Древние эсты. Религиозные верования в Эстонии (обычаи, традиции) (стр. 1 из 2)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя культура эстов и ливов. Древние эсты


Эсты — Викизнание... Это Вам НЕ Википедия!

Э́сты — упоминаемое в исторических источниках на латинском языке (Aisti, Osti, Aestiorum gentes, Hestii, Estones), название средневекового населения побережья Балтийского моря, включая территорию современной Эстонии, которые «…живут в Эстляндии и северной части Лифляндии с островом Эзелем, в Гдовском уезде Петербургской губернии и Псковском уезде; кроме того, имеются колонии поселений в Торопецком и Осташковском уездах, а также распространены в Восточном регионе России, на Кавказе и в Сибири…»

Эсты являются предками не только части современных эстонцев. Ещё в первой половине XIX века жители Эстляндской губернии себя так не называли. Использование в отношении всех эстонцев этнонима "эсты" лишь по созвучию не корректно...

Пещерка "Каморки Мары".

В 1857 году учредитель газеты «Perno postimees» — Йохан Вольдемар Яннсен, — ввёл понятие eesti rahvas (люди эстонии), и позже — «ээстласед», вместо прежнего наименования maarahvad, в дословном переводе «народ земли», или — люди богини Мары, где Maaema — «мать земля»; при завоевании Прибалтики крестоносцами, "освобождение" земли девы Марии считалось святым делом.

В русских летописях эсты упоминаются под именами Истер (ПСРЛ т. XXXIII стр.142) и чудь. Предков основной части современных эстонцев называли "чухна́, чухно, чухо́нцы" (термин "Чухна" впервые упоминается во второй Псковской летописи в 1444 г.). Только после публикации, в 1734 году, ни чем не обоснованной фантазии шведского профессора — Альгота Скарина, «Ziudi, под которыми имелись в виду Fenni, Estones…» и с подачи немцев засевших в Императорской академии наук (часто даже не умеющих читать по русски) слово «чудь» стали применять и к угро-финским народам.

Упоминания древних авторов[править]

О реке Дуна по которой можно добраться до Чёрного моря в устье которой и на побережье залива жили Ости упоминает Пифей около 325 года до н. э. указывая, что эти места плотно заселены. Он описывает их светловолосыми с голубыми глазами.

Литовский князь Остей защищал Москву в 1382 г., во время нашествия Тохтамыша.

Эстонские учебники ссылаются на римского историка Тацита (55‒117 н. э.) и его трактат «Германия», в котором он упоминает древних аестиев (Aestiorum gentes): «Аестии поклоняются праматери богов и как отличительный знак носят на себе изображения вепрей; они им заменяют оружие и оберегают чтящих богиню даже в гуще врагов. …они обшаривают и море и на берегу, и на самих отмелях единственные их всех собирают янтарь, который сами они называют glesum. У них самих он никак не используется; собирают они его в натуральном виде, доставляют нашим купцам таким же необработанным и, к своему удивлению, получают за него цену.»

Историк VI века Иордан пишет о племенах «Hestii», которые, наряду с более северными феннами и распространенными к югу венетами, жили за племенем видивариев, жившим близ устья Вислы. Говоря о них, Иордан отметил их миролюбие и то, что они искали поддержки у короля готов Теодориха, прислав ему в дар янтарь.

Эйнхард в описании жизни Карла Великого пишет: …открылась борьба со славянами, которые по нашему называются вильцы, а по своему велетабы. В этом походе, в числе прочих народов, следующих по приказу за королевским знаменем, участвовали и саксы, в качестве союзников, хотя и с притворною, мало преданною покорностью. Причина войны заключалась в том, что ободриты, некогда союзники франков, оскорбляли их беспрерывными набегами и не могли быть удержаны одними приказаниями. От западного океана протягивается на восток залив: …восточный берег населяют славяне и аисти (Aisti) и другие различные народы; между ними первое место занимают велетабы, которым король объявил войну. В один поход, предводительствуя лично войском, Карл так поразил их, что они другой раз не считали полезным отказываться от повиновения (789 г.).

В конце IX века английский король Альфред Великий в примечаниях к переводу сочинений Орозия указал положение страны Eastland возле страны венедов — Weonodland. Eastland очень велик и там очень много городов, и в каждом городе есть король.

Карта отображающая расселение Aestiaei

Адам Бременский в «деяниях Гамбургских архиепископов» упоминает: …в море есть много и других островов, один из которых, весьма большой, называется Aestland… Они тоже совершенно ничего не знают о Боге христиан, поклоняясь драконам и крылатым существам, которым приносят в жертву даже живых людей, покупаемых у купцов. При этом они тщательно проверяют, нет ли у них на теле пятен, из-за которых они якобы отвергаются драконами. О поклонение летающим существам пишет и Г. Латвийский: … на границе Виронии окрестили деревни; там была гора и очень красивый лес, где, как говорили местные жители, родился великий бог эзельцев, именуемый Тарапита, который оттуда и улетел на Эзель.

По описаниям Олая Петри и Лаврентия Петри (XVI в.) эсты были были одними из тех кто напал на Сигтуну в 1187 г, что привело к её полному разрушению. Их слова подтверждают описания Иоанна Магнуса. В XVII в. эту же версию озвучили Лощений и чуть позже Мессений, описывающий это событие в “Scondia illustrata”.

Ф. И. Видеман ссылается на очень древнее англо-саксонское стихотворении Scopes vidsidh, где при готском царе Германарихе (Eormanrice), рядом с Истами, являются также Идуминги, которых можно принять за один народ с Идумеями летописца Генриха.

Топонимы[править]

Озеро Буртниеку носило название "Astigerv" (Gerv на латыни - генерал).

Cтарое название Вислинского залива - Aistmare (Mare на латыни - море).

На карте Курляндии 1820 года недалеко от Дурбенского озера есть городок Айстернь, ныне Aisterne.

Остров Сааремаа когда-то называли Куресааре (сейчас так называют только город) в переводе с эстонского - остров Аистов.

