Жилища древних греков. 31.Жилища древней Греции пастадный и перистильный типы. Жилища Афин и Олинфа.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Жилища древней Греции пастадный и перистильный типы. Жилища Афин и Олинфа. Жилища древних греков


31.Жилища древней Греции пастадный и перистильный типы. Жилища Афин и Олинфа.

ПАСТАДНЫЙ ДОМ.В архаическую эпоху (VIII-VI вв. до н.э.) начинают строить дома, тип которых сохраняется и в последующее время. Это одно-, максимум двухэтажное, сооружение на фундаменте из каменных блоков и стенами, сложенными из сырцового кирпича. В этот период получает распространение пастадный тип дома. Во двор входили через небольшой коридор, часть которого со стороны улицы была расширена и образовывалапропилонс двумя или тремя колоннами. Вдоль передней стороны двора располагались хозяйственые помещения. Прямоугольный двор с трех сторон был окружен портиком, в который выходили двериандрона(мужского зала, где обычно устраивались симпосиумы),экседры(столовой для приема гостей),коитона(спальни хозяев),апотеки(кладовой) и других помещений. С четвертой стороны, напротив входа, был небольшой зал, открытый в сторону двора, который называлсяпастад. Он был обращен обычно на юг, хорошо обогревался солнцем зимой и давал тень летом. По обе стороны от пастада были две главные спальни для членов семьи (таламосиамфиталамос). За пастадом находились комнаты, отводимые хозяйке и детям. Эта половина дома называласьгинекеем. Перед домом обычно ставили какой-нибудь сакральный символ. Во дворе стоял алтарь Зевса - покровителя дома, а в пастаде - круглый жертвенник богини домашнего очага Гестии.

ПЕРИСТИЛЬНЫЙ ДОМ. Позже, в конце V - начале IV в. до н.э. пастадный тип дома сменяется перистильным. Это изменение выражалось в том, что появился второйперистиль, находящийся или впереди или сбоку от сохраняющегося пастадного двора. Этот новый двор получил названиеандронитиса(мужской части дома), так как служил местом пребывания мужчин, гостей и мужской прислуги. Он всегда богато украшался. По передней его части, со стороны улицы, размещались хозяйственные помещения. Пастадный двор был отдан в распоряжение хозяйки и получил названиегинеконитиса(женской части дома). Он дверью отделялся от первого перистиля и был центром семейной жизни. Здесь располагалисьоптанион(кухня),апотеки(кладовые), комнаты для рабов.

ОЛИНФ.Город-памятник представляет как бы единовременный срез жизни античного города IV в. до н.э. При строительстве городов с V. в. до н.э. использовалась гипподамова система. Здесь пастадный дом выглядел иногда по-другому - это небольшой открытый дворик с портиком по одной из сторон, в зависимости от рельефа местности прямоугольный или неправильной формы. Вокруг этого дворика располагалось несколько комнат, в которых обитала семья. Пол андрона выкладывался мозаикой. Приблизительно площадь типичного для этого времени дома составляет 17 х 17 м, площадь адрона - 4,5 х 4,5 м. Высота дома, если он имел второй этаж, могла доходить до 7 м. Кроме частных домов, принадлежавших отдельным хозяевам, были синойкии, своего рода общежития, комнаты в которых сдавали внаем.

А в Афинах было то, что описано до этого.

