Древнего рима цитаты. Полководцы и государственные мужи Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Латинские крылатые выражения: Древний Рим. Древнего рима цитаты


Латинские крылатые выражения: Древний Рим

Латинские крылатые выражения: Древний РимАвтор: Дмитрий Сироткин

Подготовил обзор древнеримских крылатых выражений.

В него вошло примерно 120 латинских выражений.

Они распределены по 20 темам, в том числе: любовь и женщины, императоры и полководцы, Юлий Цезарь, война, познание, человек, римские боги, жизнь, наставления, благодеяние, Рим, зрелища, нравы.

Крылатые выражения про любовь и женщин

  • Amor omnia vincit — Все побеждает любовь (Вергилий, «Буколики»)
  • Amorem canat aetas prima — Пусть юность поёт о любви (Проперций, «Элегии»)
  • Amor odit inertes — Амур не терпит ленивцев (Овидий, «Наука любви»)
  • Militat omnis amans—Всякий влюбленный — солдат (Овидий, «Любовные элегии»)
  • Varium et mutabile semper femina — Женщина всегда изменчива и непостоянна (Вергилий, «Энеида») Примерно такими словами Меркурий призывает Энея оставить Дидону и отплыть из Карфагена в Италию.
  • Nitinur in vetitum semper, cupimusque negate — Мы всегда стремимся к запретному и желаем недозволенного (Овидий, «Любовные элегии»)
  • Quod licet, ingratum (e)st — Дозволенное не привлекает (Овидий, «Любовные элегии»)
  • Odero, si potero — Возненавижу, если смогу Так Овидий в «Любовных элегиях» описывает отношение к коварной возлюбленной.
  • Od(i) et amo — Ненавижу и люблю (Катулл)
  • Amor non est medicabilis herbis — Нет лекарства от любви, травами не лечится (Овидий, «Героиды»)
  • Ubi tu Gaius, ibi ego Gaia — Где ты Гай, там я Гайя Трогательная формула супружеской верности.
  • Domi sedet, lanam ducit — Сидит дома, прядет шерсть Распространенная похвала римской хозяйке дома.

См. также крылатые выражения поэтов и писателей про любовь и фразеологизмы про любовь

Крылатые выражения императоров и полководцев

  • Boni pastoris est tondere pecus, non deglubere — Хороший пастырь стрижёт овец, а не обдирает их Ответ Тиберия на предложение наместников в римских провинциях поднять налоги местным жителям.
  • Amici, diem perdidi — Друзья, я потерял день Слова императора Тита, вдруг осознавшего, что за целый день он не сделал ни одного доброго дела.
  • Festina lente — Торопись медленно (император Август)
  • Navigare necesse est, vivere non est necesse — Плыть необходимо, а жить — нет! Эту гордую фразу Помпей произнес на отплывающем в бурю корабле, везущем хлеб в Рим.
  • Quintili Vare, legiones redde — Квинтилий Bap, верни легионы Восклицание императора Августа после ужасного поражения римлян от германцев в Тевтобургском лесу.
  • Ceterum censeo Carthaginem delendam esse — А кроме того, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен Так римский полководец и сенатор Катон Старший заканчивал любую свою речь в сенате.
  • Caesarem decet stantem mori — Цезарю подобает умереть стоя (император Веспасиан)
  • Qualis artifex pereo! — Какой артист погибает! Слова, повторяемые императором Нероном перед смертью.

Крылатые выражения, связанные с Юлием Цезарем

  • Alea jacta est — Жребий брошен, пути назад нет Знаменитые слова Юлия Цезаря, решившего вступить в войну против римского сената и перейти со своими войсками реку Рубикон. (см. статью о фразеологизме "перейти Рубикон")
  • Veni, vidi vici — Пришёл, увидел, победил Этими тремя словами Юлий Цезарь описал победу над понтийским царем Фарнаком в сражении при Зеле.
  • Et tu quoque, Brute! — И ты, Брут! Фраза, якобы произнесенная Юлием Цезарем, увидевшим среди своих убийц опекаемого им Марка Юния Брута.
  • Sic semper tyrannis — Такова участь тиранов Фраза, якобы произнесенная Брутом в момент убийства им и остальными заговорщиками Юлия Цезаря.

Крылатые выражения про войну

  • Qui desiderat pacem, praeparet bellum — Кто желает мира, пусть готовится к войне (Вегеций, «Краткое изложение военного дела»)
  • Si vis pacem, para bellum — Хочешь мира — готовься к войне (Корнелий Непот)
  • Pecunia nervus belli — Деньги - движущая сила войны (Цицерон, «Филиппики»)
  • Pro aris et focis — за алтари и очаги Призыв сражаться за родную землю
  • Hannibal ad portas — Ганнибал у ворот Фраза обозначает близкую опасность.
  • Vincere scis Hannibal, victoria uti nescis — Ганнибал, побеждать ты умеешь, но пользоваться победой не умеешь (Тит Ливий, «История») По поводу отказа Ганнибала развить победу над римлянами при Каннах походом на Рим .
  • Cunctando restituit rem — Промедлением спас дело О полководце Фабии Максиме, избравшим тактику уклонения от сражения с Ганнибалом.
  • Periculum in mora — Промедление опасно (Тит Ливий, «История») Римские воины нашли удачное обоснование, почему пора бежать с поля боя.
  • Vae victis — Горе побеждённым Фраза вождя галлов при переговорах с римлянами во время осады Рима в 4-м веке до н.э.

Крылатые выражения про познание

  • Felix qui potuit rerum cognoscere causas — Счастлив, кто мог познать причины вещей (Вергилий, «Георгики»)
  • Rem tene, verba sequentur — Постигни суть, а слова найдутся (Катон Старший)
  • Nemo omnia potest scire — Никто не может знать все (Гораций, «Оды»)
  • Veritas odium parit — Истина рождает ненависть (Тертенций, «Девушка с Андроса»)
  • Damnant quod non intellegunt — Осуждают то, чего не понимают (Квинтилиан, «Обучение оратора»)
  • Decipimur specie recti — Мы обманываемся видимостью правильного (Гораций, “Наука поэзии")
  • Omne ignotum pro magnifico est — Все неизвестное представляется величественным (Тацит, «Агрикола»)
  • Ignoti nulla cupido — К неизвестному нет влечения (Овидий, «Наука любви»)

См. также фразеологизмы про ум

Крылатые выражения про человека

  • Nihil homine est miserius aut superbius — Ничего нет более жалкого и более великолепного, чем человек (Плиний Старший)
  • Homo sum: humani nihil a me alienum puto. — Я человек и ничто человеческое мне не чуждо (Теренций, «Самоистязатель»)
  • Faber est suae quisque fortunae — Каждый сам кузнец своей судьбы (цензор Аппий Клавдий)
  • Errare humanum est — Человеку свойственно ошибаться (Сенека Старший, «Контроверсии»)
  • Quot homines, tot sententiae — Сколько людей, столько и мнений (Теренций, «Формион»)
  • Homo homini lupus est — Человек человеку – волк (Плавт, "Ослы")
  • Consuetudo est altera natura — Привычка – вторая натура (Цицерон, «О высшем благе и высшем зле»)

См. также фразеологизмы о человеке

Крылатые выражения про римских богов

  • Currit rota — Вертится колесо Об изменчивости судьбы, символизируемой колесом римской богини судьбы и удачи Фортуны.
  • Quod licet Jovi, non licet bovi — Что позволено Юпитеру, то не позволено быку (Распространенная пословица)
  • Ne sus Minervam — Не свинье учить Минерву Понятно, что учить богиню мудрости – дело неблагодарное.
  • Venus oti(a) amat — Венера любит досуг (Овидий, «Лекарство от любви»)
  • Procul este, profani! — Подите прочь, непосвященные! (Вергилий, «Энеида») Восклицание пророчицы Сивиллы, прогоняющей спутников Энея из священной рощи при приближении богини Гекаты, повелительницы теней.
  • Proserpina nullum caput fugit — Прозерпина не щадит никого (Гораций, «Оды») Прозерпина – владелица подземного царства мертвых.

