История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Египет. Древний египет повседневная жизнь


Тема урока: «Быт и повседневная жизнь древних египтян»

Урок истории

древнего мира

5 «А» класс

Тема урока:

«Быт и повседневная жизнь древних египтян»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Провела учитель истории

1 категории

Сидоренко Галина Сергеевна

Тема урока: Быт и повседневная жизнь

древних египтян

Цель урока:

- формировать представления о труде и повседневной жизни основных категорий населения Египта;

- а также подвести учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало прежде всего в интересах государственных служащих

Учебные задачи урока:

1. Обучающие

- заполнить таблицу «Труд крестьян, ремесленников. Занятия вельмож»;

- сделать вывод о положении всех категорий населения и доказать, что государство защищало интересы государственных служащих;

2. Развивающие

- продолжить формирование понятийного аппарата, заполнения корзины знаний;

- развивать чёткость мыслей, логическое мышление на основе формулировки выводов и обобщений;

3. Воспитательные

- создать условия для воспитания уважительного отношения к любому труду, понимания, что никакой труд не может быть унизительным для человека.

Оперируемые понятия:

ГОСУДАРСТВО

ОАЗИС

ДЕЛЬТА

МОНАРХИЯ

ФАРАОН

Новые понятия:

КРЕСТЬЯНЕ

РЕМЕСЛЕННИКИ

ВЕЛЬМОЖИ

Оборудование доски:

- карта «Древний Египет»

- корзина знаний и понятийный аппарат

- запись темы и вводимые понятия в виде таблицы

- смысловое задание «Исключи лишнее»

Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами работы с историческим документом, выстраиванием логических выводов

Ход урока

1 этап. Организационно – мотивационный

Мотивация на начало учебной деятельности

Слово учителя. Приветствие (установка на позитивную работу «Я рада вас видеть»)

Давайте вспомним, какое государство мы изучаем на уроках?

И сейчас я загадаю вам загадку, а вы внимательно слушайте её и должны угадать, о каком древнеегипетском боге идёт речь?

Загадка классу

«… Далеко-далеко на юге Египта есть пещера, которая является обителью этого бога. В руках он держит два сосуда с водой. Летом бог сильнее наклоняет сосуды, и река выходит из берегов. А на полях после разлива остаётся плодородный ил. Поэтому земледельцы Египта восхваляют этого бога и поют ему благодарственные песни»

О каком боге идёт речь? (бог Хапи – бог Нила)

2 этап. Операционно – исполнительский

Проверка д/з

1. 1 ученик выполняет смысловое задание на доске «Исключи лишнее»

Объясняет свой выбор

А) Орошаемое земледелие – гончарство – ювелирное дело – собирательство

Б) Человеческое стадо – земледельцы – ремесленники – чиновники

В) Тутмос III , Рамсес II, старейшина, Эхнатон

2. Устный ответ на вопрос

Назовите имена великих фараонов-завоевателей и страны ими завоёванные

3. На доске я сделала много ошибок и перепутала изучаемые нами понятия. Помогите мне исправить ошибки и:

- выберите только те понятия, которые мы изучили. Дайте им определения

(понятия отправляются в корзину знаний)

Слово учителю.

Спасибо ребята за работу. Оценивание знаний.

Физкультминутка

Учитель. А теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Ученик – физорг. А я – ваш товарищ из 7 «А» хочу провести с вами небольшую зарядочку.

Давайте все встанем.

Руки подняли и покачали. /качают руками вверху/

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу. /машут руками перед собой/

В стороны руки – плавно помашем. /руки в стороны и машем/

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем /приседают/

Крылья сложили назад. /руки отводят назад/

Учитель. Молодцы! Немного отдохнули, почувствовали прилив сил и продолжим работу.

- целеполагание

Сегодня мы с вами дальше знакомимся с государством Египет и изучаем тему «Быт и повседневная жизнь древних египтян». (записывают тему в тетради)

Обратите внимание на доску. Здесь расположены те понятия, которыми пополнится наша корзина знаний и которым мы должны будем дать объяснение.

А цель наша сегодня: познакомиться с трудовыми занятиями основных категорий населения Египта и подумать, был ли труд в почёте в Египте?

Учитель даёт задание учащимся.

