История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ГМИИ им. Пушкина открыл обновленные залы искусства Древнего Египта. Древний египет пушкинский музей


Знакомство с культурой Древнего Египта. Детская познавательная экскурсия по Египетскому залу ГМИИ им.Пушкина

Приглашаю вас на познавательную прогулку для детей и взрослых по залам Древнего Египта Пушкинского музея. Во время экскурсии ребята познакомятся с египетским искусством и разгадают секреты загадочной древней цивилизации: узнают, кто придумал мумию, зачем построили пирамиды, что обозначают причудливые иероглифы и какую функцию выполняли жрецы. А в конце участников ждет творческое задание, которое позволит в игровой форме закрепить материал и лучше запомнить новые интересные факты!

Что вас ожидает

Погружение в культуру Древнего Египта

В залах музея ребята познакомятся с одним из лучших в мире собраний предметов древнеегипетской цивилизации. Рассмотрят древнюю мумию и саркофаги, настоящего сфинкса, скульптурный портрет фараона, египетские папирусы и рельефы, исписанные иероглифами, а также шедевры коллекции — парную скульптуру жрецов Аменхотепа и Раннаи и косметическую ложечку из слоновой кости, в которой хранились краски и благовония. Каждый предмет коллекции расскажет ребятам об искусстве Древнего Египта, религиозных культах и повседневной жизни египтян, их быте и письменности.

Загадки египетской цивилизации

Египтяне оставили нам множество загадок и символов, которые вам предстоит разгадать во время экскурсии! Вы узнаете, как и почему египтяне делали мумий, зачем были построены пирамиды, в чем особенность египетских иероглифов, кто такие сфинксы и почему у египетских богов звериные головы. А в конце экскурсии для закрепления материала дети получат «папирус» с пустыми окошками, которые заполнят наклейками с изображениями египетских шедевров, и ответят на вопрос, для чего египтяне создали эти произведения искусства.

Кому подойдет экскурсия

Экскурсия рассчитана на детей 10-12 лет, также программу можно адаптировать и под взрослую аудиторию.

Организационные детали

  • В зависимости от состава участников группы (дети или взрослые) может меняться стоимость программы.
  • Билеты для школьников в музее приобретаются отдельно. Билеты бесплатные, но их необходимо получить в кассе
  • Взрослые, сопровождающие детей, покупают входные билеты в кассе музея. Стоимость полного билета 300р. Для получения льготы необходимо предъявить документ.
  • День экскурсии необходимо согласовывать минимум за 7 дней до нужной даты.

mos-holidays.ru

ГМИИ им. Пушкина открыл обновленные залы искусства Древнего Египта

Обновленные залы искусства Древнего Египта и Древних цивилизаций открылись в главном здании Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, который в этом году отмечает свой вековой юбилей, сообщили РИА Новости в пресс-службе музея.

МОСКВА, 4 апр - РИА Новости. Обновленные залы искусства Древнего Египта и Древних цивилизаций открылись в главном здании Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, который в этом году отмечает свой вековой юбилей, сообщили РИА Новости в пресс-службе музея.

Обновленная экспозиция в ГМИИ имени Пушкина

"Структура экспозиции как и прежде сочетает хронологический и тематический принципы. Однако оба эти принципа выступают теперь более дифференцированно. Так, например, лучшие произведения древнеегипетского искусства выставлены теперь в отдельных витринах. У зрителя появилась возможность близко рассмотреть жреца Аменхотепа и жрицу Раннаи, знаменитых "Плакальщиков", косметическую ложечку в виде плывущей девушки с цветком лотоса, лицо молодого мужчины Амарнского периода, царя Аменемхета III", - отмечается в релизе.

Что касается искусства древних цивилизаций, то после длительного перерыва в этой части снова можно увидеть гипсовый слепок стелы с законами царя I Вавилонской династии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), заказанный основателем музея Иваном Цветаевым в Лувре, где хранится подлинник. Кроме того, в зале № 2 появилась возможность представить уникальные памятники культуры и искусства Закавказья, Передней и Средней Азии, найденные в результате археологических раскопок последних лет.

Залы искусства Древнего Египта и Древних цивилизаций - ровесники музея, и сейчас это уже четвертая по счету версия экспонирования искусства того периода.

Первая экспозиция залов Древнего Востока была открыта в 1912 году ее первым хранителем профессором Борисом Тураевым, вторая, послевоенная - профессором Всеволодом Павловым.

