Древние карелы. Валиты и арбуи. Древние карелы воины и волхвы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ДРЕВНИЕ КАРЕЛЫ В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ Н. Э. Древние карелы


ДРЕВНИЕ КАРЕЛЫ В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ Н. Э.. Корела и Русь

ДРЕВНИЕ КАРЕЛЫ В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ Н. Э.

Вот на первый день нагнулся

Тот кователь Илмаринен;

Он нагнулся, чтоб увидеть

На пылавшем дне горнила,

Что из пламени там вышло,

Из огня что поднялося.

Лук из пламени явился.

(10: 319 325)

На другой день вновь нагнулся

Тот кователь Илмаринен

Посмотреть, что получилось

На пылавшем дне горнила;

Из огня челнок там вышел,

Вышла лодка — красный парус.

(10: 339–344)

Вот на третий день нагнулся

Тот кователь Илмаринен

Посмотреть, что получилось

На пылавшем дне горнила;

Из огня корова вышла.

(10: 357–361)

На четвертый день нагнулся

Тот кователь Илмаринен

Посмотреть, что получилось

На пылавшем дне горнила;

Из огня там плуг выходит.

(10: 375–379)

И кузнец тот, Илмаринен,

Вековечный тот кователь,

Стал тогда ковать скорее,

Молотком стучать сильнее

И выковывает Сампо.

(10: 409–413)

И с рассвета мелет меру,

Мелет меру на потребу,

А другую — для продажи,

Третью меру — для пирушки.

(10: 419–422)

Рис. 2. Предметы вооружения из памятников I тысячелетия н. э.

В I тысячелетии н. э. происходило формирование древнекарельской народности — начинали вырабатываться характерные особенности, которые потом будут отличать карел от вепсов, хотя они жили (и живут) в одинаковых географических условиях и на протяжении многих веков вступали в контакты с другими народами. На долю карел выпали тяжкие испытания, но они сохранили свой язык, обряды, предания, сказки, загадки, богатейшую фольклорно-эпическую традицию, т. е. все те проявления культуры, которые являются национальными особенностями.

В процессе формирования и развития древние карелы сохраняли в материальной культуре ряд черт, которые были свойственны также древнему населению Финляндии и Эстонии. Общность с эстонцами, финнами, водью Прослеживается и в фольклоре — в единой (калевальской) поэтической форме. Это — обычное явление в жизни соседних народов, принадлежавших одной языковой семье, обитавших поблизости друг от друга в схожих экологических и исторических условиях. Некоторые традиции обрядности сохранились у древних карел и позднее — в XII–XV вв.: использование одних и тех же мест для кладбищ, применение каменных кладок над могилами, наличие в захоронении бытовых вещей и т. д.

Материальную культуру карел указанного периода отличает особая восприимчивость к влияниям извне наряду с некоторыми специфическими чертами, свойственными только населению Приладожья. Например, общие типы предметов вооружения — мечи, копья, топоры, наконечники стрел — характерны не только для карел, но и для жителей ряда областей Северной Европы. Связи со Швецией, Финляндией и Прибалтикой, а также с древнерусскими территориями прослеживаются по предметам украшения, обнаруженным в древнекарельских археологических памятниках. Некоторые изделия ювелирного производства (серебряные пластинчатые фибулы, спиральные перстни, отдельные типы подвесок и застежек, спиральки) и, кроме того, топоры с широким лезвием, косы, серпы, которыми пользовалась корела в I тысячелетии н. э., с небольшими изменениями дожили до XV в. И все-таки в XII–XV вв. у древних карел отмечено возникновение таких явлений, которые на ранних этапах не прослеживаются. Причем интересно, что подобный скачок в материальной культуре наблюдается не только у соседей карел — эстов и ливов, но и у населения обширных регионов Северной Европы. Различие между двумя хронологическими периодами (I тысячелетие и XII–XV вв.) объясняется не только этническим развитием общества, но и в первую очередь разным социально-экономическим уровнем. Процесс медленного количественного накопления изменений во всех сферах общественно-экономической жизни привел в начале II тысячелетия к глубокому качественному различию уровней развития общества.

В эпиграфе к настоящему разделу в поэтической форме говорится о динамике изобретений корелы, завершившейся появлением чудесной мельницы Сампо — воплощения мечты о счастливой жизни. Трудно сказать, когда корела приобщилась к производящему виду хозяйства — земледелию. Корни его уходят в глубокое прошлое, а раскопки не всегда в состоянии выявить их. Большинство исследователей склоняются к мысли, что земледелие на севере европейской части СССР существовало до прихода славян. По лингвистическим данным, некоторые термины балт-ского происхождения в карельской лексике, связанные с примитивным земледелием и скотоводством, относятся к I тысячелетию до н. э. О более продуктивном и прогрессивном пашенном земледелии, а также о животноводстве свидетельствуют перенятые от древнегерманских племен слова, вошедшие в карельский язык позднее. Но археологическими материалами столь ранние даты пока не подтвердились.

У населения Северо-Западного Приладожья, как и у его соседей — эстов, в первой половине I тысячелетия н. э. подсечное земледелие, вероятно, становится традиционным занятием. Переход от ручного подсечного земледелия к пашенному с применением тягловой силы животных произошел в центральных районах Карельского перешейка, по-видимому, во второй половине I тысячелетия н. э.

С производством железа в примитивных горнах население познакомилось во второй половине I тысячелетия до н. э. Но еще долгое время для изготовления орудий труда использовались камень и кость. Варианты карельских эпических песен сохранили упоминания о каменных орудиях труда как о вполне обычных, а железные на первых порах воспринимались создателями устного народного творчества в качестве привлекательного новшества. Пример этого в «Калевале» — старый, мудрый Вяйнямёй-нен не знал заклинания против железного топора, поранившего его. С конца I тысячелетия н. э. сельскохозяйственный инвентарь, рабочие и бытовые инструменты, оружие изготовлялись уже из железа. Как можно судить по рунам, кузнец в зависимости от времени года выполнял различные виды работ: занимался земледелием, ловил рыбу, делал сани, лодки и т. д. В железоделательном производстве, продукция которого изготовлялась на заказ, а не на рынок, не было специализации. Герой карельского эпоса Илмаринен мог выковать все: оружие и орудия труда, предметы украшения и даже жену. Постепенно производство железа и кузнечное дело, спрос на продукцию которого был велик, стали отделяться от земледелия.

Значительную долю в хозяйстве занимали охота и рыболовство. Коллективное рыболовство и охота — наиболее ранние сюжеты в карельских эпических песнях. В общественном пользовании были не только орудия труда и средства передвижения, но и полученная в результате совместных усилий продукция. Руны отразили и первобытнообщинный характер скотоводства, в частности коневодства.

Разложению первобытно-общинного строя и зарождению феодальных отношений способствовали рост производительных сил, усиление, особенно к концу I тысячелетия н. э., торговых связей, но конкретные проявления феодальных отношений на археологическом материале проследить очень трудно. Элементы патриархального рабства, которые возникли на стадии родового строя, отмечены в устном народном творчестве. Судя по карельским эпическим песням, повествующим об ограниченности рабского труда, его непроизводительности, рабство у карел не получило широкого распространения.

Военная знать появляется в конце X — начале XI в. Руны «Калевалы», характеризующие этот период, в отличие от более ранних рун, что воспевали мир, труд, простые человеческие радости, прославляют оружие и военные подвиги, добытое в сражениях богатство.

Я паду на поле битвы,

Я погибну в битве храбрых.

Хорошо погибнуть в битве,

Умереть под звон оружья!

На войне скончаться славно.

(36:29—S3)

Имущественная и социальная дифференциация карел нашла отражение в появлении кладов серебряных монет и вещей. Источником личного обогащения была земля, постепенно переходящая в частную собственность, что послужило одной из главных причин разложения первобытно-общинных отношений. Создаются условия для постепенного перехода от родовой общины к соседской. Выделившиеся племенные старейшины и просто влиятельные люди племени (в карельских рунах это кунингасы) исподволь сосредоточивают в своих руках политическую и экономическую власть над рядовым населением. Однако формированию классового общества предшествовал длительный переходный этап.

В период разложения первобытно-общинного строя и возникновения феодальных отношений сама корела как определенная этническая общность прошла сложный и длительный путь развития. Поначалу примитивный уровень подсечного земледелия, охоты и рыболовства, слаборазвитые внутренние и внешние экономические связи затрудняли сближение разделенных большими пространствами племенных групп. Зафиксированные во второй половине I тысячелетия н. э. контакты с финно-угорскими племенами Прибалтики, Финляндии и севера европейской части СССР не отличались постоянством.

Начало II тысячелетия на берегах Ладожского озера было временем формирования древнекарельской народности, когда вырабатывались единые этнокультурные черты, а привнесенные извне элементы, трансформируясь в соответствии с мировоззрением населения, органически входили в обиход. С другой стороны, и соседи испытали на себе влияние корелы. Обнаруженный на Карельском перешейке клад монет в районе пос. Вещево свидетельствует о торговле фризского купца с новгородской Карелией, хотя говорить о прямых торговых контактах нет оснований. Вероятно, жители Карельского перешейка постепенно проникали на территорию Финляндии или выступали в роли торговых посредников. Четыре арабские монеты и серебряные браслеты, датирующиеся X в. и найденные в Южном Саво, завезены из Северо-Западной Руси или с Ижорского плато.

