Мудрости древние. Мудрецы древности о правилах поведения человека
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя литература мудрости. Мудрости древние


Символ мудрости у славян, бог мудрости у славян, в чем состояла мудрость славян?

Символ мудрости у славян, бог мудрости у славян, в чем состояла мудрость славян?

Что такое мудрость? Некоторые приравнивают это понятие к уму, интеллекту, разуму. Да, в этом есть доля правды. Но, на самом деле, мудрость – понятие более глубокое. Ведь мудрость – это не только имеющиеся знания. Это способность пользоваться ими, способность разумно поступить правильно в той или иной ситуации, способность адекватно оценивать свои силы и возможности.

Мудрость у древних славян

Мудрость древних славян заключалась в их мировоззрении, в их взглядах на жизнь. И отражалась она в каждом шаге: в ведении хозяйства, в воспитании детей, в обрядах и праздниках, в традициях и верованиях. Древние славяне четко представляли свое место в мире. Например, они понимали такие вещи, которые были доказаны наукой, как движение Солнца, Земли. Ведь праздники их были как раз в дни солнцестояний и равноденствий. Что уж говорить о славянском календаре, о летоисчислении. Ведь пришло же в голову древним людям вести отсчет времени! Не это ли их мудрость?

Мудрость в морали, мировоззрении

Мудрость славян проявлялась и в их суждениях. Например, все материальное, все природное, по их мнению, обладало душой. То есть наши предки понимали, что там, где есть материя, есть и энергетика. И сам человек, как одна из ветвей природы, обладает определенными энергетическими ресурсами, энергетическим потенциалом. Но у человека есть присущие черты и чувства, резко отличающие его от животных. Например, совесть, долг, честность, ответственность. Символ мудрости у славян, бог мудрости у славян, в чем состояла мудрость славян? Такие понятия для славян были хорошо известны. Они верили, что жить необходимо по законам морали, чтобы душа снова могла обрести телесную оболочку.

Мудрость для выживания

Древние славяне смогли выжить лишь благодаря своей мудрости. Для нас сегодня кажется абсолютно логичным, что сажать (сеять) будущий урожай нужно весной, а собирать осенью. Но тогда, сотни лет назад, люди не могли этого знать наверняка. Но ведь они делали именно так. А почему? Потому что славяне были очень и очень мудрыми. Мудрость их складывалась из опыта, из наблюдений, из интуиции. У славян в древности не была развита письменность, им неоткуда было черпать информацию.

Мудрость предков

Кроме того, славяне помнили о своих предках, уважали старших, чтили свой род. А для чего они это делали? Казалось бы, во времена, когда нужно выживать самим, было совсем не до предков. Но они понимали, что возраст – это тоже мудрость. Ведь советы старших – самые разумные и правильные. Не случайно, в общине был совет старейшин, на котором решались спорные вопросы, проблемы.

Хранителями мудрости были и волхвы, жрецы. К ним тоже часто обращались за советом, с просьбами провести какой-либо обряд. Просто эти люди были наиболее приближены к богам, а значит – к источнику Высших знаний.

Мудрость в любви

Сегодня доподлинно известно, что близкородственные браки часто приводят к появлению в потомстве генетических мутаций. Символ мудрости у славян, бог мудрости у славян, в чем состояла мудрость славян?

Последние, в свою очередь, ведут к порокам развития и врожденным заболеваниям. И у славян было грехом жениться людям, которые были родственниками. Конечно, они не знали тогда о генетике. Но на подсознательном уровне противились подобным связям. В Славяно-Арийских Ведах говорится о законах Рита (законы о чистоте крови и рода). Согласно им, мужчина должен быть первым и единственным у одной женщины.

Приводить множество примеров славянской мудрости можно и дальше. Но мы не преследуем такую цель. Все, что мы знаем сегодня, мы получили благодаря свои предшественникам. Мы не изобретаем велосипед заново. Мы пользуемся тем, что когда-то было открыто, создано, доказано. И, можно сказать, что мы пользуемся мудростью наших предков – древних славян. Они передали ее своим потомкам, а те, в свою очередь, нам. Просто поразительно, насколько мудрыми были люди, жившие еще в прошлой эре. У них не было высокоточной техники, компьютеров и гаджетов. Но они, благодаря своему внутреннему подсознанию, сумели оставить после себя целое наследие. И мы должны помнить об этом.

Бог мудрости у славян

Мудрость для наших предков была очень ценной и важной, поэтому она нашла свое покровительство в лице бога. Славянским богом-мудрецом был Велес. Его называли «мудрым, как Вселенная». Он был хранителем знаний богов, ремесел. Кроме того, Велес – это бог поэзии. Вообще его рассматривают в трех ипостасях, согласно существующим мирам:

  • Явь (земной мир). Здесь Велес покровительсвует природе, скоту, богатству.
  • Навь (подземный мир). Властвует над смертью, над мертвыми.
  • Правь (высший мир, мир богов). Велес – бог Высшей Мудрости.
Символ мудрости у славян, бог мудрости у славян, в чем состояла мудрость славян?

По преданиям, Велес учил людей вере и мудрости, учил их «ведать». Именно он научил человека земледелию, сбору урожая, жертвоприношениям для богов. Кроме того, благодаря ему появился первый календарь, грамота, законы. Велес считается создателем рун.

Символы Велеса:

  • День недели – среда.
  • Камень – опал.
  • Металл – свинец, ртуть.
  • Дерево – ель, сосна.

Даже одна из первых славянских книг, которая появилась еще до создания алфавита (глаголицы, кириллицы) названа Велесовой книгой. Последняя состоит из более чем тридцати дощечек, сделанных из березы. На ней начертаны письмена, причем вопрос на каком же они языке, до сих пор остается открытым. По мнению ученых, эта книга содержит информацию о том, как жили наши предки, начиная с 650 года до новой эры.

Символ мудрости у славян

Славянским символом мудрости была Валькирия. Этот оберег призван хранить мудрость, а также справедливость, благородство и честь. Наиболее распространена Валькирия была среди воинов. Ведь они защищают и оберегают Род, Веру, Мудрость. Но также этот символ можно было встретить у волхвов, жрецов. Потому что они являются хранителями Священных Славяно-Арийских Вед.