Разбить страницу на три колонки

Крестьяне

Ремесленники

Вельможи

Работа в поле

Орошали поля

Рыхлили землю мотыгами

Строили каналы и дамбы

Платили налоги

Сеяли ячмень, пшеницу

Жали серпами

Обмолачивали зерно

Ссыпали в закрома

Крестьяне – люди, занимавшиеся возделыванием земли

Работа в мастерской

Ювелиры

Гончары

Ткачи

Кораблестроители

Плотники

Ремесленники – люди, владеющие ремеслом

Работа на благо фараона

Распределяли работу в каменоломнях

Вершили суд

Следили за сбором налогов

Возглавляли военные походы

Вельможи – знатные люди, военачальники

А теперь обратите внимание на исторические тексты на ваших столах.

Первый ряд получил текст «Повседневная жизнь египетских крестьян»

Второй ряд работает с текстом «Занятия ремесленников»

Третий ряд изучает текст «Жизнь вельмож»

Задание: прочтите свои тексты и укажите основные занятия категорий населения

Текст «Повседневная жизнь египетских крестьян»

«…каждый день крестьяне орошали свои поля, спасая их от невыносимой жары, рыхлили участки мотыгами. Ведь все старались собрать хороший урожай и вовремя заплатить налоги. Они строили каналы и дамбы и содержали их в постоянном порядке. Сеяли ячмень, пшеницу, жали серпами и обмолачивали зерно. Затем ссыпали зерно в закрома».

Текст «Занятия ремесленников»

«… Тяжёлым был труд египетских ремесленников. Они работали в мастерских.

Ювелиры создавали красивые украшения из золота и серебра для богатых египтянок, гончары трудились от зари до зари с глиной и создавали глиняную посуду и статуэтки богов, ткачи ткали нежнейшие полотна для одежды богатых египтян. Особенно почитались мастера- кораблестроители, плотники…»

Текст «Жизнь вельмож»

«… надписи на стенах гробниц рассказывают нам о жизни вельмож. Праздно начинался день вельможи, слуги подносили им вкусные яства, питьё. Каждое утро они плескались в бассейне и свежими и отдохнувшими шли к фараону. Фараон давал вельможе поручения распределить работу в каменоломнях, совершить суд над провинившимися крестьянами и врагами фараона, следить за сбором налогов в государственную казну. Вельможи возглавляли военные походы и получали дары от фараона».

По ходу работы с текстами создаётся новый понятийный аппарат. А новые понятия отправляются в корзину знаний.

Логические вопросы

Учитель.

Молодцы, ребята! Много нового мы с вами узнали и жизни древних египтян.

??? Скажите, кто всю жизнь работал?

- крестьяне

??? а почему они много работали?

- чтобы прокормить свои семьи

- чтобы собрать урожай и семена для нового года

- чтобы заплатить налоги

??? а какие люди ещё работали?

- ремесленники

??? какие ремёсла существовали в Египте?

- ювелиры, плотники, кораблестроители, гончары, ткачи

??? кто в Египте жил богато и праздно?

- вельможи

??? благодаря кому вельможи были богатой категорией?

- благодаря фараону, который одаривал их милостью

??? а почему?

- потому что вельможи выполняли поручения фараона

??? Скажите, какая категория людей вам более симпатична?

Высказываются учащиеся

Вывод: работали все категории египтян.

Но крестьяне и ремесленники платили налоги и содержали фараона и государство, а вельможи выполняли волю фараона, налогов не платили.

Рефлексия

Учитель

У вас на столах прикреплены листочки-симпатии.

Прикрепите их к той категории людей Египта в свои тетради, которая вам понравилась больше, чью сторону вы принимаете и кому вы сочувствуете.

Спасибо, ребята!