Указанный период был интересен не только консолидацией древнекарельских групп. В контактирующих зонах намечается сближение корелы и населения Олонецкого перешейка, выразившееся в формировании гибридной культуры, в которой присутствуют черты двух этнических групп: древних карел и веси, что можно расценить как одну из ступеней в сложном и многоэтапном формировании современной карельской народности. В памятниках XI–XII вв. появляются вещи, свидетельствующие о прочных и крепнущих связях с Новгородом, соседними финно-угорскими племенами, и особенно с древними эстами.

Издревле корелой был проложен путь к Ботническому заливу и в Лапландию, где торговцы покупали драгоценные меха. Некоторые западно-европейские вещи попали в Северо-Западное Приладожье, вероятно, кружным путем — из Новгорода, Ладоги и Прибалтики.2 И, конечно же, в начале II тысячелетия н. э. связи корелы с древнерусскими городами были значительнее, важнее и весомее по степени воздействия, по конечным положительным результатам в политической, экономической и духовной сфере, чем западно-европейские.

Рис. 3. Предметы украшения Х^ХП вв. из цветного металла.

В XII–XV вв. с переходом к феодальной формации племенное объединение корела трансформируется в древнекарельскую народность с едиными территорией, охватывающей северо-западные берега Ладоги с Карельским перешейком и юго-восточную часть Финляндии (район Мик-кельских озер и г. Лаппеэнранта), языком и общей материальной культурой. Это время расцвета древнекарельской культуры, характеризующейся яркими самобытными чертами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Валиты и арбуи. Древние карелы воины и волхвы » Перуница

Валиты и арбуи. Древние карелы воины и волхвыДревние карелы

В 6 в. н. э. на Карельском Перешейке появляются люди знакомые с земледелием и умеющие обрабатывать железо. Археологи находят принадлежавшие этим людям железные топоры, наконечники копий и стрел, а также каменные кресала. Вероятно, они были торговцы мехами. Они пришли по р. Вуоксе и селились, в основном, по ее берегам. Вуокса в то время впадала в Ладожское озеро и Финский залив и позволяла на судах легко попадать из Балтийского моря в Ладожское озеро. В период с 6 по 8 вв. они создали несколько поселений в районе оз. Суванто (Суходольское), п-ва Суотниеми (около г. Приозерска) и Ряйсяля (п. Мельниково). Данные археологии позволяют утверждать, что эти люди принадлежали к потоку переселенцев, который начался в Эстонии, прокатился через Финляндию и докатился до берегов Ладожского озера.

Карельские топоры найденные на о. Виллапеконсаари (Куркиеки)Поселенцы застали на берегах Ладоги кочевавших Саамов (Лопарей). Они поселились среди них и установили с ними торговые связи. Поселенцы выменивали меха у саамов на изделия из железа и украшения, которые те не умели делать.

Эта волна поселенцев была немногочисленна. Их поселения редки.

В 9 в. ситуация меняется. Северного Приладожья достигла большая волна новых поселенцев. Археологические находки позволяют говорить о том, что эти поселенцы были выходцами из финского племени, которое обитало южнее Ладожского и Онежского озер. Другие потомки этого племени дали начало таким народам как весь и ижора. Поселенцы застали на северных берегах Ладоги кочевые племена саамов и редкие поселения западно-финских поселенцев. В период 10-12 вв. они смешались с ними и заселили территорию по северному берегу Ладожского озера от района современного г. Сортавала до южного берега оз. Суванто, и по р. Вуоксе от берегов Ладожского озера до Финского залива в районе г. Выборга. В этот период на этой территории происходит формирование новой народности со своими этническими чертами и своим языком. В нее органически вошли, кроме новых поселенцев, жившие здесь саамы и потомки переселенцев с запада.

Мы очень мало знаем об общественном устройстве древних карелов. Пожалуй наиболее ранние сведения содержатся в "Саге о Хальвдане, сыне Эйстейна". В ней говорится о правителях Кирьялаботнар с которыми воевали викинги. Названы: Грим, Свид и Валь. О последнем сказано: "Валь убил Свида и подчинил себе Кирьялаботнар. Он получил так много золота, что его невозможно было сосчитать". Сведения о Кирьялаботнар в сагах похожи на сказки, но главное что викинги знали Кирьялаботнар, воевали с их правителями и эта страна была богата. Интересно имя одного из правителей - Валь. Вспомним о нем позднее.

Новгородские славяне знали карелов значительно лучше, чем викинги, но тоже мало пишут об их правителях. Вероятно это связано с тем, что новгородцы вообще старались не вмешиваться во внутренние дела дружественных народов. Им достаточно было военного и торгового союза.

Пожалуй, наиболее раннее упоминание о карельских правителях содержится в летописном своде «История о славянском народе и зачале Новограда», который исследовал приозерский историк Людмила Пашкина. В нем рассказывается о соратнике Рюрика - Валите, карельском воеводе, который обложил данью Мурманский берег.

Еще об одном Валите упоминает Карамзин в "Истории государства Российского". Он описывает предание о Валите, записанное московскими послами около 1592 г., при проведении границы с Данией (Норвегией). Послы ссылаются на это предание в качестве доказательства, что Лапландия издревле принадлежала России: "Жил некогда в Кореле, или Кексгольме, знаменитый Владетель именем Валит, или Варент, данник великого Новагорода, муж необычной храбрости и силы: воевал, побеждал и хотел господствовать над Лопью, или Мурманскою землею. Лопари требовали защиты соседственных Норвежских Немцев; но Валит разбил и Немцев, там, где ныне летний погост Варенгский, и где он, в память векам, положил своими руками огромный камень в вышину более сажени; сделал вокруг его твердую ограду в двенадцать стен и назвал ее Вавилоном, сей камень и теперь именуется Валитовым. Такая же ограда существовала на месте Кольского острога. Известны еще в земле Мурманской Губа Валитова и Городище Валитово среди острова или высокой скалы, где безопасно отдыхал витязь Корельский. Наконец побежденные Немцы заключили с ним мир, отдав ему всю Лопь до реки Ивгея. Долго славный и счастливый, Валит, именем Христианским Василий, умер и схоронен в Кексгольме в церкви Спаса; Лопари же с того времени платили дань Новугороду и Царям Московским". Интересно, что в Норвегии до сих пор в Варанген фиорде показывают туристам Валитов камень.

Следующий Валит Корелянин появляется в русской летописи в 1337 г.: «В лето 6845. Приидоша Немци к Корельскому городу с многою силою; бяше в городе тогда воевода Валит Корелянин, и доспе Валит перевет с Немци и предал город Немцам; Немци же начаша городом владети. Новгородьци же уведавши, с всею силою своею сташа под городом июля в 3 день, в осмый же день приступиша к городу; и Валит доспе перевет к Новогородьцем, и отвори город, Новогородци же взяша свой город июля в 8, в полъдни, а Немец избиша, а иных извешаша». То есть Валит в 1337 г. был правителем Корелы.

Почему же карельские правители в русских летописях всегда носят имя Валит. Вероятно оно происходит от слова vaali - выборы. То есть карельские правители того времени выбирались. Вполне может быть, что впоследствии потомки этих выборных правителей получили фамилию Валит. Так известен живший в Новгороде в 14 в. новгородский боярин Иван Федорович Валит. Причем В. Н. Бернадский убедительно показал, что карельские Валиты принадлежали к сословию новгородских великих бояр, избираясь на высшие магистратские должности в Новгороде.

Интересно, что карельские валиты не только жили в Новгороде, но и вели с Карелией обширную переписку. Об этом можно судить по находкам берестяных грамот. В них упоминаются карельские слова, названия мест и имена карел. 11 из них названы карельскими. Большинство из них найдено на «неревском конце» Новгорода на территории одной усадьбы на пересечении улиц Великой и Кузьмодемьянской.

С берестяными грамотами тоже связано множество загадок. Самая старая из них № 590 относится к 1065-1085 гг. Она содержит надпись: «Литва встала на Корелу» (Гайдуков 1992, 81). На ней изображен интересный знак "тамга", который тогда использовался вместо печати и подтверждал официальный статус грамоты.

Необычайно интересна грамота № 292. В ней содержится текст на карельском языке записанный при помощи кириллицы: "Юмалануоли •I• нимижи ноулисеха нолиомобоу юмаласоудьнииохови". Это запись заговора против удара молнии: "Божья стрела, 10 имен твоих. Стрела та, она принадлежит Богу. Бог судный направляет". (Елисеев, 1959, с. 71). Это самый древний образец карельской письменности. А вот грамота № 130: "У Вигаря 20 локото хери безо локти. У Валита в Кюлолакши 14 локти хери. У Ваиваса у Ваякшина 12 локти водмолу и полотретиянацате локти хери. У Мелита в Куроле 4 локти хери". (Арциховский, Борковский, 1958, с. 66). Эта грамота интересна тем, что здесь упоминается Кюлолакша - деревня на берегу Ладожского озера в современном Лахденпохском районе, а в этой деревне снова Валит, вероятно местный правитель. А вот грамота № 248: "Беють челом корила Погоская, Кюлолаская и Кюриеская Господину Новугороду. Приобижены есмь с нимецкой половине. Оцтина наша и дидена ... а у нас оу Вымолчовъ господъ, а имали крецетея ... мопь и вьрьжи пограбиле, а сами есмь ... ина ... алуи 10, а оу ... (Арциховский, Борковский, 1963, с. 72—73). Здесь снова упоминаются приладожские деревни Кюлолахти и Кюрьерск (современные Тиурула и Куркиеки).

