Старые старинные каменные окна Стоковые фотографии и лицензионные изображения. Древнее окно
этимология слова "окно", история окна, виды окон, устройство современного окна; Окна Смарт (Петербруг)
Этимология слова ОКНО
Этимология слова «окно» связанно с русским словом «око» т.е. глаз. Есть подозрение, что корни словообразования уходят в древнюю Скандинавию.
Скандинавское слово «vindauga» первоначально обозначало отверстие для прохода дыма и уже позже окно. Как известно, в домах скандинавов окна были овальной формы, похожей на глаз, и не имели ни стекла, ни слюды, так что в ветреную погоду ветер врывался в эти отверстия, которые и получили поэтому название «глаз ветра«. Говорят, что и английское слово window происходит от викингов. У них окно звучит как vindue (датск.).
ОКНО в Русском языке
ОКНО (ср.род) — в русском языке окно может иметь массу звучаний. Например: окошко, оконко, оконце, окошечко, умалит. оконишко, окнишко; оконище, окнище. Окном так же назывался «проём в стене для свету, а в мазанках и лачугах — это иногда простая дыра, затыкаемая по зимам (!) почти вовсе».
В Сибири и на Кавказе и др. окно затягивают брюшиной (бычьим пузырем), в России заставляют его оконницею, со стекляными окончинами (стеклопакетами :).
В избах крестьян, волоковое окно, оконце или проем четверти в полторы, с волоком, задвижным изнутри ставнем, для опросу приходящих, для подачи милостыни, для выпуска дыма в курных избах, для чего иногда бывает и особое дымовое окно, дымволок.
Производные от слова ОКНО
Оконный, окошечный, к окну принадлежаший, относящийся: оконные вставки, стар. что ныне косяки, откосы, колоды;
В старые времена были приставные щиты, а на крюках ставни звали затворами.
Окончатая изба, с окнами, т. е. красными, косящатыми.
Окончатое болото, с окнами, водьями.
Окончатая решетка, шашней, в прямых клетках.
Оконистый дом, в коем много окон.
Оконница (женск.) окольница, искажен. рама, переплет оконный, в который вмазываются окончины, стекла; но местами и окончину, стекло, зовут оконницей.
Абинное сукно окончина в окно, замест брюшины, пузыря, потому что оно редко, жидко. Выбьешь окончину, не дури!
У нас вся деревня промышляет оконницами, делают и развозят по торгам оконницы.
Оконщик, столяр делающий оконницы. Оконичник, оконник м. то же, что и оконщик; Стекольщик, вставляющий окончины.
Оконничать, заниматься деревенским промыслом оконщиков.
Окнище, увеличенное окно; окнище, проем, просвет в стене для окна;
Красное окно, косящатое и с оконницею.
У крестьян обычно три окна: переднее окно, у красного угла; среднее, украшенное пуще прочих всяческой резьбой; третье или судное, где посудник и стряпная.
Виды окон на Руси
«Венециянское окно», тройное, три окна в одно.
Глухое окно (совр. слэнг «глухарь»), заделанное, забитое, или фальшивое, несквозное, сделанное для виду снаружи.
Слуховое окно, на кровле, на чердаке или подволоке.
Смотровое окно в плавильных и обжигательных печах иногда делается с боку окно, проем с заслоном, для осмотра;
Стекловарное отверстие в печном колпаке, против каждой дойницы (горшка), для доступа к ней.
А также окном называлась открытая полынья в трясине, вадья, водья, чарус (окошко в болоте). Корова в окно попала, и потонула. 🙁
Оконные пословицы и поговорки
«Такой город, что бабы через улицу из окна в окно на ухвате горшки передают!»«Окошечко (оконце) маленькое, а в него все видно!»«Окнища — барския затеища.»«Ложку за окошко даром не выкинешь.»«Только и свету, что в вашем окошке!»«В окно всего свету не оглянешь.»«Не только свету, что в окошке» (прибавка: на улицу выйдешь, больше увидишь).«Что услышишь под окном, того и жди» (гаданье о святках).«Бог даст, так и в окошко подаст» (т. е. далеко не ищи).«В окно подать — Богу подать.»«Грызть окна» (просить подаяния).«Под одним окном выпросить, под другим съесть.»«Лучше подать в окно, чем стоять под окном.»«Будешь ты у меня под окном стоять» (т. е. скоро обнищаешь).«Не велят в окно заглядывать — а в двери не пускают.»«Муж в двери ногою, а жена в окно и с головою.»«На глазах окошки, а не видит ни крошки.»«Горница хороша, да окна кривы.»«Придет солнышко и к нашим окошечкам.»«Не прорублены окошки, так решетом свету не наносишься.»«В дымное окно коров скликать — сами будут домой ходить.»
Старинные Оконные Загадки
«Красная девушка в окошко глядит (солнце).»«Из окна в окно готово веретено» (луч солнечный).«Ни окошек, на дверей, полна горница людей» (огурец).«У вас за окошком полно репы лукошко» (звезды).«Погляжу я в окошко — стоит ркпы лукошко» (небо и звезды).«Стоит город, в городу 12 башен, в башне по 4 окошка, а из каждого окошка по семи выстрелов» (год, месяцы, недели и дни).
Интересные ссылки по теме окна:
Ну и, конечно, наша непосредственная профессиональная деятельность это:
oknasmart.ru
Картинки старые старинные каменные окна, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения старые старинные каменные окна
FairytaleDesign
3000 x 4000
Patryk_Kosmider
5104 x 3403
ru.depositphotos.com
Кто изобрёл стекло и где это произошло?
Прежде чем попасть к нам в том виде, в каком мы сейчас его знаем, стекло проделало долгий путь длиной в несколько тысяч лет.Жилища наших прародителей, древних людей, стёкол вообще не имели. Свет проникал через узкие проходы в скалах или каменистых пещерах.
Но изобретение стекла — не привилегия человека. Образцы этого материала людям показала… природа. Природные стёкла образовывались из лавы, выливавшейся во время извержения вулканов. Стекло то было мутным, тёмным по цвету. Сегодня мы знаем его как обсидиан.
Изобретатели стекла
История этого материала так далека во времени, что изменялась не один раз в свете археологических открытий и всё ещё считается спорной. На первенство в стеклоделании претендуют Египет, Средиземноморье, Африка и Древняя Месопотамия.
