Путивль древний. Путивль. Город плачущей Ярославны
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

«Стяги стоят в Путивле». Путивль древний


Путивль. Русский город, подаренный украине

Понятно, что вся украина состоит из русских, российских земель, но даже на этом фоне нахождение в её составе Путивля выглядит особой исторической нелепостью. "Украинский Путивль"

Два года назад на фоне воссоединения Крыма с Россией в средствах массовой информации остро актуальной была тема, укладывающаяся в вопрос: «А на каком вообще основании Крымский полуостров в 1954 году из состава РСФСР был передан УССР?» Правда, в попытках ответить на этот вопрос историки ломали копья, зубы и вообще всё то, что можно было сломать, и до 2014 года. По понятным причинам, попытки дать однозначный ответ на этот непростой вопрос приводили к упоминанию фамилии Н.С.Хрущёва, и главному обсуждению подвергалась вот эта (как бы официальная) мотивация передачи Крымского полуострова Украине:

(...) учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР.

Именно эти пресловутые «общность» и «территориальная близость» и становились камнем преткновения при обсуждении столь щекотливого вопроса. Находились и до сих пор находятся специалисты (или «специалисты»), которые хрущёвский шаг называют здравым и обоснованным. Мол, Крымский полуостров после Великой Отечественной войны был в плачевном состоянии, и только, понимаешь, под юрисдикцией УССР могли в относительно короткие сроки быть проведены необходимые восстановительные работы по превращению Крыма во всесоюзную здравницу. Почему те же работы не могли быть проведены под юрисдикцией РСФСР? – доводы либо не приводятся вовсе, либо выглядят, мягко говоря, неправдоподобно.

На этом фоне при всём накале обсуждения крымского вопроса от 1954 года несколько странным фактом можно считать то, что обсуждение передачи УССР других российских территорий в формате существования Советского Союза практически не ведётся. Будто бы Крым является единственной территорией, которую в своё время отрезали от РСФСР и передали в украинское «пользование».

Безусловно, такой подход к обсуждению понять можно, хотя бы потому что вопрос Крыма имеет существенный резонанс из-за его возвращения в лоно России. А вот другие территории пока остаются под «майданным патронатом».

Но вот повод ли это для того, чтобы забыть о странного рода административно-территориальных решениях советских властей, принятых помимо решения о Крыме? Вовсе не пытаясь оправдывать Хрущёва в плане его «крымской» идеи, этот человек выступил лишь продолжателем целой кампании по составлению мозаики Украинской ССР из территорий различных советских республик. Первые шаги эта весьма мощная кампания начала делать фактически с первых дней существования самой УССР, которая и рождалась благодаря тому, что другие республики частично теряли свои земли и, как следствие, своё население. Больше других потеряла именно Россия.

В этом материале рассматриваются факты передачи Украинской ССР земель Курской области (РСФСР) в 20-е годы прошлого века.

Чуть ниже можно видеть карту Курской области, повествующую о датах установления советской власти в этом регионе России. Однако в данной ситуации карта, представленная в экспозиции одного из краеведческих музеев Курской области, на «Военном обозрении» публикуется отнюдь не с целью демонстрации того, как шагала по соловьиному краю советская власть. Интересна карта очертаниями Курской области на 1917-1918 годы. И в этих очертаниях – не только сразу несколько крупных районов нынешней Белгородской области (включая сам Белгород), но и, что в контексте материала куда более значимо, территории, ныне входящие в состав Украины. Как пример – Путивльский район, административный центр которого, как известно, упоминается ещё в «Слове о полку Игореве».

Судя по «логике» передачи Крыма Украине в 1954 году, передача Путивля и некоторых других курских территорий от РСФСР - Украинской ССР в годы двадцатые, тоже должна обосновываться «территориальной близостью», «общностью экономики» и «культурными связями». Если так, то удивительно, что после росчерка пера тогдашних московских руководителей Украине не отошли вообще все те области РСФСР, которые к её территории (если имеет смысл на момент 20-х годов прошлого века вообще говорить о собственно «украинских» территориях) примыкали. Странно, что «мелочились» районами...

Вот и Хрущёву в 1954 году, должно быть показалось, что подарки в виде Путивля, Мирополья и окрестностей Грайворона – слишком мелки, а потому «в ход» пошла целая Крымская область вместе с населением, мнением которого (и не только крымского) в то время интересоваться было не принято...

Обозначая тот факт, что путивльские земли одним росчерком пера советских партийных деятелей в 20-е годы отошли УССР, возник вопрос, что же по этому поводу говорят в самом Путивле, который ни де-факто, ни де-юре не был «украинским» с момента своего основания в X веке. Учитывая ту майданную истерию, которой сегодня больна Украина, можно было предположить, что и в Путивле успели переиначить историю, вычеркнув из неё любое упоминание о Путивле как о русском городе. Однако, удивительно, но это пока не так. На официальном сайте Путивльской городской рады (горсовета) из истории древнего русского города решили не делать (или ещё не успели) майданное посмешище, а представили все исторические факты с удивительной (для нынешней Украины) объективностью.

Из истории Путивля, опубликованном на упомянутом веб-ресурсе:

В 1500 г. Северский князь Василий Шемяка, которому подчинялись и Путивльские земли, перешёл на сторону великого московского князя Ивана III. Так Путивль оказался в составе Московского государства.

В XVI-XVII веках город является важнейшим оборонительным форпостом на южных рубежах России, входит в систему засечных границ, которые московское государство сооружало для защиты от нашествий татар, турок и других южных народов.

В XVII веке Путивль - один из крупнейших городов России. По размерам территории и численности населения он превосходил такие крупные города того времени, как Псков, Смоленск, Чернигов.

Ну и уж совсем удивительные официальные слова при учёте майданного угара на современной Украине:

В XVII веке Путивль играл чрезвычайно важную роль в отношениях Украины с Россией. Украинские гетманы вступали в дипломатические отношения с Москвой благодаря посредничеству путивльских воевод. Во время Освободительной войны украинского народа 1648-1657 гг. Под руководством Богдана Хмельницкого Путивль был основным центром, через который российское правительство осуществляло военную и экономическую помощь украинскому народу.

В ноябре-декабре 1653 в Путивле находилось российское посольство во главе с боярином В.В. Бутурлиным. Посольство встречал путивльский воевода С. Пушкин - предок знаменитого поэта. Из Путивля посольство выехало в Переяслав, где 8 января 1654 было принято историческое решение о воссоединении Украины с Россией.

Апогей:

Путивльская земля хранит в себе корни русской и украинской культуры, являясь связующим звеном между двумя братскими народами и государствами.

На основании приведённых строк появляется робкая надежда на то, что далеко не все представители местных украинских властей с февраля 2014 года пребывают в дурмане от горевших в Киеве покрышек... Или же всё куда банальнее – и до страницы об истории Путивля на официальном сайте горсовета у майданных «элит» ещё дошли руки? Хочется надеяться на первое, а потому путивльским властям можно сказать СПАСИБО за сохранение исторической правды.

Однако ж под нажимом сумского губернатора в феврале 2016-го в Путивле всё же демонтировали памятник Ленину, видимо, чтобы соответствовать повальной (и в прямом, и в переносном смысле) «декоммунизации». Правда, памятник пока не порушили, а доставили в Спадщанский мемориальный комплекс (по крайней мере, так заявили власти Сумской области). Если говорить проще - "Ленина" отвезли в лес, где и бросили.

Кстати, при передаче Путивльского района в 1925-1926 гг. в состав УССР необходимо учитывать одну немаловажную деталь. На основании архивных документов передача района в состав Украиной ССР проводилась при условии, что район получает статус русской национальной автономии в составе республики (включая ещё несколько таких районов). Просуществовала эта автономия до второй половины 30-х годов, после чего тогдашние партэлиты УССР решили русские национальные автономии тихой сапой упразднить, что декларативно представлялось как шаг по «сближению русского и украинского народов».