грамота № 292.

Нам мало известно о социальной системе древних карелов. Но вот, что интересно. В Писцовой книге Водской пятины 1500 г. задняя Корела делится на уезды, а те в свою очередь на перевары. Вероятно это название происходит от слов perhe - семья и vaara - гора. Это остатки древней родовой системы управления карелов. У каждого рода была своя гора кяряямяки (гора совета). Род собирался на этой горе и вершил суд, выбирал своих правителей - валитов и решал важные дела. До нашего времени сохранилось множество гор с этим названием, а на некоторых из них - даже загадочные каменные сооружения - каменный стол в окружении каменных стульев.

Каменный стол со стульями на Линнасаари

Еще один загадочные камень находится вблизи п. Вятиккя. Петроглиф выбитый на нем может быть может быть клеймом карельского рода, которое обозначало границу его владений, а может быть доской, на которой карелы разыгрывали свои игры.

Петроглиф на камне в Вятикке

Так же мало, как и о социальном устройстве древних карелов, мы знаем об их верованиях. Пожалуй единственными источниками о них для нас служат Калевала и предисловие к псалтыри Микаэля Агриколы:

«Там многим идолампоклонялись прежде.Им служили хямяляйненыкак мужчины, так и женщины.

Тапио из леса добычу в ловушки заводил,Ахти приносил рыбу из воды.Вяйнямёйнен сковал песни,Рахкой поделил луну на черное [и белое].

Лиеккиё владел травами, корнями и деревьями,а также многим тому подобным.Илмаринен сделал мир и воздухи путников вел вперед.

Курикас давал победу в войне,Кратти[?] заботился о товарах.Тонту владел домоводством?], как бес, многих доводил до бешенства.

Капе тоже ел у них луну. Сыны Калева расчистили покосы и прочее. Только у карел были такие идолы, которым они молились. Ронготеус давал рожь,

Пеллонпекко помогал расти ячменю. Виранканнос опекал овсы, иначе бы оставались без овса.Эгрес сотворил горох, бобы и репу,

капусту [или брюкву?], лен и коноплю. Кёндёс подсеки и поля создал, как учит их языческая вера. И когда отсеются весной,

распивают кубок Укко. Туда приносили чашу Укко и допьяна упивались девицы и бабы. Тогда учинялось там много постыдного,

так что было и слышно и видно. Когда Рауни, жена Укко, фыркала, сердито рычал с севера Укко. И от этого устанавливались погода и урожай года.

Кякри прибавлял скот. Хийси помогал одолевать леса [леших?]. Мать вод заводила рыбу в сети. Нюркес белок давал из леса,

Хиттаванин приносил зайцев из кустов. Разве этот народ не потерял разум, что верит и молится всему этому. Это черт и грех привели их к тому,

что они поклонялись и верили всему. На могилы умершим еду носили, там причитывали, кричали и плакали. Покойники тоже получали от них пожертвования,

о которых заботились вдовы. Многому другому тоже поклонялись — камням, пням, звездам и луне. Так еще недавно, несмотря на ученье папы, поклонялись открыто и тайно».

Если Калевала богато представляет жизнь древнекарельских богов и героев, то о людях хранивших эти традиции, мы знаем очень мало. Пожалуй, первое упоминание о них мы встречаем во время борьбы с язычеством в 16 в. Так в "Грамоте Новгородскаго архиепископа Макария в Вотскую пятину, об искоренении языческих требищ и обрядов и проч. 25 марта 1534 г." сказано следующее:

"...и призывают деи на те свои скверныя молбища злодеевых отступник арбуев Чюдцкых, и мертвых деи своих они кладут в селех по курганом и по коломищем с теми ж арбуи, а к церквам деи на погосты тех своих умерших оне не возят съхраняти; также деи у них у которые жены детя родитца, и они деи наперед к тем своим родилницам призывают тех же скверных арбуев, и те деи арбуи младенцем их имена нарекают свойски, а вас деи игуменов и священников оне к тем своим младенцем призывают после; а на кануны деи свои призывают оне тех же скверных арбуев, и те деи арбуи и над каноны их арбуют скверным бесом...".

Карельский арбуй - волхвБолее подробно об этих обрядах сказано в "Послание архиепископа Макария великому князю Ивану Васильевичу. 1534г.": "...Суть же скверные молбища их лес, и камение, и реки, и блата, источники, и горы, и холми, солнце, и месяц, и звезды, и езера, и проста рещи всей твари поклоняхуся яко богу, и чтяху и жертву приношаху кровную бесом, волы и овцы, и всяк скот и птицы. Слышахом бо яко проста человека у себя держаху и почитаху, яко священника, его же нарикого арбуем; сей вся приношая совершения по своей прелести и детем имена нарицая...".

Карельские арбуи славились далеко за пределами Карелии. Даже древнерусское слово - арбовати (колдовать) связано с их именем. "Арбуй — жрец. Древнерусское «арбу, арбовати» означает) отправлять языческое богослужение. Заимствовано из финского языка «arpoja» — прорицатель, предсказатель (Фасмер, 1987, т. 1, с. 84)".

Да что русские, даже арабский географ XII века Идриси называл Карелию «страной магов на побережье».

Не зря писал архиепископ Макарий о карельских арбуях царю Московии - Ивану Васильевичу. Существует легенда, что и своим рождением царь Грозный обязан карельским арбуям. В 1573 году противник Ивана Грозного князь Андрей Курбский создал свой труд «История о великом князе Московском». Здесь он записал слухи о том, как появился на свет будущий русский царь. У его отца, Василия III, в течение 24 лет не было детей. Что только ни делали, каким только зельем и наговорной водой ни пользовались, — ничего не помогало. Василий III, по свидетельству Курбского, «искал чаровников презлых отовсюду, чтобы помогли они ему». Ко двору привозили разных колдунов, но их чары оказывались бессильными. И вот тогда послали за колдунами из Корелы. И привезли в Москву «презлых советников сатанинских». С их помощью от «прескверных семян» уродились у Василия два сына. Один из них — прелютый кровопийца. А другой — «без ума и без памяти и бессловесен». Речь идёт о будущем царе Московии Иване Грозном и о его слабоумном брате Георгии, скончавшемся на 31-м году жизни…Это предание произвело большое впечатление на знаменитого драматурга Александра Островского. В его исторической хронике «Тушино» (1867) один из героев вспоминает о том, что Ивана IV породили на свет колдуны из Корелы…

Слава о карельских арбуях на много веков пережила их самих. А. С. Пушкин поселил злобную колдунью Наину среди финляндских скал. Другого героя поэмы «Руслан и Людмила», старца Финна, он также сделал колдуном, правда, не злым.

А на Ладожском побережье воспоминания о древних обрядах сохранились даже до 19 в. В "Народных преданиях северо-западного Приладожья собранных летом 1879 г." Теодор Швинд писал: "В Кууппала на могильнике росла большая черемуха, у ее корней приносили в жертву первое молоко после отела коровы, первое зерно нового урожая и т. д. Такого обычая придерживались люди русской веры. Эта черемуха считалась священной, никто не смел ее трогать, и обряд сохранялся до тех пор, пока какой-то пьяный из Яккима не срубил ее. Надо оказать, что почти у каждой группы людей русской веры были свои священные деревья или подножия камней, где совершались жертвоприношения, например: в той части деревни Риеккала, что на родовых землях Тимоска, а также в Соскуа и Савоя.

В Сорола на мысу, в изгибе пролива напротив слободы Лахденпохья, был большой жертвенный камень, на который клали много приношений. Специально с этой целью сюда приезжали жители Кумола в Юрьев день - так они просили, чтобы наступило хорошее лето". Интересно, что людей совершающих старинные обряды Швиндт называет "людьми русской веры". Так финны называли потомков древних карелов. (!!!)"Чашечник" из ВятиккяЖертвенная чашечка

Некоторые из этих жертвенных камней можно увидеть и сегодня. На жертвенных камнях часто выбивали чашечки, чтобы помещать в них жертвы: зерно, молоко, пиво. Поэтому они получили название "чашечники". Один "чашечник" расположен в окрестностях п. Вятиккя.

Загадочный камень с о. Голый

Много загадок хранит древнее карельское знание. На маленьком острове Голом, что находится вблизи о. Валаам, финский фотограф и путешественник Юха Таскинен обнаружил загадочный камень. Надпись выбитая на камне сделана на неизвестном языке при помощи загадочных символов. Может быть это весть о древней мудрости карелов...

