Организация управления в Древней Месопотамии. Управление в древней месопотамии
Древняя Месопотамия
В древности с Египетским государством могут поспорить государства Междуречья (по греч. – «Месопотамия»), т.е. находившиеся на территории между реками Тигр и Евфрат.
Древнейшее население этого региона – шумеры, которые проживали в его южной части. От них и происходит название государства – Шумер.
Уже в IV тыс. до н.э. здесь складываются предпосылки для создания государства. Так, отмечается выделение лиц, имеющих определенные преимущества. В III тыс. до н.э. начинается процесс объединения соседско-родовых общин вокруг храмовых центров. В результате в XXVIII – XXIV вв. до н.э. появляется важнейший признак протогосударства – надобщинная администрация в виде эвена – одновременно главного жреца и правителя, а также совета старейшин. Затем происходит объединение этих общин с несколькими городами в номы. Все эти образования были слабо централизованны и власть на местах достаточно самостоятельна. В целом же период с XXVIII по XXIV вв. до н.э., когда происходили эти события получил название раннединастического.
В XXIV-XXIII вв. до н.э. политический центр событий переместился в центральную часть Месопотамии, где проживали племена семитского происхождения, называемые аккадцами. В XXIV в. до н.э. лидер одного из их городов Саргон постепенно подчинил себе весь Шумер. В результате возникло мощное Аккадское государство, которое вскоре погибло в результате нашествия горных племен и местных конфликтов. В разгоревшейся борьбе возникли новые династии, среди которых следует отметить новошумерскую династию Ура (III династию Ура), объединившую Междуречье в границах обширного шумерского государства в ХХII-ХХ вв. до н.э. Тем не менее и это государство было уничтожено новыми захватчиками − кочевниками амореями. Произошло это примерно в 2000 г. до н.э.
В начале II тыс. до н.э. в Месопотамии существовало несколько государств, среди которых постепенно стало возвышаться Вавилонское царство, сыгравшее важнейшую роль в истории Древнего Междуречья. В истории Вавилонского царства выделяют три периода.
Первый из них – СТАРО-ВАВИЛОНСКИЙ, или АММОРЕЙСКИЙ (ХIХ-ХVI вв. до н.э.). В это время Вавилон превратился в огромное государство, наивысшее могущество которого приходится на период правления шестого царя – Хаммурапи. При нем сложились основы государственного и общественного строя Древнего Вавилона, сохранявшиеся и в более поздние периоды.
Общество делилось на свободных и рабов. Основная масса свободного населения в свою очередь подразделялась на полноправных (авилумов) и неполноправных (мушкенумов). Полноправные («авилум» – человек) являлись владельцами земли и несли повинности в пользу государства. Они имели определенные привилегии. Так, их нельзя было продать в рабство за долги.
Неполноправные − это мушкенумы («покорные», «падающие ниц»), происхождение которых неясно. Вероятно это либо вольноотпущенники, либо жители покоренных территорий. Их положение было несколько ниже, но тем не менее они иногда имели особую правовую защиту. Фактически мушкенумы являлись царскими служилыми людьми.
Рабы – «вардум» – составляли низший слой. Это были военнопленные, преступники, должники. Рабы в Вавилоне являлись вещью. Они могли принадлежать государству, храму, частным лицам.
Кроме данного деления общества существовало деление по сферам занятости: жрецы, воины, чиновники, храмовые служащие, купцы, ремесленники и т.д.
Государственное устройство характеризовалось жесткой централизацией. Верховная политическая, административная и судебная власть находилась в руках правителя. Она передавалась по наследству.
Полного сосредоточения власти в одних руках не было. Ограничивало правителя в первую очередь жречество, поскольку он не являлся религиозным главой. Поэтому можно предположить, что на втором месте после царя стоял жрец, руководивший религиозными обрядами, имевший судебные полномочия и руководящий храмовым хозяйством.
Далее в «табеле о рангах» следовал советник, или «человек поручений». Он выполнял указания правителя, управлял всем чиновничьим аппаратом, занимался проблемами финансов, сбором налогов и т.д.
Существовали и другие важные должностные лица: высший посол, главнокомандующий, начальник дворца и т.д.
Вся страна была разделена на области во главе с назначаемыми из центра наместниками. Низшей административной единицей являлась община. В руках общинного самоуправления находилась часть административных, финансовых и судебных полномочий.
