Древняя месопотамия кратко. Культура Месопотамии (второе название Междуречье, Двуречье) кратко
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Знания Древних Цивилизаций. Древняя месопотамия кратко


КУЛЬТУРА МЕСОПОТАМИИ - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

 Клинопись (письменность ) Междуречья (Междуречья, Двуречья)

Народы Месопотамии  создали богатую культуру. Культура Месопотамии (Междуречья, Двуречья), а именно к примеру  письменность - это одно из величайших культурных достижений того времени. Создание письменности способствовало развитию науки и искусства. Творцами письменности были шумеры. Древнейшее письмо было рисуночным. Трудность передачи рисунком отвлеченных понятий вызвала замену рисуночного письма клинописью.

Значки, состоящие из клиньев, стали обозначать не только отдельные слова, но и слоги.Клинописная система письма была сложной и громоздкой. Один и тот же клинописный знак имел до десятка различных значений, всего же знаков было свыше 600.

Однако, несмотря на все неудобства, клинопись для своего времени имела большое значение и оказала влияние на развитие письменности народов Востока. Из клинописи вышли алфавитные системы 29. Клинописные таблички. письма.Клинописью писали на глине, имевшейся в изобилии в Междуречья. Обожженные таблички из глины Клинописные таблички

Клинописные табличкилучше сохраняются, чем папирус или другой писчий материал растительного или животного происхождения. Благодаря этому из Месопотамии дошло множество письменных памятников. Обнаружены целые библиотеки клинописных табличек.

                                                                           

Наука Месопотамии (Междуречья, Двуречья)

Потребности жизни и хозяйства способствовали развитию науки и научных знаний. Нужды земледельческого хозяйства заставили жителей Двуречья обратиться к изучению небесных светил. Они вели наблюдение за движением Солнца, Луны и звезд. Была создана звездная карта и на ней отмечены все небесные тела, видимые простым глазом. Вавилонские астрономы. из числа неподвижных звезд, или, как их называли, «спокойно пасущихся небесных овец», выделили пять ярких звезд, имеющих самостоятельное движение (планет), и довольно точно определили их сложный путь. В VII в. до н. э. они научились предсказывать лунные затмения.

Развитие астрономических знаний позволило создать календарь. Год делился на двенадцать лунных месяцев, каждый из которых состоял или из 29, или из 30 дней, так что в году было 354 дня. Ошибка по сравнению с солнечным годом исправлялась введением високосного года, состоявшего из 13 месяцев.

 

Медицина Месопотамии (Междуречья, Двуречья)

Значительного развития достигла в Месопотамии  медицина. Хирурги умели делать сложные операции. Болезни лечились при помощи лекарств. Лекарства изготовлялись главным образом из растений. Непонимание причин болезней вызвало применение врачами всевозможного рода заговоров и заклинаний для изгнания «злого духа», будто бы вселившегося в человека.

 Математика в Месопотамии

Развиваются знания в области математики. Для практических нужд были составлены многочисленные таблицы на четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Система чисел у вавилонян основывалась на числах 12 и 60. Остатки этой системы в нашем делении дня и ночи на 12 часов,  часа на 60 минут, года на 12 месяцев. В Месопотамии были выработаны единицы мер веса, длины, площади, объема, денежного счета, заимствованные впоследствии другими народами.

Уже в третьем тысячелетии до н. э. в Двуречье умели изготовлять стекло. Сохранились клинописные таблички, описывающие устройство стеклоплавильной печи, а также украшения из стекла. Были созданы прочные краски (эмали) для покрытия кирпичей. Изразцы, изготовленные при их помощи, пролежав тысячелетия в земле, выглядят так, словно сделаны совсем недавно.