Подготовлено по материалам Петрова И. В., Петровой М. И.

www.perunica.ru

Где жили древние карелы

Где жили древние карелы

Более тысячи лет тому назад древние карелы проживали на северо-западных берегах Ладожского озера и в сопредельных районах , в округе Миккельских озер. Их соседями были ижора и водь, эсты и саамы, емь .

С производством железа в горнах карелы познакомились давно и основная масса их орудий труда, бытового инвентаря и оружия были железными.Кузнец Илмаринен — герой «Калевалы» — мог, например, выковать все: от украшений до оружия.Видное место в жизни людей занимали охота и рыболовство, скотоводство и домашние промыслы.Рост производительных сил, активизация торговых связей с близлежащими и отдаленными территориями вели к развитию этого народа. .В период 6-10 века формируются специфические формы материально-духовной культуры карельского народа . 10-13 век время расцвета древнекарельской культуры, характеризующейся яркими самобытными чертами.К этому периоду относится большинство археологических памятников: поселения и могильники, клады и жертвенные камни, позволяющие в деталях представить картины далекого прошлого.

В те времена обстановка на территории, заселенной карелами, была неспокойной из-за непрекращающейся агрессии соседей : в любой момент можно было ожидать вражеского нападения. По этой причине поселения строились с таким расчетом, чтобы в них могло укрыться и защитить свою землю. Для этого использовались естественные труднодоступные возвышенности с обрывистыми склонами. Их дополнительно укрепляли сооружениями из камней. Такие городища-убежища назывались линнавуори и линнамяки (крепость на возвышенности, на горе). Поскольку к их защите прибегали только в случае опасности, остатков материальной культуры на таких возвышенностях не прослежено.В конце XIII — начале XIV в. в Корельской земле началось строительство крепостей для защиты государственных пограничных рубежей от шведских посягательств и территориальных захватов,Поселений, на которых жизнь продолжалась в течение длительного отрезка времени, на этой территории к настоящему времени известно шесть. Два из них — вблизи современного поселка Куркийоки: одно располагалось па берегу залива Ладожского озера, другое — у самого поселка, на берегу реки Рахоланйоки. Третье — Сур-Микли — зафиксировано на берегу небольшого озерка вблизи города Лахдеппохья. На островах реки Вуоксы находились Тиверск и Корела.

Корела — административный и культурный центр , столица Карелии того времени .При раскопках зафиксированы срубного типа постройки, много вещей ремесленного производства. Уже в XIV в. в крепости Корела имелась башня — «костер». В плане она представляла трапецию со скругленной фронтальной стороной. Площадь нижнего яруса равнялась 28 м2. Фундамент сложен из валунов без связующего раствора, стены — из тесаных камней, скрепленных известковым раствором, с валунной забутовкой. О том, что карелы жили в Кореле, известно и по писцовым книгам XV в.: «Да на посаде ж дворы своеземцев корельских» (и т. д.).Шестое поселение — городище Паасо (окрестности Сортавалы) площадью около 1000 м2 — находилось на высокой (около 80 м) горе, в одном километре от слияния рек Тохмайоки и Хелюлянйоки, недалеко от впадения последней в Ладожское озеро. Эта гора с открытой скалистой вершиной и крутыми скальными обрывами. Лишь с южной стороны имеется более пологий спуск. Понимая уязвимость этой части возвышенности, жители укрепили ее, построив два небольших вала. Между ними, по всей вероятности, были ворота. Кроме того, сами жилища (деревянные на фундаменте из валунов без применения связующего раствора) с очагами и печами, расставленные в шахматном порядке, составляли единую оборонительную линию. Скученная застройка имела и отрицательные последствия — на горе случались пожары, но жители снова и снова отстраивали поселок. Это было удобное с географической точки зрения место — у подножия лежали пригодные для занятий земледелием участки, реки связывали поселения с Ладожским озером и с отдаленными внутренними районами, с горы открывался прекрасный обзор па окружающее водное пространство, что давало преимущество жителям перед врагом, исключая внезапность нападения.Городище служило убежищем для местного населения, охотников и рыболовов, ремесленников, связанных с обработкой металла. Жители Паасо поддерживали оживленные торговые связи с соседями. В процессе археологических раскопок на Паасо собраны типичные для древнекарельской культуры предметы: застежки-фибулы, цепедержатели, серебряные бусы, медные спирали, ножи с медными орнаментированными рукоятями. Найдены предметы вооружения: обломок меча, боевые топоры, наконечники стрел и копий. Но их удивительно мало, хотя городище Паасо — памятник оборонительного значения.Как же лингвисты объясняют слово «Паасо»? Многие считают, что оно отражает тесную связь с реальной местностью (в переводе — небольшой камень, плоский камень, голыш; широкий плоский камень, плита), либо происходит от личного имени Паасо.Типичным поселением военного характера был Тиверск, построенный у порогов на острове реки Вуоксы в качестве дополнительной преграды к Короле . Не зря Тиверск упоминается в летописях. Первое сообщение содержится в Никоновской летописи под 1404 г, и связано с судьбой смоленского князя Юрия Святославича. Юрий Святославич отправился в Москву просить у великого князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) защиты от литовского князя Витовта. А в это время изменники открыли ворота Смоленска Витовту. Над семьей и приближенными князя учинили жестокую расправу. Юрию ничего не оставалось, как отправиться в Новгород, где ему дали в кормление 13 городов, в том числе и Тиверск.Площадь Тиверска около 10 000 м2. Археологами вскрыты 14 фундаментов жилищ, сложенных из мелких вплотную пригнанных камней, смазанных глиной. Аналогичным образом делались отопительные сооружения. Верхняя часть домов была деревянной. Вытянутые вдоль всего острова но линии северо-запад — юго-восток в виде двухрядной цепочки, иногда в шахматном порядке, они представляли собой оборонительный заслон. К тому же южная часть городища была защищена земляным валом, поверх которого, очевидно, шел либо частокол, либо забор, а северная — прикрыта каменной стеной, сохранившейся до наших дней почти на первоначальную высоту. Протяженность уцелевших оборонительных укреплений около 300 м.Собранный при раскопках инвентарь разнообразен и показывает, что жители Тиверска не только несли сторожевую службу, но занимались ремеслом, земледелием, животноводством, охотой, рыбной ловлей, торговали. О дальнейшей судьбе Тиверска известно уже из письменных источников. Под 1411 г. в Новгородской Первой летописи сказано, что шведы неожиданно напали на Тиверский городок и разрушили его. Новгородцы узнали об этом спустя три дня. Правильно рассчитав, они пошли не к Тиверску, а наперерез врагу — к Выборгу «…и приихавши в Свейскую землю, села их повоевав и пожгоша; а свей много исекоша… и приихаша в Новгород со множеством полона».

Что же касается самого названия Тиверск, то оно происходит, как полагают, от имени одного из карельских племен — тиврульцев.На древнекарельской территории строительство укрепленных пунктов продолжалось . Так было построено городище в Куркийоках на невысокой возвышенности Лопотти . С севера она омывается рекой Рахоланйоки, впадающей в залив Ладожского озера. Небольшая площадь поселения, примерно 500 м2, хорошо защищена. Существовали внешние оборонительные укрепления в виде сложенных насухо из камней стен, защищавших возвышенность с трех сторон, и внутренние — из жилых деревянных построек на каменных фундаментах. Отапливались эти жилища печами-каменками. Появление противника можно было ожидать с севера, со стороны реки, поэтому обращенную к ней часть городища постарались максимально укрепить. Поперек возвышенности был поставлен заслон из домов, примыкавших к общей каменной стене. Все эти усилия окупились — следов насильственной гибели на городище не обнаружено, не в пример Тиверску и Паасо, которые постигла трагическая участь.Все три городища имеют общие признаки, что вполне понятно, так как построены карелами.

karel.su

Карелы Коренные народы севера

«Народ, не знающий или забывший свое прошлое, не имеет будущего».

Древнегреческий философ Платон.

Карелы (финно-угорский народ) не многочисленная этническая группа, сосредоточенная в Карелии, Тверской, Ленинградской, Архангельской областях. Так же небольшая часть карел проживает в Финляндии и исповедует лютеранство. Карелы проживающие в России, большей частью придерживаются православной веры. Батюшка Александра Невского, великий князь Ярослав Всеволодович самолично крестил карел во время военного похода 1227 году.

 

До этого у этого древнего народа была языческая религия, они поклонялись природе и огню. Хотя по свидетельству кандидата исторических наук Б. Детчуева истоки православной истории Карелии уходят в X век, когда 988 году при Киевском великом князе Владимире состоялось крещение Руси.  Родная речь (язык) карелов относится к группе финно-угорских языков, и разделяется на ряд наречий и диалектов, говоров, характерных для той или иной местности.

 

Это собственно карельский язык на котором общались лаппи, северные или беломорские карелы (сегозерские, ухтинские, кестеньгские).  Разные диалекты имеют карелы ливвики проживающие в Олонецком, Сямозерском, в восточном и северном Приладожье и людики живущие на северном и восточном побережье Онежского озера. На формирование их языков имело близкое соседство вепсов.

