Арфа древняя. Лира, арфа; кифара, псалтерий – что есть что, значение и оппозиции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История арфы. Арфа древняя


История арфы

Арфа – самый старинный щипковый струнный музыкальный инструмент. Арфа имеет треугольную форму, состоит из резонансного ящика, узкой деревянной рейки с отверстиями для струн, переднего бруса в виде колоны, а также верхнего корпуса с колками для крепления и настройки струн.

От охоты до искусства

Существуют различные легенды, в которых сказано, что первый струнный музыкальный инструмент, благодаря которому в дальнейшем появилась и арфа, и все другие струнные инструменты, был изготовлен из обычного охотничьего лука. Первобытные люди заметили, что сила натяжения тетивы влияет на ее звучание, тогда один мастер по изготовлению луков привязал к одному луку несколько «струн», издающих различные по высоте звуки. Изображения арфы из лука присутствуют не только в культурах Древней Греции, Египта и Рима, но и в раскопках шумерской эпохи, что свидетельствует о зарождении музыкальной культуры наравне с зарождением самого человечества.  
Древняя египетская арфа  

В древности арфы были различных форм и размеров. Самыми лучшими считались египетские арфы, а само название музыкального инструмента переводится как «прекрасное». Арфы в Египте украшались очень дорого, они покрывались золотом и серебром, усыпались драгоценными камнями и украшались слоновой костью. В средние века арфа использовалась в церквях, монастырях и соборах. Ученые монахи не только писали произведения для арф, но и заносили писания об инструменте в свои описи.

Появление арфы в Европе

В Европе арфа появилась в VIII веке. Первыми оценили музыкальный инструмент бродячие, цирковые артисты, которым нужен был компактный аккомпанемент, подходящий для выступлений. В XV-XVII веках появились большие напольные арфы. В дальнейшем последовали ее преобразования, целью которых было расширение диапазона. Появлялись даже арфы с двумя рядами струн – для правой и левой руки. Просуществовала такая модель недолго.

Вместе с внешними преобразованиями происходит и расширение границ применения инструмента. Теперь его используют в хоровых и оркестровых произведениях. Чтобы добиться невероятного перехода звучания, используют сразу несколько арф в одном произведении.

В 1660 году было изобретено приспособление в виде механики с ключами, позволяющее натягивать и отпускать струны арфы, меняя при этом высоту звука. Этот механизм был не особо удобным, поэтому в 1720 году появился механизм с педалями, который изобрел Якоб Хохбрукер. Педали действовали как проводники, влияя на крючки, которые в свою очередь прижимали струны.  

В 1810 году французским мастером Себастьяном Эраром была придумана новая модель «двойной арфы». Данный инструмент был способен звучать во всех тональностях и стал новым словом в мире музыки. Именно механизм, придуманный Эраром, встречается и в современном инструменте.  

Себастьян Эрар   В России арфа появилась в XVIII веке и сразу же получила самое широкое распространение. Инструмент используется не только для выступлений, но и для домашнего музицирования. Великие российские поэты и композиторы воспевали арфу в своих бессмертных произведениях как наиболее изящный и мелодичный инструмент.

www.letopis.info

интересные факты, видео, история, фото, слушать

Музыкальный инструмент: Арфа

Музыкальный инструмент Арфа 

Золотистые струны, напоминающие лучи солнца… Изящная рама, украшенная резьбой и орнаментом – как крыло огромной бабочки. Благородный звук и мягкий серебристый тембр… Неудивительно, что именно арфу считают самым красивым и поэтичным музыкальным инструментом. А еще загадочным.

В древние времена арфу считали инструментом богов, в средние – монахов и богословов, в конце прошлого тысячелетия её причисляли к аристократическим пристрастиям, сегодня – это великолепный инструмент, на котором играют преимущественно женщины, но слушают все без исключения. На арфе можно играть практически всё – от церковной музыки до рока.

Своим чудесным звуком она способна творить чудеса врачевания, вносить в душу гармонию, очищать душу и мысли. Арфа вдохновляла поэтов и музыкантов, зарождала в душах творческие посылы, наполняла любовным пылом романтические сердца. Даже по форме этот инструмент напоминает крыло сказочной бабочки.

В Греции считали, что звуки арфы создают лестницу, соединяющую небо и землю, богов и смертных, в Египте и Сирии приписывали магические свойства и полагали, что арфа открывает двери в рай, и поэтому украшали их очень дорого: покрывали золотом или серебром, инкрустировали слоновой костью и драгоценными камнями. Все народности наделяют этот инструмент необычными, волшебными свойствами. Судя по тому, как благотворно влияют эти бархатистые звуки на людей, эти версии становятся правдоподобными.

 

Звук

Завораживающие звуки арфы не могут оставить равнодушными никого. Глубокое, будто неземное звучание этого щипкового инструмента будоражит воображение и заставляет соглашаться с невероятными легендами её божественного происхождения. При игре на арфе часто используется глиссандо – быстрый перебор струн пальцами. При этом появляется целый каскад звуков, напоминающий искрящийся водопад.

На протяжении нескольких сотен лет этот струнный щипковый музыкальный инструмент пользуется большой популярностью у композиторов. В. Моцарт, К. Дебюсси, Г. Гендель, С. Василенко, Р. Глиэр и др. написали концерты для арфы с оркестром. А все потому, что обладает инструмент удивительными темброво-колористическими возможностями. Арфа может имитировать игру на различных музыкальных инструментах – лютне, клавесине или гитаре, как например, у М. Глинки в «Арагонской хоте».. Обычное количество октав – 5. С помощью педалей можно извлекать звуки от «ре» контроктавы до «фа» четвёртой октавы.

Арфа – обязательный участник любого симфонического оркестра. Как правило, в нём 1 или 2 таких инструмента, однако бывали и исключения. Например, в опере-балете «Млада» Римского-Корсакова участвует 3 арфы, в опере «Золото Рейна» Вагнера их шесть. На ней аккомпанируют другим инструментам, но часто отдают и сольные партии (балеты Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда» Глазунова).

 

Фото:

инструмент арфа    арфа

    арфа

 

Интересные факты

  • Существует арфа для игры в 4 руки, на ней могут играть сразу 2 исполнителя.
  • Самое долгое исполнение на арфе длилось 25 часов и 34 минуты. Юной американской арфистке Карле Сите было всего 17 лет, когда она выдержала столь длительный марафон в 2010 году, исполняя музыку разных жанров.
  • В России начался промышленный выпуск арф в Ленинграде, через 3 года после окончания Второй мировой войны.
  • В течение многих сотен лет (с XIII века) этот инструмент был символом Ирландии. Став Свободным государством, Ирландия не утратила своё почтение к арфе. Она есть на гербе, президентской и государственной печатях, флаге, монетах и т.д.
  • Изображение арфы присутствовало на знамёнах Британии. Впервые её нанёс на флаг Король Шотландии и Англии Джеймс.
  • По приданию, кельтский бог изобилия, играя на арфе, менял времена года.
  • Жрецы древнего Египта проводили ритуалы с участием арфы.
  • До XIX века арфу причисляли к чисто мужским инструментам. Однако в 1929 году на раскопках царской гробницы в Уре нашли около 70 скелетов женщин с золотыми и серебряными арфами в руках.
  • Учёные считают, что благодаря энергетическим потокам, порождаемым игрой на арфе, человеческий организм оздоравливается. Ещё Пифагор использовал звуки этого инструмента для врачевания болезней. Сегодня существует целое направление нетрадиционной медицины – арфотерапия, как одно из направлений виброакустической терапии.
  • Среди арфистов очень много долгожителей. Например, солистка Большого театра, знаменитая арфистка В.Г. Дулова прожила 90 лет, а её коллега арфистка К.К. Сараджева почти 100 лет.
  • Самый многочисленный ансамбль арф был собран в Асунсьон, Парагвай, 26 октября 2013 для исполнения на фестивале 2-х музыкальных произведений. Участвовало 420 арфистов из разных стран и всех возрастов, самому младшему было 8 лет, а старшему 70. Все участники прослушивались перед исполнением профессиональными арфистами и учителями.

