Древние перстни. Т. В. Равдина «Древнерусские литые перстни с геометрическим орнаментом»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Некоторые античные перстни из государственных собраний. Древние перстни


Волшебная сила колец (5 фото)

Наверное, на свете нет более популярного и таинственного украшения, чем кольцо. Трудно найти даму, у которой в шкатулке или ящиках туалетного столика не найдется пары-тройки изящных колечек. Да и многие мужчины не остаются равнодушными к перстням и печаткам.

Судя по всему, такую славу кольцо заслужило благодаря загадочному прошлому. Ведь не случайно же его превозносит столь популярный ныне жанр фэнтези, а в многочисленных сказках и легендах практически всех народов мира события разворачиваются вокруг кольца. Кроме того, история знает немало перстней, ставших настоящими артефактами.

«Паспорт» фараонов и символ любви

Кольцо смело можно назвать ровесником человека разумного. Ведь первые образцы этого украшения появились еще на заре наших времен. Первые перстни - корявые костяные и каменные изделия тогда служили своеобразным оберегом от нечистой силы. Кроме того, во время поклонения богам жрецы племен надевали на пальцы рук кольца, изготовленные специально для данных обрядов.

В Древнем Египте кольца и перстни, изготовленные уже из драгоценных металлов, существенно изменили свой статус. Из украшения-оберега они стали «паспортом» фараонов и знатных людей. На перстни наносили разнообразные рисунки и иероглифы, отпечаток которых был равносилен подписи человека, обремененного властью. Позднее такие кольца у египтян переняли греки, этруски и римляне.

Следует отметить, что этим изобретением фараонов до сих пор пользуется глава Римско-католической церкви. Именное кольцо рыбака подтверждает статус папы римского, а его оттиск заверяет подлинность всех бумаг Ватикана. Ведь не случайно после смерти понтифика его кольцо уничтожают, а для вновь избранного папы изготовляют новое, стараясь таким образом избежать подделки документов.

Знаменитая печатка "Кольцо Рыбака"

В Древнем Риме носить золотые перстни стало привилегией императоров и знати. Тогда же и появился обычай надевать новому цезарю массивное золотое кольцо на указательный палец - палец Юпитера - как знак его высокого сана. Позднее этот обычай переняли многие монархи Европы, заказывая особые перстни для коронации.

Надо сказать, что в Риме появилась и традиция «использовать» кольцо при заключении брака. Так, молодой человек в знак своего желания связать судьбу с понравившейся ему девушкой дарил железный (!) перстень... ее родителям.

Позднее в день бракосочетания молодожены стали обмениваться кольцами, надевая их друг другу на безымянный палец правой руки, так как считалось, что через него проходит сосуд, несущий кровь прямо к сердцу, и золотое украшение на нем сулило семейное благополучие. Нужно отметить, что этот обычай не уничтожила даже эпоха христианства - золотые кольца стали использоваться при обряде венчания.

В Средние века в Европе появились кольца-тайники, внутри которых помещались сильнейшие яды. Подобные украшения стали известны благодаря семейству Борджиа, представители которого отправили на тот свет немало людей, используя содержимое подобных перстней.

Помощник мудрецов и магов

Однако на протяжении многих веков кольцо считалось и мощным магическим артефактом - символом вечности. Маги древности изготавливали себе специальные украшения, на которых были выгравированы сильные заклинания.

Такие перстни становились грозным оружием, подчиняющим себе волю людей, силы земли, воды и огня. Ярким примером тому является легендарное кольцо всевластия, описанное в знаменитой саге Джона Толкина, где подобное украшение стало причиной страшных войн, охвативших обширные земли Средиземья.

О магических кольцах нам рассказывают и старинные легенды. «Героем» одного из таких преданий стал волшебный перстень царя Соломона, который не только наделил своего владельца мудростью, но и сделал его рабами всемогущих духов, исполнявших любое желание библейского владыки. Основоположник ислама пророк Мухаммед тоже постоянно носил на мизинце правой руки заветное кольцо с сердоликом, которое наделяло его даром пророчества.

Надо сказать, что драгоценные камни во много раз увеличивали силу колец и даже давали им возможность исцелять людей от многих болезней. Так, в лечебнике XVI века говорится, что перстень с яхонтом червленым (рубином) избавлял от бессонницы, а кольцо с яхонтом лазоревым (сапфиром) излечивало нервные расстройства.

Проклятие опричника

Интересен тот факт, что на русской земле оставило свой след знаменитое кольцо мироздания, в печатке которого, как считали многие мудрецы древности, скрыт код устройства Вселенной. Согласно преданию, этот перстень делал своего владельца неуязвимым для врагов и открывал сокрытые клады мира.

В середине XVI века на службу к Ивану Грозному поступил немец Орн. Ходили слухи, что его «прогнала» из Европы темная история, связанная с убийствами и колдовством. Новый опричник был жесток и обладал невероятной фантазией, изобретая новые мучения и казни для своих «подопечных».