Для справки:

С 1920 по 1928 годы в состав УССР были переданы свыше 500 населённых пунктов (городов, сёл, деревень) Курской, Брянской и Воронежской областей, территории так называемого Войска Донского, а также несколько районов Гомельской области, на 1926 год входившей в состав РСФСР.

Такая история...

Алексей Володин

via

visualhistory.livejournal.com

Путивль. Земля горюнов.: varandej

Путивль - городок (17 тыс. жителей) на севере Сумской области, плачем Ярославны раз и навсегда повязанный с показанным в прошлых частях Новгородом-Северским. Но интересен Путивль не только этим: здесь живёт небольшой народ горюнов, один из осколков древних северян, а до революции Путивльский уезд входил в Курскую губернию. Из всего, что отделилось от России в 1991-м, Путивль пробыл в её составе дольше всего - без малого полтысячи лет, сохранив старейшие за пределами России "постмонгольские" памятники русской (в узком смысле - великоросской) архитектуры. Ныне это маленький городок с атмосферой глухомани и неповторимым колоритом, не похожим ни на Украину, ни на российское Черноземье.

Ещё в окрестностях Путивля взгляд начинает выхватывать русскоязычные надписи, вывески и даже название автобусных маршрутов - хотя российская граница рядом, но например соседний Глухов украиноязычен почти тотально, а здесь действительно своеобразное пятно. В прошлых частях я уже не раз писал о северянах - славянском племени на левых притоках Днепра и Оке, столь крупном и сильном, что фактически оно уже в Средние века сложилось в полноценный народ. Я уже цитировал гипотезы происхождения их названия, из которых лично мне самой логичной кажется та, что и "север", и "северяне" происходят от праславянского "сеу", что значит "левый", будь то левая сторона при взгляде на восход или народ с днепровского левобережья. На практике же выходило, что северяне в Древней Руси были скорее схидняками, пионерами востока, заселявшими степь от Десны до Оки. Позже им на смену в летописях и хрониках пришли севрюки - воинственный вольный народ, подобный казакам, с той лишь разницей, что казаки бежали в степь "на волю вольную" от сохи да от города, в то время как к севрюкам степь пожаловала сама - с упадком Киевской Руси и линий обороны по её перифериям, они оказались брошены на произвол чужой земли, как жители Крайнего Севера в 1990-х. Историки писали о севрюках как о народе хищников, привыкших к бесконечной хитрой войне с превосходящей силой. Севрюкские земли и вассальные татарские орды в 14-15 веках были восточным пограничьем Великого княжества Литовского, но с 16 века сюда стала возвращаться уже не Киевская Русь, а московская Россия, и отряды служилых людей одну за другой восстанавливали когда-то сметённые монголами крепости до самого Дона. Последний раз севрюки заявили о себе в Великую Смуту, поддержав сначала Лжедмитрия, а затем поднявшего восстание Ивана Болотникова. В 17 веке севрюковская элита влилась частью в русское служилое дворянство, частью - в старшину украинских казаков. Смешиваясь с переселенцами из скудных нечернозёмных уездов, севрюки стали основной южнорусского субэтноса, но об их тревожном прошлом напоминают те грубость и подозрительность, коими запомнился мне народ старых чернозёмных областей. Но особенность Черноземья - обилие небольших русских субэтносов, охватывающих максимум пару районов, а то и просто несколько селений: от сохранивших обособленность великоросских переселенцев происходят цуканы и однодворцы, а от литвинских переселенцев и севрюков - саяны и горюны. И вот "столицей"-то последних и оказался Путивль.

1а.

Сам Путивль известен с 1146 года (опять же типично великоросская дата - "на год старше Москвы") в связи с междоусобицей черниговских и северских князей, но существует определённо гораздо дольше, официально датой его основания считается почему-то 989 год, и стоял он по те временам на переднем крае Руси перед степью. Потому и ждала здесь Игоря верная Ярославна, что это были "ворота", порт на берегу сухого океана Великой Степи, и год спустя после Игорева похода (1186) город выдержал набег пришедших за добавкой половцев. Таковым оставался удел Путивля и в последующие века - крепость на границе, помнившая много сражений, но почти никаких судьбоносных событий. В 1362 году небольшое Путивльское княжество вошло в состав Великого княжества Литовского, а в 1500 году, вместе с Новгородом-Северским, местный удельный князь перешёл на сторону Москвы, вскоре установившей здесь своё прямое управление. Но свою роковую роль Путивль сыграл в Великую Смуту: в 1604 году, когда польская авантюра Лжедмитрия разбилась было о Новгород-Северский и чуть не закончилась, не начашвись, на сторону самозванца внезапно перешёл Путивль, под защитой которого самозванец успел обрести некую легитимность и влиятельных сторонников да продержаться до смерти Бориса Годунова, к моменту которой "царевичу Дмитрию" подчинялось уже практически всё Черноземье. Но в отличие от того же Новгорода-Северского, по итогам Смуты Путивль остался в составе России, и уже в 1633 году отбил осаду польского войска, пришедшего сюда в отметску за русский поход на Смоленск. Однако дальше Путивль век от века, как стареющий вояка, терял влияние, с присоединением Малороссии и учреждением Слобожанщины оказавшись в глубоком тылу. С 1727 года он стал уездным городом большой Белгородской губернии, с 1779 - несколько меньшей Курской, вклиниваясь узкой закорючкой меж Черниговской и Полтавской губерний. Население уезда, как и сейчас, было русско-украинским примерно поровну. В 1924 году выступ решили срезать, передав Путивль УССР, вместе с которой он и утёк в 1991 году. Все остальные земли, ставшие тогда независимыми от Москвы, были под её (или Петербурга) властью меньше хотя бы на полтора века.

2.

Нынешний Путивль - очень зелёный и очень тихий городок, так что цифра в 17 тысяч жителей в нём кажется завышенной. Но и здесь, как и в уезде, бросается в глаза обилие русскоязычных надписей, да и речь тут слышна почти исключительно русская, но как с традиционно украинским, та и с горюновским говором, сходу узнаваемым по "когоканью" - твёрдой "г" перед гласными в середине слова. Отличается тут и внешность: по сравнению с кругловатыми украинцами здесь много людей узколицых и долговязых.

3.

Но домики попадаются и в духе "украинского модерна", совсем не характерного для великоросских губерний:

3а.

А кое-где встречаются такие вот ворота, напоминвшие мне и вовсе Молдавию:

4.

Старых домиков здесь, впрочем, мало - центр заметно прорежен войной и выглядит в основном как-то так:

5.

Главная улица, на которой сняты прошлые кадры - Курская, и это название тоже напоминает о прошлом. На ней, на самом деле почти в геометрическом центре городских достопримечательностей, стоит и автовокзал, от которого налево рынок, вверх по Вознесенской улице - Духов монастырь, а направо я искал дорогу к Молчанскому монастырю. Настоящий исторический центр Путивля - это три холма, три зелёных мыса над тихой речкой Сейм (выше по которой стоит Курск). На самом западном из этих мысов стоит Молчанский монастырь, отличный вид которого на фоне заречных далей открывается из переулков:

6.

Прошлый кадр был снят где-то около улицы Горького, второй от автовокзала, если идти по Курской направо. Правильный поворот - следующая улица Глуховская:

7.

Разминувшись с повозкой, я вышел к воротам обители:

8.

Молченский монастырь зародился ещё под Литвой в 1405 году, но не в самом Путивле, а в селе Новая Слобода, где в гиблом Молченском болоте явилась чудотворная икона. В 1592 году, уже под Россией, та обитель была сожжена татарами, и монахи перебрались в Путивль, где в 1602-04 годах отстроили каменный монастырь, вошедший систему здешних укреплений. В новостройке вскоре поселился "чудом выживший царевич Дмитрий", и то ли по его приказу, то ли не вынеся постоянно навещавших царевича латынян, монахи ушли на старое место. Городской монастырь вновь возродился лишь в 1653 году, и с этого момента параллельно существовали Большая Молчанская пустынь в Путивле и Малая Молчанская в Новой Слободе; к концу 17 века последнюю стали называть Сафроновским монастырём, она сохранилась до наших дней и тоже по-своему интересна. Молчанский монастырь же продолжал служить крепостью, окончательно упраздённой лишь к концу 18 века и пошедшей на стройматериал для монастырских зданий.

