Древняя индия экономика. Реферат - Экономика феодальной Индии - файл Индия.doc
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2.1.4. Экономические идеи в Древней Индии. Древняя индия экономика


Экономика Индии

Введение

Индия страна с богатейшей историей. Индия, занимая полуостров Индостан, представляла собой благодатную страну, 3/4 территории которой занимают равнины и плоскогорья, пригодные для ведения сельского хозяйства. Субтропический климат и плодородные почвы долин Инда и Ганга позволяли снимать урожай 2-3 раза в год. Обилие и неглубокое залегание руды (медной, железной, серебряной, золотой) способствовала развитию ремесла. Около 10 тысяч лет назад жители Индии начали выращивать пшеницу, ячмень, а затем рис, который именно оттуда распространился по всему миру. Индийцы первыми стали культивировать хлопок и изготовлять ткани из его волокна. Уже в древности были приручены и одомашнены многие виды скота, а впоследствии слоны, которые использовались в строительных работах и военном деле. Цивилизация Индии появилась на основе небольших общин, образовавшихся в долине Инда около 3000 г. до н. э. Но с 1800 г. до н. э. цивилизация долины Инда приходит в упадок. Причины этого не вполне ясны, но можно предположить, что одной из них были частые наводнения, а также то, что жители исчерпали плодородные почвы и вырубили почти все деревья. Около 1500 г. до н.э. в долину приходит группа индоевропейских племен, называющих себя ариями. Арии основали несколько царств, и каждое имело своего собственного раджу - правителя. Богатство человека определялось по числу голов скота, в том числе двуногого, принадлежащего ему. В этот период появляется разделение общества на "варны" - классы-слои.

Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Индийская культура была тесно переплетена с культурой многих народов и оказала на них немалое влияние. В процессе взаимного обогащения она сумела сохранить свое своеобразие и яркую индивидуальность. Достижения древней и средневековой Индии в области науки, литературы и искусства высоко оценены мировым сообществом. Зародившиеся в Индии индуизм, буддизм и возникшее на их основе различные религиозно-философские системы оказали воздействие не только на развитие многих цивилизаций, но и на их общественную мысль. Несмотря на колониальный гнет, продолжавшийся около двухсот лет, индийский народ сохранил преемственность в развитии своей культуры, для которой столь характерны высокие идеалы миролюбия и гуманизма. В новое и новейшее время на базе своеобразного синтеза достижений индийской культурной традиции и демократических начал европейской культуры возникли и успешно развиваются культура и наука современной Индии. История Индии последних столетий - это длительная и героическая борьба нескольких поколений за освобождение от колониального и феодального гнета. Вступлением Индии в 1947 г. на путь независимости началась новая эпоха в истории ее развития. Перед страной встала историческая задача преодоления колониального прошлого и выбора пути в будущее. Основным содержанием исторического процесса является неуклонный прогресс в экономической, социальной, политической и культурной сферах, что предопределит глубокие изменения в стране. Выбор Индии обусловлен тем, что это уникальная страна, имеющая богатый исторический процесс развития, как в экономическом, так и историческом плане. В нашей работе мы хотим понять и раскрыть процессы зарождения и развития экономики, каковы последствия английской экспансии, чем обусловлено такое динамичное развитие Индии в настоящее время. Увидеть связь между древнейшей цивилизацией Индии, зародившейся около 5 тысяч лет назад, с нынешним положением страны. Также важнейшим аспектом нашей работы является изучение экономических отношений между Индией и Казахстаном, каковы перспективы данного сотрудничества.

экономика индия экспансия цивилизация

1. История развития Индии в древние времена

В Индии зародилась одна из древнейших мировых цивилизаций - здесь сложилась высокоразвитая культура, которая оказала огромное влияние на последующее развитие страны, на культуру многих народов Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. Археологические материалы свидетельствуют, что Индия была заселена еще в глубокой древности, а некоторые антропологи рассматривают Индию как один из возможных районов, где проходил процесс очеловечивания обезьяны. В течение многих десятилетий ученые ведут спор по различным вопросам "арийской проблемы", пытаясь решить, когда, откуда и какими путями индоарийские племена пришли в Индию. Приход индоарийцев в Индию некоторые ученые рассматривали как покорение отсталых аборигенов высокоразвитыми арийцами, которые принесли с собой в Индию цивилизацию и создали развитое общество. Сторонники расовой теории привнесли в эту проблему расовое различие, будто бы существовавшее между ариями и народами Индии, совершенно отрицая возможность самостоятельного развития и прогресса местного населения. Согласно этим антинаучным теориям, только с приходом ариев в Индии появилось классовое общество и образовалось государство. Открытие развитой цивилизации в долине Инда заставило многих ученых пересмотреть свои взгляды, но отголоски "теории" продолжают звучать до сих пор. Процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин. В результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию. Способствовали развитию социального неравенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и общинами. Социальное расслоение в Древней Индии привело, однако, не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп - варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшиев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшиях и шудрах содержится в самом раннем произведении ведической литературы - Ригведе. В более поздних ведах указывается на наследственный характер религиозной и военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев. Формированию варны - жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. Особая воинская верхушка, военная аристократия - кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев пополнялась и местными вождями, главами сильных родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой категории "вратья-кшатриев", т.е. кшатриев по обету, а не по рождению. Название третьей варны "вайшии" произошло от слова "виш" - народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев и ремесленников. Обособлению кшатриев среди своих соплеменников - вайшиев-простолюдинов способствовали представления, что кшатрии - полновластные распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных. В основе этой первой, трехчленной дифференциации древнеиндийского общества лежало разделение труда, та глубокая социально действенная ступень разделения, когда труд физический отделялся от труда умственного, материальный от духовного, производительный от управленческого. В таком разделении труда уже были заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуатации родовой аристократией простого народа. По мере консолидации высших варн - брахманов и кшатриев складывался особый порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта доли, получившей название боли (налог). Налог шел на содержание брахманов и кшатриев. Он все время возрастал, став со временем своеобразной формой государственной эксплуатации рядовых общинников-крестьян. С формированием самой многочисленной и эксплуатируемой варны шудр связаны процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и развитие социального неравенства внутри самого арийского общества; разряд шудр пополнялся представителями не только коренного населения, но и беднейшей части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находились в услужении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую.

Началом нового периода в истории древней Индии - магадхско-маурийского, продолжавшегося в течение четырех столетий, исследователи обычно считают середину I тыс. до н.э. Этот период был отмечен созданием (впервые в Индии) объединенного государства, подъемом экономики, развитием культуры, распространением письменности. С эпохой Маурьев связано укрепление и распространение буддизма. Не случайно, что и в сегодняшней Индии эта эпоха рассматривается как особая веха в развитии культуры и сложении государственности. В эту эпоху сложились основные черты социально-экономического строя древнеиндийского общества, которые получили дальнейшее развитие в последующие периоды истории страны. В это время резко проявилась и неравномерность развития отдельных областей. Одним из наиболее экономически развитых центров Северной Индии стала долина Ганга. Причиной этому являлись: плодородные аллювиальные почвы и богатые залежи металлов. Важным фактором явилось широкое распространение железа, которое нашло применение и в земледелии, и в ремесле. Дальнейшее развитие получило искусственное орошение. Не смотря на то, что земледелие - ведущая отрасль производства, немалое значение в хозяйстве играло и скотоводство. Скот ценился довольно высоко, так как кроме сельских работ его использовали как транспортное средство. В изучаемый период появляются деньги, развивается денежное обращение. Вначале это были кусочки металлов, которые постепенно получали определенную форму и дополнялись особыми изображениями и надписями. На государственной службе находились специальные чиновники, обязанностью которых было осуществлять контроль над чеканкой монет и денежным обращение. В эту эпоху были уже известны заклады, кредиты, проценты.

Кушано-гуптский период был отмечен дальнейшим прогрессом в развитии сельского хозяйства, в частности земледелия. Расчищались новые земельные участки, осушались болота, роль земледельческого хозяйства постоянно возрастала. Государство старалось заинтересовать земледельцев в освоении необработанных земель, лесных массивов. В первых веках нашей эры продолжается дальнейший процесс развития частного землевладения. В шастрах большое внимание уделяется правам частного собственника и мерам по их защите. За незаконный захват чужой земли установлен высокий штраф. В эпоху Гуптов появляются специальные грамоты, регистрирующие покупку и продажу земли. Государство по-прежнему старалось держать под своим контролем земельный фонд, а община - затормозить развитие частного землевладения, но процесс сосредоточения земли в частных руках неуклонно развивался.

