Миф или реальность, или Кто такие амазонки? Амазонки древние
Как и где жили амазонки?
Содержание:
Амазонками древние греки называли воинственное племя, состоявшее исключительно из женщин. Они выходили в походы под предводительством своей царицы и создали собственное воинственное государство. Для сохранения рода амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали к их отцам, а по другой легенде - попросту убивали, девочек же оставляли у себя и воспитывали из них воительниц-амазонок. Их обучали сельскому хозяйству, охоте и искусству войны.
Происхождение
Происхождение слова «амазонка» не очень понятное - то ли от персидского слова «воин», то ли от греческого, переводимого как «без мужа», «незамужняя».
Среди греков была популярна другая версия - от а... без + mazos грудь. По древним сказаниям, для удобства стрельбы из лука амазонкам еще в детстве выжигали правую грудь. Однако те же греки в своих произведениях искусства представляют амазонок всегда с обеими грудями. Да и лук у степных народов, как говорят историки, натягивался не на уровне груди, а на уровне уха.
Если верить древнегреческому историку V века до нашей эры Геродоту, амазонки жили в Скифском государстве (современный Крым) и на берегах озера Меотида - так древние греки называли Азовское море. Геродот сообщал, что сарматы были потомками амазонок и скифов и что их женщины соблюдали древние обычаи, «часто охотясь верхом с их мужьями; участвуя в войне; они носят ту же самую одежду, что и мужчины». Также Геродот сообщает, что у сармат «никакая девушка не станет женой, пока она не убьет человека в сражении». После изучения скифского языка они согласились жениться на скифских мужчинах при условии, что они не будут обязаны следовать обычаям скифских женщин. Согласно Геродоту, сарматы боролись вместе со скифами против персидского царя Дария в V столетии до нашей эры.
Где амазонки жили
Об амазонках пишут и римские историки. Цезарь напомнил Сенату о завоевании амазонками значительных пространств в Азии. Амазонки совершили успешный набег против малоазиатских стран Ликии и Киликии, о чем упоминает историк Страбон. Филострат размещает амазонок в Таврии. Аммиан - к востоку от Танаиса (Дона) по соседству с аланами. А Прокопий говорит, что они живут на Кавказе. Более оригинален римский историк Диодор Сицилийский, который усматривает в амазонках потомков атлантов и пишет, что они живут в западной Ливии. А вот Страбон демонстрирует скептицизм относительно их историчности. Но позже некоторые Отцы Церкви говорят об амазонках как о вполне реальном народе.
Есть сведения, что амазонки жили в Понте (ныне эта историческая область является территорией Турции, а точнее, ее черноморским побережьем). Там они сформировали независимое государство, одной из правительниц которого была Ипполита, чье имя переводится как «свободная, необузданная кобыла». Возможно, такое обозначение амазонки считали комплиментом.
Амазонки, по легендам, основали много городов, среди них Смирна, Эфес, Синоп и Пафос.
Где воевали и первые упоменания
Амазонки впервые появляются в греческом искусстве архаичного периода в сюжетах, связанных с несколькими греческими легендами. Они вторглись в Ликию, но были побеждены Беллерофонтом. В гомеровской «Илиаде» упомянута могила Мирин; согласно древнегреческому историку Диодору, королева Мирин возглавляла амазонок до победного конца войны против Ливии. Они напали на фригийцев, которым помогал Приам. Одна из задач, порученных Гераклу Эврисфеем, состояла в том, чтобы заполучить волшебный пояс амазонской царицы Ипполиты. Еще одна царица амазонок, Пентесилия, участвовала в Троянской войне. Вообще, амазонские воительницы так часто изображались в сражении с греческими воинами, что этот популярный сюжет получил в классическом искусстве даже свое название - «амазономахия». Сражения между афинянами и амазонками увековечены в мраморных барельефах из Парфенона и скульптурах Мавзолея в Галикарнасе.
Некоторые биографы Александра Македонского упоминают королеву амазонок Фалестриду, посещавшую знаменитого завоевателя и даже ставшую от него матерью. Однако этот рассказ другие биографы Александра, в том числе историк Плутарх, считают легендой. В своем произведении он упоминает момент, когда главнокомандующий флотом Александра, Онесикрит, читал эту историю царю Фракии Лисимаху, участвовавшему в походах вместе с Александром. Царь, услышав рассказ о встрече амазонки и Александра, лишь улыбнулся и сказал: «И где я был тогда?»
Вооружение
Да и в произведениях древнегреческого искусства сражения между амазонками и греками фигурируют наравне со сражениями греков и кентавров. Вера в их существование, однако, культивировалась национальной поэзией и искусством. Занятием амазонок была охота и война; их оружием - лук, копье, топор, щит в форме полумесяца и шлем, в раннем искусстве - такой же, как у греческой богини Афины, а в более поздних изображениях - как у Артемиды. На вазах того же позднего времени их платье почему-то наподобие персидского. Они изображались обычно верхом, но иногда пешком.
В эпоху Средневековья и Возрождения амазонок также не забывают и даже приписывают им изобретение боевого топора.
Амазонки в истории мира
В эпоху великих географических открытий в честь амазонок была названа река на Американском континенте. Это случилось в 1542 году, когда путешественник Франсиско де Орельяна достиг реки Амазонки.
Историки Нового времени серьезно относились к столь дружным свидетельствам древних авторов и пытались понять, где и когда могло жить такое племя воинственных женщин. Самые очевидные места их обитания - Скифское государство и Сарматия, в соответствии с «Историей» Геродота.
Но некоторые авторы все же предпочитают искать легендарных амазонок в Малой Азии или даже на острове Крит. Еще в вышедшей в 1911 году энциклопедии «Британика» с немалым сомнением писалось: «В то время как амазонки вполне мифический народ, некоторые видят в сообщениях о них историческую основу».
Предположение, что сказания об амазонках имеют под собой реальную почву, основано на результатах археологических исследований. В частности, изучение сарматских погребений, инвентаря могил сарматок, в которых встречается оружие, говорит о том, что женщины Сарматии действительно участвовали в сражениях.
Археологические свидетельства, кажется, подтверждают существование женщин-воинов, как и активную роль сарматских женщин в военных походах и социальной жизни общества. Погребения вооруженных женщин у сармат включают приблизительно 25 % от общего числа захоронений с оружием.
P.S.
Возможно, причина такой необычной для древнего мира высокой роли женщины в сарматском обществе объясняется требованиями суровой жизни кочевого народа: мужчины часто уходили в дальние края в поход или на охоту, а женщины в их отсутствие должны были быть в состоянии защитить свой очаг, детей, стада животных и кочевья. Современная археология располагает и изученными захоронениями скифских воинов-дев, погребенных под курганами в области Алтайских гор и Сарматии.
Таким образом, современная наука, кажется, разрешила загадку, волновавшую древних и средневековых историков, сообщавших о воинственных женщинах, перед которыми трепетали древние царства.
Видео: Царство Амазонок
Интересные материалы:
Кохау ронго-ронго - загадка острова Пасхи Откуда тайные знания у племени догонов?
