Древняя деспотия. Особенности и характерные черты деспотии. Древневосточная деспотия. Деспотия - это...
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древневосточная деспотия как форма государства стран Древнего Востока. Древняя деспотия


Особенности и характерные черты деспотии. Древневосточная деспотия. Деспотия

Слово "деспотия" у многих на устах, однако люди часто не знают точного значения этого слова и используют его уместно и не совсем. Ниже мы расскажем, что такое деспотия, как толкуют это слово разные источники, и каковы ее характерные черты.

Деспотия - это что?

Начнем с самого общего определения данного слова. Итак, деспотия - это специфическая форма государства, когда вся власть принадлежит исключительно монарху. Такая власть не регулируется законом, монархия, как правило, наследственная, и властитель правит, опираясь на военно-административный аппарат.

деспотия этоЧаще всего деспотия встречалась как форма государственного правления в древневосточных империях. Например, в Египте, Ассирии, Персии, Вавилонии, Китае, Индии. Естественно, в таком случае слово деспота было законом и не обсуждалось. Именно во времена деспотии принимались самые глупые и кровавые законы. И это не удивительно, так как личность правителя обожествлялась. Яркий пример тому - египтяне. Даже после смерти фараон приравнивался к богу, и ему воздавались соответствующие почести. Несмотря на то что власть деспота де-юре была неограниченной, де-факто все обстояло не так. Деятельность деспота была ограничена и часто даже подчинена интересам узкого круга знати. Таким образом, деспотия - удобная форма правления для элит и часто сосуществует с олигархией.

Рассмотрим понятие "древневосточная деспотия"

Концепция восточной деспотии идет еще от Геродота - отца истории. Он описывал ситуацию, когда правители не просто закрывали храмы, большие и малые, но и заставляли народ возводить себе огромные, величественные усыпальницы и гробницы.древневосточная деспотия Понятие древневосточной деспотии имело определенные черты. Так, главой государства, вершителем суда и олицетворением всеобщего закона был деспот-правитель. Ему поклонялись, его обожествляли, его ненавидели и боялись. Форма правления была, естественно, монархической, и власть передавалась по наследству. Но деспот не мог править без опоры на мощный разветвленный административный аппарат. Он был необходим для того, чтобы эффективно управлять разношерстным обществом, в котором уже сформировались различные прослойки, не говоря уже об оформившемся имущественном неравенстве. К тому же уже в древности общество Востока оформилось и приобрело те черты, которые прослеживаются даже сегодня. Например, оно было дифференцировано, и каждый социальный слой не просто имел свое место в иерархии, но и отличался своей организацией, правами и обязанностями. Именно на таком фундаменте могли оформиться и зацвести буйным цветом зачатки деспотии Древнего Востока.

Иерархия древневосточного общества

Говоря об обществе Древнего Востока, мы не можем обойти вниманием такое социальное явление, как рабов. Чаще всего это было так называемое домашнее рабство, когда невольник был собственностью огромной семьи. Кроме того, рабы трудились в храмовых комплексах, на строительстве, на полях. Кто же становился рабом?

особенности деспотии

В принципе, рабом мог стать любой человек. Чаще всего эту социальную прослойку пополняли военнопленные. Но бывало и так, что рабом мог стать свободный человек. Это долговое рабство. Чем больше и сильнее становилась община, тем большие масштабы приобретало долговое рабство. Если говорить о рабстве в целом, то в Египте и в Китае на рубеже 2-3 веков даже создавались рынки, на которых продавали только невольников на любой вкус. Раба мог позволить себе купить даже пастух, садовник или ремесленник средней руки. Это тоже входит в особенности деспотии. Все это указывает на огромные масштабы работорговли.

Характерные особенности восточной деспотии

Во-первых, это религиозное содержание власти правителя-деспота. Монарха при деспотизме считают ожившим богом, его инкарнацией. Соответственно, власть его дана не кем иным, как самим Всевышним, и была абсолютна.

характерные черты деспотии Монарх считался единственным судьей, мерилом законности любого поступка. Об этом говорило все: от отношения к монарху до его титула. Подобная постановка проблемы власти должна была объединять общество. И она объединяла. Ведь если власть дана монарху свыше, если она дана ему от Бога, то противоречить правителю просто бесполезно. Это глупо, так как божественная власть по определению мудрая и направлена на благо народа. Поэтому власть деспота и держалась, народ попросту боялся пойти против своего властителя. Тем более что он считался не кем иным, как верховным жрецом или главой всей жреческой иерархии. Рассмотрим другие характерные черты деспотии.

Обязанности деспота как главы жреческой иерархии

Он имел полное право проводить все религиозные церемонии, связанные с рождением и циклом плодородия. В некоторых случаях правитель мог даже отменить почитание старых богов и учредить полностью новый культ (как и произошло в Египте).

особенности восточной деспотииНо то, чего ни в коем случае не должен был делать правящий монарх - это принимать участие в ритуалах, связанных со смертью. Отчасти это было вызвано тем, что божественная власть могла нести только добро, только побеждать, но не сеять смерть и горе. К тому же иногда властители вводили свой собственный культ. Это создавало впечатление неприкосновенности, священности тела правителя. Следовательно, покушение могло быть приравнено к святотатству, выступлению против бога (или богов) и каралось самым суровым образом. Например, незадачливого убийцу могли казнить, изгнать и тому подобное. Но не все было так гладко.

Золотая клетка для деспота

Деспотия это не неприкосновенность. Монарх жил как в золотой клетке, так как был связан множеством ограничений. Например, его жизнь была четко регламентирована дворцовым этикетом, условностями и предрассудками. Часто это все делалось для того, чтобы обезопасить священного монарха. Однако иногда правитель мог быть даже убит просто потому, что, по мнению астролога, срок его жизни на земле истек. Не стоит объяснять, почему при дворах всегда был маг-предсказатель. Любой правитель был заинтересован в том, чтобы астролог максимально продлевал срок его жизни. В результате этого именно астрологи играли роль "серых кардиналов", поскольку от них зависела, как ни парадоксально, жизнь полубожественного правителя.