 

Архитектура в Междуречье

Большого мастерства достигли жители Месопотамии в строительном деле. Они впервые научились складывать своды, широко применяемые в архитектуре более позднего времени. Из сырцового, реже обожженного, кирпича сооружались величественные царские дворцы с множеством залов, внутренних дворов, коридоров. Особым великолепием отличались царские дворцы ассирийцев, в VII в. до н. э. Вавилонский храм. Мощные, подни¬мающиеся уступами стены с зубцами башен придают ему вид крепости. Верхняя часть храма использовалась как площадка для наблюдений за звез¬дами. Реконструкция.

Вавилонский храм. Мощные, подни¬мающиеся уступами стены с зубцами башен придают ему вид крепости. Верхняя часть храма использовалась как площадка для наблюдений за звез¬дами. Реконструкция.владевших всей Передней Азией и Египтом.

Стены дворцов художники часто покрывали изображениями придворной жизни, битв и охоты. Они искусно передавали напряжение боя, ярость хищников, преследуемых охотниками и раненных стрелами, а нередко и вереницы пленных, безжалостно подгоняемых воинами. Возводились также храмы в виде поднимающихся уступами башен. Верхние площадки этих башен использовались для наблюдений за небесными светилами. 

Миф о потопе в двуречье

В глубокой древности зародились легенды, в которых нашли отражение попытки человека понять природные явления, смену дня и ночи, происхождение вселенной, растительности и животного мира. В некоторых легендах отразились стихийные бедствия, с которыми сталкивались люди в древности. На глиняных табличках записано сказание о потопе. Оно рассказывает, что боги, разгневавшись на людей, послали на землю потоп, чтобы истребить человечество. Лишь один человек был предупрежден о предстоящем бедствии. Он построил большой корабль с мачтой и парусом, забрал свою семью, домашних и диких животных, семена растений. Шесть дней продолжался потоп. Вода залила всю землю. Погибло все живое. Только один корабль носился по безбрежному морю. На седьмой день море утихло, и над водной пустыней человек увидел остров, оказавшийся вершиной высокой горы. К ней пристал корабль. Спасшиеся люди и животные выбрались на сушу.Установлено, что когда-то огромное наводнение обрушилось на Междуречье, так что она оказалась под водой. Страх перед грозным и непонятным явлением природы породил миф, будто бы потоп послан богами, разгневавшимися на людей. Скудные познания в географии привели к тому, что наводнение в Месопотамии было воспринято как «всемирный потоп»,

antiquehistory.ru

Литература Древней Месопотамии – кратко

Наряду с мифами о богах от народов Древней Месопотамии дошёл созданный при помощи её письменности литературный эпос, который воспевает подвиги героев, обладавших исключительной силой и мудростью, но отличавшихся от бессмертных богов тем, что рано или поздно они должны были подвергнуться участи всех людей и покинуть землю. В этих эпических произведениях скрещиваются различные элементы. Устное народное творчество осложняется добавлениями и толкованиями обрабатывавших его писцов. Воспоминания о реальных исторических событиях и деятелях перерабатываются в литературе Древней Месопотамии с явными преувеличениями и снабжаются сказочными подробностями.

Письменность Древней Месопотамии

Глиняная табличка из Шуруппака с образцом клинописи, при помощи которой создавалась литература Древней Месопотамии

 

Наиболее характерным следует признать эпический цикл, посвященный величайшему герою Древнего Двуречья – Гильгамешу. Разрозненные эпизоды этого цикла сохранились на шумерском языке. Окончательной систематизации и литературной переделке они подверглись уже после того, как были заимствованы аккадцами, которые создали на своем языке единую поэму о Гильгамеше в 12 частях.

В настоящее время выяснено, что Гильгамеш был исторической личностью. Именно при Гильгамеше город Урук, где он правил, стал главным центром Древней Месопотамии

В аккадской поэме Гильгамеш выступает как своенравный и капризный властитель, заставляющий мужчин строить городские стены, а девушек забирающий в свой гарем. Вместе со своим другом Энкиду он совершает ряд подвигов (например, убивает великана Хумбабу, живущего в кедровом лесу). Сама богиня Иштар, пораженная силой и мудростью Гильгамеша, предлагает ему стать ее супругом, но предусмотрительный герой отвергает ее искания. Он напоминает ей, что она коварно погубила всех своих прежних любимцев.