9.

После упразденения крепости и был построен обширный Западный двор с корпусами паломничьих гостиниц, садом да колодцем. По общему марафету несложно догадаться, что обитель женская, причём такой она стала даже не сразу после возрождения в 1991-м. У входа манила вывеска "Монастырской пекарни", рано утром закрытой - монахини явно привычно к приёму туристов или больших групп паломников.

10.

Это кажется самый ухоженный монастырь, что я видел:

11.

12.

Как я понимаю, гостиничные корпуса на внешнем дворе конца 19 века, а всё остальное - новоделы:

13.

А изначальный двор монастыря, бывший замок Лжедмитрия - дальше.

14.

Шатровая колокольня перестроена в 1700 году из проезжей башни (1602-04), но более всего запоминающиеся на ней изразцы и мозаики - явно новые:

15.

Из башни перестроена и трапезная, причём верхняя её часть - так же новодел:

16.

За трапезной - печальные руины собора Рождества Иоанна Предтечи (1866-69), в подвале которого вроде бы сохранились средневековые казематы:

17.

Вот так он выглядел до революции:

17а.

Напротив них - Настоятельский корпус (в основе 1720-х), а в центре - собор Рождества Богородицы с храмом-приделом Зосимы и Савватия Соловецких, действовавшим в советское время. Посвящение придела уже выдаёт бывшую Великороссию - где Украина, а где Соловки? Да и по архитектуре это отличный образец русского барокко - подобных храмов-башен "восьмериком на четверике" немало по всей России от столиц до Сибири. Облик собора формировался с 1580-х годов по 1770-е годы, основной объём освящён в 1636 году, а кое-что из построенного (сгоревшая в 1921 году библиотека) до наших дней не сохранилось.

18.

Но самая интересная часть храма - вот, с его обратной стороны. Здесь хорошо просматривается старинная укреплённая палата - в ней и располагалась в 1604-05 годах резиденция того таинственного самозванца, вошедшего в историю как Лжедмитрий I или, по основной, но не единственной версии - Гришка Отрепьев. В этих стенах кипели свои страсти: приходили делегации, католики и православные ели за одним столом, стража арестовывала подосланных отравителей то в шубе, то в рясе, уходили с проклятиями и угрозами польские рыцари, "чудом выжившего" ласково обнадёживали стоявшие за его спиной иезуиты "в штатском" и гонцы с письмами от Ежи Мнишека, приехавшего в Сейм добиваться поддержки своему проекту, и вот уже приходили да присягали на верность бояре окрестных городов да казаки с Днепра и Дона. "Царевич Дмитрий" обещал открыть в Москве университет, позвать немчин да англичан строить дороги и мануфактуры, да помирить католиков с православными, в чём несложно заподозрить намёк на греко-католичество. Ну а потом умер сам Борис Годунов, и к концу 1605 года царь Дмитрий уже сидел на московском престоле. В здании Рождественского собора сохранилась даже комната, где были покои самозванца - но то ли я её не нашёл, то ли к ней в принципе нет открытого прохода.

19.

Мы со школы знали о Великой Смуте, но ничего не знали об украинской Руине и польском Потопе. Украинцы и поляки, уверен, не очень-то знают, что было в 1605-18 году у нас. Смутное время, наряду с нашествием монголов и потрясениями ХХ века, было самым чёрным периодом истории России, и большинства стран после таких испытаний уже не в силах подняться, как Польша и Литва после Потопа, лишь ненадолго собравшие волю в кулак при Собесском. Смута могла породить и совершенно иное государство, которое я бы назвал Речью Посполитой Многих Народов. Ну а я видел немало мест событий той драмы: Угличский кремль, где погиб настоящий царевич Дмитрий; галицкий Самбор, где Ежи Мнишек и беглый расстрига задумали авантюру с "чудом выжившим Дмитрием", Путивль как его оплот и Астраханский кремль, где скрывалась Марина Мнишек, вскоре бежавшая дальше в степь и схваченная там яицкими казаками.

20.

Точно не знаю, что за заброшенное здание на кадре выше за собором, а рядом с ним сухой колодец для возврата в землю святой воды. Вот так выглядит Путивльская икона (Молченская находится ныне в Софрониевом монастыре), спасённая местными верующими в советское время и вернувшаяся в монастырь в 1995 году.

20а.

...На следующий холм Городок я попытался пройти напрямик, по каким-то сырым тропам через овраги, и наконец наверх вынурнул близ базара, у сохранившихся торговых рядов:

21.

Напротив местного "пенька Ильича":

21а.

На другой стороне площади - магазин "Ярославна", она здесь всяко популярнее Лжедмитрия:

22.

В Путивль я попал в базарный день, поэтому окрестности торжища были буквально уставлены всевозожными драндулетами:

23.

И повозками - такого их количества в центре города я не видел ещё ни в Западной Украине, ни в Молдавии, ни в Киргизии:

24.

25.

По весне обильно продавали живых кур да кроликов:

26.

А водонапорка стоит на месте одной из башен "центральной" Путивльской крепости, занимавшей мыс Городок:

27.

Не очень понимаю, как мог исчезнуть без следа простоявший до начала 18 века каменный кремль, вполне может быть, что каменным был только монастырь, а здешние укрепления по старинке оставались деревянным. Последним отголоском крепости была тюрьма (1864), сгоревшая в 1924 году:

27а.

Но древнерусский город стоял именно здесь, накануне нашествия монголов обзавёлся даже каменным Спасо-Преображенским собором. Теперь на Городке парк, и в его центре - современный монумент на братской могиле жертв нашествия монголов:

28.

А на краю Городка, где когда-то был вал, век за веком плачет Ярославна:

29.

Явно не слишком старый памятник ей изящен и женственен, а поза видимо намекает на ту трактовку "Слова о полку Игореве", по которой автор его был потайной язычник и в плаче Ярославны зашифровал молитву своим богам. Ну а строки "над широким берегом Дуная, над великой Галицкой землёй" напоминают, что Ефросинья Ярославна (её настоящее имя неизвестно, это лишь основная версия) была дочерью князя Ярослава Осмомысла из Галича.

30.

Вид с Городка на Молченский монастырь - на заглавном кадре, а вот так с холма выглядит город:

31.

И это очень жаль, так как разрушение храмов в Путивле носило не то что великоросские, а уральско-сибирские масштабы. Вот просто список его погибших церквей на "Соборах.Ру". Примерно на месте тех самых труб когда-то высился городской Благовещенский собор (1825-26) в стиле классицизма:

32.

Таким когда-то был здешний торг - левее Курской улицы Воскресенская церковь (1758-62), правее часовня Александра Невского (1898), вдали колокольня Благовещенского собора:

33.

Вернувшись к базару, я пошёл по Курской дальше на запад, к третьему мысу. По дороге какие-то административные здания и школа с попавшей ныне под запрет цитатой:

34.

Огрызок ещё одного храма - видимо, Покровской церкви (1772):

35.

При жизни она выглядела так и отличалась необычайно мощной колокольней:

35а.

Ниже по склону стояла Пятницкая церковь (1776), проданная в 1899 году в одно из окрестных сёл и погибшая уже там в ХХ веке:

35б.

А на самой Никольской горке монумент в честь третьего исторического героя Путивля - Сидора Ковпака по прозвищу Дед, и всех, кто воевал вместе с ним. Хотя с партизанами больше ассоциируется Беларусь, а тем, что селяне сдавали партизан немцам, на Украине теперь иные гордятся, всё же и среди украинцев немало людей ушло в леса.

36.