Коснемся особенностей власти монарха-деспота

Его положение не имело ничего общего с отождествлением правителя и непосредственно государства. Он просто занимал свое место среди других обязательных институтов власти. И все-таки его власть не была такой уж неограниченной. Например, правитель подчинялся множеству законов и правил, установленных ранее. Да, правитель мог устанавливать новые правила жизни, издавая законы и декреты, но в то же время эти законы имели некоторые ограничения.

деспотии древнего востока

В частности, они не должны были противоречить фундаментальным основам жизни общества. Прекрасным примером тому может быть Индия. Хотя правитель и мог издавать любые указы, они не должны были ни в коем случае касаться нарушения кастового строя и быта людей, вопросов, связанных с верой. Весьма интересен вопрос о том, кто же решал, соответствует тот или иной закон воле богов или нарушает ее. Даже в Вавилоне принятые законы не должны были вступать в противоречие с традиционными принципами правопорядка. Даже первый свод законов был создан как попытка оградить традиционные порядки от новых разрушительных явлений в обществе.

Мог ли судить деспот?

Кроме того, власть деспота не заключала в себе судебных прав. Он по умолчанию был вершителем правосудия. Он мог помиловать преступника или наказать его по своему усмотрению. Иногда появлялась своеобразная царская юстиция, например, представителем такого суда был Соломон. Таким образом, деспотия - это часто не то, что подразумевают под этим словом люди.

fb.ru

Древние деспотии

Ацтеки и древние народы области Анд

29.01.2010/реферат

Предания о племенах науа, овладевших Анауаком после падения тольтеков. Поливное земледелие - отрасль производства ацтеков. Общественный строй, религия и культура ацтеков. Группа племен языковой семьи чибча. Муиска накануне испанского завоевания.

Волжская Булгария в составе Золотой Орды

11.12.2007/реферат

Культура Волжской Булгарии в период Золотой Орды. Социально-политические изменения на булгарской земле в золотоордынский период. Исследования архитектурных памятников, сохранившихся на территории Булгарского городища. Древние раскопки Волжской Булгарии.

Государство и право Древнего Востока

1.07.2008/реферат

Возникновение Древнего Египта. Описание хозяйства, населения, государственного строя, войска. Основные черты права Древнего Египта. Древние государства Месопотамии. Характеристика их права. Законы Хамурапи. Географическая разобщенность государств.

Древнеримский календарь

12.03.2009/краткое изложение

Начало работ по восходу и заходу отдельных звезд и их групп в Древних Греции и Риме. Связь календаря с годичным изменением вида звездного неба. Месяцы и вставные дни. Важная роль земледельческих работ - сева, сбора урожая. Древние названия месяцев.

Евразия как специфическая цивилизация

22.07.2009/курсовая работа

Анализ Евразии как специфической цивилизации в истории человечества, ее географические особенности и история формирования. Наиболее древние цивилизации Евразии, расположившиеся на берегах многочисленных морей: Египет, Месопотамия, Ассирия, Иудея.

История России

12.05.2009/учебное пособие

Понятие, предмет и объект истории. Сущность, структура исторического факта. Периодизация и функции истории Отечества. Понятие этногенеза, этноса, языковой общности. Древние предки восточных славян. История России с древнейших времен до наших дней.

История России

26.02.2009/учебное пособие

Введение в многотеоретическое изучение истории. Древние народы и государства до XIV века. Российское государство XV-XVII веков. Просвещенный абсолютизм и реформы Александра II. Изменение государственного устройства Российской Империи и ее распад.

История становления российского государства

6.05.2009/шпаргалка

Понятие и функции истории. Источники исторического знания. Древние культуры Восточной Европы и происхождение славян. Образование древнерусского государства, норманская теория. Россия в годы правления Петра І и результаты Петровской модернизации.

Крещение Муромской земли

31.08.2009/реферат

Никоновская и Воскресенская летописи об обращении в христианство населения Муромской земли. "Жития Константина Муромского" - древние предания о борьбе христианства и язычества. Многоэтапное обращение населения в христианство с помощью княжеской власти.

Отечественная история

21.07.2009/шпаргалка

Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс. Древние народы на территории России. Внешняя и внутренняя политика русских царей. Присоединение Республики Башкирия к Русскому государству.

referatwork.ru

Деспотия - это что такое?

С древних времен люди организовывались в группы, в которых выделялся явный лидер. Человечество развивалась: строились города и образовывались империи. И глава небольшого скопления людей становился правителем большого государства. Порой такой человек начинал заниматься деспотизмом. Это особая форма управления страной, при которой деспот диктует всем личную волю.

Определение слова в толковых словарях

Сакральный смысл слов вовсе не скрыт, и узнать значение каждого вполне возможно. Для этого люди обращаются к подобным статьям или шерстят страницы учебников. Новые слова обогащают запас знаний человека, придают ему интеллигентности. Также они позволяют блеснуть знаниями в незнакомой компании или парням перед девушкой.

Но хватит предыстории, пора узнать значение слова в толковых словарях. Для более лучшего понимания все определения упрощены и сведены к энтимемам.

  • Исторический словарь. Деспотия - это форма государственного управления, характеризующаяся авторитаризмом, но власть деспота не ограничивается законом. Власть передается по наследственной связи, подобная форма управления характера для государств, которые в древности находились на востоке.
  • Словарь иностранных слов русского языка. Это власть насилия и произвола, людей постоянно держат в страхе перед деспотом. Власть обуславливается религиозными или иными догмами. Деспот единственный принимает решения в государстве, однако, понимая, что он не может править один, учитывает интересы его приближенных.
  • Исторический словарь галлицизмов русского языка. Деспотия - это неограниченная власть одного человека, который самолично решает ключевые вопросы, но опирается на мнения нужных ему людей. Власть деспота способна пошатнуться из-за недостатка деспотизма, так же, как и хитрецы погибают от недостатка хитрости.
  • Толковый словарь Ушакова. Это государство, которым единолично управляет диктатор (деспот). Он не опирается на законы, а если необходимо, сам их придумывает. Власть подобного человека ничем не ограничивается, кроме необходимости саму власть поддерживать. Свой трон деспот сохраняет благодаря сложной и преданной ему бюрократической системе. Такая форма управления преимущественно проявлялась на Востоке.
  • Словарь синонимов. Ничем неограниченная власть одного человека, которая поддерживается местной элитой и религиозными догмами. Характерной чертой подобной формы правления является полнота власти в одних руках.