Существенные изменения происходили в положении непосредственных производителей - рабов, свободных общинников и наемных работников. В шастрах более позднего времени подробно регламентируются правила о рабах, дается их классификация. Прослеживается тенденция ограничить превращение временных рабов в пожизненные, фиксируются обязанности хозяев, за нарушение которых мог накладываться на рабовладельца штраф. Значительно меняется и положение свободных земледельцев. Если вначале передавалась просто земля, то затем вместе с землей даруются и люди, сидящие на этой земле.

В рассматриваемый период особого развития достигли внутренняя и внешняя торговля, так как хозяйственная специализация отдельных областей и зон делала необходимым постоянный обмен. Были освоены многие необжитые районы, совершенствовался транспорт, улучшались торговые пути. Связи между отдельными областями стали более тесными. Очень интенсивно развивалось денежное обращение. Государство следило за поступлением и продажей товаров. Продажа некоторых товаров находилась под строгим контролем государства. Конкуренция существовала как между индивидуальными торговцами, так и между торговыми объединениями. Индия вывозила изделия из слоновой кости, шелк, драгоценные камни, раковины, мускус, железо и сталь, золото и медь. В "Перипле" говорится о вывозе индийских рабынь, обученных музыке и танцам. В Помпеях была обнаружена статуэтка из слоновой кости, изображающая индийскую богиню Лакшми. Многочисленные изделия из слоновой кости кушанского времени найдены в Беграме (Афганистан). Эти находки свидетельствуют о тесных экономических связях древней Индии с различными странами.

2. Индия в средние века

В средние века в Индии установились феодальные отношения, однако разительно отличавшиеся от классического феодализма Европы. Господство двухсекторной экономики: государственная собственность и общинная определили путь развития феодализма в Индии. Иерархическая структура господствующего класса была слабо развита, а в иные периоды отсутствовала совсем. Землевладелец, как правило, не вел своего манориального хозяйства, вследствие этого барщины не существовало. Принудительный неоплачиваемый труд (бегар) применялся большей частью только на строительстве крепостей, оросительных сооружений и т.п. Рента с крестьян обычно взималась в форме фиксированного государственного налога. Правитель жаловал землевладельцу не конкретную землю, а лишь условную территорию, с которой должны были поступать определенные суммы государственного налога. Тот, кому был пожалован участок, собирал данный налог-ренту в свою пользу, но обязан был за это содержать наемные воинские контингенты, из которых состояла армия правителя. Ни пожалования, ни титулы обычно не передавались по наследству. В Индии также не было крепостного права, т.е. юридической личной зависимости крестьян от феодального землевладельца. Право суда и расправы применялось только при сборе налогов. Вместо сословных перегородок существовало кастовое разделение. Отсутствие наследных поместий, титулов и сословий в некоторые периоды индийской истории облегчало возможность способным людям из низов выдвинуться в военачальники. Индийская форма феодализма отличалась от европейской, в частности, преобладанием государственной собственности на землю. Вместе с тем между общественным строем средневековой Европы и Индии имелись важные черты сходства. В обоих регионах экономика базировалась на ручном труде мелких крестьян и ремесленников, преимущественно велось натуральное хозяйство. Общество строилось на эксплуатации крестьян посредством взимания ренты, главным образом путем внеэкономического принуждения. Для феодала или феодального государства земля - это территория, с населения которой должна была поступать определенная сумма налогов. Условные пожалования давались обычно на определенную сумму, и лишь потом государственные чиновники определяли, с какой местности или местностей эти налоги должны были собираться. В период развитого феодализма в Индии подавляющее большинство пожалований носило условный характер: они не передавались по наследству, не могли быть отчуждаемы или дарованы более мелким владельцам. В крестьянское распоряжение землей феодал не вмешивался. Однако, поскольку налог взимался только с обработанной площади, феодал стремился увеличить пахотную землю, устанавливая в течение ряда лет налоговые привилегии крестьянам, поднимавшим залежь или целину, или поощряя тех, кто засевал землю интенсивными, высокотоварными культурами. Государственная собственность на землю выражалась в праве установления нормы земельного налога, по размеру и характеру равнявшегося феодальной ренте, в сборе налога непосредственно государственными чиновниками или в пожаловании права сбора феодалам. Таким образом, в средневековой Индии у разных социальных групп было свое, отличное от других понятие земли и владельческих прав на нее. Следует отметить, что при господстве государственной собственности некоторая, меньшая часть земель, находилась у наследственных независимых или вассальных землевладельцев (получивших при Моголах название заминдаров), которые сами устанавливали нормы взимаемой ими ренты и порой вели собственное хозяйство с помощью кабальных барщинников или батраков. Подавляющее большинство грамот, дошедших до нас от VI - XII вв., рассказывают о дарениях в пользу брахманов с целью приумножить религиозные заслуги правителя. Это были дарения "навечно", которые фиксировались на бронзовых табличках. Однако, те немногие светские пожалования, которые также были записаны на бронзе, однотипны с дарениями брахманам, хотя не исключено, что существовали пожалования, обусловленные сроком службы. В грамотах упоминаются также налоги, от которых освобождается человек, получивший дарение. Постепенно список налогов все увеличивается, особенно к Х в. (налоги на свадьбу, на бездетных, по случаю праздников или семейных торжеств в доме владетеля, сбор за доставку в селение царского указа, подати на содержание приезжающих в село чиновников, судебные штрафы и пошлины) Не раз происходило "упорядочение", т.е. объединение мелких поборов в один основной налог, к которому потом начинали прибавлять дополнительные, и т.д. В этом отражался рост налогового гнета населения и все более зависимое положение общинников. Лично свободное общинное крестьянство все чаще попадало в налоговую кабалу.

В 1398 году на северную Индию наступают войска Тимура. Мусульманские завоеватели Индии захватывали земли владетелей и устанавливали свою власть. Однако тюркские военачальники не могли радикально изменить методы хозяйствования, сложившиеся в Индии в течение столетий. По существу отношения между крестьянами и феодалами остались прежними, хотя были несколько видоизменены формы феодальной собственности. В первую очередь усилилась государственная собственность на землю: это давало завоевателям возможность содержать сильную армию и властвовать над чуждым им населением. Именно государству отходили земли многих изгнанных и истребленных в войнах индийских феодальных родов. Государственная собственность была двух родов - халиса и икта. С земель халиса налог собирали чиновники фикса. Налог этот обычно устанавливался на глазок, без точного обмера и взимался с общинного старосты, раскладку налога по дворам вела сама община. Доходы от таких земель шли на содержание двора, должностных лиц и воинов, которые получали свое жалование натурой или деньгами. В собственности государства считались также некоторые леса и луга. В отдельные периоды Делийского султаната на некоторых государственных землях организовывалось царское хозяйство, где трудились рабы. Удельный вес таких земель был весьма невелик.

Первоначально завоевание Индии выходцами из Средней Азии привело к росту караванной торговли между Индией и мусульманским Востоком. Клады монет делийских султанов находят не только в Персии и Средней Азии, но даже на Волге. Поскольку основой армии в Делийском государстве была конница, лошади за отсутствием пастбищ в Индии фактически не разводятся, то привоз коней был одной из главных статей индийского импорта. Однако вскоре завоевания монголов и разрушение ими ряда городов в Иране и Средней Азии привели к некоторому спаду индийской караванной торговли.

Каждое крупное государство в Индии в период феодализма в первую очередь стремилось упрочить свою собственность на землю. Наличие государственных земель позволяло собирать ренту-налог в казну и раздавать земли в условное пожалование феодалам, обязанным содержать контингенты войск, из которых состояла государственная армия. Так, например, в Могольской империи(XVIв.) существовало две формы государственной собственности на землю - халиса и джагир. Вся завоеванная территория поступала в фонд государственных земель, именовавшийся халиса. Из этого фонда правитель раздавал джагиры, а также пожалования различным священнослужителям и богословам. Джагир - условное пожалование, так как получавший его обязывался содержать соответствующее величине джагира отряды войск, из которых состоял основной костяк армии правителя. Земля, отданная в джагир, продолжала считаться государственной собственностью. Самым развитым районом Могольской империи, ее экономическим центром был Гуджарат. Там была развита внутренняя торговля, на ежедневных базарах в большинстве городов и крупных сел продавались продукты сельского хозяйства и ремесленные изделия. Однако еще большее значение имела внешняя торговля. Сурат был крупнейшим портом Индии: оттуда морем везли товары в районы Персидского залива, Аравийского моря, а также велась каботажная торговля со всем западным побережьем Индии. Сурат стал также центром английской и голландской торговли в Индии. Европейские купцы вытесняли местных купцов из заморской торговли. Наиболее крупные индийские купцы стремились сотрудничать с европейцами и пользовались в качестве партнеров их покровительством. В Гуджарате зарождалась прослойка купцов-компрадоров (связанных с иностранцами). Феодалы также принимали деятельное участие в морской торговле, снаряжая корабли и продавая европейцам крупные партии индийских товаров.

