Реферат пополнение казны. Источники казны Древней Руси. Казна в древней руси
КАЗНА | Энциклопедия Всемирная история
КАЗНА - одно из ведомств княжеского управления в русских княжествах в XIV - середине XV веков, одно из центральных ведомств Русского государства, России во 2-й половине XV - начале XVIII века.
В княжествах Северо-Восточной Руси в середине XIV - середине XV веков казна контролировала сбор налогов, таможенных пошлин, денежных и натуральных (меха, мёд и т. п.) взиманий, а также выплаты, главной из которых был ордынский выход в Золотую Орду с сопутствующими пошлинами и платежами её знати и чиновникам, а также ордынским послам. В казне также хранились великокняжеские и княжеские регалии, церемониальные и мемориальные предметы светского и церковного характера из драгоценных металлов (включая оружие и воинский доспех), меха, дорогие ткани, а также княжеская документация. В ведении казны находились некоторые группы городского, сельского и промыслового податного населения (в т. ч. ряд категорий городских ремесленников, включая мастеров серебряного и денежного дела, ювелиров), а также определённые территории и некоторые пути (смотрите в статье Путь). Во главе казны стояли казначеи с небольшим штатом дьяков и др. «приказных» лиц, которые в то время имели несвободный социальный статус, что по представлениям эпохи обусловливалось более низким уровнем «казённых служб» по сравнению с судебно-административной деятельностью членов Боярской думы и кормленщиков высокого и среднего ранга (смотрите Кормление).
Во 2-й половине XV - 2-й трети XVI веков функции казны существенно расширились. Её роль в системе государственных учреждений возросла с формированием централизованного Русского государства и связанными с этим изменениями в составе и функциях Боярской думы, структуре высших чинов Государева двора, с появлением новых центральных органов исполнительной власти. В конце XV века - начале 1560-х годов казна стала ведущим центральным государственным учреждением функционально-территориального характера. Она контролировала сбор и хранение большинства общегосударственных прямых налогов, таможенных сборов и откупных сумм, ряда доходов от внешней торговли и т. п.; введение некоторых новых налогов; изменения в кадастровом учёте объектов обложения и в порядке взимания платежей. В ведении казны было также исполнение ряда повинностей как общегосударственного, так и местного характера (ямская, строительство оборонительных укреплений в городах, заготовка материалов для производства пороха и т. п.). Казна регулировала выдачу жалованных грамот с временным или длительным освобождением от уплаты налогов и таможенных пошлин церковным и светским собственникам городских и сельских владений, осуществляла отмену таких привилегий светских лиц (с 1-й четверти XVI века) и церковных корпораций (особенно с 1549 года).
Казна контролировала несение службы пушкарями, пищальниками и др., работу мастеров серебряного и денежного дела, ювелиров, литейщиков колоколов и орудий и др. Она управляла также значительными территориями на севере и северо-востоке страны (Двинским и Печорским Поморьем, Каргополем, Устюжско-Вычегодским регионом, Пермской и Вятской землями и др.), а кроме того - промысловыми поселениями в центральных и южных уездах, население которых занималось добычей соли, бортничеством и пр. В казне по-прежнему находились великокняжеские (с 1547 года царские) инсигнии, вещи, используемые на торжественных церемониях и в ежедневном обиходе государя, «святости» царской семьи, а также предметы и вещи, выступавшие в качестве наград, за военную службу (золотые монеты, оружие, меха, дорогие ткани, шубы и т. п.). Вместе с тем объём хранимых ею сокровищ возрастал, в т. ч. за счёт новых поступлений конфискованного имущества опальных лиц (новгородских бояр в 1470-1480-х годах, ряда новгородских архиепископов, удельных московских князей, великого князя московского Дмитрия Ивановича Внука, его матери Елены Стефановны, князей Патрикеевых, виднейших бояр и др. персон в конце 1530-х годов - 1547 год), посольских даров, продукции мастеров-ремесленников, подведомственных самой казне, а также за счёт покупок у иностранных купцов или за рубежом. Здание казны (Казённый двор) находилось в Московском Кремле между Архангельским и Благовещенским соборами.
С рубежа XV и XVI веков в источниках фиксируется должность печатника, который до 1560-х годов являлся ближайшим помощником казначея, отвечая среди прочих обязанностей за хранение и прикладывание к документам государственных печатей различного назначения. В казне и её канцелярии в 1-й трети XVI века решались вопросы: военной организации и военного управления (с начала XVI века в контакте с казной действовало ведомство оружничих), дипломатические (в конце XV - 1-й четверти XVI веков казначеи были одними из активнейших деятелей в реализации внешнеполитич. курса), организации контроля за оборотом вотчин, рынком холопов, ямским делом. При канцелярии казны разрастался государственный архив, материалы которого использовались при создании официального летописания (Летописец начала царства, Степенная книга), ряда др. произведений документального характера (Государев родословец и др.). Штат дьяков и подьячих казны значительно возрос к середине XVI века. Должность главы казны с конца XV века занимали представители знатных родов - 5 человек в разное время из рода Головиных, Ю. Д. Траханиот и др. Чин казначеев (с начала XVI века обычно их было два) в иерархии думно-дворцовой части Государева двора следовал сразу за боярами, окольничими и дворецкими. Казна и её аппарат сыграли важную роль в преобразованиях и реформах Избранной рады, с ней в своей деятельности был тесно связан А. Ф. Адашев.
