Глава III. История германской письменности. Письменность древних германцев
Глава III. История германской письменности
Свидетельства о германских языках в дописьменный период. Письменность - самое достоверное свидетельство о языке, самый надежный и непосредственный источник сведений о нем. Чтобы составить себе представление о лексике и грамматическом строе языка в эпоху его бесписьменного существования, ученые-филологи привлекают различные косвенные данные о характере изучаемого языка (часто, правда, отрывочные и не всегда достоверные) или же "реконструируют" отсутствующий языковой материал методом сравнительно-исторического анализа. Так, компаративисты в первой половине 19 в. занимались реконструкцией германского языка-основы и индоевропейского праязыка, на котором немецкий компаративист А. Шлейхер в 1868 г. даже сочинил басню.
Древние германцы появились на исторической арене за многие века до проникновения к ним письменности. В разное время они вступали в соприкосновение с другими народами. За несколько веков до нашей эры древние германцы сталкивались на севере и востоке Европы с финнами, с балтийскими и славянскими племенами, на юге - с древними греками и римлянами. Эти контакты германцев с другими народами нашли отражение в языках некоторых из них в виде германских заимствований. Особенно большой интерес представляют германские заимствования в финском языке, в большинстве своем относящиеся к началу нашей эры. Это, например, rengas 'кольцо' (ср. гот. hrings, двн. ring), kuningas 'король' (ср. двн. kuning), kulta 'золото' (ср. гот. gulth, двн. gold), rikas 'богатый' (ср. гот. reiks, двн. rich), kaunis 'красивый' (ср. гот. skauns, двн. skoni), kansa 'народ' (ср. гот. hansa 'толпа'), juko 'иго' (ср. гот. juk, двн. joh), saippja 'мыло' (ср. да. sape). Попав в финский язык, эти заимствования как бы окаменели, сохраняя тот древний тип морфологической структуры слова, который лишь очень редко засвидетельствован в формах слов, встречающихся даже в самых ранних памятниках древнегерманской письменности, а именно: наиболее полный вид суффиксов и окончаний, испытавших к моменту появления у германцев письменности (3 - 4 вв. н.э.) более или менее значительную редукцию.
Начиная с 4 в. до н.э. знакомство античного мира с его северными соседями - германскими племенами - все расширялось и углублялось. В сочинениях римских авторов от Юлия Цезаря и до позднеримских авторов (6 в. н.э.) встречаются - наряду с многочисленными германскими собственными именами - отдельные германские заимствования (как правило, в латинизированной форме), обозначающие предметы культуры, быта и вооружения германцев, а также германские названия некоторых животных. У Цезаря встречается urus 'зубр', alces (мн. ч.) 'лоси', у Плиния старшего - sapo 'краска-мазь для волос', barditus 'боевая песня', у более поздних авторов - medus 'мед' (напиток), flado 'лепешка', harpa 'арфа', runa 'руна', 'рунический знак' и некоторые другие.
Многочисленные германские собственные имена и некоторые другие слова встречаются в памятниках на латинском языке, возникших у германцев в период, непосредственно предшествовавший появлению письменности на самих германских языках. Самый ценный с лексической точки зрения материал содержат так называемые "варварские правды", т.е. своды законов, записи обычного права германских народов - вестготов, бургундов, франков, алеманнов, лангобардов, турингов, баваров (5 - 9 вв.). Записанные на латинском языке, эти "правды" содержат - в виде вкраплений в латинский текст - германскую терминологию, отражающую правовые отношения германцев в период разложения военной демократии и зарождения феодальных отношений. Особенный интерес представляют "правды" бургундов и лангобардов - германских народов, не оставивших никаких письменных памятников на своих родных языках.
Руническое письмо. Древнейшим видом письменности у германцев было руническое письмо. Тацит в своей "Германии" писал, что германцы придавали особое значение гаданью-жеребьевке: разбросав на куске ткани палочки с вырезанными на них знаками и прочитав молитву, жрец брал наугад три палочки и гадал, читая знаки на них. Эти считавшиеся магическими знаки были буквами рунического письма, алфавитом первого связного письма у древних германцев. Название букв - "руны" - образовано от основы, имевшей значение 'тайна' (ср. гот. runa 'тайна' и немецкий глагол raunen 'таинственно, украдкой шептать'). Рунический алфавит германцев, так называемые "старшие руны", насчитывал 24 знака. По первым шести буквам он получил название "футарк" (futhark). Эти знаки представляют собой комбинацию вертикальных и наклонных линий.
Руны использовались преимущественно в магических, культовых целях. Знание рун было профессиональной тайной жрецов и передавалось из поколения в поколение. Назначение рунических надписей - ограждать владельца предмета от злых сил и от врагов, охранять покойников и удерживать их в могиле и т.д. Писались (вырезались) руны на дереве, кости, камне (надгробиях), позднее на металле, в частности на изделиях из золота. Так как деревянные предметы за редкими исключениями не сохранились, то и рунических надписей дошло до нас очень немного, особенно мало их в Германии и Англии, несколько больше в Скандинавии. Всего обнаружено 150 предметов с руническими надписями, относящимися к 3 - 8 вв. Это предметы или детали вооружения (копье, рукоятка меча, насадка на щит), украшения и амулеты (кольцо, браслет, медаль-брактеат [10]), надгробные камни и т.д.
Большинство надписей представляют собой отдельные слова (часто собственные имена). Каждая руна сама по себе тоже могла иметь магическое значение, поэтому нередко выписывался весь алфавит или его часть, что должно было приносить, по верованиям древних германцев, удачу в разных видах деятельности и ограждать от несчастий.
Краткость, фрагментарность многих рунических надписей, их плохая сохранность и магический смысл - причины того, что значительная их часть (около трети) не удается расшифровать. К этому следует добавить, что и во многих надписях, считающихся расшифрованными, есть спорные части.
Рунические памятники континентальных германцев относятся главным образом к эпохе Меровингов (6 - 8 вв.). Это в основном амулеты и фибулы (застежки для одежды) с нанесенными на них руническим алфавитом, краткими надписями магического содержания или рядами рун, не поддающимися истолкованию. Последняя по времени находка, сделанная в 1945 г., - запись футарка в рукописи из монастыря Фульда (8 - 9 вв.).
Из рунических памятников в Англии наибольший интерес представляют надпись на шкатулке из Нортумбрии и стихотворение религиозного содержания на каменном Рутвельском кресте в Шотландии. В соответствии с фонетическими особенностями ингвеонских диалектов число рун у англосаксов было увеличено сначала до 28. Такое количество рун засвидетельствовано, в частности, в рукописи 7 в., так называемом "Зальцбургском кодексе" ("Codex Salisburgiensis"), № 140). А древнеанглийская "Руническая песня" 9 - 10 вв. содержит уже 33 руны. Древнеанглийский футарк (да. futhork) является, таким образом, расширенным вариантом континентального с его 24 рунами.
Язык древнейших рунических надписей - промежуточное звено между германским языком-основой, формы которого можно только реконструировать, и языками древнейших письменных памятников различных германских народностей. Древнерунический архаичнее готского, в нем сохранились более древние грамматические явления, чем в языке всех других древнегерманских памятников, в частности основообразующие гласные.