33. Происхождение древнегреческих агорв значительной мере еще остается невыясненным. Правда, общественные функции городских площадей в минойскую и микенскую эпохи выполняли дворы, расположенные на терри­тории дворцов, но торговые площади этого времени нам совсем неиз­вестны. В архаическую эпоху места для народных собраний находились па терри­тории акрополей и священных участков, тогда как торговля производи­лась на специальных рыночных агорах, возникавших за пределами акрополей, среди рядовых городских кварталов. Площадь как таковая в ото время не являлась самостоятельной архитектурной темой, и, видимо, ни один из архитекторов вплоть до второй половины V в. не получал заданий па строительство площадей. И тем не менее площади возникали, так как перед главными храмами нужно было оставлять свободную территорию, предназначенную для религиозных и гражданских собраний. Такие сво­бодные -территории, еще не имевшие геометрически правильных границ, были оставлены перед Стофутовым храмом в Афинском акрополе, перед храмом Зевса в Олимпии, у храмов С и D в Селинунте и, наконец, в са­мих Афинах, где Писистрат начал строительство площади общественного назначения. Однако эта площадь, как и все архаические агоры, не полу­чила упорядоченного плана, и лишь много лет спустя после нашествия персов Кимон дал распоряжение обсадить эту площадь платанами. Тем самым была сделана первая попытка придать афинской агоре архитектурно организованные контуры. Естественно, что главную роль в компо­зиции архаических агор играли самые храмы. Обычно они врезались в площадь углом, вследствие чего колоннады периптера воспринимались с тех наиболее выгодных зрительных позиций, откуда храм производил впечатление объемной формы. На стилобатах храмов во время широких народных собраний располага­лись зрители, наблюдавшие торжественные процессии или выступления политических ораторов, философов л поэтов. Позднее, в эпоху греческой классики, стали строить многоколонные гале­реи, предназначенные для торговли и общественной жизни городского на­селения. Эти галереи ограничивали площадь по меньшей мере с одной стороны и вносили в ее архитектуру элементы регулярности. Такой пере­ходной от архаики к классике площадью явилась уже упомянутая нами большая Афинская агора, планировочная диагональ которой удачно устремляется к северной стене акрополя. Геометрически правильная гипподамова планировка наложила свой отпе­чаток не только на улицу, по и па площадь. В условиях строгой уличной сети прямоугольная площадь казалась наиболее естественной. И вот начи­ная с середины V в. до н. э. в Милете, Мегалополе, Книде, Приене и дру­гих городах появляются прямоугольные агоры, обнесенные галереями по с одной, а со всех четырех сторон. Эти обстоятельства решительно изме­нили архитектуру агор. И если в ансамбле архаической агоры с ее периптеральными храмами, священными рощами л дымящимися алтарями преобладала живописность, то в архитектуре классической агоры решаю­щую роль играли отношения н пропорции простой геометрической компо­зиции. Достаточно представить себе Южную агору в Милете в ее перво­начальном виде, чтобы убедиться в этом. Громадные размеры этой заме­чательной площади, имеющей 166 м в длину, по-видимому, объяснялись характером торговли. Здесь, в южной части Милета, поблизости от глав­ной улицы, ведущей к городским воротам, по всей вероятности, происхо­дила торговля сеном, дровами н скотом, тогда как в портиках и лавках, окружавших Южную агору, продавались съестные припасы и другие негромоздкие товары. Свободная от каких бы то ни было статуй, скамей и прочих малых архитектурных форм вся площадь освещалась лучами яр­кого солнца и с любой точки воспринималась как простой прямоугольник, обрамленный колоннами. Тесно стоящие невысокие колонны четко выде­лялись своей белизной на фоне портиков, погруженных в глубокую тень, а красные черепичные крыши завершали эти колоннады и придавали си­луэту площади строгую горизонтальность. Можно полагать, что однород­ность в обработке фасадов площади не спи/кала общего впечатления, так как превосходные пропорции галерей дополнялись лаконичной и кон­трастной гаммой цветов на фоне вечно синего неба с бегущими белыми облаками. Приемы планировки площадей, выработанные в классическую эпоху, со-хранили жизнеспособность и в III — I вв. до н. э. Так, например, пергамский Нижний рынок напоминал своими прямо­угольными очертаниями Южную агору Милета; почти аналогична ей и агора в Магнесии на Меандре, однако с той только разницей, что внутри этой площади стоял миниатюрный храм (Зевса Сосиполия). Появление храмов на рыночной площади, совершившееся в эллинисти­ческую эпоху, было чрезвычайно важным событием, ибо, как мы увидим ниже, храм, поставленный в глубине растянутой площади, превратится в решающую силу ансамбля всех ранних форумов Рима. В эллинистических малоазиатских городах рыночные храмы были не единичным явлением. II если в Магнесии на Меандре храм Зевса стоит перпендикулярно глав­ной осп площади, то на Верхнем рынке Пергама он ориентирован так же, как н у римлян, т. е. вдоль площади. В этом отношении особенно инте­ресна исторически формировавшаяся агора Ассоса. Вполне допустимо, что площадка агоры (образованная вырубкой в скале, а отчасти подсыпкой, укрепленной подпорными стенами) относится к эллинистической эпохе, а если это соответствует действительности, то агора Ассоса с ее характер­ными для эллинистической эпохи двухэтажными галереями и храмом, поставленным па продольной осп, превращается в связующее звено между греческими н римскими площадями.

studfiles.net

Квартал и жилище в городах Древней Греции эпохи эллинизма | Архитектура Древней Греции

Глава «Квартал и жилище» подраздела «Архитектура эпохи эллинизма (323 гг. до н.э. — I в. н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Е. Быков (Москва, Стройиздат, 1973)

Жилые дома, составлявшие сплошную застройку квартала, имели общие (разделяющие один дом от другого) стены и окруженные колоннами световые дворы. Относительно небольшие размеры жилых кварталов эллинистических городов (Приена — 35x47 м, Милет — 30X36 м, Книд — 32Х48 м), включавшие в большинстве случаев от четырех до шести домовладений в квартале, обусловили размеры среднего жилого дома от 15X18 до 16x24 м. Однако это распределение застройки участков в эпоху эллинизма при сильном росте имущественного неравенства постоянно нарушается отдельными наиболее богатыми застройщиками (рис. 21). Наряду с обычными домами среднего размера в эпоху эллинизма возникают большие городские дома, занимающие половину или всю территорию квартала.

Архитектура Древней Греции. Приена. Жилой дом XXXIII (дом Патриция)
21. Приена. Жилой дом XXXIII (дом Патриция): 1 — первоначальный план; 2 — реконструкция общего вида с портиком, решенным в виде простады; 3 — план дома после перестройки; а — вход; б — двор; в — ойкос; г — двор присоединенного соседнего дома
Архитектура Древней Греции. Приена. Жилой дом XXXIII (дом Патриция)

Наиболее распространенным типом жилища в эпоху эллинизма был перистильный дом, сформировавшийся еще в V—IV вв. до н.э. и особенно подходящий к условиям южного климата.

Жилые дома эллинистических городов возводились из сырцового кирпича, иногда нижняя часть стен выкладывалась из камня. Дома наиболее зажиточных жителей возводились целиком из камня. Внутри помещения штукатурились. В богатых домах отделка нижней части стен имитировала мраморную облицовку при помощи живописных средств либо путем неглубокого рельефа с последующей раскраской. Стены нередко венчались карнизом с сухариками и фризом, выполненным в рельефе. Полы парадных помещений были мозаичными, в других — глинобитные или из каменных плит. Окна небольшого размера располагались обычно высоко от земли и были защищены решетками. Воздух и свет проникали в помещения главным образом через дверные и оконные проемы, выходящие во внутренний дворик. Большинство домов имели уборные с каменными стоками, богатые дома — ванные помещения с керамическими или каменными ваннами, кровли домов были черепичными.