К началу войны Сидор Ковпак, крестьянский сын с Полтавщины, прежде отслуживший срочную в Саратове и отличивший в Первой Мировой и Гражданской войнах, был в Путивле предсадателем горсовета. Тут-то видимо и пригодились старые навыки, новый опыт организации да общая лихость: Ковпак не просто ушёл в партизаны, а создал вокруг Путивля одно из самых больших, хорошо организованных и боеспособных партизанских соединений. На один день партизаны даже выбивали немцев из города, и хотя установить над Путивлем сколько-нибудь продолжительный контроль, как было например, в Дятькове, партизаны так и не смогли, в историю войны "ковпаковцы" вошли уникальными рейдами по тылам, в основном Полесью и Карпатам, пройдя в тылу врага суммарно 10 000 километров и разгромив десятки гарнизонов. Помню, как я удивился несколько лет назад, набредя на памятник партизанам Ковпака в галицкой Яремче - самым сложным был Карпатский рейд в июне-октябре 1943 года к так и не достигнутым нефтяным полям. Но самое, пожалуй, удивительное то, что Дед Ковпак не пал смертью храбрых и не сгнил в плену, а умер в 1967 году своей постели. Памятник на Никольской горке поставлен в 1971-м, а в окрестностях Путивля есть ещё Спадщанский лес, в котором всё это начиналось:

37.

У подножья тихо течёт зеркальный Сейм - приток Десны:

38.

Когда-то здесь стояла Никольская церковь 1860-х годов:

38а.

А в нескольких кварталах выше Курской улицы сохранился последний приходской храм Путивля - церковь Николы Казацкого (1735-37):

39.

Построенная в каком-то очень странном местном стиле - подобной архитектуры я не видел ни на Украине, ни в Черноземье:

40.

Ещё выше - компактный Духов монастырь (действовал в 1595-1770-м годах), дорогу к которому впрочем спрашивать не стоит - сейчас это Спасо-Преображенский собор. От обители (где кстати несколько месяцев провела в ссылке царевна Софья) осталась надвратная Крестовоздвиженская церковь (1693):

41.

И если палаты монастырей в Новгороде-Северском и Чернигове (Елецкий) я называл старейшими образцами русской архитектуры за пределами России вообще, то это - старейший за пределами России её образец в первоначальном облике. Очень, откровенно говоря, провинциальный и с окрестными шедеврами украинского барокко явно не сопоставимый.

42.

Дверь собора была открыта, но я умудрился забыть туда зайти, хотя самое в нём интересное именно убранство с иконостасом из Италии и люстрой из Нюрнберга, подарённым монастырю Петром I в 1692 году, видимо чтобы лучше следили за Софьей. Фотография интерьера есть, например, здесь.

43.

Рядом с монастырём - внушительное здание Ремесленного училища Маклакова (1886), ныне занятое колледжем:

44.

Уже не помню, где и чей коридор. Интересных зданий в Путивле на самом деле не так уж и мало, но они рассеяны среди частного сектора да хрущоб. Определённо стоило зайти в краеведческий музей, где выставлено, например, кресло Лжедмитрия, но я и самого музея-то не нашёл.

44а.

Серпасто-молоткастый ДК на ведущей прямиком к автовокзалу Вознесенской улице:

45.

Кажется ресторан - хоть и новодел, но потрясающе красивый. А может и не новодел, а годы так 1970-е - что-то сродни роскошным советским чайханам Таджикистана:

46.

Как подскзаали в комментариях - всё же новодел, причём очень недавний:

47.

На автовокзале толпу ждвших сельские ПАЗики пассажиров развлекала кем-то раскрашенная собака. Путивль и округа - кажется, единственное место постсоветских стран, где в деревне русская речь слышна чаще, чем в городе.

48.

И думаю, вы уже заметили, сколько тут получилось отсылок в Галицию: Лжедмитрий пожаловал сюда из Самбора, Ярославна - из Галича, а Ковпак ходил по немецким тыла в Карпатах... Теперь покинем этот странный край, Север на Юге, да отправимся в Сумы, которые я бы называл уже Западом на Востоке. О Сумах - в следующих 3 частях.

УКРАИНА и ДОНБАСС-2016Разорванная карта. Обзор и оглавление.Две стороны одной войны - см. оглавление.ДНР и ЛНР - см. оглавление.Винница, Запорожье, Днепр - см. оглавление.Киевская Русь - см. оглавление.Малоросское кольцо - посты будут.Чернигов. Детинец.Чернигов. Окольный град, Третьяк и Предградье.Чернигов. Болдины горы.Чернигов. Разное.Новгород-Северский. Город.Новгород-Северский. Монастырь.Путивль. Земля горюнов.Сумы. Центр.Сумы. Севернее центра.Сумы. Южнее центра.Ромны. Альтернативная геометрия.Тростянец. Последний замок Украины.Ахтырка.Полтава. Центр.Полтава. Восточнее центра.Полтава. Западнее центра.Полтава. По следам Полтавской битвы.Кременчуг. Медианный город.Чигирин и Субботов. Колыбель незалежности.Кировоград (ныне Кропивницкий). Центр.Кировоград (ныне Кропивницкий). Разное.Прощание с Украиной.Киев до и после Майдана - посты будут.

varandej.livejournal.com

Путивль. Город плачущей Ярославны | Украина Инкогнита

Путивль встречает гостей непонятно широким бульваром и банальными одноэтажками. Неужели это и есть тот знаменитый Путивль-град, в котором так горько плакала Ярославна? Неизвестно вернулся к ней князь Игорь с половецкого плена, но в современный Путивль он наверняка не вернулся бы, князю просто не было бы где остановиться, ведь здесь просто нет гостиницы (2008 г.). В городе с огромным количеством уникальных памятников истории и культуры (Украины и России).

Путивль

Путивль

Ярославна - головний символ Путивля

Памятником № 1 в Путивле является Молчанский монастырь. Его основали выходцы из Софрониевськой пустыни (известного монастыря расположенного недалеко от Путивля) в 1591 году. Сначала это была мощная крепость (от нее сейчас сохранились лишь остатки стен и несколько перестроенных башен). В начале 17 века здесь размещалась резиденция Лжедмитрия ІІ. Этот известный в истории персонаж, который некоторое время был царем Московского государства, до восшествия на трон некоторое время жил в одной из башен Моочанского монастыря. Сейчас эта башня перестроена в монастырскую колокольню.

Сначала культовые монастырские сооружения были деревянными. Строительство первых каменных церквей относится к началу 17 века. Именно тогда был построен главный храм обители - собор Рождества Богородицы.

Путивль

Путивль

Путивль

Путивль

Путивль

Путивль

Путивль

Путивль

Головна пам'ятка Путивля - Мовчанський монастир (1591 р.)

С начала 17 века Путивль находился в составе Московского государства (граница между Московией и Польшей проходила по реке Сейм). Молчанский монастырь в те времена был важным для юга Московии форпостом, ведь стоял на татарском пути. Здесь был большой склад пороха и арсенал. Лишь в 19 веке обитель превратилась в исключительно культовый объект.

Монастырь является большим культовым комплексом. Некоторые из его зданий находятся в плохом (даже плачевном) состоянии, но большинство сохранились очень неплохо. Сейчас идет реставрация обители.

Молчанский монастырь расположен на высоком холме над долиной реки Сейм. Отсюда открываются прекрасные виды. На другом холме над долиной расположено городище летописного Путивль-града. Рядом с ним стоят живописные руины древней хозяйственной постройки с водонапорной башней (кон. 19 - нач .. 20 в.). В рамках городища, в парке, возвышается памятник Ярославне. Той самой о которой писали:

В Путивлі-граді, вранці-рано,

Співає плаче Ярославна.

Як та зозуленька кує,

Словами жалю додає...

                                         Тарас Шевченко "Плач Ярославны" (отрывок)

Установили памятник в 80-е годы прошлого века. Это один из главных символов города. За относительно короткую историю он уже успел обрасти легендами. Одна из них гласит: "Если молодым коснуться Ярославны - брак будет долгим и крепким".

Путивль

Путивль

Водонапірна башта (ХІХ ст.)

Путивль

Торгові ряди (ХІХ ст.)