По просьбе оскорбленной дерзким отказом богини отец ее Ану насылает на Урук небесного быка, который выпивает воды Евфрата и раскалывает своим дыханием землю. Однако Гильгамеш и Энкиду убивают чудовище.

Гильгамеш

Гильгамеш. Величайший герой эпической литературы Древней Месопотамии

 

В конце концов борьба с богами оказывается Гильгамешу не под силу. Умирает его друг Энкиду. Мысль о неизбежности смерти угнетает этого величайшего героя литературы Древней Месопотамии, и он отправляется в далекое путешествие с целью обрести тайну бессмертия. Он переплывает океан и добирается до острова, где живет его предок Утнапиштим, который спасся от всемирного потопа и по воле богов обрел бессмертие вместе со своей женой. По их совету Гильгамеш опускается на морское дно и извлекает оттуда волшебный куст, превращающий старца в юношу, но появляется змея и похищает у него это растение.

Основная мысль поэмы сводится к тому, что даже величайший герой не может добиться вечной жизни и должен смириться перед богами.

Наряду с эпическими произведениями литературы Древней Месопотамии до нас дошла шумерская и аккадская лирика.

В честь богов составлялись гимны. В одном из них воспевается солнечный бог Шамаш, карающий преступников, охраняющий всех находящихся вне дома.

В Древней Месопотамии используется также своеобразная литературная форма диалога, которая (как позднее в греко-римской античности) служит для выражения глубоких раздумий о смысле жизни.

Типичным является «Разговор господина с рабом». Какой-то вельможа впал в немилость у царя и советуется со своим рабом о том, что ему делать. Все возможности выхода из жизненного тупика оказываются тщетными. Надеяться на милость царя не приходится, а восставать против него безнадежно. Можно, конечно, забыться, предаваясь, пока не поздно, радостям жизни, можно устроить пир, полюбить женщину, но в этом нет смысла. Пресыщение вызывает муки, а женщина коварна («женщина – это ров, это острый железный кинжал, перерезающий горло человеку»). На помощь бога, по уверению раба, тоже не следует рассчитывать, ибо богу нет дела до человека с его горестями и он глух к мольбам и магическим заклинаниям. В конце диалога разъяренный вельможа грозится убить лукавого раба, который не желает его утешить, но тот спокойно отвечает, что господин не переживет его больше чем на три дня.

В этом диалоге выражена мысль, что вельможа так же бессилен перед царем, как раб бессилен перед вельможей.

Своеобразным литературным жанром Древней Месопотамии, сильнее всего сохранившим черты народного творчества, является басня. До нас дошли рассказы из жизни животных (об орле и змее, о трусливой и хвастливой лисе, о великодушном льве и т. д.).

Следует отметить и бытовавшие в Древней Месопотамии литературные записи поговорок, метко отражающих мелочи повседневной жизни, а порой ставящих основные вопросы этики. В одной пословице осуждается жизнь не по средствам и слышится призыв к экономии: «Кто строит как господин, живет как раб; кто строит как раб, живет как господин». Подлинная народная мудрость сказывается в осуждении войн: «Ты идешь завоевывать землю врага, а враг приходит завоевывать твою землю».

 

rushist.com

Древняя Месопотамия. Краткая история Древней Месопотамии

Краткая история Древней Месопотамии.

(заполняется).

 Культура Джармо (VII тыс-е. до н.э.): скотоводство, земледелие, лепная керамика, дома из глины с примесью тростника.

 Культура Хассуна (сер. VI тыс-я до н.э.): освоение всей Сев. Месопотамии, начальные форм орошения, развитие ткацкого и гончарного мастерства, посуда с цветными узорами.

