Эсты древние. Как древние эсты за древними украми погнались
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Времена древних эстов. Эсты древние


Как древние эсты за древними украми погнались

Мужики собрались на лугу за околицей – это можно назвать прообразом парламента? Конечно же. Если очень хочется. В парламенте Эстонии вдруг поняли, что древние эсты проводили такие сборы еще на заре времен. А что это значит? Да ясно что.

Автор Владимир Барсегян, радио Sputnik, Эстония

В относительно недавние времена в одном из садовых кооперативов черноземной полосы России, мужики, желавшие безнаказанно предаваться утехам Бахуса, оборудовали в лесу беседку под названием "Не найди, моя жена". Забавно было наблюдать, как они туда направлялись небольшими группками, в развевающихся на ветру семейных трусах, с выражением предельной сосредоточенности на лицах. А не будь так – жены сразу бы углядели неладное, посмей хоть один из них выдать радостное возбуждение блеском глаз или, не дай Бог, улыбкой. Но самое интересное, что никому из них даже в голову не пришло оправдывать на утро похмельный синдром важностью поднятых в беседке вопросов. Хотя возможно, что через 800 лет какой-нибудь археолог, раскопав сию беседку и перебирая кусочки битого стекла и сгнившего дерева, сделает вывод о том, что в этом месте происходили заседания совета старейшин данного географического региона, на которых решались вопросы государственной важности.

Может быть, это легкое преувеличение, но уж точно не большее, чем то, о чем заявил спикер парламента Эстонии Эйки Нестор. Он объявил тех эстонцев, которые, согласно летописям, собирались 800 лет тому назад на горе Пака в волости Райккюла для решения неизвестных потомкам вопросов первыми парламентариями страны. Мысль эту Эйки Нестор подхватил с подачи канцелярии президента Эстонии, сотрудники которой натолкнулись на упоминание о подобном собрании в "Хронике Ливонии" и усмотрели в нем зачатки государственного парламентаризма, о чем и сообщили государству и миру. Ведь из этого факта можно развить концепцию о существовании одной из старейших мировых демократий на территории Эстонии со всеми вытекающими последствиями. Это, конечно, далеко по силе эффекта от тезиса об Украине как колыбели мировой цивилизации, но тоже неплохо.

Однако стоит упомянуть о том, что в XIII веке, а именно это время упоминается в "Хронике Ливонии", земли южной части Эстонии вошли в состав земель Ливонского ордена, а ее северная часть принадлежала Дании. Реальная власть на этих землях принадлежала тевтонским рыцарям, католическим епископам и богатым купцам из европейских стран. Сами же эстонцы стали в те времена на своей земле низшим сословием и были постепенно закрепощены. И этот период растянулся на многие сотни лет. Так что, как это ни печально, заявление президентской канцелярии и спикера парламента Эстонии о древнеэстонских парламентских традициях – это, скорее, попытка выдать желаемое за действительное.

Сейчас вряд ли удастся установить, о чем говорили сидевшие на горе Пака 800 лет тому назад эстонские мужи. Может быть, решали вопросы о том, кому и где можно охотиться, или договаривались о том, что можно сделать с немецкими рыцарями и как защитить от них свои семьи. А может, просто собрались для того, чтобы выпить толику вина, а чтобы жены не застукали их во время занятия, столь приятного для мужчин и столь же неприятного для женщин, выбрали возвышенность, с которой видно приближающегося "неприятеля". Но в любом случае они бы изрядно удивились, узнав, что про них придумали их потомки. А узнав, наверняка бы сказали о том, что историю своей земли нужно принимать такой, какая она есть, без фантазий. А предков нужно любить и гордиться ими, будь они хоть членами парламента, хоть крестьянами, которые когда-то собрались просто посидеть на горе Пака.

ria.ru

Эсты — Викитака

Материал из Викитаки

Э́сты — древнее название средневекового населения современной Эстонии. Предположительно племя принадлежало к семье финно-угорских народов.

Происхождение

Этническое происхождение местных поселенцев на современных эстонских землях неизвестно. Многие свидомые эстонские культурологи, такие как Уку Мазинг (Uku Masing), Яан Каплински (Jaan Kaplinski), Леннарт Мери неоднократно пытались найти в традициях эстов именно финно-угорское наследие. С территорией Эстонии связана также культура балтийских немцев, восточных шведов и русских старообрядцев.

Самыми древними находками на территории Эстонии являются артефакты, найденные в ходе археологических раскопок поселений Пулли и Кунда и относящиеся к кундаской археологической культуре. С точки зрения истории эстонской культуры большое значение имеет прибытие финно-угорских племен на территорию Эстонии.

Этнография

Эсты предположительно сформировались в Восточной Прибалтике на основе смешения пришедших с востока в I тысячелетии до нашей эры финно-угорских племён и древнего аборигенного населения. Позднее они вобрали восточно-финно-угорские, балтские, германские и славянские элементы.