3. Генезис капитализма, развитие Индии в индустриальную эпоху

В эпоху капитализма Индия становится объектом фискальной, торговой, ростовщической, феодальной, капиталистической эксплуатации, что и определило особенности экономического развития Индии. Ее уделом стал колониальный путь генезиса капитализма. Одной из важных предпосылок колониальной экспансии английского капитализма и порабощения Индии был рано начавшийся в Англии промышленный переворот. Кроме того, консерватизм феодального строя самой Индии тормозил экономическое развитие. В XVII-XVIII вв. ремесло в Индии достигло большого технического совершенства, но не порождало капиталистической мануфактуры. Широкое распространение получила простая кооперация наемного труда. Индийская община, сохранившаяся не только в сфере землепользования и агрокультуры, являлась экономическим резервом феодального режима. Сельская община в Индии ассимилировала ремесло, что практически означало консервацию натурального хозяйства и превращение общины в совершенно замкнутый мир. В Индии община мешала товаризации хозяйства, отделению ремесла от сельского хозяйства, концентрации ремесленного производства в городах, возникновению капиталистических отношений и их перерастанию в мануфактурную систему. В рамках общины технический прогресс становился крайне медленным. Внешняя торговля Индии в позднее средневековье была довольно обширной. Экспортировались не только продукты сельского хозяйства, но и хлопчатобумажные ткани, даже железо и сталь. Индийские пряности и ткани были известны в Европе. Однако внешние источники накопления капитала оказались малодоступными для купечества Индии. Индия не знала политики меркантилизма, которая сыграла важную роль в генезисе европейского капитализма. Формированию национального рынка, накоплению капиталов и их промышленному применению мешали политическая раздробленность и военные опустошения.

В XVII в. создалась благоприятная обстановка для английской экспансии. Созданная в 1600 г. Ост-Индская компания неоднократно отправляла свои суда в Индию. Однако вплоть до середины XVIII в. территориальные владения компании оставались довольно скромными и не выходили за рамки торговых факторий. Переломным моментом был 1763 год, когда согласно статьям Парижского мирного договора Франция отказалась от индийских владений и хозяевами Индии становились англичане. После этого начинается стремительное увеличение количества английских владений в Индии. Завоевание Индии сопровождалось жестоким ее ограблением. Изъятие золота и серебра, произведений искусства и драгоценностей приобрело неслыханные масштабы. Считается, что за 15 лет после захвата Бенгалии англичане вывезли оттуда драгоценностей на сумму 1 млн фунтов стерлингов. Эта огромная по тем временам сумма ускорила промышленный переворот в Англии. Ограбление Индии оказалось столь выгодным делом, что в 1784 г. английский парламент принял билль об Индии, согласно которому назначался Контрольный совет для наблюдения за деятельностью Ост-Индской компании. Экономические ресурсы Индии расхищались с помощью налогов. Огромные суммы выплачивались в виде торговой прибыли. Аграрная политика Ост-Индской компании нашла свое классическое отражение в Бенгалии. Заминдары (откупщики, собиравшие раньше налоги для Великого Могола, а теперь для Ост-Индской компании) 90% собранного налога с крестьян обязывались передавать Ост-Индской компании. Существующая в индийской деревне система "райятвари" означала, что собственниками земли признавались мирасдары, или владельцы наследственных участков, как правило, полноправные общинники. Торговая эксплуатация Индии ориентировалась на знаменитую "прибыль от отчуждения". В XVII-XVIII вв. торговые операции Ост-Индской компании сводились к вывозу в Англию индийских тканей, селитры, индиго, опиума. До 1813 г. Индия была преимущественно экспортирующей страной. В 1813 г. Ост-Индская компания лишается монополии на торговые операции с Индией, и в эту страну устремляются многочисленные английские дельцы. Возникают торговые фирмы, специализирующиеся на экспорте промышленных изделий, особенно из Ланкашира. В 1833 г. Ост-Индская компания вообще была лишена коммерческих функций, которые перешли к торговым фирмам "Братьев Рейли", "Братьев Грехэм" и др. Расширились экспортные операции, чему благоприятствовало удешевление фрахта. Последствия активного ввоза продукции английских фабрикантов оказались катастрофическими для индийского ремесла, ибо оно потеряло рынки сбыта из-за неконкурентоспособности с фабричными товарами. В XIX в. вывоз продукции индийского ремесла на внешние рынки сокращается. Колониальное порабощение Индии сопровождалось превращением ее в аграрный придаток фабричной промышленности Англии. Выкачка сырья стала одной из важнейших задач Ост-Индской компании. Международное разделение труда приобрело колониальный характер. Из Индии вывозится большое количество зерна, чая, кофе, опиума, индиго, хлопка, шелка. Важным событием в экономической истории Индии явилось строительство железных дорог, мотивированное экономическими интересами. В 1849 г. была создана 1-я линия близ Калькутты, имевшая "экспериментальное значение". В 1854 г. было открыто движение по линии Бомбей - Тапа, которая стала первой дорогой коммерческого характера. В 60-е годы строительство железных дорог все больше расширялось, и к 1869 г. длина железнодорожных линий достигла 5015 миль. В первой половине XIX в. английские власти приняли меры по организации парового судоходства, чтобы разрешить проблему транспортировки хлопка. В 40-х годах возникла пароходная компания "Ориентал энд Пинин Сулар Ко", игравшая в дальнейшем важную роль в транспортировке индийских товаров. В середине XIX в. в Индии начался промышленный переворот. Предпосылки для него были созданы прогрессирующим процессом разложения феодализма. Массовая экспроприация крестьянства создавала необходимые резервы рабочей силы. Вовлечение пауперов в систему фабричного производства приводило к формированию рабочего класса. Процессы первоначального накопления капитала развивались в Индии с давних пор. Несмотря на "омертвение капиталов" в Индии все-таки возникали мануфактурные предприятия и капитал находил применение в промышленности. Первая хлопкопрядильная и ткацкая фабрика была создана англичанами в Индии в 1815 г. Устойчивые предприятия стали возникать только после 1851 г., когда Бомбейская прядильно-ткацкая компания построила в Бомбее крупную хлопчатобумажную фабрику. На территории Индии в 1879 г. имелось уже 56 фабрик, численность рабочих на которых достигла 43 тыс. человек. В 60-е годы XIX в. возникло много предприятий для упаковки и прессования экспортного хлопка. Важное значение приобрела джутовая промышленность. В 1882 г. на территории Индии имелось уже 30 джутовых фабрик, из которых 17 были расположены в окрестностях Калькутты. С началом промышленного переворота возникли и некоторые предприятия тяжелой промышленности. Добыча угля в 1869 г. достигла 467 тыс. тонн. Предпринимались попытки организовать стекольные, металлургические заводы. До 1870 г. промышленный переворот в Индии не вышел еще из начальной стадии и затронул только некоторые отрасли производства, преимущественно текстильную промышленность. Основные закономерности генезиса капитализма в Индии были подготовлены разложением феодализма, развитием ремесла и торговли, процессами первоначального накопления капитала. Однако существуют следующие специфические черты капиталистического развития Индии.

studfiles.net

2.1.4. Экономические идеи в Древней Индии

Базилевич. История экономических учений (2005)

