Древняя деревня. Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнерусская деревня: как жили и чем питались наши предки. Древняя деревня


Древние типы селений в России

Главная страница » О путешествиях » Древние типы селений в России Деревянная церковь в Торжке

Деревянная церковь в Торжке

Путешествуя по России, сталкиваешься с различными типами поселений, которые часто отражены и в названии населенного пункта: городок, погост, сельцо и т.д. Откуда пошли эти названия? Что они означали прежде? Часто понимание этого — ключ к истории места. Существуют ли эти типы селений до сих пор?

Городок (городище, город)

Городок — один из древнейших типов селения. Как правило, городки были укреплены рвом, земляным валом и частоколом: слово «городок» и производные от него происходят от «огораживать», «городить». Вокруг городков в мелких поселках жило местное население, которое в случае опасности собиралось здесь, сюда же пригоняли скот и приносили имущество. Русские князья часто останавливались в городках. С XIV века городки постепенно утрачивают свое значение, их роль переходит к городам — укрепленным центрам княжеских владений. Синонимами слова «городок» было «городище» (например, Хотунское городище) и «город». По типу Москва в древности была именно таким городком.

Погост

Погост как тип селения упоминается в летописях с X века. Слово «погост» происходит от слова «гость». В Древней Руси гостем называли приезжего издалека торгового человека, купца. Интересно, что на Смоленщине до недавнего времени сохранялось слово «гостинец» в значении большая дорога. С торговлей связано еще одно слово — торжище. В древности торжище (т.е. торговля) имело сезонный характер. Как правило, оно устраивалось на местах языческих капищ, в местах массовых сходок людей. С приходом христианства на Русь на погостах (т.е. где останавливались гости) стали ставить церкви, и вскоре погост приобрел значение церковного прихода. На погостах при храмах также устраивались кладбища (возможно, эта традиция идет еще с языческих времен).

Со временем погосты приобрели значение княжеских округов. Князья, отправляясь на полюдье, часто останавливались на погостах, здесь творили суд и управу. Однако со времени создания централизованного государства функция погостов меняется. В Новгороде и его северных владениях погосты оставались волостными и церковно-приходскими центрами. В трапезной церкви проводились сходки, распределялись налоги, устраивались братчины — мирские пиры вскладчину. В Центральной России погосты постепенно утратили свое значение как центров княжеской власти. Многие погосты исчезли бесследно, оставив после себя пустоши, другие же сохранились в виде кладбищ с церковью при нем или слились с близлежащими селениями.

Село (сельцо)

Село, а также деревня были типичными типами поселения в XIV-XVI веках.

Село, или сельцо, связано со словом «селиться». Первоначально под ним понимали место поселения землевладельца. Оно, как правило, состояло из хозяина, его жены и детей, домочадцев, слуг и рабов. Они жили в избе, вокруг которой располагались службы (ледники, сараи, конюшни), а также «дворцы» (от слова «двор») слуг и холопов. Если рядом не было реки, то выкапывался пруд. Постепенно села становились центрами церковно-приходской жизни, в них ставилась церковь, поблизости строились дома церковного причта. Иногда служители церкви жили в особых деревнях-хуторах.

Деревня

В деревнях жило тяглое население, которое с XV века стали называть крестьянами. Поскольку первоначально деревни ставились на расчищенных от леса полянах, то они были небольшими, в 1-3 двора. Деревня в 4 двора была уже исключением. Старые деревни можно было назвать, скорее, починок, выставок или займище; они были связаны с беспорядочным использованием леса, что было возможно только при редком населении и большой площади лесов: истощенный участок оставляли и расчищали новый; скот пасся на свободе. Процесс появления крупных деревень шел в XVI-XVII веках, прерываемый различными войнами и следовавшими за ними эпидемиями и неурожаями. От многих старых деревень не осталась и следа. Землевладельцам теперь было выгоднее держать тягловое население подле себя, поселив их по соседству. Так сформировались крупные деревни.

Вот такие древние типы селений дошли до настоящего времени. Теперь, путешествуя по России, приглядитесь внимательнее к названиям, оно многое сможет вам рассказать.

© "Путешествия с Марией Анашиной", 2009-2018. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены

Статьи по этой теме

anashina.com

Древнерусская деревня: как жили и чем питались наши предки

Если вы думаете, что наши предки жили в просторных, приятно пахнущих сеном домах, спали на теплой русской печке и жили долго и счастливо, то вы ошибаетесь. Так, как вы думали, крестьяне стали жить сто, может сто пятьдесят или от силы двести лет назад. До этого жизнь простого русского крестьянина была совсем иной.

Обычно человек доживал до 40-45 лет и умирал уже стариком. Взрослым мужчиной с семьей и детьми он считался лет в 14-15. Замуж выходили отнюдь не по любви, сватать невесту сыну ходил отец.

Времени на праздный отдых у людей не было вовсе. Летом абсолютно все время занимала работа в поле, зимой заготовка дров и домашняя работа по изготовлению инструмента и домашней утвари, охота. Давайте посмотрим на русскую деревню 10-го века, которая, впрочем, мало чем отличается от деревни как века 5-го, так и века 17-го…

Русская деревня

В историко-культурный комплекс “Любытино” мы попали в рамках автопробега “Одноэтажная Россия” – посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.

 

Русская деревня

В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.

 

Русская деревня

Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.

Русская деревня

Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке “по черному” есть один большой плюс – в таком доме нет грызунов и насекомых.

Русская деревня

Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.

Русская деревня

Вот так сделана кровля.

Русская деревня

А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.

 

Русская деревня

Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.

Русская деревня

Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание – хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.

Русская деревня

Зерно хранили в амбаре – постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.

Русская деревня

В амбаре были устроены сусеки, помните – “по сусекам поскребла…”? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.

 

Русская деревня

Также в деревне был утроен ледник – погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.

Русская деревня

Овин – эта постройка служила для сушки снопов и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.

