Архитектурный образ древней руси. Архитектура и дизайн интерьера строений древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1.11 Каменная архитектура Древней Руси. Архитектурный образ древней руси


Архитектура и дизайн интерьера строений древней Руси

Средневековая Русь: Галицкое княжество на западе, Владимиро-Суздальское и Муромо-Рязанское на востоке, Новгородская земля на севере, Киевское и Переяславское княжества на юге. В том месте, где река Нерль впадает в Клязьму, свыше восьми столетий на Владимирской земле стоит церковь Покрова. Ровесница Москвы, она и сегодня поражает своей благородной красотой. Изящное в пропорциях сооружение с резным каменным орнаментом прекрасно гармонирует с живописным окружением. Над бескрайними просторами Онежского озера более двух столетий высятся сооружения острова Кижи. Чудо деревянного зодчества -двадцатидвухглавая Преображенская церковь, возведенная без единого гвоздя. Мастера, используя известные ранее формы и приемы композиции, создали впечатление сказочного великолепия. Пирамидальное построение объемов церкви и обилие прихотливо изгибающихся кривых делают здание необычайно живописным, несмотря на сдержанность и простоту рубленых стен.

Преображенская церковь в Кижах.

Преображенская церковь в Кижах.

Восьмивековая история древнерусской архитектуры и дизайна интерьера представляется почти целостной картиной стилистических черт и признаков.

До XI века на Руси применяли исключительно дерево. В последующие периоды все большее место начинает занимать камень. Что возводили русские люди в те далекие времена? В каменном светском строительстве преобладали асимметричные живописные здания, составленные из ряда простых объемов палат, соединенных переходами и галереями. Церковное зодчество утвердило на века тип кубического храма. Внутри здания четыре, шесть и более столбов несли своды и купола. Число последних от одного до пяти. При такой единой пространственной схеме русские церкви и соборы чрезвычайно разнообразны по размерам, формам, декоративному убранству. Вплоть до XVI века включительно подавляющее большинство сооружений внутреннюю структуру четко выражало во внешних формах.

Софийский собор в Киеве.

Софийский собор в Киеве.

Первые важные шаги в культуре Руси, были сделан в период расцвета Киевского государства. Патриарх русского зодчества — Софийский собор в Киеве за свою многовековую историю не раз перестраивался. Первоначально это был пятинефный храм с тридцатью главами, из которых пять средних более крупные, а центральная осевая самая большая. С восточной стороны, как и положено по церковным канонам, каждый неф завершается апсидой, где размещается алтарная часть. Внутри стены и своды покрыты сплошным ковром монументальной фресковой живописи и мозаики. Декоративное внутреннее убранство интерьера Софии Киевской, органично связанное с архитектурой здания — высшее достижение искусства той эпохи.

Софийский собор в Великом Новгороде.

Софийский собор в Великом Новгороде.

Великий Новгород

Великий Новгород — второй по значению и величине город Киевской Руси. В 1045 — 1052 годах здесь воздвигли свой Софийский собор — пятинефное крестово-купольное здание. Однако оно имеет лишь три апсиды и пять куполов. Почти отсутствуют декоративные детали. Выразительность архитектуры достигается большими поверхностями стен, расчлененных темными пятнами простых, преимущественно вертикальных, ничем не обрамленных оконных проемов. Стилевые особенности новгородской архитектуры сохраняются и в дальнейшем ее развитии. Новгородская республика, образовавшаяся в XII веке, меняет характер архитектуры. Большие храмы княжеского периода правления уступают место скромным однокупольным церквам, как, например, церковь Спаса на Нередице близ Новгорода.

Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода.

Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода.

Здесь, три продольных нефа при одном куполе, который опирается на четыре внутренних столба. Внутренние своды обусловили появление на фасадах арок-закомар. Типичны узкие, щелевидные окна на фасадах и на барабане купола. Луковичная форма купола позднейшая переделка. Первоначально купола всех древнерусских храмов имели шлемовидную форму. Стены церкви Спаса на Нередице покрыты обмазкой и побелены. Слегка неровные линии оштукатуренных поверхностей фасадов, углов здания, лопаток (плоских вертикальных выступов без капителей), закомар придают сооружению мягкую пластичность. Внутреннее убранство церкви также достаточно типично: поверхность стен и сводов расписана фресками, изображавшими святых и различные религиозные сюжеты. Общий колорит фресок голубоватый фон с охристыми, коричневатыми и белыми пятнами ликами святых, нимбами, деталями одежды.

Архитектура Пскова близка новгородской. Однако, многочисленные одноглавые церкви, сооруженные из местного околотого плитняка, более массивны. Колоколен в Новгороде и Пскове не строили. Они появились в Москве в XV веке. Псковский аналог им звонница. Это каменная стенка, завершающаяся невысокими круглыми столбами, между которыми подвешены колокола.

Успенский собор во Владимире.

Успенский собор во Владимире.

