Боги, цари, герои в эпосе Древней Индии — реферат. Цари древней индии
Реферат – Боги, цари, герои в эпосе Древней Индии
Так, хотя санскритский эпос рассказывает о древнейших племенах эпохи расселения ариев в Индии: бхаратах, куру, панчалах и других, он в то же время знает греков, римлян, саков, тохарцев, китайцев, то есть такие народы, которые стали известны индийцам лишь на рубеже нашей эры. В содержании «Махабхараты» и «Рамаяны» «отчетливо ощутимы черты первобытного строя и племенной демократии, описываются родовые распри и войны из-за скота, а с другой стороны, им знакомы могучие империи, стремившиеся к господству надо всей Индией (например, империя Магадхи во второй половине I тыс. до н. э.), а социальный фон эпоса составляет сравнительно поздняя система четырех варн: брахманов ― священнослужителей, кшатриев ― воинов, вайшьев ― торговцев, ремесленников и земледельцев и шудр ― наемных работников и рабов» [4, с. 49]. Столица героев «Махабхараты» Хастинапура, так же как столица Рамы Айодхья, изображены в поэмах густонаселенными, хорошо благоустроенными городами, которые украшены многочисленными дворцами и величественными зданиями, укреплены глубокими рвами и крепостными стенами. Между тем, как показали недавние раскопки на месте древней Хастинапуры, в начале I тыс. до н.э. она представляла собою простое скопление хижин всего лишь с несколькими кирпичными домами. Дидактические разделы санскритского эпоса в целом отражают юридические и социальные нормы индийского средневековья, но одновременно «Махабхарата» и «Рамаяна» многократно касаются обычаев, уходящих корнями в глубокую древность и опирающихся на первобытные представления о морали. Наконец, в непрерывном развитии ― от архаических верований до воззрений классической поры ― представляет эпос идеологические и религиозные учения Индии. В одних разделах эпоса главную роль «играют старые ведические (по названию древнейших памятников индийской словесности ― вед) боги, из числа которых Индра, Вайю, Ашвины и Сурья становятся божественными отцами героев «Махабхараты» пандавов и их сводного брата Карны» [1, с. 58]. В других разделах ― ведические божества оттесняются на второй план и преобладающее значение получает индуистская верховная триада богов: Брахма, Вишну и Шива. Особенно примечательна в поэмах роль Вишну: в «Махабхарате» он выступает в своей земной ипостаси Кришны, а в «Рамаяне» ― Рамы. Есть основания думать, что в ранних слоях эпоса и Кришна и Рама были еще лишены божественного ореола. Но в текстах, до нас дошедших, оба они ― два главных воплощения бога-спасителя, явившегося на землю ради торжества справедливости, и Вишну уже не просто бог, а «высшее бытие», «высочайший бог», «начало и конец мира». Это изменение непосредственно связано с распространением в Индии в начале нашей эры вишнуизма и культов Вишну-Кришны и Вишну-Рамы. А вместе с новыми религиозными идеалами в эпос проникли и новые философские доктрины (например, кармы ― предопределения жизни каждого существа его деяниями в былых рождениях, дхармы ― высшего нравственного закона, мокши ―освобождения от уз бытия), сыгравшие большую роль в моральном учении эпоса. Казалось бы, сочетание различных исторических слоев в пределах одного памятника должно было привести к его внутреннему распаду; казалось бы, сказания и мифы героического века так или иначе обнаружат свою несовместимость с художественными формами куда более поздней эпохи. Однако этого не произошло с «Махабхаратой» и «Рамаяной» потому, что они, подобно большинству других эпосов, представляют собой по происхождению памятники устной поэзии. Эпос не принадлежит одному времени, но является достоянием многих сменяющих друг друга поколений. Веками складывались «Махабхарата» и «Рамаяна» в устной традиции, и непрерывность этой традиции, органичность и постепенность происходящих в ней изменений обеспечивали художественное и концептуальное единство поэм на каждом этапе их формирования, вплоть до той поры, когда они были записаны. Об устном своем происхождении оба эпоса свидетельствуют сами. «Рамаяна» сообщает, что ее сказания передавались из уст в уста, пелись в сопровождении лютни и что первыми ее исполнителями были сыновья Рамы ― Куша и