Казна в древней руси. Реферат пополнение казны. Источники казны Древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Реферат пополнение казны. Источники казны Древней Руси. Казна в древней руси


КАЗНА | Энциклопедия Всемирная история

КАЗНА - одно из ведомств княжеского управления в русских княжествах в XIV - середине XV веков, одно из центральных ведомств Русского государства, России во 2-й половине XV - начале XVIII века.

В кня­же­ст­вах Северо-Восточной Ру­си в середине XIV - середине XV веков казна кон­тро­ли­ро­ва­ла сбор на­ло­гов, та­мо­жен­ных по­шлин, де­неж­ных и на­ту­раль­ных (ме­ха, мёд и т. п.) взи­ма­ний, а так­же вы­пла­ты, глав­ной из ко­то­рых был ор­дын­ский вы­ход в Зо­ло­тую Ор­ду с со­пут­ст­вую­щи­ми по­шли­на­ми и пла­те­жа­ми её зна­ти и чи­нов­ни­кам, а так­же ор­дын­ским по­слам. В казне так­же хра­ни­лись ве­ли­ко­кня­жес­кие и кня­жес­кие ре­га­лии, це­ре­мо­ни­аль­ные и ме­мо­ри­аль­ные пред­ме­ты свет­ско­го и цер­ков­но­го ха­рак­те­ра из дра­го­цен­ных ме­тал­лов (вклю­чая ору­жие и во­ин­ский дос­пех), ме­ха, до­ро­гие тка­ни, а так­же кня­жес­кая до­ку­мен­та­ция. В ве­де­нии казны на­хо­ди­лись не­ко­то­рые груп­пы го­род­ско­го, сель­ско­го и про­мы­сло­во­го по­дат­но­го на­се­ле­ния (в т. ч. ряд ка­те­го­рий городских ре­мес­лен­ни­ков, вклю­чая мас­те­ров се­ре­бря­но­го и де­неж­но­го де­ла, юве­ли­ров), а так­же оп­ре­де­лён­ные тер­ри­то­рии и не­ко­то­рые пу­ти (смотрите в статье Путь). Во гла­ве казны стоя­ли ка­зна­чеи с не­боль­шим шта­том дья­ков и др. «при­каз­ных» лиц, ко­то­рые в то вре­мя име­ли не­сво­бод­ный со­ци­аль­ный ста­тус, что по пред­став­ле­ни­ям эпо­хи обу­слов­ли­ва­лось бо­лее низ­ким уров­нем «ка­зён­ных служб» по срав­не­нию с су­деб­но-административной дея­тель­но­стью чле­нов Бо­яр­ской ду­мы и корм­лен­щи­ков вы­со­ко­го и сред­не­го ран­га (смотрите Корм­ле­ние).

Во 2-й половине XV - 2-й тре­ти XVI веков функ­ции казны су­ще­ст­вен­но рас­ши­ри­лись. Её роль в сис­те­ме государственных уч­ре­ж­де­ний воз­рос­ла с фор­ми­ро­ва­ни­ем цен­тра­ли­зованного Русского государства и свя­зан­ны­ми с этим из­ме­не­ния­ми в со­ста­ве и функ­ци­ях Бо­яр­ской ду­мы, струк­ту­ре выс­ших чи­нов Го­су­да­ре­ва дво­ра, с по­яв­ле­ни­ем но­вых центральных ор­га­нов ис­пол­нительной вла­сти. В конце XV века - начале 1560-х годов казна ста­ла ве­ду­щим центральным государственным уч­ре­ж­де­ни­ем функ­цио­наль­но-тер­ри­то­ри­аль­но­го ха­рак­те­ра. Она кон­тро­ли­ро­ва­ла сбор и хра­не­ние боль­шин­ст­ва об­ще­го­су­дарственных пря­мых на­ло­гов, та­мо­жен­ных сбо­ров и от­куп­ных сумм, ря­да до­хо­дов от внеш­ней тор­гов­ли и т. п.; вве­де­ние не­ко­то­рых но­вых на­ло­гов; из­ме­не­ния в ка­да­ст­ро­вом учё­те объ­ек­тов об­ло­же­ния и в по­ряд­ке взи­ма­ния пла­те­жей. В ве­де­нии казны бы­ло так­же ис­пол­нение ря­да по­вин­но­стей как об­ще­го­су­дар­ст­вен­но­го, так и ме­ст­но­го ха­рак­те­ра (ям­ская, строи­тель­ст­во обо­ро­нительных ук­ре­п­ле­ний в го­ро­дах, за­го­тов­ка ма­те­риа­лов для про­из­вод­ст­ва по­ро­ха и т. п.). Казна ре­гу­ли­ро­ва­ла вы­да­чу жа­ло­ван­ных гра­мот с временным или дли­тель­ным ос­во­бо­ж­де­ни­ем от уп­ла­ты на­ло­гов и та­мо­жен­ных по­шлин цер­ков­ным и свет­ским соб­ст­вен­ни­кам городских и сель­ских вла­де­ний, осу­ще­ст­в­ля­ла от­ме­ну та­ких при­ви­ле­гий свет­ских лиц (с 1-й четверти XVI века) и цер­ков­ных кор­по­ра­ций (осо­бен­но с 1549 года).