Письменные источники впервые упоминают Путивль под 1146 годом. Хотя на одном из домов в центре города мы заметили табличку, которая указывает на то, что Путивлю 989 лет (согласно ей город должны были основать  в первой половине 11 века). Какой информацией пользовались авторы таблички - нам не известно. Хотя мы знаем, что некоторые историки предполагает что Путивль основал князь Владимир в 988 году (тогда снова выходит математическая ошибка, вот посчитайте).

В 1239 году летописный Путивль-град разрушили монголо-татары. После того город восстанавливался очень длительное время. С 16 века (с перерывами) Путивль находился в составе Московского государства. В 19 веке город стал значительным центром торговли. С тех времен здесь сохранился значительный памятник торговой архитектуры - Торговые ряды.

В Путивле есть еще один монастырь - Святодуховский. Это оригинальный культовый комплекс, состоящий из Спасо-Преображенского собора, возведенного в 1617 году, и надвратной церкви-колокольни (1697-1707 гг.) В свое время это был девичий монастырь. В конце 17 века в одной из его келий держали заключенную после стрелецкого бунта московскую царевну Софью.

Путивль

Святодухівський монастир (1617 р.)

Здания Святодуховского монастыря, как и здания Молчанской обители построенны в традиционных для России архитектурных формах. Но есть в Путивле здание, которое можно считать шедевром украинской архитектуры, в частности украинского барокко. Это церковь Николы Казацкого, построенная в 1737 году на средства жителей города. Интересно что возвели казацкую церковь в украинских архитектурных формах в тот период, когда Путивль был фактически русским городом. Хотя значительную часть населения в городе составляли украинские казаки.

Церковь Николая Казацкого является одним из главных памятников украинского барокко в пределах Восточной Украины. Местные жители очень почитают этот храм. Говорят что его открывали для богослужений даже в советские времена.

Путивль

Путивль

Путивль

Церква Миколи Козацького (1737 р.)

Еще одной интересной Путивльском достопримечательностью следует считать дом ремесленного училища, построенный в 1886 году на средства богатого городского жителя Маклакова. Сейчас в этом красивом модерновом здании разместился один из корпусов сельскохозяйственного техникума.

Вообще Путивль нравится туристам: и масса памятников архитектуры, исторические памятники, интересная живописная природа (особенно долина реки Сейм). Но почему же столь бедной является туристическая инфраструктура города? Нет даже гостиницы.

Текст Романа Маленкова, фото Олега Годыны

СМОТРИТЕ ВИДЕО О ПУТИВЛЕ

Путивль

Путивль

Ремісниче училище Маклакова (1886 р.)

Путивль

Путивль

Центр Путивля

Сейм

Сейм

Річка Сейм поряд із Путивлем

Сейм

Яри у долині Сейму

Долина річки Сейм

ukrainaincognita.com

Путивль

Репортажи | Путивль

Путивль - город на берегу Сейма

В этот раз хочется рассказать о небольшом городе на берегу Сейма. Городе с тычячелетней историей.

Этот город возвели в конце Х века новгород-северские князья как «город на пути» в Киев – Путивль. Он входил в число древнерусских крепостей, защищавших от набегов юг Руси.

Путивль впервые упоминается в Ипатьевской летописи в 1146 году, в связи с междоусобной войной новгород-северских князей Святослава и Игоря Ольговичей с черниговскими князьями Владимиром и Изяславом Давыдовичами, которые пользовались покровительством киевского князя Изяслава Мстиславовича.

Когда смотришь на виды Сейма и окрестностей с вершины холма, на котором стоял древний Путивль, можно легко представить, что тебя окружают тени древних русских воинов, пристально всматривающихся в линию горизонта…

Затем Путивль появляется в знаменитом «Слове о полку Игореве»: «…В Новеграде трубы громкие трубят, во Путивле стязи бранные стоят!» Игорева дружина была разбита половцами, а сам князь, его сын и брат попали в плен. А в Путивле в это самое время ожидала вестей о походе жена плененного князя – Ярославна…

Благодаря работе украинских скульпторов Ярославна до сих пор ждет своего Игоря на том же самом месте, где и много лет назад.

«На заре в Путивле причитая,

как кукушка раннею весной,

Ярославна кличет молодая,

на стене рыдая городской».

Место, где в X-XII веках стояла Путивльская крепость сейчас называется Городок и является исторической частью города. Во время раскопок в 1899 году здесь были обнаружены остатки крепостных стен – толстые дубовые бревна, вертикально врытые в землю.

Сейчас здесь парк. А рядом с Городком возвышается вот такое интересное сооружение. Старая лазня. Короче, баня. А до этого это сооружение служило водонапорной башней.

В XIII веке Путивль встал на пути Золотой Орды, но, несмотря на мужественное сопротивление был разорен, а почти все его население уничтожено.

После нашествия степняков Путивль смог возродиться, но в первой половине XIV века литовский князи Гедимин решил, что земель ему маловать будет и насильственно присоединил земли, на которых стоял Путивль к Великому княжеству Литовскому.

В начале 1500 года рыльский князь Василий Шемяка тщательно оценив сложившуюся ситуацию, решил, что выгоднее дружить с Москвой и сообщил великому князю московскому о желании жителей Курского края войти в состав Московского государства. Начавшаяся после этого война с Литвой закончилась победой Москвы. Путивль был освобожден русскими войсками, а в 1523 году окончательно вошел в состав Московского государства.

В XVI веке Путивль превратился в сильную пограничную крепость. Расположенный на высоком берегу Сейма, он был крайним звеном в цепи укрепленных городов, защищавших Московское государство от нападений литовских феодалов, польской шляхты, крымских татар.

На этом история Путивля не заканчивается. В XVI веке в России наступают неспокойные времена, активно размножаются Лжедмитрии…

И вот один из них - беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев, потерпев неудачу скрывался в Путивле, в Молченском монастыре.

В советские времена монастырь переживал не лучшие времена. Часть здания была разрушена, а в уцелевших постройках располагались цеха завода по сбору радиодеталей.

В настоящее время монастырь отреставрирован и активно посещается паломниками.

На территории монастыря высажены замечательные розы, а клубника в монастырском огороде и вовсе имеет невероятные размеры. Одно из двух: либо место действительно святое, либо последствия Чернобыля…

Молченский монастырь не единственный в Путивле. В конце XVI в. В Путивле появляется девичий Святодухов монастырь, который впервые упоминается в архивных документах, датированных 1595 годом. В 1617 году здесь началась постройка каменного собора, которая затянулась до конца столетия (до 1707 г.). В 1770 году монастырь упразднили, а его постройки были переданы под городской Спасский собор.

Кстати, по слухам, в этом монастыре одно время находилась сестра Петра I – Софья. За что Петр подарил монастырю серебряная люстра, изготовленную в 1692 году в Нюрнберге, и весящую пару тонн. Кроме того, здесь сохранился единственный в Левобережной Украине иконостас XVII века. Сейчас от монастыря остался Свято-Преображенский собор.

Рядом со Свято-Преображенским собором находится старинное здание Ремесленного училища Маклакова (1886г.), в котором сейчас размещается один из корпусов Путивльского аграрного колледжа.

В июне 1605 года в Путивле зародилось крестьянское восстание, которое возглавил Иван Болотников. Однако, восстание закончилось печально для зачинщиков и царь Василий Шуйский, казнив многих его участников, обрушил свой гнев на Путивль.

Этим обстоятельством под шумок воспользовались поляки и в 1613 году польские интервенты сожгли внешнюю деревянную линию укреплений города, а еще через несколько лет захватили и разорили город.

В 1618 году между Москвой и Польшей было заключено Деулинское перемирие, по которому к Польше отходили все северские земли, а Путивль все же оставался за Москвой. В создавшейся ситуации он становился пограничным городом Московского государства, особо важным оборонительным рубежом.

После установления мира Путивль население Путивля значительно увеличилось. Значительную его часть в то время составляли казаки, стрельцы, пушкари, а также монастырские и церковные служители. В городе процветали ремесла и торговля.

