Сильвестр древняя русь. 7 фактов о духовнике Иоанна Грозного
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сильвестр (священник). Сильвестр древняя русь


Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭСильвестр. Исторический портрет

Сильвестр. Исторический портрет

 

Сильвестр, изображение на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде, скульптор - Микешин М.О., 1862.

Сильвестр, изображение на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде, скульптор — Микешин М.О., 1862.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Годы жизни : ?- ум. около 1566

Сильвестр - протопоп Благовещенского собора в Москве в период правления Ивана Грозного, религиозный, политический и литературный деятель 16 века. Являлся членом и одним из лидеров Избранной рады, инициатором многих реформ, проводимых Иваном Грозным  в начальный  период его правления. Сильвестр был умным, образованным человеком, очень благочестивым.

Основные направления деятельности протопопа Сильвестра и их результаты

 Религиозная деятельность

  • Начал религиозную деятельность Сильвестр в Новгороде, служа священником
  • Около 1543-1547 г. приехал в Москву, скорее всего, по приглашению митрополита Макария.
  • В Москве Сильвестр был протопопом в кремлёвском Благовещенском соборе, являясь духовником молодого Ивана IV.
  • В 1551 году был одним из инициаторов созыва Стоглавого собора, приняв активное участие в реформировании церкви. На соборе  были утверждены единые каноны, определён строгий порядок жизни в монастырях, обращалось внимание на создание школ при церквах, церковь оставляла свои земельные владения, однако под контролем царя, осуждалась любая ересь .

 

 Итоги деятельности: Сильвестр проводил активную религиозную деятельность по реформированию церкви, её активной поддержке правления царя, что способствовало укреплению царской власти и роли церкви в государстве.

 Государственная деятельность

  • Вошёл в состав Избранной рады, был совместно с Адашевым А.Ф.её руководителем.
  • Входя в Избранную раду (1547-1560), являлся активным участником реформирования  в стране, в проведении судебной, земской, военной реформы, реформы государственного управления.
  • Отстранён царём от государственной деятельности после того, как Грозный узнал, что во время его болезни Сильвестр и Адашев не захотели присягнуть сыну Ивана Грозного – Дмитрия, а поддержали двоюродного брата царя- Старицкого В.А.
  • Окончательное охлаждение царя произошло поле роспуска Избранной рады в 1556, когда возникли расхождения его челнов с царём по поводу проведения внешней политики: Рада считала, что нужно идти на Крым, а царь- на запад, в Ливонию.
  • В 1560 году произошла опала: царь поверил в слухи, что Сильвестр виновен в смерти царицы Анастасии. Сильвестра сослали в Соловецкий, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь. Там он и умер в 1556 году.

 

 Итоги деятельности: в период работы Избранной рады Сильвестр принимал самое активное участие в реформировании страны. В том, что в России были проведены значительные преобразования в сферах жизни, во многом и его заслуга.

 Литературная деятельность

  • Сильвестр обладал литературными способностями. Одно из знаменитых его произведений- «Домострой», свод правил ежедневного поведения человека. В том, что все главы «Домостроя» написаны именно Сильвестром, есть некоторые сомнения у учёных. Однако часть глав написана именно им.
  • Произведение  отличается автобиографичностью. Так как в образе «государыни   дома» он описал многие черты своей матери, а  в Послании отца к сыну , которое написано от первого лица и заканчивает книгу,  угадывается он сам и его сын Анфим.
  • Сильвестр многое и как собиратель рукописных книг. Он много содействовал их написанию.
  • Написал житие святой княгини Ольги.
  • Собирал он и иконы, покровительствовал иконописцам .
  • По инициативе Сильветсра был составлен реестр картин из библейской книги Бытия, эти картины украсили Золотую палату кремлёвского дворца.
  • Свои взгляды он изложил в посланиях царю и его приближённым. Выступая за сильную царскую он, он считал, что и бояре должны принимать активное участие в управлении. По взглядам Сильвестр был близок к нестяжателям ( см. статью  о нестяжателях на сайте poznaemvmeste.ru в разделе «Термины»)

Результатом данной деятельности стало создание «Домостроя», книги, которая долгие годы была учебником жизни,  поведения в семье, воспитания людей. Сильвестр способствовал развитию культуры страны, а его взгляды о самодержавной власти, которые он проповедовал,  способствовали укреплению государства.

