Определение символики древнерусских перстней. Перстни древние
Старинные кольца и их отличительные черты
Старинные кольца — это украшения, которые отличаются дизайном, на их поверхности можно обнаружить клеймо, свидетельствующее о качестве изделия, они хранят информацию о мастере и ювелирном доме. Приобрести такое изделие можно на аукционе, в лавке антиквара.
Содержание статьи
Символика на кольцах
Старинное кольцо обладает символикой. Носить украшение было позволено не всем. Перстни и кольца украшали руки:
Служителей веры.
Царей и императоров.
Высокопоставленных служащих.
Магов и предсказателей.
Военных.
На металл наносили символы, которые наделяли человека сверхъестественными способностями. По поверьям изображения говорили не только о принадлежности человека к тому или иному роду, но и о его занятиях. Кольца с символикой животных ценились военными, магами и царями.
Старинные кольца
Популярностью пользовались изображения следующих животных и птиц:
волка;
орла или ястреба;
коня;
быка.
Изображение волка характеризовало владельца как свободную личность, которая способна на отчаянные поступки.
Ястреб или орел на кольце наделял человека острым зрением и точностью.
Изображение коня свидетельствовало о свободолюбии человека, его силе.
А вот бык говорил о том, что владелец кольца обладает силой и выносливостью.
Старинные перстни, инкрустированные камнями, указывали на статус владельца и его достаток. Такие украшения изготавливались из золота или серебра. Украшались камнем крупного размера.
Перстни расценивались как символы:
Власти.
Материальной обеспеченности.
Высокого положения в обществе.
Перстень с камнем был не только украшением. Язычники носили изделия, желая показать свою близость к богам. Императоры — принадлежность к знатному роду. В царской семье, как и во всех благородных домах, украшения с камнями, изготовленные из драгоценного металла, передавались по наследству.
Перстень крупного размера с камнем носили мужчины, женщинам ювелиры предлагали кольца, но монархи не делали исключений, и мужские украшения можно было увидеть на руках у властных женщин.
Как распознать старинный перстень?
Приобрести изделие древних ювелиров непросто. Продавцы нередко выдают за драгоценности старины украшения, которые были состарены искусственным образом. Отличить подделку от антиквариата поможет:
экспертиза;
знание свойств металла;
осмотр изделия.
Естественно, что ювелир легко отличит подделку от раритета. Мастер проведет экспертизу и выдаст заключение. Но за экспертизу придется заплатить.
Золото и серебро обладают различными свойствами, из этих металлов, помимо железа, и изготавливались драгоценности. Они могли быть инкрустированы камнями. Благородные металлы не реагируют на магнит, кроме того, на поверхности изделия непременно должно стоять клеймо.
Старинные обручальные кольца
Можно рассмотреть клеймо при помощи лупы: это поможет получить больше информации о кольце. Перстень с налетом старины уникален, такие изделия обладают характерным дизайном, украшения массивные и поэтому стоят дорого.
Покупатели забывают о том, что антиквариат — это недешевое удовольствие, а под видом старинного украшения из серебра или золота можно приобрести подделку из латуни.
Старый перстень мог быть инкрустирован следующими камнями:
Изумрудом.
Рубином.
Сапфиром.
Агатом.
Александритом.
Бриллиантом.
Крупные камни — отличительная черта старинных украшений. Полировка минералов проводилась не столь тщательно, поэтому камни имели характерный темный оттенок.
Достоверно определить, какой перстень владелец носит на руке, может только ювелир, поэтому при покупке антиквариата стоит проявить бдительность.
Стоит отметить, что кольца и перстни наравне с монетами и денежными купюрами имеют специфические знаки обозначения, о которых осведомлены антиквары. Информация может заключаться в клейме, а может быть внесена на поверхность изделия в виде небольшой метки или гравировки.
Винтаж
Винтажные кольца сегодня набирают популярность. Можно приобрести драгоценности в магазине, а можно сделать на заказ.
Кольца, которые разменяли 50-летний рубеж смело можно называть винтажными, драгоценности отличаются следующим:
изготовлены из металла высшей пробы;
инкрустированы бриллиантами разного размера;
имеют россыпь из сапфиров и бриллиантов.
Огранка камней в таких драгоценностях выполнена иначе, поэтому бриллианты и сапфиры имеют характерный блеск.
Еще одной отличительной чертой считается дизайн. Изделия, которые связаны с той или иной историей любви, у женщин пользуются особой популярностью.
Стоимость таких колец не отличается демократичностью, но она и не слишком высока, если, конечно, изделие не выполнено в единственном экземпляре, тогда его цена может быть заоблачной.
Ухаживать за украшениями стоит тщательно, они требуют бережного с собой обращения. Изделия не покрывались защитным слоем, и поэтому их чистку стоит проводить в ювелирной мастерской.
Купить перстень или винтажное кольцо можно в антикварной лавке, магазине или на аукционе. Такие драгоценности отличаются ценой, дизайном и невероятной роскошью.
Винтажное кольцо, перстень или другое украшение несет в себе энергетику владельца, является частью истории и способно стать гордостью любой женщины. Подобные изделия часто переходят в статус фамильных драгоценностей, их передают по наследству и бережно хранят. Налет старины не только ничуть не портит драгоценности, а лишь повышает их стоимость — вот главный плюс старинных украшений.
dedpodaril.com
Как определить возраст найденного кольца?
Если вы не знаете, на что смотреть, вы можете старинное кольцо принять за современное, а также наоборот, изделие современного ювелира счесть удивительным древним артефактом.
Это может быть сложно. Однажды я нашел кольцо с эмалевой инкрустацией, и подумал, что оно не такое уж старое. Я ошибся: эта ювелирная техника появилась очень давно, а само кольцо было 1815 года. Это всего лишь один пример.
Перстни
Посмотрите: на фото — кольцо. Оно римское. Как это понять?
Во-первых, посмотрите на оправу камней. Она охватывает все, кроме верхней части камня. Это первое, что подсказывает возраст кольца. Во-вторых, поверхность камня гладкая — он полированный, а не граненый, как сейчас.
В средние века, до XVI века, камни тоже не гранили. Перстни были с не ограненными, округлыми «самоцветами».
Затем кольца и перстни стали популярны среди русских царей, которые надевали их на все пальцы. Так мода на них пришла в высшие слои общества. Русские перстни XVII века были массивными, литыми, украшенные эмалью и с одним камнем. Иногда перстни использовались в качестве печати, вырезанными на драгоценных камнях.
Новая эра для использования драгоценных камней началась с открытием самоцветов на Урале и в Сибири. Именно поэтому ограночное и камнерезное дело стало развиваться бешеными темпами. Толчок с развитию ювелирного дела на Руси дало и то, что первый император России — Петр Алексеевич Романов, начал привлекать к иностранных ювелиров.
Огранка алмазов была изобретена в Европе XVII веке, постоянно совершенствовалась и для других камней. В это же время кольца с ограненными камнями только начинают появляться в России.
Мода на кольца с бриллиантами пришла при Екатерине II. Ниже на фото — пример кольца XVIII века. Вы можете заметить, что бриллианты обладают четкими гранями. Теперь посмотрим на оправу камней. Они окружены ею, а не укреплены зубцами, как сегодня.
Кольца XVIII века часто бывают поврежденными. Драгоценный камень по бокам и снизу был окружен золотой фольгой.
Сегодня камни укрепляют так, чтобы через них проходил свет, и они выглядели еще более прекрасными.