Специфика применения рунического письма нашла отражение в лексике германских языков. Так, нем. Buchstabe (Buche + Stab) 'буква' первоначально значило 'буковая палочка' (ср. гот. boka 'буква', мн. ч. bokos, да. bocstaef). Немецкий глагол lesen 'читать', первоначально значивший 'выбирать, подбирать' (разбросанные буковые палочки), сохранил это значение как менее употребительное наряду с новым 'читать', старое же лучше всего сохранилось в глаголе auflesen 'подбирать' и в ряде сложных существительных, например, Weinlese 'сбор винограда'. Английский глагол (to) read 'читать' первоначально значит 'угадывать, отгадывать' (ср. нем. raten 'отгадывать'), а глагол (to) write 'писать' имел раньше значение 'царапать, выцарапывать' (ср. нем. ritzen 'царапать' и reissen в значении 'чертить', а также нем. Reissfeder 'рейсфедер'.
В процессе христианизации (4 - 12 вв.) германцы знакомятся с латинским письмом (готы - с греческим), в результате чего к 9 в. руническое письмо на территории Франкского государства, а к 11 в. на Британских островах полностью вытесняется латинским. В Скандинавии, где руническая письменная традиция оказалась более устойчивой, руническое письмо не исчезло полностью, а было перенесено на пергамент и использовалось не только в культовых целях, но и (как, например, в Дании в 13 в.) для записи законов вплоть до 16 в. В Швеции рунами в частных записях пользовались еще в 16 - 17 вв. Предпринимавшиеся в Швеции попытки возродить руническое письмо потерпели неудачу: руны не смогли конкурировать ни с латинским, ни с так называемым "готическим" шрифтом.
Рунология как самостоятельная научная дисциплина зародилась в 70-е гг. 19 в. Ее основоположником был датский ученый Людвиг Виммер. Очень большой вклад в развитие рунологии внесли норвежские ученые Суфюс Бугге и Магнус Ульсен, шведские ученые Отто фон Фрисен, Элиас Вессен и ряд других исследователей. И если, несмотря на усилия рунологов, ряд надписей до сих пор не расшифрован, а интерпретация многих спорна, это объясняется сложностью материала и его фрагментарностью. Для расшифровки надписей необходимо привлекать данные смежных наук. Как сформулировал это рунолог Карл Марстрандер, "рунология - это палеография, лингвистика, археология и мифология" [11]. Действительно, нередко лексическое значение слова какой-либо рунической надписи понятно, но какую функцию выполнял этот текст, остается загадкой.
Не вполне ясно и происхождение рунического алфавита. Некоторые руны обнаруживают явное сходство с буквами латинского алфавита, другие - греческого. Поэтому одни ученые пытались вывести рунический алфавит из латинского, другие - из греческого. В середине 19 в. была впервые высказана мысль о происхождении рун из одного из североиталийских алфавитов. Согласно этой гипотезе, руны, возникнув на севере Италии ао 2 - 3 вв., были затем переняты самыми южными из западногерманских племен и постепенно распространились на север, переходя от одного германского племени к другому. Эта гипотеза имеет в настоящее время наибольшее число сторонников. Правда, некоторые руны не имеют прототипов ни в одном из североиталийских алфавитов; загадкой остается и алфавитный порядок рун.
Руническое письмо было одним из важнейших культурных завоеваний германских племен на заре эпохи Великого переселения народов. Однако в силу своего преимущественно культового назначения оно не могло получить и не получило значительного распространения.
Латинское письмо. Широкое развитие письменности на древнегерманских языках относится к эпохе раннего средневековья (6 - 11 вв.) и связано с процессом христианизации германцев и усвоением элементов греко-римской образованности господствующим классом раннефеодального общества, формировавшегося в рамках варварских германских государств. Все важнейшие социальные и культурные функции будущих национальных языков в этих государствах выполняла латынь, единственный письменный и литературный язык того времени. Латынь была и языком церкви; монастыри и возникавшие при них монастырские школы были не только рассадниками клерикального просвещения, но и главными очагами культуры, а монахи и клирики - почти единственными образованными и просто грамотными людьми своего времени. Образование и письменность носили в эту пору почти исключительно клерикальный - религиозно-церковный и богословский - характер. Так как латынь была языком непонятным и недоступным широким массам, да и большинству представителей верхушки раннефеодального общества, первые связные записи на своем, родном языке появились у германцев как подсобное средство при обучении латыни, а также в целях церковной пропаганды. Для записей на своих до того практически бесписьменных языках западные и северные германцы обратились к латинскому алфавиту (восточногерманское племя готов создало свою письменность на основе греческого алфавита). При этом они столкнулись со значительными трудностями. В латинском алфавите не было букв для целого ряда звуков в различных германских языках, для передачи различий гласных по признаку долготы и краткости, закрытости и открытости и т.д. Монастырские школы по-своему, кустарно приспосабливали латинский алфавит к нуждам родного языка, а наличие в этот период различных вполне равноправных диалектов еще более увеличивало разнобой в написании одних и тех же слов, в передаче одних и тех же звуков, и без того очень значительный из-за отсутствия общепринятых орфографических правил и норм. В латинский алфавит вносились различные изменения, главным образом дополнения в виде новых букв и сочетаний букв (например, буква w в алфавитах большинства германских языков, сочетание букв ch для обозначения глухого заднеязычного щелевого согласного [x] и др.) или диакритических знаков (например знак для обозначения умлаута). В настоящее время алфавиты германских языков, в основе которых лежит латинский алфавит, и по количеству, и по составу букв несколько отличаются друг от друга и от алфавита латинского языка. Одни и те же буквы могут в разных языках служить для обозначения разных звуков, а один звук может обозначаться разными буквами.
Традиционные орфографии германских языков складывались на протяжении многих веков, они отличаются непоследовательностью и обнаруживают немало противоречий, в частности наличие в словах непроизносимых букв и не обозначаемых отдельными буквами звуков. Особенно много непроизносимых букв в написании английских слов. И вообще в английской орфографии наблюдается глубокий разрыв между архаичным написанием очень многих слов и их изменившимся произношением - разрыв, доставляющий немало неприятностей самим англичанам, не говоря уже об иностранцах, и вызвавший к жизни понятие spelling в его специфическом смысле.
На рубеже 8 - 9 вв. во Франкском государстве был выработан на основе существовавших до этого вариантов латинского алфавита новый, небольшие по размеру буквы которого получили название "каролингские минускулы" (ср. лат. minusculus 'меньший'). Этот алфавит отличался от своих предшественников большей четкостью и упорядоченностью письма, им пользовались в Западной Европе вплоть до 12 в. (когда он был вытеснен "готическим" шрифтом).
В конце 15 в., в эпоху Возрождения, в Италии был создан шрифт для печатных прессов, получивший название "антиква". Это был вариант латинского шрифта, округлые формы букв которого представляли собой сознательный возврат (в знак протеста против "варварского" готического шрифта) к каролингским минускулам, которые в то время считались образцом классических латинских букв (лат. littera antiqua). Начиная с 16 в. антиква получила широкое распространение в странах Западной Европы, и со временем были созданы разные варианты антиквы. В Германии ею пользовались преимущественно при печатании иностранных текстов, а до 18 в. - и иностранных слов, оказавшихся "вкраплениями" в немецком тексте. И в настойщее время латинский шрифт, распространившийся вместе с германскими и романскими языками далеко за пределами Западной Европы, представлен в виде различных вариантов антиквы.