Крылатые выражения про жизнь

  • Vivere est militare — Жить - значит бороться (Сенека, «Нравственные письма»)
  • Fortes fortuna adjuvat — Смелым помогает судьба (Теренций, «Формион»)
  • Carpe diem — Лови день (Гораций, «Оды»)
  • Disce gaudere — Научись радоваться (Сенека, «Нравственные письма»)
  • Bene qui latuit, bene vixit — Хорошо прожил тот, кто прожил незаметно (Овидий, «Скорбные элегии»)
  • Sub aliena umbra — Под чужой тенью (Сенека, «Нравственные письма») О людях, живущих чужими мыслями 

См. крылатые выражения поэтов про жизнь, крылатые выражения писателей про жизнь, а также фразеологизмы про жизнь

Крылатые выражения – наставления

  • Tu ne cede malis — Не покоряйся беде (Вергилий, «Энеида»)
  • Quod dubitas, ne feceris — В чем сомневаешься, того не делай (Плиний Младший, «Письма»)
  • Ignoscito saepe alteri, nunquam tibi — Другим прощай часто, себе – никогда (Публилий Сир, «Сентенции»)
  • Cave ne cadas — Берегись, чтобы ты не упал Традиционное обращение к едущему на колеснице полководцу-триумфатору стоящего за ним раба, совет умерить гордыню.
  • Misce utile dulci — Смешай приятное с полезным (Гораций, «Наука поэзии»)
  • Vestigia semper adora — Всегда чти следы прошлого (Стаций, «Фиваида»)

Крылатые выражения про благодеяние

  • Recte facti fecisse merces sest — Наградой за доброе дело служит свершение его (Сенека)
  • Vincuntur molli pectora dura prece — Даже жестокие сердца побеждает ласковая просьба (Тибулл)
  • Bis dat, qui cito dat — Вдвойне даёт тот, кто даёт быстро (Публилий Сир)
  • Tarde velle nolentis est. — Хотеть поздно - значит не хотеть (Сенека, «О благодеянии»)
  • Benefacta male locata malefacta arbitror — Благодеяния, оказанные недостойному, я считаю злодеяниями (Энний)

Крылатые выражения про Рим

  • Roma Aeterna — Вечный Рим (Вечный город)
  • Urbs venalis! — Продажный город! Любопытная фраза Югурты, царя североафриканской страны Нумидии, хорошо умевшего подкупать римских полководцев и чиновников, при отъезде из Рима.
  • Civis Romanus sum! — Я римский гражданин! Гражданство Рима обеспечивало человеку ряд значимых прав и неприкосновенность за пределами Рима.
  • Urbi et orbi — К Риму и к миру (всем) Первая фраза публичных объявлений в Древнем Риме, со временем ставшая названием торжественного папского благословения.
  • Genius loci — Гений места Дух-покровитель конкретного места (деревни, города, горы и т.д.). Безусловно, Рим храним таким духом-покровителем.

Крылатые выражения про зрелища

  • Panem et circenses! — Хлеба и зрелищ! (Ювенал, «Сатиры») Раздача бесплатного хлеба и жестокие цирковые зрелища – главные нужды римской толпы.
  • Ave, Caesar, morituri te salutant — Здравствуй, цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя Приветствие гладиаторов в адрес императора перед началом гладиаторских боев.
  • Pollice verso — повернутым пальцем Жест зрителя, производимый пальцем, обозначающий, что поверженного гладиатора нужно добить.
  • Ad bestias — к зверям Одна из форм публичной расправы с преступниками, христианами, рабами – отдавать их на растерзание зверям или собакам.

См. также фразеологизмы про спорт

Крылатые выражения про нравы

O tempora! O mores! — О времена! О нравы! («Речь против Катилины») В таких выражениях Цицерон в сенате возмущается безнаказанностью заговорщика Катилины.Honores mutant mores — Почести меняют нравы (Плутарх, «Жизнь Суллы»)Calcat jacentem vulgus — Народ топчет лежачего (Сенека, «Октавия»)Vir bonus semper tiro — Порядочный человек всегда простак Выражение о том, что добродетельному человеку трудно жилось в римском мире наживы.

Крылатые выражения про медицину

  • Mens sana in corpore sano — В здоровом теле - здоровый дух (Ювенал, «Сатиры»)
  • Optimum medicamentum quies est — Лучшее лекарство – покой (Авл Корнелий Цельс)
  • Facil omnes, cum valemus, recta consilia aegrotis damus — Все мы, когда здоровы, легко даём хорошие советы больным (Теренций, «Девушка с Андроса»)
  • Senectus ipsa morbus — Сама старость – болезнь (Теренций, «Формион»)

См. также медицинские фразеологизмы

Крылатые выражения о лучшем пути

  • Aurea mediocritas — Золотая середина (Гораций)
  • Inter utrumque vola — Лети посередине (Овидий, «Наука любви») Напутствие Икара сыну Дедалу.
  • Unusquisque sua noverit ire via — Пусть каждый идет своим путём (Проперций, «Элегии»)

Крылатые выражения про власть

  • Oderint dum metuant — Пусть ненавидят, лишь бы боялись (Акций, «Атрей»)
  • Oderint, dum probent — Пусть ненавидят, лишь бы поддерживали (император Тиберий)
  • Occidat, dum imperet — Пусть убивает, лишь бы царствовал (Тацит, «Анналы») Ответ Агриппины предсказавшим ей, что ее сын Нерон станет императором, но убьет ее.

Крылатые выражения про обучение

  • Vitae, non scholae discimus — Для жизни, не для школы мы учимся (Сенека, «Письма»)
  • Crates, cum indoctum puerum vidisset, paedagogum ejus percussit — Кратет, когда видел невежественного ученика, бил его педагога (Квинтилиан)
  • Usus magister est optimus — Практика - лучший учитель (Цицерон, «Речь в защиту Рабирия»)

Крылатые выражения про время

  • Tempus edax rerum — Всепожирающее время (Овидий, «Метаморфозы»)
  • Damnosa quid non inminuit dies? — Чего не умаляет губительное время? (Гораций, «Оды»)
  • Ad Calendas Graecas—до греческих календ, никогда У греков понятия календ, первого дня месяца не было, поэтому и ждать до них было бессмысленно.

