История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Еврейский алфавит. Древний иврит алфавит толкование


Значение еврейских букв

Согласно еврейской легенде, Моисей, принимая писаный Закон (известный как Тора Ше-Бай-Хетав) на Святой Синайской Горе, также получил устный Закон, т. е. Тору Ши-Бай-Аль-Пей.Писаная Тора является основополагающей для устной Торы, потому что этот более поздний Закон составлен из комментариев и толкований писаной Торы. Он составлялся годами на основании воззрений и толкований умудренных опытом ученых и раввинов.Еврейская мистическая мудрость утверждает, что как в письменном, так и в устном изложении Торы содержится магическая структура— база для каббалистических размышлений и поиска. Подобно всем религиям, основанным на священных текстах, каббалистическая доктрина утверждает, что еврейские писания в буквальном смысле являются Словом Божьим и содержат в себе Божественную сущность.Некоторые алфавиты, обладающие эзотерической основой, отмечены общим характерным качеством, когда каждому отдельному начертанию присвоено имя, особое предназначение или качество.Первая буква еврейского алфавита — Алеф — является эквивалентом латинской буквы "А". Экзотерически эта буква обладает значением "рогатый скот" или "бык", а эзотерически — "богатство"… Алеф принимается как выражение герметического принципа: "Как вверху, так и внизу". Эзотерически, в качестве первой буквы, она символизирует отца, главу семьи… Цифровое значение Алеф равно 1, т. е. Ахад, что обозначает "единство". Астрологически Алеф соответствует Тельцу и созвездию Орион.

Бет — вторая еврейская буква, которая читается как "Б". Она обозначает "дом"… Это — выражение стабильности, собственности и продолжения человеческого рода на одном месте. Бет — это владение наследственной собственностью… Она также обозначает семью, деторождение и потомство, преемственность по кровной линии рода… Бет обозначена цифрой 2, Шинай, та, которая повторяет, — сущность творения. Астрономически Бет связана с созвездием Кассиопеи.

Гимел — третья буква. Она читается как "Г"; ее значение — "верблюд"… Эзотерическое толкование буквы Гимел — "природа", которая без вмешательства человека всегда остается саморегулирующейся системой. Цифровое значение Гимел — 3, т. е. Шалош, т. е. триада. Астрологически буква связана с созвездием Девы.

Далет, т. е. "дверь", — четвертая буква алфавита, обозначает звук "Д"… Эзотерически Далет представляет "власть"… Далет представляет знание и невежество, которые хорошо выражены символикой открывания и закрывания двери. Цифровой эквивалент Далет — 4, Арба, с геометрической формой — прямоугольником.

Хи, "h", — пятый знак алфавита, обозначающий "окно"… Эта буква… является соединяющим звеном внутреннего мира с внешним, т. е. тем, что приносит просветление. Эзотерически Хи — "религия", связывающая людей друг с другом, это то, что объединяет их с божественным началом, которое существует вне самого человека. Цифровой эквивалент Хи — 5, Хомеш, т. е. "вооруженный". Астрологически Хи связывается с Овном.

Bay — это шестая буква алфавита с фонетическим значением "В"; она представляет гвоздь, шарообразную ручку двери или маленький крючок… По отношению к человеку Bay связана со слухом, а эзотерически имеет значение "свобода". В этом смысле ссылка на дверную ручку очень уместна, т. к. последняя открывает дверь. Цифровое значение Bay — 6, т. е. Шеш, что подразумевает "белый цвет или яркий оттенок". 

Заин — седьмая буква алфавита, ее значение — "меч", а в более обобщенном смысле — "оружие" или "декорированный жезл"… Ее фонетическое значение — "3". Числовой эквивалент Заин — 7, т..е. Шебай, что подразумевает "на отдыхе".

Восьмой буквой является Хет. Эта буква читается как "X" и имеет значение "забор" или "плетень". Эзотерически Хет обозначает "распределение", как первостепенную функцию энергии. Цифровой эквивалент буквы — 8, т.е. Шмонэ или плодородие; ее астрологическое место находится в созвездии Весы.

Девятая буква Тет читается как "Т", а ее значение — змея. Тет — это символ органического единства. Она представляет собой медную змею из Ветхого Завета, жезл Аарона как еврейскую параллель к магическому посоху Гермеса, кадуцей и христианский, крест Христов, Органическое единство может существовать только тогда, когда поток энергии вселенной поддерживает его, и это представлено во всех. культурах в образе змеи, дракона, Ноивре или Орм. Эзотерически Тет обозначает свойство благоразумия, ее цифровое значение равно 9, Тшей, т. е. "ворота".

Йод или Иод является десятым знаком алфавита и читается как "И". Буква И, как символ руки, выражает законченность и полноту… Иод в эзотерическом значении - это предназначение", "судьба", управляемая Богом. Такое значение имеет параллель в греческом алфавите: буква Йота, которая также понимается как "судьба". Цифровое значение Йод эквивалентно 10, Эссер, т. е. все.

Каф — это одиннадцатая буква алфавита; она имеет значение "ладонь" и передает звук "К". Ладонь, как часть тела, имеет важное значение, так как через нее передается лучистая энергия, известная многим как "Пневма", "Онд", "Одиль" и "Нивр". Учение об этой энергии получило наибольшую известность благодаря восточным боевым искусствам, где ее называют "Ци". В христианской практике эта тонкая энергия приносит исцеление при "возложении рук" и также является составным элементом зрелищных подвигов боевого искусства. В христианской символике ладони Иисуса, пронзенные губительными гвоздями, теряют способность излучать благотворную целительную энергию. Иногда на иконах от рук Девы Марии исходят лучи светящейся энергии. Эзотерически Каф олицетворяет "силу", ее числовое значение эквивалентно 20. Астрологически Каф связана с созвездием Льва.

Ламед является двенадцатой буквой алфавита и читается как "Л"… Ламед — это целеустремленная энергия, необходимая для начинания в любом деле, и неизбежные жертвы, которые сопутствуют любой деятельности…Эзотерическое значение Ламед — "жертвенность", а числовое значение — 30.

Мем — это тринадцатая буква, которая произносится как "М". Эзотерически Мем обозначает воду. Это понимается как течение, а в более тайном значении как перемены, связанные со смертью… Ее астрологический аспект — созвездие Дракона. Числовое значение Мем — 40; в еврейской традиции это число обозначает полноту и завершение начатого дела.

Нун, четырнадцатая по счету буква алфавита, представлена понятием "рыба". Ее звучание— "Н"… Она является воплощением созвездия Водолей. Эзотерически Нун — это обратимость…Ее числовой эквивалент — 50.

Пятнадцатой буквой алфавита является Самех, передающая звук "О", Эта буква понимается как подпорка или поддержка… Самех обозначает обоюдную зависимость, существующую между людьми, материальным миром или между Богом и человечеством. Эзотерически это начертание обозначает всеобщность вселенной. Буква адекватна числу 60.

Шестнадцатое начертание обозначается знаком Айн или Эин, имеющим звучание "О". Значение Айн — глаз… Это буква зрения, в эзотерическом плане представляющая способность "провидеть", т. е. видеть процессы, которые развертываются внутри событий. Айн — параллель древнегреческой букве Омикрон, которая представляет солнце и его свет, как необходимое условие для функционирования нашего зрения. Астрологически Айн соотносится с созвездием Змееносца и соответствует зодиакальному знаку Скорпиона. Его цифровое значение — 70.

Семнадцатой буквой в алфавитном ряду стоит Пи, фонетически это звук "П", а ее значение — "полость рта", т. е. место воспроизведения речи — таким образом, это буква красноречия и повелений... Эзотерическое значение этой буквы пребывает с "бессмертием". Ведь именно "слово" стало первопричиной изначальной вибрации, от которой произошло материальное существование… Астрологически буква Пи сочетается с созвездием Андромеды и знаком Рыб. Числовой эквивалент Пи равен 80.

Цади, Цаде или Садхе — восемнадцатая буква алфавита, которая читается как "Ц" и представляет собой рыболовный крючок или острогу… Символически Цади представляет тень или отражение всякой вещи — необходимую противоположность, которая присуща любому состоянию бытия. Буква обладает числовым значением 90.

Коф — девятнадцатая буква — обозначает затылок.. Эзотерически Коф обозначает свет, т. е. то внутреннее озарение… Коф представляет звук "Q", а его астрологическое соответствие — Близнецы. Цифровое значение буквы — 100.

Реш — двадцатая буква в древнееврейском алфавите, ее фонетическое качество "Р"… В экзотерическом плане она обозначает голову, а в эзотерическом— "узнавание", поскольку вид лица — это главный признак, помогающий нам узнавать друг друга. Числовое значение этой буквы — 200.

