Бог древней индии агни. Бог Агни, или Священный огонь, прогоняющий тьму
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ведийские боги: Индра, Варуна, Агни. Бог древней индии агни


Агни | Боги индийской мифологии

Назад к разделу

Агни

Агни | Индийская мифология

Агни — индийский бог огня домашнего очага и жертвенного костра. Основная его функция — посредничество между людьми и богами.Агни считался главным из земных богов.

 

Гимны к Агни, которыми начинаются почти все 10 книг Риг-Веды, восхваляют его как посредника между богами и людьми, домашнего жреца богов и бессмертного гостя смертных, щедрого подателя благ и защитника людей от демонов, нищеты и голода.

 

Религиозно-эпические произведения — Пураны и Махабхарата — очеловечивают Агни. Позднее его значение умаляется: он становится одним из восьми богов-миродержцев, царящим на юго-востоке.

 

Считалось, что Агни горит, сияет, освещает, обладает всеми силами, заполняет воздушное пространство, открывает двери тьмы, укрепляет небо и землю, охраняет их, восходит на небо, рождает оба мира, живет в воде, знает все пути, всю мудрость, все миры, все людские тайны; наблюдает за всем на свете; правит законом; приводит богов на жертвоприношения; древние верили, что Агни дружествен к людям, к долгу, соединяет супругов, приносит богатство, покровительствует певцам, поражает врагов и тьму.

 

На рисунках Агни изображается в качестве старого, двухголового мужчины с тремя ногами, семью руками, шестью глазами и четырьмя рогами, в красном одеянии и опоясанным «священным шнуром» в верхней части тела. Его знамя — дым, а сопровождающее его животное (вахана) — баран. В руках он обычно держит копьё (шула), веер, жертвенные чашу и ложку, а также другие предметы, связанные с огненным ритуалом.

 

Изо рта Агни вырываются языки пламени, которыми он слизывает топленое масло, возливаемое в священный огонь в качестве жертвы. Когда во время ритуала жрец выливает жертвенное масло в огонь, он призывает по имени супругу Агни, Сваху (Svaha). Два лика Агни символизируют два огня — брачный, обрядовый (церемониальный) и жертвенный. Семь его рук могут символизировать универсальную силу всеохватывающего пламени.

 

Агни носит на теле священный брахманский шнур и цветочную гирлянду, и со всех сторон он окружен сияющим ореолом из семи снопов света.

Назад к разделу

Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг

world-of-legends.su

Бог Агни, или Священный огонь, прогоняющий тьму

Имя этого божества имеет индоевропейские корни. Оно родственно славянскому слову "огнь", литовскому ugnis, латинскому ignis. С древнейших времен пламя согревало человека, защищало от диких зверей и непроглядной темноты, давало пищу, сопровождало религиозные ритуалы. Эта статья будет посвящена описанию бога Агни. В Индии он был настолько популярен, что ему посвящено 200 гимнов ведийских Ригвед. Больше их только у Индры (громовержец, аналог греческого Зевса).

Значение божества

Первые сведения о почитании бога Анги в Индии относятся к концу второго тысячелетия до н. э. С тех давних времен и до сих пор ему приписывались одни и те же качества, в то время как функции других божеств менялись. Эта стабильность связана с тем, что огонь всегда сопровождал человека. Он горел в пещерах и домашних очагах, на нем сжигались жертвы в честь богов и тела умерших людей.

Агни имеет тройственную природу. Он - олицетворение огня небесного (Солнце), воздушного (молния) и земного, привычного всем нам. Видимо, для древних индийцев он был также символом жизненной энергии, так как тесно связывался с дыханием и поглощением пищи. Кроме того, он соединял людей и богов, потому что принимал жертвоприношения. Он поддерживал небеса колонной из дыма. И даже звезды - это его отблески, освещающие темноту.

Внешний вид

Существует много изображений бога Агни. На фото вы можете увидеть его разные обличья. Он предстает в образе мудрого старика и статного юноши с телом красного цвета. Часто имеет длинные огненные волосы и большой живот, в котором помещаются людские жертвоприношения. Одет Агни в ритуальные одежды. Количество различных частей тела у бога колеблется. Голов может быть от одной до трех.

