Природа древняя. Рациональная природа древней картины мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Природа и население Древней Италии. Природа древняя


Природа и население Древней Италии

Особенности природы Древней Италии

Апеннинский полуостров своими контурами похож на сапог, окружённый с трёх сторон водами Средиземного моря. Его расположение на юге Европы с глубоким впадением вглубь тёплых морей обусловили мягкий климат. Со всех сторон полуостров ограждён естественными преградами. На севере полуострова границей являются высокие Альпийские горы, отделившие его от территории остальной Европы. С трёх остальных сторон полуостров имеет ограждения в виде вод четырех морей. На юге расположилось Ионическое море, на западе протянулись Тирренское и Лигурийское моря, на востоке плещутся волны Адриатического моря.

Площадь Италии больше, чем площадь Греции. Также Апеннинский полуостров предоставляет больше низменностей и долин с плодородными почвами, пригодными для занятия земледелием. Идеальны для землепашества Этрурия и её краснозёмы, Кампания и Лация с плодородным слоем вулканического происхождения и Апулия и её чернозёмы.

На полуострове больше источников пресной воды. Это и многочисленные озёра, такие как Вербах и Бенак, расположенные в Альпийских горах, Тразмименское озеро в Этрурии, Фуцинское озеро в Самнии и озёра Регильское и Альбанское в Лации. Судоходные реки с многочисленными притоками снабжают водой огромные территории. Важнейшей из них является река Падус.

Большая часть Италии раскинулась в субтропическом климате, поэтому погода преобладала тёплая и влажная.

Древние культуры Италии

Первые поселенцы полуострова появились здесь в эпоху палеолита. Они заселили Лацию и Лигурию. Переход к неолиту расширил территории их проживания. В энеолит местные племена устанавливали связи с Испанией и Балканской Грецией. II тысячелетие стало временем расцвета террамарской культуры.

Определение 1

Террамары – от по-итальянского terra marna, что значит «жирная земля». Культура земледельцев и скотоводов Северной Италии.

В центре и на юге Италии развивалась апеннинская культура, имевшая тесные связи с Эгейским миром. Параллельно существовала микенская культура греков.

Применение железных орудий труда говорит о развитии виллановой культуры. Места её расположения: Болонья, Южная Этрурия, Рим и Альбанские горы. Северо-восток Апеннинского полуострова стал территорией культуры эсте, северо-запад – голасекки, Бруггия – торе и галли. Интенсивнее развивались приморские регионы, так как там месторождения железа были ближе.

Первые племена и народности Италии

Первые поселенцы Италии получили название лигуры или лигии. Эти же племена проживали на Пиренеях и во Франции. Учёные предполагают, что лигуры – представители культуры неолита. Лигурийский язык одни учёные относят к индоевропейской группе, другие – к средиземноморской, как корсар из Корсики, сардов из Сардинии и сиканов из Сицилии.

Во II тысячелетии основную долю италийского населения занимают индоевропейские племена. Среди них преобладают две группы италиков: латино-сикулы и умбро-оскско-сабеллы. Италики – переселенцы, пришедшие на полуостров через Альпы из придунайского ареала или морем из-за Адриатики.

Наряду с италиками здесь расселились другие индоевропейские племена: греки, иллирийцы, пеласги. Это была вторая волна греческого переселения. Греки заняли Южную Италию, Кампанию и Сицилию, потеснив италиков и япигов. В I тысячелетии кельты заселили Паданскую равнину. В Сардинии в IX веке до н.э. появились финикийцы. VI век до н.э. они колонизовали Сицилию. Это же время характеризуется образованием пунийских факторий на Тирренском побережье Апеннинского полуострова. В VIII-VII веках до н.э. в Италии закрепляются этруски (туски). Сами этруски называли себя расенами. Этот народ сыграл большую роль в истории Италии.

spravochnick.ru

Природа древней Руси - Забытые истории

Живописных изображений древнерусского пейзажа, увы, не существует, так что представить его наглядно довольно затруднительно. Во всяком случае, он сильно отличался от того образа России, к которому привыкло наше художественное воображение — равнины и косогоры, перемежаемые перелесками, или безбрежная ширь, окаймленная на горизонте синей полосой леса. Природное деление на лесную, лесостепную и степную полосы сохранялось и тогда, однако лес преобладал на большей части Среднерусской возвышенности. Византийский историк середины VI в. Иордан описывал пространство к востоку от Днестра, по Днепру и Дону, как «обширный край, покрытый лесами, опасный болотами». По сведениям Ибн Русте, «страна славян» представляла «равнинную и лесистую» местность, к которой нужно добираться «через источники вод и густые леса».