ПОЧЕМУ от нас скрывают ТАЙНУ древних людей. Завещание древних славян.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Мудрецы древности о правилах поведения человека

 

Каждый день мы следуем определенным правилам поведения. Мы знаем, как надо себя вести в школе, дома, в общении с другими людьми, но не у всех людей совпадают понятия хорошего и плохого поведения. Так что же это такое «правила поведения» и кто их вообще установил? В современном мире крайне важно знать и соблюдать правила поведения, чтобы быть воспитанным человеком.

Целью исследования является определить, какие правила поведения были созданы древними мудрецами и являются актуальными на сегодняшний день.

Задачи исследования:

  1.                Найти определение правил поведения;
  2.                Выяснить кто такие древние мудрецы и какие правила поведения они устанавливали;
  3.                Провести сравнение правил поведения, установленных в древнее время, и правил поведения, действующих в настоящее время.
  4.                Провести социологический опрос, чтобы выяснить, знают ли мои одноклассники о древних правилах поведения.

Проблема исследования: Современны ли правила, созданные древними мудрецами?

В каждой стране и в каждом обществе есть перечень поступков, которые считаются правильными и плохими. Поступок считается правильным, если он не нарушает закон и не преступает общественные или личные интересы. Правила поведения — это нормы и требования, которые необходимо выполнять, а также объяснения что можно делать, а что — нельзя. Правила поведения задаются в силу самых разных обстоятельств: иногда — моральными нормами, иногда из-за соображений безопасности. Культура поведения складывалась и формировалась много столетий по-разному в различных цивилизациях. Рассмотрим правила поведения, установленных в Древнем мире в различных цивилизациях.

Одним из самых известных библейских мудрецов является Соломон — третий царь единого Израильского царства (1011 год до н. э. — 928 год до н. э.). Царь Соломон славился своей мудростью. Его правление называли «Божественным даром», а изречения передавались из уст в уста. Изучив учение Соломона, мы сделали вывод, что главными правилами поведения для него являлись: почитание Бога; почитание родителей; поиск мудрости; сохранение чистоты сердца и тела.

Конфуций — древний мыслитель и философ Китая (551 год до н.э — 479 год до н. э.) создал учение, которое стало основой философской системы, известной как конфуцианство. Самое главное в учении Конфуция — правила поведения человека. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». [2]

Мудрец Лао Цзы (604 год до н. э.- V век до н. э.) — древнекитайский философ, который создал учение о дао — пути природы и человека. Это учение называют даосизм. Лао Цзы учил, что человек должен жить в соответствии с законами природы, не совершать зла. [6]

Изучив учения Конфуция и Лао Цзы, можно сказать, что в Древнем Китае главными правилами поведения были: почитание родителей; верность традициям и обычаям; уважение к другому человеку; соблюдение спокойствия и терпимости.

Гаутама-Будда считается основоположником и духовным вождем буддизма. Учение Будды отвечает на очень распространенный и критически важный вопрос: как определить является ли поступок хорошим или плохим? В соответствии с учением Будды, ответ достаточно прост: качество поступка зависит от намерения, от которого он происходит. Если человек совершает поступок, основанный на алчности, ненависти и неведении, то этот поступок считается неумелым (дурным). С другой стороны, если поступок совершен от доброжелательности, щедрости и мудрости, то он считается умелым (хорошим). [3]

Согласно учению Будды, главными правилами поведения человека были:

–                    доброжелательность;

–                    воздержанность в своих желаниях;

–                    правдивость;

–                    разумность.

Сократ (469 год до н.э — 399 год до н. э.) — первый древнегреческий философ, учение которого повернуло философию от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Сократ считал, что общие для всех понятия добра, справедливости, нравственности, долга даны человеку богами. На этом и должна основываться система нравственного воспитания, воспитания гражданина: человек должен познать себя, свою духовную сущность. [4]

Заслугой Аристотеля — древнегреческого философа (384 год до н. э. — 322 год до н. э.) является создание науки этики. Этика, по Аристотелю, — учение о нравственности и морали, — означала практические знания относительно того, что есть счастье и каковы способы и средства для его достижения, рекомендации о правилах поведения и образе жизни, о воспитании соответствующих деятельностно-волевых качеств

Изучив учения Сократа и Аристотеля, мы сделали выводы, что в античной Греции правила поведения предписывали быть человеку: мужественным, но в то же время кротким; сдержанным; справедливым; дружелюбным.

Иисус Христос был проповедником нравственности и видел идеал нравственной жизни нравственного человека. В Нагорной проповеди Христос дал Заповеди блаженства, исполнение которых приведут человека к Богу и к духовному совершенству. [1]

Прочитав Нагорную проповедь, мы выяснили, что Иисус Христос призывал людей следовать следующим правилам: быть спокойными, скромными и мирными; быть милосердными; учится видеть и исправлять свои недостатки и не указывать на чужие. [5]

Рассмотрев учения древних мудрецов, мы выяснили, что некоторые правила повторяются у нескольких древнейших мудрецов, и, хотя они записаны совсем по-другому, а смысл один и тот же. В наши дни эти правила не забыты, и до сей поры люди соблюдают эти правила. Мы думаем, что эти правила сохранились до сей поры потому, что они передавались из поколения в поколение для того чтобы люди знали, как себя вести и что делать, чтобы стать настоящим человеком. Следуя этим правилам, человек становится человечнее.

 

Литература:

 

  1.                http://www.patriarchia.ru/bible/prov/
  2.                http://henx-90.narod.ru/cont/fil/19.htm
  3.                http://buddhayana.ru/ %D0 %BF %D1 %8F %D1 %82 %D1 %8C- %D0 %B7 %D0 %B0 %D0 %BF %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B5 %D0 %B4 %D0 %B5 %D0 %B9.html
  4.                https://omiliya.org/article/sokrat-o-cheloveke-i-suti-dobrodeteli-s-mareev-e-mareeva.html
  5.                http://www.pravmir.ru/nagornaya-propoved-mf-5–7/
  6.                Никольская К. Д., Клочков И. С., Томашевич О. В. История и культура Древнего Востока: энциклопедический словарь. М.,2008
  7.                Всемирная история. История Древнего мира: энциклопедия для детей. М., 2008

yun.moluch.ru

Древняя литература мудрости

Что это за литература и чем она ценна?..

