Описание картины Леона Бакста «Древний ужас». Древний ужас картина
Древний Ужас Бакста: kartina_ru
- Молчи! Я есмь; и есть - иной. Он пел; узнал я гимн заветный. Сам – безглагольный, безответный – Таясь во храмине земной.
Тот миру дан; я – сокровен… Ты ж, обнажитель беспощадный, В толпе глухих душою хладной Будь, слышащий, благословен.
(Вяч. Иванов)
Каждый раз бывая на различных выставках в Русском музее, отдыхиваться хожу в залы основной экспозиции. Ведь выставки нынче в Русском бывают и гнусненькие. Здесь у меня целый ритуал. Набор картин, последовательность зависит от настроения и даже освещённости. Но всегда меня ждёт встреча с Бакстом, его картиной "Древний ужас". (Простите за качество репродукции, она и вполовину не воспроизводит картину, жуткие цвета) Оставим в стороне его другие творения - есть хорошие и плохие, есть для души, есть и для заработка.
Но «Terror Antiquus» явление иного порядка! Там столько всего...
Главное - это объём. Воздух. Головокружительная высота, с которой мы смотрим на гибнущий мир, несчастную Атлантиду, помрачает рассудок после нескольких минут... Попробуйте! Только осторожно. Я переношусь не в миф - историю, где гибнут реальные люди в бушующих водах. И где царит великая Афродита, улыбающаяся нежно нам, зрителям. И этот диссонанс бьёт в самое сердце! Где же милость к падшим, к грешным, к тонущим и гибнущим?
Разные комментаторы и искусствоведы говорят разное. ... богиня, со спокойной улыбкой принимавшей гибель породившей ее цивилизации. От окружавшего ее безумного и злобного хаоса богиню отделяла какая-то высшая мудрость, высшее знание, служившее ей защитой... ... всеобщему разрушению и хаосу противопоставляется статуя Афродиты с застывшей на устах улыбкой: "Итак, Судьба, предмет древнего ужаса, Судьба-губительница есть именно та богиня любви с ее улыбкой и голубем, которую мы видим на первом плане, торжествующую какое-то нескончаемое утверждение жизни среди гибели влюбленных в нее мужеских сил".
Моё мнение иное. Не зря фигура Афродиты, а не фигура из Ветхого или Нового завета. Иное мировоззрение, иное отношение к падшим грешникам. Не христианское, не православное. Мир гибнет, но богиня не даёт шанса на искупление. "... до основания, а затем..." Проходили, знаем. Пусть сильнее грянет буря!..
"Скоро грянет буря! — Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:. — Пусть сильнее грянет буря!..» ...
Богиня видит новый, лучший мир, который будет построен на обломках этого, лучших и иных людей... Оттого и улыбка, оттого в руках голубь мира. Кстати, посмотрите на руки - они нарисованы в зеркальном отражении! И у статуи античного героя меч – в левой руке. Символы... Всюду символы. Потому и приковывает мой взгляд каждый раз картина. И каждый раз открывается нечто новое. И мысли разные шевелятся..:)
Знаю, мой взгляд не у каждого вызовет поддержку. Не настаиваю. Только прошу заметить, что Бакст писал её сразу после первой революции в Российской империи. Когда у обиженных государственным устройством появилась надёжда. Надежда, что этот мир несправедливости может быть уничтожен. Картина “Terror antiquus” была завершена в 1908 г. после возвращения Бакста из поездки по Греции, которую он совершил вместе с В. Серовым. А начата в 1906. Проблем же у Бакста было в то время множество. Главная - местожительство.
В 1909 г. Бакст был выслан из Петербурга как еврей, не имеющий права на жительство, за демонстративное возвращение в иудаизм из христианства (принятого ради женитьбы на дочери купца и мецената П. Третьякова). Он примкнул к балетной труппе С. Дягилева и переехал в Париж, где участвовал в создании всех балетных спектаклей во время Русских сезонов. Это взято из электронной еврейской энциклопедии, и никакого антисемитизма!
Возвращаясь к картине. В письме к жене Бакст пишет: “В картине много изменений…статуя становится страшна и фон мрачнее – я всё добиваюсь того, чтобы картина меня самого смущала жуткостью”
Проницательный М. Волошин отнюдь не метафорически указывает на сходство лица архаической Афродиты на картине “с лицом самого Бакста.
Яснее моя мысль не становится?
Всё же не сомневайтесь - картина гениальна! Помимо воли автора, я думаю. Лунгин тоже своим "Островом" произвёл сенсацию, сделав высокодуховный православный фильм, намереваясь, по своему обыкновению, снять нечто иное. А некоторые полагают, что Бога нет...
Эпиграфом я выбрал стихи именно Вяч. Иванова, неспроста: искусство Бакста было связано с течением символизма. Историзм художественного мышления и увлечение архаикой объединяли в то время художников-мирискусников, философов и русских поэтов-символистов, и потому не случайно название одной из самых знаменитых картин Бакста «Terror Antiquus» соотносится с заголовком программной статьи символиста Вяч. Иванова «Древний ужас».