огненный Агни

Тройка - сакральное число, символизирующее главные огненные церемонии в жизни человека (рождение, свадьба и погребение), а также три мира, над которыми правит Агни (божественный, адский и земной). Поэтому бога рисуют с тремя головами, ногами и языками. Впрочем, языков может быть и семь, как и рук. Это число соответствует дням недели, а также пяти планетам, известным древним индийцам, и двум светилам - Солнцу и Луне.

Передвигается Агни на баране (овне, агнце), который был распространенным жертвенным животным.

Место в пантеоне богов

Существует много легенд о рождении Агни. Говорят, он появился из трения двух палочек, вышел из воды или возник в утренних лучах. Его называют сыном Брахмы, из дыхания которого соткан весь мир. Он вылез из его пупа или рта Пуруши, вселенской души. Бог Агни изначально входил в древнюю триаду вместе с такими божествами, как Индра (громотворец) и Сурья (Солнце).

Семирукий Агни

Позднее их сменила другая тройка: Шива (разрушитель), Брахма (творец) и Вишну (хранитель мироздания, поддерживающий баланс). Агни утратил свои позиции и стал выступать как зависимый персонаж, посредник между людьми и другими богами. Его главной функцией стало принятие и очищение жертвенных приношений. Часто он становится сопровождающим лицом богов или их посланником.

Деяния

Бог Агни в Ведах представлен в двух основных аспектах. Он - сила света, порождающая миры, отгоняющая тьму, всезнающая и всеведующая. Нет на свете тайн, которые не были бы известны Агни. Однако он может принимать и устрашающие формы. Самой ужасной из них является Вадава-агни, грозное божество, заключенное на дне океана. Согласно легенде, когда-нибудь оно совершит побег и уничтожит мир, поглотив текущий цикл существования. После чего вселенная заново начнет акт творения.

Агни, посылающий молнии

С другой стороны, Агни - это символ божественной силы, заключенной в каждом человеке. Это та бессмертная часть, творческая искра, благодаря которой люди наполняются энергией, находят силы для умственного и физического труда, обретают любовь и богатство. Это огонь, который должен ярко гореть в душе каждого, вдохновляя на славные свершения. Именно поэтому в Индии Агни досталась роль посредника между богами и людьми.

Древняя легенда

Существует старинное сказание о том, как Агни стал богом жертвенного огня. Это случилось в незапамятные времена, когда он только появился на свет. Другие боги захотели учредить жертву, принося которую, люди могли бы обращаться к Высшему миру с просьбами и благодарностями. Однако Агни испугался того, что когда он вознесет подношение, и пламя догорит, его самого ожидает смерть. Он сбежал и надежно спрятался под водой.

ритуальный огонь

На планете воцарилась непроглядная темнота, в которой царствовали демоны, и некому было их прогнать. Все начали искать бога Агни. Его выдала рыба, которую пугал жар, распространившийся по воде. За это рассерженный бог проклял ее и лишил голоса, чтобы она не могла кричать, даже чувствуя боль. Сам он признался в своих страхах. Посовещавшись, боги наделили Агни бессмертием, пообещав, что новые обязанности не принесут ему ущерба. С тех пор он честно служит людям, унося с собой молитвы, даруя защиту и долголетие.

Славянская мифология

На Руси тоже существовал бог огня Агни (Агуна). Он был младшим сыном Сварога и, как его индийский собрат, служил проводником. Через него люди получали очищающую и оберегающую силу небесных богов. Его символ - равноконечный крест - славяне наносили на одежду и посуду, им защищали дома, храмы. Считалось, что знак сберегает от зла и размолвок, отгоняет дурные мысли, наделяет человека пылкостью и страстностью.

символ Агни

Его рекомендовалось носить всем тем, кто находится в критической ситуации, причем обязательно рисунком от себя. А вот детям младше 12 лет символ мог придать излишнюю горячность, поэтому его избегали до достижения соответствующего возраста.

Бог Агни - светлый покровитель, дружественный людям, которого почитали с древних времен. Он - олицетворение того спасительного огня, который возникал от трения двух палочек, разгонял темноту, дарил тепло и надежду. Неудивительно, что ему посвящено столько гимнов и легенд. Ведь для древнего человека наличие огня в очаге было волшебным подарком богов, маленьким кусочком огромного Солнца.

fb.ru

Бегство Агни, бога огня, Мифы древней Индии

Восемь блистательных богов появились на свет на исходе творения. Их знают под именем Васу, что значит Благодетельные. Говорят, что они изошли из пупа Брахмы. Имя старшего из них — Ахан, День, второго — Дхрува — он стал владыкой Северной Звезды, третьим был Сома, ставший богом луны, четвертый из Васу — Дхара, Опора Земли, пятый — прекрасный Анила, прозываемый также Ваю, Ветер, шестой — Анала, он же Агни, Огонь, седьмой — Пратьюша, Рассвет, восьмой — Дьяус, Небо, он же Прабхаса, Сиянье. Агни был могущественнейшим из них, и он стал их предводителем; но все они слывут свитой Индры, царя богов, коего часто именуют поэтому Васава, Владыка Васу.

