Древние одежды. Характер одежды древних народов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Одежда древних Славян. Древние одежды


Одежда древних Славян — Славянская культура

Во что одевались наши давние предки? Одёжа, риза, порты… Как называли древние славяне «одежду вообще»? В Словаре русского языка Ожегова при слове «одёжа» стоит пометка — «разговорное».

Тем не менее, учёные пишут, что в Древней Руси именно «одёжа» употреблялась гораздо чаще и шире, чем бытовавший одновременно с ним привычный нам термин «одежда».

Слово «одеяние», имеющее для нас иногда торжественный смысл, тоже часто употреблялось древними славянами в значении «одежда вообще».

Действительно, вслушаемся: «одеяние» — «то, что одевают». А вот другое современное просторечие — «портки». В древности его произносили иначе — «порты». Оно родственно глаголу «пороть», то есть по древнерусски «резать».

«Порты» употреблялись, как в значении «одежда вообще», так и в значении «отрез», «кусок ткани, холста», а ещё чаще обозначали одежду для ног. Пока не превратились в «портки».

Древнее значение — «одежда вообще» — сохранилось для нас в слове «портной», или «портной швец», как говорили в старину. А что же такое слово «риза»? Конечно, это облачение священника, надеваемое для богослужения.

Некоторые учёные полагают, что слово это пришло к нам вместе с христианством из Византии и всегда означало только ритуальное одеяние, а также богатую одежду князей и бояр. Другие, напротив, считают его исконно славянским, отмечая его родство с глаголом «резать». Именно слово «ризы» было в Древней Руси самым распространённым термином для обозначения «одежды вообще»...

Самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Её название происходит от корня «руб» —

«кусок, отрез, обрывок ткани». История рубахи древних русских людей действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавились рукава. Учёные называют такой покрой «туникообразным»

и утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоёв населения, менялся только материал и характер отделки.

Простой народ носил, в основном, рубахи из льняного полотна. Для зимы иногда шили их из «цатры» — ткани из козьего пуха. Богатые и знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка. А не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань.

На Руси её называли «зендень». Другим названием рубахи в русском языке было «сорочка», «сорочица». Это очень старое слово, родственное древнеисландскому «серк». Рубаха и сорочка отличались друг от друга.

Длинная рубаха делалась из грубой и толстой материи. Короткая и лёгкая сорочка — из более тонкой и мягкой ткани. Постепенно она превратилась в бельё («сорочка», «чехол»). А длинную рубаху стали именовать «кошулей», «навершником». Но это тоже произошло позже, в XIII веке. Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали. При этом

её поддёргивали. Получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Рубахи у горожан были немного короче, чем у крестьян. Женские рубахи кроились обычно до полу (отсюда «подол»). Их тоже подпоясывали. Нижний её край, чаще всего, оказывался посередине икры.

Иногда, во время работы, рубахи подтягивали по колено. Ворот рубахи, непосредственно прилегавший к телу, шился с магическими предосторожностями.

Рубаха должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, лоскут протаскивали внутрь будущей рубахи. Движение «внутрь» обозначало сохранение жизненных сил, «наружу» — утрату или потерю. «Наружу» всегда старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду. По мнению древних славян, необходимо было обезопасить все необходимые отверстия в рубахе: ворот, подол, рукава.

Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до современных работ. Славянские рубахи не имели отложных воротников.

Разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева. Застёгивали ворот на пуговицу. Пуговицы в археологических находках преобладали бронзовые и медные, которые лучше сохранились в земле.

На самом деле они делались и из простых подручных материалов — кости и дерева. Легко догадаться, что ворот был особенно «магически важной» деталью одежды. Ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая этому помешать, ворот оснащали охранительной вышивкой

(иногда содержавшей даже золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни). Со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды — «ожерелье» («то, что носят вокруг горла») или «оплечье». Его пришивали, пристёгивали или вовсе надевали отдельно. Рукава рубах были длинные и широкие. У запястья схватывались тесьмой.