Пожалуй, остальные словари мы не будем затрагивать, потому что описание в них несколько раз повторяется, меняется лишь формулировка.

Подробнее о деспотии

Как мы узнали, деспотия - это особая форма государственного управления, когда вся полнота власти находится у монарха. Подобная власть никак не регулируется, и законов для деспота не существует. Он сам вершит судьбы людей и является верховным владыкой, жрецом, управленцем и так далее.

Его управление основывается на бюрократии и военных ресурсах. Стоит отметить, что власть в странах постсоветского пространства практически на этом и существует. Во всех государствах большой административный аппарат и высокая концентрация сотрудников силовых ведомств на 100 тыс. человек.

Деспотия - это что такое?

Где чаще всего встречается?

Местоположение государств под управлением деспота находилось на Востоке. Европейские страны деспотизм не затрагивал, однако в них существовала тирания, что относительно лучше, чем единоличное правления без регулирования правовыми нормами.

Деспотия, примеры стран:

  • Египет.
  • Ассирия.
  • Персия.
  • Вавилония.
  • Китай.
  • Индия.

В остальные страны, к счастью, деспотизм не перекочевал. В современном мире нет ни одной страны с подобной формой правления. Разве что Северную Корею можно причислить к деспотичным государствам, и сейчас разберемся почему.

Деспотия - это что такое?

Черты деспотии

Как и любое общественное явления, единоличное правление чем-то характеризуется:

  • Власть находится у одного человека.
  • Управление государством передается по наследству, практически монархия.
  • Власть поддерживается религиозным культом.
  • Личность деспота идеализируется.
  • Запрещается нормальная оппозиция, как и критика в сторону диктатора.
  • Большое количество человек в административном ресурсе.
  • Постоянно нагнетается ощущение опасности, за счет чего оправдываются затраты на военных, коих очень много при деспотичной форме правления.

Некоторые характерные черты деспотии проявляются и по сей день. Многие из пунктов вы можете найти в своей стране, однако они не будут столь радикальными. Несмотря на кажущуюся полноту власти, деспот не управляет единолично. Нередко он является удобным властителем, посредством которого элиты решают свои вопросы.

Деспотия - это что такое?

Древневосточная деспотия

Самая яркая форма деспотии - это правление фараонов в Древнем Египте. Если остальные деспоты строили в свою честь сравнительно незначительные сооружения, то фараоны заставляли воздвигать массивные храмы и строить им усыпальницы в виде пирамид.

Деспотия - это что такое?

По своей форме деспотия представляется теократической монархией, где слово единоличного правителя - это буквально сорванная фраза с губ Бога. Само собой, для управления государством требовался мощный и разветвленный административный аппарат.

Социальные прослойки ощущались очень сильно, и корреляция между бедными и богатыми явно прослеживалась. Например, в Индии общество делилось на касты. Представительница низшей не могла выйти замуж за человека, который относится к высшему рангу. Чтобы сдерживать людей, использовалась армия, она подавляла восстания и устанавливала порядки в неспокойных провинциях.

Деспотия - это что такое?

Как создавался деспотизм?

Нормальных логистических систем по поставке воды и других продуктов пропитания в древнем мире не существовало. А вся жизнь общества заключалась в самовоспроизведении и земледелии, богатые жители могли посвятить себя развивающейся науке.

Общины, как правило, находились ближе к источникам воды. Они контактировали с другими формированиями, однако это происходило не всегда гладко. Чтобы упростить отношения между общинами и вводился один человек, слово которого была законом для всех.

www.nastroy.net

18. Древневосточная деспотия: произвол или этические ограничения?

* Общее:

Сложившаяся в эпоху Древнего Востока система управления государст­вом получила название монархия деспотического типа или древневосточная деспотия (греч. despotes - господин) - система государственного управления, предполагающая неограниченную власть обожествленного монарха, опираю­щегося на разветвленный аппарат многочисленных чиновников. На др. Востоке, как и в др. Африке, деспотия была классической формой правления с момента образования классового общества и верховной власти. Такими государствами были: Вавилон, Древний Египет, Ассирия, Персия Ахеменидов, Китайские империи и пр. Деспотия опиралась на необходимость объединения общин и подчинения племен в целях самообороны и устойчивого экономического развития.

Специфика древневосточного государства заключается в осуществлении прямого хозяйственного руководства в пределах обширного сектора экономики, а именно - создания ирригационной системы, а также в государственном обеспечении культурных институтов. Получается: так как власть активно принимала участие (порою и сам царь участвовал в работе– Урук, Месопотамия) в строительстве ирригационных систем – она считала оправданным свое право на владение этой землей.

В лице древневосточного правителя государство считалось верховным собственником и распорядителем всей земли, взимая налоги и налагая повинности на все население, кроме привилегированных слоев, земельных владений и городов. Другая часть земли непосредственно принадлежала правителю, государству и его учреждениям (в том числе храмам, часто пытающимся превратиться в самостоятельные субъекты власти и хозяйства). Пользование налогами и повинностями, как и государственная земля, широко раздавались в собственность или условное держание членам государственного аппарата, воинам, жрецам и т. д.

Взаимодействие с природными силами порождало трагические настроения, что нашло свое выражение в представлениях людей о том мире, в котором они жили. Все настоящие и будущие события возникали и управлялись единой волей объединенных вместе природных сил, иерархия и взаимоотношения которых напоминали государство. При таком воззрении на мир не существовало разделения на одушевленное или неодушевленное, живое и мертвое. В такой вселенной любые предметы и явления обладали собственной волей и характером.

