Древнее скотоводство. Цалкин В.И. Материалы для истории скотоводства и охоты в древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

89.Скотоводство и земледелие. Возникновение ранних государств. Древнее скотоводство


Скотоводство. Славянская энциклопедия

Вместе с земледелием все славяне занимались скотоводством. Археологические раскопки говорят о том, что древние славяне знали лошадь, быка, овцу, козу, свинью, собаку; из птицы – курицу.

По словам Иоанна Эфесского о славянах VI в., который, говоря о том, что славяне «стали богаты», среди богатств их (золото, серебро, оружие) называет также табуны лошадей. На похоронах руса в известном описании Ибн-Фадлана приносятся в жертву быки, лошади, собака, петух и курица. Кроме названных животных, в жертву приносились овцы. По показанию Ибн-Даста, «славяне пасут свиней наподобие овец».

Константин Багрянородный говорит об овцеводстве у хорватов. Чехи славились своими лошадьми; поморские славяне разводили рогатый скот.

Ибн-Якуб пишет, что славяне воздерживались есть кур, потому что они им вредили и способствовали заболеванию рожею (болезнь, которая была очень распространена), но зато они ели говяжье мясо и гусей.

Позднее Оттон, епископ Бамбергский, обратив в христианство литовцев и померанских земледельцев, запретил им в шестой день недели употреблять в пищу молоко и мясо. Молочные продукты вообще были у славян очень распространены. Наконец, весьма характерным показателем популярности скотоводства у славян может служить тот факт, что среди небогатого вообще пантеона богов язычники-славяне имели специального «скотьего бога» – Велеса, или Волоса, охраняющего стада и покровительствующего скотоводству.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

89.Скотоводство и земледелие. Возникновение ранних государств.

Отрасли сельскохозяйственной деятельности земледелие и скотоводство значительно зависимы друг от друга и являются определяющими роста и развития сельскохозяйственного производства.

Скотоводство, как отрасль животноводства, возникло наряду с земледелием еще за много лет до нашей эры. А в наши дни отрасли земледелия и скотоводства это уже правильно организованная структура, которая позволяет гарантировать стабильное производство продуктов питания и сырья.

Примерно 10 тысяч лет назад древние люди узнали, что такое земледелие и скотоводство. Первоначально племена, жившие в каменном веке, для своего пропитания собирали плоды и ягоды съедобных растений. Среди них были злаковые культуры, похожие на рис, ячмень, пшеницу. В основном эти виды произрастали в странах Азии. А также большое внимание древние люди уделяли собиранию картофеля, томатов, кукурузы, выращиваемых в Америке. В скором времени древние люди поняли, что для сбора съедобных растений не стоит уходить далеко от своих домов, так как почва позволяет выращивать необходимые злаки прямо возле них. Вот так вот люди стали сами рыхлить землю специальными орудиями и засеивать ее семенами.

Постепенно человек каменного века становился земледельцем. Затем жители поселений начали также одомашнивать диких животных. Первым домашним животным стала собака, которая была и защитником, и помощником в одном"лице". После люди приручили, диких коз, овец, свиней. Животные сами шли за человеком, так как он начал их подкармливать. Затем людьми были придуманы специальные загоны, где обитали животные. Загоны были построены на территории поселения человека. Самки овец, коз и свиней приносили потомство. Таким образом, появлялись стада животных, которые паслись на пастбищах. Вот так небольшими шагами началось развитие скотоводства у древних людей. Скотоводство — более эффективный способ добывания средств существования, основанный на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы так же, как охотники и собиратели, вели кочевой образ жизни.

Развитие земледелия позволило использовать часть урожая для прокорма скота. Но чем больше было скота у хозяина, тем чаще приходилось использовать подножный корм и передвигаться в поисках пастбищ. Постепенно часть племен, особенно там, где с травами было плохо, начала специализироваться на скотоводстве. Напротив, другая часть племен твердо стала на путь развития земледелия. Ведь чем больше скота у хозяина, тем больше навоза для зерновых и тем выше их урожайность. Если, конечно, почва быстро воспринимает удобрение и воздает земледельцу прибавкой в урожае.

Земледелие и скотоводство - стали важным переворотом в жизни всего человечества. Большее развитие эти два рода деятельности получили в новом каменном веке, который назывался"неолит". В переводе с греческого"неолит" - это новый камень. Самым большим регионом, где люди начали осознанно заниматься земледелием и скотоводством стал Ближний Восток..

-----------------------------------------------------------------

Города зародились как центры, где специализировавшиеся на ремеслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировавшимся на сельском хозяйстве, торговле или управлении. Аграрное общество — это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обменом и окруженных значительным количеством сельских поселков и деревень. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и появляются), основная масса населения проживала в деревнях. Деревня — замкнутая территориальная крестьянская община, ведущая натуральное хозяйство, слабо связанное с рынком. Она ориентирована на традиционный образ жизни и религиозные ценности.

С зарождением древневосточных государств можно говорить о важном историческом процессе — переходе от разрозненных общин, часто воевавших между собой, к сплоченному, политически организованному обществу.

Для того чтобы сделать политическую, социальную и экономическую связь между общинами особенно крепкой, люди решили руководить их жизнью из единого центра, а все племенные ресурсы слить воедино. Появилось централизованное государство, называющееся так потому, что оно управляется из единого центра — столицы, где находится дворец фараона или короля.

Выгода централизации состояла в том, что можно было:

- без опасения подвергнуться нападению местных банд совершать торговлю на большие расстояния;

- сооружать грандиозные ирригационные каналы для орошения засушливых районов страны;

- разрешать споры и конфликты между местными князьками на основе единых норм и правил;

- отражать нападение сильного врага объединенными войсками;

- ввести в стране единую денежную валюту и тем самым облегчить торговлю и производство товаров.

Постепенно политический контроль над обществом усиливался. Он распространялся на сферы обороны, производства, строительства, сельского хозяйства, торговли. Жрецы выполняли одновременно роль религиозных и политических деятелей. Они выступили первыми в мире менеджерами. Священники собирали и распределяли мясо, молочные продукты, одежду, растения, рыбу, инструменты и предметы торговли. Им подчинялись крестьяне, гончары, рабы, переносчики грузов, камнетесы, ювелиры и ремесленники, ткачи, скульпторы и другие группы населения.

