Пиктограммы древних людей. Исследовательская работа "Пиктограммы: знаки вокруг нас"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что такое пиктограмма в древности и в наше время. Пиктограммы древних людей


ПЕТРОГЛИФЫ МИРА.Тайна древней символики. Знаки времени на АЛЛАТРА ТВ

Увлекательное путешествие в культурное наследие древнейших народов и цивилизаций. Что наши предки пытались донести до будущих поколений? Что было самым ценным для древних жителей?! Эта передача с помощью ключей, данных в книге «АллатРа», приоткрывает покров тайны над наследием человечества. При желании каждый человек может продолжить изучение загадок древних надписей самостоятельно, совершая новые для себя открытия и находя всё больше и больше подтверждений.

Расширяющую информацию об изначальном значении древних петроглифов мира, о ключевой роли знаков и символов в жизни человека, открывает уникальная энциклопедия современности — книга «АллатРа». 

 

Петроглифы мира. Тайна древней символики

 

Древняя символика мира

 

Наталья, участница МОД «АЛЛАТРА»:

Наскальные рисунки или, говоря научным языком, петроглифы можно встретить в любом уголке нашей планеты. Даже там, где, казалось бы, людям взяться неоткуда, например, посреди пустыни. Петроглифы украшают землю на месте каждого древнего народа. Удивительно, что знаки и символы так схожи на абсолютно разных континентах. Остаётся загадкой, почему наряду с обычными животными, изображения которых расшифровывают как охоту, находят сложные, уникальные петроглифы. Что древние люди пытались донести с помощью наскальных рисунков? Что с ними делали следующие поколения? А ведь изучая петроглифы древних цивилизаций, можно понять, чем они жили: не как быт обустраивали, не как провиант добывали, а чем жили, о чём думали, к чему стремились. Может, наоборот, у них было больше смысла в жизни и более глобальные цели существования?

Давайте разберёмся вместе!

———————

 

Из книги «АллатРа»

Для человека Знания эти символы свидетельствовали о многом и были тем, чем сейчас для нас является открытая книга, написанная понятным языком. Древние надписи (оставленные на каменных блоках, скалах, сводах пещер и так далее), особенно в которых стояли знаки и символы, указывающие на конкретные духовные практики, как правило, были и обозначением места, где люди занимались этими практиками.  Место для духовных практик выбиралось особое, часто в труднодоступных пещерах или открытых участках. Раньше на скалах подобные надписи имел право делать только человек Знания, который обладал личным опытом в подобных практиках. Сегодня учёные условно называют таких древних людей,

allatra.tv

Исследовательская работа "Пиктограммы: знаки вокруг нас"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа c углубленным изучением отдельных

предметов № 8 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Исследовательская работа

Пиктограммы: знаки вокруг нас

номинация «окружающий мир»

Выполнила Сулейманова Адель,

ученица 2 Д класса

Руководитель Хазиева А.М.,

учитель начальных классов

Туймазы, 2017

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3

Глава I. Теоретическая часть

1.1 Что такое пиктограмма? ………………………………………. 4

1.2 История происхождения пиктограмм ………………………… 4

1.3 Пиктограммы в современном мире…………………………….. 5

1.4 Разнообразие пиктограмм …………………………………….... 5

Глава II. Практическая часть

2.1 Использование пиктограмм..…………………………………… 6

2.2 Мои исследования……………………………………………… 7

Заключение…………………………………………………………………... 9

Список литературы…………………………………………………………. 10

Приложение

Введение

Много-много лет тому назад не было ни чернил, ни бумаги, ни книг. Обо всем рассказывали вслух. Но как трудно было запомнить самые разные длинные истории! Поэтому люди придумали рисовать картинки, которые помогали им запоминать. Такие картинки можно встретить и в наши дни. Это обозначения на упаковках продуктов, на стиральной машине, на железнодорожном вокзале, на дороге. Картинки подсказывают, указывают, запрещают, разрешают. Рассматривая знаки каждый раз, я задавалась вопросом, что же такое знак? Какие знаки еще существуют в нашей жизни? Я раньше не знала, что знаки, которые встречаются повсюду, называются пиктограммами, и мне захотелось узнать об этом больше.

Проблема Мне стало интересно, что такое пиктограмма? Когда возникла, какие виды пиктограмм бывают, нужны ли они в современном мире?

Актуальность темы – знание и пользование пиктограммами облегчает нам жизнь, помогает донести информацию людям различных языковых групп.

Объект исследования: пиктограмма

Предмет исследования: использование пиктограмм в современной жизни.

Цель исследования: узнать, что такое пиктограмма, какую роль она играет в нашей жизни, изучить историю возникновения пиктограмм; выяснить какие бывают виды пиктограмм.

Методы исследования:

- сбор и анализ информации из различных источников литературы, сети Интернет;

- изучение пиктограмм на улицах города;

- практическая работа

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что знание пиктограмм необходимо в современном мире, важно понимать значение пиктограмм, с их помощью можно передавать информацию людям.

Практическая значимость заключается в возможности использования пиктограмм на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности.

База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №8 г.Туймазы.

Вид проекта: по содержанию – информационно-исследовательский; по количеству - индивидуальный; по продолжительности – долгосрочный

Выводы: проведя это исследование, я убедилась, что пиктограммы прижились в нашей жизни. Мы ими пользуемся очень часто, иногда даже не задумываясь об этом. Знание и пользование пиктограммами облегчает нам жизнь. Знание пиктограмм, например, дорожных знаков детьми с раннего возраста, в дальнейшем приведет к соблюдению правил дорожного движения.

Пиктографические знаки и символы окружают нас повсюду, стоит только присмотреться к окружающим нас вещам.

1.1 Что такое пиктограмма?