 

Произведения:

Р. Глиэр - Концерт для арфы с оркестром ми-бемоль мажор (слушать)

В.А.Моцарт - Концерт для флейты, арфы и оркестра до-мажор (слушать)

К. Дебюсси - Концерт для арфы и оркестра (слушать)

 

 

Конструкция

Устройство инструмента довольно простое: треугольная рамка с элегантным изгибом и ряд струн, натянутых на неё. Количество струн у современных арф варьируется от 40 до 47. Весит музыкальный инструмент около 30 кг, но это не мешает ему оставаться изысканным и утонченным. 

Рамка состоит из нескольких частей:

  • Резонансный корпус с закруглением книзу.
  • Дека с твёрдой рейкой.
  • Рама с колками для закрепления струн.
  • Передний брус в виде прямой колонны.
  • Основание (в некоторых моделях ножки или подставки).

У педальной арфы имеется механизм для изменения высоты звука 46 струн. Корпус изготавливается из дерева или металла. При этом украшается резьбой, позолотой, декоративными элементами. Для удобства отсчёта, ноты «до» в начале каждой октавы окрашены красным цветом, ноты «фа» – чёрным или синим.

 

Производители: Aoyama (Япония), Camac (Франция), Horngacher (Германия), Lyon & Healy (США), Salvi (Италия), Thurau-Harfenmanufaktur (Германия).

 

 

Разновидности

Классификация данного инструмента крайне проста, разделение существует по наличию или отсутствию педалей, а также по размерам. Различают основные виды и их категории:

  • Педальная арфа. Профессиональный инструмент, который так же может быть электрический, оборудованный звукоснимателями. Отличается наличием педального механизма из 7 педалей. Вес 30-50 кг. Высота до 2-х метров.
  • Леверсная арфа. Эта разновидность может быть разных размеров. Число струн колеблется от 22 до 44. Вес варьируется от 5 до 15 кг. Педальный механизм заменяют верхние рычажки-леверсы.
  • Наколенная арфа, ирландская или кельтская. Лишена возможности брать басы, имеет от 12 до 22 струн. Весит не более 5 кг.

 

История

По поводу возникновения арфы слагают легенды и притчи. Принято считать прародителем этого инструмента деревянный лук, натянутая тетива которого издаёт звучание, а витиеватый контур напоминает изгибы арфы. Её находят на раскопках древних шумерских поселений, что говорит о том, что арфа появилась на заре эволюции человеческой расы.

средневековая арфа

Подобные инструменты всплывают в Африканских племенах, древнем Египте, Греции, Римской Империи. Их украшали драгоценностями, добавляли элементы из слоновой кости, золота, серебра. В Золотом веке на этом инструменте исполняли преимущественно церковные произведения. Музыку для них сочиняли монахи.

В странах Европы на арфах с VIII века играли бродячие артисты, они использовали инструменты небольших размеров. Крупногабаритные разновидности распространились в XVI-XVII веках. Люди старались расширить диапазон инструмента и применяли различные преобразования и дополнения. Арфу начали включать в хоровые и оркестровые выступления. Педали, позволяющие наделить её большим диапазоном, придумал Я. Хохбрукер в 1720 году, продолжив идею использования регулирующих ключей, возникшую в 1660 году. Прототип современной арфы создал Себастьян Эрар. Широкое использование этого волшебного инструмента русскими меломанами началось в XVIII веке.

 

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать арфу

soundtimes.ru

Арфа — музыкальный инструмент — история, фото, видео

Арфа

Струнные щипковые

Основные сведения

АрфаАрфа

Арфа — струнный щипковый музыкальный инструмент. Считается, что красотой своего внешнего вида она превосходит всех своих соседей по оркестру. Ее изящные очертания скрывают форму треугольника, металлическую раму украшают резьбой. На раму натягивают струны (47-48) разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку. В начале 19 века старинную арфу усовершенствовал знаменитый фортепьянный мастер Эрар. Он нашел способ быстро изменять длину струн и тем самым высоту звука арфы.

Виртуозные возможности арфы довольно своеобразны: на ней прекрасно удаются широкие аккорды, пассажи из арпеджий, глиссандо — скольжение руки по всем струнам, настроенным на какой-нибудь аккорд, флажолеты.

Происхождение

Арфа — один из древнейших музыкальных инструментов человечества. Она произошла от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Позже звук тетивы стали использовать как сигнал. Человек, впервые натянувший на лук три-четыре тетивы, которые из-за своей неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы. Даже на египетских фресках 15 века до нашей эры арфы еще напоминают лук. А эти арфы не самые древние: древнейшую археологи нашли при раскопках шумерского города Ура в Мессопотамии — она была изготовлена четыре с половиной тысячи лет назад, в 26 веке до нашей эры.

В древности на Востоке, в Греции и в Риме арфа оставалась одним из самых распространенных и любимых инструментов. Часто ей пользовались для сопровождения пения или игры на других инструментах. Рано появилась арфа и в средневековой Европе: здесь особым искусством игры на ней славилась Ирландия, где народные певцы — барды — пели под ее аккомпанемент свои саги.

Устройство

Арфа имеет форму треугольника, который состоит: во-первых, из резонансного корпуса-ящика длиною приблизительно в 1 метр, расширяющегося книзу; прежняя его форма была четырехугольная, нынешняя же — закругленная с одной стороны; он снабжен плоскою декою, выделываемою обыкновенно из кленового дерева, в середину которой по длине корпуса прикрепляется узкая и тонкая рейка из твердого дерева, в которой пробиваются отверстия для пронизывания жильных струн; во-вторых, из верхней части (в виде больших размеров грифа), змееобразно изогнутой, прикрепленной к вершине корпуса, образующей с ним острый угол; к этой части приделаны колки для укрепления струн и их настраивания; в-третьих, из переднего бруса, имеющего форму колонны, назначение которого — оказывать сопротивление силе, производимой струнами, натянутыми между грифом и резонансным корпусом.

Так как арфа уже и в прежнее время имела значительный звуковой объем (пять октав), а помещение для струн полной хроматической гаммы недостаточно, то в арфе натянуты струны только для добывания звуков диатонической гаммы. На арфе без педали можно сыграть только одну гамму. Для хроматических повышений в прежние времена струны должны были быть укорачиваемы прижиманием пальцев у грифа; позже это прижимание стали производить с помощью крючочков, приводимых в движение рукою. Такие арфы оказывались крайне неудобными для исполнителей; недостатки эти были в значительной степени устранены механизмом в педалях, изобретенным Якобом Хохбрукером в 1720 г. Этот мастер приделал к арфе семь педалей, действовавших на проводники, которые через пустое пространство бруса проходили к грифу и там приводили крючочки в такое положение, что они, крепко прилегая к струнам, производили во всем объеме инструмента хроматические повышения.

Роль арфы в оркестре

Роль арфы в оркестре не столько эмоциональная, сколько красочная. Арфа часто аккомпанирует разным инструментам оркестра; в других случаях ей поручают эффектные соло. Их немало в балетах Чайковского, Глазунова, в сочинениях Римского-Корсакова. Из западноевропейских композиторов 19 века арфой наиболее широко пользовались Берлиоз, Мейербер, Вагнер и Лист. Известная партия из двух арф в «Вальсе» из «Фантастической симфонии» Берлиоза положила начало тому виртуозному стилю, который стал ведущим в трех последних веках. Раньше, с момента своего появления в симфоническом оркестре 18 столетия вплоть до Берлиоза, арфа имитировала звук лютни, гитары (как у Глинки в «Арагонской охоте») или клавесина. Арфу использовали также в тех случаях, когда нужно было вызвать ассоциацию с античностью. Примерами могут служить «Орфей» Глюка или «Прометей» Бетховена.

