Древняя арфа. История арфы. Арфа - прародитель струнных инструментов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что такое арфа. История создания. Древняя арфа


древняя арфа, 4 буквы, 1-я буква Л, сканворд

древняя арфа

Альтернативные описания

• Денежная единица Италии (в 2002 г. заменена евро), Турции, Мальты

• Созвездие Северного полушария

• Старинный струнный музыкальный инструмент

• ''Музыкальная'' валюта

• Музыкальный инструмент, ставший символом поэзии

• Хвост тетерева-самца

• Северное созвездие

• "Арфа" в руках поэтической музы

• "Гусли" поэта

• "Музыкальная" валюта

• "Музыкальные" валюта и созвездие

• 100 турецких пиастров

• аквариумная рыба

• античная арфа

• античная бренчалка

• античная бренчалка, ставшая итальянской валютой

• арфа Орфея

• бренчалка, ставшая валютой

• бывшая валюта Италии

• бывшая валюта римлян

• в руках музы Эрато

• валюта Ватикана

• валюта Италии

• валюта Турции

• валюта Турции и Италии

• валюта в Италии до евро

• валюта в Риме до евро

• валюта в Стамбуле

• валюта в кассах римских магазинов

• валюта, что бродила по улицам Рима

• валюта, что ходила по улицам Рима

• гусли в далеком, далеком прошлом

• денежный знак Турции

• деньги макаронника

• ж. музыкальное орудие древних; ныне переиначено в рыли, на которых играют, припевая, слепцы в Малороссии и заморские нищие в Питере. Новоголландская птица, у которой хвост лирою. Одно из северных созвездий. Лирный, к лире относящ. Лиран м. тюльпановое дерево, тюльпанник, Lireodendron tulipiferа. Лирик м. или лирический поэт; лирическая поэзия противополагается эпической и заключает в себе: оды, гимны, песни, где господствует не действие, а чувство. Лиризм м. лирический дух, направление; возвышенное, вдохновенное песнопение

• женское имя

• инструмент Орфея

• инструмент Терпсихоры

• инструмент в хвосте птицы

• инструмент поэтической музы

• историческая валюта Италии

• итальянский денежный "вклад" в музыку

• между Геркулесом и Лебедем

• музыкальный символ вдохновения поэта

• название какого созвездия связано с тем что Зевс в благодарность за искусную игру Орфея поместил его золотую кифару на небо

• оружие музы

• прабабка арфы

• прабабушка арфы

• символ вдохновения

• символ поэзии

• созвездие со звездой Вега

• сотня турецких пиастров

• то, что Некрасов "посвятил народу своему"

• турецкая валюта

• что в руках муза поэзии Евтерпа

• экс валюта Италии

• эксвалюта "маде ин" Италия

• будильник добрых чувств (поэтическое)

• денежная единица, = 100 пиастрам (курушам), Ватикан, Италия, Турция

• древнегреческий струнный музыкальный инструмент, символ поэтического творчества и вдохновения

• древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент в форме овальной незамкнутой сверху рамы с плавно отогнутыми округлыми концами

• испанский автоматический пистолет

• крайние рулевые перья, сильно (лирообразно) изогнутые наружу у тетерева-косача

• символ искусства (в переносном смысле)

• созвездие с главной звездой Вегой

• созвездие Северного полушария

• хвост тетерева-самца

• этот инструмент Гермес изготовил из черепашьего панциря

• символ поэтического творчества, вдохновения

• под аккомпанемент какого инструмент, если верить древним грекам, рождались стихи Сапфо, Анакреона, Пиндара, Есенина

• в каком созвездии находится звезда Вега

• струнный смычковый музыкальный инструмент

• какой музыкальный инструмент изобрел Гермес, натянув на черепаший панцирь бычьи жилы

• музыкальный инструмент Орфея

• музыкальный инструмент Терпсихоры

• музыкальный символ вдохновения

• денежная единица Италии

• денежная единица Ватикана

• денежная единица Мальты

• денежная единица Турции

• 20 сольдо до 1947 г

• в Италии до евро

• созвездие

• в руке у Эрато

• в руке у Евтерпы

• 20 сольдо до 1947 года

• поэзия

• орфей

• прототип арфы

• эмблема военных оркестров

• "...над могилой" из пушкинского стихотворения "Гроб Анакреона"

• старинный струнный музыкальный инструмент

• эмблема и атрибут поэта

• под аккомпанемент какого инструмент, если верить древним грекам, рождались стихи Сапфо, Анакреона, Пиндара, Есенина?