Еще и в XVII в. Московия казалась западноевропейским путешественникам сплошным океаном леса, среди которого, на небольших прогалинах, были разбросаны острова и островки цивилизации — города, села, деревни. «Повесть временных лет» особо выделяет Оковский лес — один из крупнейших лесных массивов, где берут начало Волга, Днепр, Западная Двина. Невозможно установить точную границу леса и степи на древнерусском пространстве, однако даже во времена Нестора вокруг Киева высился «лес и бор велик». Вероятно, южная граница славянского расселения и определялась линией лесов, за которой начиналась враждебная степь.

И.Шишкин. Русский лес

Соседство леса и степи — эта антиномия восточноевропейского пространства — наложило глубокий отпечаток на русскую историю и на ментальность русского народа. Культура большей части восточнославянского населения развивалась, так сказать, в тени лесов. В языческую пору это выразилось, например, в религиозно-обрядовой практике — культе дерева и долгом бытовании среди восточных славян пережитков охотничьей магии.

Благодаря лесостепному соседству возникли также два противоположных уклада народной жизни: лесной — общинно-крестьянский, земледельческо-промышленный, ставший основой русской государственности, и степной — анархо-казацкий, с его стремлением «погулять» и «продуванить» попавшее в руки добро, свое и чужое.

Наконец, соседство леса и степи, с их сложными, большей частью враждебными отношениями, стало тем важнейшим природным фактором, который естественным образом определил ход русской истории на протяжении почти целого тысячелетия. Лесная часть России стала вместилищем той животной, социальной и тем самым политической силы, которая создала и укрепила государство. Борьба леса со степью длилась веками с переменным успехом, она знала кратковременные победы, затяжное пограничное кровопускание и тяжелые поражения. Но в конечном счете лес, то есть население более скудных в природном отношении лесных областей, завоевал тучную степь. Разумеется, лес и степь в данном случае лишь символы, действительность была гораздо сложнее.

Еще одной особенностью русского ландшафта является чрезвычайно разветвленная речная система, оказавшая существенное влияние на самые разные стороны жизни русских людей. Вдоль речных русел наши предки селились наиболее густыми «гнездами», плотность которых возрастала по направлению к лесостепи с ее плодородными землями.

Большое значение имела одна топографическая особенность рек Русской равнины (и вообще Северного полушария): как известно, их правые берега выше левых, поэтому славяне и русы возводили свои укрепленные поселения именно на правых, что облегчало им оборону от кочевников Великой степи.

На реках и возле них развивались отдельные виды хозяйственной деятельности, ремесла и промыслы. Русские реки, всегда спокойные и извилистые настолько, что на протяжении своего русла иногда текут в противоположных направлениях, и на отдельных участках нередко почти соприкасаются другом с другом, представляли собой естественные всесезонные средства сообщения и торговые пути в глухих лесных массивах. Неширокие сухопутные перешейки между руслами — волоки — облегчали судоходам переброску ладей и стругов из одного речного бассейна в другой. Надо, однако, заметить, что этот способ сообщения имел большое значение для международной торговли по балтийско-волжскому пути и, напротив, был совершенно нехарактерен для внутренних контактов между Киевским Югом и Новгородским Севером, торговые и политические связи которых непомерно (и неправомерно) преувеличены. В действительности внутри страны, Днепровский и Ильменский бассейны представляли замкнутые системы, закреплявшие обособленность древнерусского Севера и Юга. Днепр, кроме того, разделял и обосабливал Полоцкую землю от верхневолжской, Ростово-Суздальской.

