Стиль древнего рима. Римский стиль в домашнем интерьере — классическая роскошь
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Старинные традиции и современное влияние — римский стиль. Стиль древнего рима


Стиль Древнего Рима (часть 2)

Категория: Стили интерьера

Стиль Древнего Рима (часть 2)

Еще император Адриан, страстный поклонник предметов старины, назвал Рим Вечным городом. Даже сейчас это определение не потеряло своей силы. Рим действительно стал вечным городом, символом Античности и образцом подражания на многие века.

Стиль Древнего Рима совместил в себе культуру завоеванных греков и этрусков, прошедших уже достаточный путь в развитии. Римляне считали этрусков своими родоначальниками, которые поселились в Италии еще в I тысячелетии до н. э. По сравнению с греками это был более развитый народ, который обладал хорошим вкусом в живописи, вазописи и архитектуре. Их искусство имело греческие корни, но ушло Намного дальше. Здесь была больше представлена игра цветов, пусть несколько броская и грубоватая, зато это искупалось экспрессией и приемами деформации взамен твердой логики и расчета, брутальностью стиля вместо умиротворяющей гармонии.

Именно у этрусков римляне взяли секреты обработки глины, изготовления керамики, изделий из металла. Даже сама эмблема Римского государства вышла из-под рук этрусского скульптора — волчица, вскармливающая Ромула и Рема, изображена с наивным реализмом. Но не только живопись, скульптуру и керамику взяли римляне у этрусков. Культурные заимствования касались и планировки помещений. Дом — основа семейного очага — состоял из главного зала-атриума, вокруг которого располагались спальни-кубикулы и столовые-триклинии. Столовые разделялись на зимние и летние, первые из которых всегда выходили в кабинет-таблинум, а вторые — в летний сад.

У греков римляне заимствовали именно перистиль —внутренний сад и ордера, которые украшали колонны в саду.

Овладев их культурой, римляне сами сделали шаг к развитию строительства. Они возвели такие грандиозные сооружения, как Пантеон — постройку с куполом, Колизей — многоярусное строение, различные триумфальные арки и колонны, мосты, акведуки и клоаки для сточных вод. Да и многое из заимствованного тоже было переделано под свой тип мышления. Это прежде всего колонны и ордера, которые стали еще более декоративными. Чаще всего использовались коринфские и композитные ордера, совмещавшие в себе элементы ионического и коринфского стилей.

Изобретение римлянами бетона позволило строить здания без опорных сводов. Во многом повлияло на развитие архитектуры и использование обожженного кирпича, который делал здание прочным и долговечным. Но из-за своей дороговизны такой кирпич в основном использовался только при сооружении дворцов и больших зданий. Стены частных домов строились из известняка, но фундамент и внешние стены обязательно возводились из кирпича.

Основой римского искусства интерьера был рационализм, отодвинувший на второй план гармонию и ясность Греции. Основным принципом строительства являлось неразрывное единство красоты и удобства. Скульптура и живопись становились более реалистичными: статуи богов уступили место скульптурным портретам военачальников.

Стремление к роскоши, большим масштабам и человеческому превосходству в равной степени были присущи и архитектуре, и скульптуре, и обустройству частных домов.

Сегодняшняя планировка квартир мало чем отличается от устройства дома древнеримской эпохи. Посмотрите сами.

Дом был построен по принципу этрусского жилища, где все располагалось по центральной оси вокруг внутреннего двора, при этом пространства не являлись симметричными. Все было призвано сделать дом максимально удобным и красивым. Он всегда защищал древнего римлянина от вторжений в его частную жизнь. Поэтому стены, выходившие наружу, преимущественно были глухими, без единого окна.

Зато внутри все было направлено на обустройство уюта, и тут римляне давали свободу своей фантазии. Здесь в изобилии присутствовала настенная фресковая роспись, мозаика, скульптурные изваяния, фонтаны, большие цветники.

Мрамор лежал на полах как во дворе, так и в6комнатах. Исключение составляли только помещения для работы и прислуги. В центре главного зала находился очаг, вокруг которого собиралось все семейство. Надо сказать, что римская семья отличалась от семьи современной. Отец семейства под своим началом объединял всех сыновей с их семьями. После его смерти старший из братьев или оставшихся в живых дядьев становился во главе всего рода. Так, дом переходил от хозяина к хозяину, оставаясь неизменным многие годы. Единственное, что постоянно менялось в атриуме, — это количество бюстов предков, которые ставились в сделанную для этого нишу в стене.

Ниши, украшенные небольшими светильниками, до сих пор используются в интерьере. Сюда чаще всего устанавливают небольшие статуэтки, вазы, букеты цветов, которые освещаются установленными вверху ниши оригинальными точечными светильниками.

В развитии настенной фресковой живописи различают четыре эпохи. Сначала стены было принято украшать инкрустацией, которая имитировала вставки различных видов мрамора. Затем последовал период архитектурной живописи, при котором на стенах присутствовали архитектурные элементы в виде колонн, капителей, фризов, портиков, создававших иллюзию расширения пространства. После этого в моду вошел канделябрный стиль, при котором на однотонной поверхности выписывались картины мифологического содержания. При этом подчеркивалась плоскость стен. При украшении на первый план выходили канделябры и похожие на них колонны. Перспективный стиль был призван создавать глубину пространства, преимущество продолжало оставаться за мифологическими картинами.

Сейчас фресковая живопись в современных квартирах практически не используется. Ее вытеснили обои и краска, с помощью которых можно как расширить, так и зрительно уменьшить часть стены. Достаточно часто используются фотообои, с помощью которых можно создать лесной или морской пейзаж, «прорубить» еще одно окно с видом на вечерний шумный город. При помощи комбинации нескольких видов однотонных обоев можно создать и уже знакомую нам нишу, вырезав и наклеив на стену овал обоев потемнее, а по границам прикрепив тонкий бордюр.

Если вы решили стилизовать убранство комнаты под эпоху величественного Древнего Рима, то вполне можно ограничиться всего несколькими предметами мебели. Хотя на общем фоне ей отводилось незначительное место, но и она блистала красотой и изяществом отделки. Чаще всего мебель делалась из дерева, но встречаются отдельные экземпляры и металлической мебели. Неотъемлемым атрибутом ее украшения было изображение звериных лап, головы какого-либо животного или хищной птицы. Также мебель украшалась разнообразными орнаментами из костяных, каменных, стеклянных и металлических вставок. Зачастую мебель полностью обивалась листами металла.

По традиции сиденья стульев и табуретов можно украсить небольшими подушками, обшитыми красивыми тканями. Но вряд ли сейчас вы сможете найти нежнейший пух германских гусей, который использовался в давние времена для набивки подушек и матрасов.

Стелить на пол ковры римляне еще не додумались, но холодный мрамор всегда требовал небольшого коврика. В качестве такого ковра римляне использовали шкуры убитых животных, а также кожу. Это не только утепляло полы, но и придавало интерьеру изысканность и величественность.

Эти шкуры и кожи могли не только стелиться на пол, ими иногда обивались стены. В этом же качестве использовались и прекрасные шелковые ткани, привозимые из Китая.

И сейчас можно отделать стены по традиции старого Рима. Вот только обить стены шкурами обойдется вам очень дорого, а оклеить их шелковой тканью — чуть подороже, чем обычными обоями, но зато как это будет выглядеть!

Изысканность и изящество были теми основополагающими требованиями, на которых строился весь интерьер. Это не только убранство стен, но и различные изделия из стекла и бронзы, которые не только дополняли, но и совершенно преображали комнаты. Украшения в виде миниатюрных изящных ваз пошли именно отсюда. В отличие от древнегреческих ваз они устанавливались на специальные постаменты и даже не переставлялись в течение многих лет. Чаще всего вазы делались из полудрагоценных камней, оформлялись различными силуэтами животных и человеческих фигур. В домах также присутствовали самые разнообразные вазы из мозаичного цветного стекла.

Особой популярностью пользовалось так называемое кельнское стекло, которое представляло собой стеклянный сосуд, вдуваемый в ажурный стеклянный, металлический или каменный футляр.

Загородный дом, или, как его тогда называли, вилла, располагался возле побережья, что требовало использования других покрытий, специальной отделки помещений. Влажный климат диктовал свои условия использования материалов.

Привычная фресковая живопись на стенах была несколько преобразована. Верхний слой штукатурки, на который наносился рисунок, дополнительно укреплялся мелкими осколками мрамора или алебастром. Для нанесения рисунка уже использовалась темпера, разведенная на яичном белке. По мере высыхания штукатурку полировали, а затем наносили слой воска и снова натирали до блеска. Именно воск позволял рисунку не терять яркости красок и не портиться под воздействием влаги.

