Древнее вавилонское царство. Древнее Вавилонское царство: местоположение, события, законы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Вавилонское царство (стр. 1 из 2). Древнее вавилонское царство


Древнее Вавилонское царство: местоположение, события, законы

После вторжения в Месопотамию семитских народов и гибели шумерской цивилизации на территории региона расположилось несколько новых государственных образований, в числе которых находилось Вавилонское царство. Начав как небольшой город без явных политических амбиций, это государство древнего мира построило одну из крупнейших империй.

Ранняя история

Некоторое время ситуацию в Месопотамии контролировало царство Шумера и Аккада, возглавляемое III династией Ура. Оно стремилось к установлению своего господства в регионе, поэтому проводило явно выраженную завоевательную политику. Участи потерпеть поражение от аккадских войск не избег и Вавилон. Небольшой город, возникший на месте древнего Кадингира, был захвачен войсками царя Шульги и вошел в состав Аккада.

Однако в XX в. до н. э. III династии Ура пришлось столкнуться с вторжением амореев. Ослабленное изнутри государство Аккада не оказало необходимого отпора захватчикам и вскоре было разрушено. На его развалинах появился ряд независимых государств, в числе которых было и древнее Вавилонское царство.

Древнее Вавилонское царство: местоположение, события, законы

Старовавилонский период

Источники сообщают, что Вавилон стал самостоятельным государственным центром в самом начале XIX в. до н. э., а его основателем стал аморейский вождь Суму-абум. Децентрализация Месопотамии помогла первому вавилонскому царю и его преемникам значительно увеличить площадь своего государства. Наибольших успехов достиг Хаммурапи (1793 - 1750 гг. до н. э.) Воспользовавшись благоприятной ситуацией, он захватил Ашшур, Элам, Эшнунну и другие области. В результате этого Вавилон стал центром крупного государства.

Законы Хаммурапи

Царь стал известен не только своими завоевательными походами, но и созданием обязательных для исполнения во всех областях обширного Вавилонского царства законов. По преданию, они были вручены Хаммурапи самим богом солнца Шамашем. Текст законов был высечен на базальтовом столбе, украшенном барельефом, изображающим склонившегося перед богом царем. Большая часть статей кодекса посвящена земельным отношениям с выделением таких видов собственности,как частная, общинная и храмовая. Об имущественном расслоении населения Вавилонского царства свидетельствуют жестокие наказания, установленные за посягательство на чужое имущество.

Древнее Вавилонское царство: местоположение, события, законы

Вторжение касситов

Царство Хаммурапи оказалось сравнительно непрочным. Области, где находилось Вавилонское царство, стали объектом притязаний касситов - племени, проживавшего в горах Загроса. В 1742 г. до н. э. под предводительством вождя Гандаша они вторгаются в Вавилонию. Государству был нанесен серьезный урон, что позволило Гандашу именовать себя царем Аккада, Шумера и Вавилона, но в реальности завоевания страны еще не произошло. Возможно, вавилонянам удалось бы собраться с силами и изгнать кочевников, но в это же время на них обрушились воинственные индоевропейские племена хеттов. В результате войн, продолжавшихся весь XVII в. до н. э., касситам удалось подчинить себе Вавилонское царство.

Как это часто бывает, стоящий на более высоком культурном уровне покоренный народ сумел привить завоевателям свою культуру. Касситский пантеон слился с вавилонским так прочно, что царь Агум предпринял поход против хеттов с целью вернуть захваченные ими вавилонские святыни. При касситской династии Вавилонское царство не было сильным игроком на политической арене. Оно признавало превосходство Египта и установило с ним торговые взаимоотношения. Многие египетские фараоны женились на царевнах из касситской династии.

Изменение отношений между двумя государствами происходит при значительном ослаблении Египта во времена правления фараона Эхнатона (1375 - 1336 г. до н. э.) Касситские цари решаются на проведение самостоятельной внешней политики и даже поддерживают притязания хеттов на египетские территории. Однако подлинного могущества Вавилону достичь так и не удалось. В XIII-XII вв. до н. э. ему вновь приходится вступать в изнурительные войны с Ассирией и Эламом. В 1150 г. до н. э. касситское государство было разгромлено эламитами.

Ассирия

К началу XI в. до н. э. Элам уже не был достаточно сильным государством, чтобы удерживать под своим контролем Вавилонию. Местное население неприязненно относилось к захватчикам, не уважавшим ни культуру, ни традиции древней страны. Углублявшийся кризис закончился мощным социальным взрывом, покончившим с гегемонией Элама. Воодушевленные первыми успехами вавилоняне даже ухитрились проникнуть в столицу Элама и разграбить ее. Однако обе стороны были слишком слабы, чтобы одержать верх в борьбе. Между ними устанавливается паритет, тем более важный, что в период своего расцвета вступила агрессивно настроенная Ассирия.

Древнее Вавилонское царство: местоположение, события, законы

Возвышению этого северного государства способствовал кризис, охвативший всю Месопотамию и Египет. Не встречая никакого сопротивления, ассирийцы в краткие сроки создали крупное и сильное государство, в сфере влияния которого оказался и Вавилон. Любые попытки избавиться от господства Ассирии жестоко пресекались. Когда Вавилонское царство осмелилось объявить о своей независимости, воспользовавшись кратковременным ослаблением Ассирии, царь Тиглатпаласар III одним мощным рейдом захватил всю Вавилонию.

Падение ассирийского господства

Как показали дальнейшие события, Вавилонское царство сдаваться не собиралось. Местное население продолжало поднимать восстания, и ассирийский царь Синаххериб после подавления очередного из них в 689 г. до н. э. в гневе отдал приказ стереть Вавилон с лица земли. Но, несмотря на это, борьба продолжалась. Сама Ассирия постепенно теряла контроль над многими своими землями. К концу VII в. до н. э. ее ослабление достигло крайней точки. После смерти царя Ашшурбанапала власть в Ниневии - столице Ассирии - была захвачена узурпаторами. Государство погрузилось в пучину междоусобиц, что позволило правителю Страны Моря Набопаласару объявить себя в 626 г. до н. э. вавилонским царем.

Становление Нововавилонского царства

Набопаласар по происхождению был халдеем, поэтому основанная им династия иначе называется халдейской. Первые годы его самостоятельного правления прошли в борьбе с Ассирией. В этой войне Вавилонское царство выступало в союзе с Мидией. В августе 614 г. до н. э. был взят исторический центр Ассирийского царства - город Ашшур, а двумя годами позже объединенные вавилоно-мидийские войска начали осаду Ниневии. Хотя столица была прекрасно укреплена, союзникам хватило всего трех месяцев, чтобы ворваться в город. Последний ассирийский царь, не желая оказаться в плену, заперся в своем дворце и поджег его.

Древнее Вавилонское царство: местоположение, события, законы

После падения Ниневии Ассирийское царство фактически перестало существовать. Однако борьба с уцелевшими полками ассирийских войск продолжалась до 604 г. до н. э., когда последние из них были разгромлены под Каркемишем. Земли Ассирии были разделены между Мидией и Вавилонским царством. Для удержания столь крупных территориальных приобретений Вавилонии было необходимо выдержать войну с Египтом, а также справиться с возможным сопротивлением в Сирии, Финикии и Палестине.

Навуходоносор II (605 - 562 гг. до н. э.)

Все эти задачи решались в правление Навуходоносора II. Первый удар он нанес по Иудейскому царству евреев. Оно было разгромлено, а на престол взошел ставленник вавилонского царя. Этот успех был неодобрительно встречен Мидией, но поскольку это государство завязло в войнах с Лидией, Урарту и скифами, Навуходоносор не особенно опасался нападения с этой стороны, хотя и на всякий случай возвел на границе с Мидией стену.

Древнее Вавилонское царство: местоположение, события, законы

Для окончательного покорения евреев царь провел еще несколько походов против Иудейского и Иерусалимского царств. В ходе этих войн ему удалось сохранить за собой Палестину, изгнав оттуда египтян. Навуходоносор даже отважился вторгнуться в пределы Египта, но, очевидно, этот поход не увенчался серьезными успехами. Единственное, чего удалось достичь вавилонянам, это окончательный отказ от притязаний на Сирию и Палестину.

Гибель Нововавилонского царства

Успехи Навуходоносора оказались кратковременными, как показали дальнейшие события. Вавилонское царство после его смерти оказалось охвачено длительным политическим кризисом. Сын Навуходоносора был убит во время дворцового переворота, а реальная власть оказалась в руках жречества. Священнослужители по своему усмотрению свергали монархов и возводили на престол новых. В 555 г. до н. э. царем Вавилонии стал Набонид. Хотя он являлся ставленником жреческой верхушки, Набонид пытался проводить собственную политику.

