Ученые раскрыли тайну мумии, которая находится в Эрмитаже. Эрмитаж древний египет экспонаты
Семь самых загадочных экспонатов Эрмитажа (8 фото)
Эрмитаж - огромный музей с богатой коллекцией. И как и в каждом музее такого уровня и с такой историей в нем есть свои легенды, загадочные и таинственные экспонаты.
1. Часы «Павлин»:
Эрмитаж возник как частное собрание императрицы Екатерины II, но со временем, когда количество шедевров приумножилось, стал музеем в полном смысле этого слова.
В 1777 году князь Григорий Потемкин решил в очередной раз удивить императрицу Екатерину. Его выбор пал на работу английского механика Джеймса Кокса. Почему именно на него, неизвестно. Возможно, русский граф увидел удивительные вещи в рекламных каталогах, которые издавал мастер. Чтобы отправить подарок в Россию, его пришлось разобрать.
Разобрать-то разобрали, а вот собрать не смогли – часть деталей оказалось то ли сломана, то ли утрачена. Так и пылился бы эффектный подарок, если бы в 1791 году Потемкин не поручил «оживить птичек» Ивану Кулибину. И мастер высочайшего класса сделал невозможное: часы пошли, а затейливый механизм пришел в движение. Как только часы начинают звонить, «оживает» сова в клетке.
Под звон колокольчиков клетка начинается вращаться. Затем «просыпается» павлин: его хвост поднимается, начинает распускаться, птица кланяется, втягивает и запрокидывает голову, открывает клюв. В тот момент, когда хвост полностью раскрывается, павлин поворачивается на 180 градусов так, что зрители видят его… зад. Затем перья опускаются, и павлин занимает исходное положение.
Узнать об истинной причине такого нелицеприятного поведения павлина сегодня невозможно. По одной из версий Кулибину не удалось добиться того, чтобы птица делала полный оборот. Другая легенда утверждает, что мастер намеренно заставил птицу совершать подобное «фуэте», тем самым демонстрируя свое отношение к царскому двору, для которого «птичка» и предназначалась.
2. «Гробница Гомера»
В зале Юпитера можно найти и еще одну неразгаданную загадку Эрмитажа – «гробницу Гомера». Она была вывезена то ли с острова Андрос, то ли с острова Хиос в ходе Первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского. Первым владельцем гробницы стал «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 г. русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: «Не памятник ли это Гомера?» Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации.
Вскоре, авторитет Строганова как коллекционера неимоверно вырос. Еще бы, ведь он обладал предметом, за которым не одно столетие гонялись авантюристы со всего света. Впрочем, «гробница Гомера» — очередная красивая легенда, вроде Атлантиды или золота Трои.
Изучив барельефы, ученые с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот. Но пока остается неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага. Каким образом, где и когда эти стенки соединились – непонятно.
3. Кровавая богиня Мут-Сохмет
В египетском зале можно найти один из древнейших египетских памятников на территории России — статую богини войны и воздаяния, гневную Мут-Сохмет.Согласно мифу, кровожадная богиня решила уничтожить род человеческий. Боги решили спасти людей: они разлили перед богиней подкрашенное в красный цвет пиво, которое Мут-Сохмет приняла за человеческую кровь. Выпила – и успокоилась.
Однако легенда Эрмитажа уверяет, что опасность для людей все еще сохраняется. Якобы, ежегодно в полнолуние на коленях богини появляется красноватая лужица.
По другой версии – ноги богини покрываются странным красноватым влажным налетом всякий раз, когда Россию ожидают очередные неприятности, беды, катастрофы. Последний раз налет, якобы, был обнаружен в 1991 году. Есть ли в легенде хоть доля истины? И как можно объяснить странный «кровавый» налет? На эти вопросы ответы пока не найдены.