Когда Агни появился на свет, боги замыслили учредить жертвоприношение. И они хотели, чтобы Агни стал их жрецом, они хотели, чтобы он стал Возносителем жертвы. Но он устрашился: «Когда я вознесу жертву и догорит жертвенный огонь, кончится и жизнь моя». И он бе-жал от богов и спрятался в водах.

Но когда Агни скрылся, воспряли духом демоны, ибо не стало огней на земле, разгоняющих ночной мрак, и ночь была отдана демонам в безраздельное владение. «Мы должны найти Агни»,— сказали боги и во главе с Варуной, владыкою ночи и владыкою вод, отправились на поиски. Рыба выдала богам местопребывание Агни — она была обеспокоена жаром, распространившимся в воде.

В гневе Агни проклял ее — и силою его проклятия рыбы стали с той поры законной добычей людей, употребляющих рыбу в пищу.

Варуна воззвал к Агни: «Вернись! Ману, спасшийся от потопа, должен свершить жертвоприношение, чтобы продолжить человеческий род на земле. Кто же, кроме тебя, вознесет его жертву богам? Вернись, о Агни!» Агни возразил: «Уже гибли жертвенные огни на земле. Из страха гибели я бежал, как буйвол от стрелы охотника. Я вернусь, если вы дадите мне бессмертие».

Боги сказали: «Ты будешь нашим бессмертным жрецом, о Агни, такова милость Брахмы. Никогда не будет тебе ущерба при обряде, и жертва будет принадлежать тебе. И вселенная будет вечно почитать тебя». И Агни вернулся; вместе со своим братом Сомой он стал владыкою жертвоприношений.

wisdomlib.ru

Бог Агни | Мир Йоги

Бог

 

Бог Агни занимает важное место среди ведических богов. Он - бог огня, посланник богов, тот, кто принимает жертвоприношение, поглощая его своим пламенем. Бог Агни присутствует в домашнем очаге каждой семьи, он - жизненная искра, а значит часть его находится и в каждом живом существе.

 

Бог

 

Считается что Бог Агни является и огнем солнца, и молнией, и дымовой колонной, поддерживающей небеса, а звезды это искры от его пламени. Это божество было настолько популярно среди древних индийцев, что 200 гимнов в Ригведах посвящены ему, а восемь из десяти книг начинаются с восхваления Бога Агни. Огонь является ключевым элементом во всех ведических ритуалах. Как наиболее сильная и видимая форма энергии, полезная и разрушительная одновременно, огонь вызывал страх и уважение. Боги Агни, Индра и Сурья составляли первую троицу в индуизме. На их места были позже назначены Шива, Брахма и Вишну.

 

Бог

 

Согласно Пуранам, Бог Агни - старший сын Брахмы. Он был рожден изо рта Пуруши, тела вселенной. Его женой называют Сваху, несовершеннолетнюю богиню и дочь Дакши. Агни часто связывают с Индрой, их даже называют братьями. Они оба разделяют любовь к напитку сома. Некоторая индуистская символика называет родителями  Бога Агни компоненты, использующиеся чтобы зажечь огонь, а заботятся о нем десять слуг, которые воплощают пальцы на руках человека.

 

Определенные тексты говорят, что у Бога Агни было три сына: Павак, Паваман и Шучи. Они воплощают три огня, сотворивших нашу землю и человечество. Агни, его сыновья и их 45 сыновей составляют 49 мистических огней Пуран и теософии.

 

 

На изображениях у Бога Агни две головы, шесть глаз, семь рук, три ноги, четыре рога, длинные ниспадающие волосы и полный живот. Его семь рук символизируют семь огней, а три ноги - три мира, которыми он правит. Его упитанное телосложение отображает любовь к богатой жирной пище. Транспортом Бога Агни является баран. Это показывает связь бога с ритуалами жертвоприношения, потому как зачастую в качестве приношения использовался баран.