 Таким образом, протопоп Сильвестр- один из ярких деятелей периода правления Ивана Грозного. Не случайно на памятнике Микешина М.О. «1000-летие России» ему отведено одно из видных мест в ряду знаменитых деятелей страны.

Примечание.

 

Данный материал можно использовать при написании исторического сочинения (задание № 25).

Примерные тезисы (материал к ним — в историческом портрете).

 

Эпоха правления Ивана Грозного (1533-1584)

 

События, явления, процессы Личности, принимавшие участие в данном событии, явлении, процессе.
Укрепление царской власти Укреплению княжеской власти способствовали религиозные деятели, один из которых —  Сильвестр.Его участие в реформировании церкви, послания с идеей о сильной княжеской власти были направлены на усиление власти царя  и одновременно на участие боярства в управлении.
Реформирование страны Сильвестр- один из участников Избранной рады. Он принимал участие в подготовке и проведении реформ: церковной, судебной, военной, земской, государственного управления.
Дальнейшее развитие культуры Литературная деятельность Сильвестра  внесла значительный вклад в развитие культуры страны. Его «Домострой» стал сводом правил поведения в семье, рукописные книги  иконы, собранные им, пополнили фонд культуры.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

istoricheskij-portret.ru

7 фактов о духовнике Иоанна Грозного

1. Протопоп Сильвестр — автор знаменитого «Домостроя». Он был родом из Новгорода, переехал в Москву как помощник митрополита Макария. Был принят Иваном Грозным и стал служить в  главном храме столицы — Благовещенском соборе Кремля.

d-ivan_silvestr

Протопоп Сильвестр и Иван Грозный

2. После большого московского пожара 1547 года, в котором сгорели 1700 человек, поднялся народный бунт. Иван Грозный бежал в подмосковное село Воробьево. Вслед за ним отправился и Сильвестр. На Ивана Гроз­ного произвела впечатление бесстрашная проповедь священника о за­щи­те народа и смягчении царского гнева.

3. Вместе со своим сыном Анфимом Сильвестр устроил мастерские по изготовлению рукописных книг и икон. Он отпустил на волю своих холопов и пользовался наемным трудом «работных людей». При нем была осуществлена роспись царских палат в Кремле.

1011827596

Современное иллюстрированное подарочное издание в кожаном переплете. ИД «Экономическая газета», 2012

4. Вот что писали о Силь­вест­ре его современники: «Был у государя в великом жалованьи и совете духовном и думном и бысть яко все мога, и вси его послушаху, и никто же смеяше ни в чем же противитися ему ради царскаго жалованья».

5. Со временем царь стал тяготиться опекой Силь­вест­ра, который перенес нравственные уроки в поли­ти­чес­кую сферу и даже сформировал свою придворную пар­тию.

d-solovki22

Соловки. Фото Владимира Ештокина

6. Несмотря на размолвки, Сильвестр сохранял свое влияние при дворе в течение 12 лет. Он даже составил наставление Ивану Грозному, в котором рассуж­дал о правах и обязанностях монарха.

7. Потеряв расположение царя, Сильвестр в 1559 году удалился в Кирилло-Белозерский монастырь и был пострижен в монахи с именем Спиридон. Однако уже через год Иван Гроз­ный приказал заточить новопостриженного монаха в Соловецкий монастырь, где тот и скончался.

Читать также:
«Домострой» духовника Иоанна Грозного
«Домострой»: руководство по избиению домашних?
Кнуты и пряники «Домостроя»

  

foma.ru

Сильвестр - краткая биография.

Сильвестр (протопоп) - священник, политический и государственный деятель, писатель, автор «Домостроя» - личность во многом загадочная. О его биографии, особенно о начале жизненного пути, сведения очень скудны. В частности, неизвестно, когда он родился, но сохранились сведения, что он являлся уроженцем Новгорода, его отцом был небогатый священник.

Сын пошел по его стопам, служил в Новгороде священнослужителем. Был он и иконописцем, мастером по работе с серебром, учил премудростям ремесла разных мастеров - иконников, певчих, каллиграфов и др. При Митрополите Макарии он состоял литературным помощником и вместе с ним прибыл в Москву в 1542 г. Здесь он возглавил Кремлевский Благовещенский собор.