Между тем обстановка вокруг Вавилона накалилась. Почти все независимые государства Малой Азии оказались под властью молодой Персидской державы. Вскоре закаленная в боях армия оказалась у стен Вавилона. Надеясь лишь на божественное заступничество, Набонид повелел перенести в столицу статуи всех богов. Это вызвало недовольство жрецов и привело к полной утрате Набонидом поддержки. В 539 г. до н. э. армия последнего вавилонского царя была разгромлена. История Вавилонского царства подошла к концу.

Древнее Вавилонское царство: местоположение, события, законы

Культура Вавилона

Рассказ об истории Вавилонии был бы неполон без краткого описания его культурных достижений. В правление Навуходоносора ведется масштабное строительство оборонительных сооружений. Вавилон был окружен четырьмя двойными стенами, внутри которых находился такой замечательный памятник древней архитектуры как ворота Иштар. Изобразительное искусство представлено рельефами на стенах и надвратных башнях, посвященных победам вавилонских царей над врагами, а также поклонению богам. Развивалась и наука, в особенности астрономия. Переписчики, жившие в храмах, занимались копированием древних текстов как научного, так и религиозного характера. Благодаря их деятельности сохранились эпические поэмы времен Шумера и Старовавилонского царства.

Природа и население

Природные условия Вавилонского царства определялись наличием двух крупных рек - Тигра и Евфрата - благодаря разливам которых народам Месопотамии удалось создать развитые земледельческие поселения. Помимо своевременного увлажнения почвы, разливы этих рек удобряли землю плодородным илом. В период между половодьями функционировала система ирригационных сооружений, которая поддерживалась в исправном состоянии трудом захваченных в плен или купленных на специализированных рынках рабов.

Месопотамия была окружена пустынями, поэтому не всегда природно-климатические условия Вавилонского царства были благоприятны для их жителей. В засушливые сезоны ветер приносил с собой тучи песка, что значительно затрудняло земледельческие работы и порой грозило гибелью урожая.

Но это одно из немногих неприятных обстоятельств. Климатические условия Вавилонского царства позволяли выращивать такие прихотливые растения, как виноград, финиковая пальма, смоковница и другие. Тигр и Евфрат стали зонами хорошо развитого рыболовства. Кроме того, по ним проходили многочисленные торговые пути, приносившие неплохой доход.

Древнее Вавилонское царство: местоположение, события, законы

С ранней древности земли Вавилонии привлекали людей. Именно поэтому большую часть своей истории обласканному благоприятными природными условиями Вавилонскому царству пришлось отбиваться от многочисленных врагов. Более древнее шумерское население было ассимилировано семитскими племенами амореев, аккадцев и касситов. Из такого смешения народов впоследствии родилась библейская легенда о наказании Богом возгордившихся людей, вздумавших построить башню высотой до неба. Чтобы люди не смогли реализовать эту идею, Бог смешал их языки. Таким образом, уже в древности Вавилония была областью проживания многочисленных народов из разных языковых групп.

www.nastroy.net

местоположение, события, законы :: SYL.ru

После вторжения в Месопотамию семитских народов и гибели шумерской цивилизации на территории региона расположилось несколько новых государственных образований, в числе которых находилось Вавилонское царство. Начав как небольшой город без явных политических амбиций, это государство древнего мира построило одну из крупнейших империй.

Ранняя история

Некоторое время ситуацию в Месопотамии контролировало царство Шумера и Аккада, возглавляемое III династией Ура. Оно стремилось к установлению своего господства в регионе, поэтому проводило явно выраженную завоевательную политику. Участи потерпеть поражение от аккадских войск не избег и Вавилон. Небольшой город, возникший на месте древнего Кадингира, был захвачен войсками царя Шульги и вошел в состав Аккада.

Однако в XX в. до н. э. III династии Ура пришлось столкнуться с вторжением амореев. Ослабленное изнутри государство Аккада не оказало необходимого отпора захватчикам и вскоре было разрушено. На его развалинах появился ряд независимых государств, в числе которых было и древнее Вавилонское царство.

Границы Вавилонского царства в разные эпохи

Старовавилонский период

Источники сообщают, что Вавилон стал самостоятельным государственным центром в самом начале XIX в. до н. э., а его основателем стал аморейский вождь Суму-абум. Децентрализация Месопотамии помогла первому вавилонскому царю и его преемникам значительно увеличить площадь своего государства. Наибольших успехов достиг Хаммурапи (1793 - 1750 гг. до н. э.) Воспользовавшись благоприятной ситуацией, он захватил Ашшур, Элам, Эшнунну и другие области. В результате этого Вавилон стал центром крупного государства.

Законы Хаммурапи

Царь стал известен не только своими завоевательными походами, но и созданием обязательных для исполнения во всех областях обширного Вавилонского царства законов. По преданию, они были вручены Хаммурапи самим богом солнца Шамашем. Текст законов был высечен на базальтовом столбе, украшенном барельефом, изображающим склонившегося перед богом царем. Большая часть статей кодекса посвящена земельным отношениям с выделением таких видов собственности,как частная, общинная и храмовая. Об имущественном расслоении населения Вавилонского царства свидетельствуют жестокие наказания, установленные за посягательство на чужое имущество.

Законы Хаммурапи

Вторжение касситов

Царство Хаммурапи оказалось сравнительно непрочным. Области, где находилось Вавилонское царство, стали объектом притязаний касситов - племени, проживавшего в горах Загроса. В 1742 г. до н. э. под предводительством вождя Гандаша они вторгаются в Вавилонию. Государству был нанесен серьезный урон, что позволило Гандашу именовать себя царем Аккада, Шумера и Вавилона, но в реальности завоевания страны еще не произошло. Возможно, вавилонянам удалось бы собраться с силами и изгнать кочевников, но в это же время на них обрушились воинственные индоевропейские племена хеттов. В результате войн, продолжавшихся весь XVII в. до н. э., касситам удалось подчинить себе Вавилонское царство.

Как это часто бывает, стоящий на более высоком культурном уровне покоренный народ сумел привить завоевателям свою культуру. Касситский пантеон слился с вавилонским так прочно, что царь Агум предпринял поход против хеттов с целью вернуть захваченные ими вавилонские святыни. При касситской династии Вавилонское царство не было сильным игроком на политической арене. Оно признавало превосходство Египта и установило с ним торговые взаимоотношения. Многие египетские фараоны женились на царевнах из касситской династии.

Изменение отношений между двумя государствами происходит при значительном ослаблении Египта во времена правления фараона Эхнатона (1375 - 1336 г. до н. э.) Касситские цари решаются на проведение самостоятельной внешней политики и даже поддерживают притязания хеттов на египетские территории. Однако подлинного могущества Вавилону достичь так и не удалось. В XIII-XII вв. до н. э. ему вновь приходится вступать в изнурительные войны с Ассирией и Эламом. В 1150 г. до н. э. касситское государство было разгромлено эламитами.

Ассирия

К началу XI в. до н. э. Элам уже не был достаточно сильным государством, чтобы удерживать под своим контролем Вавилонию. Местное население неприязненно относилось к захватчикам, не уважавшим ни культуру, ни традиции древней страны. Углублявшийся кризис закончился мощным социальным взрывом, покончившим с гегемонией Элама. Воодушевленные первыми успехами вавилоняне даже ухитрились проникнуть в столицу Элама и разграбить ее. Однако обе стороны были слишком слабы, чтобы одержать верх в борьбе. Между ними устанавливается паритет, тем более важный, что в период своего расцвета вступила агрессивно настроенная Ассирия.

Остатки стен древнего Вавилона

Возвышению этого северного государства способствовал кризис, охвативший всю Месопотамию и Египет. Не встречая никакого сопротивления, ассирийцы в краткие сроки создали крупное и сильное государство, в сфере влияния которого оказался и Вавилон. Любые попытки избавиться от господства Ассирии жестоко пресекались. Когда Вавилонское царство осмелилось объявить о своей независимости, воспользовавшись кратковременным ослаблением Ассирии, царь Тиглатпаласар III одним мощным рейдом захватил всю Вавилонию.

Падение ассирийского господства

Как показали дальнейшие события, Вавилонское царство сдаваться не собиралось. Местное население продолжало поднимать восстания, и ассирийский царь Синаххериб после подавления очередного из них в 689 г. до н. э. в гневе отдал приказ стереть Вавилон с лица земли. Но, несмотря на это, борьба продолжалась. Сама Ассирия постепенно теряла контроль над многими своими землями. К концу VII в. до н. э. ее ослабление достигло крайней точки. После смерти царя Ашшурбанапала власть в Ниневии - столице Ассирии - была захвачена узурпаторами. Государство погрузилось в пучину междоусобиц, что позволило правителю Страны Моря Набопаласару объявить себя в 626 г. до н. э. вавилонским царем.