Существенно усложняется социальная жизнь общества: возникает сфера досуга и развлечений, профессионализируется искусство, которое направлено на удовлетворение запросов правящего класса (циркачи, бродячие актеры, трубадуры и т. п.), расширяется сфера товарно-денежных отношений, в которой опять появляются профессионалы, обслуживающие экономические интересы правящего класса (банкиры, кредиторы, купцы и т. п.). В это время домашние промыслы (производство изделий для собственных нужд) уступают место ремеслам (производству изделий для обмена и продажи).

Неолитическая революция стала завершающим этапом развития простых обществ и прологом к сложному обществу. К сложным обществам относят такие, где появляются прибавочный продукт, товарно-денежные отношения, социальное неравенство и социальная стратификация (рабство, касты, сословия, классы), специализированный и широко разветвленный аппарат управления. С точки зрения социальной структуры, переходной фазой от простого к сложному обществу являлись вождества.

Постепенно вождества очень плавно эволюционировали в аграрные государства, а позже — в империи. Вождь становился правителем: князем, королем, царем. Его ближайшие родственники и друзья (чаще всего боевые) становились советниками в центре и наместниками — на периферии. Дружина трансформировалась в постоянное войско, что позволяло перейти только от оборонительных к захватническим операциям. А там, где возможен захват новых территорий, там неизбежны империи и централизация власти. Так, ранние государства переходят в зрелые и “перезрелые”, имперские.

В самостоятельную власть превращается суд со своими вечными спутниками — тюрьмами и палачами. Зачатки подобных органов власти имелись уже в вождествах. Но лишь с их институционализацией можно говорить всерьез о превращении вождеств в ранние государства.

studfiles.net

Древнее животноводство

Животноводство — это отрасль сельского хозяйства, занимающаяся одомашниванием, заботой и размножением животных, таких как собаки, крупный рогатый скот, лошади, овцы, козы, свиньи и другие подобные существа. Животноводство началось в так называемой революции неолита («новый камень») около 10 000 лет назад, но, возможно, началось гораздо раньше. Предполагалось, что люди использовали огонь для приготовления пищи 1,5 миллиона лет назад, но единственные археологические данные, полученные до сих пор, устанавливают дату использования огня для приготовления пищи в 12 500 лет назад, о чем свидетельствует открытие глиняных горшков в Восточной Азии и Месопотамии.

Вскоре после этой даты появляются свидетельства одомашненных костей животных, оставшихся после человеческих социальных собраний, таких как ужины; указанные кости были обнаружены при раскопках пожарных ям на древних кухнях. Хотя одомашнивание животных, вероятно, было распространено ранее, несомненно, что козы и овцы были одомашнены во всей Азии на 8000 г. до нашей эры. Пшеница была одомашненна и широко используется в Месопотамии к 7700 г. до н. Э., Коз на 7000 г. до н. Э., Овец на 6700 г. до н. Э. И свиней на 6500 г. до н. К моменту поселения первого месопотамского города Эриду в 5400 году до н. Э. Животноводство широко использовалось и одомашнивало животных, используемых в рабочей силе (например, при вспашке) в качестве домашних животных, и в качестве источника пищи. Лошади были приручены к 4000 году до нашей эры и со временем стали важным компонентом ведения войны в рисовании великих колесниц различных национальных государств. В конце концов, слоны, тигры и львы были заняты на поле битвы; особенно в последних случаях персидских кампаний, индийском сопротивлении Александру Македонскому и, как ни странно, Ганнибалу Карфагена против римлян.

Приручение животных вызвало резкие изменения в жизни людей. Цивилизации, которые полагались на охоту и собирательство в качестве средства к существованию, теперь строили постоянные поселения и занимались пастырским существованием, полагаясь на их скот и сельскохозяйственные культуры. Как только люди поняли, что животных можно приручить, существа стали включены в самые основные и распространенные ритуалы культуры. Поклонение животным в Египте хорошо известно (прежде всего их почитание для кошки, которая символизировала богиню очага и дома, Бастет), но многие древние культуры включали изображения животных в их религиозные иконы и практики. Дикие животные стали представлять собой неслыханные силы во вселенной (например, львы богини Инанны в Месопотамии), в то время как одомашненные существа символизировали комфорт и безопасность (например, собака в Греции и Риме). В Индии, по словам историка Дюранта, «не было реального разрыва между животными и людьми; животные, а также люди души и души постоянно переходили от людей к животным и обратно; все эти виды были вплетены в одну бесконечную сеть кармы и реинкарнации. Например, слон стал богом Ганеши и был признан сыном Шивы; он олицетворял животную природу человека, и в то же время его образ служил очарованием злого состояния »(509). Одомашненные животные стали символизировать порядок, в отличие от хаоса дикого мира.

Раскопки мусорных свалок за пределами городов и поселков в районе Месопотамии показывают постепенное снижение количества костей диких газелей после 7000 г. до н. Э. (Что, как было предложено, показывает истощение дикой игры), в то время как количество одомашненных овец и козьих костей растет число после того же года. Эта же базовая модель была определена в Китае, Индии и Египте. Ученые определили, что эти овец и коз были одомашнены, а не дикие, основанные на состоянии костей и, конечно же, на произведениях и художественных произведениях культур. Считается вероятным, что дикие овцы и козы пришли, чтобы пастись вокруг населенных пунктов, пытаясь убежать от естественных хищников, которые избежали бы контакта с людьми. Со временем эти животные стали все более ручными и стали легко доступным источником пищи. Считается, что этот же процесс постепенного укрощения дикого животного близкой связью с людьми является средством, с помощью которого собаки были одомашнены, а также изначально кошек.

Животноводство достигло своей высоты, в древнем мире, в Египте, где кошек и собак заботили, как если бы они были частью человеческой семьи, в которой они жили. Герои кошек и собак были обнаружены в гробницах в Египте, и так глубоко египтяне чувствовали, что их кошки, говорит Геродот, они брызгают бровями и образуют похоронную процессию траура после смерти одного из этих домашних животных. Более драматичная иллюстрация важности кошек, особенно, но и других животных, — это знаменитая битва при Пелусиуме в 525 г. до н.э., в которой Камбиз II Персии победил силы Египта, когда его солдаты нарисовали изображение великой кошки богиню Бастет на своих щитах и, кроме того, заставляя животных любить египтян перед их линиями фронта. Египтяне, боясь оскорбить своих богов, причинив вред животным, сдались в своем положении и бежали в разгром, в течение которых большинство из них были убиты. Таким образом Камбис II персидский завоевал Египет и был настолько презрительным к египтянам за то, что он предпочитал безопасность животных к своей собственной свободе, что он бросил кошек в лица египтян во время его триумфального шествия после битвы.