В Скандинавии: Э́стфолл (норв. Østfold) — провинция в южной части Восточной Норвегии и Э́стергётланд (швед. Östergötland) — провинция в Швеции в регионе Гёталанд. Различные источники описывают в Эстергётланде битву при Бровалле, в которой на стороне свеев принимали участие orientalium (восточные мужи). В хрониках Ливонии описана первая встреча крестоносцев и эзельцев у о. Готланда со стороны Эстергётланда.

Остров "Estland" на западе от Норвегии.

Три провинции острова Исландия носят названия: Эйстюр-Бардастрандар (Austur-Barðastrandarsýsla), Эйстюр-Скафтаведль (Austur-Skaftafellssýsla), Эйстюр-Хунаватн (Austur-Húnavatnssýsla). Если регион Э́йстюрланд (Austurland) действительно находится на востоке Исландии то Эйстюр-Бардастрандар (Austur-Barðastrandarsýsla) и Эйстюр-Хунаватн (Austur-Húnavatnssýsla) восточными назвать никак не получается.

На Апеннинском полуострове: Эсте, Эстен, Асти, Аоста и вилла Эсте под Римом. Культура Эсте (IX—II вв. до н. э.) достаточно широко известна в академических кругах.

Две горы на Кавказе которые являются крайней юго-восточной точкой границы Европы носят названия Эста Лерге и Эста Корта.

  • О чудских топонимах смотрите статью чудь.
Ссылки[править]
Если эстонца потереть — обнаружишь русского О забытом “Аистонце” замолвите слово

См: Аусиг, Австразия, Остригом-Эстергом, Остер.

www.wikiznanie.ru

Религиозные верования в Эстонии (обычаи, традиции)

Сергей Голубев

Древние времена

О доисторических эстах мы имеем весьма скудные сведения. Термин «доисторические» следует взять в кавычки, поскольку письменные свидетельства (исторические источники) об эстах появляются лишь с приходом на их земли завоевателей.

Авторы первого тома «Истории Эстонской ССР» (Таллинн, 1961, с. - 955) весьма осторожно подходят к реконструкции обычаев и верований эстов. При отсутствии собственных письменных источников довольно трудно сложить цельную картину жизни. Схема, предложенная Фридрихом Энгельсом, не срабатывает, когда требуется описать обычаи и верования народа, оставившего после себя лишь каменные могильники и немногочисленные предметы утвари.

Принцип аналогии не дает нам адекватного представления о том, как и кому именно, поклонялись древние эсты, как они вели себя дома, как общались с родственниками и соседями, вели честную торговлю или жульничали, были жестоки с пленными или, наоборот милосердны. Достоверно известно лишь о том, что у доисторических эстов был развит культ умерших предков и животных. Покойников сжигали на погребальных кострах.

Отдельные подробности этих культов сохранились в более поздних песнях и сказаниях. Сложить из этих подробностей цельную картину не представляется возможным, поскольку невозможно разделить временные пласты.

Духи предков и боги

Сведения о доисторических эстах можно найти в «Очерках истории эстонского народа» (Таллинн, 1992, с.- 234) авторов Марта Лаара, Хайнца Валка и Лаури Вахтре.

В период, предшествовавший «историческому», воинственные эсты жили в многоженстве. Процветало рабство, похожее по своей форме на крепостное право (рабами были пленные). Право носить оружие имел каждый свободный мужчина.

Сведения о духовном складе эстов взяты авторами «очерков» из фольклорного материала конца XIX - начала XX веков с оговоркой, что реконструкция поверий и обычаев сделана с той или иной степенью достоверности:

«С большой долей точности мы можем утверждать, что древние не делили явления на естественные и сверхестественные, и между природой и человеческой душой царила гармония для нас недостижимая. Наши фольклорные сборники содержат сведения о контактах со сверхестественными существами: феями, домовыми и т.д. Мир представлялся куда разнообразнее, чем видим его мы».

Ключевое слово, раскрывающее суть древних верований эстов, это слово «vagi» - обозначающее мощь, одновременно живительную силу. Мощь заключена в живой и неживой природе. Мощью обладает слово. У человека и животных больше всего мощи в крови, поте, ногтях, волосах и шерсти, зубах и внутренних органах.

По утверждению авторов, представления эстов о человеке отличались от современных вульгарно-материалистических и христианских:

«Эсты считали, что у человека кроме тела есть еще дух и душа. Душ, возможно, было больше одной... Дух и есть мощь - жизненная сила, энергия, одинаковая не для всех людей. Наличие личной мощи и владение мощью, заключенной в природе, свойственны людям, из которых вырастают вожди народа, - но также колдуны или лекари. Отсутствие мощи - удел посредственности. Душа - носитель человеческой индивидуальности, она поддерживает силу в теле. Душа может временно покидать тело человека - во время сна или когда он пребывает в трансе. Душа выходит из тела в виде насекомого через нос или рот. Со смертью душа навсегда расстается с телом. Самые древние поверия состоят в том, что и после смерти душа сохраняет некоторую связь с останками человека и местом захоронения». (Ibidem.)

Местом пребывания мертвых было место недалеко от могильника, либо далеко на севере в Манала или Тоонела, поэтому покойников хоронили головой к северу. В первом тысячелетии нашей эры покойников стали сжигать на погребальных кострах. Были распространены анимистические представления о том, что вся природа является живым и одухотворенным единством. Частью природы были феи, духи, лешие, русалки и тому подобные существа. Из высших богов известен Тарапит (Таара, Тор?), который родился в Вирумаа на горе Эбавере, а затем перелетел на остров Сааремаа:

«Очевидно для эстов вообще было характерно наличие большого числа низших божеств, которые были относительно безлики (...) Низшим существам приносились довольно скудные жертвы: шерсть, молоко, мясо, кровь животных, злаки, хлеб и прочие продукты. Животных приносили в жертву высшим божествам или умершим предкам. В древние времена приносились и человеческие жертвы - очевидно пленные. В одном из озер в 10 милях от Отепя (вероятно, Ильмярв) еще в XVI веке приносили в жертву детей». (Ibidem.)