Лава. «Махабхарата», в свою очередь, упоминает имена нескольких своих рассказчиков, причем один из них, Уграшравас, говорит, что искусство сказа он перенял, как это и принято в эпической традиции разных народов, у своего отца Ломахаршаны. Будучи памятниками устной поэзии, «Махабхарата» и «Рамаяна» долгое время не знали фиксированного текста. Лишь на поздней стадии устного бытования, в первых веках нашей эры, когда поэмы достигли колоссального размера: «Махабхарата» ― около 100 000 двустиший, или шлок, а «Рамаяна» ― около 24 000 шлок, ― они были записаны [3, с. 46]. Но и после этого они дошли до нас в десятках отличающихся друг от друга рукописях и редакциях, поскольку, возможно, вначале были сделаны не одна, а несколько записей, да и записаны были версии разных сказителей. Древнеиндийский эпос называет также несколько групп профессиональных певцов, которые исполняли эпические и панегирические поэмы. Среди этих групп выделяются так называемые суты и кушилавы, в обязанности которых, по-видимому, входило исполнение «Махабхараты» и «Рамаяны». Каждый из певцов эпоса выступал и как наследник сложившейся традиции, и как ее творец-импровизатор. Певец никогда не следовал за своими предшественниками дословно, он сочетал и дополнял традиционные элементы путем и способами, подсказанными ему собственными возможностями и конкретной ситуацией исполнения, но в целом он должен был быть верным традиции, а его рассказ оставаться для слушателей все тем же знакомым им рассказом. Поэтому, хотя в Индии, как и в любой другой стране, создателями эпической поэзии было множество различных сказителей, живших в разных местах и в разное время, она может казаться творением одного поэта. И не случайно, что когда на поздней стадии формирования эпоса в Индии возобладали новые представления о литературном творчестве, «Махабхарата» и «Рамаяна» были приписаны двум определенным авторам ― соответственно Вьясе и Вальмики. Вполне возможно, что тот и другой не были мифическими личностями, но не были они и авторами в современном смысле этого слова, а лишь наиболее выдающимися и потому наиболее запомнившимися фигурами в длинной чреде сказителей, передававших поэмы из уст в уста, из поколения в поколение.
refbox.org
Царь Ашока в Древней Индии
ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.И. МЕЧНИКОВА
ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
РЕФЕРАТ
По Всемирной истории
НА ТЕМУ:
« Царь Ашока в Древней Индии »
Автор – Анастасия Залевская,
Студентка 1 курса 2 группы
Дневного отделения,
Культурология.
Одесса – 2008
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ВОЙНА С КАЛИНГОЙ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АШОКА…………….…4
ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ АШОКИ…………………….6
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….…9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ НАПИСАНИИ РЕФЕРАТА………………………………………………………………………11
ВВЕДЕНИЕ
Ашока правил империей (к 264 г до н. э.) от Афганистан до Мадраса. Ашока, древнеиндийский царь [правил в 268—232 до н. э.] из династии Маурья. При жизни своего отца Биндусары был правителем наиболее важных наместничеств с центрами в Удджайне и Таксиле. Захватил трон отца после междоусобной борьбы.
При Ашоке государство Маурьев достигло особого могущества. Империя территориально расширилась и стала одной из крупнейших на древнем Востоке. Слава о ней разнеслась далеко за пределы Индии. Об Атаке и его деятельности создавались легенды, в которых особенно прославлялась его заслуга в распространении буддизма. Эти буддийские сказания имели хождение во многих странах Азии.
Благодаря многочисленным эдиктам царя Ашоки мы имеем важные сведения об истории этого периода, о системе управления империей, о политике Маурьев. В эдиктах маурийский царь называется Пиядаси Деванампия, т. е. «царь Пиядаси, милый богам». Лишь в двух эдиктах царь выступает под именем Ашоки. Некоторые более поздние источники говорят о том, что Пиядаси было собственным именем сына Биндусары до захвата им (Престола, а став царем, он величался и как Ашока (дословно — «лишенный печали»).
Показательно, что в греческих надписях, эдиктах, найденных в Кандагаре, маурийский царь выступает под именем Пиядаси.