Древнерусские кольца и перстни

Эти качества заморского слуги пришлись по душе царю, и он пожаловал немцу большое имение на окраине Москвы (ныне это район Останкино). Поселившись в дарованных землях, Орн, к немалому удивлению русских соседей, принялся разрывать старые захоронения, будто бы что-то разыскивая.

Дело в том, что сведущий в колдовстве немец специально приехал в Московское царство и выпросил у царя данное имение, так как, посвятив свою жизнь поиску кольца мироздания, он вычитал в старом манускрипте, что последней владелицей данного артефакта была русская ведьма, проживающая близ Москвы. И занялся разграблением могил опричник не случайно: он искал останки колдуньи, среди которых было скрыто заветное украшение. Удивительно, но перстень Орн все же разыскал, однако немец был проклят благочестивыми людьми, не потерпевшими такого святотатства.

Согласно другой версии, кольцо мироздания попало к немцу совсем иным способом. Этот чудесный перстень купил у одного европейского колдуна сам Иван Грозный, решивший самолично убедиться в его чудесных возможностях. Однако Орн, охотившийся за волшебным колечком, напал на купцов, доставлявших царю его покупку, «прикарманил» их товары, а заморских гостей зарезал и тела их утопил в болоте.

Эта неслыханная дерзость вызвала страшный гнев Грозного. Царь послал людей, чтобы те привезли на его суд нахального опричника, но тот прямо на глазах изумленных посланников надел на палец ворованное колечко и... растворился в воздухе. Легенды гласят, что Орн перенесся в параллельное пространство, где должен теперь скитаться в наказание за свои преступления.

А вот волшебное кольцо не хочет покидать земной мир. Говорят, что при возведении Останкинской башни рабочие несколько раз находили на земле стройки золотой перстень. Однако стоило только «счастливчику» примерить находку, как он тут же падал замертво, а странное украшение бесследно исчезало. Эзотерики считают, что таким образом кольцо мироздания ищет себе достойного владельца, которому оно смогло бы покориться и раскрыть свои тайны.

Талисман поэта

Не менее загадочен и один из перстней А.С. Пушкина, воспетый великим поэтом в знаменитом стихотворении «Талисман».

Надо сказать, что у Пушкина было семь заветных колец, подаренных ему друзьями и любовницами, но только одно из них - золотой перстень с изумрудом - обладало мистической силой.

Предание гласит, что это кольцо некогда принадлежало тирану греческого островного города Самос, правившему с 538 по 522 год до нашей эры, Поликрату, который, желая откупиться от судьбы, выкинул в море дорогой перстень.

Однако рок не принял этой жертвы, и выброшенное кольцо вернулось к нему в брюхе рыбы, поданной за обедом. Несколько столетий легендарное украшение путешествовало по Европе, а в XV веке попало в Россию. Здесь его владельцами были Иван III, Ксения Годунова, Петр I, который подарил перстень своему любимцу Абраму Ганнибалу, после чего кольцо стало реликвией рода Пушкиных.

Пушкину перстень подарил его дядя Василий Львович, перед тем как отправиться в ссылку. Современники великого поэта вспоминали, что Пушкин очень любил это кольцо и считал, что именно оно дарует ему вдохновение и раскрывает тайну слова.

Интересен тот факт, что поэт, практически не расстававшийся со своим заветным украшением, отправляясь на роковую дуэль, снял с руки изумрудный талисман и надел вместо него перстень с сердоликом, подаренный ему графиней Воронцовой. Возможно, этот поступок и предрешил исход поединка.

Умирая, Пушкин вложил чудесное кольцо в руку своего друга, врача и писателя Владимира Даля со словами: «Бери, друг, мне уж не писать».

Позднее в одном из писем Даль отмечал: «Перстень Пушкина, который звал он - не знаю почему - талисманом, для меня теперь настоящий талисман... Как гляну на него, так и хочется приняться за что-нибудь порядочное. Скоро уже...»

Принимая на веру эти строки, можно предположить, что именно перстень поэта «помог» Далю создать потрясающий словарь русского языка.

После смерти писателя дочь Даля передала чудесное кольцо Российской академии наук, и сейчас оно хранится в Мемориальном музее-квартире А.С. Пушкина на набережной реки Мойки.

Интересные материалы:

Кем были настоящие ведьмы и колдуны на самом деле Золото, полученное алхимиками (4 фото + видео)

nlo-mir.ru

Некоторые античные перстни из государственных собраний |

Перстень с вырезанным изображением сидящей Афины, на вытянутой руке держащую крылатую Нику

Афина

300-280 гг. до н.э.

Херсонес. Подстенный склеп 1012Окрестности Севастополя, Крым

Золото; литье, резьба

Хранится в Эрмитаже

 

Источник

 

 

Меотский перстень с вырезанным изображением сидящей человеческой фигуры, играющей на лире

Меоты 1-1

Меоты1-2

V-IV вв. до н.э.

Курган Карагодеуашх. Раскопки Е.Д. Фелицына, 1888.