В центре города сохранились торговые ряды. Правда не XVII, а XIX века. И в них как и прежде идет бойкая торговля.

Во время освободительной войны украинского народа (1648-1654) под предводительством Богдана Хмельницкого Путивль был одним из пунктов, через который Россия переправляло на Украину продовольствие и оружие.

Во второй половине XVII века Путивль продолжал исправно нести свою сторожевую службу. Во время войны Турции с Польшей в 1672 году, когда турецкая армия во главе с султаном двинулась на Украину, царь Алексей Михайлович объявил о своем намерении «выступить со всеми силами к Путивлю, а если он пойдет на Киев, то он сам, великий государь, пойдет на него…». На этот случай в Путивле было приказано строить царский дворец. Но, планы султана не осуществились и о строительстве дворца благополучно забыли.

Но, тем не менее, в Путивле есть один настоящий мини-дворец. Дворец построен в XIX веке помещиком Черепановым. После революции здание лишилось своего хозяина и теперь в нем размещается краеведческий музей.

После заключения мирного договора России с Турцией (1681 год) и с Польшей (1686 год) Путивль потерял значение пограничной крепости, и царские власти приказали ликвидировать укрепления «за ненадобностью».

В XVIII веке Путивль входил в состав то Киевской, то Белгородской губерний и, наконец, с 1779 года стал уездным городом Курского наместничества, а в 1797 году – Курской губернии. Утратив военное значение, Путивль остался крупным торговым центром, расположенным на одной из самых оживленных дорог, связывавших Украину с Россией по линии Нежин – Путивль – Курск – Орел – Калуга – Москва.

В XVII-XVIII вв. архитектура Путивля обогатилась строительством церкви Николы Казацкого, построенной на средства жителей Путивля – украинских казаков.

Здание городской думы Путивля с впечатляющим крыльцом.

В числе достопримечательностей XX века – усадьба помещика Ефремова (1906 г.).

А вот в этом невзрачном домике когда-то была корчма.

Все желающие посетить Путивль могут остановиться в историческом здании XIX века – гостинице Монастырской.

С начала XX века Путивль принимал активное участие в растущем революционном движении. А во время Великой Отечественной войны город стал городом-партизанской славы…

Но это уже совсем другая история.

Использованы материалы сайта: http://www.roadplanet.ru/forum/trips/1847/

www.rgo-sib.ru

«Стяги стоят в Путивле»

Благодаря художественному слову, точнее говоря, знаменитому эпическому источнику древнерусской литературы ХІІ века «Слово о полку Игореве», в историческую память русского человека вошел неразделимый этот образ: с одной стороны, древний город Путивль, с другой - княжна Ярославна, дочь Ярослава Осмомысла, ожидающая из военного похода (из «полка») своего возлюбленного, князя Игоря. Мы помним, как она плакала о взятом в полон муже: «Полечу зегзицею (чайкою) по Дунаю, омочу бебрян рукав в Каяле, утру князю кровавые его раны». Опера композитора Бородина, члена знаменитой «могучей кучки», «Князь Игорь» упрочила эту связь в нашем сознании.

В «Слове о полку Игореве» Путивль упоминается четыре раза: в начале («Стяги стоят в Путивле») и трижды в «Плаче Ярославны». Город действительно связан с событиями и героями поэмы: он стал центром сборов в поход русских дружин; здесь княжил и старший сын Игоря Святославича - Владимир.

Так мы и вспоминаем теперь Путивль. Органичная связь главных героев и событий «Слова» с Путивлем была и остается предметом гордости его жителей, которых сегодня насчитывается более 17 тысяч. В городском парке в 1980-е был установлен памятник Ярославне.

Но что знаем мы о Путивле, ныне районном центре Сумской области Украины? (Напомним также, что в Российской империи город был центром Путивльского уезда Белгородской (1727 - 1779 гг.), а затем Курской (1779 - 1924 гг.) губерний.

От основанья

Датой основания Путивля считается 989 г., хотя первое упоминание о Путивле встречается в Ипатьевской летописи в 1146 г. - в качестве ключевой крепости Киевской Руси - в связи с войной новгород-северских князей Святослава и Игоря Олеговичей с черниговскими князьями Владимиром и Изяславом Давидовичами. Наиболее известное сообщение о городе сделано позже, в 1185 г., когда новгород-северский князь Игорь Святославович выступил против половцев, был разбит и пленен вместе со своим братом. Именно эти события подробно описаны в «Слове о Полку Игоревом».

Верно подмечено: имя города возвышенно и сказочно помнится нами откуда-то из детства, словно из былин; стоит оно рядом с такими названиями, как Углич, Великий Новгород, Тверь, Торжок, Псков, Ярославль, Киев - древними русскими городами, в которых жили могучие витязи и прекрасные княжны, грозные князья и воеводы, строгие монахи.

Справочник лаконично указывает: город Путивль находится на нескольких холмах на правом берегу реки Сейм. На расстоянии до 1,5 км от него расположены села Минаково, Сыромятниково, Толчениково, Бобино, Чорнобровкино, Селезневка и Пруды. На противоположном берегу реки - села Корольки и Скуносово. Река в этом месте извилистая, образует лиманы, старицы (Любка) и заболоченные озера. В оврагах между холмами некогда текли многочисленные ручьи и речушки - Путивлька, Крынка и их безымянные «сестрички». В старину город был окружен непроходимыми лесами.

В 1239 г. Путивль, как и множество городов Древней Руси, был разорен монголо-татарами; сейчас в парке на месте бывшего Городка установлен памятник защитникам города от татар.

Лишь через столетие город опять возродился, но вновь стал добычей иноземных захватчиков: в 1356 г. его насильно присоединил к своим владениям литовский князь Гедимин.

Под литовской властью Путивль находился 150 лет, до того момента, пока князь Рыльский и Новгород-Северский из династии Рюриковичей Василий Шемяка в 1500 г. не подал челобитную великому князю московскому Ивану III о переходе на русскую службу с вотчинами в связи с принуждением его к принятию католицизма со стороны Литовского князя.

Шемяка участвовал в крупных антилитовских акциях царя Василия III. В 1501 и 1502 годах он ходил на Литву вместе с московскими воеводами. Осенью 1507 вновь ходил в поход на Литву. Москва одержала победу. Курские земли, куда входил и Путивль были отвоеваны у Литвы. В 1523 г. Путивль окончательно вошел в состав Руси. С того времени пограничный город приобрел стратегическое значение для Московии, став одним из западных форпостов. Здесь строятся новые укрепления и палаты, воеводы путивльские наделяются неограниченной властью; в документах того времени сохранилось множество тайных писем и доносов, отправленных московскому царю, содержащих информацию о поведении и высказываниях многочисленных гостей из союзных государств и иностранных купцов.

В смуту

В начале XVII в. Путивль стал одним из важнейших городов на восточно-европейской политической арене. Во время Великой смуты город был одним из центров восстания Ивана Болотникова и на короткое время базой войска Лжедмитрия I. Во время похода на Москву Лжедмитрия I, вставшего во главе польского войска, Путивль неожиданно сдался самозванцу. Возможно, причиной тому стала непопулярность среди черни царя Бориса Годунова, да и многие бояре подвергали сомнениям легитимность его прав на престол: всех терзали слухи о страшной кончине юного царевича Дмитрия в Угличе. Имели значение и ошибки сторонников Годунова: они расправлялись с приспешниками самозванца с удивительной жестокостью, не жалея ни женщин, ни детей в отвоеванных селениях; не миновала чаша сия и многострадальный Путивль.

Поэтому русские селения, особенно в Северской земле, с восторгом встречали войска Лжедмитрия, искренне веря, что он - чудесным образом спасшийся законный наследник престола. Самозванец занял Путивль и устроил здесь под охраной казаков и местного воеводы Василия Михайловича Рубца-Масальского свою временную резиденцию: принимал послов, организовывал крестные ходы, сюда приезжали бояре, послы, священники, простой люд, дававшие «царю» присягу. Во время «Путивльского сидения» самозванца активно поддержали запорожские и донские казаки, не давшие ему отказаться от своих планов и бежать в Польшу. В Путивле самозванец провел зиму и весну 1605 г.