Организатором экспозиции, созданной в 1969 году, была заведующая Отделом Древнего Востока Светлана Ходжаш.

Новая экспозиция - плод коллективного труда специалистов-востоковедов, реставраторов, минерологов, антропологов, химиков. Специалистами были пересмотрены датировки некоторых экспонатов, уточнены материалы, из которых они изготовлены и проведены реставрационные работы.

Также в рамках юбилейных торжеств в музее в апреле откроются выставки "Пушкинскому музею - 100 лет" (посвященная истории его создания), "Портреты коллекционеров" (экспозиция включит в себя произведения западноевропейского и русского искусства из частных собраний) и "Воображаемый музей", для которой свои произведения предоставят лучшие мировые музеи - Лувр, Британский музей, Прадо и другие.

ria.ru

Египетский зал, история создания - Новости Пушкинского музея

Музей Изящный Искусств был задуман, как пособие в изучении истории, поэтому переход из зала в зал был как бы переходом в более позднюю эпоху. И первым залом на этом пути был Египетский зал Музея. Зал номер один. Остальные должны были следовать за ним в "строгой системе, в порядке исторической последовательности" (из записки И.В.Цветаева "Университетский Музей изящных искусств в Москве")

Египетский зал Музея располагался и сейчас располагается на первом этаже слева от вертибюля и сообщается с одним из входов в музей. Это крыло как бы выключено из центральной оси Музея: вестибюль, лестница, Центральный зал, и поэтому не связан с ними стилистически.

Для привлечения дарителей И.В.Цветаев придумал "приманку, способствующую сбору средств на строительство Музея". В Положении о Комитете было прописано, что лица, выделившие деньги на сооружение того или иного зала, «получали право ходатайствовать о присвоении этому залу любого имени». Египетский зал находится на особом положении. На заседании Комитета по устройству музея от 16 марта 1899 года состоялось чевствование Ю.С.Нечаева-Мальцова по случаю 65-летия. На этом заседании Комитет принял решение о присвоении имени Нечаева-Мальцова Египетскому залу Музея, сооруженному на общие средства Комитета. Однако уже в письме от 5 ноября 1898 года Цветаев пишет Нечаеву-Мальцову: "Прежде мы думали о дорическом характере отделки вестибюля, но теперь помышляем о египетском: пусть он открывает историю искусств и ведет к Вашему залу." Может быть, этому способствовало то, что именно посылка Нечаева-Мальцова из Каира была первой лептой, внесенный в Египетскую коллекцию музея.

Отделкой Египетского зала занимались Р.Клейн и Нивинский, но Иван Владимирович не мог оставить без внимания ни один уголок своего музея.

"Как было бы хорошо имитировать во входе в ... зал древнеегипетский пилон, выкладкой его из кирпича или даже декоративной живописью. Как пилоны служили фасадами египетских храмов, так этот живописный или штукатурный пилон вводил бы в первый зал Музея. Какое счасть было бы украсить этот зал парочкой-другой египетских колонн разных типов." - писал он Нечаеву-Мальцову.

А в 1909 году он пишет Р.И.Клейну: «Египтолог Голенищев указал мне только что вышедшее английское издание одной могилы с потолком в красках из Коршунов, олицетворящих солнце. Это будет эффектно и верно. Их посадим на балки, а между ними площади усеем только звездами, знаками зодиака, но не картинами бытового характера, к потолку (- «небу») не идущими.»

Роспись потолка храма. Священная птица Верхнего Египта - Нехбет. Коршун.

В конечном варианте Египетский зал украсили колонны с капителями в виде бутона цветка папируса. Они имели свои исторические прототипы. Конструктивной роли эти колонны не выполняли, но передавали стиль египетской культуры.

Колонны дворца в Люксоре

Оформление зала лежало на Нивинском: «Пусть бы Нивинский поставил пару рабочих в Египетский зал и поскорее определил ценность этого потолка. Сам бы он расчертил Крылатое Солнце с Уреусом на нижней стороне балок.» - пишет Цветаев Клейну.

Росписью Египетского зала занялся В.Д.Поленов. Он так загорелся идеей росписи Музея, так горячо взялся за это дело, что сумел заразить этим и В.М.Васнецова, и многих других замечательных художников своего времени. Для обеспечения лучшей передачи духа страны для художников была огранизована экспедиция. "Расписывать Музей, украшаемый мраморами и гранитом, - говорл Поленов, - по фотографиям или гравюрам или повторяя подобные картины Берлинского музея невозможно. Необходимы для такого небывлого в России учреждения картины оригинальные и написанные под непосредственными впечатлениями."