Так что тезис о первостепенной роли системы водных путей для государственного объединения древней Руси представляется весьма спорным. Но во всех остальных отношениях реки для России безусловно были подлинным даром природы.__________________________________________________________________________Рад сообщить, что моя книга «Последняя война Российской империи» (30 авт. л.) выйдет осенью этого года.

Заказать свой экземпляр с автографом и подарком от автора можно уже прямо сейчас по адресу:

http://planeta.ru/campaigns/15556 (там же см. информацию о книге)

или обратившись непосредственно ко мне (контакты в профиле).

Заказав книгу, вы получите её почтовой пересылкой (оплата за счет получателя). Возможен самовывоз в Москве при личной встрече.Есть также вариант с электронной версией.Если появились вопросы, пишите — отвечу.Буду благодарен за перепост.

sergeytsvetkov.livejournal.com

КУЛЬТ ПРИРОДЫ ДРЕВНИХ СЛАВЯН.

До сих пор в русском фольклоре остались прекрасные сравнения всего красивого, что может сделать человек, с природой. Говорят: "поёт, что ручеёк журчит", или "идет, как павонька". Вода научила древних людей пению, движения животных научили их грации. Природа была мощнейшим источником вдохновения.

Славяне почитали Солнце. Более одиннадцати богов древнеславянского пантеона имели прямое отношение к Солнцу, свету, теплу, восходу, закату и т.д. Отмечались праздники зимнего и летнего солнцестояния. Они сохранились и до сих пор: зимой это Коляда, а летом - Купала. Оба праздника знаменуются тем, что люди водят хороводы, изображая круговое движение солнца, жгут костры, летом - плетут венки, круглая форма которых говорит сама за себя.

Особым почтением у славян пользовалась и вода. Почти все географические названия с корнем "рос" относятся к водным источникам: рекам, озерам, заливам и т.д. Это подчеркивало тот факт, что в воде славяне почитали источник плодородия. До сих пор в сказках мы можем найти сведения о живой и мертвой воде, причем, несмотря на различие в названии, та и другая имеют целительные свойства.

Вода и все, что связано с ней, считалось женским началом мира. Солнце, дарующее тепло - считалось мужским началом. Сочетание тепла и воды давало рождение природе. Зимой, при слабом Солнце, вода замерзала и становилась как бы спящей. По весне, с приходом тепла, она просыпалась. В праздник Купалы считалось, что Солнце купается в воде, и от этого зависит урожай. В этот день все старались проснуться до рассвета, чтобы наблюдать восход Солнца у воды, а всю последующую ночь не спали, водили хороводы, купались в "оплодотворенной" воде, свершали у воды брачные игрища. Чем сильнее и шумнее проходил праздник, тем, по повериям, урожайнее должен был выдаться год.

Г.С. Белякова в книге "Славянская мифология" пишет: "Страбон писал о жителях Юго-Западной Руси, что они поклоняются рекам и источникам, а одна река у них так и называется - Бог (Буг).

Прокопий Кесарийский свидетельствовал, что "славяне признают богов, но поклоняются рекам и источникам".

Слово Купала произошло от "купава", что на санскрите означает "белый, сияющий белизной". В древности это было эпитетом белого цветка лотоса. И в России, как известно, есть белые цветы купавы, растущие у воды.

"Купать" - опускать в воду. "Купель" - сосуд для купания. Выдвигается версия о родстве корню "купа" корня "кипа". Отсюда - "кипеть" - связь огня и воды. Туман издревле считался священным и запретным, в туман не входили, это была территория богов. Роса, упавшая на растения после тумана, считалась целебной.

Но вода была не только добра к людям. Иногда союз тепла и воды по весне давал разлив рек, приводящий к жертвам. Поэтому славянами почитались берега рек, которые защищали их, ограничивали мощь воды. Отсюда пошло слово "оберегать" - защищать.

Всю природу славяне наделяли живой душой, могли говорить с природой, советоваться с ней, просить о чем-либо. Позднее в сознании людей душа природы вылилась в образы "хозяев": в лесу это "леший", в поле - "полевичок", в бору - "боровик", в доме - "домовой", в бане - "банник", в реке - "водяной" или "русалка". Богинями берега были "берегини". К ним обращались за защитой. Талисман, амулет на Руси назывался "оберег".