У эстов была распространена магия. С домовыми и домашними божками у эстов складывались панибратские отношения. Если идол не выполнял своих функций, его могли наказать. Эсты совершали и другие магические действия, содержание которых выражает «непонятные нам связи вещей».

Лесной народ

По мнению М.Лаара, Х.Валка и Л.Вахтре, в душевном складе современных эстонцев сохранилось много рудиментов древности:

«Истоки многих наших представлений о жизни следует искать в том времени, когда мы еще жили в лесах. Вполне вероятно, что в редко заселенных девственных лесах человек считал себя равным природе и с достоинством и уважением относился ко всему окружающему. Как память о древней среде обитания в нас до сих пор сохранилось теплое отношение к природе, особенно к лесу и деревьям. Оно не исчезло и в результате нескольких тысяч лет полеводства. Лес был нашим другом, в лихую годину - защитником и укрывателем».

Как известно, во времена поющей эстонской революции распространилось представление о том, что эсты обрабатывали земли на берегах Балтийского моря пять и даже 10 тысяч лет назад. В свете этих представлений, генетическая память эстов сохранила абстрактные воззрения, возраст которых превышает всю писаную историю человечества. Современный автор (Прийт Хыбемяги) утверждает:

«Эстонцы в городах живут около тысячи лет, в деревнях - около пяти тысяч лет, но перед этим они миллион лет жили в лесах. Эстонец приспособлен именно для жизни в лесу, и навыки, выработанные за миллион лет, никуда не делись. Мы способны питаться лесными растениями и сырым мясом, устраивать в лесу жилье, плодиться и размножаться. Если другой возможности не будет, большинство из нас способно жить в лесу. И навыки, нажитые за миллион лет, возродятся, - мы снова вспомним их».

Достоверно установлено, что местное население неопределенной этнической принадлежности начало заниматься земледелием на территории нынешней Эстонии на рубеже II и I тысячелетий до нашей эры. Только в середине последнего тысячелетия до н.э. на территории Эстонии возникли две этнические группы, отличимые друг от друга. Юг Эстонии населяли выходцы из латышских и литовских племен, на севере, предположительно, жили предки ливов и эстов.

Следовательно, вопрос о том в каких лесах миллион лет жили собственно эсты пока остается открытым.

Миф о государстве

По мнению авторов «очерков», идеалом для эстонца служит не государство, а собственный семейный очаг. Это, видимо, и есть причина, по которой государственное устройство отсутствует в пантеоне языческих богов древних эстов:

«В рамках тихой лесной жизни у нашего народа сложились социальные представления. Идеалом стали не государство и власть, а свой хутор, домашний очаг и семья. Творческий и разумный индивидуализм во все века был фундаментом, на котором строилось эстонское общество. Поэтому нам не свойственны стремление властвовать и подавлять, культ вождя и личности».

Любопытно заметить, что один из авторов этого наблюдения - премьер-министр Март Лаар вместе с другими членами правящей партии «Союза отечества» является убежденным государственником, что явно противоречит исконно эстонским идеалам. Есть и другие примеры расхождения в убеждениях современных эстонцев с исконными идеалами. Например, в Центристской партии с момента ее образования сразу же сложился культ лидера - Эдгара Сависаара. Мэр Таллинна Юри Мыйз стремится стать богатым и знаменитым. Примеры можно продолжать.

Ход мысли авторов «очерков» понятен: через поклонение лесу они пытаются объяснить, почему у древних эстов отсутствовало собственное государство. Кроме эстов на берегах Финского залива собственного государства не имели древние ингерманландцы и финны.

Отсутствие древнего опыта в управлении своим государством делает нацию в глазах нынешних государственников как бы ущербной. Если не было древнего государства, то у нации нет опыта ни монархии (самодержавия), ни республики (демократии). Если у нации нет собственного дворянства, то в генетической памяти народа полностью отсутствуют понятия дворянской чести и рыцарской доблести.

Надо заметить, что в последнее время в эстонской прессе высказывались сожаления о том, что общество слишком поспешно разорвало связи с немецкими баронами. Довольно четко сформулирована мысль о том, что немецкое рыцарство веками выполяняло функции эстонского дворянства. (Очевидно, когда пороло на конюшне эстонских крестьян.) Сегодня президент Эстонской Республики щедро раздает государственные ордена, тем самым способствуя созданию предпосылок образования национальной элиты - псевдодворянства.

Если в генетической памяти народа до сих пор сильны языческие рудименты, то этот народ живет без нравственных принципов, выработанных христианством. Если нет нравственных принципов, то государство управляется по законам кармы (неотвратимое наказание за грехи и возмездие за преступления), а не на основе христианского милосердия:

«В отличие от христианской этики, в основе которой лежала любовь к ближнему и милосердие, ответственность человека перед Богом и постоянная актуальность выбора между Добром и Злом, мораль древних эстов была весьма конкретной и прагматичной. Отсюда и умерщвление слабого потомства, и изгнание состарившейся жены, и кровная месть, и человеческие жертвоприношения. Сдается, что древним эстам были чужды абстрактные понятия добра и зла, греха и вины». (Ibidem.)

mirznanii.com

Древние народы Прибалтики — Библиотека — Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия"

История не сохранила подробных сведений о том, как и когда зародилось в Эстонии и вообще в Прибалтийском крае христианство. Известно, что издревле на территории Эстонии и отчасти Северной Латвии, до Лубанского озера, проживали угро-финские племена эстов и ливов.

Предки эстов — финноязычные племена, которые появились на территории современной Эстонии, вероятно, уже в III тысячелетии до Рождества Христова[8]. В последующие десятилетия в их состав вошли отдельные балтийские, частично северогерманские (скандинавские), а с конца I тысячелетия после Рождества Христова восточнославянские элементы. В начале II тысячелетия древние племенные общности постепенно заменились территориальными и начался процесс формирования эстонской народности. По свидетельству академика Х. А. Моора, «процессы сложения эстонского народа не только связаны с историей формирования остальных финно-угров, но тесно переплетаются также с этническим развитием соседних индоевропейцев, в частности балтийских, а также ближайших славянских и германских народов»[9].