Железный век

В позднем железном веке произошло территориальное разделение на приходы и уезды. Стали формироваться деревни (несколько семей объединяли свои хозяйства). По сравнению с соседними странами деревенская культура Эстонии была не очень развита — главным местом проживания древних эстов был хутор, где жила семья, которая считалась единицей общества. В языке эстов слово «семья» (pere) имело то же значение, что и «хутор» (talu). Семья состояла из 8 — 10 человек. Все хуторские постройки возводились вокруг открытого двора, главное здание — жилая рига — фасадом во двор, с севера на юг.

Последний период железного века (IX до н.э — XIII вв. до н.э.) был для Эстонии временем экономического и культурного подъема, быстро развивалось земледелие, основной зерновой культурой был ячмень. Выращивали также пшеницу, овес, горох, бобы и лен, позже добавились капуста и брюква. Со второй половины XI века стали культивировать озимую рожь, что принесло с собой развитие трехпольной системы полеводства. Развивалось кузнечное ремесло, стал применяться гончарный круг. Ремесленное дело не было так развито, как у соседей, но этот недостаток компенсировала торговля.

Начало I-го тысячелетия

Начиная с III века на территории Эстонии можно проследить формирование по археологическим данным отдельных этнических групп, которые совпадают с сохранившимися до сегодняшнего дня диалектными и этнографическими регионами: Северной, Южной, Западной Эстонией и островов. На Западную Эстонию заметное влияние оказывала Скандинавия. В Южной Эстонии древние культурные черты сохранялись дольше всего. Благодаря влиянию древнерусской народности сформировались особенности субэтноса эстонцев сету, а также на Юго-востоке выру; наиболее ярко это выражено в постройках и одежде. См.также балто-славянский языковой союз.

Средневековье. Племена эстов

К концу XIII века на основе племен эстов, живущих на территории Эстонии, и их наречии сложился "эстонский" народ и язык, народ был оседлыми земледельцами и называл себя maarahvas (буквально "народ земли", "сельский, деревенский народ").

Быт эстов Самыми типичными древними элементами народной культуры можно назвать жилую ригу, черный хлеб, свадебные и рождественские традиции, а так же осеннее поминовение усопших (считалось, что в эти дни души умерших предков приходят домой) и древнейшую форму народной музыки, сформировавшуюся в I тысячелетии до н.э: так называемая руническая песня (regilaul) с кратким, но богатыми вариациями мотивом.

Одежда эстов С XI—XIII веков появляются ранние сообщения об одежде эстов. Основной одеждой женщины были льняная сорочка и шерстяной сюртук. Вокруг бедер обматывали шерстяную юбку, которую закрепляли поясом. Льняную одежду отбеливали до бела, верхняя одежда была овчинно-белого или черного цвета. Шерсть для юбки красили растительными травами; самым распространенным красителем был калган, из которого получали красный цвет.

Религия эстов (анимизм) О религии древних эстов почти ничего неизвестно. Имеющиеся сведения основываются на археологических находках, древних и средневековых хрониках и фольклорных материалах XIX века. Основой мировоззрения была гармония с природой. Эсты считали, что у каждого животного, дерева и камня есть душа; верили в духов-хранителей, которые жили в камнях, ручьях и деревьях. Чтобы задобрить духов, им приносили жертвы. Жертвенными местами считались, прежде всего, священные дубравы (hiis) — небольшие отдельно стоящие перелески, в которых нельзя было рвать листья с деревьев или подбирать что-либо с земли — а также камни, ручьи и источники. Согласно самым древним мифам, о которых упоминается в народных песнях, предки эстонцев верили, что мир возник из яйца. Млечный путь представлялся стволом древа Мира или дорогой, по которой птицы сопровождали души покойных в иной мир. Поздней осенью поминали всех умерших — верили, что их души посещают свои бывшие дома. Для них накрывали столы и топили баню, повсюду царила тишина и покой. В связи с развитием земледелия в мифологическом мировоззрении эстов на первый план вышли боги и персонификации погодных явлений и неба. Главным небесным богом считался Уку (Uku, Ukko) — Дед. Увеличилась популярность магии плодородия, богов-покровителей поля и зерна. В солнцестояние разжигали костры, так как считалось, что огонь отгоняет злых духов. В большинстве своем религиозные обряды и ритуалы не отличались сложностью, профессиональных жрецов не было, однако существовали колдуны, волхвы и знахари, к которым обращались за помощью во время болезни и при других бедах. Древние эсты верили в силу слова: охотники и рыбаки не называли свою добычу по ее принадлежности к определенному виду (медведь, олень, окунь), а употребляли специальные «псевдонимы».

Версии происхождения и родства

Aestii вблизи Вислы (соседи видивариев) по мнению некоторых исследователей никак не связаны с современными эстонцами, как и эсты (айсты, Hestii), упоминаемые Иорданом предположительно вовсе не те жители небольшого балтийского государства, о которых можно сейчас подумать. Эсты — не самоназвание и, к слову, современные эстонцы взяли его для обозначения своей нации лишь в середине XIX—начале XX века (в период т.н.«национального возрождения», а по сути конструирования нового народа) — ээстласед. До этого они сами себя именовали маарахвас (эст. maarahvas букв. «земляки», «народ земли», «сельский народ», «крестьянское простонародье»).