Русская деревня

Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим – томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания.Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингредиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.

Русская деревня

Русская деревня

 

Русская деревня

Русская деревня

Русская деревня

Вот так жили наши предки. Жизнь была нелегкой. Часто случались неурожаи, еще чаще – набеги татар, викингов, просто бандитов. Основным видом экспорта были меха, мед, шкуры. Крестьяне собирали грибы и ягоды, всевозможные травы, ловили рыбу.При обороне от неприятеля основой экипировкой воина была кольчуга, шит, шлем. Из оружия – копье, топорик, меч. Кольчуга не сказать, что легкая, но в отличие от лат, в ней можно бегать.

Русская деревня

 

topstory.su

Глава 7 ДРЕВНЕРУССКАЯ ДЕРЕВНЯ

Древняя Русь была страной деревенской. Основу ее экономики составляло сельское хозяйство, на базе которого сложились и получили развитие разнообразные стороны древнерусской культуры, ремесла и торговли. Однако русские летописи почти ничего не говорят о деревне. Б. А. Рыбаков совершенно справедливо отмечает, что «история русской деревни будет написана впоследствии на основе археологических материалов» [8]. Но и археологические источники по русской деревне до сих пор очень односторонни:

при обилии курганного материала еще не раскопано целиком ни одно сельское поселение. Кроме того, представляет известную трудность также разграничение городских и деревенских курганов. В деревне проживали и представители княжеской и боярской дружины. Они были связаны как с деревней, так и с городом. В их курганах одинаково встречаются изделия и городских мастеров, и деревенских.

Остатками древнерусских деревень являются в основном многочисленные селища эпохи феодализма. Культурный слой селищ, как правило, незначителен по мощности. На месте большей части древних деревень расположены современные поселения или культивируемые поля, в результате чего культурный слой большинства селищ сильно поврежден. Все это затрудняет их поиски и изучение.

Подавляющая часть селищ располагается в бассейнах рек и по берегам озер, в местах, благоприятных для земледелия и скотоводства. Реки были главными путями сообщений, и освоение новых территорий шло обычно вдоль них. Это особенно относится к областям, занятым лесами. Приречные земли были в первую очередь подвергнуты обработке.

Для поселений чаще всего выбирались берега, приподнятые над уровнем речных долин. Отдавалось предпочтение местам, где имеется мыс, образованный слиянием двух рек, ручьем или оврагом, спускающимся к реке. Поселения обычно вытягивались полосой вдоль берега.

Размеры селищ различные — от 1 тыс. до 45 тыс. кв. м. Хронологическую классификацию селищ, расположенных на территории БССР, еще никто не проделал, но можно предполагать, что размеры их зависели от времени, к которому они относились. Так, по наблюдению В. В. Седова над сельскими поселениями Смо-ленщины, селища раннего времени (VIII—Х вв.) отличались более крупными размерами и представляли собой преимущественно поселения больших общин. По мере роста населения в общинах появлялись новые небольшие селения, образованные выселившимися из материнского поселка крестьянами [9]. Известные на территории Белоруссии ранние селища возле Хотомеля и д. Городище (Минской области) тоже занимают большие площади.

О застройке деревенских поселений и типах жилых и хозяйственных сооружений сведений еще очень мало. Можно предполагать, что преобладала рядовая застройка вдоль берегов рек и озер [7].

Планы и разрезы землянок в Чаплине.

Материалы раскопок на юге Белоруссии указывают на широкое распространение в деревне землянок и полуземлянок. Выше говорилось о землянках, выявленных на селище возле Хотомеля. Э. А. Сымановичем описаны две землянки Х—XI вв., раскопанные за валом Чаплинского городища в Гомельской области [10]. Одна землянка размером 3,6Х3,6 м была углублена в землю на 1—1,05 м. Посреди пола сохранилась яма от центрального столба, поддерживавшего перекрытие. Возле одного угла были хорошо заметны три ступеньки входа. В противоположном от входа углу на небольшом возвышении размещалась сводчатая печь. Одна стена ее была сложена из камней, другая (примыкавшая к стене землянки) — из глины.

Вторая постройка была углублена в землю всего на 0,5—0,55 м. Размеры ее—3,15Х2,95 м. В постройке тоже обнаружена глинобитная сводчатая печь, поставленная справа от входа. Основу стен жилища, по-видимому, составляли столбы.

Конечно, этих данных недостаточно, чтобы сделать вывод о безусловном преобладании в древнерусской деревне северо-западных областей земляночных типов жилищ. Хорошо зная характер застройки городов, можно быть уверенным в том, что наряду с землянками и полуземлянками в деревне имелись и наземные деревянные срубы.

Весьма скудные сведения письменных источников о древнерусской деревне, ограниченные по существу случайными упоминаниями об отдельных сельскохозяйственных культурах или предметах сельскохозяйственного обихода, породили ложный взгляд на значение и характер земледелия в Древней Руси. Многие видные русские историки недооценивали роль земледелия в экономике раннефеодального времени. На первый план ими выдвигались охота, рыболовство и бортничество. Широко распространено было мнение об отсталости и примитивности земледельческой культуры и безраздельном господстве подсечной системы в сельском хозяйстве Руси.

Археологические источники убедительно свидетельствуют о том, что в эпоху феодализма пашенное земледелие на Руси стало господствующим уже к концу I тысячелетия н. э.

История древнерусского земледелия раскрывается на основании изучения сельскохозяйственных орудий, древнего зерна и сопутствующих ему семян сорных растений. Характерным признаком пашенного земледелия является применение упряжных почвообрабатывающих орудий, а также широкий состав возделывавшихся культур. По мнению А. В. Кирьянова, использование лошади в качестве тягловой силы в лесной полосе Восточной Европы следует относить к VII—VIII вв. н. э. В лесостепной зоне это имело место значительно раньше [5].