В культуре, которая рассматривала всю вселенную как государство, послушание должно было выступать в качестве первейшей добродетели, ибо государство построено на послушании, на безоговорочном принятии власти. Поэтому в Месопотамии «добронравная жизнь» была и «послушной жизнью». Индивид стоял в центре расширяющихся кругов власти, которая ограничивала свободу его действий. Ближайший к нему круг власти включал в себя его собственную семью: отец, мать, старшие братья и сестры, и ослушаться старших членов семьи — было только началом, предлогом к более серьезным провинностям, ведь за пределами семьи располагаются другие круги власти: государство, общество, боги.

Эта отработанная система послушания была правилом жизни в древней Месопотамии, ведь человек был сотворен из глины, замешан на крови богов и создан для рабской службы богам, чтобы трудиться вместо богов и на богов. Соответственно усердный и послушный раб мог рассчитывать на знаки милости и награды своего господина. И напротив, нерадивый, непослушный раб, естественно, не мог об этом даже мечтать.

Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства — правителя-деспота. Царь считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной, судебной,— но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов, их потомком или даже одним из богов. Обожествление личности царя-деспота — важная особенность древневосточной деспотии. Однако в разных странах Древнего Востока степень деспотизма была то наиболее полной, как деспотия в Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царя у хеттов. Даже в разные исторические периоды, например, в Египте, степень деспотизма была неодинаковой. Существовали в странах Древнего Востока и немонархические формы государства, своего рода олигархические республики, например в ряде государственных образований Древней Индии, в некоторых городах Финикии.

Кроме позднепервобытного общинно-племенного строя и восточной деспотии, словно знаменующих начало и конец древневосточного политогенеза, на Древнем Востоке существовали всевозможные промежуточные формы политического строя: ограниченная коллективными общинными институтами номовая монархия (Ур. 20 в. До н.э.: Земля поделена на 2 части, - 50% земли – царю. Остальные 50 % : половина – богам, половина – свободным аккадцам под проценты! Обрабатывают землю – мушкенумы, платят при этом налог. Земли храмов обрабатываются: 50% - рабы, 50% - мушкенумы.), близкая ей олигархическая ("аристократическая") республика. Даже в крупных царствах власть царя иногда должна была терпеть влияние коллективных военно-аристократических и военно-демократических органов.

Религия могла быть средством для установления деспотии. Примеры:

  • Династия Цинь, начало 3го в. Н.э. Гос. Религия – Легизм. Цинь Ши-Хуанди (2 век до н.э.) в эпоху Цинь – верховный сын неба, высочайший царь.Оправдывала жестокие наказания, налогообложение. Именно во время его правления строилась Великая Китайская стена, свободными гражданами, но по обязанности/повинности.

  • В Египте фараоны были божьими посланниками: Джосер (основатель 3 династии, ) начал постройку пирамид, но свое завершение строительство пирамид получило при фараонах 4 династии (27-26 века до н.э.), после 5 династия отказалась от постройки пирамид. Гигантские размеры фигур фараонов равны богам по сравнению с простыми смертными.

Древневосточная деспотия - это монархия особого типа, система государственного управления, при которой абсолютная власть правителя - это традиция, рамками которой, деспотия, однако не ограничена: индивидуальные особенности каждого государства в отдельности позволяют контролировать власть или за счёт ирригационного земледелия, или внешних войн, и следовательно сильной армии.

 Причина её устойчивости в том, что при условии соблюдения вековых традиций, она не встречает никакого противодействия со стороны населения

Первобытный социум, малочисленный и не сталкивающийся со сложными задачами, однороден. Развитие и усложнение социума приводит к функциональному выделению властной верхушки, доступ в которую находят, прежде всего, отличившиеся или влиятельные благодаря своему имущественному положению члены общества. В свою очередь, властная верхушка начинает использовать свои возрастающие с усложнением жизни социума полномочия сначала для их же кумулятивного наращения, а потом и для отчуждения рабочего времени и продуктов труда других членов общества. Такое отчуждение называется эксплуатацией. Когда отношения эксплуатации пронизывают значительную часть общества, и какая-то группа его членов (в данном случае это прежде всего властная верхушка) начинает существовать за счет эксплуатации, последняя становится классообразующим фактором, а само общество — классовым.

Классы — это группы людей внутри общества, различающиеся по отношению к организации социального (прежде всего материального) воспроизводства: господствующий класс организует его, а класс непосредственных производителей осуществляет.

В физическом смысле слова господствующий класс живет "за счет" класса непосредственных производителей, значительное большинство которых подвергается эксплуатации. Аппарат власти классового общества называется государством (в других случаях тем же словом называется просто функционально развитый аппарат власти. Следует чётко различать эти значения). О его существовании можно говорить с тех пор, как властная верхушка освобождается, фактически и формально, от контроля общинного самоуправления, и становится наследственной (хотя бы в лице своего главы).

Основным историческим источником по экономической и социальной жизни Месопотамии являются законы Хаммурапи(около 1792 - 1750 г. до н.э).Всего было записано 282 статьи, из которых сохранилось 247.Много статей в законах Хаммурапи было посвящено земледелию (ответственность за нанесение ущерба дамбам и каналам), торговле (торговля была полностью государственной), ремеслу (ремесленники также находились под крылом государства). Очень важными являются статьи о системе землевладения и землепользования (очень развитой была аренда, которая была строго регламентирована и осуществлялась только на основе договора). Законы затрагивали и социальные стороны жизни - рабство(которое было близко к патриархальному), общинную жизнь (общины несли коллективную ответственность за каждого из своих членов).Из этих законов можно также узнать и о сакрализации власти. В частности вступление перед первой статьёй звучит так: "Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей" . Из законов Хаммурапи явствует, что царь считался сыном бога, или его наместником на земле. Поэтому следует признать, что такой ресурс власти как сакрализация был сильно развит в Месопотамии.

   Много информации нам дают также хозяйственные и юридические документы более позднего времени. Например о роли общины "Когда раб был в доме схвачен, община его выслушала и допросила" . Множество документов об аренде дают понять в том числе огромную роль правителей (документы в Позднем Вавилоне датировались годами правления царя). Из этих документов можно сделать вывод, что под ведением царя находились фактически все стороны общественной жизни.