Представленная административная вертикаль с очень незначительными изменениями продолжала существовать и в другие временные периоды.
При наследниках Хаммурапи государство ослабло. Вторгшиеся в страну хетты, а затем касситы уничтожили Старо-Вавилонское царство.
С XVI в. начинается новый период – СРЕДНЕ-ВАВИЛОНС-КИЙ, или КАССИТСКИЙ. Заканчивается он XII в. до н.э. Это время ослабления Вавилона и борьбы за освобождение. Начиная с VIII в. он находился под властью Ассирии.
Заключительный же период истории Вавилонского царства охватывает очень короткий промежуток времени с 626 по 539 гг. до н.э. После разгрома Ассирии Вавилон получил независимость и возникло НОВО-ВАВИЛОНСКОЕ, или ХАЛДЕЙСКОЕ царство. Это время подъема и возрождения его могущества. Высшая точка периода – правление Навуходоносора II. Вскоре после его смерти Вавилон был захвачен персами.
studfiles.net
Организация управления в Древней Месопотамии
Одна из древнейших, если не самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человеческое общество едва ли не впервые вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности.
Отсюда начинается подлинная история человечества. Переход «от варварства к цивилизации» - формирование культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания, появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с новым характером отношений между людьми в обществе.
Особенностью развития управления - появление и существенное усиление централизованной государственной власти, которое происходило в период перехода от первобытно- общинного строя к классовому обществу.
Государства Двуречья строились на принципах жесткой централизации, строгой вертикали власти.
Хаммурали – царь правитель Двуречья, который создал сильное централизованное государство и объединил вокгуг Вавилона всю Месопотамию.
При Хаммурали:
§ При Хаммурапи административная система носила строго централизованный характер.
§ Лично вникавший во все дела, Хаммурапи вел интенсивную переписку с чиновниками на местах.
§ В результате судебной реформы установилось единообразие в судопроизводстве. Во все крупные города направлялись царские судьи, непосредственно подчиненные владыке.
§ Под запрет была поставлена частная международная торговля. На внешних рынках купцы действовали как чиновники царя.
§ Была сведена на нет самостоятельность храмов.
§ Ярким выражением законотворческой деятельности энергичного правителя стал кодекс законов Хаммурапи.
Хаммурали за время своей жизни и управления государством:
§ В 1901 г. при археологических раскопках г. Сузы было найдено множество глиняных дощечек, на которых был записан кодекс законов царя Вавилона.
§ Для эффективного управления обширными владениями он впервые выработал кодекс, который содержал 285 законов управления государством, регулировал всё многообразие общественных отношений и служил руководством для администраторов всей империи.
§ Нововведением стало и то, что Хаммурапи создал оригинальный лидерский стиль, поддерживая постоянно образ самого себя как опекуна и защитника людей.
§ В период правления Хаммурапи впервые появляется чисто светская манера управления, возникает формальная система организации и регулирования отношений людей и, наконец, зарождаются первые ростки лидерского стиля.
Выдающееся значение кодекса Хаммурапи, регулировавшего все многообразие общественных отношений между социальными группами населения, состоит в том, что вавилонский владыка создал первую формальную систему администрирования.
Управленческая значимость законов Хаммурали:
Административные методы — подчиненность и неуклонное следование правилам (в противном случае — наказание).
Еще одной важной особенностью администрирования в Вавилонии стало документальное подтверждение принимаемых решений (документ с печатью), включая договоры, распоряжения, свидетельства и прочее.
Экономические методы управления — широкое использование таких инструментов, как аренда, залог, заем, кредит, оплата за что-либо, деньги (серебро на вес) и др. Все это пробуждало экономические стимулы.
Социально-психологические (воспитательные) методы. На них делался усиленный акцент. Особенно в отношении семьи.
Вывод: Государства Древней Месопотамии, благодаря своему длительному существованию, крупным масштабам государственности, выдающимся личностям царей, высокому уровню культуры, сумели сконцентрировать в своей деятельности многие достижения прошлых тысячелетий — в частности, в области управления него организации. И прежде всего управления государством как единым целым образованием, состоящим из отдельных, но взаимозависимых частей.