Владимир и Суздаль

Владимиро-Суздальская земля дала миру такие шедевры как: соборы Успенский, Димитриевский во Владимире, а также — церковь Покрова на Нерли.  Самое крупное и величественное здание княжества — Успенский собор. Внутреннее и наружное убранство храма поражали современников неслыханной по тому времени роскошью, обилием позолоты, цветных тканей. Стройное изящное белокаменное здание легко несло сверкающие главы, доминируя в архитектурном ансамбле Владимира. Расположенный рядом Димитриевский собор меньше Успенского. Это — дворцовая церковь княжеского двора. В ее архитектуре решающую роль играют удивительной красоты белокаменные резные рельефы, восходящие к народной резьбе по дереву. Содержание украшений народные сказочные и былинные образы, мотивы христианских легенд. Обилие декоративных деталей придает зданию нарядный, торжественный характер. При этом, не утрачивается чувство меры: нижняя часть храма имеет гладкие стены, что эффектно подчеркивает орнаментальные украшения и усиливает их художественное воздействие.

Димитриевский собор во Владимире.

Димитриевский собор во Владимире.

Москва

Примечательна еще одна страница русской архитектуры, связанная со строительством Москвы. Пять веков стоит Московский Кремль с кирпичными стенами, дошедшими до наших дней. Некогда самая крупная крепость Европы, сегодня он поражает обилием форм, разнообразием архитектуры, олицетворяющей связь времен русской истории. Три примера всемирно известных произведений московского зодчества дают представление о многообразии архитектурных решений в рамках национальных традиций. Главное здание Московского Кремля — Успенский собор. Конструктивные решения храма (крестовые своды, лопатки-контрфорсы, железные связи) позволили сделать стены и внутренние столбы тоньше, пролет сводов больше, внутреннее пространство просторнее и светлее. Хотя собор создавали по образцу владимирских храмов, его архитектура  самобытна. Простая, статичная композиция, минимум декоративных элементов эти качества вполне созвучны эпохе создания централизованного государства.

Церковь Покрова на Нерли.

Церковь Покрова на Нерли.

В 1532 году, в царской усадьбе селе Коломенском, близ столицы, на высоком берегу реки Москвы поднялась церковь Вознесения. Она отличалась необычным завершением шатровой формы, которая, по свидетельству летописи:

«Чудна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде того в Руси».

Художественная выразительность ее, конструктивная смелость решения, динамичность производят впечатление и в наши дни. Несомненна связь архитектуры сооружения с традициями русского деревянного зодчества. Церковь Вознесения оказала влияние на последующее развитие отечественного зодчества: тип стройной высокой композиции в ансамбле стал с того времени характерным для городской, сельской и монастырской архитектуры.

Церковь Вознесения в Коломенском. Москва.

Церковь Вознесения в Коломенском. Москва.

Покровский собор, что на рву (храм Василия Блаженного), возведенный в 1555 — 1560 годах зодчими Бармой и Постником на Красной площади — символ освобождения народа от татарского ига. В его необычайно живописной и динамичной композиции, красочном богатстве и убранстве интерьера с особой силой проявились черты народной  архитектуры XVI века. Центральная шатровая башня собора напоминает церковь в Коломенском. Важная особенность архитектуры собора — гармоничность при обилии составляющих ее элементов. Богатство облика сооружения создано за счет виртуозного использования двух материалов: кирпича и белого камня. Пять типов профилей обработки кирпича, повторяясь в разных сочетаниях, создают многообразие декора. Пример художественного единства целого и частей в Покровском соборе едва ли имеет аналоги не только в русской, но и в мировой архитектуре.

Храм Василия Блаженного (Покровский собор) в Москве.

Храм Василия Блаженного (Покровский собор) в Москве.

Несмотря на развитие после XI столетия каменного строительства, деревянная архитектура продолжала оставаться преобладающей. В селах и деревнях сооружения возводились из дерева. Деревянное зодчество выполняло те же практические задачи, что и современное ему каменное, и развивалось в том же направлении. Однако, специфика материала влияла на конструкцию сооружений, размеры и внешний облик. Основной элемент бревно и брус. Четыре бревна, образующие по контуру прямоугольник и связанные по концам врубками, образуют венец. Укладывая горизонтально один венец на другой, получают сруб. Размеры сруба определяются размером бревна. Поэтому, для больших и протяженных зданий приходилось соединять несколько срубов. Квадратный в плане сруб получил название четверик. Сруб, образованный в плане восемью бревнами восьмерик. На различных сочетаниях четвериков в нижней части здания и восьмериков в верхней, а также венчающего пирамидального шатра строится архитектурный облик древнерусских церквей. В ряде случаев, сложная композиция деревянных церквей создавалась дополнением пристроек-прирубов, а силуэт обогащался большим числом луковичных глав. Деревянный сруб, реже несколько срубов, присоединенных друг к другу основа традиционного русского крестьянского дома. Завершала здание двускатная крыша. По этому принципу часто, главным образом на Севере, строили большие деревянные дома на подклетах этажах служебно-хозяйственных помещений.

Церковь Покрова в Филях.1693 г. Москва.

Церковь Покрова в Филях.1693 г. Москва.