Канцелярия казны и штат дьяков и подьячих служили базой при организации большинства новых приказов - Разрядного приказа (выделился из казны, видимо, несколько ранее 1535 года), Посольского приказа (1549 год), Поместного приказа, Холопьего приказа, Ямского приказа (все - в середине XVI века), Пушкарского приказа и Стрелецкого приказа (скорее всего, в 3-й четверти XVI века). Преобразования в сфере налогов и местного управления (смотрите в статьях Земская реформа 1555-1556 года, Земское управление), проводившиеся канцелярией казны, привели к образованию на её базе Большого прихода приказа и ряда ведомств, ставших позднее приказами-четвертями.
В 1565-1584 годах, в период опричнины и особого двора Ивана IV Васильевича, существовали ведомства казны параллельно в земщине и опричнине (после 1572 года - в особом дворе царя). Хотя оба учреждения находились под неусыпным контролем царя, проявлявшего к ним едва ли не постоянный интерес и как к сокровищнице, и как к государственному архиву, значение казны заметно уменьшилось, что было связано с общим кризисом государственного управления в стране, нараставшим после 1565 года, и с выделением из казны новых центральных учреждений, а значит, с сокращением её функций.
В 1580-х годах казна постепенно трансформировалась в Казённый приказ, впервые упомянутый в 1585 году как приказ Казённого двора (его архивы сохранились частично начиная с 1582-1584 годов). К этому времени казна лишилась практически всех функций финансового контроля над сбором налогов и таможенных платежей, освобождения от их уплаты ряда категорий владельцев и пр. Казённый приказ стал прежде всего главным хранилищем царских регалий и др. реликвий, ценного и употребляемого в быту имущества царской семьи, икон и пр., а также важных государственных бумаг. В конце XVI - начале XVII веков он в известной мере осуществлял контроль над деятельностью Денежного и Купецкого дворов (после 1622 года их контролировал Большой казны приказ), в его ведении находились члены высших купеческих корпораций - гостей, гостиной сотни и суконной сотни.
В Смутное время Казённый приказ подвергался неоднократным изъятиям денежных средств и драгоценных вещей, а в 1611-1612 годах почти тотальному разорению в ходе Речи Посполитой интервенции начала XVII века. На протяжении XVII века им обычно управлял один казначей (эта практика установилась со времени царствования Бориса Фёдоровича Годунова), среди казначеев были И. Д. Милославский (1653-1665 годы), И. М. Милославский (1679-1680 годы), князь П. И. Прозоровский (1693-1700 годы). При сохранении функций Казённого приказа как государственного архива (пополнявшегося особо важными документами, помещёнными на временное или постоянное хранение, - Столбец Соборного уложения 1649 года, секретное «розыскное дело» Ф. Л. Шакловитого и др.) на первый план выдвинулась его роль как хранилища всех царских и государственных ценностей, как органа, обеспечивавшего деятельность и контролировавшего результаты труда разных категорий казённо-дворцовых ремесленников.
Вместе с тем Казённый приказ всё более приобретал характер расходной «вещевой казны», откуда брались награды различных видов, предметы церемониального и бытового придворного обихода. Казённый приказ ликвидирован указом царя Петра I от 18(29).02.1700 года, когда его в качестве особого стола ввели в состав приказа Большого дворца, где он сохранял большинство прежних функций вплоть до указа Сената от 23.12.1726 года (03.01.1727 года), по которому большинство старых московских учреждений были слиты в Мастерскую и Оружейную палату (после её закрытия в 1813 году архив казны вошёл в состав архива Московской дворцовой конторы; ныне - в составе фонда «Архив Оружейной палаты» РГАДА).
Слова «казна», «казённый» долго применялись в обиходе и в делопроизводственных документации для обозначения имущества, принадлежавшего государству (например, казённые земли или заводы), и реалий, связанных с ним (казённая монополия), и пр.; ныне чаще используются в переносном значении, с негативным оттенком (казёнщина, казённый дух и т. п.).
Глава 2 Виды налогов Древней Руси - Реферат пополнение казны
Глава 2 Виды налогов Древней Руси
Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег (?—912), утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев: "Некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала". Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. "От рала" — т. е. с плуга или сохи.
Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Тяжесть этого обложения для них оказалось легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, а стали платить по одному.
Княгиня Ольга в X в. в завоеванной земле уже устанавливает уставы и уроки, т.е. упорядочивает взимание даней-податей, а установившейся единицей обложения (дым, рало, плуг), говорящей о регулярности различных взиманий с народной массы, известные славянам задолго до Ольги, по крайней мере, в самом начале IX в., если не раньше.
Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 денежных единиц. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.
Собирание налогов князями по большой части, бывали отнесены к двум временам года: к весне и зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов. До 988 года основными видами налогов были: дани, оброки, корма. Дань собиралась двумя способами: подвластные народы привозили дань в Киев или же князья сами ездили за нею по подвластным народам.
В IX—X веках Древняя Русь уже стала типичным раннефеодальным государством. Политическое господство феодалов — бояр и князей — обеспечивалось дружинной военной организацией. Дружина не только, как мы подчас думаем, сопровождала князя в походах. Она все время находилась рядом с ним. Дружинники часто и живут на княжеском дворе, и едят с князем за одним столом — хмельные дружинные пиры были неотъемлемой частью феодального быта. С дружинниками князь «держал совет» обо всех делах — о войне и мире, походах и посольствах, размерах дани и раздачах земель, казнях и помилованиях. Вместе с дружинниками он составлял грамоты-указы, вершил суд по «закону русскому».
В целом же на первых порах дружина представляла собой нечто вроде разбойничьей шайки, несшей в себе, по словам Н.И. Костомарова, зародыш государственности. В последнее время такой взгляд на дружину периода зарождения Древнерусского государства разделяется очень многими отечественными и зарубежными исследователями. Так, в программной статье, посвященной зарождению деспотизма на Руси, В.Б. Корбин и А.Л. Юрганов писали:
«Русскую дружину, как ее рисует «Повесть временных лет», можно представить себе и своеобразной военной общиной, и своеобразным казачьим войском, возглавляемым атаманом. От общины идут отношения равенства, находящие внешнее выражение в дружинных пирах (ср. “братчины” в крестьянских общинах), от “казачества” - роль военной добычи как главного источника существования, который функционировал как в прямом, так и в превращенном виде, ибо дань - это и выкуп за несостоявшийся поход».
Дружина делилась на несколько частей. Вершила государственные дела и вместе с князем управляла землей «старшая» дружина, в которую входили «великие бояре», владевшие богатыми землями, многочисленной челядью, роскошными хоромами, а часто имевшие и свои военные отряды.
А «руками» князя была энергичная «молодшая» дружина. Младшие дружинники на деле реализовали то, что «уставлялось» князем и боярами, замышлялось на пирах и долгих «свещаниях», — собирали дань, управляли княжеским хозяйством, охраняли покой правителя, живя на княжеском подворье, а во время войн составляли ударную силу княжеского войска.
И наконец, еще одну, непостоянную группу дружины составляли набиравшиеся во время войн и походов воины «от сохи» — крестьяне, ремесленники.
По мере того как все новые и новые земли «становились под руку» киевского князя, дружина пополнялась за счет местной племенной знати, быстро воспринимавшей киевские феодальные порядки.
Дружина верно служила князю и для угнетения трудовых масс. Основной формой эксплуатации зависимого люда в те времена был сбор дани. Большую часть зимы князь и дружина проводили в «полюдье» — ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города Европы и Азии. На вырученные деньги покупали оружие, дорогие ткани, драгоценные украшения, восточные пряности, редкие диковины и спешили в Киев — порадовать князя, бояр, княгиню да боярынь.
Обобщая все вышесказанное можно сделать вывод, что первыми основными налогами были дань и оброк. Собирание налогов князями по большой части, были отнесены к двум временам года: к весне и зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов, и могли объехать подвластные земли для сбора налога. Налог собирался не только в форме денежных средств, но и в виде продуктов, мехов, серебра и других товаров
topuch.ru
Реферат пополнение казны - Источники казны Древней Руси
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТКафедра бухгалтерского учета, налогов и
экономической безопасности
Реферат по дисциплине «Теория и история налогообложения»
на тему: «Источники казны Древней Руси»
Выполнила : ст. гр. ЭБ-31
Сивушкина Е.МПроверила:
Д.Э.Н,
профессор кафедры
бухгалтерского учета, налогов
и экономической безопасности
Короткова А.В
Йошкар-Ола
2014
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1 Особенности налогообложения Древней Руси 3
1.1Факторы, влияющие на налогообложение 3
Глава 2 Виды налогов Древней Руси 5
2.1 Дань, оброк ,корма в 10 веке-как первые виды налогов 5
2.2 Виды взыманий дани: повоз и полюдье 7
2.3 Косвенное налогообложение в Древней Руси в виде торговых пошлин 19
2.4 Система кормлений в местном управлении как наследие удельной старины 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список использованных источников 26
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена описанию первых налогов Древней Руси в период с ΙХ по ХΙΙ века.