nlo-mir.ru
Забытая реальность — Амазонки Древней Руси
Главная » Необыкновенное
Журнал: Самые великие… №1, 2014 годВыпуск: Тайны Древней РусиАвтор: Фёдор Перфилов
Племя женщин-воительниц
Несмотря на последние находки археологов, об амазонках до сих пор известно очень мало. Ещё недавно многие историки довольно недоверчиво относились к свидетельствам о женщинах-воительницах греческого историка Геродота, который в своих трудах в качестве источников широко привлекал мифы и легенды. Если верить Геродоту, существовало гордое и свободолюбивое племя женщин-воинов, виртуозно владеющих оружием и презирающих мужчин.Чтобы продолжить свой род, амазонки иногда всё же встречались с мужчинами, но из родившихся детей оставляли у себя только девочек.Мальчиков, по одним источникам, просто убивали, по другим — отправляли их к отцам. Случалось, что амазонки до конца своей жизни оставались девственницами, ведь, чтобы познать мужчину, по словам Геродота, надо было убить хотя бы одного врага, конечно, им был представитель «сильного пола».Стрельба из лука являлась у амазонок одним из главных воинских приоритетов, они даже шли на страшную операцию — прижигание правой груди, которая мешала им натягивать тетиву и прицеливаться. Возможно, значение лука для этих женщин-воинов заключалось в нанесении максимального поражения врагу на расстоянии, но и в рукопашной схватке амазонки были страшны, особенно когда со страшным визгом бросались на врага, размахивая боевыми топорами. Представьте себе шок мужчин, когда после града стрел на него обрушивалось такое вопящее, визжащее и грудастое воинство… Пока они приходили в себя, часто было уже поздно — амазонки одерживали верх.Сомневаюсь, что амазонки выглядели так привлекательно, как их обычно показывают в приключенческих сериалах: отсутствие одной груди, боевые шрамы, поджарое мускулистое тело, кривые ноги от «кавалерийской жизни» — всё это вряд ли особо привлекало мужчин. Хотя, не исключаю, что я ошибаюсь, ведь похитил же легендарный Тесей, победитель Минотавра, царицу амазонок Антиопу. Тесей считал её прекрасной, что ж, давно известно, во все времена критерии красоты довольно сильно различались. Это похищение окончилось большой войной: амазонки, пытаясь отбить свою царицу, даже завоевали Аттику, потребовались определённые усилия, чтобы изгнать их оттуда. До сих пор в Афинах можно увидеть на северной стороне Парфенона барельефы, на которых изображены сцены сражения с амазонками.Об амазонках упоминается в «Илиаде» Гомера, а поэт Павсаний (2-й век) даже утверждал, что женщины-воительницы приходили на помощь троянцам, но были разбиты греками. Согласно одним источникам, царство амазонок со столицей Фемискирой находилось в Малой Азии у реки Фермодонт, а древнегреческий историк Диодор Сицилийский помещал амазонок на границы обитаемого мира. Любопытно, что, по его данным, амазонки всё же жили с мужчинами, которые выполняли вместо женщин всю домашнюю работу: заботились о детях, готовили пищу… В военных кампаниях эти домовитые мужички не участвовали. По мнению же Плутарха, амазонки обитали в Причерноморье.Очень многие писали об амазонках, но известные источники всё же не позволяют точно определить местоположение их царства. Может быть, это связано с постоянной миграцией женщин-воительниц? Сейчас это предположение находит некоторое подтверждение в находках археологов. Захоронения женщин с боевым оружием обнаружены даже на территории Казахстана. Считается, что они принадлежали к племени кочевников-сарматов и вполне могли быть искомыми легендарными амазонками. Именно к сарматским и скифским племенам кочевников, скорее всего, и принадлежали амазонки. Вероятно, они не вели оседлого образа жизни и постоянно кочевали, возможно, иногда на огромные расстояния из-за угрозы врагов или засухи. Этим и объясняется такое разночтение в определении места царства воинственных женщин.
Уцелевшие островки матриархата
Историки считают амазонок уцелевшими островками матриархата на заре человеческой истории. Практическое отсутствие исторических сведений о них довольно своеобразно объяснила одна из учёных-феминисток: «Мужчины приложили все усилия, чтобы уничтожить любые напоминания о былом царстве женщин. Древние историки дружно обошли эту эпоху молчанием. Единственное, что можно утверждать с уверенностью: в истории человечества был этап, когда женщина взяла на себя функции руководителя и защитника».Позволю себе не согласиться с этим мнением. Наоборот, экзотические женщины-воительницы всегда интересовали мужчин и обнаружение некого подобия амазонок в любой части света всегда отражалось в отчётах путешественников. Так, даже Христофор Колумб во время своего путешествия, узнав от индейцев о каком-то острове, где живут одни женщины, загорелся идеей открыть царство амазонок. Он даже назвал группу островов Виргинскими (острова Дев). Марко Поло также описал открытый им остров рядом с Южной Индией с чисто женским населением.Любопытно, что и конкистадоры пытались разыскать в Южной Америке амазонок. Один из участников похода Франсиско де Орельяны даже описал сражение, которое произошло между испанцами и женщинами-воинами, вооружёнными луками и стрелами. По его словам, они были высокими и белокожими, с длинными волосами, заплетёнными в косы. Было это фантазией вояки или этот бой произошёл на самом деле, кто знает? До сих пор время от времени появляются сообщения об обнаружении племён женщин в малоисследованных районах бассейна реки Амазонки. Пока трудно сказать, являются ли они газетными утками или в них есть какая-нибудь доля истины.О воинском искусстве женщин, о том, что амазонки вполне реально могли существовать, свидетельствуют и более конкретные данные. Известно, например, что у последнего царя Дагомеи была охрана из 4 тысяч чернокожих женщин-воинов, свирепых и беспощадных. Почти амазонки существовали в Чехии ещё в 8-м веке, их резиденцией был «Замок девственниц» на горе Видолве.Они грабили окрестных крестьян и делали своими рабами мужчин. Предводителем этой женской вольницы была прекрасная Власта. Вместе со своими подругами-воинами она погибла в бою, когда мужчины наконец-то решили навести порядок.
Амазонки жили на Руси!
Пожалуй, не стоит искать страну женщин-воительниц на далёких берегах Амазонки и в жаркой Африке, она находилась на Руси. На карте Карла V, датируемой 16-м веком, между Волгой и Доном (район Азовского моря, Татарии, ниже Волго-Донского волока) написано «AMAXONYM», это и есть страна амазонок.А вот что пишет историк Мавро Орбини (16-17 века) в весьма любопытной главе «Об амазонках — славных воинах славянских», помещённой в одну из его книг: «К светлости славы рода Славянского прилагается храбрость жён сего народа. А более всего — АМАЗОН, которые были жёнами сарматов славян; жилища их были при реке Волге». Согласно историку, «амазоняны» прошли всю Малую Азию, «под иго взяли Армению, Галатию, Сирию, Киликию, Перейду», принимали участие в Троянской войне «и пребывали тверды в державстве своём даже до времён Александра Великого».Есть упоминание об амазонках и в русской «Повести временных лет», только тут их называют «мазовняне». В этом древнерусском тексте идёт речь и о том, что амазонки постоянно не живут с мужчинами, а встречаются лишь с целью появления потомства, причём мальчиков убивают, а воспитывают только девочек. Вот этот отрывок: «И мазовняне же мужа не имут… но единою летом к вешним днём оземьствени будут, и сочтаются со окрестных… Аще родится отроча, погубятъ, аще ли девическъ полъ, то воздовать и прилежно въепитаютъ».Конечно, можно приводить сколь угодно много самых различных письменных упоминаний об амазонках, однако при большом желании их все можно объяснить кочующим от народа к народу мифом о женщинах-воительницах. Неудивительно, что рассказ Геродота об амазонках высмеивал ещё древнегреческий географ и историк Страбон (64/63 до н.э. — 23/24 н.э.), он писал: «Кто поверит, что когда-то могла существовать армия женщин, созданная без участия мужчин, и такая слаженная, что совершала набеги на земли соседних народов. Рассказать такое — всё равно что заявить, будто в те времена мужья играли роль жён, а жены — мужей…».Подобный скептицизм можно искоренить только вполне материальными доказательствами и они, к счастью, есть! Думаю, что останки амазонок в курганах находили уже давно, но одни курганы ещё в древности были разграблены, в других скелеты были значительно повреждены, не всегда находились специалисты, способные отличить сильно фрагментированные женские останки от мужских. Тем более в курганах находили оружие, что сразу наводило на мысль о мужском захоронении.Амазонки были как среди скифов, так и среди сарматов. Их захоронения обнаружены на территории России и на Украине. Пожалуй, одно из первых захоронений амазонок было обнаружено при вскрытии кургана в Воронежской области в начале 90-х годов 20-го века. Это было захоронение скифского периода, в нём находился женский скелет, рядом с которым лежали дротики и колчан со стрелами. В могиле археологи нашли и бусы. Сначала учёные, конечно, не поверили в находку захоронения амазонки, они предположили, что в кургане первоначально были погребены мужчина и женщина. По их мнению, мужской скелет мог быть выброшен или перенесён при разграблении могильника. Однако в таком случае в захоронении наверняка бы остались фрагменты мужского скелета, но московским антропологам обнаружить их не удалось, получалось, что в кургане была погребена именно женщина, и оружие принадлежало ей.В 1995 году учёные нашли в Краснодарском крае ещё два захоронения амазонок, рядом со скелетами лежали колчаны со стрелами, кинжалы для рукопашной схватки. Одна из захороненных, по оценке антропологов, была 14-летней девушкой, её кости ног выдавали в ней умелую наездницу — они были искривлены из-за постоянной езды верхом.В 1998 году археологи нашли сразу шесть захоронений амазонок в Воронежской области (Острогорский район). Газета «Московский Комсомолец» так писала о данном открытии: «Как установили специалисты института, это были женщины 20-25 лет (средняя продолжительность жизни человека в то время составляла 30-40 лет), среднего роста и современного телосложения. В их могилах помимо оружия нашли золотые серьги, детали веретена, костяной гребень с изображением гепарда и практически в каждой гробнице — бронзовое или серебряное зеркало».В 90-х годах 20-го века археологи проводили раскопки курганов в Поволжье, а в 2005 году в этом районе работала международная экспедиция. Хотя во многих курганах были погребены мужчины, встречались и женские захоронения, причём в них лежали добротное оружие и ценные, в том числе и золотые, погребальные дары. Исследование женских останков показало, что при жизни они много ездили верхом. В результате археологических раскопок оказалось, что из всех изученных в нижнем течение реки Волги курганов пятая часть принадлежала женщинам-воительницам.А к 2006 году курганы с захоронениями амазонок были обнаружены археологами и на Дону. Доктор исторических наук В. Гуляев рассказал об этих находках следующее: «Наша экспедиция установила (благодаря постоянному присутствию антропологов), что в шести из 59 исследованных курганов у сел Терновое и Колбино были похоронены вооружённые молодые женщины из знатных семейств. Рядом с ними — обычный набор оружия: пара дротиков, копьё, лук и стрелы с бронзовыми и железными наконечниками. Затем дорогие ювелирные украшения греческого производства и предметы чисто женского обихода — бронзовые зеркала, серьги, бусы, пряслица из глины и свинца».Сейчас вполне можно сказать, что в 30 км от Ростова-на-Дону невдалеке от развалин античного города Танаис найдены захоронения целого отряда амазонок. В одном из таких захоронений был обнаружен скелет молодой девушки, рядом с которым лежали щит и короткий меч. Кости ног девушки были искривлены, что свидетельствовало о постоянной езде верхом. И подобных захоронений здесь найдено немало. Старший научный сотрудник археологического музея-заповедника «Танаис» Валерий Чеснок уверен, что амазонки жили на территории современной России, ведь на древних картах реку Дон нередко называли рекой амазонок.Любопытно, что по историческим меркам женщины-воительницы существовали на Руси совсем недавно, всего несколько столетий назад. Известно, что в 1641 году во время известного Азовского сидения в битве с турками помимо воинов мужчин участвовали и казачки-наездницы. Они прекрасно стреляли из лука и наносили туркам значительный урон.На Руси женщин-воинов называли «полоницами» (в некоторых источниках — «поляницами»), они стали героями русских былин и сказок, а вот исторические сведения о них приходится собирать буквально по крупицам. Однако в свете последних находок в Поволжье и на Дону учёным явно предстоит пересмотреть нашу древнюю историю и роль в ней славянских женщин.