XVII век

В XVII веке русское зодчество, продолжая развивать приемы предшествующих столетий, становится более декоративным. Особой нарядностью отличаются каменные церкви. Широко используется фигурная кладка из профилированного кирпича с включением белого камня. Окна в дворцовых зданиях обрамляют белокаменными наличниками и фронтонами различного рисунка. Стены отделаны пилястрами и поэтажными колонками. В парных окошках в перемычки иногда помещают гирьки декоративные украшения арочного проема обычно из резного камня. В ряде случаев применяют изразцовые детали. На высоком берегу реки Москвы в 1693 году появляется изящное пятиглавое сооружение, краснокирпичные стены которого украшены белокаменным декором. Церковь Покрова в Филях — характерная представительница стилевого направления русской архитектуры конца XVII начала XVIII века. Оно получило название «нарышкинского барокко» по фамилии бояр Нарышкиных, в чьих имениях в Москве и окрестностях в основном строили нарядные церкви, как, например, церковь Троицы в селе Троице-Лыково.

Церковь Троицы в селе Троице-Лыково.

Церковь Троицы в селе Троице-Лыково.

Сооружения этого стиля характерны обилием декоративных узоров и архитектурных форм преобразованных элементов западноевропейской архитектуры. Нарышкинское барокко (хотя, собственно, барокко как стиль придет в русскую архитектуру несколько позже) символизирует переход от древнерусской безордерной средневековой архитектуры к последовательно ордерной. Этот стиль на рубеже столетий завершает художественное развитие древнерусского зодчества и интерьерного дизайна допетровского времени.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи«Древняя Русь: поэзия дерева и камня» Г.Искржицкого, М.1989 г.

Читайте также:

www.5arts.info

Архитектурный образ Древней Руси

Тема урока: Архитектурный образ Древней Руси. 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели:

  1. Образовательная: сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи с историей. Охарактеризовать этапы развития архитектуры, её особенности.
  2. Развивающая: формирование навыков самостоятельной работы при подготовке выступлений, умения критически анализировать полученную информацию.
  3. Воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопричастности к истории Родины; формировать умение находить в шедеврах архитектуры духовно-ценностные ориентиры.
Методы и технологии обучения: беседа, опережающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные, технология развития критического мышления, развивающее обучение, технология интегрированного обучения, проблемное обучение, деятельностный подход.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Постановка цели урока:

Слайд 1. Эпиграф: «Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм – словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одарённости русского народа». И.Э.Грабарь, искусствовед

МХК: Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?Верно. Мы будем говорить о древнерусском зодчестве, которое и сегодня поражает мастерством и художественным вкусом. Познакомимся с историей создания шедевров архитектуры, сопоставляя её с историей древнерусского государства.

3. Слайд 2. Тема урока: « Архитектурный облик Древней Руси».

- У вас на партах находится сканкарта, которую вы должны заполнять по ходу урока, пользуясь ей, в конце урока вы будете выполнять проверочную работу. Обратите внимание на карту. Первую колонку вы начнёте заполнять уже сейчас (Приложение 1).

- Вспомним особенности византийской архитектуры.

- Каковы её характерные черты. Начнем с внешнего облика:

  • Все храмы были ориентированы на восток (пояснить, почему).
  • Отличались простотой плана, внешний вид спокойствием и строгостью.
  • Базилика (вытянутое здание, продольно разделённое внутри рядами колонн на части (нефы), которая позднее сменилась крестово-купольным храмом (в плане форма креста с куполом в центре).
  •  На востоке к основному прямоугольному объёму примыкает полукруглая ниша (апсида) с расположенным в ней алтарём.
  • К входу на западе примыкает двор (атриум).
  • Суровая гладкость мощных стен, отсутствие декоративных деталей в оформлении фасадов.
  • Редкие узкие окна.
  • Колонны, соединенные волнистыми аркадами, создающие впечатление ритмичного движения.
- Прежде чем мы назовём особенности внутреннего убранства, вспомним, что было между внешним и внутренним обликом, это важная особенность (Контраст между внешним и внутренним обликом) – поясните.
  • Роскошь интерьера (мозаики, фрески, иконы, росписи на стенах, роскошные предметы декоративно-прикладного искусства)
- Что хотели выразить византийские архитекторы в строительстве? (Hепостижимость и неизречённость» христианского восприятия Вселенной).

- А теперь отложите на время свои карты в сторону. Передаётся слово учителю истории.

История:

- История Руси данного периода насыщена множеством исторических событий. Давайте вспомним их.

- Какое влияние оказала византийская культура на культуру Древней Руси?

Под влиянием какого исторического события это произошло?

В каком году произошло крещение Руси?

При каком князе это произошло? Каковы причины христианизации Руси?

Каково значение христианизации для Древнерусского государства?

- Но сегодня наша основная задача – рассмотреть особенности древнерусской архитектуры. В этом вам помогут документы, которые вы видите у себя на партах. Также вы услышите выступления докладчиков по теме урока.

МХК: Об архитектуре Древней Руси мы можем судить в большей степени лишь по сохранившимся каменным постройкам. Как вы думаете, почему? (многочисленные пожары уничтожили многие памятники деревянного зодчества), несмотря на это деревянное зодчество заслуживает особого рассмотрения. Рассмотрим архитектурные особенности одного из памятников деревянного зодчества - Десятинной церкви. 3 февраля 1005 г. Президент Украины Виктор Ющенко подписал указ о восстановлении Десятинной церкви, на что из государственного бюджета предусматривалось около 90 миллионов гривен (18 млн долларов). В настоящий момент место, где ранее стояла церковь, огорожено и превращено в строительную площадку. На ней проводятся археологические раскопки, деньги на которые государство так и не выделило. Проводятся раскопки с помощью энтузиастов и студентов-историков киевских вузов. Строительство нового храма откладывается на неопределённый срок.