В оркестре обычно пользуются одной-двумя арфами, но в некоторых случаях их число увеличивается. Так, в «Младе» Римского-Корсакова — три арфы, а у Вагнера в «Золоте Рейна» — шесть.

Знаменитые арфисты

Никола БоксаМарсель ГранжаниВера ДуловаМарсель ТурньеTатьяна TауэрНадежда ТолстаяАльфонс ХассельмансКсения ЭрделиОльга ЭрделиПаписова АнастасияНаталья О’Шей

Видео: Арфа на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Натуральные витамины, спортивное питание, косметика, травы, продукты ►

eomi.ru

древняя арфа, 4 буквы, 4-я буква А, сканворд

древняя арфа

Альтернативные описания

• Денежная единица Италии (в 2002 г. заменена евро), Турции, Мальты

• Созвездие Северного полушария

• Старинный струнный музыкальный инструмент

• ''Музыкальная'' валюта

• Музыкальный инструмент, ставший символом поэзии

• Хвост тетерева-самца

• Северное созвездие

• "Арфа" в руках поэтической музы

• "Гусли" поэта

• "Музыкальная" валюта

• "Музыкальные" валюта и созвездие

• 100 турецких пиастров

• аквариумная рыба

• античная арфа

• античная бренчалка

• античная бренчалка, ставшая итальянской валютой

• арфа Орфея

• бренчалка, ставшая валютой

• бывшая валюта Италии

• бывшая валюта римлян

• в руках музы Эрато

• валюта Ватикана

• валюта Италии

• валюта Турции

• валюта Турции и Италии

• валюта в Италии до евро

• валюта в Риме до евро

• валюта в Стамбуле

• валюта в кассах римских магазинов

• валюта, что бродила по улицам Рима

• валюта, что ходила по улицам Рима

• гусли в далеком, далеком прошлом

• денежный знак Турции

• деньги макаронника

• ж. музыкальное орудие древних; ныне переиначено в рыли, на которых играют, припевая, слепцы в Малороссии и заморские нищие в Питере. Новоголландская птица, у которой хвост лирою. Одно из северных созвездий. Лирный, к лире относящ. Лиран м. тюльпановое дерево, тюльпанник, Lireodendron tulipiferа. Лирик м. или лирический поэт; лирическая поэзия противополагается эпической и заключает в себе: оды, гимны, песни, где господствует не действие, а чувство. Лиризм м. лирический дух, направление; возвышенное, вдохновенное песнопение

• женское имя

• инструмент Орфея

• инструмент Терпсихоры

• инструмент в хвосте птицы

• инструмент поэтической музы

• историческая валюта Италии

• итальянский денежный "вклад" в музыку

• между Геркулесом и Лебедем

• музыкальный символ вдохновения поэта

• название какого созвездия связано с тем что Зевс в благодарность за искусную игру Орфея поместил его золотую кифару на небо

• оружие музы

• прабабка арфы

• прабабушка арфы

• символ вдохновения

• символ поэзии

• созвездие со звездой Вега

• сотня турецких пиастров

• то, что Некрасов "посвятил народу своему"

• турецкая валюта

• что в руках муза поэзии Евтерпа

• экс валюта Италии

• эксвалюта "маде ин" Италия

• будильник добрых чувств (поэтическое)

• денежная единица, = 100 пиастрам (курушам), Ватикан, Италия, Турция

• древнегреческий струнный музыкальный инструмент, символ поэтического творчества и вдохновения

• древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент в форме овальной незамкнутой сверху рамы с плавно отогнутыми округлыми концами

• испанский автоматический пистолет

• крайние рулевые перья, сильно (лирообразно) изогнутые наружу у тетерева-косача

• символ искусства (в переносном смысле)

• созвездие с главной звездой Вегой

• созвездие Северного полушария

• хвост тетерева-самца

• этот инструмент Гермес изготовил из черепашьего панциря

• символ поэтического творчества, вдохновения

• под аккомпанемент какого инструмент, если верить древним грекам, рождались стихи Сапфо, Анакреона, Пиндара, Есенина

• в каком созвездии находится звезда Вега

• струнный смычковый музыкальный инструмент

• какой музыкальный инструмент изобрел Гермес, натянув на черепаший панцирь бычьи жилы

• музыкальный инструмент Орфея

• музыкальный инструмент Терпсихоры

• музыкальный символ вдохновения

• денежная единица Италии

• денежная единица Ватикана

• денежная единица Мальты

• денежная единица Турции

• 20 сольдо до 1947 г

• в Италии до евро

• созвездие

• в руке у Эрато

• в руке у Евтерпы

• 20 сольдо до 1947 года

• поэзия

• орфей

• прототип арфы

• эмблема военных оркестров

• "...над могилой" из пушкинского стихотворения "Гроб Анакреона"

• старинный струнный музыкальный инструмент

• эмблема и атрибут поэта

• под аккомпанемент какого инструмент, если верить древним грекам, рождались стихи Сапфо, Анакреона, Пиндара, Есенина?

• какой музыкальный инструмент изобрел Гермес, натянув на черепаший панцирь бычьи жилы?

• название какого созвездия связано с тем что Зевс в благодарность за искусную игру Орфея поместил его золотую кифару на небо?

• «гусли» поэта

• в каком созвездии находится звезда Вега?

• то, что Некрасов «посвятил народу своему»

• «музыкальная» валюта

• «музыкальные» валюта и созвездие

• итальянский денежный «вклад» в музыку

• что в руках муза поэзии Евтерпа?

• «арфа» в руках поэтической музы

• «...над могилой» из пушкинского стихотворения «Гроб Анакреона»

• эксвалюта «маде ин» Италия

• деньги Италии

• северное созвезд. и "гусли" поэта

• северное созвезд. и «гусли» поэта

• валюта Италии до евро

• национальная валюта Италии

• гусли в далёком, далёком прошлом

• анаграмма к слову "риал"

• анаграмма к слову «риал»

• струнный щипковый инструмент

• мешанина из слова "лари"

• мешанина из слова "риал"

scanwordhelper.ru

древняя арфа, 4 буквы, 2-я буква И, сканворд

древняя арфа

Альтернативные описания

• Денежная единица Италии (в 2002 г. заменена евро), Турции, Мальты

• Созвездие Северного полушария

• Старинный струнный музыкальный инструмент

• ''Музыкальная'' валюта

• Музыкальный инструмент, ставший символом поэзии

• Хвост тетерева-самца

• Северное созвездие

• "Арфа" в руках поэтической музы

• "Гусли" поэта

• "Музыкальная" валюта

• "Музыкальные" валюта и созвездие

• 100 турецких пиастров

• аквариумная рыба

• античная арфа

• античная бренчалка

• античная бренчалка, ставшая итальянской валютой

• арфа Орфея

• бренчалка, ставшая валютой

• бывшая валюта Италии

• бывшая валюта римлян

• в руках музы Эрато

• валюта Ватикана

• валюта Италии

• валюта Турции

• валюта Турции и Италии

• валюта в Италии до евро

• валюта в Риме до евро

• валюта в Стамбуле

• валюта в кассах римских магазинов

• валюта, что бродила по улицам Рима

• валюта, что ходила по улицам Рима

• гусли в далеком, далеком прошлом

• денежный знак Турции

• деньги макаронника

• ж. музыкальное орудие древних; ныне переиначено в рыли, на которых играют, припевая, слепцы в Малороссии и заморские нищие в Питере. Новоголландская птица, у которой хвост лирою. Одно из северных созвездий. Лирный, к лире относящ. Лиран м. тюльпановое дерево, тюльпанник, Lireodendron tulipiferа. Лирик м. или лирический поэт; лирическая поэзия противополагается эпической и заключает в себе: оды, гимны, песни, где господствует не действие, а чувство. Лиризм м. лирический дух, направление; возвышенное, вдохновенное песнопение