• какой музыкальный инструмент изобрел Гермес, натянув на черепаший панцирь бычьи жилы?

• название какого созвездия связано с тем что Зевс в благодарность за искусную игру Орфея поместил его золотую кифару на небо?

• «гусли» поэта

• в каком созвездии находится звезда Вега?

• то, что Некрасов «посвятил народу своему»

• «музыкальная» валюта

• «музыкальные» валюта и созвездие

• итальянский денежный «вклад» в музыку

• что в руках муза поэзии Евтерпа?

• «арфа» в руках поэтической музы

• «...над могилой» из пушкинского стихотворения «Гроб Анакреона»

• эксвалюта «маде ин» Италия

• деньги Италии

• северное созвезд. и "гусли" поэта

• северное созвезд. и «гусли» поэта

• валюта Италии до евро

• национальная валюта Италии

• гусли в далёком, далёком прошлом

• анаграмма к слову "риал"

• анаграмма к слову «риал»

• струнный щипковый инструмент

• мешанина из слова "лари"

• мешанина из слова "риал"

scanwordhelper.ru

Что такое арфа. История создания :: SYL.ru

Этот загадочный инструмент редко встречается в наши дни, поэтому неудивительно, что многие не знают, что такое арфа. Она была изобретена несколько тысяч лет назад, ее дизайн многократно менялся, а звучание становилось все более объемным и ярким.

Арфа фото

Что такое арфа

Мзыкальный инструмент состоит из треугольной рамы, открытой с обеих сторон, на которую натянуты струны различной длины. Чтобы заставить арфу звучать, музыканты щипают струны подушечками пальцев. Длина струны определяет, насколько высоким или низким будет звучание. Современная концертная арфа имеет раму высотой 1,8-1,9 метра и шириной около 1 метра, а ее вес составляет 32-41 кг. На раму натянуто 47 струн различного размера.

Этот музыкальный инструмент встречается все реже, поэтому многие люди точно не знают, что такое арфа. Существуют и другие похожие инструменты. К ним относится лира, где все струны имеют одинаковую длину, но разную толщину и силу натяжения, а также псалтирь и цимбал, на котором играют не пальцами, а молоточками.

История

Самые ранние арфы, вероятно, были созданы из охотничьих луков и состояли из нескольких струн, закрепленных на концах изогнутой основы. Египетский инструмент, который использовался около 5 тыс. лет назад, состоял из шести струн, зафиксированных на раме деревянными колышками. К 2500 году до н. э. у греков уже были большие арфы, в которых струны крепились к двум деревянных планкам, соединенным между собой под углом.

Играющий на арфе

К XI столетию в Европе уже знали, что такое арфа. Здесь впервые появились рамочные инструменты, где проволочные струны вставлялись в треугольную деревянную раму. Они были довольно маленькими, всего около 0,5-1,2 метра в высоту, и часто использовались бродячими музыкантами. Арфы не могли воспроизводить более высокие или низкие ноты, чем те, на которые были настроены, поэтому музыканты проводили эксперименты. Чтобы сделать звучание более разнообразным, были созданы инструменты с дополнительным рядом струн, расположенных параллельно основному. В Уэльсе у некоторых арфистов было по три ряда струн.

Другие мастера применили иной подход. Вместо того чтобы увеличивать количество рядов, они разработали механизмы для изменения длины струн, регулируя таким образом высоту звука. К концу XVII века в Австрии использовались крючки для сокращения длины по мере необходимости, обеспечивая по две ноты на каждой струне. В 1720 году Селестин Хохбрюкер добавил 7 педалей, чтобы контролировать эти крючки. В 1750 году Жорж Кузино заменил крючки металлическими пластинами и удвоил количество педалей, чтобы воспроизводить по три ноты на струну. В 1792 году Себастьян Эрард заменил пластины вращающимися латунными дисками с двумя шпильками, каждый из которых захватывал струну, как вилка, когда диск поворачивался. Он также уменьшил количество педалей до 7, разработав механизм, который мог занимать три разные позиции. Разработка Эрара до сих пор используется в современных концертных арфах.

