ГМИИ им. Пушкина открыл обновленные залы искусства Древнего Египта. Древний египет пушкинский музей
Знакомство с культурой Древнего Египта. Детская познавательная экскурсия по Египетскому залу ГМИИ им.Пушкина
Приглашаю вас на познавательную прогулку для детей и взрослых по залам Древнего Египта Пушкинского музея. Во время экскурсии ребята познакомятся с египетским искусством и разгадают секреты загадочной древней цивилизации: узнают, кто придумал мумию, зачем построили пирамиды, что обозначают причудливые иероглифы и какую функцию выполняли жрецы. А в конце участников ждет творческое задание, которое позволит в игровой форме закрепить материал и лучше запомнить новые интересные факты!
Что вас ожидает
Погружение в культуру Древнего Египта
В залах музея ребята познакомятся с одним из лучших в мире собраний предметов древнеегипетской цивилизации. Рассмотрят древнюю мумию и саркофаги, настоящего сфинкса, скульптурный портрет фараона, египетские папирусы и рельефы, исписанные иероглифами, а также шедевры коллекции — парную скульптуру жрецов Аменхотепа и Раннаи и косметическую ложечку из слоновой кости, в которой хранились краски и благовония. Каждый предмет коллекции расскажет ребятам об искусстве Древнего Египта, религиозных культах и повседневной жизни египтян, их быте и письменности.
Загадки египетской цивилизации
Египтяне оставили нам множество загадок и символов, которые вам предстоит разгадать во время экскурсии! Вы узнаете, как и почему египтяне делали мумий, зачем были построены пирамиды, в чем особенность египетских иероглифов, кто такие сфинксы и почему у египетских богов звериные головы. А в конце экскурсии для закрепления материала дети получат «папирус» с пустыми окошками, которые заполнят наклейками с изображениями египетских шедевров, и ответят на вопрос, для чего египтяне создали эти произведения искусства.
Кому подойдет экскурсия
Экскурсия рассчитана на детей 10-12 лет, также программу можно адаптировать и под взрослую аудиторию.
Организационные детали
В зависимости от состава участников группы (дети или взрослые) может меняться стоимость программы.
Билеты для школьников в музее приобретаются отдельно. Билеты бесплатные, но их необходимо получить в кассе
Взрослые, сопровождающие детей, покупают входные билеты в кассе музея. Стоимость полного билета 300р. Для получения льготы необходимо предъявить документ.
День экскурсии необходимо согласовывать минимум за 7 дней до нужной даты.
mos-holidays.ru
ГМИИ им. Пушкина открыл обновленные залы искусства Древнего Египта
Обновленные залы искусства Древнего Египта и Древних цивилизаций открылись в главном здании Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, который в этом году отмечает свой вековой юбилей, сообщили РИА Новости в пресс-службе музея.
МОСКВА, 4 апр - РИА Новости. Обновленные залы искусства Древнего Египта и Древних цивилизаций открылись в главном здании Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, который в этом году отмечает свой вековой юбилей, сообщили РИА Новости в пресс-службе музея.
Обновленная экспозиция в ГМИИ имени Пушкина
"Структура экспозиции как и прежде сочетает хронологический и тематический принципы. Однако оба эти принципа выступают теперь более дифференцированно. Так, например, лучшие произведения древнеегипетского искусства выставлены теперь в отдельных витринах. У зрителя появилась возможность близко рассмотреть жреца Аменхотепа и жрицу Раннаи, знаменитых "Плакальщиков", косметическую ложечку в виде плывущей девушки с цветком лотоса, лицо молодого мужчины Амарнского периода, царя Аменемхета III", - отмечается в релизе.
Что касается искусства древних цивилизаций, то после длительного перерыва в этой части снова можно увидеть гипсовый слепок стелы с законами царя I Вавилонской династии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), заказанный основателем музея Иваном Цветаевым в Лувре, где хранится подлинник. Кроме того, в зале № 2 появилась возможность представить уникальные памятники культуры и искусства Закавказья, Передней и Средней Азии, найденные в результате археологических раскопок последних лет.
Залы искусства Древнего Египта и Древних цивилизаций - ровесники музея, и сейчас это уже четвертая по счету версия экспонирования искусства того периода.
Первая экспозиция залов Древнего Востока была открыта в 1912 году ее первым хранителем профессором Борисом Тураевым, вторая, послевоенная - профессором Всеволодом Павловым.