Налоги — это необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги служат основной формой доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Актуальность темы. Сегодняшнее состояние налоговой системы РФ характеризуется сложным комплексом взаимоотношений, основанных, прежде всего, на опыте и знаниях предыдущих поколений, поэтому для понимания состояния и перспектив развития налоговой системы в России необходимо сделать краткий экскурс в историю зарождения налогов и развития налоговых отношений.
Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций.
Цель работы. Рассмотрение истории развития налогообложения Древнерусского государства.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
- рассмотреть развитие налогового законодательства в Древней Руси;
- изучить налогообложение в Древней Руси;
- рассмотреть историю возникновения налогов в России;
- проанализировать налоги Древней Руси.
Объект исследования - налоговая система Древней Руси.
Глава 1 Особенности налогообложения Древней Руси
Факторы, влияющие на налогообложение
На Руси о первых налогах, распределявшихся на регулярной основе, упоминается в летописях. В Лаврентьевской летописи указано: "В лето 6367 имаху дань Варяги из заморья на Чюди и на Словенах, на Мери и на Всех Кривичах; а Козари имаху на Полянах, и на Северах и на Вятичах, и маху по белей Веверице от дыма".
Следует отметить, что первоначально налоги обладали следующими особенностями: устанавливались по случаю войн или походов, а также добровольно приносимые населением, в основном завоеванным. Определенного различия между денежными и натуральными продуктами уплачиваемые населением не имелось, собирались непосредственно князем или его чиновниками, или же привозились самым населением.
Налогообложение в Древней Руси стало возникать в период разделения общества на социальные группы и появления первых признаков государства. Первые протогосударства Древней Руси, возникшие из племенных союзов, основывались на натуральном способе ведения хозяйства, что в свою очередь определяло натуральные формы налогов и повинностей.
Правовые основы регулирования налоговых отношений формировались как внутренними историческими факторами, национальными устоями, судебной практикой, обычаями, так и взаимоотношениями: с другими государствами. Действовали нормативные правовые акты: Договоры Руси с Византией (911, 944, 971 г.), Древнейшая редакция Русской Правды (ст. 42, Покон вирный).
На этапе зарождения налоговых отношений в Древней Руси (IX - XI вв.) система взимания сборов характеризовалась:
1) недостаточной односторонностью налоговых процессов под воздействием многостороннего влияния извне;
2) существенным отличием степени налоговой организации на разных территориях;
3) отсутствием совместимости с налоговыми системами других государств, обусловленной особенностями географического положения, скандинавским и византийским влиянием, неустойчивостью международных отношений и границ;
4) началом интеграции русского налогового пространства, переходом от спонтанности и случайности к периодичности сбора налогов в соответствии с периодичностью основных хозяйственных процессов.
Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что в древней Руси началось формирование основных принципов налогообложения. Основной задачей налогов был сбор денежных средств на содержание войска. Налогообложение складывалось внутренними историческими факторами, национальными устоями, судебной практикой, обычаями, так и взаимоотношениями: с другими государствами
topuch.ru
Косвенное налогообложение в Древней Руси в виде торговых пошлин - Реферат пополнение казны
2.3 Косвенное налогообложение в Древней Руси в виде торговых пошлин
С X века по мере развития княжеских хозяйств, вследствие развития внешней торговли Киева и притока золота и серебра, появляются денежные налоги. Развивается и внутренняя торговля, как следствие возникновения городов и связанного с этим процессом углубления общественного разделения труда. В этот период устанавливаются фиксированные нормы дани, время и место ее сбора.
Для взимания сборов организуются специальные места ("погосты" и "станы").
Косвенное налогообложение в Древней Руси существовало в виде торговых пошлин. К ним относились: "мыт" и "перевоз" (взимались за провоз товаров через горные заставы или реки соответственно), "вес" и "мера" (за взвешивание и измерение товаров), "гостиная" (за право иметь склады) и др.
На ранних этапах государственности, отсутствие органов, специально осуществляющих сбор тягла, было обусловлено эпизодическим характером такой деятельности, которая поручалась отдельным лицам - великокняжеским слугам.
Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и пр.
После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал "выход", взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. "Выход" взимался с каждой мужской души и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма "выхода" стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме "выхода" было еще несколько ордынских тягот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата "выхода" была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел "данные" деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: "ямские", "пищальные" - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные налоги. Для определения размера прямых налогов служило "сошное письмо", которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы "сохи" и определение на этой основе налогов. Соха как единица измерения была отменена лишь в 1679 г., когда единицей налогообложения стал двор.
Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей - 10 денег с рубля оборота.
Хотя политическое объединение русских земель относится к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В связи с этим финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.
Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655г. Счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет (выяснилось, что в 1680г. 53,3% государственных доходов - за счет косвенных налогов).
Надо отметить, что неупорядоченность финансовой системы в то время была характерна и для других стран. Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию. Государство не имело достаточного количества профессиональных чиновников, и в результате сборщиком налогов стал, как правило, откупщик. В Европе практиковался метод продажи с аукциона права взимания налога. К чему это приводило - понятно. Поэтому проблема справедливости налогообложения стояла очень остро и привлекала внимание многих ученых и государственных деятелей. Так Ф. Бэкон в книге "Опыты или наставления нравственные и политические" писал: "Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины в Нидерландах. Заметьте, что речь у нас сейчас идет не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народ".
Но только в конце XVII-XVIII в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных (гл. роль-акциз) и прямых (гл. роль - подушный и податной) налогов.
Но отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой к тяжелым последствиям (примером чему могут являться соляные бунты в царствование Алексея Михайловича)
Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что вследствие развития внешней торговли Киева и притока золота и серебра, появились и стали основными денежные налоги. Развалась и внутренняя торговля, как следствие начали возникать города и углубление общественного разделения труда. В этот период устанавливались фиксированные нормы дани, время и место ее сбора. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. Проблема справедливости налогообложения стояла очень остро и привлекала внимание многих ученых и государственных деятелей.
2.4 Система кормлений в местном управлении как наследие удельной старины
В связи с государственным, объединением произошли крупные перемены и в устройстве местного управления. В удельную эпоху местное управление, как было уже сказано, находилось в руках наместников и волостелей. Наместник сидел в центральном городе уезда и чинил суд и управу по всем делам в пределах окологородней волости и по важным уголовным делам в пределах всего уезда. В пределах уезда наместник был обыкновенно и военачальником, распорядителем военных сил. Волостели чинили суд и управу в отдельных уездах независимо от наместника, будучи ограничены в своей компетенции только родом дел. Господствующей точкой зрения в отношении к этим должностям у княжеской власти был не интерес местных обществ, а интерес правящего персонала. Должности наместников и волостей рассматривались преимущественно как кормления княжеских слуг, средства их содержания. Поэтому и случалось, что одну и ту же должность получали за раз двое лиц, которые делились уже между собой доходами. Поэтому случалось также, что наместничество пребывало долгое время в руках лиц одной фамилии, переходило как бы по наследству от отца к сыну; примером может служить кормление Мещерой в роде Протасьевых от начала XV до конца XVI века. Поэтому же и наместники, и волостели отправляли правосудие сплошь и рядом через своих холопов — тиунов и доводчиков. Наместники и волостели смотрели на отправление своих должностей преимущественно как на сбор доходов, а не как на общественное служение, и потому естественно пускали в дело своих холопов. Доходы наместников и волостелей составлялись из въезжего корма, периодических поборов деньгами или натурой, иногда тем и другим вместе, два или три раза в году (на Рождество, Велик день и Петров день), из судебных пошлин, торговых (с иногородних купцов) и брачных («выводной куницы» и «новоженного убруса»). Въезжий, великоденский, рождественский и петровский кормы собирались выборными людьми от местных обществ — старостами и сотскими, которые собирали с местных жителей и другие налоги, а равно вообще понуждали к отправлению всяких повинностей.
Описанная система кормлений могла не расходиться далеко с насущными интересами общества и государства только в удельное время, когда размеры княжеств не были значительными, когда вся судебно-административная деятельность местных правителей совершалась на виду у центральной власти, когда крепка была старина и пошлина, и для населения всегда была возможность бороться с злоупотреблениями администрации подачей жалоб князю или уходом в другие княжества. Не то стало с объединением Великой Руси вокруг Москвы, с образованием огромного государства.
По народной пословице, до Бога стало высоко, а до царя далеко, и система кормлений, перестав справляться со своими общественными задачами, быстро стала вырождаться в систему административного произвола и злоупотреблений. Московское правительство стало принимать против этого свои меры, и таким образом, государственно-общественная точка зрения в организации местного управления стала все более и более выдвигаться на первый план.
С оформлением на Руси "системы кормлений", сборами на местах стали заниматься вольные слуги князя - кормленщики-наместники, через приближенных им людей (холопов, тиунов и пошлинников). Нормы "Русской Правды" точно определяли, что бремя содержания сборщиков перекладывалось на податное население: вирнику на неделю полагалось 7 ведер солода (пива), кусок или две ноги баранины, в среду и пятницу - сыры, хлеба и пшена по потребности и дополнительно по две курицы на день. Размер сборов или "кормов" определялся уставными грамотами.
Таким образом, сборщики налогов в своей деятельности должны были руководствоваться своего рода инструкцией.