Источник: bagira.guru
Пометить материал как неуместный
Оценка информации
xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai
Миф или реальность, или Кто такие амазонки?
Существует красивая история о воинственных женщинах, которые держали в страхе весь древний мир и сражали наповал не только своей красотой, но и оружием. Называют их амазонками. Является эта история мифом или реальностью, и кто такие амазонки? Ответ найдем в глубоком прошлом.
Кто такие амазонки?
Впервые и единожды упоминают о воинственных красавицах древние греки. Их покровительницей была богиня Артемида. Этим дамам приписываются обширные владения, начиная с земель подле реки Феромонт в Малой Азии и заканчивая сирийскими и фракийскими землями. Племена-амазонки на то время выделялись среди остальных своим железным оружием и боевой конницей. Но самая значительная их особенность – это то, что в их войске не было ни одного мужчины. Напротив, женщины этого племени сильный пол не уважали, считали его изнеженным и хилым. Мужчины были нужны прекрасным воительницам лишь для продолжения рода. В рассказах о том, кто такие амазонки, часто встречается мнение, будто они брали в плен мужчин, с которыми потом зачинали потомство. Однако не исключено, что храбрые девы для этой цели выходили замуж за юношей из соседних племен, а добившись желаемого, изгоняли их из своей общины. В некоторых источниках указывается, что мужчины были-таки в племенах амазонок, но не участвовали в военных действиях, а только занимались домашним хозяйством. Право стать матерью было лишь у тех амазонок, которые убили минимум трех врагов. Если в их племени рождались мальчики, то по первой версии их тут же убивали, по второй – отдавали отцам. Для того чтобы разобраться, кто такие амазонки, следует узнать значение их наименования. В дословном переводе греческое слово амазес – это «безгрудая». Согласно древним преданиям каждая дикая амазонка для большего удобства при использовании лука и другого оружия лишала себя правой груди. Некоторые же историки считают, что называли этих женщин безгрудыми потому, что они не были женственными в полном смысле этого слова.
Амазонки в мифах
Впервые эти дамы упоминаются в одном из подвигов Геракла. Так, согласно мифам Древней Эллады доблестному герою было поручено доставить пояс Ипполиты, царицы Амазонок. Для того чтобы добыть эту вещь, Гераклу пришлось убить всех воинственных дев. Что, впрочем, не помешало им появиться в рассказах о Тесее. В соответствии с таким сказанием этот герой был довольно дружен с Гераклом и даже вместе с ним участвовал в походе на амазонок, откуда и привез себе жену – саму их царицу Ипполиту. Отчаянные женщины тут же бросились сражаться за свою повелительницу. Но в конце концов сами ее и убили: Ипполита приняла на себя удар, предназначавшийся для мужа.
Миф или реальность?
Сказания о том, кто такие амазонки, не объясняют главного – существовали ли они на самом деле или являлись плодом воображения древних греков. Некоторые считают, что история о них - просто сказка, о чем свидетельствует их появление в мифах. Другие же полагают, что амазонки – это невыдуманное племя, которое могло существовать на территориях современных Турции, Греции, Азии или даже России. До сих пор этот вопрос является неразрешенным.
fb.ru
Легенды об амазонках: vasily_sergeev
Франц фон Штук. Амазонка и Кентавр. 1901
Амазонки – кто они?
Понятие «амазонка» теоретически могло образоваться от иранского «ha-mazan» (воины). Если в сходной по звучанию греческой фразе «a mazos» частицу «а» считать усилительной, то это словосочетание приблизительно переводилось бы как «полногрудая».
Существует немало прочих вариантов происхождения слова «амазонки». Например, «a masso» (от «masso» — трогать, касаться) могло бы означать «не дотрагивающиеся» (до мужчин). Кстати, в северокавказских языках сохранилось слово «maza» — «луна», что может быть эхом того далекого времени, когда жители этого региона обожествляли Луну — богиню охоты, соответствующую греческой Артемиде.
Для древних греков амазонки были не менее реальны, чем любые другие обитатели «северных земель».Считается, что они являлись дочерьми бога войны Ареса и нимфы Гармонии; при этом уточняется, что Арес был не греческим, а фракийским богом, страны, расположенной на востоке Балканского полуострова. Страбон, древнегреческий географ и путешественник, предлагал три этнонима, связываемые им с амазонками: Хелазон, Алазон и Амазон (География, XI, 5,1-4,XII, 3,21-24).Сам Страбон, детство которого прошло у берегов Чёрного моря (в Амазее), склонялся к этнониму Амазон.
Геродот в своей «Истории» сообщает, что столица амазонок называлась Фемискира, и стояла она на берегу реки Фермодон (юг Черного моря, современная Турция). Существует версия, согласно которой амазонки пришли в Грецию с Меотийского озера, то есть с Азовского моря. Оттуда они совершали военные походы по всей Малой Азии, добираясь даже до Сирии и Египта. Согласно легендам, амазонки основали такие города, как Эфес, Смирна (ныне — турецкий Измир), Синоп и Пафос.
Царство амазонок со столицей Фемискрой основала царица Лисиппа, также ставшая первой амазонкой. Она заложила основные законы и правила жизни амазонок, она завоевывала новые земли для своего нового царства.
Три знаменитые южные амазонские царицы Марпесса, Лампадо и Гиппо захватили земли в Южной Азии и Сирии, основали города Эфес, Смирну (Измир), Фибу, Синопу. Именно во время этого похода амазонки захватили Трою, где будущий царь в то время был ещё ребёнком. Потом амазонки ушли с большой добычей, оставив небольшие гарнизоны в завоёванных городах. Эти гарнизоны были изгнаны союзом варварских племён, в результате чего в одном из боёв амазонки потеряли царицу Марпессу (по сообщению Павла Оросия амазонки вновь вторгались в Азию вместе с киммерийцами в 723 г. до н. э.).
Артемида, 4-3 века до н.э., Северо-западное Причерноморье
Диодор Сицилийский считал, что амазонки жили на реке Танаис (современный Дон). Ее назвали так в честь сына амазонки Лисиппы, который влюбился в свою мать и бросился в реку, чтоб избежать преступного кровосмешения.
