Древняя инженерия. Изобретения инженеров древности
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Генная инженерия до нашей эры. Древняя инженерия


ИНЖЕНЕРЫ ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ | Наука и жизнь

Один из античных бюстов Архимеда.

Винт Архимеда. С его помощью можно было перегонять воду на более высокий уровень.

Вариант такого же винта служил основой подъемного механизма.

Рисунок из книги Афанасия Кирхера (книга вышла в 1671 году) иллюстрирует идею великого Архимеда об использовании множества зеркал, концентрирующих энергию Солнца. Этим гигантским "солнечным зайчиком" можно было сжигать вражеские корабли.

Еще одно изобретение античных инженеров - катапульта-лук. Он был изобретен для правителя греческой колонии Сиракузы Дионисия Старшего в 399 году до новой эры. Катапульты разных видов и размеров были мощнейшим оружием в те времена.

Изобретенное Архимедом приспособление для борьбы с кораблями врага, осаждавшего Сиракузы (ныне Сиракуза, остров Сицилия). Вот как оно действовало.

• ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ Вклад Древней Греции в сокровищницу мировой культуры огромен. Мы и сегодня не можем отвести взгляда от шедевров древнегреческой архитектуры, они поражают нас строгой соразмерностью линий, которая, вероятно, и создает неповторимое совершенство форм, заставляющее нас вновь и вновь любоваться Парфеноном. Рожденные вдохновением и искусным резцом древнегреческих скульпторов изваяния и ныне остаются гордостью величайших музеев мира. Сочинения Гомера, Эсхила, Эврипида, Софокла и других драматургов и поэтов древности - с них мы начинаем изучать историю всемирной литературы. Философские учения древнегреческих мудрецов легли в фундамент наук, познающих мир. А плеяда блестящих математиков, которую дала миру Древняя Греция? Анаксагор, Евклид, Архимед, Диофант, всем знакомый со школьных лет Пифагор - это они развивали основы арифметики, геометрии, алгебры, положили начало тригонометрии.

Куда меньше, к сожалению, известны другие великие изобретатели и механики Древней Греции. Их творения не сохранило время, поэтому лишь немногие их замыслы дошли до наших дней в трудах древних ученых и историков. Но и то, что известно, не может не поражать. Две тысячи лет назад древние греки умели делать многое из того, что - пусть в измененном, усовершенствованном виде - служит и сегодня. Автоматы для продажи "святой" воды - их приводила в действие монета, брошенная в щель приемника. Водяные часы, а также различные устройства, которые работали от энергии водяного пара (по сути, это были первые модели паровых двигателей). Механические кукольные театры, хитроумные системы рычагов и блоков, насосы и прессы.

Правда, прообразы будущих машин, как правило, так и оставались лишь действующими моделями или своего рода игрушками для взрослых. Рабовладельческое общество древней Эллады не испытывало потребности в машинах, сберегающих труд. Мускульной силы рабов и тягловых животных вполне хватало для удовлетворения потребностей свободных граждан в те далекие времена.

И, несмотря на это, не имея социального заказа (как сказали бы мы сегодня), великие инженеры древности творили, создавали механизмы и устройства, восхищавшие, а порой и повергавшие в ужас современников.

Первым в плеяде кудесников технического творчества был великий Архимед, соединивший в себе мощь математического мышления с богатейшим воображением изобретателя. Размышляя о законах геометрии, он извлекал из нее практические выводы, которые трансформировались в конструкции водяных насосов, прессов, полиспастов, военных машин. Его по праву считают создателем основ проектирования механизмов с использованием систем рычагов и блоков. Архимед строил такие механизмы главным образом для того, чтобы подтвердить правильность своих теоретических выводов и доказать свою правоту другим. Пожалуй, самую убедительную демонстрацию эффективности создаваемых механизмов Архимед вынужден был провести незадолго до своей гибели, в дни, когда на его родные Сиракузы напали римляне.

Войска римского консула Марцелла осаждали Сиракузы и с суши и с моря, но оказались бессильными перед Архимедом и его машинами. Вот как рассказывает об этом Плутарх в труде "Сравнительные жизнеописания":

"Итак, римляне напали с двух сторон, и сиракузяне растерялись и притихли от страха, полагая, что им нечем сдержать столь грозную силу. Но тут Архимед пустил в ход свои машины, и в неприятеля, наступающего с суши, понеслись всевозможных размеров стрелы и огромные каменные глыбы, летевшие с невероятным шумом и чудовищной скоростью, - они сокрушали все и всех на своем пути и приводили в расстройство боевые ряды; а на вражеские суда вдруг стали опускаться со стен укрепленные на них брусья, и либо топили их силою толчка, либо, схватив железными руками или клювами вроде журавлиных, вытаскивали носом вверх из воды, а потом, кормою вперед, пускали ко дну, либо, наконец, приведенные в круговое движение скрытыми оттяжными канатами, увлекали за собой корабль и, раскрутив его, швыряли на скалы и утесы у подножия стены, а моряки погибали мучительной смертью. Нередко взору открывалось ужасное зрелище: поднятый высоко над морем корабль раскачивался в разные стороны до тех пор, пока все до последнего человека не оказывались сброшенными за борт или разнесенными в клочья, а опустевшее судно разбивалось о стену или снова падало в воду, когда железные челюсти разжимались...

...Марцелл, не видя иного выхода, и сам поспешно отплыл и сухопутным войскам приказал отступить. На совете было решено ночью, если удастся, подойти вплотную к стене: сила натяжения канатов, которыми пользуется Архимед, рассуждали римляне, такова, что придает стрелам большую дальность полета, и, стало быть, некоторое пространство вблизи полностью защищено от ударов. Но Архимед, по-видимому, заранее все предусмотрев, приготовил машины, разящие на любое расстояние, и короткие стрелы; подле небольших, но часто пробитых отверстий в стенах были расставлены невидимые врагу "скорпионы" (стрелометательные машины. - Прим. ред.), с малым натяжением, бьющие совсем близко.

И вот, когда римляне подошли к стене, как они полагали, совершенно незаметно, их снова встретил град стрел, на головы им почти отвесно посыпались камни, а сверху отовсюду полетели дротики; и они отступили".

Римлянам казалось, что они борются с богами - столько бед обрушивалось на них неведомо откуда. Их можно было понять: большая часть Архимедовых машин была скрыта от глаз нападавших за городскими стенами. Едва заметив на стене веревку или кусок дерева, римляне разбегались кто куда в полной уверенности, что Архимед наводит на них какую-то новую машину.

В результате Марцелл вынужден был отказаться от дальнейших попыток взять Сиракузы штурмом.

Но в конце концов Сиракузы пали: Марцелл сумел найти слабое звено в обороне города и захватил его. Вот тогда-то и встретил свою смерть от меча легионера Архимед, погруженный в глубокие размышления над решением очередной задачи, овладевшей его мыслями. Потомкам Архимед оставил свои труды по арифметике и геометрии, но не посчитал нужным обстоятельно описать принципы конструирования механизмов, основанных на применении систем рычагов и блоков. Тем не менее до наших дней дошли такие его изобретения, как полиспасты (они применяются в различных подъемниках), "архимедов винт" (загляните в мясорубку - она есть в каждой семье). Этот винт был положен Архимедом в основу насоса для перекачки воды на более высокий уровень. Он же - основа винтовых прессов. Архимед выдвинул идею использования множества зеркал для концентрации энергии солнечного света в одной точке, благодаря чему можно было поджигать вражеские корабли, оставаясь за городскими стенами.

Спустя примерно три века Древняя Греция подарила миру еще одного гениального изобретателя и знаменитого математика - Герона Александрийского, оставившего потомкам не только формулу, позволяющую вычислить площадь треугольника, если известны длины его сторон: #7#

но и описания различных механизмов.

Например, он объяснил принцип действия сифона, выдвинув тезис о существовании вакуума, и не преминул создать механическую игрушку: журавль, пьющий воду. Внутри туловища птицы, начиная от клюва и кончая ногой, проложена тоненькая трубочка, играющая роль сифона. А нога опирается на крышку резервуара, куда стекает вода. От размышлений о вакууме Герон переходит к проблемам создания устройств, действующих с использованием энергии нагретого воздуха и водяного пара.

Говоря о паровых машинах, мы обычно вспоминаем англичан - Ньюкомена и Уатта. Но справедливости ради надо сказать, что первую модель паровой машины создал Герон Александрийский. Более того, в этой модели он продемонстрировал принцип реактивного движения, тот самый, который позволяет сегодня запускать на орбиту Земли искусственные спутники и исследовать космос с помощью межпланетных автоматических аппаратов. Иначе говоря, Герон Александрийский сумел заглянуть на два тысячелетия вперед.

В наше время изощренных тонких технологий и ядерной энергетики могут показаться не слишком значительными достижения технической мысли инженеров Древней Греции. Но нельзя забывать, что они делали первые шаги по дорогам прогресса мировой цивилизации. И эти шаги намного опережали то время, в которое они жили.

www.nkj.ru

Изобретения инженеров древности

Изобретения инженеров древности

Гениальный Герон

Первые прототипы парового двигателя подтолкнули техническое развитие человечества и перевели его существование на новую ступень. Многие уверены, что они были созданы в XVII столетии, а широкое распространение получили только в начале XIX. Но это не совсем так.

Изобретения инженеров древности

Как заставить пар работать на благо человечества, первым додумался ученый из Греции Герон, живший в самом начале христианской эпохи, между 10 и 70 годами нашей эры. Он был автором ряда книг по инженерии, в которых давал описание различных изобретений. Среди них имеется аппарат под названием «эолипил», он же – «паровой двигатель Герона». Агрегат представлял собой шар, снабженный изогнутыми трубами и вращающийся из-за воздействия пара. Конечно, серьезных работ эолипил выполнять не был в состоянии – слишком уж мал. Однако важен сам факт: Герон выявил главные принципы парового двигателя за полторы с лишним тысячи лет до официального изобретения оных.