Было это очень-очень давно, тысяч лет назад. В истории этот период называют первобытным миром, а предка человека – первобытным человеком. Жизнь первобытных людей была тесно связна с природой. В те далекие времена люди селились в пещеры, выгоняя оттуда диких зверей. Заселяя новое жилище, первобытные люди заметили на стенах пещер царапины, оставленные медведями. Ничего таинственного в этих знаках не было, медведи точили когти о стены. Царапины, оставленные медведями, навели древних людей на очень интересную мысль: на ровной поверхности можно нацарапать изображение. (Приложение 1) Именно так, считают некоторые учёные, и возникла письменность.

Задолго до того, как люди придумали алфавит, они делали записи или передавали друг другу послания, на которых были изображены различные знаки и рисунки.

В каждом рисунке был определённый смысл: люди букв не знали, а знаками и рисунками «писали» то, что хотели сказать. Каждая ли­ния в этом послании, каждая точка или круг, поза, а может быть, поворот головы животных имели вполне определенное зна­чение. Рисунок человека, бегущего за ка­баном, например, мог означать приглаше­ние на охоту или сообщение о том, что где-то есть хорошая охота. Человек, получивший такое послание, мог прочитать его так же, как мы читаем письма. Вот такие рисунки, составляющие пись­мо, и называются пиктограммами. (Приложение 2)

Пиктогра́мма (от лат. pictus — нарисованный и греч. γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

1.2. История происхождения пиктограмм

Наши предки – первобытные люди жили в условиях жесточайшей борьбы за существование. В стремлении выжить, они пытались понять окружающий мир, давая «имена» предметам и явлениям. Сознательно и целеустремленно первобытный человек овладевал силами природы. Исполняя танцы, изображая животных и подражая им, считал, что обеспечивает себе успешную охоту. Татуировкой устрашал врагов. Верил, что украшения-амулеты станут его защитой. Например, ожерелье из медвежьих зубов служило доказательством его победы над сильным зверем.

Многие тысячи лет потребовались человечеству, чтобы научиться фиксировать звуки своей речи, а затем создавать словесные понятия всего, что его окружало.

Результаты своих наблюдений человек стал закреплять в рисунке. Первобытные изображения – это знания зафиксированные в контурном рисунке или фигурках из глины, камня, кости. (Приложение 3)

Необходимость сохранять и передавать память о событиях стала одним из важных моментов в истории человечества. Следующим шагом, сохраняющим накопленные знания, стала пиктография – рассказ в рисунках. Особенность этого способа передачи информации заключается в том, что рисунок передаёт мысль целиком, не выделяя отдельных понятий. Пиктограмма изображает событие или действие и может быть понятна любому человеку, на каком бы языке он не говорил. Она общедоступна.

История развития пиктограммы  может быть условно обозначена следующими этапами:

  • «охотники» - использовали пиктограммы, простейшие изображения, вычленяющие универсальные признаки, понятные всему дикарскому сообществу. Солнце, вода, луна были соответственно кругом с лучами, волнистыми линиями или полумесяцем...

  • «пастухи» - усложнялось общество, усложнялась и письменность, пришли идеограммы, где пиктограмма могла быть одним из элементов. На основе идеограмм возникла письменность у некоторых народов, в том числе китайские иероглифы и искусство каллиграфии;

  • «землепашцы» - возникновение этой стадии в развитии общества привело к созданию буквенных знаков, алфавитов.

С развитием письменности пиктограм­мы не исчезают, просто меняется их назна­чение.

Древнейшие пиктографические рисунки – это первые попытки сохранить человеческую мысль для вечности. Греческое слово «графо» означает и письмо и рисование. Проходят тысячелетия, и два понятия – рисование и письмо начинают развиваться самостоятельно.

1.3. Пиктограммы в современном мире

Пиктограммы были популярны в древности, но используются и в наше время. Сейчас - это эмблемы различных международ­ных конгрессов, конференций, олимпиад, изображения на государственных флагах и т.д. Также рисунки в детских журналах, которые составляют целые се­риалы, посвященные похождениям одного героя.

Со временем пиктограммы прижились и в нашей жизни, мы ими пользуемся, даже ни на секунду не задумываясь. С появлением персональных компьютеров пиктограммы появились и здесь. С их помощью оформляется интерфейс многих программ. При освоении ПК новички испытывают некоторые трудности, поэтому пиктограммы оснащены и всплывающими подсказками. Со временем компьютерные пиктограммы читаются на автомате, пользователь использует их, не задумываясь.

Появление мобильных телефонов также привлекло к использованию ряда пиктограмм, посвященных использованию этого средства связи. Даже пожилые люди легко осваивают меню, оформленное в виде пиктограмм. Попадая в лечебные учреждения, пользователи видят пиктограммы, которые помогают ориентироваться.

1.4. Разнообразие пиктограмм

Пиктограммы привычны на улицах, вокзалах, стадионах. Их можно встретить в больнице, библиотеке, в зоне отдыха. Они “поселились” на упаковках вещей и продуктов. Язык пиктограмм понятен без перевода и американцу, и русскому, и даже малышу, который совсем не умеет читать! Запомнить их просто, ведь пиктограмма специально рисуется так, чтобы быть понятной без лишних слов. Современные пиктограммы это:

  • дорожные знаки, непременный атрибут дорожного движения;

  • товарные знаки, в том числе знак качества, сделано по Госту;

  • упаковки, ярлыки, этикетки, например, экологические знаки - не загрязнять окружающую среду, выбрасывать упаковки в корзину; пиктограммы, изображающие способ приготовления продуктов – микроволновая печь или сковорода; этикетки на одежде – зачеркнутый утюг или стирка вручную;

  • предупреждающие знаки, например, знак радиоактивности или высоковольтности;

  • знаки коммуникации в общественных местах – аэропорты, вокзалы, музеи, транспорт – выход-вход, места для питания, комната матери и ребенка, места для инвалидов;

  • знаки зодиака, плавно перешли от символов в разряд пиктограмм, люди разных народов узнают изображения «близнецов», «стрельцов» или «весов»;

Пиктограммы прижились в нашей жизни, и мы ими пользуемся очень часто, иногда даже не задумываясь об этом. Знание и пользование пиктограммами облегчает нам жизнь. Появление в наше время новых технологий привлекает к использованию ряда пиктограмм.