Страшный пожар, разгоревшийся в Москве в 1547 г., унесший жизни тысяч человек, стал значимым событием и в биографии самого Сильвестра. Он выступил с гневной и обличительной речью, в которой обвинял царя в излишней жестокости (после пожара произошло восстание) и назвал два этих события, пожар и мятеж, божьим наказанием за совершенные преступления. Молодой царь был настолько впечатлен его речью, что вместо расправы приблизил к себе дерзкого священника.

Не будучи потомком знатного рода, не имеющий больших заслуг и состояния, священник из Новгорода в одночасье превратился во влиятельное лицо, советчика Ивана Грозного, его доверенного человека. Он самостоятельно решал некоторые вопросы внутренней и внешней политики, организовал Избранную Раду и фактически стал соправителем царя. В 1553 г. наметилось охлаждение в отношениях между Сильвестром и Иваном Грозным из-за того, что первый скептически отнесся к необходимости давать присягу маленькому сыну царя.

Избранная Рада в итоге утратила былое влияние. В 1560 г. Сильвестр оказывается в Кирилло-Белозерском монастыре, постригается в монахи и получает новое имя - Спиридон. Священника оклеветали и фактически изгнали в Соловки, куда он попадал в качестве опального ссыльного, почти каторжника. Исследователи называют разные причины разрыва отношений - от следствия борьбы политических группировок до неудачного стечения обстоятельств. Предположительно в 1556 г. Сильвестр умер.

Наследие Сильвестра составляют послания, в которых он освещал различные стороны государственного управления, «Житие княгини Ольги», а самым знаменитым его сочинением считается «Домострой». Доподлинно установить его авторство не представляется возможным - не исключено, что Сильвестр был последним, кто просто отредактировал этот свод житейской мудрости. «Домострой» являлся сочинением, регламентирующим поведение людей в семейной, духовной жизни. Каждое поколение воспринимает его содержание сквозь призму моральных и бытовых норм своего времени, однако вне зависимости от эпохи «Домострой» был и остается выдающимся памятником русской литературы.

www.wisdoms.ru

Сильвестр (протопоп) — WiKi

В Википедии есть статьи о других людях с именем Сильвестр.

Сильвестр (в иноках Спиридон, ум. ок. 1566) — русский православный священник, политический и литературный деятель XVI века.

Начинал духовную карьеру в Новгороде, затем стал священником Благовещенского собора в Московском Кремле. Был связан с митрополитом Макарием, который в 1542 году занял митрополичью кафедру и перевел в Москву новгородца Сильвестра[1].

Во время московского пожара и восстания в 1547 году произнёс обличительную речь в адрес юного Ивана IV (Грозного), которая была воспринята благосклонно и сделала Сильвестра приближённым царя[2]. После сближения с царем становится во главе работ по восстановлению убранства кремлевских соборов, пострадавших при пожаре[3]. Написанные сюжеты и иконы вызвали выступление ревнителя старины[4] И.М. Висковатого на церковном соборе конца 1553 начала 1554 года[5]. За помощью к Сильвестру обращался и знаменитый Максим Грек, афонский монах называл Сильвестра своим "благодетелем"[6]. Сильвестр по поручению царя Ивана Грозного "экзаменовал" Артемия, когда решался вопрос о назначении того игуменом Троице-Сергиева монастыря[7].

Вместе с А. Ф. Адашевым Сильвестр являлся передовым вождём «Избранной рады». В 1553 году во время тяжёлой болезни царя Сильвестр был близок к двоюродному брату царя князю Владимиру Старицкому, который претендовал на престол[8]. По выздоровлении царь охладел к Сильвестру, а в 1560 году после появления слухов о его причастности к смерти царицы Анастасии сослал его в Кирило-Белозерский монастырь, а оттуда в Соловецкий монастырь, где он принял монашеский постриг. Остаток жизни он провёл в северных монастырях, исповедуя философию нестяжательства.