В.Д.Поленов "Пирамида Хеопса"

В.С.Голенищев принял деятельное участие в деле обустройства зала, для его коллекции: Он советовал, спорил, просил. "Голенищев просит не окрашивать Египетского зала в красный цвет, - пишет Цветаев Р.И.Клейну 20 августа 1910 года, - а в желтый или светло-кофейный, темно-светло-серый, зеленоватые цвета для Египта тоже не идут."

Именно такими были портреты из собрания В.С.Голенищева. Желтые, светло-кофейные.

Портрет пожилого мужчины. Фаюм.

Зал делался, переделывался, переосмысливался. В мае 1909 года Клейн получает еще одно письмо Цветаева: «Кстати, нам коренным образом надо перефасонить потолок и отделку Египетского зала. С кн.Щербатовым в Эдфу мы нашли форму зала, как нельзя лучше подходящую к нашим размерам...»

В результате зал предстал перед посетителями таким.

с колоннами-папирусами, с коршунами на потолке...

и с уникальной коллекцией в шкафах

До начала создания Музея.Цветаев не был в Египте. Впервые, наверное, эта мысль посетила его при разглядывании папирусов, которые прислал из Каира Ю.С.Нечаев-Мальцев. Но уже в декабре 1908 года Цветаев пишет: «Хочется мне перед смертью побывать в стране пирамид.» Как раз в это время ему присылают приглашение на II Международный археологический съезд в Каире. Он радуется, как ребенок. Пишет шутливые письма Н.И.Романову в Афины: «... весь Египет, говорят, облекся в траур, когда по нему пронеслась весть, что я на конгресс не прибыл. Но зато на другой же день чуть не разломили здание съезда, когда узнало народонаселение Каира о моем появлении под египетским небом.» и еще «Мосперо, чтобы успокоить арабские толпы и удовлетворить любопытство делегатов всего мира, назначил мою конференцию через четверть часа по моем приходе.» Цветаев счастлив таким вниманием и скромно описывает свои реторические успехи: «Пригодились мне тут демосфеновские приемы произнесения речи под плеск морских волн, которым я предавался на досуге в каюте парохода, сидя у люка на койке. Речь я таким образом приладил к своей неповоротливой, владимирской семинарстской лингве — и дело сошло с таким триумфом, что чуть не лопнули окна и не провалился потолок зала от рукоплесканий.»

Зал был готов к декабрю 1911 года, и Цветаев пишет письмо профессору Б.А.Тураеву: «Почтительнейше прошу Вас, если Вы найдете это возможным, вступить в отправление обязанностей заведующего египетским залом 2 января будущего года.» Б.А.Тураев соглашается и вскоре Цветаев получает письмо от М.В.Никольского: «Сердечно радуюсь тому, что Вам удалось привлечь в состав Музея глубокоуважаемого моего друга, проф.Б.А.Тураева для заведывания коллекцией В.С.Голенищева. Это поистине счастье, ниспосланное судьбой.»

Конечно, мы не охватим всего сразу, стоя посреди Египетского зала Музея. В музеи надо возвращаться, они не любят суеты, но откликаются на внимание и терпение. Поэтому про В.С.Голенищева и его коллекцию, про Б.А.Тураева, и про многое другое мы узнаем, когда вернемся в самый таинственный зал Музея Изящных Искусств.

tvoy-muzey.livejournal.com

Нильская синева, или новый Египет в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Эту экспозицию все очень ждали: египетский зал Пушкинского все помнят с детства и любят в него возвращаться. Там более, что и памятники в коллекции, которая является одной из самых значимых в ядре подлинного собрания ГМИИ, интересные, подобранные с большой любовью и знанием дела. В основе коллекции – вещи из коллекции Владимира Голенищева – выдающегося русского востоковеда и страстного любителя древнеегипетского искусства, который был известен не только обширными знаниями и энтузиазмом, но и тонким вкусом. Зал, созданный архитектором Р.И. Клейном, – сам по себе произведение искусства. Его колонны, выполненные в форме связок бутонов папируса воспроизводят колоннады двора Луксорского храма, а росписи потолка, выполненные художником А. Нивинским, имитируют декорировку потолков египетских храмов и гробниц 15-12 вв. до н.э.