Двадцать первой в алфавитном ряду является Шин, обозначающая звук "Ш". Шин представляет зубы, которые являются средством превращения пищи в съедобную субстанцию… Эзотерически она — божественный огонь, который трансформирует одно состояние в другое. В каббалистических терминах христианства огонь озарения Духа Святого превращает материальное в духовное. Шин, прибавленная как четвертая буква к имени Бога, приводит к появлению Мессии. Ее числовое значение составляет 300.Двадцать вторая, буква древнееврейского алфавита пишется Тау, фонетическое звучание которой "th". Она представляет и фаллос и знак Креста — символ "избранничества"… В соответствии с некоторыми идеями христианской каббалы, все те, кто не носит на себе знак Тау, обречены на гибель. Числовое значение Тау — 400; это самое большое однозначное число в древнееврейской системе счета. Эзотерически она представляет собой четыреста Сефирот четырех миров, то есть "синтезис". Это — свершение Слова Божия и, таким образом, — отражение процесса Творения.

Найджел Пенник «Магические алфавиты»

 

95live.ru

История возникновения еврейского алфавита - WordHouse

История возникновения еврейского алфавита

Еврейский народ, начиная с первого тысячелетия до н.э., применяет для письма священное начертание букв, часто именуемое древнееврейским письмом (ктав даац). Система буквенных обозначений уподобляется финикийской, что применялась на Ближнем Востоке во втором тысячелетии до н.э. Алефбет в его современной интерпретации возник после Вавилонского плена и называется ктав ашури – ассирийское письмо. Однако не то же самое, что ассирийский алфавит.

В Торе говорится, что Бог передал Моисею скрижали с начертанными десятью заветами. Согласно книге Исход, 32:16, каменные скрижали были созданы Богом и текст на них сотворен Божьей рукой. Еврейским квадратным письмом записаны первые книги Библии, благодаря чему данный стиль написания букв сохранился и до сегодняшнего дня. Поэтому для каждого религиозного еврея символы букв являются почитаемыми.

Еврейский алфавит или как его называют евреи, алефбет, является уникальным консонантным письмом, в котором присутствуют только согласные. Пять буквенных символов обладают двумя написаниями – основным, которое применяется при написании в середине слова, и концевым. 22 буквенных обозначения положены в основу таких еврейских языков, как иврит и идиш. При письме на иврите в алфавите присутствуют только согласные буквы. Несколько символов (א алеф, ה hей, ו вав и י йод) применимы для написания гласных. Эти буквы в идише имеют значение гласных.

Для обозначения гласных букв при письме на иврите применима система «некудот» — это огласовки, которые обозначаются точками, расположенными под буквой или над ней. Религиозные евреи, в особенности хасиды и почитатели Каббалы, верят, что 22 буквы еврейского письма стоят у истоков сотворения мира, а точнее при их помощи Богом создана вся Вселенная.

Сакральный смысл буквенных символов

В еврейских литературных источниках отражены различные толкования форм, цифрового обозначения и расположения букв алефбета.

Для неосведомленного человека алфавит является всего лишь системой графического начертания символов, необходимой для фиксирования устной речи на бумаге, что их форма и особенности написания являются всего лишь установленными обозначениями для звуков. Однако каждый знак еврейского алфавита имеет свое значение, несет глубокий сакральный смысл. По сравнению с другими языковыми системами, алефбет скрывает много тайн, кроющихся в порядке расположения символов, их начертании и произношении.

Помимо соответствующего звука, каждая буква имеет числовое значение — гематрию, это имеет широкое применение в текстах Каббалы. Так, к примеру, א алеф имеет гематрию 1, י йуд – 10, а ת тав – 400. Суть методики заключается в следующем. При суммировании числового значения символов, которыми написано слово, получается суммарное число. Если два слова имеют одинаковую сумму, то евреи считают, что между ними есть некая тайная связь. Эти сведения позволяют понимать скрытое толкование Библейских текстов.

Еще большим сакральным смыслом обладают формы буквенных символов, а также их названия. Если говорить о древнееврейском шрифте, который использовался в книгах Торы, то глубокое значение имеют даже составные элементы графических знаков, ведь большая часть букв алефбета образована посредством слияния базисных символов.

Еврейская литература имеет огромное количество объяснений того или иного начертания букв, поэтому познание всех тайн алефбета потребует прикладывания больших усилий.

word-house.ru

Чудо иврита

Чудо иврита

by Michel D’anastasio

Глубина иврита потрясает. Алфавит древнего библейского иврита, иногда называемого палеоиврит, был в значительной степени близок к пиктографическому шрифту. Археологические находки подтверждают, что каждая буква этого древнего алфавита была изначально картинкой со своим собственным значением. В английском языке у нас есть буквы A, B, C, D (в русском: А, Б, В, Г) и т.д. Эти буквы не имеют никакого собственного значения или смысла, но когда мы соединяем их в месте в слово (например ВАГОН), мы понимаем смысл и значение этого слова. И хотя относительно древнего иврита многое остается неизвестным, похоже, что в этом языке значение каждой буквы привносилось в общее значение корневого слова, образованного из этих букв. А корневое слово, в свою очередь, несло свое значение в каждое слово, от него образованное.

Ни один другой язык, из существующих на земле сегодня, не образует смыслы и значения подобным образом. Например, в английском языке есть слово «pineapple», и мы знаем его значение (ананас), но ананас не имеет ничего общего ни с сосной (pine), ни с яблоком (apple). В 15 главе Чисел Бог даёт указание сынам Израилевым сделать себе «кисти» («цицит») на краях одежды, дабы они напоминали им о следовании Божьими путями. Корневое слово «цит» означает «бутон». И так же, как бутон (цит) указывает на будущий плод, кисти (цицит) должны были напоминать тому, кто их носил, о необходимости цвести Божьей добротой и следовать Его путями. Для того, кто читает на иврите, Библия наполнена игрой слов, каламбурами и рифмами, призванными помогать слушателю запоминать. Многое из этого теряется при переводе.

Поскольку буквы древнего иврита были символическими картинками, то всё можно было объяснить через осязаемые вещи. Во времена Авраама и Моисея всё, что Бог сообщал людям, было как-то связано с вещами и явлениями, воспринимаемыми органами чувств, другого просто не существовало. Это дает нам понять, что Бог очень практичен и хочет, чтобы мы Его понимали. Он не даёт нам духовное знание, не имеющее никакого отношения к нашему «реальному миру», но использует наш мир и явления этого мира, чтобы донести до нас, какой Он. Иисус учил так же, согласно Евангелию от Матфея 5-7. «Вы — соль земли… посмотрите на птиц… взгляните на лилии…» Все, что приходит от Бога — практично, полезно и призвано помогать нам в нашей повседневной жизни.

Подписывайтесь:

И хотя все эти вещи уникальны и удивительны, особенно в сравнении с другими языками, есть и настоящее чудо: нет ни одного другого мертвого языка в истории человечества, который был бы возрожден к повседневному употреблению, кроме иврита. И так уж случилось, что именно на этом языке написано 2/3 Библии — именно на этом языке Бог выбрал открывать Свой характер миру. В Библии даже есть обещание, что Бог возродит этот язык:

Ибо тогда изменю Я язык народов [и сделаю его] чистым, чтобы все призывали имя Господа, чтобы служили Ему единодушно. (Цефанйа 3:9 Танах в переводе Мосад Рав Кук)

Особенно удивительно в этом обещании то, что предыдущий стих содержит в себе все буквы еврейского алфавита, включая софиты. Такое не встречается в других стихах Писания. Поскольку иврит является единственным «восстановленным» языком в истории, это обещание было исполнено за прошедшие 100 лет. Ещё в начале 1900-х иврит считался мертвым языком. Сегодня же миллионы людей изучают его и говорят на нем. В результате внутри Церкви резко возросло понимание Бога от Бытия до Малахии, а также учения и традиций говорящего на иврите раввина из Назарета, Йешуа. Это ещё один подарок, который мы получили сегодня, благодаря возрождению народа Израиля.

Автор — Даг Херши / firm.org.ilПеревод — ieshua.org

Последнее пожертвование: 31.08 (Россия)

Теги: БиблияБогДаг ХершиевреиивритИзраильчудоязык

4 159

ieshua.org

Еврейский алфавит - это... Что такое Еврейский алфавит?

Еврейский алфавитчитается справа налево
Алефא Бетב Гимельג Далетד
Хейה Вавו Зайнז Хетח Тетט Йодי
Кафכך Ламедל Мемמם Нунנן Самехס Айнע
Пеפף Цадиצץ Куфק Решר Шинש Тавת

Евре́йский алфави́т — алфавит, используемый в иврите, идише, ладино и других еврейских языках диаспоры. Поскольку в иврите используется консонантное письмо, алфавит состоит из согласных букв; однако многие из них используются также для записи гласных в иврите и в особенности в других языках диаспоры. Также использовался в караимском и крымчакском языках.