Древняя литература мудрости

Литературой мудрости можно назвать ту часть классической философской литературы, которая раскрывает секреты искусства жизни.

Тогда как современная культура такова, что все кругом все и вся стремятся к деньгам, и чем проще, тем лучше. Именно деньги в современной культуре стали тем самым заветным и ценным. Да, деньги важны и нужны, но что толку в них, если:

  • ты одинок и никому не нужен
  • лишен возможности понять себя и свои стремления
  • не можешь построить такие отношения и с теми людьми, с которыми ты хочешь? ...

А древняя литература мудрости даёт настоятельный совет — сначала пойми куда тебе необходимо, а лишь потом беги туда. Поскольку имея в наличии «компас жизни», можно активно начинать действовать: это гарантирует, что ты достигнешь того, что реально тебе нужно, а не будешь в конце жизни сожалеть о зря прожитой жизни и потраченных усилий. Поэтому задайтесь ещё раз вопросом: куда вы бежите и действительно ли это Вам нужно?...

Древнняя литература мудрости

 

И вам, наверное, будет сложно поверить: современная культура просто заставляет бежать. Она говорит тебе, что нужно это и это, а также то и другое... И все бегут... И часто настолько быстро, что просто нету времени задуматься:

а за чем это я бегу?...

     реально ли мне это нужно??...

             может мне просто внушили важность этого ???....

Если же вы сомневаетесь касательно могущества внушения современной культуры. То подумайте над следующим: заветной мечтой маркетологов всего мира является знание, которое бы заставило людей чистить зубы не два раза в день, а хотя бы три :)...

Но не будем уходить от темы, вернемся к к древней литературе мудрости.

Древняя литература в современной культуре

Древнейшие из известных ныне книг, которые являются прародителями современной науки и философии, изначально передавались из поколения в поколение именно в устной форме. Это были притчи, пословицы и изобразительное искусство. Однако со временем, в связи с изменением целей людей и соответственно их способностей, появилась реальная необходимость записывать знания, дабы полностью их не утратить. Так появилась письменность.

И древнейшей книгой согласно мнению многих исследователей и ученых в данной сфере является сборник мудрых наставлений под общим названием «Веды». Общепринятая датировка этих писаний — примерно 5000 лет. до н. э.

Оказывается, что Ведическая культура была распространена по всему миру, а особенно у нас, у славян, и как подтверждение тому – Русские Веды, Велесова книга и многие другие менее известные. Касательно же Русских Вед, то тут даже есть цифры в 40 000 до н. э !!!

Язык же Ведической культуры - санскрит, и исследования говорят, что именно он и был прародителем всех последующих наречий, которые со временем переросли в отдельные языки. Что знакомое из Библии, не правда ли? Вроде о Вавилонской башне...

Но, как бы там не было, факты вещь упрямая и они очень интересны. Например, русский язык и слово «медведь». Если переводить с санскрита, то слово «медведь» буквально означает «тот, кто ведает (т.е. знает), где находится мед».

Похожие слова (руск – санскрит)

один — ади,два, две, двое — два, дви, двайятри, третий — три,трита.Четыре — чатур

Любить — любаПриятный, милый — прияДверь — девар

Живой — дживо,Мертвый — мритьяОгонь — агни

А теперь улыбнемся, все хотели в детстве знать кто такая «Баба-яга», зная санскрит — это легко = женщина, которая занимается йогой :).Русское же выражение «To vash dom, etot nash dom» — «Tat vas dham, etat nash dham»234 «dwesti tritsat chetire» - «dwishata tridasha chatwari » (shata — сотни, dasha - десятки).

А слово Русь происходит от слово «Русья», что на санскрите значит «Святая». Ещё интереснее и более глубже эту тему разбирает Михаил Задорнов статья «Веды и Русь: что говорят об этом славянские языки» (Видео)

А Веды буквально означают «Знание», но не просто знания, а те которые позволяют построить свои отношения с окружающим миром таким образом, дабы быть здоровым, счастливым и успешным.

Поэтому изучайте древнейшие наставления мудрейших и будьте счастливы:Веды и Ведическая культура: все тайны и секретыЧто Веды предсказывали на этот Век?

 

Kris.h.Nivewww.LifeSecrets.in.ua

lifesecrets.in.ua

Мудрость Древнего Египта - Древний Египет

мудрость древнего египта

Официальная история Египта начинается с первого фараона — Менеса, который, как сообщает Геродот, был великим царем и объединил Верхний и Нижний Египет. По данным археологии, время его правления датируется приблизительно 3000 г. до н.э. Однако античные авторы (Платон) и легенды средневековых духовных орденов Европы (тамплиеров и розенкрейцеров) утверждают, что египетская цивилизация значительно старше. Платон в своих диалогах «Тимей» и «Критий» возводил учения мудрых египетских жрецов к религии Атлантиды, т.е. по крайней мере к 10 тысячелетию до н.э. Хранителями мудрости атлантов их называют и в тайных учениях европейского Средневековья.

Египетской цивилизации удалось победить пространство и время, выжить и возродиться, пройдя через мрачные эпохи варварства и безумия, дать отпор своим завоевателям именно потому, что она сумела воспитать подлинных великанов духа, ума и сердца. Несмотря на все удары судьбы, которые выпали на ее долю, Мудрость Египта не исчезла с лица земли. Загадочным, удивительным образом возвращаясь из глубин веков, она до сих пор продолжает жить, оставаясь актуальной для человека любой эпохи. Нет сомнения, что именно она остается самой великой тайной египтян.

Мудрецы Египта стояли у истоков многих прекрасных учений. Все, что они писали, было призвано пробудить человеческий дух, раскрыть сердце человека. В поучениях египетских мудрецов, в текстах, высеченных на стенах храмов и гробниц, и во многих других документах, составляющих огромное духовное наследие Египта, мы находим практически все, что нужно человеку для того, чтобы открыть смысл существования и прожить жизнь, достойную этого смысла и этих учений. Египетская Мудрость целостна: универсальные Законы, руководящие Природой и Вселенной, Жизнью, Смертью, человеческим Сердцем, и их применение во всех сферах жизни страны и каждого отдельного существа, начиная с фараона и кончая самым маленьким его поданным, — вот колонны, на которые она опирается.