2.1. Использование пиктограмм

В жизни каждого человека пиктограммы имеют большое значение. Они нужны для того, чтобы кратко передать какую – либо информацию. Например, дорожный знак «Осторожно, дети!» говорит водителю: будь внимателен, здесь переходят дорогу дети. Пиктограммы помогают узнать, например, где находится остановка автобуса или такси, где находится гостиница или магазины, разобраться в компьютерных программах.

Пиктограммы очень хорошо использовать при обработке текстов и стихотворений. На уроках чтения они полезны как с точки зрения запоминания слов, так и с точки зрения развития художественного мышления. Пиктограммы помогают запоминать информацию без лишнего напряжения.

Запоминание с помощью пиктограмм позволяет учить стихотворения легко за счет привлечения образного мышления, которое, как правило, позволяет усваивать информацию в несколько раз эффективнее по сравнению с простой «зубрежкой». (Приложение 5. Как учить стихотворение. )

Пиктограммы можно использовать и при проведении физминуток. (Приложение 6)

Изучив материалы интернета, выяснила «Что такое пиктограммы?» А смогут ли ответить на этот вопрос мои одноклассники и их родители? Я провела исследование, в котором приняли участие учащиеся 2 Д класса МБОУ СОШ №8 в количестве 31 человек, и родители.

Исследование № 1:

Вы знакомы со словом «пиктограмма»? Что оно обозначает?

Вывод: наибольшее количество правильных ответов на данный вопрос высказали родители. Не все одноклассники знакомы с данным словом.

Исследование № 2:

На Ваш взгляд, встречаются ли пиктограммы в современной жизни?

Вывод: Пиктограмма достаточно активно используется участниками исследования в современной жизни

Исследование №3:

Где встречается пиктография?

Вывод: Наибольшее количество пиктографических знаков участники исследования связывают с компьютером. В последнее десятилетие всё шире распространяются персональные компьютеры, для управления которыми тоже приходится учить особые компьютерные знаки – пиктограммы. Все они приводятся в специализированных учебниках, многие из которых представляют собой довольно толстые тома.

Заключение

Пиктограммы существуют и в наши дни. Это эмблемы различных международных конгрессов, конференций, олимпиад, изображение на государственных флагах и т.д.

Вся наша жизнь проходит под влиянием разного рода знаков, символов,

Проведя это исследование, я убедилась, что пиктограммы прижились в нашей жизни, и мы ими пользуемся очень часто, иногда даже не задумываясь об этом; знание и пользование пиктограммами облегчает нам жизнь; появление в наше время новых технологий привлекает к использованию ряда пиктограмм; пиктограммы играли важную роль в древности и в наше время; знание спортивных, в частности олимпийских пиктограмм приобретает особое значение, помогая донести информацию людям самых различных языковых групп.

Проведенное нами исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что с помощью пиктограмм возможно передать информацию людям.

Литература

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/02/16/metod-piktogramm-pamyatka

https://infourok.ru/proekt-chto-takoe-piktogramma-963511.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://sites.google.com/site/piktogrammy/o-proekte

http://cadzone.ru/articles/view/1342/

http://www.neman.biz/pages/piktogrammy/

http://www.c-cafe.ru/words/247/25113.php

http://shedevrs.ru/osnovi-risunka/366-kompoziciya-risunka.html

Приложение 1

Пиктограмма на камне

Китай. Пещера Чжоукоудянь.

500 тысяч лет назад здесь жили первобытные люди.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Пиктограммы в современном мире

Спортивные пиктограммы

Дорожные знаки.

Информационные пиктограммы.

Приложение 5

Как запомнить стихотворение с помощью пиктограмм?

Все очень просто – для этого не нужно быть, на самом деле, художником. Итак, берем лист бумаги и пробуем учить стихи легко!

  1. К словам или фразам стихотворения нарисуйте значок или изображения, по которым было бы понятно, о чем идет речь. Особенно сложные слова можно нарисовать более подробно, но нередко один рисунок может заменить собой целую строку.

  2. Используйте различные цвета, они облегчат запоминание, позволят выучить стихотворение еще быстрее.

  3. Если слово не поддается вашему художественному воображению, вы можете написать несколько его первых букв.

  4. В процессе рисования вы будете незаметно для себя запоминать стихотворение, и в конце рисования вам понадобится всего десяток минут, чтобы несколько раз воспроизвести его по рисункам и отлично запомнить!

Приложение 6

Физминутка в классе

Приложение 7

Рекомендации по составлению пиктограмм - не стоит создавать слишком большое количество символов. Символы - это язык, и чем больше знаков, тем сложнее их запомнить - используйте для пиктограмм знакомые образы - используйте традиционные и стандартные символы, но убедитесь, что они гармонично вписываются в тематику проекта, включая соответствия по цвету, форме и размеру - пиктограммы должны быть простыми, иначе они не будут восприниматься в окружающей среде - числа и буквы могут быть такими же эффективными, как символы.

multiurok.ru

Илин № 4 2000

Людмила ЖУКОВА

«Берестяная почта юкагиров»

Девушка разгладила ладонью кусок свежеснятой бересты. Лезвием ножа с заостренным концом, слегка надавливая, провела две вертикальные линии, сходящиеся в вершине. К ним с каждой стороны прибавила по паре наклонных, пространство заполнила косой «елочкой», расставила точки...И принялась за следующую фигуру. Что это?Элементы орнамента или упражнение в счете?