Домашнее задание. 12,

gigabaza.ru

повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека

Древние египтяне заботились о своих богах и мертвецах больше, чем о живых. Когда они воздвигали новый храм, «обитель миллионов лет», строили на западе Фив гробницы, «дома вечности», они, не считаясь ни с какими расходами, привозили издалека камень, металлы и драгоценное в этих местах дерево. Никакой материал не казался им слишком прекрасным и долговечным для этих сооружений, хотя сами они жили в домах из кирпича-сырца, и только настенная роспись в них имитировала камень и металлы. Поэтому храмы и гробницы просуществовали гораздо дольше, чем города, а в наших коллекциях неизмеримо больше саркофагов и стел, статуй фараонов и богов, чем бытовых предметов живых египтян, намного больше ритуальных и магических текстов, например копий «Книги мертвых», чем воспоминаний или романов. Можно ли, опираясь только на такие свидетельства, попытаться реконструировать повседневную жизнь подданных фараона и не уподобится ли такая попытка поверхностным наблюдениям и наивным суждениям греческих и римских путешественников?1) Мы склонны думать, что египтяне сразу рождались в погребальных пеленах. Гастон Масперо, который первым перевел любовные стихи, отметил, что ему было очень трудно представить древнего египтянина и роли влюбленного, стоящего на коленях перед своей возлюбленной. А в действительности египтяне были бесконечно благодарны богам, повелителям всего сущего, именно за то, что жизнь на берегах Нила на самом деле была прекрасна, и поэтому они стремились любыми средствами обеспечить себе блага этой жизни в загробном мире.

Они полагали, что добьются этого, если стены гробницы будут покрыты росписями и рельефами, изображающими покойного живым и здоровым в его земных владениях, с женой и детьми, с родственниками и слугами, с толпами ремесленников и земледельцев.2) Вот он обходит земли пешнком, вот его несут в паланкине, а вот он плывет в ладье. Он может просто сидеть в кресле и наслаждаться зрелищем кипящей вокруг него жизни, а может и принимать активное участие в действии: садиться в лодку, подстерегать [3] птиц, спрятавшихся в зарослях папируса, гарпунить рыб величиной почти с человека, ловить диких уток, охотиться с луком на газелей и антилоп-ориксов. Все его близкие присутствуют при его утреннем туалете: кто-то делает ему маникюр, кто-то — педикюр, управляющий представляет отчет, стражники бесцеремонно волокут к нему нерадивых слуг, музыканты и танцовщицы услаждают его зрение и слух. В жаркие часы дня он охотно играет со своей женой в игры, напоминающие наши шахматы и французскую игру в гуся.

Чтобы угодить своему клиенту, художник должен был изображать представителей всех профессий. Те, кто жил у приречных болот, занимались главным образом охотой и рыбной ловлей. Папирус являлся материалом для постройки не только хижин, но прежде всего легких лодок и челноков, очень удобных для преследования в водяных зарослях крокодилов и гиппопотамов, для выслеживания птичьих гнездовищ и разведки рыбных затонов. Прежде чем отправиться на охоту, лодки испытывали, и это служило поводом для охотников посостязаться в силе и ловкости. Участники состязания надевали венки, и, вооружившись длинными баграми и громко переругиваясь, старались сбросить друг друга в воду. Затем, уже примирившись, они возвращались в деревню, жители которой занимались починкой сетей и прочего снаряжения, вялением рыбы и разведением птицы.

Земледельцы сеют и пашут, теребят лен, жнут и вяжут снопы, которые ослы перевозят в деревню. Здесь снопы раскладывают на гумне, где ослы и быки, а когда и бараны выбивают из них зерно своими копытами. Затем солому отделяют от зерна. Пока одни возводят скирды, другие меряют зерно и относят его в амбар. Едва заканчиваются эти работы, как созревает виноград. Его собирают, давят и наполняют вином огромные сосуды. В любое время года мельники мелют зерно, поставляя муку булочникам и пекарям.

Ремесленники обрабатывают глину, камень, дерево и металлы. Поскольку дерево в Египте редкость, орудия производства, которые требовались земледельцам, виноградарям, пекарям и поварам, изготовляли из обожженной глины. Кроме того, использовались еще гранит, алебастр, сланец и кость. Небольшие сосуды вытачивали иногда из горного хрусталя.

Египтяне очень любили украшения. Ювелирные мастера поставляли им ожерелья, браслеты, кольца, диадем, [4] подвески и амулеты. Все эти прекрасные мелочи хранились в ларцах. В особых случаях девушки вынимали эти украшения из своих тайников и надевали их.