Готическое письмо. Приблизительно в 11 в. в Италии на базе латинского алфавита возник новый тип письма - остроконечное монашеское письмо, с конца 11 в. распространившееся и в других странах Европы. В средние же века, в 13 - 14 вв., в Западной Европе возник новый, пришедший на смену романскому, стиль архитектуры. Он возник как стиль культовых строений - католических соборов и церквей. Его назначением было выразить средствами архитектуры христианскую идею отрешения от всего земного, обращения всех помыслов и надежд ввысь, к небесам, обиталищу бога. Этот стиль дал мировой культуре такие шедевры архитектуры, как собор Нотр-Дам в Париже и св. Стефана в Вене, Вестминстерское аббатство в Лондоне, соборы в Страсбурге, Кельне, Наумбурге, Милане, Руане, Праге и многие другие.
Сменившая средневековье эпоха возрождения, противопоставив свое светское, гуманистическое мироощущение безраздельному владычеству церкви в области идеологии, культуры и искусства, отрицательно и даже враждебно относилась ко всему, что было связано с христианской идеологией, с находившимся под ее влиянием искусством, в том числе архитектурой. А так как символом варварства для гуманистов были германские племена (готы, вандалы и др.), то стиль средневековой церковной архитектуры гуманисты 15 в. стали презрительно называть "готическим", т.е. "готским" (ср. нем. gotisch, англ. gothic 'готический' и 'готский'). То же название получило угловатое, остроконечное письмо. Название привилось и со временем утратило свою оценочную окраску. Ни готический стиль в архитектуре, ни готический шрифт, разумеется, никакого отношения к готам не имеют.
Дальнейшим развитием готического шрифта в 15 в. явилась так называемая "фрактура" (нем. Fraktur от лат. fractus 'ломаный'). Зачатки фрактуры обнаруживаются уже в 14 в. в рукописных документах имперской канцелярии в Праге. Как печатный шрифт фрактура была введена в начале 16 в. при непосредственном участии А. Дюрера, выдающегося художника немецкого Возрождения.
В большинстве европейских государств, где готический шрифт (фрактура) нашел более или менее широкое применение в средние века (Германия, Англия, Франция и др.), он со временем был вытеснен латинским. Только в Германии он обосновался прочно и надолго, существенно потеснив латинский. Ему обучали в школе, на нем печатали книги и периодические издания, им пользовались в частной переписке. С 18 в. неоднократно возникали тенденции к отказу от готического шрифта (Ф. Шиллер, братья Гримм), но до 1945 г. он оставался в Германии основным шрифтом. В период господства фашистской диктатуры готический шрифт был объяслен "исконно немецким". После второй мировой войны готический шрифт постепенно уступил латинскому почти все свои позиции. Основная причина - стремление сделать немецкую печатную продукцию более доступной для иностранного читателя. Готический шрифт используется и в наше время в разных странах - частично по традиции, частично ради его декоративности - при оформлении заголовков, объявлений, вывесок и т. д.
studfiles.net
Германская письменность
Германская письменность
1. Руническое письмо.
2. Готское письмо.
3. Латинское письмо.
В истории германской письменности известны три широко распространенных типа письма: руническое, готское и латинское.
1. Руническое письмо связано с дохристианским периодом эволюции германских языков. Знаки рунического алфавита содержали только вертикальные и косые линии. Это объясняется тем, что они вырезались по камню, дереву, кости и металлу, текстура которых не допускает округлых и горизонтальных пиний. Рунические письмена носили магический характер – гот., да., дисл. runa означает «тайна», «таинство».
Происхождение рунического алфавита не выяснено. По мнению Бугге и Фриссена, он возник в 3 в. н. э. у готов Причерноморья на греческой основе, а затем распространился на север. Против этого – тот факт, что готы познакомились с греческим письмом только в 236 г., когда взяли Ольвию, но рунические надписи встречаются в Скандинавии уже в начале 3 в. н. э. Аскеберг считал, что руническое письмо было создано готами, обитавшими в устье Вислы, во 2 в. н. э. на основе латинского алфавита. Однако же на этой территории нет памятников, свидетельствующих о существовании крупных культурных центров, где бы могло возникнуть руническое письмо. Наиболее достоверной представляется гипотеза Виммера, Педерсена и др., предположивших, что рунический алфавит появился у одного из южногерманских племен в 1 – 2 вв. н. э. на основе какого-либо североиталийского алфавита, а потом распространился на север и к 3 в. достиг Скандинавии, где руны применялись наиболее широко.
Сравнение латинских и рунических букв показывает особенности начертания последних.
Латинские
F
U
Th
A
R
K
G
W
H
N
Рунические
По первым шести буквам рунический алфавит называется futhark. Всего было 24 знака.
Формы знаков нестойкие и варьируются от диалекта к диалекту.
Долготу и краткость руны не указывали. Названия рун происходили от существительных, которые ими обозначались: например, faihi «скот», dags «день».
Рунические надписи 3 – 9 вв. называются старшими рунами. Известно около 150 памятников старших рун. Среди них надпись на камне в Туне (Норвегия), Рутвеллский крест в Шотландии, шкатулка Фрэнкса в Англии.
Младшие руны известны с 9 по 11 век в Скандинавии: около 2500 надписей найдены в Швеции, около 500 надписей – в Норвегии и около 400 надписей – в Дании. Количество знаков сокращается до 16, т. е. один знак может обозначать несколько букв, письмо усложняется. Расширяется тематика рунических надписей – от магических заклинаний до описания исторических событий.
Известен еще один вид рун: датские или пунктирные руны 11 – 13 вв. Количество знаков возрастает до 26, отдельные руны помечаются точками – отсюда их названия.
2. Готское или Вульфилианское письмо было создано в конце 4 в. вестготским епископом Вульфилой на основе греческого алфавита. Первоначальная форма букв готского алфавита не известна и может быть реконструирована, поскольку имеются отличия в написании букв разных рукописей. Графика отдельных рукописей обнаруживает влияние латинского написания, но греческая основа готского алфавита, в целом, несомненна. Об этом свидетельствует, например, обозначение ē диграфом ai, ī диграфом ei, ō диграфом au; цифры передаются буквами: a – 1, b – 2, g – 3, d – 4 и т. д.
Вместе с тем, отдельные буквы готского алфавита обнаруживают влияние негреческой традиции. Написание ־þ , ð, приближается к форме рунических знаков; написание w, q и др. возможно, объясняется латинским влиянием. Названия отдельных букв готского алфавита, приведенные в Алкуиновой рукописи, соотносятся с названиями рун.
Названия готских букв
A
Aza
I
Iiz
R
Reda
B
Bercna
K
Chozma
S
Sygil
G
Genna
L
Laaz
T
Tuz
D
Daaz
M
Manna
W
Uuinna
E
Eyz
N
Noiez
F
Fe
Q
Quertra
J
Gaaz
X
Enguz
Z
Ezec
U
Uraz
W
Uuaer
H
Haal
P
Pertra
О
Utal
־þ
Thyth
(ɥ)
Koppa
(↑)
Sampi
Две буквы koppa и sampi обозначали цифры 90 и 900.
Но названия букв не копируют старых рунических обозначений. Такие наименования, например, как quertra, chosma, pertra не встречались в рунических алфавитах. Порядок следования букв такой же, как в греческом алфавите.
Сочетание в готском алфавите нескольких письменных традиций вызвано необходимостью модификации греческого алфавита с тем, чтобы приспособить его к фонетической системе готского языка.