 

Бог

 

В более поздний период индуизма Бог Агни теряет свою значимость. Он превращается из верховного божества в подчиненного других богов, и становится еще одним преемником божественного знания, источаемого Вишну, повелителем вселенной.

 

Мантра (музыка):

 

 

Йогически- интересно:

В следующем отрывке из стихотворения Др. Муир раскрывается природа описываемого божества:

Трехликий Агни, чья едина суть,Ты, людям в виде пламени известный,Пронзаешь воздух молнией небесной,По небу в виде солнца держишь путь.Там, в небе, ты давным-давно возник.Но мудростью познавшего писанья,Сведен был вниз в земное пребыванье,И жить среди людей земных привык....

 

 

 

www.yogamir.ru

Боги Индии. Агни.

Имя этого бога для русского уха звучит совершенно понятно: огонь, огни (первая буква произносится обычно как «а»). Культ Агни предполагает не просто огонь как таковой, а прежде всего жертвенный, который обеспечивает связь людей с богами. Поэтому Агни часто упоминается вместе с Сомой. Кроме того, в плане философском, воздаются почести духу огня, огненосной субстанции, одной из главнейших природных стихий. «Агни - бог огня, - пишет индолог Н.Р. Гусева, - может считаться богом уникальной судьбы: на протяжении всего исторического периода, в течение которого индийцы его почитали, т.е. начиная с конца II тысячелетия до н.э. и вплоть до наших дней, Всегда имело место религиозное преклонение перед ним и всегда ему приписывали одни и те же чудодейственные свойства и его ставили в один ряд с самыми влиятельными богами. Функциональные нагрузки большинства богов исторически менялись и частично утрачивались, тогда как верующие индусы в современной Индиии продолжают приписывать Агни те же качества и функции, которые ему приписывались ведическими и, совершенно очевц» но, доведическими арьями; гимном Агни начинается Ригведа». Такая удивительная стабильность образа бога объясняется его ясной принац. лежностью к данному явлению (объекту) природы, сопровождающему жизнь человеческую со времен не только доисторических, но и более древних, когда еще только формировался облик людей современного вида, как предполагается в связи с широким использованием огня и приготовлением обработанной на костре пиши. У арийских племен огонь сопровождал человека от рождения, когда на домашнем алтаре приносили жертвы богам, при посвящении, свадьбе, самых разнообразных ритуалах; на смертном одре, где сжигалось тело, освобождая нетленную душу, и после смерти, на поминках. Существовал особый обряд добывания священного огня. Согласно Ригведе, огонь-Агни «породила счастливая древесина для трения»; «знаток [всех] существ вложен между двух кусков дерева для трения»; «добывайте трением, о мужи, провидца недвуличного»: если они добывают [его] трением руками, он ярко зажигается среди кусков дерева, алый, как скаковой конь». Безусловно, способ добывания огня трением - очень древний - должен был выглядеть как волшебство, священнодействие. Но здесь еще есть уподобление огня правде («провидцу недвуличному»). В Ведах о священном огне (отождествленном, между прочим, с дыханием) сказано: «Поистине служение этому огню- правда. Тот, кто говорит правду, подобен тому, кто изливает топленое масло на зажженный жертвенный огонь. Так воспламеняет он этот огонь. Жар его все усиливается. С каждым днем он [говорящий правду] становится более сильным». «Поистине Агни есть речь», - сказано там же. Но кроме дыхания и речи его соединяют с зарождением жизни. Когда из вселенских вод возникло мировое яйцо, «Зародыш внутри был создан в виде Агри [Начала]. Он есть Агри, ибо он был создан как начало этой вселенной. Поистине он - Агри, и называют его Агни тайно. Ибо боги любят неявное». Здесь мы вновь сталкиваемся с игрой слов, когда созвучие предполагает сходство смысла. Так через структуру языка человек стремится понять то, что, возможно, было вложено предками в те или иные слова. Метод, конечно, замечательный, но требующий большой осмотрительности (как видим, к Ведам восходит зарождение такой области знаний, как палеолингвистика). В космогоническом аспекте соединение Агри с Агни означает, что огонь был у истоков жизни. Более того, он остается основой жизни и познания. В «Шатопатха-брахмане» приведены такие рассуждения: «Дхира, сын Шатапарни, приблизился к Махашале, сыну Джа-балы. Его спросил он: «Что познав, приблизился ты ко мне?» - «Огонь познал я». - «Какой огонь познал ты?» - «Речь». - «Каким