 

Советский историк, доктор исторических наук И.П. Шаскольский писал в своей книге, что изначально карельское племя сформировалось на Карельском перешейке и землях северо-западного Приладожья, примерно в 6—7 вв. Уже оттуда карелы начали осваивать новые земли, потеснив с Беломорья саамские племена и частично смешавшись с ними, о чем свидетельствует саамская песня Пяйве-пойка (Парень из Пяйвелы). На востоке (Олонецкий перешеек) сливаются с занимающими эти земли вепсами (весь).

Постепенно на территории Карелии обозначились три основных района проживания карельских племен.

  • Карельский перешеек и северо-западное Приладожье, где проживала большая часть карелов.
  • Северная Карелия (Беломорье и Ботнический залив Баренцева моря).
  • И собственно Обонежье, то есть территория примыкающая к Онежскому озеру.

 

Карелы населявшие Приладожье уже с XII столетия занимались хлебопашеством, охота и рыбалка имели меньшее значение. Здесь были более плодородные земли на которых выращивали овес, рожь, ячмень, лен, коноплю. Сажали овощные культуры, репу и редьку, было развито собирательство лесных даров. Земледелие привело к строительству долговременных поселений, уже в XIII веке здесь возникает город Корела. После похода новгородской дружины князя Дмитрия Александровича, город становится центром Корельской земли.

 

В Обонежье земледелие пришло позднее, здесь карелы занимались охотой и рыбалкой наравне с обработкой земли. Держали скотину, как и Приладожские карелы, торговали рыбой, мехами, карабейничили, то есть торговали вразнос, ходили на отхожие промыслы.

 

Болотистая и каменистая северная Карелия не располагала к земледелию, основным промыслом были охота и рыболовство, добыча морского зверя, собирательство, что не способствовало оседлой размеренной жизни. Сначала здесь жили только племена кочевников саамов. Когда карелы нашли удобный путь из Ладоги до Белого моря и Ботнического залива, началось постепенное осваивание земель богатых пушным и морским зверем. Шла оживленная торговля в основном через Новгород, мехом пушного зверя которого на севере водилось в изобилии, солью поморкой…

 

Жизнь карелов была трудная, голодные годы, постоянные набеги шведов, литовцев, финнов. Потом были экспансия и притеснения Новгорода, поборы монастырей и бояр. 1470 году Московским государством были захвачены все земли новгородские и монастырские, в том числе карельские вместе с коренным населением. Хотя в Карелии не было крепостного права, опричники, репрессии, непосильные налоги все больше усложняли жизнь карелов. В конце 18 в северная Карелия стала » яблоком раздора» между Швецией и Московским государством. Карелов стали теснить с юга и запада шведы, с юга финны, народ вынужден был покидать поселения, что сказывалось на динамике численности карелов.

 

Приход к власти большевиков, которые силой забирали нажитое и хлеб, лишили коренное население политических и экономических прав, все это вызвало протест. Вспыхнувшее и подавленное в 1921-22 годах Карельское восстание, вызвало массовое бегство карелов в Суоми.  Родную Карелию покинуло около 30 тысяч карелов.  Численность этого самобытного народа неуклонно снижается, перепись населения 1926 года зафиксировала 100,8 тысяч, в 2010 год 45,540 человек, то есть на родовой земле карелов осталось всего 7,4 % от всех жителей.

 

Традиционное жилище карел

Adventure_tourism_Karelia_velo_karel-tradition_7Дома которые строили карелы по своему уникальные, рубленные из круглых брёвен они не имели фундамента. Перед строительством избы в землю клали монетки, это считалось выкупом. Учитывая, что под одной крышей жило не одно поколение карельской семьи строили большие дома двух типов, брус или кошель. Они совмещали жилое и хозяйственное помещения. Суровые условия Карелии не особо располагали к прогулкам в зимнее время.

 

Особо зажиточные карелы строили двухэтажные хоромы с верхней (летней) горницей. В ней не было печки, поэтому жить можно было только в теплое время.  Пороги в старых карельских избах были высокие, считалось, что пороги не пускают в жилище нечистую силу. Также типичное карельское жилище имело низкие дверные проёмы и небольшие окна. Хозяева не имеющие скотины строили небольшие избушки, непременно с подклетами и сенями. Жилище старались украшать ажурными причелинами, и наличниками, резными столбиками на крыльце, балкончиками на фронтонах и большими балконами которые называли гульбище.

 

Печь была главным предметом интерьера в доме, ставили печку, конструкцию которой позаимствовали у новгородцев. До их появления пища готовилась на открытом очаге. Обстановка жилища карелов незатейливая, стол, лавки, шкафчики — посудники, светец для лучины, полки-воронцы, ткацкие станки, прялки, глиняный рукомойник и лохань под ним. Предметом гордости карелки являлся сундук, не каждая женщина могла иметь этого прародителя современного платяного шкафа. На специально вкрученное в потолок кольцо подвешивали детскую люльку. Кухонная утварь и посуда была разных материалов: глиняная, деревянная, медная, берестяная.

 

Чем питались карелы

1894 год Фото Инто Конрад

image_8 (1)Кухня древних карел похожа на финскую, но имела свои особенности. Например на питание северных карел повлияла саамская и финская кухни, на южных русская. В древности основу питания составляла рыба, мясо убитых животных, лесные ягоды и грибы. Когда карелы научились сажать зерновые и уходу за скотиной питание значительно улучшилось. Преобладала рыба которую солили, сушили, вялили, варили, тушили, но никогда не жарили, в языке карел нет слова жарить. Кушали много репы, продуктов земледелия из которых варили каши, выпекали хлеб, рыбники, пироги, калитки, в этом карелки большие искусницы.

 

 

bfed375ba605fe4fa597c8dcef462d76

Мясо было на столе редко, его вялили или сушили приберегая до полевых, лесных работ и дальней дороги. Постоянно употребляли молоко и продукты из него. Обычным блюдом были соленые грибы, ягодные морсы, квасы, компоты. Калевальские и частично лоухские карелы любили рыбу с душком. Выловленная во время весенней путины рыба солилась и выдерживалась лето в прохладном месте, и хотя была хорошо просолена издавала неприятный запах. В большинстве своем карелы не были набожными, но посты соблюдали строго, а их насчитывалось почти 200 дней.

 

Одежда карел

785988Одежда карел была проста и незатейлива, южные карелы повседневную одежду шили из домотканого льняного холста. На севере условия не позволяли выращивать лен и тамошним карелам приходилось его покупать. Также карелки пряли овечью шерсть. На изготовление праздничной одежды использовали покупную ткань, в основном ситец, сатин, гарус. Традиционной обувью были лапти из бересты, реже лыка. Сапоги шились из кож домашней выделки. В эпоху Петра Первого появились валенки, по карельским деревням стали ходить мастера владевшие этим искусством.

3ff8431b9a07517aec3558ef8bf6004b

1927 год фото Л. Капицы. Карелы.

Стоило это дорого и не каждый карел мог их иметь. Обычно в морозы на сапоги натягивали специальный вязанный из грубой шерсти чехол. Зимой и осенью карелы носили полушубки, кафтаны, армяки. Женщины карелки имели в своем гардеробе сарафаны и юбки, которые одевали с рубашкой, передник. Голова замужних женщин покрывалась платком или повойником, девушки носили ленты. Традиционной одеждой мужчин были штаны заправленные в сапоги, подпоясанная длинная рубаха на выпуск, полукафтан и мягкая шляпа.

Карельская баня

img-20150120093832-703Слова немытая Россия к Карелии не относятся, каждая карельская семья имела собственную баню. Рубили баньки непременно на берегу реки или озера, чтобы не носить далеко воду. Часто она располагалась на значительном расстоянии от избы. Карелы хотя уже не были язычниками считали, что в доме живет домовой, в бане банник который не любит шум и беспорядок. Баньку любили и летом парились очень часто, но никогда вечером и по праздникам. Разговаривали в бане вполголоса и не стирали белье.  Топились баньки по «по-чёрному», то есть стояла каменка без дымохода. Воду в деревянных колодах нагревали с помощью разогретых камней на печке. Всласть хлестали себя березовыми вениками, оставляя в баньке грязь и усталость. Строили бани маленькими и без предбанника. Про свадебные обряды читаем здесь, внешность тут.

Связанные статьи

rybachka-iz-karelii.org

Древние карелы: валиты и арбуи

- 1430 Древние карелы: валиты и арбуиДревние карелы: валиты и арбуи

В 6 в. н. э. на Карельском Перешейке появляются люди знакомые с земледелием и умеющие обрабатывать железо. Археологи находят принадлежавшие этим людям железные топоры, наконечники копий и стрел, а также каменные кресала. Вероятно, они были торговцы мехами. Они пришли по р. Вуоксе и селились, в основном, по ее берегам. Вуокса в то время впадала в Ладожское озеро и Финский залив и позволяла на судах легко попадать из Балтийского моря в Ладожское озеро. В период с 6 по 8 вв. они создали несколько поселений в районе оз. Суванто (Суходольское), п-ва Суотниеми (около г. Приозерска) и Ряйсяля (п. Мельниково). Данные археологии позволяют утверждать, что эти люди принадлежали к потоку переселенцев, который начался в Эстонии, прокатился через Финляндию и докатился до берегов Ладожского озера.