Недавние исследования показывают, что животноводство, возможно, началось в Европе, а не в Азии или на Ближнем Востоке, путем приручения «собачьих существ» в регионе, который теперь известен как Германия. Однако эти исследования не учитывают данные из более ранних регионов и, по-видимому, сосредоточены исключительно на приручении волков или, что более неопределенно, невольных собак, которые не были непосредственно связаны с собакой. Однако доказательство широко распространенного одомашнивания в Месопотамии, Китае и Индии свидетельствует о том, что эти регионы являются первыми, кто занимается практикой животноводства вместе с Европой после этой практики позже. Однако вначале это началось, забота и разведение животных продолжались, конечно, и до сих пор являются важной частью каждой культуры в мире в наши дни.

demon-angel.ru

Земледелие и скотоводство. Всемирная история. Том 1. Каменный век

Земледелие и скотоводство

Характерной чертой истории древнейшего Египта являлось то, что здесь в силу природных условий даже при тогдашнем уровне развития техники оказался возможным огромный рост производительности земледелия.

Человеку необходимо было освоить Нил, который не только орошал землю, но и при ежегодных своих разливах отлагал плодоносный ил. Освоить для того, чтобы эту реку можно было приспособить для развития своего хозяйства. Без искусственных осушения и орошения долина Нила оставалась бы топкой низиной посреди зыбучих песков. Для освоения реки (т. е. нужно было копать оросительную сеть, насыпать водопреградные насыпи, содержать в исправности все эти сооружения, открывать и закрывать протоки) требовались достаточно несложные орудия — мотыги и корзины для переноски земли.

Сохранилось изображение, относящееся ко времени одного из додинастических царей. На нем показаны подданные царя, голыми руками и мотыгой работающие на многоводном потоке.

В представлении современников I династии любая область их страны являлась прежде всего орошаемой землей, а само слово «область» (ном) писалось в то время знаком, изображавшим землю, поделенную оросительной сетью на четырехугольники.

Уже при I династии Египет, пересеченный оросительными сооружениями, стал страной исключительного плодородия.

Как и в последующие времена, Верхний Египет — узкая долина реки в южной части страны — и Нижний Египет, главную часть которого составляла расширяющаяся к северу часть этой долины, так называемая Дельта, многорукавная, близкая к морю и потому переполненная влагой и заболоченная, были освоены неодинаково.

Земледельческий обряд, совершаемый на берегу канала. Рельефное изображение на каменной булаве царя «Скорпиона». Иераконполь. Конец IV тысячелетия до н. э.

Верхний Египет уже при I династии в письменности обозначался иероглифом, который изображал растение, произрастающее на полоске земли.

Нижний Египет обозначался кустом папируса. И действительно он являлся страной болотных зарослей. Хотя, конечно, нельзя сказать, что он был сплошь заболочен — в период Раннего царства здесь уже были многолюдные поселения, а также процветало виноградарство и существовало хлебопашество. Нужно также отметить, что уже при I династии нижнеегипетский ячмень отличали от верхнеегипетского.

Кроме ячменя, в гробницах современников той же династии была обнаружена разновидность пшеницы — эммер (двузернянка).

Что касается земледельческих орудий периода Раннего царства, то они в принципе были такими же, как и позже, в Древнем царстве, хотя частично в то время они были, возможно, менее совершенными. Письмена-рисунки II династии доносят до нас изображение плуга первобытного вида. Мотыга показана на памятнике одного из додинастических царей. В одной из гробниц середины I династии десятками были обнаружены деревянные серпы со вставными лезвиями из кусочков кремня. Помол зерна, как и позднее, по мнению археологов, производился вручную: грубые зернотерки (два камня, между которыми растирали зерно) дошли до нас от времени той же династии.

Кроме того, в могилах были найдены полотна и льняные веревки. Это доказывает, что в период Раннего царства в Египте занимались разведением льна. При этом некоторые полотна — очень высокого качества. Это говорит об искусном пользовании ткацким станком, о большом опыте в ткацком деле.

При I и II династиях процветало виноградарство. Об этом свидетельствуют бесчисленные винные сосуды, которые были обнаружены в цельном виде или в обломках. Судя по печатям на глиняных пробках сосудов, местом процветания виноградарства, как и в последующие времена, был Нижний Египет.

Уже в период Раннего царства были известны чуть ли не все виды домашнего скота, распространенные в Древнем царстве. Египтяне держали быка, осла, барана с развесистыми рогами, козу. Об этом свидетельствует изобразительное искусство, письменность, а также об этом можно судить и по находкам костей перечисленных животных при раскопках.

Как считают ученые, в то время держали много скота. Еще около начала I династии один из царей хвалился захватом 400 тыс. голов крупного рогатого и 1422 тыс. голов мелкого скота. Этот царь воевал против Нижнего Египта, так что вполне возможно, его добыча появилась оттуда.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Цалкин В.И. Материалы для истории скотоводства и охоты в древней Руси

К содержанию журнала «Советская археология» (1957, №4)

В. И. Цалкин. Материалы для истории скотоводства и охоты в древней Руси. Материалы и исследования по археологии СССР, № 51. Изд-во АН СССР, М., 1955, 183 стр. Тираж 1500. Цена 14 р. 40 к.

Кости животных, находимые археологами при раскопках памятников материальной культуры, уже давно привлекают к себе пристальное внимание ученых различных специальностей, — как историков, так и естествоиспытателей. Именно этот материал является основным, а нередко и единственным источником для изучения таких важнейших отраслей хозяйства древних культур, как животноводство и охота; он открывает широкие возможности изучения проблемы происхождения и эволюции домашних животных; не менее велико его значение для изучения истории четвертичных диких млекопитающих. Изучение костных остатков из раскопок представляет интерес как для археологов, так и для зоотехников, зоологов и географов.

К сожалению, работы по исследованию костных остатков из раскопок до сих пор еще не получили у нас достаточно широкого развития. Систематически они ведутся в настоящее время только в Институте истории материальной культуры АН СССР. Именно систематический характер работы в этом направлении, обеспечивающий возможность исследования огромного количества костных остатков, определил появление первого крупного труда по истории скотоводства и охоты в древней Руси.

В. И. Цалкиным были изучены костные остатки из раскопок городов, городищ и селищ северных племен восточных славян, расположенных на территории лесной полосы Восточной Европы и относящихся ко второй половине I — первой половине II тысячелетия н. э. К их числу относятся такие крупнейшие города древней Руси, как Новгород, Псков, Старая Ладога, Старая Рязань, Москва.