Эсты как отдельный народ финно-угорского происхождения упоминался в ливонских хрониках (в частности, у Генриха Ливонского в его хронике, XIII век), но своим названием по гипотезе обязаны термину «восток», «Восточная земля» — Эстланд. Однако собственно Эстония ещё в XVI веке называлась на европейских картах Wirland (т.е. "страна вёро"). В русских летописях предки эстонцев, наряду с некоторыми другими племенами фигурируют под названием чудь. По мере продвижения «западного влияния» на восточные земли вдоль побережья Балтики, менялись и носители этого названия. Поэтому у Тацита и Иордана — эсты (эстии) или аэстии возможно племена у Вислы, летто-литовские (балтские племена) и затем только современные носители этого этнонима, оказавшиеся самыми восточными в этом направлении.

Однако данная гипотеза происхождения этнонима не учитывает того обстоятельства, что случай этот совпадения названия у балтских и прибалтийско-финских племен не единственный. Подобная же ситуация сложилась с племенем нарова, название которого оставило след в топонимах южной Прибалтики, Польши и Белоруссии, хотя само племя совершенно однозначно осело по течению Нарвы на южном берегу Финского залива и имело своей столицей город Ругодив. Возможно, также как и нарова (и вместе с ними), балты эстии мигрировали с нижнего течения Вислы и осели в Прибалтике, растворившись со временем среди местного прибалтийско-финского населения, но оставив ему свой этноним, под которым племя знали соседние народы, подобно тому, как тюрки-булгары дали название болгарам.

Ссылки

Литература

itaka.pw

Эсты — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Это статья о средневековом народе. О современном народе см. Эстонцы

Э́сты (лат. Aesti) — принятое в западноевропейских (преимущественно латинских) источниках название средневекового населения современной Эстонии[1]. В древнерусских источниках ему соответствует экзоэтноним «чудь».

Древнейшее население Эстонии

Самыми древними находками на территории Эстонии являются артефакты, найденные в ходе археологических раскопок поселений Пулли и Кунда и относящиеся к кундаской археологической культуре. Им на смену пришли неолитические народы нарвской культуры. Этническая принадлежность ни тех, ни других неизвестна.

Эстии античных авторов

Aestii вблизи Вислы (соседи видивариев) — народ, упомянутый Тацитом в трактате «О происхождении германцев и местоположении Германии»:

Эстии поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей; они им заменяют оружие и оберегают чтящих богиню даже в гуще врагов. Меч у них — редкость; употребляют же они чаще всего дреколье. Хлеба и другие плоды земные выращивают они усерднее, чем принято у германцев с присущей им нерадивостью. Больше того, они обшаривают и море и на берегу, и на отмелях единственные из всех собирают янтарь, который сами они называют глезом[2]. У них самих он никак не используется; собирают они его в натуральном виде, доставляют нашим купцам таким же необработанным и, к своему удивлению, получают за него цену[3].

Судя по данному описанию, эстии — одно из западных племён древних балтов, занимавшееся сбором янтаря и его экспортом в Римскую империю по Янтарному пути. Приведённое Тацитом название янтаря на языке эстов, glesum, вероятно, германского происхождения (ср. гот. glas, англ. glass).

Нет оснований отождествлять с эстонцами тех эстов, к которым обращался в 537 г. с речью Кассиодор, а также народ айстов (Hestii), упоминаемый Иорданом в качестве данников Германариха. Упоминания эстов у античных авторов столь кратки, что точно определить ареал их расселения не представляется возможным.

Средневековые эсты

Эсты как народ финно-угорского происхождения (то есть эстонцы) впервые описаны в ливонских хрониках XIII века (в частности, у Генриха Латвийского). Генрих Латвийский нигде в своей хронике не указывает на финно-угорское происхождение эстов и ни разу не пишет о их языковых предпочтениях. Их название, унаследованное от античных латинских писателей, средневековые авторы ошибочно понимали как образованное от термина «восток», «ост» (то есть «Восточная земля» — Эстланд).

Современные эстонцы взяли этот книжный термин для обозначения своей нации лишь c XIX века (в период «национального возрождения»). В местной традиции лат. Aesti мутировало в «ээстласед». До этого они сами себя именовали «маарахвас» (эст. maarahvas, буквально «народ земли»).

Напишите отзыв о статье "Эсты"

Примечания

  1. ↑ [books.google.com/?id=Cp-tB08yd2EC&pg=PA21 The Uralic language family: facts, myths and statistics]. — Oxford, UK: Blackwell, 2002. — P. 21–23. — ISBN 0-631-23170-6.
  2. ↑ [www.hist.msu.ru/ER/Etext/tacit.htm Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии]
  3. ↑ [botan.cc/uchebnik/istoriya/06/by001/p010.html Из произведения римского историка Тацита «Германия» о древних балтах (I в. н. э.).]