Л. С. Бакст - И. Ф. Анненскому. <5 февраля 1909 г.> Многоуважаемый Иннокентий Федорович! Ваше письмо доставило мне несколько минут наслаждения и, говоря фигурально, раздвинуло горизонты моего воображения. Вы смотрите на мою картину очень проницательно, а примером… сближения для меня – откровение, которое может быть откровением внутреннего смысла символов, которыми художник пользуется часто своим подсознательным умом-творчеством. Я могу страшно жалеть, что Ваши слова обращены только ко мне, а не к той массе, про которую Вы верно сказали, что они не могут постичь… картины непосредственно, но, может быть, я и не против, может быть, нужно терпеливо ждать, чтобы новый род произведений сделался доступным… массе, и чтобы она сама уже реагировала. Я счастлив уже тому, что цвет культурного общества заинтересовался моими потугами… и исканиями – больше пока не надо…” Длинная цитата из Соломона Волкова, которого называют "русским Эккерманом":
Когда в Ленинграде я приходил в Русский музей — лучшее, на мой вкус, собрание отечественного искусства в стране, - то в разделе, посвященном русской живописи начала века, часто задерживался у огромного декоративного панно, созданного в 1908 году одним из ведущих деятелей художественного объединения «Мир искусства» Львом Бакстом, прославившимся на Западе как сценограф дягилевских «Бале Рюсс». Названное автором «Terror Antiquus» («Древний ужас»), это поразительное панно изображало решительными широкими мазками гибель древней Атлантиды — мифической цивилизации, некогда процветавшей, согласно Платону, на огромном острове в Атлантическом океане. Обитатели острова достигли необычайных культурных и духовных высот, но за непомерную гордость были наказаны богами. Атлантиду навеки поглотил разбушевавшийся океан. Картина Бакста, с ее увиденной с высоты птичьего полета неистовой водной стихией, исчезающими в недрах океана древними храмами и перерезавшей все полотно яркой театральной молнией, сразу произвела на меня сильнейшее впечатление. Особенно притягивала взгляд одиноко поставленная художником в центр композиции величавая архаическая статуя богини, со спокойной улыбкой принимавшей гибель породившей ее цивилизации. От окружавшего ее безумного и злобного хаоса богиню отделяла какая-то высшая мудрость, высшее знание, служившее ей защитой. Тогда еще подросток, я только постепенно узнавал, что страстно увлеченный античностью Бакст в своем «Terror Antiquus» запечатлел Афродиту, символизировавшую для художника победу любви и искусства над слепой разрушающей силой. И еще позднее именно это панно стало казаться мне почти идеальной живописной метафорой выжившей Атлантиды XX века — великолепной культуры неповторимого города, в котором я жил. (Соломон Волков. История культуры Санкт-Петербурга. С основания до наших дней) Есть, правда, маленькая тонкость. Автор не называл картину «Terror Antiquus» («Древний ужас»). Как? Сходите и увидите :) И, конечно, обратимся к справочникам.Википедия пишет: Лео́н Никола́евич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866—1924) — российский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева. Впервые Бакст представил свои работы на выставке в 1889 г., приняв в качестве псевдонима сокращенную фамилию бабушки по матери (Бакстер).
Биография
В заключение - постер Бакста. Деньги ведь зарабатывать надо. Не осуждаю... Ибо работа хороша!
*** Нет, робкий мой подстерегатель, Лазутчик милый! Я не бес, Не искуситель — испытатель, Оселок, циркуль, лот, отвес.
Измерить верно, взвесить право Хочу сердца — и в вязкий взор Я погружаю взор, лукаво Стеля, как невод, разговор.
И совопросник, соглядатай, Ловец, промысливший улов, Чрез миг — я целиной богатой, Оратай, провожу волов:
Дабы в душе чужой, как в нови, Живую взрезав борозду, Из ясных звезд моей Любови Посеять семенем — звезду. (Вяч.Иванов)
kartina-ru.livejournal.com
Бакст "Древний ужас" описание картины, анализ
Для написания картины «Древний ужас», Лев Бакст несколько раз посещал Грецию. Каждый раз при посещении этой страны с древней историей, он выносил для себя новую идею для своего будущего шедевра. Так как искусство Греции непрерывно развивается с незапамятных времен, на полотне Леона Бакста, невзирая на временные рамки мирно сосуществуют и памятники культуры древней эгейской культуры, и произведения искусства Классической Греции.
Центральным композиционным объектом стала статуя богини Афродиты, держащей в руке голубя. За ее спиной видна катастрофа, уносящая некую цивилизацию (быть может, Атлантиду?) в небытие.
Что же хотел рассказать миру художник этой картиной? Произведение задумывалось во время первой русской революции 1905 года, когда люди, привыкшие к однообразной, размеренной жизни, сталкивались со множеством новых явлений и понятий. Может быть художник хотел показать неотвратимость гибели старого уклада для обретения новых идеалов и целей?
Судьба картины «Древний ужас» подтвердила ее шедевральность: в 1909 году она экспонировалась в Париже, в следующем она получает золотую медаль на выставке в Брюсселе. И для самого Льва Бакста она оказалась поворотной – много раз он пытался написать что-то подобное, но каждый раз его замыслам не суждено было сбыться, теперь он создавал только декорации для спектаклей. Кроме того, полотно «Древний ужас» положило начало новому направлению в живописи – неоклассицизму, очень болезненно встреченному критиками того времени.
Год написания картины: 1908.
Размеры картины: 250 x 270 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: пейзаж.
Стиль: модерн.
Галерея: нет данных.