Организатором экспозиции, созданной в 1969 году, была заведующая Отделом Древнего Востока Светлана Ходжаш.
Новая экспозиция - плод коллективного труда специалистов-востоковедов, реставраторов, минерологов, антропологов, химиков. Специалистами были пересмотрены датировки некоторых экспонатов, уточнены материалы, из которых они изготовлены и проведены реставрационные работы.
Также в рамках юбилейных торжеств в музее в апреле откроются выставки "Пушкинскому музею - 100 лет" (посвященная истории его создания), "Портреты коллекционеров" (экспозиция включит в себя произведения западноевропейского и русского искусства из частных собраний) и "Воображаемый музей", для которой свои произведения предоставят лучшие мировые музеи - Лувр, Британский музей, Прадо и другие.
ria.ru
Египетский зал, история создания - Новости Пушкинского музея
Музей Изящный Искусств был задуман, как пособие в изучении истории, поэтому переход из зала в зал был как бы переходом в более позднюю эпоху. И первым залом на этом пути был Египетский зал Музея. Зал номер один. Остальные должны были следовать за ним в "строгой системе, в порядке исторической последовательности" (из записки И.В.Цветаева "Университетский Музей изящных искусств в Москве")
Египетский зал Музея располагался и сейчас располагается на первом этаже слева от вертибюля и сообщается с одним из входов в музей. Это крыло как бы выключено из центральной оси Музея: вестибюль, лестница, Центральный зал, и поэтому не связан с ними стилистически.
Для привлечения дарителей И.В.Цветаев придумал "приманку, способствующую сбору средств на строительство Музея". В Положении о Комитете было прописано, что лица, выделившие деньги на сооружение того или иного зала, «получали право ходатайствовать о присвоении этому залу любого имени». Египетский зал находится на особом положении. На заседании Комитета по устройству музея от 16 марта 1899 года состоялось чевствование Ю.С.Нечаева-Мальцова по случаю 65-летия. На этом заседании Комитет принял решение о присвоении имени Нечаева-Мальцова Египетскому залу Музея, сооруженному на общие средства Комитета. Однако уже в письме от 5 ноября 1898 года Цветаев пишет Нечаеву-Мальцову: "Прежде мы думали о дорическом характере отделки вестибюля, но теперь помышляем о египетском: пусть он открывает историю искусств и ведет к Вашему залу." Может быть, этому способствовало то, что именно посылка Нечаева-Мальцова из Каира была первой лептой, внесенный в Египетскую коллекцию музея.
Отделкой Египетского зала занимались Р.Клейн и Нивинский, но Иван Владимирович не мог оставить без внимания ни один уголок своего музея.
"Как было бы хорошо имитировать во входе в ... зал древнеегипетский пилон, выкладкой его из кирпича или даже декоративной живописью. Как пилоны служили фасадами египетских храмов, так этот живописный или штукатурный пилон вводил бы в первый зал Музея. Какое счасть было бы украсить этот зал парочкой-другой египетских колонн разных типов." - писал он Нечаеву-Мальцову.
А в 1909 году он пишет Р.И.Клейну: «Египтолог Голенищев указал мне только что вышедшее английское издание одной могилы с потолком в красках из Коршунов, олицетворящих солнце. Это будет эффектно и верно. Их посадим на балки, а между ними площади усеем только звездами, знаками зодиака, но не картинами бытового характера, к потолку (- «небу») не идущими.»
В конечном варианте Египетский зал украсили колонны с капителями в виде бутона цветка папируса. Они имели свои исторические прототипы. Конструктивной роли эти колонны не выполняли, но передавали стиль египетской культуры.
Колонны дворца в Люксоре
Оформление зала лежало на Нивинском: «Пусть бы Нивинский поставил пару рабочих в Египетский зал и поскорее определил ценность этого потолка. Сам бы он расчертил Крылатое Солнце с Уреусом на нижней стороне балок.» - пишет Цветаев Клейну.
Росписью Египетского зала занялся В.Д.Поленов. Он так загорелся идеей росписи Музея, так горячо взялся за это дело, что сумел заразить этим и В.М.Васнецова, и многих других замечательных художников своего времени. Для обеспечения лучшей передачи духа страны для художников была огранизована экспедиция. "Расписывать Музей, украшаемый мраморами и гранитом, - говорл Поленов, - по фотографиям или гравюрам или повторяя подобные картины Берлинского музея невозможно. Необходимы для такого небывлого в России учреждения картины оригинальные и написанные под непосредственными впечатлениями."