Ссылки

Отрывок, характеризующий Эсты

Наташа испуганными глазами заглянула в лицо раненого офицера и тотчас же пошла навстречу майору. – Можно раненым у нас в доме остановиться? – спросила она. Майор с улыбкой приложил руку к козырьку. – Кого вам угодно, мамзель? – сказал он, суживая глаза и улыбаясь. Наташа спокойно повторила свой вопрос, и лицо и вся манера ее, несмотря на то, что она продолжала держать свой платок за кончики, были так серьезны, что майор перестал улыбаться и, сначала задумавшись, как бы спрашивая себя, в какой степени это можно, ответил ей утвердительно. – О, да, отчего ж, можно, – сказал он. Наташа слегка наклонила голову и быстрыми шагами вернулась к Мавре Кузминишне, стоявшей над офицером и с жалобным участием разговаривавшей с ним. – Можно, он сказал, можно! – шепотом сказала Наташа. Офицер в кибиточке завернул во двор Ростовых, и десятки телег с ранеными стали, по приглашениям городских жителей, заворачивать в дворы и подъезжать к подъездам домов Поварской улицы. Наташе, видимо, поправились эти, вне обычных условий жизни, отношения с новыми людьми. Она вместе с Маврой Кузминишной старалась заворотить на свой двор как можно больше раненых. – Надо все таки папаше доложить, – сказала Мавра Кузминишна. – Ничего, ничего, разве не все равно! На один день мы в гостиную перейдем. Можно всю нашу половину им отдать. – Ну, уж вы, барышня, придумаете! Да хоть и в флигеля, в холостую, к нянюшке, и то спросить надо. – Ну, я спрошу. Наташа побежала в дом и на цыпочках вошла в полуотворенную дверь диванной, из которой пахло уксусом и гофманскими каплями. – Вы спите, мама? – Ах, какой сон! – сказала, пробуждаясь, только что задремавшая графиня. – Мама, голубчик, – сказала Наташа, становясь на колени перед матерью и близко приставляя свое лицо к ее лицу. – Виновата, простите, никогда не буду, я вас разбудила. Меня Мавра Кузминишна послала, тут раненых привезли, офицеров, позволите? А им некуда деваться; я знаю, что вы позволите… – говорила она быстро, не переводя духа. – Какие офицеры? Кого привезли? Ничего не понимаю, – сказала графиня. Наташа засмеялась, графиня тоже слабо улыбалась. – Я знала, что вы позволите… так я так и скажу. – И Наташа, поцеловав мать, встала и пошла к двери. В зале она встретила отца, с дурными известиями возвратившегося домой. – Досиделись мы! – с невольной досадой сказал граф. – И клуб закрыт, и полиция выходит. – Папа, ничего, что я раненых пригласила в дом? – сказала ему Наташа. – Разумеется, ничего, – рассеянно сказал граф. – Не в том дело, а теперь прошу, чтобы пустяками не заниматься, а помогать укладывать и ехать, ехать, ехать завтра… – И граф передал дворецкому и людям то же приказание. За обедом вернувшийся Петя рассказывал свои новости. Он говорил, что нынче народ разбирал оружие в Кремле, что в афише Растопчина хотя и сказано, что он клич кликнет дня за два, но что уж сделано распоряжение наверное о том, чтобы завтра весь народ шел на Три Горы с оружием, и что там будет большое сражение. Графиня с робким ужасом посматривала на веселое, разгоряченное лицо своего сына в то время, как он говорил это. Она знала, что ежели она скажет слово о том, что она просит Петю не ходить на это сражение (она знала, что он радуется этому предстоящему сражению), то он скажет что нибудь о мужчинах, о чести, об отечестве, – что нибудь такое бессмысленное, мужское, упрямое, против чего нельзя возражать, и дело будет испорчено, и поэтому, надеясь устроить так, чтобы уехать до этого и взять с собой Петю, как защитника и покровителя, она ничего не сказала Пете, а после обеда призвала графа и со слезами умоляла его увезти ее скорее, в эту же ночь, если возможно. С женской, невольной хитростью любви, она, до сих пор выказывавшая совершенное бесстрашие, говорила, что она умрет от страха, ежели не уедут нынче ночью. Она, не притворяясь, боялась теперь всего.

wiki-org.ru

Времена древних эстов — Библиотека — Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия"

Как и славяне, эсты в древности поклонялись языческим богам. Известно, что в России и Скандинавии древние эсты славились своим умением волховать[17]. Летописец, автор «Повести временных лет», рассказывает, что «приключися некоему новгородцю прити в Чюдь, и приде к кудеснику, хотя волхвованья от него. Он же по обычаю своему нача призывати бесы» [18].