У Сильвестра был сын Анфим, который унаследовал от отца его обширные торговые связи. В Новгороде, до Московского возвышения, Сильвестр с сыном занимались изготовлением икон и рукописных книг для продажи, но в мастерских находилось место и для иных "рукоделий". Сильвестр понимал невыгодность труда холопов, поэтому освободил всю свою челядь и пользовался трудом наёмных работников[9]. Сильвестр с Анфимом вели обширную торговлю, а он сам с гордостью писал, что в торговых делах ему верили "и зде и иноземцы". В духовной грамоте князя Ю.А. Меньшого-Оболенского, Анфим упоминается, как крупный поставщик тканей[10]. Вместе с Хозяином Юрьевичем Тютиным Анфим поддерживал деловые отношения с торговыми людьми Вильно, которым в 1554 году компаньоны предъявили иск на 1210 рублей[11]. В 1550г. Анфим выдвинулся по государевой службе и стал "большим дьяком" в казначействе, а его компаньон Х.Ю. Тютин в 1555г. занял пост второго казначея[12]. К 1556г. Анфим сумел получить из поместья Троице-Сергиева монастыря двор в Китай-городе[13]. Купеческие дела были у Сильвестра и Анфима с бургомистром г. Нарва Иоахимом Крумхаузеном. В 1558г., после взятия Нарвы русскими войсками, сыновья этого крупного купца отвечая на вопрос о предательстве отца в пользу русских, указали, что задолго до начала войны их отец "схлопотал" через Сильвестра привилегии для своих торговых операций в России. В мае 1558г. сам И. Крумхаузен сообщил совету Ревеля, что по сведениям полученных через Анфима, мира с Ливонией сохранить не удастся[14]. С прибалтийской торговлей были связаны не только новгородские купцы, но и священнослужители. Сам новгородский архиепископ Макарий был крупным поставщиком воска в Ревель[15]. Можно предположить, что Сильвестр и его сын, как и ряд русских торговых людей, были связаны с той частью немецкого купечества, которая была заинтересована в сохранении мира и устойчивых торговых отношений с Россией и даже согласны на известных условиях признать власть царя. Упомянутый Иоахим Крумхаузен возглавлял делегацию горожан на переговорах в Москве о сдаче Нарвы в апреле 1558г. В 1560г. оказавшись перед перспективой войны с Литвою и Швецией, Адашев и Сильвестр предпочли дипломатическое урегулирование конфликта, за что Иван Грозный не раз упрекал их в нежелании действовать активно. Данная купеческая деятельность позволила отцу с сыном делать крупные пожертвования в монастыри, сравнимая с пожертвованиями князей и бояр. В Соловецкий монастырь от них было пожертвование 219 рублей и 66 книг. За столь богатый вклад монахи сделали ежегодный корм 10 октября по "старце Спиридоне, да по сыне его Анфиме". В Кирилло-Белозерский монастырь вклад: пуд ладана, пол пуда сандала, пуд брынцу, 15 гривенок перцу, колокол 8 пуд, да старые колокола зазвонные перелил прибавил своей меди 4 пуда, 2 стопы бумаги. Анфим Сильверстов упомянут в 1561г. на службе в Смоленске с новым наместником Д.И. Курлятевым. В качестве смоленского дьяка Анфим упомянут последний раз 7 мая 1566г., а в июле того же года присутствует на Земском соборе[16]. С тех пор имя Анфима не упоминается, а в 1568г. в ноябре-декабре в расходной книге Кирилло-Белозерского монастыря появилась запись: "Царь государь, князь великий велел дати по Анфиме по Сильверстове 30 рублей". Вероятно к этому времени не было в живых и самого Сильвестра[17].