Образцы египетского стекла — это стеклянная глазурь на фаянсовых плитках пирамиды Джессера, время создания которой — XXVII век до н. э. Есть и ещё более ранние образчики — фаянсовые украшения возрастом около 5 000 лет.Сначала стекло у египтян выходило мутного синеватого или зеленоватого оттенка — в зависимости от того, где добывали песок для его производства и какие примеси он содержал. Бесцветное стекло люди научились делать гораздо позднее, вероятно — в I веке уже нашей эры: для обесцвечивания стали использовать марганец.
В Месопотамии археологи нашли стеклянную цилиндрическую печать возрастом примерно 4 500 лет. Сосуды для благовоний — одна из частых находок учёных при раскопках территории Старовавилонского царства.
Древнее производство стекла
Всё больше исследователей склоняются к тому, что стекло возникло независимо сразу в нескольких местах. Как это случилось — пока загадка. Стекло было настолько ценным материалом, что сведения о его производстве хранились в строжайшем секрете. Лишь немногие сведения дошли до нас.
Так, египтяне плавили песок и соду в глиняных сосудах на открытом пламени. Когда ингредиенты спекались, их бросали в ледяную воду для растрескивания. Полученные куски — фритты — размалывали в пыль, а потом снова плавили. Технология получила название фриттование и использовалась несколько веков.
Интересен и тот факт, что первые стеклянные изделия были сплошь фигурными — печати, крошечные сосуды, бусины. Связано это с неумением древних людей делать плоское стекло — они просто выдували из стеклянной массы разнообразные формы.Плоское, бесцветное стекло появилось массово в европейских государствах только в XIII веке. Однако при раскопках Помпеи учёные обнаружили образцы плоских стёкол, значит — технология была известна давно.
Как стекло завоёвывало мир?
Первое застеклённое окно появилось в помещении греческой бани в Помпеях. Его размер составлял метр на полтора метра. Чуть позже небольшие окна появляются в залах для пиршества греческой знати. Причём, только с южной стороны. Но это – что касается мужчин. На женской половине жилья окон в то время вообще не полагалось.
Наибольший расцвет стекло переживает в Древнем Риме. Именно здесь окно появляется в том виде, в каком мы сейчас его знаем – помещённое в раму из металла. Чаще всего из бронзы. Тогда же появляются и первые «дамские» зеркала, предназначенные для женщин из числа римской знати.
Гораздо больший расцвет стекло переживает в средние века в Венеции. Причём изготавливается оно в самых разных видах — как оконное стекло, зеркала и изящная стеклянная посуда. Именно Венеция в XVI – XVII веках становится едва ли не мировым производителем стекла.
В то же самое время в домах простых людей стекло оставалось непозволительной роскошью. В роли оконного стекла здесь выступает обычный бычий пузырь, который натягивали на деревянные, небольшого размера рамы.В России стекло начинает широко применяться в царствование династии Романовых. Именно тогда им начинают украшать входы в виде цветных витражей и даже фасад зданий. Первый стекольный завод был построен в середине XVII века в Воскресенске. Здесь из стекла начинают делать стеклянную посуду и украшают цветным стеклом дворцы знати.
При российском императоре Петре I в России действует уже шесть стекольных заводов. Однако у простого люда оконные стёкла по-прежнему заменяет промасленная бумага и пузырь.
www.vseznaika.org
История окон
Прежде чем принять современный облик окно прошло длинную историю: от того момента, когда оно являлось просто отверстием в стене до сложной современной конструкции, способной поддержать любое архитектурное решение. Преобладающей формой современного окна является прямоугольная. Но для того, чтобы установилась эта лаконичная форма, архитекторы тысячелетия экспериментировали - от эпохи к эпохе менялась архитектура окна, повторяя главные тенденции архитектуры времени вцелом.
Какое простое определение можно дать такому понятию, как «окно»? Это световой проём в стене здания, который является также смотровым и вентиляционным отверстием.
В древности способов защиты проемов от стихии еще не было, поэтому жилые дома практически не имели окон (человек хотел отгородиться от опасностей внешнего мира - сил природы, злых духов, диких зверей, птиц и т.д.). Так археологические раскопки свидетельствуют о том, что в IV тыс. до н.э. - IV в. до н.э. в Двуречье (территория древняй Месопотамии - современный Ирак) окна в стенах делали небольшими, под самым потолком; в сущности, это были вентиляционные отверстия. Фактически их и можно назвать прародителями окна. Эти отверстия для выхода дыма из первобытного жилища обеспечивали некоторую освещенность помещения и поступление свежего воздуха.
В древнейших постройках цивилизаций Средиземноморья - Египта, Греции, Римской империи свет, как правило, проникал только через внутренний дворик. В греческих постройках окно было редкостью, и имело вид узкой щели. Большая часть комнат не имела внешних стен - только внутренние простенки, - в них нельзя было прорубить окна. Помещения освещались через отверстия в потолке, в некоторых местах это были "световые колодцы", проходившие через несколько этажей.
Различные стилевые решения, традиции народов и климатические условия местности накладывали свой отпечаток на формы, размеры и конструктивные особенности окон и дверей, оставляя неизменным их функциональное назначение.
Несмотря на то, что стекло было впервые «обнаружено» финикийцами около 5000 г. до н.э. (фрагменты самого раннего непрозрачного стекла, датируемые XVI в. до н.э., были найдены в Месопотамии), развитие технологий, позволяющих широко использовать этот материал растянулось на века.
Основным толчком к развитию архитектуры окон стало зарождение в начале нашей эпохи на территории современной Сирии стеклодувной техники. Однако есть основания полагать, что в это же время существовала и технология литья, которой пользовались для получения листового стекла довольно больших размеров.
До наших дней сохранились стекла из римских домов размером 30x30 см, а археологические раскопки показали, что в Помпеи были стекла еще больших размеров - 100x70 см при толщине 13 мм. (самое древнее окно археологи нашли в бане! Окно (размером 1х1.7 метра) располагалось под самым сводом бани в Помпеях. В него была вставлена бронзовая рама, застекленная толстым 13 мм матовым стеклом.)
После распада Римской империи стекольное ремесло пришло в упадок. Технология производства оконных стекол была забыта, и больше никогда не возобновлялась.Новый способ производства оконного стекла был разработан только через несколько столетий, т.е. в средние века. Этот способ принципиально отличался от древнеримского.
В период раннего Средневековья окна в жилищах закрывались ставнями или масляной бумагой.