Алфавит

В алфавите 22 буквы, разница между прописными и строчными буквами отсутствует. Пять букв имеют по два начертания — основное (используемое в начале и середине слова) и конечное. В иврите все буквы согласные, но четыре из них — א алеф, ה hей, ו вав и י йод — иногда используются для записи гласных (матрес лекционис). Для полной записи гласных используется система диакритических знаков-огласовок «Некудот» (точек), ставящихся под или над буквой. Ранее использовались также специальные значки (таги), которые выполняли роль орнамента, украшавшего некоторые буквы еврейского алфавита. В идише алфавит полный: буквы א алеф, ו вов, י йуд и ע аин утратили роль согласных и превратились в гласные.

Еврейские буквы также используются для записи чисел, каждой букве приписано числовое значение — гематрия.

Таблица

Буква Чис­ло-­воезна­че­-ние(гемат-рия) Название Транслитерация Произношение (МФА) нач.ср. кон. Стан­дарт­-ное Ашке­наз­-ское Иврит Рус­ская Меж­ду­-на­род­ная Упро-щён­ная Изра­иль­-ское Ашке­наз­-ское Сефард­-ское Рекон­струкция Мишна Библ.
א 1 А́леф А́леф אָלֶף ', а, е ʾ ' [ ʔ, - ] [ — ] [ ʔ, - ] [ ʔ, - ] [ʔ ]
ב 2 Бет (вет) Бейс (вейс) בֵּית б, в b, ḇ b, v [ b, v ] [b, v~v̥ ] [ b, b~β~v ] [ b, β ] [ b ]
ג 3 Ги́мел Ги́мел גִימֶל г g, ḡ g [ ɡ ] [ɡ~ɡ ̊] [ ɡ, ɡ~ɣ ] [ ɡ, ɣ ] [ ɡ ]
ד 4 Да́лет До́лес דָלֶת д d, ḏ d [ d ] [ d~d̥ ̊] [ d̪~ð ] [ d̪, ð ] [ d ̪]
ה 5 hей הֵא ґ (h), х, г h, Ḏ h [ h~ʔ, - ] [ h, — ] [ h, — ] [ h, — ] [ h ]
ו 6 Вав Вов וָו в, о, у w w [ v ] [ v~v̥ ] [ v ] [ w ] [ w ]
ז 7 За́ин За́ин זַיִן з z z [ z ] [ z~z̥ ] [ z ] [ z ] [ dz ]
ח 8 Хет Хес חֵית х h`, x [ χ~ħ ] [ x ] [ ħ ] [ ħ, x ] [ ħ, x ]
ט 9 Тет Тес טֵית т t` [ t ] [ t ] [ t̪ ] [ t̪ˁ ] [ t̪ʼ ]
י 10 Йод Йуд יוֹד и, й y y [ j ] [ j ] [ j ] [ j ] [ j ]
‭כ ך 20 Каф (хаф) Коф (хоф) כָּף к, х k, ḵ k, kh [ k, χ ] [ k, x ] [ k, x ] [ k, x ] [ k ]
ל 30 Ла́мед Ло́мед לָמֶד л l l [ l ] [ l~ɫ ] [ l ] [ l ] [ l ]
‭מ ם 40 Мем Мем מֵם м m m [ m ] [ m ] [ m ] [ m ] [ m ]
‭נ ן 50 Нун Нун נוּן н n n [ n ] [ n ] [ n̪ ] [ n̪ ] [ n̪ ]
ס 60 Са́мех Со́мех סָמֶך с s s [ s ] [ s ] [ s ] [ s ] [ ts ]
ע 70 А́ин А́ин עַיִן `, а, е ` ` [ ʔ ~ ʕ, – ] [ — ] [ ʕ, ŋ, – ] [ ʕ, ɣ ] [ ʕ, ɣ ]
‭פ ף 80 Пе (фе) Пей (фей) פֵּא п, ф p, ph p, ph [ p, f ] [ p, f ] [ p, f ] [ p, ɸ ] [ p ]
‭צ ץ 90 Ца́ди Цо́ди, цо́дик צָדִי ц s` [ ʦ ] [ ʦ ] [ ʦ ] [ sˁ ] [ʦʼ, ʧʼ, t͡ɬʼ]
ק 100 Коф Куф קוֹף к k k [ k ] [ k ] [ k ] [ q ] [ kʼ ]
ר 200 Реш Рейш רֵיש р r r [ ʁ ] [ ʀ ] [ r~ɾ ] [ ɾ ] [ ɾ ]
ש 300 Шин (син) Шин (син) שִין ш, с š, ś sh, lh [ ʃ, s ] [ ʃ, s ] [ ʃ, s ] [ ʃ, ɬ ] [ ʧ, t͡ɬ, s ]
ת 400 Тав Тов (сов) תָו т t, ṯ t, th [ t ] [ t ] [ t̪, θ ] [ t̪, θ ] [ t̪ ]
Примечания
  • В Израиле используются в основном стандартные названия букв с элементами ашкеназских названий.
  • Русская транслитерация, данная в таблице, приблизительна.

История

Как звучит буква «ב»?

Долгое время специалисты не могли ответить, может ли буква ב (бет или вет — в зависимости от наличия в букве знака «дагеш», обычно опускаемого при письме) передавать звук «б». Многие лингвисты считали, что буква ב передавала только звук «в». Дискуссии шли до тех пор, пока не была расшифрована глиняная табличка с текстом, в котором рассказывалось о гуляющих по полю овцах: их блеяние было записано с использованием буквы «ב»[источник не указан 825 дней].

В I тысячелетии до н. э. (960—585) евреи начинают использовать древнееврейское письмо — систему, подобную финикийской, широко использовавшейся на Ближнем востоке в конце 2 тысячелетия до н. э. Наиболее старыми из известных документов, использующих эту систему, являются алфавит из Тель-Зайит, таблички из Гезера (~950 г. до н. э., эпоха царя Соломона), а также стела и другие надписи Меса (царя Моавитского, ~850 г. до н. э.). Многие особенности древнееврейского письма унаследовало самаритянское письмо.

Во время вавилонского плена евреи постепенно прекращают пользоваться старой письменностью и к 535 г. до н. э. переходят на вавилонское арамейское письмо (в свою очередь также произошедшее от финикийского), так называемое еврейское квадратное письмо.

Первые библейские тексты были написаны квадратным еврейским письмом, что, несомненно, помогло сохранить эту письменность и позволило ей возродиться.

Несмотря на то, что в средние века в каждом регионе появлялись свои стилизации, написание букв этого алфавита дошло до наших времен практически не изменившись. При возникновении еврейских языков диаспоры квадратный еврейский шрифт адаптировался для записи этих языков.

Квадратные буквы часто использовались как украшения в архитектуре. Огромное развитие получило искусство каллиграфии и микрографии.

История согласно иудаизму

Согласно Торе, первые Скрижали Завета были получены Моисеем от Бога и были сделаны самим Богом, включая шрифт, которым были высечены заповеди, также являвшийся произведением самого Бога.

скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.

— Исход, 32:16

Мишна называет квадратный шрифт, которым можно писать свитки Торы и другие священные тексты, «ассирийским» (ашурит), однако это название не означает, что еврейская письменность происходит из Ассирии, а намекает на то, что шрифт был восстановлен пророками Ездрой и Неемией, прибывшими в Святую Землю во главе вернувшихся вавилонских изгнанников. За это они также получили прозвище «софрим» — Писцы.

Другое упоминание происхождения формы квадратного шрифта со скрижалей приводится в Вавилонском Талмуде:

Сказал рав Хисда: Мем и Самех, что на скрижалях, держались чудесным образом. И (еще) сказал рав Хисда: текст на скрижалях можно было читать как с передней стороны, так и с задней, например: נבוב בובן (רהב בהר) סרו ורס.

— Шабат, 104а

Во времена Храмов евреи не пользовались священным шрифтом для будничных целей, а только для переписывания свитков Торы, поэтому правила написания святого шрифта стали забываться, для этого Писцам и понадобилось восстановить эти правила, которые были также утверждены Мужами Великого Собрания и позднее описаны в Устной Торе.

В Талмуде мы находим лишь некоторые замечания по поводу формы букв этого шрифта, что вызвало споры в более поздней галахической литературе насчет некоторых деталей формы букв.

Также существуют многочисленные древние рукописи, однако все они были написаны не ранее периода Второго Храма, например свитки Кумранской общины. Однако, в пражской синагоге Алт-Ной Шул находился (а возможно, находится и по сей день) свиток Торы, по преданию написанный самим Ездрой. Любавический Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон, когда был в Праге в 1918 году, сам видел этот свиток.[1] Также этот свиток упоминается во множестве более ранних книг, например, по нему сверял текст Торы Маймонид.

Стоит заметить, что поскольку Ездра родился еще до вавилонского плена, то он вполне мог видеть свиток Торы, находившийся в первом Храме — один из свитков, по преданию написанных самим Моисеем, и оставленный в Скинии, а затем в Храме для сверения текста последующих копий.