С течением времени римский стиль все больше поддавался влиянию зарождавшегося христианства. Сохраняя в себе традиции великой империи, римский стиль подготавливал возникновение нового стиля — стиля Византийской империи, которая стала первым наследником уходящей эпохи. Первый наследник — еще не последний. К римскому стилю возвращались и в эпоху Ренессанса, и в эпоху классицизма. Даже то, что внесла эпоха правления Наполеона, тоже можно назвать подражанием. Но стиль ампир (от «империя») был лишь плохим слепком с великой культуры. Эпоха эклектики еще раз напомнила о существовании римского стиля. Это было не последнее подражание в XX веке. Стиль социалистической эпохи (холодноватость и помпезность) также во многом «симпатизировал» древним римским традициям в архитектуре и дизайне.

Стили интерьера - Стиль Древнего Рима (часть 2)

gardenweb.ru

Стиль древнего Рима

Архитектура. Оформление интерьеров

На римскую архитектуру большое влияние оказывала архитектура Древней Греции, у которой логичность, ясность и чёткость композиционных приёмов, идеальная совместимость частей и целого, содействовали утверждению демократического и гуманистического духа общества. Но, тем не менее, у римлян архитектура являлась одним из способов укрепления власти и носила символика несокрушимости. Римская архитектура отличалась своим великолепием и роскошью. В строительстве римлян впервые появилось понятие внутреннего пространства (для Древней Греции это понятие являлось неизвестным, так как нужды в нём не существовало, именно поэтому в храмах Греции внутри было очень тесно). Архитекторы в Риме научились выстраивать арки, своды и купола обтёсанными камнями. Также к изобретениям римлян относится бетон. Создание бетона позволило строительство прочных и величественных сооружений. Архитектура жилых помещений лучше всего прослеживается в Помпеях, в связи с тем, что в Древнем Риме большинство строений той эпохи были разрушены и на месте разрушенных домов построили дома последующих эпох.

Местные италийские типы домов с атриумами обогащались перистилями (Перистиль – это внутренний дворик, который окружен колоннадой), обычно их украшали фонтаны, статуи, цветники. Дом с перистилем – являлся отличительной особенностью восточно-эллинской архитектуры – но при этом он был не просто позаимствован, римляне перерабатывали его по-своему. В Греции, в частности в Делосе, вокруг перистиля помещения находились в свободном расположении, у римлян же стиль расположения сменился, помещения вокруг перистиля располагались по единой центральной оси, как известно, этот стиль размещения помещений было характерным уже для этрусских жилищных домов.

К основным римским помещениям городских жилых домов относились: просторные атрии, и открывающиеся из него таблинумы. (Таблинум – это помещение, которое было приподнятым на 1 или 2 ступени, в основном это помещение являлось основным парадным залом, который использовали для трапезной). К ним же можно отнести и расположенные позади перистили - сады, которые были окружены колоннами. Как правило, вокруг этих помещений располагались жилые помещения для женщин и мужчин, в том числе хозяйственные помещения.

Жилищные помещения в Помпее, которые относились к республиканскому периоду, имели в наличии атриум и перистиль, но с течением времени римляне их перестраивали, расширяли, наполняли более новыми предметами. Для того чтобы жилые дома были теплее, перистили начали застекляться. Очень богатым было внутреннее оформление жилых помещений. Например, полы делали из мрамора или же с помощью цветной мозаики, потолок делали кессонным, яркими декоративными росписями украшали стены помещений (эта роспись известна в истории искусства как помпейские фрески). В том числе использовали ковры и занавеси для дверных проемов.

В основном дома строили одноэтажными, но также в Помпеях были найдены и двухэтажные дома. В Древнем Риме для низших сословий строились и многоэтажные дома-казармы, их называли инсулы. Инсулы – это многоэтажные жилые дома, в которых людям сдавали квартиры.

Основу композиций составлял фасад. Отсюда появились балконы и окна. Здания могли быть разнообразной конфигурации, но, как правило, они были прямоугольными. На первом этаже размещали – таберни и лавки, которые обязательно должны были открываться на улицу широкими проёмами. Первый этаж был более высоким, верхняя часть этажа была отведена под антресоль, где жили хозяева. Входные двери в квартиры были расположены с другой стороны зданий. Многоэтажные дома-казармы разделялись на вертикальные блоки, которые имели свои входы и лестницу.

Загородные виллы являлись другим типом римских домов. Обычно виллы строили одноэтажными в красивых и живописных местах, а также такие виллы были окружены садами с фонтанами. Появление загородных вилл зажиточных римлян имело множество причин. Это появление объяснялось и обогащением зажиточных римлян, и стремлению уединения на природе, ростом индивидуальности, и тем, что городская жизнь стала более шумной и тесной. Витрувий в своё время различал villa rustica – этим названием Витрувий охарактеризовал сельскую виллу, которая имела промышленный и хозяйственный характер, а также villa peurbana – этим названием он охарактеризовал городскую виллу, которая предназначалась для развлечения и отдыха. Городские виллы строили на побережье Неаполитанского залива в большом количестве. Загородные виллы планировались так же, как и городские, но всё же были гораздо более свободными, перистиль в свою очередь превращался в настоящий сад. К главным частям таких домов примыкали хозяйственные и служебные постройки, которые располагались по полукругу или прямоугольнику, который не замыкался. Во многом планировка виллы зависела от характера местности, на которой будет происходить строительство. Возле виллы всегда искусно рассаживали сад, устанавливали фонтаны, строили беседки, гроты, скульптуру также органически вносили в комплекс виллы. Обязательным условием на виллах было наличие водоёмов, которые называли писцины. Первый архитектурный тип римских вилл сложился приблизительно к концу 1 века до н. э. Римские виллы, которые относились к эпохе империи, отличались от первого типа вилл гораздо большими размерами, применением в строительстве и в обработке домов более ценными материалами и роскошью убранства.

Мебель и другие предметы роскоши Древнего Рима

Роскошному римскому оформлению домов соответствовали и предметы мебели. Участие в изготовлении мебели принимали не только столяры, но и другие ремесленники. Конечно, как и в других странах, основной рабочей силой были рабы. На высоком уровне у римлян была столярная техника, это поспособствовало созданию практически всех ручных столярных инструментов, которые есть в наше время.

По своей сохранности, римская мебель очень напоминает греческую, а именно: все деревянные предметы мебели не сохранились до наших времён. Дошли лишь мраморные и бронзовые предметы, также дошли разнообразные изображения.

Для изготовления предметов мебели, обычно использовали такие породы деревьев как: клён, кедр, ясень, олива, туя. Для интарсии использовали – пальму, самшит, чёрное дерево, платан. Стремление римлян к роскоши подтолкнуло их к использованию в работе серебра, золота, слоновой кости, мрамора, панциря черепахи, бронзы. Довольно часто изделия полностью отливались из бронзы или высекались из мрамора.

В период, когда правил легендарный Август, римляне для украшения предметов мебели использовали растительные орнаменты: мотивы листьев аканта, фруктов, гирлянд, виноградных гроздьев. Очень симметричными и стилизованными были комбинации вьющихся побегов, цветов и листьев. Также использовали изображения зверей, фигуры сфинксов, львов, крылатых хищников, орлов, особенно эти изображения применялись в спинках и ножках стульев. Кстати именно в мебели римлян впервые применили осознанную стилизацию.

Для декорирования предметов мебели кроме резьбы, применяли такие способы как гравировка, золочение, облицовка, роспись, инкрустация. Образцами для таких декораций являлись поздние формы предметов мебели Древней Греции, но всё же римляне изготавливали мебель более декоративной и богатой, при этом тщательно прорабатывали самые мелкие детали.

Древнеримскую мебель можно разделить на виды: деревянная мебель, которую украшали резьбой, интарсией дерева различных пород, позолотой, инкрустацией золотом, фаянсом, серебром, фаянсом и мебель, которая изготовлялась из цветного или белого мрамора с мозаичными столешницами, также как вид можно рассматривать бронзовую мебель.

Всю мебель у древних римлян, которая была предназначена для сидения, обозначали с помощью одного слова "селла" (sella). В этих типах мебели неизменными остались складной стул, табурет и кресло. Табуреты, которые изготавливали без спинки, делали из бронзы или дерева с уточенными ножками. При изготовлении таких стульев или табуретов сразу было заметным технология литья бронзы этрусских народов. Курульным (sella curulis) – называли кресло, у которого было плоское сиденье из металла или слоновой кости на X-образных искривлённых ножках. Сидеть на подобных креслах имели право только наивысшие чины иерархии Древнего Рима, такие как консулы, преторы и т.п. Также существовало курульное императорское кресло (sella imperatoris) которое имел право использовать только император. Катедрой (kathedra) – называли стулья со спинкой, которые были созданными на основе греческого клисмоса. Это было громоздкое сиденье, но при этом достаточно удобное и предназначалось оно для римской знати. Солиумом (solium) называли почётные кресла, которые предназначались для глав аристократических семейств, как и императорские троны. Эти троны имели постоянное место для своих владельцев в термах, храмах и других общественных домах. Троны, как правило, изготавливали с подлокотниками, устанавливались они на высоких ножках, которые были изготовлены в виде звериных лап. Спинку трона изготавливали таким образом, чтобы оно доходила до плеч сидящего на троне человека, а в некоторых случая спинка была выше. Также стоит отметить, что спинки всегда были богато украшены. Кресла обычно устанавливали на невысокий постамент и дополняли специальной скамеечкой для ног (scabellum). Обычно такие кресла высекали из мрамора.