Другие картины художника:
opisanie-kartin.ru
Описание картины Леона Бакста «Древний ужас»
Художник собирал картину по частям несколько долгих лет, фиксируя каждый момент своего пребывания в Греции и знакомства с эпохой Античности. Оттого на полотне, презрев пространственно-временные рамки, сосуществуют и памятники, восходящие к древней эгейской культуре XIII века до н. э., и архитектурные ансамбли уже Классической Греции.
Композиционным же центром полотна является статуя каменной Афродиты с голубем в руках, неподвижная улыбка которой вступает в контраст с изображением гибели цивилизации на заднем плане. Зритель же наблюдает это, находясь как бы на какой-то возвышенности, при этом Афродита оказывается ближе всего к нему расположенной.
Под «древним ужасом» язычники понимали кошмар человеческого существования, которым всегда управляет непостижимый Рок. По мнению Вячеслава Иванова, применение божественного образа должно было продемонстрировать, что ничто, включая чтимых идолов, в сознании язычника не могло устоять перед хаосом существования. Только Судьба (или Хаос) способна жить вечно. Возможна трактовка картины и в более исторически конкретном контексте.
Так как замысел произведения рождался во время русской революции, можно предположить, что применение образа Хаоса помогло проиллюстрировать неотвратимость гибели всей старой жизни в преддверии кардинальных перемен, с которыми столкнулись люди начала ХХ века. Существует также и третья трактовка, согласно которой Афродита символизирует вечность искусства и его универсальную сущность.
В 1909 году картину продемонстрировали на выставке в Париже, а через год она уже удостоилась золотой медали в Брюсселе. «Древнему ужасу» суждено было стать этапным во многих отношениях произведением искусства – в первую очередь, для самого Бакста, который, несмотря на желание еще раз написать подобное полотно, почти никогда не возвращался к живописи и создавал только театральные декорации. Кроме того, картина обнажила еще один путь развития искусства 1910-х годов – неоклассицизм, последующая популярность которого позволила его в шутку назвать хронической «болезнью» культуры.
opisanie-kartin.com
Древний Ужас Бакста: kartina_ru
- Молчи! Я есмь; и есть - иной.Он пел; узнал я гимн заветный.Сам – безглагольный, безответный –Таясь во храмине земной.
Тот миру дан; я – сокровен…Ты ж, обнажитель беспощадный,В толпе глухих душою хладнойБудь, слышащий, благословен.
(Вяч. Иванов)
Каждый раз бывая на различных выставках в Русском музее, отдыхиваться хожу в залы основной экспозиции. Ведь выставки нынче в Русском бывают и гнусненькие.
Здесь у меня целый ритуал.Набор картин, последовательность зависит от настроения и даже освещённости. Но всегда меня ждёт встреча с Бакстом, его картиной "Древний ужас". (Простите за качество репродукции, она и вполовину не воспроизводит картину, жуткие цвета)Оставим в стороне его другие творения - есть хорошие и плохие, есть для души, есть и для заработка.
Но «Terror Antiquus» явление иного порядка! Там столько всего...
Главное - это объём. Воздух. Головокружительная высота, с которой мы смотрим на гибнущий мир, несчастную Атлантиду, помрачает рассудок после нескольких минут... Попробуйте! Только осторожно. Я переношусь не в миф - историю, где гибнут реальные люди в бушующих водах. И где царит великая Афродита, улыбающаяся нежно нам, зрителям. И этот диссонанс бьёт в самое сердце! Где же милость к падшим, к грешным, к тонущим и гибнущим?
Разные комментаторы и искусствоведы говорят разное.... богиня, со спокойной улыбкой принимавшей гибель породившей ее цивилизации. От окружавшего ее безумного и злобного хаоса богиню отделяла какая-то высшая мудрость, высшее знание, служившее ей защитой...... всеобщему разрушению и хаосу противопоставляется статуя Афродиты с застывшей на устах улыбкой: "Итак, Судьба, предмет древнего ужаса, Судьба-губительница есть именно та богиня любви с ее улыбкой и голубем, которую мы видим на первом плане, торжествующую какое-то нескончаемое утверждение жизни среди гибели влюбленных в нее мужеских сил".
Моё мнение иное. Не зря фигура Афродиты, а не фигура из Ветхого или Нового завета. Иное мировоззрение, иное отношение к падшим грешникам. Не христианское, не православное. Мир гибнет, но богиня не даёт шанса на искупление."... до основания, а затем..."Проходили, знаем.Пусть сильнее грянет буря!..
"Скоро грянет буря! — Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:. — Пусть сильнее грянет буря!..» ...
Богиня видит новый, лучший мир, который будет построен на обломках этого, лучших и иных людей... Оттого и улыбка, оттого в руках голубь мира. Кстати, посмотрите на руки - они нарисованы в зеркальном отражении! И у статуи античного героя меч – в левой руке.Символы... Всюду символы. Потому и приковывает мой взгляд каждый раз картина. И каждый раз открывается нечто новое. И мысли разные шевелятся..:)
Знаю, мой взгляд не у каждого вызовет поддержку. Не настаиваю. Только прошу заметить, что Бакст писал её сразу после первой революции в Российской империи. Когда у обиженных государственным устройством появилась надёжда. Надежда, что этот мир несправедливости может быть уничтожен. Картина “Terror antiquus” была завершена в 1908 г. после возвращения Бакста из поездки по Греции, которую он совершил вместе с В. Серовым. А начата в 1906. Проблем же у Бакста было в то время множество. Главная - местожительство.
