Древнее государство бохай. Государство Бохай (698-926 гг.) (стр. 1 из 4)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Кидани погубили культуру бохайцев. Древнее государство бохай


Государство Бохай (698-926 гг.)

Введение

Государство Бохай (698-926 гг.), включавшее в себя часть территории современного приморского края, Северную Корею, а также значительную часть Северо-Восточного Китая (Маньчжурии), было создано древними тунгусоязычными племенами мукри, или уцзи, мохэ, в результате их поступательного социально-экономического развития. История этого государства неразрывно связана с историей средневековых государственных родоплеменных объединений Дальнего востока и Центральной Азии, в судьбах многих из которых оно сыграло весьма важную положительную роль.

В свете сказанного становится понятным тот повышенный интерес, который проявляют ученые разных стран к истории и культуре Бохая. К сожалению, сведения о нем, сохранившиеся на страницах китайских и японских исторических хроник, крайне отрывочны и неполны, в связи с чем трудно переоценить значение данных архиологических исследований в раскрытии происходивших в пределах границ государства Бохай социально-экономических, политических и этнокультурных процессов и их влияния на соседние народы и государства, а тем более на последующее развитие потомков и преемников бохайцев-чжурчжэней.

В XIX в., особенно со второй половины, интерес к археологии Дальнего востока резко возрастает, так как начинается интенсивное освоение этого региона. Участники экспедиций, которые снаряжаются сюда из центра России-люди чаще всего с техническим образованием- проявили большой интерес к археологическим памятникам, сохранив для науки ценнейшие сведения об их местонахождении и первоначальном состоянии. экономических, политических и этнокультурных п

Общая характеристика культуры Бохая

Еще в середине XIX в. русский востоковед В. Горский отметил, что "Бохай был одним из самых цветущих государств на берегу Восточного моря, страною просвещения и ученых". Такая характеристика этого государства полностью соответствует как данным письменных источников, так и материалам археологических исследований

По данным письменных и археологических источников становится также очевидным, что бохайцы пользовались по крайней мере тремя видами письменности, среди которых наибольшее распространение получила китайская иероглифическая письменность . К настоящему времени известно уже несколько письменных бохайских памятников на китайском языке. К их числу принадлежит, в частности, надгробие бохайской принцессы Чженхуй, текст которого составлен в литературном стиле, использовавшемся в Китае при династии Тан. Как следует из текста надгробия, оно было воздвигнуто в 780 г. отцом принцессы королем Да Циньмао. Содержание текста, стиль, в котором он составлен, ряд аллегорических сравнений свидетельствует о том, что в Бохае уже в VIII в. прекрасно знали китайскую классическую и историческую литературу и мифологию.

На Николаевском городище в Партизанском районе приморского края обнаружена вертикальная бирка в виде половинки отлитой из бронзы рыбки с текстом на китайском языке.

Считалось также, что к бохайским изделиям относятся бронзовая печать и диски с надписями на китайском языке, найденные в прошлом столетии в Приморском крае, но как оказалось, они были изготовлены в начале XIIIв. На территории созданного чжурчженьским военоначальником Цусянь Ваньну государства Восточная Ся.

Вторым видом письменности, получившем распространение в Бохае, было древнетюргское руническое письмо , которое в VIII-IX вв. применялось в соседнем Уйгурском каганате.

При раскопках остатков Верхней столицы Бохая вблизи Дунцзинчэна в Северо-Восточном Китае было обнаружено большое число кровельной черепицы, на которой имелись оттиски знаков, напоминающих китайские иероглифы или знаки большого киданьского письма . Но, как оказалось, в действительности они не имеют с ними ничего общего. Это обстоятельство позволяет высказать предположение, что в данном случае речь идет о третьем виде бохайской письменности, берущей, очевидно, свое начало от так называемого письма "иду", изобретенного в конце VI в в древнекорейском государстве Силла. В основу этого письма были положены несколько измененные по начертанию китайские иероглифы, которые по своему звуковому и смысловому значению позволяли вести записи на силланском языке. По такому же принципу, надо полагать, создали свою письменность и бохайцы, северные соседи силланцев.

Оба последних вида письменности, более соответствующие нормам и фонетическим особенностям языка бохайцев по сравнению с иероглифической письменностью китайцев, применялись, очевидно, широкими массами городского населения Бохая при составлении различных договоров, обязательств и других документов подобного характера, тогда как китайский язык и письменность употреблялась преимущественно узким кругом придворной знати и чиновничества. Это был язык, на котором составлялись официальные документы, в том числе дипломатического характера, язык законов и постановлений королевского двора, наконец, язык великосветской поэзии и литературы.

Наряду с традиционными формами религиозных представлений в Бохае не без влияния проживавшихся на его территории когуресцев среди привелегерованных кругов общества большое распространение получает буддизм , о чем свидетельствует многочисленные остатки буддийских храмов и кумирен, обнаруженных во время раскопке Верхней столицы вблизи Дунцзинчэна в Северо-Восточном Китае, а также в Приморском крае. Интересно отметить, что при раскопках буддийской кумирни на левом берегу р. Кроуновки у подножья сопки Абрикосовой в Уссурийском р-не зафиксирована керамическая продолговато-овальной формы плакетка с изображением несторианского креста. Конечно, на основании этой пока единственной находки трудно сделать какие-либо определенные выводы, однако не исключено, что в Бохай наряду с буддизмом проникает и несторианство , имевшее в VII вв. широкое распространение в странах Центарльной Азии и Дальнего Востока, в том числе и в соседних с Бохаем китайской империи Тан и Уйгурском каганате.

Внедрение в Бохае буддизма и несторианства способствовало, естественно, распространению соответствующей религиозной литературы, а также утверждению определенных архитектурных и декоративно- изобразительных канонов, существовавших в соседних странах. Все это свидетельствует о том, что формирование и дальнейшее развитие культуры Бохая проходили во взаимодействии с культурами других народов и стран.

В свою очередь, Бохай также оказывал немалое воздействие на культуру соседних стран и народов, что можно проиллюстрировать на примере Японии. Известно, например, что в 822 г. Прибывшие в Японию бохайцы приняли участие в матче верховой игры в поло.

Под влиянием Бохайцев в Японии утверждается особый жанр театрального представления –« боккай гаку», т.е. бохайская музыка, который исполнялся еще в нынешнем столетии. от них же японцы заимствовали художественно исполненные брелоки в виде миниатюрных скульптурных изображений животных, людей, птиц , рыб и цветов, с помощью которых к поясу крепились кисеты и коробочки с письменными принадлежностями, лекарствами, огнивом и другими предметами повседневного обихода.

Большое развитие в Бохае получают поэтическое творчество и музыка . Так, приезжавшие в Японию бохайские послы принимали активное участие в специально организуемых в их честь состязаниях японских придворных поэтов и музыкантов. Положительная сторона этих состязаний заключалась в том, что они способствовали взаимообогащению культур обеих сторон. Таким образом, на основании немногих сохранившихся на страницах древних хроник разрозненных данных о Бохае, а также исходя из восстанавливаемого по результатам архиологических исследований общего уровня матриальной культуры материальной культуры его населения на ткрритории Приморья, становится очевидным, что это государство обладало высокой для своего времени самобытной, хотя еще и не дор конца изученной культурой.

Декоративно-изобразительное искусство.

Верования

Как уже отмечалось, Бохай был полиэтническим государством, на территории которого наряду с тунгусоязычными племенами проживали когуресцы, уйгуры, шибэлы, согнийцы и другие народы. Это, естественно, не могло на наложить определенного отпечатка на культуру Бохая, что и нашло свое отражение в декоративно-изобразительном искусстве бохайцев, в том числе проживавших на территории Приморского края.