Египетскими мудрецами, авторами учений были прежде всего фараоны, считавшие своим долгом оставить духовное завещание своему наследнику. Это делалось, в первую очередь, для того, чтобы после их смерти Египтом продолжали править Божественная Мудрость и законы Справедливости. Одно из самых известных произведений, дошедших до наших дней, — это поучения одного из фараонов Древнего царства своему сыну и наследнику, царю Мерикаре. К сожалению, многие удивительные учения и тексты на папирусах, авторами которых были владыки Египта, были утрачены на протяжении долгой истории этой страны.

Авторами текстов были также и визири, которым фараон давал особые поручения. Они отвечали за то, чтобы законы гармонии и справедливости применялись на практике и были стержнем государственной жизни Египта. Самым известным из них был Птаххотеп, чьи поучения чудом сохранились на одном-единственном папирусе. В период Нового царства, во время расцвета Карнака, когда создавалась Долина Царей, в письменных свидетельствах появляются имена знаменитых мудрецов Египта: Ани, Аменемопе, Анхшешонк, Петосирис и многие другие… Среди хаоса и немилости богов они предлагали единственное решение, позволяющее возродить гармонию, — «искать Мудрость и применять ее в жизни». Слово «себайт» (sebayt) на языке египтян означает «учение». В его основе лежит корень «себа», обозначающий, среди прочего, «дверь» и «звезду». Учения египетских мудрецов удивительным образом выполняли роль дверей, открывающих путь к Мудрости. Они были подобны звездам, освещающим темноту и указывающим сердцу человека, что этот путь продолжается и в жизни, и после смерти.

«Знающий Истину, высшую реальность, все мифы и обряды» — так называли египтяне своего мудреца, человека огромного сердца и проницательного ума. Он всегда начеку, всегда способен принимать правильные решения, произносить справедливые слова и совершать справедливые поступки, приносящие облегчение. Он близок к Богу и богам, потому что в течение всей жизни им руководят Мудрость и Знание, а не просто мнения. Победить невежество и научить человека узнавать истину, Бога, сокровенный смысл существования везде и во всем, научить его жить в соответствии с ними — это была основная задача египетского мудреца в качестве Учителя. Никто не рождается мудрым. Каждый человек должен долго и упорно трудиться, чтобы достичь этой цели. Для этого ему нужно, прежде всего, пробудить качества сердца и прилагать титанические усилия, чтобы не попадаться в ловушку эгоизма, тщеславия и жадности, которая может оказаться смертельной для его души. Изо дня в день его «живые уши» должны быть настороже, чтобы в любой момент услышать голос Сердца и следовать Мудрости Сердца.

ismailia.ru

Мудрая мудрость древних китайских мудрых мудрецов)) - 29 Июня 2014 - Блог

древняя мудрость китайской культурыКак гласит древняя китайская мудрость: любую херню можно оправдать древней китайской мудростью. Это шутливая реакция на слишком частое использование в интернете древних высказываний китайских мудрецов. Но его справедливость не отменяет и того, что накопленный тысячелетиями опыт китайской народной мудрости может сослужить хорошую службу тем, кто сегодня ищет глубокие основания в жизни.

Перед тем, как прочитать размещенные здесь древние китайские афоризмы, прочитайте еще одно предупреждение: С годами становишься всё более мудрым, и мудрость помогает понять, что мудрость не помогает.

А теперь подготовленный читатель может наслаждаться непосредственно словами древних мудрецов. Словами, пахнущими вечностью:

Сущность войны - обман. Искусный должен изображать неумелость. При готовности атаковать демонстрируй подчинение. Сунь-цзы.

Путешествие в тысячу ли начинается с одного шага.

Невидимой красной нитью соединены те, кому суждено встретиться, несмотря на время, место и обстоятельства. Нить может растянуться или спутаться, но никогда не порвется.

Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто говорит о твоих достоинствах, не всегда твой друг.

Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы.

Не бойся медлить, бойся остановиться.

Не говорите, если это не изменяет тишину к лучшему.

Сильный преодолеет преграду, мудрый — весь путь.

Хижина, где смеются, богаче дворца, где скучают.

Придет весна, и цветы распустятся сами.

Если ты споткнулся и упал, это ещё не значит, что ты идёшь не туда.

Если очень долго сидеть на берегу, то рано или поздно мимо тебя проплывет труп твоего врага.

То, что случается, случается вовремя.

не думай как всеТому, кто никуда не плывёт, — не бывает попутного ветра!

Не бойся, что не знаешь — бойся, что не учишься.

Учителя только открывают двери, дальше Вы идете сами.

Друга без изъяна не бывает; если будешь искать изъян — останешься без друга.

Кто не умеет отдыхать, тот не может и хорошо работать.

У тех, кто способен краснеть, не может быть чёрного сердца.

Созданное в течение ста лет может быть разрушено за один час.

Спать на одной подушке — ещё не значит видеть одни и те же сны.

Никто не возвращается из путешествий таким, каким он был раньше.

Большая река течёт тихо, умный человек не повышает голоса.

Лучший бой тот, которого не было.

Не стерпишь малого — расстроишь большие замыслы.

Человек, который смог сдвинуть гору, начинал с того, что перетаскивал с места на место мелкие камешки.

Лучшее время, чтобы посадить дерево, было двадцать лет назад. Следующее лучшее время — сегодня.

По-моему, многие из этих древних высказываний, являются для нас сегодня "новыми". А все потому, что они они отвечают на "вечные" вопросы человечества. Это вопросы, ответы на которые не имеют конечного ответа, но понуждают нас развиваться, находя все более и более точные ответы.

Читайте, так же, другие высказывания (не китайских) мыслителей о любви, дружбе и счастье.

heatpsy.narod.ru

Семь мудрецов Древней Греции - Обрывок пергамента

Эпиграф: Три мудреца в одном тазу Пустились по морю в грозу.Будь попрочнееСтарый таз,ДлиннееБыл бы мой рассказ. (С.Я. Маршак)

Все мы знаем, что на стенах ныне (и давно уже) разрушенного храма Аполлона в Дельфах, помимо всякой ерунды типа военных трофеев, были приведены цитаты из "Обязательства вступающего в РКП(б)" греческих мудрецов.

То, что осталось от храма Аполлона в Дельфах

Откуда же мы об этом знаем? Из Платона. В своем диалоге "Протагор" (Plat., Protagor., 343а)" он приводит имена этих мудрецов и изречения.