• женское имя

• инструмент Орфея

• инструмент Терпсихоры

• инструмент в хвосте птицы

• инструмент поэтической музы

• историческая валюта Италии

• итальянский денежный "вклад" в музыку

• между Геркулесом и Лебедем

• музыкальный символ вдохновения поэта

• название какого созвездия связано с тем что Зевс в благодарность за искусную игру Орфея поместил его золотую кифару на небо

• оружие музы

• прабабка арфы

• прабабушка арфы

• символ вдохновения

• символ поэзии

• созвездие со звездой Вега

• сотня турецких пиастров

• то, что Некрасов "посвятил народу своему"

• турецкая валюта

• что в руках муза поэзии Евтерпа

• экс валюта Италии

• эксвалюта "маде ин" Италия

• будильник добрых чувств (поэтическое)

• денежная единица, = 100 пиастрам (курушам), Ватикан, Италия, Турция

• древнегреческий струнный музыкальный инструмент, символ поэтического творчества и вдохновения

• древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент в форме овальной незамкнутой сверху рамы с плавно отогнутыми округлыми концами

• испанский автоматический пистолет

• крайние рулевые перья, сильно (лирообразно) изогнутые наружу у тетерева-косача

• символ искусства (в переносном смысле)

• созвездие с главной звездой Вегой

• созвездие Северного полушария

• хвост тетерева-самца

• этот инструмент Гермес изготовил из черепашьего панциря

• символ поэтического творчества, вдохновения

• под аккомпанемент какого инструмент, если верить древним грекам, рождались стихи Сапфо, Анакреона, Пиндара, Есенина

• в каком созвездии находится звезда Вега

• струнный смычковый музыкальный инструмент

• какой музыкальный инструмент изобрел Гермес, натянув на черепаший панцирь бычьи жилы

• музыкальный инструмент Орфея

• музыкальный инструмент Терпсихоры

• музыкальный символ вдохновения

• денежная единица Италии

• денежная единица Ватикана

• денежная единица Мальты

• денежная единица Турции

• 20 сольдо до 1947 г

• в Италии до евро

• созвездие

• в руке у Эрато

• в руке у Евтерпы

• 20 сольдо до 1947 года

• поэзия

• орфей

• прототип арфы

• эмблема военных оркестров

• "...над могилой" из пушкинского стихотворения "Гроб Анакреона"

• старинный струнный музыкальный инструмент

• эмблема и атрибут поэта

• под аккомпанемент какого инструмент, если верить древним грекам, рождались стихи Сапфо, Анакреона, Пиндара, Есенина?

• какой музыкальный инструмент изобрел Гермес, натянув на черепаший панцирь бычьи жилы?

• название какого созвездия связано с тем что Зевс в благодарность за искусную игру Орфея поместил его золотую кифару на небо?

• «гусли» поэта

• в каком созвездии находится звезда Вега?

• то, что Некрасов «посвятил народу своему»

• «музыкальная» валюта

• «музыкальные» валюта и созвездие

• итальянский денежный «вклад» в музыку

• что в руках муза поэзии Евтерпа?

• «арфа» в руках поэтической музы

• «...над могилой» из пушкинского стихотворения «Гроб Анакреона»

• эксвалюта «маде ин» Италия

• деньги Италии

• северное созвезд. и "гусли" поэта

• северное созвезд. и «гусли» поэта

• валюта Италии до евро

• национальная валюта Италии

• гусли в далёком, далёком прошлом

• анаграмма к слову "риал"

• анаграмма к слову «риал»

• струнный щипковый инструмент

• мешанина из слова "лари"

• мешанина из слова "риал"

scanwordhelper.ru

древняя арфа, 4 буквы, 3-я буква Р, сканворд

древняя арфа

Альтернативные описания

• Денежная единица Италии (в 2002 г. заменена евро), Турции, Мальты

• Созвездие Северного полушария

• Старинный струнный музыкальный инструмент

• ''Музыкальная'' валюта

• Музыкальный инструмент, ставший символом поэзии

• Хвост тетерева-самца

• Северное созвездие

• "Арфа" в руках поэтической музы

• "Гусли" поэта

• "Музыкальная" валюта

• "Музыкальные" валюта и созвездие

• 100 турецких пиастров

• аквариумная рыба

• античная арфа

• античная бренчалка

• античная бренчалка, ставшая итальянской валютой

• арфа Орфея

• бренчалка, ставшая валютой

• бывшая валюта Италии

• бывшая валюта римлян

• в руках музы Эрато

• валюта Ватикана

• валюта Италии

• валюта Турции

• валюта Турции и Италии

• валюта в Италии до евро

• валюта в Риме до евро

• валюта в Стамбуле

• валюта в кассах римских магазинов

• валюта, что бродила по улицам Рима

• валюта, что ходила по улицам Рима

• гусли в далеком, далеком прошлом

• денежный знак Турции

• деньги макаронника

• ж. музыкальное орудие древних; ныне переиначено в рыли, на которых играют, припевая, слепцы в Малороссии и заморские нищие в Питере. Новоголландская птица, у которой хвост лирою. Одно из северных созвездий. Лирный, к лире относящ. Лиран м. тюльпановое дерево, тюльпанник, Lireodendron tulipiferа. Лирик м. или лирический поэт; лирическая поэзия противополагается эпической и заключает в себе: оды, гимны, песни, где господствует не действие, а чувство. Лиризм м. лирический дух, направление; возвышенное, вдохновенное песнопение

• женское имя

• инструмент Орфея

• инструмент Терпсихоры

• инструмент в хвосте птицы

• инструмент поэтической музы

• историческая валюта Италии

• итальянский денежный "вклад" в музыку

• между Геркулесом и Лебедем

• музыкальный символ вдохновения поэта

• название какого созвездия связано с тем что Зевс в благодарность за искусную игру Орфея поместил его золотую кифару на небо

• оружие музы

• прабабка арфы

• прабабушка арфы

• символ вдохновения

• символ поэзии

• созвездие со звездой Вега

• сотня турецких пиастров

• то, что Некрасов "посвятил народу своему"

• турецкая валюта

• что в руках муза поэзии Евтерпа

• экс валюта Италии

• эксвалюта "маде ин" Италия

• будильник добрых чувств (поэтическое)

• денежная единица, = 100 пиастрам (курушам), Ватикан, Италия, Турция

• древнегреческий струнный музыкальный инструмент, символ поэтического творчества и вдохновения

• древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент в форме овальной незамкнутой сверху рамы с плавно отогнутыми округлыми концами

• испанский автоматический пистолет

• крайние рулевые перья, сильно (лирообразно) изогнутые наружу у тетерева-косача

• символ искусства (в переносном смысле)

• созвездие с главной звездой Вегой

• созвездие Северного полушария

• хвост тетерева-самца

• этот инструмент Гермес изготовил из черепашьего панциря

• символ поэтического творчества, вдохновения

• под аккомпанемент какого инструмент, если верить древним грекам, рождались стихи Сапфо, Анакреона, Пиндара, Есенина

• в каком созвездии находится звезда Вега

• струнный смычковый музыкальный инструмент

• какой музыкальный инструмент изобрел Гермес, натянув на черепаший панцирь бычьи жилы

• музыкальный инструмент Орфея

• музыкальный инструмент Терпсихоры

• музыкальный символ вдохновения

• денежная единица Италии

• денежная единица Ватикана

• денежная единица Мальты

• денежная единица Турции

• 20 сольдо до 1947 г

• в Италии до евро

• созвездие

• в руке у Эрато

• в руке у Евтерпы

• 20 сольдо до 1947 года

• поэзия

• орфей

• прототип арфы

• эмблема военных оркестров

• "...над могилой" из пушкинского стихотворения "Гроб Анакреона"

• старинный струнный музыкальный инструмент

• эмблема и атрибут поэта

• под аккомпанемент какого инструмент, если верить древним грекам, рождались стихи Сапфо, Анакреона, Пиндара, Есенина?