Одним из важных элементов одежды бохайцев Приморья, как и у большинства средневековых народов Евразии, был наборный пояс, представленный многочисленными находками изготовленных из бронзы, железа и кости бляшек и пряжек.

Вместе с тем встречаются намеренные накладки из кости, декорированные сюжетными рисунками, которым нет аналогов за пределами Бохая, в связи с чем их следует отнести к разряду типично бохайских по происхождению. Это прежде всего обнаруженная на Марьяновском городище двухпластинчатая прямоугольной формы намеренная накладка из кости с двумя отверстиями по краям для заклепок (сохранилась только одна, железная).

Вторая намеренная накладка из кости найдена на городище Николаевское II и имеет подпрямоугольную форму. Судя по всему, эта накладка еще находилась в стадии изготовления, так как она декорирована далеко не полностью и у нее нет отверстий для заклепок. Как и на второй пластинке накладки из Марьяновского городища, эта находка в центре разделена на две половинки антиподально расположенными по отношению друг к другу в нижней части треугольниками, а в верхней- тремя вписанными полуокружностями, или дугами.

Обращает на себя внимание тот факт, что все накладки, хотя и были обнаружены на двух далеко отстоящих памятниках, имеют одну общую для них деталь в виде «разделительной» фигуры в центре треугольников или дуг.

mirznanii.com

Царство Бохай утратило культуру в результате завоевания

Российские ученые полагают, что древнее городище государства Бохай (698-926 годы), расположенное на территории приморского села Чугуевка, существовало и после завоевания этого первого раннегосударственного образования на территории российского Дальнего Востока. Предположения о том, что бохайцы Приморья не попали в полную зависимость от завоевателей киданей, находит материальное подтверждение. 

Фото: AP

По словам главы отдела первобытной археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН Николая Клюева, раннефеодальный Бохай существовал с 698-го по 926 год нашей эры на территории современного Приморья, Корейского полуострова и Маньчжурии.

На официальном сайте Приморского края сообщается, что на севере Бохай соседствовал с племенным объединением хэйшуй мохэ ("хэйшуй" — Черная река, древнекитайское общее название Амура и его притоков), на северо-западе — с древними монголами (шивэй), на юго-западе — с киданями, а на юге — с корейским государством Силла.

Более 20 лет бохайцы воевали с государством кочевников киданей — империей Ляо. В 926 году на землях Бохая кидани стали создавать марионеточное государство Дундань (с китайского — Восточное Кидань). На трон был посажен старший сын киданьского императора, но бохайцы восстали в том же 926 году. Киданьский император издал указ о переселении непокорных бохайцев на территорию киданьской империи. В результате было насильственно переселено около двух третей всего бохайского населения, а около пятой части бохайцев бежали в Корею. Бохайцы Приморья, скорее всего, не попали в полную зависимость от завоевателей, посылая время от времени дань в империю Ляо.  

Читайте также: Гробница гения зла найдена? 

"В настоящее время мы заканчиваем исследования предметов, найденных на раскопках в окрестностях поселка Чугуевка на территории древнего бохайского городища. Радиоуглеродный анализ находок определил дату их создания — IX-X века. При этом, многие из них датируются второй половиной X века, когда государство Бохай уже не существовало", — передает РИА Новости слова Николая Клюева.

По словам собеседника агентства, из собранных на раскопках осколков археологи собрали пять керамических подставок. Судя по их форме, они были изготовлены в Китае в X веке, это также подтверждает то, что бохайское городище существовало и после падения государства.

Фото: AP

"Вероятно, после того, как городище в 926 году захватили кочевые племена киданей, в течение некоторого времени поселение оставалось их княжеством. Их привлекло это место тем, что здесь располагался административный центр с крупным дворцовым комплексом и развитой культурой", — отметил историк.

Издревле Бохай считали "державой просвещения и ученых". В летописях сообщается, что в государстве существовал закон, по которому совершеннолетним юношам знатного происхождения не разрешалось жениться до тех пор, пока они не овладели грамотой и стрельбой из лука. В японских источниках говорится, что в 882 году в Японию прибыло очередное бохайское посольство во главе с крупным ученым Пэй Тином. Для составления официальных документов бохайцы, как этобыло принято во многих странах Восточной Азии того времени, пользовались китайской иероглифической письменностью. В некоторых целях использовалась древнетюркская руническая, то есть буквенная, письменность.

Кстати, до сих пор не совсем понятно, на каком языке говорили жители Бохая. Основной этнической группой, проживавшей на его территории был племенной союз сумо-мохэ. Представители входящих в него племен говорили на языках тунгусо-манчьжурской группы, возможно, близких к таклвым современных эвенков, нанайцев и ульчей. Однако известно, что там же обитал и народ фусан, представители которого использовали для общения язык из тюркской группы, а также встречались и монголоязычные племена. Так что, судя по всему, в Бохае царил "полный Вавилон", а официальным государственным языком, видимо, был китайский (в те времена в Восточной Азии это было модно, даже при дворе правителей Японии и Вьетнама он часто звучал во время официальных мероприятий).

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что до киданьского завоевания в Бохае существовали величественные дворцы и храмы, украшенные изящними скульптурами и утонченной настенной живописью. Жители этой страны были известны как мастера декоративной обработки камня и металлов. Их изделия пользовались спросом не только в Поднебесной, но и в Японии, которая, кстати, с давних пор была торговым партнером и политическим союзником Бохая. Известно, что правители этой страны неоднократно просили японцев помочь им в борьбе против киданией и в конце IX века японские императоры даже планировали направить войска на континент, однако почему-то так и не сделали этого. Возможно, потому, что к тому моменту, когда они уже были собраны (в Японии в то время не существовало прфессиональных воинов-самураев и любая армия формировалась на основе рекрутских наборов), кидани уже захватили все крупные бохайские города и помогать стало просто некому.

Однако, по словам Клюева, после того как городище подпало под власть киданей, уровень его развития сильно упал. О том, что происходило на его территории в последующие несколько сот лет, ученые пока не знают. Однако известно, что в XII-XIII веках на это место пришли чжурчжени — племена тунгусского происхождения, населявшие восточную часть современного северо-восточного Китая (Маньчжурия) и Приморья.

"С помощью специальных устройств во время раскопок мы установили, что помимо основного дворцового комплекса эпохи Бохай на территории городища также есть дворец. Пока трудно сказать, к каким временам относится его появление, но весьма вероятно, что его здесь построили чжурчжени", — добавил собеседник.

Бохайское государство сыграло большую роль в истории народов Дальнего Востока. Это было первое государство на территории российского Приморья. Его создание способствовало социально-экономическому и культурному прогрессу в регионе, были заложены предпосылки для возникновения впоследствии чжурчжэньской и маньчжурской государственности. Маньчжуры же, как мы помним, объединившись и создав сильное государство, впоследствии даже захватили Поднебесную империю и управляли ей несколько веков. И этим успехом они обязаны древнему государству Бохай…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"  

www.pravda.ru

История Бохая

Создание и укрепление государства

Воспользовавшись набегами соседей на Китай и имея крупную дружину, оставшуюся от отца, Цзожун в 698 г. провозглашает себя королём независимого государства Чжень и берёт себе фамилию Да.