В 1909 г. Бакст был выслан из Петербурга как еврей, не имеющий права на жительство, за демонстративное возвращение в иудаизм из христианства (принятого ради женитьбы на дочери купца и мецената П. Третьякова). Он примкнул к балетной труппе С. Дягилева и переехал в Париж, где участвовал в создании всех балетных спектаклей во время Русских сезонов. Это взято из электронной еврейской энциклопедии, и никакого антисемитизма!
Возвращаясь к картине. В письме к жене Бакст пишет:“В картине много изменений…статуя становится страшна и фон мрачнее – я всё добиваюсь того, чтобы картина меня самого смущала жуткостью”
Проницательный М. Волошин отнюдь не метафорически указывает на сходство лица архаической Афродиты на картине “с лицом самого Бакста.
Яснее моя мысль не становится?
Всё же не сомневайтесь - картина гениальна! Помимо воли автора, я думаю. Лунгин тоже своим "Островом" произвёл сенсацию, сделав высокодуховный православный фильм, намереваясь, по своему обыкновению, снять нечто иное. А некоторые полагают, что Бога нет...
Эпиграфом я выбрал стихи именно Вяч. Иванова, неспроста: искусство Бакста было связано с течением символизма. Историзм художественного мышления и увлечение архаикой объединяли в то время художников-мирискусников, философов и русских поэтов-символистов, и потому не случайно название одной из самых знаменитых картин Бакста «Terror Antiquus» соотносится с заголовком программной статьи символиста Вяч. Иванова «Древний ужас».
Л. С. Бакст - И. Ф. Анненскому. <5 февраля 1909 г.>Многоуважаемый Иннокентий Федорович!Ваше письмо доставило мне несколько минут наслаждения и, говоря фигурально, раздвинуло горизонты моего воображения. Вы смотрите на мою картину очень проницательно, а примером… сближения для меня – откровение, которое может быть откровением внутреннего смысла символов, которыми художник пользуется часто своим подсознательным умом-творчеством. Я могу страшно жалеть, что Ваши слова обращены только ко мне, а не к той массе, про которую Вы верно сказали, что они не могут постичь… картины непосредственно, но, может быть, я и не против, может быть, нужно терпеливо ждать, чтобы новый род произведений сделался доступным… массе, и чтобы она сама уже реагировала. Я счастлив уже тому, что цвет культурного общества заинтересовался моими потугами… и исканиями – больше пока не надо…”
Длинная цитата из Соломона Волкова, которого называют "русским Эккерманом":
Когда в Ленинграде я приходил в Русский музей — лучшее, на мой вкус, собрание отечественного искусства в стране, - то в разделе, посвященном русской живописи начала века, часто задерживался у огромного декоративного панно, созданного в 1908 году одним из ведущих деятелей художественного объединения «Мир искусства» Львом Бакстом, прославившимся на Западе как сценограф дягилевских «Бале Рюсс». Названное автором «Terror Antiquus» («Древний ужас»), это поразительное панно изображало решительными широкими мазками гибель древней Атлантиды — мифической цивилизации, некогда процветавшей, согласно Платону, на огромном острове в Атлантическом океане. Обитатели острова достигли необычайных культурных и духовных высот, но за непомерную гордость были наказаны богами. Атлантиду навеки поглотил разбушевавшийся океан.Картина Бакста, с ее увиденной с высоты птичьего полета неистовой водной стихией, исчезающими в недрах океана древними храмами и перерезавшей все полотно яркой театральной молнией, сразу произвела на меня сильнейшее впечатление. Особенно притягивала взгляд одиноко поставленная художником в центр композиции величавая архаическая статуя богини, со спокойной улыбкой принимавшей гибель породившей ее цивилизации. От окружавшего ее безумного и злобного хаоса богиню отделяла какая-то высшая мудрость, высшее знание, служившее ей защитой.Тогда еще подросток, я только постепенно узнавал, что страстно увлеченный античностью Бакст в своем «Terror Antiquus» запечатлел Афродиту, символизировавшую для художника победу любви и искусства над слепой разрушающей силой. И еще позднее именно это панно стало казаться мне почти идеальной живописной метафорой выжившей Атлантиды XX века — великолепной культуры неповторимого города, в котором я жил. (Соломон Волков. История культуры Санкт-Петербурга. С основания до наших дней)
Есть, правда, маленькая тонкость. Автор не называл картину «Terror Antiquus» («Древний ужас»). Как? Сходите и увидите :)И, конечно, обратимся к справочникам.
Википедия пишет:Лео́н Никола́евич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866—1924) — российский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.
Впервые Бакст представил свои работы на выставке в 1889 г., приняв в качестве псевдонима сокращенную фамилию бабушки по матери (Бакстер).
Биография
В заключение - постер Бакста. Деньги ведь зарабатывать надо. Не осуждаю... Ибо работа хороша!
***Нет, робкий мой подстерегатель,Лазутчик милый! Я не бес,Не искуситель — испытатель,Оселок, циркуль, лот, отвес.
Измерить верно, взвесить правоХочу сердца — и в вязкий взорЯ погружаю взор, лукавоСтеля, как невод, разговор.