• какой музыкальный инструмент изобрел Гермес, натянув на черепаший панцирь бычьи жилы?

• название какого созвездия связано с тем что Зевс в благодарность за искусную игру Орфея поместил его золотую кифару на небо?

• «гусли» поэта

• в каком созвездии находится звезда Вега?

• то, что Некрасов «посвятил народу своему»

• «музыкальная» валюта

• «музыкальные» валюта и созвездие

• итальянский денежный «вклад» в музыку

• что в руках муза поэзии Евтерпа?

• «арфа» в руках поэтической музы

• «...над могилой» из пушкинского стихотворения «Гроб Анакреона»

• эксвалюта «маде ин» Италия

• деньги Италии

• северное созвезд. и "гусли" поэта

• северное созвезд. и «гусли» поэта

• валюта Италии до евро

• национальная валюта Италии

• гусли в далёком, далёком прошлом

• анаграмма к слову "риал"

• анаграмма к слову «риал»

• струнный щипковый инструмент

• мешанина из слова "лари"

• мешанина из слова "риал"

scanwordhelper.ru

Лира, арфа; кифара, псалтерий – что есть что, значение и оппозиции: gorbutovich

Кифара VS псалтерий: символические оппозиции в античности и средние века

По материалам исследований доктора философских наук Валерия Валентиновича Петрова, Институт философии РАН.

Давид играет на арфе-треугольнике. Библия Вивиана. Около 845 г. Национальная библиотека, Париж / Bible de Vivien, dite Première Bible de Charles le Chauve, f.215v

В культуре классической Греции лиры: фо́рминги, кифары противопоставлялись арфам: три́гону, самби́ке, мага́диде. В исторический период лира фигурирует в наиболее ранних греческих текстах и изображениях струнных. Лиры - как подвид семейства струнных - предстают “национальными” инструментами, хотя изначально они таковыми не являлись. На лирах играют у Гомера. При этом сама лира называется у него “формингой”, а искусство игры на ней - κίθαρις. Отсюда происходит именование особого типа лир – “кифары”.

2.Аполлон с лирой, ок. 460 до н.э. Археологический музей в Дельфах / Apollo. Tondo of an Attic white-ground kylix attributed to the Pistoxenos Painter (or the Berlin Painter, or Onesimos). Diam. 18 cm (7 in.). From a tomb (probably that of a priest) in Delphi. Archaeological Museum of Delphi, Inv. 8140. via

Лира – это инструмент Аполлона, изобретателем ее считали Гермеса.

3.Муза Терпсихора играет на арфе / Attic Red Figure. Neck amphora. Painter: Attributed to Peleus Painter. Date: ca 450-420 BC. British Museum, London. Catalogue Number: London E271. via

Арфа же считалась в Элладе инструментом завезенным из Азии, к ней иногда относились с недоверием. На арфах играли преимущественно женщины и в приватной обстановке. Арфу ассоциировали с любовными переживаниями и похождениями. Профессиональных арфисток нанимали для услаждения пирующих мужей.

4.Царь Давид играет на арфе /псалтерии. Псалтирь. 12 век, Мантуя, Городская библиотека, Италия / King David performing the lyre surrounded by musicians, miniature from a medieval Psaltery, Italy 12th Century Source

К семейству арф относится и “псалтерий”. Название инструмента является не специфическим, но родовым, – для греков это просто "щипковый" музыкальный инструмент. В разные эпохи так именовались совершенно различные инструменты. В классический период в Греции псалтериями преимущественно назывались арфы. Греческий писатель Афиней (рубеж II-III в.в. н.э.) описывает его как щипковый, многострунный, треугольный по форме.

Для раннехристианских авторов, в целом, псалтерий представляется угловой арфой, но арфой особенной – с резонатором, который расположен сверху, а не снизу, как обычно.

Что есть что?

Лиры

Греческие изображения на рельефах и вазовой живописи позволяет выделить четыре основных типа греческих лир: лиру-хелис, барбитон, легкую кифару – так называемую кифару-«люльку» и профессиональную кифару.

5.Лира-хелис / London E 271. London, British Museum. Side A: Terpsichore with Mousaios and Melousa (по клику на картинке). Side B: Youths and a woman. Attic Red Figure. Painter: Attributed to the Peleus Painter. Context: From Vulci. Date: ca. 450 BC - ca. 420 BC. Dimensions: H. 0.585 m. Shape: Neck amphora. via

Лира-хелис и легкая кифара могли называться «формингой». Различные струнные именовались и термином «лира» /lÚrh, lÚra, хотя к рубежу VI-V вв. до н.э. так стали называть преимущественно инструмент с корпусом из панциря черепахи и рукоятями из тростника, иначе именуемый «формингой» и лирой-«хелис».

6.Барбитон / Toledo 1964.126 (Vase). Side A: man playing lyre, upper half. Toledo Museum of Art. Tondo: komos: singing youth and dancing man. Side A: five figures moving right. Side B: five opposing figures. Attic Red Figure. Painter: Attributed to the Foundry Painter. Date: ca. 480 BC. Dimensions: h. 12.5 cm; d. of rim 28.8 cm; w. with handles 37.0 cm; d. of foot 12.0 cm. Primary Citation: Para, 370, no. 12 bis. Shape: Kylix. Period: Late Archaic. via

Еще один струнный инструмент, который на афинском и аттическом диалекте именовался «бάрбитос» или «бάрбитон» /b£rb‹toj, b£rb‹ton, отличается от хелис несколько бόльшим резонаторным корпусом и существенно более длинными рукоятями, изогнутыми в форме сердца. На Лесбосе инструмент называли b£rmoj /«лира для попоек» (ср. baršw – «быть отягощенным, опьянённым»). На барбитоне чаще играли юноши, желавшие пленить женские сердца. К V в. до н.э. барбитон вместе с авлом стал основным инструментом на пирах и застольях.

7.Кифара / Amphora, ca. 490 B.C. The Metropolitan Museum of Art. Classical; red–figure. Attributed to the Berlin Painter. Greek, Attic. Terracotta; H. 16 5/16 in. (41.5 cm). Fletcher Fund, 1956 (56.171.38). Source. По клику на картинке – полный вид амфоры

Кифара появляется в конце VIII, а в иконографии – в конце VII в. до н.э. В сравнении с легкими хелис и барбитоном это был массивный инструмент высотой до метра и более. Резонаторный короб кифары изготавливался из дерева и мог быть украшен слоновой костью и золотом. Кифара – инструмент для концертирования и играли на ней профессиональные музыканты, которые, состязаясь в сольном пении, аккомпанировали себе. Играли на кифаре при помощи плектра. Форма кифары не меняется несколько столетий, и только начиная с конца IV в. до н.э. появляются ее многообразные упрощенные разновидности, например, менее крупный вид кифары, иногда называвшийся «люлькой», возможно, пришедший от хеттов.