Экономическая мысль Древней Индии формировалась и развивалась под влиянием мифологического и религиозного мышления, отразив особенности древнеиндийских представлений об обществе, его социальную структуру, хозяйственные явления и процессы: богатство, собственность, экономические функции государства тощо.Древний памятник древности - сборник песен "Ригведа" (II тыс. до н.э.) удостоверяет существование рабовладельческих отношений в начале становления классической индийской цивилизации. Особенностью экономической мысли Древней Индии является ее яркая религиозную окраску. Письменные источники середины I тыс. до н.э. (Буддийские и брахманские религиозные трактаты) изображают древнеиндийскую экономику как «экономику жертвоприношений" 1, в котором имущество и сбережения являются источником пожертвований, собственностью богов. Рабство в буддизме рассматривается как препятствие на пути духовного спасения, доступного лишь тем, кто имеет личную свободу. Собственность воспринимается неотделимой от личности. Буддизм не отрицает хозяйственной деятельности мирян, но отмечает необходимость отказа монахов от собственности и экономической деятельности на пути к спасению-нирвани.Общественный и хозяйственный строй Древней Индии нашел яркое отражение в "Законах Ману" (Манавадхармашастри) - сборнике религиозных, моральных, правовых установок, которые определяют поведение человека в частной и общественной жизни в соответствии с религиозных догматов брахманизма. "Законы Ману" (XI в. До н.э.) приписываются мифическому родоначальнику людей Ману. Они раскрывают имеющийся в Древней Индии общественное разделение труда и обосновывают понятие варны как сословной (кастовой) иерархии общества, имеет вечное, неизменное, божественное происхождение. Отмечается, что Бог создал из своих уст жрецов-брахманов, которые должны общаться с Богом и управлять государством. Из своих рук Бог создал воинов-кшатриев, которые должны чтить брахманов и защищать страну от врагов. С бедер были созданы вайшя, призванные заниматься хозяйственной деятельностью (земледелием, ремеслом, торговлей) и стремиться к обогащению. Интересно, что общественным идеалом варнивайшя была хозяйственная самостоятельность и экономическая независимость: "Все, что зависит от чужой воли, - зло, все зависит от собственной воли, - благо" 2, - говорится в "Законах Ману". Низкой кастой были бесправны шудра, созданные Богом из ступней ног. их судьбой была покорная служба членам других каст, занятия ремеслом, труд арендаторов половинников и наемных работников в сельском господарстви.Определяя рабство как естественное явление, "Законы Ману" выделяют такие его источники: захват в плен, наказания, служба за содержание, рождение от рабов, купля-продажа рабов, передача рабов по наследству. Поскольку кастовое деление общества и существование рабства объяснялись божественной волей и рассматривались как заранее определены и неизменны, то переход из одной верни в другую и смена рода занятий осуждались и сурово карались. Согласно "Законами Ману", "лучше свое дело, плохо выполненная, чем хорошо сделанная чужой дело" 1.Выдающимся памятником древнеиндийской экономической мысли является трактат "Артхашастра" (IV-III вв. До н.э.), написанный советником царя Чандрагупты I (321-297 pp. До н.э.) брахманом Каутилья. Древнеиндийской "Артхашастра" означает учение ("шастра") о пользе, выгоде ("артха"). Это большая работа, которая состоит из 15 отдельных книг, отражающих достигнутый уровень общественного развития и дают представление о наиболее характерные черты экономической мысли Древней Индии. Трактат содержит установки для правителя по управлению государством с целью достижения экономического и политического порядка и подъема страны. Особое внимание уделяется вопросам пополнения казны, организации налогообложения и другим аспектам финансовой политики.В "Артхашастра": поднимается вопрос об экономической роли государства, отмечается, что царь (раджа) наделен всей полнотой исполнительной и законодательной власти. В его обязанности входит забота о колонизации окраин, строительство дорог, поселений, плантаций, разработку месторождений, развитие промыслов, организацию царского хозяйства и т.д.. Особо подчеркивается необходимость государственного руководства строительством и обслуживанием ирригационных систем как залога урожая; наголошусться на том, что основой осуществления всех государственных дел является казна, поэтому главной целью экономической политики государства является ее пополнения. Развивается идея достижения активного баланса государственного бюджета, необходимости ведения точного счетоводства, определения доходов и расходов, подведение годового баланса и т.д.. Целью государственного управления провозглашается увеличения доходов казны за счет доходов царского хозяйства, различных налоговых сборов и платежей населения; налоги рассматриваются как основная статья доходов государственной казны, естественная плата царю за охрану страны от внутренних и внешних опасностей. С целью обеспечения налоговых поступлений и улучшения организации землепользования предлагается отбирать землю у нерадивых хозяев и передавать ее добросовестным земледельцам; обращается внимание на то, что богатство государства создается всем населением страны, поэтому правитель должен заботиться об удовлетворении общегосударственных нужд, защищая не землю, а людей: "Сила государства - в людях. Безлюдные земли похожи на бесплодную корову - что можно из нее выжать?" 1 страшными бедами, которые могут постигнуть государство, Каутилья считал голод и злоупотребление властью; оправдывается социальное неравенство и разделение общества на рабов и свободных граждан - ариев. Указывается, что для ариев не должно быть рабства. Если арии по каким-то причинам попадали в рабство, то необходимо было приложить максимум усилий для их освобождения. О патриархальный характер рабства в Древней Индии свидетельствуют изложенные в трактате положение о том, что рабы имеют право на владение собственностью, получения наследства, самовикуп за счет собственного имущества и т.п.; содержатся ценные сведения о правах и взаимоотношениях каст в Древней Индии. Свидетельствуя привилегированное положение брахманов и кшатриев, трактат возлагает обязанность соблюдения и охраны кастового строя на царя. "Закон для брахмана, - отмечается в Артхашастра, - обучение, жертвоприношение для себя и для других, раздачу даров и их получения. Закон для кшатрия - обучение, жертвоприношение, раздача даров, добывание средств к жизни военной службой и охрана живых существ. Закон для вайшя - обучение, жертвоприношение, раздача даров, земледелие, животноводство и торговля. Закон для шудры - покорность, ведения хозяйства в два раза родившихся (высших каст), ремесло и актерство "; нашло отражение понимание различия между стоимостью и ценой товара. По мнению Каутильи, величина стоимости вещи определяется количеством дней труда. Однако цена товара может превышать стоимость в результате конкуренции между покупателями. Деньги рассматриваются как необходимое средство существования, составляющая имущества. Отмечается, что ростовщичество является "отдачей в рост предметов казны" и таким образом уменьшением ее. Именно поэтому за ростовщичество предлагается взимать штраф "в размере двойного результата"; торговля рассматривается как источник поступлений в казну. По мнению Каутильи, регламентация торговой деятельности, установления нормы торговой прибыли, налогообложения торговых операций, поддержание стабильного уровня товарных запасов, влияние на товарооборот зависимости от сезонных колебаний товарных цен с целью недопущения их несанкционированного использования являются важными функциями государства. В трактате говорится, что надзиратель за торговлей имеет наделяться широкими полномочиями, знать цены, уметь считать основные средства, ущерб, пошлина, прибыль, расходы по найму, а также другие расходы и соответственно к ним устанавливать цену; подчеркивается, что побудительным мотивом торговой деятельности является прибыль. Вместе Каутилья предостерегает от получения прибыли, который, хотя и был бы значительным, наносил ущерб подданным. Незаконный доход, полученный путем обмана покупателей, продажи недоброкачественных товаров карался штрафом восьмикратный стоимости товаров; значительное внимание уделяется регулированию процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством. Отмечается, что прибыль включается в цену товара как часть расходов и его норма заранее фиксируется: для местных товаров - в размере 5% установленной цены, а для иностранных товаров - 10%; детально рассматриваются вопросы установления таможенных пошлин и налоговых платежей. Налоги дифференцируются для новых и старых товаров с учетом места, вида, существующих обычаев и т.п.. В порядке особых отчислений торговцы должны платить в пользу казны V16 часть продаваемого товара по мерке; 1/20 - товаров, которые продаются по весу, 1 / и - товаров, продаваемых по счету. Торговцы должны также платить определенную сумму за проверку весов, которая проводится раз в 4 месяца. За торговлю с помощью непроверенных весов взимался штраф; признается необходимость регулирования внутренней и внешней торговли. С целью недопущения банкротства торговца царь мог издать указ и о запрете продажи аналогичных товаров, пока купец не распродаст свои. Время ценовые соглашения между торговцами строго карались. В обязанности сборщика j налогов включалась регистрация иностранных купцов, учет импортированных товаров, взимания таможенных пошлин и тому подобное. Запрещался ввоз определенных видов товаров. Время регламентировались меры по стимулированию импорта семян редких растений и некоторых других товаров путем освобождения от налогообложения, и предоставление льгот иностранным купцам и т.д.. Считалось, что ради будущего И выгоды государство должно стимулировать вывоз производимых в стране товаров несмотря на временную убыточность.