См. также крылатые выражения поэтов и писателей о времени и фразеологизмы про время

Крылатые выражения про родину

  • Famae etiam jactura facienda est pro patria — Ради Отечества следует жертвовать даже славой (Фабий)
  • Ubi bene, ibi patria — Где хорошо, там и отечество (Пакувий, «Тевкр»)
  • Deest remedii locus, ubi, quae vitia fuerunt, mores fiunt — Нет места лекарствам там, где то, что считалось пороком, становится обычаем (Сенека, “Письма”)

Крылатые выражения про деньги

  • Pecunia non olet — Деньги не пахнут (Светоний, «Жизнь двенадцати цезарей») Краткое резюме обсуждения императором Веспасианом и его сыном Титом вопроса, пахнут ли деньги, полученные от налогообложения общественных туалетов.
  • Lucri bonus est odor ex re qualibet — Запах прибыли приятен, от чего бы он ни исходил (Ювенал, «Сатиры»)
  • Semper avarus eget — Скупой всегда нуждается (Гораций, «Послания»)

Прочие древнеримские крылатые выражения

  • Imperare sibi maximum imperium est — Владеть собой - наивысшая власть (Сенека, «Нравственные письма»)
  • Aut Caesar, aut nihil — Или Цезарь, или ничто (Калигула)
  • Nulla dies sine linea — Ни дня без строчки (Плиний Старший, «Естественная история»)
  • Gutta cavat lapidem — Капля долбит камень, вода камень точит (Овидий, «Письма с Понта»)
  • Hoc erat in votis — Вот о чем я мечтал (Гораций, «Сатиры») Гораций о подаренном ему Меценатом, другом императора Августа поместье в Сабинских горах.
  • In actu mori — умереть, находясь на посту (Сенека, «Нравственные письма»)
  • Ultima Thule — край света, Крайняя Фула (Вергилий, «Георгики»)
  • Verba et voces praetereaque nihil — Пустые слова (Гораций, «Послания»)
  • Dictum factum — Сказано – сделано (Теренций, «Девушка с Андроса»)
  • In silvam non ligna feras insanius — Меньшим безумием было бы носить в лес дрова (Гораций, «Сатиры»)
  • Nigra in candida vertere — Превращать черное в белое (Ювенал, «Сатиры»)
  • Sub rosa — тайно, под розой В римских домах розу вешали над столом во время пиршеств в знак неразглашения услышанного.
  • Cantus cycneus — Лебединая песня (Цицерон, «Тускуланские беседы»)

 

Итак, в приведенных латинских крылатых выражениях (авторских фразеологизмах) высказано немало ценных высказываний как по вечным вопросам, волнующим людей во все времена, так и по вопросам, характерным для Древнего Рима.

В целом же, на мой взгляд, тематика этих латинских выражений достаточно полно отражает приоритеты и особенности жизни Древнего Рима. Самому мне больше всего понравились древнеримские крылатые выражения императоров и полководцев, а также – про власть и про обучение.

Кстати, отмечу склонность римлян к театральности поведения. Можно вспомнить прощальные слова императора Августа, спросившего, хорошо ли он сыграл комедию своей жизни. По-видимому, эта их склонность придает большую живость и драматизм многим приведенным здесь крылатым фразам.  

В продолжение можно перейти к следующим материалам:

 

Если вам понравилась эта статья и вы захотели поделиться с друзьями ссылкой на нее в социальной сети, то я ведь только за! Просто воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Комментарии также всячески приветствуются!

burido.ru

Полководцы и государственные мужи Древнего Рима

Луций Вителлий

(I в.) консул, отец императора Вителлия

[Луций Вителлий] воскликнул, поздравляя [императора] Клавдия со столетними играми: «Желаю тебе еще не раз их праздновать!»

Тиберий Гракх

(1-ая пол. II в. до н.э.) консул, отец народных трибунов Гая и Тиберия Гракхов

Когда лузитане заявили Тиберию Гракху, что у них продовольствия на десять лет и потому они не боятся осады, Гракх сказал: «Значит, я вас покорю в одиннадцатом году». (…) Лузитане (…) тотчас cдались.

Домиций Афр

(?—59 н.э.) оратор и государственный деятель

Государь, который хочет все знать, окажется перед необходимостью много прощать.

Домиций Корбулон

(I в. н.э.) полководец

Врага надо побеждать топором (т. е. военными сооружениями).

Катон Младший (Марк Порций Катон (младший))

(95—46 до н.э.) государственный деятель, противник Цезаря

Время (…) истощает силу всякой тирании.

Цезарь один из всех берется за государственный переворот трезвым.

Некоторые предлагали верховный надзор за выборами поручить Помпею, Катон (…) возражал, говоря, что не законам нужно искать защиты у Помпея, а Помпею у законов.

Какой-то неразумный человек, не узнав Марка Катона [Младшего], побил его в бане: сознательно никто не поднял бы руку обидеть такого мужа! Когда впоследствии этот человек пришел просить прощения, Катон ответил: «Я не помню, чтобы меня побили».

Лукулл (Лициний Лукулл)

(ок. 117 – ок. 56 до н.э.) полководец, сторонник Суллы; прославился богатством, роскошью и пирами

Когда однажды он [Лукулл] обедал в одиночестве и ему приготовили один стол и скромную трапезу, он рассердился и позвал приставленного к этому делу раба; тот ответил, что, раз гостей не звали, он не думал, что нужно готовить дорогой обед, на что его господин сказал: «Как, ты не знал, что сегодня Лукулл угощает Лукулла?»

Квинт Цецилий Метелл (Метелл Македонский)

консул 143 г. до н.э.

Один из молодых трибунов спрашивал его [Цецилия Метелла], каковы его замыслы. Он ответил: «Если бы их знала хотя бы моя рубаха, я бы тут же бросил ее в огонь».

Луций Муммий (Муммий Ахейский)

консул 146 г. до н.э.

[Консул Луций Муммий] был настолько невежествен, что, когда по взятии Коринфа грузил для отправки в Италию картины и статуи, выполненные руками величайших мастеров, он велел предупредить сопровождающих, что если они их потеряют, то должны будут вернуть новые.

Пассиен Крисп

(1-ая пол. I в.) оратор, знаменитый острослов

Крисп Пассиен – человек самый тонкий во всех отношениях из всех, кого я встречал на своем веку, в особенности же тонко разбиравшийся в пороках, говаривал, что перед лестью мы не запираем дверей, а только слегка прикрываем, как делаем перед приходом возлюбленной; нам приятно, если она, придя, распахнет дверь; еще приятнее, если она на своем пути вовсе разнесет ее в щепки.

Когда Гай [Калигула] спросил его наедине, сожительствует ли Пассиен со своей родной сестрою, как он сам, то Пассиен ответил: «Еще нет», – весьма пристойно и осторожно, чтобы не оскорбить императора отрицанием и не опозорить себя лживым подтверждением.

Никогда не бывало ни лучшего раба, ни худшего господина. (Пассиен Крисп о Калигуле).

Помпей Великий (Гней Помпей (Магн))

(108—48 до н.э.) полководец

У восходящего солнца больше поклонников, чем у заходящего.

[Однажды, когда Помпею нужно было срочно отплыть в Рим,] поднялась буря, и кормчие не решались сняться с якоря. Тогда Помпей первым взошел на борт корабля и, приказав отдать якорь, вскричал: «Плыть необходимо, а жить – нет!»