Варианты начертаний букв

Примечание. Отсутствующие в таблице буквы древнееврейского письма схожи по начертанию с финикийскими.

Религиозное значение

В каббале каждая буква имеет мистический смысл, что совместно с числовыми значениями (гематрия), открывает огромные возможности для трактования священных писаний и поиска в них скрытых смыслов.

Поскольку Бог создал мир десятью речениями, то буквы святого языка считаются также различными проявлениями Его влияния в мире. Таким образом, название каждой вещи на святом языке является отражением его сущности и заложенной в нем Божественной энергии. Комментаторы Торы поясняют, что первый человек, Адам Кадмон, мог видеть эту сущность, поэтому он давал названия животным.

Существуют различные виды алфавитов, которые используются для толкования Писания:

אתב"ש когда א заменяется на ת, а ב на ש и так далее.

תשר"ק алфавит в обратном порядке.

אי"ק בכ"ר единицы, десятки, сотни (гематрия)

אטי"צ когда 1 заменяется на 9, 2 на 8 и т. д.; то же с десятками и сотнями. Буквы ה,נ,ך значение которых, соответственно, — 5, 50, 500, — не имеют замены.[2]

Мидраш «Отийот дераби Акива» («Буквы рабби Акивы») разъясняет смысл формы каждой буквы.

Обнаружены изображения буквы «тав» на древнееврейских и финикийских кладбищах. Как древние евреи, так и финикийцы ставили изображение буквы «тав» над могилами (конец жизненного пути отмечен последней буквой алфавита) (см. Книгу Зоар (рус.)). Таким образом, евреи и финикийцы ставили кресты над могилами задолго до возникновения христианства, а христиане впоследствии переняли этот обычай, наполнив его новым символизмом[источник не указан 877 дней].

В книге Зоар объясняется, что очертания черных букв на белом фоне передают постигнутые каббалистами различные возможные соотношения между силами природы, недоступными для пяти органов чувств человека.

Юникод

Еврейские буквы и другие знаки в Unicode находятся в интервалах от U+0590 до U+05FF и от U+FB1D до U+FB40. Сюда входят буквы, лигатуры, комбинируемые знаки (огласовки и знаки кантилляции) и символы пунктуации.

    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F
0590   ֑ ֒ ֓ ֔ ֕ ֖ ֗ ֘ ֙ ֚ ֛ ֜ ֝ ֞ ֟
05A0   ֠ ֡ ֢ ֣ ֤ ֥ ֦ ֧ ֨ ֩ ֪ ֫ ֬ ֭ ֮ ֯
05B0   ְ ֱ ֲ ֳ ִ ֵ ֶ ַ ָ ֹ ֺ ֻ ּ ֽ ־ ֿ
05C0   ׀ ׁ ׂ ׃ ׄ ׅ ׆ ׇ
05D0   א ב ג ד ה ו ז ח ט י ך כ ל ם מ ן
05E0   נ ס ע ף פ ץ צ ק ר ש ת
05F0   װ ױ ײ ׳ ״ ׵
FB10   יִ ײַ
FB20   שׁ שׂ שּׁ שּׂ אַ אָ
FB30   אּ בּ גּ דּ הּ וּ זּ טּ יּ ךּ כּ לּ מּ
FB40   נּ סּ ףּ פּ צּ קּ רּ שּ תּ וֹ בֿ כֿ פֿ

Примечание: Символы װ ױ ײ предназначены для идиша и не используются в иврите.

Примечания

  1. ↑ Об этом он пишет в книге «аЙом Йом» (на 7 Элула). 1954, «Кеат», Нью-Йорк (идиш). Перевод на сайте yeshiva.ru
  2. ↑ См. «Сефер аАрахим Хабад», часть 1, 1971, «Кэат», Нью-Йорк (иврит)

Литература

Ссылки

См. также

ushakov.academic.ru

Еврейский алфавит - это... Что такое Еврейский алфавит?

Еврейский алфавитчитается справа налево
Алефא Бетב Гимельג Далетד
Хейה Вавו Зайнז Хетח Тетט Йодי
Кафכך Ламедל Мемמם Нунנן Самехס Айнע
Пеפף Цадиצץ Куфק Решר Шинש Тавת

Евре́йский алфави́т — алфавит, используемый в иврите, идише, ладино и других еврейских языках диаспоры. Поскольку в иврите используется консонантное письмо, алфавит состоит из согласных букв; однако многие из них используются также для записи гласных в иврите и в особенности в других языках диаспоры. Также использовался в караимском и крымчакском языках.

Алфавит

В алфавите 22 буквы, разница между прописными и строчными буквами отсутствует. Пять букв имеют по два начертания — основное (используемое в начале и середине слова) и конечное. В иврите все буквы согласные, но четыре из них — א алеф, ה hей, ו вав и י йод — иногда используются для записи гласных (матрес лекционис). Для полной записи гласных используется система диакритических знаков-огласовок «Некудот» (точек), ставящихся под или над буквой. Ранее использовались также специальные значки (таги), которые выполняли роль орнамента, украшавшего некоторые буквы еврейского алфавита. В идише алфавит полный: буквы א алеф, ו вов, י йуд и ע аин утратили роль согласных и превратились в гласные.

Еврейские буквы также используются для записи чисел, каждой букве приписано числовое значение — гематрия.

Таблица

Буква Чис­ло-­воезна­че­-ние(гемат-рия) Название Транслитерация Произношение (МФА) нач.ср. кон. Стан­дарт­-ное Ашке­наз­-ское Иврит Рус­ская Меж­ду­-на­род­ная Упро-щён­ная Изра­иль­-ское Ашке­наз­-ское Сефард­-ское Рекон­струкция Мишна Библ.
א 1 А́леф А́леф אָלֶף ', а, е ʾ ' [ ʔ, - ] [ — ] [ ʔ, - ] [ ʔ, - ] [ʔ ]
ב 2 Бет (вет) Бейс (вейс) בֵּית б, в b, ḇ b, v [ b, v ] [b, v~v̥ ] [ b, b~β~v ] [ b, β ] [ b ]
ג 3 Ги́мел Ги́мел גִימֶל г g, ḡ g [ ɡ ] [ɡ~ɡ ̊] [ ɡ, ɡ~ɣ ] [ ɡ, ɣ ] [ ɡ ]
ד 4 Да́лет До́лес דָלֶת д d, ḏ d [ d ] [ d~d̥ ̊] [ d̪~ð ] [ d̪, ð ] [ d ̪]
ה 5 hей הֵא ґ (h), х, г h, Ḏ h [ h~ʔ, - ] [ h, — ] [ h, — ] [ h, — ] [ h ]
ו 6 Вав Вов וָו в, о, у w w [ v ] [ v~v̥ ] [ v ] [ w ] [ w ]
ז 7 За́ин За́ин זַיִן з z z [ z ] [ z~z̥ ] [ z ] [ z ] [ dz ]
ח 8 Хет Хес חֵית х h`, x [ χ~ħ ] [ x ] [ ħ ] [ ħ, x ] [ ħ, x ]
ט 9 Тет Тес טֵית т t` [ t ] [ t ] [ t̪ ] [ t̪ˁ ] [ t̪ʼ ]
י 10 Йод Йуд יוֹד и, й y y [ j ] [ j ] [ j ] [ j ] [ j ]
‭כ ך 20 Каф (хаф) Коф (хоф) כָּף к, х k, ḵ k, kh [ k, χ ] [ k, x ] [ k, x ] [ k, x ] [ k ]
ל 30 Ла́мед Ло́мед לָמֶד л l l [ l ] [ l~ɫ ] [ l ] [ l ] [ l ]
‭מ ם 40 Мем Мем מֵם м m m [ m ] [ m ] [ m ] [ m ] [ m ]
‭נ ן 50 Нун Нун נוּן н n n [ n ] [ n ] [ n̪ ] [ n̪ ] [ n̪ ]
ס 60 Са́мех Со́мех סָמֶך с s s [ s ] [ s ] [ s ] [ s ] [ ts ]
ע 70 А́ин А́ин עַיִן `, а, е ` ` [ ʔ ~ ʕ, – ] [ — ] [ ʕ, ŋ, – ] [ ʕ, ɣ ] [ ʕ, ɣ ]
‭פ ף 80 Пе (фе) Пей (фей) פֵּא п, ф p, ph p, ph [ p, f ] [ p, f ] [ p, f ] [ p, ɸ ] [ p ]
‭צ ץ 90 Ца́ди Цо́ди, цо́дик צָדִי ц s` [ ʦ ] [ ʦ ] [ ʦ ] [ sˁ ] [ʦʼ, ʧʼ, t͡ɬʼ]
ק 100 Коф Куф קוֹף к k k [ k ] [ k ] [ k ] [ q ] [ kʼ ]
ר 200 Реш Рейш רֵיש р r r [ ʁ ] [ ʀ ] [ r~ɾ ] [ ɾ ] [ ɾ ]
ש 300 Шин (син) Шин (син) שִין ш, с š, ś sh, lh [ ʃ, s ] [ ʃ, s ] [ ʃ, s ] [ ʃ, ɬ ] [ ʧ, t͡ɬ, s ]
ת 400 Тав Тов (сов) תָו т t, ṯ t, th [ t ] [ t ] [ t̪, θ ] [ t̪, θ ] [ t̪ ]
Примечания
  • В Израиле используются в основном стандартные названия букв с элементами ашкеназских названий.
  • Русская транслитерация, данная в таблице, приблизительна.