Огонь на Руси считался символом чистоты. На древних судилищах предлагали пройти через огонь: кто не боялся сделать это - тот был прав. Таким образом, в сознании русского народа стихия огня олицетворяла правду.

Еще цитата из книги Г.С. Беляковой: "Не случайно до сих пор в русском языке "искренностью" (от слова "искра") называют правдивое проявление души, а "искренним" человека, чьи речь и поступки дают образ подлинной жизни его души".

В русском народе есть поговорка: "Правда в воде не тонет и в огне не горит", отражающая обряды первобытного судилища, но пронесшая через века огромную веру русского народа в справедливость. Правда ранее означала правильный жизненный путь, а Кривда (это совсем не "ложь"!) - неправильный, искривленный жизненный путь.

Русские приучали детей понимать природу через загадки, которые ранее тоже считались "священными словесами", своего рода заклинаниями природы. Недаром явления природы там назывались ласковыми словами: "Заря-зареница ключи потеряла, ясен месяц прошел, да ключей не нашел, солнце красно пошло, ключи нашло" (роса).

Обожествляли славяне и животных, деля их на светлые и темные. Например, темной птицей был ворон, накликивавший беду, а так же гриф (грифон), питающийся падалью, считался приметой близкой смерти. Сова, ранее называвшаяся "серин", предвещала печаль, тоску, болезни. Напротив, орел был символом победы, сокол давал силу, удаль, власть. Стрижа почитали, как птицу, стригущую небо, дающую путь первым дождям. Считали, что кулик приносит ключи от весны. А вот лебедь означал обиду: белый лебедь - легкую обиду, черный лебедь - черную обиду, зависть.

Позднее в мифологии появились сказочные птицы: Гамаюн - вещая, мудрая птица, рассказывающая о прошлом; Алконост - светлая птица, несущая радость; Сирин - темная птица, предвещающая близкую смерть. Изображали этих птиц с человеческими (женскими) лицами и птичьими телами.

Поклонялись на Руси и коню, считая, что его родители - вода и огненный луч. Известна легенда, в которой говорится, что огненный луч согрел воду (росу) и из облака пара родился конь-молния, конь-огонь. Молоко кобылиц ранее считалось священной пищей.

Возможно, потом поклонение коню сменилось на поклонение корове. Уже в сложившейся славянской мифологии мы найдем образ коровы Земун, из вымени которой текут молочные реки.

Не последнее место в поклонении живым существам занимают и змеи, сила которых в понимании славян может быть сравнима только с силой богов. В русской мифологии, как и в мифологии Индии, змеи принимают активное участие в создании земли, причем уже созданная земля поддерживается змеем Юшей (Яшей), шевеление которого дает землетрясения.

Итак, древний славянин считал, что повсюду вокруг него разлита божественная сила: она живет в плеске вод, в шелесте листьев, в птичьем гомоне, в предвесенних вздохах земли. Древний человек чувствовал близость носителей этой силы, общение с ними - деревьями, цветами, птицами, животными - наполняло его уверенностью в том, что они участвуют в его земных делах и заботах.

Источник

info-grad.com

Рациональная природа древней картины мира. Древний Восток

Рациональная природа древней картины мира

В действительности при объяснении взглядов и представлений людей древности нет необходимости прибегать к теории о некоем особом типе мышления. Иначе говоря, древним людям ничего не оставалось, как самым логичным и рациональным образом расценивать свои яркие эмоционально-ассоциативные впечатления в качестве объективного опыта по главному критерию такового — независимости соответствующих впечатлений от сознательной воли воспринимающего субъекта. Соответственно, человек древности и строил свою картину мира на интерпретации такого «опыта», причем изучал его точно таким же аналитически сопоставительным, логико-эмпирическим путем, как современный физик — показания своих приборов. В итоге, полагая, что изучает внешний мир, человек архаики на деле изучал автономную часть внутреннего.