Становление Нововавилонского царства

Набопаласар по происхождению был халдеем, поэтому основанная им династия иначе называется халдейской. Первые годы его самостоятельного правления прошли в борьбе с Ассирией. В этой войне Вавилонское царство выступало в союзе с Мидией. В августе 614 г. до н. э. был взят исторический центр Ассирийского царства - город Ашшур, а двумя годами позже объединенные вавилоно-мидийские войска начали осаду Ниневии. Хотя столица была прекрасно укреплена, союзникам хватило всего трех месяцев, чтобы ворваться в город. Последний ассирийский царь, не желая оказаться в плену, заперся в своем дворце и поджег его.

Падение Ниневии

После падения Ниневии Ассирийское царство фактически перестало существовать. Однако борьба с уцелевшими полками ассирийских войск продолжалась до 604 г. до н. э., когда последние из них были разгромлены под Каркемишем. Земли Ассирии были разделены между Мидией и Вавилонским царством. Для удержания столь крупных территориальных приобретений Вавилонии было необходимо выдержать войну с Египтом, а также справиться с возможным сопротивлением в Сирии, Финикии и Палестине.

Навуходоносор II (605 - 562 гг. до н. э.)

Все эти задачи решались в правление Навуходоносора II. Первый удар он нанес по Иудейскому царству евреев. Оно было разгромлено, а на престол взошел ставленник вавилонского царя. Этот успех был неодобрительно встречен Мидией, но поскольку это государство завязло в войнах с Лидией, Урарту и скифами, Навуходоносор не особенно опасался нападения с этой стороны, хотя и на всякий случай возвел на границе с Мидией стену.

Вавилонские воины

Для окончательного покорения евреев царь провел еще несколько походов против Иудейского и Иерусалимского царств. В ходе этих войн ему удалось сохранить за собой Палестину, изгнав оттуда египтян. Навуходоносор даже отважился вторгнуться в пределы Египта, но, очевидно, этот поход не увенчался серьезными успехами. Единственное, чего удалось достичь вавилонянам, это окончательный отказ от притязаний на Сирию и Палестину.

Гибель Нововавилонского царства

Успехи Навуходоносора оказались кратковременными, как показали дальнейшие события. Вавилонское царство после его смерти оказалось охвачено длительным политическим кризисом. Сын Навуходоносора был убит во время дворцового переворота, а реальная власть оказалась в руках жречества. Священнослужители по своему усмотрению свергали монархов и возводили на престол новых. В 555 г. до н. э. царем Вавилонии стал Набонид. Хотя он являлся ставленником жреческой верхушки, Набонид пытался проводить собственную политику.

Между тем обстановка вокруг Вавилона накалилась. Почти все независимые государства Малой Азии оказались под властью молодой Персидской державы. Вскоре закаленная в боях армия оказалась у стен Вавилона. Надеясь лишь на божественное заступничество, Набонид повелел перенести в столицу статуи всех богов. Это вызвало недовольство жрецов и привело к полной утрате Набонидом поддержки. В 539 г. до н. э. армия последнего вавилонского царя была разгромлена. История Вавилонского царства подошла к концу.

Набонид - последний царь Вавилона

Культура Вавилона

Рассказ об истории Вавилонии был бы неполон без краткого описания его культурных достижений. В правление Навуходоносора ведется масштабное строительство оборонительных сооружений. Вавилон был окружен четырьмя двойными стенами, внутри которых находился такой замечательный памятник древней архитектуры как ворота Иштар. Изобразительное искусство представлено рельефами на стенах и надвратных башнях, посвященных победам вавилонских царей над врагами, а также поклонению богам. Развивалась и наука, в особенности астрономия. Переписчики, жившие в храмах, занимались копированием древних текстов как научного, так и религиозного характера. Благодаря их деятельности сохранились эпические поэмы времен Шумера и Старовавилонского царства.

Природа и население

Природные условия Вавилонского царства определялись наличием двух крупных рек - Тигра и Евфрата - благодаря разливам которых народам Месопотамии удалось создать развитые земледельческие поселения. Помимо своевременного увлажнения почвы, разливы этих рек удобряли землю плодородным илом. В период между половодьями функционировала система ирригационных сооружений, которая поддерживалась в исправном состоянии трудом захваченных в плен или купленных на специализированных рынках рабов.

Месопотамия была окружена пустынями, поэтому не всегда природно-климатические условия Вавилонского царства были благоприятны для их жителей. В засушливые сезоны ветер приносил с собой тучи песка, что значительно затрудняло земледельческие работы и порой грозило гибелью урожая.

Но это одно из немногих неприятных обстоятельств. Климатические условия Вавилонского царства позволяли выращивать такие прихотливые растения, как виноград, финиковая пальма, смоковница и другие. Тигр и Евфрат стали зонами хорошо развитого рыболовства. Кроме того, по ним проходили многочисленные торговые пути, приносившие неплохой доход.

Вавилонская башня

С ранней древности земли Вавилонии привлекали людей. Именно поэтому большую часть своей истории обласканному благоприятными природными условиями Вавилонскому царству пришлось отбиваться от многочисленных врагов. Более древнее шумерское население было ассимилировано семитскими племенами амореев, аккадцев и касситов. Из такого смешения народов впоследствии родилась библейская легенда о наказании Богом возгордившихся людей, вздумавших построить башню высотой до неба. Чтобы люди не смогли реализовать эту идею, Бог смешал их языки. Таким образом, уже в древности Вавилония была областью проживания многочисленных народов из разных языковых групп.

www.syl.ru

Вопрос 3. Вавилонское царство. Лекции по истории Древнего Востока

Вопрос 3. Вавилонское царство

Вавилон, имя которого означает врата Бога, расположен в самом сердце Месопотамии, где сближаются русла Тигра и Евфрата и скрещиваются важнейшие речные и караванные торговые. Он стал набирать силу, когда в нем воцарились правители из династии аморейского происхождения. Его величие продолжилось полторы тысячи лет. Значение Вавилона огромно. Это был самый богатый город Месопотамии, чудо-город Востока, главным город всего населенного мира.

Всего за сотню с небольшим лет правителям Вавилона удалось объединить всю Месопотамию и создать мощное централизованное государство. Как столица огромной державы Вавилон поражал своими размерами и красотой. Его крепостная стена с медными воротами протягивалась на много километров. По ее верху могли ехать в ряд несколько конных повозок. Войти в город можно было только через облицованные синей глазурью северные ворота, названные в честь богини любви Иштар.

Рис. 17. Ворота богини Иштар из Вавилона. VI в. до н. э. Реконструкция. Глазурованный кирпич, рельеф. Государственные музеи, Берлин

Рис. 18. Изразцовая облицовка ворот богини. Иштар из Вавилона. VI в. до н. э. Фрагмент. Глазурованный кирпич, рельеф. Археологический музей, Стамбул

В городе было 2 бульвара, 24 больших проспекта, 53 храма. Самый большой храм, посвященный богу Мардуку, семиярусная 90-метровая ступенчатая башня зиккурат Этеменанки, известная как Вавилонская башня. В Вавилоне находилось одно из чудес света знаменитые висячие сады, представлявшие собой множество террас, засаженных цветами, деревьями, кустарниками.

Возвышение Вавилона происходит при шестом царе по имени Хаммурапи, взошедшем на престол в 1792 г. до н. э. Именно он завоевал южные города Урук и Иссин, захватил царство Эшнунну и город-государство Ларсу, подчинил государство Мари, покорил Ашшур. Под его властью оказалось всё Двуречье.

Рис. 19. Голова царя Хаммурапи. 2025–1594 гг. до н. э. Диорит, резец. Лувр, Париж

Хаммурапи был выдающийся правитель Месопотамии, но не только благодаря военным походам. Этот правитель создал первую в истории цивилизации законодательную систему. Кодекс Хаммурапи был найден французскими археологами в начале XX в. в Сузах (столице государства Элам). Ныне это уникальный экспонат Лувра. Текст Законов высечен на двухметровой базальтовой стеле.

В верхней части стелы находится рельефное изображение царя Хаммурапи, предстоящего перед богом солнца Шамашем. Восседающий на троне Шамаш, с языками пламени, вырывающимися из его плеч, вручает Хаммурапи атрибуты царской власти. Царь, одетый в простую тунику, оставляющую одно плечо обнаженным, внимает богу, подняв в знак почтения одну руку. Обе фигуры смотрят друг другу прямо в глаза. Стела придает данному акту божественный характер и превращает законы в наследие богов, подкрепляя тем самым власть и авторитет царя.