В.Д.Поленов "Пирамида Хеопса"
В.С.Голенищев принял деятельное участие в деле обустройства зала, для его коллекции: Он советовал, спорил, просил. "Голенищев просит не окрашивать Египетского зала в красный цвет, - пишет Цветаев Р.И.Клейну 20 августа 1910 года, - а в желтый или светло-кофейный, темно-светло-серый, зеленоватые цвета для Египта тоже не идут."
Именно такими были портреты из собрания В.С.Голенищева. Желтые, светло-кофейные.
Портрет пожилого мужчины. Фаюм.
Зал делался, переделывался, переосмысливался. В мае 1909 года Клейн получает еще одно письмо Цветаева: «Кстати, нам коренным образом надо перефасонить потолок и отделку Египетского зала. С кн.Щербатовым в Эдфу мы нашли форму зала, как нельзя лучше подходящую к нашим размерам...»
В результате зал предстал перед посетителями таким.
с колоннами-папирусами, с коршунами на потолке...
и с уникальной коллекцией в шкафах
До начала создания Музея.Цветаев не был в Египте. Впервые, наверное, эта мысль посетила его при разглядывании папирусов, которые прислал из Каира Ю.С.Нечаев-Мальцев. Но уже в декабре 1908 года Цветаев пишет: «Хочется мне перед смертью побывать в стране пирамид.» Как раз в это время ему присылают приглашение на II Международный археологический съезд в Каире. Он радуется, как ребенок. Пишет шутливые письма Н.И.Романову в Афины: «... весь Египет, говорят, облекся в траур, когда по нему пронеслась весть, что я на конгресс не прибыл. Но зато на другой же день чуть не разломили здание съезда, когда узнало народонаселение Каира о моем появлении под египетским небом.» и еще «Мосперо, чтобы успокоить арабские толпы и удовлетворить любопытство делегатов всего мира, назначил мою конференцию через четверть часа по моем приходе.» Цветаев счастлив таким вниманием и скромно описывает свои реторические успехи: «Пригодились мне тут демосфеновские приемы произнесения речи под плеск морских волн, которым я предавался на досуге в каюте парохода, сидя у люка на койке. Речь я таким образом приладил к своей неповоротливой, владимирской семинарстской лингве — и дело сошло с таким триумфом, что чуть не лопнули окна и не провалился потолок зала от рукоплесканий.»
Зал был готов к декабрю 1911 года, и Цветаев пишет письмо профессору Б.А.Тураеву: «Почтительнейше прошу Вас, если Вы найдете это возможным, вступить в отправление обязанностей заведующего египетским залом 2 января будущего года.» Б.А.Тураев соглашается и вскоре Цветаев получает письмо от М.В.Никольского: «Сердечно радуюсь тому, что Вам удалось привлечь в состав Музея глубокоуважаемого моего друга, проф.Б.А.Тураева для заведывания коллекцией В.С.Голенищева. Это поистине счастье, ниспосланное судьбой.»
Конечно, мы не охватим всего сразу, стоя посреди Египетского зала Музея. В музеи надо возвращаться, они не любят суеты, но откликаются на внимание и терпение. Поэтому про В.С.Голенищева и его коллекцию, про Б.А.Тураева, и про многое другое мы узнаем, когда вернемся в самый таинственный зал Музея Изящных Искусств.
tvoy-muzey.livejournal.com
Нильская синева, или новый Египет в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Эту экспозицию все очень ждали: египетский зал Пушкинского все помнят с детства и любят в него возвращаться. Там более, что и памятники в коллекции, которая является одной из самых значимых в ядре подлинного собрания ГМИИ, интересные, подобранные с большой любовью и знанием дела. В основе коллекции – вещи из коллекции Владимира Голенищева – выдающегося русского востоковеда и страстного любителя древнеегипетского искусства, который был известен не только обширными знаниями и энтузиазмом, но и тонким вкусом. Зал, созданный архитектором Р.И. Клейном, – сам по себе произведение искусства. Его колонны, выполненные в форме связок бутонов папируса воспроизводят колоннады двора Луксорского храма, а росписи потолка, выполненные художником А. Нивинским, имитируют декорировку потолков египетских храмов и гробниц 15-12 вв. до н.э.