Казна кон­тро­ли­ро­ва­ла не­се­ние служ­бы пуш­ка­ря­ми, пи­щаль­ни­ка­ми и др., ра­бо­ту мас­те­ров се­ре­бря­но­го и де­неж­но­го де­ла, юве­ли­ров, ли­тей­щи­ков ко­ло­ко­лов и ору­дий и др. Она управ­ля­ла так­же зна­чительными тер­ри­то­рия­ми на се­ве­ре и се­ве­ро-во­сто­ке стра­ны (Двин­ским и Пе­чор­ским По­морь­ем, Кар­го­по­лем, Ус­тюж­ско-Вы­че­год­ским ре­гио­ном, Перм­ской и Вят­ской зем­ля­ми и др.), а кро­ме то­го - про­мы­сло­вы­ми по­се­ле­ния­ми в центральных и южных уез­дах, на­се­ле­ние ко­то­рых за­ни­ма­лось до­бы­чей со­ли, борт­ни­че­ст­вом и пр. В казне по-преж­не­му на­хо­ди­лись ве­ли­ко­кня­же­ские (с 1547 года цар­ские) ин­сиг­нии, ве­щи, ис­поль­зуе­мые на тор­жественных це­ре­мо­ни­ях и в еже­днев­ном оби­хо­де го­су­да­ря, «свя­то­сти» цар­ской се­мьи, а так­же пред­ме­ты и ве­щи, вы­сту­пав­шие в ка­че­ст­ве на­град, за во­енную служ­бу (зо­ло­тые мо­не­ты, ору­жие, ме­ха, до­ро­гие тка­ни, шу­бы и т. п.). Вме­сте с тем объ­ём хра­ни­мых ею со­кро­вищ воз­рас­тал, в т. ч. за счёт но­вых по­сту­п­ле­ний кон­фи­скованного иму­ще­ст­ва опаль­ных лиц (нов­го­род­ских бо­яр в 1470-1480-х годах, ря­да нов­го­род­ских ар­хи­епи­ско­пов, удель­ных московских кня­зей, великого князя мо­с­ков­ско­го Дмит­рия Ива­но­ви­ча Вну­ка, его ма­те­ри Еле­ны Сте­фа­нов­ны, кня­зей Пат­ри­кее­вых, вид­ней­ших бо­яр и др. пер­сон в конце 1530-х годов - 1547 год), по­соль­ских да­ров, про­дук­ции мас­те­ров-ре­мес­лен­ни­ков, под­ве­дом­ст­вен­ных са­мой казне, а так­же за счёт по­ку­пок у иностранных куп­цов или за ру­бе­жом. Зда­ние казны (Ка­зён­ный двор) на­хо­ди­лось в Мос­ков­ском Крем­ле ме­ж­ду Ар­хан­гель­ским и Бла­го­ве­щен­ским со­бо­ра­ми.

С ру­бе­жа XV и XVI веков в ис­точ­ни­ках фик­си­ру­ет­ся долж­ность пе­чат­ни­ка, ко­то­рый до 1560-х годов яв­лял­ся бли­жай­шим по­мощ­ни­ком ка­зна­чея, от­ве­чая сре­ди про­чих обя­зан­но­стей за хра­не­ние и при­кла­ды­ва­ние к до­ку­мен­там государственных пе­ча­тей различного на­зна­че­ния. В казне и её кан­це­ля­рии в 1-й тре­ти XVI века ре­шались во­про­сы: во­енной ор­га­ни­за­ции и во­енного управ­ле­ния (с начала XVI века в кон­так­те с казной дей­ст­во­ва­ло ве­дом­ст­во оруж­ни­чих), ди­пло­ма­ти­че­ские (в конце XV - 1-й четверти XVI веков ка­зна­чеи бы­ли од­ни­ми из ак­тив­ней­ших дея­те­лей в реа­ли­за­ции внеш­не­по­ли­тич. кур­са), ор­га­ни­за­ции кон­тро­ля за обо­ро­том вот­чин, рын­ком хо­ло­пов, ям­ским де­лом. При кан­це­ля­рии казны раз­рас­тал­ся государственный ар­хив, ма­те­риа­лы ко­то­ро­го ис­поль­зо­ва­лись при соз­да­нии официального ле­то­пи­са­ния (Ле­то­пи­сец на­ча­ла цар­ст­ва, Сте­пен­ная кни­га), ря­да др. про­из­ве­де­ний до­ку­мен­таль­но­го ха­рак­те­ра (Го­су­да­рев ро­до­сло­вец и др.). Штат дья­ков и по­дья­чих казны зна­чи­тель­но воз­рос к середине XVI века. Долж­ность гла­вы казны с конца XV века за­ни­ма­ли пред­ста­ви­те­ли знат­ных ро­дов - 5 человек в раз­ное вре­мя из ро­да Го­ло­ви­ных, Ю. Д. Тра­ха­ни­от и др. Чин ка­зна­че­ев (с начала XVI века обыч­но их бы­ло два) в ие­рар­хии дум­но-двор­цо­вой час­ти Го­су­да­ре­ва дво­ра сле­до­вал сра­зу за боя­ра­ми, околь­ни­чи­ми и дво­рец­ки­ми. Казна и её ап­па­рат сыг­ра­ли важ­ную роль в пре­об­ра­зо­ва­ни­ях и ре­фор­мах Из­бран­ной ра­ды, с ней в сво­ей дея­тель­но­сти был тес­но свя­зан А. Ф. Ада­шев.

Кан­це­ля­рия казны и штат дья­ков и по­дья­чих слу­жи­ли ба­зой при ор­га­ни­за­ции боль­шин­ст­ва но­вых при­ка­зов - Раз­ряд­но­го при­ка­за (вы­де­лил­ся из казны, ви­ди­мо, несколько ра­нее 1535 года), По­соль­ско­го при­ка­за (1549 год), По­ме­ст­но­го при­ка­за, Хо­лопь­е­го при­ка­за, Ям­ско­го при­ка­за (все - в середине XVI века), Пуш­кар­ско­го при­ка­за и Стре­лец­ко­го при­ка­за (ско­рее все­го, в 3-й четверти XVI века). Пре­об­ра­зо­ва­ния в сфе­ре на­ло­гов и ме­ст­но­го управ­ле­ния (смотрите в ста­тьях Зем­ская ре­фор­ма 1555-1556 года, Зем­ское уп­рав­ле­ние), про­во­див­шие­ся кан­це­ля­ри­ей казны, при­ве­ли к об­ра­зо­ва­нию на её ба­зе Боль­шо­го при­хо­да при­ка­за и ря­да ве­домств, став­ших позд­нее при­ка­за­ми-чет­вер­тя­ми.