Скамьи (scarnnum) отличались простотой и также использовали для сидения. Известно также о существовании скамьи с подлокотниками и со спинкой, как правило, такие скамьи стояли в атрии домов зажиточных людей. Эта скамья была предназначена для того, чтобы гости или жители, которые пришли с улицы, могли садиться на неё и смывать пыль с ног. Также существует такая скамья как bisellium, это парадная скамья, которая относила к мебели особого назначения. Рассчитана эта скамья была на двоих человек, но, тем не менее, пользовался ею только один, это являлось, как бы было знаком, который указывал на возданную ему почесть.

В Древнем Риме в использовании были троны и кресла, как греческого типа, так и римского типа. В первом варианте кресла и троны не имели подлокотников, а для второго типа подлокотники были характерны. В креслах Древнего Рима ножки заменялись боковинами, которые покрывали резьбой. Спинки кресел были особой изогнутой формы, что было весьма удобным для сидящих людей. Такие кресла имеют аналоги в этрусской мебели для сидения. Также к римским распространённым формам мебели для сидения можно отнести складные стулья, аналог таких стульев можно встретить в египетской мебели.

Также существовала плетёная мебель, которую плели из ивовых прутьев. Известна такая мебель была в Риме ещё примерно в III веке до н.э. Такая мебель отличалась совершенной формой и прекрасным исполнением.

Народ в Древнем Риме, как и народ Древней Греции, большинство своего времени любили проводить в постели. В постели они не только отдыхали и спали, в постелях они ещё принимали пищу, писали, читали, заключали различные сделки. Соответственно это и поспособствовало созданию различных типов ложа (lestus tricliniaris). Вокруг обеденных столов римляне устанавливали три кровати, на каждой кровати могло сидеть три человека. На этих кроватях, которые носили греческое название "клине", во время приёма пищи обычно лежали. А вот с четвёртой стороны стола кровать не ставили – эта сторона оставалась свободно и была предназначена для подачи блюд. Стол, вокруг которого устанавливали три кровати, называли триклиниумом. Именно так и начали называть и обеденную комнату. Когда популярными стали круглые столы, кровати начали изготавливать полукруглой формы, и поэтому "сигма".

Традиционную кровать (lestus), как правило, изготавливали из дерева, эта кровать имела богатую драпировку и мягкую обивку. Утончённые ножки держали на себе четырехугольную раму из дерева, с низким изголовьем. Интарсия, профилированные поперечины и бронзовые украшения на рамах кровати придавали особую роскошь и красивый вид. При раскопках Помпеи и Геркуланумы были обнаружены бронзовые кровати, которые сохранили профиль точёных частей из дерева в своих литых формах.

Столы у римлян играли очень большую роль и имели разнообразное предназначение. Интересно, что столы могли менять вместе со сменой блюд на столе. Поэтому их делали достаточно лёгкими и подвижными. Как правило, для такого предназначения использовался стол на трех ножках, он очень был подобен греческой форме стола. Ножки стола чаще всего изготавливали из бронзы, и делали в форме звериных лап. В Древней Греции ножки стола лишь заканчивались формой копыт или звериных лап, в Древнем Риме же абсолютно всю ножку делали в виде фигуры животного. Также можно было встретить комбинации копыт или звериных лап с элементами фигур льва, листьев аканта, сфинксов или грифа. В целом композиция изделий благодаря динамичности и богатству форм получалась довольно интересной.

Круглые столы, изготовленные из мрамора, часто закреплялись на трёх ножках. У столов прямоугольной формы вместо отдельных стоящих ножек использовали две боковины, сделанные из мрамора, эти боковины очень сильно выделялись с помощью рельефной резьбы, которая изображала фигуры львов, грифонов, волюты, орлов и т.п. Такие столы называли картибулы (gartibulum).

Столешницу в столах-картибулах делали гладкой. Иногда её украшали с помощью мозаики или каменной инкрустации. Самой лучшей породой деревьев для изготовления столешниц считали тую (в Древнем Риме она называлась citrus), которую привозили из Африки. При более дешёвом изготовлении столов столешницы делали облицованными.

Такого предмета мебели как шкаф в домах древних римлян практически не было. Шкафы являлись предметами, которые больше подходили для обстановки мастерских и лавок. В шкафах сапожников использовались рамочно-филенчатые двери, это свидетельствовало о достаточно высоком уровне конструктивных решений. Вместо шкафов в доме римлян использовали лари и сундуки, которые применяли для хранения различных предметов. Арка являлась одним из видов сундуков, и этот вид имел постоянное место в атрии. Сверху арку обивали железом. Этот сундук был предназначен для хранения ценных вещей и представлял собою как бы несгораемый сейф античности.

Интерьер римлян украшался множеством бронзовых предметов и железных предметов: канделябрами, светильниками, треножниками, небольшими столиками и др. Многие предметы из этого перечня оставались в виде наследства от этрусков, но, тем не менее, изобретательные и находчивые римляне с высоким уровнем мастерства их усовершенствовали.

Канделябры были в виде массивных гранёных стержней, завитки которых расходились вверх и предназначались для подвешивания лампочек. Треножники были предназначены для того, чтобы поддерживать блюда-жаровни и по форме их создавали разные. Светильники, обычно делали в виде длинных и тонких стержней, стержни устанавливали на подставке, которая стояла на трёх лапках, между которыми были пальметки. Стержень украшали каннелюрами, это в свою очередь придавало стержню красивую и лёгкую форму. Вверху размещали лампады, которые имели форму вазочки.

В целом древнеримские мастера по изготовлению мебели достигли достаточно высокого уровня, не смотря на то, что римляне не обладали прирождённым утончённым вкусом, как люди в Древней Греции. Ясность и простота греческих форм подменялась вычурностью декораций. В предметах мебели преобладал эклектизм. Основные формы древнегреческой мебели римляне практически не изменяли и ничего не добавляли, римляне больше внимания уделяли богатому оформлению предметов мебели.

Современный интерьер

Для того чтобы создать интерьер квартиры или дома в античном стиле следует как минимум делать перепланировку дома или квартиры так, чтобы основное помещение было в виде зала прямоугольной формы, и чтобы по его периметру располагались остальные комнаты. По краям коридора или холла следует установить гладкие колонны с капителями, а на колонны следует опереть прямоугольные балки.

Потолок нужно сделать подвесным из гипсокартона, и желательно, чтобы он имел простую форму. По периметру потолка, как правило, пускают рельефный карниз, на котором изображают растительный орнамент или же сложный барельеф многофигурной формы. Для того чтобы сделать имитацию античного пространства необходимо применять элементы частей зданий или их имитацию.

В стенах обычно создают ниши, которые используют для украшения интерьера, например в них, ставят античные скульптуры или античные вазы. В античном интерьере стены отделывают "диким" камнем, а также разнообразными видами «старинной» декоративной штукатурки. Цветовая гамма декора и стен может быть различной, также возможно применять позолоту. Очень кстати будут различные росписи на стенах, при этом для каждого отдельного помещения желательно выбирать оригинальный сюжет, который будет отличаться от остальных сюжетов.

В прихожей уместно сделать каменный пол, или же возможно изготовление пола из керамического гранита, который будет имитировать мозаику из гальки и старинную кладку, композиции в виде коврика из мозаики, для остальных помещений лучше использовать - паркет из натуральной древесины. Нужную атмосферу античности создадут ковровые покрытия ручной работы, а также шкуры диких животных.

Очень хорошо впишутся в современные интерьеры такие элементы, как портики с рядом колоннами, которые установлены на пьедестал посередине комнаты. Также возможно использование ротонды из натурального мрамора с трещинами и изломами для того чтобы придать большую достоверность и эффект старины.

Межкомнатные и входные порталы следует оформлять наподобие портала, отделывать их необходимо плиткой под натуральный камень или покрывать венецианской штукатуркой.