Нынешняя экспозиция – четвертая за историю ГМИИ. Предыдущая была создана в 1969 году египтологом С.И. Ходжаш и художником А. Деулем, была очень красивой, однако откровенно нуждалась в модернизации уже с конца 1990-х. В последние годы жизни С.И. Ходжаш очень жестко противилась любой модернизации в зале, несмотря на отсутствие нормального этикетажа, пыльные витрины и многие другие проблемы.
Новая экспозиция – это синий, почти лазуритовый зал. Первое впечатление очень непривычное, однако получилось красиво: стены идеально гармонируют с потолком, на их фоне отлично смотрятся кофейно-песчаные «папирусы» колонн, возникает ощущение какого-то погружения в нильскую синеву, в пространстве которой вновь возникает мысль о естественной для Египта яркости красок, которой мешает привычный золотистый колорит пустыни и древних архитектурных форм, полихромная роспись которых утеряна.
Экспозиция выстроена очень логично и состоит из трех частей: половину периметра зала занимает жестко хронологическая экспозиция от додинастического Египта до конца Нового царства; вторая часть – это мировоззрение египтян и погребальный ритуал, наконец третья – это отдельно стоящие витрины с наиболее известными памятниками музея.
Думается, хронологическую экспозицию выстроить было очень непросто, учитывая то, что многие знаковые моменты египетской истории в памятниках ГМИИ представлены фрагментарно. Но все получилось: мерный ряд огромных витрин у стены, соседствующей с «Греческим двориком» ,очень хорошо наполнен предметами. Ряд логично «разбит» перпендикулярно стоящими витринами с рельефами из гробницы Иси и витриной с имитацией погребения Среднего царства, где помимо привычных погребальных ладей впервые появился после долгого забвения замечательный прямоугольный саркофаг вельможи Шепсипумина. В блоке Среднего царства выигрышно поднялись с нижней полки в середину витрины скульптурный портрет Сенусерта II, гранитная голова сфинкса царицы. Визуальный ряд стал менее декоративным, однако собран гораздо более профессионально, чем раньше. Хронологическая экспозиция продолжается там, где раньше лежала мумия с большим блоком Нового царства к которому перемещена отдельная витрина с саркофагом жрицы Иусанх. Блоки всех эпох дополнены предметами, которые раньше не выставлялись, при этом общее число выставленных в зале вещей очевидно уменьшилось, правда, в пользу качества экспозиционного материала.
Комплекс двух огромных инсталляций, посвященных богам долины Нила и погребальному ритуалу, расположен в противоположном конце зала; его с двух сторон фланкируют старые знакомцы – каменные саркофаги Имхотепа и Чаиму. В центре, перед инсталляциями, создана еще одна, горизонтальная, отдельно стоящая. Туда «переехала» с сопутствующими ушебти, фигурой богини-плакальщицы, посохом мумия жреца Хорха к которой, кстати, вернулась красивая родная крышка саркофага (ранее крышки в экспозиции не было). Из экспозиции ушли голова мумии женщины, что можно только приветствовать из этических соображений, и распеленатая мумия сокола. Мумия кошки в поздних геометрических пеленах – осталась и теперь лежит рядом с саркофагом Хорха. В раздел погребального ритуала пришел великолепный расписной ковчег с канопами Сенебуни, который теперь соседствует с известной фигурой лежащего Анубиса и рельефом с погребальной процессии из гробницы писца войск Нана. В центре инсталляции, в обрамлении масок и массы замечательных вещей – саркофаг Ихери. Симметрично, в углу витрины, посвященной египетскому пантеону, также стоит саркофаг, по сторонам от него – инсталляция из мира богов, очень удачная, с несколькими значимыми предметами из хранения (например, красивейшим вотивным систром Хатхор, статуей бога Хапи, которая обязательно должна быть в экспозиции зала, и моим любимым штандартом с навершием в форме скорпиона Селкет). Т.н. «уголок скульптора» с моделями, незавершенными рельефами и т.д. остался почти на своем месте, но в новом исполнении.