В XI в. в Германии были изготовлены первые стеклянные листы по технологии, получившей последующее развитие в XIII веке в Венеции. Тогда выдувались полые стеклянные сферы, которые под действием гравитации растягивались в цилиндрические тела. Далее они обрезались по длине и раскатывались по плоскости. Такие оконные стекла, известные как «лунные стекла», окантовывались и соединялись краями до размера оконного проема.
Вплоть до XVIII в. «модные» застекленные окна имели мелкий переплет. Но не только возможности технологий изготовления стекла диктовали конфигурацию окна. Иногда это могли быть, например, сборщики налогов. Слуховые окна были популярны в средневековой Германии. Они сыграли хорошую службу для любителей уклоняться от налогов. В то время домовладелец платил налоги за этажи - от земли до крыши. Слуховое окно давало свет еще одной комнате под крышей, за которую не надо было платить.
Естественно, влияла на конфигурацию окна и средневековая «мода». В XV веке появились итальянские трехчастные окна с крестообразным переплетом, «оберегающим» хозяев от нечистой силы. В период Ренессанса окно приобрело прямоугольную форму. Барокко же превратило "отверстие для света" в самостоятельное художественное произведение.
Но настоящим средневековым чудом стали витражи. Витраж широко использовался для архитектурного оформления готических храмов. Позже в виде витражей начали выполняться гербы городов в городских ратушах и других зданиях общественного назначения. В подражание этому дворянские дома стали оформлять семейные гербы в виде витражей.Искусство витража достигло наибольшего расцвета в эпоху Возрождения. Слово витраж происходит от французского vitre - оконное стекло. Кроме разноцветного стекла в витражах использовались стекла, расписанные красками. По описанию монаха Теофила в XII в. витражи изготавливались следующим образом. Заранее нарезанные и хорошо подогнанные друг к другу куски цветного стекла обертывались по краям полосками свинца. Обернутые куски раскладывались на столе и плотно подгонялись один к другому, а затем свинцовые перемычки спаивались припоем из сплава олова и свинца. Как видите, восхитительные световые узоры средневековых храмов стали возможны только благодаря смеси искусства и передовых технологий того времени.
Лунный способ производства сделал листовое стекло доступным. Но в XVII -XVIII в. во Франции была разработана новая технология изготовления плоского стекла. Пришедший на смену «лунному» более совершенный «халявный» способ позволил изготавливать стекла большой прозрачности и размеров. Он использовался во всем мире почти в течение двух столетий и существенно расширил сферу их применения - в качестве зеркал, например, в Зале зеркал Версальского дворца, для окон больших размеров, получивших название "французский балкон".
По существу, это было усовершенствование средневекового способа выдувания, в результате которого получался цилиндр. «Халявой» называли массу стекла на конце выдувной трубки. Она доходила до 15-20 кг и из нее в итоге получались листы стекла площадью до 2-2,5 м2.Этот способ позволил получить относительно недорогое оконное стекло хорошего качества. Таким образом, в XVIII веке проблема светлого и теплого жилища была разрешена.
«Халявный» способ почти не поддавался механизации, а потребности в оконном стекле росли быстрыми темпами. Поэтому в начале XX в. в промышленность был внедрен механизированный процесс производства стекла. В основе его лежало наблюдение американца Кларка, сделанное в первой половине XIX века. Американский изобретатель заметил, что если на поверхность жидкого стекла положить железный стержень-«приманку», а затем поднимать его, то стеклянная масса приклеится к стержню и потянется за ним в виде полотна. При остывании на воздухе получается стеклянный лист. Однако он получался не с параллельными кромками, а в виде клиновидного полотнища. Следующим шагом на пути разработки механизированного способа было изобретение бельгийца Фурко. Он предложил положить на поверхность расплавленной массы керамический брус-«лодочку» с продольной щелью. Керамика легче расплавленной стеклянной массы и потому лодочка плавает на поверхности. Если нажать на лодочку, то расплавленное стекло выдавливается из щели. На нее опускают «приманку» и тянут вверх. Если скорость подъема приманки будет равна скорости выдавливания стекломассы, то получится правильное полотнище с параллельными кромками. Дальнейшее завершение решения проблемы дело техников и конструкторов. Можно установить подъемные валики, холодильник и другие вспомогательные приспособления. Большинство современных стёкол до сих пор производятся по данному методу. Варьируются только некоторые технологические особенности.
Если обратиться к истории русских окон, мы увидим, что технологии были весьма своеобразны и развивались не так быстро, как в Европе.
На территории древнеславянского государства археологи многократно находили фрагменты стеклянных кругов диаметром 200-250 мм с хорошо заделанными кромками. Ученые сходятся во мнении, что эти стеклянные круги служили для остекления окон крупных общественных зданий, например храма Софии Киевской и других церквей домонгольской Руси. Считают, что славяне придумали оригинальный способ их производства. Вначале выдувался сосуд, похожий на конусообразный графин. Дно этого «графина» обрезалось, а кромка завертывалась.
Но, по-видимому, технологии были утеряны. И история защищенных окон начинается заново с узкого волокового окошка из кожи или слюды, выпиливаемое из куска стены. Оно предназначалось для выпуска дыма и получило свое название от задвижки волока, при помощи которой закрывалось (задвижку использовали из-за больших морозов, она как бы «заволакивала» оконный проем.).
Волоковое окно сменило четырехугольное «косящее» окно, вставляемое в стенной проем. Оно состояло из двух косяков - отсюда и название. В колоду вставлялась оконница - деревянная рама, в которую входили слюдяные или паюсные (сделанные из бычьего пузыря) «стекла», они практически не пропускали солнечного света, но в фольклоре именовались не иначе как «хрустальными».
Стекольчатые окна появились лишь во второй половине семнадцатого века. В некоторых окнах сочетались кусочки стекла и слюды. Они были различных форм: от совершенно круглых до окон в форме буквы «Д». Снаружи окна закрывались ставнями, изнутри затворялись причальниками. Щели между стеной и колодой закрывались наличниками, покрытыми ритуальным орнаментом.