Архитектура эллинистического жилого дома отличается исключительной утонченностью и изяществом. Сочетание разнообразных по форме, отделке и цвету помещений, залитый светом дворик, окруженный тенистыми колоннадами и украшенный небольшими фонтанами, зеленью, цветами, скульптурой, многоцветная фресковая роспись и мозаики — все это делало архитектуру жилого дома особенно уютной, красивой и комфортабельной.

Наряду со знаменитыми мозаиками эллинистических жилых домов из Делоса, Приены, Помпей следует упомянуть замечательные галечные мозаики г. Пеллы в Македонии, который при Филиппе Македонском был ее столицей (IV в. до н.э.). Мозаики сохранили натуральный, необычайно чистый цвет и форму гальки. Сюжеты изображений — самые разнообразные, от мифологических и бытовых сцен до орнаментально-декоративных: спасение Кратерсом Александра во время охоты на льва в Сузах (рис. 22), обнаженный Дионис на пантере с церемониальным жезлом в руке (рис. 23), кентавры, грифон, раздирающий оленя.

Архитектура Древней Греции. Пелла. Мозаика. Охота на льва
22. Пелла. Мозаика. Охота на льва
Архитектура Древней Греции. Пелла. Мозаика. Дионис (?) на пантере
23. Пелла. Мозаика. Дионис (?) на пантере

При раскопках 1961 г. в Пелле был обнаружен еще ряд интересных мозаичных полов больших размеров с изображениями: похищения Елены, охоты на оленя, битвы «амазонок. Мозаики обрамлены цветными бордюрами.

Среди эллинистических жилых домов встречаются два основных типа: пастадный и перистильный.

По всей вероятности, более старый пастадный тип жилого дома в эпоху эллинизма в меньшей степени отвечал вкусам и потребностям разбогатевших горожан, чем дом с более просторным и парадным пери- стильным двориком; этим обстоятельством следует объяснить частую переделку домов пастадного типа в перистильный, как это имело, например, место в доме Патриция в Приене и др.

Наиболее характерной архитектурно-композиционной особенностью эллинистического, как и более раннего, жилого дома является изолированность его внутреннего пространства от улицы, что объясняется патриархальным укладом жизни греческой семьи. Все средства архитектурной выразительности и все богатство декоративной отделки были сосредоточены в интерьере, главным образом в композиционном центре жилища — перистильном дворике. Со стороны улицы фасады жилых домов были весьма скромными и однообразными. Поверхность стен изредка оживлялась плоским архитектурным обрамлением проема входной двери, рустом кладки или нишей пристенного фонтана. Скромный внешний вид жилых зданий резко контрастировал с их нарядной внутренней отделкой.

Жилые дома Делоса, в отличие от приенских, редко имели регулярную прямоугольную форму, что связано с расположением города в условиях сложного рельефа, при котором прямоугольная система кварталов и улиц не могла быть последовательно применена (рис. 24).

Архитектура Древней Греции. Делос. Планы жилых домов
24. Делос. Планы жилых домов 1 — дома Е и F; 2 — дом Диониса; 3 — Дом Масок; 4 — дом Трезубца
Архитектура Древней Греции. Делос. Жилой дом. Фрагмент Архитектура Древней Греции. Делос. Жилой дом. Фрагмент
25. Делос. Жилой дом. Фрагменты (реконструкция)

Жилые дома большого размера нередко располагались на узких, искривленных в соответствии с рельефом местности улицах. Относящиеся преимущественно к перистильному типу делосские дома были сложены целиком из камня на глиняном растворе и довольно хорошо сохранились. Во многих домах в сторону улицы выходили лавки и мастерские с большими проемами, что придавало их фасадам более открытый и представительный облик.

Большинство домов было двухэтажными, с двухъярусными перистильными двориками (рис. 25). Другие характерные особенности делосских домов состоят в устройстве в центре дворика плоского бассейна, куда стекала вода с кровли, и в увеличении глубины северного портика перистиля, в который открывались большие парадные помещения дома (ср. с домами Олинфа).

Приведенные ниже названия жилых домов Делоса приняты по найденным в них замечательным мозаикам полов и бассейнов.

Дом Трезубца (см. рис. 24), строительство которого относится ко II в. до н.э., является примером небольшого дома с богатой отделкой интерьера. Широкий коридор-прихожая ведет с улицы в перистильный дворик, который в связи с малой шириной участка примыкает к наружной стене. Справа от входа была комната раба-привратника. Слева от входа помещалась лавка с подсобным помещением, открывающаяся на улицу широким проемом — дверью. Мраморный перистиль дома Трезубца, состоящий из 12 дорических колонн, каннелированных только вверху, выделяется среди других помещений богатством декора. Большие мозаики бассейна, главного портика и др. представляли собой орнаментальные многоцветные композиции. В северо-восточном углу, рядом с главным залом, находилось открытое на юг помещение — экседра. В состав помещений дома входили также комната для рабов и кухня с переносным очагом. Стены главных помещений дома были покрыты стуком и расписаны фресками, изображающими архитектурные элементы отделки интерьера: квадры кладки из ценных пород камня, пояски, карнизы, различные орнаментальные детали, украшавшие фризы, метопы, карнизы. Поверхность полов парадных помещений белая, выложенная одноцветными кубиками и оживленная небольшими цветными вставками.

В перистиле по оси главного входа на квадратном поле изображены черный дельфин и красный якорь, а перед боковым входом — посох Посейдона — черный трезубец, давший название дому. Под бассейном находилась глубокая цистерна для хранения воды.