Теперь о шедеврах. Саркофаг Маху сместился ближе к входу в зал и смотрится на синем постаменте отлично. На его старом месте теперь возвышаются в новой красивой витрине Аменхотеп и Раннаи, которые ослепительно хороши с новым светом - мягким и не бросающимся в глаза. Остальные знаменитые вещи и ювелирные украшения теперь распределены по высоким узким витринам, внутри которых находятся массивные наклонные плоскости – не то обелиски, не то контрфорсы, на фоне которых и стоят вещи. Поочередно: бюст Аменемхета III, рельеф с плакальщиками, лицо амарнского царя и, наконец, ложечка-пловчиха. В этой же группе, ближе к Аменемхету III на отдельном постаменте стоит сфинкс Аменхотепа II. И.Антонова была права: Аменемхет III размещен очень высоко, что мешает взгляду на памятник, несмотря на отлично поставленный свет. Рельеф с плакальщиками смотрится на «обелиске» чуждым. Ложечку же структура витрины попросту задавила и это очень обидно. Получилось, что именно знаковые вещи выставлены дизайнером неудачно, им откровенно мешает массив «обелисков» и они бы великолепно смотрелись в отдельно стоящих витринах на этих же местах. Если бы новые жалюзи в окнах с этой стороны были бы нее белыми, а непрозрачными, синими, то высота зала при умело поставленном свете пропала бы и не пришлось бы «обелисками» «вытаскивать» миниатюрные вещи. Плюс за счет того, что витрины прислонены к стенам, пространство этого участка зала кажется пустоватым, несколько непропорциональным по отношению к остальной отличной экспозиции. Это единственный минус нового египетского зала, броский, но легко устранимый при желании. Кстати, продолжающая этот ряд витрина с ювелирными изделиями и амулетами – красивая и за счет того, что вертикальная плоскость, заменившая столики старой экспозиции, занята низками, гармонично смотрящаяся, несмотря на явный недостаток подсветки в нижней части, где много миниатюрных памятников. В ней, кстати, появилось золото – погребальный венок римского времени и красивейшие женские серьги, ранее отсутствовавшие в экспозиции.
Важный момент: в соседнем также полностью обновленном зале древних цивилизаций появился отличный блок с памятниками письменности народов Древнего Востока. Теперь именно там появился знаменитый фрагмент с «Текстами пирамид» из гробницы Пепи I, который до этого не выставлялся, «Московский математический папирус», неразвернутый свиток папируса; в этой же витрине, помимо писца, статуэтки Имхотепа и стелы с демотической надписью – таблички из Амарнского царского архива. Витрина получилась – замечательная.
Вообще стоит отметить одну важную деталь: новая экспозиция дидактична, т.е. более направлена на понимание закономерностей развития и особенностей культуры, чем на классический «искусствоведческий восторг». Это важно и очень здорово; думаю, новые залы очень полюбят экскурсоводы – им в них будет работать много проще, чем раньше. Ну и конечно, в завершении этого обзора отмечу этикетаж и экспликации. Сделаны они хорошо, этикетки – на двух языках, написаны, правда, предельно осторожно и иногда не очень конкретно, в особенности с памятниками скульптуры. Но, повторю, все это – мелочи. "Нильская синева" удалась, и хранителя отдела О.В. Лечицкую можно только поздравить. Это достойный успех.
(с) Виктор Солкин(с) фото - Сергей Куприянов. Еще фото - http://victorsolkin.livejournal.com/454788.html
museum-ru.livejournal.com
ГМИИ им. Пушкина открыл обновленные залы искусства Древнего Египта
Обновленная экспозиция в ГМИИ имени Пушкина
обновленные залы искусства Древнего Египта
Обновленные залы искусства Древнего Египта и Древних цивилизаций открылись в главном здании Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, который в этом году отмечает свой вековой юбилей, сообщили РИА Новости в пресс-службе музея.
"Структура экспозиции как и прежде сочетает хронологический и тематический принципы. Однако оба эти принципа выступают теперь более дифференцированно. Так, например, лучшие произведения древнеегипетского искусства выставлены теперь в отдельных витринах.
У зрителя появилась возможность близко рассмотреть жреца Аменхотепа и жрицу Раннаи, знаменитых "Плакальщиков", косметическую ложечку в виде плывущей девушки с цветком лотоса, лицо молодого мужчины Амарнского периода, царя Аменемхета III", - отмечается в релизе.
Что касается искусства древних цивилизаций, то после длительного перерыва в этой части снова можно увидеть гипсовый слепок стелы с законами царя I Вавилонской династии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), заказанный основателем музея Иваном Цветаевым в Лувре, где хранится подлинник. Кроме того, в зале № 2 появилась возможность представить уникальные памятники культуры и искусства Закавказья, Передней и Средней Азии, найденные в результате археологических раскопок последних лет.
Залы искусства Древнего Египта и Древних цивилизаций - ровесники музея, и сейчас это уже четвертая по счету версия экспонирования искусства того периода.