Эсты, как и все северные народы, искали проявления сверхъестественных сил прежде всего в природе. Она поражала их своим величием, мощью и необычностью, поэтому божествами для них стали воздух, вода, земля и лес, и над всеми возвышалось одно всемогущее божество, создавшее вселенную и героев[19]. Языческие верования и культовые обряды эстов, по-видимому очень древние, зародились еще до Рождества Христова, и сейчас в народных песнях, предметах народного искусства можно различить элементы язычества. Таковы, например, магические урожайные песни, плачи, некоторые погребальные обряды, сказания, пословицы, загадки, элементы народного орнамента и др. По всей территории Эстонии сохранилось много жертвенных камней того времени, остатки священных рощ. Жреческого сословия у эстов не было. Старший в роде или отец семейства приносил жертвы за себя и членов семьи, общинные жертвы приносили старшины[20].

По археологическим памятникам и очень немногим письменным сведениям о том времени можно судить, что среди эстонцев вплоть до конца XII в. бытовали анимистические представления об окружающем мире, оставались унаследованные от седой старины вера в загробную жизнь и культ умерших предков. Покойников в большинстве случаев предавали огню, зачастую вместе с погребальным инвентарем[21]. Похороны у эстов сопровождались плачами, причитаниями, пением погребальных песен. На месте погребения складывались каменные могильники, а зажиточные люди и островитяне сжигали умерших в ладьях. Но наряду с сожжением практиковалось и захоронение тел умерших. Воина, вождя, главу семьи или рода хоронили вместе с оружием и орудиями труда, а иногда вместе с рабами или слугами. Однако рабство не было распространенным явлением в Прибалтике, и лишь отдельные его случаи наблюдались во второй половине I тысячелетия как отголосок или пережиток исчезавшего к тому времени рабовладельческого строя в Европе.

Г. Трусман подробно описывал древние верования латышей, ливов и эстов в книге «Введение христианства в Лифляндии» и особенно выделял эстонский народный эпос «Сын Калева» («Kalevi poeg»), который несет «в себе преимущественно... языческие элементы, и следовательно, может более несомненно, чем все другие источники, дать нам понятие о религиозных воззрениях древних эстов, насколько они еще сохранились в памяти народа» [22].

В эпосе эстов[23] в сравнении с финским[24] обнаруживается определенная двойственность религиозно-мифологических представлений: одни сделались достоянием прозаических саг, по-видимому, сохранивших меньше первоначальных элементов, другие перешли в поэзию, прославлявшую подвиги Калевичей, и сохранили больше первоначальных черт, поскольку содержание их не имеет прямой связи с представлениями, привнесенными христианством.

Некоторые сведения о языческих обрядах и верованиях древних эстов можно почерпнуть из «Хроники Ливонии» XIII в. Генриха Латвийского, где упоминается, в частности, и о захоронении мертвых, и об умерщвлении жены после смерти мужа, о массовых самоубийствах после поражения в битвах и об обычае добивать раненого соплеменника. Вот что повествует Генрих Латвийский об обряде погребения у древних эстов: «Но эсты, потеряв столько убитыми, и не думали догонять лэттов, много дней они в печали собирали трупы убитых лэттами и сжигали их в огне, справляя похороны по своему обычаю с плачем и пирами» [25]. Ф. Д. Гуревич находит подобные обычаи у русских и приводит свидетельство Льва Диакона о воинах, которые не сдавались неприятелю, но вонзали себе меч под сердце в уверенности, что, погибнув от руки врага, они и на том свете будут служить своим убийцам в качестве рабов[26]. Несмотря на христианское просвещение, отдельные языческие обряды в несколько измененном виде (например, жертвоприношение восковых фигур) сохранялись и в середине XIX в. (о них упоминал И. Чистович[27]), и даже в начале ХХ в.[28]

[17] Карамзин Н. М. История государства Российского в 3-х кн., заключающих в себе 12 т. с полными примеч. / Изд. И. Эйнерлинг. 5-е изд. СПб., 1842. Т. 1. С. 22 [репринт: М., 1988. Зт.].

[18] Повесть временных лет. М., 1950. Ч. 1. С. 119.

[19] Краткий очерк языческой религии эстов см.: Линденберг И., прот. Эсто-финские племена, исстари населявшие Прибалтийский край // Историко-статистическое описание церквей и приходов Рижской епархии. Рига, 1893. Вып. 1. С. 59~88; Трусман Г. Введение христианства в Лифляндии. СПб., 1884. С. 63—136.

[20] Линденберг И., прот. Эсто-финские племена. С. 83; Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков, 1916. Т. 2. С. 131.

[21] История Эстонской ССР. Т. 1. С. 120.

[22] Трусман Г. Введение христианства в Лифляндии. С. 64.

[23] Калевипоэг. Эстонский народный эпос / Собр. и обраб. Ф. Р. Крейцвальд. Таллин, 1979.

[24] Калевала. Карело-финский эпос / Зап. Э. Леннрат. М., 1977.