Дома Е и F (см. рис. 24) типичны для жилой застройки Делоса с его неправильной формы кварталами и узкими изломанными улочками, по которым, однако, везде была устроена сеть водостоков. Размер домов в плане примерно 30x20 м. Раскопками вскрыто состояние домов при их перестройке после 88 г. до н. э. Во многих местах проемы заделаны или пробиты заново. Так, дом F получил новый вход на месте бывшей ранее лавки; старый узкий вход был заделан, и в получившемся закутке была устроена уборная. Хотя дом F, по-видимому, принадлежал небогатому владельцу, судя по малому числу комнат, он имел большую столовую и четко выраженный по всем четырем сторонам геометрически правильный перистильный двор. В доме Е колоннада обрамляла дворик с трех сторон неравным числом колонн. С четвертой стороны двор примыкал к стене столовой, в которой был устроен широкий проем, поделенный на две части колонной.

В доме Е имелась не только достаточно просторная уборная, но и ванна — редкость в условиях бедного водой Делоса. Высеченные в камне места для лестничных косоуров указывают на наличие второго этажа.

Архитектура Древней Греции. Делос. Дом на «Холме». Разрез
26. Делос. Дом на «Холме». Разрез, план
Архитектура Древней Греции. Делос. Дом на «Холме». План

Дом на Холме (рис. 26), расположенный вне тесных кварталов города, отличается исключительной законченностью композиции и гармоничностью пропорций, позволяющих отнести его к лучшим произведениям эллинистической жилищной архитектуры. В центре почти квадратного в плане двухэтажного дома размером 15X14,5 расположен восьмиколонный двухъярусный перистиль дорического ордера, вход в который с улицы был расположен сбоку, что несколько нарушало симметрию. Пространство под портиком, ведущим в парадные комнаты, было не; только увеличено в глубину, но и расширено по бокам до наружных стен дома. Таким образом был создан просторный портик, открытый в перистильный двор, что еще более акцентировало значение этой группы парадных помещений в композиции дома.

Внутренняя отделка стен перистильного дворика помещений первого и второго этажей отличается большим изяществом, насыщенностью и разнообразием гаммы. Примечательно тонкое сочетание строго симметричного построения композиционного ядра — перистиля и окружающих его пространств со свободным асимметричным расположением входа и некоторых помещений, что придает разнообразие пространству интерьера.

Архитектура Древней Греции. Делос. Дом Клеопатры Архитектура Древней Греции. Делос. Дом Клеопатры
27. Делос. Дом Клеопатры. Фрагмент (реконструкция)

Дом Клеопатры (рис. 27), в котором частично восстановлены стволы нескольких колонн двора, свидетельствует о том, что богатые делосские дома украшались не только мозаикой и яркой раскраской стен, но и скульптурой.

Дом Диониса — пример большого делосского дома с большим количеством комнат (см. рис. 24). Название дома дано по мозаике, изображающей Диониса на пантере.

Дом расположен на одной из главных улиц города и раскрывается на нее двумя (главным и служебным) входами в перистиль и большими проемами четырех помещений лавок и мастерских, сдававшихся, по всей вероятности, внаем. Любопытной особенностью дома является примыкающая к улице лестница, ведущая на второй этаж с самостоятельным входом со стороны улицы.

Неправильная форма участка обусловила асимметричное построение плана здания и вытянутые пропорции перистиля дворика. Он имел мраморные колонны высотой 5,6 м и значительный размер в плане — 8,5X12 м. В отделке дома кроме мозаик, росписи и инкрустации стен широко применен мрамор (пороги, наличник дверей и другие детали). Отделка стен была выполнена в «инкрустационном стиле» с применением неглубокого стукового рельефа при изображении архитектурных деталей.

Дом Масок (см. рис. 24) — пример жилого дома, занимающего целый квартал (39X45 м). Дом имел два перистиля и несколько десятков комнат. Со стороны главного фасада, выходящего на улицу, располагалось несколько лавок с широкими проемами. Каждый перистиль имел самостоятельный вход с улицы; помещения, группирующиеся вокруг перистилей, были связаны внутренними проходами так, что легко могли быть изолированы одно от другого. Это заставляет предположить, что возникновение такого большого комплекса, возможно, произошло в результате объединения двух самостоятельных владений одним хозяином либо несколько иным его назначением в качестве, например, гостиницы или пансионата для актеров. На последнее указывают его расположение поблизости от театра и изображение масок в мозаиках.

Описанные выше эллинистические дома с перистильными двориками и скатными кровлями для стока воды в бассейны предвосхищали развитие римских атриумно-перистильных домов эллинистического периода.

Архитектура Древней Греции. Делос. Дом Дельфина. План Архитектура Древней Греции. Делос. Дом Дельфина. Дворик. Мозаика (слева)
28. Делос. Дом Дельфина. План, дворик. Мозаика (слева)

Теми же особенностями отличается другой делосский дом, названный домом Дельфина (рис. 28) по мозаикам его бассейна с изображением четырех дельфинов в морских волнах. В этом доме помещение главного зала также расположено по оси главного входа и перистиля; глубина расположенного перед ним портика — места дневного пребывания обитателей дома — увеличена.

Царские дворцы эпохи эллинизма дошли до нас в плохой сохранности. Некоторое представление об их архитектуре дают раскопки дворцов пергамских царей, входивших в комплекс сооружений акрополя и расположенных вдоль его восточной границы (рис. 29). Дворцы были отделены от общественных и культовых сооружений широким проходом, ведущим на верхнюю террасу акрополя. По композиции плана они близки к типу эллинистического перистильного дома, но отличались большими размерами и великолепием отделки. Известно, что в Большом пергамском дворце мозаики пола были исполнены крупнейшими художниками своего времени. Об их роскоши и утонченном мастерстве, сближающим их с живописью, свидетельствуют найденные фрагменты и древние описания дворцовых полов.