Цейлонские хроники рассказывают, что Пиядаси, будучи еще царевичем, был направлен в качестве правителя отцом — царем Биндусарой в Западную Индию. Согласно же североиндийским источникам царевич находился в Северо-Западной Индии, в Таксиле, куда Биндусара послал его для подавления восстания местных жителей против царских чиновников. Источники повествуют об упорной борьбе Пиядаси с братьями за власть. Цейлонские хроники сообщают, что соперничество продолжалось и после того, как Ашока захватил магадхский престол. В результате официальная коронация Ашоки состоялась только через четыре года после захвата им власти.
Целью данного реферата было изучение основных положений внутренней и внешней политики Ашоки в древней Индии.
Моей задачей было показать каким образом Ашока стал правителем, как по ходу правления изменилось его мировоззрение и тем самым политика управления своим государством, а так же отобразить основные принципы, которых придерживался Ашока, завоёвывая другие государства. В научной литературе по данной теме информации мало, по этому по объему работа вышла не большая. В реферате упоминается об отношении Ашоки к буддизму, но данную тему я глубоко не рассматривала.
Список литературы использованной в написании реферата приведён в конце работы.
ВОЙНА С КАЛИНГОЙ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АШОКА
Единственным крупным политическим событием, о котором нам рассказывают эдикты царя, была война с Калингой — сильным государством на восточном побережье Бенгальского залива (современная Орисса.) В своем эдикте Ашока сообщает, что во время войны было взято в плен 150 тыс. и убито более 100 тыс. человек. Присоединение Калинги, важной в стратегическом и торговом отношении области, способствовало усилению империи.
Калинга оказала Ашоке упорное сопротивление. Эта область входила в империю Нандов, а затем ей удалось добиться независимости. В специальном эдикте, посвященном завоеванию Калинги, Ашока сам признавал, что суровые меры наказания применялись и к простому народу, и к знати, которая тоже не захотела смириться с властью Маурьев. Ашоке даже пришлось принимать особые меры, чтобы разрядить обстановку в завоеванной области. Калинге была предоставлена большая самостоятельность, но император лично проверял деятельность местных чиновников, следя, по его собственным словам, за тем, «чтобы не было беспричинного заключения в тюрьму городских жителей и беспричинного причинения страдании».
Многие последователи считают, что калингская война заставила Ашоку отказаться от традиционной активной внешней политики по созданию объединенного государства. По их мнению, император стал мечтателем, не стремящимся к расширению и укреплению своего влияния и своей власти. Однако эти взгляды не соответствуют данным источников. Ашока не отказался от активной внешней политики, а лишь несколько изменил методы действий. Не забывая о своем могуществе и применяя в необходимых случаях силу, маурийский император в основном прибегал к идеологическим и дипломатическим приемам. С помощью специальных чиновников и миссий он стремился укрепить свое влияние в незавоеванных областях, обещая населению этих территорий любовь и заботу императора, свое отцовское расположение и всяческую поддержку.
В одном из своих эдиктов Ашока, давая наставления чиновникам, говорил «Люди из незавоеванных стран должны твердо усвоить, что царь для нас как отец. Как он себе сочувствует, так и нам, как дети ему дороги — так и мы. Ашока поддерживал тесные дипломатические отношения со многими странами В его эдиктах упоминается селевкский царь Антиох (Антиох II Теос — внук Селевка), правитель Египта Птолемей (Птолемей II Филадельф), царь Македонии Антигон Гонат, царь Кирены Маг и царь Эпира Александр. В различные страны были послать: маурийские послы (дута), которые рассказывали о могущественном и добродетельном царе Ашоке
Очень тесными были связи с Цейлоном, куда Ашока направил специальную миссию во главе со своим сыном Махендой для распространения буддизма.
Царь Цеилона Тисса в ответ на это в честь Ашоки принят его титул — «милый богам» (Деванампия) и направил свое посольство в Паталипутру.
ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ АШОКИ
Подчинив себе всю Индию, кроме крайнего юга, Ашока начал осуществлять программу реформ. Он поощрял строительство ирригационных систем и развитие медицины, сооружал дороги и караван-сараи, смягчил суровую систему правосудия, оставшуюся от прежних правителей. В соответствии с быстро распространявшимися идеями ненасилия Ашока запретил жертвоприношения, связанные с убийством животных, и забой некоторых видов скота на пищу. Для наблюдения за выполнением подданными норм дхармы назначались специальные чиновники, в обязанности которых входили поощрение добрых отношений между людьми и борьба с произволом должностных лиц. Покровительствуя буддизму, Ашока не опускался до фанатизма и на протяжении почти всего царствования проводил политику религиозной терпимости.