Рис. 20. Стела царя Хаммурапи из Суз. XVIII в. до н. э. Фрагмент. Базальт, барельеф. Высота 2,25 м, ширина 0,65 м. Лувр, Париж

Возможно, такие стелы устанавливались во всех важнейших центрах Вавилонии. Кроме того, большое количество копий отдельных частей этого судебника сохранилось на глиняных табличках. Ими пользовались в повседневной практике. Пройдет более тысячи лет, а Законы Хаммурапи будут продолжать переписывать и изучать.

Кодекс из 282 статей охватывал все аспекты жизни Вавилонского общества. Он впервые в истории человечества закон, который встал на защиту частной собственности. Устанавливались суровые наказания за посягательства на чужую собственность, также как и на устои патриархальной семьи. При определении наказания часто учитывалось социальное положение виновного. Рабы карались более сурово. При наказании закон требовал следовать основному принципу назначения наказания: воздаянию равным за равное – око за око, зуб за зуб, человек за человека.

Описать Вавилонское общество первой половины II тыс. д. н. э. можно следующим образом. Государственная власть – типичный пример восточной деспотии. Бюрократическую систему возглавлял царь, получивший, как считалось, власть непосредственно из рук бога. Хаммурапи говорил о себе: «Я, Хаммурапи, вечный царственный отпрыск, сильный царь, солнце Вавилона, озаривший светом страну Мардук послал меня управлять людьми и даровать стране благоденствие».

Рис. 21

Население обязано было уплачивать различные налоги: с хлебного урожая, с финиковых садов, с приплода скота, с рыбацких промыслов и т. д. Взимались также особые налоги серебром и специальные царские налоги натурой. Они поступали в царскую сокровищницу и образовывали дворцовое имущество.

Искусственное орошение, создававшееся ирригационной системой, во многом определяло уровень жизни населения. Центральная власть заботилась не только о расширении оросительной сети, но и о содержании в порядке воды земного изобилия. Местные чиновники несли материальную ответственность за нормальное орошение земель.

Хозяйственные занятия вавилонян типичны для населения, чье благосостояние связано с рекой. Это не только земледелие, но и скотоводство, а также ремесло и торговля. Особое значение имела внешняя торговля. Торговля развивалась постепенно в сторону вытеснения меновых отношений отношениями товарноденежными. Они, как и серебро, играющее роль денег, впервые появились в международной торговле.

Внутри страны господствовала распределительная система и натуральный обмен. Даже внутри самого крупного хозяйства страны государственного хозяйства, в качестве средств обращения чаще выступали натуральные продукты, произведенные в этом хозяйстве.

Вавилония была страной множества городов, как совсем молодых, так и имевших богатое историческое прошлое. Жизнь горожан была сосредоточена вокруг дворца и храмов, где многие служили чиновниками, жрецами, воинами, ремесленниками и торговцами. Все имущество жителя города состояло из небольшого, в пределах 35–70 кв. м. дома. В каждом доме имелась самая необходимая мебель и хозяйственная утварь. Как член какой-либо сельской местности, т. е. общины, вавилонянин также имел небольшой участок земли.

Те, кто были связаны с государственной службой, получали за неё наделы в 2–4 га. В собственности некоторых граждан были и маленькие финиковые рощи.

Находясь на службе, житель города не имел возможности заниматься земледелием и садовыми работами. Поэтому свои участки он сдавал в аренду, получая либо твердую плату, либо 1/3 урожая с зернового участка и 2/3 урожая с садового. Дополнительным доходом являлись продукты, получаемые населением городов, часто в значительных размерах во время храмовых праздников.

Кроме городов существовали и небольшие сельские поселения, население которых составляло от пятидесяти до нескольких сот человек. Жизнью таких поселений управлял совет старейшин, куда входили наиболее уважаемые и богатые поселяне. Во главе совета стоял староста, назначаемый царем. Жители этих поселений работали на полях. Они возделывали ячмень, реже пшеницу, выращивали лук, бобовые, финики.

Население Месопотамии резко делилось на свободных и рабов. Свободные люди делились на две категории, обладавшие различными юридическими правами: полноправные свободные граждане «авилум» и лица с ограниченными юридическими и политическими правами «мушкенум». Последние являлись пришельцами, или изгоями, утратившими связь с общиной. Они не имели недвижимой собственности и использовались для работ на царской земле.

Подлинными рабами «вардум» в старовавилонском обществе были рабы-чужеземцы. В средней древневавилонской семье могло быть от 2 до 5 рабов. Рабы могли продаваться, обмениваться, передаваться по наследству, дариться. Средняя стоимость раба составляла 150–175 г. серебра, рабыня стоила дешевле. Рабы выполняли работу наряду с другими членами семьи, но по правовому положению они приравнивались к малолетним членам семьи, находящимся под властью главы семьи. Таким образом, для Вавилонии было характерно патриархальное рабство.

Жизнь Вавилонии, благодаря реформам Хаммурапи, стремительно менялась. Набирала силу тенденция перехода под контроль частных лиц государственных земель, ремесленных мастерских, торговых учреждений и даже распределение жреческих должностей. Широко распространилось ростовщичество. Повсюду шла купля-продажа полей и садов. Впервые приобрел массовый характер наемный труд. Эти явления и вызвали необходимость регулирования законами общественных отношений на принципе справедливости в тогдашнем его понимании. Государство стремилось ограничить частный сектор, долговое рабство.

Храмы с их обширными хозяйствами вновь оказались в административно-хозяйственном подчинении царя. От имени царя устанавливались твердые тарифы на ряд наиболее употребительных сельскохозяйственных продуктов. Государство старалось контролировать международную торговлю. Частная международная торговля была запрещена. Также совершенно запретили продажу земли, исключая городские участки.

Большое значение в вавилонском обществе придавалось воинам. В Законах Хаммурапи зафиксировано их особое положение. Воины обязаны были выступить в поход по первому требованию царя, за службу получали от государства земельные наделы, передаваемые по наследству и не отчуждаемые даже за долги. Однако такое отношение к вооруженным силам не предотвратило в дальнейшем падение Вавилонского царства под ударами врагов.

Могущество наследников Хаммурапи продержалось несколько столетий. Но к началу XVI в. угрозой для него стали северные горные племена касситов, находившиеся на более низкой ступени развития. Они обитали в горной местности Западного Ирана, в верховьях реки Ди-ялы и ее притоков у северо-западных пределов Элама. Примерно в 1600 г. до н. э. при поддержке касситов в Вавилонию вторглись хетты. Они дошли до самого Вавилона, разрушив его и низложив последнего царя вавилонской династии. В 1595 г. до н. э. мощная военная сила касситов окончательно захватила царскую власть в Вавилонии. Средневавилонский (касситский) период истории Вавилона занимал более 400 лет касситского господства (1595–1158 гг. д. н. э.).

Касситы, в значительной степени восприняли шумеро-вавилонскую культуру, религию, письменность и даже язык покоренного народа. Касситские цари называли себя любящими Мардука, старались усилить вавилонское жречество, укрепляли культ бога Мардука владыки стран.

Однако касситский Вавилон постепенно стал терять свое былое могущество. На первый план выходили другие государства – Египет, Митанни и Хеттское царство. Даже передовые военные приемы касситов не помогли удержать первенство Вавилона. А ведь именно касситы внесли значительное усовершенствование в устройство колесницы и выучку лошадей, а также впервые выработали конно-колесничную тактику боя. Усовершенствования коснулись и другой области: были выработаны чешуйчатые панцири для пехоты, броня для лошадей, мощные луки.

С середины XIV в. до н. э. политическая ситуация в Передней Азии стала складываться не в пользу Вавилонии. Ее северными весьма беспокойными и воинственными соседями являлось Ассирийское царство, которое к этому времени было занято постоянным расширением своей территории. С востока угрожал усиливающийся Элам. Эти обстоятельства способствовали падению касситской династии, которое произошло около 1158 г. до н. э.

Вавилонское общество касситского периода познакомилось с новыми социально-экономическими формами. Например, появились участки земли, находившиеся в частной собственности, на которых не распространялась юрисдикция власти общины, города превращались в автономные единицы.

Эти новшества отразились в общественной структуре. С одной стороны – освобожденные от уплаты налогов граждане городских общин и крупные землевладельцы, а с другой – сельские общинники, проживавшие на царских землях, несшие налоговое бремя. И царское и храмовое хозяйство постепенно сходило на нет.

Зато возрождались товарно-денежные отношения, причем мерилом цен становилось золото, а не серебро. Беспрепятственно росло ростовщичество, и даже свободный человек мог стать пожизненно рабом за долги. Новые явления продолжили свое развитие в следующем тысячелетии, когда политическая судьба Вавилона пережила немало трагических моментов.