В целом весь интерьер дома или квартиры должен отличаться изысканность и простотой, а также отсутствием лишних деталей.

ecosrub.com

Римский стиль в интерьере – особенности дизайна, декор и фото

Если вы хотите видеть свой дом изысканным, роскошным и аристократичным, то в качестве одного из вариантов его оформления следует рассмотреть римский стиль в интерьере.

Античные статуи

Особенности интерьера в римском стиле

Классический римский дом имеет свою специфику. Самое главное пространство этого дома – атрия (или атриума) – окружалось рядом дополнительных помещений, выполняющих второстепенные функции. Именно поэтому, подбирая дизайн интерьера в древнеримском стиле, необходимо сделать акцент на центре комнаты. Выделить центральную часть поможет плитка с орнаментом, ковер, а если дом имеет большие размеры, то можно использовать и бассейн.

Римский стиль, воплощаемый в интерьере, наделен и такими чертами, как симметрия, сдержанность, равновесие и тяготение к простору.

Черная амфора

Оформление стен

Стены для дома в римском стиле оформлять можно по-разному. Их цвет может быть как нейтральным, так и ярким, доминирующим. Если вы хотите заострить внимание на мебели, декоративных элементах, некоторых особенностях архитектуры, то дизайн квартиры составляют с учетом выбора нейтрального оттенка для стен. При этом на них должно быть минимум лепных дополнительных деталей.

Комната будет отлично выглядеть, если в ней обустроить декоративные арочные ниши. На фото римских интерьеров можно заметить, что для отделки ниш используется декоративная штукатурка преимущественно светлых, природных оттенков. Использоваться может в этом случае и плитка с росписью под мрамор.

Картина с античным сюжетом

Если квартира достаточно большая по размерам, и вы не планируете загружать ее интерьер, то выбрать можно и самые смелые цвета для стен – терракотовый, персиковый, природный синий или приглушенный красный. При этом римский стиль может поддерживаться за счет настенных росписей, мозаики. Часто дизайн стен подбирается с учетом использования рисунков, которые могут имитировать дополнительный простор – это пейзажи, нарисованные окна, двери и беседки.

Декор потолка

Римский интерьер требует и специального оформления для потолка. Дом может украсить гладкий кессонированный или многоуровневый потолок. На гладкую поверхность часто дополнительно наносят рельефный орнамент по периметру.

Комната с многоуровневым потолком отражает иллюзию купольного перекрытия, что считается главным мотивом древнего архитектурного стиля Рима. При помощи такого потолка можно легко спрятать используемые светильники, что позволит имитировать проникающий в помещение свет.

Ковер цвета травы

Кессонированный потолок представляет собой создание особых кессон, то есть углублений с четкой геометрической формой, создать их можно при помощи балок. Дом, дизайн потолка которого оформлен кессонами и растительными орнаментами в них, выглядит роскошно и респектабельно. Кессонированный потолок следует выбирать только в том случае, если квартира наделена большой площадью, иначе римский дизайн окажется перегруженным.

Материалы для пола

Римский стиль в интерьере предусматривает и особое оформление пола. В качестве напольного покрытия можно выбрать природный камень или его искусственные аналоги. Также подойдет керамическая плитка спокойных оттенков, и даже бетонное покрытие.

Не следует использовать паркет. Декор пола можно осуществить при помощи камня, который обычно используют по центру помещения. Только учитывайте, что дополнительный декор должен быть спокойным по оттенкам – дом в современном римском стиле не требует яркого напольного покрытия.

Ниши в стене

Типичная мебель

Римский стиль – это мебель, отражающая тяжеловесность этрусков, лаконичность греков, богатый декор Египта. Интерьер будет отражать стиль Древнего Рима, если выбрать такую мебель, как плетеные кресла с особой обтекаемой спинкой, круглые столы из мрамора.

Интерьер комнаты преобразится, если в дизайн включить каркасные стулья из металла. Спальня должна содержать такую мебель, как низкие кровати, уместны небольшие изящные диваны с валиками.

Бежевые обои

Кухня не должна быть загромождена большим обеденным столом. Допускается яркая обшивка мебели. Декор для мебели выбирают из дорогих материалов – мрамора, дерева. Используют гравировку, позолоту, рельефные накладки. Мебель должна контрастировать с фоном стен.

Правила декорирования дома

Римский стиль должен всегда напоминать о могуществе и изобилии древнего города. Дизайн интерьера нужно составлять с учетом использования фаянса, цветного стекла, статуй античных богов. Дом полностью отражает сущность стиля, если как декор использовать фигурки животных, бюсты известных императоров, амфоры, кубки. Интерьер комнаты декорируется в зависимости от ее размеров, то есть аксессуары можно расположить вдоль стен на полу или установить их в ниши или на специальные подставки.

Выбирая текстиль, предпочтение отдавайте только натуральным тканям. Спальня должна быть декорирована при помощи покрывал и занавесок из тончайшего шелка. Кухня будет отражать римский стиль, если использовать текстиль из грубого льна. Подушки и драпировки на шторах для гостиной предпочтительно выбирать с бахромой, витыми шнурами из золотистых нитей.

Золотистая вешалка

Спальня и кухня могут быть оформлены в разной цветовой гамме, начиная от ослепительно белого и заканчивая яркими оттенками. На фото римских интерьеров можно увидеть, что дизайн часто составляется и с использованием декоративных элементов, относящихся к культурам Греции и Египта.

Римская ванная

Ванная всегда была всегда особым помещением для римлян. Современная ванная комната в выразительном римском стиле – это мозаичное покрытие всех стен, простая по форме чаша ванны, облицованная керамической плиткой.

Черная чаша

В интерьере ванной используются такие предметы декора, как подставки и крючки из бронзы и металла темных оттенков.

Применяемый при ремонте римский стиль обязательно поможет сделать дом комфортным для проживания и приятным с эстетической точки зрения. Атмосфера роскоши и выразительности в этом дизайнерском направлении сочетается с благородством и сдержанностью.

Еще статьи по теме:

decorstars.ru

Римский стиль - какой он?

Римский стиль является одним из видов демонстрации всего величия такой великой империи, сосредоточенной в одном интерьере. Можно встретить и другие названия этого стиля - римский, древнеримский, стиль Римской империи, стиль Древнего Рима.

Характер римского стиля - роскошь, богатство, изысканность, тонкий вкус.

Конечно, в современном мире никто не сделает интерьер в доме с использование только того, что было много веков назад, цель - лишь приукрасить интерьер, показать его во всей красе, так сказать. И, кстати, именно благодаря этому стилю во многие другие интерьеры вошли итальянская арка, колонны в римском стиле, круглые своды, куполообразные потолки и так далее.

Стоит вспомнить выражение «дом Нерона», которое ассоциируется с огромным богатством, и чтобы создать такой изысканный интерьер, нужно постараться.

Римский стиль интерьера

Как создается величие Римской империи в интерьере:

  1. Стены декорируются одним цветом. Необязательно, чтобы стены были гладкими, поэтому нередко используется декоративная штукатурка с абразивными частицами. Не используются обои с каким-либо современным рисунком, чаще - окрашивание в один цвет, иногда имитация под мрамор или росписи соответствующего содержания. Под сводами или другими уровнями потолка на стенах используется лепнина в тон к стенам. Цвета, используемые в интерьере римского стиля - слоновая кость, белый, бежевый, преимущественно теплые тона, но редко применялись и небесно-голубой, светло-зеленый, а также яркие цвета – бордовый, алый, коричневый. В качестве украшения используются мозаичная плитка или фрески.
  2. Потолок обязательно должен быть высоким, поэтому не все помещения подходят под стиль интерьера Древнего Рима. Как уже было сказано, чаще используется куполообразный свод, но можно создать несколько уровней потолка, каждый из которых будет ограничиваться лепниной, создавая имитацию арки. Оттенки для декорации потолка - более яркие, но одного тона со стенами. Также используется лепнина или роспись. Чтобы создать ощущение открытого пространства, применяют очень энергичное освещение на потолке.
  3. Пол в древнеримском стиле имитируют под любой камень - обработанный или необработанный. Иногда используется керамическая плитка или каменная цветная мозаика. В некоторых случаях используют выбеленный паркет с ковром под римский стиль.
  4. Мебель используется обычно классическая и очень дорогая. Формы таковой просты, симметричны, но для стиля Древнего Рима в интерьер подойдут полукруглые кресла, плетеные диваны и кушетки. Столы - обычно круглые, но встречаются и квадратные и прямоугольные с резными ножками. Некоторая мебель создается точь-в-точь под римскую мраморную. Конечно, каменную мебель сегодня уже не используют, а изготавливаются высокие матрасы прямоугольной формы, обитые белой или любой светлой кожей. Нередко используют львиные головы в качестве украшения подлокотников или ножек стола. В римском стиле не обойтись без скамеек римской формы, используемых в то время для различных собраний и церемоний. В качестве декора для мебели могут применяться покрывала со строгим геометрическим рисунком или с изображениями знаков зодиака, а также подушки-валики. Стоит отметить, что высота всей мебели в римском стиле невысока, поскольку римляне не сидели на диванах и стульях, а полулежали. Твердые поверхности меблировки (столы, подлокотники, ножки) могут украшаться резьбой, позолотой, накладками из слоновой кости, черепашьего панциря, инкрустацией полудрагоценных матовых камней.
  5. Предметы для декора интерьера в римском стиле подобрать несложно, можно посмотреть не один исторический фильм про римлян, где наглядно показывается вся красота помещения. Любой предмет в стиле Древнего Рима должен говорить о состоятельности, величии, изысканном вкусе владельца. Сегодня не встретишь ни один интерьер в римском стиле без колонн, хотя бы примыкающим к стенам, аркад или скульптур. Что касается последних - величественный римский стиль позволяет ставить в помещении не только небольшие каменные бюсты и маленькие статуэтки, но и фигуры в человеческий рост. Изображать они могут кого угодно - богов и богинь, атлетов, простых воинов или же великих гладиаторов. Но это касается, так сказать, тяжелых атрибутов в интерьере. В качестве мелких, но не менее роскошных аксессуаров дизайнеры используют античные вазы без цветов, картины соответствующего содержания, подушки с бахромой, кисточками, шнурами, а также кубки, каменные или стеклянные чаши и прочее. Активно применяется драпировка стен и декорирование проходов натуральной тканью.
  6. Отдельным вопросом для обсуждения для римского стиля станет освещение, поскольку оно должно максимально приближаться к естественному. Заниматься этими вопросами должен только профессионал, потому что римский стиль - это игра света и теней, причем чаще всего источник очень трудно обнаружить. Конечно, в гостиных, спальнях большого размера целесообразно будет использовать большие люстры под хрусталь, идеальный вариант - люстры, сделаные в виде подсвечников, и такие же - бра на стенах и в нишах. В небольших комнатах можно использовать современные точечные или ленточные светильники, спрятанные и задекорированные атрибутами интерьера.
Особым помещением в Римской империи были купальни - современные ванные комнаты. Здесь интерьер нужно рассматривать отдельно от общего помещения. Минимум текстиля, рисунков на стенах, современных шкафчиков. Максимум света, простых, белоснежных форм под римский стиль, и, конечно, сама ванна. Можно приобрести готовую ванну на позолоченных ножках или без них, а можно сделать небольшой пьедестал со ступенями. Пол декорируется мозаичной плиткой, остальной интерьер - ручками в виде бронзовых колец, всевозможными металлическими подставками. Для окон лучше выбрать светлые рулонные жалюзи из грубого льна.

Некоторые моменты оказываются весьма спорными в определении римского интерьера, но стоит прислушаться к мнению профессиональных дизайнеров Heshi Design. К примеру, особую изысканность помещению придадут звериные шкуры, используемые в качестве ковра, или накинутые на диван или кровать, а также прибитые к стене. Не стоит бояться использовать их в интерьере, ведь римляне умели отлично выделывать кожу из меха. Лучше, конечно, если шкура будет натуральной, но в магазинах мебели и ковров можно найти вариант и дешевле - из искусственного меха.

Римский стиль в интерьере гостиной

Не стоит бояться вносить в интерьер античные предметы других государств - Египта или Греции. Римляне очень ценили культуру этих стран и с удовольствием пользовались их атрибутами, что можно сделать и сейчас. Например, на стене можно повесить полотно с изображением греческих или египетских богов, или картину с кусочком истории - поле битвы или египетского «пророчества».

В качестве обивки для мебели профессионалы советуют использовать мягкие тона красных, зеленых или синих оттенков, поскольку эти цвета в народе называют «богатыми», и римский стиль в современной интерпретации будет выглядеть просто умопомрачительным. Если позволяет пространство дома или двора, можно сделать бассейн в соответствующем окружении - декоративные колонны, мраморные скамьи, поставки, большие чаши с вьющимися растениями. Кстати, о растениях - цветущие живые цветы не совсем подходят к стилю Древнего Рима в интерьере, лучше использовать вьюны, жимолость, плющ, со временем листья опутают колонны и стены, и интерьер станет еще более оригинальным.Мебель обязательно должна быть объемной, советуют профессионалы, ведь на фоне остального богатого окружения мелкая меблировка может просто «потеряться». Не стоит стараться искусственно увеличить высоту потолка при помощи уровней. Если в доме или квартире потолки низкие, то есть, не более трех метров, подобный декор может создать обратный эффект - будет казаться, что верх тяжелее низа, потолок перегружен. Можно обойтись окантовкой из лепнины по периметру с небольшими декоративными колоннами и узким сводом на них.

Дом в римском стиле

Сказать о развитии римского стиля в интерьере особо нечего.

Современный мир в дизайне практически исчерпал себя, исключая использование только что появившихся новых технологий. Люди стремятся вернуться в прошлые эпохи - не только одного-двух веков назад, но и гораздо дальше - в эпоху Древнего Рима, Греции, Египта. Стоит отметить подъем появления зданий, созданных с элементами разрушения, фонтанами, мощеными дорогами. Сам римский стиль начал создаваться лишь в эпоху расцвета Рима, та же логика присутствует и в наше время. Тем, кто имеет большие дома и комнаты, а также могут позволить себе дорогие интерьеры, непременно будут выбирать именно древние стили, в частности, римский стиль интерьера, поскольку это будет говорить о благосостоянии и богатстве хозяина жилища.

Как уже было сказано, благодаря исследованию античных древнеримских зданий в мир дизайна влились арки и колонны. Ажиотаж на данные предметы появился недавно, хотя в некоторых записях 18-19 века об Италии и Франции присутствует описание подобных интерьеров, то есть, уже тогда появились любители древнеримского стиля.Римский стиль в современном мире может послужить не только сигналом о богатстве владельца, но и хорошем вкусе. Древнеримский стиль интерьера очень удобен для любого образа жизни.

Величие римского стиля

heshi-design.com

РИМСКИЙ СТИЛЬ | Римский стиль в интерьере Древнеримский стиль Римский дизайн История римского стиля Древний Рим архитектура

Назад в раздел: ◄ Стили дизайна интерьера

Римский стиль - демонстрация величия римской империи внутри одного интерьера.

Другие названия стиля: римский стиль, древнеримский стиль, стиль Древнего Рима.

Описание римского стиля в интерьере:

Древний РимРИМСКИЙ СТИЛЬ или ДРЕВНЕРИМСКИЙ СТИЛЬ – античная роскошь. Вобрав в себя наследие Древней Греции, древнеримский стиль приукрасил и оживил его, добавив в него изыска и роскоши. Так появлялись на свет итальянская арка, цилиндрические своды, арочно-ордерная ячейка, различные вариации купальных сводов.

Римский стиль в интерьере подчеркивает величие всей Римской империи. Выражение "золотой дом Нерона" дошло до наших дней как символ огромного богатства.

Римский стильСтены в римском стиле: Как правило, на стенах римского стиля используется один цвет. Преимущественно декоративная штукатурка, также росписи, имитирующей мрамор. Чаще светлые тона, белый, слоновой кости, бежевый, но это не является ограничением в палитре, так как использовался мрамор и небесного цвета и рыжего, и других расцветок. Главное, должно присутствовать ощущение чистоты, света, величия. Приятным дополнением и украшением римского стиля могут послужить фрески и мозаики.

Римский стильПотолок в римском стиле: В римском стиле потолок светлый. Если стены также светлые, то выполнен в одной цветовой гамме со стенами (оттенки белого), чаще более яркие, чем стены. Возможна рельефность (геометрическая, реже изобразительная в виде сцен Древнего Рима). Большим плюсом является использование кессонного потолка, разбитого на ячейки. Иногда добавляются вставки из мозаики.

Пол в римском стиле: Керамическая плитка, имитация мрамора, камня, бетона. Иногда используется цветная мозаика из камней, здесь важно не переусердствовать. Можно использовать римском стиле ковер, но только как небольшую часть от общей площади пола, чтобы не перебивать общее ощущение. На крайний случай, используется паркет под выбеленное дерево, либо мраморный пол.

Римский стильМебель в римском стиле: Плетеные кресла с полукруглой спинкой, форма стула и кровати похожа на древнегреческую. Скамейки и церемониальные стулья в интерьере римского стиля, мраморные кресла (круглые основания), столы - с "львиными" ножками и круглой столешницей, либо каменная плита с рельефными боковыми стойками. Рисунок справа иллюстрирует только частичную передачу римского стиля в интерьере (нестрогое соответствие).