Эсты — древнее скандинавское название эстонцев. В «Германии» Тацита под именем aestui описаны предки современных балтийских (летто-литовских) народов[10]. В дальнейшем это понятие суживается, и в русских летописях эсты вместе с некоторыми другими западнофинскими племенами именуются уже чудью[11], а позже чухонцами. Только с XVIIIв. название «эсты» распространяется в русском языке. Латыши называют эстонцев igauni (по древней южноэстонской земле Уганди), финны — virolaiset (по северной земле Вирумаа). Сами эстонцы долгое время называли себя maarahvas (народ нашей земли), а имя eestlasec (эсты) стало общепринятым в эстонском языке лишь с середины XIX в., в период формирования эстонской нации, хотя употреблялось уже и в XVII–XVIII вв.

Ливы — финно-угорское племя, которое обитало в древности в северной и западной частях современной Латвии. К концу I тысячелетия после Рождества Христова область расселения ливов, ассимилировавшихся с куршами и латгалами, сузилась. В IX–XII вв. эта народность занимала территорию, прилегающую к Рижскому заливу, и северную часть Курземе (Курляндии)[12] к северу от реки Абава.

Южными соседями эстов и ливов были латышские племена, принадлежащие к балтийской языковой группе. В IX в. в письменных источниках впервые упоминаются курши (корсь). Они проживали в Курземе по соседству и вперемешку с ливами. Восточную часть современной Латвии по правому берегу Даугавы (Западная Двина) населяли латгалы. На западе они граничили с ливами, на юге с с?елами и земгалами, на востоке — с кривичами, а на севере с эстами. С раннефеодального периода латгалы распространились на территории ливов. К XVII в. вместе с куршами и земгалами латгалы слились в одну латышскую народность. От этнонима латгалов (летгалов, в русских летописях — летьгола, или лотыгола) происходит самоназвание латышей — «латвиеши». Предки латгалов, земгалов и куршей проникли на территорию современной Латвии с юга еще в период неолита (начало II тысячелетия до Рождества Христова). Они продвигались постепенно на север, оттесняя жившие в Курземе и Видземе племена — предков эстонцев и ливов, и ассимилировались с ними[13]. История всех этих народов тесно связана с историей эстов с древних времен до наших дней.

Восточными соседями эстов, ливов и латышей были славянские племена кривичей. На северо-востоке, по ту сторону реки Нарвы, лежала так называемая Водская земля (угро-финского племени водь), входившая в новгородские владения. За Нарвой и Чудским озером проживало и славянское население. В XII–XIII вв. на территорию Эстонии, главным образом в не заселенные еще местности на севере и северо-западе, с Чудского озера проникает волна водско-славянских переселенцев. «Редкое население северного Причудья, или Алутагузе, было этнически смешанным и состояло большей частью из обрусевших водских и, очевидно, также русских элементов,— отмечает А. Х. Моора.— В западном Причудье жили эстонцы и кое-где среди них водское население. Из западного Причудья некоторые водские элементы проникли, вероятно, и дальше на запад в пределы современного Йыгеваского района. Этим приходится объяснять водское по происхождению название земли Вайа — Вайга»[14].

В середине I тысячелетия после Рождества Христова эстонские племена вступают в непосредственные отношения с восточными славянами, продвинувшимися к этому времени от верховьев Днепра в бассейн реки Великой и Псковского озера. Часть кривичей проникла на юго-восток Эстонии. С этого времени эстонская культура начинает испытывать сильное восточно-славянское влияние[15].

Средневековые венды, упоминаемые в «Хронике Ливонии» Генриха Латвийского, по мнению ряда ученых, являются потомками древних индоевропейцев — венедов. Но исследования археологических памятников, приписываемых вендам, показали, что латвийские венды, вероятно, являются прибалтийскими финнами — группой курземских ливов, живших сначала в низовьях Венты и, очевидно, получивших свое имя по названию этой реки[16].

[8] Мугуревич Э. С., Таутавичюс А. 3. Состояние и задачи археологического изучения этногенеза балтских народов // Из древнейшей истории балтских народов (по данным археологии и антропологии). Рига, 1980. С. 9.

[9] Моора X. А. Вопросы сложения эстонского народа и некоторых соседних народов в свете археологии // Вопросы этнической истории эстонского народа. Таллин, 1956. С. 49.

[10] Народы Европейской части СССР. Этнографические очерки. М., 1964. Т. 2. С. 209. Самые ранние известия о древнейших народах Прибалтики см.: Кушнер П. И. Этнические территории и этнические границы // Труды института этнографии АН СССР. М., 1951. Т. 15; Рихтер О. Прибалтийский край и его население до прибытия немцев // Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Рига, 1877. Т. 1. С. 1-10.

[11] По названию озера — Чудское, которым именовалась русская часть озера Пейпси (Пейпус). «В зоне Причудья издавна соприкасались друг с другом разные этнические группы. К I тысячелетию до н. э. западнее Чудского озера сложились древнеэстонские племена, восточнее же родственная им водь» (Моора А. X. Очерки этнической истории Причудья. Таллин, 1964. С. 6).

[12] Здесь и далее появление в скобках второго названия указывает на существование в этот исторический период параллельного официальному другого географического названия (русского, немецкого или исконно национального). Свод этих топонимов см. в географическом указателе, составленном с учетом современных реалий.

[13] Мугуревич Э. С. Восточная Латвия и соседние земли в X—XIII вв. Рига, 1965. С. 10.

[14] Моора А. X. Очерки этнической истории Причудья. С. 6.

[15] Народы Европейской части СССР. Т. 2. С. 212.