Перед нами пиктографическое, или картинное, письмо юкагирской девушки, адресованное молодому человеку. Содержание письма — признание в любви.

Место и время действия — Верхняя Колыма, конец XIX столетия. Каждая фигура со странным «оперением» изображает человека. Длинные вертикальные линии — ноги, боковые наклонные — руки, точки — части туловища и суставы. Женскую фигуру отличает коса, нанесенная пунктиром. Над фигурами орнаментальная рамка изображает дом. Такое письмо юкагиры называли «шангар-шорилэ» т.е. «письмо на коже дерева». Науке известно не более двадцати шангар-шорилэ. Впервые на них обратил внимание В.И.Иохельсон, побывавший на Верхней Колыме в конце XIX — начале ХХ в.в.

Рис. 1.Любовное письмо. Конец XIX в.а) фигура юноши;б) фигура девушки; в) дом.

Вот примеры нескольких пиктограмм (рис. 1). Внутри дома, обозначенного тройной рамкой и украшенного рядами точек, находятся фигуры юноши и девушки. Линии и дуги, соединяющие фигуры, символически обозначают их чувства и мысли. Некоторые исследователи прочли это послание так: «Люблю тебя всеми силами моей души». Если вглядеться повнимательнее в переплетение линий, то можно предположить, что письмо пишет влюбленная девушка, не встречая взаимности со стороны юноши. Следующее письмо было адресовано самому В.И.Иохельсону (рис. 2)1. Исследователь так интерпретировал его: «Над «в» фигура, похожая на шляпу, изображает неполный дом, т.е. «в» уезжает. Последний слишком крупная особа для юкагирских девушек, составлявших это письмо и самих себя изображавших. Этим письмом «а» и «б» хотели засвидетельствовать уезжавшему «в» свою любовь и то, что они не посмели признаться в ней, и какие из этого обстоятельства вышли комбинации». «Г» и «д» — влюбленные юноши-юкагиры. Косой крест внутри прямоугольника между фигурами «б» и «д» обозначает высшую степень влюбленности, любовь, супружеское счастье.

Девушки-юкагирки с реки Ясачной.Фото конца XIX в.

Рис. 2.Письмо, полученное В.И.Иохельсоном.

С появлением бумаги и письменных принадлежностей среди юкагиров береста, как писчий материал, начинает выходить из употребления, а с распространением буквенного письма отпадает необходимость и в самих пиктограммах. Так, шангар-шорилэ, составленное в ХХ в. на бумаге, уже мало похоже на традиционное берестяное послание. Суть пиктограммы, по словам рисовавшего, означает: «Мысли стремятся к тебе, да не встретились мы» (рис. 3)2.

«В настоящее время трудно сказать, как возникла у юкагиров эта своеобразная пиктографическая письменность, — писал один из исследователей материальной культуры юкагиров С.И.Гурвич, — была ли она самобытным явлением, присущим древней юкагирской культуре, или это заимствование, подражание русской переписке».3 Другой известный исследователь изобразительного искусства народов Сибири С.В.Иванов считал, что «изображения на этих письменах строго канонизированы и не имеют ближайших аналогий в искусстве народов крайнего северо-востока Азии, равно как и в искусстве остальных народов Сибири. Они стоят особняком не только по трактовке образа человека, но и по тому, что графически изображают мысли и чувства человека, узы дружбы и любви, симпатию — все то, что обычно не находит себе места среди рисунков».4

Пиктограмма — древнейшее письмо

Рис. 3.Любовное письмо.а) фигура женщины;б) фигура мужчины;в) препятствие.

Рисовать человек начал в глубокой древности. По крайней мере, самые ранние рисунки на стенах пещер сделаны почти 30 тысяч лет назад. В них человек отображал окружающий мир, который наблюдал и познавал. Пройдет немало тысяч лет, прежде чем с помощью рисунков люди научатся составлять письма.

Если бы мы могли взглянуть на этнографическую карту нашей страны к востоку от Урала, то увидели бы, что пиктографическое письмо в прошлом имело довольно широкое распространение у народов Сибири. Еще в XIX веке картинное письмо было известно хантам, манси, тофаларам, хакасам, бурятам, эвенкам, якутам, нивхам и юкагирам. У юкагиров, помимо удивительного женского письма, существовало письмо мужское. С незапамятных времен пользовались они берестой для нанесения маршрутов перекочевок, изображений отдельных моментов охоты и рыболовства. Маршрутные шангар-шорилэ были настолько точны, что В.И.Иохельсон назвал их «зародышами географических карт». Реалистически переданы на них фигуры людей, животных, стойбища и отдельно стоящие чумы, лодки, лыжи, орудия лова.

Рис. 4. Выход юкагиров на весеннюю охоту по насту.

Вот как изобразили юкагиры выход на весеннюю охоту по насту (рис. 4). Два охотника на лыжах, представители четырех домов, вышли на охоту в одном направлении. Каждый имел упряжку из двух собак и нарты. Вскоре пути их разошлись. Интересно, что содержание письма передано на пиктограмме дважды: первый раз через сюжетный, реалистический рисунок, второй раз — посредством условных значков-идеограмм* в центральной части композиции. Дома здесь изображены в виде традиционных островерхих чумов, над ними две нарты, что соответствует количеству нарт охотников. Дерево, возможно, родовое, символизирует принадлежность людей, живущих здесь, к одному роду. Наконец, сами охотники изображены весьма выразительно — каждому из них соответствует след одной ноги. Параллельное положение следов соответствует началу пути, а поворот в сторону одного из охотников передан волнистой линией. В этих двух равнозначных письмах можно выделить только одно несоответствие: в реалистическом рисунке направление движения охотников показано влево от домов, а в условном — прямо, т.е. перпендикулярно к линии домов.