И совопросник, соглядатай,Ловец, промысливший улов,Чрез миг — я целиной богатой,Оратай, провожу волов:
Дабы в душе чужой, как в нови,Живую взрезав борозду,Из ясных звезд моей ЛюбовиПосеять семенем — звезду. (Вяч.Иванов)
kartina-ru.livejournal.com
Древний Ужас Бакста - Жизнь Замечательной TROITSA1
В больнице был неожиданный диалог. Хохол из Жмеринки был прооперирован, аппендикс вырезали. Не знаю - бесплатно по российскому соцстраху или всё же заплатит Украина. Он тоже не знал - обычный сварщик. И в единственный наш общий вечер состоялся разговор. Он уже немного поломан информационной войной и верит, что Россия пошла войной, реально воюет с хохлами. А они мощно так сопротивляются. Они сильны! Разубеждать не стал - пусть сам вылечится от этой заразы через пару лет Только задал ему вопрос: вот памятники Ленину вы сносите в своей стране, и правильно - он дал впервые государственность стране Украины и нам он навредил весьма. Но как вы можете сносить памятники войне и просто советские памятники? А ели бы москали вам памятник Афродите поставили посреди Киева, вы бы и его снесли? Конечно - отвечал хохол. И я вспомнил слова Бакста -
(Лев Бакст). И вспомнил свой старый пост от 2008года про великого Бакста. Прочитайте.
***
- Молчи! Я есмь; и есть - иной.Он пел; узнал я гимн заветный.Сам – безглагольный, безответный –Таясь во храмине земной.
Тот миру дан; я – сокровен…Ты ж, обнажитель беспощадный,В толпе глухих душою хладнойБудь, слышащий, благословен. (Вяч. Иванов)
Каждый раз бывая на различных выставках в Русском музее, отдыхиваться хожу в залы основной экспозиции. Ведь выставки нынче в Русском бывают и гнусненькие.
Здесь у меня целый ритуал.Набор картин, последовательность зависит от настроения и даже освещённости. Но всегда меня ждёт встреча с Бакстом, его картиной "Древний ужас". (Простите за качество репродукции, она и вполовину не воспроизводит картину, жуткие цвета)Оставим в стороне его другие творения - есть хорошие и плохие, есть для души, есть и для заработка.
Но «Terror Antiquus» явление иного порядка! Там столько всего... Только репродукцию нашёл очень скверную ((
Главное - это объём. Воздух. Головокружительная высота, с которой мы смотрим на гибнущий мир, несчастную Атлантиду, помрачает рассудок после нескольких минут... Попробуйте! Только осторожно. Я переношусь не в миф - историю, где гибнут реальные люди в бушующих водах. И где царит великая Афродита, улыбающаяся нежно нам, зрителям. И этот диссонанс бьёт в самое сердце! Где же милость к падшим, к грешным, к тонущим и гибнущим?
Разные комментаторы и искусствоведы говорят разное.... богиня, со спокойной улыбкой принимавшей гибель породившей ее цивилизации. От окружавшего ее безумного и злобного хаоса богиню отделяла какая-то высшая мудрость, высшее знание, служившее ей защитой...... всеобщему разрушению и хаосу противопоставляется статуя Афродиты с застывшей на устах улыбкой: "Итак, Судьба, предмет древнего ужаса, Судьба-губительница есть именно та богиня любви с ее улыбкой и голубем, которую мы видим на первом плане, торжествующую какое-то нескончаемое утверждение жизни среди гибели влюбленных в нее мужеских сил".
Моё мнение иное. Не зря фигура Афродиты, а не фигура из Ветхого или Нового завета. Иное мировоззрение, иное отношение к падшим грешникам. Не христианское, не православное. Мир гибнет, но богиня не даёт шанса на искупление."... до основания, а затем..."Проходили, знаем.Пусть сильнее грянет буря!..
"Скоро грянет буря! — Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:. — Пусть сильнее грянет буря!..» ...
Богиня видит новый, лучший мир, который будет построен на обломках этого, лучших и иных людей... Оттого и улыбка, оттого в руках голубь мира. Кстати, посмотрите на руки - они нарисованы в зеркальном отражении! И у статуи античного героя меч – в левой руке.Символы... Всюду символы. Потому и приковывает мой взгляд каждый раз картина. И каждый раз открывается нечто новое. И мысли разные шевелятся..:)
Знаю, мой взгляд не у каждого вызовет поддержку. Не настаиваю. Только прошу заметить, что Бакст писал её сразу после первой революции в Российской империи. Когда у обиженных государственным устройством появилась надёжда. Надежда, что этот мир несправедливости может быть уничтожен. Картина “Terror antiquus” была завершена в 1908 г. после возвращения Бакста из поездки по Греции, которую он совершил вместе с В. Серовым. А начата в 1906. Проблем же у Бакста было в то время множество. Главная - местожительство.
В 1909 г. Бакст был выслан из Петербурга как еврей, не имеющий права на жительство, за демонстративное возвращение в иудаизм из христианства (принятого ради женитьбы на дочери купца и мецената П. Третьякова). Он примкнул к балетной труппе С. Дягилева и переехал в Париж, где участвовал в создании всех балетных спектаклей во время Русских сезонов.
Это взято из электронной еврейской энциклопедии, и никакого антисемитизма!