Интересно, что у скандинавов, носивших в те времена рубахи подобного же фасона, завязывание этих тесёмок считалось знаком нежного внимания, едва ли не объяснением в любви между женщиной и мужчиной... В праздничных женских рубахах тесёмки на рукавах заменялись створчатыми (застёгивающимися) браслетами — «обручьями», «обручами». Рукава подобных рубах были на много длиннее руки, в распущенном виде они достигали земли. А поскольку у древних славян все праздники носили религиозный характер, нарядные одежды надевались не только для красоты — это были одновременно и ритуальные облачения.

Браслет XII века (сделанный, кстати, как раз для такого праздника-священнодействия) сохранил для нас изображение девушки, исполняющей магический танец. Длинные волосы её разметались, руки в спущенных рукавах взлетают, как лебединые крылья. Это танец дев-птиц, приносящих земле плодородие.

Южные славяне называли их «вилами», у некоторых западноевропейских народов они превратились в «вилис», в древнерусской мифологии к ним близки русалки. Все помнят волшебные сказки о девушках-птицах: герой, случается, похищает у них чудесные наряды. А также сказку о Царевне-лягушке. Помазание спущенным рукавом играет в ней не последнюю роль. Это и есть намёк на ритуальную женскую одежду языческих времён, на одежду для священнодействия и колдовства. Пояс – это важная деталь одежды.

Славянские женщины носили тканые и вязаные пояса. Они почти не сохранились в земле. Поэтому археологи очень долго считали, что женские одежды не подпоясывались вообще.

А вот ремённые пояса с самой древней поры были одним из важнейших символов мужского престижа. Женщины никогда их не носили.

Мы помним, что почти каждый взрослый мужчина потенциально был воином. Именно пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства.

Так, на Руси бытовало выражение «лишить (отрешить) пояса», что значило «лишить воинского звания». Любопытно, что позже его применяли не только к провинившимся воинам, но и к священникам, которых лишали сана. Пояс ещё называли «опояской» или «поясницей».

Мужской кожаный пояс обычно был 1,5—2 см. шириной. Он имел металлическую пряжку и наконечник, а иногда его сплошь покрывали узорными бляшками.

Мужчина-славянин не успел ещё превратиться в забитого крестьянина позднейших времён, подпоясывавшегося мочальной верёвкой. Это был гордый, полный достоинства человек, защитник своей семьи. Весь его облик, в первую очередь пояс, должен был об этом говорить. Интересно, что поясные наборы «мирных» мужчин менялись от племени к племени: например,

вятичи предпочитали лировидные пряжки. А вот ремни профессиональных воинов — членов дружин — были тогда почти одинаковы по всей Восточной Европе, как свидетельство связей между народами и определённой схожести воинских обычаев разных племён. Особой славой пользовались пояса из кожи дикого тура.

Полоску кожи для такого пояса старались добыть прямо на охоте, когда зверь уже получил смертельную рану. Вероятно, такие пояса были очень редкими, поскольку очень опасны были эти могучие и бесстрашные лесные быки. В то время охоту на тура приравнивали к поединку с вооружённым врагом. Тур, как бы был своеобразным воинским «тотемом». Существовало даже поверье, что пояса из кожи тура хорошо помогали роженицам.

Ритуальным смыслом обладали буквально все предметы воинского снаряжения. И мужчины, и женщины привешивали к поясам множество подручных предметов: ножи в ножнах, кресала, ключи. С этой целью славяне шили специальные мешочки (сумочки) для разной мелочи. Назывались они «карманы».

Пришивать карманы к одежде начали гораздо позже. А вот теперь поясные сумочки-карманы, удобные и незаметные под верхней одеждой, вернулись в наш обиход. Штаны, на первый взгляд, являются необходимой частью мужского костюма. Однако это было далеко не так. Так, в Древнем Риме штаны считались «варварской» одеждой,

которую «благородному» римлянину носить было неприлично. Штаны были занесены в Европу, в том числе к славянам, кочевниками древнейших времён, которые появились в связи с необходимостью ездить верхом. Славянские штаны делались не слишком широкими. На сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ. Между штанинами вставляли ластовицу —

для удобства ходьбы. Штаны делались примерно по щиколотку длиной и на голени заправлялись в онучи.