История

Как звучит буква «ב»?

Долгое время специалисты не могли ответить, может ли буква ב (бет или вет — в зависимости от наличия в букве знака «дагеш», обычно опускаемого при письме) передавать звук «б». Многие лингвисты считали, что буква ב передавала только звук «в». Дискуссии шли до тех пор, пока не была расшифрована глиняная табличка с текстом, в котором рассказывалось о гуляющих по полю овцах: их блеяние было записано с использованием буквы «ב»[источник не указан 825 дней].

В I тысячелетии до н. э. (960—585) евреи начинают использовать древнееврейское письмо — систему, подобную финикийской, широко использовавшейся на Ближнем востоке в конце 2 тысячелетия до н. э. Наиболее старыми из известных документов, использующих эту систему, являются алфавит из Тель-Зайит, таблички из Гезера (~950 г. до н. э., эпоха царя Соломона), а также стела и другие надписи Меса (царя Моавитского, ~850 г. до н. э.). Многие особенности древнееврейского письма унаследовало самаритянское письмо.

Во время вавилонского плена евреи постепенно прекращают пользоваться старой письменностью и к 535 г. до н. э. переходят на вавилонское арамейское письмо (в свою очередь также произошедшее от финикийского), так называемое еврейское квадратное письмо.

Первые библейские тексты были написаны квадратным еврейским письмом, что, несомненно, помогло сохранить эту письменность и позволило ей возродиться.

Несмотря на то, что в средние века в каждом регионе появлялись свои стилизации, написание букв этого алфавита дошло до наших времен практически не изменившись. При возникновении еврейских языков диаспоры квадратный еврейский шрифт адаптировался для записи этих языков.

Квадратные буквы часто использовались как украшения в архитектуре. Огромное развитие получило искусство каллиграфии и микрографии.

История согласно иудаизму

Согласно Торе, первые Скрижали Завета были получены Моисеем от Бога и были сделаны самим Богом, включая шрифт, которым были высечены заповеди, также являвшийся произведением самого Бога.

скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.

— Исход, 32:16

Мишна называет квадратный шрифт, которым можно писать свитки Торы и другие священные тексты, «ассирийским» (ашурит), однако это название не означает, что еврейская письменность происходит из Ассирии, а намекает на то, что шрифт был восстановлен пророками Ездрой и Неемией, прибывшими в Святую Землю во главе вернувшихся вавилонских изгнанников. За это они также получили прозвище «софрим» — Писцы.

Другое упоминание происхождения формы квадратного шрифта со скрижалей приводится в Вавилонском Талмуде:

Сказал рав Хисда: Мем и Самех, что на скрижалях, держались чудесным образом. И (еще) сказал рав Хисда: текст на скрижалях можно было читать как с передней стороны, так и с задней, например: נבוב בובן (רהב בהר) סרו ורס.

— Шабат, 104а

Во времена Храмов евреи не пользовались священным шрифтом для будничных целей, а только для переписывания свитков Торы, поэтому правила написания святого шрифта стали забываться, для этого Писцам и понадобилось восстановить эти правила, которые были также утверждены Мужами Великого Собрания и позднее описаны в Устной Торе.

В Талмуде мы находим лишь некоторые замечания по поводу формы букв этого шрифта, что вызвало споры в более поздней галахической литературе насчет некоторых деталей формы букв.

Также существуют многочисленные древние рукописи, однако все они были написаны не ранее периода Второго Храма, например свитки Кумранской общины. Однако, в пражской синагоге Алт-Ной Шул находился (а возможно, находится и по сей день) свиток Торы, по преданию написанный самим Ездрой. Любавический Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон, когда был в Праге в 1918 году, сам видел этот свиток.[1] Также этот свиток упоминается во множестве более ранних книг, например, по нему сверял текст Торы Маймонид.

Стоит заметить, что поскольку Ездра родился еще до вавилонского плена, то он вполне мог видеть свиток Торы, находившийся в первом Храме — один из свитков, по преданию написанных самим Моисеем, и оставленный в Скинии, а затем в Храме для сверения текста последующих копий.

Варианты начертаний букв

Примечание. Отсутствующие в таблице буквы древнееврейского письма схожи по начертанию с финикийскими.

Религиозное значение

В каббале каждая буква имеет мистический смысл, что совместно с числовыми значениями (гематрия), открывает огромные возможности для трактования священных писаний и поиска в них скрытых смыслов.

Поскольку Бог создал мир десятью речениями, то буквы святого языка считаются также различными проявлениями Его влияния в мире. Таким образом, название каждой вещи на святом языке является отражением его сущности и заложенной в нем Божественной энергии. Комментаторы Торы поясняют, что первый человек, Адам Кадмон, мог видеть эту сущность, поэтому он давал названия животным.

Существуют различные виды алфавитов, которые используются для толкования Писания:

אתב"ש когда א заменяется на ת, а ב на ש и так далее.

תשר"ק алфавит в обратном порядке.

אי"ק בכ"ר единицы, десятки, сотни (гематрия)

אטי"צ когда 1 заменяется на 9, 2 на 8 и т. д.; то же с десятками и сотнями. Буквы ה,נ,ך значение которых, соответственно, — 5, 50, 500, — не имеют замены.[2]

Мидраш «Отийот дераби Акива» («Буквы рабби Акивы») разъясняет смысл формы каждой буквы.

Обнаружены изображения буквы «тав» на древнееврейских и финикийских кладбищах. Как древние евреи, так и финикийцы ставили изображение буквы «тав» над могилами (конец жизненного пути отмечен последней буквой алфавита) (см. Книгу Зоар (рус.)). Таким образом, евреи и финикийцы ставили кресты над могилами задолго до возникновения христианства, а христиане впоследствии переняли этот обычай, наполнив его новым символизмом[источник не указан 877 дней].

В книге Зоар объясняется, что очертания черных букв на белом фоне передают постигнутые каббалистами различные возможные соотношения между силами природы, недоступными для пяти органов чувств человека.

Юникод

Еврейские буквы и другие знаки в Unicode находятся в интервалах от U+0590 до U+05FF и от U+FB1D до U+FB40. Сюда входят буквы, лигатуры, комбинируемые знаки (огласовки и знаки кантилляции) и символы пунктуации.

    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F
0590   ֑ ֒ ֓ ֔ ֕ ֖ ֗ ֘ ֙ ֚ ֛ ֜ ֝ ֞ ֟
05A0   ֠ ֡ ֢ ֣ ֤ ֥ ֦ ֧ ֨ ֩ ֪ ֫ ֬ ֭ ֮ ֯
05B0   ְ ֱ ֲ ֳ ִ ֵ ֶ ַ ָ ֹ ֺ ֻ ּ ֽ ־ ֿ
05C0   ׀ ׁ ׂ ׃ ׄ ׅ ׆ ׇ
05D0   א ב ג ד ה ו ז ח ט י ך כ ל ם מ ן
05E0   נ ס ע ף פ ץ צ ק ר ש ת
05F0   װ ױ ײ ׳ ״ ׵
FB10   יִ ײַ
FB20   שׁ שׂ שּׁ שּׂ אַ אָ
FB30   אּ בּ גּ דּ הּ וּ זּ טּ יּ ךּ כּ לּ מּ
FB40   נּ סּ ףּ פּ צּ קּ רּ שּ תּ וֹ בֿ כֿ פֿ

Примечание: Символы װ ױ ײ предназначены для идиша и не используются в иврите.

Примечания

  1. ↑ Об этом он пишет в книге «аЙом Йом» (на 7 Элула). 1954, «Кеат», Нью-Йорк (идиш). Перевод на сайте yeshiva.ru
  2. ↑ См. «Сефер аАрахим Хабад», часть 1, 1971, «Кэат», Нью-Йорк (иврит)

Литература

Ссылки

См. также

med.academic.ru

Еврейский алфавит - это... Что такое Еврейский алфавит?

Еврейский алфавитчитается справа налево
Алефא Бетב Гимельג Далетד
Хейה Вавו Зайнז Хетח Тетט Йодי
Кафכך Ламедל Мемמם Нунנן Самехס Айнע
Пеפף Цадиצץ Куфק Решר Шинש Тавת

Евре́йский алфави́т — алфавит, используемый в иврите, идише, ладино и других еврейских языках диаспоры. Поскольку в иврите используется консонантное письмо, алфавит состоит из согласных букв; однако многие из них используются также для записи гласных в иврите и в особенности в других языках диаспоры. Также использовался в караимском и крымчакском языках.