История.

- Обратите внимание на документы. Это, во-первых, «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей Николая Ивановича Костомарова, хрестоматия по истории России, энциклопедия «История России и её ближайших соседей». (Приложение 2). Ответьте на вопросы:

- При каком князе была построена Десятинная церковь? Объясните название. Сообщение о данном памятнике архитектуры.

МХК. Работа с учебником. С.135. Задание: прочитав описание Преображенской церкви на острове Кижи (из книги А.В. Ополовникова и Г.С. Островского «Русь деревянная») выделите особенности деревянного зодчества Древней Руси.

- Параллельно с деревянным зодчеством развивалось и каменное строительство, которое приобрело особый размах на Руси в связи с ростом городов. Сегодня мы познакомимся с некоторыми шедеврами каменного строительства. Архитектурный шедевр, с которым мы познакомимся первым – Собор Святой Софии в городе Киеве.

История. Работа с документом: При каком князе был построен собор? В память о каком историческом событии был создан этот памятник? Собор Святой Софии.

МХК. Вопросы: Какие византийские традиции сохранились в архитектурном облике Собора? Что тебе показалось наиболее интересным при подготовке сообщения?

- Следующий памятник архитектуры – Софийский собор в Новгороде.

История. Документ: При каком князе началось строительство храма? Какую роль играл собор в Новгороде? Сообщение ученика.

МХК. Работа с учебником. С.127: прочитайте как описывают характерные особенности новгородской архитектуры искусствовед И.Э. Грабарь и поэт В.А.Рождественский. Какие особенности архитектуры вы могли бы выделить? Следующий памятник архитектуры – Успенский собор в городе Владимире.

История. Работа с документом: при каком князе велось строительство собора? Какова роль этого строительства?

МХК. Вопрос: Заметил ли ты особенность собора? (Aжурная лента).

- Следующий храм считается гордостью русского зодчества – это храм Покрова Богородицы на реке Нерли.

История. Работа с учебником истории. С.137. Найдите сведения о князе, при котором строился храм. Кому он был посвящён? Сообщение ученика.

МХК. Работа с учебником. С.130. Прочтите стихотворение Н. Коржавина, какая особенность древнерусской архитектуры в нём отображена? И в заверщении давайте поговорим о главном соборе России – Успенском соборе в Москве.

История. Документ: При каком князе велось строительство? Какую роль должен был играть собор? Сообщение ученика.

История. Связь с жизнью: на слайде – купюры России и Украины. Какие князья и памятники архитектуры расположены на этих денежных знаках?

4. Итог урока.

Перечислите важнейшие архитектурные сооружения Древней Руси. Какой из памятников зодчества произвёл на Вас наибольшее впечатление?

А вот как выразил своё отношение к зодчим Древней Руси поэт В.А.Рождественский в стихотворении «Зодчество». Ученик читает наизусть стихотворение.

5. Проверочная работа (проверка знаний – заполнение сравнительной таблицы по типу ЕГЭ).

«Архитектурные особенности Византии и Древней Руси»

Общее
 
Различное
Византия Древняя Русь
   
6. Оценивание работы учащихся на уроке.

tnu.podelise.ru

1.11 Каменная архитектура Древней Руси » СтудИзба

11. Каменная архитектура Древней Руси (XI-XIII веков). Особенности местных архитектурных школ. Архитектура Новгорода и Пскова XII-XIII веков. Белокаменное зодчество Владимиро-суздальской земли.

С приходом на Русь христианства начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Постепенно на Руси получает развитие культовая архитектура, представленная двумя типами построек - наземными и подземными. Те и другие являлись каменными, только одни рукотворными, а другие природными. Те и другие назывались монастырями и храмами. Из подземных монастырей получили известность Киево-Печерский монастырь (печеры или пещеры - место, где первоначально селились христианские подвижники, вокруг которых потом возникало поселение, превращавшееся в общежительный монастырь), Ильинский подземный монастырь в Чернигове - уникальный историко-архитектурный памятник в толще Болдиной горы (1069), Печорский монастырь под Изборском Псковской области. Подземные монастыри и комплексы распространены во многих культурах мира.

Другое новшество, принесенное христианством, - иконы (от греч. eikon - изображение, образ), представлявшие изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывалось священное значение. Иконы заменили деревянных истуканов, символизировавших языческих богов.

Первые наземные каменные церкви строились в византийском стиле. Таков кафедральный собор Св. Софии в Киеве. Позже сформировался специфически русский стиль, лучшие образцы которого сохранились в храмах Владимира, недалеко от Москвы. Внутренний декор включал фрески и иконы. Основные концептуальные принципы, технические приемы и художественная манера были заимствованы из Византийской империи, которая в тот момент, когда она начала влиять на Киевскую Русь, достигла наивысшего расцвета.

Размеры собора не имеют аналогий в архитектуре самой Византии того времени и обусловлены особой задачей: создать главный собор для новокрещённой огромной страны. Пространство хоров, предназначенное для князя и знати, использовалось также и для дворцовых церемоний.