Ближайшие аналоги берестяные маршрутные письма юкагиров находят в пиктограммах эвенков. Между собой они отличаются прорисовкой отдельных деталей изображений и тем, что юкагиры для нанесения рисунков пользовались ножом, а эвенки — углем и охрой.

Рис. 5. Маршрутное письмо со знаком «возвращения». XX в.

На другом маршрутном письме обозначены (рис. 5): «а» — деревья, которые символически обозначают двух взрослых людей и ребенка, «б» — традиционное коническое жилище, «в» — дорога, переданная пунктирными линиями. Каждая такая линия соответствует одному дню, т.е. изображена дорога продолжительностью в семь дней. Положение луны «г» соответствует той фазе, какую луна имела в день ухода промысловиков. «д» — особый знак, известный также в шаманских пиктограммах юкагиров. Он применяется для обозначения действия возвращения. В нашем письме «знак возвращения» показывает, что через семь дней хозяева дома вернутся в свое жилище. Иногда возле «знака возвращения» изображали ту фазу луны, какую луна будет иметь в день возвращения промысловиков.

Происхождение маршрутных писем было обусловлено тем образом жизни, какой вело полубродячее население таежной зоны Сибири. Используя ретроспективный метод исследования и свидетельства недавней нашей исторической действительности, С.В.Иванов писал: «В условиях таежной жизни, при поголовной прежде неграмотности населения, возникновение такого письма вызвано было практической необходимостью.

Во время перекочевок, особенно в период зимней охоты,.. связь между отдельными группами людей нередко прекращалась на продолжительное время... Группа людей, находясь в тайге или плавая по различным речкам, оставляла на деревьях куски бересты, покрытые изображениями реалистического характера. Другая группа, обнаружив эти своеобразные письма-маршруты, узнавала о судьбе первой группы и в соответствии с содержанием изображений принимала те или иные решения».5

Такая «берестяная почта» обслуживала полубродячее население Якутии, возможно, не одно тысячелетие. Своими корнями она восходит к наскальному искусству древних племен. Археолог, исследователь петроглифов бассейна р. Лены А.П.Окладников считал, что пиктографическая письменность юкагиров является прямым продолжением древней письменности, остатки которой уцелели кое-где на Ленских скалах6, аборигенная, зачаточная письменность к моменту прихода предков якутов на Лену имела за собой «по крайней мере тысячу лет самобытной эволюции».7

Забытые боги

Юкагиры Верхней Колымы. Фото конца XIX в.

Мне не дает покоя женское берестяное письмо: две черточки — ноги, две черточки — руки, а голова? Безголовые или остроголовые люди?

Согласно представлениям юкагиров о первопредках, праотец их имел остроконечную голову и обитал в нижнем ярусе подземного мира.8 Графическое исполнение остроголовых людей археологи обнаруживают на скалах сибирских рек. На Средней Лене, Алдане, Олекме среди множества петроглифов встречаются изображения человечков, руки и ноги которых переданы косыми черточками, а туловище, шея и голова не расчленены и представляют единую вертикальную линию. У некоторых фигур ноги являются продолжением туловища, т.е. находятся в позиции «вместе». Подобные рисунки остроголовых нередки: и отдельно, и группами, и в соседстве с круглоголовыми и рогатыми людьми. Может быть, культовый образ праотца юкгиров проявляется сквозь тысячелетие в абрисе людей на берестяных письменах?

Юкагиры — маленькая северная народность, затерянная среди снегов полярных и приполярных районов Якутии. По предположению исследователей, предки юкагиров освоили территорию Якутии в позднепалеолитическое время, другие исследователи считают, что предки юкагиров пришли с юга в неолите или в бронзовом веке. Широк ареал распространения изображений людей с острым шипом вместо головы — Якутия, Приамурье, Забайкалье, Чукотка. С каким этносом эти рисунки связаны? С юкагирским? Этот вопрос еще ждет своих исследователей.

Вновь обратимся к шангар-шорилэ. Странное все-таки сочетание фигуры человека и елочки. Этнографии известно много примеров, когда фигура человека читается в контексте с изображением птицы, животного, насекомого. Это отголоски первобытной веры в тотемного первопредка. Неразрывны эти представления с идеей продолжения и процветания рода, с культом плодородия, поклонением матери-прародительнице. Образ матери-прародительницы является одним из главнейших в структуре первобытных мифов.

Рис. 6.Женские антропоморфные изображения а) Северной и Северо-Восточной Азии; б) Средней Лены; в) рисунки на скалах Средней Лены — праобраз фигурычеловека женских пиктографических писем.

Народы Сибири мать-прародительницу представляли в образе матери-оленихи, или бело-молочной кобылицей, или, как показал анализ древнейших наскальных рисунков Монголии, в виде многоруких-многоногих антропоморфных фигур. Эти последние фигуры известны на обширной территории Северной и Центральной Азии — в Корее, Китае, Монголии, южной Сибири, Забайкалье, Верхнем Приамурье (рис. 6а). На скалах они часто изображались в сочетании с фигурой животного — тотемного первопредка, символизирующего мужское начало. «Вертикальная пирамида каждой («елочки» — Л.Ж.) составлена из трех фигур, расположенных одна над другой, так что ноги верхней фигуры являются в то же время руками второй, а ноги второй — одновременно руками третьей, — так описывает изображения женщин-первопредков Э.А.Новгородова. — ... Ноги последней фигуры широко расставлены, изогнуты в коленях, и между ними чисто символически показан будущий ребенок... Петроглиф красноречиво выражает суть древнего мифа о матери как источнике жизни, как олицетворении возрождающейся и умирающей природы. ...Трехступенчатая фигура демонстрирует диахронно существовавшие поколения женщин, которые связаны в протяжении времени: это своего рода дерево жизни, где счет родства ведется по материнской линии».9

В различных вариантах этот образ предстает перед нами то в виде трехступенчатой фигуры, то многоступенчатой елочкой, с головой в виде шипа, круглой или ромбовидной. Ноги иногда переданы в виде прямоугольного основания, а порой фигуры в значительной степени схематизированы, в них отмечены лишь отдельные характерные детали.