После захватов эламитами страна перешла под власть эламского наместника. Попытка сопротивления вавилонян оказалась безуспешной. Города Месопотамии подверглись разгрому и грабежу. Лишь позднее, воспользовавшись смутами в Эламе, вавилоняне вновь обрели своего царя и новую столицу в Иссине. Начался очередной, хотя и кратковременный подъем Вавилонии. Он связан с правлением Навуходоносора I (1126–1105 гг. д.н. э.). Вавилонское царство занимало в это время значительную территорию от устья Тигра и Евфрата на юге до ассирийских земель на севере. Была достигнута определенная внутренняя стабилизация.

Удалось подчинить Ассирию и разгромить Элам. Но этот краткий успех не мог остановить надвигающейся катастрофы.

Вавилония, ослабленная борьбой с кочевыми племенами арамеев, сначала терпит поражение от вновь набиравших силу ассирийцев, а затем переживает вторжение халдеев, которые относились к южноарамейским кочевым племенам.

Халдеи обитали вдоль нижнего течения Тигра и Евфрата, между берегами Персидского залива и южными городами Вавилонии. Они вели полукочевой образ жизни, занимались скотоводством и земледелием, управлялись вождями. Каждый род боролся за сохранение своей независимости, в том числе и от ассирийцев. Восприняв древнюю вавилонскую культуру и религию, они поклонялись верховному богу вавилонян Мардуку.

Захватив Вавилонию, халдеи овладели самым развитым регионом Передней Азии и вынуждены были защищать свое приобретение от конкурентов, чьи взоры так же привлекали эти территории. Многовековое противостояние с Ассирией, а после ее падения с Персией закончилось в итоге поражением халдейской династии.

Первоначально, в 729 г. до н. э., ассирийский царь Тиглатпаласар III (744–727 гг. до н. э.) захватил Вавилон, лишив его независимости на целое столетие. После разгрома Ассирии Нововавилонское царство попыталось ненадолго вернуть былую мощь. Халдейский вождь Набопаласар (626–605 гг. до н. э.), полководец, состоявший на ассирийской службе, сломив сопротивление проассирийски настроенных городов на севере, в центре и юге, подчинив Ниппур и Урук, основал новую Халдейскую династию.

Набопаласар в значительной степени опирался на вавилонское жречество. Он приступил к восстановлению вавилонских храмов. Его сыну Навуходоносору II (605–562 гг. до н. э.) предстояло справиться с важной задачей укрепить границы Нововавилонского царства.

В противостоянии с Египтом успех сопутствовал Вавилону. Палестина и Сирия (большая часть территорий) вошли в состав халдейского государства. Однако Иудея в 597 г. до н. э. предприняла попытку освобождения из-под опеки Вавилона. Навуходоносор II первый раз осадил столицу Иудеи, Иерусалим. После трехмесячной осады город был взят. Более 3000 иудеев было уведено в плен в Вавилонию. Вторая осада, которая длилась полтора года, завершилась в 586 г. до н. э. взятием, разрушением и разграблением непокорного города. Иудейское царство было ликвидировано и присоединено к Нововавилонскому царству в качестве рядовой провинции. Тысячи жителей Иерусалима, главным образом знать и ремесленники, уведены в плен.

Иная судьба ждала жителей Финикии. Там было сохранено местное самоуправление, а город Тир получил полную свободу действий за пределами вавилонских владений. Это были последние успехи Вавилонии. Она двигалась к своему закату. Перемещение по стране, депортация, населения лишь увеличивала ряды недовольных.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Вавилонское царство Википедия

Вавило́ния (аккад. Karduniaš; егип. Sangar), или Вавило́нское ца́рство — древнее царство между Тигром и Евфратом, на юге Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале второго тысячелетия до н. э. и утратившее независимость в 539 году до н. э.. Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название[1]. Семитский народ амореи, основатели Вавилонии, унаследовали культуру предыдущих царств древнего Двуречья — Шумера и Аккада. Государственным языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык, а вышедший из употребления не родственный ему шумерский язык долго сохранялся как культовый.

История

Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир на пересечении нескольких важнейших торговых путей. «Кадингир» на шумерском значит «Врата Бога». Название было просто дословно переведено с шумерского, и на аккадском с тем же значением звучало как «Вавилон». Наиболее ранние археологические находки в Вавилоне датируются временем около 2400 года до н. э. Первое письменное упоминание о Вавилоне содержится в надписи аккадского царя Шаркалишарри (правил в 2200—2176 годах до н. э.), в надписи говорится о строительстве по приказу царя в Вавилоне двух храмов, посвящённых аккадским божествам Аннунит и (Иль-)Аба. В XXII веке до н. э. Вавилон был завоёван и разграблен Шульги, царём шумерского государства Ура, подчинившего себе всю Месопотамию.

Старовавилонский период

Вавилония при Хаммурапи

Занявшие в конце III тыс. до н. э. территорию Двуречья племена амореев в течение XX в. до н. э. стали образовывать независимые царства. В 1895 г. до н. э. аморейским вождём Суму-абумом было создано одно из таких царств с центром в Вавилоне. В ходе активных войн между государствами Месопотамии к 1800 г. до н. э. Вавилон стал центром юга страны, подконтрольного царству Ларса. Смерть царя Шамши-Адада I-го, правившего огромной державой, включавшей в себя Верхнюю Месопотамию, позволила вавилонскому царю Хаммурапи начать присоединение разрозненных царств. За 1764—1756 гг. до н. э. были завоёваны Элам, Мари, Ашшур, Эшнунна, Сузиана — образовалась единая общемесопотамская держава, самым знаменитым памятником которой стали Законы Хаммурапи.

Средневавилонский период

При преемнике Хаммурапи Самсу-илуне (1749—1712 гг. до н. э.) в 1742 г. до н. э. на Месопотамию обрушились племена касситов, позже образовавшие кассито-аморейское государство Хана, которое к XVI веку до н. э. контролировало бо́льшую часть страны.

Официальным названием государства касситов было Кардуниаш. Его цари в XV—XIV вв. до н. э. владели обширными территориями долины Нижнего Евфрата, Сирийской степи — вплоть до границ египетских владений в Южной Сирии. Правление Бурна-Буриаша II (ок. 1366—1340 гг. до н. э.) было апогеем касситского могущества, однако после его правления наступает 150-летний период вавилоно-ассирийских войн. Окончательно касситская династия была разгромлена эламитами около 1150 г. до н. э.

Ассиро-вавилонский период

Эламитам не удалось присоединить Вавилонию к своей державе, поскольку их владычество натолкнулось на ожесточенное сопротивление местного населения. Однако возрожденное Вавилонское царство оказалось в тени усиливающейся Ассирии. В начале 11 в. до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар I захватил Вавилон, но удержать его ассирийцы не сумели, и нажим кочевников заставил сосредоточить внимание на западных границах. К 745 до н. э. Тиглатпаласар III восстановил порядок в своем царстве, завершил повторное завоевание Вавилонии и в 728 до н. э. был коронован в древнем городе Хаммурапи. Тем не менее, сильный своими сепаратистскими настроениями Вавилон не стал столицей Ассирии. Ассирийский царь Синаххериб после восстания в Вавилоне (689 до н. э.) сравнял этот город с землей[2], однако уже его преемник Асархаддон занялся восстановлением города.

Нововавилонский период

«Халдейская империя» (Нововавилонское царство) около 600 г. до н. э.

Наибольшего расцвета Вавилон достиг в период Нововавилонского царства (626—538 до н. э.). Оно обрело независимость от Ассирии после длительной борьбы местного наместника Набопаласара, провозгласившего себя самостоятельным правителем. Вначале лишь северная часть Вавилонии была им покорена. Только к 615 году до н. э. удалось завоевать большинство всех вавилонских земель, в том числе крупные города Урук и Ниппур. Набопаласар способствовал падению Ассирии и разделению ассирийской территории вместе с мидийским правителем Киаксаром[3].

При втором нововавилонском царе Навуходоносоре II (604—561 до н. э.) в Вавилоне появились новые богатые постройки и мощные оборонительные сооружения, велись успешные войны с Египтом (Финикия, большая часть Сирии и Палестины, включая Иудею, были захвачены).

После Навуходоносора II наступил период дворцовых переворотов. Последний правитель этой эпохи, Набонид, столкнулся с ростом могущества персидского царства Ахеменидов. В итоге, в 539 году до н. э. Вавилон был завоёван персидским царём Киром II. С этого времени Вавилон прекратил своё существование как государство[4][5].

Культура и искусство

Культура Вавилонии сложилась на традициях шумерской и аккадской культур: в это время по Ближнему Востоку широко распространилась шумерская система письма — клинопись; многого достигли разные отрасли вавилонской науки — медицина, астрономия, математика, хотя все они ещё были тесно связаны с магией.