Ашока упорно трудился особенно для распространения образования на своей земле. Наланда – самый известный университет того времени, был центром образования в Магадхе – он был основан царем Ашокой. Студенты этого университета очень уважались.
Все деньги, из государственной казны расходовались на благосостояние людей. Он развивал сельское хозяйство, торговлю и различные ремесла. Строились каналы для ирригации и шлюзы для торговых кораблей, так в то время в основном торговля шла по водным путям.
Ашока прокладывал добротные дороги по всей стране, для того, чтобы помочь росту торговли и развитию различных ремесел. Для блага путешественников он сажал деревья с обеих сторон дороги. Вырывались колодцы, строились навесы, и дома отдыха.
Была бесплатная медицинская помощь – и для людей, и для животных. Ашока – первый в мире, кто построил больницы для лечения животных. Он брал лекарственные растения и разнообразные плодоносные деревья из определенных мест и сажал там, где их не было. В одной из надписей он выразил желание, чтобы даже обитатели леса в его империи жили счастливо.
Как сандаловое дерево изнашивает себя, чтобы дать прохладную и ароматную пасту людям; как сахарный тростник дает свой приятный сок людям, и становиться тоненькой высохшей кожурой; как свеча сгорает полностью, но дает свет другим, так и вся жизнь царя Ашоки была посвящена благу других.
Он упорно трудился без отдыха и учил людей жить справедливо, по Дхарме, честно и нравственно. Страна была в мире и согласии. Были социальные собрания, в которых собирались люди из всех каст и сословий, свободно общались и не чувствовали разницы между собой.
Пациенты могли делать добровольные вклады в эти учреждения, но никого не заставляли платить.
Ашока не только думал о счастье своих подданных, но и стремился принести счастье всему человечеству. Он желал завоевать сердца людей и служить миру через Дхарму, через добрую волю и добрые деяния. Он решил направить все свои усилия, всю свою власть и богатство этой цели.
Первая вещь, которую сделал Ашока в распространении Дхармы среди людей – это совершение паломничеств. Это произошло по пришествии двух лет после калингской войны. Его паломничество, начатое с его посещения Самбодхи, святого места, где Будда ушел в паринирвану. Он посещал и другие святые места в течение многочисленных паломничеств. Ашока так объяснил цель своих паломничеств: «…чтобы встречать брахманов и шраман и делать им подношения. Встречаться со старейшинами и одаривать их золотом. Встречаться с людьми и проповедовать закон Дхармы, разговаривать о Дхарме». Это были важные цели.
Ашока сделал для распространения буддийского учения куда больше, чем любой из предыдущих правителей. Он заставил своих подданных руководствоваться моральными заповедями Будды: быть всегда справедливыми и проявлять к другим любовь и сострадание. Он заявил, что все должны повиноваться своим родителям, уважать любую жизнь, всегда говорить правду и оказывать почет учителям. Он не только построил буддийские храмы и монастыри по всей Индии, но и создал лечебницы для людей и животных, насадил множество садов. Ашока даже осудил войну, твердо заявив, что единственное, что достойно завоевания, — это дхарма, учение Будды.
mirznanii.com
Боги, цари, герои в эпосе Древней Индии (*Общие критические статьи)
Боги, цари, герои в эпосе Древней Индии.
Что такое “эпос”? Эпос-это героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни, и представляющее в гармоничном единстве некий эпический мир героев-богатырей.
Индия не входит в круг моих интересов, но я признаю, что она яркая, самобытная и колоритная. Чтобы разобраться в религии, философии, культуре этой страны нужно, наверное, обладать уникальной мыслительной направленностью.
Культура Древней Индии одна из самых богатых. Древнеиндийский эпос имеет разностороннюю структуру. В нем упоминается большое количество древнейших государств в долине реки Ганг, но по большей части археологи не подтверждают их реальность.
Раньше происхождение царей и царских династий объяснялось волей богов. Главными династиями были Солнечная и Лунная, основатели которой считались потомки Солнца и Луны. Герой Солнечной династии был Рама, а Лунной-род Кауравов( потомок этого рода был царь Бхарата).