Поселенцы застали на берегах Ладоги кочевавших Саамов (Лопарей). Они поселились среди них и установили с ними торговые связи. Поселенцы выменивали меха у саамов на изделия из железа и украшения, которые те не умели делать.

Эта волна поселенцев была немногочисленна. Их поселения редки.

В 9 в. ситуация меняется. Северного Приладожья достигла большая волна новых поселенцев. Археологические находки позволяют говорить о том, что эти поселенцы были выходцами из финского племени, которое обитало южнее Ладожского и Онежского озер. Другие потомки этого племени дали начало таким народам как весь и ижора. Поселенцы застали на северных берегах Ладоги кочевые племена саамов и редкие поселения западно-финских поселенцев. В период 10-12 вв. они смешались с ними и заселили территорию по северному берегу Ладожского озера от района современного г. Сортавала до южного берега оз. Суванто, и по р. Вуоксе от берегов Ладожского озера до Финского залива в районе г. Выборга. В этот период на этой территории происходит формирование новой народности со своими этническими чертами и своим языком. В нее органически вошли, кроме новых поселенцев, жившие здесь саамы и потомки переселенцев с запада.

Мы очень мало знаем об общественном устройстве древних карелов. Пожалуй наиболее ранние сведения содержатся в "Саге о Хальвдане, сыне Эйстейна". В ней говорится о правителях Кирьялаботнар с которыми воевали викинги. Названы: Грим, Свид и Валь. О последнем сказано: "Валь убил Свида и подчинил себе Кирьялаботнар. Он получил так много золота, что его невозможно было сосчитать". Сведения о Кирьялаботнар в сагах похожи на сказки, но главное что викинги знали Кирьялаботнар, воевали с их правителями и эта страна была богата. Интересно имя одного из правителей - Валь. Вспомним о нем позднее.

Новгородские славяне знали карелов значительно лучше, чем викинги, но тоже мало пишут об их правителях. Вероятно это связано с тем, что новгородцы вообще старались не вмешиваться во внутренние дела дружественных народов. Им достаточно было военного и торгового союза.

Пожалуй, наиболее раннее упоминание о карельских правителях содержится в летописном своде «История о славянском народе и зачале Новограда», который исследовал приозерский историк Людмила Пашкина. В нем рассказывается о соратнике Рюрика - Валите, карельском воеводе, который обложил данью Мурманский берег.

Еще об одном Валите упоминает Карамзин в "Истории государства Российского". Он описывает предание о Валите, записанное московскими послами около 1592 г., при проведении границы с Данией (Норвегией). Послы ссылаются на это предание в качестве доказательства, что Лапландия издревле принадлежала России: "Жил некогда в Кореле, или Кексгольме, знаменитый Владетель именем Валит, или Варент, данник великого Новагорода, муж необычной храбрости и силы: воевал, побеждал и хотел господствовать над Лопью, или Мурманскою землею. Лопари требовали защиты соседственных Норвежских Немцев; но Валит разбил и Немцев, там, где ныне летний погост Варенгский, и где он, в память векам, положил своими руками огромный камень в вышину более сажени; сделал вокруг его твердую ограду в двенадцать стен и назвал ее Вавилоном, сей камень и теперь именуется Валитовым. Такая же ограда существовала на месте Кольского острога. Известны еще в земле Мурманской Губа Валитова и Городище Валитово среди острова или высокой скалы, где безопасно отдыхал витязь Корельский. Наконец побежденные Немцы заключили с ним мир, отдав ему всю Лопь до реки Ивгея. Долго славный и счастливый, Валит, именем Христианским Василий, умер и схоронен в Кексгольме в церкви Спаса; Лопари же с того времени платили дань Новугороду и Царям Московским". Интересно, что в Норвегии до сих пор в Варанген фиорде показывают туристам Валитов камень.

Следующий Валит Корелянин появляется в русской летописи в 1337 г.: «В лето 6845. Приидоша Немци к Корельскому городу с многою силою; бяше в городе тогда воевода Валит Корелянин, и доспе Валит перевет с Немци и предал город Немцам; Немци же начаша городом владети. Новгородьци же уведавши, с всею силою своею сташа под городом июля в 3 день, в осмый же день приступиша к городу; и Валит доспе перевет к Новогородьцем, и отвори город, Новогородци же взяша свой город июля в 8, в полъдни, а Немец избиша, а иных извешаша». То есть Валит в 1337 г. был правителем Корелы.

Почему же карельские правители в русских летописях всегда носят имя Валит. Вероятно оно происходит от слова vaali - выборы. То есть карельские правители того времени выбирались. Вполне может быть, что впоследствии потомки этих выборных правителей получили фамилию Валит. Так известен живший в Новгороде в 14 в. новгородский боярин Иван Федорович Валит. Причем В. Н. Бернадский убедительно показал, что карельские Валиты принадлежали к сословию новгородских великих бояр, избираясь на высшие магистратские должности в Новгороде.

Интересно, что карельские валиты не только жили в Новгороде, но и вели с Карелией обширную переписку. Об этом можно судить по находкам берестяных грамот. В них упоминаются карельские слова, названия мест и имена карел. 11 из них названы карельскими. Большинство из них найдено на «неревском конце» Новгорода на территории одной усадьбы на пересечении улиц Великой и Кузьмодемьянской.

С берестяными грамотами тоже связано множество загадок. Самая старая из них № 590 относится к 1065-1085 гг. Она содержит надпись: «Литва встала на Корелу» (Гайдуков 1992, 81). На ней изображен интересный знак "тамга", который тогда использовался вместо печати и подтверждал официальный статус грамоты.

Необычайно интересна грамота № 292. В ней содержится текст на карельском языке записанный при помощи кириллицы: "Юмалануоли •I• нимижи ноулисеха нолиомобоу юмаласоудьнииохови". Это запись заговора против удара молнии: "Божья стрела, 10 имен твоих. Стрела та, она принадлежит Богу. Бог судный направляет". (Елисеев, 1959, с. 71). Это самый древний образец карельской письменности. А вот грамота № 130: "У Вигаря 20 локото хери безо локти. У Валита в Кюлолакши 14 локти хери. У Ваиваса у Ваякшина 12 локти водмолу и полотретиянацате локти хери. У Мелита в Куроле 4 локти хери". (Арциховский, Борковский, 1958, с. 66). Эта грамота интересна тем, что здесь упоминается Кюлолакша - деревня на берегу Ладожского озера в современном Лахденпохском районе, а в этой деревне снова Валит, вероятно местный правитель. А вот грамота № 248: "Беють челом корила Погоская, Кюлолаская и Кюриеская Господину Новугороду. Приобижены есмь с нимецкой половине. Оцтина наша и дидена ... а у нас оу Вымолчовъ господъ, а имали крецетея ... мопь и вьрьжи пограбиле, а сами есмь ... ина ... алуи 10, а оу ... (Арциховский, Борковский, 1963, с. 72—73). Здесь снова упоминаются приладожские деревни Кюлолахти и Кюрьерск (современные Тиурула и Куркиеки).

Нам мало известно о социальной системе древних карелов. Но вот, что интересно. В Писцовой книге Водской пятины 1500 г. задняя Корела делится на уезды, а те в свою очередь на перевары. Вероятно это название происходит от слов perhe - семья и vaara - гора. Это остатки древней родовой системы управления карелов. У каждого рода была своя гора кяряямяки (гора совета). Род собирался на этой горе и вершил суд, выбирал своих правителей - валитов и решал важные дела. До нашего времени сохранилось множество гор с этим названием, а на некоторых из них - даже загадочные каменные сооружения - каменный стол в окружении каменных стульев.

Еще один загадочные камень находится вблизи п. Вятиккя. Петроглиф выбитый на нем может быть может быть клеймом карельского рода, которое обозначало границу его владений, а может быть доской, на которой карелы разыгрывали свои игры.

Так же мало, как и о социальном устройстве древних карелов, мы знаем об их верованиях. Пожалуй единственными источниками о них для нас служат Калевала и предисловие к псалтыри Микаэля Агриколы:

«Там многим идолам

поклонялись прежде.

Им служили хямяляйнены

как мужчины, так и женщины.

Тапио из леса добычу в ловушки заводил,

Ахти приносил рыбу из воды.

Вяйнямёйнен сковал песни,

Рахкой поделил луну на черное [и белое].

Лиеккиё владел травами, корнями и деревьями,

а также многим тому подобным.

Илмаринен сделал мир и воздух

и путников вел вперед.

Курикас давал победу в войне,

Кратти[?] заботился о товарах.

Тонту владел домоводством?],

как бес, многих доводил до бешенства.

Капе тоже ел у них луну.

Сыны Калева расчистили покосы и прочее.

Только у карел были такие идолы, которым они молились.

Ронготеус давал рожь,

Пеллонпекко помогал расти ячменю.

Виранканнос опекал овсы,

иначе бы оставались без овса.