econbooks.ru

Экономика Древней Индии - страница 2

3. Экономика империи маурьев Империя Маурьев в царствование Ашоки охватывала почти весь Индийский субконтинент, за исключением крайнего юга Декана, а также значительные территории к западу от Индии. Вся империя была разбита на пять основных областей – наместничеств, управлявшихся обычно членами царского дома: Магадха с долиной Ганга, находившаяся под непосредственным управлением из Паталипутры, северо-запад с центром в г. Таксиле, запад (г. Уджияни), Калинга (г. Тосали) и юг (г. Сувариагири). Наместничества делились на более мелкие административные единицы. Сам царь и высшие сановники систематически объезжали провинции с инспекционными целями. Рассматриваемый период отмечен прогрессом во всех областях экономики. В сельском хозяйстве происходило освоение новых земель, развитие искусственного орошения, расширение набора возделываемых культур. Известно о существовании крупных хозяйств – царя, знати и богачей – в многие сотни гектаров, с тысячами голов скота, с большим числом подневольных работников. Основной задачей животноводства становится выращивание рабочего скота. Лесные и морские промыслы остаются уделом отсталых окраинных племен. От этого периода мы уже располагаем некоторыми данными, чтобы судить о формах земельной собственности. Соответственно уровням развития отдельных обществ формы эти были неодинаковы – от первобытных коллективных до вполне развитых частновладельческих. Но даже в самых передовых обществах, где существовали не только владение и пользование землей, но и все основные формы отчуждения земли (дарение, продажа, передача по наследству), государство сохраняло право собственности на необрабатываемую землю, на полезные ископаемые и на клады, а община – на пастбища и пустоши. Кроме того, и государство и община сохраняли право на контроль за всеми земельными сделками. Важнейшим свидетельством технического прогресса является развитие ремесла. Имеется много данных о высоком уровне развития черной и цветной металлургии, кузнечном, оружейном и ювелирном деле, хлопкоткачестве, резьбе по дереву, камню и кости, гончарном деле, парфюмерии и пр. В каждой деревне было несколько ремесленников, удовлетворявших скромные потребности односельчан в промышленных изделиях, но основными центрами сосредоточения ремесла, особенно по производству сложных и высококачественных изделий и предметов роскоши, были города. Здесь ремесленники расселялись по специальностям и имели свои союзы – шрени, представительствовавшие перед властями и защищавшие ремесленников от произвола. Немало крупных мастерских, в которых были заняты и подневольные труженики, и наемные работники, принадлежало царю (верфи, прядильные, оружейные, ювелирные). Развитие материального производства и специализация его приводили к росту торговли. Наметилась также естественная областная специализация: Магадха славилась своим рисом и металлами, северо-запад страны – ячменем и лошадьми, юг – драгоценными камнями, жемчугом и пряностями, запад – хлопком и хлопковыми тканями; хлопкоткачеством отличались и некоторые города вне этой области – Варанаси, Матхура и др. Купцы были людьми богатыми и уважаемыми; как и ремесленники, они объединялись в шрени. Государство получало немалые доходы от торговли и потому способствовало ей поддержанием порядка на рынке, контролем над мерами и торговыми сделками, прокладкой дорог. Государи сами были крупными купцами, и торговля некоторыми товарами была их монополией. Продолжала расширяться торговля со странами Юго-Восточной Азии, Аравией, Ираном. Развитие торговли привело к расширению монетного обращеция. На это указывают находки кладов, содержащих иногда тысячи монет. Наиболее распространенной была денежная единица пана, по весу и составу сильно различавшаяся в разных государствах и в разное время. На северо-западе страны имели хождение и иностранные монеты – персидские, греческие, греко-бактрийские. Имеется много данных о ростовщичестве. Минимальным долговым ростом были 15% в год, при этом, чем ниже была Варна должника, тем выше можно было брать процент, вплоть до 60% с шудры. Но и эта цифра могла значительно вырасти, если давалась ссуда натурой, а не деньгами, если она не была обеспечена залогом и т.д. Долговое закабаление могло повлечь за собой частичное или полное лишение должника свободы. Как и во всякой другой стране, рабство в древней Индии имело свои особенности, но принципиальные его положения были характерны и для Индии. Индийский даса был рабом в самом точном смысле этого слова: он был чужой собственностью, не имел права на результаты своего труда, хозяин мог казнить его по своему произволу; рабов, как и всякое другое движимое имущество, продавали, покупали, передавали по наследству, дарили, проигрывали, закладывали. От скота, как «четвероногих», рабы отличались только как «двуногие». Хозяин имел безусловное право на потомство рабыни, независимо от того, кто был фактическим отцом. Разнообразные жизненные обстоятельства вносили коррективы в эти основные положения: иногда рабов привлекали в качестве свидетелей в суде, им часто разрешалось накоплять материальные средства, необходимые для уплаты выкупа, положение рабов значительно разнилось в зависимости от обстоятельств порабощения и др. Но все это имело место и в других странах. Наиболее важной особенностью древнеиндийского рабства были различия в положении рабов и в условиях их освобождения, зависевшие от их сословно-кастового положения до потери ими свободы. Самым обильным и постоянным источником рабов стало, видимо, естественное воспроизводство, т.е. рождение рабов рабынями. Такие рабы были и самыми удобными, так как с детства привыкали к рабской доле. Обращение в рабство военнопленных и захваченной победителем лагерной прислуги, захват рабов противника, а иногда и мирного населения имели место на протяжении всего периода древности. Обычным явлением стало порабощение за долги, продажа и дарение самого себя или продажа и дарение детей и иных свободных родственников. В рабство обращали также за некоторые преступления. Имелись факты похищения людей с целью обращения в рабство, проигрыш свободным самого себя. Рабский труд использовался в различных сферах хозяйства в неравной мере. Это зависело от специфики производства, от численности рабов, от прочности государственного аппарата и его карательных органов и многого другого. Как правило, труд рабов хозяева старались использовать на таких работах, которые обеспечивали постоянную занятость, простоту контроля, а также на тех, для которых трудно было найти свободных работников (особо тяжелые и опасные работы, ритуально нечистые и т. д.). Этим условиям более всего удовлетворяли работы при доме – молотьба, очистка зерна и хлопка, изготовление муки, доставка воды, уход за скотом, прядение, ткачество, плетение и др. По той же причине сложности контроля труд рабов на полевых работах использовался в мелких хозяйствах значительно реже, чем в крупных; в последних же при перечислении используемых работников первыми неизменно называются рабы. Специфическим рабским трудом считалось и исполнение обязанностей домашней прислуги. Почти каждая даже не очень состоятельная семья имела слуг-рабов, а дома богачей кишели ими – гаремная прислуга, носильщики паланкинов, посыльные, привратники, сторожа, уборщики и т.д. Обладание такими слугами считалось необходимым и с точки зрения социального престижа. Наличие рабовладельческих отношений не исключало существования других форм эксплуатации (арендные отношения, ростовщическая кабала, наемный труд в его специфической для древности форме), как и общественных отношений, вовсе не основанных на эксплуатации. Все они испытывали влияние рабства, обеспечивавшего необходимую при том уровне развития производительных сил максимальную зависимость эксплуатируемого от эксплуататора. Все отношения в обществе определялись наличием рабства, тем, что утвердилась эксплуатация человека человеком в самой её примитивной и хищнической форме. Личность человека стала товаром, даже младшие члены семьи являлись объектом торговых сделок. Соответственно менялась государственность за счет усиления карательных функций, идеология – за счет освящения власти эксплуататоров. Рабы и рабовладельцы были двумя полюсами, определявшими социальную структуру древнеиндийского общества. Между ними располагались, тяготея к тому или другому, остальные социальные слои. Так, труженики, потерявшие экономическую самостоятельность или гражданские права и вынужденные работать на других, неизбежно образовывали промежуточные общественные прослойки, в той или иной мере примыкающие к классу рабов. Всякое рабовладельческое хозяйство стремилось иметь столько рабов, сколько оно могло использовать постоянно. Но потребность в рабочей силе часто менялась (особенно в земледелии от сезона к сезону), поэтому рабовладельцы были заинтересованы в наличии в обществе каких-то постоянных резервов дешевой рабочей силы, которую можно было бы использовать тогда, когда в ней есть необходимость, и отпускать ее, когда она не нужна. Соответственно и содержать таких работников можно было только в период работы, а когда они не заняты, то должны были бы заботиться о себе сами. В древней Индии такие работники назывались кармакарами. К ним причислялись все, нанимавшиеся на определенный срок – батраки, поденщики, бродячие ремесленники, даже художники и лекари. Часть домашних слуг (не рабы) также считались кармакарами. Наряду с рабами кармакары широко использовались как в царских хозяйствах (земледельческих и ремесленных), так и в частных – и крупных и мелких. Кармакары не были рабами, так как они работали по соглашению в течение определенного срока и плату получали соответственно предварительной договоренности. Однако их работа на других была следствием не только их доброй воли, и даже не только результатом бедности, но и внеэкономического принуждения, прежде всего сословно-экономической регламентации, предопределявшей, что они обязаны работать на других в соответствии со своим социальным статусом и не могут претендовать на большее. Поэтому при некотором внешнем сходстве с пролетариями капиталистического общества их нельзя считать свободными продавцами своей рабочей силы. Действительные отношения между работодателями и кармакарами определялись в конечном счете ведущей формой эксплуатации – рабовладельческой. Поскольку рабство