Арфы

8.Арфа. Фигурка с острова Керос, Киклады. Афины, Национальный музей. Подобная фигурка находится также в Музее Метрополитен, Нью-Йорк. В погребениях так называемой Кикладской культуры обнаружены фигурки сидящих музыкантов (ок. 2800-2700 до н.э.), которые играют на арфах, имеющих раму в форме прописной греческой буквы “дельта”. Резонатор у такого инструмента находится снизу. Греческие письменные источники говорят об арфах начиная с VII в. до н.э., изображения на вазах появляются во второй половине V в.: сначала это арфы без колонны (как в древних Азии и Египте), а с середины IV в. уже с колонной.

Хотя арфа использовалась на Кикладских островах уже в III тыс. до н.э., в классический период греки не воспринимали их как свой национальный инструмент. Ученик Аристотеля Аристоксен (354-300) называл арфы - пектиду, магадиду, тригон и самбику - “чужеземными инструментами” [Афиней. Пир мудрецов IV, 182f Gullick: έκφυλα όργανα. Ср. 182e, 183d, 634f, 635ab, 636ab].

В большом и древнем семействе арф инструменты с резонатором в верхней части составляют меньшинство, особую и притом достаточно позднюю группу, поэтому отслеживание подобных струнных позволяет выявить кросс-культурные влияния. Подобные влияния имели место, поскольку в древних обществах музыка являлась одним из важнейших аспектов религиозной жизни.

9-10.

Арфа. Слева: пример ассирийско-вавилонской арфы. Справа: греческая керамика середины 4 века до н.э.

Очень похоже, что такого рода ассирийско-вавилонские арфы послужили прототипом для треугольных арф с резонатором в верхней части, которые в классический период изображаются на греческих вазах. В отличие от древних образцов, резонатор у арф стал верхним.

11.

Подобные инструменты пережили эпоху Античности, сохранившись у арабов, которые распространили их по всему миру и передали последующим культурам.

12.

Верхнерезонаторные арфы можно увидеть на средневековых миниатюрах из Персии, откуда они проникают в Закавказье (ср. азербайджанский чанг), в Китай (фрески VI в. из буддийского монастыря Цяньфодун в Китае), Корею и Японию, на иллюстрациях средневековых манускриптов Андалусии (XIII в.). Говоря об Ассирии и Вавилоне, важно отметить характерные громоздкие переносные угловые арфы. Формой арфы похожи на латинскую букву L, если ее писать с наклоном.

Европа, средние века

Важность псалтерия неизмеримо возрастает у христианских грекоязычных авторов. Для них – это библейский инструмент, принадлежавший царю Давиду.

Устойчивая привязка псалтерия к Давиду появляется в греческой Библии – Септуагинте – переводе Ветхого Завета на древнегреческий язык, сделанном в III-II веках до н.э. в Александрии. В еврейской Библии "псалтерий" не упоминается, там царь Давид играет на "кинноре" и "невеле". Киннор – арфа скошенной формы; невель – небольшая арфа с верхним резонатором.

Термин “псантир” (мн. “псантерин”) фигурирует только в арамейском тексте Книги Даниила [3:5, 10, 15]. В современном иврите слово “псантэр” означает “пианино”, поскольку предшественник пианино – клавесин появился в XV в., как результат добавления клавиатуры к “кануну” – одной из разновидностей средневекового псалтерия.

Имеется фрагмент, описывающий псалтерий, в толковании на Псалтирь псевдо-Афанасия, т.е. приписываемый Афанасию Александрийскому (ок.298-373) — одному из греческих отцов церкви:

"Псалтерий – это десятиструнный музыкальный инструмент, производящий отклик от верхних частей корпуса и гармонично сопровождающий звуками голос поющего. У евреев он именуется невелем, а у греков зовется кифарой. Он изготавливается ими из прямого, неизогнутого дерева, на которое натягивают десять струн. Каждая из струн отдельно привязывается к краю псалтерия. Концы струн пропускаются сверху вниз. Десять колков или крючков вращаются на рукояти псалтерия: они натягивают и ослабляют струну до гармоничной настройки и сообразно желанию музыканта. И это говорит Василий Великий и т.д."

[Athanasius Alexandrinus. Expositiones in Psalmos (PG 27, 548).] Поскольку в тексте содержатся цитаты из Василия Великого (ок.330-379), то текст следует датировать более поздним временем.

Псевдо-Афанасий дает первое подробное описание конструкции псалтерия, описывая его как угловую арфу с верхним резонатором.

На чем же играл царь Давид?

13.Давид играет на лире. Псалирь Веспасиана. Вторая четверть 8 века / British Library, Cotton MS Vespasian A I, f.30v. 2nd quarter of the 8th century-c 1480. Roman Psalter (‘The Vespasian Psalter’), including prefaces (ff. 2v-11v, 109r), canticles (ff. 142r-152r), hymns (ff. 152r–154r) and liturgical texts (ff. 155r-160v). The text is the earliest surviving example of St Jerome's first translation of the Psalms (the Roman version), first written c. 384. Source. По клику - лист целиком, или тут крупнее, но хуже

Миниатюра "Давид слагает псалмы" из Псалири Веспасиана, изготовленной в Кенте в 730-740 г.г. Это самый ранний известный англо-саксонский манускрипт, изображающий Давида за сочинением псалмов. Давид, сидящий на троне, перебирает руками шесть струн лиры.

14.Давид играет на лире. Нортумбрия, около 730 года / Durham Cassidorus, 81v. Durham, Cathedral Library, MS B. II. 30. The manuscript was produced in Northumbria in about 730, containing Cassiodorus's Explanation of the Psalms. The manuscript contains two surviving miniatures of King David, one of David as Victor and one of David as Musician. A third miniature is known to have existed, but does not survive. The codex has 261 surviving folios. It is the earliest known copy of the commentary written by Cassiodorus in the sixth century and the hands of six scribes have been identified within it.

Это другой раннесредневековый Давид с лирой. Из манускрипта, созданного около 730 года в Нортумбрии — одном из семи королевств англосаксонской гептархии на севере Британии.

15.Лира из Саттон-Ху, 7-8 в.в. Реконструкция

Ученые реконструировали лиру из древнего англо-саксонского погребения в Саттон-Ху рубежа VI и VII вв. Интересно сопоставить данные археологии с иконографией ранних иллюстрированных псалтирей – изображениями Псалмопевца, которые использовали стилистику позднеантичных мозаик и ювелирного искусства, особенно изделий из слоновой кости. Это художественное наследие пользовалось огромным успехом при дворе Карла Великого /Charlemagne (742/747/748-814) и его внука, Карла Лысого (823-877).

16.Царь Давид играет на арфе. Библия Вивиана /другое название Первая Библия Карла Лысого, f. 215v. 845 г. (датировка П.Э. Даттона, Г.Л. Кесслера) Париж, Национальная библиотека. Книга создана в монастыре Св. Мартина в Туре под руководством епископа Вивиана. Она содержит четыре посвятительные надписи, восемь полностраничных иллюстраций, таблицы канонов и множество инициалов. Спустя несколько лет после завершения Библию преподнесли в дар Карлу Лысому / Les Psaumes et leur auteur, le roi David. Biblia [Bible de Vivien, dite Première Bible de Charles le Chauve]. Date d'édition: IX, manuscrit. Langue: Latin. Bibliothèque nationale de France, Département des Manuscrits, Latin 1, f. 215v. Source

В «Библии Вивиана» из Французской национальной библиотеки находим изображение плящущего Давида, скорее всего восходящее к византийским источникам. Давид играет на маленькой 14-струнной арфе-"треугольнике".

17.Шахматы и Арфист / The Libro de los Juegos /"Book of games"/ or Libro de acedrex, dados e tables, /"Book of chess, dice and tables", in Old Spanish. Was commissioned by Alfonso X of Castile, Galicia and León and completed in his scriptorium in Toledo in 1283. Ms T.I. 6, f. 22r. Biblioteca del Monasterio. San Lorenzo de El Escorial, Spain. Source

В учебнике шахматной игры XIII в., созданной для Альфонсо X Мудрого (1221-1284), есть изображение арфиста, где очевидно влияние арабской иконографии, известной по арабским и персидским миниатюрам.