Первая часть книги посвящена остеологической характеристике сельскохозяйственных животных, разводившихся северными племенами восточных славян: крупного рога¬того скота, лошадей, овец, коз и свиней. Выполнение подобной задачи встречает значительные трудности, поскольку исследованный автором материал представляет кухонные остатки (кости сильно разрушены при использовании мяса животных в пищу). Поэтому основное внимание автора было сосредоточено на изучении размеров и структурных особенностей костей конечностей. Подробные данные по краниологии приводятся В. И. Цалкиным только для крупного рогатого скота и лошадей. Для овец, коз и свиней эти данные весьма скудны, поскольку черепа трех последних видов в материале из раскопок обычно встречаются в очень плохой сохранности. Автор уделил много внимания изучению изменчивости размеров и пропорций костей животных в каждой местной популяции их и в пределах общей территории, населенной северными племенами восточных славян. Для этого В. И. Цалкин широко использовал метод биометрического анализа, позволяющий получить статистически достоверные результаты.

В. И. Цалкин установил широкое варьирование размеров и пропорций костей животных в каждой местной их популяции. Вместе с тем географическая изменчивость домашних животных на территории лесной полосы Восточной Европы оказывается весьма ограниченной.

Изучение остеологических особенностей крупного рогатого скота древних славян показало, что он принадлежал к краниологическому типу brachyceros и в своей основной массе характеризовался очень мелкими размерами. В этом отношении он не отличался от очень мелкого и примитивного неолитического торфяникового скота, известного по материалам из раскопок свайных поселений Западной Европы. Средний рост скота древних славян в холке был около 1 м (с колебаниями от 85 до 120 см). Автор рассматривает этот скот как примитивную аборигенную породу, дифференцирующуюся в зависимости от местных условий на отдельные группы, лишь незначительно отличающиеся друг от друга по размерам.Мелкими размерами отличались также у древних славян и лошади, весьма измен¬чивые по своим краниологическим особенностям и другим остеологическим признакам. Средняя высота древнерусской лошади в холке была всего около 135 см, и только отдельные особи достигали 150 см и несколько более. Впрочем, еще меньших размеров были лошади в эпоху раннего железа у племен дьяковской и юхновской культур. Увеличение размеров лошади В. И. Цалкин связывает с развитием пашенного земледелия, при котором лошадь используется как рабочее животное. Очень мелкой и примитивной была у древних славян свинья, по размерам значительно уступавшая неолитическим торфяниковым свиньям Западной Европы. Домашняя коза у славян принадлежала к краниологическому типу prisca. По размерам она была меньше современной. Древнерусская лесная овца по размерам и строению костей обнаруживает большое сходство с современными романовскими овцами.

Во второй части книги мы находим статистический обзор костных остатков из раскопок памятников лесной полосы древней Руси. В. И. Цалкин подробно останавливается на характеристике исследованного им материала и рассматривает основные методы статистической обработки этого материала. Специально освещается вопрос об относительном значении охоты и животноводства в хозяйстве северных племен восточных славян. Приводятся многочисленные данные о количественных соотношениях между дикими и домашними животными в костных остатках из раскопок памятников дьяковской, юхновской и зарубинецкой культур и из славянских памятников второй половины I — первой половины II тысячелетия н. э. Автор критикует распространенное в современной археологии представление о весьма незначительной роли охоты в хозяйстве славян. Изучение видового состава костных остатков показывает, что охота была одной из важнейших отраслей хозяйства родового общества той исторической эпохи.

Последняя глава посвящена вопросу о хозяйственном значении разных видов, домашних животных в различные исторические периоды. Автор обращается для этой цели к изучению количественных соотношений костных остатков особей разных видов, рассматривая их, с одной стороны, как показатель значения отдельных видов животных в питании населения, а с другой, как показатель состава стада. Установлено, что в этом отношении наиболее характерной особенностью памятников раннего железа (па сравнению с более поздними памятниками) является обилие костных остатков лошади, свидетельствующее о важном значении этого животного в питании населения. У славян значение лошади в питании резко снижается. Однако, несмотря на религиозные запреты, употребление конины в пищу у славян сохранилось до II тысячелетия н. э. Что касается остальных видов сельскохозяйственных животных, то роль крупного рогатого скота, овец, коз и свиней в питании населения лесной полосы Восточной Европы со второй половины I тысячелетия до н. э. и вплоть до средины II тысячелетия н. э. сколько-нибудь существенно не изменилась. Это обстоятельство может служить указанием на то, что и в стаде количественное соотношение между указанными видами не претерпевало значительных изменений.

Автор подчеркивает глубокое влияние природных условий страны на хозяйственную деятельность человека, в том числе и на животноводство. В лесной полосе Восточной Европы среди природных факторов ландшафта особенно важное место занимает снежный покров, ограничивающий в зимнее время для сельскохозяйственных животных доступность многих кормов и сокращающий площадь пригодных для выпаса участков. Приводятся многочисленные данные, характеризующие способность различных видов сельскохозяйственных животных передвигаться по снегу и добывать корм из-под снега. Отмечается, что высота и продолжительность снежного покрова в лесной полосе значительно превышает критические величины для указанных видов сельскохозяйственных животных, за исключением, может быть, только лошади. Таким образом, животноводство могло существовать у древних славян лишь при условии заготовки кормов, обеспечивающих жизнь скота в зимние месяцы. Несомненная трудоемкость этого процесса в условиях относительно примитивного хозяйства должна была ограничивать количество скота, содержавшегося населением. Выпас скота в летние месяцы сочетался в древней Руси со стойловым содержанием его зимой. О недостатке корма для скота в зимние месяцы свидетельствует, в частности, наблюдающаяся захудалость скота. Характерно, что возраст большинства свиней, овец и коз, определяемый по костным остаткам, указывает на забой скота в осеннее и зимнее время. Обилие костных остатков молодых особей этих видов является не следствием какой-либо особой многочисленности живютных, а результатом трудности содержания большого поголовья их в зимнее время.

В приложении к книге даны таблицы измерений черепов и некоторых костей конечностей крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей и свиней, а также списки видового состава костных остатков из раскопок обширной серии памятников, начиная с конца I тысячелетия до н. э. и вплоть до средины II тысячелетия н. э.