являлось для древней эпохи наиболее полной и эффективной формой использования зависимости, хозяева стремились хотя бы частично приравнять наемных работников к рабам. И те и другие представлялись работодателям общей массой зависимых людей, только одних они купили на срок, а других навсегда. На работе и в обыденной жизни их зачастую не отделяли друг от друга, и кармакары считались почти таким же имуществом хозяина, как и рабы. Так же как и рабы, кармакары в период действия соглашения могли быть подвергнуты физическим наказаниям вплоть до калечения. Отдельные группы кармакаров сильно отличались друг от друга. Одни (например, отрабатывающие долг, постоянные батраки) были ближе по своему фактическому положению к рабам, другие (подмастерья, бродячие ремесленники, краткосрочные наемники) – дальше, но обо всех можно сказать, что если они рабами еще не стали, то вполне свободными их тоже считать нельзя. Сильно усложняло социальную структуру наличие традиционных форм зависимости (патронат, старшие и младшие в роде, коренное и пришлое население), ещё мало изученных. Характерным для общественного строя Индии было существование на протяжении всего периода древности многочисленного слоя общинного крестьянства. Это был слой свободных тружеников, не подвергающихся эксплуатации, так как они обладали всеми основными средствами производства. В наиболее развитых частях Индии пахотная земля была частной собственностью, хотя община и контролировала её использование и отчуждение. Хозяйствование велось, как правило, силами одной семьи, однако при тогдашнем уровне технической вооруженности и в специфических природных условиях Индии этим семьям необходимо было постоянно поддерживать производственные связи. Борьба с наводнением и засухой, расчистка пашен, охрана людей и посевов, строительство дорог – все это требовало коллективных усилий. Особенность общины как производственного коллектива заключалась и в том, что в нее входили также некоторые неземледельцы, обслуживающие общие и частные нужды общинников, – горшечники, кузнецы, плотники, мусорщики, сторожа и др. Это делало общину самостоятельным экономическим организмом, мало подверженным воздействию со стороны. Вместе с тем она представляла собой автономную гражданскую организацию со своей деревенской сходкой, старостой, писцом, жрецом-астрологом, руководившим общинным культом. Большинство судебных дел, возникавших в общине, разрешалось третейским разбирательством – собранием общинников или старостой; только самые серьезные преступления рассматривались в царском суде. Государство использовало общинную администрацию как низшее звено налогового аппарата, возлагая на неё сбор налогов. Деревни часто были укрепленными: их окружала прочная ограда, а общинники всегда были готовы отразить нападения разбойников и мародеров. Общины были мало связаны с политической жизнью своего государства. Изолированность общины и различие между городом и деревней в политическом отношении отмечены и греком Мегасфеном (передано Страбоном): «Земледельцы освобождаются от военной службы, их работы не нарушаются ничем; они не ходят в город, не занимаются никакими другими делами, не несут никаких общественных обязанностей». Замкнутая и устойчивая община оказывала замедляющее действие на развитие общества; пережитки общинной собственности на землю задерживали становление частной земельной собственности, имущественную и общественную дифференциацию. Будучи автономным общественным организмом, община препятствовала росту межрайонного разделения труда, товарного производства и торговли. Густая сеть обычаев и традиций опутывала труженика, обусловливая косность и технический застой. Община при всей своей прочности не была неизменной. На неё воздействовали рабство, сословно-кастовое деление, частнособственнические устремления, рабовладельческая идеология. В разных частях страны это воздействие было неодинаковым. В наиболее развитых государствах община стала сама выступать как коллективный эксплуататор по отношению к своим рабам и слугам и превращаться в коллектив мелких рабовладельцев. Хотя господствующие классы и государство стремились к поддержанию системы варн в неизменном состоянии, варны изменялись и приспосабливались к новым условиям. Основные принципы сохранились: наличие четырех варн, неравенство их прав и обязанностей, принадлежность к варнам по рождению, существование важных ограничений в общении между ними. Однако со временем все большее значение для оценки общественной значимости человека приобретает его фактическое положение и особенно богатство. 4. Артхашастра Выдающимся памятником истории экономической мысли древней Индии является трактат «Артхашастра», автором которого был советник царя Чандрагупты I брахман – Каутилья (конец IV – начало III вв. до н.э.). «Артхашастра» создавалась как наставление для царя, но по своему содержанию и значению далеко вышла за рамки свода советов. Это обширный экономический труд, охватывающий широкий круг вопросов и свидетельствующий о зрелости экономической мысли Индии того времени. «Артхашастра» характеризует социально-экономическое и политическое устройство страны, содержит богатый материал, иллюстрирующий развитие экономических идей. «Артхашастра» повествует о социальном неравенстве, оправдывает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты. Основу населения страны составляли арии, делившиеся, как уже отмечалось выше, на четыре касты: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Наибольшими привилегиями обладали брахманы и кшатрии. Автор проявлял заботу об укреплении положения ариев. Указывалось, что «для ариев не должно быть рабства». Если арии по каким-то причинам и становились рабами, то такое состояние для них рассматривалось как временное, предусматривались меры к их освобождению. Трактат уделял большое внимание регламентированию рабовладения, сохранявшему черты патриархального. Рекомендовались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждавшие обострение классовых конфликтов. Индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства, право самовыкупа за счёт своего имущества. В «Артхашастре» подробно описывалось состояние экономики страны, основные занятия населения. Главной отраслью являлось земледелие, зависевшее во многом от орошения. Наряду с тем развивались ремесла, торговля. Большую роль трактат отводил строительству, поддержанию оросительных систем, которые квалифицировались как основа урожая. Ущерб, наносимый оросительной системе, рассматривался как тяжкое злодеяние. «Артхашастра» содержит богатые сведения об общественном разделении труда и обмене. Учение о торговле составляло в ней неотъемлемую часть всего учения о ведении народного хозяйства. «Артхашастра» уделяла большое внимание толкованию экономической роли государства. В ней проводилась типичная для толкования экономической мысли стран Древнего Востока идея об активном вмешательстве государства в экономическую жизнь, в регламентацию общественных отношений. Более того, трактат непосредственно возлагал на царскую власть заботы о выполнении многих хозяйственных дел, включая колонизацию окраин, поддержание ирригационных систем, строительство колодцев, создание новых деревень, организацию прядильно-ткацкого производства с привлечением специфического контингента работников (вдовы, сироты, нищие, инвалиды, отрабатывающие штраф и т.д.). Подробно описывалась экономическая политика царской администрации, налоговая система, ведение царского хозяйства, основные источники доходов и т.д. Трактат «Артхашастра» дает представление о том, как индийская экономическая мысль трактовала основные вопросы социально-экономических отношений, хозяйственной жизни типичного для стран Древнего Востока раннерабовладельческого общества. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Достижения древневосточных государств, в том числе  Индии стали основой дальнейшего развития стран Востока, оказали сильное влияние на колыбель европейской цивилизации Древнюю Грецию и Рим. Подводя итоги можно сделать выводы, что в экономике Древней Индии можно выделить следующие характерные черты: 1. Организационно-экономический уровень структуры экономики определялся функционированием двухсекторной модели экономики, включающей государственное (храмовое) и общинно-частное хозяйства. Государство было главным собственником основного фактора производства – земли. Существовали три основные формы государственного землевладения: царское (абсолютное), храмовое и вельможное – условное, то есть земля не могла быть предметом купли-продажи. Общинный сектор основывался на общинной собственности на землю и частной – на средства производства. Необходимость коллективного труда для сохранения трудоёмких ирригационных систем обусловила слабое развитие частной собственности и преобладание патриархального (домашнего) рабства. 2. Отраслевой уровень экономики представлен большим разнообразием видов хозяйственной деятельности. Хотя основным сектором экономики был аграрный (ирригацион­ное земледелие, садоводство, скотоводство), важное значение имели ремесла: гончарное дело, строительство, стеклоделие, металлургия, ювелирное дело, судостроение, текстильное дело, переработка тростника и другие.  3. Территориальный уровень структуры экономики рабовладения выражен сильнее на межгосударственном уровне, что определялось природно-климатическими и политическими факторами и было связано с необходимостью обеспечения природными ресурсами для нужд производства. 4.  Для Индии была характерна многоукладная экономика – сосуществование элементов товарного хозяйства с элементами натурального, первобытной экономики – с рабовладением. 5. Внешнеэкономический уровень структуры экономики определялся включением Индии в систему мирохозяйственных связей. Древняя Индия имела активный торговый баланс.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.     Артхашастра, или наука политики. М.: АН СССР, 1959. 2.     История Древнего мира т.1. Ранняя Древность: в 3-х т., Издание третье/Ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой – М.: Издательство «Наука», 1989. 3.     Ильин Г.Ф. Индия во второй половине I тысячелетия до н.э./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ. – М.: Знание, 1983. 4.     Массон В.В. Экономика и социальный строй древних обществ. – М., 1976. 5.     Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. Учебник для вузов. М., 2004.