Исходя из вышесказанного можно прийти к выводу, в удельную эпоху местное управление находилось в руках наместников и волостелей. Наместник сидел в центральном городе уезда и чинил суд и управу по всем делам в пределах окологородней волости и по важным уголовным делам в пределах всего уезда. Появились зачатки коррупции, что очень сильно затормаживало развитие экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность выбранной темы можно обосновать сегодняшним состоянием налоговой системы РФ характеризующимся сложным комплексом взаимоотношений, основанных, прежде всего, на опыте и знаниях предыдущих поколений, поэтому для понимания состояния и перспектив развития налоговой системы в России необходимо заглянуть в историю зарождения налогов и развития налоговых отношений.
Целью данной работы являлось рассмотрение истории развития налогообложения Древнерусского государства. Данная цель была достигнута. Она была рассмотрена на примере развития налоговых взиманий с начала 9 века до конца 12 века.
В ходе данной работы были рассмотрены: развитие налогового законодательства в Древней Руси, история возникновения налогов в Древней Руси изучено налогообложение в Древней Руси и проанализированы налоги Древней Руси и их значение для развития экономики.
В ходе исследования нами получены следующие результаты:первые протогосударства Древней Руси, возникшие из племенных союзов, основывались на натуральном способе ведения хозяйства, что в свою очередь определяло натуральные формы налогов и повинностей. Пополнение доходов государства осуществлялось за счет сбора дани с подвластного населения. При этом размер дани регулировался обычаем ввиду отсутствия какой-либо нормативной базы. Взымание осуществлялась натуральными продуктами: мехами, медом, воском и т.п.
Финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства - крещением Руси.
Основной формой поборов в княжескую казну была Дань. Она собиралась двумя способами: подвластные народы привозили дань в Киев или же князья сами ездили за нею по подвластным народам.
На этапе зарождения налоговых отношений в Древней Руси (IX - XI вв.) система взимания сборов характеризовалась:
1) недостаточной односторонностью налоговых процессов под воздействием многостороннего влияния извне;
2) существенным отличием степени налоговой организации на разных территориях;
3) отсутствием совместимости с налоговыми системами других государств, обусловленной особенностями географического положения, скандинавским и византийским влиянием, неустойчивостью международных отношений и границ;
4) началом интеграции русского налогового пространства, переходом от спонтанности и случайности к периодичности сбора налогов в соответствии с периодичностью основных хозяйственных процессов.
На первых стадиях образования Киевской Руси функции государства сводились к расширению и обороне границ, его потребности ограничивались расходами по содержанию княжеского двора, дружины и обеспечению правосудия. Позднее возникла необходимость в содержании аппарата управления, поддержании внутреннего порядка, финансировании посольств, строительстве общественных зданий и сооружений. Существовало несколько форм взимания налогов: дань (устанавливалась произвольно и собиралась любыми ценностями), урок (определялся по размеру и времени поступления), оброк (взимались с определенного предмета), экстренные поборы (взимались при особых обстоятельствах), кружение и другие. Рынок и налоги – главная проблема и сегодняшнего дня. Потому, что налоги являются важным инструментом регулирования рыночных отношений. Сложный механизм налогообложения должен приспосабливаться и к новому уровню производительных сил, и к постоянно изменяющейся практике хозяйствования. Причем, рассматривая историю развития системы налогообложения, можно заключить, что использование налогов является инструментом выхода из тяжелых кризисных ситуаций, а также стабилизации экономики и ее динамичного развития. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что все поставленные задачи были раскрыты и достигнуты.
1.Антология экономической классики. В 2-х томах. Т. 1. - М.:МП "ЭКОНОВ", 1993. - 475 с.
Валентей С. Д. Федерализм: российская история и российская реальность. - М.: М-ОКО, 1999. - 251 с.
Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. - М.: Прогресс, 1992. - 406 с.
Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения. - М.: ИНФРА-М, 2000
История русской экономической мысли. В 3-х т. Т.1 /Под ред. Пашкова А. И. - М.:ГИПЛ, 1955. - 315 с.
Карамзин Н. М. История государства Российского. - М.: Книга, 1988
Черника Д.Г. Налоги. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 687 с.
Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. - М.: Финстатинформ, 2000. - 222 с.
Пушкарева В.М. Генезис категории "налог" в истории финансовой науки //Финансы, 1999. - №6. - С.12-14.
Пушкарёва В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1996 - 191с.
Соколов А. А. О развитии податного дела //Вестник финансов.- 1927. - №6. - С.24-25.
Соколов А.А. Теория налогов. - М.: Фин. издательство НКФ СССР, 1923. - 258 с.
Соловьев С. М. Соч. История России с древнейших времен Книга 2, Том 3. - М.: Мысль, 1988. - 536 с.
Толкушкин А.В. История налогов в России.- М.:Юрист, 2001.-324 с.