Нынешняя экспозиция – четвертая за историю ГМИИ. Предыдущая была создана в 1969 году египтологом С.И. Ходжаш и художником А. Деулем, была очень красивой, однако откровенно нуждалась в модернизации уже с конца 1990-х. В последние годы жизни С.И. Ходжаш очень жестко противилась любой модернизации в зале, несмотря на отсутствие нормального этикетажа, пыльные витрины и многие другие проблемы.

Новая экспозиция – это синий, почти лазуритовый зал. Первое впечатление очень непривычное, однако получилось красиво: стены идеально гармонируют с потолком, на их фоне отлично смотрятся кофейно-песчаные «папирусы» колонн, возникает ощущение какого-то погружения в нильскую синеву, в пространстве которой вновь возникает мысль о естественной для Египта яркости красок, которой мешает привычный золотистый колорит пустыни и древних архитектурных форм, полихромная роспись которых утеряна.

Экспозиция выстроена очень логично и состоит из трех частей: половину периметра зала занимает жестко хронологическая экспозиция от додинастического Египта до конца Нового царства; вторая часть – это мировоззрение египтян и погребальный ритуал, наконец третья – это отдельно стоящие витрины с наиболее известными памятниками музея.

Думается, хронологическую экспозицию выстроить было очень непросто, учитывая то, что многие знаковые моменты египетской истории в памятниках ГМИИ представлены фрагментарно. Но все получилось: мерный ряд огромных витрин у стены, соседствующей с «Греческим двориком» ,очень хорошо наполнен предметами. Ряд логично «разбит» перпендикулярно стоящими витринами с рельефами из гробницы Иси и витриной с имитацией погребения Среднего царства, где помимо привычных погребальных ладей впервые появился после долгого забвения замечательный прямоугольный саркофаг вельможи Шепсипумина. В блоке Среднего царства выигрышно поднялись с нижней полки в середину витрины скульптурный портрет Сенусерта II, гранитная голова сфинкса царицы. Визуальный ряд стал менее декоративным, однако собран гораздо более профессионально, чем раньше. Хронологическая экспозиция продолжается там, где раньше лежала мумия с большим блоком Нового царства к которому перемещена отдельная витрина с саркофагом жрицы Иусанх. Блоки всех эпох дополнены предметами, которые раньше не выставлялись, при этом общее число выставленных в зале вещей очевидно уменьшилось, правда, в пользу качества экспозиционного материала.

Комплекс двух огромных инсталляций, посвященных богам долины Нила и погребальному ритуалу, расположен в противоположном конце зала; его с двух сторон фланкируют старые знакомцы – каменные саркофаги Имхотепа и Чаиму. В центре, перед инсталляциями, создана еще одна, горизонтальная, отдельно стоящая. Туда «переехала» с сопутствующими ушебти, фигурой богини-плакальщицы, посохом мумия жреца Хорха к которой, кстати, вернулась красивая родная крышка саркофага (ранее крышки в экспозиции не было). Из экспозиции ушли голова мумии женщины, что можно только приветствовать из этических соображений, и распеленатая мумия сокола. Мумия кошки в поздних геометрических пеленах – осталась и теперь лежит рядом с саркофагом Хорха. В раздел погребального ритуала пришел великолепный расписной ковчег с канопами Сенебуни, который теперь соседствует с известной фигурой лежащего Анубиса и рельефом с погребальной процессии из гробницы писца войск Нана. В центре инсталляции, в обрамлении масок и массы замечательных вещей – саркофаг Ихери. Симметрично, в углу витрины, посвященной египетскому пантеону, также стоит саркофаг, по сторонам от него – инсталляция из мира богов, очень удачная, с несколькими значимыми предметами из хранения (например, красивейшим вотивным систром Хатхор, статуей бога Хапи, которая обязательно должна быть в экспозиции зала, и моим любимым штандартом с навершием в форме скорпиона Селкет). Т.н. «уголок скульптора» с моделями, незавершенными рельефами и т.д. остался почти на своем месте, но в новом исполнении.