Золото; литье, резьба

Хранится в Эрмитаже

 Меотский печатный перстень с изображением на щитке барса, терзающего оленя.

Меоты

Меоты3-1

 Золото; литье, резьба

Хранится в Эрмитаже

Меотский печатный перстень с изображением кабана.

Меоты 2

V-IV вв. до н.э.

Семибратний курган № 6. Раскопки В.Г.Тизенгаузена, 1875.

Хранится в Эрмитаже

Источник

Скифский перстень-«погремушка»

Погремушка

V в. до н.э.

Случайная находка у села Таганча, Каневского р-на, Черкасской обл.Раскопки Д.С. Кирилина, 1965

Золото, серебро, литье, гравировка, зернь, филиграньВысота — 41,3 мм

Хранится в Киеве, Музей исторических драгоценностей УкраиныИнв. № АЦС-657

 

Источник

Золото; литье, резьба

Хранится в Эрмитаже

perstni.com

Т. В. Равдина «Древнерусские литые перстни с геометрическим орнаментом» |

Среди огромного количества древнерусских перстней выделяются бронзовые толстопластинчатые перстни с литым орнаментом…

Равдина-1

Равдина-2 Равдина-3 Равдина-4 Равдина-5 Равдина-6

Источник: «Древняя Русь и славяне» М.1978. (отв.ред. Т. В. Николаева)

perstni.com

Древние перстни | Кладоискатель

  Сегодня мы покажем вам, какими были древние перстни. Самое интересное, что в далёкое время ювелирное искусство процветало, и было не менее уникальным, а в чём-то и превосходило труды современных мастеров.

   Античные перстни.

  Античное время отличается помпезностью и вычурностью. Основоположниками моды, конечно же, являются греческие мастера (смотрим первое фото)...

          Античные греческие перстни

  Искусная работа с золотом: 

  • зернь,
  • красивый орнамент,
  • вставки из камней, надо заметить, что камни тоже имеют свои рисунки и гравировку: лица видных деятелей, возможно обладателей перстней, мифические животные.

​Украшение гуннов.

   Золото этрусков.

  Интересный экземпляр это золотой перстень этрусков 5 века до нашей эры (смотрим следующее фото). Он имеет уникальный зооморфный сюжет. Каменная вставка перстня имеет изображение льва.

                                                  Этруское золотое кольцо 5 век до н.э.

Зооморфные гребни.

   Средневековые перстни с солярными знаками.

  Ранее мы рассказывали об особенностях перстней хазарского типа. Сейчас же мы предлагаем вам к рассмотрению перстни славянского исполнения. На фото:

          Средневековые перстни

  • №1 - мы видим часто распространённый у славян перстень с солярной символикой (свастикой), то есть в древности этот символ олицетворял мир и гармонию, пока его не опошлили фашисты. Данный перстень уникален тем, что имеет квадратную форму щитка. В основном щитки с такой символикой встречаются круглые.
  • Под №2 и №3 мы видим широко распространённые виды перстней-колец славянских культур, соответственно прорезного вида и имеющего точечный орнамент.
  • №4 - Перстень позднего периода, 17 века, орнамент выполнен в виде перегородчатых эмалей.

    <<< предыдущий материал                                               следующий материал >>> 

                                                       страница раздела >>>

 

Поделиться информацией в социальных сетях:

      Интересные материалы сайта   

donovedenie.ru

Античный золотой перстень с каменным лицом

/

/

Античный золотой перстень с каменным лицом

Античный золотой перстень с каменным лицом был выставлен на интернет аукцион для коллекционеров Violity  19.02.2017. Традиционно для таких предметов стартовая цена была всего 1 гривна. Торги должны были быть продуктивными, потому как такие вещи за маленькие сумы не продают. Лот продавался без резервной цены.

античный золотой перстень

За перстнем следило примерно 300 человек, сделано было 141 ставку, последняя достигла сумы 44560 грн, что эквивалентно 1650$.

Весил античный золотой перстень 4.98 грамма с учетом каменной вставки. Сам камень не был определен продавцом. Также продавец уточнил, что камень из перстня не доставался и он лично гарантирует его античность. Также покупателя должна была ожидать и дополнительная секретная информация, а именно место находки. Такие данные не выкладывают в сеть чтобы другие кладоискатели не знали о нем. Места золотых античных находок чаще всего держат в тайне.

Античный золотой перстень с каменным лицом

античный золотой перстень

античный золотой перстень

античный золотой перстень

античный золотой перстень

 

Как видно золото античного перстня очень высокой пробы, трудно сказать, но скорей всего минимум 900 пробы. Видна древняя ювелирная работа. Жаль что за столько времени у него появилось несколько трещин, возможно поле на котором он найден обрабатывается техникой. Это частая практика для античных поселений.

Поиск золота с Garrett Ace 250 и Garrett Euro Ace

Античный золотой перстень с каменным лицом это очень редкая находка и цена на такое изделие на европейских аукционах была бы в несколько раз больше. Трудно сказать пополнит ли этот экземпляр коллекцию в Украине или же станет гордостью европейского коллекционера.