Большие оконные проемы в России начали делать при Петре Первом. В строящемся Петербурге появились и реальные образцы, которым надлежало следовать архитекторам по указу царя, - Летний и Зимний дворцы, дворец князя А.Меншикова. "Французский балкон" не прижился из-за климата.
kharkovremont.com
История стекловарения
Самое древнее из найденных на сегодня изделий из рукотворного стекла - светло-зеленая бусинка размером 9х5,5 мм, обнаруженная в окрестностях города Фивы - датируется 35 в. до н.э. Но задолго до этого людям было известно так называемое природное стекло - материал, возникший в результате оплавления скальной породы при извержении вулкана, ударе молнии или метеорита. Самая распространенная его разновидность - обсидиан, малощелочное алюмосиликатное вулканическое стекло, из которого древний человек изготавливал разнообразные орудия. Но и в более поздний период развития человечества обсидиан не был забыт, о чем говорит факт нахождения многочисленных обсидиановых изделий на территории Египта.
Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно, как побочный продукт других ремесел. В те времена обжиг глиняных изделий происходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила солома или тростник. Образующаяся при сгорании зола - т.е. щелочь - при высокотемпературном контакте с песком давала стекловидную массу. Некоторые считают стекло побочным продуктом выплавления меди. А древнеримский историк Плиний-старший (79 - 23 гг до н.э.) писал, что стеклом мы обязаны финикийским морским купцам, которые, готовя пищу на стоянках, разводили на прибрежном песке костры и подпирали горшки кусками извести, создав тем самым условия для возникновения стекломассы.
Действительно, исходным сырьем для изготовления стекла служили песок, известь и щелочь - органическая (зола растений) либо неорганическая (сода). В качестве красителей использовались металлургические шлаки - соединения меди, кобальта и марганца.
Древнейшие рукотворные изделия из стекла исследователи находят в Египте и на месте Восточной Месопотамии, из чего можно сделать вывод, что именно там были первые центры стеклоделия. Египтяне производили цветное стекло, тогда как в Месопотамии предпочитали прозрачное. Первыми стеклянными изделиями были украшения - бусины, палочки, полоски. Однако, уже в 16 в. до н.э. в Месопотамии научились делать стеклянные вазы - их фрагменты найдены современными археологами.
Примерно в то же время секретом производства полого стекла овладели в Египте. Египетские мастера помещали форму, сделанную из спрессованного песка, в расплавленное стекло и поворачивали форму таким образом, что стекло оседало на стенках формы. Затем форму со стеклом вытаскивали, песок удаляли, заготовку остужали и производили окончательную обработку. До нас дошли три вазы тех времен, на которых стоит имя фараона Тутмозиса III (1594 - 1450 гг. до н.э.), который привел стекольщиков в Египет как военнопленных после удачной кампании в Азии. Археологам удалось обнаружить и остатки древних стекольных мастерских на восточном берегу Нила, работавших примерно 3400 лет назад. Там сохранились тигли для варки стекла, по форме напоминающие маленькие бочки высотой 40 см и диаметром 27 см в широких местах и 23 см - в узких.
Позже стекло начали производить в Микенах (Греция), Китае и Индии. С Х века до н.э. можно говорить о производстве стекла на Дальнем Востоке. А с IX века до н.э. центром стеклоделия стала Александрия, откуда оно распространилось в Рим.
Первая "инструкция" по производству стекла датируется примерно 650 г. до н.э. Это - таблички с указаниями, как делать стекло, находившиеся в библиотеке ассирийского царя Ашурбанипала (669 - 626 гг. до н.э.).
Большой переворот в стеклоделии произвело открытие метода выдувания стекла. Это произошло в период между 27 г.до н.э. и 14 г. н.э. Нововведение приписывается сирийским мастерам, жившим в районе Вавилона. Для выдувания стекла применялась тонкая металлическая трубка, мало изменившаяся с тех пор. Этот метод позволил существенно разнообразить формы стеклянных сосудов.
В последнем веке до н.э. стеклоделие интенсивно развивалось в Римской империи. Четкая политическая и экономическая организация, бурное строительство, разветвленные торговые связи - все это создавало условия для процветания стекольной промышленности во владениях Рима в Средиземноморье и в Западной Европе. Во времена императора Августа изделия из стекла вывозились во Францию, Германию и Швейцарию. Именно римляне начали использовать стекло в архитектурных целях - особенно после открытия прозрачного стекла путем введения в стекломассу оксида марганца, случившееся ок.100 г. до н.э. в Александрии. Именно на рубеже старой и новой эры в Риме появились первые стеклянные окна. Хотя подобные окна отличались плохими оптическими свойствами, они считались признаком роскоши. Цицерон говорил: "Беден тот, чье жилище не украшено стеклом". На месте раскопок знаменитой Помпеи, уничтоженной извержением Везувия, найдено немало фрагментов оконных стекол той эпохи, которыми застекляли не только оконные проемы, но и крыши бань. Первые римские стекла имели толщину порядка 1 мм. Как их изготавливали - неизвестно. Есть версия, что их отливали в плоских формах.
С распадом Римской империи стеклопроизводство в различных регионах стало приобретать свои особенности. Центром стеклоделия на востоке по прежнему оставалась Александрия, производившая роскошные изделия на экспорт. На западе крупным стекольным производителем стал Кельн (Германия). Немецкое стекло было менее изящным и витиеватым, нежели александрийское.
В раннее средневековье в Европе стеклоделие претерпело некоторые изменения. Всвязи с трудностями в импортировании сырья стекло, производимое с использованием соды, уступило место стеклу, изготовляемому с помощью поташа, получаемого путем сжигания древесины.
С 11 века немецкие мастера, а с 13 - венецианские разработали технологию производства листового стекла. Стеклодел выдувал полую стеклянную сферу и начинал крутить ее в вертикальной плоскости, отчего под воздействием силы тяжести сфера вытягивалась в цилиндр длиной до 3 метров и шириной до 45 см. Затем у цилиндра удаляли дно, сам цилиндр разрезали по длине и укладывали на ровную плиту, которую помещали в печь и там разравнивали. Конечно, такое стекло было невысоким по качеству, но его химический состав практически ничем не отличался от современного. Полученные таким образом листы скреплялись вместе свинцовыми полосами и устанавливались в окно. Такие окна оставались предметом роскоши, и ими остеклялись, в основном, лишь королевские дворцы и церкви.
Центром стеклоделия в те времена был итальянский город Венеция. Венецианские купцы, плававшие по всему Средиземному морю, обеспечивали итальянских мастеров секретами сирийского стекольного производства и знакомили итальянцев с традициями исламского искусства. Все это обусловило то, что венецианские стекольщики не имели себе равных в Европе. Свыше 8000 стекольных мастеров трудились в те времена в Венеции. Власти хорошо понимали важность стекольного производства для города. В 1271 году был издан специальный указ, в котором устанавливались протекционистские условия для местного стекла и одновременно защищались секреты его изготовления: запрещался импорт стекла в Венецию, иностранным мастерам-стеклоделам не разрешалось работать в Венеции, и даже запрещалось вывозить за границу сырье для изготовления стекла.