Особо почитали амазонки Артемиду-охотницу и ходили в ее свиту, охотились вместе с ней и с нимфами. Также амазонкам покровительствовала богиня Гера, жена Зевса. У амазонок даже проводились свои олимпийские игры, только для женщин, и посвящены они были Гере, а не Зевсу, как у греков.
Армия руководила всей жизнью амазонок – и военной, и мирной. Она была относительно невелика – не более четверти племени, при этом на «солдаток» ложилось множество обязанностей: они должны были постоянно добывать пропитание, защищать племя от врагов, поддерживать свою боевую готовность – и они же продолжали род. Таким образом, самое сильное звено из-за перегрузки оказывалось и самым уязвимым. Поэтому – самым жестоким.
Амазонки похищали своих брачных партнеров из враждебных или соседних племен и деловито их использовали. Различие лишь в том, что вместо невест добывали женихов, и не для создания семьи, а для кратковременной «процедуры». После чего пленников, как и рождающихся мальчиков, безжалостно убивали, видимо, не испытывая к ним ни любви, ни ненависти.
Убийства были необходимы: они обеспечивали стабильность племени. Ведь обеспечить всех женщин мужьями было практически невозможно. А держать нескольких «жеребцов» среди множества женщин, прошедших школу жизни в седле и на войне, было опасно: они могли стать или претендентами на власть, или причиной постоянных драк. А поскольку царицами степных амазонок становились самые сильные, то и решалась проблема соответствующе.
Однако постепенно девы-воительницы стали использовать и мирные способы решения споров. Как правило, весной амазонки на месяц сходились на нейтральной территории с мужчинами из соседних племен, а через положенный срок отдавали счастливым отцам новорожденных мальчиков, оставляя девочек в племени. В книге Диодора Сицилийского описывается, как царица амазонок Фалестра пришла к Александру Македонскому и сказала: «Я прибыла, чтобы подарить тебе сына, а если родится дочь – забрать ее себе, потому что нет выше меня женщины по силе и храбрости и нет мужчины славнее тебя». Неважно, миф это или реальное событие, в любом случае виден «фирменный» подход.
Для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой легенде — попросту убивали или кастрировали), девочек же оставляли у себя и воспитывали из них новых амазонок.
Диодор Сицилийский сообщает, что амазонки, бывало, калечили детей мужского пола сразу же после их рождения: они выкручивая им руки и ноги с тем, чтобы сделать их неспособными воевать в будущем против своих «матерей». Этот мотив перекликается с чеченским мифом Пхьармат («Кузнец Страны»), рассказывающим о том, что богиня Очага Ц’иk’ур-нана, супруга бога Пламени и мать Пхьармата, обращалась со своими сыновьями точно так же, как амазонки с новорождёнными мальчиками. У неё было много сыновей, которых она любила. Но случалось, что она жестоко наказывала их за ослушание, кроме самого младшего — Пхьармата, к которому была особенно привязана. Однажды один из её сыновей совершил серьёзный проступок. Разгневанная мать хотела выкрутить ему руки и ноги (kьjgash-kogash tshьra daxa). Пхьармат, бросившийся на выручку брату, прибежал, когда мать уже успела выкрутить тому одну ногу (xa tshьra ma diakxineh). Ему удалось умолить её отпустить несчастного, который с тех пор остался хромым (xonushxa).
Две амазонки убивают мужчину-воина. Древняя мозаика
В «Илиаде» Гомер называл амазонок «антианейрами» (те, кто сражаются, как мужчины). Геродот именовал их «андроктонами» (убийцами мужчин).
Амазономахия. Лувр
Амазономахия на древнеримском саркофаге
Битва жителей Афин с амазонками породила отдельный жанр древнегреческого искусства — так называемую «амазономахию», то есть традицию изображения воинственных амазонок на поле боя (рисунки на терракоте, резьба по мрамору).
Амазонок можно было победить, только полностью уничтожив их
С течением времени упоминаний об амазонках становится все меньше и меньше. При жизни Александра Македонского ходили слухи о том, как однажды в лагерь великого полководца прибыла царица амазонок Талестрис с тремя сотнями соплеменниц. Якобы Талестрис хотела предложить весь этот немалый «гарем» Александру, чтобы получить от именитого правителя как можно больше отпрысков-девочек, таких же сильных и умных, как отец.
Об амазонках, воевавших в составе вражеских войск, писал римский генерал Гней Помпей, а Вергилий в своей поэме «Энеида» явно списал вольскую (вольски — народ, противостоявший Риму) воительницу Камиллу с древних амазонок.
Франц фон Штук. Раненая амазонка
Упоминания амазонок в разных источниках
Амазонки обосновались в Фемискрее, на реке Фермодон (вероятно, Терме Кей в современной Турции).Амазонки первыми стали подковывать лошадей и использовать железо.Лисий. Погребальная речь, 4
Битва амазонок с Беллерофоном (легендарный греческий герой, владелец знаменитого крылатого коня Пегаса, подаренного ему Афиной).Аполлодор. Хроника греческой истории, Книга 1, 2.3Гомер. Илиада, 6.219Пиндар. Олимпик, 13.91 и 130Плутарх. Мораль, 17.248Плавание Аргонавтов мимо земель амазонок на пути в Колхиду.<Пиндар. ПифийАполлоний Родосский. Аргонавтика<
Геракл сражается с амазонками. Античный чернофигурный сосуд
Сражение амазонок с фригийскими царями Мигдоном, Отреем и Приамом (позже ставшим царем Трои).Битва амазонок с отрядом Геракла-Тесея за пояс Ипполиты. Антиопа (или Ипполита, в зависимости от легенды) была похищена и взята замуж за царя Греции Тесея.Штурм Афин амазонками для возвращения пояса Ипполиты. Некоторые источники повествуют о перемирии и договоре между амазонками и царем Тесеем.Плутарх. Жизнь Тесея (Плутарх основывается на данных ранних историков Клейдема и Геланика, труды которых не сохранились)Исократ. Панафенаик, 192, 194 (в Панегирике, 68 он утверждает, что они потерпели поражение и были все убиты или высланы)Лисий. Погребальная речь, 6
Боспорская пелика с головой амазонки, коня и грифа
Амазонки сражались на стороне троянцев против агрессии греков (~1080 до н.э.). Пентесилея возглавляла отряд амазонок, которые все погибли.Гомер. Илиада 3.239; 6.186-223 (беглое упоминание - повествование Илиады заканчивается смертью Гектора)Арктиний Милетский. Этиопий (продолжает повествование о троянской войне с того места, на котором закончилась Илиада)Прокл. Обзор Этиопия; Гедий и гомериада в Классической библиотеке, 1967, стр. 507Квинтий Смирнский. Гомерон или Постгомерика, 1.20-46
Боспорская пелика с амазонками - битва с греком
Амазонки принимали участие в Пелопонесской войне между Афинами и Спартой (431-404 н.э.)Фукидид. История Пелопонесской войныАлександр Македонский встречался с царицей амазонок Фалестрией. (~352-323 до н.э.). Он пытался взять ее в жены в Гиркании (античная провинция в северной Персии).Страбон. География, 2.5.4-5 (отрицал)Квинтус Смирнский. История, 6.5.29Диодор. Сикул, 17.77.1
Битва греков с амазонками. Рельеф на римском мраморном саркофаге
Амазонки сражались с греками в Фемискрии. По-видимому, последняя война амазонок с греками. После поражения амазонок в Фемискрии они были взяты в плен и погружены на греческие корабли. Амазонки успешно оторвались от греков и плыли, куда ветер выведет, пока не достигли озера Маотис (Азовское море), где, в конце концов, вышли замуж за сарматов и сражались на их стороне. Они сформировали новую сарматскую культуру.Геродот. История греко-персидских войн, 4.110
Джо Джуско. Темные времена
Легенды об амазонках
Откуда появились легенды об амазонках? Что это — смутные воспоминания о тех архаичных временах, когда люди жили при матриархате, или реально существовавшие «женские» народы античной эпохи?
На этот счет выдвигается множество теорий.
Исток мифов об амазонках очень древний, уходящий корнями в Минойскую цивилизацию. Интересно, что любимым оружием амазонок был двойной минойский топорик лабрис, и что покровительницей амазонок является богиня Артемида. Культ Артемиды перекочевал с острова Крит на материковую Грецию и продолжил свое существование в греческой культуре.
Амазонки согласно одной из таких теорий амазонки могли быть дочерьми Ареса и служительницами Артемиды, и это наводит на мысль, что их прообразом могло стать закрытое сообщество храмовых прислужниц. В таком контексте мифическое прижигание груди можно истолковать как нанесение ритуальных увечий.