   Кроме двух ресурсов власти сакрализации и контроля над экономикой существовал ещё и третий - внешние войны. На протяжении всей истории Месопотамии их было немало, однако основной целью было грабительство, а не завоевание новых земель.

   Но существовал и четвёртый - ключевой ресурс власти на который опирались три других - это традиции. Вся власть в Месопотамии - это традиция, что впрочем других её (власти) ресурсов. Ментальность людей того времени была такова, что традиции занимали все стороны жизни общества. Именно опора на традиции позволила деспотии в Месопотамии быть столь устойчивой на протяжении многих сотен лет.

Вместе с укреплением рабовладельческих деспотий даже искусство стало служить и задачам аллегорического прославления власти правителя, божества. Уже ранний медный рельеф сер. 3-го тыс. до н. э., помещенный над входом храма в Убайде, центральная фигура которого - львиноголовый орел, держащий лапами двух оленей, приобрел характер своеобразного герба-эмблемы силы и могущества. Строго симметричный по своей композиции, выделяющий центральную фигуру, как важнейшую, рельеф храма в Убайде открыл собой целый ряд скульптурных геральдических композиций, повторяющихся в печатях, посвятительных рельефах, подобных палетке жреца Дуду из Лагаша, и во многих других памятниках Передней Азии.

Правители Египта во все времена обладали тремя ресурсами власти: контролем над экономикой, внешними войнами и сакрализацией. Начнём с первого.

Все жители Египта были под прямым экономическим контролем государства, что вообще характерно для всех гидравлических цивилизаций. Ирригация, отведение каналов, строительство дамб - всё это требовало чёткой организации труда и его контроля. На протяжении всей своей истории Египет считался главным хлебным районом древнего Востока, он обладал большими запасами продовольствия. И сами египтяне чтили злаковые культуры, царь Аменемхет в своём "Поучении" говорил: "Я взращивал злаки" - и считал это одним из самых главных достижений. Другие отрасли экономики также были сильно развиты - торговля во многом за счет продажи зерна в другие страны древнего Востока, а ремесло за счет изготовления орудий труда - то есть обе эти отрасли были тесно связаны с земледелием.

Однако основным ресурсом власти в Египте была сакрализация. Очень важно то, что население древнего Египта было достаточно однородным, не ассимилированным, что способствовало созданию особой культуры и особой религии, которые, правда, опирались на то, на что опирались все религии древнего Востока - на традиции. Сила традиций столь велика, что она выше чем власть правителя. В 1375-1354 гг. Аменхотеп IV, более известный под именем Эхнатон установил культ нового бога, но он не прожил дольше самого фараона. И это несмотря на то, что фараоны считались сыновьями богов или просто богами. Вот как ,например, звучал титул Тутанхамона, фараона, который правил сразу после Эхнатона: "Тутанхамон, бог добрый, сын Амона, порождение тельца матери своей, семя благое, яйцо святое, произведённый на свет Амоном самим."

Сакрализуются все стороны жизни. В том числе такие важные, как договоры между государствами - в мирном договоре фараона Рамзеса II и хеттского царя Хаттусили III есть часть посвящённая тому, что оба правителя призывают богов в свидетели тех клятв, которые они дали в этом договоре. Также большую роль в изучении Египта играет такой источник как "Книга Мёртвых" (буквальный перевод "Выход днём") религиозная книга, рассказывающая о жизни человека после смерти. Много важного может показать нам оправдательная речь умершего - она помогает понять систему ценностей древнего египтянина. Там есть строки, касающиеся всех сторон человеческой жизни:

"Я не нанёс ущерба скоту" (говорит о роли скотоводства в Древнем Египте и, возможно, о роли религии ,ведь корова - священное животное)

"Я не преграждал путь бегущей воде" (говорит о роли водных ресурсов в Древнем Египте)

  "Я не совершил греха в месте Истины

" Я не Делал мерзкого перед богами"

Даже такой ресурс власти, как внешние войны также зависел от мировоззренческой системы. Во времена Среднего царства (2050-1750 гг. до н.э.) возникла мысль об избранности египтян, мысль эта вовсе не шовинистическая, это лишь часть их восприятия мира. Именно эта мысль сопровождала египтян во время их военных походов , которые бывали в одинаковой степени и грабительскими, и завоевательными. Основными направлениями походов чаще всего были: Синайский полуостров, Эфиопия, Нубия.

Однако экономическая и религиозная системы были столь прочны, что военные походы редко играли роль главного ресурса власти (хотя при Тутмосе III и Рамзесе II именно армия играла ведущую роль).

Деспотия в Египте была чрезвычайно устойчивой. Начиная с древнего царства 2800 года и кончая битвой при Пелусии (525 г. до н. э.) после которой Египет окончательно потерял свою независимость, несмотря на смены династий, социальных условий деспотия оставалась практически неизменной, потому что это - традиция, то есть то, вокруг чего строилась вся ментальная система древнего египтянина.

studfiles.net

Древневосточная деспотия как форма государства стран Древнего Востока.

В IV – I тысячелетии до н.э., сначала на Ближнем Востоке, а затем в Северной Индии и Китае, возникли первые государства и правовые системы. Они возникли в раннее время на Востоке по причине географических и климатических особенностей региона. Крупнейшие цивилизации древности – Шумер, Вавилон, Египет, Индия, Китай и др. – опирались на удобные для земледелия бассейны рек (Тигр, Евфрат, Хуанхэ и др.) Освоение относительно узких территорий по рекам предопределило высокую плотность населения Древневосточных государств и быстрое распространение социальных связей. Теплый климат и плодородные почвы позволяли получать излишек продуктов даже при низкой технической базе, что обусловило характерные черты Древневосточной экономики: основа хозяйства – земледелие, основанное на ирригационной системе, поэтому на Древнем Востоке крупные формы земельной собственности – общинная и государственная – сыграли важную роль в структуре сельскохозяйственного производства. При слаборазвитых орудиях труда производительность напрямую зависела от ирригации, что в индивидуальных хозяйствах сделать было невозможно. Кроме того, крупные реки, естественным образом, предполагали организацию коллективной эксплуатации природных ресурсов. Эти факторы стали причиной возникновения централизованной Древневосточной экономики. Эти же факторы способствовали консервации общинных отношений. Другой фактор, который сдерживал сохранение общины – пережитки первобытнообщинной идеологии с ее уравнительными принципами.