От современной науки магико-мифологическое знание отличается лишь границами выделения объективного опыта; критерии же этого выделения (т. е. саму суть опыта) они понимают совершенно одинаково. С точки зрения обеих, опыт не должен зависеть от индивидуального субъективного мира наблюдателя; тогда его остается интерпретировать как прямое отражение внешнего, наблюдаемого мира, который мы и хотим изучать. Древность лишь приписала это важнейшее свойство настоящего опыта (относительную независимость от наблюдателя) тем ощущениям, которые его на деле не имеют.

Это, кстати, было важнейшей причиной невероятно низкой скорости технического прогресса в древности. Изобретатель нашего времени посвящает свои усилия созданию новых устройств и технологий; изобретатель древности, по интеллекту ничем не уступавший современному, сосредотачивался на разработке и применении молитв и заклинаний, полагая, что это куда более многообещающий способ получить все, что нужно людям.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Культ природы у древних славян

Добрый день, любители природы. Мы сегодня расскажем про культ природы у древних славян. Древние славяне имели тесную связь с природой. Основой их веры было природопоклонство. Природу считали живой, такой, которая говорит, чувствует наравне с человеком.

Культ природы у древних славян

Признавали единого бога – отца природы, обладателя всех богатств. Почитали духов, которые оживляли все на земли и могли быть добрыми и злыми, в зависимости от поступков человека. Отношение к окружающему мира было поэтическим и рациональным.

Культ природы у древних славян

Вера древних славян в то, что все живое имеет душу, а за любые разрушительные или небрежные действия к окружающей среде рано или поздно придется отвечать, помогала жить в гармонии с природой и беречь ее. Многочисленные запреты были преградой на пути чрезмерного обогащения, способствовали разумной достаточности в потреблении.

Объектом почитания было все, что окружало человека, от чего он зависел в ежедневной жизни: растительный, животный мир, небесные светила: солнце, луна, звезды; природные стихии: огонь, вода, земля, воздух.

Предметом особого поклонения у древних славян были леса. Судя по песням, литературным произведениям, деревья и травы разговаривали между собой, с людьми и животными. Человек также к ним относился с уважением, как к живым существам.

Так, ища грибы, говорили: «Лесок, лесок, дай гриба и бабку! Сыроежку с хорошую бочку, подосиновики с доброго молодца».

Славяне почитали как священные деревья дубы, особенно старые. Дуб считался символом силы, мудрости, опоры мира.

Клен и липа считались, как видно из песен, брачной парой; клен имел таинственную благодатную силу. Под липами вершились жертвоприношения.

Береза символизировала чистую мать-природу. Дерево часто сажали возле дома, потому что верили, что оно предохраняет от злых духов.

Значение грибов в природе и жизни человека

Ясень считался символом войны, сосна – бессмертия. Рябина и терн были оберегами от злых духов, поэтому их высаживали возле дома.

Деревьям поклонялись, осуществляли им жертвоприношения. Существовали священные рощи. Наделяя деревья магическими свойствами, человек оберегал их от уничтожения и разрушения.

Среди цветов есть также немало таких, которые издавна считались священными.

Собирали травы по специальным правилам. При этом спрашивали разрешения у растений перед сбором, а также благодарили землю за предоставленные лекарства. Брались за это дело только в чистой рубашке с обязательной молитвой накануне.

Знали, что каждый вид растений имеет свое время и наибольшую силу исцеления. Перед лечением люди читали молитвы, в которых обращались к небесным светилам, силам природы.

В течение многих веков сложилось немало традиций, обычаев относительно диких и домашних животных. Так, издавна считается: если на хате свел гнездо аист, то в ней поселится счастье. Когда прилетят аисты, можно начинать сев.

Культ природы у древних славян – убийство аиста приравнивалось к убийству человека. Символом верности издавна считали собаку, семейного уюта – кошку. Пчелу называли «божьей птицей».

Экстремальная жизнь в природе

В народных традициях, обычаях, обрядах наших предков закреплены знания, которые накапливались, отбирались, совершенствовались в течение десятилетий и передавались из поколения в поколение. Их использовали в земледелии, скотоводстве, рыболовстве, охоте, народной медицине.