Китай сразу не признал новое государство, но в 705 г. в Чжень было направлено дипломатическое посольство. В 713 г. китайский император издал указ о присвоении Да Цзожуну титула удельного (вассального) князя Бохай и ряда высоких званий. Из этого вытекало, что Цзожун своё высокое положение получил из рук китайского императора. Многие учёные считают странным, от чего это китайцы подарили недавним своим врагам область Бохай, расположенную недалеко от столицы империи. Скорее всего, мохэсцы захватили эту область, а уже затем Сын Неба издал указ о дарении области, чтобы как-то сгладить свои неудачи. С этого же времени в средневековых летописях мохэское государство стало именоваться по-новому - Бóхай. А мохэские племена, проживавшие на территории Бохая, стали называть бохайцами.

Да Цзожун укрепил свою армию и расширил владения. В годы его правления с Бохаем начали считаться соседи. В 719 г. первый бохайский король умирает. Новым королём стал его сын Да Уи.

Получив в наследство крепкую армию, новый король продолжает покорение соседних земель. Но здесь Уи сталкивается с родственными хэйшуй-мохэ. Вожди хэйшуй, желали сохранить свою независимость, но понимали, что их дружины слабее бохайской армии. Поэтому они усиленно разыскивают союзников для отпора бохайцам. В то же время Китай, уже не раз испытывавший мощь бохайской армии, решил применить тактику "бей варваров руками варваров". Для этого надо было Бохай втянуть в войну с кем-либо из соседей. Неудивительно, что Китай и хэйшуй в скором времени оказались союзниками.

Бохай также усиленно ищет союзников и посланное в 727 г. в Японию посольство на следующий год привезло известие о поддержке японцами бохайцев. Начинается длительная война, закончившаяся чрез несколько лет поражением хэйшуй.

В самом начале этой войны, главнокомандующий бохайской армией Мэнъи, брат короля, перебежал на сторону врага и скрылся в Китае. Да Уи потребовал у китайского императора выдачи изменника, но ни чего не поучил. Тогда специальный отряд бохайцев проник на территорию Китая, нашёл убежище Мэнъи, устроил покушение, но неудачное. После ряда переговоров Уи решил наказать китайцев за укрывательство предателя и в 733 г. бохайский флот напал на крупнейший китайский порт Дэнчжоу. Именного из этого города велась китайцами торговля с восточными соседями и здесь же находились главные силы военного флота империи. Дэнчжоу был разгромлен и разграблен бохайцами, пострадал и китайский флот.

В 738 г. Да Уи умер. За время правления первых королей Бохай стал мощным государством, с которым считались все соседи, в том числе могущественный Китай. О дальнейшей истории Бохая известно очень мало, так как Да Уи присвоил себе титул Сына Неба, за что китайский император очень обиделся на бохайцев и приказал не писать о них в государственных летописях.

Новым бохайским королём стал сын Да Уи – Циньмао. Он правил более полувека. Соседи теперь уже не покушались на Бохай и поэтому Да Циньмао занялся обустройством страны. Он ввёл систему пяти столиц, наместники в которых управляли покорёнными землями. Вся страна была разделена на области и районы. Была разработана система чиновничества, вместо племенных вождей. Чиновники были разделены на 8 рангов, каждый из которых имел свои знаки отличия и цвет одежды.

Во внешней политике Циньмао также изменил положение Бохая. Ему удалось наладить отношения Бохая с Китаем и Силла, но осложнились дела с Японией. Некоторые учёные считают, что он поддерживал китайского полководца Ань Лушаня, который поднял восстание против императора в 755 г. В те же времена Циньмао переносит свою резиденцию из Верхней столицы в Восточную. В 794 г. король умер.

О дальнейшей истории Бохая известно очень мало. Поддерживались отношения с соседями. После Циньмао меньше года правил Юаньи (794 г.), коротким было правление и Хуасюя (794-795 гг.). В годы правления Сунлиня (795-809) японцы построили специальное подворье для приёма бохайских послов. О деятельности королей Юаньюй (809-813 гг.), Яньи (813-817 гг.) и Минчжуна (817-818 гг.) почти ни чего не известно. Затем королём становится Да Жэньсю (818-830 гг.), которого сменил внук Ичжэнь (830-858 гг.). При этих королях происходит значительное расширение владений Бохая на северо-восток. Именно тогда почти половина современного Приморья вошла в состав Бохая. О правлении королей Цяньхуана (858-870 гг.), Сюаньси (870-892 гг.) и Вэйцзе (892-905 гг.) нет ни какой информации. Во время правления Да Инчжуана (905-926 г.) на северо-западных границах возникает киданьская империя Ляо. В 916 г. кидани начинают войну с бохайцами и через десять лет Бохай был окончательно разгромлен.

Бохай явился первым государством, в состав которого вошли земли Приморья. Это было мощное тунгусское государство, на два столетия ставшее заслоном китайским захватническим планам на северо-востоке, что в итоге позволило сформироваться современным народностям современного российского Дальнего Востока. Бохайская культура оказала влияние на культуры многих соседей.

 Покорители Бохая

Бохай был разгромлен киданями. Кидани – монголоязычные племена, издревле являлись северо-западными соседями мохэ. Их племена вели кочевой образ жизни в маньчжурских и монгольских степях. Энергичный вождь Амбагянь постепенно создаёт мощный союз племён и в 916 г. провозглашает себя императором. Империя неоднократно меняла название, наиболее известное из которых – Ляо.

Скотоводство не давало всех необходимых продуктов. Поэтому кидани начинают грабить, а затем покорять земледельцев. Мощная киданьская армия покоряет окрестные земли. В образовавшейся киданьской империи сами кидани составили лишь пятую часть населения, остальные были покорённым населением, среди которых преобладали китайцы и бохайцы.

Во главе империи стоял род Елюй (по-киданьски – Шели). Император являлся единоличным правителем. Вторым по мощи и богатству был род Сяо, из которого вышли все киданьские императрицы. Представители родов Елюй и Сяо вступали в брак только между собой. Императорский престол предавался по наследству, но были и перевороты.

В стране имелось пять столиц, как в Бохае. Император поочерёдно жил во всех столицах, осуществляя, таким образом, надзор за наместниками. Правительство состояло из шести министерств. В Ляо были Академия наук, департамент государственной историографии и другие государственные органы. Знатного человека за преступления могли перевести в простолюдины, а богатый простолюдин мог купить чиновничью должность. Жизнь простых кочевников не была трудной. Свободные кочевники составляли основу киданьской армии, поэтому правительство о них заботилось. Ляо успешно развивалось, пока чжурчжэньский вождь Агуда не начал войну против киданей, которая закончилась разгромом Ляо в 1125 г.

 

www.rezerv.narod.ru

Бохай (древнее государство) - Википедия

Бохай (кит. 渤海) или Пархэ (кор. 발해) (698—926), — первое государство тунгусо-маньчжуров, располагавшееся на территории Маньчжурии, Приморского края, и в северной части Корейского полуострова. В 926 году Бохай был завоёван киданями.

Предпосылки образования[ | ]

Предпосылкой к возникновению бохайского государства явилось наличие производящего хозяйства (земледелия и животноводства) у наиболее развитых мохэских племён. Однако непосредственным толчком к объединению мохэсцев в союз, а затем в государство, послужило военное давление со стороны соседей — сначала древнекорейского государства Когурё и тюрок, а затем китайской империи Тан. В первой половине VII века китайцы начали активные завоевательные походы на народы Центральной Азии, Маньчжурии и Кореи. В 630 году был уничтожен Восточно-тюркский каганат, в 668 году — Когурё.