Вавилоно-ассирийская литература

См. также: Ассирийская литература в статье Ассирия

Вавилоно-ассирийская литература показывает различные стороны хозяйственной, общественной и повседневной жизни народов, населявших Древнюю Месопотамию в первые три тысячелетия до нашей эры. Отличительной чертой Вавилоно-ассирийской литературы является необычайный консерватизм всех литературных жанров. Задачей писца было не создание нового литературного произведения, а сохранение для будущих поколений литературного наследия древности или в лучшем случае применение древней литературы к потребностям и нуждам современности.

Экономика

В большом вавилонском государстве верховная власть, опираясь на значительный сосредоточенный в ее руках земельный фонд, вторгается в хозяйственную жизнь страны, пытаясь направлять ее развитие. Вавилон был рабовладельческим государством древневосточного типа. Население жило оседло. Развивались ремесла, каменные орудия постепенно сменялись на медные и бронзовые. Ведущей отраслью народного хозяйства было земледелие, основанное на искусственном орошении.

Библиография

  • История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. I. Месопотамия. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983.
  • Курт, Амели. Вавилония от Кира до Ксеркса // Кембриджская история Древнего мира. — Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525—479 гг. до н. э. / Пер. А. В. Зайкова. — М.: Изд. Ладомир, 2011. — С. 143—176.
  • Оппенхейм, А. Лео. Древняя Месопотамия. (Портрет погибшей цивилизации). / Пер. с англ. М. Н. Ботвинника. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1980.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Вавилонское царство - это... Что такое Вавилонское царство?

 Вавилонское царство

Вавилония, или Вавилонское царство — древнее царство на юге Междуречья (территория современного Ирака), возникшее в начале II тысячелетия до н. э. и утратившее независимость в 539 году до н. э.. Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название. Семитский народ амореи, основатели Вавилонии, унаследовали культуру предыдущих царств Междуречья — Шумера и Аккада. Государственным языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык, а вышедший из употребления не родственный ему шумерский язык долго сохранялся как культовый.

История

Старовавилонский период

Вавилония при Хаммурапи

Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир, название которого было впоследствии перенесено на Вавилон. Первое упоминание о Вавилоне содержится в надписи аккадского царя Шаркалишарри (XXIII век до н. э.). В XXII веке до н. э. Вавилон был завоёван и разграблен Шульги, царём шумерского государства Ура, подчинившего себе всю Месопотамию.

Занявшие в конце III тыс. до н. э. территорию Междуречья племена аморейцев в течение XX в. до н. э. стали образовывать независимые царства. В 1895 г. до н. э. аморейским вождем Суму-абумом было создано одно из таких царств с центром в Вавилоне. В ходе активных войн между государствами Месопотамии к 1800 г. до н. э. Вавилон стал центром юга страны, подконтрольного царству Ларса. Смерть царя Шамши-Адада I-го, правившего огромной державой, включавшей в себя Верхнюю Месопотамию, позволила вавилонскому царю Хаммурапи начать присоединение разрозненных царств. За 1764—1756 гг. до н. э. были завоеваны Элам, Мари, Ашшур, Эшнунна, Сузиана — образовалась единая общемесопотамская держава, самым знаменитым памятником которой стали Законы Хаммурапи.

Средневавилонский период

При преемнике Хаммурапи Самсу-илуне (1749—1712 гг. до н. э.) в 1742 г. до н. э. на Месопотамию обрушились племена касситов, позже образовавшие кассито-аморейское государство Хана, которое к XVI веку до н. э. контролировало бо́льшую часть страны.

Официальным названием государства касситов было Кардуниаш. Его цари в XV—XIV вв. до н. э. владели обширными территориями долины Нижнего Евфрата, Сирийской степи — вплоть до границ египетских владений в Южной Сирии. Правление Бурна-Буриаша II (ок. 1366—1340 гг. до н. э.) было апогеем касситского могущества, однако после его правления наступает 150-летний период вавилоно-ассирийских войн. Окончательно касситская династия была разгромлена эламитами около 1150 г. до н. э.

Ассиро-вавилонский период

см. Ассирия

Нововавилонский период

«Халдейская империя» (Нововавилонское царство) около 600 г. до н. э.

Наибольшего расцвета Вавилон достиг в период Нововавилонского царства (626—538 до н. э.). При Навуходоносоре II (604—561 до н. э.) в Вавилоне появились новые богатые постройки и мощные оборонительные сооружения.

В 539 году до н. э. Вавилон был завоёван персидским царством Ахеменидов.

Литература

Основная статья: Вавилоно-ассирийская литература

Вавилоно-ассирийская литература показывает различные стороны хозяйственной, общественной и повседневной жизни народов, населявших Двуречье в первые три тысячелетия до нашей эры. Отличительной чертой Вавилоно-ассирийской литературы является необычайный консерватизм всех литературных жанров. Задачей писца было не создание нового литературного произведения, а сохранение для будущих поколений литературного наследия древности или в лучшем случае применение древней литературы к потребностям и нуждам современности.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Вавилонское пленение
  • Вавилонская религия и мифология

Смотреть что такое "Вавилонское царство" в других словарях:

  • Вавилонское царство — В. царство служит предметом Сказания о Вавилонском царстве , народно литературного произведения, сохранившегося в рукописях XVI XVII вв. Сюжет сказания история чудесного падения Вавилонского государства, которое потом населили лютые звери и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Ново-Вавилонское царство — В конце VII в. до н. э., после распада Ассирийской державы, политическая гегемония в Передней Азии вновь (почти через тысячу лет) переходит к Вавилону. Важнейшей особенностью внутриполитической жизни Вавилонии первой половины I тысячелетия до н.… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Вавилонское пленение — Вавилонский плен или Вавилонское пленение (ивр. גָּלוּת בָּבֶל‎, галут Бавел)  период в истории еврейского народа с 598 по 539 до н. э. Собирательное название серии насильственных переселений в Вавилонию значительной части еврейского населения… …   Википедия

  • Царство — В Викисловаре есть статья «царство» Царство одно из названий монархии: Царство Русское Ц …   Википедия

  • царство — (царствие), Царство Божие правление людей или Бога А. Темы в Библии ЦАРСТВО как тема: второй Царств: 2Цар 5:12 третьей Царств: 3Цар 4:21 Б. Земные царства 1. Основные царства библейской истории Васанское царство: Чис 32:33 Аморрейское царство:… …   Библия: Тематический словарь

  • Вавилонское искусство —          под этим назв. обычно понимается иск во не только времени господства г. Вавилона (нач. 2 го тыс. до н.э.), но и предшеств. периода (4 3 е тыс. до н.э.), когда древнейш. культурн. очагами на юге Месопотамии были шумеро аккад. госуд.… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Вавилонское — пленение. Так называется тот период библейской истории,когда народ иудейский, потеряв свою политическую самостоятельность,уведен был в плен вавилонянами и оставался в нем в течение 70 лет, с 605по 636 год до Р. X. Плен вавилонский для иудейского… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Вавилонское пленение — Так называется тот период библейской истории, когда народ иудейский, потеряв свою политическую самостоятельность, уведен был в плен вавилонянами и оставался в нем в течение 70 лет, с 605 по 536 год до Р. X. Плен вавилонский для иудейского народа… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • царство — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? царства, чему? царству, (вижу) что? царство, чем? царством, о чём? о царстве; мн. что? царства, (нет) чего? царств, чему? царствам, (вижу) что? царства, чем? царствами, о чём? о царствах 1.… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Пленение Вавилонское — Вавилонский плен или Вавилонское пленение (ивр. גָּלוּת בָּבֶל‎, галут Бавел)  период в истории еврейского народа с 598 по 539 до н. э. Собирательное название серии насильственных переселений в Вавилонию значительной части еврейского населения… …   Википедия

xzsad.academic.ru

Старо-Вавилонское царство

В Двуречье, тогда почти ещё изолированном от цивилизации Нильской долины, на рубеже III и II тысячелетий произошли события, не только приведшие к падению царства Шумера и Аккада, созданного III династией Ура, но и повлекшие за собой существенные изменения в общественной жизни. В результате этих событий была разрушена система громадных, сильно централизованных царских хозяйств, созданных трудом многочисленных отрядов людей, подвергавшихся рабовладельческой эксплуатации. Страна распалась, подобно Египту Древнего царства, на множество мелких государств, в которых, как это имело место и в Египте, всё более развиваются рабовладельческие хозяйства частных лиц. Царские хозяйства теперь получают несколько иной характер, чем раньше.