В результате, право частной собственности, будучи прогрессивным явлением, долгое время не обращалось на землю и воду, искусственно сдерживалось государством и нормами права. Здесь коллектив, а не отдельный человек являлся субъектом собственности.

Экономический коллективизм Древневосточных цивилизаций обусловил относительную размытость их социальной структуры. Два центра собственности – община и государство - сформировали две основные социальные группы:

  1. Непосредственные производители (общинники), которые были формально свободной категорией населения.

  2. Собственники-управляющие, куда входили правители, аристократия, жрецы и чиновники.

Вместе с тем, по мере укрепления управленческого аппарата происходило фактическое поглощение общины государством. Её отношение к собственности ограничивалось коллективным пользованием землей, водными ресурсами, которые принадлежали правителям и храмам. В результате непосредственный производитель ограничивался в правах и рассматривался как работник на службе государства, получающий натуральный паёк.

Древневосточные цивилизации по своему характеру были рабовладельческие. Основной источник рабства – плен, поэтому очень долго рабы являлись государственной собственностью и использовались в основном на масштабных общественных работах. Труд рабов использовался в семье, и рабство носило патриархальный характер. Статус раба часто приравнивался к статусу младшего члена семьи. Становление ранней государственности на Востоке происходило в целом по единому историческому пути. Его итогом стало формирование практически у всех народов неограниченной единоличной власти в централизованном управляемом государстве. Эти государства были Древневосточного типа или, как их часто называют, Древневосточной деспотии. Культ единоличной власти – деспотизм – порождались самой сутью Азиатской сельской общиной, её замкнутостью и приоритетом общества над человеком. Основой Восточного деспотизма являлась бесконтрольности администрации, которая управляла всем обществом, включая и экономику.

Необходимыми условиями существования такой власти были:

  1. Господство государственной и общественной собственности на землю, а также зависимое население, при котором отношение человека к человеку определяется не им самим, а стоящей над ним властью.

  2. Абсолютное преобладание государства над обществом. Государство выступает как сила, стоящая над человеком. Оно формирует общественные идеалы и регулирует многообразие всех общественных отношений. Не было четкого разделения между духовной и светской властью, а управление, религия и право находились в одних руках.

  3. Отсутствие гражданского общества, которое основывается на индивидуализме. Оно не может существовать без признания личных прав и свобод человека, права самостоятельно располагать собой, своей деятельностью и ее результатами. Свобода также неотделима от права частной собственности, неприкосновенности личности и имущества. На Востоке общество занимало по отношению к государству подчиненное положение.

  4. Регулирующую роль в государстве вместо основных законов играет религия, совокупность идеологических и морально-нравственных принципов, которые упорядочивали жизнь общества. Поэтому все Восточные деспотии были теократическими государствами, т.е государственная и религиозная власть находились в одних руках.

  5. Еще Китайский философ Конфуций говорил, что народ не в состоянии понять правильный путь, поэтому его следует заставить идти правильным путем. Из этого проистекает важный признак Восточного деспотизма – политика принуждения и даже террора. Его основной задачей было не только наказание преступника, но и нагнетание страха перед властью.

  6. В социальной структуре была уравнительность и крайне незначительная роль сословных различий, поэтому представления о Востоке как о классовом обществе – безосновательны, так как здесь не было классов, во всяком случае, в марксистском смысле этого слова. Сам же Маркс отмечал, что социально-политическая организация на Востоке не имела ничего общего с той классово-антагонистической системой отношений, которые он выделял на примере Европы.

  7. Существование на низовом уровне автономных и самоуправляемых коллективов. Это были сельские общины, цеховые организации, касты, секты, как правило, религиозно-производственного характера. Руководители этих коллективов были связующим звеном между государственным аппаратом и основной массой населения. В этих коллективах определялось место и возможности каждого человека, а вне их жизнь человека была невозможна.

На этом сочетании корпоративной автономности низовых коллективов и организующей государственности основывалась достаточно цельная и стабильная система Восточно-деспотической власти.

Можно выделить общие черты, характеризующие восточную деспотию как особую форму правления и политический режим:

  1. неограниченные полномочия наследственного монарха, концентрация в его руках всей полноты светской и религиозной власти, имеющая результатом обожествление правителя;

  2. наличие разветвленного жестко централизованного административного аппарата;

  3. четкое выделение в структуре этого аппарата трех основных ведомств:

    • общественных работ, от которого зависело само существование древневосточных обществ;

    • военное, которое обеспечивало не только внешнюю защиту, но и поставку рабочей силы в виде пленников рабов;

    • финансовое, которое обеспечивало содержание государственного аппарата и давало средства для организации общественных работ;

  • тотальный контроль государства над подданными, подавление личности, которые делали даже формально свободного человека рабом, освещенного верой традиционного порядка.

    Немало общих черт имеют правовые системы государств Древнего Востока:

    1. для древневосточного права практически на всем протяжении его развития преобладающим источником оставался обычай. Сравнительно немногочисленные законы были записью признанных государством обычаев и конкретных судебных решений.

    2. Аморфность права.

    Право не вполне отделялось от религии в особое средство регулирования общественных отношений. Правовые и религиозные обязанности не различались (в Древней Индии даже не было известно слова «право», а предписания правового характера содержались в священных книгах индусов).

    1. Не дифференцированность права.

    Не развитость основных правовых понятий, институтов и структуры права и самой правовой нормы. Еще уголовное право не отделялось от гражданского, уголовный процесс от гражданского процесса, не разграничивались понятия «правонарушения» и «преступления».

    1. Узкая сфера действия.

    На ранних этапах развития общества многие отношения регулировались обычаями и религией тогда, как роль права в определении строя жизни была сужена.