В 1565-1584 годах, в пе­ри­од оп­рич­ни­ны и осо­бо­го дво­ра Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча, су­ще­ст­во­ва­ли ве­дом­ст­ва казны па­рал­лель­но в зем­щи­не и оп­рич­ни­не (по­сле 1572 года - в осо­бом дво­ре ца­ря). Хо­тя оба уч­ре­ж­де­ния на­хо­ди­лись под не­усып­ным кон­тро­лем ца­ря, про­яв­ляв­ше­го к ним ед­ва ли не по­сто­ян­ный ин­те­рес и как к со­кро­вищ­ни­це, и как к государственному ар­хи­ву, зна­че­ние казны за­мет­но умень­ши­лось, что бы­ло свя­за­но с об­щим кри­зи­сом государственного управ­ле­ния в стра­не, на­рас­тав­шим по­сле 1565 года, и с вы­де­ле­ни­ем из казны но­вых центральных уч­ре­ж­де­ний, а зна­чит, с со­кра­ще­ни­ем её функ­ций.

В 1580-х годах казна по­сте­пен­но транс­фор­ми­ро­ва­лась в Ка­зён­ный при­каз, впер­вые упо­мя­ну­тый в 1585 году как при­каз Ка­зён­но­го дво­ра (его ар­хи­вы со­хра­ни­лись час­тич­но на­чи­ная с 1582-1584 годов). К это­му вре­ме­ни казна ли­ши­лась прак­ти­че­ски всех функ­ций фи­нан­со­во­го кон­тро­ля над сбо­ром на­ло­гов и та­мо­жен­ных пла­те­жей, ос­во­бо­ж­де­ния от их уп­ла­ты ря­да ка­те­го­рий вла­дель­цев и пр. Ка­зён­ный при­каз стал пре­ж­де все­го главным хра­ни­ли­щем цар­ских ре­га­лий и др. ре­ли­к­вий, цен­но­го и упо­треб­ляе­мо­го в бы­ту иму­ще­ст­ва цар­ской се­мьи, икон и пр., а так­же важ­ных государственных бу­маг. В конце XVI - начале XVII веков он в из­вест­ной ме­ре осу­ще­ст­в­лял кон­троль над дея­тель­но­стью Де­неж­но­го и Ку­пец­ко­го дво­ров (по­сле 1622 года их кон­тро­ли­ро­вал Боль­шой каз­ны при­каз), в его ве­де­нии на­хо­ди­лись чле­ны выс­ших ку­печеских кор­по­ра­ций - гос­тей, гос­ти­ной сот­ни и су­кон­ной сот­ни.

В Смут­ное вре­мя Ка­зён­ный при­каз под­вер­гал­ся не­од­но­крат­ным изъ­я­ти­ям де­неж­ных средств и дра­го­цен­ных ве­щей, а в 1611-1612 годах поч­ти то­таль­но­му ра­зо­ре­нию в хо­де Ре­чи По­спо­ли­той ин­тер­вен­ции на­ча­ла XVII века. На про­тя­же­нии XVII века им обыч­но управ­лял один ка­зна­чей (эта прак­ти­ка ус­та­но­ви­лась со вре­ме­ни цар­ст­во­ва­ния Бо­ри­са Фё­до­ро­ви­ча Го­ду­но­ва), сре­ди ка­зна­че­ев бы­ли И. Д. Ми­ло­слав­ский (1653-1665 годы), И. М. Ми­ло­слав­ский (1679-1680 годы), князь П. И. Про­зо­ров­ский (1693-1700 годы). При со­хра­не­нии функ­ций Ка­зён­но­го при­ка­за как государственного ар­хи­ва (по­пол­няв­ше­го­ся осо­бо важ­ны­ми до­ку­мен­та­ми, по­ме­щён­ны­ми на временное или по­сто­ян­ное хра­не­ние, - Стол­бец Со­бор­но­го уло­же­ния 1649 года, сек­рет­ное «ро­зы­ск­ное де­ло» Ф. Л. Шак­ло­ви­то­го и др.) на пер­вый план вы­дви­ну­лась его роль как хра­ни­ли­ща всех цар­ских и государственных цен­но­стей, как ор­га­на, обес­пе­чи­вав­ше­го дея­тель­ность и кон­тро­ли­ро­вав­ше­го ре­зуль­та­ты тру­да раз­ных ка­те­го­рий ка­зён­но-двор­цо­вых ре­мес­лен­ни­ков.

Вме­сте с тем Ка­зён­ный при­каз всё бо­лее при­об­ре­тал ха­рак­тер рас­ход­ной «ве­ще­вой каз­ны», от­ку­да бра­лись на­гра­ды различных ви­дов, пред­ме­ты це­ре­мо­ни­аль­но­го и бы­то­во­го при­двор­но­го оби­хо­да. Ка­зён­ный при­каз ли­к­ви­ди­ро­ван ука­зом ца­ря Пет­ра I от 18(29).02.1700 года, ко­гда его в ка­че­ст­ве осо­бо­го сто­ла вве­ли в со­став при­ка­за Боль­шо­го двор­ца, где он со­хра­нял боль­шин­ст­во преж­них функ­ций вплоть до ука­за Се­на­та от 23.12.1726 года (03.01.1727 года), по ко­то­ро­му боль­шин­ст­во ста­рых московских уч­ре­ж­де­ний бы­ли сли­ты в Мас­тер­скую и Ору­жей­ную па­ла­ту (по­сле её за­кры­тия в 1813 году ар­хив казны во­шёл в со­став ар­хи­ва Московской двор­цо­вой кон­то­ры; ны­не - в со­ста­ве фон­да «Ар­хив Ору­жей­ной па­ла­ты» РГАДА).