Возвращаясь к картине. В письме к жене Бакст пишет:“В картине много изменений…статуя становится страшна и фон мрачнее – я всё добиваюсь того, чтобы картина меня самого смущала жуткостью”
Проницательный М. Волошин отнюдь не метафорически указывает на сходство лица архаической Афродиты на картине “с лицом самого Бакста.
Яснее моя мысль не становится?
Всё же не сомневайтесь - картина гениальна! Помимо воли автора, я думаю. Лунгин тоже своим "Островом" произвёл сенсацию, сделав высокодуховный православный фильм, намереваясь, по своему обыкновению, снять нечто иное. А некоторые полагают, что Бога нет...
Эпиграфом я выбрал стихи именно Вяч. Иванова, неспроста: искусство Бакста было связано с течением символизма. Историзм художественного мышления и увлечение архаикой объединяли в то время художников-мирискусников, философов и русских поэтов-символистов, и потому не случайно название одной из самых знаменитых картин Бакста «Terror Antiquus» соотносится с заголовком программной статьи символиста Вяч. Иванова «Древний ужас».
Л. С. Бакст - И. Ф. Анненскому. <5 февраля 1909 г.>Многоуважаемый Иннокентий Федорович!Ваше письмо доставило мне несколько минут наслаждения и, говоря фигурально, раздвинуло горизонты моего воображения. Вы смотрите на мою картину очень проницательно, а примером… сближения для меня – откровение, которое может быть откровением внутреннего смысла символов, которыми художник пользуется часто своим подсознательным умом-творчеством. Я могу страшно жалеть, что Ваши слова обращены только ко мне, а не к той массе, про которую Вы верно сказали, что они не могут постичь… картины непосредственно, но, может быть, я и не против, может быть, нужно терпеливо ждать, чтобы новый род произведений сделался доступным… массе, и чтобы она сама уже реагировала. Я счастлив уже тому, что цвет культурного общества заинтересовался моими потугами… и исканиями – больше пока не надо…”
Длинная цитата из Соломона Волкова, которого называют "русским Эккерманом":
Когда в Ленинграде я приходил в Русский музей — лучшее, на мой вкус, собрание отечественного искусства в стране, - то в разделе, посвященном русской живописи начала века, часто задерживался у огромного декоративного панно, созданного в 1908 году одним из ведущих деятелей художественного объединения «Мир искусства» Львом Бакстом, прославившимся на Западе как сценограф дягилевских «Бале Рюсс». Названное автором «Terror Antiquus» («Древний ужас»), это поразительное панно изображало решительными широкими мазками гибель древней Атлантиды — мифической цивилизации, некогда процветавшей, согласно Платону, на огромном острове в Атлантическом океане. Обитатели острова достигли необычайных культурных и духовных высот, но за непомерную гордость были наказаны богами. Атлантиду навеки поглотил разбушевавшийся океан.Картина Бакста, с ее увиденной с высоты птичьего полета неистовой водной стихией, исчезающими в недрах океана древними храмами и перерезавшей все полотно яркой театральной молнией, сразу произвела на меня сильнейшее впечатление. Особенно притягивала взгляд одиноко поставленная художником в центр композиции величавая архаическая статуя богини, со спокойной улыбкой принимавшей гибель породившей ее цивилизации. От окружавшего ее безумного и злобного хаоса богиню отделяла какая-то высшая мудрость, высшее знание, служившее ей защитой.Тогда еще подросток, я только постепенно узнавал, что страстно увлеченный античностью Бакст в своем «Terror Antiquus» запечатлел Афродиту, символизировавшую для художника победу любви и искусства над слепой разрушающей силой. И еще позднее именно это панно стало казаться мне почти идеальной живописной метафорой выжившей Атлантиды XX века — великолепной культуры неповторимого города, в котором я жил. (Соломон Волков. История культуры Санкт-Петербурга. С основания до наших дней)
Есть, правда, маленькая тонкость. Автор не называл картину «Terror Antiquus» («Древний ужас»). Как? Сходите и увидите :)
***И, конечно, обратимся к справочникам.Википедия пишет:Лео́н Никола́евич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866—1924) — российский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.
Впервые Бакст представил свои работы на выставке в 1889 г., приняв в качестве псевдонима сокращенную фамилию бабушки по матери (Бакстер).
Биография
В заключение - постер Бакста. Деньги ведь зарабатывать надо. Не осуждаю... Ибо работа хороша!
***Нет, робкий мой подстерегатель,Лазутчик милый! Я не бес,Не искуситель — испытатель,Оселок, циркуль, лот, отвес.
Измерить верно, взвесить правоХочу сердца — и в вязкий взорЯ погружаю взор, лукавоСтеля, как невод, разговор.
И совопросник, соглядатай,Ловец, промысливший улов,Чрез миг — я целиной богатой,Оратай, провожу волов:
Дабы в душе чужой, как в нови,Живую взрезав борозду,Из ясных звезд моей ЛюбовиПосеять семенем — звезду. (Вяч.Иванов) ...Есть категория людей и на мраморную Артемиду взирающих свиным глазком.(Лев Бакст)
troitsa1.livejournal.com
Картины, описание картин — Древний ужас. 1908
Опи сание картины Леона Бакста: Древний ужас.