Индийский эпос колоссален по объему и очень уникален. Эпические книги ” Рамаяна” и “Махабхарата” почитаются как священные книги индуизма. Их можно сравнить, возможно, с Новым Заветом в Христианстве. Расскажу немного об этих книгах и их героях. “Махабхарата” и “Рамаяна”- великие поэмы, богатейшие источники знаний по философии, религии, мифологии, науке, нравах и
обычаях индийского народа. Были созданы около двух тысячелетий тому назад, на санскрите. Поэмы относятся к жанру героического эпоса, они опираются на исторические предания и сохраняют в себе память о реально прошедших событиях.
Наряду с героями и демоническими существами в поэмах действуют боги: Брахма, Вишну, Шиву. Брахма, Вишну и Шива образуют Тримурти-триаду богов в индийском пантеоне. Вначале не было ничего, кроме бескрайних вод, которые породили огонь. Силой жара родилось Золотое Яйцо. Через год из Золотого Яйца силой мысли, разделившей яйцо надвое, возник Брахма. Из верхней половины скорлупы было создано небо, а из нижней земля. После этого Брахма создал пять элементов: огонь (тедж), воду (ап), землю (притхви), воздух (ваю)и эфир (акаша). Создал страны света, звезды, горы, людей, речь, чувства. Людей разделил на две половины: мужскую и женскую. Брахма силой духа породил пять сыновей, которые стали родоначальниками людей и богов. Брахма – это бог творец в индуизме.
Вишну возлежит на мировом змее Шеше, из пупа Вишны вырастает лотос, на котором сидит Брахма. Вишну наделен жизненной энергией вод, из которых возник мир. У Вишну десять воплощений ( аватар ): рыба Матсья, чарепаха Курма, вепрь Вараху, карлик Ваману, человек-лев, Рама, Кришна, Будда, белый конь Калки. С помощью этих образов Вишну спасал людей от потопа, поднимал землю из первобытных вод, поддерживал священную гору, победил демона ( Нарасинха ), вернул власть богам и еще много всего. Вишну – это бог хрнитель.
Шива – одновременно и бог разрушитель и бог созидатель, поэтому его называют Махадева (великий бог). Шива организует мир с помощью своего оргиастического танца. Символ Шивы – лингам (фоллос), символ его супруги Парвати – йони (женские гениталии).
Встречаются и другие боги, немного расскажу и о них: богиня речи Вач – ее называют матерью Вед( древнеиндийские тексты ). Обитает на небе и на земле, является олицетворением слова. Ее материальное воплощение слог АУМ( ом ). Индра -олицетворение воинского ремесла. Он громовержец. Своим оружием он поразил змея, который запирал своим телом мировые воды. Бог Агни-бог огня. Он посредник между богами и людьми. У него три головы, три силы, три языка и три жилища, потому что он родился сразу на небе, на земле и в воде. Варуна-бог небесных вод. Он поливает с небес дождем и наполняет моря, карает ложь. Сурья – бог Солнца, глаз богов. Сарасвати-богиня целительства, покровительница искусств и науки, богиня мудрости. Лакшми-богиня любви и красоты. Супруга Вишну. Она появилась сидя на лотосе, поэтому он является священным цветком. Кали-богиня ужаса. Несет гибель всему живому. Она носит ожерелье из черепов, язык свисает у нее изо рта, весь в крови от жертвоприношений. Бог Яма-покровитель загробного мира. Ганеша-слоноголовый бог, его больше всего почитают в Индии. Он бог мудрости и предусмотрительности. Хануман-царь обезьян, обладает огромной силой, покровительствует деревенской жизни.
В “Махабхарате” и “Рамаяне” большое число действующих лиц. Это закономерно для того периода. Каждый герой олицетворял собой несколько человеческих качеств. Эти герои обладают воинской доблестью, силой, самообладанием. “Махабхарата” – великий эпос древней Индии, поэма о великой битве на Курукшетре. Поэма делится на восемнадцать частей, которые называются книгами. В образах “Махабхараты” выражены представления о доблестях героев первобытнообщинного строя, но в то же время в них представлены порядки, которые существовали в развитых государствах. Сюжет представляет собой историю борьбы за престол между двумя царскими родами, а если быть более точным, то это была борьба между братьями одного рода-Пандавами и Кауравами. Очень длительная война завершается великой битвой на поле Куру. Победу одерживают братья Пандавы, и совершают восхождение на священную гору и становятся небожителями. Поэма представляет собой весь спектр философских учений. Индийцы говорят: “Все, что есть в Индии-есть в “Махабхарате”. Если чего-то в “Махабхарате” нет-значит и в Индии этого нет”.