Предметы декора в римском стиле: Прежде всего, элементы роскоши и величия. Под величием можно понимать использование колон, аркад, скульптур (как малых, так и крупных, величиной с человеческий рост) с изображением воинов, гладиаторов или атлетов. Под роскошью можно представить античные вазы, изделия из ткани с каймой, итальянские шторы, расписные подушки.

Советы профессионалов:

Древний Рим1. При выборе мебели для римского стиля уделяйте особое внимание сложным формам. Преимуществом будет служить мебель, покрытая орнаментом с использованием военных атрибутов или животных, символизирующих власть. Помните, мебель должна вызывать ощущение роскоши.

2. При выборе потолка римского стиля, как правило, выделяют два направления. Первый – кессонный потолок. За счет преломлений можно создать ощущение дополнительного пространства. Второй – многоуровневый. При наличие высокого потолка можно достичь куполовидной формы, что также придаст масштабность всей комнате.

Римский стиль3. Римский стиль интерьера модно украшать тканями с каймой. Такой тканью обтягивались подушки, набитые гусиным пухом, из неё шили покрывала. Широко использовался шелк. У ложа простирался "ковёр" из кубиков мозаики. Все эти элементы предадут изысканности вашей комнате.

4. Римляне славились выделкой меха и кожи, используемых в интерьере. Не бойтесь добавить нотку царственного величия и добавить шкуру крупной хищной «кошки». Не обязательно кидать её на пол, как часто поступают со шкурой медведя, её можно использовать как накидку на диван или иным способом.

Римский стиль5. При выборе предметов декора в римском стиле интерьера многие часто путают древнеримские предметы (героев, воинов, одежду и т.п.) с древнегреческими. Непростительной ошибкой это назвать нельзя, однако старайтесь избегать подобных ситуаций, получая консультацию при покупке, либо предварительно читая информацию в интернете.С другой стороны есть множество предметов унаследованных из Греции, например, роспись на вазах и сосудах.

Древний Рим6. Особое внимание уделяйте свету в римском стиле интерьера. Наличие прямого света от ламп, а тем более люстр – недопустимо. Создайте ощущение проникающего света, что придаст естественности интерьеру, также можете использовать подсветку отдельных элементов (статуй, ваз). Проникающим светом может быть освещение через дверь, световое окно, арки, углубления. Если вы используете многоуровневый потолок, то «спрятать» прямой свет также не составит труда.

ИСТОРИЯ РИМСКОГО СТИЛЯ:

Рем и РомулДревний Рим — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, существовавшая с VIII век до н.э. по V век н.э.. Получила своё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков.

Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе, под властью были все берега Средиземного моря.

Термы КаракаллыРимская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы. Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы).

Древнеримская мифология во многих аспектах близка греческой, вплоть до прямого заимствования отдельных мифов. Однако в религиозной практике римлян большую роль играли также анимистические суеверия, связанные с почитанием духов. Образы богов и духов находили отражения в искусстве и были неотъемлемой частью культуры.

Храм Антонина и ФаустиныНемаловажной в Древнем Риме была военная тематика. Образы сильных воинов, архитектурные сооружения в честь победы на сражениях. Военная службы для юношей была обязательной, а при угрозе Италии вооружались все, кто мог удерживать оружие.

Шик римского стиля был присущ знати, которая с удовольствием его демонстрировала. Почиталось образование, особенно высшее. Даже образованные рабы, стоили дороже неграмотных.

Римский стиль и историю римской архитектуры можно разделить на четыре периода:

Храм ВестыПервый охватывает собой время от основания Рима до середины II в. до н. э. Это время ещё бедно постройками, которые имели чисто этрусский характер, чаще в видах общественной пользы. Таковы были каналы для ассенизации города, прекрасные дороги (Аппиева дорога), акведуки, Мамертинская тюрьма и первые базилики.

Во втором периоде можно наблюдать сильное влияние греческой архитектуры. Этот период, продолжающийся с середины II в. до 31 г. до н. э.. Ознаменован появлением в Риме первых мраморных храмов, тогда как прежде храмы строились из местных вулканических пород камня, пиперина и травертина. К этому периоду относятся храм Портуна, храм Весты, Табуларий (государственный архив), первый каменный театр.

Третий, самый блестящий период истории Римского зодчества начинается со времени захвата Августом власти и продолжается до 138 года нашей эры. В это время начинается широкое применение бетона. Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, цирки, происходили соревнования колесниц, библиотеки, места для игр, для прогулок. Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует возведению акведуков и мостов.

Древний РимК этому периоду относится сооружение двух самых известных римских памятников: Колизея (самого большого амфитеатра античного мира), а также Пантеона, храма во имя всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой.

Во время четвертого периода зодчество клонится к упадку, вдается излишество украшений, смешение самых разнородных форм и в иррациональность их употребления. Последний период истории римской архитектуры, продолжающийся до окончательной победы христианства над язычеством (со 138 по 300 гг.). В это время, каждый император старается оставить по себе память каким-либо значительным сооружением (храм Антонина и Фаустины, термы Каракаллы и другие)

Древний РимВ III веке н.э. Древний Рим был наполнен борьбой за власть и, как следствие, политической нестабильностью, а внешнеполитическое положение империи осложнялось. В IV веке н.э. произошло разделение империи, христианство стало государственной религией всей империи. В V веке Западная Римская империя стала объектом активного переселения германских племён, что окончательно подорвало единство государства.

Свержение последнего императора Западной Римской империи Ромула-Августула германским вождём Одоакром 4 сентября 476 г. считается традиционной датой падения Римской империи.

Стили дизайна интерьера

www.sarafanov-style.ru

Римский стиль в интерьере: величие, роскошь, сдержанность

Римский стиль в интерьере – сочетание изысканности, роскоши и аристократизма, где величие, монументальность и торжественность выражены удивительно ясно и спокойно.

История римского стиля

Художественные традиции самих римлян были небогаты, и после завоевания Греции они ассимилировали весь пантеон греческих божеств, переименовав его. Скульпторы чаще просто копировали греческие бронзовые образцы творений, превращая их в мраморные. Позже находящийся в зените славы Рим создает величественный стиль, прославляющий мощь империи, силу оружия и славу правителей.

Roman-style-interior-decoration

Изобретение бетона позволяет создать новые архитектурные формы: арочные, сводчатые и купольные перекрытия, отчего внутреннее пространство становится выше и просторнее. Меняется подход к ордерной системе: колонна перестает быть несущей, а становится декоративным элементом. Развивается строительство инженерных сооружений: дорог, многоярусных мостов-водопроводов (акведуков).

Дизайн спальни в современном стилеХотите оригинально и необычно оформить свою спальню? Мы предложим вам разнообразные варианты дизайна спален.

О том, как правильно оформить маленькую спальню и сделать ее комфортной и красивой, вы можете прочитать в этой статье.

У вас небольшая квартира? Не стоит отчаиваться: с нашей помощью вы легко и качественно организуете дизайн комнаты в однокомнатной квартире.

Строятся триумфальные арки. Воздвигается знаменитый амфитеатр Колизей, вмещающий около ста тысяч зрителей, и грандиозный Пантеон – «Храм всех богов». Созданный Римом тип базилики (общественного здания) впоследствии ляжет в основу христианского храма.

menlo-park-california-dining-remodel

В эпоху расцвета богатство и роскошь хлынули в Рим, превратив его в город-музей с дворцами, термами, фонтанами, мощеными улицами и площадями. Бурное строительство постепенно идет на спад, исчезают логика и тектоника построения, угасает творческий потенциал. Для новых сооружений все чаще используются детали старых, разрушенных.

Внутренние и внешние причины, в конце концом, привели к упадку империи и разделу ее на Западную и Восточную части. Началась история Средневековья.

Интерьер 

post-191989-0-96951500-1336032033

Планировка римского дома представляет собой атриумный дом, где главное пространство (атрий) было окружено рядом второстепенных помещений. Следовательно, в интерьере древнеримского стиля нужно сделать акцент на центральном участке площади, который позже можно выделить орнаментом на полу, ковром или даже, при возможности, небольшим бассейном.

Главными чертами композиции вашего интерьера должны стать симметрия, равновесие, сдержанность и простор.

Стены 

В зависимости от назначения и общего оформления помещения, стена может быть нейтральным фоном или служить яркой доминантой.

Retro-interior-design-with-Roman-columns

Если нужно обратить внимание на мебель, предметы декора, архитектурные фрагменты, то уместно оставить стены однотонными. Цвета лучше использовать сдержанные, с минимумом лепных деталей на поверхностях. Допустимо обустройство декоративных ниш с арочным завершением. Для отделки подойдет декоративная штукатурка природных тонов (белый, бежевый, золотистый, слоновая кость, светлые серый и голубой). Можно также использовать кладку из цветного мрамора или легкую роспись, его имитирующую.