Археологически существование пашенного земледелия подтверждается находками железных наконечников почвообрабатывающих орудий. Основными пахотными орудиями были соха, рало и плуг. В лесной полосе господствовала соха, в лесостепной — плуг. Соха и рало относятся к орудиям рыхлящего действия. Они раздирают землю и рыхлят ее. Плуг срезает пласт горизонтально и переворачивает его. Как полагает П. Н. Третьяков, соха развилась из древнейшего орудия рыхления периода господства подсечного земледелия — суковатки, представлявшей собой срубленную ель с обрубленными на половину длины крупными сучками.

Древнейшие сохи были многозубыми, развившимися впоследствии в двурогие с полицей — приспособлением для отвала пласта.

Размеры сошников, наральников и плужных лемехов были разными и зависели от характера производимых работ. Длина наральников в среднем была около 15—17 см, нижний рабочий край их закруглен. Сверху загнутые края образовывали втулку-трубицу, с помощью которой наральник закреплялся на станине. Отношение ширины наральника к его длине составляло 1 : 2 или 1 : 3. Сошники имеют более вытянутые пропорции, их ширина относится к длине, как1 : 3, 1 : 4 или 1 : 5. Сошники многозубых сох имели симметричную форму с округлой в поперечном сечении трубицей. Основным функциональным назначением таких сох, как и суковатки, было поверхностное рыхление пашни. Такая соха была наиболее удобным и целесообразным орудием освоения и обработки лесных и каменистых почв. При встрече с препятствиями она легко и быстро извлекалась из земли.

Симметричные сошники многозубых сох имеют длину 20—25 см. Сошники от двузубых сох отличаются своей асимметричной формой и размерами. Они несколько длиннее симметричных сошников (в среднем около 30 см) [7].

Лемеха древних плугов значительно шире и массивнее сошников. Их ширина составляет Уб длины. Трубицы уже верхнего края рабочей части лемеха и сравнительно короткие. Для переворачивания пласта правый край лемеха обычно делался шире левого. Часто древнерусский плуг оснащался специальным ножом — череслом, укрепленным впереди лемеха. Че-ресло, разрезая пласт вертикально, облегчало работу лемеха. Плуг, а также рало более пригодны для мягких почв.

Вследствие слабой археологической изученности сельских поселений находок землеобрабатывающих орудий в Белоруссии сравнительно мало. К тому же основная их часть происходит из раскопок древнерусских городов.

Сошники были найдены при раскопках феодального городища возле деревни Городище Минской области и в городах Полоцке, Минске, Гродно, Волковыске, Но-вогрудке. Два фрагмента минских сошников, а также сошники из Волковыска и Новогрудка принадлежат многозубой сохе. Сошники из Городища, Полоцка и Гродно имеют хорошо выраженную асимметричность, свидетельствующую о их принадлежности к двурогим сохам. Как уже отмечалось раньше, наральник и, возможно, плужный лемех, а также чересло были найдены только однажды на селище в Хотомеле в слоях VIII— IX вв. [б]. На основании имеющихся в нашем распоряжении материалов можно утверждать, что основным землеобрабатывающим орудием на территории Белоруссии в раннефеодальное время была соха, сначала многозубая, а позже двузубая.

Для обработки земли использовались также мотыги и лопаты. Одна мотыга была найдена в минских раскопках В. Р. Тарасенко. Более частой находкой являются железные оковки лопат.

Наральник и плужный лемех. (Хотомель.)

При несомненном господстве пашенного земледелия в рассматриваемый период подсека, особенно как средство освоения новых лесных угодий, еще играла немаловажную роль. Основным орудием подсечного земледелия оставался железный топор.

Находки в раскопках как сельских, так и городских поселений зерен и плодов дают представление о составе и удельном весе возделывавшихся культур.

Основной зерновой культурой на Руси была рожь. К Х—XI вв. она занимает уже господствующее положение. Рожь была найдена при раскопках феодального замка Х—XII вв. у д. Городище под Минском. По подсчету Т. Н. Коробушкиной, рожь в одной пробе составила 55%, в другой — 63% по отношению ко всему найденному зерну. В Гродно в слоях XI—XII вв. рожь составила 64 %, а в слоях XII — XIII вв.— 98% всех найденных зерен втаяя [I]. Преобладала рожь и в зерновом материале из раскопок Минска и Полоцка [II].

Второй по значению зерновой культурой была пшеница, найденная в раскопках у д. Городище, в Гродно, Минске, Полоцке. В зерновом материале городищенского замка пшеница составила в одном случае 15%, в другом — 44 %.

В раскопках Полоцка, Гродно и Минска были найдены зерна ячменя. О ячмене говорит витебская берестяная грамота XIII—XIV вв.

Зерна проса были найдены при раскопках феодального замка под Минском, в самом Минске, в Гродно и Полоцке. Однако это растение, как полагают, было более характерно для южных районов Руси.

Большой интерес представляет находка в Гродно зерен гречихи, которую считали культурой довольно поздней, завезенной в Европу арабами не ранее XV в. [7].

При раскопках замка у д. Городище, а также в Гродно и Полоцке был найден овес. В одной пробе из городищенского замка он составил 21%. В Гродно в слоях XI—XII вв. овес составил 35% всего зернового материала.

Исключительно важный материал для суждения о характере использования пахотных земель, степени окультуренности почвы, места и условий возделывания той или иной культуры дает изучение видового и количественного состава сорных растений, почти всегда сопутствующих древнему зерну. Дело в том, что условия, создаваемые человеком для возделываемых им культурных растений, стали в результате длительного биологического приспособления жизненно необходимыми для многих сорных растений. Некоторые сорные растения вообще не встречаются в диком виде. От них практически невозможно полностью освободиться при применявшихся на Руси способах очистки зерна провеи-ванием на ветру с последующим просеиванием через сито. Значительная засоренность зерна из белорусских раннефеодальных памятников свидетельствует об использовании старопахотных почв. В зерновом материале, полученном во время раскопок раннефеодального городища под Минском, в Гродно и Полоцке, имеется костер ржаной, являющийся типичным сорняком озимой ржи и имеющий одинаковый с ней цикл развития. Это указывает на то, что рожь тогда была озимой культурой и произрастала на старопахотных давно окультуренных почвах.