О себе самом он [Помпей] смело сказал, что всякую власть он получал раньше, чем ожидал сам, и слагал раньше, чем ожидали другие.

Катон его сурово корил за то, что он [Помпей] не слушался его, Катона, предупреждений, что не на благо республике будет умножение власти Цезаря; Помпей ответил: «Ты больше был пророком, я больше был другом».

Либо победить, либо умереть свободными. (Помпей, ведя войну против Цезаря.)

Публий

римлянин

Публий, видя Муция, весьма недоброжелательного человека, более грустным, чем обыкновенно, сказал: «Или с Муцием случилось что-нибудь неприятное, или, не знаю с кем, – что-либо хорошее».

Сулла (Луций Корнелий Сулла)

(138—78 до н.э.) полководец, в 82 – 79 гг. диктатор

Сулла (…) однажды на сходке, когда плохой уличный поэт подбросил ему тетрадку с написанной в честь Суллы эпиграммой (…), тотчас же приказал вручить поэту награду (…), но с условием, чтобы тот впредь ничего не писал!

Сципион Африканский Старший (Публий Корнелий Спицион)

(ок. 235 – ок. 183 до н.э.) полководец, победитель Ганнибала во II Пунической войне

Я никогда не делаю больше, чем тогда, когда не делаю ничего, и никогда не бываю менее один, чем тогда, когда я один.

Сципион Старший свое свободное от военных и государственных дел время проводил в ученых занятиях, говоря, что на досуге у него особенно много дела.

Аппий Клавдий, соперничая с ним [Сципионом Старшим] за цензорство, похвалялся, что сам он каждого римского гражданина приветствует по имени, а Сципион не знает почти никого. «Ты прав, – сказал Сципион, – я старался не о том, чтобы всех знать, а о том, чтобы меня все знали».

Сципион Африканский Младший (Публий Корнелий Спицион Эмилиан)

(ок. 185 – ок. 129 до н.э.) полководец, победитель Ганнибала в III Пунической войне

Хороший полководец, как хороший врач, берется за клинок лишь в крайней надобности.

Ни Риму пасть, пока стоит Сципион, ни Сципиону жить, когда Рим падет.

Сципион Африканский [Младший], (…) когда некоторые говорили, что он мало участвовал в боях, заявил: «Мать родила меня повелителем, а не рубакой».

Кто-то (…) показал ему [Сципиону Младшему] щит с прекрасной отделкой. «Отличный щит, – сказал Сципион, – только римлянину больше пристало полагаться не на то, что в левой руке, а на то, что в правой».

Тарквиний (Луций Тарквиний Гордый)

(IV в. до н.э.) последний царь Рима; изгнан римлянами

В изгнании [царь] Тарквиний сказал, что он научился отличать истинных друзей от ложных только теперь, когда уже не в силах воздать по заслугам ни одним, ни другим.

Гай Фабриций Лусцин

(III в. до н.э.) полководец, воевал против эпирского царя Пирра

Когда Публий Корнелий, считавшийся человеком жадным и вороватым, однако же храбрецом и хорошим полководцем, благодарил Гая Фабриция за то, что тот, его враг, выдвинул его в консулы, да еще во время большой и тяжелой войны, Фабриций сказал: «Нечего тебе меня благодарить, просто я предпочел быть ограбленным, чем проданным в рабство».

Когда [консулу] Фабрицию посол эпирцев Киней давал в дар большое количество золота, он не взял его, сказав, что предпочитает повелевать владеющими золотом, чем владеть им.

Марк Целий Руф

(82—48 до н.э.) политический деятель и оратор

Оратор Целий был гневлив до чрезвычайности. (…) Обедал с ним как-то (…) один клиент редкого терпения. (…) Он рассудил за лучшее соглашаться с каждым словом и не делать ничего наперекор. Целий не выдержал поддакивания и воскликнул: «Возрази хоть что-нибудь, чтобы нас стало двое!»

Квинт Туллий Цицерон

(I в. до н.э.) политик, брат Марка Туллия Цицерона

[Избиратели] считают себя нашими друзьями, если мы знаем их по имени.

Если услышишь или почувствуешь, что тот, кто обещал тебе свою поддержку, как говорится, перекрасился, то скрой, что ты услыхал или знаешь; если же он захочет обелить тебя в своих глазах, чувствуя, что на него пало подозрение, то подтверди, что ты никогда не сомневался (…) в его добрых намерениях.

Лесть, (…) будучи порочной и постыдной при прочих условиях жизни, при соискании [политических должностей] необходима.

Люди хотят не только обещаний, (…) но обещаний, даваемых щедро и с почетом для них.

В том, чего ты не можешь сделать, либо отказывай мягко, либо вовсе не отказывай.

Выражением и словами людей привлекают более, чем самим одолжением и делом.

Все склонны предпочитать ложь отказу.

Заботься о том, чтобы (…) о твоих соперниках распространялись соответствующие их нравам позорные слухи (…) – либо о преступлении, либо о разврате, либо о мотовстве.

Югурта

царь Нумидии; казнен римлянами после поражения в войне

Продажный город, обреченный на скорую гибель, если только найдет себе покупателя! (О Риме).

Неизвестные лица

Нумантийские старейшины укоряли разбитых, что они побежали перед теми, кого столько раз побеждали; а кто-то им на это ответил: «Бараны перед нами те же, да пастух другой».

Я сделал все, что мог, кто может, пусть сделает лучше. (Римские консулы, передавая свои полномочия преемнику.)

vsebasni.ru

Зималетта: 10 Цитат о Риме

 

Как игристое вино, как любовь, как улыбка матери. О ее столице, Риме, написано столько фильмов, песен, стихов, легенд! Мы собрали цитаты, которые помогают лучше понять Вечный Город, вдохновляют и делают поездку в Рим обязательным планом на 2016.

— Римляне любят говорить, что «anni, amori e bicchieri di vino, nun se contano mai». — «Годы, любовников и бокалы вина не нужно считать», — перевела Лаура. © Энтони Капелла

 Италия давно уже изменилась. Но Рим — это Рим. © Роберт Де Ниро

zimaletta-rome-1

Но в восхитительной Италии беспутство и религия сочетались друг с другом так легко, что религия становилась беспутством и беспутство — религией! © Оноре де Бальзак

 Рим напоминает мне человека, который зарабатывает на жизнь, показывая туристам труп своей бабушки. © Джеймс Джойс

zimaletta-rome-2

В старости мне бы хотелось стать похожей на Рим. Рим не участвует в гонках. Он лишь наблюдает за суетой и дерзаниями со стороны, абсолютно невозмутимый, словно хочет сказать: «Что бы вы ни делали, Рим всегда будет Римом». © Элизабет Гилберт

zimaletta-rome-3

Рим — это связь между древним и новым миром, так как безусловно необходимо, чтобы на земле существовала такая точка, куда каждый человек мог бы иногда обращаться с целью конкретно, физиологически соприкоснуться со всеми воспоминаниями человеческого рода, с чем-нибудь ощутительным, осязательным, в чем видимо воплощена вся идея веков, — и что эта точка — именно Рим. Тогда эта пророческая руина поведает вам все судьбы мира, и это будет для вас целая философия истории, целое мировоззрение, больше того — живое откровение.