Играющий на арфе

Материалы

Музыкальный инструмент арфа состоит из большого деревянной треугольной основы, обычно изготовленной из клена. Белый клен достаточно крепкий, чтобы выдерживать давление струн. Также для некоторых частей деки применяется ель, так как она легкая, крепкая и гибкая, что позволяет ей равномерно реагировать на вибрации струн и создавать насыщенный, чистый звук.

Изогнутая пластина, к которой прикреплены струны, выполнена из латуни. Диски и педали, управляющие длиной, также являются латунными. Сложный внутренний механизм, который соединяет педали с дисками, выполнен из латуни и нержавеющей стали, а некоторые части производятся из нейлона. Струны арфы изготовлены из стали и нейлона. Каждый материал имеет различные свойства, которые делают его пригодным для определенной длины струны. Поверхность арфы обрабатывается прозрачными лаками, может быть украшена декоративными деревянными панелями из ореха или более дорогого красного дерева. Некоторые инструменты покрывают золотыми листами в 23 карата.

Дизайн

Каждая арфа - уникальное произведение искусства. Дизайн арфы зависит от потребностей исполнителя. Традиционные арфисты требуют небольших легких инструментов со струнами, управляемыми рычагами. Классические музыканты используют гораздо более крупные инструменты со струнами, управляемыми педалями. Внешний вид арфы варьируется от простых геометрических линий с естественной отделкой до сложной резьбы с широким спектром украшений.

Игра на арфе

Как выбрать арфу для начинающего музыканта

Игра на арфе зависит от того, насколько инструмент соответствует телу музыканта. Для взрослых, сидящих на стандартном 18-дюймовом высоком стуле, подойдет напольная модель из 30-34 струн. Для маленького ребенка в возрасте 6-8 лет, который сидит на 12-дюймовом табурете, наиболее удачным вариантом считается 28-струнная арфа, установленная на полу.

Интересные факты об арфе

  1. Это один из древнейших инструментов в мире: он был изобретен около 3000 г. до н. э., а самое старое изображение музыканта, играющего на арфе, находится на стенах египетских гробниц.
  2. Нигде в мире не существует больше арф, чем в Африке. Этот музыкальный инструмент используют почти 150 африканских народов.
  3. Слово "арфа" впервые было использовано примерно в 600 году нашей эры и обозначало все струнные инструменты в целом.
  4. Диапазон инструмента составляет от 1 до 90 струн.
  5. Современные арфисты играют, используя только по четыре пальца на каждой руке, они касаются струн подушечками пальцев. Ирландская манера игры более агрессивна, здесь музыканты применяют также и ногти, чтобы сделать звук более громким и пронзительным.
  6. На логотипе популярного ирландского пива Guinness также изображено фото арфы.
  7. Арфа является национальным символом Ирландии с XIII века.

Что такое арфа

Этот музыкальный инструмент становится редкостью. Как правило, арфу используют на концертах классической музыки в составе оркестров или соло, но существуют также и сообщества энтузиастов, которые не дают забыть миру об этом удивительном инструменте. Благодаря красивому, переливчатому звуку и интересному внешнему виду, он все еще пользуется уважением у начинающих и профессиональных музыкантов.

www.syl.ru

Арфа – древний иранский музыкальный инструмент

Возможно, арфа является самым древним струнным иранским музыкальным инструментом, название которого чаще других музыкальных инструментов упоминается в книгах, который оказал большую роль в древней истории.

Согласно достоверным источникам в виде изображений резьбы на камне в Вавилоне, Ассирии и прилегающих к ним территорий, можно сделать вывод, что восемь веков до рождества Христова на указанных территориях достигли своего развития различные музыкальные инструменты, которые использовали музыканты.

