове, а следовательно зависимость от импорта последнего.
Но добыча железной руды могла появиться лишь при наличии относительно богатых и близко расположенных к поверхности земли его месторождений. Очевидно, существовали и другие причины того, что древнейшим очагом добычи железа стал в Западной Евразии регион, приблизительно соответствующий современной территории восточной Турции. Именно там во второй половине II тыс. до н.э. появились очаги добычи и производства железа. В ту пору это был весьма дорогой продукт — он стоил в сорок раз дороже золота, и не случайно местные общины строго контролировали вывоз столь ценного металла в соседние, лучше организованные в военном отношении, общества, прежде всего ассирийское. Ассирийцы всячески стремились закрепиться в этих районах. Именно использование железа для производства оружия стало основой военных успехов Ассирийской державы, а затем и ее соседей, в том числе Урарту, частично расположенного на территории современной Армении. Более поздние античные источники сохранили сказания о железодельцах халибах, обитавших в пределах современной северо-восточной Турции. Отсюда, надо полагать, процесс железоделания продвинулся в районы Закавказья, а затем и Кавказа, т.е. на территорию нашей страны. Но здесь начало железного века приходится уже на VIII и последующие века до н.э., т.е. на время, когда появляются первые письменные источники об областях Северного Причерноморья и Кавказа.
А эти источники позволяют нарисовать очень сложную этническую карту нашей южной территории, которая также имела свою предысторию, раскрываемую по данным лингвистики.
В наше время подавляющее большинство населения России, Украины и Белоруссии — восточнославянские народы (русские, украинцы и белорусы). На втором месте стоят тюрки, затем этносы, говорящие на кавказских языках, финно-угорские народы. Имеются калмыки и буряты, говорящие на монгольских языках, а также различные немногочисленные этносы севера, языки которых составляют особую группу. Из некогда доминировавших на юге нашей страны иранцев уцелел лишь один их потомок по языку — осетины. Такая этническая карта постепенно сложилась в основном в течение последних полутора тысяч лет. Прежде картина была иная. В первые века нашей эры на нашей территории совершенно отсутствовали тюрки. Зато, кроме иранцев, здесь гораздо шире были представлены угры и финны и относительно незначительным был ареал расселения праславян.
В древности доминантными этносами на нашей территории являлись индоевропейцы и yrpo-финны. Кроме того, на Кавказе обитали этносы, говорившие на кавказских языках.
Единая индоевропейская языковая общность начала распадаться в IV тыс. до н.э. К середине II тыс. до н.э. еще существовала так называемая индоиранская общность, западным соседом которой была балтославянская. Последняя распалась на балтскую и славянскую около середины I тыс. до н.э.
Ныне многие ученые полагают, что прародина индоевропейцев находилась как раз на юге современной России и Украины, хотя существует и гипотеза о том, что ее следует искать в Малой Азии. Говоря об индоевропейцах, затем об индоиранцах, балтах, славянах (праславянах) и т.д., следует подходить к этим понятиям исторически, поскольку в разные эпохи в эти понятия вкладывалось неадекватное содержание. Первоначально носители языка (например, праславяне) могли занимать очень небольшую территорию, которая затем в иных исторических условиях весьма расширилась за счет ассимиляции теми же праславянами различных других этносов (иранцев, балтов, финнов и т.д.). В этом плане все народы смешанного происхождения, но каждый из них объединяет язык и те элементы культуры, что связаны с последним.
Если процесс распада индоевропейской общности занял более двух тысячелетий, то то же самое можно сказать и об угро-финской (или уральской) языковой общности, которая распалась на собственно финскую и угорскую также приблизительно в середине II тыс. до н.э. Прародину этих языков скорее всего надо искать в Приуралье. откуда носители соответствующих языков распространялись на запад и восток. Особые сложности возникают с так называемыми кавказскими языками. В пределах современной России к ним относятся дагестанские, адыгские, нахские и один представитель абхазских (абазинский) языков. К югу от Большого Кавказского хребта обитают грузины (с подразделением на собственно грузин, менгрелов, лазов и сванов), собственно абхазы и остатки некогда многочисленных носителей дагестанских наречий Азербайджана (удины, крызы, хиналугцы и др.).