Этот греческий изобретатель современными учеными и историками признается одним из самых великих и талантливых инженеров всех времен и народов. Помимо парового котла, он разработал первые в истории автоматические механизмы, к примеру, для подачи воды и открывания дверей. До современных аналогов тех же устройств люди додумались всего век назад.

Телескоп

С ним приключилась аналогичная история. Официальная дата его появления – 1608 год, официальный изобретатель – Иоанн Липперсгей. И то голландскому мастеру было отказано в выдаче патента, так как несколько других людей тоже уже имели подобные подзорные трубы. Первым же использовать такое оборудование для изучения небесных тел додумался Галилей.

Изобретения инженеров древности

Однако взгляды на историю оптики и астрономии приходится пересмотреть после находки Джоном Лэйардом в 1850-м артефакта, названного Нимрудской линзой (по названию города, где он был обнаружен). Изготовлен предмет в промежутке между 750 и 710 гг. до н. э., предположительно, ассирийцами. Линза имеет немного вытянутую, эллипсоидную форму, сделана из горного хрусталя, обработанного, скорее всего, гранильным колесом. Фокусная точка находки расположена приблизительно в 11 см от плоской поверхности, фокусное расстояние равно 12 см. При таких параметрах линза дает возможность увеличить изображение в 3 раза, а в сочетании с другими аналогичными экземплярами кратность увеличения могла возрастать в несколько раз.

С тех самых пор ученые не перестают спорить о предназначении находки Лэйарда. Основная версия – увеличительное стекло. Это, разумеется, хорошее предположение. Но в какое устройство оно было вмонтировано?

По мнению маститого ученого из Италии, профессора Петтинато, линза была частью телескопа, использовавшегося древними ассирийцами для изучения звездного неба. Если все так, становится понятно, почему этот народ так хорошо разбирался в астрономии.

Идеальный бетон

Бетон, широко используемый в современном строительстве, был запатентован в 1824 году Джозефом Аспдином. Однако патент еще не подтверждает права изобретательства: к примеру, в Древнем Риме бетон использовался в больших количествах. Исследователи, разложившие старинный строительный материал на составляющие, пришли к выводу, что он по некоторым параметрам превосходит нынешние аналоги. Во-первых, древнеримский бетон был менее вреден для экологии, во-вторых, его прочность значительно выше, чем у большинства современных марок.

Римляне замешивали свой бетон из вулканических пород и извести. Под действием воды такое сочетание компонентов мгновенно провоцировало начало химической реакции, что придавало конструкции невиданную крепость. Структура древнего бетона настолько идеальна, что ее не повредили два тысячелетия воздействия волн и современные химические атаки. И это притом что предел долговечности нынешнего бетона, создаваемого в соответствии с последними достижениями науки, – всего 50–70 лет.

Напыление металлов

Два тысячелетия назад вообще было много технологий, которые потомкам пришлось открывать и изобретать заново. К примеру, у древних имелась методика, при помощи которой они могли наносить тончайшие металлические пленки на предметы. Результат применения этой технологии на современном уровне недостижим: солнечные батареи, DVD-диски, электронные устройства и прочее обработаны куда грубее. В те времена умели золотить и серебрить статуи слоем металла в десятые, а то и сотые доли миллиметра. Причем пленка получалась равномерной и прочной (а заодно сильно экономились драгоценные металлы).

При этом 2000 лет назад о физических и химических процессах, происходящих при напылении, мастера не имели никакого представления. Каким образом они достигли таких высот в этом процессе – отдельный вопрос.

Сейсмограф – предсказатель землетрясений

Даже на современном уровне развития техники и науки человечество не может с безупречной точностью предсказывать землетрясения. Однако уже накоплен богатый опыт в изучении сейсмических толчков. А первопроходцем в этом деле стал живший во II столетии н. э. Чжан Хэн – китайский математик, астроном и изобретатель. Он сумел сконструировать первый в мире сейсмоскоп.

Выглядел тот на современный взгляд антинаучно, хотя и этнически: что-то вроде самовара из бронзы, немногим меньше 2 метров в диаметре, с изображением восьми драконов, символизирующих направления компаса. Каждый из драконов держал во рту бронзовый шарик. Под каждым из этих мифических животных сидела жаба из бронзы, с настежь распахнутым ртом. Когда приближалось землетрясение, шарик выпадал из драконьей пасти и падал в жабий рот. Таким образом, сейсмограф даже указывал сторону света, откуда приближалась сейсмическая атака.

В начале текущего века другой китайский ученый, Чжан, сумел повторить изобретение далекого предшественника и воссоздать сейсмоскоп. Прибор работал, причем данные с него были так же точны, как и у самой новейшей и дорогой сейсмотехники.

Нанотехнологии

Еще одна древняя загадка, решенная не так давно, – кубок Ликурга, чаша, изготовленная в IV веке н. э., предположительно, в Александрии. Он имеет уникальное свойство: в зависимости от угла падения света у кубка меняется окраска. Если светить на него спереди, он становится зеленым, если сзади, окрашивается в насыщенно-алый. Над разгадкой тайны ученые бились с 1950-х, когда чашу купил Британский музей. Понять, в чем секрет, удалось лишь в 1990-м, когда исследователи изучили мелкие фрагменты под сильнейшим микроскопом. Тогда и выяснилось, что стекло, из которого отлита чаша, насыщена наночастицами коллоидных золота и серебра. Размер каждой из них меньше одной тысячной габаритов кристалла кухонной соли. Причем работа так точна, что за случайность сойти никак не может. Получается, авторы этого шедевра имели представление о нанотехнологиях за столетия до появления самого этого термина.

Старинная батарейка

Багдадская (она же парфянская) батарея – это глиняный горшок, внутрь которого вставлен и зафиксирован полый цилиндр из меди. По его центру так, чтобы не соприкасаться со стенками трубы, поставлен железный стержень. Вся эта конструкция закрыта пробкой из битумной смолы.

Таких артефактов было найдено несколько. Местом обнаружения стало древнее поселение Худжут Рабу неподалеку от Багдада – там в 1936-м велись археологические раскопки. Возраст городища оценивается опять-таки в 2000 лет, оно было построено в Парфянскую эпоху, где-то между 250 годом до н. э. и 224 годом н. э.

Точно установить, в каких целях авторы устройства его использовали, пока не получилось. В 1938-м археолог из Германии Вильгельм Кениг выдвинул предположение, что предназначение у сосуда то же, что и у современного электрического аккумулятора. За загадочным артефактом прочно закрепилось названеи «багдадская батарейка». Вероятность гипотезы была подтверждена экспериментами, проведенными уже после Второй мировой войны Уиллардом Греем, исследователем компании «Дженерал Электрик». Он соорудил точную копию предполагаемой батарейки; после наполнения ее электролитом, Грей выяснил, что устройство действительно производит электричество, пусть и слабое, с напряжением всего в 2 вольта.

Открытие американца породило следующий вопрос: что же питал старинный аккумулятор?

Соледобыча и газопровод

Кухонная соль во все времена была весьма ценным ресурсом. Особенно велика ее роль была в древности, когда хранение запасов было сопряжено с трудностями вследствие отсутствия способов заморозки. Основным источником соли была морская вода. Однако не во всех уголках Земли имеются выходы к океанским просторам. Приходилось выкручиваться иными способами.

Примерно 2000 лет тому в провинции Сычуань китайцы освоили добычу соли из подземных залежей. Причем разработанная ими технология бурения была довольно продвинутой. Для вскрытия земной тверди они соорудили бамбуковый бур, снабженный увесистым, почти в полтора центнера, барабаном. Этот агрегат ритмично опускался на землю и давал возможность пробить шурф на глубину 600 метров.

Кстати, в той же седой древности китайцы научились пользоваться и природным газом. При бурении солевых скважин из недр порой прорывался природный газ, преимущественно состоявший из метана. Выяснив его свойства и пользу в хозяйстве, китайцы начали применять технологию, отработанную на соляных рудниках, и для газодобычи. Задолго до современных газопроводов их бамбуковый аналог распределял «воздушное топливо» на десятки километров. В основном газ шел на отопление и получение огня (хотя газовых плит древние китайцы все же не додумались изобрести).

extremal.mirtesen.ru

Вихревые технологии древних инженеров - К чему стадам дары свободы...

Возьмите пример с Великим шёлковым путём

Великий шёлковый путь это не просто дорога от Китая в сторону Рима, а развитая сеть от Китая до Рима, из Индии в Самарканд и далее на север, вплоть до городов вдоль Итили (Волга), где цвела и развивалась Волжско-Камская Булгария. Какая-то часть Великого шёлкового пути огибала Каспий с севера и шла в крепость Дербент, а оттуда - в Причерноморье.

Вряд ли вызовет удивление факт обнаружения в древних документах или летописях упоминания о существовании «служб» ремонта и обслуживания объектов Великого торгового пути. Великий шёлковый путь, возраст которого превышал к тому времени тысячу лет, вобрал в себя всё самое наилучшее из существовавшей тогда инженерной практики.

И, может быть, главное - вызывающее восхищение умение с помощью простейших инженерно-строительных решений добывать воду из окружающей атмосферы в любом количестве и качестве. Ныне эти решения могут помочь и нам справиться с проблемой водоснабжения в любой точке нашей планеты.