Архитектура Древней Греции. Пергам. Дворцы. План
29. Пергам. Дворцы. План
Архитектура Древней Греции. Пелла. Руины дворца
30. Пелла. Руины дворца

Дворец в Пелле (рис. 30), включавший несколько дворов, являлся, по-видимому, не только резиденцией правителя, но и местом расположения различных органов государственного управления.

По свидетельству древних (Либаний и др.), роскошные царские дворцы были в Антиохии, Селивкии, Александрии Египетской, Тире и других резиденциях эллинистических правителей. Дворцовые сооружения представляли собой сложные комплексы, в составе которых были жилые и хозяйственные постройки, святилища, стадионы, театры, сады и рощи, орошаемые многими источниками и украшенные скульптурой. Судя по литературным источникам, особенной роскошью отличались загородные дворцы-виллы, которые возводились в красивой местности среди садов и парков. Такой, например, была загородная резиденция Селевкидов в Дафне под Антиохией.

antique.totalarch.com

Жилище в Греции древнейшей эпохи | Архитектура Древней Греции

Глава «Жилище» подраздела «Архитектура Греции древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)

Археология не имеет надежных сведений о греческом жилище древнейших времен. О нем можно судить по остаткам храмов и в основном по описаниям в гомеровских поэмах, особенно в «Одиссее». При этом, однако, необходимо помнить, что поэмы Гомера, бывшего, по представлениям самих греков, рапсодом (по-гречески — «сшивателем песен»), включают не только его собственное творчество, но и обработанные им эпические песни более раннего периода и поэтому нередко отражающие черты быта блистательного расцвета предшествовавшей крито-микенской культуры. Кроме того, описания Гомера фрагментарны, рассчитаны на знакомство слушателей с типом построек и их элементами и поэтому порождают немало трудностей при истолковании. Все же описания дворцов Алкиноя («Одиссея», VII, 82-132), Одиссея («Одиссея», XVII, 264—268; XIX, 600; XXIII, 177—204 и др.), а также и другие вскользь упоминаемые постройки позволяют составить общие представления о древнейшем жилище, тесно связанном с обрабатываемой землей.

Главным организующим элементом жилой усадьбы и дворца был двор (ауле):

Тын из дубовых, обтесанных, близко один от другогоВ землю вколоченных кольев его окружал.(«Одиссея», XIV, 11-12).

Во дворе размещались хозяйственные постройки, некоторые из них еще сохраняли древнейшую круглую форму («Одиссея», см. выше). Усадьба включала и обнесенный оградой плодовый сад и огород.

Главное, парадное помещение дома — мегарон — открывалось во двор через сени (продомос) и портик (Гомеров гимн Деметре, 184). Потолок в мегароне поддерживали две или четыре колонны. Между ними находился очаг, над которым в потолке устраивалось защищенное от дождя отверстие для выхода дыма (ср. храмы в Дреросе и Принии, стр. 26). Закопченный потолок («Одиссея», XXII, 339-340) сочетался с богатым убранством помещения.

Стены кругом огибая, во внутренность шли от порогаЛавки богатой работы. На лавках лежали покровы,Тканные дома искусной рукой рукодельных невольниц.(«Одиссея», VII, 95-97).

Женская половина дома — гинекей — иногда располагалась на втором этаже («Одиссея», I, 324 - 325; XIX, 600).

Как обычный элемент дома упоминаются баня, теплая купальня, различные кладовые.

У Гомера описывается и скромная усадьба раба-свинопаса «богоравного» Евмея («Одиссея», XIV, 5 и след.). Эпитет и некоторые общие черты усадьбы Евмея и дворца Одиссея реалистически рисуют патриархальные формы быта и рабства, а также падение эллинской культуры по сравнению с эгейской: как у пастуха, так и у царя во дворе жилища стоит скот, у Одиссея даже хранится навоз для удобрения («Одиссея», XVII, 297), чего нельзя себе и представить во дворцовых двориках Кносса или Микен.

antique.totalarch.com

Жилища древней Греции пастадный и перистильный типы. Жилища Афин и Олинфа.

ТОП 10:

ПАСТАДНЫЙ ДОМ. В архаическую эпоху (VIII-VI вв. до н.э.) начинают строить дома, тип которых сохраняется и в последующее время. Это одно-, максимум двухэтажное, сооружение на фундаменте из каменных блоков и стенами, сложенными из сырцового кирпича. В этот период получает распространение пастадный тип дома. Во двор входили через небольшой коридор, часть которого со стороны улицы была расширена и образовывала пропилон с двумя или тремя колоннами. Вдоль передней стороны двора располагались хозяйственые помещения. Прямоугольный двор с трех сторон был окружен портиком, в который выходили двери андрона (мужского зала, где обычно устраивались симпосиумы), экседры (столовой для приема гостей), коитона (спальни хозяев), апотеки (кладовой) и других помещений. С четвертой стороны, напротив входа, был небольшой зал, открытый в сторону двора, который назывался пастад. Он был обращен обычно на юг, хорошо обогревался солнцем зимой и давал тень летом. По обе стороны от пастада были две главные спальни для членов семьи (таламос и амфиталамос). За пастадом находились комнаты, отводимые хозяйке и детям. Эта половина дома называлась гинекеем. Перед домом обычно ставили какой-нибудь сакральный символ. Во дворе стоял алтарь Зевса - покровителя дома, а в пастаде - круглый жертвенник богини домашнего очага Гестии.