ru-wiki.org

Сильвестр | Моя история России

Сильвестр, священник московского Благовещенского собора, имел благотворное влияние на юного царя Ивана IV (с 1547 г.) и вместе с Адашевым являлся передовым вождем «избранной рады»; с 1553 г. царь охладел к Сильвестру, в 1560 г. удалил от двора, после чего Сильвестр постригся в Кирило-Белозерский монастыре; умер около 1566 г. Известны два послания Сильвестра к князю А. Б. Шуйскому-Горбатому; ему же приписывается редакция «Домостроя» и сочинение 64-й главы этого памятника. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Павел ПЛЕШАНОВ (1829-1882). Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года. 1856. Сильвестр (в иноках Спиридон) (умер до 1577 г.), политический деятель, писатель. С 1540-х гг. священник Благовещенского собора Кремля. Во время восстания 1547 г. в Москве произнёс обличительную речь против молодого царя Ивана IV, что способствовало росту его влияния на царя и придворные круги. Сильвестр стал (наряду с А. Ф. Адашевым) руководителем Избранной рады, осуществлявшей правительственные функции. Сильвестр – идейный руководитель росписи царских палат и украшения храмов после пожара 1547 г. С падением Избранной рады удалился от двора, заочно осуждён (в нарушение правил) собором 1560 г. по обвинению в том, что вместе с Адашевым «счаровал» умершую царицу Анастасию. Постригся в монахи и в дальнейшем пребывал в северных монастырях. Автор посланий, в которых трактует вопросы о правах и обязанностях государя, правительства и церковных деятелей и др. Вероятный автор и составитель «Домостроя». Обучал молодых людей грамоте, пению, церковному обиходу, иконописи. Собиратель книг, организатор изготовления книг и икон. Энциклопедия «Москва»

Сильвестр (конец XV в. – ок. 1565) – русский церковный, политический и литературный деятель XVI в., протопоп Благовещенского собора Московского Кремля, один из членов и руководителей Избранной рады. Сильвестр является автором 64-главы Домостроя (т. н. Малый Домострой). Ряд исследователей также считают его автором окончательной редакции Домостроя.

Первоначально известен как новгородский священник. Между 1543 и 1547 гг. оказался в столице, по всей вероятности, по представлению митрополита Макария, знавшего его как человека книжного и благочестивого. Был поставлен протопопом кремлевского Благовещенского собора; в нем он познакомился с царем Иваном IV Васильевичем. Став к 1549 г. одним из самых приближенных к царю людей (указание на то, что он был избран «для совета в духовных делах и спасения души» позволяло даже предполагать, что он мог быть духовником молодого правителя), вошел в Избранную раду. По позднейшим воспоминаниям царя и запискам А. Курбского, Сильвестр «детскими страшилами» толкнул царя на путь реформирования управления страной с помощью новых советников, которые и были подобраны по наставлениям и указаниям Сильвестра и близкого ему по взглядам А. Ф. Адашева. В итоге Избранная рада на рубеже 1540-1550-х гг. заслонила Боярскую думу в текущем управлении и законодательстве.

В 1551 г. принимал участие в работе Стоглавого собора. Составил программу реформ православной церкви в виде царских вопросов к Собору. Умел влиять на царя опосредовано, через близких тому людей. С 1553 г. – с болезнью царя – началась «остуда» Ивана Васильевича к Сильвестру. После выздоровления Грозного известие о том, что Сильвестр с Адашевым в дни болезни правителя не пожелали присягать малолетнему царскому сыну Дмитрию Ивановичу, но, напротив, оказали поддержку двоюродному брату царя старицкому князю Владимиру Андреевичу, стало причиной резкого охлаждения отношений между царем и Сильвестром.

Сильвестр был отстранен от государственных дел и вынужден был ограничиться обычной иерейской службой в своей церкви. Именно к этому времени относят его работу над составлением свода правил повседневного поведения горожанина – знаменитого Домостроя. В этом сочинении, характеризуя идеальную подругу жизни, именовал ее «государыней дома» и списывал ее образ, по-видимому, со своей матери (житейски мудрая, умеющая вести дом, практичная). Произведение завершается Посланием и наказанием от отца к сыну (возможно, так же реальному лицу – сыну Сильвестра Анфиму), написанным от первого лица и основанного явно на личном житейском опыте.

Следующим шагом, отдалившим Сильвестра от царя Ивана Васильевича, было желание Избранной рады развернуться дальнейшую войну с татарами в Крыму после успешного взятия русским войском Астрахани в 1556 г. Царь же намеревался идти на Запад, в Ливонию. Не сумев убедить бывших соратников в правильности переброски войска на Запад, царь принял решение распустить Избранную раду.

В 1560 г. после возникших слухов о мифической причастности Сильвестра и Адашева к смерти царицы Анастасии Романовой Захарьиной Адашев был направлен в действующую армию, а Сильвестр – окончательно удален от двора, сослан в Соловецкий, а оттуда – переведен в Кирилло-Белозерский монастырь. Там он постригся в монахи под именем Спиридона и умер около 1565 г. в Вологде.