"А что я говорю правду и лаконцы действительно отлично воспитаны в философии и искусстве слова, это вы можете узнать вот из чего: если бы кто захотел сблизиться с самым никчемным из лаконцев, то, на первый взгляд, нашел бы его довольно слабым в речах, но вдруг, в любом месте речи, метнет он, словно могучий стрелок, какое-нибудь точное изречение, краткое и сжатое, и собеседник кажется перед ним малым ребенком. Вот поэтому-то кое-кто из нынешних, да и из древних, догадались, что подражать лаконцам - это значит гораздо более любить мудрость, чем телесные упражнения; они поняли, что уменье произносить такие изречения свойственно человеку в совершенстве образованному. К таким людям принадлежали и Фалес Милетский, и Питтак Митиленский, и Биант из Приены, и наш Солон, и Клеобул Линдский, и Мисон Хенейский, а седьмым между ними считается лаконец Хилон. Все они были ревнителями, любителями и последователями лаконского воспитания; и всякий может усвоить их мудрость, раз она такова, что выражена каждым из них в кратких и достопамятных изречениях. Сойдясь вместе, они посвятили их как начаток мудрости Аполлону, в его храме, в Дельфах, написавши то, что все прославляют: "Познай самого себя" и "Ничего сверх меры".

Но ради чего я это говорю? А ради того, что таков был у древних способ философствовать: лаконское немногословие. Между некоторыми лаконцами имело хождение и это восхваляемое мудрецами изречение Питтака: "Трудно быть добрым"."

Итак, у нас есть список из семи мудрецов:

Фалес из МилетаПиттак из МитиленыБиант из ПриеныСолон из АфинКлеобул из ЛиндаМисон из ХенеиХилон из Спарты

Автор анонимной эпиграммы Палатинской антологии (IX 366) (можно посмотреть у Гаспарова в "Занимательной Греции") предлагает другой набор имен:

Семь мудрецов называю: их родину, имя, реченье. «Мера важнее всего!» — Клеобул говаривал Линдский; В Спарте — «Познай себя самого!» — проповедовал Хилон; Сдерживать гнев увещал Периандр, уроженец Коринфа; «Лишку ни в чем», — поговорка была митиленца Питтака; «Жизни конец наблюдай», — повторялось Солоном Афинским; «Худших везде большинство», — говорилось Биантом Приенским;«Ни за кого не ручайся», — Фалеса Милетского слово.

Здесь приведен перевод Л. Блуменау, поэтому, возможно, вы не узнали некоторые из изречений. Например, у Солона возможны варианты "Помни о смерти", "Главное в жизни - конец", у Питтака – "Ни в чем излишества", у Бианта – "В многолюдстве нет добра".

Вернемся к списку, добавим Периандра из Коринфа, и вот их – мудрецов – уже 8.

У Плутарха в "Пире семи мудрецов" место Периандра (в сочинении он выполняет роль хозяина пира) в "семерке" занимает сын скифского царя Гнура Анахарсис.

8 + скиф = 9.

Диоген Лаэрций (1.13) добавляет еще нескольких:

"Мудрецами почитались следующие мужи: Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак; к ним причисляют также Анахарсиса Скифского, Мисона Хенейского, Ферекида Сиросского, Эпименида Критского, а некоторые и тирана Писистрата. Вот кто были мудрецы."

Продолжаем список:

Ферекид СиросскийЭпименид КритскийПисистрат Афинский

Выходит: 12.

Так сколько ж их было? – спросите вы.

Диоген Лаэрций тоже задумывался (I. 40) над этим вопросом и ниже в своем сочинении попытался свести воедино то, что знал об этих мудрецах.

"А обо всех семи мудрецах – именно здесь уместнее всего упомянуть о них – имеются вот какие известия. Дамон Киренский в сочинении "О философах" обличает всех, но этих семерых в особенности. Анаксимен сообщает, что все они занимались и стихотворством. Дикеарх полагает, что они не были ни мудрецами, ни философами, а просто умными людьми и законодателями. Архетим Сиракузский записал их беседу у Кипсела, при которой ему самому случилось быть; Эфор говорит о беседе у Креза, при которой не было, однако, Фалеса; а некоторые относят эту встречу к Всеионийскому празднику, или в Коринф, или в Дельфы. Высказывания их также передаются разноречиво и приписываются разным по-разному, например:

Лакедемонский Хилон промолвил мудрое слово: "Лишку – ни в чем!" Хорошо то, что блюдет свой предел.

Спорят даже о том, сколько их было. Так, Меандрий вместо Клеобула и Мисона включает в перечень Леофанта Лебедосского (или Эфесского), сына Горгия, а также Эпименида Критского; Платон в "Протагоре" включает Мисона вместо Периандра; Эфор – Анахарсиса вместо Мисона; иные добавляют еще и Пифагора. Дикеарх сообщает, что нет разногласий только о четверых – это Фалес, Биант, Питтак, Солон; а троих оставшихся нужно выбрать из шестерых, перечисляемых далее, – это Аристодем, Памфил, Хилон Лакедемонский, Клеобул, Анахарсис, Периандр; кое-кто добавляет еще Акусилая Аргосского, сына Каба или Скабра. Наконец, Гермипп в книге "О мудрецах" называет семнадцать человек, из которых по-разному выбирают семерых: это Солон, Фалес, Питтак, Биант, Хилон, Мисон, Клеобул, Периандр, Анахарсис, Акусилай, Эпименид, Леофант, Ферекид, Аристодем, Пифагор, Лас Гермионский, сын Хармантида или Сисимбрина (или Хабрина, как пишет Аристоксен), и Анаксагор. А у Гиппобота в "Перечне философов" перечисляются: Орфей, Лин, Солон, Периандр, Анахарсис, Клеобул, Мисон, Фалес, Биант, Питтак, Эпихарм, Пифагор."

Увеличиваем наш список:

Леофант Лебедосский (или Эфесский)ПифагорАристодемПамфилАкусилай АргосскийЛеофантЛас ГермионскийАнаксагорЛинЭпихарм

Итого – 22 человека. Из них, как справедливо замечено, только 4 – Фалес, Биант, Питтак и Солон – незыблемо фигурировали во всех списках.