Алфавит

В алфавите 22 буквы, разница между прописными и строчными буквами отсутствует. Пять букв имеют по два начертания — основное (используемое в начале и середине слова) и конечное. В иврите все буквы согласные, но четыре из них — א алеф, ה hей, ו вав и י йод — иногда используются для записи гласных (матрес лекционис). Для полной записи гласных используется система диакритических знаков-огласовок «Некудот» (точек), ставящихся под или над буквой. Ранее использовались также специальные значки (таги), которые выполняли роль орнамента, украшавшего некоторые буквы еврейского алфавита. В идише алфавит полный: буквы א алеф, ו вов, י йуд и ע аин утратили роль согласных и превратились в гласные.

Еврейские буквы также используются для записи чисел, каждой букве приписано числовое значение — гематрия.

Таблица

Буква Чис­ло-­воезна­че­-ние(гемат-рия) Название Транслитерация Произношение (МФА) нач.ср. кон. Стан­дарт­-ное Ашке­наз­-ское Иврит Рус­ская Меж­ду­-на­род­ная Упро-щён­ная Изра­иль­-ское Ашке­наз­-ское Сефард­-ское Рекон­струкция Мишна Библ.
א 1 А́леф А́леф אָלֶף ', а, е ʾ ' [ ʔ, - ] [ — ] [ ʔ, - ] [ ʔ, - ] [ʔ ]
ב 2 Бет (вет) Бейс (вейс) בֵּית б, в b, ḇ b, v [ b, v ] [b, v~v̥ ] [ b, b~β~v ] [ b, β ] [ b ]
ג 3 Ги́мел Ги́мел גִימֶל г g, ḡ g [ ɡ ] [ɡ~ɡ ̊] [ ɡ, ɡ~ɣ ] [ ɡ, ɣ ] [ ɡ ]
ד 4 Да́лет До́лес דָלֶת д d, ḏ d [ d ] [ d~d̥ ̊] [ d̪~ð ] [ d̪, ð ] [ d ̪]
ה 5 hей הֵא ґ (h), х, г h, Ḏ h [ h~ʔ, - ] [ h, — ] [ h, — ] [ h, — ] [ h ]
ו 6 Вав Вов וָו в, о, у w w [ v ] [ v~v̥ ] [ v ] [ w ] [ w ]
ז 7 За́ин За́ин זַיִן з z z [ z ] [ z~z̥ ] [ z ] [ z ] [ dz ]
ח 8 Хет Хес חֵית х h`, x [ χ~ħ ] [ x ] [ ħ ] [ ħ, x ] [ ħ, x ]
ט 9 Тет Тес טֵית т t` [ t ] [ t ] [ t̪ ] [ t̪ˁ ] [ t̪ʼ ]
י 10 Йод Йуд יוֹד и, й y y [ j ] [ j ] [ j ] [ j ] [ j ]
‭כ ך 20 Каф (хаф) Коф (хоф) כָּף к, х k, ḵ k, kh [ k, χ ] [ k, x ] [ k, x ] [ k, x ] [ k ]
ל 30 Ла́мед Ло́мед לָמֶד л l l [ l ] [ l~ɫ ] [ l ] [ l ] [ l ]
‭מ ם 40 Мем Мем מֵם м m m [ m ] [ m ] [ m ] [ m ] [ m ]
‭נ ן 50 Нун Нун נוּן н n n [ n ] [ n ] [ n̪ ] [ n̪ ] [ n̪ ]
ס 60 Са́мех Со́мех סָמֶך с s s [ s ] [ s ] [ s ] [ s ] [ ts ]
ע 70 А́ин А́ин עַיִן `, а, е ` ` [ ʔ ~ ʕ, – ] [ — ] [ ʕ, ŋ, – ] [ ʕ, ɣ ] [ ʕ, ɣ ]
‭פ ף 80 Пе (фе) Пей (фей) פֵּא п, ф p, ph p, ph [ p, f ] [ p, f ] [ p, f ] [ p, ɸ ] [ p ]
‭צ ץ 90 Ца́ди Цо́ди, цо́дик צָדִי ц s` [ ʦ ] [ ʦ ] [ ʦ ] [ sˁ ] [ʦʼ, ʧʼ, t͡ɬʼ]
ק 100 Коф Куф קוֹף к k k [ k ] [ k ] [ k ] [ q ] [ kʼ ]
ר 200 Реш Рейш רֵיש р r r [ ʁ ] [ ʀ ] [ r~ɾ ] [ ɾ ] [ ɾ ]
ש 300 Шин (син) Шин (син) שִין ш, с š, ś sh, lh [ ʃ, s ] [ ʃ, s ] [ ʃ, s ] [ ʃ, ɬ ] [ ʧ, t͡ɬ, s ]
ת 400 Тав Тов (сов) תָו т t, ṯ t, th [ t ] [ t ] [ t̪, θ ] [ t̪, θ ] [ t̪ ]
Примечания
  • В Израиле используются в основном стандартные названия букв с элементами ашкеназских названий.
  • Русская транслитерация, данная в таблице, приблизительна.

История

Как звучит буква «ב»?

Долгое время специалисты не могли ответить, может ли буква ב (бет или вет — в зависимости от наличия в букве знака «дагеш», обычно опускаемого при письме) передавать звук «б». Многие лингвисты считали, что буква ב передавала только звук «в». Дискуссии шли до тех пор, пока не была расшифрована глиняная табличка с текстом, в котором рассказывалось о гуляющих по полю овцах: их блеяние было записано с использованием буквы «ב»[источник не указан 825 дней].

В I тысячелетии до н. э. (960—585) евреи начинают использовать древнееврейское письмо — систему, подобную финикийской, широко использовавшейся на Ближнем востоке в конце 2 тысячелетия до н. э. Наиболее старыми из известных документов, использующих эту систему, являются алфавит из Тель-Зайит, таблички из Гезера (~950 г. до н. э., эпоха царя Соломона), а также стела и другие надписи Меса (царя Моавитского, ~850 г. до н. э.). Многие особенности древнееврейского письма унаследовало самаритянское письмо.

Во время вавилонского плена евреи постепенно прекращают пользоваться старой письменностью и к 535 г. до н. э. переходят на вавилонское арамейское письмо (в свою очередь также произошедшее от финикийского), так называемое еврейское квадратное письмо.

Первые библейские тексты были написаны квадратным еврейским письмом, что, несомненно, помогло сохранить эту письменность и позволило ей возродиться.

Несмотря на то, что в средние века в каждом регионе появлялись свои стилизации, написание букв этого алфавита дошло до наших времен практически не изменившись. При возникновении еврейских языков диаспоры квадратный еврейский шрифт адаптировался для записи этих языков.

Квадратные буквы часто использовались как украшения в архитектуре. Огромное развитие получило искусство каллиграфии и микрографии.

История согласно иудаизму

Согласно Торе, первые Скрижали Завета были получены Моисеем от Бога и были сделаны самим Богом, включая шрифт, которым были высечены заповеди, также являвшийся произведением самого Бога.

скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.

— Исход, 32:16

Мишна называет квадратный шрифт, которым можно писать свитки Торы и другие священные тексты, «ассирийским» (ашурит), однако это название не означает, что еврейская письменность происходит из Ассирии, а намекает на то, что шрифт был восстановлен пророками Ездрой и Неемией, прибывшими в Святую Землю во главе вернувшихся вавилонских изгнанников. За это они также получили прозвище «софрим» — Писцы.

Другое упоминание происхождения формы квадратного шрифта со скрижалей приводится в Вавилонском Талмуде:

Сказал рав Хисда: Мем и Самех, что на скрижалях, держались чудесным образом. И (еще) сказал рав Хисда: текст на скрижалях можно было читать как с передней стороны, так и с задней, например: נבוב בובן (רהב בהר) סרו ורס.

— Шабат, 104а

Во времена Храмов евреи не пользовались священным шрифтом для будничных целей, а только для переписывания свитков Торы, поэтому правила написания святого шрифта стали забываться, для этого Писцам и понадобилось восстановить эти правила, которые были также утверждены Мужами Великого Собрания и позднее описаны в Устной Торе.

В Талмуде мы находим лишь некоторые замечания по поводу формы букв этого шрифта, что вызвало споры в более поздней галахической литературе насчет некоторых деталей формы букв.

Также существуют многочисленные древние рукописи, однако все они были написаны не ранее периода Второго Храма, например свитки Кумранской общины. Однако, в пражской синагоге Алт-Ной Шул находился (а возможно, находится и по сей день) свиток Торы, по преданию написанный самим Ездрой. Любавический Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон, когда был в Праге в 1918 году, сам видел этот свиток.[1] Также этот свиток упоминается во множестве более ранних книг, например, по нему сверял текст Торы Маймонид.