Во второй половине XII в. в Новгороде складывается совершенно иной тип храма, отмеченный чертами простоты и камерности. Одним из лучших образцов этого нового архитектурного стиля является церковь Спасо-Преображения на Нередице (1198) -  небольшая, кубического характера постройка крестово-купольного типа, с четырьмя столбами, несущими единственный барабан, и тремя апсидами на востоке.

Аналогичное строительство велось и в новгородских пригородах, из которых наиболее крупный архитектурный комплекс сохранила Старая Ладога.

С XIII веком в новгородскую каменную архитектуру проникают новые веяния. Сохраняя тип небольшого одноглавого четырехстолпного храма, зодчие стремятся к созданию динамичной композиции, используя богатый художественный опыт других русских земель и стараясь органично сочетать его с местными художественными принципами. Это приводило в ряде случаев к оригинальным творческим решениям. В результате каждый из немногочисленных памятников новгородского зодчества XIII в. (монгольское нашествие и здесь надолго прервало строительство) очень индивидуален, тогда как церкви предшествующего периода, напротив, удивительно похожи друг на друга. Лучший из созданных в это время храмов - Рождества Христова в Перынском скиту (первая половина XIII в.) - миниатюрная церковь, отличающаяся компактностью композиции.

Крупнейшим после Новгорода экономическим и культурным центром северо-запада был Псков. Особенности социально-экономического развития (отсутствие столь могущественной, как в Новгороде, боярской олигархии) и географического положения привели Псков к формированию собственного духовного и культурного климата, воплотившегося, в частности, в становлении своей архитектурной и живописной школы. Центральным памятником каменного зодчества древнейшей эпохи и одной из первых каменных построек Пскова является Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (ок. 1156). Будучи по своему архитектурному плану одноглавым четырехстолпным храмом крестово-купольной системы, Мирожский собор вместе с тем очень оригинален. Его боковые западные своды были вдвое ниже сводов центральных нефов (основного креста), боковые апсиды понижены по отношению к средней и как бы «утоплены» внутрь здания. Благодаря этому перекрестье главных нефов, увенчанное могучим барабаном, доминировало в архитектурной конструкции.

Иной характер имела архитектура Владимиро-Суздальской земли, где основным строительным материалом была не плинфа, а белый камень-известняк. Главные черты архитектуры этой земли сложились во время правления Андрея Боголюбского. Тогда во Владимире был воздвигнут Успенский собор, ведущие в город Золотые ворота, княжеский замок в Боголюбове, а неподалеку - шедевр - церковь Покрова на Нерли. Для владимиро-суздальской архитектуры характерно использование выступающих пилястров, барельефных изображений людей, животных и растений. Как отмечают искусствоведы, эти храмы и строгие и нарядные одновременно. В конце XII-начале XIII в. зодчество становится еще пышнее, декоративнее. Ярким памятником этого времени является Дмитриевский собор во Владимире, который был построен при Всеволоде Большое Гнездо. Собор украшен тонкой и затейливой резьбой.

1. История культуры России. / А.П.Анисимов. – М.: Знание, 1993.

2. Рыбаков Б.А. Мир Истории. Начальные века русской истории. – М.: Молодая гвардия, 1987.

                                               

 

studizba.com

Архитектура Древней Руси

Архитектура Древней Руси

 

Содержание

Введение1. София Киевская2. Золотые ворота во Владимире3. Новгородская София4. Собор Василия БлаженногоЗаключениеИсточники информации

Введение

Многими веками создавалась богатая и разнообразная культура человеческого общества, достигшая в наше время удивительных успехов. Великая, неисчерпаемая сила ума человека и упорство его неустанного труда привели ныне к смелому вторжению в космическое пространство, к созданию сложнейших вычислительных машин и автоматизации производства. Человек сумел познать не только многие тайны природы и создать совершенную технику, он овладел законами общественного развития. Гений Маркса и Ленина указал пути построения самого справедливого на земле коммунистического общества, в период развернутого строительства которого вступила ныне наша Родина.В тысячелетней истории человеческого общества сменилось много эпох. Ушли навсегда в прошлое отжившие формы общественной организации. Изменились строй жизни и воззрение людей. Но, как и много сотен лет тому назад, современного человека волнуют и радуют дивные творения материальной и духовной культуры, созданные давным-давно. Непростое почтение перед седой древностью и непраздное любопытство влекут людей сегодняшнего дня смотреть полотна великих художников прошлого и любоваться неповторимыми формами древних сооружений, слушать бессмертную музыку, впервые прозвучавшую несколько столетий тому назад, вчитываться в строки, написанные мыслителями и писателями прошлого. «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество», - сказал В.И. Ленин на заре существования Советского государства. Идя к коммунизму, мы совершили настоящую культурную революцию в нашей стране. Богатства, выработанные человечеством, служат народу. Овладение этими богатствами – важнейшее средство воспитания нового человека с его высоким благородством и многосторонностью его культуры. Одним из видов искусства человечества является «застывшая музыка» - архитектура.