Вплоть до XIII века стекольные мастерские располагались непосредственно в самом городе. Но из-за частых пожаров, причиной которых они служили, в 1291 году мастерские перевели на остров Мурано, находящийся в двух километрах к северо-востоку от Венеции. С того времени венецианское стекло стало называться "муранским", а этот остров до наших дней является символом высококачественного стекла.
В XVI веке в Италии образовался другой центр стеклоделия - в местечке Альтара близ Генуи. Здесь не было таких строгих правил для мастеров, как в Венеции, и альтарские стеклоделы с успехом распространяли новые технологии изготовления стекла в остальной Европе, особенно во Франции.
Со второй половины XV века муранские мастера стали применять в качестве сырья кварцевый песок, а поташ изготавливать из морских водорослей, что позволяло производить очень чистый хрусталь. К тому времени более 3000 человек из семитысячного населения острова было занято в стекольном производстве.
Следующий толчок технология изготовления стекла получила в 1674 году, когда англичанин Джордж Равенкрофт (1618-1681) запатентовал новый способ производства хрусталя, призванного заменить собой муранский хрусталь. Равенкрофт заменил поташ оксидом свинца в высокой пропорции, что позволило ему получить блестящее стекло с высокими отражающими свойствами. Это стекло отлично подходило для резки и гравировки.
В 1688 году во Франции применили новый метод изготовления стекла и зеркала. Расплавленное стекло выливалось на специальный стол и раскатывалось до плоского состояния. Затем заготовка охлаждалась и полировалась с помощью железных дисков и очень мелкого абразивного песка. Окончательная полировка производилась фетровыми дисками. Результатом подобного процесса стало стекло с невиданными ранее высокими оптическими свойствами. Покрытое с одной стороны отражающим слоем серебра, стекло превращалось в высококачественное зеркало.
Но только более чем через 300 лет производство стекла вышло на качественно новый, промышленный уровень. Этому способствовали научные открытия и исследования. Одним из "отцов" современной стеклоиндустрии можно назвать немецкого ученого Отто Шотта (1851-1935), изучавшего влияние различных химических элементов на оптические и термальные свойства стекла. Другая важная фигура для стекольного производства - Фридрих Симменс, который изобрел новый тип печи, позволившей существенно повысить качество изготовляемого стекла.
В 1910 году французский ученый Эдуард Бенедиктус изобрел способ производства особо прочного пуленепробиваемого стекла путем помещения специальной целлулоидной пленки между двух листов стекла. Такое стекло, известное как ламинированное, Бенедиктус запатентовал под названием "Триплекс".
Истинный переворот в стекольной индустрии совершил бельгиец Фурко, в 1905 году начавший вертикально вытягивать из печи непрерывное стеклянное "полотно" постоянной ширины. Его технология получила развитие в 1914 году. В конце Первой мировой войны другой бельгиец, Эмиль Бишеруа разработал технологический процесс, при котором стекло вытягивается из печи между двух роликов. Подобно методу Фурко, этот способ делал последующую полировку стекла более легкой и экономичной.
И, наконец, в 1959 году английская компаний "Пилкингтон бразерс Лтд." предложила современную методику изготовления высококачественного стекла, сочетающего в себе высокие оптические качества полированного стекла и экономичность метода Фурко.
Расплавленное стекло протекало по поверхности ванны с расплавленным оловом, где оно растягивалось и выравнивалось с помощью силы тяжести и силы натяжения, после чего протягивалось горизонтально по длинной непрерывной ленте. Подобный способ производства стекла называется флоат-методом и применяется сегодня наиболее широко.
В России стеклоделие также имеет свою историю. Его производили уже в Киевской Руси, о чем говорят найденные на территории Киево-Печерской лавры остатки стекольных мастерских, датируемых примерно XI веком. Правда, такого расцвета, как в Европе, в Средних веках русское стекольное дело не знало. Возрождение этого ремесла в России начинается в 1634 году, когда швед Юлий Койет построил стекольный заводик в местечке Духанино, близ Воскресенска. Поначалу и производство, и сырье, и даже рабочие там были иностранные. Однако вскоре в работе стали использовать кварцевые пески из местных месторождений. В 1669 году в Измайлово открылся второй стекольный завод, на котором трудились 7 рабочих.
К середине XVIII века в одной только Москве работало 7 стекольных производств. В 1880 г. в России работало уже 207 фабрик, на которых трудились 14 тысяч человек. К концу XIX века стекольных фабрик было 283. Основные мощности были сосредоточены во Владимирской, Новгородской и Тверской губернии, а также в Санкт-Петербурге. В основном изготавливалась посуда и, в меньшей степени - листовое стекло. Много ввозилось иностранного стекла - объем импорта в 1987 году составил 1,7 млн. рублей, что по тем временам значительная сумма.
В начале XX века стекольная отрасль в России испытывает настоящий подъем. В 1913 году Россия произвела 23,7 млн.кв.м оконного стекла. В основном преобладали небольшие предприятия производительностью до 400 тыс.кв.м в год. Но был и крупный стекольный завод в Донбассе, который выпускал более 1 млн.кв.м стекла в год.
После 1917 года за счет строительства новых заводов выпуск стекла неуклонно возрастал. Были введены новые заводы в Горьком, Гомеле, Львове, Тюмени, Паневежисе и др.
В статье использованы материалы газеты "Большая Стройка"
www.saratovstroysteklo.ru
Как покрасить окно деревянное старое
Красить старые деревянные окна необходимо.
Надо признать, что красить старые деревянные окна это довольно трудоемкая работа. Она зависит от погоды, влажности и от того в каком состоянии находиться деревянная рама. Многие считают, что знают, как красить старые деревянные окна, но не редко делают это неправильно.
Покраску старых деревянных окон осуществлять нужно в сухую, теплую погоду и хорошо бы желательно летом. Покрасить деревянные окна зимой не только опасно, так как краска мерзнет, и наноситься неровно, но весной придется все заново перекрасить.
Перед покраской старого деревянного окна, нужно и необходимо подобрать краску. Главные качества для нее это влагостойкость и безопасность для здоровья человека. И также большую роль играет такое качество краски, как ее эластичность.