становится тот, кто познал этот огонь?» - «Способным говорить становится тот, - ответил он, - речь не покидает его». Далее выясняется, что огонь претворяется в зрение, мысль, слух, дыхание. Дхира говорит: «Поистине дыхание есть этот огонь. Поистине, когда человек засыпает, в дыхание входит речь, в дыхание - зрение, в дыхание - мысль, в дыхание - слух. Когда он просыпается, они вновь рождаются из дыхания...» Наконец, Агни называется и поглотителем пищи. Когда Индра предложил совершить жертвоприношение в честь своих братьев Агни и Сомы, они согласились олицетворять этот ритуал: «Один из них стал поглотителем пищи, другой - пищей. Поистине Агни стал поглотителем пищи, Сома - пищей». Если сопоставить все то, что было сказано в приведенных выше текстах о свойствах и назначении огня-Агни, он предстает - помимо всего прочего - как символ жизненной энергии, процесса горения внутри живого организма, догадка замечательная! Ведь процесс жизнедеятельности в науке принято сопоставлять с медленным горением, для поддержания которого служит дыхание (потребление кислорода) и питание (использование «горючего»). Конечно, древнеиндийские мудрецы не размышляли о химических основах жизнедеятельности. Однако суть проявления жизни к одного из воплощений огненосной и светоносной стихии они Остигли верно. Ведь то, что мы называем калорийностью пищи, Ть и ее «агнийность» (в смысле энергоемкости, которую усваит человеческий организм). Но не будем забывать, что Агни был Древних индийцев не только воплощением огня, но и мифологической фигурой. У ритуального костра они взывали к как посреднику между людьми и богами: «О Агни, только та жертва и тот обряд, которые ты охватываешь со всех сторон, идут богам». Согласно преданию, Агни появился на свет сам по себе (по дру. гим версиям - из вод, на небе или от соединения матери-земли с отцом- небом, что можно толковать как вертикальный разряд мод. нии). Боги пожелали, чтобы он стал приносить для них жертвенные дары. Он испугался, что с угасанием жертвенного огня зачахнет и он, а потому решил укрыться в безбрежных водах. На земле воцарился мрак, которым воспользовались демоны, чтобы установить свое господство. Пришлось богам отправиться на поиски Агни. Им помогла рыба, для которой был нестерпим жар Агни. Она открыла богам его убежище. Разгневанный Агни проклял рыбу, и с тех пор не способны рыбы кричать от боли, вовсе лишены речи и не выносят не только огня, но даже света и тепла. Есть ли в этом мифе потаенный глубокий смысл? Вряд ли. Далеко не всегда люди рассказывали только мудрые притчи или поэтически украшенные философские идеи. Нередко в памяти народа сохранялись занятные, а то и пикантные истории, бесхитростные волшебные сказки. Но для людей, конечно же, главными были не фантасмагории или поэтические образы, которые навевает трепетный и могучий, изменчивый и в то же время постоянный огонь костра. Бог Агни был прежде всего воплощением света и тепла, который разгоняет вкрадчивых демонов ночи, поднимается в небо, унося с собой молитвы и гимны; Агни, сплачивающий семью вокруг домашнего очага. Может показаться странным, что в древности у людей огонь не ассоциировался с грозной и губительной силой, враждебной человеку и всему живому. «Для большинства гимнов характерно, - писал В.Н. Топоров, - что Агни горит, сияет, освещает, обладает всеми силами, заполняет воздушное пространство, открывает двери тьмы, укрепляет небо и землю, охраняет их, восходит на небо, рождает оба мира, живет в воде; знает все пути, все мудрости, все миры, все людские тайны; наблюдает за всем на свете, правит законом; приводит богов на жертвоприношение. Агни дружествен к людям, к долгу, соединяет супругов, приносит богатство, поощряет певцов, поражает врагов, тьму... Из его эпитетов особенно известны: Джатаведас - «знаток всех существ» (или «знающий о едществующих рождениях»), Танунапат - «сын самого себя», Вайшванара - «принадлежащий всем людям»...» Почему в этом длинном перечне отсутствуют «отрицательные» черты? Разве не было тогда сильных лесных и степных пожаров? разве огонь не пожирал жилища? Вероятно, причины бытовых пожаров люди по справедливости связывали не столько со стихией огня, сколько с «человеческим фактором». С действующими вулканами, огнедышащими горами, арии встречались редко, а лесные и степные пожары тоже были делом рук самих людей (как тогда, так и ныне). Вот почему Агни считался богом света, добра, истины.