"Позднее систематизирующий ум греков сложил даже канон семи мудрецов, состав которого весьма примечателен. Платон относил к числу семи мудрецов Фалеса Милетского, Бианта Приенского, Питтака Митиленского, Солона из Афин, Хилона из Спарты, Клеобула Линдского и Мисона Хенейского (Plat., Protagor., p.343а). Диоген Лаэртский указывает на те же, в общем, имена, только вместо Мисона называет коринфского тирана Периандра (Diog. Laert., praef., 13). Иногда же в канон семи мудрецов, согласно свидетельству того же Диогена, включали и другого тирана - афинянина Писистрата (Diog. Laert., loc. cit.). Во всяком случае показательно присутствие в ряду важнейших представителей развивавшейся рациональной мысли тех, кто, подобно Питтаку и Солону, одновременно прославился и на поприще государственного строительства. Наконец, замечательно и то, что почти всегда, начиная дело, эти ранние устроители припадали к старинному авторитету, ставшему в это время, благодаря своей древней мудрости, своего рода координатором всех важных начинаний, - к оракулу Аполлона в Дельфах."

Фролов Э.Д. "Парадоксы истории - парадоксы античности"

И правда, почему Дельфы?

"Идеология Дельф связывает прежде всего с теми силами греческого общества, в деятельности которых находила выражение легалистская тенденция эпохи. Эти силы, как правило, ассоциируются с фигурами семи мудрецов, пользовавшихся, как полагают, идейной поддержкой дельфийского жречества, а для второй половины VI в. - с антитиранической Спартой.

Однако тезис об идейной близости позиций дельфийского жречества и семи мудрецов практически ничем не подтверждается. Мудрость, которая традиционно вкладывалась в уста семи, имеет чисто профанный, фольклорный характер и вряд ли могла быть инспирирована жречеством. Как известно, это пословицы, возведенные в какой-то исторический момент к авторитету Аполлона. Сам канон мудрецов первоначально, скорее всего, не был связан с Дельфами - первое сближение Дельф и семи мудрецов отмечается лишь в платоновском "Протагоре" (343b). Мнение о якобы имевшем место агоне мудрецов на играх в честь Аполлона восходит к истории с дельфийским треножником, сочиненной в эллинистическую эпоху (Diog. Laert. I. 27 sq.). Историчность этого агона не находит подтверждения в источниках. Скорее всего, он представляет собой реминисценцию фольклорных состязаний в мудрости.

Должно быть фольклорная традиция первоначально собирала греческих мудрецов при дворе Креза. Так, уже Геродоту известны рассказы о беседах восточного владыки с Солоном (I. 29 sqq.), Биантом из Приены (по другой версии с митиленским Питтаком, I. 27) и Фалесом (I. 75). Роль гостеприимного хозяина мог выполнять могущественный греческий тиран: хорошо известна традиция о Периандре как одном из семи; но существовали также рассказы об их встречах у Кипсела. Предположительно именно таким образом в канон мудрецов попал Писистрат (Diog. Laert. I. 13; cf. Aristoxenos Fr. 130 Wehrii), которого аттический фольклор наделял чертами идеального правителя (Arist. Ath. Pol. XVI. 7-8). Наконец, легендарным местом встречи, мудрецов могло быть святилище - Дельфы или Панионий. Таким образом, об устойчивой ассоциации образа семи с оракулом Аполлона раньше первой половины IV в. говорить вряд ли возможно.

Вызывает сомнение и попытка представить этих деятелей выразителями единого духовного движения, находящегося в оппозиции к тирании. Во-первых, как мы видели, среди них прочное место занимает по крайней мере один тиран - Периандр. Образ коринфского тирана-мудреца и морализатора был широко известен. Он встречается уже у Геродота (III. 53; V. 95). Лишь Платон, сообразуясь с требованиями создаваемого им самим лаконского мифа исключает коринфского тирана из круга семи (Prot. 343a), но эта версия не находит развития даже в среде, близкой к Академии. Для Аристотеля Периандр - mhte adikoV mhte ubristhV (Arist. Fr. 611. 20 Rose; cf. Diog. Laert. I. 99). Помимо этого нам известно, что постоянный участник дельфийского канона Фалес был близким другом милетского тирана Фрасибула (Diog. Laert. I. 27). Во-вторых, инвективы против тирании как отступления от отеческой традиции надежно приписываются только одному из них - Солону (fr. 32 West, где тирания ассоциируется с жестоким насилием - bihV ameilicou). Но вспомним, что они были общим местом как дидактической элегии (например, Thegn. 1181), так и обличительных ямбов с самого раннего времени (Семонид Аморгский, fr. 7 West v. 63- 70) и являются приметой данных поэтических жанров не в меньшей степени, чем возможным выражением идейной или политической позиции. Наконец, этот тезис подтверждает и тот факт, что другого постоянного представителя этого круга, митиленского эсимнета Питтака, оппозиция пыталась дискредитировать как тирана (Ale., fr. 348 Voigt: estasanto turannon; cf. Arist. Pol. 1285a 30). Возможно, антитиранизм и лаконизм семи мудрецов окончательно закрепился в риторике IV в. - тогда же, когда они стали воплощать идеал пайдейи. Вместе с тем и Дельфы приобрели репутацию поборника мудрости и ненавистника тирании. Во всяком случае у Платона мы имеем дело уже с такой картиной.

Итак, дельфийская "идеология", равно как и "идеология" семи мудрецов, представляет собой скорее литературное, нежели историческое явление, а тезис о жреческой пропаганде наталкивается на полное молчание традиции."

Макаров И.А. "Тирания и Дельфы в рамках политической истории Греции второй половины VII-VI в. до н.э."

Приобщимся же и мы к мудрости древних.

"Изречения Семи мудрецов” [из собрания] Деметрия Фалерского" // Фрагменты ранних греческих философов. М.:"Наука", 1989. Часть 1.