“Рамаяна”-священная книга о деяниях бога Вишну, воплотившегося в смертного царя Раму. Она состоит из двух тысяч четырех ста стихов, которые разделены на семь книг и пятьсот песен. В основе сюжета лежит история жизни Рама-идеального сына и идеального правителя. Он наследник царя Дашаратхи, в честном бою среди сильнейших добился руки красавицы Ситы. Их любовь и преданность можно сравнить с такими героями как Ромео и Джульетта, Одисей и Пенелопа. Сюжет поэмы в стиле индийского кино, наверно поэтому ее очень любят. После того, как Раму с Ситой и с младшим братом покинул свой дом и поселился в лесу, его жену похищает демон-ракшаса Равана и держит ее в заточении. Рама будет искать Ситу. Преодолев множество опасностей, он найдет и убьет Равана. После того как Раму взойдет на престол, его народу нужны будут доказательства того, что его жена, побывав в заточении осталась чиста и добронравна. Раму придется отправить Ситу в лес к отшельникам. Там она родит сыновей-близнецов. Последним доказательством Ситы в своей чистоте будет, когда она попросит Землю принять ее в свое лоно. Земля заключит ее в свои материнские объятия. Рама и Сита вновь смогут обрести друг друга только на небесах. “Рамаяна”-это необыкновенно поучительное произведение, из которого можно узнать об обычаях, уходящих в глубокую древность и опирающихся на представления о морали, источник мудрости и вдохновения.
“Махабхарата” и “Рамаяна” по своему художественному воплощению, объему, воздействию на культуры многих народов можно сравнить с “Илиадой” и “Одиссеей”. Эпоха, когда были созданы эти поэмы, названа “героический век”. “Махабхарата” и “Рамаяна” способны значительно обогатить наше знание прошлого. Они дошли до нас от той эпохи, от которой почти не осталось исторических документов. Благодаря им мы в состоянии хотя бы немного отодвинуть завесу времени и представить себе Индию древнейшего периода ее развития, познакомиться с ее политической жизнью и частным бытом, чувствами, мыслями и верованиями ее населения. Читая их, мы невольно приобщаемся к тому странному миру аскетов и войнов, сказочных богатств и жестоких бедствий, тропического изобилия природы и полуфантастических животных, который, издавна с восхищением, но и недоумением называли “чудесами Индии”.
Индия-это особенная страна, в ней древнейшие мифы и эпические сказания не ушли из современной жизни. Они по сей день пользуются популярностью и любовью в стране. С давних пор поэты, художники, скульпторы обращаются к индийскому эпосу как к источнику вдохновения.
Индийской культуре в равной мере присущи единство и многообразие, приверженность традиции и восприимчивость к новому. За многовековую историю Индии пришлось немало пережить, ко многому приспособиться, ассимилировать элементы различных культур, но при этом она сумела сохранить свое древнее наследие.
.