www.coolreferat.com

Предмет: история - Реферат - Экономика феодальной Индии

Реферат - Экономика феодальной Индиискачать (12.5 kb.)

Доступные файлы (1):

содержание

Индия.doc

Реклама MarketGid:

Предмет: история

Реферат

на тему:

Экономика феодальной Индии

2010

Содержание

1. Возникновение Индии.

2. Древняя Индия.

3. Экономика раннефеодальных государств Индии.

4. Развитие феодальных отношений в XIII–XVI вв.

1. Возникновение Индии.

Индийская цивилизация сложилась в результате миграции обитавших на рубеже III–II тысячелетий до н.э. в районе Причерноморья и Прикаспия индоевропейских племен. Во II тысячелетии до н.э. часть из них пришла в долину Ганга. Пришельцев назвали индоариями. Постепенно они оттеснили либо ассимилировали немногочисленные и отсталые местные племена. Высокий уровень материальной культуры – знакомство с металлами, использование плуга, удобрений, ирригационных устройств, средств транспорта, развитое ремесло – способствовали их успешному утверждению в долине Ганга.

Индоарии выше всего ценили собственную этническую общность. Религиозные нормы являлись для них чуть ли не единственным прочным связующим звеном. Итогом ужесточения этнической «стерильности» стало формирование системы варн (в переводе «вид», «разряд», «цвет»), а затем и каст. Три высшие варны – жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшья), – генетически связанные с индоариями, считались почетными. Четвертая – шудр, – состоявшая из неимущих и неполноправных неариев была низшей варной. Первые три вначале резко противостояли четвертой варне, состоявшей из неариев и формировавшейся из подчиненных аборигенных племен. Шудра не мог претендовать на высокое социальное положение, порой даже на самостоятельное хозяйство. Его удел – труд ремесленника или слуги, занятие тяжелыми и презираемыми видами труда.

Сложившаяся система стала основой индийского общества, освященной непререкаемыми религиозными нормами, – человек рождается в своей варне и навсегда принадлежит ей.

Арии, осевшие в Индии и превратившиеся в оседлых земледельцев, жили общинами, ставшими ячейкой индийского общества. В общине долгое время существовало коллективное землепользование. Хотя пахотная земля делилась на наследственные участки индивидуального семейного владения, все остальные угодья считались коллективным общинным достоянием. Многие важные и нужные для общины работы – очистка новых территорий от джунглей, ирригационные сооружения местного масштаба, строительство дорог или храмов, защита и охрана деревни и ее имущества – выполнялись совместно и считались делом коллектива в целом.

На свои средства община содержала нужных мастеров – горшечника, кузнеца, плотника, цирюльника, ювелира, жреца-астролога, мусорщика и т.п. Все работники получали за труд строго определенную плату, в основном натурой и необходимыми услугами. Подобное положение обеспечивало общине независимость, автономию, жизнеспособность. Община – это, по сути, административная самоуправляющаяся единица. При решении общинных дел голос имели лишь полноправные общинники–домохозяева, т.е. главы семейных групп. На общем собрании они выбирали руководство общины. Община своими силами разрешала внутренние споры и имела в распоряжении немалое количество санкций – от штрафа до изгнания из общины. Общинники обычно были сплочены в религиозно-культовом плане, чему никак не мешала их кастовая неравноправность.^

Для Древней Индии характерна слабая политическая власть, неустойчивое государство, аморфная политико-административная структура, что объясняется, с одной стороны, областным сепаратизмом и отсутствием экономических связей между территориями, с другой – кастовым строем, скреплявшим общину.

Вместе с тем государство обладало неписаным правом распоряжаться подчиненной территорией на правах собственника; индийские правители по своему усмотрению расходовали получаемые доходы – на собственные нужды, содержание воинов, чиновников, поддержание храмов и обслуживавших их жрецов-брахманов.

Норма эксплуатации в Индии была сравнительно низкой – общины платили государству 1/6 урожая, такими же были и пошлины с городского населения, ремесленников и торговцев. Налоги государству община платила в целом, причем внутри общины свою долю вносили все те, кто считался полноправным членом общины и производил продукты сельского хозяйства. Доля богатых при этом была большей. Налоги платили имущие, как в деревне, так и в городе.

Земледельцы выполняли ряд повинностей в пользу государства – содержали в сохранности мосты и дороги, обслуживали приезжавших в деревню должностных лиц, участвовали в строительных работах.^ .

Основой экономики было земледелие. Щедрый климат Индии позволял выращивать два урожая в год – хариф (осенний) и раби (весенний), а в некоторых местах на орошаемых землях можно было собрать даже третий урожай. Основными зерновыми культурами было просо и рис, причем был известен 21 сорт риса. Кроме того, выращивали пшеницу, ячмень, бобовые, многие виды овощей и фруктов, сахарный тростник, масличные культуры. Увеличилась запашка под индиго, являвшийся самым распространенным красителем тканей, а также посадка тутовых деревьев для питания шелковичных червей.

Правители раннефеодальных государств (Гупт, Харш) раздавали земли в наследственные владения с правом фискальной эксплуатации, сдачи в аренду и даже заклада. Однако полной свободы отчуждения земли государство не разрешало.

В эпоху раннефеодальных государств система варн превратилась в сложную, дробную и строго иерархически организованную систему каст. Каста («джати», т.е. род) – это замкнутая группа людей, обычно наследственно занятых в определенной сфере деятельности. Именно в касты консолидировались мелкие специализированные группы внутри старых варн, представители осевших в Индии иноплеменников-завоевателей, не говоря уже о появившихся на свет в результате смешанных браков, о неполноправных и т.п. На смену четырем древним варнам пришла система из многих сотен и даже тысяч каст. Она предоставляла каждой касте определенное строго фиксированное место в общекастовой социальной иерархии. Только включение человека в ту или иную касту могло узаконить его место в системе социально-сословных связей.

Принципиальным отличием каст было то, что они являлись корпорациями, т.е. имели четкую внутреннюю организацию – органы управления, кассы взаимопомощи, совместные ритуалы и обряды, внутренний регламент профессиональной деятельности, нормы внутреннего и внешнего общения, свои обычаи, привычки, кухню, украшения, кастовые знаки и т.п. Каста строго стояла на страже интересов своих членов, оказывала каждому из них поддержку, помогала найти работу, получить обусловленную нормой плату за нее и т.п. Кастовая система дожила до наших дней и продолжает существовать.

В IV–XII вв. при участии государства были заложены основы индийского феодализма, который отличался от европейского преобладанием государственной собственности на землю.

Для государства земля – это территория, с населения которой должна поступать определенная сумма налогов. В Индии подавляющее большинство пожалований носило условный характер. Условные пожалования предполагали уплату определенной суммы, размер которой для каждой местности определяли государственные чиновники. В крестьянское распоряжение землей индийский феодал не вмешивался. Поскольку налог взимался только с обрабатываемой площади, он стремился увеличить пахотную землю, устанавливая в течение ряда лет налоговые привилегии крестьянам, поднимавшим целину, или поощряя тех, кто засевал землю высокотоварными или интенсивными культурами. Государственная собственность на землю выражалась в праве установления нормы земельного налога.

Для землевладельца земля – это конкретное поле, которое он обрабатывал, не теряя прав на него даже после длительного перерыва в пользовании землей, передавал по наследству и мог отчуждать путем продажи и дарения при соблюдении некоторых традиционных общинных ограничений. За этот участок земли он должен был вносить установленный налог–ренту государству или тому лицу, которому правитель передоверял право сбора налогов.^

В последней четверти XII в. Северная Индия была завоевана правителем из Газни (Афганистан) Шихад ад-Дином. После его смерти в 1206 г. на севере Индии образовался Делийский султанат.

Мусульманское завоевание Индии привело к укреплению существовавшего режима. Это было достигнуто путем создания мощного централизованного аппарата и роста государственной земельной собственности. Особая роль государства обусловила особый тип бюрократии. Нередко жалованье было единственным источником доходов чиновников и воинов. В средневековой Индии, например, существовал обычай, по которому все состояние умершего переходило в собственность раджи, а родные довольствовались пенсией, позволявшей лишь влачить полунищенское существование.

Государственная земельная собственность распадалась на земли халиса (или хасе) и икта. Чиновники султана собирали с земель халиса поземельные налоги в пользу казны. В сборщиков государственных налогов (заминдаров) превращались феодалы, которым разрешалось удерживать часть податей. Правительство не вмешивалось в их дела, пока они исправно выполняли обязанности. Заминдары могли передавать свои функции по наследству, делить и даже отчуждать и расширять земельные угодья. Они сами устанавливали нормы взимаемой ими ренты и порой вели собственное хозяйство с помощью зависимых или наемных работников. Но государство в любой момент могло отнять заминдарское владение и передать его другому,

Основная часть государственных земель была роздана в условное держание мусульманской прослойке (икта). Получая земельное владение, иктадар обязан был нести постоянную военную службу, поставляя в армию воинов. Икта не была наследственным держанием, а иктадаров перемещали в соответствии с требованиями службы. Большую часть собираемых оброков иктадар передавал государству.