 Халафскаякая к-ра (V тыс-е до н.э.): бурное развитие гончарного производств, камнерезное производство, медные орудия.

 Убейдская культура: оросительная сис-ма, расцвет ремёсел.Протописьменный период (два архива из Урука, один   Джемдет-Наср).

 Культура Урук (IV тыс-е до н.э., шумерская): появление храмовых хозяйств, быстрое развитие производства, зарождение пиктографии, шумерский    язык  - доминирующий, Ниппур- главный культурный центр шумеров. На сев. и в центре Ниж. Месопотамии  наряду с шумерами проживают восточные семиты, говорящие на восточно-семитском (аккадском) языке.

 Культура  Джемдет-Наср  (кон. IV тыс-я), охватывает только Ниж. Месопотамию: переход к пись-ти от пиктографии, преобладание медных орудий, появление бронзовых, строит-во из обожжённого кирпича.

 Раннединастический период (28-24 вв до н.э.):РД1(28-27 вв до н.э.):  допотопное время  шумеров (т.к. потоп   грань РД1 и РД2). Правителями являются  эн  - верховный жрец,  лугаль - военачальник и  энси  - жрец-строитель. I династия Киша. Предпоследний правитель династии Эн-Менбарагеси воевал с Эламом. Его сын Агги пытался подчинить Урук, но безуспешно, наоборот, сам Киш подчинился Гильгамешу принадлежавшего к I династии Урука.

 Раннединастический период II (27-26 вв до н.э.): слияние аккадцев и шумеров в один народ -  черноголовые , аккадцы переняли пись-ть шумеров. Архив Шаррупака. Храмовая земля дольно чётко отделена от общинной, храм и дворец делят между собой жреческую и военно-админитративную функции. Киш, Ур, Урук   наиболее богатые и значимые центры. Выделение лугаля-гегемона, принимавшего звание  лугаль Киша , опиравшегося на приверженцев и дружинуэ I династия Ура, сменившая урукскую (позднейшие из них переселились в Урук и образовали II дин. Урука).

 Раннединастический период III (25-24 вв до н.э.): постоянные войны, т.к. никто не мог удержать гегемонию. Каждая война обогащала и усиливала правителя, лугали поднимаются над общиной. Киш, Лагаш, Ур, Умма. Архив Лагаша. Правитель Эанатум из Лагаша разбил Умму, подчинил почти весь Шумер, победил Элам. Другой правитель Лагаша, Энентари, сделался энси и  объединил государственные и храмовые земли, возросли поборы. Его преемник Лугальанда смещён, на его место избран Уруинимгина. Воевал с Умой, где правил Лугальзагеси, наследник I д. Ура- II д. Урука, владевший всем югом Месопотамии. Разбил Лагаш в 2312 до н.э.Создание централизованного государства, держава Саргонидов.      Лугальзагеси, покорив столь большую территорию не пытался создать единого гос-ва: принимал от местных номовых властей титулы правителя, не уничтожил местных лугалей. После убийства правителя Киша и присоединения этого нома Лугальзагеси, местный чиновник Шаррум-кен (Саргон Древний) (2316-2261), укрывшийся в маленьком городке, поднял восстание, собрав народное ополчение. Военная реформа   лук как боевое оружие. Покорил всю Месопотамию, дойдя, возможно, до Средиземного моря. Столица - Аккаде. Храмовые хоз-ва подчинены царю, энси   ответственные перед царём чиновнии. Единообразные меры веса, площади, введён новый  календарь. Огромная верхушка на царском содержании. Шаррум-Кен покорил Элам до границы Инда, Сирию,  в Малой Азии  побывал. Создана огромнейшую империю.     Римуш и Маништушу (23в)  приемники Саргона, сыновья. Постоянные восстания, подавлялись. Маништушу скупал за номинальную плату землю  населения. Он  дошёл до эламского города Аншан в глубине Ирана.Нарам-Суэн (2236-2200)   договор с эламитами о  согласовании внешней политики с Аккадской державой, при сохранении внутренней самост-ти. Восстание в  Кише. Видимо, воевал в Сирии, Верх. Месопотамии, предгорьях Ирана. Разрушил Эблу. Носил титул  Царь 4х стран света .Нашествие кутиев (2169-2109).