Перстни-печатки тоже из моды не выходят. Ниже - ряд перстней XVIII-XIX века.
В XIX веке ювелирные мастера Российской империи с успехом применяли для создания колец такие технологии, как чернь, зернь, эмаль, скань (или филигрань), чеканка, резьба и позолота. Широко использовались бриллианты, сапфиры, рубины и изумруды. Кроме того, камней для перстней стало больше: ценились желтые и розовые топазы, шпинели, аквамарины, кораллы. К любимым камням относились карнеол и сердолик. В качестве исходного материала использовались также нефрит, лазурит, малахит, яшма, агат.
После революции 1917 года спрос на перстни в России сильно упал, да и самих «предметов роскоши» производилось на несколько порядков меньше.
Обручальные кольца
Точно сказать, когда появились обручальные кольца на Руси, сложно. Мнения историков разнятся. Ко-то утверждает, что славяне обменивались кольцами и при язычестве, кто-то указывает на то, что только в IX веке на Русь пришли византийские традиции — в частности, и по вручению помолвочного кольца невесте. В день помолвки (рукобитья, сговора) жених дарил невесте кольцо и подарки.
Старинное помолвочное кольцо можно опознать по форме. Чаще всего она неидеальна, с утолщениями, заметными отклонениями. Это связано с несовершенством ювелирных техник. Встречаются древние помолвочные кольца, сплетенные из двух кусочков золотой проволоки, обернуты вокруг друг друга. Помолвочные кольца носили женщины, поэтому их еще можно отличить и по размеру — чаще всего у женщин пальцы тоньше, чем у мужчин.
Официальные обручальные кольца - и для мужчин, и для женщин появились в России только при Екатерине Великой, в 1755 году. В это время церковь, а точнее - Святейший Синод — утвердил обряд обмена кольцами, соединив два ранее существовавших обряда — помолвку (обручение) и венчание.
Жених покупал кольца и в день венчания отдавал их свидетелю, который передавал их священнику. Иногда обручальное кольцо посылали невесте перед венчанием вместе с фатой, венчальными свечами и восковыми цветами. Однако со времен помолвки до наших дней за кольцами супругов сохранилось и название - обручальные. Так происходило в православной России до 1917 года.
Так что, в итоге, можно сделать вывод, что обручальные кольца с 1800 по 1900 гг можно определить по клейму мастера со внутренней стороны кольца и по пробе золота в золотниках. Обычно это двузначное число, к примеру — 56.
После 1917 года «обряд венчания и обручения» был перенесен из храма под своды зала актов гражданского состояния (ЗАГС) . Остался обряда остался обычай надевать обручальное кольцо на безымянный палец правой руки. Кольца начали производить на ювелирных фабриках, соответственно, ставилось клеймо фабрики и проба золота на кольце.
С 1927 года в СССР на кольцах и вообще всех изделиях из золота, стала ставиться маркировка согласно метрической системе. Число пробы имело цифру от 0 до 1000 и демонстрировало наличие золота в сплаве. Поэтому золотые обручальные кольца с 1927 года легко отличить.
Также в СССР не придавалось значения, из какого материала были кольца и вообще не было требований к их форме.
Поэтому правильной формы обручалки из простых металлов — меди, железа и разных сплавов типа латуни, бронзы — это как раз те самые, времен СССР. Обратите внимание, что заметна заводская обработка колец. Более ранние варианты (крестьянские, дореволюционные, XIX век) были коваными и чаще всего полукруглыми в сечении.
Конечно, большинство колец было гладкими как дань традиции (считалось, что чем кольцо более гладкое, тем более гладкой будет семейная жизнь). Но традиции стали забываться. На «обручалках» стали появляться узоры. Особенно мода на узоры была актуальная ближе к 70-80 гг XX века. Кольца стали массивными, чтобы на них была видна гравировка. Вообще обручальные кольца «позднего СССР» легко узнать по массе и ширине.
После перестройки еще пару лет сохранялась традиция покупать тяжелые, широкие «обручалки». Но далее — уже к концу 90-х, когда покупательская способность населения резко упала, колечки становились все тоньше.
Так, современные обручальные кольца тоже весьма легко узнать: они очень тонкие, и часто бывают из золота 585 пробы и даже ниже.
Кстати, есть у меня наблюдение, что в наше время (примерно с 2010 года и далее), брачующиеся вообще выбирают серебряный вариант обручального кольца. Часто покупают его в церкви, такие кольца легко опознать по надписи «спаси и сохрани», выполненной шрифтом, стилизованным под древнерусский.
Итог
Я не эксперт по ювелирным изделиям, но думаю, история золотых колец и мои наблюдения помогут вам определить, старинное перед вами кольцо или нет. Скажу лишь, что некоторые древние кольца могут быть в очень хорошем сохране (особенно, если они золотые) и могут выглядеть, как новые. А современные кольца могут выглядеть ужасно, но это не указывает на то, что они старые. Очень сложно определить разницу.
Павел Макаров
www.mdregion.ru
Определение символики древнерусских перстней. - Кольца, перстни
.
Перстни. Литье, гравировка. 12 — оловянисто-свинцовый сплав; 11 — серебро; 10-13 — медный сплав;(12-13 - из коллекции автора; 10, 11 - из частной коллекции).
10. Владимирская обл. XIV-XV вв. 21,2x11,3 х10,5 мм.
11 . Мордовия. XVII в. 26,5 х 18 х 17,4 мм.
12. Калуга. XVI в. 21 х 11,9 х 10 мм.
13. Калуга. XV-XVI в. 23,5 х 14,1 х 10,5 мм.
Изображения образа «лютого зверя» на перстнях встречаются нередко. Так, на перстне (ил. 5) представлена «на равных» битва человека и зверя. Поднявшийся на дыбы лев и воин с саблей в руке изображены одного роста. Схватка уже началась. Судя по положению когтистых лап хищника относительно туловища, лев отброшен назад после своеіо прыжка. Исход боя еще не ясен, но воин уже показал свою силу и ловкость.
Конь был священным животным у славян, являясь символом солнца, плодородия и благополучия. Тесно связанный в западнославянской мифологии с «богом богов» Святовитом (нем.-Свентовит).он упоминается немецким хронистом Гельмольдом (XII в.) и датским средневековым автором Саксоном Грамматиком при описании культового центра этого бога, располагавшегося в балтийско-славянском городе Арконе (Х-ХІІ вв.), занимавшем северную оконечность острова Рюген. Поскольку символ коня древние славяне связывали с солнцем, то, по всей вероятности, не случайно на груди глиняных фигурок коней и свистулек-«коников» изображены солярные знаки. В собрании калужского Музея ремесла, архитектуры и быта хранится несколько таких находок – из г. Калуги, дер. Хлуднево и пос. Воротынск Калужской области. Самые ранние сохранившиеся «коники» датируются XVI в.12 1. Пуло (мелкая разменная монета) новгородское большое. Медь. Период правления Ивана III (1462-1505 гг.). Предположительно чекан 1471-1477 гг. Увеличено в 2 раза. (Из частной коллекции).2. Пуло тверское малое. Медь. Период правления Василия III (1505 - 1533 гг.). Увеличено в 2 раза.(Из частной коллекции) Оттиски перстней-печаток № 10-11
Как эмблема воинского мужества и благородства конь встречается на русских перстнях и монетах XIV-XVII вв. Это обстоятельство помогает точнее датировать перстни, пользуясь аналогией с монетами. На серебряном перстне, найденном в г. Калуге на берегу Оки (ил. 9), отчетливо изображен аллюр скачущего коня. Показано начало конского галопа -самого быстрого скачкообразного аллюра в три темпа. Именно при галопе следует момент безопорного движения, при котором лошадь как будто парит над поверхностью земли.