Имя Сильвестра сохранилось в культурной памяти и как имя собирателя рукописных книг, содействовавшего их изготовлению, равно как и икон. По инициативе Сильвестра был составлен реестр сюжетов «стенного бытейского письма» (картин из библейской книги Бытия), украсивших Золотую палату Кремлевского дворца. Реестр отразил идеальное видение Сильвестром праведного царствования и способствовал прославлению жизни и подвигов молодого царя. В своих посланиях (А. Б. Шуйскому-Горбатому, царю и его приближенным) Сильвестр касался прав и обязанностей церковных иерархов, государственных деятелей и самого русского правителя. Выступая сторонником самодержавной власти, он требовал активного участия боярской аристократии в управлении. По ряду вопросов был близок нестяжателям.

Литература:

  1. Голохвастов Д. П. Благовещенский иерей Сильвестр и его писания. М., 1879;
  2. Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники. М., 1958;
  3. Сергий, еп. Московский благовещенский священник Сильвестр как государственный деятель. М., 1891;

Наталья Пушкарева.

Энциклопедия «Кругосвет» Сильвестр – священник московского Благовещенского собора, политический и литературный деятель XVI в. Происхождение его нам неизвестно; первое упоминание о нём в Царственной книге относится к 1541 г., когда он будто бы ходатайствовал об освобождении князя Владимира Андреевича; но это известие не подтверждается показаниями других источников, и появление Сильвестра в Москве с большим основанием можно отнести к промежутку времени между 1543 и 1547 гг.: он или был вызван из Новгорода Митрополитом Макарием, знавшим его как человека книжного и благочестивого, или же прибыл в Москву вместе с митрополитом. При такой постановке вопроса совсем исчезает ореол таинственности, которым окружил появление Сильвестра в Москве князь Курбский: увлечённый библейским образом пророка Нафана, обличающего царя Давида, он рисует эффектную картину исправления молодого царя под влиянием Сильвестра. Еще более усилил краски своим риторизмом Карамзин, изобразив Сильвестра являющимся пред Иоанном в момент московского пожара 1547 года «с поднятым, угрожающим перстом» и с пламенной обличительной речью. В этой речи Сильвестр, по словам Курбского, указывал Иоанну на какие-то «чудеса и якобы явления от Бога», причем Курбский замечает об этих чудесах: «не вем, аще истинные ибо так ужасновения пущающе буйства его ради и для детских неистовых его нравов умыслил был себе сие». К подобному «благокознению» Сильвестр прибёг, по объяснению Курбского, с той же целью, с какой отцы иногда стараются подействовать на своих детей «мечтательными страхами». Каковы были чудеса, о которых рассказывал Сильвестр, мы не знаем, но что это педагогическое средство им было действительно применено, нам подтверждает и сам Иоанн, упоминая в письме к Курбскому о «детских страшилах». Д. П. Голохвастов и архиепископ Леонид полагают, что указанными «страшилами» могли быть те примеры из библейской, византийской и русской истории, которые приведены в послании Сильвестра к Иоанну, находящемся в так называемом Сильвестровском сборнике. Как бы то ни было, влияние Сильвестра на молодого царя началось с 1547 г. Духовником царя Сильвестр не был, так как за время его близости к царю эту должность занимали другие лица; официального участия в церковных и государственных реформах лучшей поры деятельности Иоанна Сильвестр не принимал; воздействие его было неофициальное, через других выдающихся по своему положению людей. Благодаря его связям, оно могло быть сильным: недаром же и для Иоанна, и для Курбского Сильвестр, наряду с Адашевым , являлся передовым вождём «избранной рады». В 1553 г. начинается «остуда» царя к Сильвестру, из-за дела о престолонаследии, возникшего во время болезни Иоанна; в 1560 г. Сильвестр окончательно удаляется от двора, так как царь уже вполне утвердился в подозрении, что бояре «подобно Ироду, грудного младенца хотели погубить, смертью света сего лишить, и воцарить вместо его чужого». Мотивом к такому окончательному повороту была смерть царицы Анастасии, происшедшая, по мнению царя, также по вине бояр. Когда друзей Сильвестра постигла опала, он сам удалился в Кирилло-Белозёрский монастырь, где и постригся с именем Спиридона. Курбский утверждает в своей «Истории», что Сильвестр был сослан в заточение