После гибели Когурё, многие его жители были переселены в империю Тан, а мохэские племена рассеялись. Усиление давления империи Тан на востоке спровоцировало выступление киданей — в 696 году они подняли бунт, взяли пограничный город Инчжоу и начали наступление вглубь китайского государства. Вместе с ними поднялись когурёсцы под командованием Цици Чжунсяна и мохэсцы под командованием Цисы Биюя. Первоначально они действовали вместе, но вскоре когурёсцы и мохэсцы отделились и пошли на восток. Империя Тан стремилась разделить восставших, поэтому пожаловала Цици Чжунсяну и Цисы Биюю княжеские титулы. Но предводители повстанцев не подчинились. Со временем ситуация стала меняться — кидани разгромили 170-тысячную танскую армию. Это заставило танцев обратиться за помощью к тюркам. Последние пришли на помощь Тан и разгромили основные силы киданей. Наступление китайцев и тюрок по суше было поддержано флотом Тан — по морю в тыл киданям был переброшен десант из 50 тысяч солдат.

Часть киданей покорились китайцам и перешли к ним на службу. Тан отрядила киданьского военачальника Ли Кай-гу на подавление мохэсцев и когурёсцев. К тому времени Цици Чжунсян умер, войско Цисы Биюя было разбито, а сам он погиб. Во главе когурёсцев и мохэсцев стал Цзо-чжун (кор. Чоён) — сын Цици Чжунсяна. Он повёл свои группы дальше на восток, преследуемый армией Ли Кай-гу.

История[ | ]

После падения Когурё его южные территории отошли к Объединённому Силла, а в северных территориях мохэсец Чоён смог нанести поражение преследовавшим его китайским войскам, и в 698 году основал новое государство. Он самовольно присвоил себе титул князя Чжэнь, который в своё время был пожалован Китаем его отцу. Большую часть населения Бохая составляли представители племени Мальгаль (Мохэ), они же составляли часть правящей верхушки, другую часть составляли когурёсцы.

Китайцы сделали попытку отправить ещё одну карательную экспедицию против Чоёна, но на восточном направлении стали доминировать тюрки, подчинившие себе племена киданей и си. Поэтому империя Тан была вынуждена отказаться от нападения на Чоёна.

Поначалу государство называлось Чжэнь. В 705 году были налажены мирные отношения с китайской империей Тан, а в 713 году, после получения титулатуры владетельного князя от танского Китая, государство стало известно под названием Бохай.

Получив пожалование на «владение Бохай» от танского Китая, Чоён формально признал сюзеренитет империи Тан над своим государством. Его обязанности как вассального правителя ограничивались отправкой к танскому двору одного из сыновей в качестве заложника и регулярным отправлением в Тан послов с «данью». В подобных отношениях с Китаем были многие соседние государства, в частности, корейское государство Силла. Степень зависимости этих государств от Тан была обратно пропорциональна их военной и экономической мощи, а также удалённости от империи. В случае с Бохаем его вассалитет проявлялся там, где он был выгоден самим бохайским правителям. Заложники входили в офицерский состав императорской гвардии Тан, что позволяло им многому учиться у китайской цивилизации, но и одновременно собирать информацию о потенциале китайской империи. Так называемая, «дань» и получаемые в ответ на неё «подарки» фактически были формой международной торговли, выгодной обеим сторонам. Получение высокого титула вана (князя) от китайского «Сына Неба» поднимало престиж правителя как в глазах его подданных, так и среди окружавших Бохай стран и народов.

В то же время, не будучи в силах покорить Бохай военным путём, Китай не мог как-либо существенно влиять на внутреннюю и внешнюю политику этого государства. Бохай ни разу не откликнулся на требования Китая о военной помощи в его войнах с соседями. Бохайские правители поддерживали самостоятельные политические и торговые отношения с Японией с (727 г.), Силла (с 698 г.) и Вторым тюркским каганатом (с 699 г.) и даже позволяли себе такую недопустимую для вассального государства в Восточной Азии вольность, как собственную систему летоисчисления. Всё это свидетельствует о фактической независимости бохайского королевства.

В 732—735 гг. Бохай даже воевал с Китаем. Военные действия начались с того, что бохайский флот напал на китайский порт Дэнчжоу на Шаньдунском полуострове и разгромил его. Бохайская армия дошла до гор Мадошань, где её остановили китайские войска, загородив дорогу камнями и поваленными деревьями на расстоянии десятков километров. Империя Тан провела мобилизацию, собрав многочисленные войска. Но большую роль сыграла дипломатия. Китаю удалось создать коалицию из мохэ, шивэй и Силла. Последняя даже посылала войска против Бохая, но время было выбрано неудачное — зимний период. Плохие дороги и длительный снегопад погубили половину силланского войска, в результате чего силланцы вернулись домой. Тем не менее, бохайцы осознали сложность своего положения. С юга им угрожала Силла, на севере находились мохэсцы и шивэйцы, а на западе разворачивалась огромная танская армия. Это заставило бохайцев пойти на мир в 733 году. Но военные действия с китайскими союзниками продолжались до 735 года.

Преемники Чоёна значительно расширили территории королевства и подняли его международный престиж среди дальневосточных стран. Наиболее выдающимися бохайскими правителями были Хымму (737—793 гг.), при котором сложилась система пяти столиц, и Инсу (818—830 гг.), в годы правления которого Бохай достиг наивысшего расцвета, и даже хэйшуй мохэ, до этого бывшие вассалами Танского Китая, были покорены бохайцами. Страна стала общепризнанным центром культуры и просвещения.

Расцвета государство достигло к IX веку — тогда его территории простирались на обширных пространствах современной Маньчжурии, Приморского края и севера Корейского полуострова.

Бохай неоднократно пытался представить себя как империю во внешних отношениях, в первую очередь с Японией. С Японскими островами бохайцев связывали не только дипломатические и торговые отношения. В 750—760-х гг. был даже план совместного нападения Бохая и Японии на Силла. Инициатором выступили японцы, бохайцы охотно поддержали эту идею, желая отомстить силланцам за участие в войне 732—735 гг. Наступление не состоялось по ряду причин. По данным З. Н. Матвеева и Т. Кавасаки, основными бохайскими товарами на внешнем рынке были кони, шёлк, мёд, женьшень, охотничьи соколы, меха (шкуры соболя, тигра, медведя, лисы).

После двадцатилетнего сопротивления натиску киданей государство Бохай пало в 926 году. На его месте кидани создали вассальное государство Дундань. Многие бохайцы были насильно переселены на территорию киданей. Но оставшееся бохайское население в течение длительного времени продолжало борьбу. Оно поднимало восстания, бежало в Корё, создало ряд своих государств — Поздний Бохай, Динъань, Осасонъ. Часть бохайцев бежала в Корё.

По мнению многих ученых, провинциальное население Бохая в дальнейшем стало называться чжурчжэнями.

Государственное устройство и культура[ | ]

Административно территория Бохая делилась на 5 провинций, в государстве было 5 столиц.

На культуру Бохай очень сильное влияние оказал танский Китай, государственное устройство было также очень похоже. В правительстве работали три советника и шесть министров. Столиц было пять, одной из самых важных был город  — «Верхняя столица».

Одним из главных памятников, сохранившихся до наших дней, является .