ПЕРИСТИЛЬНЫЙ ДОМ. Позже, в конце V - начале IV в. до н.э. пастадный тип дома сменяется перистильным. Это изменение выражалось в том, что появился второй перистиль, находящийся или впереди или сбоку от сохраняющегося пастадного двора. Этот новый двор получил название андронитиса (мужской части дома), так как служил местом пребывания мужчин, гостей и мужской прислуги. Он всегда богато украшался. По передней его части, со стороны улицы, размещались хозяйственные помещения. Пастадный двор был отдан в распоряжение хозяйки и получил название гинеконитиса (женской части дома). Он дверью отделялся от первого перистиля и был центром семейной жизни. Здесь располагались оптанион (кухня), апотеки (кладовые), комнаты для рабов.

ОЛИНФ. Город-памятник представляет как бы единовременный срез жизни античного города IV в. до н.э. При строительстве городов с V. в. до н.э. использовалась гипподамова система. Здесь пастадный дом выглядел иногда по-другому - это небольшой открытый дворик с портиком по одной из сторон, в зависимости от рельефа местности прямоугольный или неправильной формы. Вокруг этого дворика располагалось несколько комнат, в которых обитала семья. Пол андрона выкладывался мозаикой. Приблизительно площадь типичного для этого времени дома составляет 17 х 17 м, площадь адрона - 4,5 х 4,5 м. Высота дома, если он имел второй этаж, могла доходить до 7 м. Кроме частных домов, принадлежавших отдельным хозяевам, были синойкии, своего рода общежития, комнаты в которых сдавали внаем.

А в Афинах было то, что описано до этого.

 

 

33. Происхождение древнегреческих агор в значительной мере еще остается невыясненным. Правда, общественные функции городских площадей в минойскую и микенскую эпохи выполняли дворы, расположенные на терри­тории дворцов, но торговые площади этого времени нам совсем неиз­вестны. В архаическую эпоху места для народных собраний находились па терри­тории акрополей и священных участков, тогда как торговля производи­лась на специальных рыночных агорах, возникавших за пределами акрополей, среди рядовых городских кварталов. Площадь как таковая в ото время не являлась самостоятельной архитектурной темой, и, видимо, ни один из архитекторов вплоть до второй половины V в. не получал заданий па строительство площадей. И тем не менее площади возникали, так как перед главными храмами нужно было оставлять свободную территорию, предназначенную для религиозных и гражданских собраний. Такие сво­бодные -территории, еще не имевшие геометрически правильных границ, были оставлены перед Стофутовым храмом в Афинском акрополе, перед храмом Зевса в Олимпии, у храмов С и D в Селинунте и, наконец, в са­мих Афинах, где Писистрат начал строительство площади общественного назначения. Однако эта площадь, как и все архаические агоры, не полу­чила упорядоченного плана, и лишь много лет спустя после нашествия персов Кимон дал распоряжение обсадить эту площадь платанами. Тем самым была сделана первая попытка придать афинской агоре архитектурно организованные контуры. Естественно, что главную роль в компо­зиции архаических агор играли самые храмы. Обычно они врезались в площадь углом, вследствие чего колоннады периптера воспринимались с тех наиболее выгодных зрительных позиций, откуда храм производил впечатление объемной формы. На стилобатах храмов во время широких народных собраний располага­лись зрители, наблюдавшие торжественные процессии или выступления политических ораторов, философов л поэтов. Позднее, в эпоху греческой классики, стали строить многоколонные гале­реи, предназначенные для торговли и общественной жизни городского на­селения. Эти галереи ограничивали площадь по меньшей мере с одной стороны и вносили в ее архитектуру элементы регулярности. Такой пере­ходной от архаики к классике площадью явилась уже упомянутая нами большая Афинская агора, планировочная диагональ которой удачно устремляется к северной стене акрополя. Геометрически правильная гипподамова планировка наложила свой отпе­чаток не только на улицу, по и па площадь. В условиях строгой уличной сети прямоугольная площадь казалась наиболее естественной. И вот начи­ная с середины V в. до н. э. в Милете, Мегалополе, Книде, Приене и дру­гих городах появляются прямоугольные агоры, обнесенные галереями по с одной, а со всех четырех сторон. Эти обстоятельства решительно изме­нили архитектуру агор. И если в ансамбле архаической агоры с ее периптеральными храмами, священными рощами л дымящимися алтарями преобладала живописность, то в архитектуре классической агоры решаю­щую роль играли отношения н пропорции простой геометрической компо­зиции. Достаточно представить себе Южную агору в Милете в ее перво­начальном виде, чтобы убедиться в этом. Громадные размеры этой заме­чательной площади, имеющей 166 м в длину, по-видимому, объяснялись характером торговли. Здесь, в южной части Милета, поблизости от глав­ной улицы, ведущей к городским воротам, по всей вероятности, происхо­дила торговля сеном, дровами н скотом, тогда как в портиках и лавках, окружавших Южную агору, продавались съестные припасы и другие негромоздкие товары. Свободная от каких бы то ни было статуй, скамей и прочих малых архитектурных форм вся площадь освещалась лучами яр­кого солнца и с любой точки воспринималась как простой прямоугольник, обрамленный колоннами. Тесно стоящие невысокие колонны четко выде­лялись своей белизной на фоне портиков, погруженных в глубокую тень, а красные черепичные крыши завершали эти колоннады и придавали си­луэту площади строгую горизонтальность. Можно полагать, что однород­ность в обработке фасадов площади не спи/кала общего впечатления, так как превосходные пропорции галерей дополнялись лаконичной и кон­трастной гаммой цветов на фоне вечно синего неба с бегущими белыми облаками. Приемы планировки площадей, выработанные в классическую эпоху, со-хранили жизнеспособность и в III — I вв. до н. э. Так, например, пергамский Нижний рынок напоминал своими прямо­угольными очертаниями Южную агору Милета; почти аналогична ей и агора в Магнесии на Меандре, однако с той только разницей, что внутри этой площади стоял миниатюрный храм (Зевса Сосиполия). Появление храмов на рыночной площади, совершившееся в эллинисти­ческую эпоху, было чрезвычайно важным событием, ибо, как мы увидим ниже, храм, поставленный в глубине растянутой площади, превратится в решающую силу ансамбля всех ранних форумов Рима. В эллинистических малоазиатских городах рыночные храмы были не единичным явлением. II если в Магнесии на Меандре храм Зевса стоит перпендикулярно глав­ной осп площади, то на Верхнем рынке Пергама он ориентирован так же, как н у римлян, т. е. вдоль площади. В этом отношении особенно инте­ресна исторически формировавшаяся агора Ассоса. Вполне допустимо, что площадка агоры (образованная вырубкой в скале, а отчасти подсыпкой, укрепленной подпорными стенами) относится к эллинистической эпохе, а если это соответствует действительности, то агора Ассоса с ее характер­ными для эллинистической эпохи двухэтажными галереями и храмом, поставленным па продольной осп, превращается в связующее звено между греческими н римскими площадями.