Вопрос о «прародине» кавказских языков особенно неясен. Известно, однако, что в древности (III—II тыс. до н.э.) на них говорили на большей части территории Малой Азии (нынешней Турции), а также в западном Иране и даже южнее. Позже эти языки сохранились лишь на севере в пределах нынешнего Кавказа.
При этом имели место весьма любопытные явления. Доказано, например, что отдаленным родственником современных вейнахских (чеченского и ингушского) языков были урартский и родственный последнему хурритский. Урартский язык исчез на протяжении I тыс. до н.э., вытесненный в основном так называемым протоармянским, носители которого пришли на Армянское нагорье после великих переселений с запада (Балкан) в XIII—XII вв. до н.э. Есть основания полагать, что ранее общие предки (по языку) урартов и вейнахов занимали обширные территории центрального Закавказья. Еще древнегрузинские легенды рассказывали о том, что предшественниками картвелов (грузин) на значительной части Восточной Грузии были какие-то бунтурки, возможно вейнахи. В I тыс. на севере Кахетни известны цанары, которых скорее всего также надо относить к вейнахам. Позже они слились с грузинами. Наконец, еще до недавнего времени одна ветвь тушин (грузинских горцев) говорила на вейнахском наречии. Следовательно, есть основания полагать, что в древности и ареал распространения этих языков был весьма обширен и простирался от центрального горного Кавказа до районов к югу от озера Ван и даже исторической Сирии. Как и почему этот ареал затем весьма сузился — наука пока четкого ответа не дает. Абхазы и адыги некогда составляли единую этноязыковую общность, занимавшую не только западный Кавказ, но и часть восточной Малой Азии (так называемые протохеты). Предки грузин (по языку), очевидно, жили между абхазо-адыгами и вейнахами. Далее на восток, в современном Азербайджане и западном Иране, обитали племена, говорившие на языках, родственных дагестанским. Однако и область распространения абхазо-адыгских (а затем и адыгских) языков на севере не выходила за пределы южного Прикубанья. К северу от Кубани обитали индоиранцы, а затем и иранцы (после распада индоиранской общности). Этот распад произошел где-то к середине II тыс. до н.э., хотя лингвисты вроде бы обнаруживают общий индоиранский язык в степном Предкавказье и позже (в I тыс. до н.э.). В связи с этим, однако, надо сделать одно существенное замечание: по данным лингвистики, без иных (в основном письменных) материалов почти невозможно очертить ареал распространения того или иного языка. Можно лишь установить его наличие в приблизительных хронологических пределах.
Такой самой общей характеристикой и завершим обзор этнической истории нашей страны до I тыс. до н.э., когда в нашем распоряжении появляются первые письменные известия. Они, включая рассказ знаменитого Геродота, весьма далеки от совершенства и сами нуждаются в специальном скрупулезном изучении, с привлечением иных (археологических и лингвистических) материалов. Однако само их появление знаменует новый важный этап в развитии наших знаний о прошлом, этап, на котором на смену общим схемам, восстанавливающим факты со значительной долей предположительности, приходят вполне конкретные сведения очевидцев.