[16] Мугуревич Э. С. Проблема вендов в период раннего феодализма в Латвии // Berichte uber den II Internationalen Kongress fur slawische Archaologie. Berlin, 1973. Bd. 2. S. 291-299.

www.sedmitza.ru

Древняя культура эстов и ливов

Историки и археологи установили, что на территории современной Эстонии население жило отдельными племенами и концентрировалось в удобных для земледелия районах. В древние времена, до IX в., это был, по-видимому, район южнее Тарту до Валга и Выру; затем — между Вильянди и Абья; далее Пайде — Тюри; южный берег Фин-ского залива, Раквере — Кунда — Вайвара; сравнительно мало были заселены районы Палдиски — Таллин — Куусалу, остров Муху, более плотно — район острова Сааремаа. Эти территории, как указывают А. Вассар и Г. Наан, в общих чертах совпадают с районами распространения различных эстонских диалектов; здесь наблюдаются различия в характере могильников и погребальном обряде, керамике, орудиях труда, предметах обихода, типах украшений[1]. Считают, что лесисто-болотистые земли западнее реки Нарвы, в бассейне реки Пярну (район Вяндра — Мярьямаа), а также остров Хийумаа были почти необитаемы как труднодоступные для земледелия.

Эсты, или «чудь», как их называли славяне, ливы и латыши, уже в то время находились на довольно высокой ступени культурного развития, занимались земледелием, охотой, рыбной ловлей, ремеслами (особенно кузнечным делом), имели укрепленные поселения-городища и поддерживали оживленные торговые связи между собой и с соседними славянскими племенами. В захоронениях и кладах, относящихся к IX–XII вв., найдено много монет и ценных изделий арабского, византий-ского и славянского происхождения. Между тем археологические памятники ливо-эстонских племен, населявших территорию Эстонии и Северной Латвии, значительно отличаются от древностей поволжских финно-угорских племен[2].

В прошлом веке многие историки, в особенности германские, придерживались концепции так называемого «великого готского государства». Согласно представлению этих ученых, в первых веках нашей эры готское государство простиралось от Черного моря до Балтийского и до верховьев Волги. Все народности и племена, обитавшие на этой территории, по их мнению, были под властью готских королей и испытали влияние готской культуры. Такое представление академик Х. А. Моора называет «фантастическим и антиисторическим»[3], основанным на некритическом толковании сведений из тенденциозного во многом труда епископа Иордана[4] «О происхождении и деяниях готов» (VI в.).

Начало такому необъективному подходу к изучению древней эстонской культуры положил один из первых эстонских ученых — минералог, а затем и археолог К. Гревинг (1819–1887). «В своей первой обобщающей работе 1865 г. он сделал некоторые исторические выводы... в которых проглядывала цель, свойственная вообще всей прибалтийско-немецкой историографии: показать коренное население Восточной Прибалтики диким и отсталым, с тем чтобы оправдать таким образом за-хватнические действия немецких феодалов в XIII в. и позднее жестокую эксплуатацию местного крестьянства со стороны потомков этих «культуртрегеров»[5]. Против подхода Гревинга и его гипотезы о готском происхождении предметов материальной культуры начала нашей эры на территории Эстонии уже в конце прошлого века выступали некоторые русские ученые, например, профессор Дерптского университета П. С. Висковатов[6], а также московский этнограф и археолог Н. Н. Харузин[7]. Они считали, что древняя культура Эстонии была создана местным коренным населением, однако эта точка зрения игнорировалась влиятельными прибалтийско-немецкими исследователями.

[1] История Эстонской ССР. Т. 1. С. 56.

[2] Очерки истории СССР: Первобытно-общинный строй и древнейшие государства на территории СССР. М, 1956. С. 533.

[3] Моора X. А. Вопросы сложения эстонского народа. С. 98.

[4] Третьяков П. Н. Восточнославянские племена. М., 1953. С. 144.

[5] Янитс Л. Ю. Поселения эпохи неолита и раннего металла в приустье реки Эмайыги (ЭССР). Таллин, 1959. С. 5.

[6] Труды VII археологического съезда в Ярославле. 1887. М., 1891. Т. 2. С. 131.

[7] Харузин Н. Н. Обзор доисторической археологии в Эстляндской, а также в Лифляндской губерниях по трудам местных исследователей // Труды Эстляндского губернского статистического комитета. Ревель, 1894. Т. 9: Временник Эстляндской губернии. Кн. 1. С. 189 и cл.

www.sedmitza.ru

Древние эсты на западе Новгородской земли

Древние эсты на западе Новгородской земли

Первые обитатели на побережье теперешнего Теплого залива Чудского озера появились во второй половине I тыс. Они свели леса, расчистили землю для пашни, провели дороги, существующие и поныне. Вдоль одной из них, близ деревни Залахтовье, расположен старинный некрополь, ставший предметом многолетних исследований экспедиции Института истории материальной культуры РАН. О некоторых их результатах рассказала кандидат исторических наук Наталия Хвощинская.

drevnie-esty-na-zapade-novgorodskoj-zemli

Древние курганы (справа), расположенные вдоль дороги.

drevnie-esty-na-zapade-novgorodskoj-zemli

Раскопки валообразной насыпи вблизи деревни Залахтовье.

Среди насыпей различных форм и размеров древнего кладбища выделяются продолговатые песчаные валы, давшие название археологической культуре длинных курганов. Ареал ее носителей в V - X вв. распространялся от юго-западного побережья Псковского озера до верхнего течения реки Чагодоща (ныне Вологодская область).

В такие могильники умерших хоронили по обряду кремации. Причем обычай их сооружать, как свидетельствуют достоверные факты, зародился в Псковско-Новгородском регионе. А в X - XI вв. практически у всех народов лесной зоны Европы, в том числе у славян, он сменился ритуалом ингумации - погребения усопшего в его земной "оболочке". При этом для новых захоронений использовали старые курганы, следовательно, люди древнерусского племени ощущали себя прямыми потомками тех, кто упокоился ранее.

В Залахтовье ситуация оказалась иной - развитие культуры длинных курганов прервалось. По-видимому, поселок забросили, и в X-XI вв. сюда, в уже хозяйственно освоенный регион, пришло население, никак не связанное с предыдущим. Его погребальные сооружения представляли собой деревоземляные "домики мертвых", над которыми иногда возвышались столбы или идолы, в памятные дни там разводили костры.