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 63 | Нарушение авторских прав
mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.007 сек.)
mybiblioteka.su
Вклад цивилизации Древней Месопотамии в науку и практику управления — реферат
Министерство образования и науки Российской Федерации
на тему: «Вклад цивилизации Древней Месопотамии в науку и практику управления».
Санкт-Петербург
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Становление Древней Месопотамии как государства..................... 4
Глава 2. Экономический подъем Шумера ..........................................................10
Глава 3. Изобретение письменности...............................................................11
Глава 4. Реформы Гудеа в управлении национальным хозяйством ...........12
Глава 5. Управленческие революции Древней Месопотамии..................... 14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………...…….18
Введение
Управление как особый вид человеческой деятельности появляется с первыми искусственными общностями (охотничьей группой, соседской общиной, затем государством). Именно с созданием первых государств появляется и первый слой профессиональных управленцев - менеджеров или социальных менеджеров. Представляется, что мы имеем все основания называть первых правителей менеджерами, так как их организаторская деятельность была направлена на социальные организации, которые одновременно являлись и хозяйственными организациями. Становление государственности привело к значительным изменениям в управленческой практике. И первые государства были созданы в Месопотамии. Государства были сложными организациями, что и потребовало развития управленческой практики.
Становление Древней Месопотамии как государства.
В период существования городов-государств в Шумере основными хозяйственными единицами являлись храмы. Классическим примером такого хозяйственного центра являлось хозяйство храма богиги Бау в Лагаше (ХХV-ХХIV вв. до н.э). Храмовая земля обрабатывалась партиями работников – "людьми хозяйства богини Бау". Они ежемесячно получали натуральное довольствие со складов храма. В архивах храма сохранилось множество списков таких работников. В списках они фигурируют партиями во главе с начальниками – "главными земледельцами". На каждой табличке стоит имя получившего продовольствие начальника партии и выдавшего его чиновника.
Весь продукт труда сдавался администрации. Средства производства, в том числе рабочий скот, начальники партий получали со склада, по завершении работы их надлежало сдать обратно. Вообще все операции подлежали тщательной фиксации.
Заметим, что общество, сложившееся в Нижней Месопотамии в III тысячелетии до н.э., состояло из свободных общинников, далее членов персонала храмовых или государственных хозяйств, получавших землю в условное владение и обязанных службой или работой или же вообще не имевших земли и получавших только паек. Они составляли отдельное сословие. К особому бесправному сословию относились рабы. Необходимо иметь в виду, что в ранней древности рабство не могло принять значительных масштабов, поскольку превращение в рабов мужчин-пленников при скромном вооружении, которым обладали воины, являлось задачей весьма сложной.
Да, храмовое хозяйство нуждалось в значительном количестве работников. В то же время ограниченность возможностей контроля за группами рабов заставляла держать в рабском положении обычно только женщин. Мужчины-пленные, а также дети рабынь пополняли состав персонала больших хозяйств, который расширялся и за счет младших братьев из обедневших домашних общин, беглецов, людей, искавших защиты у храмов, соседских вождей. Следует обратить внимание на то, что работники государственно-храмового сектора, подвергаясь внеэкономическому принуждению, тем не менее не пребывали в абсолютно рабской зависимости. Они могли располагать движимым имуществом, иметь дом, семью. С одной стороны, их положение походит на крепостную зависимость, поскольку они не могли покинуть хозяйство, где были заняты; с другой – будучи лишены собственности на средства производства, они вовсе не напоминали средневековых зависимых крестьян.
В начале III тысячелетия до н.э. в Нижней Месопотамии возникли многочисленные города-государства. Наиболее значительными номовыми государствами можно считать Ур, Урук, Лагаш, Умму, Эреду, Шуруппак, Иссин, Ниппур, Киш. Во главе номовых государств стояли правители, носившие титулы эн, энси, лугаль. В ХХVIII-ХХVII вв. до н.э. руководство городом-государством принадлежало эну – верховному жрецу, следившему за городским строительством, организацией ирригационной сети, общественными работами в целом, наблюдавшему за деятельностью административного аппарата. Лугалем (большим человеком, господином) именовался военный вождь.
К середине III тысячелетия до н.э. вырисовывается новая фигура лугаля-гегемона. В отличие от прежних правителей, находившихся в политической зависимости от советов старейшин своих номов, лугаль-гегемон искал опоры в своих личных сторонниках и дружине, с помощью которой он мог преследовать цель завоевания других номов, возвышаясь над отдельными советами старейшин.