© Петр Чаадаев

zimaletta-rome-4

Кто хорошо видел Италию, и особенно Рим, тот никогда больше не будет совсем несчастным. © И.В. Гете

 

 

О Рим, ты целый мир! © И.В. Гете

zimaleta-rome-5

Рим дорог тем, что в нем так прекрасно и так печально. Здесь все проникнуто важным раздумьем свершения, свободным от утомляющей суеты действия, формы жизни найдены и много раз повторены в веках. Материальное значение вещей изжито, освобождена их духовная сущность. © П. Муратов

zimaletta-rome-6

Рим отличается от других городов. Это большой музей, гостиная, которую нужно пройти на цыпочках. © Альберто Сорди

zimaletta-rome

Можно соскучиться в Риме на втором месяце пребывания, но никак не на шестом, а если пробудете год, у вас явится мысль остаться здесь навсегда. © Стендаль

www.zimaletta.com.ua

????????? ? ???? | Цитаты о Риме

 

Н. В. Гоголь — В. А. Жуковскому

(30 октября 1837 г., из Рима):

 

Если бы вы знали, с какою радостью я бросил Швейцарию и полетел в мою душеньку, в мою красавицу Италию! Она моя! Никто в мире ее не отнимет у меня. Я родился здесь. Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр, — все это мне снилось. Я проснулся опять на родине (….) Как будто с целью всемогущая рука промысла бросила меня под сверкающее небо Италии, чтобы я забыл о горе, о людях, о всем и весь впился в ее роскошные красы. Она заменила мне все. Я весел. Душа моя светла…

 

Н.В. Гоголь:

 

Вся Европа для того, чтобы смотреть, а Италия для того, чтобы жить. (1837 год)

 

Что за земля Италия! Никаким образом не можете вы её представить себе. О, если бы вы взглянули только на это ослепляющее небо, всё тонущее в сиянии! Всё прекрасно под этим небом; что ни развалина, то и картина; на человеке какой-то сверкающий колорит; строение, дерево, дело природы, дело искусства, - всё, кажется, дышит и говорит под этим небом.

 

И когда я увидел наконец во второй раз Рим, о, как он мне показывался лучше прежнего! Мне казалось, что будто я увидел свою родину, в которой несколько лет не бывал я, а в которой жили только мои мысли. Но нет, все это не то, не свою родину, но родину души своей я увидел, где душа моя жила еще прежде меня, прежде, чем я родился на свет.

 

Зато уж мороженое такое, какое и не снилось тебе. Не ту дрянь, которую мы едали у Тортони, которое тебе так нравилось, - масло! (из переписки с А.С. Данилевским, 1837 г.)

 

Кто был в Италии, тот скажи "прости" другим землям. Кто был на небе, тот не захочет на землю. (1837 г.)

 

 

И.В. Гете:

 

Кто хорошо видел Италию, и особенно Рим, тот никогда больше не будет совсем несчастным.

 

О Рим, ты целый мир!

 

 

П. Муратов (1881-1950):

 

Молодость души в Риме не проходит даже так скоро, как обыкновенная молодость человеческой жизни...Эта вечная зелень, венчающая холмы и руины Рима, волнует и очаровывает сердца северных людей, точно слова античного мифа или явление древних божеств.

 

Рим дорог тем, что в нем так прекрасно и так печально. Здесь все проникнуто важным раздумьем свешения, свободным от утомляющей суеты действия, формы жизни найдены и много раз повторены в веках. Материальное значение вещей изжито, освобождена их духовная сущность.

 

 

Иоганн Винкельман, 1756:

 

Кроме Рима в мире нет почти ничего прекрасного.

 

 

А.С. Пушкин:

 

Кто знает край, где небо блещетНеизъяснимой синевой?Италия, волшебная земля,Страна высоких вдохновений...​​​

(1828)

 

 

Никита Михалков :

 

...В Риме поражает невероятная, физически воспринимаемая связь времен. Это ощущение того, что ты идешь по тем же самым мостовым, по которым ходили римские императоры, на которые проливалась кровь давно исчезнувших людей. Испытываешь какое-то благоговение...Впечатления от Рима будто повернули меня к прошлому, позволили представить себе, как по камням Кремля, Спасо-Сторожевского или Ипатьевского монастыря ходили наши предки.

 

В Риме чувствуешь абсолютную раскованность при общении с людьми, даже если не понимаешь, о чем они говорят. В этом отличие Италии, например, от Франции. Если ты никак не говоришь по-итальянски, но пытаешься сказать два слова, тебе обязательно сделают комплимент, спросят, где ты учил язык. А во Франции, если ты говоришь с ошибками, тебе это сразу дадут понять, по крайней мере выражением лица: «Что-что? Как вы сказали?». Это сковывает человека, и он начинает комплексовать. Итальянские эмоции в большей степени рассчитаны на внешнюю оценку. Я не видел в Риме ни одной драки. Люди могут ссориться, кричать, держать друг друга за грудки, обещать немедленно зарезать... Но я никогда не видел, чтобы один человек ударил другого по лицу. Меня это поразило. «Держите меня, я его сейчас убью!» – а дальше выясняется, что ничего не случится, даже если не держать. В Италии довольно легко относятся к сказанному другими. Обещание позвонить ничего не значит, так же, как и приглашение. Это интересное качество западного мира. Здесь улыбка человека ничего не стоит и ничего не значит. Люди, идущие навстречу друг другу и улыбающиеся, – вещь совершенно естественная, что многих наших соотечественников вводит в заблуждение. А ведь за этим нет ничего, кроме воспитания и привычки.

 

Любимые места в Риме... Что такое любимое место? Это место, которое ты не замечаешь, но к которому тебя тянет. Как у Бунина: я для тебя как воздух, без которого ты не можешь, но его не замечаешь. Я люблю ресторанчик «Анголетто» на пьяцца Ронданини, где я жил, пока ставил спектакль в Театро ди Рома, люблю все, связанное с Пантеоном, пьяцца Ротонда... Равнодушен к аристократическому району Париоли, хотя там удобно, престижно, потрясающие дома и квартиры. Очень люблю пьяцца Навона. Пьяцца Навона для меня— это поздний предрождественский вечер, с огромным количеством ларьков, где продают игрушки, хлопушки, подарки и елочные украшения. Сидишь там, запахнувшись в пальто, и пьешь «айриш кофе»...

(журнал «Geo», апрель 1998 г.)

 

 

Джеймс Джойс:

 

Рим напоминает мне человека, который зарабатывает на жизнь, показывая туристам труп своей бабушки.

 

 

Джулио Андреотти,  «Власть истощает...но лучше ее не терять» (1990 г.)

 

Рим – это единственный в своем роде город. Он пренебрегает достоинствами своих жителей и готов превозносить добродетели, которыми они не обладают.

 

Мы не будем во всем винить густонаселенность Рима, ведь когда римлян было еще только двое, один убил другого.   

 

 

Луиджи Барцини младший, «Итальянцы» (1965 г.)

 

В Риме все общее, не существует секретов, все общаются напоказ, иногда даже слишком афишированно, но при этом ничего как следует не понять!

 

 

Арриго Бенедетти, «Взрыв» (1966 г.)

 

Какая разница между Римом и Миланом, если не считать того, что в Милане работают?

 

 

Ювенал, «Сатира» (II в.)

 

В Риме каждая вещь имеет цену. 