4. Тайна золотой маски
В собраниях Эрмитажа хранятся всего три посмертные античные маски из золота. Одна из них – маска из гробницы Рескупорида. В 1837 году археологи обнаружили в окрестностях Керчи курган, внутри нашли каменный саркофаг с женским скелетом, который предположительно принадлежал не иначе как царице: все тело усыпано бляшками из золота, на голове – золотой венок, лицо скрыто золотой маской. Вокруг саркофага было найдено большое количество ценных вещей, в том числе серебряное блюдо с выбитым именем царя Рескупорида, правителя Боспорского царства.
Ученые предположили, что в саркофаге была погребена его жена, но позже засомневались. До сих пор гипотеза о том, что золотая маска скрывала лицо боспорской царицы, не подтверждена и не опровергнута.
5. Кланяющийся Пётр
Ореолом таинственности окружена так называемая «восковая персона» Петра, над которой потрудились отечественные и европейские мастера после кончины императора. Многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой Петр вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям «пора и честь знать».
В XX столетии в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако, никакого механизма, который бы позволял царю самостоятельно двигаться, обнаружено не было. Кому-то доказательства показались неубедительными, кому-то – не захотелось терять очередную красивую легенду. Как бы то ни было, но и сегодня находится немало тех, кто утверждает, будто со «знакомым смотрителем» оказывался в зале именно в тот момент, когда фигура «оживала».
6. Неповторимые феодосийские серьги
В сибирской коллекции Петра I можно найти феодосийские серьги, выполненные в древнегреческой технике зерни. Их главным украшением является микроскопическая многофигурная композиция, иллюстрирующая афинские состязания. Мельчайшую зернь, которой усыпана одна из частей украшения, можно разглядеть разве что с помощью лупы. При сильном увеличении обнаруживаются крошечные зерна, которые соединены по четыре и выстроены в ряды – именно эта отделка и подарила феодосийским серьгам всемирную славу. Лучшие мировые ювелиры пытались создать копии феодосийских украшений, но задача оказалась невыполнимой. Ни способ пайки, ни состав припоя, которым пользовались мастера древности, выяснить не удалось.
7. «Икона безбожного времени»
Один из самых скандальных шедевров – «Черный квадрат» Малевича 1932 года – также можно найти в Эрмитаже. Сам автор трактовал идею как беспредельность, обобщенную в единый знак, называя «Черный квадрат» иконой нового, безбожного времени. Споры об идейном содержании полотна ведутся давно, но с того момента, как картина была выставлена в Эрмитаже, снова и снова обращается внимание на ее «разрушительную» энергетику: одни посетители рядом с ней теряли сознание, другие, напротив, приходили в неистовое возбуждение.Действительно ли мировой шедевр наделен мистической силой, или это очередная попытка «подлить масла в огонь»?
ribalych.ru
Ученые раскрыли тайну мумии, которая находится в Эрмитаже :: Новости :: ТВ Центр
Во вторник в Санкт-Петербурге огласили итоги исследования египетской мумии из коллекции Эрмитажа, которой более двух с половиной тысяч лет. Изначально предполагалось, что это тело знатной женщины-певицы из древних Фив по имени Бабат. Но результаты ошеломили ученых.
Главное открытие ученых перевернуло все представления музея об этом экспонате. Мумию, которая долгое время хранилась в запасниках Эрмитажа, считали храмовой певицей по имени Бабат, жившей в Фивах во времена царствования фараона Псаметиха Первого. Оказалось, что на самом деле это мужчина. Причем, мужчина-евнух – с большой долей вероятности ученые предположили, что он служил во дворце фараона, передает "ТВ Центр".
Певица Бабат окончательно перевоплотилась в жреца Па Кеша, когда выяснилось, что в коллекции Эрмитажа хранятся саркофаги обеих мумий. Первые экспонаты из Египта начали привозить в Россию еще в царские времена, в конце 19 века.
Путаница с мумиями в Петербурге, как выяснилось, образовалась еще в начала 20 века. Дело в том, что до революции ядро египетской коллекции располагалось в другом петербургском музее - в Кунсткамере, поскольку считалось неподобающим хранить фактически умерших людей рядом с покоями здравствующей императорской семьи. После революции коллекция переехала в Эрмитаж, в Египетский зал, но при транспортировке ученые того времени, по всей видимости, перепутали саркофаги.