Обустраиваете небольшую квартиру? Обратите внимание на нашу статью, в которой написано, как лучше всего устроить интерьер кухни в малогабаритной квартире.

Какие фотообои выбрать для спальни и как грамотно подчеркнуть ее преимущества, смотрите здесь.

Обустроить комнату подрастающей дочки не так уж и просто. Посмотрите у нас, каким оригинальным может быть дизайн комнаты девочки-подростка.

Если помещение предполагается свободным, выбор цвета может быть смелее: персиковый, терракотовый, даже приглушенный красный, реже — природный синий. В этом случае подойдет мозаика, настенные росписи с имитацией дополнительного пространства: окна, двери, пейзажные мотивы, архитектурные композиции с колоннами, аркадами, беседками и даже бытовые сцены из жизни римлян.

Потолок 

Конструктивных решений римского потолка немного: гладкий, многоуровневый и кессонированный. Гладкий потолок можно украсить легким рельефным трафаретным орнаментом по периметру.

Многоуровневым потолком можно добиться иллюзии купольного перекрытия – одного из главных мотивов римской архитектуры. Также с его помощью можно спрятать осветительные приборы, имитируя «проникающий» свет.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Кессонированный потолок добавит помещению роскоши и респектабельности. Кессоны (углубления четкой геометрической формы, созданные пересечением потолочных балок) можно декорировать рельефными или расписными изображениями растительных мотивов. Очень эффектно выглядят балки сложного профиля.

22073535

Выбирая конструкцию потолка, опасайтесь перегрузить и «придавить» пространство. Кессонированный потолок подойдет только для помещений с большой площадью и высотой. Не перегружайте пространство: тяжесть сверху уничтожит простор – главную идею стиля!

Безусловно, цвета потолков светлые, поддерживающие цвет стен.

Пол

В качестве напольного покрытия подойдет природный камень или его имитация, керамическая плитка спокойных оттенков и даже бетон. Паркет использовать не следует. Для декора пола вполне уместна инкрустация камнем, но очень фрагментарно (как правило, в центре помещения) и осторожно по цвету. Пол не должен стать центром внимания!

Roman-style-for-living-room-decoration

Мебель

Выбор достаточно широк. Предметы римской мебели сочетают тяжеловесность этрусков, богатство отделки египтян, изящество и лаконичность греков. Это и плетеные кресла с обтекаемой спинкой, и мраморные круглые столы на опоре в виде животного или полуколонны, и практически каркасные металлические стулья и табуреты, напоминающие складные.

mebel-v-rimskom-stile

Ножки столов, кресел и стульев могут быть выполнены в виде звериных лап. Гостей римляне принимали лежа, поэтому привычный для нас большой обеденный стол — не самый подходящий предмет. Уместны изящные диваны, больше напоминающие скамьи, с подушками в виде валиков.

rome_style

Украшением мебели из дорогих природных материалов (мрамор, дерево, металл) может служить гравировка, резьба, позолота, инкрустация, различные рельефные накладки из бронзы, природного камня, слоновой кости и даже панциря черепахи.

Обивка допускается яркая (красная, синяя, зеленая) и спокойная природных оттенков. Пусть мебель контрастно выделяется на фоне стены. Ткани желательны натуральные, идеальный вариант – кожа.

Декоративные элементы, малые формы и текстиль

Римский интерьер должен напоминать о могуществе и мощи, богатстве и изобилии. Используйте бронзу, цветное стекло, фаянс, мрамор, статуи античных богов. Подойдут также бюсты императоров, фигурки животных, амфоры, вазы, кубки и урны. В зависимости от размеров, эти предметы могут находиться прямо на полу вдоль стен или около лестниц, заполнять декоративные ниши, стоять на пьедестале или подставке в виде полуколонны.

rome 3

Выбирая текстиль для декорирования, отдавайте предпочтение натуральным тканям: от тончайшего шелка до нарочито грубого льна с каймой в виде контрастного геометрического орнамента. Подушки, драпировки, покрывала могут быть украшены бахромой, витыми шнурами и кистями из золотых нитей. Цветовая гамма – от ослепительно белого до ярких, насыщенных, чистых цветов спектра.

Не страшно, если окажется, что статуя или ваза принадлежат эпохе расцвета Греции или Египта. Римляне ценили культурный опыт греков, берегли египетские трофеи, поэтому такие предметы в римском интерьере вполне уместны.

Ванная 

Ванная комната была особым помещением в домах римлян. Для нее подойдет мозаичное (лучше сюжетное) покрытие стен, пола или самой чаши ванны, которая совсем необязательно должна опираться на ножки в виде звериных лап и быть традиционных очертаний. Объем чаши можно решить в виде простой геометрической формы с облицовкой мозаикой или керамической плиткой подходящей фактуры. Не забывайте о предметах декора из бронзы или темного металла (подставки, крючки, ручки в виде колец).

muse interiors bathroom stand alone bathtub tb gray floral wallpaper roman shades trim gray cococozy gray white

Освещение

Освещением постарайтесь создать игру света и тени, свойственную римскому жилищу. Люстры и светильники при этом — не самый удачный прием. Лучше, если источник света будет спрятан или не очень заметен. Используйте точечную подсветку в нишах и в перепадах уровней потолка. Подойдут также торшеры и бра с плафоном, скрывающим лампочку и направляющим свет вверх или вниз. Идеально скопление крошечных светодиодных точек по центру потолка в пределах окружности – эффект окажется сродни знаменитому «Глазу Пантеона». Удивляйте светом!

Roman-style-interior-dining-room

Римские шторы в интерьере

Вообще, штор в домах римлян не было. Но современная жизнь диктует свои требования и, если не удается обойтись рулонными или «римскими», используйте шторы простого покроя из легких тканей нейтральных оттенков.

968ior

Итог

Римский стиль в интерьере непременно сделает ваш дом максимально удобным для жизни, удивительно красивым для восприятия, создаст атмосферу значительности и великолепия в сочетании со сдержанностью и благородством.

Смотрите фото, каким может быть интерьер в римском стиле:

Узнайте, какими могут быть римские шторы в интерьере (видео):

Здесь вы увидите, как преображают интерьер разнообразные римские шторы

stylingroom.ru

Архитектура Древнего Рима и Романский стиль в средневековой архитектуре: что общего?

Ну, что ж...Начнем, пожалуй. И начну я со своих старых статей пока мне не хватает иллюстрационного материала для новых. Со временем, постепенно, будем добавлять новые материалы, которые, я надеюсь, будут содержательными и очень интересными.Итак, поехали.

Не единожды приходилось слышать и читать мнение, что романский стиль средневековой Европы это копирование архитектурных построек и приемов Древнего Рима. В силу того, что меня живо интересовало и интересует всё, что связано со Средними Веками, плюс к этому по воле судьбы мне довелось поселиться в стране, которая является колыбелью и хранителем романского и готического стилей, чья история при этом неразрывно связана с историей Древнего Рима, такой животрепещущий вопрос не мог меня оставить равнодушной. Обратившись к доступным мне источникам в Интернете, еще раз проштудировав лекции по ряду предметов, которые я изучала в институте и которые затрагивают эту тему, и имея перед глазами наглядные примеры архитектуры этих периодов, решила поделиться тем, что удалось узнать и своими выводами из узнанного.Если с архитектурой Древнего Рима еще что-то более-менее понятно, ибо Колизей, Помпеи, Пантеон давно растиражированы журналами, открытками, путеводителями, то с романский стиль пока еще в процессе изучения, и то - не особо пристального. Принято преклоняться перед канонами древнеримской и древнегреческой архитектуры, с пренебрежением относясь к архитектуре Средних веков, считая её грубой и маловыразительной, с чем вряд ли согласятся те, кто имел возможность соприкоснуться с ней, побывать в её величественных соборах, замках и монастырях.

Сам термин "романский стиль" появился лишь в начале 19 века, обозначив так европейское искусство 10-12 веков и полагая, что архитектура того периода находилась под влиянием римского зодчества. Термин этот условен и совершенно не отражает действительности, однако прочно вошел во всеобщее употребление и продолжает вводить в заблуждение своим звучанием.

Что является характерными особенностями древнеримской архитектуры? Стремление к строгой симметрии, монументальность, пышной отделке зданий, их утилитарность. Древний Рим создает не столько храмовые комплексы, сколько здания для практических нужд, колонны перестают играть роль опоры, они служат лишь для украшения, широко применяется в строительстве бетон, что позволяет увеличить масштаб строений. Коллонады, аркады с аттиками или портиками, треугольные фронтоны, отдельностоящие колонны с барельефами, триумфальные арки, призванные увековечить подвиги императоров, напольная мозаика, кессонные потолки, стукковые рельефы,  атриумы, богато декорированные росписями или мозаикой стены жилых домов - всё это характерно для Древнего Рима.