[25] Генрих Латвийский. Хроника Ливонии / Пер. С. А. Аннинского; предисл. В. А. Быстрянского. М., 1938. С. 122.

[26] Гуревич Ф. Д. Древние верования народов Прибалтики по данным «Хроники Ливонии» Генриха Латвийского // Советская этнография. 1948. № 4. С. 76.

[27] Чистович И. История Православной Церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих к Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1856. С. 123—124.

[28] Abrib der estnischen Volkskunde. Tallinn, 1964. S. 255.

www.sedmitza.ru

definition of Эсты and synonyms of Эсты (Russian)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Викитеке есть тексты по темеЭнциклопедический словарьБрокгауза и Ефрона (1897-1907)Эсты

Э́сты — древнее название средневекового населения современной Эстонии. Племя принадлежало к семье финно-угорских народов.

Происхождение

Самыми древними находками на территории Эстонии являются артефакты, найденные в ходе археологических раскопок поселений Пулли и Кунда и относящиеся к кундаской археологической культуре. Этническое происхождение самых древних поселенцев на современных эстонских землях неизвестно. Считают, что они относились к неолитическим народам, субстрат языка которых до сих пор существует в языках современной Европы.

С точки зрения истории эстонской культуры большое значение имеет прибытие финно-угорских племен на территорию Эстонии. Многие культурологи, такие как Уку Мазинг (Uku Masing), Яан Каплински (Jaan Kaplinski), а также автор научно-популярных книг Леннарт Мери неоднократно пытались найти в традициях эстонцев именно финноугорское наследие. С территорией Эстонии связана также культура балтийских немцев, прибрежных шведов и русских старообрядцев.

История и этнография края

Эсты сформировались в Восточной Прибалтике на основе смешения пришедших с востока в 1-м тысячелетии до нашей эры финно-угорских племён и древнего аборигенного населения. Позднее они вобрали восточно-финно-угорские, балтские, германские и славянские элементы.

Начало I-го тысячелетия

Начиная с III века на территории Эстонии можно проследить формирование по археологическим данным отдельных этнических групп, которые совпадают с сохранившимися до сегодняшнего дня диалектными и этнографическими регионами: Северной, Южной, Западной Эстонией и островов. На Западную Эстонию заметное влияние оказывала Скандинавия. В Южной Эстонии древние культурные черты сохранялись дольше всего. Благодаря влиянию древнерусской народности сформировались особенности субэтноса эстонцев сету, а также на Юго-востоке выру; наиболее ярко это выражено в постройках и одежде. См.также балто-славянский языковой союз.

Железный век

C V до IX века - период среднего железного века, хотя в Прибалтике до начала X века железо встречается крайне редко, и там сохраняется культура бронзового века. Начиная с IX века, в позднем железном веке стали формироваться деревни (несколько семей объединяли свои хозяйства). Вследствие этого произошло территориальное разделение на приходы и уезды. По сравнению с соседними странами деревенская культура Эстонии была малоразвитой — главным местом проживания древних эстов был хутор, где жила семья, которая считалась единицей общества.[1] Семья состояла из 8 — 10 человек. Все хуторские постройки возводились вокруг открытого двора, главное здание — жилая рига — фасадом во двор, с севера на юг.

Последний период железного века (IX — XIII вв. ) был для Эстонии временем экономического подъёма[источник не указан 416 дней], быстро развивалось земледелие, основной зерновой культурой был ячмень[источник не указан 416 дней]. Выращивали также пшеницу, овес, горох, бобы и лён, позже добавились капуста и брюква. Со второй половины XI века стали культивировать озимую рожь, что принесло с собой развитие трехпольной системы полеводства. Развивалось кузнечное ремесло[источник не указан 416 дней], стал применяться гончарный круг. Ремесленное дело не было так развито, как у соседей, но этот недостаток компенсировала торговля[источник не указан 416 дней]. В XIII веке наметившийся[источник не указан 416 дней] экономический подъём был остановлен вторжением немецких рыцарей[источник не указан 416 дней].

Племена эстов

В XIII веке немецкие рыцари напали на прусские земли с запада и на территории проживания эстов, ливов а также куршей, земгалов, шелонян (селонов?), латгалов, со стороны Рижского залива. В ходе этой так называемой «Священной войны» происходило массовое убийство людей и полное разрушение и выжигание деревень.

К концу древнего времени (XIII в) на основе племён эстов, живущих на территории Эстонии, и их наречии сложился эстонский народ и язык. Эстонцы были оседлыми земледельцами и называли себя «народом земли» [2]

Быт эстовСамыми типичными древними элементами эстонской народной культуры можно назвать жилую ригу, чёрный хлеб, свадебные и рождественские традиции, а также осеннее поминовение усопших (считалось, что в эти дни души умерших предков приходят домой) и древнейшую форму эстонской[источник не указан 416 дней] народной музыки, сформировавшуюся в I тысячелетии до н.э[источник не указан 416 дней]: так называемая руническая песня (regilaul) с кратким, но богатыми вариациями мотивом.