Скульпторы изображали хозяев гробниц в стоячем или сидячем положении, одного или в окружении семьи, используя для этого алебастр, гранит, черное дерево или акацию. И наконец, плотники-корабелы распиливали и обтесывали стволы деревьев для постройки лодок, барж и кораблей, на которых можно было плавать по всему египетскому Нилу, создавать запасы зерна, отправляться в паломничества к святыням Абидоса, Пе и Депа. Об изображениях в гробнице можно сказать словами героя из «Сказки о потерпевшем кораблекрушение», выброшенного на остров доброго Змея: «Нет вещи [на свете], которой бы там не было».

На изображениях в гробницах не хватает лишь одного: хотя бы намека на то, чем именно занимался сам ее хозяин при жизни. Будь то усыпальница воина или придворного, цирюльника или врача, архитектора или везира — повсюду изображены одни и те же сцены. Их может быть больше или меньше, но иероглифические надписи, обрамляющие эти сцены или заполняющие пространство между персонажами, объясняют почти одинаковыми терминами их действия и воспроизводят одинаковые диалоги: всюду одни и те же слова, одни и те же песни. Изображения и тексты восходят к одному и тому же источнику. Таким образом, художники, украшавшие гробницы, имели перед главами, так сказать, классический образец. Каждый выбирал из него что хотел и располагал по своему вкусу. Этот образец, по-видимому, появился в начале IV династии. На протяжении всего Древнего царства его постоянно обогащали художники, явно не лишенные фантазии и юмора: прохожий, воспользовавшись отсутствием пастуха, доит его корову; ловкая обезьянка опережает слугу, который было протянул руку к корзине, полной фруктов; бегемотиха вот-вот родит, а крокодил терпеливо ждет, чтобы сразу проглотить бегемотика; маленький мальчик протягивает отцу, чтобы тот обвязал челнок, веревочку... длиной в ладонь. Этот список несложно продолжить. Но следует иметь в виду, что художники никогда не упускали из виду главной цели: изобразить жизнь большого поместья.

Этот образец всегда оставался неизменным. Основные темы его мы находим в гробницах Среднего царства в Бени-Хасане, Меире, Эль-Берше, Фивах и Асуане. Несколько веков спустя, когда резиденцией фараонов стали Фивы, [5] в гробницах изображались те же самые сцены. И в начале эпохи Птолемеев художник не меняет тему изображений. Мы их видим в элегантной гробнице наподобие храма, где погребен знатный сановник города восьми богов (Гермополь) Петосирис, который при жизни носил титул «великий пятерик» (т. е. верховный жрец Тота и других богов). И тем не менее эти гробницы нельзя считать неизменным и скучным повторением образцов, созданных и доведенных до совершенства в эпоху великих пирамид. В Бени-Хасане гораздо больше, чем прежде, изображений игр, борьбы, сражений, да и пустыни. Воины нома упражняются, осаждают крепости. Первый шаг сделан. К сценам классического репертуара примешиваются изображения событий из личной жизни усопшего. Кочевники из Аравии предстали перед правителем нома Орикса с просьбой обменять «зеленый порошок» на зерно и в знак своих добрых намерений принесли в дар пойманную в пустыне газель и каменного барана. Эта аудиенция изображена в гробнице Хнумхотепа между сценами охоты и прогона стад.3) Правителю нома Зайца не приходилось принимать посланцев столь далеких стран, поэтому он просто заказал скульпторам из алебастровой каменоломни Хатнуб, находившейся поблизости от его резиденции, свою собственную статую высотой в тринадцать локтей. Когда статуя была готова, ее вынесли из мастерской и положили на волокушу. Сотни людей, молодых и старых, уцепившись за четыре каната, медленно потащили статую к храму по каменистой, узкой дороге, по обе стороны которой стоял народ и подбадривал их возгласами и ритмичным хлопаньем в ладоши.4) В гробницах Древнего царства встречаются сцены перевозки статуй усопших, но эти статуи делались в натуральную величину и предназначались для гробницы. Для их перевозки не было никакой необходимости мобилизовать всех мужчин нома. Это было лишь эпизодом погребального культа, однако Джхутихотеп избрал его, чтобы поразить всех, кто увидит его гробницу, ибо такое событие было поистине исключительным и свидетельствовало о его богатстве и высоком положении при дворе.