Формы музыкальных инструментов были наделены важным смыслом в Античности и Средневековье. В частности, символическое значение имело расположение резонаторного короба: у лир внизу, у арф сверху – точнее, это одна из вертикальных граней треугольника инструмента.

Звук у лиры грубее, у арфы – нежнее.

18.Кифара на вазописи 6 века до н.э. Аттика. По клику - амфора в полной красе / The kithara, an instrument of the lyre family. Terracotta neck-amphora (jar). Attributed to Exekias. Period: Archaic. Date: ca. 540 B.C. Culture: Greek, Attic. Medium: Terracotta; black-figure. Dimensions: H.47 cm, diameter 24.8 cm. The Metropolitan Museum of Art. Source

В «Государстве» Платона уделено место, помимо прочего, музыкальным инструментам. Музыка используется в воспитательных целях. В платоновском государстве допускаются лишь лира и кифара. Простые инструменты, флейты – за стеной, для пастухов, ибо инструменты Аполлона выше инструментов Марсия. Эта оппозиция сродни противопоставлению мужского женскому, разумного неразумному, организованного распущенному, добродетельного сладострастному, аполлонического дионисийскому и т.п. В государстве Платона нет места для арф, так как они многострунны, требуют технического мастерства и слишком нежно звучат. Арфы услаждают ухо. Юноши же должны быть готовы к военной службе. У Платона отрицается профессиональное занятие музыкой.

Эта традиция продолжена Аристидом Квинтилианом (III в. н.э.) в трактате "О музыке".

19.Seated woman playing a kithara. Wall painting from Room H of the Villa of P. Fannius Synistor at Boscoreale. Period: Late Republican. Date: ca. 50–40 B.C. Culture: Roman. Medium: Fresco. Dimensions: Overall: 186.7 x 186.7cm. Classification: Miscellaneous-Paintings. The Metropolitan Museum of Art. Source

Для Античности характерно такое противопоставление: лира и кафара непорочны, арфа же воплощает их полную противоположность.

Как эта шкала ценностей изменяется в христианской экзегезе?

Кифара – из рода лир и псалтерий – арфа с верхним резонатором – инструменты, на которых играл царь Давид. На кифаре и псалтерии хвалят Бога, но кифара менее возвышенна, поэтому появляется противопоставление.

У Оригена (ок.185-ок.254): кифара – деятельное начало, псалтерий – созерцательное. Климент Александрийский (ок.150-211/215) уподобляет псалтерий языку человека, кифару - боговдохновенным устам, а десятиструнность псалтерия – Христу [Климент Александрийский. Педагог II, 4, 41, 4, 3-42, 3, 3]. Кифара – душа деятельная, псалтерий ассоциируется с созерцанием. Десять струн – десять жил тела. Евсевий Кесарийский (ок.263-340) в комментарии на 29 псалом пишет о невеле как о прямейшем (ортотатон), звучащем верхом, а не низом: видимо, это арфа треугольной формы. Такого рода аллегореза характерна для ученика Оригена Дидима и других последующих авторов.

20.New Testament and Psalter in the Gallican and Hebraicum versions, c. 1130-40. Winchcombe, England. 430 x 290 mm, 192 folios. Publisher: Winchcombe Abbey. Trinity College Library Dublin. TCD MS 53 f. 151. Source

Евсевий Памфил (ок. 260-340) в комментарии к псалму 29 объясняет, что такое “псалтерий”, “псалом” и “песнь псалма” и “псалом песни”, а затем дополняет сказанное аллегорическим толкованием:

«У евреев псалтерий именуется невелем, каковой лишь один из музыкальных инструментов - прямейший и откликается звуком не от нижних частей, но резонирующую медь имеет сверху. “Псалмы” бряцаются только на инструментах - без голоса, тогда как “песнь” - это лишь стройный голос. “Песнь псалма” - когда голос звучит одновременно с инструментом, а “псалом песни” - когда звучание струн предшествует голосу.

А по закону аллегории “псалом” есть гармоничное движение тела к благому деянию, хотя за сим не всегда следует созерцание. “Песнь” без сопутствующего деяния есть постижение истины, когда душа просвещается в отношении Бога и его речений. “Песнь псалма” - когда знание предшествует деянию, согласно сказанному: Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе (Сир 1:26). А “псалом песни” есть деяние, руководимое знанием, относительно того, как и когда нужно делать.» [Eusebius Pamphili. Commentaria in Psalmos. In Ps. 29 (PG 23, 66, 9-26). О различии форм кифары и псалтерия там же // PG 23, 72]

Таким образом, у Евсевия появляются важные детали физического устройства псалтерия. Инструмент прям, а кроме того, особенности его конструкции таковы, что медный резонатор находится не снизу, как чаще бывает у арф, но в верхней части.

По Евсевию, кифара отдает звук нижней частью – это душа, псалтерий – верхней – это дух и ум. Вместо дихотомии: душа и тело, образуется трихотомия: ум/дух, душа и тело.

21.Царь Давид играет на арфе. Псалтирь Хантера. Около 1170 года. По клику - целый лист / King David tuning his harp. The Hunterian Psalter. Glasgow University Library MS Hunter 229 (U.3.2), 21v. The Hunterian Psalter is a twelfth century illuminated manuscript, thought to have been produced in England c. 1170. Source

У Василия Великого (ок.330-379) основным противопоставлением становится верх и низ. Неслучайно пророк приспособил Книгу именно к псалтерию, звучащему верхом. И нам подобает искать вышнего, избегая низшего. Те, кто слажен и строен, имеет легкий путь в вышняя. Руфин перевел этот текст на латынь и оказал влияние на латинских экзегетов. Все подобные комментарии на Псалтирь обрастали глоссами и межстрочными заметками, постепенно проникавшими в авторский текст. Таков «псевдо-Ипполит»: Давид единственный пророчествовал с музыкальным инструментом, к тому же прямым. Эта прямизна важна. Ведь и человек – прям, в отличие от животных, что и позволяет ему смотреть на небо. Идеалом становится «прямой, не имеющий изгибов, откликающийся от верха» – арфа.

Еще у Платона встречается идея о том, что человека отличает от животного то, что он прямой. У Аристотеля: мысль и способность рассуждать, обращенность к Богу обусловлены особым прямым строением тела. Латинские авторы в этом следуют грекам. Сферовидный-вытянутый, высокий-низкий, снова классическая дихотомия. Интересно, что тонкий, нежный звук у христианских авторов знак возвышенности, мужественности, а у Афинея, напротив, мужской звук – низкий, тогда как на афре играют трансвеститы.

У Рабана Мавра (ок. 780-856) псалтерий – квадратный щит, clipeus quadratus. Видимо, описывая псалтерий так, он имел перед глазами тот инструмент, что мы видели в Саттон-Ху и в каролингских миниатюрах. Квадратный – значит, противостоящий любым ересям. Квадрат – устойчив, сложен без изъянов. «Человек, сложенный без изъяна и безупречно квадратный». Это есть уже у Платона: квадрат без изъяна. Четверицы в христианской традиции.

Псалтерий в период зрелого и позднего Средневековья. После XI в.

Многочисленные разновидности, которые псалтерий приобретает в период высокого средневековья, обильно представлены в иконографии вплоть до XVIII в., и в настоящее время при упоминании «псалтерия» обыкновенно указывают на инструменты, возникшие после XI в.

При чрезвычайном разнообразии форм все псалтерии высокого Средневековья имеют нечто общее. В отличие от арфы струны у таких инструментов натянуты поверх плоского резонаторного корпуса и чаще всего приводятся в движение посредством плектра. Уже достаточно рано по струнам стали ударять с помощью маленьких деревянных молоточков. В иконографии такие инструменты возникают в период музыкального ренессанса второй четверти XII в.