secretworlds.ru

Индра, Варуна, Агни. Древний Восток

Ведийские боги: Индра, Варуна, Агни

Наиболее значительная часть гимнов «Ригведы» (250 гимнов) обращена к Индре как наиболее могущественному из божеств. Образ Индры связан с грозой, молнией. Воинственный и непобедимый, Индра мыслился одновременно как бог — покровитель царской власти и ее воплощение на небесах. Божественный царь-воин Индра мчался по небу на колеснице во время грозы во главе небесного войска — сопровождающих его марутов (ветров). Небесные воины, духи бури, маруты всегда сопровождали Индру в его военных подвигах.

В обращенных к нему гимнах Индра предстает как грозное божество, требующее множества жертв и восхвалений. Индре жертвовали главным образом сому; считалось, что он может выпить огромное ее количество. Главный мифологический эпизод, связанный с Индрой, — это его битва с космическим змеем Вритрой, который свернулся кольцами в горах и перекрыл реки. Когда Индра одержал победу, воды рек были освобождены и устремились вниз, орошая землю.

Другим подвигом Индры было освобождение священных коров, которые являлись олицетворением света и благополучия людей. Коровы были украдены демоном, спрятавшим их внутри горы; развалив скалу, Индра выпустил коров наружу. Сокрушительным оружием Индры считалась волшебная палица — ваджра; от удара ваджры происходили раскаты грома.

Варуна почитался как божество неба и управитель миропорядка, согласно которому своей чередой восходят небесные светила, день сменяется ночью и год сменяется новым годом, вечно следуя одному и тому же ритму. Варуну почитали всевидящим и вездесущим, беспощадно карающим людей за грехи, поэтому молитвы, обращенные к Варуне, произносились с особым благоговением. В то же время облик Варуны весьма неопределен: это образ неба с его всевидящим оком — Солнцем. Варуна также считался воплощением мировых вод, благодаря которому моря наполняются водой, а реки текут в сторону морей.

Боги-близнецы Ашвины проносятся по небу каждое утро и каждый вечер, ожидаемые богиней зари Ушас. Их представляли как братьев, стоящих в колеснице, олицетворение утренних и вечерних сумерек. Ашвины — добрые божества, благожелательные по отношению к людям, к ним обращались за помощью при недугах. На древность образа божеств-близнецов указывают близкие подобия у других индоевропейских народов (греческие Диоскуры).

Важнейшее место в ведийском пантеоне занимал Агни, божество огня, отождествляемое и с самим огнем жертвенного костра. Агни считался посредником между людьми и богами, поскольку передавал богам жертвенную пищу: вместе с дымом она поднималась к небесам. Это божество не имело антропоморфного облика, лишь языки пламени считались «языками» Агни, пожирающими жертвоприношения.

Образ Агни теснейшим образом связан с ритуалом, во время которого происходило разжигание священного огня и совершались жертвенные возлияния. Разжигание огня рассматривалось как его «рождение» и совершалось непременно трением двух деревянных дощечек, а возлияния — как «кормление» божества.

В жертву Агни приносили главным образом масло, особым образом подготовленное и очищенное; масло выливали из специальной ложки, и тогда огонь благодарно вспыхивал. Также в огонь совершали возлияния сомой. Во время жертвоприношений огню служили особые жрецы — хотары; лишь они могли совершать все связанные с этими ритуалами действия и произносить жертвенные формулы.

Особняком среди ведийских божеств стоит образ Рудры. Главные его проявления связаны с разрушительными и вредоносными силами. Если иные божества следовало просить о даровании благ, то Рудру более всего нужно было опасаться и молить о ненанесении вреда.

В то же время это был противоречивый образ: Рудра мог насылать болезни, но вместе с тем был хранителем целебных трав; поэтому ему молились для того, чтобы уберечься от болезней и прочих бедствий. Это ведийское божество обычно сравнивают с позднейшим индуистским Шивой.