Подобные же изображения известны на ленских писаницах «Часовня», Тойон-Ары и некоторых других. Своими очертаниями они во многом сходны с монгольскими: широко расставленные ноги, руки, «елочка» вдоль туловища, иногда просто вертикальная «елочка» (рис. 6б).

Отдельные рисунки-графитти, интерпретированные А.П.Окладниковым как изображения жилищ, на наш взгляд, могут быть прочтены иначе: они отражают тот же образ матери-прародительницы и выступают в качестве «мостика» между рисунками на писаницах и юкагирскими шангар-шорилэ (рис. 6 в).

Таким образом, абрис человека в девичьих пиктограммах юкагиров можно считать результатом слияния двух графически самостоятельных образов: остроголового праотца и матери-прародительницы. Удивительно четка, лаконична и универсальна эта фигура! В ней воплощено представление о Человеке вообще, вне зависимости от пола и возраста.

Единение и в то же время противопоставление мужского и женского начал — одна из главных тем первобытного искусства. Человеку верхнего палеолита уже были известны бинарные (т.е. две противоположные) оппозиции: мужское — женское, правое — левое, положительное — отрицательное, соответствующие как психофизиологическим особенностям человека, так и складывавшимся магическим представлениям о таинствах зачатия, рождения и смерти. Бизон как символ мужского начала и лошадь — символ женского начала, соответствующие им мужские и женские условные знаки — таково выражение культа плодородия в пещерной живописи каменного века.

Синтетические образы, сочетающие мужские и женские признаки, появились позднее, очевидно, в эпоху палеометаллов. Э.А.Новгородова среди петроглифов Западной Монголии выделяет образ роженицы, характеризующийся уже известными нам признаками: широко расставлены руки, ноги, между которыми помещен большой плод, и, что весьма примечательно, с большими оленьими рогами на голове. Автор считает, что «в этом изображении передана универсальная идея двух предков-родоначальников — матери-прародительницы и отца-оленя». Роженицы, матери-первопредки, в том числе с оленьими рогами на голове, появились в наскальной живописи Монголии в медно-каменном веке, который предшествовал бронзовому веку.

Соединение мужских и женских признаков можно найти в образе мифологического Мирового Дерева. Так, в якутском героическом эпосе олонхо священное дерево Аал Луук Мас имеет восемь могучих ветвей, которые символизируют три поколения женщин. Священное дерево исторгает желтое илгэ — живительную влагу для зверей, птиц и людей, «густыми сливками струится, желтым маслом источается». Молочная верхушка дерева в вышине небес превратилась в самую лучшую в мире коновязь, по другим вариантам, «словно хвостовое перо журавля, с вершины небес, извиваясь, вниз опустилась; на вершине (этой ветви) созданный Айыы Тойоном орел клекочет». Орел, посланец божества Верхнего мира Айыы Тойона, и столб-коновязь символизируют в данном случае мужское начало Мирового Дерева якутов..

В серии якутских олонхо о женщине-богатырке, первой жительнице Среднего мира, прародительнице якутов, имя героини Кылааннаах Кыыс Бухатыыр состоит из трех слов. Первая его часть означает «лезвие», «острие» или «ость шерсти, хлебного колоса». Остальная часть имени переводится как «девушка-богатырь». В одном из вариантов олонхо к первой части имени добавлено весьма примечательное определение — «Учуктаах», что означает «остроконечная». Записавший олонхо собиратель отметил, что «центральный персонаж олонхо не то мужчина, не то женщина, хотя по облику — это все-таки женщина».10

Отсюда можно вывести некоторое семантическое тождество между мифологическими образами якутской богатырки-прародительницы и Аал Луук Мас. Между собой они соотносятся как два одинаковых по содержанию письма (рис. 4) на юкагирских шангар-шорилэ: вероятно, более древний реалистический образ богатырки и соответствующая ему идеограмма — восьмиветвистое (как символ трех поколений) Мировое Дерево.

Интересно, что подобные соответствия обнаруживаются в имени одного из главных персонажей русской волшебной сказки — Бабы-Яги. В вариантах второй части имени -Яга, -Ига, -Еза угадывается указание на остроконечность. Ига, игла — вообще, тонкий предмет с заостренным концом, например, заостренная палочка, иглы хвойного дерева, иглы ежа, ерша. Выветренный временем древнеславянский образ матери и хозяйки зверей Бабы-Яги, возможно, когда-то содержал символику связи трех поколений женщин: неслучайно в сказках часто фигурируют Баба-Яга и две ее сестры. Образы трех женщин, связанных родством во времени, — мать, дочь, внучка — трансформировались в трех сестер, объединенных сказочным пространством.

Так угадываются смысловые связи между именами и образами русской сказочной Бабы-Яги и якутской мифологической женщины-богатырки Кылааннаах Кыыс Бухатыыр.