 

 

Альберто Сорди, «30 дней» (2000)

 

Рим отличается от других городов. Это большой музей, гостиная, которую нужно пройти на цыпочках.

 

 

Стендаль, «Прогулки по Риму» (1829)

 

Можно соскучиться в Риме на втором месяце пребывания, но никак не на шестом, а если пробудете год, у вас явится мысль остаться здесь навсегда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

grand-tour.wixsite.com

Мысли и афоризмы древних римлян

Аргументы следует не считать, а взвешивать.

* * *

Большая часть людей поступает неправильно (чтобы не сказать – бессовестно): они хотят иметь таких друзей, какими сами они быть не могут, и требуют от друзей того, чего сами им не дают.

* * *

В боязни больше зла, нежели в том самом, чего страшишься.

* * *

В старости душа, словно отбыв свой срок на службе у похоти, честолюбия, соперничества, вражды, всяческих страстей, может побыть наедине с собой и жить ради себя.

* * *

Величайшее из достоинств оратора – не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно.

* * *

Венец старости – авторитет. Какие плотские наслаждения можно сравнить с наградами в виде авторитета? Те, кто блистательно удостоился этих наград, до конца доиграли драму жизни и в последнем действии не осрамились, как бывает с неискушенными актерами.

* * *

Войны надо начинать с целью жить в мире.

* * *

Воспоминание о былых страданиях, когда находишься в безопасности, доставляет удовольствие.

* * *

Все желают достигнуть старости, а достигнув, ее же винят.

* * *

Все прекрасное редко.

* * *

Всякий раз как люди, раздавая, начинают нуждаться в средствах, они оказываются вынужденными забирать себе чужое имущество.

* * *

Государство больше, чем на чем бы то ни было, держится на кредите.

* * *

Да не будет стыдно говорить то, что не стыдно думать. (Перефразированный Цицерон.)

* * *

Давать каждому можно лишь в меру сил – и собственных, и того, кому стремишься помочь. Если ты и в силах оказать другому любую услугу, взвесь прежде, по плечу ли она ему.

* * *

Дело судьи – при разборе дел всегда следовать правде; дело защитника – иногда защищать правдоподобное, даже если это не вся правда.

* * *

Для нас знание будущих событий даже и не является полезным. Или, ты считаешь, Гней Помпей, трижды избираемый консулом, трижды получив триумф, покрытый славой своих великих подвигов, мог бы всему этому радоваться, если б знал, что он, потеряв свое войско, будет однажды зарезан на пустынном берегу Египта?

* * *

Для человека ученого и образованного жить – значит мыслить.

* * *

Дом, в котором нет книг, подобен телу без души.

* * *

Достойный человек в смерти не обретет ни малейшего зла. Он даже предпочтет умереть, пока все дела его идут на лад, ибо не так отрадно накопление благ, как горько их лишение. Именно это, думается мне, имелось в виду в словах одного спартанца: когда знаменитый олимпийский победитель Диагор Родосский в один день увидел олимпийскими победителями двух своих сыновей, тот спартанец подошел к старику и поздравил его так: «Умри, Диагор, живым на небо тебе все равно не взойти!»

* * *

Дружба возможна только между достойными людьми.

* * *

Дружбе неведомо пресыщение, столь свойственное другим чувствам.

* * *

Душа лишена возможности сама себя видеть, но она, как глаз, не видя себя, видит другое.

* * *

Единственное зло в нашей жизни – это вина, а вины не бывает там, где случившееся не зависит от человека.

* * *

Если нам не суждено стать бессмертными, то для человека все-таки лучше угаснуть в свой срок; ведь природа устанавливает меру для жизни, как и для всего остального, старость же – последняя сцена в драме жизни.

* * *

Если нашей жизни угрожает насилие, всякий способ самозащиты оправдан. Ибо молчат законы среди лязга оружия.

* * *

Если я заблуждаюсь, веря в бессмертие души человеческой, то заблуждаюсь охотно и не хочу, чтобы у меня отнимали мое заблуждение, услаждающее меня, пока я живу; если же я по смерти ничего не буду чувствовать, как думают некие ничтожные философы, то мне нечего бояться насмешек умерших философов.

* * *

Есть люди, у которых язык более тонко чувствует, чем сердце. (Перефразировка изречения Катона Старшего.)

* * *

Есть такие, дружить с которыми тягостно из-за постоянства их опасения, будто их презирают; но случается это лишь с теми, кто в глубине души уверен, что их и следует презирать.

* * *

Из поэтов, которых я знал, каждый считал себя лучше всех.

* * *

Истинная цель государства заключается в том, чтобы люди свободно владели своей собственностью и чтобы они не подвергались опасности.

* * *

История – жизнь памяти, учительница жизни.

* * *

Итак, долой этот бабий вздор, будто умереть раньше времени – несчастье! Раньше какого времени? Данного нам природою? Но она дала нам жизнь, как деньги, только в пользование, не оговорив, до которого дня. Что же ты жалуешься, если она требует свое обратно по первому желанию? Таково было ее условие с самого начала.

* * *

Их молчание – громкий крик.

* * *

Каждому человеку свойственно заблуждаться, но упорствовать в заблуждениях свойственно только глупцу.

* * *

Как актер больше удовольствия приносит зрителям, сидящим в первых рядах, но получают удовольствие и сидящие в последнем, так молодость, глядя на наслаждения вблизи, пожалуй, больше радуется им; но ими услаждается в достаточной мере и старость, глядящая на них издали.

* * *

Как много делаем мы для друзей, чего никогда бы не сделали для самих себя!

* * *

Как не всякое вино, так и не всякий нрав портится с возрастом.

* * *

Как часто идем мы ради друга на то, на что ради самих себя никогда не пошли бы!

* * *

Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.

* * *

Наградой долга да будет сам долг.

* * *

Надеяться разумнее, чем бояться.

* * *

Надо судить человека, прежде чем полюбил его, ибо, полюбив, уже не судят.

* * *

...Не говорю о знаменитости и славе – это суд толпы, состоящей из глупцов и подлецов.

* * *

Не долог путь жизни, назначенный нам природой, но беспределен путь славы.

* * *

Не знать истории – значит всегда быть ребенком.

* * *

Не следует завладевать разговором, как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого; напротив, следует стараться, чтобы каждый имел свой черед в разговоре, как и во всем остальном.

* * *

Не стремление к пользе порождает дружбу, а дружба приносит пользу с собой.

* * *

Не так легко приходят в голову доводы в защиту истинного, как в опровержение ложного.

* * *

Непозволительно назвать несчастным того, кто может поддержать себя сознанием правоты своих наилучших намерений.

* * *

Неужели найдется человек, который согласится жить в богатстве и проводить дни во всяческом довольстве, но притом и самому никого не любить, и ответной любви не знать? Так ведь живут одни тираны – не ведая ни доверия, ни любви, где нет места дружбе. Можно ли полюбить того, кого сам боишься или подозреваешь, что он боится тебя?

* * *

Никто не может быть хорошим поэтом без некоего вдохновенного безумия.

* * *

Никто не станет плясать в трезвом виде, разве только если человек не в своем уме.

* * *

Ничто не может доставить читателю большего удовольствия, чем разнообразие обстоятельств и превратности судьбы.