На протяжении веков шла постоянная борьба за преобладание с возвышением то одного, то другого города. В конце XXIV в. до н.э. доминирующую роль в Нижней Месопотамии стала играть Умма, правитель которой Лугальзагеси подчинил своей власти весь Шумер. Однако вскоре Лугальзагеси лишился власти, оказавшись не в состоянии сдержать натиск более сильного государственного образования.
Основателем первого в истории Месопотамии централизованного государства "Царство Аккада" стал Саргон Древний (2316-2261 гг. до н.э.), сделав своей столицей г. Аккад. Под властью Саргона были объединены Шумер, Северная Месопотамия. В общегосударственном масштабе царь обладал деспотической властью, которая утверждалась с помощью репрессий и насилия. Сын Саргона Римуш в ответ на восстания вырезал целые города. Хотя при Саргоне номы и сохраняли свою внутреннюю автономию, однако энси стали теперь по существу ответственными перед царем чиновниками.
Несмотря на активную политику, проводившуюся внуком Саргона Нарам-Суэном (2236-2200 гг. до н.э.), Аккадское царство затем пало под натиском горных племен кутиев.
В конце XXII в. до н.э. в Южной Месопотамии складывается централизованное государство – "Царство Шумера и Аккада", возглавлявшееся III династией Ура (2112-2003 гг. до н.э.).
Ур-Намму и его преемники создали классическое древневосточное деспотическое государство, в котором все земли, храмовые и правительственные, были объединены в одно государственное хозяйство. Исключительно большое внимание уделялось организации учета и надзора. Так, финиковые плантации учитывались с указанием того, сколько дает каждая пальма. Отличался детальностью учет рабочей силы. Отдельно учитывались работники полной силы, 2/3 силы, 1/6 силы. Составлялись списки больных, умерших, отсутствовавших на работе с указанием причины прогула. В рамках единого общегосударственного хозяйства работники объединялись в партии, во главе которых стояли надзиратели. Ремесленники из государственных мастерских могли отправляться на сельскохозяйственные работы, на речной транспорт.
Деспотическому государству требовалось множество администраторов, писцов, надсмотрщиков, квалифицированных ремесленников. Низший административный персонал пополнялся за счет свободных общинников, поскольку эти должности обеспечивались стабильным твердым пайком. То, что занятие данных должностей способствовало повышению уровня благосостояния, подтверждается тем обстоятельством, что увеличивалось количество патриархальных рабов в хозяйствах даже представителей низшего персонала.
Причиной падения III династии Ура стало усиление напряженности внутри страны, натиск западных кочевников-амореев, эламитов с востока.
После прекращения существования Царства Шумера и Аккада, длительного периода междоусобных столкновений городов-государств происходит возвышение Вавилона, складывание Вавилонского царства. Время правления I Вавилонской династии (1894-1595 гг. до н.э.) получило название Старовавилонского периода. Шестым по счету царем этой династии являлся Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), создавший сильное централизованное государство, объединивший вокруг Вавилона всю Месопотамию. При Хаммурапи административная система носила строго централизованный характер. Придавая большое значение личному участию в делах, Хаммурапи вел интенсивную переписку с чиновниками на местах. В результате судебной реформы установилось единообразие в судопроизводстве. Во все крупные города направлялись царские судьи, непосредственно подчиненные царю. Под запрет была поставлена частная международная торговля, на внешних рынках купцы действовали как чиновники царя. Была сведена на нет самостоятельность храмов. Ярким выражением законодательной деятельности Хаммурапи стал кодекс законов Хаммурапи.
При преемниках Хаммурапи Вавилонское царство все более утрачивало свою силу, пока вторжение хеттов в 1595 г. до н.э. не положило конец существованию I Вавилонской династии. Воспользовавшись ситуацией, окончательно утвердились в Вавилоне касситы (одна из групп горных племен Загроса – горного массива на севере Месопотамии). Время правления касситской династии (средневавилонский период) датируется 1595-1155 гг. до н.э.
Вавилонское царство, пережив кратковременный подъем при царе IV династии Навуходоносоре I (1126-1105 гг. до н.э.), в конце XII в. до н.э. не смогло противостоять ассирийскому царю Тиглатпаласару I.