Построенные на знании законов природы, взаимосвязей, существующих между всем живым, народные знания были указанием, как себя вести с растениями, животными, находясь в лесу, у водоема.

Они ограничивали употребление природных ресурсов, исключая их разграбление. Это своего рода моральный кодекс, который должен соблюдать каждый человек в отношении с окружающей средой.

Возвращение к глубоким народным знаниям, в основе которых лежит уважительное отношение к всему живому, является чрезвычайно важным в наше время экологического кризиса, и, наконец, духовного, ведь согласно словам Поля Гольбаха, «человек несчастен только потому, что отрекся от природы».

Вот такой был культ природы у древних славян, мы многое забыли! :)

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

atlasprirodirossii.ru

Природа Древней Индии — Индия, культура, города, описание

Природа Древней Индии разнообразна, потому что Древняя Индия располагалась в разных климатических зонах. Индия — огромный полуостров, который лежит между Гималаями и Индийским океаном. Наверняка все знают, что в Гималаях расположенные самые высокие Горы в мире. Конечно, это сказывается на климат и природу Индии, как современной, так и древней.  

Горная река в Индии

Водопад Джог — самый большой в Индии

Природа и люди Древней Индии были тесно связаны. Древние индийцы селились по берегам великих рек Инд и Ганг, где был мягкий климат и влажные джунгли. Центральная часть Древней Индии это гористые пространства, сильно поросшие и заболоченные. Здесь всегда было жарко, выпадало много осадков. Летом, в основном в июле и в августе происходили и происходят большие разливы рек и льют непрекращающиеся дожди. В остальное время дожди шли редко.   

 

Джунгли Индии

 

Растения джунглей росли очень быстро, и вырастали неимоверной высоты и толщины, их корни переплетались друг с другом толстыми непроходимыми клубками. В густой листве джунглей темно даже днем, и индийцы прилагали немало усилий, чтобы расчистить территорию под селения и посевы. Все это было невозможно без бронзовых или железных топоров и других инструментов. Из-за этого первые поселенцы предпочитали северо-запад страны, там было меньше лесов и климат был более сухим. Там они сооружали оросительные системы, похожие на египетские. Джунгли представляли опасность, потому что там водилось, и водиться, много ядовитых насекомых и хищных зверей. Джунгли Индии это дом для слонов, пантер, тигров, обезьян, множества видов змей — фауна Индии очень богата. Меду прочим, змей в древней Индии боялись и почитали, приносили им жертвы.   

      

Чайные плантации

       

Парк "Долина цветов"

 

С другой стороны, джунгли давали древним индийцам все, что им нужно — питание, дрова, материалы. Джунгли богаты плодами и дичью, а на заболоченных участках индийцы сажали рис и сахарный тростник. На освобожденной от джунгей территории сажали пшеницу. Также индийцы древности выращивали хлопок и ткали легкие ткани, подходящие для жаркого климата. Но пашни требовали особого ухода — за пару лет пашня могла полностью зарости джунглями. В джунглях Индии есть много трав и растений, которых нет нигде в мире. Индийцы научились добывать множество пряностей и благовоний, которые пришлись по вкусу всему миру.  

india-onlain.ru

Природа Древней Греции

Еще Гиппократ замечал, что средиземноморский климат хорошо влияет на здоровье людей. Не случайно Средиземноморье было заселено с глубокой древности. Греция расположена на восточном побережье Средиземного моря. Северная часть Древней Греции была окружена хребтами Балканских гор. Самыми высокими горными вершинами государства был Олимп и Парнас. Древнюю Грецию омывали такие моря: Средиземное, Ионическое и Эгейское.

Климат Древний Греции был жарким и засушливым – дожди здесь проходили крайне редко. В отличие от других южных государств, зима в Греции была холодная, однако снег отсутствовал. На территории Древней Греции было много долин, горных лугов и хребтов, однако земли, которые могли быть использованы в земледелии, встречались только в северной части государства.

На склонах гор рос виноград, в южных долинах созревали оливки и апельсины. Горы Древней Греции были богатыми на запасы железа и цветных металлов, а также на залежи мрамора, строительного камня и красной глины.