Роль, которую играли музыкальные инструменты в начале длительного периода человеческой цивилизации, свидетельствует о том, что арфа подобно сантуру и гануну является очень древним музыкальным инструментом, который был распространен в указанных районах за два тысячелетия до рождества Христова.

Первые арфы имели треугольную форму и состояли из доски длиной примерно в один тамариск и одного деревянного стержня, обычно форма арфы напоминала форму человеческой руки.

Обычно этот инструмент имел восемь или девять струн, которые были натянуты параллельно друг к другу вдоль деревянного стержня. Один конец струн крепился к доске, а другой конец наматывался вокруг колышек или ушек, которые располагались на деревянном стержне, с них свисали концы струн. Арфы, которые были распространены в последний исторический период Вавилона и Ассирии, сильно отличались в более поздний период как по форме изготовления, так и по манере игры на арфе.

Увеличилось количество струн. Звуковая коробка арфы иногда была прямой, то есть без излома, а иногда была измененной формы. Способ игры на этом музыкальном инструменте также изменился, то есть инструмент брали таким образом, чтобы струны находились в вертикальном положении к земле, то есть не так как делали это раньше, когда деревянный стержень должен был быть в параллельном положении к земле, однако струны не были вертикальны к земле. Другой отличительной чертой игры на этом музыкальном инструменте было то, что во время игры не использовался медиатор, играли руками, причем в игре были задействованы две руки.

Во время династии Сасанидов арфа была самым известным и самым любимым музыкальным инструментом, в Шахнаме Фирдоуси также часто упоминается название этого музыкального инструмента. Накиса – известный музыкант при дворе Хосро Парвиза обладала высшим искусством игры на арфе.

Сегодня арфа состоит из трех основных частей: грифа, колоны и резонансного ящика. Струны крепятся к грифу и натягиваются параллельно к колоне и соединяются с резонансным ящиком. Для игры на арфе ладонью давят на струну и/или только касаются струны и/или щипают струну. В конце средневековья  в Западной Европе получили распространение арфы треугольной формы. В 1720 году в Баварии к основанию арфы добавили педали, что сделало звучание арфы более мощным.

В 1810 году Себастьян Ара изменил форму арфы, которая используется и в наши дни, новая форма сделала возможным звучание всей гаммы больших и малых октав. В этого времени арфа стала обычным музыкальным инструментом, использовавшимся в составе оркестра. Сегодня арфа состоит из 47 струн и 7-ми педалей.

До ислама арфа была известна среди арабов. В различные исторические периоды на территориях, расположенных далеко друг от друга, называли арфы по разному. Так, население северного Афганистана называло арфу «Занбураком», что означает «маленькая пчела», а тюркоязычные узбеки Средней Азии называли арфой иранский сантур.

sanaei.livejournal.com

Арфа

Арфа — щипковый струнный музыкальный инструмент.

Арфа - один из самых древних музыкальных инструментов человечества. Происхождение арфы начинается от лука с натянутой тетивой. Арфы, изображённые на фресках из египетских гробниц (бенты), своей формой ещё напоминают луки, а эти арфы не самые древние. Самую древнюю арфу археологам удалось обнаружить при раскопках шумерского города в Мессопотамии, её возраст оценивают в четыре с половиной тысячи лет. Арфа не раз упоминается в Библии, она была самым распространённым и любимым музыкальным инструментом на древнем Ближнем Востоке, в Греции, Риме. Арфа Аполлона является символом прекрасного и романтического.

В Европу арфа попала в начале средних веков и пользовалась большой популярностью, особенно в Ирландии, где до сих пор её изображение используется во многих государственных символах, в том числе, на гербе и президентском флаге. 

Арфа постоянно усовершенствовалась, в начале XVIII века немецкий мастер Гохбрукер из Донаувёрта (Бавария, Германия) изобрёл педали для арфы, что позволило повысить хроматическую гамму и облегчить игру на арфе. Почти век спустя, в 1810 году, фортепианный мастер Себастьян Эрар создал арфу с педалями двойного действия. Этими педалями можно дважды перестроить струну, повысив звук на полутон и тон, и тем самым обеспечить хроматический звукоряд в диапазоне шести с половиной октав.