Конечно, могли перепутать и раньше, еще в Египте перед отгрузкой, говорят исследователи. Но важно сейчас другое: впервые в научно-исследовательской истории Эрмитажа удалось изучить мумию, не прикоснувшись к ней. Всего 47 секунд сканирования – и мумия начинает превращаться в реального человека.
Этот мужчина страдал заболеваниями опорно-двигательного аппарата – ими страдает и современный человек. Здесь есть выраженный остеохондроз шейного отдела, пояснично-крестцового отдела
Коллективное удивление ученых вызвал тот факт, что у этого египтянина, которому сейчас около уже двух с половиной тысяч лет, сохранилось тридцать абсолютно здоровых зубов. Это говорит не только об уникальном мастерстве бальзамирования, но и том, что при жизни в те далекие времена жрец Па Кеш не страдал кариесом.
Современные ученые буквально снимают шляпу перед своими древними предшественниками. Способ пеленания мумии создает настолько глухую оболочку вокруг тела, что через нее не может просочиться ни одна молекула воды – ни изнутри, ни снаружи! Даже несмотря на то, что экспонат хранится в городе со средней влажностью воздуха 80 процентов.
Уникальные исследования позволят ученым, что называется, "собрать паззл" из отрывочных знаний далекой эпохи фараонов. А для посетителей Эрмитажа обещают создать электронную презентацию.
Анна Морозова, "ТВ Центр", Санкт-Петербург.
www.tvc.ru
Статуя фараона Аменемхета III и другие экспонаты Египетского зала Эрмитажа
Новости и общество 13 июня 2016
Статуя фараона Аменемхета III является одним из главных экспонатов Египетского зала Эрмитажа. Она превосходно сохранилась и, пожалуй, является его главным украшением. Но, помимо этого, в музее находится множество самых различных древностей этой культуры.
Общая характеристика
Египетские традиции являются одними из древнейших среди мировых цивилизаций. Культура этой страны уникальна тем, что просуществовала на протяжении долгого времени – около четырёх тысяч лет. В то время как другие, например, греческая – всего два тысячелетия. Кроме того, она сохранила уникальные памятники и артефакты. Именно они позволяют судить о богатой мифологии, оригинальном мировоззрении. Одним из ключевых понятий в миропонимании египтян была вера в бессмертие души, так что каждый из представителей нации всю жизнь готовился к переходу в загробный мир. Это привело к тому, что ритуальные обряды, захоронения играли большую роль в их культуре.
Сакрализация культуры
Ещё одной характерной особенностью их общественно-политической и культурной жизни было обожествление правителей, примером чего служит статуя фараона Аменемхета III. Она, кстати, сохранилась в превосходном состоянии. В связи с верой в загробную жизнь египтяне оставили после себя множество ритуальных вещей и предметов, которые хранятся в Эрмитаже. Сохранились также стелы, рисунки с изображениями жертв и начертанными сакральными фразами.
Общая характеристика
Египетский зал был основан архитектором А. Сивковым в 1940 году на месте буфета в Зимнем дворе. В этом помещении представлена история и архитектура этой цивилизации начиная с 4-го тысячелетия до нашей эры. Особый интерес представляет экспозиция Древнего царства, а также последующих периодов: птолемеевского и римского, времени византийского господства.
От последнего сохранились монеты императорской и александрийской чеканки с изображениями правителей. По залам Эрмитажа можно судить о богатстве собранных здесь коллекций. Особый интерес представляет собрание коптских древностей, которые были найдены и систематизированы Боком. Он исколесил вдоль и поперёк эту страну в конце XIX века. Помимо находок различных древностей, он также посетил Красный и Белый монастыри, а также некрополь, где изучил надписи.