Художник собирал картину по частям несколько долгих лет, фиксируя каждый момент своего пребывания в Греции и знакомства с эпохой Античности. Оттого на полотне, презрев пространственно -временные рамки, сосуществуют и памятники, восходящие к древней эгейской культуре XIII века до н. э., и архитектурные ансамбли уже Классической Греции.Композиционным же центром полотна является статуя каменной Афродиты с голубем в руках, неподвижная улыбка которой вступает в контраст с изображением гибели цивилизации на заднем плане. Зритель же наблюдает это, находясь как бы на какой-то возвышенности, при этом Афродита оказывается ближе всего к нему расположенной.Под «древним ужасом» язычники понимали кошмар человеческого существования, которым всегда управляет непостижимый Рок. По мнению Вячеслава Иванова, применение божественного образа должно было продемонстриров ать, что ничто, включая чтимых идолов, в сознании язычника не могло устоять перед хаосом существования. Только Судьба (или Хаос) способна жить вечно. Возможна трактовка картины и в более исторически конкретном контексте.Так как замысел произведения рождался во время русской революции, можно предположить, что применение образа Хаоса помогло проиллюстрирова ть неотвратимость гибели всей старой жизни в преддверии кардинальных перемен, с которыми столкнулись люди начала ХХ века. Существует также и третья трактовка, согласно которой Афродита символизирует вечность искусства и его универсальную сущность.В 1909 году картину продемонстриров али на выставке в Париже, а через год она уже удостоилась золотой медали в Брюсселе. «Древнему ужасу» суждено было стать этапным во многих отношениях произведением искусства – в первую очередь, для самого Бакста, который, несмотря на желание еще раз написать подобное полотно, почти никогда не возвращался к живописи и создавал только театральные декорации. Кроме того, картина обнажила еще один путь развития искусства 1910-х годов – неоклассицизм, последующая популярность которого позволила его в шутку назвать хронической «болезнью» культуры.
www.art-drawing.ru
Древний Ужас Бакста - Жизнь Замечательной TROITSA1
- Молчи! Я есмь; и есть - иной.Он пел; узнал я гимн заветный.Сам – безглагольный, безответный –Таясь во храмине земной.
Тот миру дан; я – сокровен…Ты ж, обнажитель беспощадный,В толпе глухих душою хладнойБудь, слышащий, благословен.
(Вяч. Иванов)
Каждый раз бывая на различных выставках в Русском музее, отдыхиваться хожу в залы основной экспозиции. Ведь выставки нынче в Русском бывают и гнусненькие.Здесь у меня целый ритуал.Набор картин, последовательность зависит от настроения и даже освещённости. Но всегда меня ждёт встреча с Бакстом, его картиной "Древний ужас". (Простите за качество репродукции, она и вполовину не воспроизводит картину, жуткие цвета)Оставим в стороне его другие творения - есть хорошие и плохие, есть для души, есть и для заработка.
Но «Terror Antiquus» явление иного порядка! Там столько всего...
Главное - это объём. Воздух. Головокружительная высота, с которой мы смотрим на гибнущий мир, несчастную Атлантиду, помрачает рассудок после нескольких минут... Попробуйте! Только осторожно. Я переношусь не в миф - историю, где гибнут реальные люди в бушующих водах. И где царит великая Афродита, улыбающаяся нежно нам, зрителям. И этот диссонанс бьёт в самое сердце! Где же милость к падшим, к грешным, к тонущим и гибнущим?
Разные комментаторы и искусствоведы говорят разное.... богиня, со спокойной улыбкой принимавшей гибель породившей ее цивилизации. От окружавшего ее безумного и злобного хаоса богиню отделяла какая-то высшая мудрость, высшее знание, служившее ей защитой...... всеобщему разрушению и хаосу противопоставляется статуя Афродиты с застывшей на устах улыбкой: "Итак, Судьба, предмет древнего ужаса, Судьба-губительница есть именно та богиня любви с ее улыбкой и голубем, которую мы видим на первом плане, торжествующую какое-то нескончаемое утверждение жизни среди гибели влюбленных в нее мужеских сил".
Моё мнение иное. Не зря фигура Афродиты, а не фигура из Ветхого или Нового завета. Иное мировоззрение, иное отношение к падшим грешникам. Не христианское, не православное. Мир гибнет, но богиня не даёт шанса на искупление."... до основания, а затем..."Проходили, знаем.Пусть сильнее грянет буря!..
"Скоро грянет буря! — Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:. — Пусть сильнее грянет буря!..» ...
Богиня видит новый, лучший мир, который будет построен на обломках этого, лучших и иных людей... Оттого и улыбка, оттого в руках голубь мира. Кстати, посмотрите на руки - они нарисованы в зеркальном отражении! И у статуи античного героя меч – в левой руке.Символы... Всюду символы. Потому и приковывает мой взгляд каждый раз картина. И каждый раз открывается нечто новое. И мысли разные шевелятся..:)
Знаю, мой взгляд не у каждого вызовет поддержку. Не настаиваю. Только прошу заметить, что Бакст писал её сразу после первой революции в Российской империи. Когда у обиженных государственным устройством появилась надёжда. Надежда, что этот мир несправедливости может быть уничтожен. Картина “Terror antiquus” была завершена в 1908 г. после возвращения Бакста из поездки по Греции, которую он совершил вместе с В. Серовым. А начата в 1906. Проблем же у Бакста было в то время множество. Главная - местожительство.