1. София Киевская

Киев…Город вечной юности… Город, славная история которого насчитывает полторы тысячи лет «…вся честь и слава и величество и глава всем землям русским – Киев» - так с гордостью начертал неизвестный летописец.Знаменитая София Киевская…Где-то за порогом шумит двадцатый век, а здесь…Здесь все дышит святостью так же, как девятьсот лет назад. Построена она, равно как и Золотые ворота, в княжение Ярослава Мудрого. В первой половине одиннадцатого века он расширяет границы древнего Киева и возводит величественный ансамбль каменных зданий. В «Повести временных лет» под 1037 годом об этом сказано так: « Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златыя врата; заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и посемь церковь на Златых вратах камену святыя Богородица благовещенье; посемь святого Георгия монастырь и святыя Орины».Созданная в далеком одиннадцатом веке София Киевская во все времена восхищала и продолжает восхищать людей как выдающееся произведение искусства. Еще древнерусский писатель Илларион сказал о ней: «Церкви дивна и славна всем округниим странам…» Вокруг Софийского собора возвышались патрональные Ирининская и Георгиевская церкви, каменные княжеские и боярские дворцы, деревянные жилища киевлян. С Софией Киевской связаны многие события политической, общественной и культурной жизни Древней Руси. Здесь проходили торжественные церемонии «посажения» на великокняжеский престол, встречи иностранных послов, заключались договоры о мире между князьями. Здесь находилась первая на Руси библиотека, собранная князем Ярославом Мудрым, существовала мастерская художников-миниатюристов и переписчиков книг. Последние перестройки XVII- XVIII веков в корне изменили здание и придали этому памятнику архитектуры вид, в котором он предстает перед нами сейчас. Но под поздними барочными наслоениями сохранились конструкции одиннадцатого века. Основные размеры внутри здания (37*55 метров и высота 29 метров) остались прежними. Однако композиционный замысел и архитектурные формы сооружения были иными. На восточном фасаде выступали пять апсид (что отражало внутреннюю пятинефную структуру), с севера, запада и юга собор окружали два ряда открытых галерей – двухэтажные внутренние и одноэтажные наружные. Здание венчали тринадцать куполов полусферической формы, покрытые свинцом. На западном фасаде возвышались две асимметрично поставленные лестничные башни для подъема на хоры. Восточная оконечность северной галереи представляла собою замкнутое помещение с небольшой апсидой, где находилась великокняжеская усыпальница (здесь стояли каменные саркофаги Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других великих киевских князей).Своеобразную живописность внешнему облику собора придавала кладка стен – ряды темно-красного бутового камня, прослойки тонкого плоского кирпича (плинфы) на розовом цемяночном растворе.Внутри собора в основном сохранились архитектурные формы одиннадцатого века. Это – стены основного ядра здания, двенадцать крещатых столбов, делящих внутреннее пространство на пять нефов, столбы и арки галерей, а также тринадцать куполов со световыми барабанами. Главный купол, поставленный на пересечении продольного и поперечного нефов, освещает центральное подкупольное пространство.В восемнадцатом веке над одноэтажными галереями были надстроены вторые этажи с куполами и заложены открытые арки. Внутри были растесаны окна в стенах собора, на месте древнего входа сделана большая арка. Не сохранились, западная двухъярусная тройная аркада в центральной подкупольной части (аналогичная южной и северной) и древние хоры над нею. Поэтому центральное подкупольное пространство, имевшее в древности форму равноконечного креста, в западной части изменило первоначальный вид.Особую ценность представляют настенные росписи Софии Киевской одиннадцатого века – 260 квадратных метров мозаик, набранных из кубиков разноцветной смальты, и около 3000 квадратных метров фресок, выполненных водяными красками по сырой штукатурке. Сохранившиеся мозаики и фрески – это третья часть всей живописи, украшавшей в старину здание. Сочетание мозаик и фресок в едином декоративном ансамбле – характерная черта Софии Киевской.Золотые ворота в Киеве – один из немногих дошедших до нас памятников древнерусского оборонного зодчества. Этот архитектурный шедевр когда-то представлял собой мощную боевую башню с возвышавшейся над ней надвратной церковью Благовещенья.Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление производит со стороны проезда. Высота сохранившихся стен достигает девяти с половиной метров. Ширина проезда – 6,4 метра. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые в древности опирались арки свода высотой 8,43, 11,12 и 13,36 метра. На лицевой поверхности стен хорошо читаются декоративные особенности «смешанной», или «полосатой» кладки (ряды камня и плинфы на цемяночном растворе).Ныне восстановленные Золотые ворота имеют следующий облик: основная часть представляет собою башню с зубцами высотою 14 метров; с внешнего фасада башня имеет дополнительный выступ – «малую башню»; проезд ворот перекрывается с одной стороны герсой – подъемной деревянной решеткой, окованной металлом, с другой – створками ворот, выполненными по образцу древних врат, сохранившимся в Новгороде и Суздале.Надвратная церковь восстановлена в виде трехнефного четырехстолпного храма одноглавого храма, апсиды которого устроены в толще стены и не выступают из фасада. В архитектурном декоре фасадов использованы орнаменты из кирпича, характерные для древнерусских построек этого периода – меандровый фриз, поребрик и другие. Над хорами находятся кувшины – госники для улучшения акустики. Полы храма украшены мозаикой, рисунок которой выполнен по мотивам древних полов Софии Киевской. На стенах храма, как и в Софийском соборе, имеются надписи-граффити.Кирилловская церковь была построена в середине двенадцатого века на далекой окраине древнего Киева – Дорогожичах. Отсюда основатель церкви черниговский князь Всеволод Ольгович взял штурмом Киев в 1139 году. Для представителей династии Ольговичей храм служил загородной резиденцией и фамильной усыпальницей. В 1194 году здесь был похоронен герой древнерусской поэмы « Слово о полку Игореве» киевский князь Святослав.Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с двенадцатого века. Перестройки XVII-XVIII веков выразились в основном в перекладке части сводов, достройке четырех боковых куполов, возведении пышного фронтона над входом, оформлении окон и порталов лепным декором. Древние архитектурные формы четко читаются под этими достройками.Это было трехнефное трехапсидное шестистолпное однокупольное здание, вытянутое по оси запад – восток. Его размеры 31* 18,4 метра, высота 28 метров. Древнее закомарное покрытие не уцелело. Декор фасадов состоял из аркатурного пояска в верхней части стен, барабана и легких полуколонок на барабане и апсидах. Стены снаружи, по-видимому, были оштукатурены, откосы окон и порталов украшали фресковые росписи. Сложено здание в технике порядовой, т.е. «полосатой» кладки на известняково-цемяночном растворе.Центральное подкупольное пространство храма – высокое, свободное, хорошо освещенное, с хорами в западной части – контрастировало с остальными помещениями: полутемным нартексом с нишами-аркосолиями для гробниц, крещальней, узкой лестницей на хоры в толще северной стены, небольшой молельней на хорах. Особенностью храма были маленькие придельные хоры перед южной апсидой, куда вела лестница в толще стены алтаря. От древних фресок двенадцатого века, украшавших все помещения храма, осталось около 800 квадратных метров росписей, представляющих собою ценные художественные произведения периода Древней Руси. Для фресок Кирилловской церкви характерна выраженная графичность лиц. Также интересно сочетание крупных белых, розовых, голубых и оливковых цветовых пятен в цветовой гамме росписей. Различен и характер интерьеров обоих соборов: в новгородской Софии намечается некоторый отход от сложного «живописного пространства» Софии киевской.В новгородском соборе больше простоты и больше расчлененности, разобщенности пространственных ячеек здания, значительно строже декор. Отказ от мрамора и шифера, мозаики в пользу фресок, от которых до нашего времени дошли лишь немногочисленные фрагменты: изображение святых Константина и Елены, пророков, а также некоторые другие, делает интерьер новгородской Софии более суровым. В интерьере (внутреннем пространстве) новгородского храма нет единства, рождающегося из взаимосоответствия всех элементов конструкции общему принципу своеобразного "перетекания" пространств, которое присутствует в киевских храмах. Внутреннее архитектурное убранство Софии Новгородской создаёт впечатление необычайной энергии вертикального движения: собор в полтора раза выше Софии Киевской, арки удлинены, крупные высокие столбы "прорезают" внутрихрамовое пространство, разделяя его на гранёные кубические зоны. Таким образом, Новгород являет самобытный вариант православного храма, в меньшей степени, чем в Киеве, связанный с воплощением византийского архитектурного сознания, но по выразительности и лаконичности родственный характеру северной природы.