 Падение Аккадской державы. Лагашу доверили собирать дань. Гудеа (втор.пол 22в), правитель Лагаша,  откупался от кутиев богатой данью, Нижняя Месопотамия находилась фактически в его распоряжении.III дин. УраУтухенгаль   рыбак, поднял восстание против кутиев, их изгнали.Ур-Намму(2111-2094) и его сын Шульги (до исхода 21 в)   правая рука Утухенгаля. Столица   Ур.  Царство Шумера и Аккаде . Создание унифицированного гос-ва. Илоты -  гуруши  ( молодцы ), работницы-  нгеме  ( рабыни ) были сведены в отряды, трудились целый день, получали нормированный паёк. Квалифицированные ремесленники, административные служащие, воины   также на пайке, но большем, чем гуруши. Вся страна разделена на округа во главе с чиновниками энси. Торговля не процветала, армия плохая, комплектовалась из слуг. Судебник написан при Шульги.

 Нашествие амореев.(пастушьи племена зап.семитов) из Сирийской пустыни.Ибби-Суэн (2027-2003) был в это время в Эламе, неодоценил амореев, округа стали отлагаться от Ура. Он послала Ишби-Эрра за хлебом  в зап.часть, не затронутую набегом, но он отделился сам, укрепившись с хлебом в Иссине. Некоторые его признали. Стал единственным царём Ниж. Месопотамии. I дин. Иссина старалась подражать III дин. Ура.

 Старовавилонский период истории Месопотамии (XX-XVII вв до н.э.):Горожанин имел дом и участок, принадлежавший ему как члену сельской общины, либо данный в пользование за службу. Существовали территориальные сельские общины, избиравшие совет старейшин, староста назначался царём. Налог платили гос-ву либо натурой, либо часть земли отводилась под гос.хоз-во.Сословная структура: авилум   полноправные свободные граждане,  владевшие недвижимостью на правах членства в какой-либо общине; мушкенум   лица, с ограниченными юридическими и политическими правами, получавших землю за службу или в условное владение; вардум   рабы, являвшиеся собственностью хозяев.Крупнейшие города- Иссин, Ларса, Урук, Мари, Эшнунна, Вавилон. Самая характ-ная черта развития того времени   борьба между племенами и племенными объединениями. Характерное политическое образование того времени- племя или племенное объединение с городом в качестве его центра.  В таких городах повалялись свои династии, выходившие на политическую арену Мемопотамсой истории.  В 1900-1800 появился ряд городов аморейских племён, идеалом которых было гос-во III дин. Ура, пытались показать себя их приемниками, заимствовали их титулатуру. Города вели между собой постоянную борьбу.В Сев. Месопотамии  Шамши-Адад I (1813-1781), сын аморейского вождя, подчинил огромную территорию включ. Ашшур на сев. и Мари на юге. Он питался создать центрелизованное гос-во, ликидировав номовую сис-му, заменяя её на сис-му военных округов.  Но Шамши-Адад имеприя распалась.После этого крупнейшие города находились в постоянной борьбе друг с другом. Хаммурапи (1792-17500) из династии Вавилона сумел объединить почти всю Нижнюю Месопотамию. Законы Хаммурапи.Но в 1595 г. до н.э. когда хетты низложили последнего вавилонского царя, Самсудитану, касситы, вторгшиеся на территорию Месопотамии, захватили царскую власть в Вавилоне. Их правление продолжалось более 400 лет.