Теперь о шедеврах. Саркофаг Маху сместился ближе к входу в зал и смотрится на синем постаменте отлично. На его старом месте теперь возвышаются в новой красивой витрине Аменхотеп и Раннаи, которые ослепительно хороши с новым светом - мягким и не бросающимся в глаза. Остальные знаменитые вещи и ювелирные украшения теперь распределены по высоким узким витринам, внутри которых находятся массивные наклонные плоскости – не то обелиски, не то контрфорсы, на фоне которых и стоят вещи. Поочередно: бюст Аменемхета III, рельеф с плакальщиками, лицо амарнского царя и, наконец, ложечка-пловчиха. В этой же группе, ближе к Аменемхету III на отдельном постаменте стоит сфинкс Аменхотепа II. И.Антонова была права: Аменемхет III размещен очень высоко, что мешает взгляду на памятник, несмотря на отлично поставленный свет. Рельеф с плакальщиками смотрится на «обелиске» чуждым. Ложечку же структура витрины попросту задавила и это очень обидно. Получилось, что именно знаковые вещи выставлены дизайнером неудачно, им откровенно мешает массив «обелисков» и они бы великолепно смотрелись в отдельно стоящих витринах на этих же местах. Если бы новые жалюзи в окнах с этой стороны были бы нее белыми, а непрозрачными, синими, то высота зала при умело поставленном свете пропала бы и не пришлось бы «обелисками» «вытаскивать» миниатюрные вещи. Плюс за счет того, что витрины прислонены к стенам, пространство этого участка зала кажется пустоватым, несколько непропорциональным по отношению к остальной отличной экспозиции. Это единственный минус нового египетского зала, броский, но легко устранимый при желании. Кстати, продолжающая этот ряд витрина с ювелирными изделиями и амулетами – красивая и за счет того, что вертикальная плоскость, заменившая столики старой экспозиции, занята низками, гармонично смотрящаяся, несмотря на явный недостаток подсветки в нижней части, где много миниатюрных памятников. В ней, кстати, появилось золото – погребальный венок римского времени и красивейшие женские серьги, ранее отсутствовавшие в экспозиции.

Важный момент: в соседнем также полностью обновленном зале древних цивилизаций появился отличный блок с памятниками письменности народов Древнего Востока. Теперь именно там появился знаменитый фрагмент с «Текстами пирамид» из гробницы Пепи I, который до этого не выставлялся, «Московский математический папирус», неразвернутый свиток папируса; в этой же витрине, помимо писца, статуэтки Имхотепа и стелы с демотической надписью – таблички из Амарнского царского архива. Витрина получилась – замечательная.

Вообще стоит отметить одну важную деталь: новая экспозиция дидактична, т.е. более направлена на понимание закономерностей развития и особенностей культуры, чем на классический «искусствоведческий восторг». Это важно и очень здорово; думаю, новые залы очень полюбят экскурсоводы – им в них будет работать много проще, чем раньше. Ну и конечно, в завершении этого обзора отмечу этикетаж и экспликации. Сделаны они хорошо, этикетки – на двух языках, написаны, правда, предельно осторожно и иногда не очень конкретно, в особенности с памятниками скульптуры. Но, повторю, все это – мелочи. "Нильская синева" удалась, и хранителя отдела О.В. Лечицкую можно только поздравить. Это достойный успех.

(с) Виктор Солкин(с) фото - Сергей Куприянов. Еще фото - http://victorsolkin.livejournal.com/454788.html

museum-ru.livejournal.com

ГМИИ им. Пушкина открыл обновленные залы искусства Древнего Египта

Обновленная экспозиция в ГМИИ имени Пушкина
обновленные залы искусства Древнего Египта
 Обновленные залы искусства Древнего Египта и Древних цивилизаций открылись в главном здании Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, который в этом году отмечает свой вековой юбилей, сообщили РИА Новости в пресс-службе музея.

"Структура экспозиции как и прежде сочетает хронологический и тематический принципы. Однако оба эти принципа выступают теперь более дифференцированно. Так, например, лучшие произведения древнеегипетского искусства выставлены теперь в отдельных витринах.

У зрителя появилась возможность близко рассмотреть жреца Аменхотепа и жрицу Раннаи, знаменитых "Плакальщиков", косметическую ложечку в виде плывущей девушки с цветком лотоса, лицо молодого мужчины Амарнского периода, царя Аменемхета III", - отмечается в релизе.

Что касается искусства древних цивилизаций, то после длительного перерыва в этой части снова можно увидеть гипсовый слепок стелы с законами царя I Вавилонской династии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), заказанный основателем музея Иваном Цветаевым в Лувре, где хранится подлинник. Кроме того, в зале № 2 появилась возможность представить уникальные памятники культуры и искусства Закавказья, Передней и Средней Азии, найденные в результате археологических раскопок последних лет.

Залы искусства Древнего Египта и Древних цивилизаций - ровесники музея, и сейчас это уже четвертая по счету версия экспонирования искусства того периода.