Солнце ведийские арии почитали в образе разных божеств. Так, Солнце-Сурью представляли мчащимся по небу на колеснице, окруженной ослепительным сиянием. А бог смерти и властелин царства мертвых Яма представлялся стариком с красными глазами и веревочной петлей в руке, которой он захватывал душу умершего и уводил ее в свои владения. Яркий образ Ямы предстает в «Махабхарате» в рассказе о верной Савитри, которая, соревнуясь с Ямой в красноречии, спасла своего мужа от смерти. Считалось, что Яма живет на юге.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

АГНИ — Язычество

Имя этого бога для русского уха звучит совершенно понятно: огонь, огни (первая буква произносится обычно как «а»). Культ Агни предполагает не просто огонь как таковой, а прежде всего жертвенный, который обеспечивает связь людей с богами. Поэтому Агни часто упоминается вместе с Сомой. Кроме того, в плане философском, воздаются почести духу огня, огненосной субстанции, одной из главнейших природных стихий.

«Агни – бог огня, – пишет индолог Н.Р. Гусева, – может считаться богом уникальной судьбы: на протяжении всего исторического периода, в течение которого индийцы его почитали, т. е. начиная с конца II тысячелетия до н. э. и вплоть до наших дней, всегда имело место религиозное преклонение перед ним и всегда ему приписывали одни и те же чудодейственные свойства и его ставили в один ряд с самыми влиятельными богами. Функциональные нагрузки большинства богов исторически менялись и частично утрачивались, тогда как верующие индусы в современной Индии продолжают приписывать Агни те же качества и функции, которые ему приписывались ведическими и, совершенно очевидно, доведическими арьями; гимном Агни начинается Ригведа».

Такая удивительная стабильность образа бога объясняется его ясной принадлежностью к данному явлению (объекту) природы, сопровождающему жизнь человеческую со времен не только доисторических, но и более древних, когда еще только формировался облик людей современного вида, как предполагается, в связи с широким использованием огня и приготовлением обработанной на костре пиши.

У арийских племен огонь сопровождал человека от рождения, когда на домашнем алтаре приносили жертвы богам, при посвящении, свадьбе, самых разнообразных ритуалах; на смертном одре, где сжигалось тело, освобождая нетленную душу, и после смерти, на поминках. Существовал особый обряд добывания священного огня. Согласно Ригведе, огонь Агни «породила счастливая древесина для трения»; «знаток [всех] существ вложен между двух кусков дерева для трения»; «добывайте трением, о мужи, провидца недвуличного»: если они добывают [его] трением руками, он ярко зажигается среди кусков дерева, алый, как скаковой конь».

Безусловно, способ добывания огня трением – очень древний – должен был выглядеть как волшебство, священнодействие. Но здесь еще есть уподобление огня правде («провидцу недвуличному»). В Ведах о священном огне (отождествленном, между прочим, с дыханием) сказано: «Поистине служение этому огню – правда. Тот, кто говорит правду, подобен тому, кто изливает топленое масло на зажженный жертвенный огонь. Так воспламеняет он этот огонь. Жар его все усиливается. С каждым днем он [говорящий правду] становится более сильным».

«Поистине Агни есть речь», – сказано там же. Но кроме дыхания и речи его соединяют с зарождением жизни. Когда из вселенских вод возникло мировое яйцо, «Зародыш внутри был создан в виде Агри [Начала]. Он есть Агри, ибо он был создан как начало этой вселенной. Поистине он – Агри, и называют его Агни тайно. Ибо боги любят неявное».

Здесь мы вновь сталкиваемся с игрой слов, когда созвучие предполагает сходство смысла. Так через структуру языка человек стремится понять то, что, возможно, было вложено предками в те или иные слова. Метод, конечно, замечательный, но требующий большой осмотрительности (как видим, к Ведам восходит зарождение такой области знаний, как палеолингвистика). В космогоническом аспекте соединение Агри с Агни означает, что огонь был у истоков жизни. Более того, он остается основой жизни и познания. В «Шатопатха брахмане» приведены такие рассуждения:

«Дхира, сын Шатапарни, приблизился к Махашале, сыну Джабалы. Его спросил он: «Что познав, приблизился ты ко мне?» – «Огонь познал я». – «Какой огонь познал ты?» – «Речь». – «Каким становится тот, кто познал этот огонь?» – «Способным говорить становится тот, – ответил он, – речь не покидает его».