Установление произношения готских букв и их сочетаний представляет значительные трудности и является дискуссионным, как это имеет место в отношении диграфов ai, au, буквы g в разных позициях, природы согласных b и d. Неясен и характер долготы гласных. Аналогичные трудности возникают для любого мертвого языка, но в применении к готскому они усиливаются отсутствием длительной письменной традиции, позволяющей проследить изменение произношения: памятники готской письменности были созданы в очень ограниченный исторический период – с 4 по 6 век.
3. Латинское письмо. Варвары, разгромившие Римскую империю, получили в наследство очень развитую письменность. Они использовали образованных римлян для создания своего государственного аппарата. Кроме того, латинский язык как язык церкви повсеместно распространяется в связи с принятием германцами христианства. Монастырская школа становится в германских государствах центром латинской образованности и письменности. Возникает практическая необходимость записать комментарии к латинским текстам и значения латинских слов на родном языке – так появляются глоссы, записанные латинскими буквами. В грамотах и кодексах приходится передавать латинскими буквами германские личные имена, географические названия, специфические термины. С 7 века появляются тексты на германских языках записанные латинским алфавитом.
Но так как уровень культуры германцев был низок, о широком использовании ими латинского письма не могло быть и речи. От римского курсива оно унаследовало его основные особенности: графику отдельных букв, крупный размер, большое расстояние между строками, неразделение букв, лигатуры (лигатура представляет собой такое соединение букв, при котором они имеют общие составляющие их элементы: æ, œ), сокращения и знаки сокращения. Низкий уровень образования и узкий круг грамотных людей ограничивали возможность быстрого письма, поэтому древнейшей формой латинского письма у германцев было капитальное квадратное письмо scriptura capitalis, знаки которого близки к заглавным латинским буквам. Капитальное письмо в 3 – 4 вв. упрощается и округляется в унциальное письмо, которое связано с появлением пергамента. До этого писали на папирусе, свинцовых и восковых табличках. Одновременно существуют национальные разновидности римского курсива: меровингский, вестготский и лангобардский. Под влиянием курсива унциальное письмо в 6 в, подвергается дальнейшим изменениям и переходит в новую форму книжного письма – полуунциал.
Латинский алфавит того времени включал 23 буквы: буква u была вариантом v, а буква z – вариантом буквы s; буквы w еще не было, она возникла как удвоенное и или v, отсюда англ. double u и франц. double v. Для обозначения фонемы [θ, ð] использовали рунический знак ־þ . Буквы соответствовали закрепленным за ними звуковым значениям, в течение длительного времени не было правил орфографии, долгота гласных не отмечалась.
На смену полуунциалу и национальным курсивам в начале 8 в. приходит каролингский минускул.
Каролингский минускул закончил эволюцию письма, начавшуюся в 3 – 4 вв., придав ему усовершенствованную форму. Почти все буквы каролингского минускула построены на сочетании двух простейших элементов круга/полукруга и палочки. Простые формы всех букв, их четкие отличия друг от друга дают возможность охватить глазом большие комплексы, т. е. обеспечивают быстрое чтение. Каролингский минускул явился результатом деятельности писцов канцелярии Карла Великого – отсюда его название.
Еще один вид минускула – инсулярный (островной) минускул сложился в это время в Ирландии, а отсюда распространился стараниями ирландских миссионеров в Англию.
Новый вид письма – готическое книжное и канцелярское письмо складывается в конце 11 – начале 12 в., когда в связи с развитием городов происходили социально-экономические сдвиги, вызвавшие развитие культуры, появление школ и расширение образования, следовательно, увеличение числа книг и документов. Преобразования в письме в значительное мере связаны с возросшей интенсивностью его употребления.
Основные особенности готического письма: вытянутость букв, тесное их расположение, наличие штрихов и излома. В связи с возрастающей потребностью в книге и недостатком пергамента письмо стало «экономнее», буквы вытянулись, соединяясь штрихами друг с другом, появившийся излом определяется особой заточкой пера. Своеобразие графики готического письма продиктовано особой техникой начертания, но формы букв ведут свое происхождение от каролингского минускула. Как результат беглого начертания готического книжного письма появляется готический курсив, который в 13 – 15 вв. заполняет все грамоты и акты. В этот же период складываются национальные разновидности готического книжного письма и курсива, изощренные формы принимает каллиграфия, особенно начиная с 1480-х годов, когда книгопечатание становится мощным конкурентом писцов-каллиграфов. В 14 в. в Италии гуманисты ввели гуманистический курсив или антикву, широко распространившийся в Европе с 16 в. Из антиквы вышел современный латинский печатный шрифт. Гуманистический курсив ближе к каролингскому минускулу, чем готическое письмо. Его буквы лишены изощренности и округлены, ускорение процесса письма исключило каллиграфию, оставив лишь простые, обычные формы. Усовершенствуется четкость латинского письма: в 14 в. появляется поперечная палочка у буквы t; с 13 в. над i иногда ставили штрих, а в 16 в. точка над i утверждается повсеместно.
Курсивное письмо оказалось самым прогрессивным и жизнеспособным, проникло в канцелярское письмо и трансформировало его, оказало влияние на новый тип книжного письма, который послужил основой печатного шрифта.
Каждый германский народ, принявший латинское письмо, внес в него изменения, отвечающие национальным особенностям фонетической системы: диакритические знаки, лигатуры, диграфы, часть которых сохранилась в современных германских алфавитах.
po-teme.com.ua
8. Древнегерманская письменность.
Для древнегерманских языков известны три вида письма: руническое, готское и латинское. Своего собственного алфавита германцы не создали, а заимствовали письменность у народов с более древней культурой с которыми приходилось иметь контакты. Усвоение языка и письма соседей- греческого в восточной части Римской империи и латинского в западной как орудия христианской письменности является следствием христианизации германских племен в период Великого переселения народов и основания варварских государств на развалинах Римской империи. Но до латинского и греческого у германцев существовали и другие письмена- руны. Руны тоже заимствованы, но подверглись столь значительным видоизменениям и настолько удачно приспособлены к специальным потребностям германских языков, что их с полным правом можно назвать национальным алфавитом древних германцев- тем более, что они были в употреблении у всех германских племен.
Руническое письмо.
Руны, т.е. знаки рунического письма, более всего были распространены на скандинавском севере, а так же в Англии. Только в этих странах были найдены рунические надписи на камнях. У южных германцев руны употреблялись для надписей на предметах обихода- оружие, посуда. Надписи содержат имена владельцев или изготовителей, или короткие предложения. Известен рунический календарь, им пользовались крестьяне в Швеции.
Точно определить время возникновения рунического алфавита сложно. Древнейшим и хронологически изолированным памятником является запись на шлеме найденном в Негуа.
Руны- буквы своеобразного начертания, употребляющиеся в качестве знаков религиозного и магического культа. Руны вырезались на дереве, металле или камне, поэтому в основе каждой руны лежит вертикальная линия, горизонтальных линий нет, вместо кривых- ломаные линии.
Древнейший рунический алфавит состоял из 24 знаков; его обычно называют по первым шести знакам.
Долгота и краткость звуков в руническом письме не обозначается. Со звуковым значением рун были связаны и их названия: так руна fназываласьfehu- скот, деньги. К 9 веку старый 24-значный рунический ряд в скандинавских странах был упрощен и сведен до 16 знаков, причем начертания некоторых рун значительно изменяется. Возникает так называемый младший рунический ряд. В Англии этот алфавит был дополнен рядом новых букв для обозначения возникших вновь звуков до 33 знаков.