    1. Формализм и символизм правовых действий.

    Правовой акт неизбежно сопровождался множеством ритуальных действий: клятвы, жесты и т.п. Отступление от строго установленной формы (например, неточности в произнесении слов) приводило к тому, что необходимый правовой результат не достигался.

    1. Казуальность права – приоритет конкретного случая перед абстрактным обобщением.

    Право нередко возникало из записи конкретных судебных решений, поэтому обобщающий характер правовой нормы еще не сложился. Такие нормы не могли охватить всю сферу отношений, подлежащих правовому регулированию, что приводило к значительным проблемам в праве.

    1. Консерватизм права.

    Священность и неприкосновенность религиозных догматов и древних обычаев переносились на право. Связь права с религией и обычаями, а также застойный характер экономического и общественного развития обусловили крайне замедленный темп изменений в праве.

    1. Особая жестокость наказаний, широкое применение смертной казни.

    2. В праве закреплялась социальное неравенство различных категорий лично свободного населения.

    3. Право закрепляло патриархальные отношения в семье и неограниченную власть главы семьи.

  • studfiles.net

    Деспотия - это... Что такое Деспотия?

  • ДЕСПОТИЯ — (этим. см. след. сл.). Царство произвола и насилия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕСПОТИЯ греч., от despotes, деспот. Царство произвола, насилия. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • деспотия — и. ж. despotie f., нем. Despotie <гр. despoteia. 1. Форма неограниченной самодержавной власти. БАС 2. Неограниченная власть деспота оправдывается и обосновывается религией. В. Авдиев Ист. др. Востока. Деспотии гибнут из за недостатка… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ДЕСПОТИЯ — (греч. despoteia неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти. Классическая деспотия государства Др. Востока (Ассирия, Вавилон и др.) …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДЕСПОТИЯ — ДЕСПОТИЯ, деспотии, жен. (книжн. полит.). Государство, управляемое неограниченной властью деспота. Восточная деспотия. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • деспотия — сущ. • деспотизм • тирания • тиранство власть, основанная на насилии) Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012. деспотия сущ., кол во синонимов: 4 • …   Словарь синонимов

  • Деспотия — (греч. despoteia неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти. Классическая деспотия государства Др. Востока (Ассирия, Вавилон и др.). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 …   Политология. Словарь.

  • деспотия — и устарелое деспотия …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • ДЕСПОТИЯ — (гр. despoteia неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти. Классическая Д. государства Древнего Востока (Ассирия, Вавилон и др.) …   Юридический словарь

  • ДЕСПОТИЯ — ДЕСПОТИЯ, и, жен. Государство, управляемое деспотом (в 1 знач.). | прил. деспотический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ДЕСПОТИЯ — (от греч. despotia неограниченная власть) англ. despotism; нем. Despotie. Форма самодержавной, неограниченной законом власти. Д. характеризуется произволом власти и бесправием членов общества. см. АВТОКРАТИЯ, ДИКТАТУРА, ТИРАНИЯ, ТОТАЛИТАРИЗМ.… …   Энциклопедия социологии

  • dic.academic.ru

    Вопрос №3 Восточная деспотия как форма государств:

    Как правило, на Древнем Востоке государства имели форму деспотий, то есть

    сильной, единоличной власти одного лица. «Деспот» - слово греческое и в

    переводе означает господин, хозяин. Это означает, что деспот относился к

    государству как к своей личной собственности. Деспот был не просто верховным

    законодателем, правителем и судьей, а самим воплощением государства! Этим и

    объясняется обожествление личности деспота. Он обладал не только высшей

    светской, но и духовной властью, то есть носил титул верховного жреца или

    живого Бога. Таким образом, по форме правления деспотия была теократической

    монархией.

    Древней важнейшей чертой деспотии выступает наличие огромного

    бюрократического аппарата, в котором условно выделяется три ведомства:

    - финансовое ведомство по сбору налогов;

    - ведомство военное;

    - ведомство общественных работ.

    Существование этого ведомства объясняется тем, что государство в лице деспота

    выступало в качестве организатора этого орошаемого земледелия.

    По форме государственно-территориального устройства деспотии представляли из

    себя территориальные державы. Это объясняется тем, что, как правило, деспотия

    охватывала долину той или иной реки. Прямая зависимость ФГ и географического

    положения подтверждается тем, что, к примеру, отсутствие у реки Нил крупных

    притоков во многом объясняет высокую степень централизации власти в Древнем

    Египте, тогда как длительные периоды политической раздробленности в

    Междуречье объясняются тем, что реки Тигр и Евфрат имеют множество больших

    притоков, что позволяло отдельным регионам создавать свои местные

    ирригационные системы.

    Социальной основой восточной деспотии выступала замкнутая азиатская община.

    Каким образом самоуправляющаяся социальная ячейка может быть основой сильной

    деспотической власти?

    Это объясняется тем, что социально-экономическая причина древневосточных

    обществ была противоречивой. С одной стороны основная масса населения

    проживала в пределах общины, которые жили своей внутренней жизнью, а с другой

    стороны – все эти общины должны были принимать участие в одной совместной

    работе по ведению единого ирригационного земледелия.

    Выходом из этого противоречия и было установление над общинами единой

    централизованной власти в лице деспота, указания которого строго обязательно

    для всех общин. В исторической науке существует проблема универсальности

    деспотии для всех древневосточных государств. В вышеуказанном смысле

    типичными деспотиями являлись Древний Египет и Древний Китай. В Вавилоне

    деспот не обладал высшей духовной властью. В Древней Индии общим правилом

    была раздробленность, а сильная централизованная власть – исключением.

    Вопрос №4 Государственный строй Древнего Египта:

    По мнению большинства ученых человеческая цивилизация зародилась в Древнем

    Египте – в Северной Африке в долине реки Нила. Уже в IV тыс. до н.э. в долине

    реки Нила существовало около 40 городов-государств (номов). Жизнь всех 40

    номов была связана с р.Нил, поэтому в истории этого государства рано

    появилась тенденция к централизации. Уже к середине IV тысячелетия возникло 2

    царства: верхний (южный) и нижний (северный) Египет.