Тургенев Н. Опыт теории налогов. - М.: Соцэкгиз, 1937. - 361 с.
topuch.ru
Казна - это... Толкование. Значения слова
Государственное имущество, денежные средства бюджета, государственная собственность. Данные словосочетания можно охарактеризовать одним словом. Это казна. Но всегда ли такая убежденность верна? Является ли толкование этого слова единственным?
Откуда появилось?
Слово заимствовано из тюркских языков, но в давние времена. Его использовали еще жители Древней Руси. У тюркских народов оно означало «сокровищница». Ведь изначально в казне накапливались драгоценности и золото.
По данным этимологического словаря, составленного Шанским Н. М., Ивановым В. В. и Шанской Т. В, первоисточник изучаемого понятия находится в арабском языке. В нем оно записывается как chisaneh, chasneh, что означает «сокровище». Его вариант - chasana, то есть глагол - «сохранять», что тоже легко относится к казне. Ведь она обуславливает экономическое равновесие страны.
Основное толкование
Казна — это государственная собственность, в том числе средства бюджета, которые не распределены между предприятиями, организациями и учреждениями. Употребляется оно в словосочетаниях с такими словами: государственная, войсковая, монастырская, муниципального образования.
С другой стороны, казна — это просто деньги и ценности. Тогда ее часто используют в качестве прилагательного. Например, казенный счет или имущество.
Другие значения слова «казна»
Первое из них — специальный термин, который является синонимом казенника. То есть в минометном орудии казна — это задний конец ствола, место, куда помещается снаряд. Это название возникло из-за того, что на его заднюю часть раньше ставилось казенное клеймо.
Имеются еще устаревшее применение упомянутого слова. Так, в русской избе часть сеней отделялась перегородкой. Она играла роль чулана и называлась казенкой или казной.
Так же называлась часть избы татар-мишарей. Она была отведена для кухонного помещения.
Из истории России
В пятнадцатом-шестнадцатом веке в Русском государстве существовал такой центральный исполнительный орган — казна. Этот орган контролировал взимание большей части общегосударственных прямых налогов, сборов таможни. В его обязанности входила проверка выполнения некоторых повинностей (к примеру, ямской), а также того, как несут службу пушкари, пищальники и прочие.
Данное учреждение управляло некоторыми территориями государства. К тому же оно активно организовывало посольское дело. Этот исполнительный орган был центром делопроизводства правительства. При нем даже происходило формирование Государственного архива.
Кроме всего прочего, казна являлась надежным хранилищем сокровищ с имуществом князей. Во главе управляющего органа стояли два казначея, которым помогали печатники.
В качестве заключения
Это слово по своему определению внушает людям доверие и надежность. Оно ассоциируется с огромной горой, которую ни обойти, ни перелететь и ни сдвинуть. Поэтому его применяют многие современные фирмы, используя для названия. Примером может служить «Северная казна» — страховая организация. Только слепо доверять названиям не стоит. Полагается как следует изучить их историю.
fb.ru
Казначеи были у князей у частных лиц бояр
Казначей
— в древней Руси лицо, хранившее казну (см.). Казначеи
были не только у князей, но и у частных лиц, бояр. В духовных грамотах моск.
князей Казначей упоминается наряду с тиунами домосковской Руси; и те, и
другие были рабы-хранители княжеских прибытков. При Иоанне III, в связи с
учреждением приказов, является, под именем Казначея, довольно видный дворовый
чин, занимавший место после крайнего и впереди думных дворян. Казначей ведал
казенный двор или приказ (см.), а вместе с тем и государевы доходы, получая
разные пошлины (напр. таможенные) и оброки и сдавая в оброчное содержание
разные доходные статьи. Ведомству Казначеев подлежали также дела о холопстве
и ведение книг, в которые записывались акты на холопство (вероятно — в силу
того, что существовала особая пошлина с поступления в холопство). Со сбором
пошлин соединен был и суд над теми, кто пошлины платил: отсюда широкая
судебная компетенция К. Суд К. распространялся и на многие такие случаи,
которые не стояли ни в каком отношении к непосредственным функциям К. В XVI
ст. суду этому приказаны были целые города; Судебник 1550 г. причисляет к
боярам и окольничим, творившим "суд царя и великого князя", и К.
Здесь К. выступают вообще в качестве доверенных и приближенных к царю лиц.
Как доверенные люди, К. назначаются вместе с боярами вести переговоры с
иностранными послами, как это было, напр., в 1494 г. К половине XVII в., по
мере развития приказных учреждений, широкое ведомство К. сильно сократилось.
Доходы переданы были в финансовые приказы разного наименования, холопьи дела
— в холопий приказ. В ведении К. остался лишь казенный двор, денежный доход
которого Котошихин определяет всего в 3000 рублей, а число подведомых
посадских торговых людей — в 500. Казенный двор ведал один К., реже двое, а
товарищей при нем было трое: два дьяка и печатник; в XVII ст. последний вышел
из состава казенного двора. На должность К. обыкновенно назначались люди
новые, не родовитые, но она прокладывала дорогу к боярству.