В эпоху Нового царства сюжеты росписей в частных гробницах можно разделить на три большие серии. Прежде всего, это сцены из гробниц Древнего царства, но приспособленные к современности, поскольку за тысячу лет многое изменилось.

Затем исторические сцены. Например, везир Рехмира, первый пророк Амона Менхеперра и «царский сын Куша» [6] (т. е. наместник) царевич Хеви участвовали в великих исторических событиях. Они представляли его величеству фараону иноземных посланников: критян, сирийцев или негров, которые выражали желание «быть на воле царя» (т. е. лояльными) или «получить дыхание жизни». Эти высокие сановники собирали налоги, творили суд, наблюдали за работами, обучали новобранцев. Раньше в гробнице высекали рассказ о жизни усопшего, теперь же все его деяния изображались в сценах.

И наконец, многочисленные сцены посвящаются почитанию богов. Намного больше места отводится погребальной церемонии. Мы видим все его этапы: изготовление огромного количества погребальной мебели, торжественное шествие, переправу через Нил, внос саркофага в гробницу, горестные позы плакальщиц, последние прощания.

Храмы Египта — это гигантские каменные книги, где художники использовали все доступные поверхности. Архитравы, колонны, их основания, пилоны, не говоря уже о стенах изнутри и снаружи, — все покрыто изображениями и иероглифами.

В наиболее сохранившихся храмах Позднего царства изображения и тексты относятся только к культу. Если храм и считался домом бога, он одновременно был и памятником во славу фараона. Фараон — сын бога. Все, что он делал, делалось по воле бога и зачастую с его помощью. Напомнить о деяниях царствовавшего фараона — значит еще раз восславить богов. Поэтому сцены из жизни фараона чередуются в гробницах с религиозными сценами. Прежде всего художники старались напомнить о том, что сделал фараон для украшения храма, и о его богоугодных деяниях, таких, как экспедиция в страну благовоний, войны с Сирией, Ливией и Нубией, откуда царские войска возвратились с богатой добычей и вереницами пленников, ставших рабами храма. Царская охота и торжественные выходы живого бога, окруженного восторженными толпами, завершают эти сцены, интересные вдвойне благодаря объяснительным текстам, передающим речи, приказы и песнопения.

Таким образом, попытка описать повседневную жизнь древнего Египта вполне реальна, несмотря на то что мы еще не знаем некоторых ее аспектов. Древние памятники сохранили нам рельефы и настенные росписи, статуи и стелы, саркофаги и культовые предметы, что уже само по себе немало. Но мы находим там же и другие свидетельства. Разумеется, мы бы предпочли вместо погребальной [7] мебели Тутанхамона или Псусеннеса5) увидеть подлинную мебель из дворцов Рамсесов. Но в конечном счете потребности усопшего были скопированы с потребностей живого фараона. К тому же набожные родственники часто оставляли в гробницах те вещи, которыми усопший пользовался при жизни, а также памятные семейные реликвии.

Совершенно очевидно, что пользоваться источникам, охватывающими более трех тысяч лет, следует с предельной осторожностью. Все изменялось. Правда, в древнем Египте это происходило гораздо медленнее, чем в других более поздних цивилизациях. Нил, приносящий жизнь в свою долину, был и остается царственным владыкой. Его повеления неизменны. Однако нравы, учреждения, ремесла и верования не оставались незыблемыми. Эта истина, неоспоримая для любого египтолога, на практике частенько забывается. В некоторых недавно напечатанных исследовательских трудах тексты самых различных эпох цитируются вперемежку. Иногда пытаются объяснить непонятные места в древних текстах ссылками на Диодора или Плутарха, а то и вовсе на Ямблиха. Многие ученые продолжают использовать названия месяцев года, которые вошли в употребление в Саисскую эпоху. И так создается легенда, будто Египет оставался неизменным и одинаковым с начала и до конца его бесконечной истории.