Нет никакого сомнения в том, что автор весьма тщательно изучил костные остатки и критически подошел к оценке полученных результатов. Количество исследованных им костей было так велико, что дало возможность В. И. Цадкину применить статистический метод, позволяющий смело говорить о том, были ли различия пород скота существенными или несущественными. На основе изучения массы обломков и некоторого количества целых костей автору удалось восстановить былой мир домашних животных, разводившихся населением древней Руси. Вполне естественно, что у археологов может возникнуть некоторая неудовлетворенность тем, что автором не дано описание пород, характерных для различных районов. Но, судя по костным остаткам, в те времена в лесной полосе Восточной Европы распространена была одна порода крупного рогатого скота — первичный лесной скот. Как и когда из него начали обособляться более совершенные породы, должно быть показано в совместных историко-биологических исследованиях не только по крупному рогатому скоту, но и по другим видам. Нам кажется целесообразным использовать для этого анализ новейших культурных отложений тех мест, где возникли очаги породообразования и по которым имеются исторические свидетельства. К ним могут быть отнесены очаги породообразования в Ярославской и Архангельской областях, на юго-востоке Европейской части СССР и некоторые другие. Такой анализ облегчит понимание и древних «естественных» пород.

Несомненно, книга В. И. Цалкина в значительной степени поможет изучению истории животноводства и охоты, особенно на территории СССР. Жаль лишь, что в данном издании автор не привел и даже не коснулся библиографии вопроса, несмотря на то, что некоторые материалы имеются и в нашей и в зарубежной литературе.

Выход в свет этой книги, единственной в своем роде, представляется событием не только в советской, но и в мировой археологии, зоотехнике и зоологии. Среди значительного количества описаний костных остатков тех или иных отложений Западной Европы мне неизвестны работы, где было бы столь же тщательно и целеустремленно дано описание исследованного материала.

С.Н. Боголюбский

В. И. Цалкин. Материалы для истории скотоводства и охоты в древней Руси. Материалы и исследования по археологии СССР, № 51. Изд-во АН СССР, М., 1955, 183 стр. Тираж 1500. Цена 14 р. 40 к.

В этот день:
  • Дни смерти
  • 1887 Умер Константин Иванович Гревингк — российский геолог, минералог и археолог, исследователь Онежских петроглифов.
  • 1916 Умер Гастон Масперо — французский египтолог, командор ордена Почётного легиона, исследователь тайника с царскими мумиями в Дейр эль-Бахри.
  • 1924 Умерла Прасковья Сергеевна Уварова ― русская учёная, историк, археолог, председатель Московского археологического общества, организатор Археологических съездов.
Свежие записи

arheologija.ru

СКОТОВОДСТВО И ОХОТА В ИТАЛИИ. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима

СКОТОВОДСТВО И ОХОТА В ИТАЛИИ

Если кто-либо, пленен олимпийской победною ветвью,

Станет коней разводить иль волов для плуга, пусть ищет

Маток прежде всего. Наружность у лучшей коровы

Грозная; и голова должна быть огромной, и шея —

Мощной…

Прежде всего выжигают тавро с названием рода.

Обозначают, каких на племя оставить желают

И для святых алтарей, каких — перепахивать землю

Иль на целинной земле крутые отваливать глыбы.

Весь остальной молодняк на лугах пасется со стадом.

Тех, кого приучить к полевым захочешь работам,

Сызмала ты упражняй, настойчиво их приручая,

Нрав доколь у юнцов податлив и возраст подвижен.

Прежде из тонких лозин сплетенный круг им на шею

Вешай. Потом, когда их свободная шея привыкнет

К рабству, им надевай хомуты из веревок, попарно

Соединяй и ходить приучай одинаковым шагом.

Пусть до срока они лишь порожние тянут повозки

И оставляют следы лишь на самой поверхности пыльной.

Пусть лишь потом заскрипит под грузом тяжелым телега

С буковой осью, таща вдобавок и медное дышло.

…Отелившись, коровы

Впредь наполнять молоком белоснежным не станут подойник,

Новорожденным отдав целиком свое сладкое вымя.

Вергилий. Георгики, III, 49–53, 158—178

В своей поэме Вергилий рассказывает обо всех видах крестьянского труда: о земледелии, садоводстве, разведении скота, пчеловодстве. Однако к началу новой эры роль скотоводства в Италии заметно возросла, оттеснив земледелие и другие отрасли сельского хозяйства на второй план. С тех пор как Сицилия и Северная Африка начали поставлять в страну более дешевый хлеб, чем производила сама Италия, земледелие утратило значение главной области римской экономики и римляне стали с гораздо большим усердием заниматься разведением скота. О сложившемся в экономике положении говорит известная шутка Катона Старшего. На вопрос: «Какое занятие приносит наибольшую выгоду?» — он отвечает: «Хорошее скотоводство». «А следующее по выгодности?» — «Неплохое скотоводство». «А дальше?» — «Плохое скотоводство». «А затем?» — «Земледелие».

Рыбная ловля

Вместе с тем для удовлетворения растущих потребностей римлян в период поздней республики и тем более империи уже мало было тех возможностей, какими располагала Италия. Римлянам трудно было теперь угодить только блюдами из местной говядины, свинины или птицы, поставляемой трудолюбивыми скотоводами. Требовалось все больше дичи и рыбы из отдаленных краев и областей. Охотники и рыбаки должны были умножить свои усилия.

Говоря о способах охоты, трудно добавить что-либо к тому, что было сказано об охотничьем промысле в Греции. Заметим лишь, что в Риме меньше обращали внимания на воспитательное значение охоты. Молодежь видела в ней разновидность спорта и спешила обзавестись конями, собаками и оружием. Чем больше охотничьих псов и лошадей было у человека, тем явственнее было его богатство, тем выше престиж. Гораций подчеркивает, что он не стремился создать у Мецената ложного представления о своем социальном положении и доходах:

Я не пустился в рассказ о себе, что высокого рода,

Что объезжаю поля свои на коне сатурейском…

Гораций. Сатиры, 1, 6, 58–59

Держа хороших коней и собак, человек как бы заявлял во всеуслышанье, что он весьма состоятелен. Особенно ценились охотничьи псы — за верность, сообразительность, быстроту ориентации. По словам Плиния Старшего, иногда, отправляясь на охоту, римляне брали с собой даже старых, уже слепых и ослабевших псов, неся их на руках, ибо те своим великолепным нюхом еще могли указывать направление к логову зверя (см.: Естественная история, VIII, 142–152).

В Риме вообще любили собак, и не только охотничьих, но и сторожевых: и в деревне, и в городе собаки стерегли дом и двор — память об этом сохраняется в часто встречающихся римских табличках с надписью: «Берегись собаки». Любили и вполне мирных псов, избалованных домашним воспитанием, очень привязанных к своим хозяевам и их развлекавших. Одну из таких комнатных римских собачек иронически воспел насмешливый Марциал:

…Исса — Публия прелесть — собачонка.