 

Читайте также:

Монета шестак Стефана Батория 1581 года

Поиск монет 2017 с металлодетектором

Информация для статьи:

https://auction.violity.com

labelантичный золотой перстень, греция, золото, камень, рим

nahodki.top

Символика средневековых русских перстней

Ратники на средневековых русских перстнях

В ходе постепенного приобщения к культурным традициям Византии Древняя Русь унаследовала и адаптировала многие античные моды и привычки. Сегодня, спустя столетия, наше представление о русских воинах тех далеких времен будет неполным без учета многих, казалось бы незначительных, деталей. В предлагаемой статье мы остановимся на одной малоизученной группе подобных памятников художественного ремесла – средневековых русских перстнях-печатках.

Древние греки, этруски и римляне украшали свои перстни геммами (от лат. gemma)-драгоценными или полудрагоценными камнями с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями. Перстни служили печатями, а также свидетельством принадлежности к тому или иному сословию (так называемые владычные перстни). Тематика изображений на них была различной: от фигур античных богов и героев до геральдических композиций, включающих, например, бюст Зевса-Сараписа и орла с широко распростертыми крыльями. Изображались также трофейные знамена, увенчанные статуей крылатой Виктории1.

Христианство внесло заметные изменения в выбор изображений и символов: появились крест, хризма и фигура Доброго пастыря, характеризующие новую иконографию. Византийские перстни, выполненные из драгоценных металлов, обычно уже не имели украшающих их гемм, а печаткой служил сам щиток (матрица) с зеркально воспроизведенным на нем текстом, монограммой или какой-либо сюжетной композицией2. Характерно, что даже в V-VI вв. на перстнях все еще продолжали изображать римского орла. Позже, с развитием иконопочитания, на смену прежним символам приходят фигуры архангелов с крестом, изображение Христа, обеими руками благословляющего жениха и невесту (обычно – императорскую чету), крест с погрудными изображениями Христа и императорской четы, и, наконец, евангельские сцены. Последние появляются главным образом уже XIII-XIV вв., то есть в поздневизантийский период при Палеологах, когда новые иконографические темы становятся популярными.

Если античные и византийские перстни изучены достаточно полно, то аналогичные русские памятники, к сожалению, пока остаются без должного внимания. Приоритетом отечественной сфрагистики (исторической дисциплины, изучающей печати и оттиски) являются вислые свинцовые княжеские печати (буллы) и, в меньшей степени, оттиски печатей и матриц. В то же время совсем мало изучены сами матрицы, основную часть которых составляют перстни-печатки. С их помощью владелец делал оттиск на воске или мастике, и полученное таким образом изображение становилось «знаком собственности» (или власти).

Перстни. Литье, гравировка. 2-7,10-14 - медный сплав; 1, 9 - серебро; 8 - серебро, позолота. Размеры (в мм): внешний диаметр шинки (кольца) х длина щитка х ширина щитка (если щиток круглый, его размер обозначен одной цифрой). (Из коллекции автора, 13 - из частной коллекции).

1. ХV-ХVI вв. Новгород. (22,9х12,3х8,9).

2. 2-я пол. XV - нач. XVI вв. Тверь. (19,6 х 12,7).

3. XVI - нач. XVII вв. Калуга. (22,5 х 11,0 х 7,4).

4. XVI - нач. XVII вв. Калуга. (20,0 х 12,2 х 10,4).

5. XV век. Калуга. (24,0 х 14,7 х 11,5).

6. XVI - нач. XVII вв. Калуга. (22,2 х 12,2 х 10,6).

7. XVI - нач. XVII вв. Калуга. (22,0 х 11,7 х 8,7).

8. XV - XVI вв. Тула. (22,5 х 12,8 х 9,0).

9. XVI в. Новгород. (17,0 х 10,1 х 9,4).

10. XV -XVI вв. Калуга. (21,5 х 14,5 х 13,0).

11. XV в. Тверь. (25,2 х 13,7 х 12,7).

12. XVI в. Новгород. (22,7 х 12,0 х 9,0).

13. XVI в. Калуга. (24,7 х 16,0).

14. XVI в. Калуга. (23,6 х 15,4 х 12,9).

Перстни-печатки были известны на Руси уже в X в., но повсеместное распространение получили только в XV. Ранние серебряные перстни, украшенные чернью, с круглыми, прямоугольными, квадрифолийными и шестиугольными щитками имеют розетки из кринов и розетки геометрического характера, раппорт бордюра - из лозы. На них встречаются княжеские знаки, изображения фантастических зверей и птиц3. Подобные изделия ювелиров X - начала XIV вв. весьма немногочисленны и известны, главным образом, по находкам из древних кладов, как, например, перстень Св. Алексия – в 1354-78 гг. митрополита Московского4.