Украшались ли штаны? Данных об этом нет. Разреза штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью шнурка — «гашника», вставлявшегося под отвёрнутую и пришитую верхнюю кромку. «Гачами» или «гащами» древние славяне называли сначала ноги, потом кожу с задних ног зверя, а затем и штаны. Слово «гача», в смысле, «штанина» кое-где дожило и до сегодняшнего дня. Действительно, спрятанное всё за шнурком для штанов, прикрывалось не только верхней одеждой, но и рубахой, которую в штаны не заправляли. Другое название одежды для ног — «портки», а также «ноговицы» и «брюки» вошли в употребление только при Петре I.

0 просмотров4 комментария

slavyanskaya-kultura.ru

Древняя Русь - одежда

Древняя Русь - одежда

Одежда Древней Руси отображала обычаи и мировоззрение ее жителей, их отношение к окружающей природе и всему миру. Она имела свой особенный стиль, хотя частично и заимствовала определенные элементы у других народов.

Какой была одежда в Древней Руси

Особенности одежды на Руси:

1. Одежда для жителей Древней Руси была важна. Она не только защищала тело от зноя и холода, но еще и должна была уберегать человека от злых духов, охранять его. Для оберега люди одевали различные украшения из металла и делали вышивку на одежде.

2. Простые люди и князья носили практически одинаковую по своему строению одежду. Главная разница заключалась в материалах, из которых она была сшита. Так, например, для крестьяне довольствовались в основном одеждой изо льна, в то время как князья могли себе позволить использовать дорогие ткани из заморских стран.

3. Дети на Руси ходили в рубахах длиной до пола. В основном их шили из старых вещей родителей, чтобы родительская сила защищала детей. (В то время люди верили, что когда человек носит одежду, она может впитывать его силу и дух). Для мальчиков мастерили одежку из отцовских обносков, а для девочек – из маминых.

Женская одежда Древней Руси

Одной из составляющих женской одежды Древней Руси была сорочка или рубаха. Рубаха предоставляла собой нательное нижнее белье, ее делали из грубой и толстой ткани. Сорочку шили из легких и тонких материалов, она в основном была только у богатых женщин. Девушки на Руси также носили холщовую одежду под названием «запона», она выглядела как согнутый пополам кусок ткани с вырезом для головы.

Древняя Русь - одежда

Запону одевали поверх рубахи, обязательно подпоясывая. Женщины также носили такую верхнюю нарядную одежду, как «навершник». Она обычно была сделана из дорогостоящей ткани с использованием вышивки, выглядела как туника. В зависимости от вариантов исполнения, навершник был с рукавами разной длины или без них, кроме этого, он не подпоясывался.

В зимнее время жительницы Древней Руси одевали кожухи с мехом, а летом носили рубаху просто так. Для праздников облачались в специальные рубахи под названием долгорукавки. Кроме того, женщины на Руси вокруг бедер оборачивали шерстяной тканью, перехватив ее поясом на талии. Эта часть одежды называлась «понева» и чаше всего была в клетку. Стоит отметить, что для разных племен характерны были свои цвета поневы.

Например, для племен вятичей свойственна была синяя клетка, а для радимичей – красная. Понева была очень распространена в Древней Руси. Позже на Руси также появилась одежда под названием «саян» или «феряз», которая состояла из двух полотнищ, перехваченных лямками на плечах. Посмотрите картинки с одеждой Древней Руси, чтобы увидеть, как сочетались такие формы одежды.

Мужская одежда Древней Руси

Мужская одежда Древней Руси состояла из рубахи, пояса и штанов. Мужчины носили рубахи длинной почти до колена, они обязательно должны были подпоясываться. Рубаха также перехватывалась тесемкой в районе рукав. Кроме того, сильная половина жителей Руси одевала верхнюю сорочку, которая называлась «верхницей» или «красной сорочкой».

Древняя Русь - одежда

Штаны носились не очень широкие, у них не было креплений сверху, поэтому их просто подвязывали веревкой. В одежде воинов Древней Руси использовались кожаные ремни с металлическими бляхами. Князья носили вещи, сшитые из тканей, привезенных из других стран. Подолы княжеских нарядов обшивали золотой каймой с узорами. Нижнюю часть рукавов также покрывали золотистыми «поручами». Воротники делали из атласной ткани золотистого цвета.

Кроме того, богатые люди носили пояса, которые были украшены бляшками из золота и серебра, а также драгоценными камнями. Сапоги делались из сафьяна разных цветов, при этом часто расшивая золотой ниткой. Знатные люди носили «клобук» – высокую шапку с верхом из цветного бархата и с соболиной опушкой. В холодное время года знать носила одежду из дорогих мехов, а также теплые шерстяные свиты.