Заскулит она — словно слово скажет,

Чует горе твое и радость чует.

Спит и сны, подвернувши шейку, видит,

И дыхания ее совсем не слышно;

А когда у нее позыв желудка,

Даже каплей подстилки не замочит,

Но слегка тронет лапкой и с постельки

Просит снять себя: дать ей облегчиться.

Марциал. Эпиграммы, I, 109

Но возвратимся к охоте. Если греки стремились раздобыть диких зверей, чтобы принести жертву богам или задать роскошный пир, то потребности римлян этим не ограничивались. Пойманные на охоте дикие животные предназначались и для «венаций» — охотничьих игр в амфитеатрах. Эти звери, которым было суждено умереть на арене, доставлялись в Рим из самых отдаленных областей и провинций, где были специальные ловцы, умевшие добывать животных того или иного вида. Это было, конечно же, дело очень нелегкое и опасное, ведь для поимки таких «диковинок», как львы или слоны, необходимо было применять особые, сложные методы.

Впервые львиные бои устроил в Риме эдил Квинт Сцевола в 95 г. до н. э. Два года спустя знаменитый Сулла, будучи претором, выпустил на арену сто великолепных львов с могучими гривами, как об этом рассказывает Плиний Старший. За Суллой к такому же способу обретения популярности в народе прибег и Помпей Великий, устроив бои с 600 львами. Немного позднее Цезарь, став диктатором, показал жадным до кровавых зрелищ римлянам 400 львов (Плиний Старший. Естественная история, VIII, 53–58).

Обычно на львов охотились при помощи специальных ловушек, устроенных в выкопанных для этого ловчих ямах. Согласно Плинию, в правление императора Клавдия случай навел на мысль о еще одном оригинальном способе охоты на львов, способе, впрочем, довольно ненадежном, рискованном и «недостойном таких животных». Некий пастух в Гетуми, защищаясь от нападавшего на него льва, в отчаянии набросил на него свой плащ. Трудно поверить, замечает римский ученый, но если льву прикрыть глаза даже легкой завесой, ярость его сразу стихает, и притом настолько, что им можно завладеть без борьбы. «Очевидно, вся его сила заключена в зрении» (Там же, VIII, 54).

Сражаться в открытую с тиграми охотники избегали. Поступали иначе: ловчий на быстром коне, имея к тому же в запасе еще несколько свежих лошадей, похищал маленьких тигрят и во весь опор несся к ожидавшему его кораблю. Когда тигрица, вернувшись, заставала свое логово опустевшим и бросалась по следу за охотником, то, едва она настигала его, он кидал наземь одного из тигрят и мать тут же относила его на прежнее место. Тем временем ловчий на коне мчался дальше, но если путь до берега был очень долог и тигрица вновь догоняла охотника, приходилось вернуть еще одного детеныша и лишь с одним или несколькими оставшимися отплыть восвояси. Так во всяком случае описывает охоту на тигров Плиний Старший (Там же, VIII, 66).

Особенно притягательными для римлян экзотическими животными были слоны. Впервые жители Италии познакомились с ними в III в. до н. э., во время войны с Пирром, царем Эпира, в войске которого были и слоны. Затем, в 250 г. до н. э., около 140 боевых гигантов были доставлены в Рим на плотах после победы Луция Метелла Понтифика над карфагенянами в Сицилии. Об охоте на слонов в Индии рассказывает все тот же ученый-энциклопедист Плиний: на уже прирученном слоне охотник выслеживает слона-одиночку, отбившегося от стада, или охотнику удается самому отбить его от его сотоварищей, затем он гонит его вперед, не давая отдыхать, и, когда слон устанет и смирится со своей участью, погонщик пересаживается на него и правит им так же, как уже ручным. В Африке для того, чтобы поймать слона, использовали ловчие ямы. Плиний описывает и многие другие способы охоты на слонов, практиковавшиеся африканцами, часто с единственной целью разбогатеть на продаже драгоценных бивней. За поимкой животного следовало его приручение, которое также иногда протекало долго и трудно (Там же, VIII, 1—34). Главным потребителем слоновой кости и самих этих огромных зверей был в древнем мире гордый Рим, жаждавший экзотики, впечатляющих зрелищ и роскоши.

Сами римляне не относились к охоте так серьезно и трепетно, как греки. Для них это было развлечение, спорт, источник физической закалки, полезное времяпрепровождение в часы досуга. Дичь для пиров доставляли чаще всего рабы-охотники или ее просто покупали на рынке. Сами римские граждане занимались в свое удовольствие ловлей зайцев, кабанов, птиц, применяя способы, не требовавшие больших усилий: пользовались, например, силками, капканами, ловушками, вообще всеми теми методами, которые так решительно осуждал Платон.

Не без юмора вспоминает Плиний Младший свои охотничьи подвиги. «Ты будешь смеяться — смейся, пожалуйста, — пишет он Тациту. — Я — вот этот я, которого ты знаешь, взял трех кабанов — и превосходных. „Сам?“ — спрашиваешь ты. — Сам, пребывая, однако, в своей обычной спокойной неподвижности. Я сидел у тенет, рядом были не рогатины и копья, а стиль и дощечки для письма. Я что-то обдумывал и делал заметки, чтобы вернуться домой если и с пустыми руками, то с полными табличками. Не пренебрегай таким способом работы: ходьба, движение удивительно возбуждают душу, а леса вокруг, уединение, само молчание, требуемое на охоте, побуждают к размышлению.

Поэтому, когда пойдешь на охоту, вот тебе мой совет: бери с собой не только корзиночку с едой и бутылкой, но и дощечки; узнаешь, что Минерва бродит по горам не меньше, чем Диана» (Письма Плиния Младшего, I, 6).

Мясо диких животных появилось на столах римлян довольно рано — к огорчению тех, кто противился введению новых пышных обычаев и всякой избалованности. Так, уже пристрастие к кабаньей вырезке вызвало некогда гневную отповедь сурового Катона Старшего. В I в. до н. э. к столу подавали кабана целиком, и иногда соотечественники Плиния ухитрялись уже в первый день пира с ним расправиться. Более рассудительные римляне относились к подобному чревоугодию весьма критически, как об этом прямо говорит автор «Естественной истории» (VIII, 210). При таких потребностях жителей Вечного города приходилось специально разводить кабанов и других диких животных. Впервые этим занялся Фульвий Липпин в окрестностях Тарквиний к северо-западу от Рима, а затем эта инициатива была поддержана и продолжена двумя видными гражданами, известными в Риме своей страстью к пирам, расточительству, роскоши: Луцием Лицинием Лукуллом и Квинтом Гортензием Горталом.