Чтобы не впасть в такое заблуждение, следовало прежде всего выбрать определенную эпоху. Отбросив два Переходных периода, долгий период упадка, последовавший за войной с «нечистыми»,*) и саисское возрождение, когда египтяне слишком увлеклись мумификацией животных и переписыванием заклинаний, а также эпоху Птолемеев, которой занимаются не только египтологи, автор последовательно изучил период великих пирамид (Древнее царство), период лабиринта (Среднее царство), славные царствования Тутмосов и Аменхотепов, промежуточный период обожествления солнечного диска с лучами в виде благословляющих рук (XVIII, XIX династию и XX). Все эти периоды по-своему привлекательны. Древнее царство было молодостью Египта. Именно тогда создано все великое и прекрасное, что прославило эту страну. И все же мы выбрали эпоху фараонов Сети I и Рамсесов.

Этот период относительно короток. Он начинается около 1320 года до н. э. с приходом к власти новой династии. Египтяне считали, что теперь царская семья с [8] многочисленными детьми положит конец борьбе за трон и принесет много перемен. До сих пор владыки Обеих земель происходили из Мемфиса или из Фив, где они создали могущественные номы Среднего Египта между Коптосом и Фаюмом. Впервые трон Хора заняли представители Дельты, чьи предки четыреста с лишним лет поклонялись богу с довольно скверной репутацией — Сетху, который убил своего брата Осириса. Эта эпоха окончилась приблизительно в 1100 году до н. э. короткой эрой «повторения рождений»,*) когда Египет окончательно распрощался с наследниками Рамсесов и с их богом.6)

Эти два столетия прославились царствованием трех великолепных фараонов — Сети I, Рамсеса II и Рамсеса III. Новые повелители после жестокого кризиса в конце XVIII династии принесли стране религиозный мир, который заколебался лишь с приближением 1100 года. Войска этих фараонов одерживали блистательные победы. Они вмешивались гораздо активнее, чем прежде, в жизнь соседних народов. Многие египтяне жили тогда за границей. И еще больше иноземцев селилось в Египте. Рамсесы были великими строителями. Фиванские владыки XVIII династии не успели закончить восстановление опустошенных гиксосами районов. Они много сделали в самих Фивах, но после религиозной реформы Эхнатона пришлось начинать все сначала.

Гипостильный зал в Карнаке, пилон в Луксоре, Рамессеум и Мединет-Абу с массой больших и малых сооружений в стовратных Фивах — великолепный вклад Рамсеса I и его преемников. Ни один уголок огромной империи не был обойден их вниманием. От Нубии до Пер-Рамсеса и до Питома было основано столько городов! А сколько храмов они расширили, восстановили или отстроили заново!

Эти храмы, гробницы фараонов и их цариц, а главное, их современников дают нам богатейший материал. Дополняют его многочисленные папирусы XIII и XII веков до н. э., повести, сказки, сборники писем, списки работ и работников, контракты, судебные отчеты и самое драгоценное — политическое завещание Рамсеса III. Вот те источники, по которым писалась эта книга. Но это вовсе не значит, что я не обращался к более древним или, наоборот, к современным источникам. Вопреки тенденции ряда египтологов рассматривать Египет как незыблемый [9] монумент, существующий три тысячи лет, и применять к любой эпохе фараонов характеристики, установленные лишь для какого-то одного периода, я построил данный труд на том, что многие обычаи и верования в Египте со временем менялись. Когда античный автор соглашается с мемфисским рельефом, мы вправе думать, что египтяне эпохи Рамессидов в таких случаях поступали точно так же, как их предки и потомки. Поэтому сведения брались из всех доступных источников, когда была уверенность, что не будет внесена фальшь в общую картину повседневной жизни Египта в эпоху Рамессидов.

*) См.: Послесловие — Здесь и далее примечания редактора.

*) Или эрой возрождения, которая началась на девятнадцатом году правления Рамсеса XI.

1) Например: Juvénal. Satire XV; Hérodote II.35.

2) Montet. Les scènes de la vie privée dans les tombeaux égyptiens de l’Ancien Empire. Strasbourg, 1925.

3) Newberry. Beni-Hasan. T. I (L., 1893), табл. 28, 30, 31, 38.

4) Griffith and Newberry. El Bersheh. T. I (L., 1894), табл. 13. 17.

5) Carter. The tomb of Tut-Ankh-Aman. 3 vol. L., 1923—1933. Montet. Tanis. P., 1942, гл. VII.