Надо сказать, пришельцы от сожжения тоже перешли к трупоположению усопших. Но в обоих случаях их снабжали всем "необходимым" для загробной жизни: праздничной одеждой, пищей, орудиями труда, бытовыми предметами и пр. Любопытно, что при этом их портили - сосуды разбивали, оружие сгибали и ломали и т.д., что было свойственно многим народам Европы железного века. Потусторонний мир представлялся им противоположным живому, стало быть, и умерший человек, и сломанные вещи обретут там свой истинный вид.

Материальная культура новых жителей Залахтовья отличалась яркостью и своеобразием. Найденные в погребениях различные бронзовые изделия, фрагменты тканей, расшитых металлическими деталями, оружие и орудия труда сильно контрастируют с обычными древнерусскими памятниками на данной территории и принадлежат балто-финскому типу. А отдельным предметам можно найти аналоги у скандинавских народов начала II тыс.

Традиция украшать одежду бронзовыми орнаментами из спиралей и колечек была широко распространена у племен Балтийского бассейна. Однако узоры, способы крепления металлических элементов у залахтовцев были иными, чем, например, у соседей-латгалов. Набирая мелкие спиральки на толстый шерстяной шнурок, создавали различные геометрические фигуры, нередко с довольно сложным рисунком, затем проволочными колечками прикрепляли к ткани.

Ближайшие аналоги здешним аппликациям, заколкам для волос, браслетам, перстням, гривнам удалось найти у финских племен - эстов и даугавских ливов. Более того: материальная культура здешних и по обряду кремации XI в.

drevnie-esty-na-zapade-novgorodskoj-zemli

Археологически зафиксированные остатки погребения

эстонских памятников, расположенных на противоположном берегу Чудского озера, полностью идентична как по типам украшений, так и по составу орудий труда. Да и само название "Залахтовье", имеющее финский корень lahta (залив) с приставкой "за", свидетельствует о том, что здесь некогда жили финны, от которых русское население переняло этот топоним.

Исследуемое поселение было довольно большим. Его жители занимались сельским хозяйством, рыболовством и охотой на водоплавающую птицу. Во второй половине XI в. вокруг начали появляться древнерусские деревни, и финской общине, несомненно, приходилось вступать с ними в контакт. В результате брачных связей она пополнялась выходцами из этих поселений, о чем свидетельствуют единичные захоронения женщин в славянском уборе.

Кстати, эсты сохраняли самобытность и в XI- XII вв., когда взаимоотношения между ними и Новгородом стали достаточно непростыми, поскольку он пытался заставить их ежегодно платить дань и начал военные действия. В ответ эсты предприняли ответный удар - сожгли русскую крепость Юрьев и двинулись на Псков. Вооруженное противостояние продолжалось все XII столетие. Тем примечательнее существование на восточном побережье Чудского озера изучаемой финской общины: жизнь в ней шла в обычном русле, без особых потрясений. Очевидно, там оказалось довольно спокойное от конфликтов место, и население исправно платило дань новгородским тиунам.

Следует заметить, Залахтовье не было единственной в этом районе эстонской деревней - подобный комплекс предметов обнаружен близ города Гдова. Археологические находки рассказывают также о наблюдавшемся здесь в различные исторические периоды движении населения. Так, на западном берегу Чудского озера чересполосно располагались эстонские и русские рыболовецкие поселки, на восточном - до сих пор встречаются остатки выложенных из валунов финских хозяйственных построек. А изделия здешних русских мастеров начала II тыс. отличались от выполненных в центральных районах Новгородской земли прежде всего включением эстонских элементов украшений, видимо, полюбившихся славянским женщинам.

Несомненно, финское население внесло вклад в формирование культуры северо-западных областей Древнерусского государства. Сами же залахтовцы сохраняли самобытность лишь на протяжении двух веков. Под влиянием древнерусского окружения они постепенно ассимилировались и перешли к христианскому обряду захоронения.

Ольга БАЗАНОВА

kocmi.ru

Эстонцы - это... Что такое Эстонцы?

Эстонцы (эст. eestlased) — финно-угорский народ в Эстонии, общая численность примерно 1,1 млн человек, в том числе в Эстонии порядка 925 тыс. (2012). Основной язык — эстонский, финно-угорской семьи.

До XVIII—XIX вв. эстонцы называли себя maarahvas, что буквально значит «народ земли», то есть занимающийся земледелием[12]. Термин eestlane пришёл из латыни (Aesti) — так назван Тацитом в «Германии» народ, населяющий дальний берег Балтийского моря[13]. В Средние века на Руси предков эстонцев называли чудью[14], позднее в оборот вошло насмешливое прозвище «чухна».

Антропологически относятся к восточно-балтийской и нордической расам и переходным типам между ними. Большинство эстонцев — атеисты[15]. Верующие в основном лютеране, есть православные.

Эстонцы в национальных костюмах

История и этнография

Эсты сформировались в Восточной Прибалтике на основе смешения пришедших с востока в 1-м тысячелетии до нашей эры финно-угорских племён и древнего аборигенного населения. Позднее они вобрали восточно-финно-угорские, балтские, германские и славянские элементы.

Эстонские культурологи, такие как Уку Мазинг (Uku Masing), Яан Каплински (Jaan Kaplinski), а также президент и автор научно-популярных книг Леннарт Мери пытаются выявить в традициях современных эстонцев финноугорское наследие.

Начало I-го тысячелетия

Начиная с III века на территории Эстонии можно проследить формирование по археологическим данным отдельных этнических групп, которые совпадают с сохранившимися до сегодняшнего дня диалектными и этнографическими регионами: Северной, Южной, Западной Эстонией и островов. На Западную Эстонию заметное влияние оказывала Скандинавия. В Южной Эстонии древние культурные черты сохранялись дольше всего. Благодаря влиянию древнерусской народности сформировались особенности субэтноса эстонцев сету, а также на юго-востоке выру; наиболее ярко это выражено в постройках и одежде.