Птиц также добывали разными способами, расставляя силки, сети, капканы, приманивая свистом или каким-либо лакомством.

Весьма разборчивые в еде, римляне не могли не включать в свои меню все новые и новые породы птиц и рыб. Что касается последних, то многие писатели упоминают о том, как ценились в Риме осетры, морские окуни, разные виды трески и т. п. Плиний Старший рассказывает: римляне любили и охотно разводили и такую морскую рыбу, как скар. При императоре Тиберии один из его вольноотпущенников по имени Оптат, префект флота, выпустил этих рыб для размножения в море между Остией и побережьем Кампании. В течение пяти лет приходилось заботиться о том, чтобы всех пойманных скаров отпускали назад в море, после чего эти ценные рыбы расплодились у берегов Италии уже в таком количестве, что можно было начать, наконец, их ловлю сетями. Так римские лакомки, замечает Плиний, дали прибрежному морю нового обитателя (Плиний Старший. Естественная история, IX, 62).

Сообщает ученый и о пристрастии римлян к краснобородкам; особенно ценились те, что не превышали в весе двух фунтов. Мы узнаем, что один римский богач-гурман, Азиний Целер, в правление императора Калигулы купил такую краснобородку за 8 тыс. сестерциев. «Когда я с удивлением думаю об этом, — заключает Плиний, — мне невольно приходят на ум те, кто, отвергая и осуждая расточительство, жаловался, что какой-нибудь повар обходится дороже, чем конь. А сейчас, чтобы иметь повара, надо заплатить больше, чем стоило бы устроить целый триумф! Рыба же стоит столько, сколько прежде повар! И, пожалуй, никого из людей не ценят выше, чем того, кто искуснее других способен свести на нет доходы своего господина» (Там же, IX, 67).

Разведение рыб в прудах и бассейнах не только значительно разнообразило стол богатого римлянина, но и давало легкую возможность часами предаваться рыбной ловле не выходя за пределы усадьбы. Занятие это владельцы поместий считали приятнейшим видом отдыха и развлечений. Ловили рыбу в Италии, как и в Греции, удочками и сетями, вершами и гарпунами, а кроме того, там знали способ, как привлекать рыб различными звуками:

Добычи в море леска здесь не ждет долго,

Но, лишь закинь ее с постели иль с ложа,

Уж сверху видно: тащит в глубь ее рыба.

(…) Над бурей стол смеется: есть всего вдоволь.

В садке жиреет палтус свой, морской окунь,

Плывет мурена, зов хозяина слыша,

Привратник поименно голавлей кличет,

Барвен-старушек заставляет он выплыть.

Марциал. Эпиграммы, X, 30, 16–24

Но не всегда и не везде рыбная ловля приносила выгоду. В эпоху империи многие прибрежные воды были объявлены «священными» — императорскими. Поймав там крупную, красивую рыбину, рыбак должен был отдать ее императорским поварам. Поэтому-то Марциал убеждает рыбака держаться подальше от Кампанского побережья близ города Байи, где был в то время «рыб приют священных»:

Уходи от греха, пока не поздно,

Простодушно подбросив в волны корму,

И почтителен будь к священным рыбам.

Там же, IV, 30

Еще подробнее и красочнее описывает злоключения рыбака в Римской империи Ювенал. В одной из его известных сатир некоему рыболову удалось вытащить великолепный экземпляр столь крупной рыбы, что даже сенат не мог долго решить, в какой посуде можно такую рыбу приготовить. Видя это, рыбак счел за лучшее поднести свою завидную добычу в дар высшей власти:

Диво такое хозяин челна и сетей обрекает

Домициану: ведь кто бы посмел продавать это чудо

Или купить, когда берег — и тот был доносчиков полон!

Ювенал. Сатиры, IV, 45–47

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Молочное скотоводство | Полезная информация

Саратовская область получит крупные субсидии на молочное скотоводство

Сегодня во многих странах СНГ прослеживается тенденция к уменьшению роли, которую играет в сельском хозяйстве молочное скотоводство. Основной причиной проблем, из-за которых тормозится развитие молочного скотоводства, является низкая рентабельность, а также высокая конкуренция со стороны аналогичной импортной продукции. Не менее важной причиной того, что молочное скотоводство испытывает трудности, является низкий уровень интереса населения к работе в этой отрасли, несмотря на то, что скотоводство в России, в частности молочное и мясное скотоводство, имеет глубокие национальные традиции.

Хотя как бизнес скотоводство может быть весьма прибыльным видом деятельности, иностранные инвесторы не торопятся вкладывать средства в эту отрасль. Большинство представителей российского бизнеса также не готовы вкладывать деньги в в молочное скотоводство: по их мнению, каким ни был бы перспективным бизнес план, скотоводство в нашей стране слишком рискованное вложение средств.

Складывается парадоксальная ситуация: маркетинговые исследования показывают высокую заинтересованность потребителей в продукции отечественных хозяйств, которая, в отличие от импортной, является более натуральной и по своим органолептическим свойствам также превосходит аналогичную импортную продукцию. Однако, несмотря на предпочтения потребителей, продукция скотоводства от отечественных животноводческих хозяйств не попадает в требуемом объеме на внутренний рынок по причине огромных проблем с реализацией. Напрашивается вывод отечественная продукция стала претендовать на ту долю рынка, которую сейчас занимает продукция огромных иностранных корпораций, давно освоивших российский рынок сбыта, и по этой причине ейуказали на дверь.

Слева. Молочная корова.

Факторы молочной продуктивности

Самой характерной особенностью домашнего крупного рогатого скота является способность коров давать молоко в течение длительного времени. Молочность диких предков крупного рогатого скота не превышала 400-500 кг; современные рекордистки дают за один год 20-25 тыс. кг, a за сутки – до 90 кг молока.

От породы зависят потенциальные возможности животного. Поэтому при покупке коровы важно выяснить, какой породы были её отец и мать, a также их продуктивные качества. Чистопородными считаются такие животные, у которых отец и мать, а также другие предки относятся к одной и той же породе. Если отец и мать относятся к разным породам, то их потомство считается помесным. Помесные животные по продуктивности не уступают чистопородным, но их потомство хуже наследует признаки родителей, чем потомство чистопородных животных.