Легендарные истории об амазонках напрямую связывают их с двумя героями — Гераклом и Тесеем. Вполне вероятно, что грозные амазонки символизировали собой те опасности, с которыми греческим колонистам пришлось столкнуться на побережье Черного моря.
Амазонка в скифском костюме на краснофигурном античном сосуде
Образ амазонки в истории
В ранних образцах греческой живописи амазонки носили шлем и длинные туники, обнаруживая сходство с воинственной богиней Афиной. Позднее их одежды стали более утонченными и легкими, высоко подпоясанными (для облегчения бега) — то есть копирующими стиль богини охоты Артемиды. Греческое происхождение амазонок подтверждает и тот факт, что в бою они обычно использовали небольшой щит «пелта», имевший форму полумесяца.
Самые поздние изображения амазонок показывают их одетыми на персидский манер — в облегающие шаровары и высокий заостренный головной убор, «кидарис».
Плутарх писал, что амазонки носили короткое, до колен платье, щит, напоминавший лист плюща, и шлем, скреплявшийся под подбородком ремнями. На шлем часто натягивали конический фригийский колпак из войлока с наушниками, спускавшимися до плеч, затыльником и завязками. Это был единственный «предмет гардероба», который амазонки украшали вышивками или жемчугом.
Амазонка с конем, с боевым двойным топором и в колпаке. Дом Орфея. Конец II — начало III в. н. э.
Оружие амазонок
Главным оружием амазонок считался «сагарис» — скифское название топора с двойным лезвием, известного грекам как «пелектус» или «лабрис». Последний был распространен на острове Крит еще в бронзовом веке (3 тысячелетия до нашей эры), символизируя женское начало.
Помимо боевого топора, амазонки активно использовали луки со стрелами и небольшие копья — типичный «скифский набор». Они редко сражались пешими — ударную силу их армии составляла конница, что также не может не наводить на мысли о скифских племенах.
Амазонки. Рисунок с неаполитанской античной вазы
Обитель легендарных амазонок
На счет родины амазонок выдвигаются самые разнообразные версии, родиной легендарных воительниц могли быть та же Греция, или же Причерноморье, горы Кавказа, Турция, донские степи, и даже Северная Африка. А вообще амазонки могли и вовсе делиться на разные племена, жившие в разных землях.
Место проживания амазонок точно неизвестно. Называют земли от черноморского побережья Турции до юга России, Ливии и даже Атлантиды. Возможно, восхищенные рассказы знатных путешественников о степных женщинах и другие, более правдоподобные истории дополнили уже существовавший в Древней Греции миф об амазонках. Впрочем, бесстрашные женщины могли олицетворять в мифах неизведанные опасности, а может, даже варварство в целом, с которым сталкивались древние греки, отважившиеся отправиться на новые земли, такие как побережье Черного моря. Любопытно, что, по мнению древних греков, амазонки всегда жили на самом краю ойкумены, там, где заканчивается цивилизация. С расширением их представлений о мире, родина амазонок снова перемещалась все дальше и дальше. Наверное, именно поэтому связанные с ними географические данные столь противоречивы.
На карте 1770 года Амазония помещена севернее земель сарматов
Так, в древнейших письменных источниках рассказ об амазонках начинается с того, что они жили к востоку от Древней Греции в Малой Азии (Турция) и, вероятно, были основательницами городов Эфес и Смирны на восточном побережье. При Геродоте (V в. до н. э.) они переместились на юг России, а ко времени написания «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского, в I в. до н. э., родиной амазонок уже считалась Западная Ливия.
Пелика с женщиной на гиме
Пелика с амазонкой, головой грифа и коня
Дионисий, живший в Александрии в середине II в. до н. э. сообщал, что наиболее древнее амазонское царство располагалось в Северной Африке, в Ливии, которое исчезло за много поколений до Троянской войны. Столица этого царства находилась у северо-восточной части озера Шерги (Атласские горы Алжира). Южнее столицы, у юго-восточного берега этого озера, были скальные усыпальницы и дворцово-культовые сооружения амазонок. В Ливии, Алжире, Тунисе было много племён женщин, отличавшихся воинственностью и храбростью. Например, горгонские женщины упражнялись в военном деле и в течение определённого времени несли военную службу, в то время как мужчины занимались хозяйством и воспитанием детей. Под предводительством царицы Мирины были покорены многие земли. Соплеменницы Мирины, погибшие в битвах, погребены в трёх огромных курганах, которые до сих пор называют «курганами амазонок».
Сарматки
Сарматы – потомки амазонок. Геродот писал, что сарматы - потомки амазонок, вступивших в брак со скифами
Историк А. Б. Снисаренко считает, что ареал обитания племени практически совпадает с контурами турецких вилаетов Амасия (возможно, этот топоним имеет отношение к этимологии названия племени) и Самсун. Отсюда амазонки предпринимали свои походы в Азию. Ими построены Эфес, Смирна и другие города.
Учитывая предполагаемую родину амазонок — донские степи и побережье Азовского моря, азиатская теория их происхождения выглядит наиболее вероятной. Греки, расселявшиеся в Причерноморье, постоянно сталкивались с воинственными и полудикими кочевниками. Геродот прямо заявлял, что сарматы — это потомки амазонок и скифов.
Скиф и амазонка
Бывало, что становились амазонками и женщины, живущие в горах. Но только на время: когда их мужчины уходили на дальние пастбища или в походы. Иногда такие отлучки длились годами. Горных амазонок готовили к самостоятельной жизни заранее. Обучали военному делу, строили для них неприступные жилища-крепости, знаменитые кыз-кала – «девичьи башни». До сих пор обычаи некоторых кавказских народов предписывают женщинам и мужчинам жить в строгой изоляции друг от друга. Даже супругам, согласно древнему правилу, надлежит встречаться тайно, под покровом ночи. Возможно, и обычай принимать пищу в разных комнатах имеет то же происхождение.
Скифская воительница
Археология
До недавнего времени ученые считали амазонок художественным вымыслом, подчеркивающим необычность степных варваров в глазах греков.
Однако в конце 20 — начале 21 веков ситуация изменилась. Сперва на севере Турции в провинции Самсун были найдены крупные женские захоронения, а затем и на Тамани, кубанские археологи откопали могилы целого племени. Там были погребены исключительно женщины. Невероятно, но факт — рядом с их телами лежало оружие: луки, колчаны и кинжалы, а в черепе у одной из усопших торчал наконечник стрелы.
Конная амазонка и пещий воин
Эти находки доказали, что в северном Причерноморье обитали если и не полностью женские племена, то, по крайней мере, сохранившие древние бытовые уклады, когда главную роль в обществе играла женщина. Впрочем, маловероятно, что эти «амазонки» образовывали те общины закрытого типа, о которых рассказывали греки. Жестокость по отношению к мужчинам также наверняка была преувеличена — для людей с разным типом культур характерно создавать подобные легенды о земле, где жизнь коренным образом отличается от их собственной.
Так или иначе, эти племенные союзы были немногочисленными и нестойкими. Ветхие традиции матриархата, чудом сохранившиеся до новой эры, не смогли устоять перед походами Александра Македонского, смешением культур и великим переселением народов в 4—7 веке. Именно тогда амазонки перестали существовать.
Далее. Английский археолог Кассон обнаружил могилы женщин-воительниц в Хэронее и Мегаре. Процитируем Павсания, автора, написавшего первый и до сих пор самый подробный путеводитель по достопримечательностям Эллады: «Когда амазонки из-за Антиопы пошли войной на афинян и были побеждены Тесеем, то большинству из них было суждено погибнуть в сражении; Ипполита же, сестра Антиопы и в то время начальница женщин, с немногими из них бежала в Мегары; в сознании, что она причинила войску такое несчастье, она пала духом, особенно при таком положении дел, а тем более, видя невозможность вернуться домой в Фемискуру, поэтому она скончалась от горя, и, когда она умерла, ее тут и похоронили; по внешнему виду ее памятник похож на щит амазонки». Очевидно, английский археолог нашел могилу Ипполиты или ее воинов. Что еще раз подтверждает, что греческие мифы – совсем не мифы в современном значении этого слова, а поэтическое изображение реальных событий истории Античной Эллады.
На Кавказе, в Северном Причерноморье были обнаружены захоронения амазонок древности. Рядом с бусами на истлевших нитях лежали щиты, доспехи, а иногда и остатки сбруи.
Надгробный памятник амазонки Антиопы находился при входе в Афины по дороге из Фалиро через Итонийские ворота.