Первая экспозиция залов Древнего Востока была открыта в 1912 году ее первым хранителем профессором Борисом Тураевым, вторая, послевоенная - профессором Всеволодом Павловым.Организатором экспозиции, созданной в 1969 году, была заведующая Отделом Древнего Востока Светлана Ходжаш.

Новая экспозиция - плод коллективного труда специалистов-востоковедов, реставраторов, минерологов, антропологов, химиков. Специалистами были пересмотрены датировки некоторых экспонатов, уточнены материалы, из которых они изготовлены и проведены реставрационные работы.

Также в рамках юбилейных торжеств в музее в апреле откроются выставки "Пушкинскому музею - 100 лет" (посвященная истории его создания), "Портреты коллекционеров" (экспозиция включит в себя произведения западноевропейского и русского искусства из частных собраний) и "Воображаемый музей", для которой свои произведения предоставят лучшие мировые музеи - Лувр, Британский музей, Прадо и другие.

old.archeo-news.ru

Нильская синева, или новый Египет в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Эту экспозицию все очень ждали: египетский зал Пушкинского все помнят с детства и любят в него возвращаться. Там более, что и памятники в коллекции, которая является одной из самых значимых в ядре подлинного собрания ГМИИ, интересные, подобранные с большой любовью и знанием дела. В основе коллекции – вещи из коллекции Владимира Голенищева – выдающегося русского востоковеда и страстного любителя древнеегипетского искусства, который был известен не только обширными знаниями и энтузиазмом, но и тонким вкусом. Зал, созданный архитектором Р.И. Клейном, – сам по себе произведение искусства. Его колонны, выполненные в форме связок бутонов папируса воспроизводят колоннады двора Луксорского храма, а росписи потолка, выполненные художником А. Нивинским, имитируют декорировку потолков египетских храмов и гробниц 15-12 вв. до н.э.

Нынешняя экспозиция – четвертая за историю ГМИИ. Предыдущая была создана в 1969 году египтологом С.И. Ходжаш и художником А. Деулем, была очень красивой, однако откровенно нуждалась в модернизации уже с конца 1990-х. В последние годы жизни С.И. Ходжаш очень жестко противилась любой модернизации в зале, несмотря на отсутствие нормального этикетажа, пыльные витрины и многие другие проблемы.

Новая экспозиция – это синий, почти лазуритовый зал. Первое впечатление очень непривычное, однако получилось красиво: стены идеально гармонируют с потолком, на их фоне отлично смотрятся кофейно-песчаные «папирусы» колонн, возникает ощущение какого-то погружения в нильскую синеву, в пространстве которой вновь возникает мысль о естественной для Египта яркости красок, которой мешает привычный золотистый колорит пустыни и древних архитектурных форм, полихромная роспись которых утеряна.

Экспозиция выстроена очень логично и состоит из трех частей: половину периметра зала занимает жестко хронологическая экспозиция от додинастического Египта до конца Нового царства; вторая часть – это мировоззрение египтян и погребальный ритуал, наконец третья – это отдельно стоящие витрины с наиболее известными памятниками музея.

Думается, хронологическую экспозицию выстроить было очень непросто, учитывая то, что многие знаковые моменты египетской истории в памятниках ГМИИ представлены фрагментарно. Но все получилось: мерный ряд огромных витрин у стены, соседствующей с «Греческим двориком» ,очень хорошо наполнен предметами. Ряд логично «разбит» перпендикулярно стоящими витринами с рельефами из гробницы Иси и витриной с имитацией погребения Среднего царства, где помимо привычных погребальных ладей впервые появился после долгого забвения замечательный прямоугольный саркофаг вельможи Шепсипумина. В блоке Среднего царства выигрышно поднялись с нижней полки в середину витрины скульптурный портрет Сенусерта II, гранитная голова сфинкса царицы. Визуальный ряд стал менее декоративным, однако собран гораздо более профессионально, чем раньше. Хронологическая экспозиция продолжается там, где раньше лежала мумия с большим блоком Нового царства к которому перемещена отдельная витрина с саркофагом жрицы Иусанх. Блоки всех эпох дополнены предметами, которые раньше не выставлялись, при этом общее число выставленных в зале вещей очевидно уменьшилось, правда, в пользу качества экспозиционного материала.