2. Золотые ворота во Владимире

Древний Владимир расположен в исключительно живописной местности. Он занимает изрезанное глубокими оврагами высокое плато на левом берегу Клязьмы. Ограниченное с юга рекой, а с севера долиной речки Лыбеди, оно имеет форму вытянутого вдоль берега Клязьмы треугольника, обращенного острой вершиной на восток. К югу за рекой простирается клязьменская пойма, окаймленная синей полосой идущих до горизонта лесов. На север и восток, за долиной Лыбеди и Ирпени, рельеф снова поднимается; на его высотах живописно расположены ныне почти сросшиеся с городом древние села Красное и Доброе с их эффектно поставленными и видными издалека храмами и колокольнями. С запада к городу в древности примыкали боровые леса. С перенесением во Владимир Андреем Боголюбским столицы начинается великокняжеское строительство в городе. Золотые ворота Владимира являются редчайшим памятником русской военно-оборонительной архитектуры двенадцатого века. Они были построены в 1164 году, когда было завершено сооружение грандиозной линии валов Нового города. Ворота дошли до нас в сильно искаженном виде. Первые повреждения, по-видимому, они получили еще в 1238 году, во время штурма города татарами. Последние же переделки здание претерпело в 1785 году: были срыты примыкавшие с юга и севера к их стенам земляные валы, а к углам ворот подведены контрфорсы, скрытые круглыми башнями, между которыми с севера были встроены жилые помещения, а с юга – новая лестница. Обветшавший свод здания был переложен и на нем поставлена новая. Таким образом, от древнего здания 1164 года сохранилась лишь его основа – две мощных белокаменных стены. Название "золотые" может быть определено характером дубовых дверей, закрывавших их проем, которые были обиты медными листами с золотым рисунком. Створки ворот были подведены под арочную перемычку, находившуюся приблизительно на середине их высоты, не закрывая полностью арку ворот. Над воротами находилось небольшое здание церкви Положения Риз Богородицы. В южной нише ворот высечен княжеский знак, что может говорить о принадлежности строителей к княжеской артели. Они сложены в классической владимирской технике из прекрасно тесанного белого камня, составляющего мощную «коробку» стены, внутренность которой заполнена бутом на очень прочном известковом растворе (так называемая полубутовая кладка).Своды выкладывались из более легкого материала – пористого туфа. Стены ворот теперь вросли в землю на глубину около полутора метров; следовательно, первоначально здание было еще более высоким. 8Пролет Золотых ворот, как и теперь, был перекрыт огромным полуциркульным сводом на подпружных арках, опиравшихся на плоские лопатки, увенчанные строгими импостами. Высота проездной арки делала чрезвычайно затруднительной их оборону. Поэтому примерно на середине их высоты была устроена арочная перемычка, к которой и примыкали огромные створы дубовых ворот, обшитые, снаружи листами золоченой меди. По сторонам арки сохранились петли для навески тяжелых воротных полотнищ и глубокий паз для толстого бруса засова. За эти пышные створы все сооружение и получило название Золотых ворот.