15-16. Денги вел. князя Василия Дмитриевича (1389-1425 гг.). Великое княжество Московское. 17. Денга князя Юрия Дмитриевича (1389-1434 гг.). Галичский удел. Серебро. Увеличено в 2 раза. (Из частной коллекции)

Совершенно иную картину распространения сюжетных изображений дают многочисленные перстни XV - начала XVII вв., найденные в Калужской, Новгородской, Тверской, Московской и Тульской областях за два последних десятилетия. Всплеск таких находок, составивших в результате 32 единицы, обусловлен археологическими исследованиями новых территорий и широким использованием для поиска металлодетекторов. Половину находок составляют перстни, обнаруженные на берегах Оки, преимущественно в черте города Калуги. К сожалению, все они являются случайными находками. Среди них нет экземпляров, происходящих из закрытых комплексов либо из культурных слоев, что серьезно затрудняет их датировку5. Не помогает решению данной проблемы и изучение технологии изготовления перстней, так как изображения на них вырезаны вручную, в схематичной манере. Поэтому перстни имеет смысл классифицировать, прежде всего, по сюжетам.

Представляется вполне логичным предположение о том, что сюжеты перстней напрямую связаны с деятельностью их владельцев. Считается, например, что византийские перстни со сценой обручения принадлежали членам императорской семьи, а древнерусские с изображением креста и фигур архангелов – духовным лицам. Развивая эту мысль, можно предположить, что средневековые перстни с изображениями воинов имели отношение к служилому (военному) сословию. Относительно каждого из них можно дать подробное описание, но гораздо труднее полностью раскрыть и истолковать смысл вырезанной символики. Надо также учитывать общий схематизм изображений, который диктовался используемым материалом и малыми размерами перстней.

На общем фоне качественно выделяются новгородские перстни (ил. 1, 9, 12), что может быть объяснено активными контактами Новгорода с европейскими странами и достаточно высоким уровнем мастерства новгородских ювелиров. Их отличает высокая техника исполнения и художественная выразительность. Тем не менее, изображения в целом отличаются наивностью образа и крайней обобщенностью. Вследствие этого изображения на перстнях столь же условны, как на монетах и печатях средневековой Руси.

18. XVI - нач. XVII вв. Калуга. (21,3 х 18,3 х 14,8). (Из коллекции автора)

19. XVII в. Калуга. (25,6 х 16,8 х 16,0). (Из коллекции автора)

Сходство изображений на перстнях-печатках и русских монетах XIV - начала XVI вв. очень примечательно и характерно. Так, сюжеты воина с топором и мечом (ил. 15) и воина на коне с мечом (ил. 16) можно увидеть на монетах великого князя Василия Дмитриевича (1389-1425 гг.). Изображение воина с мечом и щитом (ил. 17) встречается на монетах князя галичского Юрия Дмитриевича (1389-1434 гг.), а также на монетах Тверского княжества6, но чаще всего этот сюжет встречается на монетах князя Бориса Александровича (1425-1461 гг.). Из 30 типов монет этого князя изображение воина со щитом и мечом присутствует на 6 типах, относящихся к середине и второй половине его правления7. Это явно сближает монетную символику с образом Святого воина, традиционно воспроизводимого на свинцовых княжеских печатях XП-XV вв.8

Наиболее интересные в контексте этой сюжетики перстни имеют на щитке (обычно овальной формы) изображение фигуры стоящего, либо идущего воина-копьеносца (ил. 1). В принципе изображение Святого воина с копьем появляется в княжеской сфрагистике еще в начале XII в.9 Примером может служить печать, принадлежавшая новгородскому князю Всеволоду – Гавриилу Мстиславичу-Феодоровичу (1117-1136 гг.). На ее лицевой стороне помещено изображение Благовещения с «испуганной Марией»: архангел с жезлом в руках и Мария с пряжей, сидящая на скамье. На обратной стороне помещено изображение Св. Федора в полный рост с копьем в правой руке и со щитом, опущенным вниз, в левой. На печатях новгородских посадников XIV-XV вв. часто встречается вооруженный копьем всадник10. Однако перстни из калужских находок типологически относятся к более позднему времени (скорее всего, к XVI - началу XVII вв.). Поэтому вопрос об их генетической связи с отмеченной ранней символикой пока остается открытым.

20. 2-я пол. XVII в. Москва. 22,5 х 12,8 х 9.0.

Когда этот материал готовился к печати, столичные археологи под руководством академика А.Г.Векслера обнаружили на территории музея-усадьбы «Коломенское» интересный серебряный перстень XVII века. Как сообщили в Центре археологических исследований мэрии г. Москвы, серебряную печатку удалось найти во время раскопок дворцового комплекса царя Алексея Михайловича, разрушенного около 200лет назад. Находка обнаружена на месте кормового двора. Перстень украшает гравировка – изображение скачущего всадника с саблей, поднятой над головой. По предположению исследователей, печатка могла принадлежать одному из приближенных людей государя, скорей всего – военачальнику.