Автор: Катерина Сергеенко

strana-sovetov.com

Одежда Древней Руси

Одежда Древней Руси

С давних времен одежда считалась отражением этнических особенностей каждого народа, это яркое воплощение культурных и религиозных ценностей, климатических условий, хозяйственного уклада.

Все эти моменты были учтены при формировании основного состава, характера кроя и украшений одежды жителей Древней Руси.

Названия одежды в Древней Руси

Одежда людей Древней Руси имела свой неповторимый стиль, хотя некоторые элементы и были позаимствованы у других культур. Основным нарядом для всех сословий общества считались рубаха и порты.

В современном понимании, рубаха для знати представляла собой нательное нижнее белье, для простого крестьянина она считалась основной одеждой. В зависимости от социальной принадлежности ее обладателя рубаха отличалась материалом, длиной, орнаментом. Длинные рубахи выполнение из цветных шелковых тканей, украшенные вышивкой и драгоценными камнями однозначно могли себе лишь князья и вельможи. В то время, как простой человек во времена Древней Руси довольствовался одеждой изо льна. Маленькие дети также носили рубахи, но, как правило, до трех лет им перешивали одежду из родительской. Таким образом, пытаясь защитить от злых сил и плохого глаза.

Характерной мужской одеждой были порты – штаны, зауженные у щиколотки, сшитые из грубого домотканого полотна. Знатные мужи надевали поверх еще одни штаны из более дорогих иноземных тканей.

Особенности женской одежды Древней Руси

Одежда женщин в Древней Руси не отличалась замысловатым покроем, но при этом указывала на статус и материальное положение с помощью легкой и приятной на ощупь материи, а также украшением наряда.

Основные составляющие женского гардероба в Древней Руси представлены в виде такой одежды:

  1. Первая и незаменимая вещь – это вышеописанная рубашка или сорочка. Популярной среди девушек Древней Руси была холщовая одежда, именуемая запоной. Внешне она напоминала согнутый пополам кусок ткани с вырезом для головы. Одевали запону поверх рубахи и подпоясывали.
  2. Праздничной и нарядной одеждой считался навершник. Как правило, его шили из дорогостоящей ткани, украшали вышивкой и различными орнаментами. Внешне навершник напоминал современную тунику, с различной длиной рукава или вовсе без него.
  3. Отличительным элементом одежды замужних женщин была понева, представляла собой шерстяную ткань, которую оборачивали вокруг бедер и подхватывали поясом на талии. Понева разных этнических групп отличалась цветовым решением, так например племена вятичей носили поневу в синюю клетку, а племена радимичей отдавали предпочтение красному цвету.
  4. Рубаха для праздника называлась долгорукавкой, надевалась женщинами по особому поводу.
  5. Обязательным считалось для женщины покрывать голову повойником.

Зимняя одежда Древней Руси

Географическое положение и климатические условия с суровыми зимами и достаточно прохладным летом, в значительной мере обусловили ряд особенностей одежды жителей Древней Руси. Так зимой, в качестве верхней одежды использовали кожух – сделанный из кожи животного вывернутой мехом внутрь. Простые крестьяне носили тулуп – кожух из овчины. Меховые шубы и полушубки для знати служили не только средством защиты от холода, но и демонстрацией своего статуса в теплое время года.

В целом одежда Древней Руси отличалась своей многослойностью, яркими орнаментами и вышивкой. Вышивка и рисунки на одежде также выступали в роли оберегов, считалось, что они способны защитить человека от бед и злых сил. Разительно отличалась качеством одежда разных сословий общества. Так среди знати преобладали дорогостоящие привезенные материи, простые крестьяне носили одежды из домотканого сукна.

 

womanadvice.ru

Одежда Древней Руси (картинки). Названия и особенности женской одежды в Древней Руси.

Одежда Древней Руси

Одежда с самого начала времен выражала особенности того, кто ее носит. Формировались этнические группы, целые народности, и то, во что они одевались, напрямую было связано с культурой, религией, условиями проживания, образом жизни.

Все эти признаки можно найти и в оформлении одежды народа, жившего во времена Древней Руси.