Автор-составитель: Евгения Прусская,

студентка 2-ого курса Института Истории ГУГН. сентябрь 2004г

 

gugnhistory.narod.ru

Народы и краткая хронология - Месопотамия - Древний мир (до 476г. н.э.) - ИСТОРИЯ

От гор Армении на севере до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке до Сирийской степи на западе протянулась обширная территория, названная древнегреческими географами Месопотамией (в переводе с древнегреческого - Междуречье, иногда переводят как Двуречье). Сейчас это в основном территория Ирака.Река Евфрат (шумерское название Буранун, аккадское Пуратту) - общей протяженостью 2700 км, и Тигр (1900 км) берут начало на Армянском нагорье и впадают в Персидский залив. В древности они впадали раздельно в залив, теперь они соединяються в одно русло перед Персидским заливом. Природа здесь и в эти времена была довольно суровой. Ветры, дующие со стороны Персидского залива подымали уровень воды и реки Тигр и Евфрат очень широко разливались. Возможно поэтому именно здесь появилась легенда о всемирном потопе. Климат на севере Месопотамии был довольно влажным: зимой - снег, а весной и летом - дожди. На юге климат был сухим и жарким. Температура летом достигала 50 - 60 градусов Цельсия. 

С давних времен здесь культивировали такие растения как финиковую пальму (было известно более 300 способ ее применения), виноград, яблони и другие фруктовые деревья. Из зерновых вырашивали ячмень, полбу, просо. Из огородных культур - лук, чеснок, огурцы, баклажаны, тыкву. Из бобовых - чечевицу, фасоль, горох. В реках было много рыбы. В степях водилось множество дичи - дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы, страусы, львы и другие. 

Месопотамия находилась в самом центре Ближнего Востока и многие торговые пути проходили именно через Месопотамию. Люди появились на территории Месопотамии в период палеолита (200.000 лет до н.э.).

В начале 4-го тыс. до н.э. на юге Месопотамии появились первые поселения шумеров - древнего народа, известного своей культурой. Они заняли территорию от Персидского залива до места наибольшего сближения рек Евфрата и Тигра. Откуда появился этот народ неизвестно, хотя считается, что он появился из района нынешней Индии или Индонезии.

В северной части Месопотамии начиная с 1 пол. 3-го тыс. до н.э. жили племена семитской языковой группы. Они были скотоводческими племенами древней Передней Азии. Их язык имел множество диалектов. Так, племена, поселившиеся в долине рек Тигра и Евфрата разговаривали на аккадском языке Смеситель для кухни купить смеситель для кухни в москве www.st-1.ru. . В южной Месопотамии семиты говорили на вавилонском языке, а к северу, в средней части долины Тигра - на ассирийском языке. В течении нескольких веков семиты сосуществовали с шумерами, но затем семиты стали продвигаться на юг и к концу 3-го тыс. до н.э. заняли почти всю Месопотамию. Постепенно аккадский язык вытеснил шумерский, а к началу 2-го тыс до н.э. шумерский язык был уже мертвым языком, хотя он некоторое время оставался языком священным. Шумеры не были уничтожены семитами, они просто растворились в более многочисленном семитском населении. Аккадцы восприняли богатую шумерскую культуру. 

К 3-му тыс. до н.э. в Мессопотамию из Сирийской степи стали проникать скотоводческие племена семитского происхождения. Аккадцы называли эти западносемитские племена - амореями. По-аккадски Амурру означало "Сирия", а также запад как направление. Среди амореев было множество племен, разговаривавших на разных диалектах. Часть этих племен аккадцы называли сутиями (кочевники). В конце 3-го - 1 половине 2-го тыс. до н.э. амореям удалось осесть в Месопотамии и создать здесь ряд государств. 