Древнегреческую природу, в целом, никак нельзя назвать благоприятной для жизнедеятельности человека. В начале своего существования Древняя Греция была бедной страной. Для того чтобы полноценно заниматься хозяйством, древние греки были вынуждены строить каналы, чтобы происходило орошение земельных участков. Однако при небогатых ресурсах, Древняя Греция обладала красивой природой, что и сформировало высокое мироощущение греческого народа.

Несмотря на то, что Греция протянулась с севера на юг почти на 800 км, природные комплексы достаточно схожи на всей территории страны. С севера на юг вдоль западного побережья страны несколькими цепями протянулись невысокие горы Пинд (высшая точка - гора Змоликас, 2637 м). Западнее них по всему берегу тянется узкая полоса низменностей, а восточнее сбегают невысокие плоскогорья, рассеченные немногочисленными долинами. В северной Фессалии возвышается отдельный массив высшей точки страны - горы Олимп (2917 метров) и разбегающиеся во все стороны цепи гор Парнас (Лиокура, 2459 метров), Вермион, Фалакрон, Меникион и Пиерия, между которыми располагаются обширные и плодородные равнины.

Большая часть этих горных систем сложена древними известняками, легко проницаемыми для воды, изобилующими пещерами и карстовыми областями. А потому в условиях сухого местного климата здесь формируется достаточно однообразная растительность средиземноморского типа, представленная в основном вечнозелеными субтропическими видами, такая же картина и на островах. Однако в целом в Греции зафиксировано более 6000 видов растений (в том числе на Крите - 250), а некоторые прибрежные и внутренние области имеют богатейшую флору (примерно пятая часть страны покрыта лесами), по большей части сформированную деятельностью человека. Столь же интересен и животный мир страны - здесь водится немного крупных млекопитающих (бурые медведи, дикие кошки, косули, шакалы, дикие козы и другие), однако много насекомых и птиц. А в водах у побережья страны обитают белобрюхий тюлень и морская черепаха каретта, занесенные в Красную книгу.

Больших и полноводных рек нет, причем многие из небольших и порожистых местных водотоков летом попросту пересыхают. Береговая линия страны причудливо изрезана и изобилует многочисленными полуостровами, заливами, мысами и прилегающими проливами, что придает её известное очарование и колорит.

Греческие острова по своей природе по большей части повторяют материковую часть страны - те же сухие невысокие горы и холмы, те же засаженные кипарисами и виноградниками склоны, только количество осадков здесь по большей части еще более скромное, а потому многие склоны безлесны. Самый большой греческий остров - Крит - также почти целиком занят горным массивом с высшей точкой - горой Дикти (2148 метров) и плато Лассити. Греция расположена в геологически активном районе.

Греция

Греция. Фото: Berit

Эллада была царством вечнозеленой средиземноморской растительности. Преобладали низкие кустарники и устойчивые к засухе жестколиственные породы деревьев (лавр, фисташки, олеандр и др.). Горы были покрыты лесами, которые в настоящее время сильно вырублены. Мир млекопитающих отличался разнообразием. В горах обитали медведи, волки, лисицы, кабаны, олени и серны. На островах паслись обильные стада диких коз и овец. На севере страны встречались даже львы. Мир пернатых состоял из местных видов (сов, соколов, коршунов) и перелетных птиц, проводивших в Греции зиму. Неисчерпаемыми были запасы морской рыбы. Аттика славилась дикими пчелами, дававшими превосходный мед.

Почвы Греции каменисты, низкоплодородны и трудны для возделывания. Посевы зерновых (главным образом ячменя и пшеницы) давали хорошие урожаи лишь в некоторых областях (Лаконике, Беотии, Фессалии). Гораздо эффективнее было виноградарство (особенно развитое на островах) и выращивание олив (главным центром которого была Аттика). В садах и огородах зрели овощи и фрукты, самым известным из которых был инжир. Занимались греки и скотоводством, разводя крупный рогатый скот, овец, коз, свиней, домашнюю птицу.



biofile.ru


Смотрите также