Названия одежды в Древней Руси

Древнерусские одежды отличает яркая самобытность, которая, однако, сформировалась не без использования некоторых элементов из других культур. Основой для нарядов всех слоев общества выступали рубаха и портки (порты).

По своей сути рубаху можно рассматривать, как простое нательное белье. Знать носила ее как нижнее белье под дорогим нарядом, а у простых крестьян она использовалась как основная одежда. Поэтому рубахи для разных сословий имели совсем разные внешние характеристики. Декорированные богатой вышивкой и драгоценными каменьями длинные рубашки из цветного шелка, безусловно, были доступны только князьям и всяким вельможам.

Простолюдин же в Древней Руси мог позволить себе носить только льняные одежды. В рубаху одевали и маленьких детей. При это, дабы защитить их от дурного глаза и зловредных сил, до трех лет одежду перешивали из родительской.

Еще одной массовой мужской принадлежностью одежды являлись порты. Представляли они собой штаны, сужающиеся к низу, а подшивали их из грубых домотканых полотен. Знать поверх простых порток надевала более дорогие, сшитые из иноземных тканей.

Особенности женской одежды Древней Руси

Большого разнообразия кроя женская древнерусская одежда не имела, однако, как и мужская, определяла материальное состояние и статус хозяйки. Чем легче и приятней на ощупь был наряд, чем богаче и многочисленнее были на нем украшения, тем к более высокому сословию принадлежала его носительница.

Женский гардероб на Древней Руси складывался из следующих элементов:

  1. Прежде всего, конечно же, рубаха. В женском варианте она называлась также сорочкой. Особенно любима девушками Древней Руси была холщовая одежка под названием «запона». Полотно нужного размера сгибалось пополам, а в середине делался вырез для головы. Надевали запону поверх сорочки, затем красиво подпоясывали.
  2. Для праздников или особых случаев существовал навершник. На него шла обычно дорогостоящая ткань, которую отделывали яркой вышивкой и богатым орнаментом. Сегодня навершник можно было бы назвать туникой с рукавом или без.
  3. Замужнюю женщину позволяла отличить понева – так называлась широкая полоса из шерстяной ткани, обернутая вокруг бедер и закрепленная поясом на талии. Цвет поневы у разных племен был разный. К примеру, у вятичей она была в синюю клетку, а радимичи предпочитали красный цвет.
  4. Праздничная рубаха долгорукавка – женщины одевались в нее только по особенным дням.
  5. Голову женщины обязательно покрывали повойником.

Зимняя одежда Древней Руси

Географические ареалы проживания древнерусских народностей, а также климатические условия, состоящие из морозных зим и довольно прохладного лета, не могли не сказаться на одежде. Чтобы выжить зимой, русичи носили кожух – верхняя одежа из пушных зверей мехом внутрь.

Более доступный вариант, тулуп, изготавливался тем же методом из овчины, носили его преимущественно крестьяне. Шубы и полушубки из ценного меха, которую носила знать, не только уберегали их от замерзания, но и использовались для подчеркивания своего положения в любой сезон.

Несмотря на то, что одежда Древней Руси имела четкие отличия в плане принадлежности (для высших сословий — из заграничных тканей, а для низших домотканая), в целом она имела общие черты. Основные из них – многослойность, затейливая вышивка, сложный орнамент. Причем последние не просто играли роль украшений, а считались оберегами, защищающими от горя и темных сил.

Одежда Древней Руси 1 Одежда Древней Руси 2 Одежда Древней Руси 3Одежда Древней Руси 4 Одежда Древней Руси 5 Одежда Древней Руси 6Одежда Древней Руси 7 Одежда Древней Руси 8 Одежда Древней Руси 9

advices4lady.org

Одежда в древности | Путешествия во времени

Одежда древних народов

Естественное (даже врожденное) стремление к красоте и творчеству побуждает даже первобытного человека украсить каждую вещь в своем окружении, будь то какое-то орудие к труду, миска или кувшин в хозяйстве. А собственное тело человек старается не только защитить от холода или жара, но и украсить его, как предмет достойный внимания и художественного творчества. Индеец, житель теплого климата не нуждается в одежде, но и он расписывает свое тело фантастической татуировкой, а голову украшает перьями различных птиц. Не зря народное искусство очень большое внимание посвящает именно одежде, ведь одежда — это нерв времени, это понимание красоты данного периода. В конце концов, это краткое содержание быта и переживаний определенной эпохи. Скажем, нельзя представить себе античного мира без туники и тоги, а XVIII в. без шнуровки и парика и наших времен без коротких юбок и джинсов. (Интересно, а спортивные костюмы гопников конца XX в. также войдут в историю?). Разные времена требуют разного одеяния, различной прически, разного ботинка.