Нет, автор данных строк не предлагает нечто экзотическое. Просто надо вернуться к опыту наших предков. Вот часть строки из Корана [3:113(117)] (в переводе И.Ю. Крачковского, 1963): «То, что они тратят... подобно вихрю, в котором холод: он поразил посев людей...». То есть, древний литературный памятник зафиксировал то, что за полторы тысячи лет до открытия французского инженера Ж. Ранка3 люди уже знали, что в центре вихревого потока температура газа может упасть до степени замораживания.

Одним из главных достоинств Великого шёлкового пути, величайшего в истории человечества инженерно-транспортного сооружения, были колодцы. В целях увеличения, выражаясь современным языком, полезной нагрузки караванов, инженеры сделали всё, чтобы вьючные животные не тащили на себе огромные запасы питьевой воды, кроме какого-то потребного на один переход минимума.

Вдоль пути на расстоянии в 12-15 км друг от друга были созданы колодцы, в каждом из которых имелось воды, в количествах достаточных, чтобы напоить караван в 150 - 200 верблюдов. Об этом свидетельствуют записки арабских путешественников, относящиеся к времени возникновения Халифата (VII в.).

Авторы записок создателями колодцев называют китайцев и их инженеров. Наверное, так оно и было: современный Китай, как и в древности, отдаёт предпочтение в отношениях с соседями разумной и прибыльной торговой экспансии, а не военно-политической.

Строительство дорог, хотя бы и не на своей земле, было частью такой разумной экспансии. Но не будем спешить с установлением авторства и отказывать в инженерных способностях другим древним народам.

Реконструкция колодцев Великого шёлкового пути.

На рис.1 и 2 представлены картинки реконструкции колодца в пустыне, произведённой автором данных строк по описаниям арабов. В таком колодце чистая (чистейшая!) вода добывалась непосредственно из атмосферного воздуха. Разумеется, процентное содержание водяных паров в пустынном воздухе крайне незначительно (меньше 0,01% удельного объёма).

Но, благодаря конструкции колодца, через его объём «прокачивался» пустынный воздух тысячами кубометров в сутки, и у каждого такого кубометра отнималась практически вся масса воды, содержащаяся в нём. Древние инженеры использовали вихревой эффект!

Сам колодец был наполовину своей высоты вкопан в грунт. Путешественники спускались за водой по лестницам - а таких спусков было несколько - на отмостки и черпали воду. В центре углубления для скопившейся воды возвышалась аккуратно выложенная высоким конусом груда камней (конденсатор?!).

Арабы свидетельствуют, что и скопившаяся вода, и воздух на уровне отмостков были на удивление холодными, хотя снаружи колодца стояла убийственная жара. Нижняя тыльная часть камней в груде была влажной, а на ощупь камни были холодными.

Накопление воды в колодце

К сожалению, скупость описания конусного или шатрового свода колодца не даёт чёткого представления о его конструктивных особенностях. Недостаточность информации приходится возмещать умозрительными построениями.

Стоит только обратить внимание на лёгкое удивление арабов: керамическая облицовка и в те времена была недешёвым материалом, но строители колодцев не считались с затратами, и каждый колодец имел такое перекрытие.

А ведь это делалось неспроста, поскольку материалу из глины можно было придать любую необходимую форму, затем отжечь и получить готовую деталь, способную работать в самых тяжёлых климатических условиях долгие годы.

В конусном или шатровом своде колодца (рис. 3) были выполнены радиальные каналы, прикрытые керамической облицовкой, или сама керамическая облицовка представляла собой набор деталей с уже готовыми сечениями радиальных каналов. Нагреваясь под лучами солнца, облицовка передавала часть тепловой энергии воздуху в канале. Возникало конвективное течение нагретого воздуха по каналу.

В центральную часть свода вбрасывались струи нагретого воздуха. Но как и почему появлялось вихревое движение внутри здания колодца?

Конструкция верхней части колодца

Самое первое предположение - ось каналов не совпадала с радиальным направлением. Имелся небольшой угол между осью канала и радиусом свода, то есть струи были тангенциальными. Причём строители использовали очень малые углы тангенциальности между радиусом и осью струи - не более 50.

Угловая величина в 50 довольно незначительна, невооружённым глазом её порой и не разглядеть. Вероятно, поэтому технологический секрет инженеров древности остаётся неразгаданным и по сей день.

Использование струй малой тангенциальности с доведением их числа чуть ли не до бесконечности открывает новые возможности вихревых технологий. Только не будем воображать себя первопроходцами. Инженеры в древности владели этой технологией в совершенстве.

Высота здания колодца, включая его вкопанную часть, составляла 6-8 м при диаметре здания в основании не более 6 м, но в колодце возникало и устойчиво работало вихревое образование. Охлаждающий эффект вихря использовался с очень высоким КПД. Конусная груда камней действительно исполняла роль конденсатора. Ниспадающий «холодный» осевой поток вихря отнимал тепло камней, охлаждал их.

Водяной пар, содержащийся в ничтожных количествах в каждом удельном объёме воздуха, конденсировался на поверхностях камней. Таким образом в углублении колодца шёл постоянный процесс накопления воды.

«Горячий» периферийный поток вихря выбрасывался наружу через входные проёмы лестничных спусков в колодец. Только этим можно объяснить наличие сразу нескольких спусков внутрь. Благодаря большой инерционности вращения вихревого образования, колодец работал круглосуточно.

Вода добывалась и днём, и ночью, при этом никаких видов энергии, кроме солнечной, не использовалось. Вполне возможно, что ночью колодец работал даже интенсивнее, чем днём, поскольку температура воздуха пустыни после захода солнца падает на 30-400С, что сказывается на его плотности и влажности.

Так почему бы ни воспользоваться опытом древних инженеров в условиях, когда территория пустынь общей площадью более 30 млн кв. км ежегодно расползается ещё на 210 тысяч кв. км?

Так Сахара ежегодно отнимает у людей 100 тысяч га пашни и выпасных угодий; пустыня Атакама движется со скоростью 2,5 км в год, пустыня Тар - 1 км в год. Естественно, движение пустынь вызывает рост миграционных людских потоков. За всё надо платить. В том числе, за антропогенное воздействие на чрезвычайно хрупкую экосистему пограничных с пустынями зон.

Как утверждал Л.Н. Гумилёв, 15 тысяч лет назад пустынь не было вовсе. Имея колоссальное преимущество перед технологическими возможностями древних строителей в виде обеспеченности лёгкими, прочными и сравнительно дешёвыми материалами, мы могли бы осуществить обратное антропогенное воздействие на пустыни и заставить их работать на нашу цивилизацию.

Широкое применение данная древняя вихревая технология может найти в конструкциях естественных вододобывающих станций, то есть такая станция будет работать, используя только даровую солнечную энергию.

Вододобывающая станция (ВДС) формируется из тонколистового металла и металлопроката, свод набирается из коробов. Опыта строительства таких конструкций нам не занимать - достаточно взять за основу всевозможные хранилища нефтепродуктов. Оптимальные размеры будут определены в ходе испытаний первых образцов.

Готовая станция на месте собирается и монтируется в считанные дни и потребует лишь небольшого объёма землеройных работ, включая прокладку водопровода к месту потребления или сбора воды. В качестве основного материала конденсатора могут быть использованы хорошо зарекомендовавшие себя кольца Рашига4.

ВДС выгодно строить и во многих южных и степных регионах России, в Приморье Дальнего Востока. Только работать они будут менее четверти года. В засушливый год - несколько дольше. По сути своей, одна такая станция будет равноценна лесной роще площадью в 2-3 га.

Известно утверждение В. Шаубергера5, проделавшего путь от австрийского лесника до блестящего инженера и физика, о том, что зрелый лес на равнинах умеренной широты способствует увлажнению воздуха и почвы благодаря множеству слабых вихревых воздушных потоков, рождающихся в нём. Родники, болота, ручейки, стекающиеся далее в речушки и реки, существуют только благодаря наличию зрелых лесных массивов.

Надо беречь пресную воду как долговременный капитал, не пуская его на распродажу. Надо спешно разрабатывать и торговать технологиями и оборудованием генерации воды. У нас имеется опыт предков, и этого вполне достаточно. Нам, как воздух, нужна разумная и прибыльная промышленная - в инновационном смысле - экспансия. Для начала хотя бы на юге, в Средней Азии, в пустынях наших бывших соседей по Союзу. Строительство каскада ВДС вдоль иссыхающих рек - не благотворительность, а изначально самоокупаемая и взаимовыгодная акция.

Данная древняя технология должна также привлечь внимание специалистов от архитектуры. Они стремятся строить здания с всё увеличивающимися площадями оконных проёмов. Стекла в конструкциях зданий всё больше и больше.

Но такие здания в жаркую солнечную погоду становятся парниками. Количество и мощность кондиционеров растёт, и в жару энергосети городов оказываются более перегруженными, нежели в 30-градусные морозы. А почему бы ни практиковать опыт инженеров древности?

Ведь использовать летом солнечную энергию для производства хорошо увлажнённого и холодного воздуха для кондиционирования зданий-«стекляшек» давно пора хотя бы из-за дороговизны электроэнергии. Надстроить на крыше здания лёгкую и сравнительно дешёвую конструкцию естественного кондиционера - что может быть проще?

В романе «Собор Парижской Богоматери» есть глава «Вот это убьёт то», в которой Виктор Гюго изумительно красиво и по-французски изящно излагает свой взгляд на архитектуру, зодчество, как на способ увековечить человеческую мысль в камне, в строении, в очертаниях здания. Если следовать ему, то стремление строителей Востока к округлым, цилиндрическим и сферическим формам, в отличие от строителей Запада, тяготевших к кубическим и прямоугольным, было далеко не случайным.