Одним из привлекательных на Руси сюжетов, присутствующих на перстнях-печатках, является «пеликан, окропляющий своей кровью погибающих от змеиного укуса птенцов». Древнерусское название этой птицы — неясыть, перешедшее потом на название птиц отряда сов. Перстень с изображением пеликана, являющийся одной из самых ранних находок публикуемого собрания, показан на ил. 10.
Поскольку «кровь, дающая жизнь мертвым», наводит на мысль об Эвхаристии и Кресте, птица пеликан является одной из наиболее известных аллегорий Иисуса Христа. Аллегорическое значение этого сюжета — любовь родителей к детям или попечение государя о своем народе. Не случайно среди личных вещей царя Алексея Михайловича встречается «перстень... в нем яхонт лазорев четвероуголен, на нем вырезана птица неясыть с детьми»13. С большой вероятностью можно предположить, что для воина такой сюжет олицетворял самопожертвование, а для начальника - готовность к выручке, спасению от гибели своих подчиненных.
Композиционно сложным, требующим разъяснений является сюжет перстня, представленного на ил. 11. Речь идет о знамении, предвестившем падение Царьграда (Константинополя) под натиском турок в 1453 году. В «Повести о Царьграде» русского писателя 2-й половины XV в. Нестора Искандера (Александра) описывается, что при основании Царьграда византийским императором Константином выползший прилюдно из норы змей был схвачен и унесен ввысь орлом, которого змей стал обвивать. Через некоторое время орел пал на землю и был освобожден от змея людьми. «Цесарь», который, по всей видимости, сам наблюдал происшедшее, потрясенный увиденным созвал мудрецов и потребовал от них толкования этого события. Толкователи пояснили знамение. Поскольку орел — знак христианства, а змей — знак басурманства, то христианство будет побеждено, но так как змей убит, то христианство в конце концов возобладает и воцарится в городе14.
Этот сюжет пользовался большой популярностью на Руси. Так, его можно было видеть на изразцах фриза церкви Св. Троицы в г. Костроме, построенной в 1650 г. и разрушенной в 1936 г. К счастью, благодаря материалам Р.Л.Розенфельда7, автору данной статьи удалось разыскать изразец с таким сюжетом в фондах Музея — усадьбы «Коломенское». Надпись на изразце не оставляет сомнения в содержании сюжета: «Бысть видение си[е] в Царьгр[аде]...».
Вообще средневековые мастера были, видимо, хорошо знакомы с литературными сюжетами своего и прошлого времени, с устным и песенным народным творчеством, уходящим корнями в глубины веков. Вот почему для расшифровки каждого изображения на перстне важно также знать и славянское название зверя, в котором нередко заключен глубокий смысл. Оттиски средневековых перстней-печаток, сделанные автором на специальном материале, позволяют выявлять планы изображений, придают им динамику, что помогает лучше почувствовать и даже разгадать замысел мастеров, усилить пластическую выразительность сюжетных образов. Существенен тот факт, что зверь всегда присутствовал в контексте того или иного значимого действия, неких событий, в которых заключался нравоучительный смысл, далеко не всегда понятный современному исследователю. Изображение различных «тварей» лишь с одной только стороны отражало перипетии людской жизни, единство природного мира, где все «твари» - результат промысла Божьего. С другой же стороны, мир всегда воспринимался нашими предками как единство миров телесного и духовного, земного и астрального. При этом использовался великолепно развитый язык символов, глубоко раскрывавший суть графического образа.
Изображения птиц, популярные среди мастеров декоративно-прикладного искусства, объясняются распространенным представлением о сопричастности птиц с небесами и их роли быть посредниками между духовной высшей и земной сферами. Особенно значимым был образ орла. Известный археолог А.В.Чернецов указывал на то, что вообще «образ хищной птицы широко использовался в древнерусской литературе для характеристики воинской доблести»15. Орел же был популярным символом еще в древнем Вавилоне; у греков он мыслился «царем птиц», а позже стал государственным символом Рима. В библейской символике орел обозначал «Божественное Вдохновение». В средневековый период он символизировал отвагу и стойкость, способность к омоложению. Славянами орел рассматривался как «Божья птица» и владыка небес. В христианской символике орел — символ евангелиста Иоанна, а в светской эмблематике - атрибут правосудия, зоркости и гордыни. Мощь и всевидящий взгляд орла, который, не мигая, смотрит даже на солнце, как нельзя лучше олицетворяли высшую власть и ее обладателя. Он приобретал особую символическую роль на фоне борьбы христианства и мусульманства, что видно даже по упоминавшемуся сюжету о схватке орла и змея над Царьградом. Изображение орла в «позе терзания» помещено на перстне XVI в. (ил. 12)
Изразец муравленый из декора церкви Св. Троицы в Костроме. Красная глина, зеленая глазурь. Московское производство. Середина XVII в. 195x193x114 мм. (Музей-усадьба «Коломенское»)
В отдельную группу перстней можно выделить изображения на печатках птиц с оружием в лапе (ил. 13-16). Все изображенные птицы имеют неопределенную видовую принадлежность (ястреб, коршун, орел, ворон). Но, согласно средневековой логике, даже напоминающие домашних птицы (петух, гусь, лебедь), особенно если они вооружены, несомненно, являются хищными. Изображения птиц нередки и на медных русских монетах XV-XVI вв. Особенно много аналогий можно увидеть среди зооморфных изображений на тверских анонимных медных пулах, различных образцах металлопластики и резьбы по кости16,17. Согласно славянской мифологии петух — «вещая птица», способная противостоять нечистой силе, которую она лишает мощи своим утренним троекратным криком. Петух часто символизировал бдительность и воинственность. Отсюда происходит сюжет, встречающийся на перстнях: птица, похожая на петуха, сжимает меч и раскрывает крылья в воинственной позе, свесив вперед свой гребень (ил. 13). В христианской традиции петух является эмблемой Святого Петра. В связи с этим возникает вопрос: не служили ли перстни, особенно с изображением этих птиц, воинскими талисманами и оберегами?
Среди публикуемых перстней особого внимания заслуживает новгородский бронзовый перстень с овальным щитком и изображением птицы в обрамлении прямой круговой надписи «ПЕРСТЕНЬ ДОБРАЧА» (ил. 17). Судя по палеографии начертания букв «Я», читаемой как «А», и буквы «Ч» в виде «бокала», можно говорить о приблизительной датировке перстня серединой XVI в. М.В.Седова и Н.М.Курганова, описавшие найденный в Суздале аналогичный по тексту бронзовый перстень 2-й половины XVI в. с овальным щитком и обратной трехстрочной надписью «ПД/ОБР/АЧ», считают, что первую букву «П» следует читать как сокращение от слова «печать»18. В дореволюционном собрании Н.Ф.Романченко также имелась «массивная медная перстневая печать XVII столетия с надписью, расположенной в четыре строки» «Перстень добраго челка»19. Этот же перстень был несколько ранее описан И.К.Антошевским20. Вполне вероятно, что все три вышеуказанных перстня несут в своих надписях одну и ту же информацию, а именно, «Перстень (печать) доброго человека». Но тогда возникает ряд следующих вопросов. Для чего нужна была эта печать? Для чего требовалась такая констатация? Какой смысл вкладывался в слово «Добрый» и какова здесь роль птицы?