Чем культурнее был народ и эпоха, тем лучше умел человек сохранить равновесие в своей одежде и соединить свои сиюминутные прихоти с требованиями красоты. А в эпохи мало-культурные или просто периоды культурного упадка царит всегда пустая амбиция с ущербом для красоты. Амбиция, стремление любой ценой стать выше другого, желание обратить на себя внимание — не раз играла особую роль в способе нарядов.

В древних временах одежда не менялся так быстро, как в наши времена, характер одежды древних народов продолжался долгими веками, изменяясь только в незначительных мелочах. Жизнь народов в древности была куда более замкнутой на себе, чужие влияния были слишком слабыми. Тогда отношения между народами были тяжелыми, поэтому не было оснований для переменчивой моды, а только медленный процесс развития одежды самой в себе. Однако как только начинались активные взаимоотношения с другими народами, открылась широкая дорога иностранным влияниям. Одежда потихоньку стала денационализироватся, и начала формироваться «интернациональная» ноша. Высшие и состоятельные версты общества скорее покидали свою национальную одежду, а народ, как правило, в далеких закоулках края, всегда бережно ее хранил и верно берег, и где-то продолжает сохранять и до наших дней. Поэтому народная одежда всегда является прежде национальной одеждой какого-то конкретного народа.

Богатая народная украинская одежда — свидетельница и памятник очень древней собственной высокой культуры. Было бы очень смело с нашей стороны говорить об источниках происхождения украинской культуры и украинской одежды, но смело можно признать украинскую одежду одной из старейших европейских народных одежд. Живое движение некоторых европейских народов вызвало изменения не только в одежде высших слоев общества (там всякой аристократии), но и в одежде простого люда. Когда народная одежда большинства европейских народов может насчитывать за собой максимум 2 — 3 века, то украинская вышитая сорочка, мелко-собираемая юбочка имеют за собой длинную цепь веков, а наши вышиванки уходят вглубь времен древнего мира.

Вишиванка

Украинский ноша, украинская орнаментика вышивок не относится к европейскому происхождению, а связана с какой-то другой, значительно более старшой культурой, которую народ, возможно принес с собой в путешествии с другой очага цивилизации. Только обособленность жизни народа от чужеродного влияния, экономическая и национальная обособленность деревни от города могли сохранить такую далекую традицию.

Чем дальше мы погружаемся в глубину веков, тем более единодушный характер одежды можем наблюдать у тамошних жителей. Нет большой разницы между женским и мужским платьем, между одеждой выдающегося человека и одеждой простонародья. Для удобства при выполнении военных и гимнастических упражнений все мужчины имели одежду более короткую, нежели женщины. Но, скажем, спартанки, которые воспитывались наравне с парнями, и при гимнастических упражнениях также нуждались в свободных движениях, тоже носили короткую одежду с открытым правым ремнем. Простой народ при своем физическом труде так же нуждался в коротком одеянии. А еще между высшими классами и простым народом древних временах не было той психологической разницы, которая существует теперь и одежда отличалась не столько своей формой, как дорогой материей и драгоценными украшениями.

одежда древних народов

Произведения старинного искусства — скульптура, живопись, рисунки на вазах и т. д. показывают нам одежду древних народов: египтян, греков, римлян. Уже 6 тысяч лет назад в древнем Египте расцвела богатая культура, наука и искусство. Положение женщины египтянки значительно отличалось от положения женщин других народов. Когда женщина азиатских народов слыла существом второсортным по отношению к мужчине, и ее образ не воплотился даже в искусстве, египтянка пользовалась правовым и общественным признанием, хотя бы в высших классах. Там была она тоже «дамой», которой служили мужчины. Высокая культура египтян отражалась на их быту, и они осуждали грубость нравов других менее культурных народов, а к своим женщинам умели относиться с нежностью.