Не зря историки математики утверждают, что число π в гораздо большей степени было востребовано на Востоке, нежели на Западе. Строители знали о «холодящем» эффекте закрученного потока и очень широко использовали его, в том числе в строительстве зданий и дворцов. Ну, неужели кто-то всерьёз полагает, что спасением от убийственной жары были только тень и опахало! Комфорт внутри зданий восточные зодчие создавать умели. Неплохо было бы и нам использовать этот опыт.

В заключение не будет лишним процитировать высказывание В. Шаубергера: «Решив проблему генерации воды и сделав возможным получение любого объёма и любого качества воды в каком угодно месте, человек вновь освоит огромные пустынные земли и понизит тем самым как продажную цену продовольствия, так и продажную цену машинных мощностей до такого минимума, что отпадёт всякая выгода спекуляции этим.

Обилие продовольствия и экономичная производительность машин являются такими сокрушительными доводами, что общее представление о мире, а также всё мировоззрение претерпят изменения».

---------------------------

1 Гумилёв Лев Николаевич (1912-1992), российский историк, географ, доктор исторических (1961) и географических (1974) наук, академик РАЕН (1991). Создатель учения о человечестве и этносах как биосоциальных категориях; исследовал биоэнергетическую доминанту этногенеза (назвал её пассионарностью). Труды по истории тюркских, монгольских, славянских и других народов Евразии.

2 Яса - название уложения Чингисхана, которое он, по преданию, издал на великом всемонгольском курултае и которое постоянно подтверждалось его преемниками.

3 Эффект Ранка-Хилша, англ. Ranque-Hilsch Effect - эффект разделения газа или жидкости при закручивании в цилиндрической или конической камере на две фракции. На периферии образуется закрученный поток с большей температурой, а в центре - закрученный охлаждённый поток, причём вращение в центре происходит в другую сторону, чем на периферии. Впервые эффект открыт французским инженером Жозефом Ранком в конце 20-х гг. при измерении температуры в промышленном циклоне. В конце 1931 г. Ж. Ранк подаёт заявку на изобретенное устройство, названное им «вихревой трубой» (в литературе встречается как труба Ранка). Получить патент удаётся только в 1934 г. в Америке (Патент США No 1952281).

4 Рашиг Фридрих (1863-1928), немецкий химик-технолог и промышленник. Предложил (1890) способ фракционной дистилляции органических веществ в колоннах, заполненных керамическими кольцами (кольца Рашига).

5 Виктор Шаубергер (1885-1958) родился в Австрии. Первые упоминания о его деятельности относятся к началу 20-х гг., когда Шаубергер, работая егерем в лесозаготовительной компании, спроектировал и смонтировал водные желоба со спиральными насечками, подобными орудийным. Когда бревна падали в желоба, они вращались вокруг своей оси, что увеличивало их скорость перемещения. В 1930-м г. Шаубергер спроектировал электрогенератор, турбина которого принципиально отличалась от конструкции обычных водяных турбин.

Генератор был установлен вблизи лесопилки и успешно использовался в течение 3 лет, но конкретных сведений о его работе не сохранилось. В начале Второй мировой Виктор Шаубергер был интернирован в нацистский концентрационный лагерь, где был привлечён к работе над летающим «Диском Белонце», предложив для него оригинальный вихревой двигатель.

Хамзя Умяров

2008 г.

(Из журнала ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 2008 08).

***

ss69100.livejournal.com

Инженерное дело — WiKi

Инженерное дело (от фр. ingénierie; син. инженерия[1], инженерная деятельность, инженерно-техническая деятельность; инжиниринг от англ. engineering ← от лат. ingenium — «искусность» и лат. ingeniare — «изловчиться, разработать» — «изобретательность», «выдумка», «знания», «искусный») — область технической деятельности, включающая в себя целый ряд специализированных областей и дисциплин, направленная на практическое приложение и применение научных, экономических, социальных и практических знаний с целью обращения природных ресурсов на пользу человека[2].

Целями инженерной деятельности являются изобретение, разработка, создание, внедрение, ремонт, обслуживание и/или улучшение техники, материалов или процессов.

Инженерное дело тесно переплетается с наукой, опираясь на постулаты фундаментальной науки и результаты прикладных исследований. В этом смысле оно является отраслью научно-технической деятельности.

Понятие инженерного дела

В прошлом

Синонимом термина «инженерное дело» является слово техника (от др.-греч. τεχνικός ← τέχνη — «искусство», «мастерство», «умение»), обозначающее активную творческую деятельность, направленную на преобразование природы с целью удовлетворения разнообразных жизненных человеческих потребностей.

Не следует путать с термином «Техника (технические устройства)»

В своих трудах Аристотель вкладывал в термин «техника» значение искусства производить вещи; древнегреческий философ усматривал различие между техникой и наукой в том, что техника направлена не на познание сущности вещей, а на их создание. Этой же точки зрения придерживался немецкий философ И. Кант, приводя для примера разницу между искусством землемера (практическая деятельность) и геометрией (теория)[3]. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (ред. 1907 года) определял технику как «всякое приложение теоретических знаний к практике»[4].

В советский период понятие техники расширилось и помимо технической деятельности стало также охватывать круг наук, связанных с изучением и созданием технических устройств[1]. В СССР в русском языке появилось устойчивое выражение «достижения науки и техники», где под техникой подразумевалась инженерная деятельность в целом и прикладные научные исследования в частности. Это расширенное понимание техники как научно-технической деятельности подчеркивало неразрывную связь и взаимозависимость теории в лице инженерных наук и практики в лице инженерной деятельности. Государственное руководство прикладными исследованиями в СССР осуществлял комитет по науке и технике, который совместно с Академией наук СССР и другими органами отбирал наиболее перспективные фундаментальные исследования и организовывал их дальнейшую разработку в специализированных инженерных институтах и конструкторских бюро с последующим внедрением результатов исследований в народное хозяйство[5]. Таким образом посредством инженерии обеспечивалась связь между фундаментальной наукой и отраслями народного хозяйства.

На рубеже 20-21 веков слово «техника» — как термин для обозначения инженерного дела — стало выходить из употребления в русском языке в пользу заимствованного термина «инженерия» и иностранного «инжиниринг».

В 1947 году авторитетная американская организация в области обучения, аккредитации и регулирования деятельности инженерных кадров «Совет по профессиональному развитию инженеров» (англ.)русск. (англ. Engineers' Council for Professional Development [ECPD]) предложила следующее определение термина «инженерия»[6]:

«  Творческое приложение научных принципов (а) к проектированию или разработке сооружений, машин, аппаратуры или процессов их изготовления, или к объектам, в которых эти устройства или процессы используются разрозненно или комплексно, или (б) к конструированию и эксплуатации вышеуказанных инженерных устройств в полном соответствии с проектом, или (в) к прогнозированию поведения инженерных устройств в определенных условиях эксплуатации — руководствуясь соображениями обеспечения их функциональности, экономичности в использовании и безопасности для жизни и имущества. » 

Настоящее время

Современное понимание инженерного дела подразумевает целенаправленное использование научных знаний в создании и эксплуатации инженерных технических устройств, являющихся результатом преобразовательной деятельности инженера, и охватывает три вида инженерно-технической деятельности[3]:

  1. исследовательская (научно-техническая) деятельность — прикладные научные исследования, технико-экономическое обоснование планируемых капиталовложений, планирование;
  2. конструкторская (проектная) деятельность — конструирование (проектирование), создание и испытание прототипов (макетов, опытных образцов) технических устройств; разработка технологий их изготовления (сооружения), упаковки, перевозки, хранения и проч. ; подготовка конструкторской/проектной документации;
  3. технологическая (производственная) деятельность — организационная, консультационная и иная деятельность, направленная на внедрение инженерных разработок в практическую деятельность экономических субъектов с их последующим сопровождением (технической поддержкой) и/или эксплуатацией по поручению заказчика.

История инженерного дела

Истоки инженерного дела восходят к доисторической мифологической эпохе. Создание лука, колеса, плуга требовало умственной работы, умения обращаться с орудиями труда, использования творческих способностей. В качестве инженеров можно рассматривать легендарных Дедала и Ноя. Первым известным по имени инженером был египтянин Имхотеп, который руководил строительством пирамиды Джосера (III тыс. до н.э.)[7]. Самым известным инженером Античности считается Архимед[8].

Первой попыткой рассмотреть инженерное дело как особый род деятельности можно считать труд Витрувия «Десять книг об архитектуре» (лат. De architectura libri decem). В нём делаются первые известные попытки описать процесс деятельности инженера. Витрувий обращает внимание на такие важные для инженера методы как «размышление» и «изобретение», отмечает необходимость создания чертежа будущего сооружения. Однако большей частью Витрувий основывается в своих описаниях на практическом опыте. В античные времена теория сооружений находилась ещё в самом начале своего развития.

Важнейшим этапом в инженерном деле стало применение масштабных чертежей. Этот способ развился в XVII веке и оказал сильнейшее влияние на дальнейшую историю инженерии. Благодаря ему появилась возможность разделить инженерный труд на собственно разработку идеи и её техническое воплощение. Имея перед собой на бумаге проект какого угодно большого сооружения, инженер избавлялся от узости взгляда ремесленника, зачастую ограниченного только той деталью, над которой он трудится в данный момент.

В Эпоху Просвещения начинаются попытки подвести под назначение размеров конструкций различные теории. Возникает как наука «сопротивление материалов», закладываются теоретические основы прочности материалов.