Первая экспозиция залов Древнего Востока была открыта в 1912 году ее первым хранителем профессором Борисом Тураевым, вторая, послевоенная - профессором Всеволодом Павловым.Организатором экспозиции, созданной в 1969 году, была заведующая Отделом Древнего Востока Светлана Ходжаш.
Новая экспозиция - плод коллективного труда специалистов-востоковедов, реставраторов, минерологов, антропологов, химиков. Специалистами были пересмотрены датировки некоторых экспонатов, уточнены материалы, из которых они изготовлены и проведены реставрационные работы.
Также в рамках юбилейных торжеств в музее в апреле откроются выставки "Пушкинскому музею - 100 лет" (посвященная истории его создания), "Портреты коллекционеров" (экспозиция включит в себя произведения западноевропейского и русского искусства из частных собраний) и "Воображаемый музей", для которой свои произведения предоставят лучшие мировые музеи - Лувр, Британский музей, Прадо и другие.
old.archeo-news.ru
Нильская синева, или новый Египет в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Эту экспозицию все очень ждали: египетский зал Пушкинского все помнят с детства и любят в него возвращаться. Там более, что и памятники в коллекции, которая является одной из самых значимых в ядре подлинного собрания ГМИИ, интересные, подобранные с большой любовью и знанием дела. В основе коллекции – вещи из коллекции Владимира Голенищева – выдающегося русского востоковеда и страстного любителя древнеегипетского искусства, который был известен не только обширными знаниями и энтузиазмом, но и тонким вкусом. Зал, созданный архитектором Р.И. Клейном, – сам по себе произведение искусства. Его колонны, выполненные в форме связок бутонов папируса воспроизводят колоннады двора Луксорского храма, а росписи потолка, выполненные художником А. Нивинским, имитируют декорировку потолков египетских храмов и гробниц 15-12 вв. до н.э.
Нынешняя экспозиция – четвертая за историю ГМИИ. Предыдущая была создана в 1969 году египтологом С.И. Ходжаш и художником А. Деулем, была очень красивой, однако откровенно нуждалась в модернизации уже с конца 1990-х. В последние годы жизни С.И. Ходжаш очень жестко противилась любой модернизации в зале, несмотря на отсутствие нормального этикетажа, пыльные витрины и многие другие проблемы.
Новая экспозиция – это синий, почти лазуритовый зал. Первое впечатление очень непривычное, однако получилось красиво: стены идеально гармонируют с потолком, на их фоне отлично смотрятся кофейно-песчаные «папирусы» колонн, возникает ощущение какого-то погружения в нильскую синеву, в пространстве которой вновь возникает мысль о естественной для Египта яркости красок, которой мешает привычный золотистый колорит пустыни и древних архитектурных форм, полихромная роспись которых утеряна.
Экспозиция выстроена очень логично и состоит из трех частей: половину периметра зала занимает жестко хронологическая экспозиция от додинастического Египта до конца Нового царства; вторая часть – это мировоззрение египтян и погребальный ритуал, наконец третья – это отдельно стоящие витрины с наиболее известными памятниками музея.
Думается, хронологическую экспозицию выстроить было очень непросто, учитывая то, что многие знаковые моменты египетской истории в памятниках ГМИИ представлены фрагментарно. Но все получилось: мерный ряд огромных витрин у стены, соседствующей с «Греческим двориком» ,очень хорошо наполнен предметами. Ряд логично «разбит» перпендикулярно стоящими витринами с рельефами из гробницы Иси и витриной с имитацией погребения Среднего царства, где помимо привычных погребальных ладей впервые появился после долгого забвения замечательный прямоугольный саркофаг вельможи Шепсипумина. В блоке Среднего царства выигрышно поднялись с нижней полки в середину витрины скульптурный портрет Сенусерта II, гранитная голова сфинкса царицы. Визуальный ряд стал менее декоративным, однако собран гораздо более профессионально, чем раньше. Хронологическая экспозиция продолжается там, где раньше лежала мумия с большим блоком Нового царства к которому перемещена отдельная витрина с саркофагом жрицы Иусанх. Блоки всех эпох дополнены предметами, которые раньше не выставлялись, при этом общее число выставленных в зале вещей очевидно уменьшилось, правда, в пользу качества экспозиционного материала.