Арфа имеет треугольную форму, на раму натягивают струны, в настоящее время используется 45-47 струн, но в разные времена и у разных народов их количество было от 7 до 30. Считается одним из самых красивых инструментов в оркестре. Её рама украшена резьбой и орнаментом, иногда и золотом с перламутром, а изящные очертания скрывают треугольную форму. Вес арфы может достигать 20 килограмм.

Виртуозные возможности арфы довольно своеобразны: на ней прекрасно удаются широкие аккорды, пассажи из арпеджий, глиссандо (скольжение руки по всем струнам, настроенным на какой-нибудь аккорд), флажолеты.

Первая арфа в России появилась во времена Екатерины II. В 1765 году царица приобрела для воспитанниц Смольного института арфу, и инструмент сразу вошёл в моду в аристократической среде. "На арфе играет лишь тот, кто свободен и знатен" - сказал поэт.

Как эффектный сольный и как аккомпанирующий инструмент арфу широко использовали и любили ведущие русские композиторы: Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, М. Глинка, С. Рахманинов, С. Прокофьев и многие другие. Из европейских композиторов арфой наиболее широко пользовались Г. Берлиоз, Р. Вагнер и Ф. Лист. Рихард Вагнер в своей опере "Золото Рейна" использовал в оркестре шесть арф, но обычно в оркестре используют одну-две арфы.

 

P.S. Очень интересная статья про арфу есть у Катерины Антоненко. http://shenna.livejournal.com/486571.html 

 

www.olofmp3.ru

древняя арфа, 4 буквы, сканворд

древняя арфа

Альтернативные описания

• Денежная единица Италии (в 2002 г. заменена евро), Турции, Мальты

• Созвездие Северного полушария

• Старинный струнный музыкальный инструмент

• ''Музыкальная'' валюта

• Музыкальный инструмент, ставший символом поэзии

• Хвост тетерева-самца

• Северное созвездие

• "Арфа" в руках поэтической музы

• "Гусли" поэта

• "Музыкальная" валюта

• "Музыкальные" валюта и созвездие

• 100 турецких пиастров

• аквариумная рыба

• античная арфа

• античная бренчалка

• античная бренчалка, ставшая итальянской валютой

• арфа Орфея

• бренчалка, ставшая валютой

• бывшая валюта Италии

• бывшая валюта римлян

• в руках музы Эрато

• валюта Ватикана

• валюта Италии

• валюта Турции

• валюта Турции и Италии

• валюта в Италии до евро

• валюта в Риме до евро

• валюта в Стамбуле

• валюта в кассах римских магазинов

• валюта, что бродила по улицам Рима

• валюта, что ходила по улицам Рима

• гусли в далеком, далеком прошлом

• денежный знак Турции

• деньги макаронника

• ж. музыкальное орудие древних; ныне переиначено в рыли, на которых играют, припевая, слепцы в Малороссии и заморские нищие в Питере. Новоголландская птица, у которой хвост лирою. Одно из северных созвездий. Лирный, к лире относящ. Лиран м. тюльпановое дерево, тюльпанник, Lireodendron tulipiferа. Лирик м. или лирический поэт; лирическая поэзия противополагается эпической и заключает в себе: оды, гимны, песни, где господствует не действие, а чувство. Лиризм м. лирический дух, направление; возвышенное, вдохновенное песнопение

• женское имя

• инструмент Орфея

• инструмент Терпсихоры

• инструмент в хвосте птицы

• инструмент поэтической музы

• историческая валюта Италии

• итальянский денежный "вклад" в музыку

• между Геркулесом и Лебедем

• музыкальный символ вдохновения поэта

• название какого созвездия связано с тем что Зевс в благодарность за искусную игру Орфея поместил его золотую кифару на небо

• оружие музы

• прабабка арфы

• прабабушка арфы

• символ вдохновения

• символ поэзии

• созвездие со звездой Вега

• сотня турецких пиастров

• то, что Некрасов "посвятил народу своему"

• турецкая валюта

• что в руках муза поэзии Евтерпа

• экс валюта Италии

• эксвалюта "маде ин" Италия

• будильник добрых чувств (поэтическое)