Комплекс двух огромных инсталляций, посвященных богам долины Нила и погребальному ритуалу, расположен в противоположном конце зала; его с двух сторон фланкируют старые знакомцы – каменные саркофаги Имхотепа и Чаиму. В центре, перед инсталляциями, создана еще одна, горизонтальная, отдельно стоящая. Туда «переехала» с сопутствующими ушебти, фигурой богини-плакальщицы, посохом мумия жреца Хорха к которой, кстати, вернулась красивая родная крышка саркофага (ранее крышки в экспозиции не было). Из экспозиции ушли голова мумии женщины, что можно только приветствовать из этических соображений, и распеленатая мумия сокола. Мумия кошки в поздних геометрических пеленах – осталась и теперь лежит рядом с саркофагом Хорха. В раздел погребального ритуала пришел великолепный расписной ковчег с канопами Сенебуни, который теперь соседствует с известной фигурой лежащего Анубиса и рельефом с погребальной процессии из гробницы писца войск Нана. В центре инсталляции, в обрамлении масок и массы замечательных вещей – саркофаг Ихери. Симметрично, в углу витрины, посвященной египетскому пантеону, также стоит саркофаг, по сторонам от него – инсталляция из мира богов, очень удачная, с несколькими значимыми предметами из хранения (например, красивейшим вотивным систром Хатхор, статуей бога Хапи, которая обязательно должна быть в экспозиции зала, и моим любимым штандартом с навершием в форме скорпиона Селкет). Т.н. «уголок скульптора» с моделями, незавершенными рельефами и т.д. остался почти на своем месте, но в новом исполнении.

Теперь о шедеврах. Саркофаг Маху сместился ближе к входу в зал и смотрится на синем постаменте отлично. На его старом месте теперь возвышаются в новой красивой витрине Аменхотеп и Раннаи, которые ослепительно хороши с новым светом - мягким и не бросающимся в глаза. Остальные знаменитые вещи и ювелирные украшения теперь распределены по высоким узким витринам, внутри которых находятся массивные наклонные плоскости – не то обелиски, не то контрфорсы, на фоне которых и стоят вещи. Поочередно: бюст Аменемхета III, рельеф с плакальщиками, лицо амарнского царя и, наконец, ложечка-пловчиха. В этой же группе, ближе к Аменемхету III на отдельном постаменте стоит сфинкс Аменхотепа II. И.Антонова была права: Аменемхет III размещен очень высоко, что мешает взгляду на памятник, несмотря на отлично поставленный свет. Рельеф с плакальщиками смотрится на «обелиске» чуждым. Ложечку же структура витрины попросту задавила и это очень обидно. Получилось, что именно знаковые вещи выставлены дизайнером неудачно, им откровенно мешает массив «обелисков» и они бы великолепно смотрелись в отдельно стоящих витринах на этих же местах. Если бы новые жалюзи в окнах с этой стороны были бы нее белыми, а непрозрачными, синими, то высота зала при умело поставленном свете пропала бы и не пришлось бы «обелисками» «вытаскивать» миниатюрные вещи. Плюс за счет того, что витрины прислонены к стенам, пространство этого участка зала кажется пустоватым, несколько непропорциональным по отношению к остальной отличной экспозиции. Это единственный минус нового египетского зала, броский, но легко устранимый при желании. Кстати, продолжающая этот ряд витрина с ювелирными изделиями и амулетами – красивая и за счет того, что вертикальная плоскость, заменившая столики старой экспозиции, занята низками, гармонично смотрящаяся, несмотря на явный недостаток подсветки в нижней части, где много миниатюрных памятников. В ней, кстати, появилось золото – погребальный венок римского времени и красивейшие женские серьги, ранее отсутствовавшие в экспозиции.

Важный момент: в соседнем также полностью обновленном зале древних цивилизаций появился отличный блок с памятниками письменности народов Древнего Востока. Теперь именно там появился знаменитый фрагмент с «Текстами пирамид» из гробницы Пепи I, который до этого не выставлялся, «Московский математический папирус», неразвернутый свиток папируса; в этой же витрине, помимо писца, статуэтки Имхотепа и стелы с демотической надписью – таблички из Амарнского царского архива. Витрина получилась – замечательная.

Вообще стоит отметить одну важную деталь: новая экспозиция дидактична, т.е. более направлена на понимание закономерностей развития и особенностей культуры, чем на классический «искусствоведческий восторг». Это важно и очень здорово; думаю, новые залы очень полюбят экскурсоводы – им в них будет работать много проще, чем раньше. Ну и конечно, в завершении этого обзора отмечу этикетаж и экспликации. Сделаны они хорошо, этикетки – на двух языках, написаны, правда, предельно осторожно и иногда не очень конкретно, в особенности с памятниками скульптуры. Но, повторю, все это – мелочи. "Нильская синева" удалась, и хранителя отдела О.В. Лечицкую можно только поздравить. Это достойный успех.