Позже примеру путивлян последовали жители Рыльска, Курска, Севска и Кром, дали присягу и 12 000 донских казаков. Из Путивля Лжедмитрий I отправился победным маршем в Севск, а потом в сторону Москвы. После сокрушительного поражения войск Лжедмитрия под Добрыничами, где вся пехота самозванца была уничтожена царской артиллерий, «царевич» вернулся в Путивль. Удивительно, но с этим поражением его дело не только не погибло, но и получило новый успешный виток. Как писал Пушкин в «Борисе Годунове»: «Он побежден, Какая польза в том? / Мы тщетною победой увенчались / Он вновь собрал рассеянное войско / И нам со стен Путивля угрожает!»

К слову, «трон» Лжедмитрия, который при Самозванце был установлен в так называемой «боевой камере» над алтарем собора Молчанского монастыря, там и хранился долгое время. Сейчас его можно увидеть в Путивльском краеведческом музее вместе с копией иконы Жировицкой Богоматери явно католического письма и деревянной скульптурой «Христос в Темнице» того же времени.

В мае 1605 г. «сидение» закончилось - в Москве скончался царь Борис. Чернь подняла бунт, громя терема сторонников и родственников Годунова. Царица Мария Годунова и царевич Федор Годунов отравились (или были отравлены), Москва с почестями встретила нового «царя». Самозванец был коронован, женился на дочери своего польского покровителя Марине Мнишек (процарствовала полька, правда, всего неделю). В 1606 г. Лжедмитрий I был убит во время боярского заговора, а cмута продолжилась до 1613 г. - до воцарения Михаила Федоровича Романова, родственника Рюриковичей по женской линии.

Против турок

После поражения Лжедмитрия Первого и последующих самозванцев Путивль не утратил своего стратегического значения: на границе Московии и Речи Посполитой по прежнему было не спокойно, велика была угроза и со стороны Турции. Здесь содержали хорошо вооруженный гарнизон, воевода исполнял роль царского наместника с поистине царскими полномочиями. Судя по отзывам гостей города, Путивль процветал, жители его пребывали в достатке.

Вот как писал в середине XVII века Павел Аллепский о городе, посещенном во время его путешествия с антиохийским патриархом Макарием: «Знай, что этот Путивль город обширный, расположен на высоком месте и поднимается над окрестностями; близ него протекает река...

Крепость (Путивля) большая и великолепная, неодолима и крепка в высшей степени, высока и прочно устроена на высоком основании; вся наполнена домами и жителями. Она расположена на отдельной круглой горе и заключает внутри водоем, в который вода скрытно накачивается колесами из реки. Внутри ее есть другая крепость, еще сильнее и неодолимее, с башнями, стенами, рвами, снабженная множеством пушек больших и малых, кои расположены одни над другими в несколько рядов.

В крепости четыре церкви: во имя славного Воскресения, Успения Владычицы, Божественного Преображения и новая, во имя святителя Николая. По причине неприступности и твердости этой крепости и вследствие того, что ее так сильно укрепляли, ляхи, приходившие в прежнее время в числе сорока тысяч и осаждавшие ее в течение четырнадцати месяцев, употребляя всевозможные ухищрения, были совершенно не в состоянии ее взять и вернулись разбитые. О, как велико их сокрушение об ней!

Число церквей в городе двадцать четыре и четыре монастыря на углах его».

Интересно и такое наблюдение Павла Аллепского: «Также, когда кто смотрит - избави Боже! - на пушку или крепость, того немедленно отправляют в заточение, говоря: «ты шпион из турецкой страны». Словом сказать, московиты крепко охраняют свою страну и свои владения».

Характерно, что писатель называет жителей Путивля московитами.

После воссоединения Украины с Россией Путивль потерял свое оборонное значение. К концу XVII в. часть бастионов крепости уже была разобрана, остались только две башни, которые постепенно ветшали, осыпались и до наших дней не сохранились. Теперь местами в Путивле, в районе Городок, где некогда стояла крепость, можно увидеть лишь фрагменты осыпавшихся земляных валов.Соборы Путивля

От старинных городских построек осталось немного, в основном это культовые сооружения. Когда-то в Путивле имелось 4 монастыря, расположенных в разных сторонах города: Борисоглебский монастырь стоял на западной стороне, Спасо-Преображенский - на южной, Святодуховский - на севере, Молчанский - на востоке.

После приказа Екатерины о ликвидации во второй половине XVIII в. многих монастырей и секуляризации их имущества значительно пострадали три из них. До наших дней сохранились несколько построек лишь Молчанского и Святодуховского монастырей. Сейчас идет их восстановление.Святодухов монастырь Путивля

От Святодуховского монастыря остались Спасо-Преображенский собор и надвратная Крестовоздвиженская церковь (1697-1706).

Первые упоминания о соборе встречаются с 1595 г., тогда все постройки девичьей обители были деревянными. После окончания Смуты в 1617 г. началось строительство каменных зданий на территории монастыря, однако оно затянулось на десятилетия: воеводы неохотно выделяли средства на монастырь девичий, «не престижный». Однако по жалобе игуменьи Анисьи в 1697 г. царю Петру Первому и последовавшего решительного царского вмешательства монастырь был достроен.

В этот монастырь после своего отстранения от власти была сослана опальная царевна Софья. Но Петр вскоре решил, что держать ее вдалеке от столицы небезопасно и перевел в Московский Новодевичий монастырь.

О пребывании Софьи в Святодуховском монастыре сохранилась легенда. Говорят, Петр, чтобы отомстить как следует «сестрице», прислал ей издевательский «подарок» - механические куранты, бой которых раздавался... каждую минуту. Часы, поставленные под окном Софьиной кельи (кельи расположены по бокам от арки церковных врат Крествоздвиженской церкви), не давали узнице покоя. Когда Софью отправили в Москву, куранты попали в Молчанский монастырь, но они так досаждали назойливым боем монахам, что те однажды ночью попросту разбили механическую игрушку.

К слову, Петр сам побывал в Путивле во время Северной войны.

Сейчас келейных построек не территории монастыря практически не осталось, только те, что примыкают к храмам. После «антимонастырского» указа Екатерины в 1768 г. монахинь перевели в другой монастырь в Севске, приказав им оставить все добро в монастыре. Сестры попытались украдкой вынести некоторые ценные иконы и старинные книги, однако «богомольные» путивляне напали на них, избили и все отобрали.

Спасо-Преображенский собор, увенчанный пятью луковичными главами, был построен в 1617-1693 гг. и представляет собой типичный образец Московского зодчества XVII в. Несмотря на внушительные размеры постройки, она выглядит довольно изящно и изысканно. Расстояние между стенами собора примерно в два раза меньше высоты сводов.

Поражает воображение прекраснейший иконостас. Мастера внесли в композицию иконостаса некоторые местные черты. Например, царские врата имеют характерный малороссийский проем со срезанными наискось верхними углами. Виноградная лоза, вьющаяся на колонках и обрамляющая иконы, типична для местного барокко. В 1907 г. иконостас был отреставрирован и под наблюдением Императорской Археологической комиссии заново позолочен. Учитывая, что на Левобережной Украине вообще не осталось иконостасов XVII в., путивльский иконостас является уникальным в своем роде.

Есть в Спасо-Преображенском соборе еще одна удивительная реликвия - огромное паникадило, подаренное монастырю Петром Первым. Этот барочный светильник был изготовлен в 1692 г. в Нюрнберге.

Снаружи в одну из стен собора вмурованы две могильные плиты, найденные в 1899 г. во время очередной перестройки. Плиты датируются 1643 и 1645 гг., лежали они над погребениями некоей схимницы Проклы и «божей девицы Евдокеи». У южной стены собора высится большой черный крест; это могила Ивана Рябинина (1834-1912), историка и краеведа, автора многочисленных работ по истории Путивля, большинство из которых до сих пор не потеряли своего значения.