Комплекс двух огромных инсталляций, посвященных богам долины Нила и погребальному ритуалу, расположен в противоположном конце зала; его с двух сторон фланкируют старые знакомцы – каменные саркофаги Имхотепа и Чаиму. В центре, перед инсталляциями, создана еще одна, горизонтальная, отдельно стоящая. Туда «переехала» с сопутствующими ушебти, фигурой богини-плакальщицы, посохом мумия жреца Хорха к которой, кстати, вернулась красивая родная крышка саркофага (ранее крышки в экспозиции не было). Из экспозиции ушли голова мумии женщины, что можно только приветствовать из этических соображений, и распеленатая мумия сокола. Мумия кошки в поздних геометрических пеленах – осталась и теперь лежит рядом с саркофагом Хорха. В раздел погребального ритуала пришел великолепный расписной ковчег с канопами Сенебуни, который теперь соседствует с известной фигурой лежащего Анубиса и рельефом с погребальной процессии из гробницы писца войск Нана. В центре инсталляции, в обрамлении масок и массы замечательных вещей – саркофаг Ихери. Симметрично, в углу витрины, посвященной египетскому пантеону, также стоит саркофаг, по сторонам от него – инсталляция из мира богов, очень удачная, с несколькими значимыми предметами из хранения (например, красивейшим вотивным систром Хатхор, статуей бога Хапи, которая обязательно должна быть в экспозиции зала, и моим любимым штандартом с навершием в форме скорпиона Селкет). Т.н. «уголок скульптора» с моделями, незавершенными рельефами и т.д. остался почти на своем месте, но в новом исполнении.
Теперь о шедеврах. Саркофаг Маху сместился ближе к входу в зал и смотрится на синем постаменте отлично. На его старом месте теперь возвышаются в новой красивой витрине Аменхотеп и Раннаи, которые ослепительно хороши с новым светом - мягким и не бросающимся в глаза. Остальные знаменитые вещи и ювелирные украшения теперь распределены по высоким узким витринам, внутри которых находятся массивные наклонные плоскости – не то обелиски, не то контрфорсы, на фоне которых и стоят вещи. Поочередно: бюст Аменемхета III, рельеф с плакальщиками, лицо амарнского царя и, наконец, ложечка-пловчиха. В этой же группе, ближе к Аменемхету III на отдельном постаменте стоит сфинкс Аменхотепа II. И.Антонова была права: Аменемхет III размещен очень высоко, что мешает взгляду на памятник, несмотря на отлично поставленный свет. Рельеф с плакальщиками смотрится на «обелиске» чуждым. Ложечку же структура витрины попросту задавила и это очень обидно. Получилось, что именно знаковые вещи выставлены дизайнером неудачно, им откровенно мешает массив «обелисков» и они бы великолепно смотрелись в отдельно стоящих витринах на этих же местах. Если бы новые жалюзи в окнах с этой стороны были бы нее белыми, а непрозрачными, синими, то высота зала при умело поставленном свете пропала бы и не пришлось бы «обелисками» «вытаскивать» миниатюрные вещи. Плюс за счет того, что витрины прислонены к стенам, пространство этого участка зала кажется пустоватым, несколько непропорциональным по отношению к остальной отличной экспозиции. Это единственный минус нового египетского зала, броский, но легко устранимый при желании. Кстати, продолжающая этот ряд витрина с ювелирными изделиями и амулетами – красивая и за счет того, что вертикальная плоскость, заменившая столики старой экспозиции, занята низками, гармонично смотрящаяся, несмотря на явный недостаток подсветки в нижней части, где много миниатюрных памятников. В ней, кстати, появилось золото – погребальный венок римского времени и красивейшие женские серьги, ранее отсутствовавшие в экспозиции.
Важный момент: в соседнем также полностью обновленном зале древних цивилизаций появился отличный блок с памятниками письменности народов Древнего Востока. Теперь именно там появился знаменитый фрагмент с «Текстами пирамид» из гробницы Пепи I, который до этого не выставлялся, «Московский математический папирус», неразвернутый свиток папируса; в этой же витрине, помимо писца, статуэтки Имхотепа и стелы с демотической надписью – таблички из Амарнского царского архива. Витрина получилась – замечательная.
Вообще стоит отметить одну важную деталь: новая экспозиция дидактична, т.е. более направлена на понимание закономерностей развития и особенностей культуры, чем на классический «искусствоведческий восторг». Это важно и очень здорово; думаю, новые залы очень полюбят экскурсоводы – им в них будет работать много проще, чем раньше. Ну и конечно, в завершении этого обзора отмечу этикетаж и экспликации. Сделаны они хорошо, этикетки – на двух языках, написаны, правда, предельно осторожно и иногда не очень конкретно, в особенности с памятниками скульптуры. Но, повторю, все это – мелочи. "Нильская синева" удалась, и хранителя отдела О.В. Лечицкую можно только поздравить. Это достойный успех.