• денежная единица, = 100 пиастрам (курушам), Ватикан, Италия, Турция

• древнегреческий струнный музыкальный инструмент, символ поэтического творчества и вдохновения

• древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент в форме овальной незамкнутой сверху рамы с плавно отогнутыми округлыми концами

• испанский автоматический пистолет

• крайние рулевые перья, сильно (лирообразно) изогнутые наружу у тетерева-косача

• символ искусства (в переносном смысле)

• созвездие с главной звездой Вегой

• созвездие Северного полушария

• хвост тетерева-самца

• этот инструмент Гермес изготовил из черепашьего панциря

• символ поэтического творчества, вдохновения

• под аккомпанемент какого инструмент, если верить древним грекам, рождались стихи Сапфо, Анакреона, Пиндара, Есенина

• в каком созвездии находится звезда Вега

• струнный смычковый музыкальный инструмент

• какой музыкальный инструмент изобрел Гермес, натянув на черепаший панцирь бычьи жилы

• музыкальный инструмент Орфея

• музыкальный инструмент Терпсихоры

• музыкальный символ вдохновения

• денежная единица Италии

• денежная единица Ватикана

• денежная единица Мальты

• денежная единица Турции

• 20 сольдо до 1947 г

• в Италии до евро

• созвездие

• в руке у Эрато

• в руке у Евтерпы

• 20 сольдо до 1947 года

• поэзия

• орфей

• прототип арфы

• эмблема военных оркестров

• "...над могилой" из пушкинского стихотворения "Гроб Анакреона"

• старинный струнный музыкальный инструмент

• эмблема и атрибут поэта

• под аккомпанемент какого инструмент, если верить древним грекам, рождались стихи Сапфо, Анакреона, Пиндара, Есенина?

• какой музыкальный инструмент изобрел Гермес, натянув на черепаший панцирь бычьи жилы?

• название какого созвездия связано с тем что Зевс в благодарность за искусную игру Орфея поместил его золотую кифару на небо?

• «гусли» поэта

• в каком созвездии находится звезда Вега?

• то, что Некрасов «посвятил народу своему»

• «музыкальная» валюта

• «музыкальные» валюта и созвездие

• итальянский денежный «вклад» в музыку

• что в руках муза поэзии Евтерпа?

• «арфа» в руках поэтической музы

• «...над могилой» из пушкинского стихотворения «Гроб Анакреона»

• эксвалюта «маде ин» Италия

• деньги Италии

• северное созвезд. и "гусли" поэта

• северное созвезд. и «гусли» поэта

• валюта Италии до евро

• национальная валюта Италии

• гусли в далёком, далёком прошлом

• анаграмма к слову "риал"

• анаграмма к слову «риал»

• струнный щипковый инструмент

• мешанина из слова "лари"

• мешанина из слова "риал"

scanwordhelper.ru

Арфа - «Энциклопедия»

АРФА (немецкий - Harfe, от общегерманского - harpa; в древнеисландском эпосе - harpa, в древнеанглийском - hearpe; итальянский - агра), струнный щипковый инструмент (хордофон). Струны разной длины натянуты между корпусом (резонатором) и отходящей от него шейкой. Типологически различаются арфы: дуговая, угловая, рамная. 1-й и 2-й типы подразделяются на 2 вида - вертикальный (более обычный) и горизонтальный (корпус инструмента располагается параллельно плоскости пола). Оба типа характерны для культур Азии и Африки, рамная арфа - для Европы.

Древнейший тип - дуговая арфа (линия корпуса и шейки образует дугу). Первые изображения относятся к цивилизациям Шумера (около 3000 до нашей эры) и Древнего Египта (середина 3-го тысячелетия до нашей эры). Есть свидетельства о существовании дуговой арфы в цивилизации долины Инда (середина 3-го-середина 2-го тысячелетий до нашей эры). Приблизительно с 3 века до нашей эры становится характерной для Южной и Юго-Восточной Азии. В 20 веке встречается в Афганистане и Пакистане (так называемая кафирская арфа), Мьянме (саун гаук - бирманская арфа), известна у ряда народов Африки.