На калужских перстнях изображенный воин иногда держит в поднятой правой руке саблю (меч) (ил. 2-6), а иногда его рука опущена (ил. 7). В отдельных случаях он изображен с копьем и саблей (мечом) одновременно (ил. 8, 9) или же с копьями в обеих руках (ил. 10-12). Такое наделение воина оружием в обеих руках, по-видимому, отражает средневековые представления о «всеоружии» и, очевидно, наделено иносказательным смыслом11.

Князь П.С.Прозоровский, глава русского посольства в Англию в 1662-63 гг. Фрагмент копии Н.Ф.Яша с группового портрета неизв. английского художника XVII в. (ГИМ).

На трех перстнях вырезано профильное изображение воина, перед которым расположен тонкий, плавно изогнутый ствол молодого дерева – «древа жизни» (ил. 12-14). Такой сюжет хорошо известен по печатям XV-XVI вв., скрепляющим различные документы: раздельные, разъезжие, данные грамоты, межевые выписи и др.12Композиция «воин в профиль» известна на монетах Московской Руси еще в XIV-XV вв., и по мнению Г.А. Федорова-Давыдова она «символически означала князя»13. Отсюда можно сделать предположение, что данные перстни принадлежали представителю княжеской администрации .

На щитках двух перстней мы видим резные изображения всадников. Один вооружен копьем (ил. 18), а другой, обращенный в противоположную сторону, может быть определен как триумфатор (ил. 19). Тематически мотив всадника («ездца»), как известно, наиболее типичен для московской нумизматики, где он появляется уже при сыне Дмитрия Донского - великом князе Василии Дмитриевиче (1389-1425). В дальнейшем он получает развитие и в конечном итоге сливается с иконным образом Св. Георгия Победоносца15.

Нельзя не отметить случаев находок в разных регионах однотипных перстней. В распоряжении автора имеется информация о пяти подобных перстнях, найденных в различных местах, но с одинаковым сюжетом – воин с оружием в обеих руках (ил. 10). Изображения на них отличаются некоторой наивностью и схематизмом. Из-за этого, например, достаточно трудно определить вид оружия - копья это или пики? При этом надо отметить, что техника и манера резьбы на перстнях совершенно одинаковы, изделия отличаются лишь размерами (на 1-3 мм). Все это дает основание предположить, что данные перстни-печатки или восходят к одному достаточно известному прототипу, растиражированному в одной или группе мастерских, или происходят из одного мощного центра ремесленного производства, чья продукция широко распространилась в результате межрегиональных торговых контактов. Складывается впечатление, что существовал определенный иконографический тип воинских перстней, широко распространенный в средневековой Руси и восходящий к некоей впоследствии утраченной традиции.

Эту тенденцию подтверждает анализ группы перстней-печаток с изображениями птиц и животных, о которой мы рассказали здесь http://info-grad.com/statya-nelyubova-sergeya-zver...

Источник

info-grad.com

Перстни и обереги древних славян — Язычество

перстни и обереги древних славян

Перстни

Другие украшения, изначально призванные магически охранять человеческую руку, — кольца, перстни — появляются в могилах древних славян с IX века и широко встречаются начиная со следующего, X века. Некоторые археологи полагали, что они получили распространение у славян только после введения христианства, ведь кольца играют важную роль в церковном обряде. Однако другими учёными были раскопаны славянские захоронения VII века (в Трансильвании), и там оказались бронзовые перстни — не привезенные из далёкой страны, а местные, притом позволяющие даже говорить о «славянском типе» перстней.

Кольцо держит в руке и одно из Божеств Збручского языческого идола: исследователи узнали о нём изображение Лады — славянской Богини всеобщего порядка вещей, от космического круговорота созвездий до семейного круга. И на более поздних перстнях упорно просматриваются священные символы язычества, например знаки Земли.

Словом, языческая символика кольца-перстня была никак не бедней христианской. А может, именно поэтому язычники избегали надевать перстни на покойных, опасаясь помешать душе покинуть тело и отправиться в загробное странствие? Если так, то следует предположить, что после принятия христианства в конце X века, когда умерших, особенно знатных, всё чаще начали хоронить по христианскому обряду, кольца стали класть рядом с телом, а после — оставлять на руке…

В одном женском погребении нашли целых тридцать три перстня в деревянном ларце. В других могилах перстни бывают связаны шнурком, уложены в горшочек, в туесок, в кожаный или вязаный кошелёк, просто на кусочек берёсты. Вероятно, здесь сказывались обычаи финских племён — соседей древних славян, и не просто соседей: некоторым из этих племён предстояло влиться в нарождавшийся древнерусский народ. Там, где такое соседство-родство становилось наиболее тесным, в славянских могилах встречены вполне финские типы перстней. Например, к юго-западу от современного Санкт-Петербурга и в среднем течении Волги носили так называемые «усатые» перстни, а во Владимирских курганах найдены «шумящие» перстни — снабжённые металлическими подвесками, способными звенеть одна о другую. Иногда эти подвески имеют весьма характерные очертания «утиных лапок» — утки и прочие водоплавающие птицы были священны для финно-угорских племён, согласно их верованиям, они участвовали в сотворении мира.