Изображения, близкие представленному, известны на прикладных восковых печатях, на новгородских печатях21, а также на тверских печатях и монетах XV-XVI вв. Они встречаются и на болгарских золотых перстнях XIV в. с владельческими надписями вокруг изображения птицы. На наш взгляд, русские перстни с подобным сюжетом — это те же самые владельческие перстни, но отражающие довольно высокое общественное положение их владельцев.
Вообще, встретившись с разнообразием зооморфных изображений на перстнях, исследователь не может не задаться вопросом:
к какому сословию принадлежали их обладатели, какие они имели должности и положение? Ответить на это частично позволяет перечень рисунков личных печатей или перстней-печаток, которые были описаны в 1858 г. директором Московского архива Министерства юстиции П.Ивановым21. Из людей, имевших отношение к воинской службе, личные перстни-печати прикладывали люди высших сословий: царь, великий князь, князь-воевода, боярин, боярин-воевода, дети боярские, ближний стольник-воевода, думный воевода, осадный голова, ближний окольничий-воевода, окольничий-воевода, дворянин, дворянин-воевода.
Необходимо также сказать несколько слов и о материалах, из которых изготавливались перстни. Сведения такого рода в старых публикациях обычно скупы. Так, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона упоминается лишь, что «перстни делались из золота, серебра, меди, булата, железа, олова». Более детально и основательно изучить представленные в этой статье перстни, понять возможности средневековых и древнерусских мастеров-ювелиров позволяют современные методы анализа металлических сплавов. С их помощью по процентному соотношению примесей к основному металлу сплава можно выявить специально сделанные (либо случайные) добавки, обеспечивающие преобладание тех или иных качеств материала изделия: прочность, вязкость, гибкость, оттенки цвета и др. Сплавы, использовавшиеся для изготовления перстней в средневековый период, в основном были медными, серебряными или оловянисто-свинцовыми (старое название олова и его сплавов - «спруда»). Иногда в составе примесей сплавов обнаруживаются довольно неожиданные добавки. Из шести проведенных экспертиз состава металла перстней представленного собрания в качестве примесей обнаружены следующие элементы: кадмий - 9,8 %, барий - 2,2 %, молибден - 4,6 %, титан -0,4 % и железо-2,1 % (рентгено-флюорисцентный анализ проводился специалистами отдела нумизматики антикварного салона «Екатерина» (Москва)).
Перстни. Литье, гравировка. Медный сплав. (14-16 — из коллекции автора; 17 - из частной коллекции)
14. Новгород. ХV-ХVI вв. 23,2x13,1x10,6 мм.
15 . Рязань. ХV-ХVI вв. 22,1 х 12,2 х 9,9 мм.
16. Муром. XV-XVI вв. 21,7х 11,7 х 11,2 мм.
17 . Новгород. Середина XVI в. 22,5 х 12,8 х 9 мм.
Выделение воинской символики в декоре средневековых русских перстней является делом довольно трудным и во многом новаторским. Сложность подобного исследования, с одной стороны, предопределена большой условностью и схематизмом изображений на перстнях, а с другой, - их иносказательным характером. Наиболее важной группой мотивов в декоре таких перстней являются изображения, отражающие в средневековом понимании власть, силу власти и воинскую доблесть. С целью создания общей целостной картины бытования разнообразных изображений и символов как части национальной художественной культуры необходимо систематическое накопление, изучение и сопоставление исследуемого материала. Результатом этого процесса должен стать каталог «Свод русских сюжетных перстней», в том числе и в электронной версии.
Важным этапом в изучении русских средневековых перстней-матриц является сбор информации и научное описание находок. Эта работа осложняется приобретающими все большие масштабы несанкционированными раскопками и незаконным вывозом археологических памятников за рубеж. Тем не менее, работа по сбору и публикации материалов для общего национального издания ведется автором этой статьи в Калуге, а также другими исследователями в Твери, Владимире, Новгороде и Пскове. Быстрое накопление информации позволяет надеяться, что ситуация неравномерного изучения русской средневековой сфрагистики будет преодолена. Существенно дополнит «Свод русских сюжетных перстней» уже имеющийся Свод актовых печатей22 вместе с опубликованными восково-мастичными оттисками печатей и матриц23. В итоге в России должен появиться уникальный банк данных по важному, малоисследованному направлению средневековой сфрагистики и отечественной истории в целом, и тогда старинные изображения на перстнях по-настоящему «заговорят».
www.reviewdetector.net
Древние перстни | Кладоискатель
Сегодня мы покажем вам, какими были древние перстни. Самое интересное, что в далёкое время ювелирное искусство процветало, и было не менее уникальным, а в чём-то и превосходило труды современных мастеров.
Античные перстни.
Античное время отличается помпезностью и вычурностью. Основоположниками моды, конечно же, являются греческие мастера (смотрим первое фото)...
Искусная работа с золотом:
зернь,
красивый орнамент,
вставки из камней, надо заметить, что камни тоже имеют свои рисунки и гравировку: лица видных деятелей, возможно обладателей перстней, мифические животные.
Украшение гуннов.
Золото этрусков.
Интересный экземпляр это золотой перстень этрусков 5 века до нашей эры (смотрим следующее фото). Он имеет уникальный зооморфный сюжет. Каменная вставка перстня имеет изображение льва.
Зооморфные гребни.
Средневековые перстни с солярными знаками.
Ранее мы рассказывали об особенностях перстней хазарского типа. Сейчас же мы предлагаем вам к рассмотрению перстни славянского исполнения. На фото:
№1 - мы видим часто распространённый у славян перстень с солярной символикой (свастикой), то есть в древности этот символ олицетворял мир и гармонию, пока его не опошлили фашисты. Данный перстень уникален тем, что имеет квадратную форму щитка. В основном щитки с такой символикой встречаются круглые.
Под №2 и №3 мы видим широко распространённые виды перстней-колец славянских культур, соответственно прорезного вида и имеющего точечный орнамент.
№4 - Перстень позднего периода, 17 века, орнамент выполнен в виде перегородчатых эмалей.
<<< предыдущий материал следующий материал >>>
страница раздела >>>
Поделиться информацией в социальных сетях:
Интересные материалы сайта
donovedenie.ru
Перстни. Мы — славяне!