В первой половине II тысячелетия до н. э. произошло новое объединение почти всей долины Двуречья вокруг города Вавилона (так называемое “Старо-Вавилонское царство” в отличие от “Ново-Вавилонского царства”, сложившегося тысячелетием позже). Экономическая необходимость, в том числе необходимость ведения единого ирригационного хозяйства в масштабе всей долины Двуречья, определяла и необходимость политического объединения страны. В течение примерно 2 тысяч лет, начиная с этого времени, город Вавилон оставался важнейшим экономическим и культурным центром не только Двуречья, но и всего Древнего мира. Этим и объясняется, что позднее всё древнее Двуречье часто называли Вавилонией.Возникновение Старо-Вавилонского царстваГосударства Исина и Ларсы

После разгрома державы III династии Ура единое государство Шумера и Аккада сменили два самостоятельных царства на севере и юге Двуречья, основанные вторгнувшимися аморейскими племенами. Последние осели в стране, постепенно смешавшись с местным населением, в противоположность эламитам, вернувшимся после разграбления богатых городов Шумера и Аккада в свои горы. На севере, в Аккаде, образовалось государство со столицей в Исине, в 25 км от Ниппура. На юге амореи основали после ухода эламитов другое царство со столицей в Ларсе. Цари обеих династий пытались продолжать традиции династии Ура и поэтому называли себя “царями Шумера и Аккада”.

Путём сопоставления ряда фрагментов клинописных табличек, раскопанных в Ниппуре, удалось восстановить, хотя и в неполном виде, сборник законов пятого царя династии Исина, Липитиштара. Созданный по повелению царя-аморея, т. е. семита, он был, тем не менее, написан на шумерском языке и составлен, судя по введению, с учётом, в первую очередь, интересов населения городов Ниппура, Ура и Исина. Из сохранившихся отрывков видно, что в законах уже не делалось различия между рабом-военнопленным, купленным рабом и рабом-должником. Законы царя Исина не предусматривали никакого отличия в правовом отношении между аморейскими завоевателями и покорённым ими населением Шумера и Аккада, что, надо думать, вызывало недовольство среди амореев. Оно, по-видимому, вылилось, в конце концов, в открытое восстание. Торжество победителей не было длительным, и восстание было подавлено преемником Липитиштара Урнинуртой, при котором рабовладельческая знать Шумера и Аккада на некоторое время восторжествовала.

Эта знать достигла власти и на юге, в государстве Ларсы. От времени её господства до нас также дошёл фрагмент законов. На основании сохранившихся 9 статей можно судить, что закон оберегал интересы рабовладельцев: он сохранял, например, за ними право на труд их приёмных детей и не защищал последних от произвола приёмных родителей. Имеются основания для утверждения, что закон в то время не ограничивал ростовщические устремления крупных рабовладельцев. О сравнительно высоком по тому времени развитии юридической мысли говорит тот факт, что при определении наказания здесь уже делаются попытки учесть и момент злой воли со стороны лица, нанёсшего ущерб.Другие государства Месопотамии

Владения царства Исина и Ларсы не выходили за пределы Двуречья. Непосредственными соседями царства Исина было государство Мари на северо-западе, расположенное на среднем течении Евфрата, и государство Эшнунна на северо-востоке, в долине реки Диялы, притока Тигра. В обеих указанных областях были проведены многочисленные археологические исследования, результаты которых пролили яркий свет на историю и культуру Передней Азии начала II тысячелетия до н. э.

Мы лучше знаем общественные отношения государства Эшнунны благодаря тому, что был найден сборник или часть сборника законов царя этого государства Билаламы (начало XX в. до н. э.). В противоположность законам Исина и Ларсы законы Эшнунны были составлены не на шумерском, а на аккадском языке, на языке первых семитических племён, осевших в Двуречье и в смежных с ним областях. Всего от законов Билаламы сохранилось около 60 статей самого разнообразного содержания. Так, первые две статьи посвящены определению цен на различные товары, причём цены в первой статье выражены в серебре, а во второй — в зерне. Ряд статей рассматривает различные формы найма. Несколько статей имели целью защитить собственность так называемых мушкену (неполноправных свободных) и определить их место в общество. Статьи, касающиеся заёмных сделок, свидетельствуют о значительном развитии ростовщичества. Как и в прочих древневосточных законах, большое место занимают статьи, связанные с решением различных вопросов семейного права.

Законы Билаламы, правителя Эшнунны, в общем, по своим установкам не слишком отличаются от дошедших до нас и рассмотренных выше правовых памятников Двуречья. Здесь, как и в Исине и Ларсе, кража или укрывательство раба карались не казнью, а лишь штрафом, взимаемым с виновного. При таких условиях крупные рабовладельцы вполне могли рисковать, похищая рабов у мелких рабовладельцев. В законодательстве Эшнунны начало сглаживаться различие между полноправными гражданами (предположительно аморейскими завоевателями) и мушкену (“подчинёнными”, “покорными”, как мы увидим, есть различные объяснения этого термина). Телесные повреждения и по отношению к полноправным гражданам карались в Эшнунне одним лишь денежным штрафом. Правда, на юге — и в Исине, и в Ларсе — термин “подчиненный” постепенно исчез, а в Эшнунне, хотя он и сохранился, но почти потерял своё первоначальное значение. Сближение в правовом положении между завоевателями и “подчинёнными” (мушкену) было, конечно, обусловлено давностью завоевания Эшнунны и происходившим слиянием вторгнувшихся амореев с местным аккадским населением.

Государство Эшнунна, подобно своему западному соседу — царству Мари, приняло участие в той ожесточённой борьбе государств Двуречья между собой, которая, в конце концов, привела к созданию мошной и обширной, хотя и весьма недолговечной, державы вавилонского царя Хаммурапи.Возвышение Вавилона. Царствование Хаммурапи

Вавилон находился в северной части Двуречья, на реке Евфрате. Название города “Вабили” (Ваиилон) означает “Врата бога”. Вавилон как самостоятельное государство сравнительно поздно выступил на арену истории, поэтому в списке царских династий, составленном писцами династии Исина, не упоминается ни одна вавилонская династия. Поздневавилонская жреческая легенда упоминает Вавилон, рассказывая о том, что боги наказали Саргона, царя Аккада, за зло, причинённое Вавилону. Сохранилась легенда и о каре, понесённой крупнейшим представителем III династии Ура Шульги за ограбление храма Мардука, бога Вавилона. Уже во времена III династии Ура Вавилон, очевидно, стал играть значительную роль: в документах он упоминается наряду с такими городами, как Умма, Киш, Сиппар.

Около 1895 г. до н. э. вновь вторгшимся аморейским племенам удалось захватить северную часть царства Исин и создать здесь самостоятельное государство, столицей которого и стал город Вавилон. Новое государство в течение примерно столетия не играло большой роли. Но к началу XVIII в. до н. э. Исин, ослабленный отпадением Вавилона, потерял прежнее значение, а Ларса незадолго до этого (в 1834 г. до н. э.) была завоёвана эламитами. На севере наступил период временного усиления Ассирии, поставившей в зависимость от себя некоторые области Аккада, в частности, области городов Мари и Эшнунны.

Эти обстоятельства и были использованы вавилонским царём Хаммурапи (1792—1750). Чтобы развязать себе руки в борьбе за господство в Двуречье, Хаммурапи, как кажется, временно признал свою зависимость от ассирийского царя Шамшиадада I.

Уже в 7-м году своего царствования Хаммурапи завоевал Урук и Исин, использовав при этом помощь Римсина, представителя эламской династии в Ларсе, с царями которой поддерживались в то время дружественные отношения. Соорудив в 9-м году имевший большое хозяйственное значение канал, получивший название “Хаммурапи—изобилие”, он пытался примирить население завоёванных областей со своей властью. Достигнув первых значительных успехов, Хаммурапи стал опасаться вмешательства со стороны ассирийского царя Шамшиадада I и его союзников — степных племён. Он стал принимать меры к укреплению своих северных границ и начал завоевание пограничных областей.

После смерти Шамшиадада Хаммурапи содействовал изгнанию его сына из Мари. С помощью Хаммурапи снова на престол своих отцов сел представитель старого царского дома Мари — Зимрилим. Наступил новый расцвет государства Мари, которое успешно отражало набеги степных племён и вторжения войск царства Эшнунны. Торговые связи Мари доходили до далёкого Крита. Хаммурапи, помогавший Зимрилиму завоевать престол, стал его союзником. Они называли друг друга “братьями”. Зимрилим имел своих постоянных представителей при дворе вавилонского царя, но последний в письмах часто обращался непосредственно и к самому Зимрилиму, и к его сановникам. В своей внешней политике оба царя обычно выступали согласованно.

Положение Хаммурапи, завоевавшего на юге Исин и Урук, опиравшегося на севере на союз с Мари, было чрезвычайно выгодным. Уже тогда (около 15—16-го года своего царствования) он был одним из самых могущественных правителей Двуречья.