Железный век

C V до IX века — период среднего железного века, хотя в Прибалтике до начала X века железо встречается крайне редко, и там сохраняется культура бронзового века. Начиная с IX века, в позднем железном веке стали формироваться деревни (несколько семей объединяли свои хозяйства). Вследствие этого произошло территориальное разделение на приходы и уезды. По сравнению с соседними странами деревенская культура Эстонии была малоразвитой — главным местом проживания древних эстов был хутор, где жила семья, которая считалась единицей общества.[16] Семья состояла из 8 — 10 человек. Все хуторские постройки возводились вокруг открытого двора, главное здание — жилая рига — фасадом во двор, с севера на юг.

В последний период железного века (IX — XIII вв.) быстро развивалось земледелие. Выращивали также пшеницу, овес, горох, бобы и лён, позже добавились капуста и брюква. Со второй половины XI века стали культивировать озимую рожь, что принесло с собой развитие трёхпольной системы полеводства. Стал применяться гончарный круг. Ремесленное дело не было так развито, как у соседей.

Племена эстов

В XIII веке немецкие рыцари напали на прусские земли с запада и на территории проживания эстов, ливов а также куршей, земгалов, шелонян (селонов?), латгалов, со стороны Рижского залива. В ходе этой так называемой «Священной войны» происходило массовое убийство людей и полное разрушение и выжигание деревень.

К концу древнего времени (XIII в) на основе племён эстов, живущих на территории Эстонии, и их наречии сложился эстонский народ и язык. Эстонцы были оседлыми земледельцами и называли себя «народом земли»[17].

Самыми типичными древними элементами эстонской народной культуры можно назвать жилую ригу, чёрный хлеб, свадебные и рождественские традиции, а также осеннее поминовение усопших (считалось, что в эти дни души умерших предков приходят домой) и особую форму народной музыки: так называемая руническая песня (regilaul) с кратким, но богатыми вариациями мотивом.

С XI—XIII веков появляются ранние сообщения об одежде эстов. Основной одеждой женщины были льняная сорочка и шерстяной сюртук. Вокруг бедер обматывали шерстяную юбку, которую закрепляли поясом. Льняную одежду отбеливали до бела, верхняя одежда была овчинно-белого или чёрного цвета. Шерсть для юбки красили растительными травами; самым распространенным красителем был калган, из которого получали красный цвет.

Знания о религии древних эстов основываются на археологических находках, древних и средневековых хрониках и фольклорных материалах XIX века. Эсты считали, что у каждого животного, дерева и камня есть душа; верили в духов-хранителей, которые жили в камнях, ручьях и деревьях. Чтобы задобрить духов, им приносили жертвы. В большинстве своем религиозные обряды и ритуалы не отличались сложностью, профессиональных жрецов не было. Жертвенными местами считались, прежде всего, священные дубравы — небольшие отдельно стоящие перелески, в которых нельзя было рвать листья с деревьев или подбирать что-либо с земли — а также камни, ручьи и источники. В связи с развитием земледелия в мифологическом мировоззрении эстов на первый план вышли боги и персонификации погодных явлений и неба. Главным небесным богом считался Уку (эст. Uku, Ukko) — дед. Увеличилась популярность магии плодородия, богов-покровителей поля и зерна. В солнцестояние разжигали костры, так как считалось, что огонь отгоняет злых духов. Существовали колдуны, волхвы и знахари, к которым обращались за помощью во время болезни и при других бедах. Древние эсты верили в силу слова: охотники и рыбаки не называли свою добычу по её принадлежности к определённому виду (медведь, олень, окунь), а употребляли специальные «псевдонимы».

Поздней осенью поминали всех умерших — верили, что их души посещают свои бывшие дома. Для них накрывали столы и топили баню, повсюду царила тишина и покой. Слово velnias, которое используется у балтийских народов в качестве названия дьявола или злого духа, образовалось от обозначения умершего, который возвращался и начинал угрожать живым. Главным небесным богом считался Уку (эст. «дед»).

Согласно самым древним мифам, о которых упоминается в народных песнях, предки эстонцев верили, что мир возник из яйца. Млечный путь представлялся стволом древа Мира или дорогой, по которой птицы сопровождали души покойных в иной мир.

Эстонцы в России и СССР

Эстонцы-сету компактно проживали на территории, контролировавшейся с X века Псковом.

Массовое переселение эстонцев на территорию современной России (Ленинградская область) произошло в первой половине XVIII века, после присоединения Прибалтики к Российской империи в ходе Великой Северной войны и в связи с необходимостью освоения новых территорий в Ингерманландии.

В XIX веке большое количество эстонцев из-за малоземелья переехало на малоосвоенные земли Сибири, Северного Кавказа и Дальнего Востока, эстонские крестьяне активно нанимались работать на промышленные предприятия Риги, Петербурга и его пригородов[18]. В 1860 году для нужд эстонской общины в Петербурге была построена лютеранская церковь Святого Иоанна.

В 1920-е годы существовали эстонские национальные сельсоветы в Ленинградской области и Сибири. Но в 1936—1937 годах эти сельсоветы были упразднены, а большое количество эстонцев репрессировано[источник не указан 375 дней].

После присоединения Эстонии к Советскому Союзу несколько тысяч эстонцев были сосланы в Коми АССР, Кировскую область и Казахстан. Кроме того, с началом Великой Отечественной войны несколько тысяч эстонцев было эвакуировано в восточные районы страны. В 1949 году из Эстонии была проведена депортация 20 535 человек[19], большинство которых были эстонцами.

После 1955 года началась массовая реабилитация эстонцев и их возвращение в Эстонскую ССР. Численность эстонского населения РСФСР стала сокращаться — с 78,5 тыс. в 1959 году до 46,4 тыс. в 1989 году.[20]

После распада СССР численность эстонцев в России резко сократилась по ряду причин — репатриация в Эстонию, снижение рождаемости, ассимиляция с русским населением. По переписи населения 2002 года в России проживало 28113 эстонцев — граждан России.