Стоит заметить, что поскольку Ездра родился еще до вавилонского плена, то он вполне мог видеть свиток Торы, находившийся в первом Храме — один из свитков, по преданию написанных самим Моисеем, и оставленный в Скинии, а затем в Храме для сверения текста последующих копий.

Варианты начертаний букв

Примечание. Отсутствующие в таблице буквы древнееврейского письма схожи по начертанию с финикийскими.

Религиозное значение

В каббале каждая буква имеет мистический смысл, что совместно с числовыми значениями (гематрия), открывает огромные возможности для трактования священных писаний и поиска в них скрытых смыслов.

Поскольку Бог создал мир десятью речениями, то буквы святого языка считаются также различными проявлениями Его влияния в мире. Таким образом, название каждой вещи на святом языке является отражением его сущности и заложенной в нем Божественной энергии. Комментаторы Торы поясняют, что первый человек, Адам Кадмон, мог видеть эту сущность, поэтому он давал названия животным.

Существуют различные виды алфавитов, которые используются для толкования Писания:

אתב"ש когда א заменяется на ת, а ב на ש и так далее.

תשר"ק алфавит в обратном порядке.

אי"ק בכ"ר единицы, десятки, сотни (гематрия)

אטי"צ когда 1 заменяется на 9, 2 на 8 и т. д.; то же с десятками и сотнями. Буквы ה,נ,ך значение которых, соответственно, — 5, 50, 500, — не имеют замены.[2]

Мидраш «Отийот дераби Акива» («Буквы рабби Акивы») разъясняет смысл формы каждой буквы.

Обнаружены изображения буквы «тав» на древнееврейских и финикийских кладбищах. Как древние евреи, так и финикийцы ставили изображение буквы «тав» над могилами (конец жизненного пути отмечен последней буквой алфавита) (см. Книгу Зоар (рус.)). Таким образом, евреи и финикийцы ставили кресты над могилами задолго до возникновения христианства, а христиане впоследствии переняли этот обычай, наполнив его новым символизмом[источник не указан 877 дней].

В книге Зоар объясняется, что очертания черных букв на белом фоне передают постигнутые каббалистами различные возможные соотношения между силами природы, недоступными для пяти органов чувств человека.

Юникод

Еврейские буквы и другие знаки в Unicode находятся в интервалах от U+0590 до U+05FF и от U+FB1D до U+FB40. Сюда входят буквы, лигатуры, комбинируемые знаки (огласовки и знаки кантилляции) и символы пунктуации.

    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F
0590   ֑ ֒ ֓ ֔ ֕ ֖ ֗ ֘ ֙ ֚ ֛ ֜ ֝ ֞ ֟
05A0   ֠ ֡ ֢ ֣ ֤ ֥ ֦ ֧ ֨ ֩ ֪ ֫ ֬ ֭ ֮ ֯
05B0   ְ ֱ ֲ ֳ ִ ֵ ֶ ַ ָ ֹ ֺ ֻ ּ ֽ ־ ֿ
05C0   ׀ ׁ ׂ ׃ ׄ ׅ ׆ ׇ
05D0   א ב ג ד ה ו ז ח ט י ך כ ל ם מ ן
05E0   נ ס ע ף פ ץ צ ק ר ש ת
05F0   װ ױ ײ ׳ ״ ׵
FB10   יִ ײַ
FB20   שׁ שׂ שּׁ שּׂ אַ אָ
FB30   אּ בּ גּ דּ הּ וּ זּ טּ יּ ךּ כּ לּ מּ
FB40   נּ סּ ףּ פּ צּ קּ רּ שּ תּ וֹ בֿ כֿ פֿ

Примечание: Символы װ ױ ײ предназначены для идиша и не используются в иврите.

Примечания

  1. ↑ Об этом он пишет в книге «аЙом Йом» (на 7 Элула). 1954, «Кеат», Нью-Йорк (идиш). Перевод на сайте yeshiva.ru
  2. ↑ См. «Сефер аАрахим Хабад», часть 1, 1971, «Кэат», Нью-Йорк (иврит)

Литература

Ссылки

См. также

dal.academic.ru

Еврейский алфавит - это... Что такое Еврейский алфавит?

Еврейский алфавитчитается справа налево
Алефא Бетב Гимельג Далетד
Хейה Вавו Зайнז Хетח Тетט Йодי
Кафכך Ламедל Мемמם Нунנן Самехס Айнע
Пеפף Цадиצץ Куфק Решר Шинש Тавת

Евре́йский алфави́т — алфавит, используемый в иврите, идише, ладино и других еврейских языках диаспоры. Поскольку в иврите используется консонантное письмо, алфавит состоит из согласных букв; однако многие из них используются также для записи гласных в иврите и в особенности в других языках диаспоры. Также использовался в караимском и крымчакском языках.

Алфавит

В алфавите 22 буквы, разница между прописными и строчными буквами отсутствует. Пять букв имеют по два начертания — основное (используемое в начале и середине слова) и конечное. В иврите все буквы согласные, но четыре из них — א алеф, ה hей, ו вав и י йод — иногда используются для записи гласных (матрес лекционис). Для полной записи гласных используется система диакритических знаков-огласовок «Некудот» (точек), ставящихся под или над буквой. Ранее использовались также специальные значки (таги), которые выполняли роль орнамента, украшавшего некоторые буквы еврейского алфавита. В идише алфавит полный: буквы א алеф, ו вов, י йуд и ע аин утратили роль согласных и превратились в гласные.

Еврейские буквы также используются для записи чисел, каждой букве приписано числовое значение — гематрия.

Таблица

Буква Чис­ло-­воезна­че­-ние(гемат-рия) Название Транслитерация Произношение (МФА) нач.ср. кон. Стан­дарт­-ное Ашке­наз­-ское Иврит Рус­ская Меж­ду­-на­род­ная Упро-щён­ная Изра­иль­-ское Ашке­наз­-ское Сефард­-ское Рекон­струкция Мишна Библ.
א 1 А́леф А́леф אָלֶף ', а, е ʾ ' [ ʔ, - ] [ — ] [ ʔ, - ] [ ʔ, - ] [ʔ ]
ב 2 Бет (вет) Бейс (вейс) בֵּית б, в b, ḇ b, v [ b, v ] [b, v~v̥ ] [ b, b~β~v ] [ b, β ] [ b ]
ג 3 Ги́мел Ги́мел גִימֶל г g, ḡ g [ ɡ ] [ɡ~ɡ ̊] [ ɡ, ɡ~ɣ ] [ ɡ, ɣ ] [ ɡ ]
ד 4 Да́лет До́лес דָלֶת д d, ḏ d [ d ] [ d~d̥ ̊] [ d̪~ð ] [ d̪, ð ] [ d ̪]
ה 5 hей הֵא ґ (h), х, г h, Ḏ h [ h~ʔ, - ] [ h, — ] [ h, — ] [ h, — ] [ h ]
ו 6 Вав Вов וָו в, о, у w w [ v ] [ v~v̥ ] [ v ] [ w ] [ w ]
ז 7 За́ин За́ин זַיִן з z z [ z ] [ z~z̥ ] [ z ] [ z ] [ dz ]
ח 8 Хет Хес חֵית х h`, x [ χ~ħ ] [ x ] [ ħ ] [ ħ, x ] [ ħ, x ]
ט 9 Тет Тес טֵית т t` [ t ] [ t ] [ t̪ ] [ t̪ˁ ] [ t̪ʼ ]
י 10 Йод Йуд יוֹד и, й y y [ j ] [ j ] [ j ] [ j ] [ j ]
‭כ ך 20 Каф (хаф) Коф (хоф) כָּף к, х k, ḵ k, kh [ k, χ ] [ k, x ] [ k, x ] [ k, x ] [ k ]
ל 30 Ла́мед Ло́мед לָמֶד л l l [ l ] [ l~ɫ ] [ l ] [ l ] [ l ]
‭מ ם 40 Мем Мем מֵם м m m [ m ] [ m ] [ m ] [ m ] [ m ]
‭נ ן 50 Нун Нун נוּן н n n [ n ] [ n ] [ n̪ ] [ n̪ ] [ n̪ ]
ס 60 Са́мех Со́мех סָמֶך с s s [ s ] [ s ] [ s ] [ s ] [ ts ]
ע 70 А́ин А́ин עַיִן `, а, е ` ` [ ʔ ~ ʕ, – ] [ — ] [ ʕ, ŋ, – ] [ ʕ, ɣ ] [ ʕ, ɣ ]
‭פ ף 80 Пе (фе) Пей (фей) פֵּא п, ф p, ph p, ph [ p, f ] [ p, f ] [ p, f ] [ p, ɸ ] [ p ]
‭צ ץ 90 Ца́ди Цо́ди, цо́дик צָדִי ц s` [ ʦ ] [ ʦ ] [ ʦ ] [ sˁ ] [ʦʼ, ʧʼ, t͡ɬʼ]
ק 100 Коф Куф קוֹף к k k [ k ] [ k ] [ k ] [ q ] [ kʼ ]
ר 200 Реш Рейш רֵיש р r r [ ʁ ] [ ʀ ] [ r~ɾ ] [ ɾ ] [ ɾ ]
ש 300 Шин (син) Шин (син) שִין ш, с š, ś sh, lh [ ʃ, s ] [ ʃ, s ] [ ʃ, s ] [ ʃ, ɬ ] [ ʧ, t͡ɬ, s ]
ת 400 Тав Тов (сов) תָו т t, ṯ t, th [ t ] [ t ] [ t̪, θ ] [ t̪, θ ] [ t̪ ]
Примечания
  • В Израиле используются в основном стандартные названия букв с элементами ашкеназских названий.
  • Русская транслитерация, данная в таблице, приблизительна.