Другие украшения, изначально призванные магически охранять человеческую руку, – кольца, перстни – появляются в могилах древних славян с IХ века и широко встречаются начиная со следующего, Х века. Некоторые археологи полагали, что они получили распространение у славян только после введения христианства, ведь кольца играют важную роль в церковном обряде. Однако другими учёными были раскопаны славянские захоронения VII века (в Трансильвании), и там оказались бронзовые перстни – не привезенные из далёкой страны, а местные, притом позволяющие даже говорить о «славянском типе» перстней. Кольцо держит в руке и одно из Божеств Збручского языческого идола: исследователи узнали в нём изображение Лады – славянской Богини всеобщего порядка вещей, от космического круговорота созвездий до семейного круга (см. главу «Род и Рожаницы»). И на более поздних перстнях упорно просматриваются священные символы язычества, например знаки Земли. Словом, языческая символика кольца-перстня была никак не бедней христианской. А может, именно поэтому язычники избегали надевать перстни на покойных, опасаясь помешать душе покинуть тело и отправиться в загробное странствие (см. главу «Пояс»)? Если так, то следует предположить, что после принятия христианства в конце Х века, когда умерших, особенно знатных, всё чаще начали хоронить по христианскому обряду, кольца стали класть рядом с телом, а после – оставлять на руке…
«Шумящий» перстень с подвесками в виде утиных лапок. XII век
Пластинчатые перстни. XII–XIII века
В одном женском погребении нашли целых тридцать три перстня в деревянном ларце. В других могилах перстни бывают связаны шнурком, уложены в горшочек, в туесок, в кожаный или вязаный кошелёк, просто на кусочек берёсты. Вероятно, здесь сказывались обычаи финских племён – соседей древних славян, и не просто соседей: некоторым из этих племён предстояло влиться в нарождавшийся древнерусский народ. Там, где такое соседство-родство становилось наиболее тесным, в славянских могилах встречены вполне финские типы перстней. Например, к юго-западу от современного Санкт-Петербурга и в среднем течении Волги носили так называемые «усатые» перстни, а во Владимирских курганах найдены «шумящие» перстни – снабжённые металлическими подвесками, способными звенеть одна о другую. Иногда эти подвески имеют весьма характерные очертания «утиных лапок» – утки и прочие водоплавающие птицы были священны для финно-угорских племён, согласно их верованиям, они участвовали в сотворении мира.
Перстни выпуклые с рубчиками на длинном щитке, литые с имитацией витья, овальнощитковые и витые незамкнутые. XII–XIII века
Не менее интересным «финским заимствованием» был своеобразный способ ношения перстней. В Московской области в нескольких курганах нашли перстни, надетые… на палец ноги.
Древнеславянские перстни, как и браслеты, не имеют чётко выраженной «племенной принадлежности». Одни и те же разновидности находят на очень больших территориях. Местные типы перстней появляются в основном к ХII—ХIII векам, когда производство их становится поистине массовым.
Решетчатые перстни. XII–XIII века
Очень своеобразные и красивые «решётчатые» перстни вятичей были, по-видимому, навеяны искусством мордовских и муромских финно-угорских племён. Вятичи вообще очень долго сохраняли свой колорит, не торопясь растворяться в крепнувшем древнерусском государстве. Мастера, жившие в разных концах территории вятичей, наносили один и тот же узор и на височные кольца, и на перстни с разомкнутыми концами и широкими серединками – их отливали в виде пластинок и лишь потом сгибали в кольцо. Фон рельефного узора при этом иногда заполняли эмалью. У вятичей такие перстни носили не только знатные люди, но и простой народ, живший по лесным деревням. Да и делали их как в городе, так и в сельских мастерских.
А вот на землях между Псковом и современным Санкт-Петербургом, где кривичи и словене смешивались с финно-угорскими племенами – ижорой и водью, – бытовали перстни с выпуклыми рубчиками на длинном щитке. Встречаются здесь и витые незамкнутые перстни, литые с имитацией витья, а также с печаткой, причём вполне «современного» вида. На печатках древнеславянских перстней можно встретить самые разные священные, оберегающие знаки, в том числе и свастику – катящееся солнечное колесо (подробнее см. в главе «Даждьбог Сварожич»).
С развитием ювелирного дела наши предки стали украшать свои перстни не только рельефным узором и эмалью, но и чернью, зернью, сканью…
Перстни с печаткой. XIII век
Способ ношения кольца, по крайней мере у женщин, по-видимому, зависел от возраста, вернее – от возрастной группы. Судя по некоторым данным (Черниговская область), несовершеннолетние девочки могли носить простенькое колечко на левой руке. Такое найдено в могиле девочки двух—двух с половиной лет. Девушка-невеста, молодая женщина надевали богатый перстень уже на правую руку. А пожилая женщина, переходя в возрастную группу «старух», вместе с безрогой кикой – символом окончания детородного возраста – отдавала нарядный перстень дочери или внучке, а сама вновь брала простое кольцо и надевала на палец левой руки…
Перстень с чернью и зернью
Сказанное выше относилось к металлическим перстням. Между тем существовали и сделанные из иных материалов, например из стекла, как и браслеты. Только они встречаются археологам гораздо реже.
Слово «перстень» для нас теперь обозначает украшение для пальца, увенчанное какой-либо вставкой, обычно камешком, драгоценным или полудрагоценным. То, что изготавливали и носили наши далёкие предки, мы, вероятней всего, назвали бы просто «кольцами»: в современном языке это слово означает скорее украшение чисто металлическое (или из другого материала, но тоже без вставки). Однако учёные пишут, что древнерусский язык такого противопоставления не знал. Украшение, надеваемое на палец-«перст», именовалось «перстнем». Слово «кольцо», судя по всему, в этом значении стало употребляться позже.
Что же касается перстней с драгоценными вставками, нашим предкам они тоже были не в диковину. Другое дело, что найденные археологами относятся сплошь к привозным. Месторождения цветных камней – кроме разве что янтаря, встречавшегося и на Днепре, – были далеки от тогдашних славянских земель. Перстни со вставками назывались у древних славян «жуковиньями». Может быть, блестящие выпуклые камешки чем-то напоминали им переливчатые спинки жуков. А может быть, случалось нашим пращурам изумляться перстням с изображением скарабея – священного жука египтян…
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Перстень печатка; история: zi_nina
Казалось бы что общего у врачебной печати, росписи в паспорте и мужского кольца :)
Человечество достаточно быстро пришло к идее именной подписи. Следующим логичным шагом стала замена ручного выведения подписи на эквивалент, которым послужила печатная плоскость. Да и подделать подпись проще, чем печатную плоскость. Идея использовать более прочный и износостойкий металл тоже не заставила себя ждать. Так быстрее получается (экономия времени, увеличение производительности), не нужно ни чернил (проливаются), ни глины (сохнет и воду требует, обожженная может разбиться). Оптимизация, удобство и механизация :) Оттиск стал служить подписью владельца, на государственных документах, в личных письмах и прочее.
Печатная плоскость для удобства использования не могла не дополниться деталью, за которую ее удобно было бы держать в руке. Из укрупнения печатной плоскости и формирования более удобной ручки для ее держания сформировались современные печати для документов.Эволюция небольшой по размеру печатной плоскости пошла немного иным путем. Необходимость держать постоянно при себе печать-подпись, ее некрупность и страх потери послужили формированию способов ношения на шее, продев через ее нить, или на пальце. Из последнего тандема выросли перстни печатки. Происхождение слов «печать» и «печатка» тоже понятно.
Вот и получается, что издревле кольцо было не только декоративным предметом, украшением, но имело другие функции, например, подписи.
Практика ношения на пальце или на шее печати, равносильной именной подписи, и в то же время служившей украшением существовала уже в Древней Месопотамии и Древнем Египте. Тогда данные кольца были символом власти и давали своему владельцу высокий статус.
Наиболее древняя форма таких колец — резная часть, печать с подписями или изображениями, из металла или камня на проволочном ободке.
Из Древнего Египта перстни-печатки перешли к этрускам, грекам, римлянам и другим этносам.
Пример формы украшений. Я не утверждаю, что украшения из Древнего Египта и Финикии на коллаже ниже были печатями. Я не знаю.