Хотя вопрос о происхождении рун привлек внимание ученых в 16в, научная постановка этого вопроса стала возможной благодаря достижениям 19в в области языкознания и археологии. Датский ученый Людвиг Виммер доказал, что руны восходят к южноевропейским письменам Средиземноморья, однако к какому именно алфавиту восходят руны, Виммеру установить не удалось. Нельзя признать этот вопрос решенным и в наше время. Конкретно определить источник рунического письма трудно по следующим причинам:
1)южноевропейские алфавиты-греческий и италийские, в том числе и латинский, вследствие генетических связей между собой имеют много общего; 2)расположение рун в руническом ряде и их названия совершенно своеобразны; 3)древнейшие рунические памятники малочисленны и не сосредоточены на какой-либо достаточно ограниченно территории.
Неповторимое своеобразие и познавательная ценность языка старших рунических надписей, или рунического койне, состоит в том, что его можно рассматривать как промежуточное звено между общегерманским языком, познаваемым лишь на основе реконструкции, и древнейшими литературными языками различных германских народностей.
Готское(Вульфилианское) письмо
Единичной осталась попытка вестготского епископа Вульфилы приспособить греческий алфавит для готского языка, в основе готского алфавита лежит тип письма, подобный латинскому «унциалу» письму крупными, четкими буквами. Однако Вульфила перенял греческий алфавит не механически, как был использован латинский алфавит, а сделал ряд характерных изменений: заменил некоторые греческие буквы латинскими, вероятно, потому, что эти начертания были лучше знакомы готам из рунического алфавита. Происхождение некоторых знаков не вполне ясно. Греческий алфавит является основным источником старославянской азбуки(кириллицы), поэтому некоторые вульфилианские буквы близки к русским.
Готское письмо Вульфилы широкого распространения не нашло. Западные и северные германцы переняли латинский алфавит.
Латинское письмо
В результате введения христианства в странах, где утверждалось господство римской церкви, латинский язык получил большое распространение, как язык церкви, и как официальный язык в законах и грамотах. В древнейшей форме латинский алфавит имел 20 знаков. Для передачи звуков, резко отличавшихся от латинских, применялись те буквы, которые представлялись более подходящими, чем другие. Однако постепенно в каждом германском языке вырабатываются особые традиции применения латинского алфавита, а также делаются отдельные добавления к этому алфавиту.
Древнейшей формой латинского письма было, так называемое, капитальное письмо, т.е. прописные заглавные буквы. В 3-4вв из капитального письма развилось несколько более упрощенное и округлое, так называемое унициальное, буквы которого приблизились к современным строчным буквам. В средние века латинские и германские рукописи писались совершенно одинаковым шрифтом, но уже в 12в постепенно складывается новый тип письма- фрактура- монашеское письмо или письмо готическое. Для него характерны угловатые, ломанные линии букв. Этот факт находится в теснейшей связи с общим развитием орнаментального искусства; всюду торжествует готический стиль. После изобретения книгопечатанья теми же буквами печатались книги в европейских странах. Готический шрифт выходит из употребления в 16в в Англии, в 17- в Германии, в середине 19-в Скандинавских странах. В Германии он удерживается дольше, но ничего специфически немецкого в этом шрифте нет.
studfiles.net
Презентация на тему: Письменность древних германцев
План:
•Руническая
письменность
•Готское письмо
•Латинский
алфавит
три вида письменности
•общие корниалфавит, заимствованный у финикийцев и греков
•рунический алфавит не был отождествлен ни с одним конкретным германским языком
•не является исконным германским алфавитом
•был заимствован
РУНЫ
•север Скандинавии; Британия
•древнейшие рунические надписи на камнях
•надпись на шлеме из южной Штирии 1 в. н.э. (Австрия)
halfntan . auk . tubi .
litu . risa . stin . at . huta .
faþur . sin . sun . þorbiarn .
ubir . risti . ruan
"Halvdan and Tubbe ordered the stone erected in memory of their father Udde, son of Torbjörn. Öpir cut the runes".
рунические надписи, приписываемые готам
•– надпись на кольце из Румынии
•остготский вождь Эрманарих в 380 г н.э.
•gutaniowihailag готов и святой
•Надпись на острие копья (3 в. н.э.), Ковель
•tilarids нападающий.
руны
•Всего известно не менее 3000 рунических памятников, из них 2500 – подавляющее большинство обнаружено в Швеции, 40 – в Британии. Немецких и готских памятников очень мало
•Руны приходилось высекать или вырезать на дереве, камнях, изделиях из них, поэтому для удобства их выполняли не скругленными, а угловатыми.
•В рунах мы не находим ни горизонтальных, ни круговых линий, поскольку руны высекались режущими инструментами.
studfiles.net
РУНИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ | sibac.info
РУНИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ
Василец Лана Михайловна
студент 2 курса кафедры образования в области романо-германских языков Школы педагогики Дальневосточного федерального университета,
научный руководитель, канд. филолог. наук, ст. преподаватель кафедры образования в области романо-германских языков Школы педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск
Германцы пользовались при создании своих письменных памятников тремя различными алфавитами, которые хронологически сменяли друг друга: рунический, готский и латинский. Самые древние памятники древнегерманской письменности написаны рунами.
Вопрос о возникновении рунического алфавита возник давно, но единодушного решения этого вопроса до настоящего времени не существует. Мнение исследователей в целом сводятся к тому, что буквы этого алфавита заимствованы из латинского алфавита или, может быть, из какого-то другого италийского алфавита, близкого к латинскому. Изменения, которым подверглись в руническом письме латинские буквы, объясняются техникой письма у древних германцев в раннюю эпоху. Первоначально буквы не наносились на материал какой-либо краской, а вырезывались по дереву или по кости или высекались по камню [2, с. 12]. При вырезывании по дереву не всякая линия, входившая в начертание той или иной латинской буквы, могла быть проведена. Так, например, не могли быть проведены горизонтальные линии. Если режущим инструментом провести горизонтальную линию, т. е. провести инструмент между волокнами дерева, он только отделит эти волокна друг от друга, а когда он будет вынут, волокна опять сойдутся и никакой линии не получится. Поэтому в составе рунических букв нет горизонтальных линий, они заменяются косыми линиями. С большим трудом могут быть вырезаны по дереву и кривые (круглые) линии. Поэтому они заменяются ломаными линиями.
Время и место создания рунического алфавита так же точно не установлены. Ученые предполагают, что он был создан в каком-то районе, где территория, населённая германцами, соприкасалась с территорией Римской империи, примерно во II—III вв. н. э. Самые ранние рунические надписи относятся к этому времени [2, c. 13].
Рунический алфавит германцев, так называемые «старшие руны» насчитывал 24 знака. По первым шести буквам он получил название «футарк» (fuÞark) [5]. Эти знаки представляют собою комбинацию вертикальных и горизонтальных линий. Помимо старших, или общегерманских рун, известны более поздние их варианты — младшие руны, инвентарь которых был уменьшен до 16 знаков, так как добавлялись новые знаки, а некоторые старые выходили из употребления [4].