Литература[ | ]

  • Государство Бохай (698‑926 гг.) и племена Дальнего Востока России. М.: Наука, 1994.
  • Дьякова О. В. Государство Бохай: археология, история, политика : [арх. 29 января 2016] / Отв. ред. В. Е. Ларичев. — М. : Наука — Восточная литература, 2014. — 318 с. — ISBN 978-5-02-036574-2.
  • Е Лунли. История государства киданей (Цидань гочжи). М. : Наука, 1979.
  • Ивлиев А. Л. Очерк истории Бохая // Российский Дальний Восток в древности и средневековье : открытия, проблемы, гипотезы. Владивосток, 2005. — с. 449—475.
  • Ким А. А. История государства Бохай (по материалам ученых Республики Корея). Уссурийск: ФГОУ ВПО ПГСХА, 2011.
  • Ким А. А. План совместного нападения Бохая и Японии на Силла. // Россия и АТР. -№ 3. — 2009. — с. 70-73.
  • Крадин Н. Н. Социальный строй народов Дальнего Востока СССР I тыс. н. э. Владивосток, 1989.
  • Матвеев З. Н. Бохай (Из истории Восточной Азии VIII—X вв.) // Труды ДВГУ. Серия 6. № 8. — Владивосток : типография ДВГУ, 1929.
  • Шавкунов Э. В.Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье. М., Наука, 1968.

См. также[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Государство Бохай

Министерство образования Российской Федерации

Иркутский Государственный Университет

Выполнил: студент 2-го курса, гр 15231 Перфилов Борис Владимирович _________________

Проверил: ____________________ ____________________________________________________________

Иркутск 2000

ПЛАН:

Бохайское государство было первым раннегосударственным образованием на территории Дальнего Востока России. Оно включало значительные территории Маньчжурии, Приморья и Северной Кореи. На севере оно соседствовало с племенным объединением хэйшуй мохэ (“хэйшуй”- Черная река - древнекитайское общее название Амура и его притоков), на северо-западе - с древними монголами (шивэй), а на юго-западе - с киданями, на юге – с корейским государством Силла. Главной причиной возникновения бохайского государства явилось наличие производящего хозяйства (земледелия и животноводства) у наиболее развитых мохэских племен. Однако непосредственным толчком к объединению мохэсцев в единый союз, а затем в государство, послужило военное давление со стороны соседей - сначала Когуре и тюрок, а затем китайской империи Тан. В первой половине VII века китайцы начали активные завоевательные войны против народов Центральной Азии, Маньчжурии и Кореи. В 630 г. был уничтожен Первый каганат кочевников тюрков, в 668 г. древнекорейское государство Когурё.

Переселенная после разгрома Когурё в северные пограничные районы Китая (округ Инчжоу, современный г.Чаоян) часть сумо мохэ после тридцати лет жизни в китайском плену воспользовалась восстанием киданей в 696-697 гг. и ушла на северо-восток в свои исконные земли. Эта группа сумо мохэ и часть пришедших с ними из-под Инчжоу когуресцев и стала тем военно-политическим ядром, вокруг которого произошло объединение мохэ. Они успешно отразили посланное покарать их китайское войско, и в 698 году их вождь Да Цзожун провозгласил образование государства Чжэнь. В 713 году, после нормализации отношений с китайской империей Тан, государство получило новое название Бохай, под которым и вошло в историю. Получив пожалование на "владение Бохай" от танского Китая, Да Цзожун формально признал сюзеренитет империи Тан над своим государством. Его обязанности как вассального правителя заключались в присылке к танскому двору одного из сыновей в качестве заложника, в регулярном отправлении в Тан послов с "данью". В подобных отношениях с Китаем были многие соседние государства, в частности, корейское государство Силла. Степень зависимости этих государств от Тан была обратно пропорциональна их военной и экономической мощи, а также удаленности от империи. В случае с Бохаем его вассалитет проявлялся там, где он был выгоден самим бохайским правителям. Так, "дань" и получаемые в ответ на нее "подарки" фактически были формой международной торговли, выгодной обеим сторонам. Получение высокого титула вана (короля) от китайского "Сына Неба" поднимало престиж правителя как в глазах его подданных, так и среди окружавших Бохай стран и народов. В то же время, не будучи в силах покорить Бохай военным путем, Китай не мог как-либо существенно влиять на внутреннюю и внешнюю политику этого государства. Бохай ни разу не откликнулся на требования Китая о военной помощи в его войнах с соседями. Бохайские правители поддерживали самостоятельные политические и торговые отношения с Японией, Силла и юркским каганатом и даже позволяли себе такую недопустимую для вассального государства в Восточной Азии вольность, как собственную систему летоисчисления. Все это свидетельствует о фактической независимости бохайского королевства. Преемники Да Цзожуна значительно расширили территории королевства и подняли его международный престиж среди дальневосточных стран. Наиболее выдающимися бохайскими правителями были Да Циньмао (737 - 793 гг.), при котором сложилась система пяти столиц, и Да Жэньсю (818 - 830 гг.), в годы правления которого Бохай достиг наивысшего расцвета и даже хэйшуй мохэ были покорены бохайцами. Страна стала общепризнанным центром культуры и просвещения.

ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

Во главе страны находился король (ван). Его ближайшие родственники возглавляли самые высшие должности в государстве. Рангом ниже располагались представители 6 наиболее знатных родов и служилая знать. В источниках упоминается 49 таких семей. Фундамент общественной пирамиды занимали многочисленные производители материальных благ – бохайские ремесленники и крестьяне, объединенные в общины. Внизу находились несвободные люди (крепостные и рабы).

Территория бохайского государства делилась на 5 столиц и 15 областей. Все области состояли из 62 округов, а округа из 125 уездов. Каждый уезд - из городка или нескольких городков и близлежащих деревень. Главной столицей, начиная с середины VIII века, была Верхняя Столица, остатки которой находятся близ г.Дунцзинчэн провинции Хэйлунцзян, КНР. Местонахождение многих бохайских областей до сих пор вызывает споры среди ученых, однако не вызывает сомнений то, что на юге Приморья находилась бохайская область Шуайбинь, названная так по древнему названию реки Раздольной (Субинь - Шуайбинь – Сюйпинь - Суйфэнь - Суйфун).

Бохайские короли основывали свою власть не на реальном экономическом могуществе, а на своем ритуальном статусе в идеологической жизни страны. Сакральность короля, его принадлежность к миру богов в отличие от иных людей, в отсутствие эффективной системы государственной власти являлась важным институтом политического и внутренней стабильности Бохая. Административный аппарат состоял из двух министерств, которые подразделялись на три отдела и три ведомства. Чиновники делились на ранги и носили подобающую каждому рангу одежду и знаки отличия. Регионами управляли наместники. Ими могли быть родственники короля, его соратники или крупные местные племенные вожди. Эти региональные наместники назначали или утверждали чиновников и старейшин на местах, собирали налоги с крестьян или дань с зависимых племен и отправляли их в центр. Короли опасались сепаратизма среди региональных наместников. Наследственные местные аристократы и вожди племен заменялись присылаемыми на время из центра чиновниками. Эти чиновники больше зависели от короля, чем местная знать. Другим способом контроля был постоянный переезд короля со своей свитой по различным провинциям. Возможно, именно желание улучшить систему политического контроля послужило причиной формирования системы «пяти столиц» в Бохае и других

государствах Дальнего Востока.