слева: Древний Египет, Среднее Царство, XIII династия, около 1802—1640 г. до н. э., зеленая яшма, источниксправа: Финикия, позднее VI в. до н. э.; золото и желтый jasper; источник
Древний Египет, кольцо Хоремеба (Horemheb), последнего фараона XVIII династии, Новое царство; Лувр, Париж, источник
По ссылке выше — публикация с описанием кольца.Вероятнее всего, учитывая очень крупный размер кольца, оно было создано не для ношения на руке и служило печатью. На гранях вращающегося прямоугольника выгравированы: картуш с коронационным именем фараона, лев и иероглифом «повелитель силы», который служил эпитетом фараона и в других памятниках, скорпион и крокодил (в коллаже его нет).
Постепенно формы колец стали разнообразными. Многие из них будут и дальше использоваться для перстней печаток. Далее коллажи, иллюстрирующие различные формы колец, функционального назначения колец я не знаю.
Древний Египет, кольцо, на одной стороне — скарабей, на другой — эмблема Хатхор; Новое царство, около 1550—1069 до н. э., золото; Лувр
Древний Египетслева: кольцо с изображением короля Эхнатона и царицы Нефертити как Шу и Тефнут; Новое царство, XVIII династия, царствование Эхнатона; ок. 1353—1336 до н. э.; золото; источник;по середине: Поздний период, XXVI династия; 664—525 г. до н. э.; золото; источник;справа: Нубия; неизвестный правитель, 40—10 г. до н. э.; золото; источник
Этрусски; кольцо с изображениями сирены, сфинкса и гиппокампа, VI в. до н. э.; золото; источник
Этрусскислева: перстень с изображением льва с повернутой назад головой и раскрытой пастью, с приподнятым хвостом; VI—V в. до н. э.; золото; источник;по середине: перстень со львами; около 300 г. до н. э.; золото и сердолик; источник;справа: перстень; около V в. до н. э.; золото и сердолик; источник
Иллюстрации к греческим и римским кольцам приводить смысла не вижу. Все прекрасно представляют себе как они выглядели: профили голов и/или фигуры богов античного мира, иногда и с сюжетным наполнением в различных металлах, камнях и стекле.
С возвышением Византии в символику добавились цитаты из Библии, изображения апостолов, святых и другая христианская символика, включая устоявшиеся монограммы. И роль личной подписи сильно возросла. А вместе с ней и появились и личные монограммы.
Византия; кольцо с переворачивающейся подвижной верхней частью, лев и медведь; V—VII века н. э.; серебро; источник;
Византия, кольца с фразами; «должностные кольца», подробнее в указанных источникахслева: IX—X века; золото, чернение; источникпо середине и справа: X век; золото, чернение; источник
Византия, кольца с монограммами, подробнее в указанных источникахслева: XII век; золото; источниксправа: VI век, серебро; источник; историческое или реплика?
А далее пришло Средневековье, оформилась и сложилась геральдика, государственная символика...
В эпоху Средних веков перстни печатки изготавливались для представителей знати и высших чинов из золота и серебра. Их украшали камнями. На верхнюю плашку наносился персональный герб рода, семьи. Из-за значительной стоимости многие семьи имели одно кольцо, которое передавалось по наследству от отца к сыну. Только очень богатые или важные члены общества имели эксклюзивные кольца. Статья.
Средневековье, кольца с геральдическими символамислева: Англия, Британские острова; XV век; золото; лев с головой обращенной назад; источник, история кольца подробнее по ссылке;справа: XV век; золото; источник не ищется
Нельзя не упомянуть про кольца печатки из исламского мира. Перстни с выгравированными именами владельцев или с короткими изречениями из Корана или молитвами появляются на четвертых пальцах мужчин в XV — начале XVI веках на иранских миниатюрах.Первоначальная функция этих колец — делать штампы своего имени на печатях. Но они служили своими владельцами и как талисманы для защиты от злых сил.
Иран или Центральная Азияслева: вероятно XVI век; ляпис лазурь, серебро, золочение и чернение; источник;справа: конец XV — начало XVI века; золото, нефрит; источник
Продолжение будет, но уже не про Средневековье и последующие эпохи вплоть до современности.
Монограммы в украшениях современные решенияПерстень печаткаПерстень печатка; историяПравитель. Перстень печатка и Кольцо рыбака папы римского
zi-nina.livejournal.com
Исторические факты-кольца и перстни. - Кольца, перстни
КОЛЬЦО или ПЕРСТЕНЬ - украшение, надеваемое на палец. Костяные кольца существовали еще в эпоху палеолита, в неолите - каменные, в бронзовом веке – металлические кольца.Кольцо - предмет в форме обода, обруча из металла, дерева, камня, кости, стекла, надеваемый на палец; распространено у большинства народов мира. Само слово «кольцо» произошло от старославянского корня «коло», означающее колесо. Но есть и другое толкование – от французского «collier», что значит «шея», «ожерелье», «ошейник». Обруч с крупной вставкой в виде щитка называется перстнем.
Ученые сходятся во мнении, что изначально кольца служили опознавательными знаками (в этом своем значении они упоминаются, например, в индийском эпосе 11 в. до н.э.). В Древнем Египте были распространены перстни в виде резной печатки с подписями или изображениями, на проволочном ободке. Такие перстни перешли затем к грекам, этрускам, римлянам и др.История колец уходит в глубокую древность. Согласно легенде, изобретателем этого украшения был громовержец Зевс, повелевший Прометею носить вынутое из его оков звено на пальце. По другой версии сам Прометей, принесший людям огонь, освободивший их от ига богов. В книге Б.С. Владимирского «Камни: тайны и таинства» читаем: «Графическим выражением идеи освобождения становится рука, протягивающая огонь. На пальце - кольцо. Что это - декоративные изыски? Фантазия художника? Нет. Кольцо - это символ. Цепи, которыми титан был прикован к скале, перекованы в некий знак памяти о пережитых муках, в символ непокоренности. В него же был вставлен камень - обломок Кавказской скалы. Такова легенда о происхождении, перстней и колец». Костяные кольца появились уже в эпоху палеолита, металлические - в бронзовом веке. Впрочем, в стародавние времена кольцо было не только декоративным предметом, но и имело чисто утилитарные функции. В древности существовал «обычай носить на пальце печать, равносильную именной подписи и в то же время служившую украшением. Обыкновенно такие печати носили на указательном пальце правой руки» (Прево Г., «Искусство одеваться», СПб., 1892). Такие печатные кольца с вырезанными надписями или изображениями были распространены в Древнем Египте. Оттиск такого кольца служил подписью владельца. Печатные кольца были затем у эгейцев, греков и этрусков. Кольца также носили в силу профессиональной или бытовой необходимости. До сих пор можно видеть наперстки в виде кольца, которыми пользуются, к примеру, сапожники. Лучники в свое время носили по три кольца - на указательном, среднем и безымянном пальцах, с тем, чтобы предохранить себя от порезов тетивой. В кулачных боях часто пользовались своеобразными кастетами в виде колец с массивными вставками камня или металла. Кольца были чрезвычайно распространены в античном мире, причем тогда это было не просто украшение, а еще и символ определенного социального положения: в Римской республике сенаторы и всадники носили золотые кольца, а простые граждане - железные. При империи это правило было отменено: с 3 в. все свободнорождённые получили право носить золотые кольца, а вольноотпущенные - серебряные. Позже кольца выполняли роль своеобразного пропуска или удостоверения личности. Их надевали члены монашеских орденов и тайных политических сообществ. В частности, в одном романе А.Ф. Писемского описано кольцо, которое носили русские масоны: чугунная печатка, на ней вырезана Адамова голова с берцовыми костями и надписью «Таким будешь». У католических епископов перстень - знак их власти.