Большинство надписей — отдельные слова (часто собственные имена). Юлий Цезарь сообщал в середине I в. до н. э., что у германцев существует обычай гадать на жеребьёвых палочках. Тацит подробнее рассказал о нём: «срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань. После этого, если гадание производится в общественных целях, жрец племени, если частным образом, — глава семьи, вознеся молитвы богам и устремив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками» [3]. Результаты гадания жрец сообщал тайно, чтобы никто посторонний не смог бы этого услышать. Обряд бросания рун известен как “Raed Waen”. В буквальном переводе это означает «ехать в колеснице», т. е. быть подобно божеству в его колеснице, возможность видеть вещи в прошлом, настоящем и будущем. Raed Waen — обряд, в котором происходит бросание гадательных знаков (рун) [5].
Само слово «руна» означает «тайна». В современном немецком языке сохранился глагол raunen «таинственно шептать». Германцы, как и другие народы, приписывали письму магическое значение, употребляя его преимущественно в сакральных целях для заговоров, заклинаний и прорицаний [1, с. 32]. Назначение рунических надписей — ограждать владельца предмета от злых сил и от врагов, охранять покойников и удерживать их в могиле и т. д.
Специфика применения рунического письма нашла отражение в лексике германских языков. Так, немецкое существительное Buchstabe (Buche + Stab) «буква» обозначало буковую ветвь (Buchenzweig). На такой ветви германцы вырезали рунические знаки. Лексическая единица современного немецкого языка Buch «книга» обозначало в те давние времена буковую дощечку или в собирательном значении «письмена». Немецкий глагол lesen «читать», первоначально значивший «собирать, выбирать» глазами знаки, буквы (разбросанные буковые палочки) и придавать им смысл, сохранил это значение как менее употребительное наряду с новым «читать», старое же лучше всего сохранилось в глаголе auflesen «подбирать» и в ряде сложных существительных, например, Weinlese «сбор винограда» [5].
Древние германцы верили в защитную силу некоторых рунических знаков, поэтому наносили их на оружие и предметы домашнего обихода, сделанных из дерева. Позднее руну наносились на каменные плиты, на металл, в частности на изделия из золота. Наиболее древние памятники рунического письма обнаружены в Дании, всего там было найдено около 500 рунических надписей. В Англии до настоящего времени сохранился так называемый Рутвельский крест — большой каменный крест в районе деревни Рутвел (в Шотландии), на котором высечена руническим письмом часть религиозной поэмы, касающейся креста [2, с. 13].
«Второй по времени алфавит, существовавший у германских племён, — это готский алфавит Вульфилы (IV в.) Готский перевод евангелия, сделанный Вульфилой, написан своеобразным алфавитом, в основу которого положен греческий алфавит, с добавлением некоторых латинских и рунических букв. Готский алфавит не следует путать с готическим шрифтом, который применяется до настоящего времени в немецкой письменности (преимущественно для оформления заголовков, вывесок и т. д.) и представляет собой видоизменённый латинский алфавит.
Третий и последний по времени алфавит, которым пользовались германские племена и которым пользуются сейчас большинство европейских стран — это латинский алфавит. Он вытеснил рунический алфавит в связи с изменением техники письма (техника вырезывания сменилась техникой нанесения краски на материал — пергамент или папирус) и в связи с распространением христианства и христианских религиозных текстов на латинском языке [2, с. 14]. Но рукописи, в которых использовалось руническое письмо, встречались еще в XIV в., а в частных записях руны употреблялись в виде исключения до XVI—XVII вв., особенно в Швеции.
Руническое письмо было одним из важнейших культурных завоеваний германских племен на заре эпохи Великого переселения народов. Однако, в силу своего преимущественно культового назначения оно не могло получить и не получило значительного распространения.
Список литературы:
Жирмунский В.М. История немецкого языка. Издание 3-е, исправленное и дополненное. — М.: Издательство «Литература на иностранных языках»,1948. — 300 с.
Ильиш Б.А. История английского языка. Издание 4-е переработанное и дополненное. — М.: Издательство «Литература на иностранных языках», 1958. — 367 с.
Руны [Электронный ресурс] // Википедия свободная энциклопедия — Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D0%BD%D1%8B
Соловьева Л.Н. Древние германцы и их языки [Электронный ресурс] // Русский филологический портал — Режим доступа. — URL: http://www.philology.ru/linguistics3/solovyeva-80.htm
sibac.info
История Германской письменности
Вопрос 1. Древнегерманские племена и их языки. История Германской письменности
Классификация древнегерманских племён
1. Виндилы.
В них входили. Бургунды, Карины, Варины, Гуттоны.
Они обитали в восточной части расселения германцев.
2. Ингвеоны.
В них входили Кимвры, тевтоны, хавки, англы, саксы, юты, фризы.
Обитали на Северо-Западе Германских территорий, на побережье северного моря и на острове Ютландия.
3. Иствегоны.
В них входили Бруктеры, Хамавы, Салии. Обитали в прирейнских областях.
4. Певкины и Бастарны. Селились в восточной части.
5. Герминоны.
В них входили маркоманны, квады, лангобарды, аллеманы.
Находились на юге германских поселений.
6. Гиллевионы - скандинавские племена, жили
обособленно от других германских племён.
Упоминания об ингвеонах, эскивонах и герминонах есть у Тацита.
Классификация Древнегерманских племенных языков
Памятники древнегерманской письменности сформировались в период распространения латинской письменности. Таким образом, на основании письменных памятников выделились языковые группы:
1. Восточная - Памятники Готского языка 4 - 6 век.
2. Северная группа (Скандинавская) - первые письменные памятники
до 10 века. Эти памятники являли собой образцы рунической письменности. Начиная с 10 века здесь различают древнедатский, древнешведский, норвежский, Исландский.
3. Западная группа представлена начиная с 7 века памятниками на древнеанглийском, древнефрисском, Древненижненемецком.
Германские языки северной и западной групп сохранились до сегодняшнего дня и стали национальными языками.
История Германской письменности. Свидетельства о германских языках в дописьменный период
Германцы появились задолго до появления письменности. Они соприкасались с различными народностями, на Севере - с финскими и славянскими племенами, на юге - с римлянами. Особенно много заимствований в финском языке.
Эти и другие слова сохранили в финском языке те суффиксы и окончания, которые раньше были в древнегерманских языках. Начиная с 4 века контакты римлян с германцами возрастают. В языке Рим. Импер. появляется всё больше заимствований из германских языков - предметы быта, имена, вооружения.urus - зубр, alces - лоси, barditus - напев.
Все эти слова появились в латинском в тот период, когда у германцев своей письменности ещё не было.
Самый большой интерес представляют собой варварские правды - свод законов обычного права германских народов 5-9 века.
Руническое письмо - это древнейший вид германской письменности. Это палочки со знаками на них. Эти руны могли читать только жрецы. руна - тайна, Раунэн - шептать. Рунический алфавит насчитывает 24 знака. Эти
знаки представляли собой комбинацию вертикальных и горизонтальных линий. Назначение рун состояло в том, чтобы ограждать владельца от злых сил, Они писались на дереве, вырезались в камне.
Рунических памятников сохранилось мало. Больше всего их в Скандинавии.
Число рун у Англо-Саксов - 28. А Древнеруническая песнь (9-10 век) содержит 33 руны.
Buchstabe - буква, палочки.
lesen - читать.
to read - угадывать.
Затем Германцы знакомятся с латинским, а готы - с греческим. В Скандинавии руны оказались более устойчивыми.
В середине 19 века рунический алфавит возник на севере Италии и продвигался вверх в южную и западную Германию.