XVII век можно считать веком, в который инженерное дело, наконец, начало формироваться в отдельную профессию. В 1601 году французский король Генрих IV назначает Максимильена де Бетюна главным начальником артиллерии и инспектором всех крепостей. В 1602 году де Бетюн создаёт специальную группу армейских офицеров и официально закрепляет за ними обязанность возведения и ремонта фортификационных сооружений. В 1677 году главным инженером Франции был назначен Вобан

В гражданском секторе цеховая организация труда могла обеспечить мастеру инженерного дела регулярный доход. Применение технических знаний и умений становится единственным средством дохода для многих лиц, и всё это может говорить об институционализации профессии. Однако не доставало ещё двух важнейших факторов, без которых не существуют полного признания любой профессии: отсутствовала система образования, готовящая специалистов (инженеров), и не существовало системы проверки и контроля профессиональной компетенции.

Следующим этапом развития инженерного дела можно считать появление мануфактурных производств. Множество специализированных производств: текстильное, металлургическое, металлообрабатывающее, судостроительное, производство бумаги и стекла, кожевенное и прочие — требовали разнообразных инструментов и механизмов, станков и зданий. Разделение труда на каждой мануфактуре приводило к ещё большим потребностям.

Развитие фабричной промышленности и введение патентной системы приводит к всплеску инженерного творчества. Растущим производствам требовались всё новые и новые изобретения, и стоящая техническая идея была способна принести изобретателю немалый доход. Дальнейшее развитие приводит к соединению инженерного дела с научным прогрессом, без идей которого современное инженерное дело невозможно.

Развитие инженерного дела в России

При царе Иване Грозном введены разряды для военных людей строительного дела:

  • высший разряд — военные архитекторы-систематики, которые разрабатывают типы укреплений, оборонительные сооружения;
  • второй разряд — строители, под руководством которых осуществляется строительство;
  • низший разряд — все остальные строители.

В 1557 году учреждается Пушкарский приказ — орган военного управления, для которого были определены и инженерные задачи: руководство постройкой оборонительных сооружений, составление инструкций воеводам, руководящим военным строительством или обороной, составление смет на строительство, проверка отчётности. Пушкарский приказ становится первым учреждением в России, которое осуществляет контроль и регулирование инженерной деятельности. Принимаемые на службу в приказ подразделялись на категории от инженеров, что имели право самостоятельно разрабатывать проекты, до подмастерий и «чертежщиков». Впервые инженерная деятельность разбивается на специализированные занятия: как отдельные виды работ выделяются конструкторская деятельность, экономическая деятельность (составление смет), управленческую, метрологическую.

Началом новой эры в инженерном деле России можно считать правление Петра I, который сумел за время своего царствования создать целый корпус профессиональных инженеров и заложить условия для инженерного образования. Перенимая прогрессивный опыт Европы, Пётр проводит коренное переустройство технической политики. Именно при Петре появляется высшее техническое образование в России, создаётся промышленное законодательство, создаются органы, способные контролировать деятельность инженеров (Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия), выделяется особый инженерный род войск.

Инженерное образование

Первоначально обучение инженерному делу происходило непосредственно в процессе труда от мастера к ученику. Данная форма обучения существовала и во времена Античности, и в Средневековье: в цеховой системе, по большому счёту, сохранялся тот же принцип. Ученик поступал на обучение на производство, во главе которого стоял мастер, выполнял первоначально самые простые операции, в дальнейшем он мог стать подмастерьем, после чего, набравшись опыта, мог открыть собственную мастерскую. По мере накопления теоретических знаний становилось возможным проводить обучение в отрыве от производства. Но до изобретения книгопечатания накопление и систематизации знаний происходила очень медленно. «Десять книг об архитектуре» являются уникальным примером попытки такой систематизации инженерных знаний. Но единичные попытки не могли вывести образование на новый уровень.

После изобретения печатного станка становится возможным собирать, анализировать и распространять инженерные знания. Тарталья в 1531 году рассчитал оптимальный угол для стрельбы из пушки. Выходят в свет такие труды как «О горном деле и металлургии» (англ. De re metallica) (1530—1556) Георгия Агриколы, «О фортификации» (Delle fortificazioni) (1570) Галассо Альгизи (итал. Galasso Alghisi), «О фортификации городов» (Della fortificatione delle città) (1664) Джироламо Маджи (англ. Girolamo Maggi) и Джакомо Фусто Кастриотто. Также появляются труды выдающихся учёных: Галилея, Декарта, Торричелли.

25 марта 1505 года венецианская Конгрегация бомбардиров открывает первую в Европе артиллерийскую школу. При школе создается полигон для испытания огнестрельного оружия[9]. В 1513 году в Бургосе открывается Королевская артиллерийская школа, однако теоретические знания там отсутствовали[10]

В 1653 году в Пруссии открывается первая кадетская школа, готовящая инженеров. Также с целью обучения военных инженеров в XVII веке в Дании создаётся первое особое училище. В 1690 году во Франции основывается артиллерийская школа[11].

Первым инженерно-техническим учебным заведением России начавшим давать систематическое образование становится основанная в 1701 году Петром I Школа математических и навигационных наук. Образование военных инженеров началось ещё во времена правления Василия Шуйского. На русский язык был переведён «Устав дел ратных», где среди прочего рассказывалось и о правилах обороны крепостей, строительстве оборонительных сооружений. Обучение вели приглашённые иностранные специалисты. Но именно Петру I принадлежит выдающаяся роль в развитии инженерного дела в России. В 1712 году в Москве открывается первая инженерная школа, а в 1719 году вторая инженерная школа в Петербурге. В 1715 году создается Морская академия, в 1725 году открывается Петербургская академия наук с университетом и гимназией.

К 1707 году восходит Чешский технический университет, основанный императором Священной Римской империи Иосифом I как инженерная школа (Ingenieurschule).

В 1716 году во Франции учреждается Корпус инженеров путей сообщения, а в Англии учреждается Корпус королевских инженеров. В 1747 году Жан Родольф Перроне основывает в Париже «Школу мостов и дорог». В первое время обучение в ней проходило как в обычной ремесленной школе, однако уже в 1775 году она преобразуется в «Национальную школу мостов дорог» и подготавливает выпускников высшего инженерного образования.

В 1745 открывается Брауншвейгский технический университет, в 1765 — Фрайбергская горная академия, в 1770 — Берлинский технический университет.

Первым учебником по инженерному делу можно считать выпущенный в 1729 году учебник для военных инженеров «Наука инженерного дела» француза Бернара Фореста де Белидора.

В 1794 году в Париже открывается Политехническая школа (Ecole Polytechnique), которая стала образцом для аналогичных вузов во всей Европе: так создаются политехнические школы в Берлине, Карлсруэ и Мюнхене и Гановере[12].

В 1809 году в Санкт-Петербурге император Александр I основывает Корпус инженеров путей сообщения, при котором был учреждён институт (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения).

В течение XIX века продолжалось создание различных специализаций и направлений высшего инженерного образования происходившее в процессе перехода наиболее передовых инженерно-технических учебных заведений Российской империи к системе высшего образования, что привело к качественному развитию, так как каждое учебное заведение создавало не существовавшую до этого свою собственную программу нового направления или специализации высшего инженерного образования, заимствуя передовой опыт других, сотрудничая и обмениваясь инновациями. Одним из выдающихся организаторов этого процесса был Дмитрий Иванович Менделеев.

В Англии специалистов-инженеров готовили следующие учреждения: Институт гражданских инженеров (Англия) (англ. Institution of Civil Engineers) (основан в 1818 году), Институт инженеров-механиков (англ. Institution of Mechanical Engineers) (1847 год), Институт морских архитекторов (англ. Royal Institution of Naval Architects) (1860 год), Институт инженеров-электриков (англ. Institution of Electrical Engineers) (1871 год).

Инженерное дело как профессия

  Создание турбины требует объединения усилий инженеров из многих отраслей

Специалист, занимающийся инженерным делом, называется инженером. В современной экономической системе, деятельность инженера — это совокупность услуг в области инженерно-технической деятельности. Деятельность инженера в отличие от деятельности других представителей творческой интеллигенции (педагогов, врачей, актеров, композиторов и др.) по своей роли в общественном производстве является производительным трудом, непосредственно участвующим в создании национального дохода[3]. Посредством инженерной деятельности, инженер реализует свои научные знания и практический опыт для решения какой-либо технической задачи на различных этапах жизненного цикла продукции.

С расширением и углублением научных знаний произошла профессиональная специализация инженерной профессии по дисциплинам. В настоящее время продуктивная инженерная деятельность возможна исключительно в рамках коллектива инженеров, каждый из которых специализируется в определенной области инженерии. На рынке инженерных услуг действуют инженерные организации, которые могут принимать форму научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторские бюро, научно-производственных объединений (нпо) и т. д. В условиях рынка, оказываемые инженерными организациями услуги разнообразны по специализации, содержанию и качеству. Многие инженерные организации оказывают комплекс услуг, зачастую включающий услуги, выходящие за рамки традиционной инженерии в область реализации инженерных разработок. Так, помимо научно-исследовательских, проектно-конструкторских и консультационных услуг, многие крупные инженерные организации также оказывают услуги в области строительства зданий и других строительных сооружений, управления проектами, обслуживания и оперативного управления сложными инженерно-техническими объектами на стадии их эксплуатации и в других областях.

Некоторые инженерные организации по своей структуре и характеру деятельности являются инженерно-производственными; в таких организациях основная деятельность инженерных подразделений организации направлена в первую очередь на удовлетворение производственных нужд самой организации, в то время как оказание инженерных услуг внешним заказчикам является второстепенной деятельностью. Такого типа организации особенно распространены в сфере высоких технологий.

Крупнейшие в мире инженерные и инженерно-производственные организации Примечание. В список включены только организации, оказывающие инженерные услуги внешним заказчикам.