Трапецевидный псалтерий в текстах XIII в. определяется как canon, «канун» (от греческого «мера»). Треугольный псалтерий, составлявший как бы половину кануна, с некоторого времени стал именоваться micanon (miquanun). А еще позже инструмент получает имя salterion и sautier. В настоящее время псалтериями называют вообще все настольные цитры, от кануна до различного рода цимбал и тимпанов.

Прямоугольный псалтерий

22.Прямоугольный псалтерий / The Cantigas de Santa Maria /"Canticles of Holy Mary". El Escorial, Madrid, Codex T. I. 1.

Прямоугольный псалтерий на иллюстрации к Cantiga 80 (De graça cha e d'amor...) в Cantigas de Santa Maria /Песни св. Марии, богато иллюминированном кодексе, выполненным до 1255 г. по заказу Альфонсо X Премудрого, короля Леона и Кастилии.

По поручению короля Альфонсо было подготовлено собрание 427 «песен», большая часть которых прославляет Деву Марию. На 40 иллюстрациях изображены 40 инструментов, формы которых демонстрируют синтез западноевропейских и арабо-андалузских влияний. Манускрипт Cantigas de Santa Maria хранится в Мадриде, в Библиотеке Эскуриала, Codex T. I. 1.

Треугольный псалтерий

23.Иллюстрация из Cantigas de Santa Maria, к Cantiga 40. Deus te salve gloriosa..., 1255 г.

На изображениях треугольный псалтерий подчас трудно отличить от арфы-«треугольника». Так, на иллюстрациях из Cantigas de Santa Maria нет сомнения, что речь идет о треугольных псалтериях. Однако в ряде случаев с уверенностью сказать, что перед нами не арфа, невозможно.

24.Инструмент Рота. Аббатство Нотр-Дам, Сюржер. Приморская Шаранта, Франция, 12 век

Уже в XI в. стали появляться многочисленные разновидности псалтерия, такие, например, как «рота» - арфоподобный псалтерий со струнами, натянутыми по обе стороны резонирующего короба. Рота часто встречается в иконографии с X по XIII вв. Как и в случае с псалтерием, ротой называли разные инструменты: в XII веке - крут, в XIII веке - кифару, лиру или арфу.

25.Крайний слева - треугольный псалтерий. Иллюстрация из Cantigas de Santa Maria, 1255 г. Panel 1. Cantiga de loor No. 120: Король Альфонсо наставляет музыкантов и танцоров хвалить Деву и Младенца

Вначале исполнитель держал псалтерий в вертикальном положении у груди, но по мере того как число струн росло, и инструмент становился все более громоздким, его стали размещать горизонтально на столике или на коленях.

Трапецевидный псалтерий

26.Трапецевидный псалтерий. Иллюстрация из Cantigas de Santa Maria, 1255 г., к Cantiga 50. Non deve null' ome desto per ren dultar...

Последним по времени в Европе появляется трапецевидный псалтерий, именовавшийся у арабов «кануном» /quanún. Инструмент был принесен ими в Испанию, а христианские изображения начиная с XI в. показывают, что на нём играли плектром или молоточками. Согласно аль-Секунди (1231 г.), канун был широко распространен в Андалусии, а центром его изготовления была Севилья.

27.Трапецевидный псалтерий, подвид «свиная морда». Иллюстрация из Cantigas de Santa Maria, 1255 г., к Cantiga 70. Eno nome de Maria...

В какой-то момент боковые линии трапецевидного псалтерия приобретают изгиб, и возникает подвид, именуемый «свиной мордой» /hog-nose psaltery, Groin de Pore.

28.Псалтерий. Французская иллюстрация XIII в

Псалтерий мог походить на шлемовидные гусли, как на этой французской иллюстрации XIII в.

Кстати, один из вариантов перевода psaltery с английского – гусли.

29.Фрагмент картины Яна ван Эйка «Благодатная весна», около 1423-1426, Музей Прадо, Мадрид / Madrid, Museo Del Prado Angel musicians, detail from the Source of grace, from the School of Jan Van Eyck, 15th Century. Source

На картине фламандца Яна ван Эйка «Благодатная весна», около 1423-1426, изображен ангел, играющий пером-плектром на крыловидном псалтерии, иначе называемом «миканоном», что значит «половина кануна».

В конце XV в. трапецевидный псалтерий видоизменяется, сначала в Северной Европе, в «барочный псалтерий», «timpanon» или «dulcema», на котором играли молоточками. Самый ранний из дошедших до нас инструментов был изготовлен в Болонье в 1514. Он выходит из употребления с концом эпохи барокко, уступая место клавесину, но сохранился под именем сантура там, где была сильна традиция, например, в Греции и Иране.

Органология

Учение о музыкальных инструментах называется органология. Органологические рассуждения, теории внешнего вида инструментов, имеют долгую традицию, начиная с Платона и Аристотеля и остаются актуальными в Средние века.

30.Biblia Porta, c. end of 13th century, U 964, 93r, Bibliothèque Cantonale et Universitaire de Lausanne. Source

В источниках сложно найти описание музыкальных инструментов. В античных трактатах речь идет о гармонии, ритмологии и космологии, сначала о пути души, и лишь затем о том, как это созвучно с некоторыми инструментами. Только к IX веку появляется скудная описательная информация.

В античности обучение игре на музыкальных инструментах имело воспитательную функцию. В христианскую эпоху произошло смещение акцентов. Главной целью музыки и обучения ей стало прославление Бога, а не воспитание юношества, так как музыка сопровождает Псалтирь.

Источники – использованы материалы:

Автор исследований: Валерий Валентинович Петров, заведующий Сектором античной и средневековой философии и науки Института философии РАН, директор Центра античной и средневековой философии и науки ИФ РАН.1) Конспект доклада «Символические оппозиции в античной и средневековой структуре: кифара и псалтерий». 28 марта 2012 года в рамках цикла семинаров «Символическое Средневековье». В конспекте есть небольшие противоречия с публикациями автора.Публикации:2) Петров В.В. Киннор, кифара, псалтерий в иконографии и текстах (к истолкованию одной англо-саксонской глоссы), в сб. Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков: исследования и переводы. Сост. и общ. ред. М.С. Петровой. Москва: Кругъ, 2010, с. 589-714 [испр. и доработанная публикация 2004 г.]. <= здесь подробно о разновидностях струнных, о псалтерии и кифаре.3) Петров В.В. Кифара и псалтерий в символической органологии античности и раннего средневековья // Историко-философский ежегодник, 2008. М., 2009, с.27-51.4) Петров В.В. «Киннор, кифара, псалтерий в иконографии и текстах (к истолкованию одной англо-саксонской глоссы)», Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории № 11. М.: ИВИ РАН, УРСС, 2004, сс. 293-343; и № 12. М.: ИВИ РАН, УРСС, 2004, сс. 243-271.Все публикации автора

Примечания:

1) Дабы избежать смешения Книга Псалмов именуется в публикациях Валерия Петрова "Псалтирью", а музыкальный инструмент - "псалтерием", хотя в оригинале им соответствует одно и то же слово ψαλτή ptov, psalterium.2) На 2012 год автор довел свое оригинальное исследование примерно до Каролингского Возрождения.3) Большинство иллюстраций из этого поста используется или упоминается в публикациях Валерия Петрова; а номера 2, 3, 18, 19, 21, 30 – нет.

Другое музыкально-танцевальное:

Музыканты средневековые маргинальныеТанцы средневековые маргинальныеГрехи любят учетСвет во тьме

gorbutovich.livejournal.com


Смотрите также