Были амазонки и в римской армии. Останки двух воительниц-амазонок, служивших в римской армии в Британии, были обнаружены в захоронении, поразившем археологов, пишет The Times (перевод на сайте Inopressa )До сих пор было неизвестно, что женщины-воины сражались в римской армии в Британии, и находка в Бруэме, графство Камбрия, поможет пересмотреть их роль в обществе III века.
Думают, что эти амазонки находились в составе нумерий - нерегулярных войск римской армии, которые были прикреплены к легионам, служившим в Британии. Другие находки свидетельствуют, что их подразделение пришло из дунайских провинций Норикум, Паннония и Иллирия, теперь являющихся частями Австрии, Венгрии и бывшей Югославии.
Амазонка, атакующая со спины коня. Аттический краснофигурный ground pyxis, 460-450 до н.э.
На месте захоронения в Бруэме в III веке находились укрепление и гражданское поселение, и анализ останков более чем 180 человек показал, что здесь погребали пепел мертвых.Вместе с останками одной из женщин обнаружили сожженные останки животных. Были найдены еще костяные пластинки, которые использовали для украшения шкатулок, а также детали ножен меча и глиняной посуды. Все это указывает на то, что эта женщина обладала высоким статусом; ее возраст оценивается от 20 до 40 лет. В могиле другой женщины, чей возраст составляет от 21 до 45, обнаружили серебряную чашу, ножны и костяные украшения.
Послесловие
Как это ни странно, воинственные женщины пользовались большим спросом во все времена и на всех континентах.
До начала 20 века амазонки фигурировали в литературе лишь как специфические противники главных героев — мужчин. Последние должны были победить или каким-либо образом унизить их, доказав таким образом превосходство мужественности над воинственной женственностью.
Суперженщина из американских комиксов - амазонка, дочь царицы Ипполиты
Зена – королева воинов и самая популярная телевизионная амазонка
Амазонки-грозное племя женщин-воительниц — Тайное становиться явным
Амазонки — древнее племя женщин — воительниц, о которых ходит множество легенд. Древние греки считали что они ходят в военные походы под предводительством своей царицы и у них даже было собственное государство, населенное исключительно женщинами — воительницами.
Амазонки не считали мужчин сильным полом, скорее наоборот, но для воспроизводства рода амазонки вынуждены были вступать в связь с мужчинами. По некоторым сведениям, если рождался мальчик, его отправляли к отцу, по другим — топили в реке. Если рождалась девочка, то ее оставляли себе, и воспитывали как воительницу, обучая охотничьему ремеслу, военному делу, а также сельскому хозяйству.
Само слово «Амазонка» имеет персидские либо греческие корни и переводиться как «воин»- по персидской версии, а «незамужняя»- по-гречески. Согласно легендам, девочкам — амазонкам в детстве проводили операцию по выжиганию правой груди, что бы облегчить стрельбу из лука. Хотя греки, в искусстве которых амазонки занимали важную роль, почему-то изображали их с обеими грудями. В то же время историки сомневаются что такая калечащая процедура имела место быть. Аргументируя свое мнение тем, что степные народы, лук всегда натягивали на уровне уха, а не груди.
О местах обитания амазонок, известный древнегреческий историк Геродот еще в V до н.э писал, что проживают амазонки в государстве скифов на берегу озера Меотида (по современным данным это Крым и Азовское море.) По мнению Геродота, сарматские племена являются потомками амазонок и скифов, говоря о них: «часто охотясь верхом с их мужьями; участвуя в войне; они носят ту же самую одежду, что и мужчины». О женщинах сарматак Геродот говорил «никакая девушка не станет женой, пока она не убьет человека в сражении».
Изучив язык Скифов амазонки согласились выходить замуж за мужчин — скифов, но поставили условие, что не станут исполнять обычаи скифских женщин. По Геродоту, сарматы и Скифы воевали вместе против царя Дария в V веке до нашей эры.
Римские историки тоже много писали об Амазонках. Например знаменитый Цезарь писал сенату что амазонки совершали набеги на государства в малой Азии, такие как Ликии и Киликии. Об этом же говорит и Страбон — известный римский историк. Историки Филострат и Аммиан размещали амазонок в разных частях крымского п-ва. А Прокопий же считал, что они обитают где-то на Кавказе. Оригинальностью мышления отличился другой римский историк Диодор Сицилийский, он был уверен что амазонки — это потомков древних атлантов и что живут они где-то в западной Ливии. В более поздние времена даже некоторые Отцы Церкви считали амазонок реально существующем народом.
Согласно легендам, амазонками было построено множество городов, таких как Смирна, Эфес, Синоп и Пафос. Амазонки впервые появляются в греческих легендах о Беллерофонте, который одержал победу над женщинами — воительницами, после того как они совершили набег на Ликию. В гомеровской «Илиаде» упоминается могила царицы амазонок Мирин. По мнению древнегреческого историка Диодора, королева Мирин возглавляла амазонок во время завоевательного похода против Ливии. Вообще в греческом искусстве амазонки занимают важное место и упоминания воительниц встречается довольно часто. В известных легендах о Геракле, одно из заданий заключалось в том, чтобы добыть волшебный пояс амазонской королевы Ипполиты. Другая королева амазонок по имени Пентесилия, принимала участие в Троянской войне. Сражения между афинянами и амазонками изображены в мраморных барельефах из Парфенона и скульптурах знаменитого Мавзолея в Галикарнасе.
Впрочем, в древнегреческом искусстве войны греков с амазонками, встречаются едва ли не чаще, чем бои греков с кентаврами. Хотя вера в их существование больше основывается на национальной поэзии и искусстве. Любимым занятием амазонок всегда была охота и война; любимым их оружием был лук, копье, топор, щит в форме полумесяца и шлем. Чаще всего женщин — воительниц изображали верхом на лошади, но встречаются изображения и пеших амазонок.
В средневековье и эпоху возрождения, об амазонках так же часто писали, некоторые даже приписывали им изобретение боевого топора. Во времена великих географических открытий на Американском континенте, в честь амазонок была названа река.
Историки нового времени, тщательно изучали свидетельства об амазонках, пытаясь определить где на самом беде могло обитать это грозное племя женщин — воительниц. Согласно «истории» Геродота, наиболее вероятным местом считались — Скифское государство и Сарматия.
То что племя женщин — войнов существовало, подтверждается многими археологическими раскопками. Например, раскапывая женские могилы сарматок, археологи часто обнаруживают в могилах оружие, тем самым подтверждается версия, что сарматки как минимум умели им владеть, а значит могли участвовать в сражениях. Около 30% всех женских захоронений сарматов, содержат в себе различное оружие.Так же археологами подтверждено в сарматском обществе женщины имели высокое социальное положение.
Наверняка высокой роли женщины в сарматском обществе послужила сложная жизнь кочевого народа. Ведь мужчины подолгу отсутствовали в доме, находясь на охоте или в походе, и женщинам приходилась самостоятельно заботиться о себе и всегда быть в состоянии защитить себя, своих детей и имущество от набегов враждебных племен. Благодаря современным археологическим раскопкам, ученые знают о могильных курганах в районе алтайских гор и Сарматии в которых захоронены женщины — воительницы. Таким образом, находят подтверждение древние мифы о воительницах, которых боялись многие древние царства.
Понравилась статья ? Поделись с друзьями
ufo-mir.ru
Амазонки - тайны мира
Амазонки... Кто не слышал о них? Прекрасные женщины-воины, смело сражавшиеся с войсками, состоящими из мужчин, и зачастую побеждавшие их. О невероятных подвигах амазонок сложена не одна легенда. Но в последнее время были сделаны археологические находки, позволившие ученым предположить, что племя амазонок существовало на самом деле...
Амазонки
Нас всегда привлекало все непознанное и необъяснимое, поэтому подобные заявления подогрели интерес людей к этой загадке, побуждая их найти ответ. Так что же, амазонки-воительницы - это миф или реальность? Предлагаем вашему вниманию удивительные факты, которые позволят узнать правду об амазонках, прольют свет на их жизнь, и, возможно, позволят разгадать ранее неизвестные тайны истории человечества.
Об амазонках сложено множество мифов и легенд, их образы запечатлены в работах древних мастеров: во фресках, барельефах, скульптурах и картинах. Кто же такие амазонки?
Предположительно, слово "амазонка" произошло от древнеиранского «ha-mazan» – женщина-воин.
Это было племя, в котором не было мужчин, одни лишь женщины, причем все как на подбор: сильные, красивые и здоровые. Они не признавали власть мужчин и не считали их сильным полом, не раз в сражениях доказывая правдивость такого заключения. Поклонялись амазонки богине Артемиде.