 



infopedia.su

Напишите доклад об жилище древних греции

Длительное время древние греки допускали роскошь в своих городах лишь для общественных построек. Простота частного быта показалась бы современному человеку невероятной. Более того, отказ от комфорта возводился жителями Эллады (Эллины)в абсолют. Даже состоятельные люди ниже своего достоинства «изнеживаться». Знаменитая расточительность сибаритов — жителей города Сибарсис — состояла в том, что они натянули над улицами полотняные навесы от солнца и обули всех своих детей в сандалии. В то же время особые чиновники должны были следить, чтобы дома находились в исправном состоянии, а хозяева своевременно чинили их, не портя вид города грязными закопчёнными постройками. Постепенно роскошь начала проникать в частный быт, но ещё во времена Перикла (V в. до н. э.) богатые афиняне не дерзали выставлять состояние напоказ в стенах города. Более свободно они чувствовали себя в городских предместьях. Раскопки показывают, что такие города, как Афины, Мегара, Сцион, Потидея, Самос и Сарды, были окружены внушительными предместьями, где предпочитали селиться богачи.Старые кварталы Афин — Пникс и Ареопаг — были застроены тесными, лепившимися друг к другу домиками, чаще всего с двумя помещениями. Они выходили прямо на улицу. Землю на месте постройки расчищали до скального основания, которое и служило полом. Из обломков камня складывали стены первого этажа. Верхнюю часть стены делали из дерева, необожжённого кирпича или булыжников, скреплённых глиной Нижний этаж дома часто служил лавкой.Новые кварталы — Керамик и Дипилоном — уже в IV в. до н. э. изобиловали двухэтажными домами состоятельных горожан. Богатый греческий домбыл отгорожен от улицы забором, за ним располагался небольшой внутренний двор, напоминавший комнату без крыши. Его стены расписывались рисунками и надписями, которые отвращали от жилища воров и злую судьбу. Здесь ставили изображения Гекаты, каменную герму во имя бога Гермеса или помещали жертвенник Аполлона. По обе стороны от входа устраивали конюшни и лавки, в которые был открыт доступ с улицы. На противоположной стороне дворика находилась дверь в дом. В неё можно было постучать металлическим молотком. Только в Спарте, где презирали всяческие ухищрения, гостю предлагалось громко крикнуть: «О-ге!». Что-то вроде русского «Эгей!».Эта дверь не вела сразу во внутренние комнаты. Через неё жильцы попадали в другой, более просторный двор, окружённый с трёх сторон галереей с колоннадой. На галерею выходили двери жилых помещений. Большую часть дня древние греки проводили на открытом воздухе, в этом самом дворе, а в хорошую погоду и спали там, поставив ложа за колоннами. Поэтому двор — полноправная часть дома, как современная гостиная или столовая. Здесь хозяин принимал посетителей, здесь же накрывались столы и совершалась трапеза, если не мешали дождь, ветер, холод. Посередине помещался алтарь Зевсу, по углам — небольшие алтари домашним божествам.Через портик напротив входа можно было попасть в мужское помещение — андрон, главную комнату дома. Она не была местом, где жил хозяин, а по функциям соответствовала понятию «большая комната» в современном жилище. Именно здесь собиралась вся семья. Две двери, в правой и левой стенах андрона, вели в женские комнаты — гинекей. В одной из них была спальня супругов, а в другой жили их дочери. За гинекеем располагались комнаты рабынь, где последние не только ночевали, но и трудились. Позади же гинекея обычно разбивали сад, куда вела так называемая садовая дверь.Под двором и комнатами первого этажа находились подвалы, цистерны и погреба. Некоторые богатые дома имели свою баню и пекарню. Первоначально существовал обычай готовить пищу на алтаре Гестии. Однако постепенно для этого появилась особая кухня в смежном с андроном помещении. Сам андрон превратился в столовую. В кухне была единственная во всём доме дымовая труба. Остальные комнаты нагревались переносными жаровнями.Обычно фундамент большого жилого дома строили из камня или песчаника. Стены возводили из кирпича сырца и дерева. Проломить их не составляло особого труда. В Афинах даже существовала отдельная категория воров, специализировавшихся на кражах с «проломом». Первоначально роскошью считалась даже извёстка. Лишь с IV в. до н. э. во внутренней отделке стали применять дерево, бронзу и инкрустации из кости. После того как крупный политик Алкивиад украсил стены своего дома росписью, это стало модным у эллинов. Особенно отличились жители небольшого города Танагры, не оставившие без рисунка ни одной стены. В галерее развешивались ковры и вышивки, богатые хозяева делали её пол из дорогих пород дерева. Комнаты разделялись не дверями, а портьерами. Даже в большом доме могло оказаться всего две-три двери, остальные помещения отгораживались друг от друга посредством вышитых пологов и ковров. Потолки покрывали орнаментами из геометрических фигур. В Коринфе впервые появились лепные украшения, быстро перенятые жителями других городов.