1. Клеобул, сын Эвагра из Линда, изрек: 1. Мера лучше всего. 2. Отца надо уважать. 3. Будь здоров и телом и душой. 4. Будь любослух, а не многослов. 5. [Лучше быть] ученым, чем неучем. 6. Будь одержан на язык. 7. Добродетели — свой, пороку — чужой. 8. К несправедливости питай ненависть, благочестие блюди. 9. Согражданам советуй наилучшее. 10. Удовольствие обуздывай. 11. Силой не делай ничего. 12. Детей воспитывай. 13. Удаче молись. 14. Ссоры замиряй. 15. Врага народа считай супостатом. 16. С женой не бранись и не любезничай при чужих: первое — признак глупости, второе — сумасбродства. 17. За вином слуг не наказывай, не то решат, что ты бесчинствуешь во хмелю. 18. Бери жену из ровни, ибо, если возьмешь из тех, кто знатней тебя, приобретешь не родственников, а господ. 19. Насмешкам остряка не смейся, не то будешь ненавистен тем, на кого они направлены. 20. В достатке на заносись, в нужде не уничижайся.

2. Солон, сын Эксекестида, афинянин, изрек: 1. Ничего слишком. 2. В судьи не садись, а не то будешь врагом уличенному. 3. Избегай удовольствия, рождающего страдание. 4. Добропорядочность (kalokagatia) нрава соблюдай вернее клятвы. 5. Скрепляй олова печатью молчания, а молчание — печатью подходящего момента (kairos). 6. Не лги, но говори правду. 7. Радей о честном. 8. Родители всегда правы [доел.: “не говори более справедливого, чем родители”]. 9. Не спеши приобретать друзей, а приобретенных не спеши отвергнуть. 10. Научившись подчиняться, научишься управлять. 11. Требуя, чтобы ответственность несли другие, неси ее и сам. 12. Согражданам советуй не самое приятное, а самое полезное. 13. Не будь дерзким. 14. Не якшайся о дурными. 15. Почитай богов. 16. Уважай друзей. 17. Чего <не> видел, того не говори. 18. Знаешь — так молчи. 19. К своим будь кроток. 20. О тайном догадывайся по явному.

3. Хилон, сын Дамагета, лакедемонянин, изрек: 1. Знай себя. 2. Выпивая, не болтай: промахнешься. 3. Не грози свободным: нет на то права. 4. Не хули ближних, а не то услышишь такое, от чего огорчишься. 5. На обеды друзей ходи медленно, на беды — быстро. 6. Свадьбу устраивай дешевую. 7. Покойного величай. 8. Старшего уважай. 9. К тому, кто суется в чужие дела, питай ненависть. 10. Предпочитай убыток позорной прибыли: первое огорчит один раз, второе [будет огорчать] всегда. 11. Над подавшим в беду не смейся. 12. Если у тебя крутой нрав, проявляй спокойствие, чтобы тебя скорее уважали, чем боялись. 13. Будь защитником своей семьи. 14. Язык твой пусть не обгоняет ума. 15. Обуздывай гнев. 16. Не желай невозможного. 17. В пути не торопись. 18. И не махай рукой, ибо это от безумия. 19. Повинуйся законам. 20. Если тебе причинили ущерб — примирись, если оскорбили — отомсти.

4. Фалес, сын Эксамия, милетец, изрек: 1. Где порука, там беда. 2. Помни о присутствующих и отсутствующих друзьях. 3. Не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами. 4. Не обогащайся нечестным путем. 5. Пусть молва не ссорит тебя о теми, кто пользуется твоим доверием. 6. Не стесняйся льстить родителям. 7. Не перенимай от отца дурного. 8. Какие услуги окажешь родителям, такие и сам ожидай в старости от детей. 9. [Что] трудно [?] — познать самого себя. 10. [Что] самое приятное [?] — достичь того, чего желаешь. 11. [Что] утомительно [?] — праздность. 12 [Что] вредно [?] — невоздержанность. 13. [Что] невыносимо [?] — невоспитанность. 14. Учи и учись лучшему. 15. Праздным не будь, даже если он богат. 16. Плохое прячь в доме. 17. Лучше вызывай зависть, чем жалость. 18. Блюди меру. 19. Не верь всем подряд. 20. Находясь у власти, управляй самим собой.

5. Питтак, сын Гирраса, лесбосец, изрек: 1. Знай меру. 2. О том, что намерен делать, не рассказывай: не выйдет — засмеют. 3. Полагайся на друзей.4. Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам. 5. Горемыку не брани: на то есть гнев богов. 6. Доверенный тебе залог отдай. 7. Если ближние причинили тебе маленький убыток — стерпи. 8. Друга не хули и врага не хвали: нерасчетливо это. 9. [Что] страшно узнать [?] — будущее, [что] безопасно [?] — прошлое. 10. [Что] надежно [?] — земля, [что] ненадежно [?] — море. 11. [Что] ненасытно [?] — корыстолюбие. 12. Владей своим. 13. Лелей благочестие, воспитание, самообладание, рассудок, правдивость, верность, опытность, ловкость, товарищество, прилежание, хозяйственность, мастерство.

6. Биант, сын Тевтама, приенец, изрек: 1. Большинство людей дурны. 2. Надо посмотреть на себя в зеркало, сказал он, и если выглядишь прекрасным — поступай прекрасно, а если безобразным — то исправляй природный недостаток добропорядочностью. 3. Берись [за дело] не спеша, а начатое доводи до конца. 4. Не болтай: промахнешься — пожалеешь. 5. Не будь ни дурнем, ни злыднем. 6. Безрассудства не одобряй. 7. Рассудительность — люби. 8. О богах говори, что они существуют. 9. Соображай, что делаешь. 10. Слушай побольше. 11. Говори к месту. 12. В бедности богатых не кори, если только не очень задолжал. 13. Недостойного человека за богатство не хвали. 14. Бери убеждением, а не силой. 15. Причиной любой удачи считай богов, а не себя. 16. Приобретай: в молодости — благополучие, в старости — мудрость. 17. Приобретешь: делом — память [о себе], надлежащей мерой — осторожность, характером — благородство, трудом — терпение, страхом — благочестие, богатством — дружбу, словом — убеждение, молчанием — чинность, решением — справедливость, дерзанием — мужество, деянием — власть, славой — верховенство.