Амазонки
Впрочем, мужчины, пусть редко, но были им нужны. У амазонок раз в год наступал период, когда они забывали о битвах и соперничестве с мужчинами, и заводили с ними интрижки, не для удовольствия, а для продолжения рода. Кандидатов для этой роли старались выбрать здоровых и молодых, чтобы рожденные дети унаследовали все лучшие качества и матери, и отца.
Тут есть одно "но": ведь племя амазонок состояло лишь из представительниц прекрасного пола, а рождались у них не только девочки, но и мальчики. Куда же их девали? Здесь мнения расходятся: одни исследователи утверждают, что рожденных мальчиков забирали отцы, а другие говорят, что амазонки их убивали.
Как бы то ни было, но рожденные от могучих мужчин и женщин дети, вырастали и приумножали число живущих на Земле богатырей.
Историк древности Геродот повествовал о том, как амазонки, слава о которых шла по миру, однажды были взяты в плен чужеземцами и увезены в дальние страны. Но девы смогли победить своих поработителей, вырваться на свободу и встретиться со скифами... Завязались бои, в ходе которых мудрые мужчины решили, что не стоит драться с понравившимися им красавицами, лучше полюбить их... В итоге было заключено много брачных союзов, родились крепкие малыши, а новое племя, состоящее из амазонок и скифов, росло и крепло.
Амазонки на древней вазе
Некоторые древние историки утверждали, что амазонки в детстве калечили себя, отрезая или выжигая правую грудь. Делалось это якобы для того, чтобы грудь не мешала при стрельбе из лука. Однако, до наших дней дошло множество барельефов и фресок, изображающих амазонок, на которых не видно следов увечья.
Согласно греческой мифологии, у амазонок было свое государство, во главе которого стояла царица Ипполита. У нее был волшебный пояс, который очень хотела заполучить дочь Эврисфея, которому служил Геракл (такое боги дали ему наказание за свершенные ранее преступления). Однажды Геракл получил приказ отнять у царицы пояс, для чего он вторгся в царство амазонок и взял Ипполиту в плен. Финал этой истории в разных легендах разный. Согласно одной, Геракл убил сопротивлявшуюся царицу и снял с нее волшебный пояс. Согласно другой, Геракл поручил достать пояс Тесею, который целых четыре месяца пытался войти в царство амазонок, что ему все же удалось. Тогда он пленил Ипполиту, а амазонки пошли в Афины, чтобы спасти ее, но потерпели поражение, и Ипполита была убита.
Амазонки в древних фресках
Под предводительством другой царицы амазонки боролись с греками, объединившись с царем Приамом. Также в легендах упоминается встреча амазонок с Александром Македонским.
Есть упоминания об этих воинственных женщинах и в русских сказаниях и летописях.
Понятно, что столь популярных в древности дев не могли обойти своим вниманием творческие люди. Об амазонках складывались стихи и поэмы, а художники и скульпторы стремились запечатлеть их в картинах, фресках, барельефах и вазах.
Все эти рассказы историки считали легендами, пока археологи не нашли свидетельства, говорящие о возможности реального существования амазонок. В местах обитания скифов было найдено много женских захоронений, интересных тем, что все лежащие в них женские останки имели повреждения, которые могли быть получены лишь в боях. Более того, рядом со скелетами лежало оружие: луки, мечи и кинжалы. Это дало повод думать, что найденные могилы принадлежат амазонкам. Правда, ни в одной из могил на женщинах не было доспехов, в которых хоронили воинов.
Амазонки в древнем барельефе
Более того, подобные археологические находки сделаны в разных частях нашей планеты, что также подтверждает теорию о существовании амазонок, которые завоевывали новые регионы или же оседали в них, выйдя замуж.
Так были ли амазонки на самом деле? С одной стороны, персонажи легенд и мифов всегда были вымышленными, но, с другой стороны, есть много исторических свидетельств о встречах амазонок с реальными людьми. Так что вопросов больше, чем ответов. Будем надеяться, что в скором времени мы все же сможем получить ответы на них и тайны амазонок будут раскрыты.
Читайте также "Люди-саламандры - необъяснимые тайны мира"
morefactov.ru
Амазонки: женщины войны
Доказательства существования амазонок
Невероятное открытие сделали наши отечественные ученые-археологи в 1928 году – у берегов Черного моря, в местечке Земо Ахвала, где, как полагают, и жили амазонки, они отыскали захороненные останки некоего «князя». Погребен он был в полных доспехах и при оружии – рядом покоился его двойной топор внушительных размеров.
Однако проведя детальную экспертизу скелета, исследователи были повержены в шок: останки определенно принадлежали женщине! Кем была она? Царицей амазонок? Их Повелительницей?
Раскопки археологов подтверждают существование амазонок
1971-й год. На территории теперешней Украины обнаружено древнее захоронение. И вновь женщина, погребенная с царскими почестями. Рядом с ней покоился скелет маленькой девочки, украшенный не менее роскошно. Помимо всего прочего, в их могиле нашли оружие, много золота и скелеты двух мужчин, ушедших из мира сего, как заявляют ученые, явно не по своей воле. Полагают, что в могиле как раз и находилась очередная царица амазонок с дочерью и двумя рабами, принесенными в жертву.
Во временном промежутке между 1993 и 1997 годами раскопки проводились в Казахстане, в местечке Покровка. Там также были найдены древние захоронения, которым, по меньшей мере, две с половиной тысячи лет, и там тоже покоились останки женщин-воительниц.
Определить род их занятий не представилось сложным, поскольку рядом с ними лежали, словно принесенные в дар, кинжалы, наконечники стрел и иные виды оружия – дамы при жизни определенно умели постоять за себя и уносили сие умение с собой в могилу. Получается, здесь тоже имеет смысл говорить об амазонках?
И подобные находки обнаруживаются исследователями в различных уголках планеты – есть информация о том, что амазонки вполне могли обитать на территории современной Индии, Малайзии и даже в районе Балтийского моря.
Найденные останки женщин в Бруэме
Одним из последних открытий стало то, что амазонки, как установили британские ученые, сражались на стороне римской армии, на территории нынешней Великобритании. Доказательством тому служат останки двух женщин-воительниц, обнаруженные в захоронении в Бруэме, графство Камбрия. Полагают, что сюда они еще при жизни попали из Восточной Европы – еще древние греки утверждали, что великие и ужасные женщины-воительницы обитали именно там.
Эти две представительницы своего племени, которое, следуя догадкам ученых, исчезло с лица Земли примерно между 220 и 300 годом н.э., были почетно сожжены на погребальных кострах вместе с их боевыми рысаками и военным снаряжением. Вполне возможно, что эти амазонки входили в состав нумерий – нерегулярных римских войск, закрепленных за служившими на территории Британии легионами.
Ученые считают, что амазонок почётно подвергали ритуалу сожжения
Опираясь на результаты других раскопок можно предположить, что они пришли из дунайских провинций Норикум, Паннония и Иллирия, которые ныне входят в состав территорий Австрии, Венгрии и бывшей Югославии.
Исследовав захоронения в Бруэме, ученые пришли к выводу, что здесь погребали пепел мертвых. В могиле одной из женщин нашли останки животных, которых тоже, судя по всему, подвергали ритуалу сожжения. Также там были обнаружены выточенные из кости пластинки, использовавшиеся для украшения шкатулок, фрагменты ножен и детали глиняной посуды.
Все эти находки говорят о том, что женщина имела довольно высокий статус в обществе. На момент погребения ей было от 20 до 40 лет. В другой могиле, обитательнице которой было примерно от 21 до 45, также нашли ножны и костяные украшения, а вдобавок – серебряную чашу.
Амазонки в древнегреческих мифах
Так все же, имеет ли смысл утверждать, что женщины-воительницы действительно существовали на этом свете?
Древние греки верили в то, что амазонки, поклонявшиеся богине Артемиде, произошли от необычайного и пугающего союза бога войны Ареса, известного еще под именем Марса, с его же дочерью Гармонией. Они утверждали, что их племена обосновались на реке Фермодонт у города Фемиксира в Малой Азии. Возникает справедливый вопрос: как они продолжали свой род?
Говорят, что весной, когда птички начинают петь, а медведи – размножаться, эти эксцентричные дамы наведывались в расположенные неподалеку поселения и там вступали в недолговечные браки с местными мужчинами. Также на роль «осеменителей» отлично подходили чужеземцы, заплутавшие в незнакомых краях.