* * *

О гаданиях:

Найдется ли кто-либо, кто, бросая целый день дротик, не попадет однажды в цель?

* * *

О поразительное правосудие богов! Разве потерпело бы любое государство такого законодателя, который бы внес такой закон, чтобы за преступление, совершенное отцом или дедом, был осужден сын или внук?

* * *

Об Эпикуре:

Я не знаю никого другого, кто бы больше боялся того, чего, как он утверждает, вовсе не следует бояться: я имею в виду смерти и богов. Он провозглашает, что страх перед ними владеет умами всех людей, между тем как среднего человека это вовсе так сильно не волнует. Сколько тысяч людей разбойничают, хотя за это полагается смертная казнь. Другие грабят все храмы, какие только могут; не очень-то страшит одних страх перед смертью, а других – перед богами.

* * *

Опытный и осмотрительный хозяин, когда хочет что-либо купить, всегда отрицает свое намерение, опасаясь конкурентов.

* * *

Остряку легче затушить огонь во рту, чем удержать острое слово.

* * *

Очевидность умаляется доказательствами.

* * *

Перо – лучший учитель, написанная речь лучше только продуманной.

* * *

Письмо не краснеет.

* * *

Подлинная дружба встречается реже всего среди вечно занятых государственными делами и борьбой за почести, и где тот человек, который откажется от высокой должности в пользу друга?

* * *

Позорное не полезно никогда.

* * *

Поистине, во всем, что дается людям от природы, а не от науки, с нами не идут в сравнение ни греки и никакой другой народ: была ли в ком такая величавость, такая твердость, высокость духа, благородство, честь, такая доблесть во всем, какая была у наших предков?

* * *

Пока я буду существовать, я не буду тревожиться ни из-за чего, если буду свободен от всякой вины; а если не буду существовать, то буду совершенно лишен чувства.

* * *

Почему создатели мира внезапно проснулись, после того как проспали бесчисленные века? Ведь, если не было никакого мира, века-то были? Потому что и в сознании не вмещается, что было какое-то время, когда никакого времени не было.

* * *

Поэтами рождаются, ораторами становятся. (Перефразированный Цицерон.)

* * *

Правительство есть говорящий закон, а закон – немое правительство.

* * *

Право же, какую можно высказать еще нелепость, которая бы уже не была высказана кем-нибудь из философов!

* * *

Предел старости не положен, не существует, и жизнь стариков оправдана, покуда они могут нести бремя долга и презирать смерть. Поэтому старость даже мужественнее и сильнее молодости. Потому-то, когда тиран Писистрат спросил Солона, что дает ему силы столь храбро сопротивляться, – Солон ответил: «Старость».* * *

Привычкой создается как бы вторая природа.

* * *

Приятно получить похвалу от человека, достойного похвалы.* * *

Простой речи с первого взгляда легче всего подражать, но уже первые опыты покажут, что нет ничего труднее.

* * *

Самое постыдное требование: во сколько каждый сам себя ценит, во столько же пусть ценят его и друзья. Разве редко бывает, что человек и духом слаб, и надежд на успех в жизни у него немного, но не следует ведь отсюда, что друг должен относиться к нему так же, как он относится к себе сам; скорее напротив – дело друга напрячь все силы и добиться, чтобы он воспрял душой, пробудить в нем надежду, заставить его думать о себе лучше.

* * *

Самое трудное в дружбе – быть вровень с теми, кто ниже тебя.

* * *

Смерть не имеет отношения ни к мертвым, ни к живым – одних уж нет, а других она не касается.

* * *

Собаки не могут отличить воров от честных людей, но все же дают знать, если кто-нибудь входит в Капитолий ночью. И так как это вызывает подозрение, то они – хотя это только животные, – залаяв по ошибке, своей бдительностью приносят пользу. Но если собаки станут лаять и днем, когда люди придут поклоняться богам, им, мне думается, перебьют лапы за то, что они проявляют бдительность и тогда, когда для подозрений оснований нет. Вполне сходно с этим и положение обвинителей.

* * *

Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому свое.

* * *

Старую любовь, как клин клином, можно выбить новой любовью.

* * *

Стенать мужчине иногда позволительно, хоть и редко; вопить непозволительно даже женщине. Если и случится вскрикнуть мужу сильному и мудрому, то разве лишь затем, чтобы усилить свое напряжение, – так бегуны, состязаясь, кричат что есть сил, так, упражняясь, подают голос атлеты, так кулачные бойцы, ударяя противника, вскрикивают, – это не потому, что им больно или что они струсили, а потому, что при крике все тело напрягается и удар получается сильнее.

* * *

Счастье следует просить у бога, мудрость – приобретать самому.

* * *

Тем, кто хочет учиться, часто мешает авторитет учителя.

* * *

То, что не может произойти, никогда не происходит; то, что может – не чудо. Следовательно, чуда вовсе не бывает.

* * *

Только ученые люди да еще греки привыкли рассуждать без подготовки на заданную тему.

* * *

Тому, кто однажды перешел границы скромности, надлежит быть вполне бесстыдным до конца.

* * *

Требовать в дружбе равенства услуг и чувств – значит подчинить дружбу самому черствому и жалкому расчету: расход должен равняться приходу. Подлинная дружба богаче и щедрее, она не подсчитывает постоянно, не отдано ли больше, чем получено.

* * *

Труд как бы создает некую мозолистую преграду против боли.

* * *

Удивительно, как это жрецы-прорицатели, взглянув друг на друга, могут еще удерживаться от смеха.

* * *

Утешение на основании несчастий других – самое слабое утешение.

* * *

Фортуна не только сама слепа, но и ослепляет каждого, кого заключает в объятья.

* * *

Хороший вкус – это разборчивость.

* * *

Часто возникают несправедливости из некоего крючкотворства и чрезмерно хитростного, но злокозненного истолкования права. Отсюда и возникла известная всем поговорка: «Высшая законность – высшее беззаконие».

* * *

Чего сами не знают, тому учат других.

* * *

Чего хотят бессмертные боги, во-первых, посылая нам предзнаменования, которые мы без толкователей и понять не можем, и предвещая то, чего мы все равно не можем избежать? Так даже порядочные люди не поступают, не пророчат своим друзьям надвигающееся на них несчастье, которого те никоим образом не смогут избежать. Всякое предсказывание зла только тогда – доброе дело, когда оно сопровождается советом, как это зло отвести. Если считать, что знамения посылаются богами, то почему они были такими темными? Если боги действительно хотели открыть нам будущее, надо было возвестить его вполне ясным образом; если хотели скрыть, то не надо было об этом сообщать даже в туманной форме.

* * *

Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям.

* * *

Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности. Низкая душа предполагает всегда и самые низкие побуждения у самых благородных поступков.

* * *

Я доблестью своей освещал путь своим предкам, так что они, если и не были известны ранее, памятью о себе обязаны мне.

* * *

Я не более завидую силе молодых, чем прежде завидовал силе быка или слона. Что у тебя есть, тем и подобает пользоваться, и что бы ты ни делал, делай в меру своих сил.

* * *

Я ни разу не слыхал, чтобы какой-нибудь старик позабыл, в каком месте он закопал клад.

* * *

Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга.

* * *

Я никогда не соглашался со старинной пословицей, советующей становиться стариком рано, если хочешь пробыть стариком долго.