Сло­ва «каз­на», «ка­зён­ный» дол­го при­ме­ня­лись в оби­хо­де и в де­ло­про­из­водственных до­ку­мен­та­ции для обо­зна­че­ния иму­ще­ст­ва, при­над­ле­жав­ше­го го­су­дар­ст­ву (например, ка­зён­ные зем­ли или за­во­ды), и реа­лий, свя­зан­ных с ним (ка­зён­ная мо­но­по­лия), и пр.; ны­не ча­ще ис­поль­зу­ют­ся в пе­ре­нос­ном зна­че­нии, с не­га­тив­ным от­тен­ком (ка­зён­щи­на, ка­зён­ный дух и т. п.).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

w.histrf.ru

Глава 2 Виды налогов Древней Руси - Реферат пополнение казны

Глава 2 Виды налогов Древней Руси

Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег (?—912), утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев: "Некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала". Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. "От рала" — т. е. с плуга или сохи.

Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Тяжесть этого обложения для них оказалось легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, а стали платить по одному.

Княгиня Ольга в X в. в завоеванной земле уже устанавливает уставы и уроки, т.е. упорядочивает взимание даней-податей, а установившейся единицей обложения (дым, рало, плуг), говорящей о регулярности различных взиманий с народной массы, известные славянам задолго до Ольги, по крайней мере, в самом начале IX в., если не раньше.

Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 денежных единиц. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.

Собирание налогов князями по большой части, бывали отнесены к двум временам года: к весне и зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов. До 988 года основными видами налогов были: дани, оброки, корма. Дань собиралась двумя способами: подвластные народы привозили дань в Киев или же князья сами ездили за нею по подвластным народам.

В IX—X веках Древняя Русь уже стала типичным раннефеодальным государством. Политическое господство феодалов — бояр и князей — обеспечивалось дружинной военной организацией. Дружина не только, как мы подчас думаем, сопровождала князя в походах. Она все время находилась рядом с ним. Дружинники часто и живут на княжеском дворе, и едят с князем за одним столом — хмельные дружинные пиры были неотъемлемой частью феодального быта. С дружинниками князь «держал совет» обо всех делах — о войне и мире, походах и посольствах, размерах дани и раздачах земель, казнях и помилованиях. Вместе с дружинниками он составлял грамоты-указы, вершил суд по «закону русскому».

В целом же на первых порах дружина представляла собой нечто вроде разбойничьей шайки, несшей в себе, по словам Н.И. Костомарова, зародыш государственности. В последнее время такой взгляд на дружину периода зарождения Древнерусского государства разделяется очень многими отечественными и зарубежными исследователями. Так, в программной статье, посвященной зарождению деспотизма на Руси, В.Б. Корбин и А.Л. Юрганов писали:

«Русскую дружину, как ее рисует «Повесть временных лет», можно представить себе и своеобразной военной общиной, и своеобразным казачьим войском, возглавляемым атаманом. От общины идут отношения равенства, находящие внешнее выражение в дружинных пирах (ср. “братчины” в крестьянских общинах), от “казачества” - роль военной добычи как главного источника существования, который функционировал как в прямом, так и в превращенном виде, ибо дань - это и выкуп за несостоявшийся поход».

Дружина делилась на несколько частей. Вершила государственные дела и вместе с князем управляла землей «старшая» дружина, в которую входили «великие бояре», владевшие богатыми землями, многочисленной челядью, роскошными хоромами, а часто имевшие и свои военные отряды.

А «руками» князя была энергичная «молодшая» дружина. Младшие дружинники на деле реализовали то, что «уставлялось» князем и боярами, замышлялось на пирах и долгих «свещаниях», — собирали дань, управляли княжеским хозяйством, охраняли покой правителя, живя на княжеском подворье, а во время войн составляли ударную силу княжеского войска.

И наконец, еще одну, непостоянную группу дружины составляли набиравшиеся во время войн и походов воины «от сохи» — крестьяне, ремесленники.

По мере того как все новые и новые земли «становились под руку» киевского князя, дружина пополнялась за счет местной племенной знати, быстро воспринимавшей киевские феодальные порядки.

Дружина верно служила князю и для угнетения трудовых масс. Основной формой эксплуатации зависимого люда в те времена был сбор дани. Большую часть зимы князь и дружина проводили в «полюдье» — ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города Европы и Азии. На вырученные деньги покупали оружие, дорогие ткани, драгоценные украшения, восточные пряности, редкие диковины и спешили в Киев — порадовать князя, бояр, княгиню да боярынь.

Обобщая все вышесказанное можно сделать вывод, что первыми основными налогами были дань и оброк. Собирание налогов князями по большой части, были отнесены к двум временам года: к весне и зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов, и могли объехать подвластные земли для сбора налога. Налог собирался не только в форме денежных средств, но и в виде продуктов, мехов, серебра и других товаров

topuch.ru

Реферат пополнение казны - Источники казны Древней Руси

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТКафедра бухгалтерского учета, налогов и

экономической безопасности

Реферат по дисциплине «Теория и история налогообложения»

на тему: «Источники казны Древней Руси»

Выполнила : ст. гр. ЭБ-31

Сивушкина Е.МПроверила:

Д.Э.Н,

профессор кафедры

бухгалтерского учета, налогов

и экономической безопасности

Короткова А.В

Йошкар-Ола

2014

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1 Особенности налогообложения Древней Руси 3

1.1Факторы, влияющие на налогообложение 3

Глава 2 Виды налогов Древней Руси 5

2.1 Дань, оброк ,корма в 10 веке-как первые виды налогов 5

2.2 Виды взыманий дани: повоз и полюдье 7

2.3 Косвенное налогообложение в Древней Руси в виде торговых пошлин 19

2.4 Система кормлений в местном управлении как наследие удельной старины 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

Список использованных источников 26

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена описанию первых налогов Древней Руси в период с ΙХ по ХΙΙ века.

Налоги — это необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги служат основной формой доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Актуальность темы. Сегодняшнее состояние налоговой системы РФ характеризуется сложным комплексом взаимоотношений, основанных, прежде всего, на опыте и знаниях предыдущих поколений, поэтому для понимания состояния и перспектив развития налоговой системы в России необходимо сделать краткий экскурс в историю зарождения налогов и развития налоговых отношений.

Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций.

Цель работы. Рассмотрение истории развития налогообложения Древнерусского государства.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

- рассмотреть развитие налогового законодательства в Древней Руси;

- изучить налогообложение в Древней Руси;

- рассмотреть историю возникновения налогов в России;

- проанализировать налоги Древней Руси.

Объект исследования - налоговая система Древней Руси.

Глава 1 Особенности налогообложения Древней Руси

    1. Факторы, влияющие на налогообложение

На Руси о первых налогах, распределявшихся на регулярной основе, упоминается в летописях. В Лаврентьевской летописи указано: "В лето 6367 имаху дань Варяги из заморья на Чюди и на Словенах, на Мери и на Всех Кривичах; а Козари имаху на Полянах, и на Северах и на Вятичах, и маху по белей Веверице от дыма".

Следует отметить, что первоначально налоги обладали следующими особенностями: устанавливались по случаю войн или походов, а также добровольно приносимые населением, в основном завоеванным. Определенного различия между денежными и натуральными продуктами уплачиваемые населением не имелось, собирались непосредственно князем или его чиновниками, или же привозились самым населением.

Налогообложение в Древней Руси стало возникать в период разделения общества на социальные группы и появления первых признаков государства. Первые протогосударства Древней Руси, возникшие из племенных союзов, основывались на натуральном способе ведения хозяйства, что в свою очередь определяло натуральные формы налогов и повинностей.

Правовые основы регулирования налоговых отношений формировались как внутренними историческими факторами, национальными устоями, судебной практикой, обычаями, так и взаимоотношениями: с другими государствами. Действовали нормативные правовые акты: Договоры Руси с Византией (911, 944, 971 г.), Древнейшая редакция Русской Правды (ст. 42, Покон вирный).

На этапе зарождения налоговых отношений в Древней Руси (IX - XI вв.) система взимания сборов характеризовалась:

1) недостаточной односторонностью налоговых процессов под воздействием многостороннего влияния извне;

2) существенным отличием степени налоговой организации на разных территориях;

3) отсутствием совместимости с налоговыми системами других государств, обусловленной особенностями географического положения, скандинавским и византийским влиянием, неустойчивостью международных отношений и границ;

4) началом интеграции русского налогового пространства, переходом от спонтанности и случайности к периодичности сбора налогов в соответствии с периодичностью основных хозяйственных процессов.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что в древней Руси началось формирование основных принципов налогообложения. Основной задачей налогов был сбор денежных средств на содержание войска. Налогообложение складывалось внутренними историческими факторами, национальными устоями, судебной практикой, обычаями, так и взаимоотношениями: с другими государствами

topuch.ru

Косвенное налогообложение в Древней Руси в виде торговых пошлин - Реферат пополнение казны

2.3 Косвенное налогообложение в Древней Руси в виде торговых пошлин

С X века по мере развития княжеских хозяйств, вследствие развития внешней торговли Киева и притока золота и серебра, появляются денежные налоги. Развивается и внутренняя торговля, как следствие возникновения городов и связанного с этим процессом углубления общественного разделения труда. В этот период устанавливаются фиксированные нормы дани, время и место ее сбора.

Для взимания сборов организуются специальные места ("погосты" и "станы").

Косвенное налогообложение в Древней Руси существовало в виде торговых пошлин. К ним относились: "мыт" и "перевоз" (взимались за провоз товаров через горные заставы или реки соответственно), "вес" и "мера" (за взвешивание и измерение товаров), "гостиная" (за право иметь склады) и др.

На ранних этапах государственности, отсутствие органов, специально осуществляющих сбор тягла, было обусловлено эпизодическим характером такой деятельности, которая поручалась отдельным лицам - великокняжеским слугам.

Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и пр.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал "выход", взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. "Выход" взимался с каждой мужской души и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма "выхода" стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме "выхода" было еще несколько ордынских тягот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата "выхода" была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел "данные" деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: "ямские", "пищальные" - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные налоги. Для определения размера прямых налогов служило "сошное письмо", которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы "сохи" и определение на этой основе налогов. Соха как единица измерения была отменена лишь в 1679 г., когда единицей налогообложения стал двор.

Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей - 10 денег с рубля оборота.

Хотя политическое объединение русских земель относится к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В связи с этим финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.

Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655г. Счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет (выяснилось, что в 1680г. 53,3% государственных доходов - за счет косвенных налогов).

Надо отметить, что неупорядоченность финансовой системы в то время была характерна и для других стран. Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию. Государство не имело достаточного количества профессиональных чиновников, и в результате сборщиком налогов стал, как правило, откупщик. В Европе практиковался метод продажи с аукциона права взимания налога. К чему это приводило - понятно. Поэтому проблема справедливости налогообложения стояла очень остро и привлекала внимание многих ученых и государственных деятелей. Так Ф. Бэкон в книге "Опыты или наставления нравственные и политические" писал: "Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины в Нидерландах. Заметьте, что речь у нас сейчас идет не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народ".

Но только в конце XVII-XVIII в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных (гл. роль-акциз) и прямых (гл. роль - подушный и податной) налогов.

Но отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой к тяжелым последствиям (примером чему могут являться соляные бунты в царствование Алексея Михайловича)

Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что вследствие развития внешней торговли Киева и притока золота и серебра, появились и стали основными денежные налоги. Развалась и внутренняя торговля, как следствие начали возникать города и углубление общественного разделения труда. В этот период устанавливались фиксированные нормы дани, время и место ее сбора. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. Проблема справедливости налогообложения стояла очень остро и привлекала внимание многих ученых и государственных деятелей.