Для краски эластичность дает возможность растягивания и сжимания вместе с поверхностью, когда влияют такие факторы, как: разбухание и усыхание. Не стоит экономить, выбирайте краску подороже, так как она не имеет выраженного запаха, более безопасна.
Реставрировать старые деревянные окна при помощи красок современных технологий, даст возможность приобрести свежий вид и защитит от влажности. И так, когда выбрали краску и приобрели необходимые инструменты, нужно подготовить деревянное окно.
Убираем пыль и мусор. Конечно, обязательно делаем это сухой щеткой. Затем необходимо избавиться от старой краски. Можно воспользоваться обыкновенным строительным шпателем. Удалили краску с поверхности деревянного окна, потом надо пройтись мелкозернистой наждачной бумагой.
Потом все стряхнуть и помыть содовым раствором. Деревянное окно, после мытья щелочным раствором, высушить, а потом еще раз провести обработку. Но обрабатывать уже нужно составом, который предотвращает гниль дерева и не дает возможность заражаться грибком.
Все металлические гвозди и шурупы покрыть грунтовочной краской, для того, чтобы была хорошая адгезия. В противном случае красна будет быстро отшелушиться и откроет путь влаге и грибку. Не забывайте предохранить стекла от краски, а то потом устанете от чистки.
Стекла при необходимости закрываются малярным скотчем или другим удобным материалом. Вот мы и подготовились к покраске старых деревянных окон. Покраску нужно производить сверху вниз, это дает ей возможность ровнее лечь.
Обязательно дожидайтесь высыхания первого нанесенного слоя краски. Рекомендуется наносить 2-3 слоя, поэтому следите, чтобы не была очень густой краска. Вот мы и покрасили старые окна. Но восстановление старых деревянных окон этим не заканчивается.
Поделиться в соц. сетях
Как покрасить деревянное окно
Пусть многие и ставят сегодня окна ПВХ в своих домах, но большинство людей, особенно в деревянном доме и в старых квартирах, оставляют деревянные окна. Рамы из дерева требуется периодически красить. Чтобы процесс этот не повторять ежегодно, следует отнестись к нему ответственно, заранее подготовить все материалы и инструменты.
В домашнем ремонте деревянные рамы – самый трудоемкий участок. С улицы на них воздействуют солнечный свет, дождь и снег, а из комнаты – более высокая, по сравнению с улицей, температура, сухой воздух, водный конденсат. Кроме того, в деревянной раме часто заводятся жучки, развивается грибок, плесень. Чтобы избежать всяких неприятностей, нужно сохранять порядок обработки дерева и красить по правилам.
Содержание
Материалы и инструменты для покраски деревянного окна
Ремонт рамы из дерева начинается с осмотра их текущего состояния и подготовки материалов и инструментов. Чтобы покрасить старые окна, нам потребуются на разных этапах работы следующие предметы:
Скребок
Шлифовальная машина или дрель со специальной насадкой
Валик
Кисти
Шпатель
Наждачная бумага с крупной и мелкой зернистостью
Металлическое сито
Малярный скотч
Газеты и пленка под окно
Ветошь для очистки от пыли
Ванночки для краски
Грунтовка
Шпатлевка
Уайт-спирит
Краска
Растворитель
Лестница-стремянка или устойчивый стул, табурет
Молоток, стамеска, отвертка, гвоздики
Не забываем про необходимые способы защиты от воздействия вредных веществ: маску, очки, перчатки, головной убор.
Для покраски деревянных рам изнутри обычно применяют краску алкидную на масляной основе, а с улицы – акриловую, для наружных работ. Впрочем, можно использовать краску для наружных работ и с обеих сторон рамы, а вот какой краской покрасить окна – отечественной или импортной – зависит от стоимости ремонта и хозяйских предпочтений.
Подготовка к покраске
Чтобы рамы подольше сохранились, нужно выбрать подходящее время. Ни палящее солнце, ни дождь со снегом не должны нам мешать, потому идеальные условия для ремонта – весенний теплый день без яркого солнца, когда влаги немного, а ультрафиолет не способен разрушить структуру краски. Хорошо сохнут рамы при температуре выше пяти градусов тепла и влажности ниже 80%. Если наносить краску на влажную поверхность, на ней позже появятся пузыри, и работу придется делать заново. Слоится краска тоже из-за сырости, плохой очистки или негодной грунтовки.
Деревянные рамы подготовим к покраске в несколько этапов.
Снимаем старую краску. Для такой работы используем скребок и наждачку с крупным зерном. Проверим, насколько легко закрывается рама, если есть проблемы, используем шлифовальную машинку или дрель со специальной насадкой. НО нужно быть аккуратнее! Нельзя повредить деревянную основу рамы!
Сегодня появились специальные жидкости для снятия старой краски. Это значительно убыстряет процесс подготовки рам к ремонту. Есть финская Тиккурила Маалинпойсто, украинская Шостка, Свема. Найти можно в автомагазинах (для машин она и используется). Наносим, ждем, пока краска сморщится и превратится в творожистое вещество, счищаем шпателем, обрабатываем крупнозернистой наждачкой.
Оконную фурнитуру (да и створки окна тоже) перед покраской лучше снять вовсе, чтобы позже окно выглядело аккуратно, если есть что-то, требующее ремонта, обязательно заменить и поправить нужно заранее. Если же снять ручки или замки проблематично, можно оклеить их малярным скотчем, оградив от случайно попавшей краски.
Также тщательно подготавливаем и стекла. Если раньше вопрос, как покрасить деревянные окна, перед вами не стоял, заклейте все стекла газетами и малярным скотчем по бокам, отступив 2 мм от края, чтобы краска попала в эти узкие щели и не позволяла скапливаться здесь воде. Опытные мастера обычно используют только скотч по краю стекла.
Старые штапики, держащие стекла, по возможности, выбросить. Новые красят отдельно от рам (также очистив, ошкурив, прогрунтовав) и прибивают гвоздиками уже готовые.
Шпатлевка и грунтовка деревянного окна
Внимательно осмотрим деревянную раму. Все детали, которые могут заржаветь и испортить наш ремонт, предварительно обрабатываем грунтовкой для железа (это могут быть шляпки гвоздиков, петли и прочее).
Антисептик (например, льняное масло) – обязательная часть подготовительной работы перед покраской. Такая обработка предотвращает гниение дерева, развитие грибка и не позволяет насекомыми поселиться в вашем доме.