Как отмечает А. В. Кирьянов, «в условиях старопахотных почв предшественником поля с озимой рожью может быть только паровое поле» [5]. Таким образом, в рассматриваемое время был распространен типичный двухпольный севооборот. Можно предполагать также существование трехполья и некоторых переходных форм паровой системы.

Из других культур, найденных на территории Белоруссии во время археологических раскопок, можно отметить горох (Гродно, Полоцк), бобы (Минск, Гродно, Полоцк), лен, коноплю и др.

Основным орудием уборки зерновых на Руси был серп, являющийся частой находкой при раскопках и поселений, и погребений. В погребениях он обычно сопровождает женские захоронения; вероятно/как и позже, жатва серпом была женской работой. Исследователи древнерусских серпов отмечают большую близость их по конструкции, деталям, размерам и иногда технологии изготовления к современным серпам [7]. Это не исключает их различий между собой по ряду признаков: положению рукоятки по отношению к клинку, высоте дуги лезвия, положению вершины дуги лезвия относительно ее основания, крутизне изгиба лезвия в начальной и конечной части клинка, углу резания в различных точках лезвия. Эти различия позволили наметить несколько локальных типов серпов, имеющих определенное географическое распространение.

Для белорусских серпов, происходящих из памятников раннефеодального времени, можно отметить характерный сдвиг вершины дуги лезвия в сторону рукоятки. Такая форма серпа не допускала чрезмерного увеличения углов резания в разных точках клинка, что делало его более удобным в работе. Некоторые серпы близки к так называемому ярославскому варианту новгородского типа серпов, являвшегося одним из лучших древнерусских серпов вообще. Большая часть ерпов имеет насеченное лезвие, изготовлялись они из железа и стали.

Косьба производилась с помощью кос-горбуш, закреплявшихся на короткой рукоятке. Находки их часты при раскопках поселений.

Коса-горбуша (1), оковка заступа (2), серп (3). (Минск.)

Зерно на Руси хранилось в специальных клетях и хлебных ямах. Мололи его на ручных жерновах, состоявших из двух каменных дисков с отверстием в центре. Нижний жернов имел конически выпуклую поверхность, верхний — конически вогнутую. Существовали ручные мельницы с регулировкой зазора между камнями. Об этом, в частности, свидетельствуют находки железных и деревянных порхлиц, посредством которых верхний жернов укреплялся на вертикальном штыре. В минских раскопках был найден деревянный боковой подшипник верхнего жернова. В нем укреплялся один конец ручки, за которую вращают жернов.

Ножная ступа. (Минск.)

Обдирка зерна на крупу производилась в деревянных ступах. При раскопках Минска были найдены две совершенно уникальные ножные ступы, одна из них найдена почти в собранном виде. Ступа состояла из трех основных частей: основания, рычага и песта. Основание сделано из толстой сосновой плахи длиной 1,3 м и шириной 0,5 м. Верх основания представляет собой плоскую площадку с невысоким бортиком.

В центре площадки выдолблена круглая конусообразная чаша глубиной 22 см с начальным диаметром входного отверстия 19 см. На другом конце основания сделан продольный сквозной выруб длиной 60 см и шириной 25 см. Через него проходил дубовый рыгач прямоугольного сечения, поставленный на толстую планку-ось, укрепленную в боковых крыльях основания. В месте насадки на ось рычаг имел выруб. На другом конце точно против чаши основания в рычаге было прорублено сквозное прямоугольное отверстие, в котором с помощью клина крепился деревянный пест.

Хозяйственной жизни деревни был присущ натуральный уклад. Большая часть необходимых в быту вещей производилась самими же крестьянами. Археологические материалы достаточно хорошо иллюстрируют состояние и технику прядения и ткачества. Сырьем для изготовления тканей служили шерсть, лен и конопля. Отряхивание костры и грубых частиц волокна производилось трепанием. Основное орудие этой операции — деревянное трепало-— было найдено в раскопках некоторых городов. Для чесания волокон употреблялись деревянные гребни. Основным способом получения нитей было прядение на веретене. Веретена представляют собой тонкую деревянную палочку, круглую в сечении с некоторым утолщением в нижней части. Длина веретен 18—25 см. Для придания веретену большей инерции при вращении на него надевали грузик-пряслице. В XI — XIII вв. повсюду на Руси бытовали волын-ские шиферные пряслица, являющиеся очень частой находкой при археологических раскопках. Для снования нитей применялись полые костяные цилиндрики с двумя или тремя отверстиями сбоку — юрки. Они были найдены, в частности, при раскопках минского «Замчища». Сами по себе юрки свидетельствуют о наличии горизонтального ткацкого станка, ибо для снования на вертикальном ткацком станке они не нужны. В минских раскопках были найдены части от ткацкого станка — боковые планшетки от набилок.

Как известно из этнографических примеров, процессы, связанные с домашним ткачеством, 'крайне длительны и трудоемки. Особенно много времени уходит на прядение. Оно, как и ткачество, целиком ложилось на плечи женщины. По подсчетам Н.'И. Лебедевой, на прядение 16 кг кудели требуется 955 часов. Чтобы соткать три холста (150 м), нужно затратить около 1920 часов.

Большое место в хозяйственной жизни деревни занимало животноводство. При раскопках селища у д. Городиловка Гродненской Веретено области были найдены кости свиньи, козы, с прясли-лошади, быка [2]. К домашним животным цам. относилась подавляющая часть костных остатков из городища и селища возле д. Городище Минской области. По количеству особей здесь на первом месте стоит мелкий рогатый скот и бык, затем следуют свинья и лошадь. Аналогичная картина наблюдается и при изучении остеологических материалов из раскопок древних белорусских городов (исключая Гродно).