7. Периандр, сын Кипсела, коринфянин, изрек: 1. Прилежание — все. 2 [Что] прекрасно [?] — спокойствие. 3. [Что] опасно [?] — опрометчивость. 4—5. Бесчестная прибыль обличает <бесчестную> натуру. 6. Демократия лучше тирании. 7. Удовольствия смертны, добродетели бессмертны. 8. В удаче будь умерен, в беде — рассудителен. 9. Лучше умереть в скупости, чем жить в нужде 10. Сделайся достойным своих родителей. 11. При жизни будь хвалим, после смерти благословим. 12. С друзьями будь одним и тем же и в удаче и в беде. 13. Дал слово — держи: нарушить — подло. 14. Тайны не разглашай. 15. Бранись с таким расчетом, чтобы скоро стать другом. 16. Люби законы старые, а яства свежие. 17. Не только наказывай прегрешающих, но и останавливай намеревающихся. 18. Неудачи скрывай, чтобы не радовать врагов.

ulli-u.livejournal.com

мудрость древнего мира

Результаты поиска по запросу мудрость древнего мира: найдено 1000 страницы.

  • Мудрость древних

    Мудрость древних. Лобсанг Рампа Книга не просто словарь эзотерических символов и понятий от А до Я. В книге Вы найдете дыхательные упражнения, информацию о том, как питаться полноценно и сбалансированно, узнаете о камнях, ...

    https://www.sunhome.ru/books/mudrostj-drevnih.html

  • Мудрость. Непроявленный мир идеи

    ... рамками и реальностью мудрость мира. Вершина столба мудрости, вторая от Кетер, короны, сефирота. Первая сефирота, до которой возможно подняться человеческому воплощению.Ибо если Вы в Кетер- ВЫ УЖЕ САМ ТВОРЕЦ. Образом Сефироты является фигура древнего царя.И имя ... полностью материальные существа. Мировая чакра- это сам Зодиак, место на небе, по которому блуждает наш центр мира- Солнце. Имя её на древне- еврейском- МАЗМАТ. Духовный опыт , возможный в Сефирот- видение Бога лицом к лицу. Примерно- Вы ...

    https://www.sunhome.ru/religion/14364

  • Мудрость Древнего Египта

    ... возводил учения мудрых египетских жрецов к религии Атлантиды, т.е. по крайней мере к 10 тысячелетию до н.э. Хранителями мудрости атлантов их называют и в тайных учениях европейского Средневековья. Построены были двери и дома, но они разрушились, Жрецы ... чтобы после их смерти Египтом продолжали править Божественная Мудрость и законы Справедливости. Одно из самых известных произведений, дошедших до наших дней, — это поучения одного из фараонов Древнего царства своему сыну и наследнику, царю Мерикаре ...

    https://www.sunhome.ru/journal/14974

  • Философия древнего мира

    ... УЧЕНИЕ О КОСМОСЕ И ЧЕЛОВЕКЕ: проблема бытия. Рассмотрение природы и общества в философии Древнего мира. Проблема бытия и учения о бытие (онтология) начала обсуждаться с древности. Древние мыслители считали эту проблему исходной для систематических философских размышлений. Самая первая и универсальная ... бытием, и вырвалась в подлинное бытие. Поэтому по справедливости окрыляется только мысль человека, любящего мудрость 14: у него всегда по мере его сил память обращена на то, в чем бог проявляем ...

    https://www.sunhome.ru/journal/141362

  • 100 великих тайн Древнего мира

    ... были на земле исполины…» Артефакты «запрещенной» археологии Великая тайна мегалитов Белые боги индейцев Хирургия в древности Древние линзы: кто их изготовил? Звездному диску 18 000 лет Узник ледника Зимилаун Неизученные хранилища древних тайн НА ПРОСТОРАХ МИРОВОГО ОКЕАНА Атлантида: очередной миф или новая реальность? Империя солнца Подводные пирамиды ...

    https://www.sunhome.ru/books/100-velikih-tayn-drevnego-mira.html

  • Общество будущего посреди древнего мира

    ... миру, окружал себя учеными-философами, которые изучали жизнь народа Израиля того времени. И потому он так хорошо относился к этому народу. Ученые стремились понять мудрость, существовавшую в древнем народе Израиля, жившем по духовным законам. Эта мудрость ... потому их мудрецы приходили учиться. Это была эпоха пророков, и древние ученые народов мира переняли от них много знания. Естественно, что как Авраам желал исправить весь Древний Вавилон, так и пророки никому не отказывали в желании обучиться ...

    https://www.sunhome.ru/religion/18326

  • Древние знания о мироустройстве

    ... катаров, католических западноевропейских орденов (таких как тамплиеры и иоанниты), величайших алхимических мыслителей, погружаясь в глубины мудрости древних, пытаешься найти в глубине тысячелетий ответ на вопрос — где и когда было создано универсальное учение о ... имеющиеся исторические данные по этому вопросу, рассмотрев некоторые космогонические мифы древнего мира. Космогонические мифы — это мифы древних об устройстве мироздания; они являются синтезом первозданных наук, впитавшим сокровенные ...

    https://www.sunhome.ru/journal/13426

  • Мудрость веков. Атланты

    Атланты – четвертая цивилизация существовавшая на нашей планете. Древние источники, такие как, «Критий» например, свидетельствуют об этой легендарной, вместе с тем загадочной цивилизации. В сочинении Крантора, специально посетившего Египет с целью изучения Атлантиды ...

    https://www.sunhome.ru/magic/16516

  • Древние методы

    ... с божеством в половое общение. Иногда это общение принимало форму своеобразной проституции. Многие врачебные учения древнего мира утверждают, что лечение имеет в своей основе коррекцию сексуальной дисгармонии. Позднее сновидящие практиковались в двух ... в этой книге. Если вы верите в какого-либо бога, вы можете адресовать свои просьбы к нему, если вы верите в мудрость своего подсознания, то обращайтесь к нему. Нужно верить, что мы во сне получим ответ на интересующие нас проблемы - и тогда ...

    https://www.sunhome.ru/psychology/1135

  • Древние карты мира

    ... в Кинском колледже, штат Нью-Хэмпшир, США. Он не был ни геологом, ни специалистом по истории древнего мира. Возможно, однако, что грядущие поколения запомнят его как человека, подорвавшего основополагающие принципы мировой истории, а заодно ... ; общая погрешность долготы карты от края до края не превышает градуса. Чарлз Хэпгуд передал свое собрание древних карт на экспертизу профессору Массачусетсского технологического института Ричарду Стрейчану. Стрейчан уверен, что указанные карты, несмотря ...

    https://www.sunhome.ru/journal/1979

www.sunhome.ru


Смотрите также