3. Новгородская София

Новгородская София возникла в 1045-1050гг. по своему композиционному построению она близка к киевской. Мы опять видим огромное пятинефное крестово-купольное сооружение, хоры, занимающие боковые нефы и западную стену, двухэтажные боковые галереи с арками.Однако новгородская София имеет и свои особенности. Вместо многокупольной пирамидальной громады киевской Софии здесь пять куполов, сгруппированных в центре. Мощные наружные лопатки на гладких стенах их плинфы, цемянки и камня подчеркивают внутреннюю, конструктивную часть собора. Глубокие, длинные проемы окон в сочетании с гладкими стенами и лопатками делают храм как бы еще выше, монолитнее. Триапсиды в алтарной части заканчиваются купольным перекрытием. Двускатные перекрытия чередуются с цилиндрическими сводами, выступаю по краям фасада в виде фронтончиков. На восточной стороне цилиндрические четвертные своды сделаны в виде полузакомар.Законченный лаконичный архитектурный образ новгородской Софии послужил образцом для последующих новгородских построек.В отличии от киевской Софии в новгородском храме нет богатейших мозаик, мрамора, шифера. Внутренне убранство соответствует простым, строгим формам, объемам. Вместо многочисленных сложных колонн, тройных арок новгородской Софии нашли широкое применение двухарочные пролеты, четырех или восьмигранные столбы.

4. Покровский собор «на рву» (собор Василия Блаженного)

Покровский собор на Красной площади в Москве, часто называют по одному из его приделов, собором Василия Блаженного. Покровский собор был воздвигнут как памятник очень важной для России победы над Казанским ханством.Его создателями были русские мастера Барма и Постник Яковлев. Собор строили с 1555 по 1561 год. Царь и митрополит Макарий поручили построить собор, состоящий из восьми пределов, но мастер иначе решил задачу – он сделал собор девятиглавым, разместив восемь приделов вокруг одной, центральной оси, смещенной в сторону Кремля. Центр собора был увенчан большим шатром, вокруг которого расположились яркие своеобразные купола приделов. Собор как бы объединяет девять небольших церквей, символизируя объединение русских земель и княжеств под властью Москвы. Главная расположена под центральным шатром, четыре церкви стоят по концам креста, еще четыре, меньшего размера, расположены по диагональному кресту. Все девять церквей конструктивно слиты в одно здание, все они расположена на одном каменном помосте и связаны галереей. Первоначально храм был белым, его главы были покрыты побеленным железом. В XVII веке здание получило теперешнюю пеструю окраску, было изменено и покрытие глав. Покровский собор, воздвигнутый на главной площади города, стал важнейшим элементом его архитектурного облика наряду с Кремлем. Полный изумительного творческого своеобразия, яркий и нарядный, Покровский собор мало походит на традиционное культовое сооружение. Его формы и цветовая гамма скорее напоминают группу деревьев или ярких цветов и плодов, внешний облик храма больше связаны с какими-то мотивами русской природы, чем с понятиями и догмами христианского вероучения. Во внешней форме культового строительства развивался и расцветал в XVI веке могучий талант русских зодчих, воплотивших в своих замечательных произведениях богатство и силу России, красоту ее таланта, славу ее подвигов.

Заключение

Древнерусская архитектура – это сказка. Только сказка о том, что было. Было на самом деле. Если дать возможность говорить камням Софии Новгородской, думается, они бы многое могли порассказать. А если серьезно, то зодчество древней Руси – это большой и очень интересный том в энциклопедии истории русского искусства. Эта страница нашего прошлого дала толчок многому, что было написано на последующих страницах, и, надеюсь, окажет влияние на то, что будет написано. Это наше прошлое, наше с вами общее прошлое, и каким бы оно ни было, мы не должны его забывать. Даже если и не упоминать о том, что все памятники, перечисленные и не перечисленные выше, сами по себе представляют большую художественную ценность. Иначе мы рискуем не дожить до будущего.

Источники информации

1. «Очерки истории русской культуры IX-XVII вв.» А.В. Муравьев, А.М. Сахаров.2. Бродский Б. «Связь времен».3. Интернет-ресурсы.

neparsya.net