Экспонаты
Египетские экспонаты Эрмитажа чрезвычайно многообразны. Это и крупная скульптура, и мелкая пластика, и предметы обихода, и ритуальные приспособления, а также надписи, рисунки, изображения. Кроме того, здесь хранятся мумии. Особое место занимают предметы религиозного и ритуального назначения. Например, тут можно полюбоваться стелой Ипи (XIV век до нашей эры). Она изображает царского писца, опахалодержателя и главного управляющего хозяйством. Он представлен перед языческим божеством Анубисом.
Последний изображён с головой шакала в поясе, жезлом в одной руке и специальным иероглифом, который символизировал у древних египтян жизнь. Он назывался «анхом». Фигура Анубиса тщательно прописана и выполнена в традиционных цветах, в которых рисовали египетских божеств: синий и зелёный. Скульптура писца, напротив, более схематична. Он одет в рубаху с широкими рукавами и передник. На стеле изображён жертвенный сосуд, имеются надписи ритуального значения, а также перечислены титулы и звания самого Ипи.
Скульптура
Наиболее важное место в экспозиции занимает статуя фараона Аменемхета III. Как уже говорилось выше, она хорошо сохранилась и позволяет судить о том, какое большое значение в жизни древних египтян играла сакрализация своих правителей. Этот фараон был представителем двенадцатой династии, правившей в период Среднего царства (XIX век до нашей эры). При нём египетское государство достигло большого могущества, что, в частности, проявилось в грандиозном строительстве.
Речь идёт в первую очередь о сооружении огромного заупокойного храма в районе Фаюмского оазиса, который древние греки прозвали «лабиринтом». Статуя фараона Аменемхета III выполнена в постамарнских традициях, характерных для времени правления преемников Эхнатона. У неё хорошо прописано лицо. Автор большое внимание уделил воспроизведению портретного сходства, что было значительным шагом вперед по сравнению с искусством Древнего царства.
Особенно тщательно прописана мускулатура. Аменемхет 3 изображён в простой одежде: на нём передник и специальный платок на голове – традиционное одеяние фараонов-правителей. Особенно хорошо нарисованы глаза, которые, благодаря своей постановке, придают взгляду выразительность. Торс выполнен в традиционном стиле: он прям, строен, что соответствовало представлениям древних египтян о высоком статусе фараона, изображение которого должно было демонстрировать мощь и величие египетского государства.
Другие предметы
Ещё одним экспонатом, который привлекает внимание, является статуя древнеегипетской богини Семхет. Она изображена с головой львицы, поскольку жители Египта представляли её грозным оком Солнца. Они считали её богиней войн и верили в то, что она способна вызывать болезни и исцелять их. Поэтому она считалась покровительницей врачей.
Грозная львиная голова свидетельствует о том, что древним египтянам она представлялась как некая карающая сила. Так что все бедствия страны – голод, мор, войны, эпидемии – жители считали её карой. Ещё один экспонат – это забальзамированная мумия жреца, которая свидетельствует о том, что искусство мумифицирования применялось не только по отношению к фараонам, но и к состоятельным людям.
Источник: fb.ru
Комментарии
Идёт загрузка...
Похожие материалы
Компьютеры Как стать беременной в "Аватарии" и другие секреты игры
Сегодня мы изучим интересные игры для девочек. "Аватария" - это одна из интереснейших детских игрушек, в которой можно погрузиться в мир симуляторов. Так что давайте поговорим о том, какие секреты она в себе таит.
Новости и общество Египетский зал Эрмитажа, история древности
Египет - страна настолько древняя, что ученые давно оставили попытки определ...
Духовное развитие Монастырь Монтсеррат (Испания). Статуя Черной Мадонны и другие достопримечательности
Очень интересной достопримечательностью является бенедиктинский монастырь Монтсеррат (Испания). Как добраться до него, интересуются многие туристы. Он является религиозным и духовным символом провинции Каталония, а та...