ege-essay.ru
Реферат – Боги, цари, герои в эпосе Древней Индии
Показателен с этой точки зрения эпилог «Рамаяны». Вставная поэма о Раме, в основных чертах совпадающая с содержанием «Рамаяны» Вальмики, имеется в «Махабхарате». Здесь поэма заканчивается тем, что после освобождения Ситы из плена Рама возвращается с нею в Айодхью и супруги счастливо царствуют долгие годы. Так, по-видимому, и кончалась древнейшая версия сказания. Однако в той «Рамаяне», которая до нас дошла, злоключения героев искусственно продолжены. Узнав, что его подданные подозревают Ситу в неверности, Рама отсылает Ситу в лес. Снова долгие годы проходят в разлуке. И даже тогда, когда супруги вновь встречаются, когда сам мудрец Вальмики убеждает Раму в невиновности Ситы, он продолжает колебаться, и Ситу поглощает Мать-Земля, в третий раз и уже навсегда разлучая с мужем. Это настойчивое повторение темы разлуки Рамы и Ситы нельзя признать случайным. Видимо, творцам поздних версий «Рамаяны» благополучный конец казался противоречащим художественному смыслу поэмы, и ради ее эмоционального и композиционного единства они стремились остаться верными этой теме, рискуя даже бросить тень на безупречного главного героя. Тема разлуки и скорби от разлуки прикреплена в «Рамаяне» не только к образам главных героев. Так или иначе «через разлуку с кем-либо близким (и как крайнее ее выражение — смерть) проходят почти все персонажи эпоса» [5, с. 58]. В первой книге царь Дашаратха со страхом расстается с Рамой и Лакшманой, уходящими на борьбу с ракшасами. Во второй — Дашаратха, его жена Каушалья и весь народ Айодхи печалятся из-за изгнания Рамы, а затем, в свою очередь, Рама, Каушалья и брат Рамы Бхарата оплакивают смерть Дашаратхи. В четвертой книге трагедия одиночества Рамы дублирована рассказом о несчастьях царей обезьян Сугривы и Валина. И даже «батальная шестая книга в значительной мере насыщена скорбными монологами героев, удрученных гибелью своих родичей, и в том числе — жен Раваны, которых смерть разлучила с их господином» [5, с. 63]. Вообще всевозможные плачи по погибшим либо пропавшим без вести героям чрезвычайно характерны для «Рамаяны». Такого рода плачи сами по себе составляют один из традиционных тематических элементов эпической поэзии. Но в «Рамаяне» их количество и размеры далеко превышают обычную эпическую норму, и они задают поэме искомую эмоциональную тональность.В эпосе освещаются темы человеческого существования и понятие дхармы. В поэме содержатся учения древних индийских мудрецов, которые представлены посредством аллегорического повествования в сочетании с философией и бхакти.
Заключение
Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы – Махабхарат” и Рамаяна. Рамаяна, как греческие «Илиада» и «Одиссея» и в новейшие времена финская «Калевала», составлена из отдельных рапсодий ― отрывочных песен, которые сохранялись первоначально изустно, а потом в связи, в целом, приведены в некоторый порядок и изложены письменно.В индийской традиции «Махабхарата» почитается как священная книга, как «пятая веда», в отличие от древних четырех, доступная простому народу и предназначенная для него. Свое учение «Махабхарата» излагает не в виде предписаний и не только как наставление, но на примере памятных героических событий, взятых из легендарного прошлого Индии. Послушные нормам устного творчества, творцы поздних версий «Махабхараты» оставили нетронутым, героическое сказание эпоса, но расставили на нем новые акценты. Использовав традиционный эпический сюжет, они насытили его этической проблематикой в духе современных им религиозно-философских принципов. Моральное учение цементирует «Махабхарату», однако она не теряет ни своей художественной выразительности, ни архаического колорита. И только в этом органичном единстве дидактического слоя и собственно эпического повествования раскрываются смысл и глубина содержания первого древнеиндийского эпоса.Рамаяна относится к той первобытной эпохе жизни народа, когда сверхъестественное и обыденное, вымыслы и действительные происшествия, мифы и несомненные факты нераздельно сливаются в одно. Господствующий характер поэмы ― мифологически-религиозный. Он развился под влиянием священных индийских книг, известных под именем Вед, или откровений: Эти Веды излились из уст божества ― Брамы; значит, вне всяких границ времени, вне всяких хронологических указаний.
Список литературы
1. Гринцер, П.А. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология / П.А. Гринцер. ― М.: Наука, 2004. ― 424 с. 2. Ибрагимов, А.Р. Образ Карны в Махабхарате. Разыскания о трагическом герое индийского эпоса / А.Р. Ибрагимов. ― М.: CK. 2009. ― 248 с.3. Канке, В.А. Философия (Карманная энциклопедия студента) / В.А. Канкее. ― М : Логос, 2007. ― 272 с.4. Кохановский, В.П., Золотухина, Е.В. Философия для аспирантов / В.П. Кохановский, Е.В. Золотухина. ― Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. ― 448 с.5. Мотрошилова, Н.В. История философии / Н.В. Мотрошилова. ― М: Феноменология-Герменевтика, 2007. ― 326 с.6. Невелева, С.Л. Махабхарата. Изучение древнеиндийского эпоса / С.Л. Невелева. ― М.: Наука, 2006. ― 232 с. 7. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. ― М.: Гардарики, 2006. ― 592 с.