Но вскоре отношения между правителем Ларсы Римсином и Хаммурапи обострились, и это временно поставило вавилонского царя в трудное положение.

В результате отпадения южных областей и отторжения северной пограничной полосы для Хаммурапи создалась тяжёлая политическая обстановка. Накопив силы для решающего удара, он в 30-м году своего царствования начал победоносное наступление на своих врагов. Хаммурапи победил своих северных врагов во главе с Эшнунной и разбил войско Элама, пытавшегося прийти им на помощь. В следующем, 31-м году своего правления (1762 г. до н. э.) он обрушился на своего основного противника — Римсина, захватив его столицу Ларсу; возможно, что Римсин при этом бежал в Элам.

Усиление могущества вавилонского царя вызвало сильную тревогу за участь собственного царства у его союзника Зимрилима, и он во время войны уклонился от оказания помощи Хаммурапи. После победы над Эшнунной Хаммурапи вторгся в царство Зимрилима. На 33-м году своего правления он подчинил себе царство Мари и союзные с ним области. Зимрилим не пожелал примириться с подчинённым положением, но тогда его постигла ещё более жестокая кара. В 35-м году своего царствования Хаммурапи разгромил Мари, разрушил пышный дворец Зимрилима и стены города. В последующие годы вавилонский царь подчинил себе область вдоль течения Тигра, включая Ашшур.

Объединив основную и важнейшую часть долины Тигра и Евфрата, Хаммурапи стал хозяином торговых путей на восток, север и запад. Он подчинил своему влиянию на востоке значительные области Элама. В документах того времени неоднократно упоминаются эламские военнопленные. Все области Малой Азии и Сирии, которые находились в торговых сношениях с царством Мари, были теперь включены в орбиту вавилонской торговли.

В этот период усилилось воздействие вавилонской культуры на сирийские города, на хеттский племенной союз, на финикийское государство Угарит. На западе воздействие вавилонской культуры этого периода сказывается в Палестине. Возможно, что Вавилония при Хаммурапи или при его ближайших преемниках вступила в отношения с ещё более далёкой страной — с Египтом.

 

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bestreferat.ru

 

reshal.ru

Вавилонское царство

Вавилонское царство до Хаммурапи

Хаммурапи - царь Вавилонии, знаменитый политик и полководец XVIIIв. до н.э. Сохранившиеся законы Хаммурапи – ценный памятник древне – восточного права, отразивший характерные черты рабовладельческого права.

Среди городов Древнего Востока Вавилон был самым почитаемым. Само название города – Баб–Илу (“Ворота Бога”) – говорило о его святости, об особом покровительстве богов, его храмы и жрецы получали богатые дары от соседних царей. Вавилон располагался в очень удобном месте, где сближаются реки Тигр и Евфрат и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было очень благоприятным для занятия торговлей. Захват Междуречья кочевниками – амореями (около 2000 г. до н.э.) нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишенных полива полях кочевники пасли овец.

Но запустение было не долговременным. Крупные царские хозяйства распались. Крестьяне работали теперь на небольших клочках земли, которые были их собственностью. Никто не гнал сельских жителей теперь на полевые работы, не отбирал урожай в царские амбары и не вел долговых записей на глиняных табличках. Хозяева решали сами выращивать ли им ячмень или финиковые пальмы, сами распоряжались урожаем. С приходом кочевников – амореев в Междуречье стало больше коров и овец. Государство не подавляло активность крестьян и ремесленников и не отбирало основную часть произведенных ими продуктов или изделии. Возникают множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять умелого работника. Появившиеся излишки продуктов и изделии скупают и продают за пределами страны богатые торговцы – тамкары. Обратно они провозят в основном рабов, так как в Междуречье стало не хватать рабочей силы. К 1800 году до н.э. Междуречье оправилось от последствий разорения и превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению Вавилона, в то время как соседние города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян.

Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику и заключали союзы с сильными соседними государствами, стараясь выбрать наиболее выгодного партнера. Таким образом первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не встал.

Шестой царь Вавилона – Хаммурапи

Положение меняется при шестом царе Вавилона – Хаммурапи, одном из величайших политиков древности. Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н.э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себя основную часть Междуречья. Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников; причем нередко – чужими руками. В конце концов, Вавилонский царь расправился со своим главным союзником, царем северного государства Мари, которого звали Зимри – Лим .

После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. С одной стороны, власть царя должна быть сильной, чтобы его владения не распались опять на отдельные области. С другой стороны, Хаммурапи не мог отбирать у крестьян землю, вновь создавать крупные царские хозяйства, собирать ремесленников в царские мастерские. Такие действия привели бы к быстрому упадку страны, так как люди успели привыкнуть к самостоятельности, относительной свободе, доходам от рыночной торговли. Мудрый Хаммурапи нашел приемы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных. Он лично вникал во все мельчайшие дела своего обширного государства. Прокладка оросительного канала, насаждение плодового сада – ничто не ускользало от его внимания.

С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины, общинные земли свободно продавались. Хаммурапи создавал царские поместья, не отбирая землю у крестьян, а использовал выделяемые ему общинные земли. На эти земли Хаммурапи посылал своих воинов и так называемых «мушкену». Мушкену считались приближенными царя и получали от него землю, скот и зерно, необходимые для ведения хозяйства. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей.

Начиная с правления Хаммурапи Вавилон около 1200 лет был культурным и научным центром Передней Азией. Многие достижения древних вавилонян вошли в современный быт: вслед за вавилонскими жрецами мы делим год на 12 месяцев, час – на минуты и секунды, а круг - на 360 градусов. Благодаря трудолюбивым вавилонским писцам мы знаем содержание шумерских преданий, которые умело приспособлены к современности. Для составления сборника законов источниками послужили обычное право, шумерские судебники и новое законодательство.

“Кодекс Хаммурапи”

Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Хаммурапи стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками “Кодексом Хаммурапи”. Из этих законов и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной.

В 1901 году французские археологи обнаружили во время раскопок в Сузах, столице древнего Элама, большой черный базальтовый столб с изображением царя Хаммурапи и текстом его законов, написанных клинописью. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем–покровителем суда. Текст законов состоит из трех частей:

· введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, “чтобы сильный не притеснял слабого”, перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

· 282 статьи законов;

· обширное заключение.

Земельная собственность в Вавилоне

В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

· царские;

· храмовые;

· общинные;

· частные.

При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю происходил упадок общины. Земли могли свободно продаваться и сдаваться в аренду, передаваться по наследству. Каких–либо ограничений со стороны общин на подобные сделки не существовало. Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде поля, сада, еще не освоенной земли.

Земельные наделы воинов и имущество солдат подчинялись особому правовому режиму.

Договоры по Законам Хаммурапи

В Законах Хаммурапи упоминаются следующие договоры:

· аренды;

· имущественного найма;

· личного найма;

· займа;

· купли – продажи;

· хранения;

· товарищества;

· мены;

· поручения.

В ряде статей упоминаются различные виды имущественного найма:

помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов, устанавливается плата за них, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами устанавливался порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Царь занимался и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги в основном зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Но не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у торговцев – тамкаров (ростовщиков) за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого – нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось, так как среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны. Своими законами Хаммурапи стремился оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:

· ограничения максимального срока отработки долга тремя годами;

· ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

· ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли–продажи был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество; продажа ценных предметов осуществлялась в письменной форме при свидетелях; продавцом мог быть только собственник вещи.

Вавилония в Х—VII вв. до н. э. В конце VII в. до н. э., после распада Ассирийской державы, политическая гегемония в Передней Азии вновь (почти через тысячу лет) переходит к Вавилону. Важнейшей особенностью внутриполитической жизни Вавилонии первой половины I тысячелетия до н. э. является процесс дальнейшей дифференциации среди свободной части населения, делившегося на богатых и бедных. Привилегированное сословие, к которому принадлежали крупные рабовладельцы, купцы, ростовщики и т. п., добивается создания своей особой политической организации в виде ряда самоуправляющихся городов. Крупнейшим из таких городов был Вавилон.

Вавилония в Х—VII вв. до н. э. оставалась богатой и населённой страной, а город Вавилон сохранял свое значение важнейшего торгового и ремесленного центра Передней Азии. Но политическое его значение было невелико. Он стал объектом захватнических устремлений правящих классов других государств.

Основателем Ново-Вавилонского царства был Набопаласар. По данным греческих авторов, и он был первоначально полководцем на ассирийской службе, возможно — наместником юга Вавилонии или номинальным царём. Начало царствования Набопаласара падает на 626 г. до н. э., и вскоре Вавилония стала, по-видимому, уже независимой от Ассирии.

mirznanii.com


Смотрите также