Эгрес сотворил горох, бобы и репу,

капусту [или брюкву?], лен и коноплю.

Жертвенная чашечкаКёндёс подсеки и поля создал,

как учит их языческая вера.

И когда отсеются весной,

распивают кубок Укко.

Туда приносили чашу Укко

и допьяна упивались девицы и бабы.

Тогда учинялось там много постыдного,

так что было и слышно и видно.

Когда Рауни, жена Укко, фыркала,

сердито рычал с севера Укко.

И от этого устанавливались погода и урожай года.

Кякри прибавлял скот.

Хийси помогал одолевать леса [леших?].

Мать вод заводила рыбу в сети.

Нюркес белок давал из леса,

Хиттаванин приносил зайцев из кустов.

Разве этот народ не потерял разум,

что верит и молится всему этому.

Это черт и грех привели их к тому,

что они поклонялись и верили всему.

На могилы умершим еду носили,

там причитывали, кричали и плакали.

Покойники тоже получали от них пожертвования,

о которых заботились вдовы.

Многому другому тоже поклонялись —

камням, пням, звездам и луне.

Так еще недавно, несмотря на ученье папы,

поклонялись открыто и тайно».

Если Калевала богато представляет жизнь древнекарельских богов и героев, то о людях хранивших эти традиции, мы знаем очень мало. Пожалуй, первое упоминание о них мы встречаем во время борьбы с язычеством в 16 в. Так в "Грамоте Новгородскаго архиепископа Макария в Вотскую пятину, об искоренении языческих требищ и обрядов и проч. 25 марта 1534 г." сказано следующее:

"...и призывают деи на те свои скверныя молбища злодеевых отступник арбуев Чюдцкых, и мертвых деи своих они кладут в селех по курганом и по коломищем с теми ж арбуи, а к церквам деи на погосты тех своих умерших оне не возят съхраняти; также деи у них у которые жены детя родитца, и они деи наперед к тем своим родилницам призывают тех же скверных арбуев, и те деи арбуи младенцем их имена нарекают свойски, а вас деи игуменов и священников оне к тем своим младенцем призывают после; а на кануны деи свои призывают оне тех же скверных арбуев, и те деи арбуи и над каноны их арбуют скверным бесом...".

Более подробно об этих обрядах сказано в "Послание архиепископа Макария великому князю Ивану Васильевичу. 1534г.": "...Суть же скверные молбища их лес, и камение, и реки, и блата, источники, и горы, и холми, солнце, и месяц, и звезды, и езера, и проста рещи всей твари поклоняхуся яко богу, и чтяху и жертву приношаху кровную бесом, волы и овцы, и всяк скот и птицы. Слышахом бо яко проста человека у себя держаху и почитаху, яко священника, его же нарикого арбуем; сей вся приношая совершения по своей прелести и детем имена нарицая...".

Карельские арбуи славились далеко за пределами Карелии. Даже древнерусское слово - арбовати (колдовать) связано с их именем. "Арбуй — жрец. Древнерусское «арбу, арбовати» означает) отправлять языческое богослужение. Заимствовано из финского языка «arpoja» — прорицатель, предсказатель (Фасмер, 1987, т. 1, с. 84)".

Да что русские, даже арабский географ XII века Идриси называл Карелию «страной магов на побережье».

Не зря писал архиепископ Макарий о карельских арбуях царю Ивану Васильевичу. Существует легенда, что и своим рождением царь Грозный обязан карельским арбуям. В 1573 году противник Ивана Грозного князь Андрей Курбский создал свой труд «История о великом князе Московском». Здесь он записал слухи о том, как появился на свет будущий русский царь. У его отца, Василия III, в течение 24 лет не было детей. Что только ни делали, каким только зельем и наговорной водой ни пользовались, — ничего не помогало. Василий III, по свидетельству Курбского, «искал чаровников презлых отовсюду, чтобы помогли они ему». Ко двору привозили разных колдунов, но их чары оказывались бессильными. И вот тогда послали за колдунами из Корелы. И привезли в Москву «презлых советников сатанинских». С их помощью от «прескверных семян» уродились у Василия два сына. Один из них — прелютый кровопийца. А другой — «без ума и без памяти и бессловесен». Речь идёт о будущем царе Иване Грозном и о его слабоумном брате Георгии, скончавшемся на 31-м году жизни...Это предание произвело большое впечатление на знаменитого драматурга Александра Островского. В его исторической хронике «Тушино» (1867) один из героев вспоминает о том, что Ивана IV породили на свет колдуны из Корелы...

Слава о карельских арбуях на много веков пережила их самих. А. С. Пушкин поселил злобную колдунью Наину среди финляндских скал. Другого героя поэмы «Руслан и Людмила», старца Финна, он также сделал колдуном, правда, не злым.

А на Ладожском побережье воспоминания о древних обрядах сохранились даже до 19 в. В "Народных преданиях северо-западного Приладожья собранных летом 1879 г." Теодор Загадочный камень с о. ГолыйШвинд писал: "В Кууппала на могильнике росла большая черемуха, у ее корней приносили в жертву первое молоко после отела коровы, первое зерно нового урожая и т. д. Такого обычая придерживались люди русской веры. Эта черемуха считалась священной, никто не смел ее трогать, и обряд сохранялся до тех пор, пока какой-то пьяный из Яккима не срубил ее. Надо оказать, что почти у каждой группы людей русской веры были свои священные деревья или подножия камней, где совершались жертвоприношения, например: в той части деревни Риеккала, что на родовых землях Тимоска, а также в Соскуа и Савоя.

В Сорола на мысу, в изгибе пролива напротив слободы Лахденпохья, был большой жертвенный камень, на который клали много приношений. Специально с этой целью сюда приезжали жители Кумола в Юрьев день - так они просили, чтобы наступило хорошее лето". Интересно, что людей совершающих старинные обряды Швиндт называет "людьми русской веры". Так финны называли потомков древних карелов.

Некоторые из этих жертвенных камней можно увидеть и сегодня. На жертвенных камнях часто выбивали чашечки, чтобы помещать в них жертвы: зерно, молоко, пиво. Поэтому они получили название "чашечники". Один "чашечник" расположен в окрестностях п. Вятиккя.

Много загадок хранит древнее карельское знание. На маленьком острове Голом, что находится вблизи о. Валаам, финский фотограф и путешественник Юха Таскинен обнаружил загадочный камень. Надпись выбитая на камне сделана на неизвестном языке при помощи загадочных символов. Может быть это весть о древней мудрости карелов.

Подготовлено по материалам Петрова И. В., Петровой М. И.

Добавить комментарий

slawa.su

Древние карелы

Древнейшее поселение на территории Выборга.© 1995 г. В. А. Тюленев "Изучение старого Выборга".

Одна из ключевых проблем истории Выборга это вопрос о cyществовании на территории города поселения карел в период, предшествовавший официальной закладке шведами островного замка в 1293 г. С точки зрения значимости в этой проблеме выделяются два основных аспекта.

Первый из них - научный. Он связан с привычным для каждого археолога процессом - опираясь на достоверные факты, доказать, или опровергнуть уже имеющуюся, или только что родившуюся историческую гипотезу. В данном случае это ставшая уже традиционной легенда о карельском предшественнике шведского замка. Для большинства археологов обнаружение нового памятника - дело весьма обычное и никто не устраивает из этого сенсацию. Особое значение новый памятник обретает лишь в том случае, если его исследование коренным образом изменяет какую то установившуюся историческую концепцию, как это произошло, например, с обнаружением А.Н. Кирпичниковым самых ранних каменных укреплений Старой Ладоги. В итоге изменилось все представление о древнерусском крепостном зодчестве. В примере же с Выборгом ситуация иная. Никто не оспаривает тот исторический факт, что город родился на коренных землях восточнофинского населения. В связи с этим хочется подчеркнуть, что обнаружение карельского предшественника Выборга при археологических раскопках с точки зрения науки выглядит не более, чем подтверждением уже известного факта, и должно расцениваться, как рядовой результат текущей полевой работы. Как представляется, для Выборга с научных позиций более значимой является намеченная впервые строительная история замка.

Ко второму аспекту проблемы прото-Выборга при всем богатстве русского лексикона применим, пожалуй, только термин "политический". И связан он в первую очередь с исторической судьбой города. В самом деле - заложенный шведами на финской земле, самый крупный средневековый городской центр историческими коллизиями отнесен к территории восточного соседа, остававшегося к тому же на протяжении веков, как это часто бывает у сопредельных народов и государств, главным неприятелем. Обнаружение же на территории города материальных следов древних финнов как бы утверждает статус исконности этих земель, нарушенный сейчас "ходом колеса" более поздней истории. Следует заметить, что эта политическая подоснова, казалось бы простой научной проблемы, вполне понятна, как понятна и ностальгия живущих и поныне бывших жителей "уютного Выборга". Но, подчеркну, что даже такие этические мотивы не могут да и не должны влиять на объективно-научные итоги исторических исследований.

Древнее карельское поселение Предположительный вид островного карельского поселения XIII века.