Отрасли инженерии

Интересные факты

  • В марте 2011 года вице-президент США Джо Байден, говоря о сотрудничестве американских и российских компаний, сказал, что глава компании Боинг сообщил ему, что интерес Боинга в России связан не с её внутренним рынком самолётов, а с тем, что в России — лучшие инженеры[14].

См. также

Примечания

Литература

  • Владимирский С. Р. Проектирование мостов. — СПб.: Издательство «ДНК», 2006 год, — 320 с.: ил.
  • Зеленский В. Е. Памятники военно-инженерного искусства: историческая память и новые объекты культурного наследия России. Архивировано 29 ноября 2012 года.
  • Карман Т., Био М. Математические методы в инженерном деле. — ОГИЗ, 1948. — 424 стр.
  • Негодаев И. А. Философия техники : учебн. пособие. — Ростов-на-Дону: Центр ДГТУ, 1997. — 562 с.
  • История Инженерного Дела России: краткая историческая справка. Архивировано 20 января 2013 года.
  • Сапрыкин Д. Л. Инженерное образование в России: История, концепция, перспектива // Высшее образование в России. № 1, 2012. Архивировано 29 ноября 2012 года.
  • Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской Империи / РАН, 2009.- 176 с.. Архивировано 20 января 2013 года.
  • Тимошенко С. П. Инженерное образование в России. Люберцы, 1987. Архивировано 29 ноября 2012 года.
  • Мещерин И. В. Страна напуганных инженеров. — Москва: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2015. — 152 с. — ISBN 978-5-4323-0085-0.

ru-wiki.org

Генная инженерия до нашей эры

Генная инженерия до нашей эрыСовременные генетики уже давно играют в Бога. Если бы им разрешили свободно действовать, они уже в недалёком будущем смогли бы создать коллекцию монстров не хуже, чем в фильме ужасов.

Начинались эксперименты с сельскохозяйственных продуктов, а затем постепенно перешли и к опытам с животными. Скрещивали разные виды растений, чтобы получить новые сорта с несвойственными им характеристиками. Например, не погибающие от заморозков помидоры получили, добавив гены рыбы, обитающей в северных морях. А даже обыкновенные мыши стали светиться в темноте после добавления в их клетки генов медузы. Подобные чудеса стали возможны благодаря добавлению генов от разных организмов, то есть гибридизации.

Ни одна наука за последние годы не добилась таких пугающих успехов, как генетика. На подходе стоит человек из колбы. Уже расшифрован геном человека, и в ближайшее время учёные научатся воспроизводить каждый отдельный базовый элемент нашего тела. То, что несколько лет назад было фантастикой, сейчас уже реальность.

Интересно, а было ли что-либо подобное на заре нашей цивилизации? Существовали ли тогда какие-нибудь существа-гибриды? Вопрос не так абсурден, как может показаться на первый взгляд. По меньшей мере, одного такого гибрида из прошлого вы хорошо знаете – это сфинкс. Сфинкс — он? Сфинкс — она? Или же сфинкс — оно? Спор не стоит траты времени, ведь сфинксы были во всех вариантах. Каждый крупный музей мира демонстрирует экспонаты существ-гибридов: Лувр в Париже, Греческий национальный музей в Афинах, Этнографический музей в Берлине или музей Хеттов в Анкаре.

Существа-гибриды встречаются повсюду. Так что же побуждало наших предков в те далёкие времена высекать в камне подобных монстров? Может быть, художниками руководила буйная фантазия? В таком случае она была всемирной, так как изображения подобных существ находили не только в Вавилоне или Египте, но и в Китае, Японии, у южноамериканских инков и майя в Центральной Америке. И везде сохранились упоминания или изображения человеческих существ с крыльями или человеческие тела с головами животных. Есть и странные, не встречающиеся в природе существа, в которых сочетаются части разных животных. В художественных изображениях этих существ-гибридов изъянов не найдено.

Можно предположить, что какой-нибудь повелитель изображался с телом льва лишь для того, чтобы символизировать тем самым могущество и силу этого правителя. Или статуе какого-нибудь царя приделывали крылья, дабы наглядно доказать народу его родство богам. Но так ли верны эти догадки, отвечающие привычному нам восприятию мира и не противоречащие учебникам истории?

Культ существ-гибридов достиг апогея в Древнем Египте. В Луксоре, в среднем Египте, есть два знаменитых на весь мир храма – Луксорский и Карнакский. Оба храма соединены между собой улицей длиной в три километра восемьсот метров. Это роскошная аллея сфинксов, по обеим сторонам которой установлены каменные статуи смешанных существ. Сфинксы стоят через каждые пару метров на всём протяжении «аллеи» от одного храма до другого. Всего насчитывается 1292 фигуры.

Примерно 2500 лет назад в этом месте побывал греческий историк Геродот. Жрецы ему объясняли тогда, что прошёл 11341 год с тех пор, как здесь приземлялись боги. Может быть, это возраст начала истории Египта? Ведь и другие историки древности относят Египет к более раннему периоду времени, чем классическая археология.

Историк и епископ Евсевий более чем 1700 лет назад написал книгу «Die Chronik des Eusebius aus dem Armenischen» («Хроники Евсевия»). Этот автор цитирует в книге ещё более древние тексты, позаимствованные им у египетского историка Монето, утверждающего, что однажды с неба спустились боги и стали учить людей. Впоследствии, якобы эти боги создали множество разного рода существ-гибридов. Этих монстров называли священными животными. Египетский жрец писал так:

«Они производили людей с крыльями и человеческие существа с бёдрами козы. Также людей с рогами на голове, а других с лошадиными ногами. Производили они также существ, которые спереди были как люди, а сзади как лошади. Также зверей с человеческими головами и собак с рыбьими хвостами. Кроме того других чудовищ и безобразных существ, похожих на драконов, и большое количество диковинных существ разного рода и отличных друг от друга».

В заключении Монето утверждает, что вавилоняне и египтяне изображали этих странных существ в своих художественных произведениях. Может быть, всё это лишь преувеличение. Но то, что это возможно генетически, мы теперь знаем. Если поверить египетскому жрецу Монето, получается, что хотя бы некоторые из этих новых существ должны были когда-то жить, и художники прошлого основывали свою фантазию на вполне реальных фактах.

Действительно, из древнегреческой мифологии нам известно о минотавре. У него было человеческое тело, а голова быка. И для этого гибрида греки построили знаменитый лабиринт. Но зачем строить такое сложное сооружение для несуществующего животного?

В Египте под землёй Саккары есть километровые тоннели с миллионами мумифицированных животных. Египтяне мумифицировали всё: людей, кошек, птиц, рыб, обезьян и даже крокодилов. В большинстве случаев животных, подвергнутых мумификации, затем помещали в глиняные сосуды, которые складывали в ниши, вырубленные в стенах. Мумий животных со времён Древнего Египта сохранилось так много, что, например, мумифицированных кошек в конце XIX века нередко использовали в качестве топлива для английских пароходов, ведь мумии хорошо горели и давали мало золы.

В этих подземных туннелях под Саккарой есть святыня, которая называется Серапеум. Это уникальное подземное сооружение с самыми большими саркофагами, которые когда-либо видел мир. Саркофаги сделаны из гранита, а весят они от 70 до 100 тонн! Гранит привезён из Асуана, который удалён от Саккары на 1000 километров. Всё это сооружение предназначено священному быку Апису. Нет сомнений, что у египтян был культ быка. Но совершенно непонятной является находка в этих громадных саркофагах. Логично было бы предположить, что внутри находятся мумии быков. А что же нашли? Битум (природный асфальт), перемешанный с тысячами рубленых костей разных животных (обычно эту находку замалчивают и демонстрируют пустые саркофаги)!

Древние египтяне верили в то, что любое живое существо сможет воскреснуть, только если сохранится его тело. И вот люди открывают самые большие саркофаги, а находят внутри разрубленные кости. Нестыковка получается – египтяне сознательно сделали невозможным воскрешение этих существ. Если так уничтожили тела, то зачем же тогда для них строить такие величественные саркофаги? Кости можно было сжечь или просто выбросить, но зачем их перемешивать с вязким битумом да ещё помещать в гигантские каменные саркофаги, спрятанные глубоко под землёй?

Есть основание предположить, что разрубленные кости принадлежали существам-гибридам. Эти твари никогда не должны были воскреснуть и наводить страх и ужас на людей. Поэтому подземная «тюрьма», поэтому везли за 1000 километров чёрный гранит с Асуана, поэтому рубленые кости перемешивали с асфальтом и закрывали сверху 30 тонными крышками. Конечно, это только гипотеза, но она не лишена логики. Дальнейшие археологические открытия и генетические исследования прольют свет на эти трудные вопросы. Рано или поздно нам откроются тайны всех странных существ-гибридов.

Статья основана на материалах исследований Эриxа фон Дэникена.