в Соловецкий монастырь, но это известие не подтверждается другими источниками. Год смерти Сильвестра неизвестен: Голохвастов принимает дату 1566 год, но прочных оснований для неё не указывает. Умер Сильвестр в Кирилловом монастыре, а не в Соловках, судя по тому, что его «рухлядь» пошла на помин его души именно в Кириллов монастырь. После Сильвестра в этих двух монастырях остались некоторые рукописи, пожертвованные им еще до опалы. Такого рода пожертвования подтверждают известие о любви Сильвестра к просвещению. Из собственных его сочинений известны два послания к князю Александру Борисовичу Шуйскому-Горбатому: одно – разъясняющее ему обязанности царского наместника, а другое – утешительное после опалы, а также упомянутое выше послание к царю, отличающееся яркостью образов и энергией увещания. Важнейшим трудом Сильвестра следует признать редакцию «Домостроя». В этом замечательном памятнике литературы XVI в., несомненно, Сильвестру принадлежит 64-я глава «Послание и наказание от отца к сыну», называемая «Малым Домостроем» и отличающаяся преимущественно практическим характером. Сильвестр старается внушить своему сыну житейскую мудрость, доходя в этом отношении иногда до крайности. Это было причиной весьма сурового отзыва Соловьёва, указавшего, что все христианские добродетели понимаются Сильвестром с точки зрения материальной пользы и в его советах сквозит человекоугодничество, которое не может быть осуществлено без сделок с совестью. Что касается предшествующих глав «Домостроя», то они, вероятно, не были собственным произведением Сильвестра, а явились результатом постепенного накопления правил, касавшихся обязанностей религиозных и семейно-общественных, а также домашнего хозяйства. По мнению профессора Некрасова, «Домострой» сложился в Новгороде и изображает жизнь богатого человека. Это мнение встретило довольно веские возражения со стороны графа Михайлова, который указал в «Домострое» много черт чисто московских, а те особенности, которые признавались г. Некрасовым исключительно новгородскими, наметил в сильной степени и в московском быту. Такое же разногласие существует и относительно редакций «Домостроя»: г. Некрасов признаёт древнейшей редакцией список общества истории и древностей, а список Коншинский считает московской (принадлежащей Сильвестру) переделкой памятника; г. Михайлов считает первоначальной (принадлежащей Сильвестру) редакцией Коншинский список, как представляющий большую стройность и внешнюю, и внутреннюю, чем список общества, который является в некоторых частях не совсем умелой компиляцией. Во всяком случае участие Сильвестра в составлении «Домостроя» не отвергается исследователями, но вопрос о степени этого участия ещё нельзя считать окончательно решённым; указания г. Михайлова на сравнительную древность редакций памятника более обоснованы, чем заключения г. Некрасова, но требуют ещё дальнейшей разработки. Не решён также вопрос, как понимать «Домострой»: есть ли это идеал, к которому стремилась русская жизнь XVI в., или прямое отражение действительности? Из источников «Домостроя» многие указаны г. Некрасовым: это – Священное писание, творения отцов церкви, «Стослов» Геннадия и других. Г. Некрасовым рассмотрены также и аналогичные «Домострою» произведения литератур западных и восточных: но в сущности такие сравнения, указывая на сходство или различие отдельных черт, ничего не дают для объяснения происхождения самого памятника. Тоже надо сказать и о попытке г. Бракенгеймера провести параллель между нашим «Домостроем» и одним византийским литературным произведением. По содержанию «Домострой» делится на три части: 1) «о строении духовном»; здесь излагаются правила религиозного характера, рисуется аскетический идеал «праведного жития»; наставления регламентируют малейшие подробности духовной жизни, так что указывается даже, как содержать иконы в чистоте; 2) «о строении мирском» – ряд правил о том, как обращаться с женой, детьми, домочадцами; в этих правилах отражается грубость нравов, развившаяся у нас под влиянием татар, хотя не следует забывать, что в эту эпоху плетка по отношению к жене и сокрушение ребер младенцев как воспитательное средство совсем не были чужды и западноевропейским нравам; 3) «о строении домовном» – множество мелочных наставлений по части домашней экономии.