История

Как звучит буква «ב»?

Долгое время специалисты не могли ответить, может ли буква ב (бет или вет — в зависимости от наличия в букве знака «дагеш», обычно опускаемого при письме) передавать звук «б». Многие лингвисты считали, что буква ב передавала только звук «в». Дискуссии шли до тех пор, пока не была расшифрована глиняная табличка с текстом, в котором рассказывалось о гуляющих по полю овцах: их блеяние было записано с использованием буквы «ב»[источник не указан 825 дней].

В I тысячелетии до н. э. (960—585) евреи начинают использовать древнееврейское письмо — систему, подобную финикийской, широко использовавшейся на Ближнем востоке в конце 2 тысячелетия до н. э. Наиболее старыми из известных документов, использующих эту систему, являются алфавит из Тель-Зайит, таблички из Гезера (~950 г. до н. э., эпоха царя Соломона), а также стела и другие надписи Меса (царя Моавитского, ~850 г. до н. э.). Многие особенности древнееврейского письма унаследовало самаритянское письмо.

Во время вавилонского плена евреи постепенно прекращают пользоваться старой письменностью и к 535 г. до н. э. переходят на вавилонское арамейское письмо (в свою очередь также произошедшее от финикийского), так называемое еврейское квадратное письмо.

Первые библейские тексты были написаны квадратным еврейским письмом, что, несомненно, помогло сохранить эту письменность и позволило ей возродиться.

Несмотря на то, что в средние века в каждом регионе появлялись свои стилизации, написание букв этого алфавита дошло до наших времен практически не изменившись. При возникновении еврейских языков диаспоры квадратный еврейский шрифт адаптировался для записи этих языков.

Квадратные буквы часто использовались как украшения в архитектуре. Огромное развитие получило искусство каллиграфии и микрографии.

История согласно иудаизму

Согласно Торе, первые Скрижали Завета были получены Моисеем от Бога и были сделаны самим Богом, включая шрифт, которым были высечены заповеди, также являвшийся произведением самого Бога.

скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.

— Исход, 32:16

Мишна называет квадратный шрифт, которым можно писать свитки Торы и другие священные тексты, «ассирийским» (ашурит), однако это название не означает, что еврейская письменность происходит из Ассирии, а намекает на то, что шрифт был восстановлен пророками Ездрой и Неемией, прибывшими в Святую Землю во главе вернувшихся вавилонских изгнанников. За это они также получили прозвище «софрим» — Писцы.

Другое упоминание происхождения формы квадратного шрифта со скрижалей приводится в Вавилонском Талмуде:

Сказал рав Хисда: Мем и Самех, что на скрижалях, держались чудесным образом. И (еще) сказал рав Хисда: текст на скрижалях можно было читать как с передней стороны, так и с задней, например: נבוב בובן (רהב בהר) סרו ורס.

— Шабат, 104а

Во времена Храмов евреи не пользовались священным шрифтом для будничных целей, а только для переписывания свитков Торы, поэтому правила написания святого шрифта стали забываться, для этого Писцам и понадобилось восстановить эти правила, которые были также утверждены Мужами Великого Собрания и позднее описаны в Устной Торе.

В Талмуде мы находим лишь некоторые замечания по поводу формы букв этого шрифта, что вызвало споры в более поздней галахической литературе насчет некоторых деталей формы букв.

Также существуют многочисленные древние рукописи, однако все они были написаны не ранее периода Второго Храма, например свитки Кумранской общины. Однако, в пражской синагоге Алт-Ной Шул находился (а возможно, находится и по сей день) свиток Торы, по преданию написанный самим Ездрой. Любавический Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон, когда был в Праге в 1918 году, сам видел этот свиток.[1] Также этот свиток упоминается во множестве более ранних книг, например, по нему сверял текст Торы Маймонид.

Стоит заметить, что поскольку Ездра родился еще до вавилонского плена, то он вполне мог видеть свиток Торы, находившийся в первом Храме — один из свитков, по преданию написанных самим Моисеем, и оставленный в Скинии, а затем в Храме для сверения текста последующих копий.

Варианты начертаний букв

Примечание. Отсутствующие в таблице буквы древнееврейского письма схожи по начертанию с финикийскими.

Религиозное значение

В каббале каждая буква имеет мистический смысл, что совместно с числовыми значениями (гематрия), открывает огромные возможности для трактования священных писаний и поиска в них скрытых смыслов.

Поскольку Бог создал мир десятью речениями, то буквы святого языка считаются также различными проявлениями Его влияния в мире. Таким образом, название каждой вещи на святом языке является отражением его сущности и заложенной в нем Божественной энергии. Комментаторы Торы поясняют, что первый человек, Адам Кадмон, мог видеть эту сущность, поэтому он давал названия животным.

Существуют различные виды алфавитов, которые используются для толкования Писания:

אתב"ש когда א заменяется на ת, а ב на ש и так далее.

תשר"ק алфавит в обратном порядке.

אי"ק בכ"ר единицы, десятки, сотни (гематрия)

אטי"צ когда 1 заменяется на 9, 2 на 8 и т. д.; то же с десятками и сотнями. Буквы ה,נ,ך значение которых, соответственно, — 5, 50, 500, — не имеют замены.[2]

Мидраш «Отийот дераби Акива» («Буквы рабби Акивы») разъясняет смысл формы каждой буквы.

Обнаружены изображения буквы «тав» на древнееврейских и финикийских кладбищах. Как древние евреи, так и финикийцы ставили изображение буквы «тав» над могилами (конец жизненного пути отмечен последней буквой алфавита) (см. Книгу Зоар (рус.)). Таким образом, евреи и финикийцы ставили кресты над могилами задолго до возникновения христианства, а христиане впоследствии переняли этот обычай, наполнив его новым символизмом[источник не указан 877 дней].

В книге Зоар объясняется, что очертания черных букв на белом фоне передают постигнутые каббалистами различные возможные соотношения между силами природы, недоступными для пяти органов чувств человека.

Юникод

Еврейские буквы и другие знаки в Unicode находятся в интервалах от U+0590 до U+05FF и от U+FB1D до U+FB40. Сюда входят буквы, лигатуры, комбинируемые знаки (огласовки и знаки кантилляции) и символы пунктуации.

    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F
0590   ֑ ֒ ֓ ֔ ֕ ֖ ֗ ֘ ֙ ֚ ֛ ֜ ֝ ֞ ֟
05A0   ֠ ֡ ֢ ֣ ֤ ֥ ֦ ֧ ֨ ֩ ֪ ֫ ֬ ֭ ֮ ֯
05B0   ְ ֱ ֲ ֳ ִ ֵ ֶ ַ ָ ֹ ֺ ֻ ּ ֽ ־ ֿ
05C0   ׀ ׁ ׂ ׃ ׄ ׅ ׆ ׇ
05D0   א ב ג ד ה ו ז ח ט י ך כ ל ם מ ן
05E0   נ ס ע ף פ ץ צ ק ר ש ת
05F0   װ ױ ײ ׳ ״ ׵
FB10   יִ ײַ
FB20   שׁ שׂ שּׁ שּׂ אַ אָ
FB30   אּ בּ גּ דּ הּ וּ זּ טּ יּ ךּ כּ לּ מּ
FB40   נּ סּ ףּ פּ צּ קּ רּ שּ תּ וֹ בֿ כֿ פֿ

Примечание: Символы װ ױ ײ предназначены для идиша и не используются в иврите.

Примечания

  1. ↑ Об этом он пишет в книге «аЙом Йом» (на 7 Элула). 1954, «Кеат», Нью-Йорк (идиш). Перевод на сайте yeshiva.ru
  2. ↑ См. «Сефер аАрахим Хабад», часть 1, 1971, «Кэат», Нью-Йорк (иврит)

Литература

Ссылки

См. также

veter.academic.ru