Одежда эстовС XI—XIII веков появляются ранние сообщения об одежде эстов. Основной одеждой женщины были льняная сорочка и шерстяной сюртук. Вокруг бедер обматывали шерстяную юбку, которую закрепляли поясом. Льняную одежду отбеливали до бела, верхняя одежда была овчинно-белого или чёрного цвета. Шерсть для юбки красили растительными травами; самым распространенным красителем был калган, из которого получали красный цвет.

Религия эстовАнимизмЗнания о религии древних эстов основываются на археологических находках, древних и средневековых хрониках и фольклорных материалах XIX века. Эсты считали, что у каждого животного, дерева и камня есть душа; верили в духов-хранителей, которые жили в камнях, ручьях и деревьях. Чтобы задобрить духов, им приносили жертвы. В большинстве своем религиозные обряды и ритуалы не отличались сложностью, профессиональных жрецов не было. Жертвенными местами считались, прежде всего, священные дубравы — небольшие отдельно стоящие перелески, в которых нельзя было рвать листья с деревьев или подбирать что-либо с земли — а также камни, ручьи и источники. В связи с развитием земледелия в мифологическом мировоззрении эстов на первый план вышли боги и персонификации погодных явлений и неба. Главным небесным богом считался Уку (эст. Uku, Ukko) — дед. Увеличилась популярность магии плодородия, богов-покровителей поля и зерна. В солнцестояние разжигали костры, так как считалось, что огонь отгоняет злых духов. Существовали колдуны, волхвы и знахари, к которым обращались за помощью во время болезни и при других бедах. Древние эсты верили в силу слова: охотники и рыбаки не называли свою добычу по её принадлежности к определённому виду (медведь, олень, окунь), а употребляли специальные «псевдонимы».Культ предковПоздней осенью поминали всех умерших — верили, что их души посещают свои бывшие дома. Для них накрывали столы и топили баню, повсюду царила тишина и покой. Слово velnias, которое используется у балтийских народов в качестве названия дьявола или злого духа, образовалось от обозначения умершего, который возвращался и начинал угрожать живым. Главным небесным богом считался Уку (на эст. яз. дед).МифологияСогласно самым древним мифам, о которых упоминается в народных песнях, предки эстонцев верили, что мир возник из яйца. Млечный путь представлялся стволом древа Мира или дорогой, по которой птицы сопровождали души покойных в иной мир.

Версии происхождения и родства

Aestii вблизи Вислы (соседи видивариев) по мнению некоторых исследователей[источник не указан 416 дней]никак не связаны с современными эстонцами, как и эсты (айсты, Hestii), упоминаемые Иорданом предположительно вовсе не те жители небольшого балтийского государства, о которых можно сейчас подумать. Эсты — не самоназвание и, к слову, современные эстонцы взяли его для обозначения своей нации лишь в середине XIX — начале XX века (в период «национального возрождения») — ээстласед. До этого они сами себя именовали маарахвас (эст. maarahvas букв. «земляки», «народ земли», «сельский народ», «крестьянское простонародье»).

Эсты как отдельный народ финно-угорского происхождения упоминался в ливонских хрониках (в частности, у Генриха Латвийского в его хронике, XIII век), но своим названием по гипотезе обязаны термину «восток», «Восточная земля» — Эстланд. В русских летописях предки эстонцев, наряду с некоторыми другими племенами фигурируют под названием чудь. По мере продвижения «западного влияния» на восточные земли вдоль побережья Балтики, менялись и носители этого названия. Поэтому у Тацита и Иордана — эсты (эстии) или аэстии возможно племена у Вислы, летто-литовские (балтские племена) и затем только современные носители этого этнонима, оказавшиеся самыми восточными в этом направлении.

Однако данная гипотеза происхождения этнонима не учитывает того обстоятельства, что случай этот совпадения названия у балтских и прибалтийско-финских племен не единственный. Подобная же ситуация сложилась с племенем нарова[источник не указан 416 дней], название которого оставило след в топонимах южной Прибалтики, Польши и Белоруссии, хотя само племя совершенно однозначно осело по течению Нарвы на южном берегу Финского залива и имело своей столицей город Ругодив. Возможно, также как и нарова (и вместе с ними), балты эстии мигрировали с нижнего течения Вислы и осели в Прибалтике[источник не указан 416 дней], растворившись со временем среди местного прибалтийско-финского населения, но оставив ему свой этноним, под которым племя знали соседние народы, подобно тому, как тюрки-булгары дали название болгарам.

Примечания

  1. ↑ В старом эстонском языке слово «семья» (pere) имело то же значение, что и «хутор» (talu)
  2. ↑ эст. яз maarahvas народ земли; сельский, деревенский народ

Ссылки

Литература

dictionary.sensagent.com

Эсты - это... Что такое Эсты?

Это статья о средневековом народе. О современнном народе см. Эстонцы Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.