Известную роль в хозяйстве древней деревни играли охота, рыболовство, собирательство и бортничество. Значение последнего вида хозяйственной деятельности определяется тем, что на Руси не было тогда сахара. Из меда приготовляли медовку — излюбленный хмельной напиток. В бортничестве использовались специальные ножи — медорезки. Такой нож был найден в одном из курганов в южной Белоруссии.

В деревне проживало значительное число ремесленников, обеспечивавших большую часть потребностей сельского населения в ремесленных изделиях. Занятие ремеслом для большинства деревенских мастеров было делом подсобным.

Важнейшей отраслью деревенского ремесла было кузнечное дело, причем деревенские кузнецы были главными добытчиками и поставщиками кричного железа. Сплошное археологическое обследование района западных кривичей дает, по подсчетам Б. А. Рыбакова, одну домницу на 500—800 кв. м. Это значит, что одна производственная единица (домница-кузница) обслуживала район радиусом 12—16 км, т. е. несколько окрестных поселков [4]. Деревенские кузнецы изготовляли по существу все необходимые в хозяйстве и быту железные изделия. Однако по техническому уровню и технологии деревенское кузнечное ремесло значительно уступало городскому. Деревенские кузнецы почти не изготовляли качественных стальных орудий.

Деревенские ювелиры удовлетворяли потребности сельских женщин в предметах украшения. Рыбаков, / применив методику изучения и картографирования вещей, отлитых в одной литейной форме, пришел к выводу, что централизованного изготовления деревенских украшений не было. Так, изучение семилучевых височных колец, отлитых в двух разных формах, показало, что расстояние между пунктами, в которых встречаются отливки с одних форм, не превышает 40 км. Подвески так называемого петлистого типа, отлитые в одной форме, были найдены в курганах у Вла-зович и Казарич, расстояние между которыми равнялось 7 км. Другой «гроздевой» тип подвески с одной формы найден в курганах из Хизово и Торович, находящихся друг от друга на расстоянии 17 км. Отсюда можно сделать вывод, что деревенские ювелиры-литейщики обслуживали ограниченный район радиусом Ю—15 км. «Для самого маленького племени — радимичей — нужно было 40—50 литейных мастерских, чтобы сеть их мелких рынков покрыла территорию распространения семилучевых височных колец» [8].

Изделия деревенских ювелиров представлены всевозможными головными украшениями, нагрудными привесками, бронзовыми. браслетами, перстнями, фибулами, пряжками и т. д. В женском наборе украшений всегда видное место отводилось всевозможным амулетам, якобы оберегавшим от бед и болезней. Их изучение раскрывает интереснейшую страницу языческой идеологии, свойственной древнерусской деревне.

Самой многочисленной категорией находок в сельских поселениях является керамика. Широкая сырьевая база и сравнительно несложная технология, основы которой были выработаны в глубокой древности, сделали гончарное производство одним из самых распространенных на Руси. Густая сеть деревенских гончарных мастерских покрывала и территорию западных земель Руси. В XI—Х вв. здесь распространяется гончарный круг. Изготовление гончарных изделий на круге повлекло за собой замену домашнего изготовления посуды, находившегося ранее в руках женщины, производством мужчины-ремесленника. Этнографические материалы позволяют составить представление об устройстве ранних гончарных кругов. В Белоруссии до недавнего времени был известен примитивный гончарный круг, восходящий по своей конструкции, по-видимому, к Х—XI вв. Его основой являлась низкая скамья, в которой укреплялась ось с насаженным на нее массивным деревянным кругом толщиной в 2—3 см и диаметром 15—20 см. При работе гончар сидел верхом на скамье, левой рукой вращал круг, а правой формовал глину. Для того чтобы глина легко отделялась от круга, его поверхность посыпалась песком. Небольшая инерция, обусловленная малой скоростью вращения и сравнительной легкостью деревянного круга, не позволяла вытягивать сосуд непосредственно из комка глины. Гончару приходилось проводить специальную подготовительную работу в виде лепки сосуда из раскатанных глиняных валиков-лент. Вращая круг, гончар сглаживал неровности лент правой рукой.

Самый распространенный древнерусский тип горшка имеет устойчивые черты: конусообразное тулово, в достаточной степени выраженные плечики, широкое горло и отогнутый венчик. Излюбленными орнаментами были линейный и волнистый, либо линейно-волнистый. По форме венчика, степени ево отгиба, крутизне плечика и некоторым другим признакам удается наметить хронологическую классификацию древнерусской керамики. При раскопках и особенно разведках сельских поселений керамика часто является единственным материалом, позволяющим установить дату.

В деревне, несомненно, были развиты и другие ремесла, связанные с обработкой дерева, кости, камня. Однако вследствие недостаточной изученности сельских памятников Белоруссии нельзя пока воспроизвести цельной картины их состояния и установить степень значимости этих видов деятельности деревенских мастеров.

 

 

Глава 8

Похожие статьи:

poznayka.org

Древние Деревни Северной Сирии, Призраки прошлого

Drevnie Derevni Severnoj Sirii Prizraki proshlogoВ этом районе Сирии сосредоточено так много брошенных домов и прочих построек, что невольно закрадывается мысль о существовавшей здесь некой могущественной цивилизации, чьи граждане исчезли самым таинственным образом, бросив дома и все имущество. Археологические раскопки не оставили камня на камне от фантастических теорий: местность опустела, когда жители потеряли источник дохода — торговые караванные пути.

КРАЙ ЗАБЫТЫХ ГОРОДОВ

Забытые города, Мертвые города... Так тоже называют древние деревни Северной Сирии, в которых некогда бурлила жизнь.

На северо-западе Сирии, на возвышенности Белус, которую также называют Известняковым массивом с высотами до 1000 м, там, где находятся мухафазы Халеб и Идлиб, сохранилось несколько десятков поселений, давно оставленных людьми. Сотни строений — жилых домов и хозяйственных построек — заброшены и постепенно ветшают и разрушаются.