Следует отметить, что во II тысячелетии до н.э. в среднем течении Тигра появляется государственное образование семитских племен – Ассирия. Пик могущества Ассирии приходится на VIII – первую половину VII в. до н.э. При Тиглатпаласаре III (745-727 гг. до н.э.), осуществившем военную реформу и создавшем постоянную армию, формировавшуюся на основе рекрутского набора, Ассирийская держава простиралась от Средиземного моря до Персидского залива. В 729 г. до н.э. был завоеван Вавилон. Закат Ассирийской державы начался в конце 40-х гг. VII в. до н.э. В 612 г. до н.э. Мидия и Вавилон захватили столицу Ассирии город Ниневию. В 605 г. до н.э. потерпели окончательное поражение уцелевшие части ассирийской армии.
Нововавилонское царство (605-539 гг. до н.э.), пережив расцвет при Навуходоносоре II (605-556 гг. до н.э.), утрачивает устойчивость при Набониде (556-539 гг. до н.э.), который не смог найти решение внутренних и внешних проблем. В октябре 539 г. до н.э. Вавилон занял персидский царь Кир II.
Что собой являл образ власти в Древней Месопотамии?
Государство, в представлении человека Древней Месопотамии, обладало двойственностью, соединяя в себе человеческое и надчеловеческое. Более точным в этом отношении является термин "царственность". Для древневосточного человека царственность, причастная одновременно к миру богов и к миру людей, представляла самую основу цивилизации, воспринимаясь в качестве силы, упорядочивающей мир, как воплощение этой упорядоченности мира.
Особенностью шумерского восприятия царственности выступает ее очевидная предметность, выражающаяся в том, что царственность "вручается", "переносится", "нисходит" с небес. Так, в "Шумерском царском списке" указывается, что после нисхождения царственности с небес местом царственности стал Эреду. Царственность "переносится" из одного номового государства в другое, "вручается" иному правителю. В надписи правителя Уммы Лугальзагеси (ХХIV в. до н.э.) сообщается: "Когда Энлиль, царь всех стран, Лугальзагеси царственность страны вручил...". Интересно, что во вступлении к законам Хаммурапи подчеркивается, что боги Ану, Энлиль основали в Вавилоне вечное царство, что указывает на новую тенденцию в восприятии царственности в Месопотамии.
В Древней Месопотамии царь, воспринимаясь как посредник между людьми и богами, как человек, наделенный царственно-стью, выступал носителем тройной функции, связанной с интерпретацией воли богов, представлением "нас" перед богами, управлением царством.
Среди забот о подданных ключевая роль принадлежала военно-политической деятельности царя. Один из древнейших памятников шумерского изобразительного искусства – "Стела коршунов" – посвящен победе, одержанной над врагами правителем Лагаша Эанатумом (XXIV в. до н.э.). На лицевой стороне стелы изображена огромная фигура верховного бога Лагаша Нингирсу, в одной руке которого находится палица, а в другой – сеть с побежденными врагами. На другой стороне стелы показан двигающимся на колеснице во главе ополченцев-пехотинцев сам Эанатум. Показательно, что тема "царь на войне", "царь-воитель" превратится в один из наиболее распространенных мотивов ассирийского изобразительного искусства.
Вследствие сакральности царской власти вся жизнь страны ставилась в зависимость от личных качеств царя. Не случайно заявление Ашшурбанапала: "Когда Ашшур, Син, Шамаш... милостиво возвели меня на трон отца – родителя моего, Адад пустил свои ливни, Эйя открыл свои источники, в росте на 5 локтей зерно поднялось, колос стал долгим... Удался урожай... постоянно луга зеленеют, сады приносят обильные плоды, скот при рождении ладен".
Рядовые вавилоняне не отличались каким-то выраженным интересом к общественным делам. Напротив, прежде всего человек существовал в кругу своих личных проблем, дел, его интересы связаны с домом, семьей, родней, соседями. Участие рядового человека в общественной жизни ограничивалось присутствием на многолюдных собраниях, сопровождавших значимые религиозные праздники, выполнением трудовой повинности, своевременной уплатой налогов, несением военной службы. Для абсолютного большинства членов общества политическая деятельность сводилась к соблюдению лояльности общине (квартал, поселение), родне и царю.