studfiles.net
Раздел I. Древняя Русь
Страница 1 из 24
Раздел I. Древняя Русь
Славянский мир. Восточные славяне в древностиБыт и занятия восточных славянОбразование государства у восточных славянСоциально-экономическое развитие Киевского государстваКрещение РусиВнешняя политикаУдельная РусьГалицко-Волынская земляВладимиро-Суздальская земляНовгородская земляБорьба против монголо-татар и установление золотоордынского игаУгроза Северо-Западной Руси со стороны немецких и шведских феодаловПоследствия событий XIII в.Формирование централизованного многонационального государстваФормирование восточнославянских народностейСеверо-Восточная Русь в XIV–XVI вв.Возвышение МосквыПричины и особенности образования Московского государстваОрда и Русь. Свержение золотоордынского игаВеликокняжеская властьФормирование государственного аппаратаПоложение православной церквиВеликое княжество Литовское и РусьПерсоналии
Славянский мир. Восточные славяне в древности
Предыстория восточных славян своими корнями уходит в глубокую древность. Они относятся к индоевропейской языковой группе, их прародиной считаются северные склоны Карпатских гор. О восточных славянах под именем венедов, славян или антов упоминают византийские источники. От Карпат славяне двинулись на юг, северо-запад и восток, образовав три ветви славянских племен: южных (балканские славяне), западных (чехи, моравы, поляки) и восточных. Восточные славяне в VI-VII в. пришли на Днепр, а затем постепенно достигли озера Ильмень и верховий Оки. Восточнославянские племена расселились следующим образом: поляне, древляне и дреговичи обосновались на правом берегу Днепра, северяне, радимичи и вятичи перешли Днепр и поселились на его левобережье, причем вятичи продвинулись даже на Оку, кривичи проникли далеко на север и заняли территории в верховьях Волги и Западной Двины, словене (ильменские славяне) обосновались вокруг озера Ильмень.Передвижения славян зависели от других народов, прежде всего литовских и угро-финских племен. На раннюю историю славян оказали влияния и перемещения кочевых народов (готы - III в., гунны - IV в.). С VI в. в степной зоне усиливается активность тюрко-язычных племен, к числу которых принадлежали авары (обры). В середине VIII в. приднепровские славяне вынуждены подчиниться хазарам, которые прочно обосновались в степях Прикаспия и Причерноморья. В Хазарское государство (каганат) входили разноязычные народы, отличающиеся друг от друга по верованиям, но господствующая группа населения Хазарского каганата исповедовала иудаизм. Установив контроль над низовьями Днепра, Дона, Волги, хазары и другие племена стали активно вести торговлю. Отношения между завоевателями-хазарами и покоренными ими славянами не были спокойными. С возникновением у славян государственности противостояние между ними усилилось.К числу соседей восточных славян принадлежали варяги, которые тоже оказали воздействие на развитие восточнославянских племен. Варягами славяне и другие народы называли норманнов, выходцев из Скандинавии. С IX в. их военные и торговые дружины появились в землях восточных славян. Их привлекала Византия (торговля с греками и арабами, военные набеги за добычей). Варяги постоянно взаимодействовали со славянскими племенами, по землям которых проходил знаменитый торговый путь “из варяг в греки”.
МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ
Существует много гипотез о происхождения славян. Одна из миграционных теорий получила название “дунайской”, или “балканской”. Появилась она в Средние века, и ее долгое время разделяли историки XVIII - начала XX в. Дунайскую прародину славян признавали СМ. Соловьев, В.О. Ключевский и другие историки. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Он утверждал, что “история России началась в VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат”. Отсюда часть славян расселилась на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII-VIII вв.К эпохе Средневековья относится появление еще одной миграционной теории происхождения славян, получившей название “скифско-сарматской”. Ее последователи утверждали, что предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и стали известны как “скифы”, “сарматы”, “аланы”, “роксоланы”. Постепенно предки славян расселились из Северного Причерноморья на запад и юго-запад.Оригинальную теорию происхождения славян выдвинул крупный историк и языковед академик А.А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн рек Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда на рубеже I-III вв. славяне под именем венедов продвинулись на Нижнюю Вислу. Шахматов считал Нижнюю Вислу второй прародиной славян.В противоположность теориям миграционного характера происхождения славян существуют точки зрения, согласно которым славяне являлись коренными жителями тех мест, где они обитали с глубокой древности. Отечественные историки, указывая на сложность процесса возникновения того или иного этноса, в том числе и славянского, подчеркивали, что этот процесс основывается на взаимодействии множества племен с последующим их объединением. Он связан с различными стадиями постепенного культурного и языкового развития. Роль переселений в этом развитии, по мнению этих историков, является второстепенной.