Реклама

Угловая арфа (линия корпуса и шейки образует угол), первые образцы которой известны также по материалам Месопотамии и Древнего Египта (2-е тысячелетие до нашей эры), перешла в Древний Иран, Древнюю Грецию, Древний Рим, к сарматам, на Кавказ. На протяжении 1-го тысячелетия нашей эры распространилась едва ли не по всей Азии (специфические виды - в Средней Азии, на Алтае, в Китае и др.). До 20 века сохранялась у абхазов, адыгов, балкарцев, карачаевцев, осетин, сванов, манси, хантов, якутов.

АРФАРамная арфа (треугольная в плане конструкции образована корпусом, шейкой и соединяющей их штангой) также известна с древности: первое изображение, найденное в Мегиддо (сиро-палестино-финикийский регион), датируется 3300-3000 годами до нашей эры. Этот же тип зафиксирован в кикладской культуре (2800-2600 годы до нашей эры). В Европе появилась приблизительно в 8 веке у кельтского населения Британских  островов (смотри Кельтская арфа). Название «арфа», по-видимому, первоначально относилось к разновидности лиры (смотри Крота). Письменное употребление слова harpa впервые засвидетельствовано на латыни около 600 года в гимне Венанция Фортуната, где арфа противопоставлена римской и греческой лире как «варварский» инструмент. Взаимозаменяемость понятий «арфа» и «лира» сохранялась на протяжении веков [зафиксирована, например, у С. Вирдунга в «Немецком трактате о музыке» («Musica getutscht», 1511 год)].

В континентальную Европу рамная арфа пришла приблизительно на рубеже 10-11 веков. Форма её изменялась со временем, и первоначально небольшой, но массивный инструмент к 18 веку приобрёл изящный современный силуэт. Средневеково-ренессансная арфа имела диатоническую настройку. Поиски возможностей хроматического изменения звуков (приблизительно с 16 века) привели к изобретению в 1720 году педального механизма: немецкий мастер Я. Хохбруккер создал так называемую крючковую арфу с педалями. Новый период в развитии искусства игры на арфе начался после 1801 года, когда французский мастер С. Эрар изобрёл инструмент с так называемыми педалями двойного действия (патент 1810 года): такая арфа может перестраиваться во все тональности. Современные арфы (высота около 180 см) имеет 46-47 струн; в прямой штанге-колонне размещены связанные с педалями рычаги механизма перестройки. Исходный строй - диатонический звукоряд до-бемоль-мажора, каждая из 7 педалей, повышающих строй на полутон или тон, воздействует на все одноимённые струны (за исключением 2 верхних и 2 нижних). Полный диапазон - от «до (-бемоль)» контроктавы до «соль (-диез)» 4-й октавы. Музыка для арфы записывается на 2 нотоносцах (как для фортепиано).

Арфа широко распространена в Западной Европе со времён Средневековья, однако вплоть до 18 века она не имела самостоятельного репертуара, разделяя его с лютневыми и клавишными инструментами. В оперном оркестре 17-18 веков (впервые у К. Монтеверди) применялась для придания музыке «античного» или «библейского» колорита. В симфоническом оркестре укрепилась начиная с Г. Берлиоза, в России - с М. И. Глинки, наиболее эффектно звучит в оркестровых соло (балеты П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, оперы и симфонические произведения Н. А. Римского-Корсакова). Для арфы писали К. Ф. Э. Бах, И. К. Бах, Г. Ф. Гендель (Концерт для органа или арфы с оркестром, 1736 год), В. А. Моцарт (Концерт для арфы и флейты с оркестром К299), многие композиторы-арфисты 18-19 веков. В связи с развитием сольного исполнительства в 20 веке игра на арфе обогатилась рядом особых технических приёмов; произведения для арфы создали К. Дебюсси, М. Равель, П. Хиндемит, Б. Бриттен, А. Казелла, Ж. Тайфер, концерты для арфы с оркестром написали Р. М. Глиэр (1938 год), А. В. Мосолов (1939 год), Э. Вила Лобос (1953 год), А. Жоливе, Д. Мийо, Э. Кшенек, А. Хинастера и др. Крупнейшие арфисты: Р. Н. Ш. Бокса, Э. Пэриш-Альварс, А. Ренье, М. Турнье, В. Поссе, К. Сальседо, М. Гранжани, Н. Сабалета; представители русской школы: А. Г. Цабель, И. И. Эйхенвальд, Е. А. Вальтер-Кюне, А. И. Слепушкин, И. Г. Парфёнов, Н. И. Амосов, М. А. Корчинская, К. А. и О. Г. Эрдели, В. Г. Дулова, Е.А. Синицына, Э. А. Москвитина, Н. Х. Шамеева.