Э́сты (лат. Aesti) — принятое в западноевропейских (преимущественно латинских) источниках название средневекового населения современной Эстонии, т.е. эстонцев. В древнерусских источниках ему соответствует экзоэтноним «чудь».

Древнейшее население Эстонии

Самыми древними находками на территории Эстонии являются артефакты, найденные в ходе археологических раскопок поселений Пулли и Кунда и относящиеся к кундаской археологической культуре.

Им на смену пришли неолитические народы нарвской культуры. Этническая принадлежность ни тех, ни других не известна.

Эстии античных авторов

Aestii вблизи Вислы (соседи видивариев) — народ, упомянутый Тацитом в трактате «О происхождении германцев и местоположении Германии»:

Эстии поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей; они им заменяют оружие и оберегают чтящих богиню даже в гуще врагов. Меч у них — редкость; употребляют же они чаще всего дреколье. Хлеба и другие плоды земные выращивают они усерднее, чем принято у германцев с присущей им нерадивостью. Больше того, они обшаривают и море и на берегу, и на отмелях единственные из всех собирают янтарь, который сами они называют глезом.[1]

Судя по данному описанию, эстии — одно из западных племён древних балтов, занимавшееся сбором янтаря и его экспортом в Римскую империю по Янтарному пути. Приведённое Тацитом название янтаря на языке эстов, glesum, вероятно, германского происхождения (ср. гот. glas, англ. glass).

Нет оснований отождествлять с эстонцами тех эстов, к которым обращался в 537 г. с речью Кассиодор, а также народ айстов (Hestii), упоминаемый Иорданом в качестве данников Германариха. Упоминания эстов у античных авторов столь кратки, что точно определить ареал их расселения не представляется возможным.

Средневековые эсты

Эсты как народ финно-угорского происхождения (т.е. эстонцы) впервые описаны в ливонских хрониках XIII века (в частности, у Генриха Латвийского). Их название, унаследованное от античных латинских писателей, средневековые авторы ошибочно понимали как образованное от термина «восток», «ост» (то есть «Восточная земля» — Эстланд).

Cовременные эстонцы взяли этот книжный термин для обозначения своей нации лишь c XIX века (в период «национального возрождения»). В местной традиции лат. Aesti мутировало в «ээстласед». До этого они сами себя именовали «маарахвас» (эст. maarahvas, букв. «земляки», «народ земли», «сельский народ», «крестьянское простонародье»).

Ссылки

Литература

dic.academic.ru

Эсты Википедия

Это статья о средневековом народе. О современнном народе см. Эстонцы Эсты на французской карте 1685 года

Э́сты (лат. Aesti) — принятое в западных (преимущественно латинских) источниках название средневекового населения современной Эстонии[1]. Впервые этноним упоминается Тацитом для некоего прибалтийского племени. C XIII в. использовался в отношении прибалтийско-финского населения Ливонии. В этом значении в древнерусских источниках ему может соответствовать экзоэтноним «чудь».

Эстии античных авторов

Aestii вблизи Вислы (соседи видивариев) — народ, упомянутый Тацитом в трактате «О происхождении германцев и местоположении Германии»:

Эстии поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей; они им заменяют оружие и оберегают чтящих богиню даже в гуще врагов. Меч у них — редкость; употребляют же они чаще всего дреколье. Хлеба и другие плоды земные выращивают они усерднее, чем принято у германцев с присущей им нерадивостью. Больше того, они обшаривают и море и на берегу, и на отмелях единственные из всех собирают янтарь, который сами они называют глезом[2]. У них самих он никак не используется; собирают они его в натуральном виде, доставляют нашим купцам таким же необработанным и, к своему удивлению, получают за него цену[3].

Судя по данному описанию, эстии — одно из западных племён древних балтов, занимавшееся сбором янтаря и его экспортом в Римскую империю по Янтарному пути. Приведённое Тацитом название янтаря на языке эстов, glesum, вероятно, германского происхождения (ср. готск. glas, англ. glass).

Нет оснований отождествлять с эстонцами тех эстов, к которым обращался в 537 г. с речью Кассиодор, а также народ айстов (Hestii), упоминаемый Иорданом в качестве данников Германариха. Упоминания эстов у античных авторов столь кратки, что точно определить ареал их расселения не представляется возможным.

Средневековые эсты

Исторические области Эстонии

Эсты как народ финно-угорского происхождения (то есть эстонцы) впервые описаны в ливонских хрониках XIII века (в частности, у Генриха Латвийского). Их название, унаследованное от античных латинских писателей, средневековые авторы ошибочно понимали как образованное от термина «восток», «ост» (то есть «Восточная земля» — Эстланд).

Современные эстонцы взяли этот книжный термин для обозначения своей нации лишь c XIX века (в период «национального возрождения»). Впервые в Эстонии новое название eesti rahvas «люди Эстонии» вместо прежнего названия maarahvad «народ земли» ввёл в 1857 году учредитель газеты «Perno postimees» Й. В. Яннсен.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru


Смотрите также