* * *

Я охотнее готов заблуждаться вместе с Платоном, чем разделять истину с нынешними знатоками.

* * *

Я предпочитал даже самый несправедливый мир самой оправданной войне.

* * *

Цицерон, увидя, что его зять Лентул, человек маленького роста, опоясан длинным мечом, сказал: «Кто привязал моего зятя к мечу?»

По Макробию

* * *

Однажды, когда Цицерон ужинал у Дамасиппа, тот, угощая его посредственным вином, сказал: «Выпей этого фалернского, ему сорок лет». – «Право, – сказал Цицерон, – оно не по летам молодо».

По Макробию

* * *

Победив Помпея, Цезарь приказал с честью восстановить его поверженные статуи. Цицерон сказал: «Восстанавливая статуи Помпея, Цезарь укрепляет свои собственные».

По Плутарху

www.e-reading.club

Рим — Викицитатник

Логотип Википедии

Рим (итал. Roma [ˈroːma]) — столица Италии, административный центр провинции Рим и области Лацио. Расположен на реке Тибр.

Все дороги ведут в Рим.

  — старинная поговорка

Тысячи дорог навечно ведут в Рим. — Liber Parabolarum (1175)

  — Алан де Лилль

Рим был построен не в один день. — Li Proverbe au Vilain (ок. 1190)

Каждый, рано или поздно, приходит в Рим. — Ring and the Book, V, 296.

  — Роберт Браунинг

Тому, кто не видел Рим, трудно понять, как жизнь может быть прекрасна

  — итальянская поговорка

Словом, он уединился совершенно, принялся рассматривать Рим и сделался в этом отношении подобен иностранцу, который сначала бывает поражён мелочной, неблестящей его наружностью, испятнанными, тёмными домами, и с недоумением вопрошает, попадая из переулка в переулок: где же огромный древний Рим? — и потом уже узнает его, когда мало-помалу из тесных переулков начинает выдвигаться древний Рим, где тёмной аркой, где мраморным карнизом, вделанным в стену, где порфировой потемневшей колонной, где фронтоном посреди вонючего рыбного рынка, где целым портиком перед нестаринной церковью, и, наконец, далеко, там, где оканчивается вовсе живущий город, громадно воздымается он среди тысячелетних плющей, алоэ и открытых равнин необъятным Колизеем, триумфальными арками, останками необозримых цезарских дворцов, императорскими банями, храмами, гробницами, разнесёнными по полям; и уже не видит иноземец нынешних тесных его улиц и переулков, весь объятый древним миром: в памяти его восстают колоссальные образы цезарей; криками и плесками древней толпы поражается ухо…

  — Николай Гоголь , «Рим» 1842

Чем более он всматривался, тем более поражала его сия необыкновенная плодотворность века, и он невольно восклицал: «Когда и как успели они это наделать!» Эта великолепная сторона Рима как бу

ru.wikiquote.org

Афоризмы и высказывания Императоров Древнего Рима

Аврелиан (Луций Клавдий Домиций Аврелиан)

(214—275 гг.) император с 270 г.

Он родился не для того, чтобы жить, а для того, чтобы пить. (Аврелиан об одном из своих полководцев.)

Адриан (Публий Элий Адриан)

(76—138 гг.) император с 117 г.

Одному человеку, голова которого уже седела, он [Адриан] в чем-то отказал; когда тот, покрасив волосы, вторично обратился к нему с просьбой, он ответил: «Я уже отказал в этом твоему отцу».

Когда одному из них [друзей Адриана] жена написала, что он, увлеченный удовольствиями и купаниями, не хочет к ней вернуться, – об этом через тайных агентов узнал Адриан. В ответ на его просьбу дать ему отпуск император упрекнул его за купания и удовольствия. «Неужели, – воскликнул тот, – и тебе жена написала то же, что и мне?»

Домициан (Тит Флавий Домициан)

(51—96 гг.) император с 81 г.

Правитель, который не наказывает доносчиков, тем самым их поощряет.

Правителей, которые мало расточают наказаний, следует называть не добрыми, а удачливыми.

Нерон Клавдий Цезарь

(37—68 гг.) император с 54 г.

Когда ему [Нерону] предложили на подпись указ о казни какого-то уголовного преступника, он воскликнул: «О если бы я не умел писать!»

Кто-то сказал в разговоре: «Когда умру, пускай земля огнем горит!» – «Нет, – прервал его Нерон, – Пока живу!»

Пришли вести, что взбунтовались и остальные войска. (…) [Нерон] бросился искать (…) опытного убийцу, чтобы от его руки принять смерть, – но никого не нашел. «Неужели нет у меня ни друга, ни недруга?» – воскликнул он.

Какой великий артист погибает! (Последние слова Нерона).

Александр Север

(208—235 гг.) император с 222 г.

Я был всем, и все это ни к чему. (Последние слова).

Тиберий (Тиберий Клавдий Нерон)

(42 до н.э.—37 н.э.) император с 14 г.

Оскорбление богов – дело самих богов.

Пусть ненавидят, лишь бы соглашались.

Оскорбительные о нем стишки он [Тиберий] переносил терпеливо и стойко, с гордостью заявляя, что в свободном государстве должны быть свободны и мысль, и язык.

Наместникам, которые советовали ему обременить провинции налогами, он [Тиберий] ответил, что хороший пастух стрижет овец, но не сдирает с них шкуры.

Сенат предложил назвать именем Тиберия месяц (…), тот ответил: «А что вы будете делать, если у вас будет тринадцать цезарей?»

Тит Флавий

(39—81 н.э.) император с 79 г.

Когда однажды за обедом он [император Тит Флавий] вспомнил, что за целый день никому не сделал хорошего, то произнес (…): «Друзья мои, я потерял день!»

Флавий Клавдий Юлиан Отступник

(331—363 гг.) римский император с 361 г., автор писем, речей и памфлетов

Чего же нам просить? Чтобы боги послали беднякам (…) золотой дождь? Но если бы даже так и случилось, мы тотчас же послали бы своих слуг и расставили всюду сосуды, чтобы отогнать всех и нам одним захватить дары богов, предназначенные для всех

Кто пренебрегает возможным, делая вид, что стремится к невозможному, на самом деле и не старается достигнуть одного и не выполняет другого.

Если пророки и толкователи какого-либо бога были негодными, это не мешает ему быть великим богом.

Убеждать и поучать людей надлежит не кулаками, (…) а разумными доводами.

Нумерий, недавно бывший наместником Нарбоннской провинции, был привлечен к ответственности за хищения (…). Так как обвиняемый отпирался и не удавалось ни в чем изобличить его, то Дельфидий, весьма горячий обвинитель, расстроился оттого, что доказательства оказывались недостаточными, и воскликнул: «Может ли кто-либо оказаться виновным, (…) если достаточно отрицать обвинение?» На это Юлиан немедленно дал остроумный ответ: «Может ли кто оказаться невинным, если достаточно предъявить обвинение?»

Категория: Разные авторы Рим

Смотрите также:

Полководцы и государственные мужи Древнего РимаДигесты и Кодекс Юстиниана

Афоризмы и высказывания из обширного систематизированного сборника извлечений из трудов авторитетных римских юристов

vsebasni.ru


Смотрите также