Избавились от старой краски и обработали раму антисептиком? Теперь рассмотрим пристальнее поверхности окна. Все щелочки, ямки и выбоины нужно зашпатлевать. Делать это следует постепенно, потому что толстый слой шпатлевки просто отвалится вместе со свежей краской, и ремонт придется начинать заново.
Шпатлевка должна быть специальная, по дереву, на акриловой основе, обычно она бывает в банках по 200 гр. Хороша алкидная шпатлевка Lakkakitti. Если рамы красим, шпатлевку просто наносим на поверхность, если вместо краски используем морилку, все зашпатлеванные места будут видны сквозь нее, потому сначала шпатлевку подкрашиваем колером под цвет древесины. Можно этот материал для отделки и самим изготовить из древесной муки (сверхмелких опилок) и клея или эпоксидной смолы.
После первого нанесения шпатлевки зачищаем поверхность наждачной бумагой, шлифуем и убираем пыль влажной ветошью. Через час-два, после того, как подсохнет, равняем поверхность наждачной бумагой с мелким зерном, убираем пыль ветошью, еще раз внимательно изучаем раму и, при необходимости, снова наносим тонкий слой шпатлевки там, где необходимо. Процесс повторяем до идеально ровной поверхности.
Следующий этап подготовки к покраске – грунтовка. Этот процесс обеспечивает надежное покрытие дерева краской. Кстати, современная качественная грунтовка – это и антисептик тоже. Так, для этих целей хорош Pinotex. Он образует при нанесении прозрачную защитную пленку, что очень важно для сохранения натурального рисунка дерева. Кроме того, отлично предохраняет от плесени и грибка, не позволяет развиваться процессам гниения на внешней стороне рамы, даже при большой влажности.
Грунтовки состоят из многих составляющих: масла и смолы, клеи и пигменты. Рецептура каждой грунтовки несколько отличается, однако общее среди грунтовок по дереву – это способность их сохранять структуру дерева, потому грунтовка по металлу для деревянных поверхностей не используется.
Перед грунтовкой поверхности снова тщательно очищаются и обезжириваются уайт-спиритом. Грунтовать лучше кистью, а не валиком. Если не дать шпатлевке хорошо высохнуть или пропустить участок при грунтовании, после покраски на этом месте появится темное пятно. Тогда придется его снова зачищать наждачной бумагой, затем грунтовать и красить, потому спешить перед покраской не стоит.
Несколько слоев покраски деревянного окна
Наше окно теперь гладкое и ровное. Перед непосредственной покраской тщательно убираем помещение, очищаем от пыли пространство возле окна, чтобы она не могла попасть на свежеокрашенную поверхность.
Краски для деревянной рамы выбираем водноакрилатные или алкидные эмали. Главные их достоинства – влагостойкость, эластичность, устойчивость к выгоранию под солнечными лучами. Существует несколько мировых брендов, выпускающих краску специально для деревянных поверхностей. В нашей стране, с переменчивой погодой, дождями и морозами, на оконных рамах хорошо держатся Dulux, Remmers, Caparol, правда, при этом вопрос, сколько стоит покрасить окно, решается довольно приличной суммой. Отечественная краска дешевле. В целом, ремонт окна может обойтись от 500 руб. до 10 000 (в последнюю стоимость входят услуги нанятого мастера-отделочника).
Краску тщательно перемешиваем в банке, процеживаем на металлическом сите в ванночку. Можно обойтись без сита, но тогда не исключены мелкие комочки краски из банки, оказавшиеся на гладкой поверхности рамы.
Первый слой краски будет гораздо водянистее, чем следующий, ведь его цель – пропитать все неровности и поры дерева. Чтобы разбавить, используем растворитель. После нанесения кисточкой или валиком краска должна высохнуть. И только после полного высыхания первого слоя можно приступать ко второму.
Обычно финишным бывает третий слой краски, хотя порой и двух уже бывает достаточно, если вся предварительная работа проходила с соблюдением всех правил. Второй и третий слой краски должны быть гуще первого, чтобы избежать потеков. Если же они появились, срочно, до высыхания, удалить ветошью с растворителем. Если просмотреть этот дефект, позже придется вновь зачищать поверхность и красить заново.
Кисть не окунаем в краску целиком, только наполовину, излишек краски оставляем в ванночке, проведя кисточкой по краю. Начинаем красить с наружной стороны окна. Целесообразно иметь несколько кистей: маленькие – для труднодоступных мест, большие – для ровных поверхностей. Ширина кисти может быть 3см – флейц, и шире – 4-5см. По форме плоская кисточка гораздо предпочтительнее круглой.
Краска хорошо ложится вдоль волокон древесины. Углы прокрашиваем легкими, короткими мазками кисти.
Скотч и газетную бумагу со стекол нужно убрать до того, как краска высохнет, потому что позже красочный слой можно повредить.
Фурнитуру, если снимали заранее, устанавливаем после полного высыхания рамы.
Если вы пока раздумывали, как покрасить окно – своими силами или нанять мастера – после нашей инструкции все вопросы и сомнения исчезнут. Удачного вам ремонта!
Статьи по теме
Как покрасить деревянные окна
Подготовка к работе
Подходящее время для окраски окон – теплый весенний день, когда нет осадков и солнце не слишком яркое. Для ремонта деревянных рам на разных стадиях работы используют следующие предметы:
Строительный фен;
Шлифовальная машина;
Молоток, стамеска;
Шпатель, скребок;
Наждачная бумага;
Малярный скотч;
Щётка и ветошь;
Посуда для краски;
Кисти, отвертки.
При необходимости замены подготавливают деревянные штапики и мелкие гвозди. Для обработки поверхностей применяют составы:
Грунт-антисептик;
Шпаклевка по дереву;
Краска для окон или лак;
Растворитель.
Створки и фурнитуру по возможности снимают, стекла вытаскивают или закрывают бумагой с помощью скотча. Старое покрытие с деревянных деталей счищают, для чего существует три способа удаления краски .
Заделка щелей и трещин
Появившиеся после очистки дефекты поверхностей скрывают шпаклевкой для наружных работ. Состав на акриловой основе наносят тонкими слоями за несколько подходов. Если планируют прозрачную отделку, шпаклевку подбирают под тон древесины или подкрашивают колером. Ремонтную смесь можно подготовить самостоятельно из эпоксидного клея и мелких опилок.