2.4 Система кормлений в местном управлении как наследие удельной старины

В связи с государственным, объединением произошли крупные перемены и в устройстве местного управления. В удельную эпоху местное управление, как было уже сказано, находилось в руках наместников и волостелей. Наместник сидел в центральном городе уезда и чинил суд и управу по всем делам в пределах окологородней волости и по важным уголовным делам в пределах всего уезда. В пределах уезда наместник был обыкновенно и военачальником, распорядителем военных сил. Волостели чинили суд и управу в отдельных уездах независимо от наместника, будучи ограничены в своей компетенции только родом дел. Господствующей точкой зрения в отношении к этим должностям у княжеской власти был не интерес местных обществ, а интерес правящего персонала. Должности наместников и волостей рассматривались преимущественно как кормления княжеских слуг, средства их содержания. Поэтому и случалось, что одну и ту же должность получали за раз двое лиц, которые делились уже между собой доходами. Поэтому случалось также, что наместничество пребывало долгое время в руках лиц одной фамилии, переходило как бы по наследству от отца к сыну; примером может служить кормление Мещерой в роде Протасьевых от начала XV до конца XVI века. Поэтому же и наместники, и волостели отправляли правосудие сплошь и рядом через своих холопов — тиунов и доводчиков. Наместники и волостели смотрели на отправление своих должностей преимущественно как на сбор доходов, а не как на общественное служение, и потому естественно пускали в дело своих холопов. Доходы наместников и волостелей составлялись из въезжего корма, периодических поборов деньгами или натурой, иногда тем и другим вместе, два или три раза в году (на Рождество, Велик день и Петров день), из судебных пошлин, торговых (с иногородних купцов) и брачных («выводной куницы» и «новоженного убруса»). Въезжий, великоденский, рождественский и петровский кормы собирались выборными людьми от местных обществ — старостами и сотскими, которые собирали с местных жителей и другие налоги, а равно вообще понуждали к отправлению всяких повинностей.

Описанная система кормлений могла не расходиться далеко с насущными интересами общества и государства только в удельное время, когда размеры княжеств не были значительными, когда вся судебно-административная деятельность местных правителей совершалась на виду у центральной власти, когда крепка была старина и пошлина, и для населения всегда была возможность бороться с злоупотреблениями администрации подачей жалоб князю или уходом в другие княжества. Не то стало с объединением Великой Руси вокруг Москвы, с образованием огромного государства.

По народной пословице, до Бога стало высоко, а до царя далеко, и система кормлений, перестав справляться со своими общественными задачами, быстро стала вырождаться в систему административного произвола и злоупотреблений. Московское правительство стало принимать против этого свои меры, и таким образом, государственно-общественная точка зрения в организации местного управления стала все более и более выдвигаться на первый план.              

С оформлением на Руси "системы кормлений", сборами на местах стали заниматься вольные слуги князя - кормленщики-наместники, через приближенных им людей (холопов, тиунов и пошлинников). Нормы "Русской Правды" точно определяли, что бремя содержания сборщиков перекладывалось на податное население: вирнику на неделю полагалось 7 ведер солода (пива), кусок или две ноги баранины, в среду и пятницу - сыры, хлеба и пшена по потребности и дополнительно по две курицы на день. Размер сборов или "кормов" определялся уставными грамотами.

Таким образом, сборщики налогов в своей деятельности должны были руководствоваться своего рода инструкцией.

Исходя из вышесказанного можно прийти к выводу, в удельную эпоху местное управление находилось в руках наместников и волостелей. Наместник сидел в центральном городе уезда и чинил суд и управу по всем делам в пределах окологородней волости и по важным уголовным делам в пределах всего уезда. Появились зачатки коррупции, что очень сильно затормаживало развитие экономики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность выбранной темы можно обосновать сегодняшним состоянием налоговой системы РФ характеризующимся сложным комплексом взаимоотношений, основанных, прежде всего, на опыте и знаниях предыдущих поколений, поэтому для понимания состояния и перспектив развития налоговой системы в России необходимо заглянуть в историю зарождения налогов и развития налоговых отношений.

Целью данной работы являлось рассмотрение истории развития налогообложения Древнерусского государства. Данная цель была достигнута. Она была рассмотрена на примере развития налоговых взиманий с начала 9 века до конца 12 века.

В ходе данной работы были рассмотрены: развитие налогового законодательства в Древней Руси, история возникновения налогов в Древней Руси изучено налогообложение в Древней Руси и проанализированы налоги Древней Руси и их значение для развития экономики.

В ходе исследования нами получены следующие результаты:первые протогосударства Древней Руси, возникшие из племенных союзов, основывались на натуральном способе ведения хозяйства, что в свою очередь определяло натуральные формы налогов и повинностей. Пополнение доходов государства осуществлялось за счет сбора дани с подвластного населения. При этом размер дани регулировался обычаем ввиду отсутствия какой-либо нормативной базы. Взымание осуществлялась натуральными продуктами: мехами, медом, воском и т.п.

Финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства - крещением Руси.

Основной формой поборов в княжескую казну была Дань. Она собиралась двумя способами: подвластные народы привозили дань в Киев или же князья сами ездили за нею по подвластным народам.

На этапе зарождения налоговых отношений в Древней Руси (IX - XI вв.) система взимания сборов характеризовалась:

1) недостаточной односторонностью налоговых процессов под воздействием многостороннего влияния извне;

2) существенным отличием степени налоговой организации на разных территориях;

3) отсутствием совместимости с налоговыми системами других государств, обусловленной особенностями географического положения, скандинавским и византийским влиянием, неустойчивостью международных отношений и границ;

4) началом интеграции русского налогового пространства, переходом от спонтанности и случайности к периодичности сбора налогов в соответствии с периодичностью основных хозяйственных процессов.

На первых стадиях образования Киевской Руси функции государства сводились к расширению и обороне границ, его потребности ограничивались расходами по содержанию княжеского двора, дружины и обеспечению правосудия. Позднее возникла необходимость в содержании аппарата управления, поддержании внутреннего порядка, финансировании посольств, строительстве общественных зданий и сооружений. Существовало несколько форм взимания налогов: дань (устанавливалась произвольно и собиралась любыми ценностями), урок (определялся по размеру и времени поступления), оброк (взимались с определенного предмета), экстренные поборы (взимались при особых обстоятельствах), кружение и другие. Рынок и налоги – главная проблема и сегодняшнего дня. Потому, что налоги являются важным инструментом регулирования рыночных отношений. Сложный механизм налогообложения должен приспосабливаться и к новому уровню производительных сил, и к постоянно изменяющейся практике хозяйствования. Причем, рассматривая историю развития системы налогообложения, можно заключить, что использование налогов является инструментом выхода из тяжелых кризисных ситуаций, а также  стабилизации экономики и ее динамичного развития. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что все поставленные задачи были раскрыты и достигнуты.