Далее выясняется, что огонь претворяется в зрение, мысль, слух, дыхание. Дхира говорит: «Поистине дыхание есть этот огонь. Поистине, когда человек засыпает, в дыхание входит речь, в дыхание – зрение, в дыхание – мысль, в дыхание – слух. Когда он просыпается, они вновь рождаются из дыхания…»

Наконец, Агни называется и поглотителем пищи. Когда Индра предложил совершить жертвоприношение в честь своих братьев Агни и Сомы, они согласились олицетворять этот ритуал: «Один из них стал поглотителем пищи, другой – пищей. Поистине Агни стал поглотителем пищи, Сома – пищей».

Если сопоставить все то, что было сказано в приведенных выше текстах о свойствах и назначении огня Агни, он предстает – помимо всего прочего – как символ жизненной энергии, процесса горения внутри живого организма, догадка замечательная! Ведь процесс жизнедеятельности в науке принято сопоставлять с медленным горением, для поддержания которого служит дыхание (потребление кислорода) и питание (использование «горючего»).

Конечно, древнеиндийские мудрецы не размышляли о химических основах жизнедеятельности. Однако суть проявления жизни как одного из воплощений огненосной и светоносной стихии они постигли верно. Ведь то, что мы называем калорийностью пищи, есть и ее «агнийность» (в смысле энергоемкости, которую усваивает человеческий организм). Но не будем забывать, что Агни был для древних индийцев не только воплощением огня, но и мифологической фигурой. У ритуального костра они взывали к нему как посреднику между людьми и богами: «О Агни, только та жертва и тот обряд, которые ты охватываешь со всех сторон, идут к богам».

Согласно преданию, Агни появился на свет сам по себе (по другим версиям – из вод, на небе или от соединения матери земли с отцом небом, что можно толковать как вертикальный разряд молнии). Боги пожелали, чтобы он стал приносить для них жертвенные дары. Он испугался, что с угасанием жертвенного огня зачахнет и он, а потому решил укрыться в безбрежных водах. На земле воцарился мрак, которым воспользовались демоны, чтобы установить свое господство.

Пришлось богам отправиться на поиски Агни. Им помогла рыба, для которой был нестерпим жар Агни. Она открыла богам его убежище. Разгневанный Агни проклял рыбу, и с тех пор не способны рыбы кричать от боли, вовсе лишены речи и не выносят не только огня, но даже света и тепла.

Есть ли в этом мифе потаенный глубокий смысл? Вряд ли. Далеко не всегда люди рассказывали только мудрые притчи или поэтически украшенные философские идеи. Нередко в памяти народа сохранялись занятные, а то и пикантные истории, бесхитростные волшебные сказки.

Но для людей, конечно же, главными были не фантасмагории или поэтические образы, которые навевает трепетный и могучий, изменчивый и в то же время постоянный огонь костра. Бог Агни был прежде всего воплощением света и тепла, который разгоняет вкрадчивых демонов ночи, поднимается в небо, унося с собой молитвы и гимны; Агни, сплачивающий семью вокруг домашнего очага.

Может показаться странным, что в древности у людей огонь не ассоциировался с грозной и губительной силой, враждебной человеку и всему живому. «Для большинства гимнов характерно, – писал В.Н. Топоров, – что Агни горит, сияет, освещает, обладает всеми силами, заполняет воздушное пространство, открывает двери тьмы, укрепляет небо и землю, охраняет их, восходит на небо, рождает оба мира, живет в воде; знает все пути, все мудрости, все миры, все людские тайны; наблюдает за всем на свете, правит законом; приводит богов на жертвоприношение. Агни дружествен к людям, к долгу, соединяет супругов, приносит богатство, поощряет певцов, поражает врагов, тьму… Из его эпитетов особенно известны: Джатаведас – «знаток всех существ» (или «знающий о предшествующих рождениях»), Танунапат – «сын самого себя», Вайщванара – «принадлежащий всем людям»…»

Почему в этом длинном перечне отсутствуют «отрицательные» черты? Разве не было тогда сильных лесных и степных пожаров? Разве огонь не пожирал жилища? Вероятно, причины бытовых пожаров люди по справедливости связывали не столько со стихией огня, сколько с «человеческим фактором». С действующими вулканами, огнедышащими горами, арии встречались редко, а лесные и степные пожары тоже были делом рук самих людей (как тогда, так и ныне). Вот почему Агни считался богом света, добра, истины.

pagandom.ru