Духовное развитие Мифология: египетский бог Солнца и другие древние боги
Мифология Древнего мира настолько запутанна и многогранна, что уже невозможно точно определить, во что верили древние. Обратимся к такому немаловажному персонажу, как египетский бог Солнца, ведь солнце есть жизнь, све...
Новости и общество Статья для тех, кого интересует продолжительность жизни крота и другие важные факты, связанные со зверьком
Все знают про животное, которое называется кротом. Ещё в раннем детстве малыши узнают о нём из сказки про Дюймовочку. А вот вопрос о том, какова продолжительность жизни крота, вызовет у большинства людей замешательств...
Автомобили Рулевая рейка: люфт и другие неисправности. Как устранить или отрегулировать?
Рулевое управление – неотъемлемая часть любого автомобиля. Благодаря этому узлу транспортное средство может менять направление траектории движения. Система состоит из множества элементов. Главная составляющая &n...
Автомобили Как выглядит самый большой бульдозер в мире и другие его «собратья»
Без этого транспортного средства не может проходить ни одно серьезное строительство. Эта машина подготавливает площадки, очищает пространство от мусора, роет разные ямы. Агрегат прост в конструкции и характеризуется п...
Автомобили Клиренс "Фольксваген Поло", оптимальный дорожный просвет и другие характеристики
"Фольксваген Поло" - популярный компактный автомобиль концерна Volksvagen Group. Впервые модель была представлена в виде удешевленной версии Audi-50, а в марте 1975 года Polo был запущен в серию как самостоятельная мо...
Автомобили Где находится топливный фильтр? Расположение топливного фильтра в автомобилях «Ниссана», «Тойота», «Калина», «Приора» и других марок
В наше время высоких скоростей и технологий автомобиль перестал быть признаком роскоши. Сегодня без него обойтись порой невозможно, поэтому каждому владельцу машины важно, чтобы она постоянно была исправна.
Автомобили Про шины Dunlop GrandTrek AT3 и другие для внедорожников
Автомобильные шины серии Dunlop GrandTrek разработаны конструкторами специально для кроссоверов и внедорожников. Их задача – обеспечить высокую управляемость и безопасность вождения на высоких скоростях в различ...
monateka.com
К вопросу об экспонировании древностей...
С подачи уважаемого latander возникла мысль обсудить вопрос о визуальном решении экспозиции музейного пространства, связанного с древним искусством. В частности, интересны мнения по поводу "светлого" или "темного" решения экспозиции. Естественно, я приведу примеры египетских экспозиций разных музеев. Буду рад мнениям, комментариям и дополнительным иллюстрациям от Вас...
Турин, Египетский музей. Новая экспозиция первого зала скульптуры Нового царства. 2007 г. Фото из сети, автор мне неизвестен.
Турин, Египетский музей. Экспозиция того же самого зала в 2004 г. (с) фото мое, 2004 г.
Турин, Египетский музей. Новая экспозиция второго зала скульптуры Нового царства. Диада Амона и Тутанхамона. 2007 г. Фото из сети, автор мне неизвестен.
Турин, Египетский музей. Экспозиция того же самого зала в 2004 г. (с) фото мое, 2004 г.
Каир, Египетский музей. Зал искусства Амарны, недавно отремонтированный. (с) фото - "Аль-Ахрам"
Вена. Музей истории искусства. Один из египетских залов. Фото из сети, автор мне неизвестен.
Мадрид. Фрагмент экспозиции недавней выставки "Фараон" в специальном выставочном пространстве. Фото из сети, автор мне неизвестен.
Афины, Национальный археологический музей. Зал древнеегипетского искусства, открытый в 2008 году (с) фото - "Аль-Ахрам"
Гренобль, Музей изящных искусств. Зал древнеегипетского погребального ритуала. (с) фото мое, 2004 г.
Луксор, Музей египетского искусства. Зал "Луксорского тайника". (с) insecula.com
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Фрагмент экспозиции Египетского зала. (с) Левон Хачатрян
Копенгаген. Новая Карлсбергская Глиптотека. Зал египетской скульптуры. Фото из сети, автор мне неизвестен.