  1. 1.Антология экономической классики. В 2-х томах. Т. 1. - М.:МП "ЭКОНОВ", 1993. - 475 с.
  2. Валентей С. Д. Федерализм: российская история и российская реальность. - М.: М-ОКО, 1999. - 251 с.
  3. Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. - М.: Прогресс, 1992. - 406 с.
  4. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения. - М.: ИНФРА-М, 2000
  5. История русской экономической мысли. В 3-х т. Т.1 /Под ред. Пашкова А. И. - М.:ГИПЛ, 1955. - 315 с.
  6. Карамзин Н. М. История государства Российского. - М.: Книга, 1988
  7. Черника Д.Г. Налоги. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 687 с.
  8. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. - М.: Финстатинформ, 2000. - 222 с.
  9. Пушкарева В.М. Генезис категории "налог" в истории финансовой науки //Финансы, 1999. - №6. - С.12-14.
  10. Пушкарёва В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1996 - 191с.
  11. Соколов А. А. О развитии податного дела //Вестник финансов.- 1927. - №6. - С.24-25.
  12. Соколов А.А. Теория налогов. - М.: Фин. издательство НКФ СССР, 1923. - 258 с.
  13. Соловьев С. М. Соч. История России с древнейших времен Книга 2, Том 3. - М.: Мысль, 1988. - 536 с.
  14. Толкушкин А.В. История налогов в России.- М.:Юрист, 2001.-324 с.
  15. Тургенев Н. Опыт теории налогов. - М.: Соцэкгиз, 1937. - 361 с.

topuch.ru

Казна - это... Толкование. Значения слова

Государственное имущество, денежные средства бюджета, государственная собственность. Данные словосочетания можно охарактеризовать одним словом. Это казна. Но всегда ли такая убежденность верна? Является ли толкование этого слова единственным? значение слова казна

Откуда появилось?

Слово заимствовано из тюркских языков, но в давние времена. Его использовали еще жители Древней Руси. У тюркских народов оно означало «сокровищница». Ведь изначально в казне накапливались драгоценности и золото.

По данным этимологического словаря, составленного Шанским Н. М., Ивановым В. В. и Шанской Т. В, первоисточник изучаемого понятия находится в арабском языке. В нем оно записывается как chisaneh, chasneh, что означает «сокровище». Его вариант - chasana, то есть глагол - «сохранять», что тоже легко относится к казне. Ведь она обуславливает экономическое равновесие страны. казна это

Основное толкование

Казна — это государственная собственность, в том числе средства бюджета, которые не распределены между предприятиями, организациями и учреждениями. Употребляется оно в словосочетаниях с такими словами: государственная, войсковая, монастырская, муниципального образования.

С другой стороны, казна — это просто деньги и ценности. Тогда ее часто используют в качестве прилагательного. Например, казенный счет или имущество.

Другие значения слова «казна»

Первое из них — специальный термин, который является синонимом казенника. То есть в минометном орудии казна — это задний конец ствола, место, куда помещается снаряд. Это название возникло из-за того, что на его заднюю часть раньше ставилось казенное клеймо.

Имеются еще устаревшее применение упомянутого слова. Так, в русской избе часть сеней отделялась перегородкой. Она играла роль чулана и называлась казенкой или казной.

Так же называлась часть избы татар-мишарей. Она была отведена для кухонного помещения.

Из истории России

В пятнадцатом-шестнадцатом веке в Русском государстве существовал такой центральный исполнительный орган — казна. Этот орган контролировал взимание большей части общегосударственных прямых налогов, сборов таможни. В его обязанности входила проверка выполнения некоторых повинностей (к примеру, ямской), а также того, как несут службу пушкари, пищальники и прочие.

Данное учреждение управляло некоторыми территориями государства. К тому же оно активно организовывало посольское дело. Этот исполнительный орган был центром делопроизводства правительства. При нем даже происходило формирование Государственного архива.

Кроме всего прочего, казна являлась надежным хранилищем сокровищ с имуществом князей. Во главе управляющего органа стояли два казначея, которым помогали печатники. страховая казна

В качестве заключения

Это слово по своему определению внушает людям доверие и надежность. Оно ассоциируется с огромной горой, которую ни обойти, ни перелететь и ни сдвинуть. Поэтому его применяют многие современные фирмы, используя для названия. Примером может служить «Северная казна» — страховая организация. Только слепо доверять названиям не стоит. Полагается как следует изучить их историю.

fb.ru

Казначеи были у князей у частных лиц бояр

Казначей

 