ТОРГОВЛЯ

В стране была развита не только внутренняя, но также и внешняя торговля. В Китае ценилась бохайская пушнина Многочисленные посольства в Китай и Японию наряду с официальными представителями правителя Бохая включали в себя большое количество купцов. Существовали как сухопутные пути к киданям, в Тан и в Силла, так и морские пути на Корейский полуостров, в Японию и в Китай через Желтое море. Особенно известны бохайские посольства в Японию. В составе бохайских посольств помимо представителей власти было немало купцов, поэтов и музыкантов. Во время приёмов в Японии устраивались поэтические пиры-соревнования, на которых бохайские поэты и литераторы состязались в изящности стихочтения с японскими литераторами и учёными. Есть сведения и о спортивных связях между этими странами. Так в 822 г. бохайский посол Ван Вэньцзюй во главе команды провёл в Японии матч игры в верховое поло. В ходе этой игры всадники гоняют клюшками мяч по игровому полю. Наблюдавший эту встречу японский император описал ее в стихотворении "Ранней весной наблюдаю игру в мяч":

КУЛЬТУРА И ИДЕОЛОГИЯ

Государство славилось своими поэтами и учеными. Бохай славился, как самое цветущее государство на берегу восточного моря, страна просвещения и ученых. Бохайские князья отправлялись учиться в соседние страны. В сельской местности создавались училища, где молодежь обучали грамоте. Бохай по праву называют «страной просвещения и ученых». В источниках сообщается, что в государстве существовал закон, по которому совершеннолетним юношам знатного происхождения не разрешалось жениться до тех пор, пока они не овладели грамотой и искусством стрельбы из лука.

В Бохае имелись свои философы-мудрецы. Об этом свидетельствуют, в частности, японские летописи, в которых сообщается, что в 882 году в Японию прибыло очередное бохайское посольство во главе с крупным ученым Пэй Тином. Для составления официальных документов бохайцы, как это было принято во многих странах Восточной Азии того времени, пользовались китайской иероглифической письменностью. Была у них в употреблении и древнетюркская руническая, то есть буквенная, письменность.

Археологические раскопки Диск верхней черепицы, украшавшей крышу павильона свидетельствуют о существовании в Бохае высокоразвитой дворцово-храмовой архитектуры, скульптуры, настенной живописи, декоративной обработки камня и металлов.

Наиболее распространенным видом религиозного мировоззрения у бохайцев был шаманизм. Среди бохайской знати и чиновничества получает распространение буддизм. В Приморье уже выявлены остатки пяти буддийских кумирен бохайского времени - на Краскинском городище в Хасанском районе, а также Копытинская, Абрикосовская, Борисовская и Корсаковская в Уссурийском районе.

В процессе раскопок этих кумирен обнаружено немало целых или фрагментированных статуэток Будды и бодисатв из позолоченной бронзы, камня и обожженной глины. Там же найдены и другие предметы буддийского культа.

mirznanii.com

Государство Бохай

С V—VI вв. н. э. усиливается процесс объединения в обширные военно-племенные союзы и государственные образования тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских племен, обитавших в Монголии, Маньчжурии и на нашем Дальнем Востоке. Первым государственным образованием на нашем Дальнем Востоке и в соседних с ним районах Маньчжурии явился Бохай, возникший в 698 г. в результате исторического развития тунгусских племен мохэ. Как мы уже видели, агрессия танского Китая и угроза порабощения вынудила мохэсцев пойти на быстрое объединение в большие военно-племенные союзы, а вскоре после этого и  в единое государственное целое.

Первый правитель этого государства Чжень Цзожун немедленно приступил к осуществлению ряда мероприятий с целью обеспечения безопасности границ королевства и стабилизации внутриполитического положения в стране.

К числу таких мероприятий следует отнести установление дружественных отношений с тюрками, расширение границ королевства за счет присоединения соседних племен и территорий. Цзожун «полностью овладел землями Фуюй, Воцзюй, Бьянхань, Чаосянь и всеми странами Морского Севера», в результате чего граница страны «протянулась на 5000 ли», общее число хозяйственных дворов достигло свыше 100000, а войска — более 10 000 чел.18

Военная мощь молодого государства вскоре становится той реальной силой, с которой не могли не считаться правители танского Китая. Уже в 705 г. император Жуй Цзун сразу же после вступления на престол посылает к Цзожуну придворного чиновника Чжан Син-цзи с «выражениями симпатий», что означало официальное признание Цзожуна в качестве правителя мохэского королевства Чжень.

В 713 г. китайский император Жуй Цзун издает указ, согласно которому Цзожуну присваивается титул удельного князя Бохая. Присуждение этого титула — весьма примечательный факт — было вызвано, судя по всему, особыми на то обстоятельствами, которые по определенным причинам не нашли своего отражения на страницах китайских официальных династийных хроник.

17  Цзинь   Юй-фу. Бохай го Чжи чанпянь, кн.   1. Ляоян, стр.  1—9  (на кит. яз.).

18  Там же, стр. 1а.

О чем же в данном случае умолчали авторы китайских династийнык хроник? Дело в том, что Бохай — это название небольшого древнего удела, одноименный центр которого находился южнее нынешнего Пекина, т. е. на значительном расстоянии от основных районов расселения мохэских племен. Следовательно, присуждение Цзожуну титула удельного князя Бохая следует расценивать как признание за ним особых прав на эту территорию, которая, судя по всему, была захвачена в 713 г., когда Цзожун предпринял ряд военных операций против императорских армий оккупировавших принадлежавшие когда-то королевству Когурё земли.19 Поэтому-то, спасая свою репутацию «Сына Неба» и «Верховного правителя всех народов на земле» в глазах своих подданных, император Жуй Цзун вынужден был в официальном порядке представить дело таким образом, будто отторгнутая у Китая территория была добровольно пожалована Цзожуну в качестве удельного владения. Впоследствии имя вновь приобретенного удела было перенесено на все королевство, которое на страницах китайских письменных источников иногда выступает еще под названием «Хай Дун шэн го», т. е. Цветущее государство Восточного Приморья.

В 719 г. со смертью Цзожуна на престол взошел его сын У и, который был до этого удельным князем области Гюйлоу. Он «значительно расширил земли и небо на северо-востоке, и все варвары со страхом подчинились ему».20 Отражением завоевательной политики Уи является, по-видимому, указание летописных источников на тот факт, что наряду со всеми титулами и должностями, унаследованными им от Цзожуна, Уи имел еще должности генерал-губернатора девяти уйгурских родов и генерал-губернатора Яньжань, 21 территории которых находились в северовосточной части современной Внутренней Монголии.

Уи был первым «варварским» правителем, который принял официальное наименование («няньхао») годам своего правления, что являлось привилегией исключительно лишь китайских и японских императоров. Следовательно, введением официального наименования годам своего правления Уи приравнивал свою власть к императорской и тем самым подчеркивал полную свою суверенность. По существу это был прямой вызов танскому двору. Как справедливо писал А. П. Окладников, поступок Уи вызвал негодование китайского двора. Но китайцы ничего не могли поделать с Бохаем и поэтому ограничились тем, что вычеркнули его из своих летописей с того момента, как Уи принял титул императора.

Стремясь ослабить все возрастающую мощь молодого государства, танский двор принимает ряд мер к тому, чтобы восстановить племена хэйшуй мохэ против Бохая. Но вопреки ожиданиям китайского императора Уи довольно быстро удалось расправиться с мятежными племенами, что еще в большей степени способствовало росту его могущества и авторитета в глазах соседних народов.

Подчинив себе племена хэйшуй мохэ, Уи, отлично осведомленный через своих лазутчиков о неблаговидной подстрекательской роли китайского императорского двора в происшедших событиях, отправляет в 733 г. к берегам Китая сильный военно-морской флот под командованием военачальника Чанвэньсюя и совершает дерзкое нападение на Дэнчжоу - один из крупнейших в то время морских портов танского Китая, который был   расположен   в  северной  части   п-ова   Шаньдун   и  откуда   начинался «морской путь в Гаоли и Бохай».23

19 Н.   Я.   Бичурин.  Собрание  сведений   по  исторической   географии   восточной   и срединной Азии. Чебоксары, 1960, стр. 585.