    Около 33 века до н.э. царь верхнего Египта – Мин завоевал Нижний Египет и

    принял титул царя Верхнего и Нижнего Египта. Таким образом, возникло

    централизованное деспотичное государство, просуществовавшее примерно три

    тысячелетия.

    Деспот в Древнем Египте – фараон – был носителем всей полноты государственной

    власти. Его личность обожествлялась вплоть до того, что запрещалось вслух

    произносить его имя и титул «фараона» обозначает «большой дом». Фараон

    считался сыном Бога солнца Ра. Непосредственно фараон давал указания

    верховному чиновнику джати. Джати и стоял во главе огромного чиновнического

    аппарата.

    В Египте существовали прообразы министерств. Например: «дом сокровищ» -

    финансовое ведомство, «дом оружия» - военное ведомство, «дом главного

    архитектора» - ведомство общественных работ.

    В м/у сохранилось деление всего государства на Верхний и Нижний Египет, в

    котором правили назначенные фараоном наместники. Соответственно и отдельные

    номы превратились в административно-территориальные единицы, в которых

    правили номархи. Если раньше это были местные цари, то после объединения

    Египта они превратились в чиновников. Низшей единицей управления выступала

    община, в которой сохранялось определенное самоуправление – выборы старосты,

    распределение налогов, разрешение незначительных споров и т.д.

    Судебная власть не была отделена от административной, и судопроизводство

    осуществляли соотв. чиновники. Джати принадлежали полномочия. Отчасти

    судебные функции принадлежали жреческим коллегиям. Длительное время армия в

    Древнем Египте была основана на ополчении. Лишь в период нового царства

    окончательно сложилась регулярная профессиональная армия.

    В VI веке до н.э. Египет был захвачен персами и вошел в состав их империи. В

    I веке до н.э. Египет вошел в состав Римской империи. В VII веке н.э. Египет

    был завоеван арабами.

    Вопрос №5 Своеобразие восточной деспотии в Древнем Китае:

    Первые ранние цивилизации в долинах рек Янцзы и Хуанхэ возникли еще в IV веке

    до н.э., но первые государственные образования лишь во II тысячелетии.

    Типичная восточная деспотия в Древнем Китае окончательно оформилась лишь к

    III веку до н.э. появлению деспотии предшествовал длительный период

    междоусобиц и смуты.

    Древнекитайский мыслитель Конфуций (VI в. до н.э.) предлагал преодолеть

    гражданскую войну проповедью добродетели и возвращением к прошлому. Более

    реалистичным было учение школы «законников» (легистов), которые предлагали

    навести в стране порядок, издав строгие законы и установив за них жестокое

    наказание. Основателем этой школы был Шан-Ян. Он жил в IV веке до н.э., когда

    в Китае шла междоусобная война между 7 княжествами. Шан-Ян был приглашен

    князем Цинь для проведения реформ в своем государстве.

    Он провел реформу:

    1. Административная

    Причину всех бед Шан-Ян видел в родоплеменной аристократии, поэтому он

    разделил все княжество, не обращая внимание на родовое деление, на

    территориальные единицы.

    Низшей единицей управления Шан-Ян сделал объединение 10 семей и ввел принцип

    круговой поруки.

    2. Военная

    Во всех княжествах основу армии составляли колесницы как оплот влияния

    родоплеменной аристократии. Для древних обществ характерно совпадение военных

    и политических организаций. Шан-Ян отменил колесницу и сделал основой армии

    кавалерию и, прежде всего, пехоту. И соответственно, стал набирать в армию по

    признаку имущественного достатка, а не знатности.

    3. Цензовая

    Шан-Ян разделил все население на разряды по имущественному признаку и за

    каждым из них закрепил соответствующие повинности перед князем без учета

    знатности.

    Эти реформы вызвали острое противодействие со стороны аристократии и после

    смерти князя – покровителя Шан-Яна – тот был привлечен к суду и казнен, но

    сами реформы не были отменены. В результате 17-летней войны в 221 году до

    н.э. было завоевано последнее независимое княжество. Таким образом, возникло

    единое централизованное государство Цинь-империя, соответственно князь Цинь

    взял новый титул Цинь ши Хуанди – император. Император распространил на весь

    Китай порядки, введенные Шан-Яном: вся страна была разделена на 36

    территориальных областей без учета прежнего деления на княжества. Все жители

    страны получили единый статус подданных императора – «черноголовые». Под

    угрозой смертной казни было запрещено называть себя жителями прежних

    княжеств. Все население было разделено на 20 разрядов и под влиянием учения

    законников фактически был закреплен принцип равенства всех подданных перед

    законом. Это правило император распространил даже на своих братьев и сыновей.

    Во всем государстве стал действовать принцип «круговой поруки», когда к

    ответственности привлекались все родственники преступника до 3 колена.

    Император ввел подушную подать, установил общегосударственное письмо.

    Все эти нововведения вызвали ожесточенное сопротивление аристократии. В 210

    году до н.э. Цинь ши Хуанди, что вызвало гражданскую войну в Китае. В этой

    войне победу одержал лидер крестьянского движения, бывший сельский староста

    Лю Бань. В Китае стала править новая династия и возникла империя Хань. Лю

    Бань сократил и даже укрепил прежние порядки военно-бюрократической деспотии.

    Важнейшей основой любой деспотии является религия. Своеобразие же Древнего

    Китая в том, что идеологической основой этого государства стала не религия,

    этико-философское учение Конфуция. Соответственно роль жрецов в Древнем Китае

    играли не священники, а ученые-чиновники как знатоки философии Конфуция.

    Храмы в Древнем Китае имели форму школ конфуцианства.

    Чиновниками становились лишь те лица, которые сдавали соответствующие

    экзамены в этих школах. Своеобразие сословного строя Древнего Китая в том,

    что не существовало замкнутых наследственных сословий. Привилегированное

    положение по происхождению имел лишь император и члены его семьи.

    studfiles.net


    Смотрите также