Казначей — лицо, заведующее казначейством:
губернским — губернский, уездным — уездный. Казначей подчиняется
непосредственно казенной палате, от которой зависит назначение его на должность.
Он хранит печать и ключи от казначейства и ответствует за целость вверенных
ему сумм. В обеспечение исправности К. с них берется залог и кроме того
подписка в том, что без разрешения казенной палаты ни они сами, ни жены, или
дети их не будут отчуждать принадлежащего им имущества или давать деньги в
рост.
Казначей (воен.) — В военном ведомстве К.
полагаются: в канцелярии императорской главной квартиры, во всех
военно-окружных управлениях, в полках, артиллерийских бригадах и в отдельных
батальонах. В других частях войск исполнение казначейских обязанностей
возлагается на одного из офицеров, в главных управлениях — на экзекутора, в
остальных управлениях и заведениях — на одного из штатных чиновников. К.
полковой, бригадный или батальонный избирается командиром части из
обер-офицеров. В его заведовании состоит полковой цейхгауз. На него же могут
быть возлагаемы и обязанности, полкового квартирмейстера.
libanomaly.ru
Княжеская казна - это... Что такое Княжеская казна?
Княжеская казна Княжеская казна канцелярия, архив и хранилище материальных ценностей великих и удельных князей в России 14-16 веков. В казне писались указы, составлялись грамоты, велась текущая переписка, наводились справки. Казна московских великих князей находилась в Кремле, на Казенном дворе. До организации Посольского приказа казначеи, возглавлявшие княжескую казну, играли заметную роль в посольском деле. К середине 15 века княжеская казна приобрела значение центрального финансового ведомства, а также управляла рядом областей и некоторыми разрядами населения. Документы, хранившиеся в казне, в 16 веке составили основу царского архива. В общем смысле казной называли совокупность имущественных средств государства.
Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010.
Смотреть что такое "Княжеская казна" в других словарях:
КНЯЖЕСКАЯ КАЗНА — КНЯЖЕСКАЯ КАЗНА, канцелярия, архив и хранилище материальных ценностей великих и удельных князей в России 14 16 веков. В казне писались указы, составлялись грамоты, велась текущая переписка, наводились справки. Казна московских великих князей… … Энциклопедический словарь
княжеская казна — 1) канцелярия, архив и хранилище ценностей великих и удельных князей в России XIV XVI вв.; 2) в Русском государстве с середины XV в. центральное ведомство по финансовым вопросам; управляло рядом областей и некоторыми разрядами населения … Большой юридический словарь
казна — ы; ж. Устар. 1. Совокупность денежных, земельных и иных средств государства. Государственная к. 2. Государство как владелец этих средств; правительственное учреждение, распоряжающееся государственными средствами, имуществом. 3. Денежные средства … Энциклопедический словарь
КАЗНА КНЯЖЕСКАЯ (ЦАРСКАЯ) — 1) канцелярия, архив и хранилище ценностей великих и удельных князей в России XIV XVI вв.; 2) в Русском государстве с середины XV в. центральное ведомство по финансовым вопросам; управляло рядом областей и некоторыми разрядами населения … Юридический словарь
КАЗНА КНЯЖЕСКАЯ — (царская) 1) канцелярия, архив и хранилище ценностей великих и удельных князей в России 14 16 вв.2) В Русском государстве с сер. 15 в. центральное ведомство по финансовым вопросам, управляло рядом областей и некоторыми разрядами населения … Большой Энциклопедический словарь
Казна княжеская — (царская) 1) канцелярия, архив и хранилище ценностей великих и удельных князей в России 14 16 вв.; 2) в Русском государстве с сер. 15 в. центральное ведомство по финансовым вопросам, управляло рядом областей и некоторыми разрядами населения.… … Политология. Словарь.
КАЗНА — (тюрк.) (устар.) ценности, имущество, принадлежащие государству (ранее также королю, князю, герцогу) или организации (напр., войсковая, монастырская казна). В Др. Руси всякого рода движимое имущество (домовая, постельная, золотая казна и т. п.),… … Большой Энциклопедический словарь
Казна — тюрк. устар. ценности, имущество, принадлежащие государству (ранее также королю, князю, герцогу) или организации (напр., войсковая, монастырская казна). В Др. Руси всякого рода движимое имущество (домовая, постельная, золотая казна и т. п.),… … Политология. Словарь.
КАЗНА — (княжеская, царская), 1) в 14 16 вв. канцелярия, архив и хранилище ценностей великих и удельных князей. 2) В середине 15 16 вв. центральное ведомство по финансовым вопросам, центральный орган государственного делопроизводства, управлял рядом… … Русская история