См. также

Примечания

  1. ↑ POPULATION, 1 JANUARY. ESTONIANS by Year, County, Sex and Age group
  2. ↑ 1 2 Rahvuskaaslased välismaal
  3. ↑ Ethnologue report for United Kingdom
  4. ↑ Taulukko: Kieli iän ja sukupuolen mukaan maakunnittain 1990—2007
  5. ↑ Всероссийская перепись населения 2010 года
  6. ↑ http://www.ausstats.abs.gov.au/ausstats/free.nsf/Lookup/C41A78D7568811B9CA256E9D0077CA12/$File/20540_2001%20(corrigendum).pdf
  7. ↑ Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  8. ↑ http://www.pmlp.gov.lv/lv/statistika/dokuments/2010/ISVN_Latvija_pec_TTB_VPD.pdf
  9. ↑ CSO: Statistics: Persons usually resident and present in the State on Census Night, classifieid by place of birth and age group
  10. ↑ Согласно конституции Грузии, Абхазия входит в состав Грузии как автономная республика. Фактически, Абхазия является частично признанным государством, территория которого Грузией не контролируется.
  11. ↑ Этнокавказ. Этносостав Абхазии по переписи 2003 г.
  12. ↑ Ariste, Paul (1956). Maakeel ja eesti keel. Eesti NSV Teaduste Akadeemia Toimetised 5: 117-24; Beyer, Jürgen (2007). Ist maarahvas (‚Landvolk‘), die alte Selbstbezeichnung der Esten, eine Lehnübersetzung? Eine Studie zur Begriffsgeschichte des Ostseeraums. Zeitschrift für Ostmitteleuropa-Forschung 56: 566—593.
  13. ↑ Аналогичным образом тацитовский этноним «фенны» (Fenni) был распространён на суоми, породив современное название «финны».
  14. ↑ Эстонцы — БСЭ — Яндекс.Словари
  15. ↑ РИА Новости: Эстония оказалась самой атеистической страной мира
  16. ↑ В старом эстонском языке слово «семья» (pere) имело то же значение, что и «хутор» (talu)
  17. ↑ эст. maarahvas «народ земли; сельский, деревенский народ».
  18. ↑ Toivo U. Raun. Estonia and the Estonians. 2nd ed. Hoover Press, 2001. Page 72.
  19. ↑ Александр Дюков: Эстонский миф о «советской оккупации», 5. Депортация 1949 года
  20. ↑ Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей
  21. ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года

Ссылки

Литература

  • Эстонцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8
  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества "Общественная Польза", 3 декабря 1877, ст. 114
 Просмотр этого шаблона Финно-угорские племена и народы Волжские Пермские Прибалтийские Саамы Угры
1Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной.     2Коми-язьвинцы — группа, которую иногда выделяют как промежуточную между коми-зырянами и коми-пермяками.

dic.academic.ru

Эсты - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 марта 2016; проверки требуют 12 правок.Текущая версияпоказать/скрыть подробности Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 марта 2016; проверки требуют 12 правок. Это статья о средневековом народе. О современном народе см. Эстонцы Эсты на французской карте 1685 года

Э́сты (лат. Aesti) — принятое в западноевропейских (преимущественно латинских) источниках название средневекового населения современной Эстонии[1]. В древнерусских источниках ему соответствует Истер (ПСРЛ Т.XXXIII c.142). В более поздних упоминаниях — «чудь».

Древнейшее население Эстонии[ | ]

Самыми древними находками на территории Эстонии являются артефакты, найденные в ходе археологических раскопок поселений Пулли и Кунда и относящиеся к кундаской археологической культуре. Им на смену пришли неолитические народы нарвской культуры. Этническая принадлежность ни тех, ни других неизвестна.

Эстии античных авторов[ | ]

Aestii вблизи Вислы (соседи видивариев) — народ, упомянутый Тацитом в трактате «О происхождении германцев и местоположении Германии»:

Эстии поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей; они им заменяют оружие и оберегают чтящих богиню даже в гуще врагов. Меч у них — редкость; употребляют же они чаще всего . Хлеба и другие плоды земные выращивают они усерднее, чем принято у германцев с присущей им нерадивостью. Больше того, они обшаривают и море и на берегу, и на отмелях единственные из всех собирают янтарь, который сами они называют глесом[2] (glesum)[3]. У них самих он никак не используется; собирают они его в натуральном виде, доставляют нашим купцам таким же необработанным и, к своему удивлению, получают за него цену[4].

Судя по данному описанию, эстии — одно из западных племён древних балтов, занимавшееся сбором янтаря и его экспортом в Римскую империю по Янтарному пути. Приведённое Тацитом название янтаря на языке эстов, glesum, вероятно, германского происхождения (ср. гот. glas, англ. glass).

Нет оснований отождествлять с эстонцами тех эстов, к которым обращался в 537 г. с речью Кассиодор, а также народ айстов (Hestii), упоминаемый Иорданом в качестве данников Германариха. Упоминания эстов у античных авторов столь кратки, что точно определить ареал их расселения не представляется возможным.

Средневековые эсты[ | ]

Исторические области Эстонии

Эсты как народ населяющий территорию современной Эстонии впервые описаны в ливонских хрониках XIII века (в частности, у Генриха Латвийского). Генрих Латвийский нигде в своей хронике не указывает на финно-угорское происхождение эстов и ни разу не пишет о их языковых предпочтениях. Их название, унаследованное от античных латинских писателей, средневековые авторы ошибочно понимали как образованное от термина «восток», «ост» (то есть «Восточная земля» — Эстланд).

Впервые в Эстонии только в 1857 году учредитель газеты “Perno postimees” Йохан Вольдемар Яннсен ввёл новое название “eesti rahvas” (люди эстонии), позже «ээстласед», вместо прежнего названия maarahvad (эст. maarahvas, буквально «народ земли», или люди богини Мары, Maaema – мать земля). Крестоносцы при завоевании Прибалтики считали святым делом освобождение "земли девы Марии".

Примечания[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid


Смотрите также