Надо иметь в виду, что установление породы даже c самой большой точностью не может точно гарантировать определенный уровень молочной продуктивности, потому что среди животных любой породы существуют большие индивидуaльные различия. Уточнить наследственную способность к молочной продуктивности животного можно путем выяснения этой продуктивности старших сестер . Если они окажутся высокопродуктивными, уверенность в хорошем качестве выбираемого животного может быть значительно выше.

Древнее скотоводство

Крупный рогатый скот начали разводить начали еще в период неолита, и древнее скотоводство вместе с земледелием постепенно вытеснили собирательство и охоту.

Скотоводство в Древнем мире было второй ступенью варварства.

Первый скот начали одомашнивать на Ближнем востоке, примерно десять тысяч лет назад.

Скотоводство берет свое начало, скорее всего, в Иране и регионе Плодородного полумесяца, так как там были обнаружены следы древнего скотоводства, датированные раньше чем в других местах. Основную цель, которую преследовали древние люди, это было получение мяса и использование скота в работах.

Изначально древнее скотоводство представляло выпас скота на пастбищах. Пасли скот пастухи, иногда используя собак.

Затем постепенно началось развитие скотоводства в Древнем мире, благодаря чему мы можем сейчас употреблять в пищу молочные продукты. По определению Э. Шер-рета это была «революцию вторичных продуктов». Но на данный момент наука не может сказать конкретно, в какое время и в каком месте первый раз начали доить скот. Основываясь на археологических данных можно сказать, что молочное животноводство активно распространялось в Северной Африке, Европе, Западной Азии,  еще 5000 лет назад до нашей эры. Возможно, что в Западной Азии раньше чем в других местах начали доить овец и коз. Также в этот период жителями Северного Кавказа, семитами и индоевропейцами также доился крупный рогатый скот.

Но развитие древнего скотоводства вначале местный характер. Некоторые народы, которые занимались скотоводством, не употребляли молочные продукты в древности и не употребляют до сих пор.

Позже древние люди вывели специальную породу овец, дававшую шерсть, которую использовали для технологической обработки. Таким образом, в Западной Азии, Египте и Южной Европе около пяти, четырых тысячи лет назад до нашей эры появилось ткачество из шерсти овец. В начале бронзового века ткачество получило широко распространение. А индейцами Перу использовалась шерсть полудикой викуньи. Ее стригли в специальных заграждениях, куда она загонялась на время стрижки. Из этой шерсти получалась ткань высшего качества.

Постепенно развивалась экономика, чему способствовало развитие торговли , и перед древними людьми встала транспортная проблема. Поэтому древние народы начали использовать овец и коз для перемещения грузов, что осталось и до сих пор у некоторых современных азиатских народов. Позже уже начали использовать с этой целью и быков. Известны рисунки времен неолита с изображенными навьюченными быками и даже быками с всадниками.

Затем инки Южной Америке приучили альпака и лам и применяли их как вьючных животных для транспортировки грузов.

В период трипольской культуры волов начали запрягать в глиняные модели санок. Возможно, древние жители Месопотамии и Балкан также запрягали волов.

Развитие скотоводства способствовало развитию права собственности, в связи с тем, что изначально скот стал находиться в личной собственности человека.

Именно такие условия созданы в племхозяйствах акционерного общества, и такие условия рекомендуются тем животноводческим хозяйствам, которые приобретают ...

Так, можно сделать вывод, что древнее скотоводство сыграло значительную роль в развитии всего человечества.

Молочное скотоводство.

Молочное скотоводство традиционно являлось одной из самых популярных подотраслей животноводства во всем мире. Однако в последнее время в России наблюдается снижение значимости молочного скотоводства в сельскохозяйственной отрасли. Причиной такому явлению стала низкая рентабельность деятельности, которая обусловлена снижением закупочной цены на сырье из-за снижения качества молока и большой поток импортной молочной продукции.

argaiv1428

Кроме того, в молочное скотоводство, как и в другие подотрасли сельского хозяйства низкий приток работников, несмотря на то, что животноводство имеет устоявшиеся национальные традиции на территории России.

Стоит отметить несправедливость столь негативной тенденции, так как скотоводство являются прибыльным бизнесом. Согласно результатам ряда маркетинговых исследований, российское население отдает предпочтение продукции отечественного производства, которая более натуральная и превосходит импортные аналоги по своим органолептическим свойствам. Однако, несмотря на это, импортная молочная продукция вытесняет российскую.

Одной из причин стало требование переработчиков о высококачественном сырье, которое не всегда могут предоставить отечественные производители. Дело в том, что большая часть доильного оборудования для молочного скотоводства попросту устарела и не может соответствовать современным стандартам качества.

Для решения этой проблемы молочному скотоводству необходимо обзаводиться новым надежным оборудованием, которое способствует полному и щадящему выдаиванию животных, быстрой доставки молока до охладителей. препятствует образованию жировых шариков, а материал, из которого его изготавливают, не оказывает влияния на качественные показатели молока.

Стоимость нового доильного оборудования достаточно высокая, однако для молочного скотоводства разработаны и применяются программы поддержки производства, выделяются субсидии, квотируется ввоз зарубежных молочных продуктов и сырья.

Активную поддержку молочному скотоводству оказывают региональные власти, так как производство молока традиционно стало одной из ведущих и прибыльных отраслей в животноводческой деятельности.

Источники: skotovodstvo.com, big-fermer.ru, www.websadovod.ru, biznestoday.ru, sib-agro.com

Это интересно

Кормушка для шиншилл

При выборе клетки необходимо обращать внимание на высоту, высота нужна от 60 см, длина от 60 см. ширина от 50 см. Можно вместо клетки приобрести ...

Каре ягненка на гриле

Главное, что нужно знать о каре ягненка - это весьма деликатное мясо, которое требует бережного обращения. Самым ценным считается мясо молочного ягненка, не ...

Как понять что крольчиха скоро родит

Автор: БрюЗарегистрирован: 2010-06-20 Приглашений. 0 Сообщений: 229 Уважение.Позитив.Пол: Мужской Последний визит: Автор: voraa Уважаемый кролик форума Откуда: Москва, СВАО, Бутырский Зарегистрирован: 2007-09-11 Приглашений. ...

  • Кролики длительность сукрольности

    Охота продолжается три-пять дней и повторяется через неделю. Самку в охоте случают: осторожно переносят в клетку к самцу, убрав из нее...

  • Как сделать дом кролику

    Кролики – пушистые забавные зверьки, приносящие в дом радость, покой и уют. Чтобы и кролику было тепло и комфортно...

ukr-shinshilla.com.ua


Смотрите также