Не менее интересным «финским заимствованием» был своеобразный способ ношения перстней. В Московской области в нескольких курганах нашли перстни, надетые… на палец ноги.

Древнеславянские перстни, как и браслеты, не имеют чётко выраженной «племенной принадлежности». Одни и те же разновидности находят на очень больших территориях. Местные типы перстней появляются в основном к XII—XIII векам, когда производство их становится поистине массовым.

Очень своеобразные и красивые «решётчатые» перстни вятичей были, по-видимому, навеяны искусством мордовских и муромских финно-угорских племен. Вятичи вообще очень долго сохраняли свой колорит, не торопясь растворяться в крепнувшем древнерусском государстве. Мастера, жившие в разных концах территории вятичей, наносили один и тот же узор и на височные кольца, и на перстни с разомкнутыми концами и широкими серединками — их отливали в виде пластинок и лишь потом сгибали в кольцо. Фон рельефного узора при этом иногда заполняли эмалью. У вятичей такие перстни носили не только знатные люди, но и простой народ, живший по лесным деревням. Да и делали их как в городе, так и в сельских мастерских.

А вот на землях между Псковом и современным Санкт-Петербургом, где кривичи и словене смешивались с финно-угорскими племенами — ижорой и водью, — бытовали перстни с выпуклыми рубчиками на длинном щитке. Встречаются здесь и витые незамкнутые перстни, литые с имитацией витья, а также с печаткой, причём вполне «современного» вида. На печатках древнеславянских перстней можно встретить самые разные священные, оберегающие знаки, в том числе и свастику — катящееся солнечное колесо (подробнее см. в главе «Даждьбог Сварожич»).

С развитием ювелирного дела наши предки стали украшать свои перстни не только рельефным узором и эмалью, но и чернью, зернью, сканью.

Способ ношения кольца, по крайней мере у женщин, по-видимому, зависел от возраста, вернее — от возрастной группы. Судя по некоторым данным (Черниговская область), несовершеннолетние девочки. могли носить простенькое колечко на левой руке. Такое найдено в могиле девочки двух—двух с половиной лет. Девушка-невеста, молодая женщина надевали богатый перстень уже на правую руку. А пожилая женщина, переходя в возрастную группу «старух», вместе с безрогой кикой — символом окончания детородного возраста — отдавала нарядный перстень дочери или внучке, а сама вновь брала простое кольцо и надевала на палец левой руки…

Сказанное выше относилось к металлическим перстням. Между тем существовали и сделанные из иных материалов, например из стекла, как и браслеты. Только они встречаются археологам гораздо реже.

Слово «перстень» для нас теперь обозначает украшение для пальца, увенчанное какой-либо вставкой, обычно камешком, драгоценным или полудрагоценным. То, что изготавливали и носили наши далёкие предки, мы, вероятней всего, назвали бы просто «кольцами» : в современном языке это слово означает скорее украшение чисто металлическое (или из другого материала, но тоже без вставки). Однако учёные пишут, что древнерусский язык такого противопоставления не знал. Украшение, надеваемое на палец-«перст», именовалось «перстнем». Слово «кольцо», судя по всему, в этом значении стало употребляться позже.

Что же касается перстней с драгоценными вставками, нашим предкам они тоже были не в диковину. Другое дело, что найденные археологами относятся сплошь к привозным. Месторождения цветных камней — кроме разве что янтаря, встречавшегося и на Днепре, — были далеки от тогдашних славянских земель. Перстни со вставками назывались у древних славян «жуковиньями». Может быть, блестящие выпуклые камешки чем-то напоминали им переливчатые спинки жуков. А может быть, случалось нашим пращурам изумляться перстням с изображением скарабея — священного жука египтян.

Обереги

Иногда приходится читать, что язычники (не только славяне, вообще европейские язычники) не носили предметов культа, сиречь почитаемых, священных, оберегающих изображений, в виде украшений: такая «мода», по мнению некоторых исследователей, возникла только после официального крещения в качестве протеста против новой, нередко насильно насаждаемой религии. Думается, с этим стоит поспорить. Во-первых, мы уже видели: всё, что на современном языке называется «украшениями», имело в древности ясно читаемый религиозный, магический смысл.

Во-вторых, разве для верующего христианина крест, который он носит на шее, — будь этот крест даже прекрасным произведением ювелирного искусства — просто «украшение» в том смысле, которое мы придаём этому слову сегодня? И наконец, убранство покойника, опускаемого в могилу или укладываемого на погребальный костёр, вовсе не обязательно соответствовало убранству живого, по крайней мере каждодневному. Мало ли какие существовали обычаи, воспрещавшие класть предметы культа в могилу? К примеру, вполне можно предположить, что славяне опасались засыпать землёй символы Солнца, а скандинавы — свои молоточки Тора, символы небесного грома.

Многие славянские обереги достаточно чётко разделяются на мужские и женские (кстати заметим, что в христианскую эпоху аналогичным образом различались и нательные кресты).