Начиная с 1980 г., когда на Замковом острове обнаружились первые карельские предметы и элементы застройки, основные выводы о предшественнике шведского Выборга опубликованы в целом ряде работ (Тюленев 1980, 1981, 1982, 1984, 1990; Tjulenew 1982, 1983, 1987). В кратком виде после рассмотрения всего комплекса источников они сводятся к следующему:

1. Коллекция предметов, составляющая более 30 единиц, часть которых найдена в непотревоженных предматериковых отложениях, позволяет уверенно говорить о карельском контингенте жителей. Все категории находок (оружие, украшения, хозяйственный инвентарь) укладываются в хронологические рамки XI-XIII вв. Небольшая часть предметов русского и балтского происхождения.

2. На вершине замкового холма в XIII в. до появления здесь шведов существовала деревянная застройка, остатки которой зафиксированы в предматериковом горизонте. В ней вычленяются хозяйственно-жилые постройки с многослойным полом и столбовыми конструкциями, а так же валообразная песчаная насыпь с частоколом.

3. Отчетливые следы пожара, сломанное оружие ближнего боя, наконечники арбалетных стрел, брошенные в постройке дорогие предметы свидетельствуют о гибели поселения в военном катаклизме. Заготовки строительного камня для башни Олафа, располагавшиеся прямо на слое пожарища, позволяют уверенно говорить, что нападавшими были шведы, немедленно после разгрома в 1293 г. приступившие к каменному строительству замка. То есть захват острова шведами, с источниковедческой точки зрения, зафиксировал материальную культуру коренного населения - карел на 1293 г. Из этого следует, что все предметы, датируемые временем до конца XIII в., находились к моменту разгрома в обиходе населения, но на современном этапе пока не могут свидетельствовать о времени появления карельского поселка.

4. Набор предметов "карельского периода", в котором отсутствуют бытовые вещи, необходимые при повседневном ведении хозяйства, а так же сломанные закрытые замки позволяют сейчас говорить пока только о существовании на острове укрепленного острожка-убежища, где могли располагаться склады товаров и немногочисленная стража, но не было хозяйственно-жилых комплексов, обеспечивавших материально-бытовые потребности населения. Такие небольшие жилые хутора с традиционным для Финляндии сельским укладом хозяйства могли существовать параллельно вблизи острова.

5. На современном этапе территорию распространения слоя карельского поселения на Замковом острове нельзя считать полностью выявленной. Она может распространяться на северном склоне островного холма, где раскопкам препятствует каменная мостовая.

6. Исторические документы XVI в. и карты XVII в., из которых, в том числе и в научный оборот, был введен термин "старый Выборг", фиксируют какое-то место, которое можно считать "старым", по отношению не ранее, чем к XVI в. Вполне допустимо, что там идет речь и о каком-то поселении дошведского периода, функционировавшем параллельно с островным городищем, но этот вопрос остается пока открытым.

Подводя итог высказанным положениям, следует подчеркнуть, что на берегах внутреннего Выборгского залива в пределах современного города и в его окрестностях еще возможно выявление сельских поселений карел дошведского времени. Это подтверждается, в частности, находкой решетчатой финской бронзовой подвески вблизи руины Кафедрального собора. Среди древностей Карелии и Руси аналогичные украшения датируются XII веком (Кочкуркина, 1981, 137; Колчин, 1985, 59). Примечательно, что выборгский образец, скорее всего, является производственным браком и его выбросили, не подвергнув отделочной обработке. В этом случае может быть поставлен вопрос о существовании здесь у карел бронзолитейного производства. Возможно, что следы именно карельского хутора были обнаружены так же вблизи современной площади Красного колодца (Museovirasto, Ark.) при земляных работах в довоенный период. Кроме этот, недалеко от города случайно был найден довольно оригинальный наконечник копья (вариант типа М), датируемый XI в. По мнению К.Нордмана, в Карелии этот тип существовал и в более позднее время (Kivikovski, 1973, 116). Судя по равномерной окалине, местами сохранившейся на этом оружии, наконечник подвергался сильному и равномерному обжигу. Остается только предполагать, толи он происходит из захоронения по обряду кремации, то ли горел при каких-то иных обстоятельствах. В любом случае, наконечник остается интереснейшей находкой дошведского периода.

/ © В.А. Тюленев "Изучение старого Выборга", СПб, 1995. /

Краткая справка об авторе: В.А. Тюленев (1947-1996), ученый, работал в Институте истории материальной культуры Российской Академии Наук (ИИМК РАН), проводил архитектурно-археологические исследования в Выборге в 1980-88 гг., под его руководством экспедицией ИИМК РАН в 1990 г. был начат поиск затонувших судов у мыса Крестовый (продолженный затем обществом "Память Балтики").

alvakaron.blogspot.com

Карелы - Забытые истории

1.

Предками карел были финно-угорские племена Юго-Восточной Финляндии. На исходе 1 тысячелетия н.э. они продвинулись на территорию современной Карелии, где постепенно ассимилировали здешних вепсов и саамов.

Общее самоназвание всех карел – карьялайзет. При этом приладожские карелы называют себя лигвиляйне, ливвикёй, а прионежские — людилайне, людикёй. Название Карелия скорее всего происходит от слова «карья» - скот, так как древние карелы были скотоводами.

В Древней Руси карел называли несколько иначе – корела. Впервые корела упоминается в новгородской берестяной грамоте № 590, датируемой 1066 годом. Это название в русском языке просуществовало до ХIХ века.

Берестяная грамота №590 "Литва встала на Корелу"

На протяжении всего средневековья за земли карел шли затяжные войны между Швецией и Великим Новгородом. С конца XV века на смену новгородцам пришло Московское государство. В результате этих войн значительная часть Карелии оказалась в составе Швеции. Русские карелы были обращены в православие, шведские карелы — в католицизм, а затем в лютеранство. Ко второй половине XVII века все православные карелы ушли с Карельского перешейка. Их исход осуществлялся через земли Тихвинского монастыря, где образовался, как сейчас бы сказали, «гуманитарный коридор».

В России карелам отвели для жительства земли на территории современной Тверской области в бассейнах рек Мологи и Медведицы. Часть переселенцев осела в Новгородской губернии под городом Боровичи и на Валдае. Эти земли были выбраны не случайно, в период Смутного времени они сильно запустели, поэтому карелы стали здесь преобладающим населением. К началу ХХ века число карел в Тверской губернии превышало число их соплеменников в Архангельской и Олонецкой губерниях.

Поселения карел в Тверской области (голубой цвет)

На новой родине карелы остались верны своим традиционным занятиям земледельцев и скотоводов. От окружающего русского населения они отличались упрямым характером и особой приверженностью к православию.

После революции 1917 года в России была создана карельская национально-государственная автономия. В 1940 году её преобразовали в 16-ю республику в составе СССР – Карело-Финскую, но после смерти Сталина вновь понизили до автономии.

Карело-Финская ССР, 1940 год

Сегодня в России проживает около 93 тысяч карел.

2.

Карелы принадлежат к тому типу финно-угорских народов, который характеризуется минимальной монголоидной примесью.Российский этнограф XIX века Георгиевский так описывал внешность и нравы карел: «Карел среднего роста, среднего сложения, волосы чаще встречаются русые… Глаза серые, синие, редко черные; нос толстый, «картофелиной», борода и усы, большей частью, не важные… С шарфом или платком на шее карел не расстается, на улице ли, в избе – шарф на шее. Летом редко встретишь мужика, у которого были бы одеты штаны. Ссылаясь на «жарко», поголовно все бродят в подштанниках… Девочки, женщины часто тоже ходят в одних рубахах. Говорят карелы почему-то очень громко, и непривычного человека этот крик просто поражает, - думаешь, спорят. Вслушиваешься, говорят мирно, или что-нибудь рассказывают».

 

По другим наблюдениям, у карел сильно развита сметливость, предприимчивость, чувство собственного достоинства. Они чрезвычайно упорны.

В отличие от русских, карелы ставили свои дома прямо на землю, не делая никакого фундамента, или на столбах. Через 2-3 месяца такой дом начинал кланяться прохожим.

Карельская письменность была создана только в 1980-х годах. Поэтому духовная культура карел запечатлелась в устном поэтическом творчестве. Карельский эпос «Калевала» считается одним из наиболее архаичных в мировом фольклоре. Он насчитывает 22 795 стихов – их пели в сопровождении игры на щипковом инструменте кантеле. Калевала – это имя эпической страны, где живет мудрый Вяйнямёйнен, который добывает для своего народа волшебную мельницу Сампо, приносящую богатство и счастье. Сегодня «Калевала» переведена более чем на 100 языков народов мира.

Массовое крещение карел состоялось в 1227 году по приказу отца Александра Невского, князя Ярослава Всеволодовича. Православие довольно бережно отнеслось к традициям карел. Достаточно сказать, что «Калевала» сохранилась именно у русских карел, а не у финских, принявших сначала католицизм, а затем лютеранство.

Самым популярным святым у карел является Никола Угодник. Его чудотворная икона из Николо-    Теребенской пустыни стала подлинной национальной святыней, объединяющей карельский народ.

sergeytsvetkov.livejournal.com


Смотрите также