С древнейших времен на севере Месопотамии жили хурритские племена. Это был, по-видимому коренной народ Месопотамии. Проживал он также на севере Сирии и Армянского нагорья. В Северной Месопотамии хурриты создали свое государство - Митанни. По языку они были близки к племенам государства Урарту. В 3-2 тыс. до н.э. аккадцы и шумеры называли государство хурритов - Субарту, а жителей - субареи. 

С 3-го тыс до н.э. в северо-восточной Месопотамии жили полукочевые племена кутиев (или гутиев). По-видимому, по этническому составу они были близки к хурритам. В конце 23 веке до н.э. кутии вторглись и подчинили себе всю Месопотамию. Только к концу 22 века до н.э. они были изгнаны. 

К западу от кутиев жили часто вторгавшиеся в Месопотамию племена луллубеев. Неизвестно, кто они были, но возможно они относились к касситским племенам. Касситы жили в северо-западном Иране и часто совершали набеги вглубь Месопотамии. В начале 16 века до н.э. они захватили Вавилонское царство и основали там касситскую династию.

Во 2-й половине 2-го тыс. до н.э. из северной Аравии в Сирийскую степь и далее в северную Месопотамию стала продвигаться обширная группа арамейских племен. Аккадцы их называли вначале ахламу, позднее - араму. В конце 13 века до н.э. они создали в западной Сирии и юго-западной Месопотамии ряд мелких княжеств. К началу 1-го тыс. до н.э. арамеи почти полностью поглотили хурритов и амореев. Арамейский язык и письменность стали широко распространяться.

Начиная с 9 века до н.э. в Южную Месопотамию начинают вторгаться родственные арамеям халдейские племена. После завоевания Вавилона персами в 6 веке до н.э. арамейский язык стал официальным языком, а аккадский язык вытеснялся. К 1 веку до н.э. вавилоняне слились с халдеями и арамеями. На территории Месопотамии существовало еще много других племен. Во время существования Ассирийского и Нововавилонского государства проводилась активная политика переселения народов, что порождало дополнительную этническую пестроту на территории Месопотамии.

Краткая хронология.

В период с 7 по 4 тыс до н.э. на территории Месопотамии проходит разложение первобытнообщинного строя.

В начале 3-го тыс до н.э. появляются небольшие государства в южной части Месопотамии. Вскоре на их основе появляется государство - Шумер. В 1-й половине 3-го тыс. до н.э. - раннединастическая эпоха.

В 24 - 23 веках до н.э. политический центр перемещается в центр Месопотамии. Здесь возникает государство - Аккад, объеденившее под своей властью Шумер и северные районы Месопотамии. Затем оно рухнуло под натиском кутиев. Политическое влияние перешло к новому государству - Шумеро-Аккадскому царству, с центром на юге в городе Уре.

Во 2-м тыс. до н.э. в долине Тигра и Евфрата сосуществуют несколько государств, среди которых возобладало Вавилонское царство, объединившее под своей власть общирную территорию. Его история делится на такие периоды:

- старовавилонский период - 19 - 16 века до н.э. - средневавилонский или касситский период - 16 - 12 века до н.э. - период политического ослабления и борьбы за независимость - 12 - 7 век до н.э. - краткий период подъема и возрождения - 7 - 6 век до н.э. 

Затем царство было завоевано персами. С 16 по 13 век до н.э. в западной части северной Месопотамии значительную роль играло государство Митанни.

В восточной части Месопотамии еще в 3-м тыс. до н.э. возникло Ассирийское государство с центром в городе Ашшуре, история которого подразделяется на такие периоды:

- староассирийский период - 20 - 16 века до н.э. - среднеассирийский период - 15 - 11 века до н.э. - новоассирийский период - 10 - 7 века до н.э. 

В этот последний период Ассирия разрослась в огромное государство, поглатившее почти все страны Ближнего Востока, а в 7 веке Ассирия была побеждена персами. С территорией Месопотамии граничили такие государства как Элам, Хеттское царство, Урарту, Мидия и Персия.

www.digtime.ru


Смотрите также