Ошкуривание всегда выполняют в два этапа: сначала проходят крупной наждачной бумагой (№80), затем поверхность «доводят» мелкозернистой шкуркой (№120). Шлифовальные операции в процессе подготовки применяют неоднократно:
После удаления старой краски древесину обрабатывают полностью.
Во время устранения дефектов зачищают каждый слой в месте нанесения состава.
По окончании шпатлевания шлифуют всю поверхность оконной рамы.
Снимают мелкий ворс, поднимающийся после обработки дерева антисептиком.
Пропитка рамы грунтующим составом защищает древесину от гниения, снижает расход краски и улучшает её сцепление с поверхностью. Поверхность протирают влажной тряпкой от пыли, обезжиривают и удаляют следы смолы. Грунтовку наносят кистью, тщательно растирая жидкость в направлении волокон.
Покраска деревянного окна
Краску для первого прохода немного разбавляют с целью лучшего закрытия древесных пор. Нормальная консистенция – когда эмаль не растекается, как вода, и легко наносится равномерным слоем. Финишное покрытие выполняют более густой краской по высохшей поверхности. Кисть окунают наполовину и, проведя по краю, оставляют излишки в банке. Сначала деревянное окно окрашивают с наружной стороны, используя широкий инструмент для ровных плоскостей и тонкий для углов. Кистью делают перекрывающие друг друга мазки снизу вверх, не оставляя подтеков. Защитную бумагу и скотч убирают сразу, чтобы не повредить красочный слой.
Хорошо выполненное лакокрасочное покрытие держится 5–7 лет, не требует ежегодного обновления и увеличивает продолжительность службы деревянного окна.
Чем покрасить деревянный дом
Деревянные дома обладают рядом преимуществ. Естественный строительный материал обеспечивает необходимый воздухообмен, обеззараживает воздух и помогает поддерживать благоприятный уровень влажности. Древесина имеет недостатки — возможность повреждения насекомыми, вероятность усушки, пожароопасность. Для защиты дерева используют краски и пропитки. 1 Краска, неподходящая для деревянных поверхностей, способна только освежить внешний вид дома, но долго она не прослужит. Под воздействием […]
Как перекрасить оконную раму
Перекраска оконной рамы – это замена ее внешнего покрытия. Ниже будет описано пошаговое выполнение этого процесса. 1 Для начала ремонта необходимо иметь в наличии такие инструменты: скребок, валик, шпатель, электродрель с насадкой, кисти, сито, кювет для краски, молоток, стамеску и отвертку. Для безопасного производства работ купите респиратор, очки защитные и резиновые перчатки. 2 Из материалов […]
Как покрасить баню
Деревянные строения очень экологичны, функциональны и приятны на вид. Но они требуют специального ухода и заботы для долгого сохранения хорошего внешнего вида и продолжительности эксплуатации. Особенно актуально это для бань и саун, которые изнутри постоянно подвергаются тепловому воздействию и резкому перепаду температур, а снаружи – всем прелестям погодных явлений. Грамотная покраска поверхностей бани позволит продлить […]
Как покрасить лестницу
Шикарная лестница – это то, что всегда первым бросается в глаза. Если вы хотите сделать свой дом лучше – уделите ей внимание. Ведь именно она требует специального ухода. Особенно это касается внешнего вида: для создания прекрасной визуальной картинки требуется лишь ее покрасить… 1 Подойти к процессу окрашивания лестницы и перил нужно очень серьезно. Следует использовать […]
Как установить окна в деревянном доме
Стены деревянного дома на протяжение всего срока эксплуатации подвергаются осадке. В первое время это заметно невооруженным взглядом, впоследствии процесс усыхания замедляется, но всё равно происходит. Для исключения деформации оконных систем их монтаж в деревянном доме происходит по специальной технологии. 1 Для установки окна в срубовом доме применяется обсадная коробка (по другому – окосячка), выполняющая следующие […]
Как покрасить межкомнатные двери
Перед окрашиванием межкомнатные двери рекомендуется предварительно снять с петель и расположить в горизонтальном положении. Это делается в целях равномерного окрашивания поверхности и во избежание подтеков краски. Далее следует освободить двери от фурнитуры и забить образовавшиеся отверстия ватой или х/б тампонами. Можно заклеить ручки и замки малярным скотчем, если они не снимаются. В застекленных дверях стекло […]
Как покрасить потолок водоэмульсионной краской
Качественная покраска потолка водоэмульсионной краской — довольно трудоемкий процесс, который требует определенных навыков и знаний в этой области. Придерживаясь следующих советов, вы с легкостью преодолеете процедуру и в результате получите качественно покрашенный потолок без дефектов. 1 В первую очередь степень аккуратно сделанной работы зависит от качества подготовленного потолка. Важно, чтобы поверхность окрашиваемого потолка была ровной и […]
Как покрасить пол лаком
Если у вас есть возможность, то пол в доме лучше сделать деревянным. Полы из натурального дерева очень теплые и могут самостоятельно регулировать влажность в помещении. Чтобы дерево долго служило, его нужно или покрасить, или покрыть лаком. Лучше остановиться на втором варианте, потому что такие полы прекрасно выглядят – в них видна натуральная структура дерева. 1 […]
Необычное применение старых оконных рам в интерьере.
Весной мы начинаем делать генеральную уборку в доме или гараже. Оказывается, можно найти много интересного. Особенно в гаражах, где часто скрываются настоящие сокровища.
В этом году я нашел в гараже старое окно и решил найти ему применение в доме. Из старых окон можно много чего сделать. И когда я понял это, то очень обрадовался. Ведь из старых облупленных оконных рам можно сделать столько удивительных и полезных вещей!
Сделайте из старого окна крутой кофейный столик с полочкой для хранения
Или садовый стол
Можно сделать красивые стеллажи для гостиной или ванной комнаты
Дверь вместо шторки для ванной
Необычное изголовье в стиле рустик
Повесьте на старом окне свои ювелирные украшения
Сделайте великолепную рамку для одной фотографии…
или для серии снимков
Из старого окна можно сделать сервировочный поднос
Прикрепите окно на стену, и у вас получится отличная вешалка!
Используйте рамы для зонирования помещения
Или сделайте подставку для растений
А еще из них можно соорудить летнюю беседку в саду…
… или сделать отличную теплицу
Накройте овощную или цветочную грядку
А от такой крутой доски для рисования мелом дети непременно будут в восторге!