20 Цзинь  Юй-фу. Бохай го Чжи чанпянь, стр. 13. 1 Там же, стр. 33. 22 А. П. Окладников. Далекое прошлое Приморья, стр. 190.

21 Там же. стр 33.

22 А.П.Окладников. Далёкое прошлое Приморья, стр 190.

В  качестве ответной меры  китайский  император  отправляет  большую армию  в  королевство Силла, через  территорию  которого вместе с союзными  силланскими  войсками  он  намеревался  вторгнуться  в  южные  пределы   Бохая.   «Но, — как    отмечает   древний   летописец, — непроходимые горы, жестокий мороз и снег глубиной в один с лишним чжан погубили свыше  половины  воинов,  в   результате  чего  нападение  не   состоялось войска возвратились назад».24

В конце 727 г. Уи предпринимает первую попытку завязать сношения с Японией. С этой целью он посылает посольство в количестве 22 чел. во главе с военачальником Гаожэньи. В море они, однако, сбились с пути и пристали к Хоккайдо, где Гаожэньи и другие 16 членов посольства были схвачены местными племенами и убиты. Остальным шести членам посольства вместе с шоулином Гаоцидэ удалось бежать на о. Хонсю, где после проверки им разрешили въезд в Киото, столицу японского микадо. В начале 728 г. микадо принял бохайцев. Гаоцидэ, ставший теперь главой посольства, преподнес микадо грамоту от Уи и 300 соболиных шкурок.25

В дальнейшем бохайцы отправляли свои посольства в Японию сравнительно часто, причем численность состава посольств достигала порой довольно внушительной цифры—100, а иногда и 300 с лишним человек. Одновременно из Японии в Бохай отправлялись ответные посольства. Позже японские посольства, направлявшиеся в Китай и обратно, выбирали себе новый маршрут, который проходил по территории Бохая.

В 738 г. умер Уи и на престол взошел его сын Да Циньмао. Цинь-мао придавал большое значение развитию культуры и просвещения в стране. Недаром после смерти Циньмао ему был присвоен посмертный титул «культурного князя».

В 70-х годах VIII в. в отношениях между королевством Бохай и танским Китаем, а также Японией наблюдаются некоторые трения. Когда же в 796 г. к японскому микадо прибыло очередное бохайское посольство, вручившее письмо от короля Да Сунлинь, которое было составлено в весьма доброжелательном тоне, то «японское правительство признало в этом добрый знак по отношению к Японии. По этому случаю самураи приходили во дворец и поздравляли правительство».26

Дальнейшая история Бохая после смерти в 785 г. Циньмао предстает на страницах древних хроник в основном в виде простого перечисления часто менявшихся на престоле бохайских королей.

В 905 г. на престол взошел последний, 15-й по счету, бохайский король Да Инчжуан. Годы правления этого короля ознаменовались усилением политической активизации и соседних с Бохаем киданьских племен, предводитель которых, Елюй Абаоцзи, провозгласил себя в 916 г. императором. В 918 г. Инчжуан отправляет к киданям посольство с подарками, но тем не менее уже в 919 г. кидани отторгли от Бохая часть территории на юго-западе страны.

В 924 г. кидани вновь вторглись в пределы Бохая, а в конце следующего года они осадили г. Фуюй, который был взят ими штурмом

23   Чжан   Сюань. Мореходство в древнем Китае. М., 1960, стр. 40.

24   Ц з и н ь  Юй-фу. Бохай гo Чжи чанпянь, стр. 2а и 76.

25  Н.   Матвеев.   Бохай.   «Труды   Дальневосточного   университета»,   серия   6, вып. 3, Владивосток, 1929, стр. 21.

26   З. Н. Матвеев. Бохай, стр. 25.

Приблизительно в это же время принадлежавшая Бохаю часть когурёской территории переходит к государству Коре, которое было образовано в 918 г. на севере Корейского полуострова в первом месяце 926 г. Чувствуя, что военная мощь киданей значительно превосходит силы бохайцев, Инчжуан снаряжает к ним посольство  во главе с Мэйлаосели который преподнес Абаоцзи в подарок 30 лошадей и сообщил о предложении бохайского короля заключить между обоими государствами договор о мире и дружбе. Однако это предложение было отвергнуто, после чего кидани осадили Верхнюю столицу Бохая, которая вскоре также была взята штурмом. Король Инчжуан попал в плен, а его сын Гуансянь вместе с полководцем Шэньдэ бежал в Корё27.

Из западных земель бывшего королевства Бохаи указом Елюи Абаоцзи было образовано вассальное государство Восточный Дань (Дун-даньго). В состав этого вновь образованного вассального государства вошли наиболее обжитые и богатые области Бохая, территория которых, прилегала к району верхнего и среднего течения рек Сунгари и Мудань-цзяна Что касается окраинных владении Бохая, то они распались на ряд мелких независимых племенных и государственных объединении, в числе которых летописи упоминают государство Динань и Северо-Западный Бохай.28 Территория советского Приморья оставалась, судя по всему, вне сферы влияния киданей.

Такое положение, когда значительная часть территории Бохая осталась не покоренной киданями, объясняется как упорным сопротивлением со стороны бохайцев, так и началом военных действий с Китаем, против которого в течение почти всего X в. были сосредоточены основные силы киданей.29 Кроме того, дальнейшее продвижение киданей в восточные и северо-восточные районы Бохая было весьма затруднено многочисленными волнениями и вооруженными выступлениями населения оккупированных территорий. Так, например, уже на третий месяц после образования вассального государства Восточный Дань на территории трех бохайских округов Аньбянь, Моцзе и Динли вспыхнуло восстание. В седьмом месяце 926 г. на территории бохайского округа Сяньдэ поднял восстание некий Вэйцзюнь, управляющий префектурой Те. Одновременно младший брат последнего бохайского короля делает безуспешную попытку осадить г. Фуюй.

В ответ кидани еще более усиливают политический и экономический нажим на подвластное им бохайское население. Бохайцы были обложены данью, которая предусматривала ежегодные поставки в виде 1 тыс. голов коней и 150 тыс. туанов30 полотна.31 Однако, опасаясь новых волнений бохайцев, кидани все же не осмеливаются в течение долгого времени обложить бохайцев налогами на землю, спиртные напитки, дрожжи и соль.32 Кроме того, кидани осуществляют в широком масштабе переселения бохайцев из одних районов в другие с целью разобщения и ослабления их сил. С этой же целью был введен и запрет на поло, старинную народную игру в мяч верхом на лошадях, так как в этой игре кидани видели возможность военных тренировок.33

Несмотря на жестокие репрессии, бохайцы неоднократно на протяжении всего X и частично XI в. выступали с оружием в руках против иноземного ига. Наиболее серьезным выступлением бохайцев в X в. было восстание 975 г., которое продолжалось несколько лет.

27  К.  A. W i t t f о g el and    Fong    Chia-sheng.    History   of   Chinese  Society —1125).   «Tiansactions   of   the   American   Philosophical   Society»,   New   series, vol. 36, Philadelphia, 1949, p. 416.

28 Там же, стр. 96 и 314

29  Л.  И. Д у м а н. К истории государств Тоба Вэй и Ляо и их связен с Китаем. Учёные  записки Института востоковедения», т. XI, М., 1955, стр. 33.