Сочетание мужских и женских признаков в одном образе позволяет нам рассматривать фигуру человека в девичьих пиктограммах юкагиров как графическое выражение идеи Мирового Дерева. Действительно, в фигуре человека-елочки обнаруживаются те же устойчивые признаки матери-прародительницы («елочка») и отца-первопредка (остроконечность). В связи с этим чрезвычайно интересна прорисовка «дома» над головами персонажей письма. Форма «дома» опять возвращает нас в мир петроглифов Монголии и Якутии. В прямоугольных основаниях прародительниц, символизирующих «домовину», «землю», «родину», в графике широко расставленных ног (рис. 6) видится праобраз орнаментированных юкагирских «домов». Судя по этнографическим источникам, традиционные жилища юкагиров имели коническую форму. Переосмысленный образ «домовины», «родины» уже конкретно обозначал «дом» и потому занял противоположное, верхнее положение в берестяных письмах. Можно так же принять во внимание П-образную прорисовку мифологического Неба в наскальных рисунках Средней Лены11 и форму сечения зимнего жилища якутов «балаган».

Любовные письма юкагирских девушек помогли обнаружить следы почти утраченного образа мифологического Мирового Дерева юкагиров. В изобразительном искусстве современных юкагиров Верхней Колымы известны самостоятельные образы отца-первопредка и елочки — матери-прародительницы, ими украшены передники, обувь, деревянные изображения божков. В фольклоре же эти образы почти стерты. И тем заманчивее и радостнее идти вспять во времени, очищая от «вековой пыли» и восстанавливая по крупицам уникальную и по-своему яркую картину духовного мира аборигенов края.

Литература

1. Иохельсон В.И. По рекам Ясачной и Коркодону. Древний и современный юкагирский быт и письмена. Сиб., 1898. Приложение V.

2. Юкагиры. Историко-этнографический очерк. Новосибирск, 1975. С. 56-57.

3. Там же.

4. Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX — нач. ХХ вв. М.-Л., 1954. С. 524.

5. Иванов С.В. Указ. соч. С. 123, 520.

6. Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Средней Лены. Л., 1972.

7. Окладников А.П. История Якутии, т. 1. М.-Л., 1955. С. 213.

8. Туголуков В.А. Кто вы, юкагиры? М., 1973, с. 113.

9. Новгородова Э.А. Мир петроглифов Монголии. М., 1984. С. 43-44.

10. Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. М. 1983, с. 99.

11. Жукова Л.Н. Бинарные оппозиции в мировоззрении аборигенов Сибири: символика разнонаправленных дуг. //Язык — миф — культура народов Сибири. Вып. III. Якутск, 1994.

ilin-yakutsk.narod.ru

Что такое пиктограмма в древности и в наше время

Содержание

  1. Значение пиктограмм в Древнем мире
  2. Значение пиктограмм в современном мире

В Древнем мире пиктограммы использовались в ранних письменностях и служили способом передачи информации в виде простых рисунков. В современном мире пиктограммы служат обозначениями дорожных правил, уличных указателей и т.п.

Значение пиктограмм в Древнем мире

Пиктограмма – знаки пиктографической письменности в странах Древнего мира. Пиктограммы обозначали простейшие изображения таких вещей, как солнце, человек или животное. Пиктограммы являлись предпосылкой древнеегипетской и древнекитайской письменностей. Особую роль пиктограммы играли в странах, где было иероглифическое письмо. По сути, они служили способом передачи информации еще до появления письменности. Люди обозначали рисунками все то, что происходило вокруг. Из пиктограмм в Древнем Китае сложились более сложные по написанию иероглифы, которые обозначали уже не просто всем понятные вещи, а более сложные понятия. Интересно, что рисунок солнца и некоторых других объектов изображались одинаково как в Древнем Египте, так и в Древнем Китае. В дальнейшем, с усложнением и усовершенствованием письма, знаки стали существенно различаться. Но так как пиктограммы можно было использовать только в узком смысле и они не давали тех возможностей, которые дает оформленный язык, они вышли из употребления. Еще одна причина исчезновения пиктограмм – развитие общества. Появлялись новые понятия, связанные с ремеслами, техническими достижениями и усложнением религиозных обрядов. Записывать пиктограммами все новшества стало невозможно.

Значение пиктограмм в современном мире

В современном мире пиктограммы утратили ту роль, что они выполняли в древности. Сейчас пиктограммы можно увидеть на рабочем столе компьютера – это изображения папок, файлов, программ. Дорожные знаки представляют собой пиктографические рисунки. Таким образом передается информация так, чтобы ее понял любой человек, включая иностранцев. Пиктограммами обозначаются правила поведения в общественных заведениях. Например, зачеркнутое изображение человечка, выкидывающего мусор в неположенном месте. Такие рисунки занимают меньше места и требуют небольших затрат. Через пиктограммы человек узнает, как утилизировать продукт, как стирать и гладить одежду. На двери туалета помещаются изображения человека в треугольнике, чтобы каждый мог понять, что это уборная. Если бы не пиктограммы, пришлось бы делать надписи на нескольких языках. Хотя использование пиктографических знаков в разных странах несколько различается, общий смысл понять любому человеку несложно. Именно поэтому пиктограммы пользуются большой популярностью во всех сферах жизни современного человека - от компьютера до уличных обозначений. Разница между значением пиктограмм в древности и в современном мире заключается в том, что сейчас рисунками изображают универсальные конкретные объекты или действия. Современные люди не используют пиктограммы в общении, написании текстов и т.п. В Древнем мире пиктограммы были единственном способом передачи всей информации.

completerepair.ru

История, духи, знаки и символы. Использование символов

Использование символов для отображения окружающих объектов Духов в Европе стали не только изображать на скалах. Похоже, что «открытие» духов совершило революцию во всей картине мира наших далеких предков, которая и вызвала смену форм мышления и выражения. Ведь духов нельзя изображать натуралистически, хотя бы и стилизованно. Так человек впервые изобрел символы.