http://rulex.ru/01180982.htm

ros-istor.ru

от Средневековья к Новому времени

Сильвестр (ум. до 1577) — священник Благовещенского собора в Кремле, государственный деятель и писатель. Уроженец Новгорода, где руководил скрипторием, занимался подготовкой иконников, певчих и каллиграфов. В Москву попал, видимо, вместе с митрополитом Макарием в 1542 г. В переписке Курбского с Грозным и некоторых других сочинениях рассыпаны рассказы о мощном личном влиянии Сильвестра на юного Ивана IV (царь сам писал о «детских страшилах», которыми тот «прельстил» его; Курбский тоже упоминал о «чудесах» попа). Не будучи официальным царским духовником и вообще не занимая никаких высоких должностей, оставаясь «благовещенским попом», Сильвестр в 1540–1550-х гг. называется современниками, наряду с Адашевым, одним из творцов всей политики, однако документы не дают оснований оценить его реальный вклад в нее. На рубеже 1550–1560-х гг., в обстановке резкого охлаждения Грозного к своей «Избранной раде» и начинающихся опал, Сильвестр отправляется в Кирилло-Белозерский монастырь (добровольно или в ссылку — до конца неясно), где принимает постриг под именем инока Спиридона. (Здесь впоследствии останется его богатая келейная библиотека, состав которой ученым частично удалось восстановить.) Курбский говорит о нем, как об умершем, в ответе на второе послание царя в 1577 г. Из сочинений Сильвестра достоверно известны «Житие княгини Ольги» и по крайней мере два послания. Ему же долго приписывали знаменитый сборник наставлений по организации домашнего быта и ведению хозяйства, «Книга глаголемая Домострой», в создании которой он несомненно участвовал по крайней мере как редактор. Это ценнейшая национальная энциклопедия семейного быта состоятельных горожан (почти не отраженного иными источниками) и важный памятник древнерусского языка. По широте охвата «Домострой» аналогичен таким фундаментальным литературным творениям середины XVI в., как великие Минеи Четьи, Лицевой Летописный свод, Степенная книга.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Сильвестр (священник) - это... Что такое Сильвестр (священник)?

Сильвестр (в иноках Спиридон, ум. ок. 1566) — русский православный священник, политический и литературный деятель XVI века.

Начинал духовную карьеру в Новгороде, затем стал священником Благовещенского собора в Московском Кремле. Был связан с митрополитом Макарием.

Во время московского пожара и восстания в 1547 году произнёс обличительную речь в адрес юного Ивана IV (Грозного), которая была воспринята благосклонно и сделала Сильвестра приближённым царя.

Вместе с А. Ф. Адашевым Сильвестр являлся передовым вождём «Избранной рады».

В 1553 году во время тяжёлой болезни царя Сильвестр был близок к двоюродному брату царя князю Владимиру Старицкому, который претендовал на престол. По выздоровлении царь охладел к Сильвестру, а в 1560 году после появления слухов о его причастности к смерти царицы Анастасии сослал его в Соловецкий, а оттуда в Кирило-Белозерский монастырь, где он принял монашеский постриг. Остаток жизни он провёл в северных монастырях, исповедуя философию нестяжательства.

Известны два послания Сильвестра к А. Б. Шуйскому-Горбатому. Ему же приписывается авторство или окончательная редакция «Домостроя» (доподлинно известно о сочинении им 64-й главы этого памятника). Кроме того, Сильвестр написал житие св. княгини Ольги. Он собирал рукописные книги, покровительствовал иконописцам и другим деятелям искусства.

Литература

  • Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность. 1995. № 3. — С. 161—172.
  • Усачёв А. С. Сильвестр и житие княгини Ольги // Румянцевские чтения 2009. Историко-культурные традиции и инновационные преобразования в России. Просветительская ответственность библиотек. Ч. 1: материалы международной научной конференции (21–23 апреля 2009 г.). — М., 2009. — С. 246–254.
  • Усачёв А. С. Личность составителя Степенной книги // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 2 (36). — С. 34–47

Ссылки

dic.academic.ru


Смотрите также