одежда древних народов

Женщина могла занять высшую власть в Египте, и как глава государства она порой принимала участие даже в войне. Интересно, что египетская царица — когда она была главой государства, носила бороду, очевидно привязанную, потому как борода в Египте не была признаком мужского достоинства, но царской власти.

Маска египетской царицы с бородой

Маска египетской царицы с бородой.

В произведениях египетского искусства образ женщины увековечился наравне с мужчиной. Правда, в египетском искусстве не раз трудно отличить женскую фигуру от мужской, потому что между мужской и женской одеждой нет большой разницы. На стенописи египетский художник просто показывает женский пол постоянно ясной краской тела, просвечивающейся сквозь прозрачную ткань одежды, а мужскую — темной краской.

одежда древних народов

Египетская одежда развилась из примитивной запаски, обвитой через бедра. Запаска подтягивалась вверх, к груди, пояс на две перекладины через мышцы поддерживает ее. Со временем из перекладин выросли короткие рукава. Грудь — как у мужчин, так и у женщин, часто открыта. Женская одежда узкая и длинная. Эту одежду иногда заключали в мелкие, заглаженные складки, как правило, когда материя была белой и одноцветной, — или расписывали в какой-то простой орнамент, разными красками, которые им были уже известны. Обычно для одежды употребляли льняные полотна, позднее прозрачные, тонкие, хлопчатобумажные ткани, (что-то похожее на муслин), через которые отличался цвет тела. Особенностью египетской национальной одежды является большой круглый воротничок, прикрывавший верхнюю часть груди и падавший на плечи. Богатые люди расшивали его золотом и жемчугом, украшали разноцветным стеклом, эмалью, самоцветами. Бедные употребляли на эти воротники яркие, разноцветные ткани.

одежда древних народов

Египтяне, даже цари и царицы, обычно ходили босые, только иногда встречаем у них сандалии. У древних народов большим искусством было причесывание. Азиатские народы, всевозможные персы, ассирийцы — очень умело и разнообразно закручивали волосы не только на голове, но и на бороде и усах, так что еврейские ортодоксальные «пейсы» должны быть какими-то остатками этих древних восточных обычаев.

Пейсы

Египтяне умели делать парики, которые в важных случаях надевали на голые головы. Женщины лелеяли длинные волосы и знали тайны его быстрого роста. Красота прически египтянки заключалась в разнообразии действительно искусного плетения волос. Потоки черных кос всплывали из женской головки. Как мужская, так и женская голова часто была прикрыта разноцветным газом (газ — легкая прозрачная ткань), который спадал на плечи, а во главе являлся поддерживаемый обручем. Змея на обруче — символ власти над жизнью и смертью, указывает, на высокое царское происхождение лица, носящего его.

Клеопатра

Известная египетская царевна Клеопатра.

Лотос, любимый цвет египтян, часто украшает голову женщины. Кольца, браслеты, серьги — различные амулеты завершают одежду древней египтянки. Внешний вид египтянки очень привлекательный. С тонкими, большими очаровательными глазами, небольшим носом, слегка вытянутыми устами. Фигурой напоминает она современную женщину — стройная, с едва намеченной грудью, узкими бедрами, тонкими ногами газели. Египетская женщина заботилась о своей красоте. Любила она часто купаться, натираться благовониями. Тело рисовала белой краской, уста красной, под глаза поддает зеленой или черной краски, на руках синей краской выписывает тонкие жилки в доказательство нежности и прозрачности кожи. Любит цветы… Всегда свежее соцветие в руках, всегда свежий венок на голове. Появление такой нежной женской фигуры должно быть очень волновало сердца мужчин.

Продолжение следует.

Автор: А. Свенцицка.

P. S. Древние летописи рассказывают: А еще практически всегда на одежду тех или иных народов оказывают большое влияние те климатические условия, в которых эти самые народы обитают. Разумеется, одежда папуасских аборигенов была бы совершено не практичной в нашем климате (или наша в их). Более того, даже одеяние в одном климатическом поясе частенько меняется и зависит от ее величества погоды, скажем погода в одной области, например, погода в Харькове может быть одной, а погода где то во Львове совсем другой и от этого будет многое зависеть, даже не только одежда.

travel-in-time.org


Смотрите также