6) Об этой эпохе см.: Montet. Le drame d'Avaris. Р., 1941, гл. III и IV.

historylib.org

Древний Египет » Повседневная жизнь египтян

В условиях жаркого климата было очень важно содержать тело в чистоте. Люди обычн: мылись в реке или же дома с помощью тазика и кувшина Вместо мыла использовалась очищающая мазь из масла, извести и благовоний. Египта каждый день втирали в кожу ароматические масла, чтобы она не сохла и не обгорала на солнце.Духи приготавливали из смеси измельченных цветов, семян и фруктов с растительными маслами или животными жиру Праздничные парики нередко дополняли (Читать далее…)

Косметические средства часто делали из смеси измельченных минералов с маслом. Особенно любили египтяне подводку для глаз. Зеленую или серую краску для век – коли – изготовляли из медной руды. Подводка подчеркивала красоту глаз и защищала от солнечных лучей и пыли. Популярны были губная помада и румяна. Их делали из красной охры, разновидности глины. Красно-коричневой хной, получаемой из листьев и корней лавсонии, красили ногти, а может быть, также ладони и ступни. Смесью меда с натром и порошком алебастра кожу очищали и придавали ей упругость. (Читать далее…)

Египтяне уделяли огромное внимание собственном телу и каждой детали своего облика. И мужчины и женщины пользовались косметическими средствам духами и маслами, которые хранились в небольших изящных сосудах.

Врачи черпали необходимые сведения, помогающие распознать и излечить болезнь, из специальных медицинских папирусов. Существовали руководства по анатомии, хирургии, женским болезням, лечению зубов, ветеринарии. При лечении врачи строго соблюдали определенные правила. Они изучали симптомы, затем задавали вопросы, осматривали больного, ощупывали, обнюхивали и зондировали. Все эти сведения, способ и результаты печения врачи подробно записывали. Такие записи использовались в дальнейшем при лечении других больных. (Читать далее…)

Боги Тот, Сохмет, Исида и Имхотеп считались покровителями врачевания и здоровья, египтяне часто приходили к их храмам в поисках исцеления. Случалось, что им разрешали провести ночь в помещении рядом со святилищем, чтобы боги, посетив их во сне, указали путь к выздоровлению. Если ничто не помогало, больные могли пойти к магу. Тот произносил заклинания или жезлом из слоновой кости чертил вокруг больного защитные магические круги.

По представлениям египтян, любая болезнь была вызвана проникновением в тело злых духов, поэтому в процессе лечения над пациентом произносили особые молитвы, обращенные к богам. Если лекарства не помогали, в поисках чудодейственных средств врачи обращались к религии и магии. Вот почему египетские врачеватели делились на три группы хирурги-целители, жрецы-врачи и маги.

Если об анатомии египетские врачи могли узнать благодаря развитию мумифицирования. то эффективность лекарств и методов лечения проверялись на самих больных путем проб и ошибок. Лекари знали, что правильное питание очень важно, и были уверены, что переедание вызывает болезни и загрязнение организма. Врачи понимали, что отдых и гигиен: предотвращают некоторые недуги, а также способствуют исцелению. Помимо сборник: з рецептов (лечебников), существовали даже отдельные руководства для ветеринаров.

Египетские врачи прилично разбирались в функциях человеческого организма, знали о строении скелета, влиянии сердца на кровообращение и последствиях травм головного мозга. Они умели искусно вправлять вывихи, проводили сложные операции и всегда стерилизовали медицинские инструменты, прокаливая их на огне. Но в их познаниях были и большие пробелы. Например, они думали, что вода, воздух и нервы проходят через сердце, а также считали этот орган вместилищем человеческого разума.

Врачи передавали свои знания от отца к сыну, хотя, вероятно, были и школы для подготовки лекарей. Те, кто по окончании курса обучения официально признавался врачом, получали от правительства жалованье. В Египте рано появились врачи разных специальностей: глазные, зубные, исцелители нервных болезней, хирурги и др. Некоторые из них трудились при храмах, другие сопровождали воинов в походах или составляли лечебники. Самые искусные врачеватели назначались придворными лекарями.

Египетских врачей высоко ценили на всем Ближнем Востоке, и заморские правители нередко посылали за ними в случае болезни. Медицина была тесно связана с религией, поэтому лечение сопровождалось молитвами и жертвенными дарами богам – покровителям врачевания.

Следующая страница »

egipet.uz