 

realstrannik.ru

Античная инженерия - 1000 Фактов

инжРимляне покорили не только полмира, но и саму природу, используя в своих целях энергию воды, солнца, термальную энергию. Римлянам нужно было серебро, а оно находилось в воде. В 1886 году в Испании после взрыва в шахте нашли древние гигантские колеса, которые давным — давно поднимали воду с двадцати девяти метровой  глубины, перегоняя ее с одного горизонта на другой. Внутри колеса работал человек, результативность — 70 литров воды за минуту.

drewnjaja-melniza

Древние мельницы

В Древнем Риме изобретена система водоснабжения. Для этого строились акведуки. Две тысячи лет назад акведук на юге Франции снабжал водой из источника, находящегося в 25 километрах от него. Мост с широкими пролетами стоит на каменных блоках до сих пор. Ни наводнения, ни иные бедствия не разрушили его. В 1998 году в Риме археологами найдена водяная мельница, построенная в 36 году. Мельница обеспечивала мукой весь город. Достаточно было перекрыть акведуки — и город оставался без хлеба. В сороковых годах на юге Франции найдены развалины огромного завода (2 век нашей эры), использовавшего энергию воды. Так древние римляне приходили к идее индустриализации.

starinnie-doma-v-anglii

Римляне умели перебрасывать воду через долины, используя принцип перевернутого сифона. Даже в суровых условиях Северной Англии в 1 веке нашей эры римляне обуздали дождевые потоки и построили бани для солдат. Каждое здание обеспечивалось проточной водой. Деревянные трубы, изготовленные в сотом году нашей эры, до сегодняшнего дня работоспособны. К услугам воинов, несущих вахту, были созданы удобства, которые и в 21 веке имеет не каждый житель нашей страны — туалеты с проточной водой. Правда, вместо туалетной бумаги у каждого солдата была своя губка, прикрепленная к палке и обмываемая в проточной воде.

termalnie-vodi-bada

Термальные источники Бата

В городе Бат римляне построили баню рядом с природными термальными источниками. В этих источниках вода имеет постоянную температуру 46 градусов по Цельсию на протяжении тысячелетий. Римляне и солнечную энергию ценили: строили дома окнами к солнцу, используя стекло две тысячи лет назад.

opit-archimeda

Древние греки сумели покорить энергию солнца на 500 лет раньше. Существует легенда, что Архимед сумел поджечь вражеские римские корабли с помощью солнечного луча, расставив солдат так, чтобы лучи от их отполированных металлических щитов были направлены на чужие корабли. Ученый мир долго потешался над этим мифом. Но профессор Сакас, восстановив древнегреческое оружие, провел успешный опыт: корабли загорелись.

Еще несколько интересных фактов:

Related posts:

1000facts.ru

Инженерия Википедия

Инженерное дело (от фр. ingénierie; син. инженерия[1], инженерная деятельность, инженерно-техническая деятельность; инжиниринг от англ. engineering ← от лат. ingenium — «искусность» и лат. ingeniare — «изловчиться, разработать» — «изобретательность», «выдумка», «знания», «искусный») — область технической деятельности, включающая в себя целый ряд специализированных областей и дисциплин, направленная на практическое приложение и применение научных, экономических, социальных и практических знаний с целью обращения природных ресурсов на пользу человека[2].

Целями инженерной деятельности являются изобретение, разработка, создание, внедрение, ремонт, обслуживание и/или улучшение техники, материалов или процессов.

Инженерное дело тесно переплетается с наукой, опираясь на постулаты фундаментальной науки и результаты прикладных исследований. В этом смысле оно является отраслью научно-технической деятельности.

Понятие инженерного дела

В прошлом

Синонимом термина «инженерное дело» является слово техника (от др.-греч. τεχνικός ← τέχνη — «искусство», «мастерство», «умение»), обозначающее активную творческую деятельность, направленную на преобразование природы с целью удовлетворения разнообразных жизненных человеческих потребностей.

Не следует путать с термином «Техника (технические устройства)»

В своих трудах Аристотель вкладывал в термин «техника» значение искусства производить вещи; древнегреческий философ усматривал различие между техникой и наукой в том, что техника направлена не на познание сущности вещей, а на их создание. Этой же точки зрения придерживался немецкий философ И. Кант, приводя для примера разницу между искусством землемера (практическая деятельность) и геометрией (теория)[3]. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (ред. 1907 года) определял технику как «всякое приложение теоретических знаний к практике»[4].

В советский период понятие техники расширилось и помимо технической деятельности стало также охватывать круг наук, связанных с изучением и созданием технических устройств[1]. В СССР в русском языке появилось устойчивое выражение «достижения науки и техники», где под техникой подразумевалась инженерная деятельность в целом и прикладные научные исследования в частности. Это расширенное понимание техники как научно-технической деятельности подчеркивало неразрывную связь и взаимозависимость теории в лице инженерных наук и практики в лице инженерной деятельности. Государственное руководство прикладными исследованиями в СССР осуществлял комитет по науке и технике, который совместно с Академией наук СССР и другими органами отбирал наиболее перспективные фундаментальные исследования и организовывал их дальнейшую разработку в специализированных инженерных институтах и конструкторских бюро с последующим внедрением результатов исследований в народное хозяйство[5]. Таким образом посредством инженерии обеспечивалась связь между фундаментальной наукой и отраслями народного хозяйства.

На рубеже 20-21 веков слово «техника» — как термин для обозначения инженерного дела — стало выходить из употребления в русском языке в пользу заимствованного термина «инженерия» и иностранного «инжиниринг».

В 1947 году авторитетная американская организация в области обучения, аккредитации и регулирования деятельности инженерных кадров «Совет по профессиональному развитию инженеров» (англ.)русск. (англ. Engineers' Council for Professional Development [ECPD]) предложила следующее определение термина «инженерия»[6]:

« Творческое приложение научных принципов (а) к проектированию или разработке сооружений, машин, аппаратуры или процессов их изготовления, или к объектам, в которых эти устройства или процессы используются разрозненно или комплексно, или (б) к конструированию и эксплуатации вышеуказанных инженерных устройств в полном соответствии с проектом, или (в) к прогнозированию поведения инженерных устройств в определенных условиях эксплуатации — руководствуясь соображениями обеспечения их функциональности, экономичности в использовании и безопасности для жизни и имущества. »

Настоящее время

Современное понимание инженерного дела подразумевает целенаправленное использование научных знаний в создании и эксплуатации инженерных технических устройств, являющихся результатом преобразовательной деятельности инженера, и охватывает три вида инженерно-технической деятельности[3]:

  1. исследовательская (научно-техническая) деятельность — прикладные научные исследования, технико-экономическое обоснование планируемых капиталовложений, планирование;
  2. конструкторская (проектная) деятельность — конструирование (проектирование), создание и испытание прототипов (макетов, опытных образцов) технических устройств; разработка технологий их изготовления (сооружения), упаковки, перевозки, хранения и проч. ; подготовка конструкторской/проектной документации;
  3. технологическая (производственная) деятельность — организационная, консультационная и иная деятельность, направленная на внедрение инженерных разработок в практическую деятельность экономических субъектов с их последующим сопровождением (технической поддержкой) и/или эксплуатацией по поручению заказчика.

История инженерного дела

Истоки инженерного дела восходят к доисторической мифологической эпохе. Создание лука, колеса, плуга требовало умственной работы, умения обращаться с орудиями труда, использования творческих способностей. В качестве инженеров можно рассматривать легендарных Дедала и Ноя. Первым известным по имени инженером был египтянин Имхотеп, который руководил строительством пирамиды Джосера (III тыс. до н.э.)[7]. Самым известным инженером Античности считается Архимед[8].

Первой попыткой рассмотреть инженерное дело как особый род деятельности можно считать труд Витрувия «Десять книг об архитектуре» (лат. De architectura libri decem). В нём делаются первые известные попытки описать процесс деятельности инженера. Витрувий обращает внимание на такие важные для инженера методы как «размышление» и «изобретение», отмечает необходимость создания чертежа будущего сооружения. Однако большей частью Витрувий основывается в своих описаниях на практическом опыте. В античные времена теория сооружений находилась ещё в самом начале своего развития.

Важнейшим этапом в инженерном деле стало применение масштабных чертежей. Этот способ развился в XVII веке и оказал сильнейшее влияние на дальнейшую историю инженерии. Благодаря ему появилась возможность разделить инженерный труд на собственно разработку идеи и её техническое воплощение. Имея перед собой на бумаге проект какого угодно большого сооружения, инженер избавлялся от узости взгляда ремесленника, зачастую ограниченного только той деталью, над которой он трудится в данный момент.

В Эпоху Просвещения начинаются попытки подвести под назначение размеров конструкций различные теории. Возникает как наука «сопротивление материалов», закладываются теоретические основы прочности материалов.

XVII век можно считать веком, в который инженерное дело, наконец, начало формироваться в отдельную профессию. В 1601 году французский король Генрих IV назначает Максимильена де Бетюна главным начальником артиллерии и инспектором всех крепостей. В 1602 году де Бетюн создаёт специальную группу армейских офицеров и официально закрепляет за ними обязанность возведения и ремонта фортификационных сооружений. В 1677 году главным инженером Франции был назначен Вобан

В гражданском секторе цеховая организация труда могла обеспечить мастеру инженерного дела регулярный доход. Применение технических знаний и умений становится единственным средством дохода для многих лиц, и всё это может говорить об институционализации профессии. Однако не доставало ещё двух важнейших факторов, без которых не существуют полного признания любой профессии: отсутствовала система образования, готовящая специалистов (инженеров), и не существовало системы проверки и контроля профессиональной компетенции.

Следующим этапом развития инженерного дела можно считать появление мануфактурных производств. Множество специализированных производств: текстильное, металлургическое, металлообрабатывающее, судостроительное, производство бумаги и стекла, кожевенное и прочие — требовали разнообразных инструментов и механизмов, станков и зданий. Разделение труда на каждой мануфактуре приводило к ещё большим потребностям.

Развитие фабричной промышленности и введение патентной системы приводит к всплеску инженерного творчества. Растущим производствам требовались всё новые и новые изобретения, и стоящая техническая идея была способна принести изобретателю немалый доход. Дальнейшее развитие приводит к соединению инженерного дела с научным прогрессом, без идей которого современное инженерное дело невозможно.

Развитие инженерного дела в России

При царе Иване Грозном введены разряды для военных людей строительного дела:

  • высший разряд — военные архитекторы-систематики, которые разрабатывают типы укреплений, оборонительные сооружения;
  • второй разряд — строители, под руководством которых осуществляется строительство;
  • низший разряд — все остальные строители.