(с) Виктор Солкин

P.S. Позже вставлю фото.

victorsolkin.livejournal.com

Пушкинский музей для детей и их родителей — необычные экскурсии в Москве

Мы побываем в самых интересных залах Пушкинского музея — чтобы провести яркое и познавательное знакомство с архитектурой, скульптурой, живописью и историей стран Европы. Мы познакомимся с мумией и древнеегипетскими жрецами, загадочными существами Востока и золотом Шлимана возрастом в 45 веков! Вас ждут статуи, созданные древними греками, и мифы, которые они рассказывали о своих героях. Вы увидите картины, написанные великими художниками прошлого, и даже попробуете создать свой собственный шедевр.

О Пушкинском музее

Пушкинский музей все 103 года своей жизни был, в первую очередь, музеем учебным — сюда приходили те, кто изучал историю искусства. И сегодня главная аудитория музея — школьники, студенты и неравнодушные к искусству люди.

Устройство музея и его коллекции располагают к тому, чтобы провести здесь целый день — в здании на Волхонке, 12, можно посмотреть всё западноевропейское искусство, начиная с Древней Греции и Рима, до конца XVIII века. А ведь есть ещё целый корпус, где можно увидеть картины импрессионистов, а также дальнейшие направления живописи XIX-XX веков. Коллекция живописи музея — это подлинные шедевры, которые собирали всю свою жизнь крупнейшие учёные, меценаты и ценители искусства. Особенной гордостью являются также подлинные коллекции древностей Египта и Месопотамии.

Программа экскурсии

Если вы первый раз в музее, то лучше всего познакомиться с ним как следует, поговорив о самом интересном и самом известном.

  • Мы начнем с Древнего Египта, ведь это сотни предметов — статуи и саркофаги, мумия, сфинкс, амулеты и многое другое, созданное более четырёх тысяч лет назад. Жемчужина египетской коллекции — это статуи жрецов, которым уже 35 веков. Мы поговорим про них и раскроем их тайны и смыслы.
  • Обязательным в нашем путешествии будет зал искусства Междуречья, который открылся два года назад после реставрации и стал одним из самых привлекательных в музее. Здесь мы познакомимся с самыми загадочными существами Востока — волшебными быками Шеду. Нас ждут золотые сокровища, найденные самым знаменитым археологом в мире — Генрихом Шлиманом!
  • А ещё мы увидим залы, где расположены полотна великих живописцев: Питера Брейгеля Младшего, Якоба Йорданса и Рембрандта, постараемся объяснить их смысл и разгадать секреты. Мы научимся различать виды и жанры живописи, узнаем, чем отличается историческая картина от мифологической, и узнаем, какие картины писали в XVII веке в удивительной стране под названием Фландрия.
  • Особенным пунктом в нашей экскурсии станет разговор о греческих статуях — мы вспомним, кто придумал Олимпийские игры и зачем, а кроме того — я расскажу самые интересные мифы о Зевсе, Афине и знаменитых героях Эллады.

Не обойдётся и без повторения за великими мастерами прошлого — мы зарисуем понравившиеся шедевры! А ещё поиграем в пантомиму, чтобы ни дети, ни родители не забыли увиденное в музее.

Организационные детали

  • Рекомендуемый возраст детей для этой программы — 6-12 лет. Также я могу предложить вам другую программу для взрослых или порекомендовать прекрасного экскурсовода, много лет работающего с самыми маленькими детьми.
  • Экскурсия будет веселее, если Вы пригласите с собой друзей с детьми, тогда возможностей для игр и впечатлений будет больше!

Дополнительно оплачиваются входные билеты — 300 руб. для взрослых, 150 руб. для детей.

Закажите экскурсию на любой из доступных дней в календаре

  • Это индивидуальная экскурсия, гид проведет ее для вас и вашей компании.
  • На сайте вы оплачиваете 20% стоимости, а остальные деньги — гиду на месте. Вы можете задать гиду любые вопросы до оплаты.

День свободен

День занят

Скидка 32%

Заказать

При заказе вам не нужно ничего платить.

Задайте гиду любые вопросы по экскурсии.

14 отзывов путешественников

Написать отзыв могут только посетившие экскурсию путешественники

37 отзывов на другие экскурсии гида

experience.tripster.ru