Система икта подрывала финансовую основу государства, поскольку иктадары стремились превратить условное пожалование в наследственные вотчины. В 1398 г. войсками Тамерлана был нанесен сильный удар по Делийскому султанату. В XV в. государство потеряло контроль над икта. Иктадары перестали платить взносы в казну и превратились в полноправных земельных собственников.

Большинство пахотных земель были неполивными, и урожай зависел от муссонов. Делийское правительство принимало меры для увеличения площади поливного земледелия. Так, в окрестностях Дели были сооружены большие водохранилища. Фируз-шах построил около 200 км оросительных каналов от рек Сатледж и Джамна и обводнил значительные массивы земель. На постройке этих каналов работали в порядке трудовой повинности 50 тыс. человек.

Единицей хозяйства оставалась малая семья, входившая в состав сельской общины. Ее ядро состояло из постоянных и полноправных членов. В нее могли входить представители только одной господствующей или численно преобладающей в данной общине касты либо представители ряда каст. В качестве временных и неполноправных членов в общину нередко включались чужаки – будь то нанятый общиной ремесленник или служащий, купленный либо подаренный общине раб, нанятый кем-либо из членов общины наемный работник и т.п.

Традиционная индийская община в ее средневековой модификации обычно включала в себя несколько соседних деревень, иногда целый округ, организационно объединенных в большую общину. В каждой деревне был свой староста и общинный совет (панчаят). Представители каждой деревни, старосты и члены панчаята входили в общинный совет большой общины, который руководил всей сложной системой внутренних связей: разбирал жалобы, вершил суд, выносил приговоры. Немалую роль в совете играл староста, престиж и доходы которого были также высоки. Он осуществлял связь с государством и был ответственен перед ним.

Община представляла собой саморегулирующийся социальный механизм, практически не нуждающийся в контактах с внешним миром. Ее внутренняя жизнь подчинялась четко отрегулированному взаимообмену продуктами и услугами в соответствии с нормами варново-кастовой иерархии. Представители высших каст имели право пользоваться за гроши услугами выходцев из низших каст. Это право никем и никогда не подвергалось сомнению. Каждый член общины должен был не только четко знать свое место, права, обязанности, но и неукоснительно выполнять все то, что вправе ожидать от него другие.

Кроме уплаты 1/6 урожая, выполнения государственных повинностей при Великих Моголах земледельцы, исповедовавшие индуизм, обязаны были платить джизию – подушную подать, налагавшуюся мусульманскими правителями на индусов, что было для них тяжелым бременем.

Наиболее богатыми среди феодалов (за исключением правителей) были «коллективные владельцы» – индуистские монастыри и храмы, а затем мусульманские мечети. Как правило, земли, пожалованные храмам, освобождались от налога и пользовались иммунитетом. Совет брахманов – сабха – управлял жизнью деревень и решал вопросы распределения ренты, обычно раз и навсегда. В храмовом хозяйстве преобладала натуральная рента. Кроме продуктов земледельцы были обязаны поставлять все необходимое для богослужения: масло, благовония, гирлянды цветов, одежды и т.п. Особенно большим и хорошо организованным было храмовое хозяйство Южной Индии.

В средневековой Индии существовало три мира, три разных образа жизни: первый – окружение феодала или храма, второй – сельская община и третий – города.

Города являлись торгово-ремесленными центрами. Самые крупные стояли на основных караванных путях и на южном побережье. В городах касты играли еще большую роль, чем в деревне. Все торговцы и ремесленники разделялись на касты, причем представители близких каст и профессий нередко соединялись в более крупные специализированные корпорации – шрени. также возглавлявшиеся советами и руководителями, ответственными перед властями.

В эпоху Делийского султаната возросла численность ремесленников. Наряду с сельскими ремесленниками появились специализированные ремесленные поселения ткачей, оружейников, медников. Был известен также ряд строительных специальностей – каменщики, каменотесы. Ремесло оставалось кастовым. Свои изделия ремесленники продавали тут же на месте. Делийские султаны для нужд двора часто заводили ремесленные мастерские, именуемые карханами. В карханах Ала-уд-дина работало 17 тыс. ремесленников, получавших довольствие из казны.

Вплоть до конца XIII – начала XIV в. города, особенно портовые в Южной Индии, пользовались широкой автономией. Дела города вершили городские собрания, в которые входили главы наиболее влиятельных и богатых каст, особенно купеческих, реже ремесленных. Городское собрание не только наблюдало за порядком и разрешало жалобы, но и собирало в свою пользу рыночные пошлины и налог с ремесленников, самостоятельно устанавливая их величину. Оно было межкастовым и в значительной степени автономным.

Купеческие корпорации, как правило, контролировали целый торговый регион. Такова была, например, корпорация купцов Айяволе, которая распространила свое влияние на многие районы Южной Индии, на торговые центры купцов-индийцев в Юго-Восточной Азии, хотя центр ее – «совет пятисот» («свами») – находился в городе Айяволе в Южной Индии. Подобной же организацией были маниграмам, комати и т.п.

Широкое самоуправление городов не являлось зародышем капиталистических отношений, как в Западной Европе. Оно свидетельствовало лишь о том, что индийские феодалы не смогли еще подчинить себе всю экономику и общественную жизнь страны. Со временем города потеряли автономию. Пошлины стали собираться в казну государственными чиновниками, они же начали определять размер сборов. Феодалам жаловались доходы с лавок и ремесленных кварталов. Городские собрания распадались, а купеческие корпорации утратили политическое влияние. С конца XIII – XIV вв. правители стали жаловать феодалам города; феодал стал господствовать в городе так же полновластно, как и в сельской местности.

Индия вывозила хлопчатобумажные и бенгальские шелковые ткани, оружие, украшения и утварь из золота, серебра и меди. Весьма обычной была работорговля. Рабов использовали главным образом в качестве домашних слуг. Импортировались же шелк, золото, предметы роскоши и некоторые ткани, отличавшиеся от индийских выделкой и окраской, ввозились в большом количестве лошади, поскольку природа Индии не благоприятствовала их разведению.

Внутренняя торговля развивалась на протяжении всего феодального периода. Наиболее удобной торговой артерией был Ганг с его притоками. Из Бенгалии путем каботажной торговли везли товары на юг. Торговые пути, пересекавшие южные районы Индии, проходили вдоль больших рек. Из крупных портовых городов товары поступали во внутренние области страны. Однако внутренняя торговля была менее развита, чем внешняя.

Для развития внутренней торговли имел большое значение захват делийскими правителями морского побережья, откуда везли соль и кокосовые орехи, из которых делали масло, плели веревки. Плодородные, богатые рисом области Бенгалии посылали продовольствие в столицу для снабжения огромных армий султана. Купцы Канауджа торговали сахаром по всей Индии. Однако хозяйство оставалось натуральным. Продовольствие, а также ремесленные изделия шли главным образом для удовлетворения нужд султана, его придворных и наемной армии.

Расширению торговли и ремесла мешали многочисленные поборы и повинности, которые устанавливали делийские правители. Кроме закята, принятого во всех мусульманских странах и выплачиваемого торговцами и ремесленниками в денежной форме в размере 2,5% стоимости товара, они платили налог на застроенную домами и лавками землю, разнообразные пошлины у застав и речных переправ, уплачивали сбор в пользу градоначальника и т.п.

Таким образом, с середины I тысячелетия н.э. начинается перерождение азиатского способа производства в специфический восточный феодализм.

Государственная собственность постепенно превращалась в частную, и одновременно шла дифференциация общин. Их верхушка начинала распоряжаться землей, налогами, сдавала участки в аренду, эксплуатировала тех, кто попадал в долговую зависимость от нее.

Однако общинно-кастовые традиции и деспотическая власть государства не допускали роста «общинной аристократии», сдерживали перерастание азиатского способа производства в восточный феодализм, сохраняя важнейшие черты традиционного восточного общества.

Социально-экономическая система средневековой Индии отличалась от европейского средневековья. В Индии структура господствующего класса была слабо развита, а в иные периоды отсутствовала вовсе. Землевладелец, как правило, не вел своего домениального хозяйства, поэтому барщины не существовало. Принудительный неоплачиваемый труд использовался большей частью только на строительстве крепостей, оросительных сооружений и т.п. Рента с крестьян взималась в форме фиксированного государственного налога.

В индийском обществе верховная государственная собственность на землю сочеталась с частным землевладением и общинным землепользованием.

Собственность и власть были слиты воедино. Абсолютная власть была непререкаемой. Она освящалась религией и философскими трактатами.

Экономическая история средневековой Индии – типичный вариант восточного общества, для которого характерно стремление к стабильности и неизменности. Поддержанию стабильности служили и деспотизм правителей, и религия, и обычаи, и законы. Ключевую роль в общественной стабилизации играла система социальных корпораций – от общин до каст.

Скачать файл (12.5 kb.)

gendocs.ru


Смотрите также