По закону жанра, от таких союзов вскоре появлялись дети, их судьба определялась в зависимости от пола: девочек амазонки оставляли у себя и воспитывали из них воинов, а от мальчиков обычно безжалостно избавлялись. В крайнем случае, выдавали на руки отцам и отправляли обоих как можно дальше.
«Женщины без груди» обитали на реке Фермодонт
Греческий историк Геродот описал всю их философию воспитания одной фразой:
«Ни одна девушка не должна познать мужчину, не убив врага».
АмазонкаВообще ученые-лингвисты считают, что само слово «амазонка» является составным из слов «а» и «мазон», в переводе оно означает «без груди». Был в этих племенах такой обычай – в раннем возрасте прижигать девочке правую грудь, дабы она не развивалась и не мешала в дальнейшем овладевать искусством стрельбы из лука.
На вопрос, где же все-таки обитали эти «женщины без груди», большинство исследователей ищет ответ в древнегреческих мифах. Изучив их, ученые пришли к выводу, что племена амазонок обитали на севере Турции, где ныне протекает река Терме Чай.
Судя по всему, это и есть та самая загадочная река Фермодонт, о которой говорили греки – именно там жили женщины-воительницы, и именно оттуда они пришли на помощь троянцам. На саму же реку Фермодонт они перекочевали с Кавказских гор.
Скифские воины сумели соблазнить воительниц
У скифов есть легенда о том, что однажды на их землю пришло воинственное племя, оно громило поселки и уводило их скот. Обороняя свои поселения, скифы смогли убить нескольких чужаков. Выскочив из седел, дабы скальпировать своих врагов, они испытали непередаваемый шок – все убитые оказались женщинами.
Скифские воины обладали необычайной гордостью – они посчитали недостойным вести войну с женщинами. Вместо этого они послали отряд молодых людей патрулировать территорию рядом с врагом, следовать за ним, не ввязываясь в битвы. Им хотелось больше узнать о загадочных женщинах. Последние поначалу выступали агрессорами – пытались напасть и развязать сражение, однако предусмотрительные юноши боя не принимали, стараясь все больше отступать.
Скифские воины не принимали боя с женщинами
Со временем воинственные леди свыклись с таким соседством и прекратили свои нападки, став более-менее благосклонными. Тогда молодые люди взяли ситуацию под контроль и соблазнили оттаявших воительниц. И стали они жить в мире и согласии: лепили пельмени по выходным и нарожали впоследствии детишек. Так, по крайней мере, объясняется происхождение племени сарматов.
Вообще говорят, что легенда эта возникла не из воздуха. Сарматские женщины и вправду воевали наравне с представителями сильного пола. Это доказывают результаты археологических раскопок, в ходе которых нередко обнаруживаются сарматские захоронения, где женщины погребены вместе с оружием.
Что ж, неудивительно, что эти воинственные дамы нередко ввязывались в войны со скифскими мужчинами. На пограничных территориях их поселений сплошь и рядом шли ожесточенные бои, их легкие пешие и конные отряды, совершая свои ночные рейды, втихаря уводили домашний скот и рабов. Однако все это не могло продолжаться бесконечно – порой скифы и сарматы заключали перемирие и начинали торговать друг с другом, а иногда от скуки объединялись и совершали набеги на соседние страны.
Правда иногда им приходилось объединяться и для совместной защиты своих территорий от внешних нападений. Так, когда персидский царь Дарий направил свои войска на Скифию, сарматы прислали своим временным союзникам подкрепление, состоявшее из одних только женщин.
Гомер представил амазонок фуриями
Говорят, что в свое время Гомер порадовал мир не только известными всему миру поэмами «Илиада» и «Одиссея», но и произведением под названием «Страна Амазония». Однако если «Илиада» и «Одиссея», будучи творениями, довольно глобальными, дошли до наших дней в практически первозданном виде, то поэма, прославлявшая подвиги женщин, не сохранилась вовсе. Не нашли при раскопках ни единого ее отголоска.
Несколько выше говорилось об этимологии слова «амазонка» и его связи с отсутствием у женщин правой груди. Так вот, стоит отметить, что данный факт ничем не доказан: на всех дошедших до нас изображениях амазонки обладают «идеально красивыми фигурами с обеими грудями, но весьма развитыми мускулами». Такое пояснение дает старая как мир, дореволюционная энциклопедия Брокгауза и Эфрона, в которой вопрос существования амазонок исследуется достаточно подробно.
Амазонки. Барельеф из Бассэ (Храм Аполлона Эпикурейского). Ок. 450-420 до н.э.
Судя по всему, Гомеру амазонки крайне не импонировали. В своих сказаниях об аргонавтах он вообще выставил их в виде отвратительных фурий. В более поздний период писатели всё же стали теплее отзываться об этих женщинах, однако их образ, хоть и стал несколько привлекательнее, но все-таки превратился в сказочный и какой-то совсем уж невероятный. Сказания о них стали чем-то наподобие былин о богатырях или легенд о феях.
Легенды про женщин-воинов
Геродот писал о том, что по окончании Троянской войны амазонки вновь ушли к скифам. Так и появилось племя сарматов, в котором амазонки имели с мужчинами равные права. Правда, местных женщин они недолюбливали, а если сказать точнее – вообще не желали иметь с ними общих дел.
Интересно то, что античные писатели, упоминая амазонок в своих произведениях, неустанно говорят об их отваге и доблести. Например, в Римской империи предметом непередаваемой гордости для любого воина было, если ему говорили, что он «сражался как амазонка».
А когда во II веке н.э. наполовину ополоумевший император Коммод решил стать гладиатором на арене Колизея, «рубя в капусту» зверей да людей без разбору, сенаторы под одобрительные вопли зрителей приветствовали его криками:
«Ты – властелин мира! В славе своей подобен ты амазонкам!»
Не стоит сомневаться, женщины-воины были достойны любых похвал! Легенды слагали об их невероятном хладнокровии, когда они, преследуемые толпами врагов, легко поражали их точными выстрелами из лука, даже не выбираясь из седла. Еще лучше давалось им обращение с двойным топором. Именно он вкупе с легким щитом в виде полумесяца стал неотъемлемым атрибутом амазонки на всяком изображении.
Франц фон Штук. Амазонка и Кентавр. 1901
Страбон же назвал их безумными выдумками
Отметим, что не одни лишь греки и римляне столь яро упоминали амазонок. В древнекитайской и древнеегипетской истории также присутствуют подобные легенды. Однако, что странно, уже за одно столетие до начала новой эры люди начинают сомневаться в реальном существовании этих женщин.
Например, известный историк и географ Страбон посвятил огромное количество времени поискам рассказов и упоминаний об амазонках, после чего сопоставил их и назвал безумными выдумками и сказками.
«Со сказанием об амазонках произошло нечто странное. Дело в том, что во всех остальных сказаниях мифические и исторические элементы разграничены… Что же касается амазонок, то о них всегда – и раньше, и теперь – были в ходу одни и те же сказания, сплошь чудесные и невероятные», - говорил он.
Впоследствии многие поколения историков согласились с его мнением. Так, спустя время сказания о девах-воительницах обратились в очень красивую и невероятную легенду.
Колумб нашёл «остров Дев»
Мужской ум пытлив и все никак не оставляет эту мысль о загадочных женщинах-воинах. Живший в средневековье путешественник Марко Поло вообще заявлял, что сам видел амазонок где-то в Азии во время своего очередного странствия. А испанцы и португальцы сплошь и рядом твердили о том, что «государство амазонок» существует и расположено где-то в Южной Америке.
Когда-то индейцы рассказали Христофору Колумбу о некоем острове, населенном одними лишь женщинами. Он загорелся идеей захватить парочку, дабы представить их взору испанской королевы. Однако план благополучно провалился: как только корабли Колумба причалили к берегам этого острова, из леса выбежала толпа женщин с луками.
Эти женщины были настроены весьма агрессивно
Их вид явно говорил о том, что сдаваться без боя они не собираются. В общем, окрестил Колумб эти места Виргинскими островами, «то бишь» «островами Дев», и благополучно отчалил от греха подальше.
Знаменитый конкистадор Франсиско-де-Орельяна в 1542 году открыл огромную реку на территории Южной Америки. Тогда он якобы видел амазонок, с которыми его отряд доблестно сражался.
Сегодня этот рассказ подвергается сомнению: считают, что либо индейские женщины сражались бок о бок со своими мужчинами, либо перепуганные испанцы просто приняли длинноволосых индейцев за воинственных представительниц прекрасного пола. Однако встреча сия произвела на Орельяна такое впечатление, что он отказался от своей первоначальной идеи – назвать реку своим именем. С тех пор река эта носит гордое название – Амазонка.