С этого времени он начинает обозначать символами даже те объекты, как одушевленные, так и неодушевленные, которые были знакомы ему десятки тысяч лет: людей, животных, растения, лодки, дома, оружие, воду. Легко создаются символы для обозначения абстрактных понятий — например, плодородия (дождевая туча), богатства (несколько полей, граничащих друг с другом), защиты и безопасности (символ дома или «Великой Матери»), власти (оружие или символ Солнца). Вера в мистических существ дала толчок развитию абстрактного мышления. В Швеции часто находят наскальные сцены из жизни охотников и рыболовов древности. Люди, животные и предметы обихода — лодки, оружие — изображаются в чрезвычайно упрощенной форме.

Символ изображение духов Символизображение духов

Это хорошо прослеживается во многих из тех мест, где сосредоточены наскальные рисунки, особенно на Мон-Бежо, «Горе богов» во французских Приморских Альпах. Мистика, населяющая альпийские долины этого почти трехтысячника с грубоватыми очертаниями, дает себя знать уже при взгляде на его карту. На каждом шагу — то Lac du Diable (озеро Чертово), то Valmasque (Колдуньина долина), то Vallee d'lnferno (долина Адская), а то и Cime du Trem (пик Дрожь). Имя самой горы (Бежо) происходит от индоевропейского корня, обозначающего верховного небесного владыку.

У самого подножия божественной горы расположены две долины, посетить которые особенно интересно: Долина чудес (Vallee des Merveilles) и Фонтанальба. Там взору путешественника открываются оранжево-зеленые скалы пустынных склонов и долин между ними, на которых красуется волшебная сказка, подарившая эти имена озерам, горам и долинам: 40 тысяч рисунков, тщательно вырезанных человеческой рукой чуть не на каждом более или менее гладком камне. Однажды начав рассматривать их, человек лишь с трудом подавляет в себе желание остаться в этих неуютных горах если не навеки, то, по крайней мере, надолго. Он находит здесь все новые рисунки, символы, изображающие оружие и людей, загадочные прямоугольники с точкой в центре и все новые квадраты, овалы, треугольники, украшенные «рогами», — «счастливые знаки для скотины», скотоводческие символы плодородия.

Рисунки, расположенные на высоте от 2 до 3 тысяч метров над уровнем моря, также известны очень давно, хотя они почти девять месяцев в году занесены снегом. Сохранились их зарисовки, сделанные еще в 1650 году. Однако в том, что созданы они были в доисторические времена, первым убедился француз Эмиль Ривьер лишь 200 лет спустя. После него целый ряд ученых занимался систематическим изучением и каталогизацией рисунков. Больше всех в этом преуспели английский ботаник Кларенс Бикнелл, нашедший и описавший за 39 лет поисков 12 тысяч рисунков, итальянец Бернардини и новейший исследователь Роберт Хиригойен. Рисунки, выгравированные на этих камнях древними европейцами из племени лигурийцев, не отличаются разнообразием сюжетов. Впрочем, наши дорожные знаки, которые и сами суть не что иное, как символы, также не терпят произвольных изменений. Недаром они одинаковы повсюду: в этом-то и заключается их символический смысл.

Символы охотников и рыболовов Символы, сцены из жизниохотников и рыболовов

Рисунки на скалах Мон-Бежо объединяются в семь больших групп: скот, оружие, люди, сельскохозяйственные символы, обозначающие пахоту на быках, символы полей и упряжек быков, малопонятные геометрические знаки и символы духов. Встречаются они тоже с разной частотой. Чаще всего изображаются скот и оружие. Символы людей составляют только полпроцента от всех, да и то они в половине случаев изображены вместе с символами пахоты. Духи, в первую очередь их главная троица — «Маги», «Христианские волхвы» и «Вожди племен», как их называют, — встречаются реже всего.

Тысячекратное повторение одних и тех же символов, к тому же с веками все упрощавшихся, привело к возникновению самых настоящих знаков. А отсюда один шаг до развития алфавита. Например, наша буква «А» так же, как первая буква арабского алфавита, Алиф, и прописная греческая Альфа восходят к древнему финикийскому знаку «Алеф». Однако этот знак по начертанию очень похож на изображение головы быка на Мон-Бежо, а само слово «алеф» по-финикийски и древнееврейски тоже означает «бык». Таким образом, символы быка на Горе Богов в Приморских Альпах тоже были не чем иным, как предшественниками алфавитных знаков. В том, что у лигурийцев, живших на Мон-Бежо, были культурные связи с Древним Востоком, ученые сегодня уже не сомневаются.

Древние изображения духов и мистический символ спирали встречаются повсюду в мире. Эти наскальные «гравюры» когда-то были созданы индейцами в каньоне Чако, штат Нью-Мексико. Изображения бытовых сцен тоже служили древним художникам для вызова магических сил. Эти картины должны были обеспечивать удачу в пути. Рисунки, изображающие людей и быков на пахоте, являлись символами плодородия и изобилия.

Так же, как с «Алефом», обстоит дело и с латинской буквой «В», историю возникновения которой тоже можно проследить на Мон-Бежо. В наскальных рисунках «дом» обозначается вертина Мон-Бежо, а само слово «алеф» по-финикийски и древнееврейски тоже означает «бык». Таким образом, символы быка на Горе Богов в Приморских Альпах тоже были не чем иным, как предшественниками алфавитных знаков. В том, что у лигурийцев, живших на Мон-Бежо, были культурные связи с Древним Востоком, ученые сегодня уже не сомневаются.

1 ← Вернуться Часть 2 Продолжить → 3 , 4

«Энциклопедия Символы и Знаки»

sigils.ru


Смотрите также