Вопрос 2. Латинское письмо
Распространение письменности в германских языках происходило в 6 - 11 веках в период Христианизации.
Латынь в этот период была языком церкви. Для записи фактов Западные и Северные Германцы стали использовать латынь, а восточные племена - Готы - использовали греческий. Однако в период распространения письменности оказалось, что существует несоответствие букв и звуков. Таким образом, в зависимости от особенностей данной народности латынь корректировалась.
В 8 - 9 веке во франкском государстве был разработан новый шрифт на основе латинского языка - каролингские минускулы. Он просуществовал до 12 века и затем был заменён на готический. В конце 15 века в Италии появился округлый шрифт - антиква.
Он широко распространился и сегодня используется в западной Европе.
В 11 веке появилось новое письмо на базе латинского алфавита - готическое.
Вопрос 3. Начало изучения германских языков
16 - 17 века знаменательны тем, что в это время начали формироваться нации и национальности.
В этот период образуются первые грамматики языков - Английского датского, Шведского. Выходят первые словари. В 16 веке в Англии появился словарь трудных слов. В 1755 - толковый словарь Джонсона. Активная словарная работа ведётся в Германии, Швеции, Дании.
В это время возрос интерес к древним рукописям. Теоретико - лингвистическая мысль в этот период находится под влиянием философских идей и рационального эмпиризма. Представителем был Декарт. Под влиянием этих идей осуществлялись попытки построить логическую грамматику языков. Представителем этого течения был немецкий философ и математик Лейбниц. Последователи эмпирического направления ориентировались на живое использование языка, на изучение отдельных германских языков. Это навело учёных на об их значительном сходстве. Так в начале 17 века Хикс создал первую сопоставительную грамматику германских языков: готского, англо - саксонского, франкско-Немецкого. Знакомство с другими индоевропейскими языками, в частности с санскритом, способствовало возникновению сравнительно-исторического метода, который возник в 18 веке. Санскрит помогал объяснить многие явления языках. Высказывались предположения, что все языки произошли от него. Об этом писали джоунс и Шлегель. Родственные черты обнаружились и у негерманских языков – греческого и персидского - это укрепило предположения о единстве происхождения языков, однако общей исследовательской системы ещё не было.
Возникновение СИМ.
СИМ сформировался в 19 веке, основоположниками были Бопп и Раск. Бопп описал спряжение глаголов в латинском, персидском, германских языках. Он обнаружил очень много сходств, это дало ему право утверждать о их едином происхождении.
Раск теоретизировал положение о сходстве языков и указал на фонетические сходства. Активное участие в становление СИМ принял писатель Якоб Гримм. Он применил метод описания немецкой грамматики к другим языкам.
С этого момента СИМ активно распространялся.
Вопрос 4. Понятие родства языка, языка - основы
Предпосылкой применения СИМ была идея о распаде одного языка на семью родственных языков. Общий язык, из которого развивались другие языки, назывался языком - основой или праязыком. Латынь - праязык древнероманского. Материя собственно языка понятна только тогда, когда видимы все этапы его развития умершей формы и новое развитие в языке. Помимо общих закономерностей развития языка, на него могут оказывать влияние субстраты - язык пленник, влияющий на язык - захватчик.
Установление родственного происхождения языка устанавливается методом изоглосс - границ общих фонетических и грамматический признаков.
Область распространения изоглосса - ареал. Восстановленные при помощи СИМ языки называются архетипами.
На основании СИМ выделены следующие индоевропейские языки и группы.
Данная классификация основана на принципах их происхождения из общеиндоевропейского языка основы. В Сравнительном языкознании имеются несколько теорий распада языка основы. В 1861 году Шлейхер выдвинул теорию родословного дерева. По шлейхеру язык основа распался на:
1. Славяно - Германский и Арио - греко - итало - кельтский. Арийский и греко - итало - кельтский.
Данная теория слишком проста и не отражает всех сложностей межъязыковых отношений.
Другая теория принадлежит Шмидту. Волновая теория. Каждый язык представляет собой звено в цепи переходов от одного языка к другому.
Отдельные черты явлений могут проникать не только в соседние языки, но и далеко за их пределы. Однако эта теория не выдерживает критики, так как между соседними языками существуют различия. Это 2 доминирующие теории.
Вопрос 5. Дальнейшее развитие СИМ
Во 2 половине 19 века в языкознании интенсивно проводились исследования в области компаративистики. Затрагивались фонетический, лексический, грамматический уровни. В этот период развиваются различные направления исследований. Одной из школ в то время являлась школа младограмматиков. Выдвигалась идея, что всякое фонетическое явление совершалось по законам, не знающим исключений. Если языковое явление не могло быть объяснено существующим правилом, следовало искать новый закон. Пауль.
Последняя треть 18 века помимо помимо морфологии начинала изучать синтаксис. В 1871 работа Дель Брюка Синтаксические исследования.
Бреаль - опыт семантики. Де Соссюр - о первоначальных гласных в индоевропейских языках. В эти же годы Мейе публикует работу Основные особенности германской грамматики. Таким образом, мы видим, что СИМ активно используется и даёт хорошие результаты в изучении языков.
Слабые стороны СИМ.
1. Этот метод был приемлем для описания сходств в языках, но не для описания различий.
2. При сравнении фактов родственных языков часто берутся разные этапы их развития.
3. Некторые особенности или инновации в языках принимаются за унаследование от праязыка - это уже развитие, а не история.
4. Не все уровни языка можно исследовть с помощью СИМ. Генетическое родство между языками можно доказать, когда связь между звучанием и значением немотивирована, то есть условна. Немотивированными являются морфологический и фонетический, а синтаксический – наиболее мотивирован. Таким образом СИМ позволяет описать фонемный, морфологический, лексический строй праязыка германских языков.В 20 веке СИМ взаимодействовал с лингво - географией, историко - типологическими исследованиями. Большую помощь оказала ареальная лингвистика. СИМ хорошо работает в плане описания диалектов.
mirznanii.com
Руны, письмена древних германцев
Руны, письмена древних германцев, использовались долгое время – со II - III вв. до Позднего Средневековья, когда их вытеснило распространившееся в Европе латинское письмо. Слово руна (runa) в переводе с языка готов означает «тайна». Рунические надписи – на оружии, камнях, дереве – находят в разных концах Европы: в Германии, Шотландии, Скандинавии, Дании, Франции. Необычна форма рунических знаков: их заострённые очертания мало похожи на буквы известных алфавитов. Однако это тоже алфавит, вернее группа алфавитов: старшие руны, младшие руны, англосаксонские руны.
Их форма объясняется тем, что вначале руны вырезали на дереве и вертикальные линии легко ложились вдоль волокон. Необычен и порядок следования букв в алфавите: f, u, th, a, r, k; а сам алфавит называется футарк – по первым шести буквам. Начертания и порядок следования букв в алфавите указывают на его особое происхождение, не связанное с греческим или латинским письмом. В IV в. готский епископ Ульфила изобрёл для готского языка алфавит на греческой основе и перевёл на него Библию. Однако германские народы ещё много веков использовали руны как тайнопись.
В наше время пытались возродить руны; фашистские идеологи объявили их германским изобретением, свидетельствующим о превосходстве германской расы над остальными. Однако в настоящее время учёные склонны считать, что для рун был использован один из вариантов этрусского письма, который переняли жившие в Альпах германские племена. Возродившийся интерес к рунам нашёл отклик в современной литературе.