В мирное время за ними присматривали, и власти учредили для этого восемь археологических парков. Со всего мира приезжали сюда люди, чтобы увидеть, как жили в сирийских деревнях в эпоху Поздней античности и при Византии.

В древности здесь строили много, потому что северо-западные территории Сирии, в том числе близ реки Оронт, отличались плодородием, с них снимали богатый урожай пшеницы, ячменя, табака, хлопка, олив, винограда, кунжута. Расцвет сельского хозяйства пришелся на позднеан-тичное и раннехристианское время (I-VII вв.). На возвышенностях, среди гор, из местного известняка воздвигали крупные укрепленные поселения — с виллами и жилыми домами попроще, банями, маслобойнями. Одних только церквей насчитывалось более 2 тыс. Всего поселений около ста, самых известных и относительно сохранившихся осталось 40. Этим повезло в том отношении, что они стояли несколько в стороне от главных дорог.

В VII в. арабы покорили эти земли, торговые пути, связывавшие деревни, оказались разрушены. Политический и торговый центр переместился из расположенной неподалеку от деревень Антиохии в Дамаск. Постройки ветшали, и к X в. все поселения оказались заброшенными.

Однако далеко не все мертвые города на самом деле таковыми являются. Например, поданным на 2004 г., в Аль-Баре (мухафаза Идлиб), что рядом с деревней, основанной в IV в., жило около 10 тыс. чел. Люди жили здесь даже тогда, когда арабы захватили эти земли. Жители оставались христианами, а сама Аль-Бара даже стала резиденцией епископа Анти-охийского. В 1098 г. деревню захватили крестоносцы, но ее вернули себе мусульмане и построили в ней небольшую крепость. В XII в. после катастрофического землетрясения люди все-таки оставили Аль-Бару. Только в начале XX в. рядом с этим мертвым городом появилось новое поселение среди оливковых деревьев и вишневых садов.

Регулярные раскопки в древнихдеревнях Северной Сирии начались в 1899 г., вели их ученые из Принстонского университета (США). В связи с удаленностью места, трудностями с транспортом и охраной обнаруженных древностей раскопки неоднократно прерывались, а в отсутствие ученых — разграблялись местными жителями.

Споры в научном сообществе вызывает вопрос о том, являлись эти поселения деревнями или городами. Согласно одной гипотезе, это были деревни крестьян, разбогатевших на торговле оливковым маслом в позднеантичные времена. Сторонники этой точки зрения указывают на то, что поселения лишены специфических построек, например дворцов знати. Противники этой теории настаивают на том, что это все-таки города и процветали они за счет того, что стояли на оживленных торговых путях Византийской империи. В ходе арабских завоеваний эти торговые пути разрушили, что подорвало экономику городов, а их жители оставили свои дома, устремившись в другие города, начавшие разрастаться при династии Омейядов.

Север Сирии, где находятся древние деревни, — территория, по которой пролегали важнейшие торговые пути из Аравии к Средиземному морю и Малой Азии. К настоящему времени район в значительной степени утратил прежнее торговое значение.

ЗЛОЙ РОК ИЛИ ПРИРОДНЫЕ КАТАКЛИЗМЫ?

Причиной, по которой жители оставили свои дома в деревнях на севере Сирии, стала цепь природных катастроф, обрушившихся на район, оказавшийся к тому же на границе между распространением христианства и ислама.

Археологи предложили систематизировать постройки древних деревень Северной Сирии по их местонахождению в горах.

Первая группа мертвых городов находится в расположенных на юге горах Эз-Завия. В этой группе сосредоточены самые ранние строения. Наиболее известная и одна из самых хорошо сохранившихся деревень — Сержилла, в ней сохранились храм, андрон — мужская часть дома, прочие жилые постройки и бани. Рядом — Рувейя, а в ней — мавзолей в виде античного храма, большая базилика. В Капроперии (арабы называют ее Кфар аль-Бара) есть трехэтажные дома, гробницы с пирамидальными крышами и пять церквей.

Во вторую группу входят поселения в центральных горах Аль-Ала и Бариша. Самые известные из них — Бакирха, где храм Зевса соседствует с христианскими церквями, а также Кальб-Луза с внушительной базиликой, посвященной, по всей видимости, архангелам Михаилу и Гавриилу. Притвор базилики выполнен в виде двух башен, что является характерной чертой разновидности сирийских храмов. Сохранился богатый декор храма: карнизы, архивольты, капители, обрамления арок, порталы с тонкой резьбой, монограммы Христа.

И, наконец, третья группа, что находится в северных горах Семан. В ней выделяется Фафертин с одной из древнейших, точно датированных христианских церквей постройки второй половины IV в., а также Хараб-Шамс, Мушаббак и Басофан с его церковью Святого Фоки. Самым же северным из мертвых городов является Кир с руинами базилики, под которой покоились мощи Святых Космы и Дамиана Аравийских, в честь которых город обрел второе название — Агиополис (Святой).

Заброшенные деревни Северной Сирии — своеобразная хронология в камне, тут можно прекрасно проследить формирование архитектуры христианских храмов: от незамысловатых домовых церквей, которые устраивались в жилых домах, и зальных церквей (например, в Кирк-Бизе) до больших трехнефных базилик в Хараб-Шамсе, Мушаббаке и Кальб-Лузе.

И повсюду, в каждой деревне, — останки громадных каменных давилен для олив и винограда, установленные непосредственно между жилыми домами. И еще — колонны непонятного назначения, высящиеся тут и там между остатками садов, в которых сохранились большие гранатовые и инжировые деревья.

В 2011 г. все эти поселения включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием Древние деревни Северной Сирии. Их нынешнее состояние вызывает большое опасение, так как они находятся в зоне боевых действий, им грозит разрушение и разграбление. Особое беспокойство вызывает сохранность саркофагов IV-VI вв., а также раннехристианского монастыря и места паломничества Калъат-Симъан (крепость Симеона) в 35 км на северо-запад от Халеба.