В 1909 г. Бакст был выслан из Петербурга как еврей, не имеющий права на жительство, за демонстративное возвращение в иудаизм из христианства (принятого ради женитьбы на дочери купца и мецената П. Третьякова). Он примкнул к балетной труппе С. Дягилева и переехал в Париж, где участвовал в создании всех балетных спектаклей во время Русских сезонов. Это взято из электронной еврейской энциклопедии, и никакого антисемитизма!
Возвращаясь к картине. В письме к жене Бакст пишет:“В картине много изменений…статуя становится страшна и фон мрачнее – я всё добиваюсь того, чтобы картина меня самого смущала жуткостью”
Проницательный М. Волошин отнюдь не метафорически указывает на сходство лица архаической Афродиты на картине “с лицом самого Бакста.
Яснее моя мысль не становится?
Всё же не сомневайтесь - картина гениальна! Помимо воли автора, я думаю. Лунгин тоже своим "Островом" произвёл сенсацию, сделав высокодуховный православный фильм, намереваясь, по своему обыкновению, снять нечто иное. А некоторые полагают, что Бога нет...
Эпиграфом я выбрал стихи именно Вяч. Иванова, неспроста: искусство Бакста было связано с течением символизма. Историзм художественного мышления и увлечение архаикой объединяли в то время художников-мирискусников, философов и русских поэтов-символистов, и потому не случайно название одной из самых знаменитых картин Бакста «Terror Antiquus» соотносится с заголовком программной статьи символиста Вяч. Иванова «Древний ужас».
Л. С. Бакст - И. Ф. Анненскому. <5 февраля 1909 г.>Многоуважаемый Иннокентий Федорович!Ваше письмо доставило мне несколько минут наслаждения и, говоря фигурально, раздвинуло горизонты моего воображения. Вы смотрите на мою картину очень проницательно, а примером… сближения для меня – откровение, которое может быть откровением внутреннего смысла символов, которыми художник пользуется часто своим подсознательным умом-творчеством. Я могу страшно жалеть, что Ваши слова обращены только ко мне, а не к той массе, про которую Вы верно сказали, что они не могут постичь… картины непосредственно, но, может быть, я и не против, может быть, нужно терпеливо ждать, чтобы новый род произведений сделался доступным… массе, и чтобы она сама уже реагировала. Я счастлив уже тому, что цвет культурного общества заинтересовался моими потугами… и исканиями – больше пока не надо…”
Длинная цитата из Соломона Волкова, которого называют "русским Эккерманом":
Когда в Ленинграде я приходил в Русский музей — лучшее, на мой вкус, собрание отечественного искусства в стране, - то в разделе, посвященном русской живописи начала века, часто задерживался у огромного декоративного панно, созданного в 1908 году одним из ведущих деятелей художественного объединения «Мир искусства» Львом Бакстом, прославившимся на Западе как сценограф дягилевских «Бале Рюсс». Названное автором «Terror Antiquus» («Древний ужас»), это поразительное панно изображало решительными широкими мазками гибель древней Атлантиды — мифической цивилизации, некогда процветавшей, согласно Платону, на огромном острове в Атлантическом океане. Обитатели острова достигли необычайных культурных и духовных высот, но за непомерную гордость были наказаны богами. Атлантиду навеки поглотил разбушевавшийся океан.Картина Бакста, с ее увиденной с высоты птичьего полета неистовой водной стихией, исчезающими в недрах океана древними храмами и перерезавшей все полотно яркой театральной молнией, сразу произвела на меня сильнейшее впечатление. Особенно притягивала взгляд одиноко поставленная художником в центр композиции величавая архаическая статуя богини, со спокойной улыбкой принимавшей гибель породившей ее цивилизации. От окружавшего ее безумного и злобного хаоса богиню отделяла какая-то высшая мудрость, высшее знание, служившее ей защитой.Тогда еще подросток, я только постепенно узнавал, что страстно увлеченный античностью Бакст в своем «Terror Antiquus» запечатлел Афродиту, символизировавшую для художника победу любви и искусства над слепой разрушающей силой. И еще позднее именно это панно стало казаться мне почти идеальной живописной метафорой выжившей Атлантиды XX века — великолепной культуры неповторимого города, в котором я жил. (Соломон Волков. История культуры Санкт-Петербурга. С основания до наших дней)
Есть, правда, маленькая тонкость. Автор не называл картину «Terror Antiquus» («Древний ужас»). Как? Сходите и увидите :)И, конечно, обратимся к справочникам.Википедия пишет:Лео́н Никола́евич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866—1924) — российский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.
Впервые Бакст представил свои работы на выставке в 1889 г., приняв в качестве псевдонима сокращенную фамилию бабушки по матери (Бакстер).
Биография
В заключение - постер Бакста. Деньги ведь зарабатывать надо. Не осуждаю... Ибо работа хороша!
***Нет, робкий мой подстерегатель,Лазутчик милый! Я не бес,Не искуситель — испытатель,Оселок, циркуль, лот, отвес.
Измерить верно, взвесить правоХочу сердца — и в вязкий взорЯ погружаю взор, лукавоСтеля, как невод, разговор.
И совопросник, соглядатай,Ловец, промысливший улов,Чрез миг — я целиной богатой,Оратай, провожу волов:
Дабы в душе чужой, как в нови,Живую взрезав борозду,Из ясных звезд моей ЛюбовиПосеять семенем — звезду. (Вяч.Иванов)
...Есть категория людей и на мраморную Артемиду взирающих свиным глазком.(Лев Бакст)