Так, английский писатель Джон Рональд Рейел Толкиен, автор сказочной трилогии «Властелин колец», для мира Средиземья изобрёл языки и письменности – руны эльфов и гномов. Руны гномов очень напоминают германские руны. Долгое время сохранялось и другое таинственное письмо, использовавшееся на территории Англии в века новой эры, - огамическое. В качестве знаков служили горизонтальные и наклонные чёрточки разной длины и их комбинации.
Надписи на древнеирландском и пиктском языках высечены этим письмом. Пикты – не индоевропейский народ, населявший Шотландию и близлежащие Британские острова до кельтов.
Хотя пиктские надписи и поддаются чтению, но исследователи до конца их не дешифровали. Неожиданное сходство с германскими рунами учёные обнаружили у памятников орхоно-енисейской письменности VIII в.
Они были открыты в 1889 г. русским путешественником Н. М. Ядринцевым в долине реки Орхон южнее озера Байкал (на территории современной Монголии). Надписи на надгробных памятниках были выполнены неизвестным руническим письмом и китайскими иероглифами.
Похожие надписи нашли также в долине Енисея в Сибири. Исследователи имели сокращённый китайский вариант текста – квазибилингву, что позволило им довольно быстро дешифровать орхоно - енисейские надписи. Как оказалось они скрывали древнетюркский язык. К решению орхонской задачи очень близко подошёл российский лингвист Василий Васильевич Радлов (1837-1918), однако его опередил датский исследователь Вильгельм Людвиг Томсен (1842-1927).
Радлов сумел осуществить первый полный перевод текстов на основе дешифровки Томсена. Древнетюркские руны не имеют ничего общего по внутренней структуре письма с германскими рунами: это особая система письма, самостоятельно развивавшаяся независимо от европейской.
Совершенно удивительное сходство (не только по форме, но и по структуре), В. Томсен обнаружил между древнетюркским руническим письмом VIII в.
и древневенгерским руническим письмом XVI в. самое загадочное в этой истории то, что памятников письма за период с VIII по XVI в. не найдено.
Это ещё одна пока нераскрытая тайна рун. Консонантное письмо хорошо подходит для семитских языков, где согласные звуки играют особую роль: корень слова состоит из согласных (обычно трёх). сочетающиеся с ними гласные служат для словообразования и словоизменения. Это похоже на один из способов образования множественного числа в германских языках, например в английском: man – men (‘человек’ - ‘люди’), goose – geese (‘гусь’ - ‘гуси’). Но в английском таких слов немного, а в семитских языках это единственный и регулярный способ словоизменения. Текст на этих языках, записанный только согласными буквами, достаточно понятен (как если бы в русском языке записывали только основы слов, например: Девочк ид в школ за рук с мам).
Общий смысл очевиден, хотя не ясно, об одной девочке сказано или о нескольких. В семитских языках у гласных и согласных разные грамматические задачи.
Семитское письмо развивалось по пути огласовки консонантного текста. Это означает, что в текст вводятся надстрочные и подстрочные (диакритические) значки, обозначающие гласные. Над или под соответствующим согласным (в виде точек или особых значков) отмечается его огласовка, т. е.
сопровождающий его гласный звук. Тексты, записанные семитским письмом, делятся на тексты с огласовкой (более понятные) и без огласовки (менее понятные, но всё же читаемые). Путь к равноправному обозначению согласных и гласных был долгим.
Уже в западносемитских системах письма для обозначения гласных иногда использовали так называемые matres lectionis (буквально «матери чтения») – знаки, помогающие чтению. Речь идёт о четырёх согласных звуках – [w], [j], [‘] и [h] (последние два – особые звуки семитских языков). Звуки [w], [j] были близки к гласным [u], [i], а согласные [‘] и [h] походили на гласный [a]. Когда финикийским письмом начали пользоваться греки, обозначение гласных стало обязательным. Сначала использовались «матери чтения», позднее знаки для гласных стали отличаться от знаков для согласных. Так, в латинском письме изначально был один только знак «V», который перед гласной всегда читался как согласный [w], а между согласными – как гласный звук [u].
Потом этот знак как бы раздвоился на «V» и «U» (поэтому они похожи графически). В современном греческом письме буквы, обозначающие гласные, равноправны с буквами, обозначающими согласные (все буквы стоят в строке вместе). А в русском языке произошёл обратный процесс: буква для согласного й возникла из буквы для гласного и (пришлось лишь добавить к ней надстрочный значок). Так появилось звуко-буквенное письмо, в котором письменный знак обозначает не слово, не морфему, а звук. Письменность больше не пыталась напрямую передавать смысл, как пиктография или иероглифика, она просто фиксировала звуковой поток, и этот путь оказался самым эффективным. Звуко-буквенное, или алфавитное, письмо стало венцом графической эволюции. Оно наиболее экономно (звуков в языке меньше, чем слогов, а слогов меньше, чем слов) и подходит для языков всех типов, чего нельзя сказать о других видах письма.
Письменность, состоящая только из словесных знаков, неудобна, например, для языков с богатым словоизменением (как обозначать отдельные морфемы?). Слоговые письменности не очень подходят для языков с большим скоплением согласных.
Письменность как бы ушла на задний план, предоставив людям полную свободу выражения своих мыслей, сведя помехи в общении и взаимопонимании к минимуму. В древности существовало представление о том, что буквы – основные «стихии» (начала) мира. Согласно легенде, в III в.
римские солдаты заживо сожгли иудейского книжника вместе со святыней его жизни – священным свитком. Во время казни ученики спросили умирающего учителя: «Что ты видишь?
» и тот ответил: «Свиток сгорает, но буквы улетают прочь». Особо почитаются буквы в исламской культуре. Мусульманские богословы и специалисты по юриспруденции веками обсуждали вопрос, позволительно ил наступать на те части ковра, где вытканы буквы. Однажды после битвы мусульман с крестоносцами шёл обмен пленными. Крестоносцы были поражены, узнав, что мусульмане обменивали не военачальников, а учёного и каллиграфа. Так высоко ценилось знание письма! С точки зрения учёных-хуруфистов (от араб.
«хуруф» - «буква»), каждая буква арабского алфавита имеет глубокое символическое значение. Ей соответствуют определённый цвет, стихия, планета, знак Зодиака, цифра. Философы утверждали, что если познать истинную, глубинную сущность букв, то можно управлять миром. Так же считали и приверженцы мистического течения в иудаизме – каббалы.
Взгляд на букву как на первичный «кирпичик» мира встречался и в более близкие к нам времена. В начале XX столетия в России об этом говорил поэт Велимир Хлебников.
Он хотел построить новый язык, который должен был объединить людей и «магией смыслов» переделать существующий мир. «Словотворчество учит, - писал В. Хлебников, - что всё разнообразие слова исходит от основных звуков азбуки, заменяющих семена слова. Из этих исходных точек строится слово, и новый сеятель языков может просто наполнить ладонь двадцатью восемью звуками азбуки, зёрнами языка». Для поэта буквы были не просто единством начертания и звукового значения: каждой букве алфавита он приписывал особый смысл. Велимир Хлебников назвал буквы «воинами азбуки» и отправил их в бой в поэме «Зангези», опубликованной в 1922 г.
Вот, например, буква Х, значение которой – «защитная черта»:
А рощи – Ха весенних дел, Дубровы – Ха богов желанья, А брови – Ха весенних взоров И косы – Ха полночных лиц.