В женских погребениях нередко находят обереги в виде фигурок коня. Согласно верованиям древних славян, конь — символ добра и счастья, мудрость Богов порою являлась людям через это животное. Культ коня связан с почитанием Солнца. Не случайно обереги-коньки из древних погребений зачастую украшены «солнечным» круговым орнаментом. Славянки носили их у левого плеча, на цепочке, в сочетании с другими оберегами, о которых речь будет дальше.

Коньков без большой натяжки можно назвать любимым оберегом смоленско-полоцких кривичей. В других славянских племенах, даже у тех же кривичей, живших около Пскова, они почти не встречаются. Учёные объясняют это тем, что в районе современного Смоленска до прихода славян жили балтские племена и славяне, смешавшись с ними, вобрали многое из их культуры и верований. В том числе и особую приверженность культу коня. Талисманы смоленских кривичей совсем не случайно перекликаются с теми, что найдены в древностях балтского племени латгалов.

Коньки часто соседствуют с оберегами, изображающими водоплавающих птиц — лебедей, гусей, уток. Наибольшее количество их найдено в тех местах, где славяне соприкасались и смешивались с финно-угорскими племенами. В частности, это относится к областям современных Санкт-Петербурга, Новгорода и Костромы. Нам приходилось уже не раз отмечать, что для финно-угров эти птицы священны, на них не охотились.

Однако место им нашлось и в верованиях славян: ведь именно утки, лебеди, гуси перевозили колесницу Даждьбога-Солнца через Океан-море на его пути в Нижний Мир и назад. Такие верования объясняют, почему из рук славянских мастеров выходили своеобразные обереги, сочетавшие тело водоплавающей птицы с конской головкой. Наши пращуры верили, что славный Бог Солнца непременно поспешит им на помощь — и ночью, и днём.

Другими женскими оберегами были маленькие копии предметов домашнего обихода — ковшички, ложечки, гребешки, ключи. Символика их понятна: они должны были привлекать и удерживать в избе богатство, сытость, довольство. Кому же было о том позаботиться, как не домовитой хозяйке? Вот и привешивали их женщины на левое или правое плечо, реже — на пояс, как было принято у их финских соседок. А когда умирала девочка, не успевшая повзрослеть, выйти замуж и обзавестись хозяйством, — подобные обереги могли дать ей «с собой», но не прикрепляя на одежду, а отдельно, в кожаном кошелёчке.

Обереги-топорики носили и женщины, и мужчины. Только женщины прикрепляли их опять-таки у плеча, а мужчины — у пояса. Топор был излюбленным символом присутствия Перун, Перуна — Бога-воина, подателя тёплых гроз, покровителя урожая — было за что чтить и женщинам, и мужчинам. А вот обереги, представляющие собой миниатюрные изображения оружия — мечей, ножей, ножен, — были чисто мужской принадлежностью.

«Солнечная» символика хорошо прослеживается и в круглых привесках-оберегах, также входивших в женский убор. Делали их, как правило, из биллона или бронзы, реже — из высокопробного серебра. Иногда они украшались изображением креста, и теперь трудно сказать, что имел в виду мастер XII века — то ли новый христианский, то ли свой древний Солнечный Крест.

Если для «солнечных» круглых привесок употреблялись в основном жёлтые сплавы, то на привески-«лунницы» чаще шли белые, в цвет лунного света, — серебро или серебро с оловом, а бронза — лишь изредка. Оно и понятно, ведь в лунницах, как пишут учёные, отразился древний культ Луны, распространённый не только у славян, но и у других древних народов Европы и Азии. В славянских погребениях лунницы появляются с X века. Обычно их носили по нескольку штук в составе ожерелья, а то вдевали в уши, как серьги. Богатые, знатные женщины носили лунницы из чистого серебра; нередко они отмечены тончайшей ювелирной работой, их украшает мельчайшая зернь и филигрань. Не случайно их находят в окрестностях крупных городов Древней Руси, которые вырастали вдоль торговых путей.

В лунницах, что охотно носило большинство женщин, и металл был подешевле, и работа попроще. Если ремесленнику удавалось заполучить в руки дорогую зернёную лунницу, на которой каждый микроскопический шарик был припаян вручную (невероятно кропотливая и дорогая работа!), — деревенский ювелир, не мудрствуя лукаво, снимал с ценного изделия восковой слепок и уже по нему отливал украшение из сплава, что был под рукой. А то просто оттискивал лунницу в глине, вливал жидкий металл — и получалась «массовая продукция» довольно грубой работы, впрочем, как видно, удовлетворявшая односельчан.

Но если такому мастеру не чужд был художественный вкус, он сам делал восковую модель, и тогда на луннице порой возникал растительный орнамент — изящный, тонкий и вполне «функциональный», ведь первейшей мифологической «обязанностью» Луны было следить за ростом растений. Кстати, современные исследования показали, что и в данном случае языком мифа записано меткое наблюдение: оказывается, концентрация полезных веществ в «вершках» и «корешках» наших огородных овощей прямо зависит от новолуния или полнолуния.

pagandom.ru


Смотрите также