Основными постройками были здания административные, светские, зрелищные и жилые. Жилые здания были двух типов - домус, отдельно отстоящие дома-усадьбы с внутренними двориками и инсула - многоэтажные дома квартирного типа.Вся древнеримская архитектура тяготеет к возвеличиванию власти императора, военной мощи империи, в ней отсутствует духовная составляющая при внешней пафосной пышности, эффектности и монументальности.

Храм в Древнем Риме - это в первую очередь дом для богов, покровителей города или ремесла, где совершается обряд жертвоприношения жрецами. Он представляет собой прямоугольное здание на пьедестале, обнесенное колоннами, примыкающими к стенам, либо полуколоннами, со статуями императора и богов внутри, где единственным источником света является дверной проем. Основная жизнь проходит за его стенами - на Форуме, где торгуют и проводят собрания, оглашают решения и учат детей и в термах.

      

В любое время, в любую эпоху архитектура служит выражением как государственой политики, так и внутренней сущности общества того времени. Для человека Древнего Рима характерно ощущение себя как свободной личности, индивидуализм, порой до противопоставления личных интересов государственным.

В противовес мировоззрению древнего римлянина человек средневековья глубоко религиозен, в нем сильно ощущение вечности, все создано и происходит по воле Божьей, вся жизнь пронизана ожиданием конца света и суда Божьего. Храм для него - средоточие духовной и светской жизни, монастыри - убежище и спасение как от мирских соблазнов, так и от набегов соседей. К тому же не будем забывать, что этот тип архитектуры появился через несколько веков после падения Древнеримской империи, на землях, когда-то колонизированных римлянами и на которые пришли новые народы, истово ненавидящие все, что связано с Римом, да и кельтские племена, которых римляне пытались ассимилировать, вряд ли питали к тем большую благодарность. От построек и городов, которые построили римляне, практически ничего не осталось, кроме отдельных фрагментов разрушенных амфитеатров, терм и крепостных стен. Да и могло ли быть иначе, если в летописи 10 века н. э. записаны достаточно жесткие слова в адрес Империи: "Мы - лангобарды, саксы, франки - так презираем Рим, что нет ничего хуже, чем называть их римлянами". О каком заимствовании и подражании может идти речь при таком резко отрицательном отношении? Мало того, пришлые народы скорее всего имели собственный опыт строительства, к которому, по-видимому, приложился и опыт кельтов и подозреваю, что истоки самобытной, ни на что ранее не похожей архитектуры Средневековой Европы, надо искать в том направлении. Если рассматривать арочные конструкции, использование которых и дало основание в 19 веке дать название стилю, то сами римляне их позаимствовали у этрусков, у которых, в свою очередь, были налажены торговые и культурные связи с кельтами, которые так же могли перенять этот способ строительства.

Редкие сохранившиеся храмы 8-9 века дают некое представление о типе архитектурных сооружений, существовавших до массовой перестройки церквей и монастырей. В основе таких сооружений все та же простая вытянутая раннехристианская базилика с двускатной крышей, с прилегающей к ней башней, с узкими оконными и дверными проемами проемами арочной конструкции с типичным чередующимся камнем двух цветов, создающим эффект полос, который повторится в романской архитектуре.  

В средневековье храм уже не дом для божества, это Божий дом для людей, где они могут найти убежище или обратиться за помощью к Божьей силе. Храмы строились и перестраивались с учетом требований того времени. Огромную роль в жизни средневекового человека играло паломничество к мощам святых, от которых верующие ожидали чудесного исцеления от болезней либо защиты от будущих несчастий. Архитектура паломнических церквей подчинялась их главной задаче - вместить большое количество людей, желающих принять участие в богослужениях и поклониться христианским святыням.

Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание. В строительном и в художественном отношении они представляли важный шаг вперед в развитии средневекового зодчества и отражали общий подъем производительных сил, культуры и человеческих знаний. Более совершенная техника обработки камня, ясное понимание архитектурного целого, продуманная система пропорций, осознание художественных возможностей, заложенных в строительной конструкции,— все это отличало романское зодчество от сооружений предшествовавшего периода.   

Характерные особенности романского стиля:- суровость, замкнутость- отсутствие украшений и орнаментов на фасадах - массивные, толстые стены- узкие дверные и оконные проёмы- мотив аркады во всем- высокие башни как главный элемент архитектурной композиции- ступенчато углубленные порталы с цилиндрической аркой- система простых стереометрических объемов: цилиндр, куб, пирамида, призма...

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным.

Следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность, слабое развитие обмена, относительная замкнутость культурной жизни и устойчивость местных строительных традиций определили большое разнообразие романских   архитектурных   школ.Одними из самых значимых были школы Бургундии, Оверни, Прованса и Нормандии.

В Бургундии были построены самые величественные и крупные романские соборы Франции, отличавшиеся великолепным живописным и скульптурным убранством. Именно бургундские архитекторы разработали ряд конструктивных новшеств, позволивших уменьшить объем стен, увеличить вместимость соборов, достигнуть большой высоты сводов. К постройкам Древнего Рима эти здания не имеют ни малейшего отношения, слишком велика разница  идейной и конструктивной составляющих.Аббатство Клюни (Бургундия)  

Церковь Сен-Мадлен в Везле (Бургундия)

Для архитектуры провинции Овернь характерны мощь, простота и монументальность, скульптурные украшения здесь использовались скупо.Церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермоне (Овернь) 

Своеобразная школа сложилась в Нормандии. Здесь долго использовались деревянные перекрытия, своды появились лишь в 11 веке, почти не применялись скульптурные украшения. Церкви нормандской школы больше похожи на крепости с просторными внутренними помещениями, большими башнями по сторонам фасадов и в центре здания. Скорее всего влияние именно этой школы отразилось в сохранившихся романских строениях региона Сарт и Мэн.Церкви городов Нормандии и Сарта    

Вот лишь на искусство Порованса повлияло римское и византийское зодчество, отразившись в античных орнаментах, колоннах с античными капителями, украшением скульптурами не по всей поверхности стен, как  Бургундии, а лишь на капителях и по сторонам порталов.У меня не удалось загрузить фотографии собора Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (Прованс), их в хорошем качестве можно увидеть на этом ресурсе. Само собой разумеется, что характерные черты античной древнеримской архитектуры мы увидим в романской архитектуре Италии.

Городской архитектуры романского стиля не сохранилось, слишком часто горели, разрушались и перестраивались города, но и по более поздним постройкам можно понять, что для европейской городской архитектуры не характерна многоэтажная застройка по типу римских инсул, дома рассчитаны на одну семью, узкие, близко или впритык расположенные, часто с маленькими двориками. Замковая архитектура сохранилась частично. Это скорее крепости, обнесенные толстыми крепостными стенами, со сторожевыми башнями по периметру, с подъемными мостами, рвами. В центре замка находилась каменная башня - донжон. Позже, при Франциске Первом, крепости в своем большинстве были перстроены в дворцы, так как утратили свое главное предназначение - защиту от вражеских нападений. Многие из этих крепостей строились на фундаменте разрушенных древнеримских укреплений, а дворцы вырастали из башен крепостей, это эклектичное наслоение архитектурных типов можно увидеть и поныне. Древнеримского в них лишь остатки крепостных стен и башен в основании.

Из всего вышеизложенного можно сделать однозначный вывод: архитектура Древнего Рима и романский стиль в средневековой архитектуре имеют слишком мало общего, чтобы проводить между ними какие либо параллели и уж ни в коем случае нельзя ставить знак равенства.Что ж, история знает немало таких поспешно данных названий и выводов, которые приводят порой к искаженному восприятию действительности и вызывают массу вопросов.

В ходе работы были использованы материалы:http://arx.novosibdom.ru/neufert/49/518http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D0%B0http://smallbay.ru/architec041.htmlhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8Chttp://www.bibliotekar.ru/Iskuss1/29.htmhttp://www.countries.ru/library/ant/rimarch.htmhttp://arx.novosibdom.ru/node/1477http://www.mystic-chel.ru/~ancient-rome/architecture-of-the-ancient-rome.htmhttp://www.countries.ru/library/ant/rimarh.htmhttp://poitiers.tchaykovsky.com/list7/6187.htm

Лекции по Истории искусствЛекции по Истории стилейЛекции по Истории дизайна и техникиЭнциклопедия "ИСКУССТВО" издательства "Аванта+", том 7, часть первая - Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения

За разрешение использовать фотографию Нотр-Дам-дю-Пон в Клермоне большая благодарность nat_ka  (http://nat-ka.livejournal.com/215015.html?view=4195303)Большинство фотографий - из личного архива, часть - с указанных выше ресурсов.

archi-style.livejournal.com


Смотрите также