В Римской республике сенаторы и всадники носили золотые перстни, простые граждане -железные. Во времена Римской империи золотые кольца могли носить уже все свободнорожденные, серебряные - вольноотпущенники.
В Древней Руси перстни могли носить все, от царя до крестьянина. Горожанки носили золотые и серебряные перстни с изображениями, крестьянки - медные, с геометрическими узорами. Перстень для большого пальца назывался «напалком» и делался массивнее остальных; перстень с резной вставкой назывался «жикови-ною». Существовало множество поверий относительно чудодейственной силы некоторых камней, и зачастую этим определялся выбор какого-либо драгоценного камня для украшения перстней и крестов. Так, царь Иван Васильевич предпочитал яхонты червленые (рубины) и лазоревые (сапфиры), ибо в старых лечебниках было сказано, что носить при себе яхонт червленый - снов страшных не видеть, а в перстне носить яхонт лазоревый - быть спокойным духом, честным, набожным.В допетровской Руси цари - от Ивана Грозного до Алексея Михайловича - обожали кольца и перстни и носили их на всех пальцах рук, в том числе и на большом - так называемый напалок, символ власти. Позже А.С. Пушкин будет носить кольцо на большом пальце как некий экстравагантный знак своей избранности. «Храни меня, мой талисман», - обращался он с такими словами к заветному кольцу, подаренному ему Е.К. Воронцовой в 1824 году. После смерти Пушкина кольцо это унаследовал В.А. Жуковский, затем оно перешло к сыну последнего, а тот в свою очередь передал святыню И.С. Тургеневу. После кончины Тургенева, который хотел отослать талисман Л.Н. Толстому, кольцо благодаря Полине Виардо попало в Александровский лицей, где когда-то учился Пушкин и откуда его похитили во время февральской революции. Ныне в музее-квартире Пушкина в Петербурге можно видеть другое сердоликовое кольцо, которое досталось от поэта М.Н. Раевской, ставшей впоследствии супругой декабриста Волконского. Это кольцо - тоже талисман, оно из сердолика, но менее ярко окрашенного, на камне рисунок - три амура садятся в ладью. В царствование Николая I было принято отмечать заслуги деятелей искусства дорогими безделушками, и, прежде всего, кольцами с бриллиантами и рубинами. Немалое число таких колец собрали братья Каратыгины - актеры Александрийского театра. Кольцо со своим вензелем Николай I считал чуть ли не равнозначным ордену. Александр II уже стал дарить отличившимся деятелям культуры золотые медали, а вот Александр 111 вручил А.Н. Островскому бриллиантовое кольцо в знак его заслуг перед отечественным театром. Так что и в новой истории России нет-нет да возвращается древняя традиция - кольцо становится символом государственной поддержки творческой личности.
Существовали поверья и относительно загадочной силы самих колец. Считалось, например, что золотое кольцо (особенно венчальное) помогает при родах, и в Малороссии его держали перед роженицей. Во многих древних песнях (литовских и пр,) кольцо- символ солнца, света. Нельзя не упомянуть также обрядную роль кольца в свадебных ритуалах: еще у древних народов, как-то германцев, англосаксов, индусов, римлян и некоторых других, свадебный ритуал включал обмен кольцами.
Кольца делались из самых разнообразных металлов, украшались насечками, узорами, чернью, финифтью, в них вставляли жемчужины и драгоценные камни; на них вырезали надписи, клейма, всевозможные изображения, религиозные мотивы.
Во времена раннего средневековья было принято носить одно кольцо на безымянном пальце. Кольца были достаточно простыми – с орнаментом, узорами, надписями, с одним камнем; с течением времени форма их усложнялась, оправы становились выше, все больше добавлялось драгоценных камней и эмали (хотя наряду с этим всегда оставались и простые формы), и к позднему средневековью все пальцы рук уже были усыпаны перстнями. Носили даже по два кольца на одном пальце, по одному на суставе.В 17 в. любили носить перстни с большими гранеными камнями в центре, на гравированном обруче; появились перстни с секретом.
В 18 в. предпочитали бриллианты в скромной оправе, хотя существовали и разного рода бантики, цветы и пр. На рубеже 18-19 в. появились перстни с миниатюрными портретами в жемчужной или бриллиантовой рамке.
Мода на камни все время менялась, так как ювелиры открывали для себя новые камни, которые можно было красиво подать, и, кроме того, они могли вдруг показать уже известные, но поднадоевшие камни «с красивой стороны». Так, в 18 в. были открыты красный карнеол и "моховой агат"; стали пользоваться популярностью слоистый оникс и многоцветный агат. Новое рождение пережили аметист, горный хрусталь, дымчатый топаз - в них стали вырезать инталии.
В период наполеоновских войн, однако, когда Европа отдавала "все золото на железо", украшения (в том числе и кольца) делали из тонкого чугуна. В период второго рококо носили уже золотые кольца с цветной эмалью, зачастую с тайником. В конце 19 в. модным был солитер в платиновой оправе.
Но давайте вернёмся на Русь.
Кольца и перстни появляются в могилах древних славян с IX века и широко встречаются начиная со следующего - X века. Некоторые археологи полагали, что они получили распространение у славян только после введения христианства, ведь кольца играют важную роль в церковном обряде. Однако другими учеными были раскопаны славянские захоронения VII века (в Трансильвании), и там оказались бронзовые перстни – не привезенные из далекой страны, а местные, притом позволяющие даже говорить о «славянском типе» перстней. Кольцо держит в руке и одно из Божеств Збручского языческого идола: исследователи узнали в нём изображение Лады – славянской Богини всеобщего порядка вещей, от космического круговорота созвездий до семейного круга. И на более поздних перстнях упорно просматриваются символы язычества, например знаки Земли. Словом, языческая символика кольца-перстня была никак не бедней христианской. А может, именно поэтому язычники избегали надевать перстни на покойных, опасаясь помешать душе покинуть тело и отправиться в загробное странствование? Если так, то следует предположить, что после принятия христианства в конце X века, когда умерших, особенно знатных, всё чаще начали хоронить по христианскому обряду, кольца стали класть рядом с телом, а после – оставлять на руке.Перстни были преимущественно женским украшением, но носили их и мужчины и дети, причем как на правой, так и на левой руке - число их на обеих руках колебалось от 1-2 до 4-5, а иногда и до 10. Нередко перстни клали в погребение в качестве приношения - около головы, возле рук, у локтя или плеча, около пяток, на тазовые кости и т.д. В одном женском погребении нашли целых тридцать три перстня в деревянном ларце. В других могилах перстни бывают связаны шнурком, уложены в горшочек, в туесок, в кожаный или вязаный кошелек, просто на кусочек бересты. Вероятно, здесь сказывались обычаи финских племен – соседей древних славян, и не просто соседей: некоторым из этих племен предстояло вливаться в нарождавшийся древнерусский народ. Там, где такое соседство-родство становилось наиболее тесными, в славянских могилах встречены вполне финские типы перстней. Например, к юго-западу от современного Санкт-Петербурга и в среднем течении Волги носили так называемые «усатые» перстни. Во Владимирских курганах найдены «шумящие» перстни – снабженные металлическими подвесками, способными звенеть одна о другую. Иногда эти подвески имеют весьма характерные очертания «утиных лапок» - утки и прочие водоплавающие птицы были священны для финно-угорских племен, согласно их верованиями, они участвовали в сотворении мира.