В 1557 году учреждается Пушкарский приказ — орган военного управления, для которого были определены и инженерные задачи: руководство постройкой оборонительных сооружений, составление инструкций воеводам, руководящим военным строительством или обороной, составление смет на строительство, проверка отчётности. Пушкарский приказ становится первым учреждением в России, которое осуществляет контроль и регулирование инженерной деятельности. Принимаемые на службу в приказ подразделялись на категории от инженеров, что имели право самостоятельно разрабатывать проекты, до подмастерий и «чертежщиков». Впервые инженерная деятельность разбивается на специализированные занятия: как отдельные виды работ выделяются конструкторская деятельность, экономическая деятельность (составление смет), управленческую, метрологическую.

Началом новой эры в инженерном деле России можно считать правление Петра I, который сумел за время своего царствования создать целый корпус профессиональных инженеров и заложить условия для инженерного образования. Перенимая прогрессивный опыт Европы, Пётр проводит коренное переустройство технической политики. Именно при Петре появляется высшее техническое образование в России, создаётся промышленное законодательство, создаются органы, способные контролировать деятельность инженеров (Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия), выделяется особый инженерный род войск.

Инженерное образование

Первоначально обучение инженерному делу происходило непосредственно в процессе труда от мастера к ученику. Данная форма обучения существовала и во времена Античности, и в Средневековье: в цеховой системе, по большому счёту, сохранялся тот же принцип. Ученик поступал на обучение на производство, во главе которого стоял мастер, выполнял первоначально самые простые операции, в дальнейшем он мог стать подмастерьем, после чего, набравшись опыта, мог открыть собственную мастерскую. По мере накопления теоретических знаний становилось возможным проводить обучение в отрыве от производства. Но до изобретения книгопечатания накопление и систематизации знаний происходила очень медленно. «Десять книг об архитектуре» являются уникальным примером попытки такой систематизации инженерных знаний. Но единичные попытки не могли вывести образование на новый уровень.

После изобретения печатного станка становится возможным собирать, анализировать и распространять инженерные знания. Тарталья в 1531 году рассчитал оптимальный угол для стрельбы из пушки. Выходят в свет такие труды как «О горном деле и металлургии» (англ. De re metallica) (1530—1556) Георгия Агриколы, «О фортификации» (Delle fortificazioni) (1570) Галассо Альгизи (итал. Galasso Alghisi), «О фортификации городов» (Della fortificatione delle città) (1664) Джироламо Маджи (англ. Girolamo Maggi) и Джакомо Фусто Кастриотто. Также появляются труды выдающихся учёных: Галилея, Декарта, Торричелли.

25 марта 1505 года венецианская Конгрегация бомбардиров открывает первую в Европе артиллерийскую школу. При школе создается полигон для испытания огнестрельного оружия[9]. В 1513 году в Бургосе открывается Королевская артиллерийская школа, однако теоретические знания там отсутствовали[10]

В 1653 году в Пруссии открывается первая кадетская школа, готовящая инженеров. Также с целью обучения военных инженеров в XVII веке в Дании создаётся первое особое училище. В 1690 году во Франции основывается артиллерийская школа[11].

Первым инженерно-техническим учебным заведением России начавшим давать систематическое образование становится основанная в 1701 году Петром I Школа математических и навигационных наук. Образование военных инженеров началось ещё во времена правления Василия Шуйского. На русский язык был переведён «Устав дел ратных», где среди прочего рассказывалось и о правилах обороны крепостей, строительстве оборонительных сооружений. Обучение вели приглашённые иностранные специалисты. Но именно Петру I принадлежит выдающаяся роль в развитии инженерного дела в России. В 1712 году в Москве открывается первая инженерная школа, а в 1719 году вторая инженерная школа в Петербурге. В 1715 году создается Морская академия, в 1725 году открывается Петербургская академия наук с университетом и гимназией.

К 1707 году восходит Чешский технический университет, основанный императором Священной Римской империи Иосифом I как инженерная школа (Ingenieurschule).

В 1716 году во Франции учреждается Корпус инженеров путей сообщения, а в Англии учреждается Корпус королевских инженеров. В 1747 году Жан Родольф Перроне основывает в Париже «Школу мостов и дорог». В первое время обучение в ней проходило как в обычной ремесленной школе, однако уже в 1775 году она преобразуется в «Национальную школу мостов дорог» и подготавливает выпускников высшего инженерного образования.

В 1745 открывается Брауншвейгский технический университет, в 1765 — Фрайбергская горная академия, в 1770 — Берлинский технический университет.

Первым учебником по инженерному делу можно считать выпущенный в 1729 году учебник для военных инженеров «Наука инженерного дела» француза Бернара Фореста де Белидора.

В 1794 году в Париже открывается Политехническая школа (Ecole Polytechnique), которая стала образцом для аналогичных вузов во всей Европе: так создаются политехнические школы в Берлине, Карлсруэ и Мюнхене и Гановере[12].

В 1809 году в Санкт-Петербурге император Александр I основывает Корпус инженеров путей сообщения, при котором был учреждён институт (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения).

В течение XIX века продолжалось создание различных специализаций и направлений высшего инженерного образования происходившее в процессе перехода наиболее передовых инженерно-технических учебных заведений Российской империи к системе высшего образования, что привело к качественному развитию, так как каждое учебное заведение создавало не существовавшую до этого свою собственную программу нового направления или специализации высшего инженерного образования, заимствуя передовой опыт других, сотрудничая и обмениваясь инновациями. Одним из выдающихся организаторов этого процесса был Дмитрий Иванович Менделеев.

В Англии специалистов-инженеров готовили следующие учреждения: Институт гражданских инженеров (Англия) (англ. Institution of Civil Engineers) (основан в 1818 году), Институт инженеров-механиков (англ. Institution of Mechanical Engineers) (1847 год), Институт морских архитекторов (англ. Royal Institution of Naval Architects) (1860 год), Институт инженеров-электриков (англ. Institution of Electrical Engineers) (1871 год).

Инженерное дело как профессия

Создание турбины требует объединения усилий инженеров из многих отраслей

Специалист, занимающийся инженерным делом, называется инженером. В современной экономической системе, деятельность инженера — это совокупность услуг в области инженерно-технической деятельности. Деятельность инженера в отличие от деятельности других представителей творческой интеллигенции (педагогов, врачей, актеров, композиторов и др.) по своей роли в общественном производстве является производительным трудом, непосредственно участвующим в создании национального дохода[3]. Посредством инженерной деятельности, инженер реализует свои научные знания и практический опыт для решения какой-либо технической задачи на различных этапах жизненного цикла продукции.

С расширением и углублением научных знаний произошла профессиональная специализация инженерной профессии по дисциплинам. В настоящее время продуктивная инженерная деятельность возможна исключительно в рамках коллектива инженеров, каждый из которых специализируется в определенной области инженерии. На рынке инженерных услуг действуют инженерные организации, которые могут принимать форму научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторские бюро, научно-производственных объединений (нпо) и т. д. В условиях рынка, оказываемые инженерными организациями услуги разнообразны по специализации, содержанию и качеству. Многие инженерные организации оказывают комплекс услуг, зачастую включающий услуги, выходящие за рамки традиционной инженерии в область реализации инженерных разработок. Так, помимо научно-исследовательских, проектно-конструкторских и консультационных услуг, многие крупные инженерные организации также оказывают услуги в области строительства зданий и других строительных сооружений, управления проектами, обслуживания и оперативного управления сложными инженерно-техническими объектами на стадии их эксплуатации и в других областях.

Некоторые инженерные организации по своей структуре и характеру деятельности являются инженерно-производственными; в таких организациях основная деятельность инженерных подразделений организации направлена в первую очередь на удовлетворение производственных нужд самой организации, в то время как оказание инженерных услуг внешним заказчикам является второстепенной деятельностью. Такого типа организации особенно распространены в сфере высоких технологий.

Крупнейшие в мире инженерные и инженерно-производственные организации Примечание. В список включены только организации, оказывающие инженерные услуги внешним заказчикам.

Отрасли инженерии

Интересные факты

  • В марте 2011 года вице-президент США Джо Байден, говоря о сотрудничестве американских и российских компаний, сказал, что глава компании Боинг сообщил ему, что интерес Боинга в России связан не с её внутренним рынком самолётов, а с тем, что в России — лучшие инженеры[14].

См. также

Примечания

Литература

  • Владимирский С. Р. Проектирование мостов. — СПб.: Издательство «ДНК», 2006 год, — 320 с.: ил.
  • Зеленский В. Е. Памятники военно-инженерного искусства: историческая память и новые объекты культурного наследия России. Архивировано 29 ноября 2012 года.
  • Карман Т., Био М. Математические методы в инженерном деле. — ОГИЗ, 1948. — 424 стр.
  • Негодаев И. А. Философия техники : учебн. пособие. — Ростов-на-Дону: Центр ДГТУ, 1997. — 562 с.
  • История Инженерного Дела России: краткая историческая справка. Архивировано 20 января 2013 года.
  • Сапрыкин Д. Л. Инженерное образование в России: История, концепция, перспектива // Высшее образование в России. № 1, 2012. Архивировано 29 ноября 2012 года.
  • Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской Империи / РАН, 2009.- 176 с.. Архивировано 20 января 2013 года.
  • Тимошенко С. П. Инженерное образование в России. Люберцы, 1987. Архивировано 29 ноября 2012 года.
  • Мещерин И. В. Страна напуганных инженеров. — Москва: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2015. — 152 с. — ISBN 978-5-4323-0085-0.

wikiredia.ru


Смотрите также