— в древней Руси лицо, хранившее казну (см.). Казначеи были не только у князей, но и у частных лиц, бояр. В духовных грамотах моск. князей Казначей упоминается наряду с тиунами домосковской Руси; и те, и другие были рабы-хранители княжеских прибытков. При Иоанне III, в связи с учреждением приказов, является, под именем Казначея, довольно видный дворовый чин, занимавший место после крайнего и впереди думных дворян. Казначей ведал казенный двор или приказ (см.), а вместе с тем и государевы доходы, получая разные пошлины (напр. таможенные) и оброки и сдавая в оброчное содержание разные доходные статьи. Ведомству Казначеев подлежали также дела о холопстве и ведение книг, в которые записывались акты на холопство (вероятно — в силу того, что существовала особая пошлина с поступления в холопство). Со сбором пошлин соединен был и суд над теми, кто пошлины платил: отсюда широкая судебная компетенция К. Суд К. распространялся и на многие такие случаи, которые не стояли ни в каком отношении к непосредственным функциям К. В XVI ст. суду этому приказаны были целые города; Судебник 1550 г. причисляет к боярам и окольничим, творившим "суд царя и великого князя", и К. Здесь К. выступают вообще в качестве доверенных и приближенных к царю лиц. Как доверенные люди, К. назначаются вместе с боярами вести переговоры с иностранными послами, как это было, напр., в 1494 г. К половине XVII в., по мере развития приказных учреждений, широкое ведомство К. сильно сократилось. Доходы переданы были в финансовые приказы разного наименования, холопьи дела — в холопий приказ. В ведении К. остался лишь казенный двор, денежный доход которого Котошихин определяет всего в 3000 рублей, а число подведомых посадских торговых людей — в 500. Казенный двор ведал один К., реже двое, а товарищей при нем было трое: два дьяка и печатник; в XVII ст. последний вышел из состава казенного двора. На должность К. обыкновенно назначались люди новые, не родовитые, но она прокладывала дорогу к боярству.

 

Казначей — лицо, заведующее казначейством: губернским — губернский, уездным — уездный. Казначей подчиняется непосредственно казенной палате, от которой зависит назначение его на должность. Он хранит печать и ключи от казначейства и ответствует за целость вверенных ему сумм. В обеспечение исправности К. с них берется залог и кроме того подписка в том, что без разрешения казенной палаты ни они сами, ни жены, или дети их не будут отчуждать принадлежащего им имущества или давать деньги в рост.

 

Казначей (воен.) — В военном ведомстве К. полагаются: в канцелярии императорской главной квартиры, во всех военно-окружных управлениях, в полках, артиллерийских бригадах и в отдельных батальонах. В других частях войск исполнение казначейских обязанностей возлагается на одного из офицеров, в главных управлениях — на экзекутора, в остальных управлениях и заведениях — на одного из штатных чиновников. К. полковой, бригадный или батальонный избирается командиром части из обер-офицеров. В его заведовании состоит полковой цейхгауз. На него же могут быть возлагаемы и обязанности, полкового квартирмейстера.

 

 

libanomaly.ru

Княжеская казна - это... Что такое Княжеская казна?

 Княжеская казна Княжеская казна канцелярия, архив и хранилище материальных ценностей великих и удельных князей в России 14-16 веков. В казне писались указы, составлялись грамоты, велась текущая переписка, наводились справки. Казна московских великих князей находилась в Кремле, на Казенном дворе. До организации Посольского приказа казначеи, возглавлявшие княжескую казну, играли заметную роль в посольском деле. К середине 15 века княжеская казна приобрела значение центрального финансового ведомства, а также управляла рядом областей и некоторыми разрядами населения. Документы, хранившиеся в казне, в 16 веке составили основу царского архива. В общем смысле казной называли совокупность имущественных средств государства.

Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010.

Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

  • Ключевский, Василий
  • Княжеские съезды

Смотреть что такое "Княжеская казна" в других словарях:

  • КНЯЖЕСКАЯ КАЗНА — КНЯЖЕСКАЯ КАЗНА, канцелярия, архив и хранилище материальных ценностей великих и удельных князей в России 14 16 веков. В казне писались указы, составлялись грамоты, велась текущая переписка, наводились справки. Казна московских великих князей… …   Энциклопедический словарь

  • княжеская казна — 1) канцелярия, архив и хранилище ценностей великих и удельных князей в России XIV XVI вв.; 2) в Русском государстве с середины XV в. центральное ведомство по финансовым вопросам; управляло рядом областей и некоторыми разрядами населения …   Большой юридический словарь

  • Казна (значения) — Казна (тюрк.)  многозначный термин. Казна (устаревшее)  денежные средства, имущество (например, войсковая казна, монастырская казна, запорожская, казацкая казна, домовая казна, золотая казна). Казна  хранилище ценного имущества.… …   Википедия

  • казна — ы; ж. Устар. 1. Совокупность денежных, земельных и иных средств государства. Государственная к. 2. Государство как владелец этих средств; правительственное учреждение, распоряжающееся государственными средствами, имуществом. 3. Денежные средства …   Энциклопедический словарь

  • КАЗНА КНЯЖЕСКАЯ (ЦАРСКАЯ) — 1) канцелярия, архив и хранилище ценностей великих и удельных князей в России XIV XVI вв.; 2) в Русском государстве с середины XV в. центральное ведомство по финансовым вопросам; управляло рядом областей и некоторыми разрядами населения …   Юридический словарь

  • КАЗНА КНЯЖЕСКАЯ — (царская) 1) канцелярия, архив и хранилище ценностей великих и удельных князей в России 14 16 вв.2) В Русском государстве с сер. 15 в. центральное ведомство по финансовым вопросам, управляло рядом областей и некоторыми разрядами населения …   Большой Энциклопедический словарь

  • Казна княжеская — (царская) 1) канцелярия, архив и хранилище ценностей великих и удельных князей в России 14 16 вв.; 2) в Русском государстве с сер. 15 в. центральное ведомство по финансовым вопросам, управляло рядом областей и некоторыми разрядами населения.… …   Политология. Словарь.

  • КАЗНА — (тюрк.) (устар.) ценности, имущество, принадлежащие государству (ранее также королю, князю, герцогу) или организации (напр., войсковая, монастырская казна). В Др. Руси всякого рода движимое имущество (домовая, постельная, золотая казна и т. п.),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Казна — тюрк. устар. ценности, имущество, принадлежащие государству (ранее также королю, князю, герцогу) или организации (напр., войсковая, монастырская казна). В Др. Руси всякого рода движимое имущество (домовая, постельная, золотая казна и т. п.),… …   Политология. Словарь.

  • КАЗНА — (княжеская, царская), 1) в 14 16 вв. канцелярия, архив и хранилище ценностей великих и удельных князей. 2) В середине 15 16 вв. центральное ведомство по финансовым вопросам, центральный орган государственного делопроизводства, управлял рядом… …   Русская история

dic.academic.ru