Не менее интересным «финским заимствованием» был своеобразный способ ношения перстней. В Московской области в нескольких курганах нашли перстни, надетые на палец ноги.
Древнеславянские перстни, как и браслеты, не имеют четко выраженной «племенной принадлежности». Одни и те же разновидности находят на очень больших территориях. Местные типы перстней появляются в основном к XII-XIII векам, когда производство их становится массовым.
Как и браслеты, перстни можно разделить на дротовые, витые, плетеные, пластинчатые. Эти виды перстней подразделяются на типы по форме концов и соединений. Однако выделяют и своеобразные виды перстней — щитковосрединные, печатные, со вставками и др.
Дротовые перстни по поперечному сечению делятся на округлые треугольные, квадратные. Самой простой формой являются круглодротовые замкнутые и круг-лодротовые с разомкнутыми заходящими концами. Они встречаются в древностях всех восточнославянских племен. Судя по новгородским находкам эти перстни бытовали в ХI-ХIII вв. (табл., 8). Разновидностью круглодротовых гладких перстней являются рубчатые. На их утолщенную внешнюю сторону нанесена косая насечка, подражающая витью (табл., 9), гладкие сомкнутые или разомкнутые концы сужены. Подобные перстни были одним из самых распространенных украшений у всех славянских племен. По-видимому, их можно считать этнически определяющим признаком славян. Судя по новгородским находкам бытовали они с конца XI по XIV в. Изготовляли их способом литья в разъемной жесткой форме, а насечку углубляли зубильцем.
Спиральные (витые) перстни (табл., 10) сделаны из проволоки круглого или квадратного сечения, уложенной в несколько рядов. Изготовляли их путем наматывания предварительно нагретой проволоки на болванку округлого профиля.
Витые перстни составляют значительную часть общей массы перстней. По количеству проволок, из которых они свиты, их можно разделить на двойные, тройные, четверные (2 х 2), а по характеру оформления концов - на петлеконечные, обрубленноконечные (табл., 35), замкнутые и др. Витые двойные перстни, как замкнутые, так и обрубленноконечные и с заходящими концами (табл., 11), иногда имеют дополнительную сканную перевить (табл.,12).
Иногда в подражание витым перстням изготовляли ложновитые, выполненные литьем в форме, полученной путем оттиска в глине настоящих витых перстней (табл., 18, 41).
Плетеные перстни сплетены из нескольких проволок, причем технология плетения аналогична способу изготовления браслетов соответствующих типов. Выделяются два основных варианта плетеных перстней. К первому относятся перстни с массивной плетеной из четырех или шести проволок средней частью и гладкими сомкнутыми или разомкнутыми концами (табл., 13). Ко второму варианту относятся перстни, целиком сплетенные из семи тонких проволок (табл., 19).
Пластинчатые перстни делали из тонких пластинок, имеющих в поперечном разрезе форму вытянутого прямоугольника.Перстни эти делят на несколько типов:
• Широкосрединные с незамкнутыми концами (табл., 1, 14, 15) - один из распространенных типов: их средняя часть расширена, а концы плавно сужены. Форма таких перстней бытовала много столетий. Широкосрединные незамкнутые перстни встречаются в древностях всех восточнославянских племен. В Новгороде перстень этого типа является древнейшим и найден в слое середины X в.• Широкосрединные перстни с завязанными концами отличаются от предыдущего типа тем, что концы их раскованы в дрот, завязаны и обмотаны вокруг стержня на две стороны (табл., 2-3).• Широкосрединные «усатые» перстни имеют длинные дротовые концы, обернутые спирально вокруг расширенной средней части (табл., 4). Они являются характерным признаком финно-угорских племен и встречаются в древностях Финляндии, Прибалтики, северо-западных областей Руси, в междуречье Волги и Оки. Датируются концом X - началом XII в. Своеобразный вариант «усатых» перстней - рубчатоконечные (табл., 5), заканчивающиеся дротовым рубчатым стержнем.
Если в XI в. отдельные типы перстней получили широкое распространение на обширных территориях, то в ХII-ХIII вв. появляется много локальных типов, распространенных на ограниченных территориях. Особо выделяется в этом отношении земля вятичей, где фантазией мастеров были созданы типы перстней, не встречающиеся в других регионах. В первую очередь это решетчатые перстни (табл., 16,17), имеющие множество вариантов по способу оформления прорезей.
Широкосрединные замкнутые перстни (табл., 20) имеют широкий ареал и время бытования от XI до начала XIV в. Узкопластинчатые перстни имеют одинаковую ширину на всем протяжении пластины. Они делятся на два варианта: с разомкнутыми концами (табл., 22) и замкнутые (табл., 21). Особую компактную группу составляют узкопластинчатые замкнутые перстни середины ХIV - ХV вв. (табл., 42) с продольными закраинами и выступающей средней частью, покрытой вертикальными черточками. Перстни эти, видимо, являются изделиями городских ремесленников. Они встречаются на обширной территории Московской Руси.
Щитковосрединные перстни имеют узкопластинчатую дужку и резко расширяющуюся среднюю часть в виде щитка круглой (табл., 2), овальной (табл., 26), прямоугольной (табл., 27) и ромбической (табл., 28) формы. В продольном сечении щиток находится в одной плоскости с дужкой.
Подавляющее большинство щитковых перстней — продукция городских ремесленников. Их отливали из оловянисто-свинцовых сплавов в каменных разъемных формах со вставными стержнями
Печатные перстни отличаются от щитковосрединных тем, что щиток-печатка у них массивный, рельефный, выступающий в продольном сечении над линией дужки. Печатки служили для оттиска на воске или мастике. Печатные перстни, так же как и щитковосрединные, - продукция городских ремесленников. В славянские страны они, видимо, попали из Византии. Наиболее древними являются перстни с круглой печаткой, на которой изображена птица с распростертыми крыльями и повернутой вправо головой (табл., 6). По-видимому, изображение птицы отражает раннюю государственную символику. Очень близки к этим перстням изделия с изображением пятиконечной звезды (табл., 7).
Перстни-печатки в ХII-ХIII вв. получили широкое распространение в городской среде, а сюжеты на щитках соответствовали духу времени и общей тенденции в развитии орнаментики. Здесь и птицы в геральдической позе (табл., 30, 38), и росток-крин (табл., 31), и львы, и грифоны (табл., 39 - 40), и другие сюжеты изделий «высокого» прикладного искусства, образцом для которых являлась книжная орнаментика и каменная резьба владимиро-суздальских зодчих. В XIV в. печатные перстни по-прежнему были популярны среди горожан (табл., 44, 45).
Перстни со вставками - это также изделия городских мастеров, получившие наибольшее распространение в городах. Их изготовляли путем самостоятельной отливки ячейки для вставки, припаянной к кованому жгуту дужки (табл., 32, 33, 34а-б, 36). Бытовали эти перстни с конца XI до XV в.
Все рассмотренные кольца и перстни изготавливались из и являлись рядовой продукцией городских и сельских ювелиров Древней Руси. Наряду с этим На Руси кольца изготовлялись из разнообразных металлов – золота, серебра, меди, бронзы и различных сплавов, украшались всевозможными способами и вставками.
В конце 18 века распространились кольца с живописными эмалевыми портретами. В 19 веке носили кольца с миниатюрами, камеями. Перстень с драгоценным камнем, закрепленным в гнезде, как в лапках жука, также назывался жуковиной (жиковинкой). Такое название подсказала египетская традиция изображения жука-скарабея на перстнях и печатках.