(с) Виктор Солкин
P.S. Позже вставлю фото.
victorsolkin.livejournal.com
Пушкинский музей для детей и их родителей — необычные экскурсии в Москве
Мы побываем в самых интересных залах Пушкинского музея — чтобы провести яркое и познавательное знакомство с архитектурой, скульптурой, живописью и историей стран Европы. Мы познакомимся с мумией и древнеегипетскими жрецами, загадочными существами Востока и золотом Шлимана возрастом в 45 веков! Вас ждут статуи, созданные древними греками, и мифы, которые они рассказывали о своих героях. Вы увидите картины, написанные великими художниками прошлого, и даже попробуете создать свой собственный шедевр.
О Пушкинском музее
Пушкинский музей все 103 года своей жизни был, в первую очередь, музеем учебным — сюда приходили те, кто изучал историю искусства. И сегодня главная аудитория музея — школьники, студенты и неравнодушные к искусству люди.
Устройство музея и его коллекции располагают к тому, чтобы провести здесь целый день — в здании на Волхонке, 12, можно посмотреть всё западноевропейское искусство, начиная с Древней Греции и Рима, до конца XVIII века. А ведь есть ещё целый корпус, где можно увидеть картины импрессионистов, а также дальнейшие направления живописи XIX-XX веков. Коллекция живописи музея — это подлинные шедевры, которые собирали всю свою жизнь крупнейшие учёные, меценаты и ценители искусства. Особенной гордостью являются также подлинные коллекции древностей Египта и Месопотамии.
Программа экскурсии
Если вы первый раз в музее, то лучше всего познакомиться с ним как следует, поговорив о самом интересном и самом известном.
Мы начнем с Древнего Египта, ведь это сотни предметов — статуи и саркофаги, мумия, сфинкс, амулеты и многое другое, созданное более четырёх тысяч лет назад. Жемчужина египетской коллекции — это статуи жрецов, которым уже 35 веков. Мы поговорим про них и раскроем их тайны и смыслы.
Обязательным в нашем путешествии будет зал искусства Междуречья, который открылся два года назад после реставрации и стал одним из самых привлекательных в музее. Здесь мы познакомимся с самыми загадочными существами Востока — волшебными быками Шеду. Нас ждут золотые сокровища, найденные самым знаменитым археологом в мире — Генрихом Шлиманом!
А ещё мы увидим залы, где расположены полотна великих живописцев: Питера Брейгеля Младшего, Якоба Йорданса и Рембрандта, постараемся объяснить их смысл и разгадать секреты. Мы научимся различать виды и жанры живописи, узнаем, чем отличается историческая картина от мифологической, и узнаем, какие картины писали в XVII веке в удивительной стране под названием Фландрия.
Особенным пунктом в нашей экскурсии станет разговор о греческих статуях — мы вспомним, кто придумал Олимпийские игры и зачем, а кроме того — я расскажу самые интересные мифы о Зевсе, Афине и знаменитых героях Эллады.
Не обойдётся и без повторения за великими мастерами прошлого — мы зарисуем понравившиеся шедевры! А ещё поиграем в пантомиму, чтобы ни дети, ни родители не забыли увиденное в музее.
Организационные детали
Рекомендуемый возраст детей для этой программы — 6-12 лет. Также я могу предложить вам другую программу для взрослых или порекомендовать прекрасного экскурсовода, много лет работающего с самыми маленькими детьми.
Экскурсия будет веселее, если Вы пригласите с собой друзей с детьми, тогда возможностей для игр и впечатлений будет больше!
Дополнительно оплачиваются входные билеты — 300 руб. для взрослых, 150 руб. для детей.
Закажите экскурсию на любой из доступных дней в календаре
Это индивидуальная экскурсия, гид проведет ее для вас и вашей компании.
На сайте вы оплачиваете 20% стоимости, а остальные деньги — гиду на месте. Вы можете задать гиду любые вопросы до оплаты.
День свободен
День занят
Скидка 32%
Заказать
При заказе вам не нужно ничего платить.
Задайте гиду любые вопросы по экскурсии.
14 отзывов путешественников
Написать отзыв могут только посетившие экскурсию путешественники