Оцени ответ

nebotan.com

Жилище в Греции древнейшей эпохи

Археология не имеет надежных сведений о греческом жилище древнейших времен. О нем можно судить по остаткам храмов и в основном по описаниям в гомеровских поэмах, особенно в «Одиссее». При этом, однако, необходимо помнить, что поэмы Гомера, бывшего, по представлениям самих греков, рапсодом (по-гречески — «сшивателем песен»), включают не только его собственное творчество, но и обработанные им эпические песни более раннего периода и поэтому нередко отражающие черты быта блистательного расцвета предшествовавшей крито-микенской культуры. Кроме того, описания Гомера фрагментарны, рассчитаны на знакомство слушателей с типом построек и их элементами и поэтому порождают немало трудностей при истолковании. Все же описания дворцов Алкиноя («Одиссея», VII, 82-132), Одиссея («Одиссея», XVII, 264—268; XIX, 600; XXIII, 177—204 и др.), а также и другие вскользь упоминаемые постройки позволяют составить общие представления о древнейшем жилище, тесно связанном с обрабатываемой землей.

Главным организующим элементом жилой усадьбы и дворца был двор (ауле):

Тын из дубовых, обтесанных, близко один от другогоВ землю вколоченных кольев его окружал.(«Одиссея», XIV, 11-12).

Во дворе размещались хозяйственные постройки, некоторые из них еще сохраняли древнейшую круглую форму («Одиссея», см. выше). Усадьба включала и обнесенный оградой плодовый сад и огород.

Главное, парадное помещение дома — мегарон — открывалось во двор через сени (продомос) и портик (Гомеров гимн Деметре, 184). Потолок в мегароне поддерживали две или четыре колонны. Между ними находился очаг, над которым в потолке устраивалось защищенное от дождя отверстие для выхода дыма (ср. храмы в Дреросе и Принии, стр. 26). Закопченный потолок («Одиссея», XXII, 339-340) сочетался с богатым убранством помещения.

Стены кругом огибая, во внутренность шли от порогаЛавки богатой работы. На лавках лежали покровы,Тканные дома искусной рукой рукодельных невольниц.(«Одиссея», VII, 95-97).

Женская половина дома — гинекей — иногда располагалась на втором этаже («Одиссея», I, 324 - 325; XIX, 600).

Как обычный элемент дома упоминаются баня, теплая купальня, различные кладовые.

У Гомера описывается и скромная усадьба раба-свинопаса «богоравного» Евмея («Одиссея», XIV, 5 и след.). Эпитет и некоторые общие черты усадьбы Евмея и дворца Одиссея реалистически рисуют патриархальные формы быта и рабства, а также падение эллинской культуры по сравнению с эгейской: как у пастуха, так и у царя во дворе жилища стоит скот, у Одиссея даже хранится навоз для удобрения («Одиссея», XVII, 297), чего нельзя себе и представить во дворцовых двориках Кносса или Микен.

Глава «Жилище» подраздела «Архитектура Греции древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)

totalarch.ru

Древняя Греция. Древнейшая эпоха. Жилище

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Карта раздела «Архитектура Восточной Европы. Средние века»
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 2
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 3
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 4
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 5
    • Архитектура Византии
    • Архитектура Армении
      • Архитектура Армении
      • Архитектура IV—VII вв.
      • Архитектура IX-XI вв.
        • Развитие Армении политическое IX—XI вв
        • Развитие Армении экономическое IX—XI вв
        • Ани, Лори-берд
        • Амберд, Бджни, Каянберд, Тигнис, Магасберд, дворец Багратидов
        • Айраванка, Нарекаванка, Ованнеса, храм Креста, собор Аракелоц
        • Ани. Кафедральный собор, Гагикашен, церкви Григория Абугамренц и Спасителя
        • "Пастушья" церковь, Аракелоц, Аменапркич, Ншана
        • Храм в Мармашене, Гавиты, Татев, Хцконк, хачкар, Гавазан
      • Архитектура XII—XIV вв.
      • Архитектура киликийской Армении (1080—1375 гг.)
      • Архитектура XV—XIX вв.
      • Роль архитектуры феодальной Армении
    • Архитектура Грузии
      • Архитектура древнего времени ( IV—VII вв.)
      • Архитектура VIII—IX вв.
      • Архитектура X—XI вв.
      • Архитектура XII—XIII вв.
      • Архитектура XIII—XV вв.
      • Архитектура XVI—XVIII вв.
    • Архитектура Болгарии
    • Архитектура Сербии и Македонии
      • Сербия и Македония. Особенности развития
      • Сербия и Македония. Особенности развития 2
      • Градостроительство. Крепости, замки, монастыри
      • Градостроительство. Замки, монастыри, жилые дома
      • Культовая архитектура раннефеодального периода
      • Период господства Византии
      • Рашская архитектурная школа
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Тип, материалы
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Интерьеры. Пропорции. Декор
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, планы, особенности
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, декор
      • Моравская школа. Храмы. Форма, особенности
      • Моравская школа. Храмы. Форма, материал, декор
      • Моравская школа. Храмы. Декор. Фрески
      • Роль архитектуры Сербии и Македонии
    • Архитектура Молдавии и Валахии

archisto.info


Смотрите также