В настоящее время руины древних деревень стали пристанищем для тысяч беженцев гражданской войны, обживших подвалы под домами, пещеры и даже древние погребения. Еще большую тревогу археологов вызывают бульдозеры, с помощью которых охотники за артефактами сдирают древнюю мозаику с полов домов и храмов, чтобы продать ее на черном рынке.

В условиях боевых действий ни ЮНЕСКО, ни Директорат по делам античных ценностей и музеев Сирии не в состоянии обеспечить сохранность уникального памятника, ценность которого заключается в том, что это не только отдельные древние строения, а целый район, дающий представление о жизни в древние эпохи.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Руины древних деревень Сирии превратились в территорию очень опасных игр для местных ребятишек. Когда они свободны от выпаса овец среди античных построек, то забираются на вершины построек на скорость. Мальчишки на вершине раскачивающихся древних построек позируют для редких туристов и журналистов.

■ Опираясь на исследования палеогеографов и специалистов в области климатологии, археологи пришли к выводу, что мусульмане, захватившие район древних деревень в Сирии, не стали селиться в домах местных жителей, потому что начался период высоких температур воздуха и засухи, превративших некогда плодородную землю в выжженную пустыню. Свою рольв том, что дома были поспешно оставлены, сыграли также землетрясение 555 г. и эпидемия бубонной чумы — так называемая Юстинианская чума 541-767 гг., охватившая всю Византийскую империю.

■ Город Кир (иногда его называют Кирр) основан, предположительно, македонским полководцем Антигоном I около 300 г. до н. э. Назван же или в честь одноименного македонского города, либо в честь персидского царя Кира.

■ Калъат-Симъан, или крепость Симеона, появился там, где служил и умер первый христианский столпник Симеон Столпник, по дороге в Африн. Монастырский ансамбль включает восьмиугольное главное помещение, в котором находилась 18-метровая колонна Симеона, на которой тот уединялся и проводил время в молитвах. Житие говорит, что Симеон получил от Бога дар исцелять душевные и телесные болезни, а также предвидеть будущее. Почитается в лике преподобных (святых из монахов) как в православной, так и в католической церкви. К сожалению, за долгие века паломники разобрали большую часть колонны на реликвии, и она теперь напоминает просто большой валун, установленный на постаменте.

■ Замок Калота в 20 км от Халеба (Алеппо) был изначально древнеримским храмом, но после принятия Римом христианства перестроен в базилику в V в., а впоследствии, в период войн между Византийской империей и арабской династией Хамдани-дов, базилика перестроена в крепость в X в.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Первая группа (горы Эз-Завия): Сержилла (храм, андрон — мужская часть дома, жилые постройки и бани, V в.), Рувейя (мавзолей — 384 г., базилика — V в.), Капроперия (Кфар аль-Бара, жилые дома, гробницы и церкви, V-VI вв.).■ Вторая группа (горы Аль-Ал а и Бариша): Бакирха (храм Зевса — 161 г., церкви — V в.), Кальб-Луза (базилика архангелов Михаила и Гавриила, вторая половина V в.), Кирк-Биза (Кир, церковь IV в.).■ Третья группа (горы Семан): Фафертин (церковь, 372 г.), Басофан (церковь Святого Фоки, 491-492 гг.), Хараб-Шамс (базилика, IV-V вв.).■ Прочие: саркофаги (IV-VI вв.), монастырь Калъат-Симъан (476-490 гг.), музей с мозаикой из мертвых городов (Маргрет-эн-Нууман), замок Калота (II в.), базилика Хараб-Шамс (IV в.), храм Айн-Дара (X-VIII вв. до н. э.)

ЦИФРЫ

Территория заброшенных деревень: длина — 140 км, ширина — от 20 до 40 км.Общее количество деревень: до 100 (40 известных).Общее количество построек: около 700.Археологические парки: 8.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Местонахождение: северо-запад Сирии.Административная принад лежность: мухафазы Халеб и Идлиб.Время строительства: I-VII вв.Оставлены людьми: VIII-X вв.Язык: арабский.Этнический состав: сирийские и палестинские арабы, армяне, курды.Религия: ислам (сунниты — 90%).Денежная единица: сирийский фунт.

Атлас. Целый мир в твоих руках №331

Читайте в этом номере:

АРКАИМ: Уральская ТрояДРЕВНИЕ ДЕРЕВНИ СЕВЕРНОЙ СИРИИ: Призраки прошлогоОАХАКА: Индейская земляЖУЖУЙ: Страна индейских крепостейТРЕНГГАНУ: Врата ислама в МалайзииГОЗЕКСКИЙ КРУГ: Самая древняя обсерватория?

 

asonov.com

Древнерусская деревня

 

Если вы думаете, что наши предки жили в просторных, приятно пахнущих сеном домах, спали на теплой русской печке и жили долго и счастливо, то вы ошибаетесь. Так, как вы думали, крестьяне стали жить сто, может сто пятьдесят или от силы двести лет назад.

До этого жизнь простого русского крестьянина была совсем иной. Обычно человек доживал до 40-45 лет и умирал уже стариком. Взрослым мужчиной с семьей и детьми он считался лет в 14-15, а она и того раньше. Замуж выходили отнюдь не по любви, сватать невесту сыну ходил отец.

Времени на праздный отдых у людей не было вовсе. Летом абсолютно все время занимала работа в поле, зимой заготовка дров и домашняя работа по изготовлению инструмента и домашней утвари, охота.

Давайте посмотрим на русскую деревню 10-го века, которая, впрочем, мало чем отличается от деревни как века 5-го, так и века 17-го...

В историко-культурный комплекс "Любытино" мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний "Автомир". Он не зря носит название "Одноэтажная Россия" - посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно. В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью. 02

Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.