Лит.: Поломаренко И. Арфа в прошлом и настоящем. М.; Л., 1939; Эрдели К. Арфа в моей жизни. М., 1967; Язвинская Е. Арфа. М., 1968; Rensch R. The harp: its history, technique and repertoire. L.; N. Y., 1969; idem. Harps and harpists. L., 1989; Zingel Н J. Neue Harfen lehre. Lpz., 1969. Bd 1-4; Дулова В. Г. Искусство игры на арфе. М., 1974; Покровская Н. История исполнительства на арфе. Новосиб., 1994; Шамеева Н. История развития отечественной музыки для арфы (XX век). М., 1994.

Н. Х. Шамеева, М. В. Есипова, О. В. Фраёнова.

knowledge.su

История арфы. Арфа - прародитель струнных инструментов

Здравствуйте! Сегодня несколько слов о таком замечательном музыкальном инструменте, как арфа.

Мы узнаем историю создания арфы, как она, из обычного небольшого по размерам инструмента, превратилась в благородный и величественный, украшающий и обогащающий своим звучанием любой оркестр.

История арфы

История арфы очень древняя. Этот музыкальный инструмент является прародителем всех струнных инструментов. Форма арфы напоминает форму лука.

Очень даже возможно, что когда-то охотник, натягивая тетиву своего лука, вдруг, услышал приятный звук. Он был рад такому необычному открытию, решил натянуть ещё одну тетиву, немного короче. В результате услышал два красивых звука разных по высоте. И это уже был первый щипковый инструмент, на котором можно было сыграть незатейливую, но нежную мелодию.

С годами арфа сохранила форму лука, хотя струн у неё стало намного больше. Игра на арфе распространилась в древнем Египте, Греции, Риме и Ассирии, а позже её приветствовали и в Европе (7 век). Первыми это сделали бродячие цирковые артисты. Небольших размеров, компактная арфа всегда была под рукой и выручала на выступлениях.

А вот уже в 15 – 17 веках арфа стала аристократическим инструментом. Инструмент увеличился в размерах. Причиной таких изменений было желание расширить диапазон звучания. Были даже арфы с двумя рядами струн – для правой и левой руки. Но такая модель просуществовала недолго.

Арфу всячески украшали резьбой, золотом, перлами. Как правило, играли на ней женщины. В аристократической среде было принято, что каждая благовоспитанная девица должна научиться играть на этом волшебном инструменте.

В 1810 году француз Себастьян Эрар создал новую двойную арфу. Звучала она во всех тональностях и стала прототипом современного инструмента.

Арфа современный инструмент!

В нынешние годы арфа является и солирующим инструментом, и инструментом. Входящим в состав оркестра. Сейчас у неё уже 40-47 струн, которые натянуты на треугольный, металлический каркас красивой формы. У такой арфы обычно есть 7 педалей для укорочения струн. Благодаря этому инструмент издает звук от ре контроктав до фа 4 октавы.

Арфа – национальный символ Ирландии. Её изображали ирландцы на своих монетах, а с 1645 года она появилась на государственном гербе страны. Это неспроста. Ирландские артисты любили исполнять свои сказания, так называемые саги, под аккомпанемент маленькой арфы.

В сети недавно появилась информация о лазерной арфе. Девайс её подключен к синтезатору, который производит звуки нужного тона. Насладиться звуками арфы, можно посетив балет, классический концерт и прослушивая музыку в современной обработке.

mlife.com.ua


Смотрите также