XVII-XVIII века обогатили Путивль еще несколькими первоклассными памятниками архитектуры. Среди них особое место принадлежит церкви Николы Казацкого, построенной в 1735 г. в нескольких кварталах от Святодуховского монастыря на средства жителей Путивля - малороссийских казаков, черкас. Поэтично подмечено, что этот храм напоминает двухмачтовый бриг. Изначально он был одноверхим, а в 1770 г. ему достроили еще и колокольню. Церковь двухэтажная, имеется «теплый» и «летний» храмы на двух ярусах. На первом этаже, подклете, размещалась теплая церковь, где происходили церковные службы зимой. Перекрывающие ее низкие своды с распалубками при обилии света создают атмосферу почти домашнего тепла и уюта. По контрасту с этим решена верхняя, так называемая холодная церковь, где проходили службы в летнее время. Через арку открывается вид на высокий центральный верх, грани которого, сужаясь в перспективе, создают иллюзию фантастической, недосягаемой высоты.

Храм построен русским зодчим, о чем неопровержимо свидетельствует его конструктивное решение. Но поскольку заказчиком храма являлась малоросская община Путивля, то в качестве образца мастеру был указан излюбленный тип украинского одноглавого храма. Зодчий не только создал здание великолепных пропорций и выразительного силуэта, но и очень тонко учел особенности зрительного восприятия архитектуры: окна первого яруса, расположенные на уровне глаз, стоящего на земле человека, украшены изысканными, тонко профилированными наличниками с фигурными разорванными фронтонами. Все остальные окна, расположенные выше уровня человеческого роста, не имеют никаких украшений.

Сейчас в храме создана экспозиция музея «Слова о полку Игореве». Молчанский монастырь

Среди зелени на склоне присеймского холма расположены несколько старинных белоснежных построек активно восстанавливаемого Молчанского монастыря.

Основные составляющие ансамбля - трапезная с надстроенным куполом, собор Рождества Пресвятой Богородицы, надвратная колокольня, жилые монастырские постройки и остатки оборонительных стен, остатки Иоанновской церкви.

Ранее здесь существовала еще одна церковь - Рождества Иоанна Предтечи, однако в 1930 г. с нее сняли купола и надстроили еще два этажа.

О возникновении монастыря есть легенда: еще в 1405 г. в 20 километрах от Путивля, неподалеку от нынешнего села Новая Слобода, над болотом Молче таинственным образом возникла чудотворная икона. Вскоре на ее месте был основан «Молченский» (так тогда звучало название) мужской монастырь. В самом конце XVI в. его разорили татары, монахи во главе с игуменом Пафнутием перебрались в Путивль. Здесь в 1602-1604 гг. и было начато строительство нового монастыря. Множество испытаний выпало на долю этих стен. Повторимся: в соборе Рождества Богородицы в небольшой келье второго яруса четыре месяца жил Лжедмитрий I.

Из архивных источников известно, что монастырская гора прорезана множеством пещер и подземных ходов, некоторые из которых прорыты одновременно с постройкой обители. На протяжении XX в. они не исследовались. Все это говорит о том, что монастырская гора хранит еще немало тайн.

Путивль и сегодня уютен, приветлив и тих, дышит многовековой русской историей и приглашает нас прикоснуться к ней душой и сердцем.

http://odnarodyna.ru/topics/11/348.html

ruskline.ru

Путивль - это... Что такое Путивль?

Путивль (укр. Путивль) — город, Путивльский городской совет, Путивльский район, Сумская область, Украина.

Код КОАТУУ — 5923810100.

Население по переписи 2001 года составляло 17 274 человека[1].

Административный центр Путивльского района.

Является административным центром Путивльского городского совета, в который не входят другие населённые пункты.

Географическое положение

Город Путивль находится на правом берегу реки Сейм.

На расстоянии до 1,5 км расположены сёла Минаково, Сыромятниково, Толчениково, Бобино, Чернобровкино, Селезневка и Пруды.

На противоположном берегу реки расположены сёла Корольки и Скуносово.

Река в этом месте извилистая, образует лиманы, старицы (Любка) и заболоченные озёра.

Через город проходят автомобильные дороги править] История

Город партизанской славы

11 января 2012 года в Верховной Раде Украины народным депутатом Украины, первым секретарем Сумского обкома КПУ Даниленко Владимиром Андреевичем зарегистрирован проект Постановления Верховной Рады Украины о присвоении городу Путивль Сумской области почетного звания «Город партизанской славы».[3]

Экономика

  • ОАО «Птицехозяйство им. Путивльских Партизан»
  • ЧП «Прибормашсервис».
  • ООО «Путивль-хлеб».
  • ООО «Колос».
  • ЧПП «Сейм» (бывший Путивльский завод радиодеталей).[4]

Объекты социальной сферы

  • Путивльский колледж Сумского национального аграрного университета.
  • Путивльский педагогический колледж им. С. В. Руднева.
  • Путивльский профессиональный лицей.
  • Общеобразовательная школа № 1.
  • Общеобразовательная школа № 2.
  • Путивльская общеобразовательная школа-интернат I—II ст.
  • Центр внешкольной работы.
  • Путивльская центральная районная больница.
  • Учебно-воспитательное объединение.
  • Путивльский спортивно-технический клуб ОСО Украины

Достопримечательности

Среди архитектурных памятников Путивля наиболее заметными являются Молчанский монастырь XVI века, Преображенский собор XVII века и церковь Николы Казацкого.

Известные люди

  • Ковпак Сидор Артемьевич (1887—1967) — командир Путивльского партизанского отряда и соединения партизанских отрядов Сумской области, член нелегального ЦК КП (б) Украины, генерал-майор, дважды Герой Советского Союза.
  • Руднев, Семён Васильевич (1899—1943) — Герой Советского Союза (1944, посмертно), один из руководителей партизанского движения на Украине, генерал-майор (1943).
  • Угрюмов Николай Степанович (1902—1982) — Герой Советского Союза, родился в городе Путивль.
  • Павлов, Всеволод Владимирович (1898—1972) — известный советский египтолог, историк искусств, заслуженный работник культуры РСФСР. Похоронен в Москве.[5]

Галерея

  • Путивлю 1000 лет

  • Центральная площадь и памятник Ленину

  • Центральная улица

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Путивль — Обзор

Путивль — древний город на северо-востоке Украины в Сумской области, администартивный центр Путивльского района. Один из основных городов древней Северщины.Первое упоминание Путивля датируется 1146 годом в качестве важной крепости Киевской Руси между Черниговом и Новгородом-Северским. Легенда о плаче Ярославны на стенах Путивля по князю Игорю является кульминацией «Слова о полку Игореве» и оперы Александра Бородина «Князь Игорь».После Сражения на реке Ведроше в 1500 Путивль отошёл к Московскому княжеству. Во время Великой смуты город стал одним из центров восстания Ивана Болотникова и на короткое время базой войска Лжедмитрия I. В Российской Империи Путивль был частью Курской губернии.В настоящее время город насчитывает около 20 тысяч жителей. Среди архитектурных памятников Путивля наиболее заметными являются Молчанский монастырь XVI века, Преображенский собор XVII века и церковь Николы Казацкого.

Путивль — древний город на северо-востоке Украины в Сумской области, администартивный центр Путивльского района. Один из основных городов древней Северщины.Первое упоминание Путивля датируется 1146 годом в качестве важной крепости Киевской Руси между Черниговом и Новгородом-Северским. Легенда о плаче Ярославны на стенах Путивля по князю Игорю является кульминацией «Слова о полку Игореве» и оперы Александра Бородина «Князь Игорь».После Сражения на реке Ведроше в 1500 Путивль отошёл к Московскому княжеству. Во время Великой смуты город стал одним из центров восстания Ивана Болотникова и на короткое время базой войска Лжедмитрия I. В Российской Империи Путивль был частью Курской губернии.В...

Развернуть описание Свернуть описание

putyvl.wikimapia.org


Смотрите также