Кстати, перед входом в дом крытая площадка - это те самые сени из песни про "сени новые, кленовые". 03

Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы. При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке "по черному" есть один большой плюс - в таком доме нет грызунов и насекомых. 04

Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней. 05

Вот так сделана кровля 06

А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу. 07

Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой. 08

Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание - хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили. 09

Зерно хранили в амбаре - постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов. 10

В амбаре были устроены сусеки, помните - "по сусекам поскребла..."? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось. 11

Также в деревне был утроен ледник - погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.

Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.

12

13

Овин - эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись. 14

Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим - томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?

Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания. Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово. 15

16

Вот так жили наши предки. Жизнь была нелегкой. Часто случались неурожаи, еще чаще - набеги татар, викингов, просто бандитов. Основным видом экспорта были меха, мед, шкуры. Крестьяне собирали грибы и ягоды, всевозможные травы, ловили рыбу. При обороне от неприятеля основой экипировкой воина была кольчуга, шит, шлем. Из оружия - копье, топорик, меч. Кольчуга не сказать, что легкая, но в отличие от лат, в ней можно бегать. Ну и мы побегали немного :-) 17

18  

Источник: prosto-vova.livejournal.com

russiantourism.ru

Древнерусская деревня. Как жили и чем питались наши предки.

01

Если вы думаете, что наши предки жили в просторных, приятно пахнущих сеном домах, спали на теплой русской печке и жили долго и счастливо, то вы ошибаетесь. Так, как вы думали, крестьяне стали жить сто, может сто пятьдесят или от силы двести лет назад.

До этого жизнь простого русского крестьянина была совсем иной.Обычно человек доживал до 40-45 лет и умирал уже стариком. Взрослым мужчиной с семьей и детьми он считался лет в 14-15, а она и того раньше. Замуж выходили отнюдь не по любви, сватать невесту сыну ходил отец.

Времени на праздный отдых у людей не было вовсе. Летом абсолютно все время занимала работа в поле, зимой заготовка дров и домашняя работа по изготовлению инструмента и домашней утвари, охота.

Давайте посмотрим на русскую деревню 10-го века, которая, впрочем, мало чем отличается от деревни как века 5-го, так и века 17-го...

В историко-культурный комплекс "Любытино" мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний "Автомир". Он не зря носит название "Одноэтажная Россия" - посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.02

Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.

Кстати, перед входом в дом крытая площадка - это те самые сени из песни про "сени новые, кленовые".03

Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке "по черному" есть один большой плюс - в таком доме нет грызунов и насекомых.04

Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.05

Вот так сделана кровля06

А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.07

Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.08

Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание - хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.09

Зерно хранили в амбаре - постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.10

В амбаре были устроены сусеки, помните - "по сусекам поскребла..."? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.11

Также в деревне был утроен ледник - погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.

Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.

12

13

Овин - эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.14

Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим - томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?

Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания.Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.15

16

Вот так жили наши предки. Жизнь была нелегкой. Часто случались неурожаи, еще чаще - набеги татар, викингов, просто бандитов. Основным видом экспорта были меха, мед, шкуры. Крестьяне собирали грибы и ягоды, всевозможные травы, ловили рыбу.При обороне от неприятеля основой экипировкой воина была кольчуга, шит, шлем. Из оружия - копье, топорик, меч. Кольчуга не сказать, что легкая, но в отличие от лат, в ней можно бегать. Ну и мы побегали немного :-)17

18

Компанию в путешествии мне составили Лена burdyugova и Олег demkristo - самый веселый экипаж в автопробеге группы компаний "Автомир" под названием "Одноэтажная Россия".

eastblackangel.livejournal.com

Древнерусская деревня. Как жили и чем питались наши предки.

177928502

Если вы думаете, что наши предки жили в просторных, приятно пахнущих сеном домах, спали на теплой русской печке и жили долго и счастливо, то вы ошибаетесь. Так, как вы думали, крестьяне стали жить сто, может сто пятьдесят или от силы двести лет назад.

До этого жизнь простого русского крестьянина была совсем иной.Обычно человек доживал до 40-45 лет и умирал уже стариком. Взрослым мужчиной с семьей и детьми он считался лет в 14-15, а она и того раньше. Замуж выходили отнюдь не по любви, сватать невесту сыну ходил отец.

Времени на праздный отдых у людей не было вовсе. Летом абсолютно все время занимала работа в поле, зимой заготовка дров и домашняя работа по изготовлению инструмента и домашней утвари, охота.

Давайте посмотрим на русскую деревню 10-го века, которая, впрочем, мало чем отличается от деревни как века 5-го, так и века 17-го…

В историко-культурный комплекс «Любытино» мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний «Автомир». Он не зря носит название «Одноэтажная Россия» — посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.

177928492

Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.

Кстати, перед входом в дом крытая площадка — это те самые сени из песни про «сени новые, кленовые».

177928495

Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке «по черному» есть один большой плюс — в таком доме нет грызунов и насекомых.

177928498

Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.

177928516

Вот так сделана кровля (но далеко не везде крыша была с дёрном)

177928518

А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.

177928519

Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.

177928520

Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание — хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.

177928504

Зерно хранили в амбаре — постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.

177928503

В амбаре были устроены сусеки, помните — «по сусекам поскребла…»? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.

177928506

Также в деревне был утроен ледник — погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.

Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.

177928505

177928509

Овин — эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.

177928511

 

Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим — томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?

Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания.Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.

177928522

177928523

 

Вот так жили наши предки. Жизнь была нелегкой. Часто случались неурожаи, еще чаще — набеги татар, викингов, просто бандитов. Основным видом экспорта были меха, мед, шкуры. Крестьяне собирали грибы и ягоды, всевозможные травы, ловили рыбу.При обороне от неприятеля основой экипировкой воина была кольчуга, шит, шлем. Из оружия — копье, топорик, меч. Кольчуга не сказать, что легкая, но в отличие от лат, в ней можно бегать. Ну и мы побегали немного :-)

177928524

177928525

Источник

www.pravda-tv.ru


Смотрите также