30   Один туан равен 18.66 м.

31 К.   A.   W i t t f о g el    and    Fong   Chia-sheng.    History   of   Chinese   Society Liao, pp. 314 a. 416.

32  Там же, стр. 195 и 314.

33  Там же, стр. 404.

В 1029 г. в бывшей Восточной столице Бохая вспыхнуло новое, наиболее мощное восстание, во главе которого встал Да Янлин, далекий потомок первого бохайского короля Цзожуна. Поводом для восстания послужила попытка киданьских правителей навязать бывшим бохайским областям жестокую систему взимания налогов, которую они применяли в южных (китайских) районах. Восставшие бохайцы жестоко расправились с ненавистными им киданьскими чиновниками. Большое число важных киданьских вельмож и чиновников было заключено в тюрьму или убито, среди них оказался и сын киданьского императора Сяосяосянь с княгиней Наньян, а также большое число киданьских военачальников. Захватив власть в свои руки, Да Янлин объявил об образовании нового государства Син-Ляо. Одновременно он отправил к правителю Коре своего посланника Гаоцидэ с просьбой о предоставлении военной помощи в борьбе против киданей, в чем ему, однако, было отказано. В 1030 г. Да Янлин вновь посылает в Коре посольство с просьбой о присылке военной помощи, но опять получает отказ. Вскоре, благодаря измене одного из военачальников, который тайно пропустил в столицу киданьские войска, восстание было жестоко подавлено.34

Опасаясь повторения новых волнений, киданьские правители вынуждены были в течение нескольких лет проводить по отношению к бохайцам более мягкую налоговую политику. Но несмотря на это, открытые выступления бохайского населения против киданей можно было наблюдать вплоть до того момента, когда могуществу киданей был нанесен сокрушительный удар со стороны входивших ранее в состав королевства Бохай чжурчженьских племен.

Во времена наибольшего расцвета Бохая его территория достигала внушительных размеров. Северо-западной границей Бохая, по всей вероятности, служило нижнее и среднее течение р. Сунгари до ее слияния с р. Нонни, откуда граница шла прямо на юг до п-ова Ляодун, поворачивая затем на восток вдоль морского побережья до устья р. Амноккана, и дальше шла на восток, по суше, захватывая часть территории Северной Кореи. На востоке границей служило побережье Японского моря. Ближайшими соседями Бохая на севере и северо-востоке были племена хэйшуй, мохэ, шивей, сыму, кушо, или куюе, цзюаньли и моицзе.35 Часть этих племен впоследствии была включена в состав Бохая. На западе соседями бохайцев были киданьские племена, тюрки второго восточнотюркского каганата (с 80-х годов VII в. по 744 г) и уйгурского каганата (745— 840 гг.). На юге Бохай граничил с древнекорейским королевством Силла.

Население Бохая не было однородным. В его состав входили не только мохэские племена, но также когурёсцы, основная масса которых проживала на принадлежавшей Бохаю части территории бывшего королевства Когурё и в крупных административных и торгово-ремесленных центрах, затем небольшое число киданей, уйгуров и некоторые палеоазиатские племена, в том числе племена кушо, или куюе (куй ), т. е. айны. Однако основную массу населения Бохая составляли мохэ, родоплеменные названия которых связываются с современными родовыми и племенными названиями нанайцев, ульчей, удэ, орочей и маньчжур.

В этой связи обращают на себя внимание и некоторые сохранившиеся на страницах древних письменных источников бохайские слова, которые находят аналогию в манчжурском языке. Так, согласно «Синь Тан шу”, своих королей бохайцы называли «кэду», а отдаваемые ими распоряжения - «цзися».38   Бохайскому   слову   «цзися»    (в   современной   китайской транскрипции) соответствует маньчжурское слово «чжисэ», означающее в переводе «казенная бумага, письмо»,39 а слово «кэду» имеет, очевидно, общее происхождение с маньчжурским «кадала», т. е. «управляю, главноначальствую».

34 Там же, стр. 404—405, 419—420.

35Цзинь  Юй-фу. Бохай го Чжи чанпянь, стр. 96 и 70а.

36  П.  Попов.   Первый   Тырский   памятник.   «Записки  Восточного   отделения   Российского археологического общества», т. XVI, вып. I, СПб.,  1904.

37  Э.  В. Шавкунов    и   Ю.  А.  С э м.  Мохэские  родоплеменные   названия  и  их связь  с  этнонимами  XVII—XX  вв.  «Вторая  научная  конференция  по  истории,  археологии и этнографии Дальнего Востока.  (Тезисы докладов и сообщений)», Владивосток, 1960, стр. 50.

38    Цзинь Юй - ф у. Бохай го Чжи чанпянь, стр. 9а.

39   И.В.  Захаров.  Полный  маньчжурско-русский  словарь.  СПб.,   1875.

Первоначально в Бохае не существовало административного районирования страны «Их страна протянулась с севера на юг на 2000 ли. Не имеют ни окружных, ни уездных постоялых дворов. Повсеместно имеются поселения Все это мохэские становища. Их простои народ из числа мохэ составляет большинство местного населения. Меньшинство же составляют сельские старейшины. Старейшины больших поселений называются «дуду», за ними следуют цыши, а тех, которые стоят еще ниже их, простой народ называет „шоулин"». Таким образом, хотя здесь мы уже и имеем упоминание наряду с родоплеменными вождями (шоулин) некоторых должностных чинов, т. е. дуду и цыши, которые являлись официальными представителями королевской власти на местах, в целом же особой надобности в сложном чиновничье-административном аппарате вначале еще не ощущалось. Однако по мере роста городов, главным образом в южных районах страны, и ремесленного производства, по мере увеличения расходов на содержание королевского двора, а также большой армии и флота все более сказывалась необходимость в сложном управленческом аппарате, который и был создан при короле Циньмао. При нем вся страна была разделена на 15 округов, из которых 5 были столичными округами. Все округа в свою очередь были разделены на 62 префектуры, а последние — на 125 уездов. Причем почти все эти округа были учреждены на территории того или иного племени, а на некоторые из них к тому же было перенесено и имя этих племен. К числу таких округов относятся Тели, Моцзе, Шуайбинь. Центр последнего округа, областная столица бохайского государства, находился на месте нынешнего г. Уссурийска, где к бохайскому времени, возможно, относится нижний культурный слой в бывшем Гарнизонном саду, обнаруженный раскопками Дальневосточной археологической экспедиции в 1955 г. Владения племени юйлоу были преобразованы в два округа — Динли и Аньбянь. Округа Аньюань и Хуайюань были учреждены на землях племени фуне.

Наиболее развитыми в экономическом и политическом отношении в Бохае были его южные и юго-западные округа, составившие на первых порах ядро этого государства. Именно здесь находились пять его столиц, отсюда же брали свое начало основные магистральные дороги, которые связывали столичные округа с окраинными владениями Бохая, а также с соседними странами. Южные округа Бохая являлись также основными центрами ремесленного производства и земледелия.40

Северные  и  северо-восточные округа,  вошедшие  в состав  Бохая  в  результате   завоевательной   политики   его   правителей,   представляли   собой наиболее  отсталые  районы  страны.   Население   этих  округов   занималось скотоводством, охотой, рыбной ловлей, морским и таежным промыслами.41

Согласно  данным  письменных  источников,  в  Бохае  во  главе  государства стоял кэду, или Король,  указы которого имели силу закона.

40   Цзинь  Юй-фу. Бохай го Чжи чанпянь, кн. 1, гл. 17.

41   Там же

Следующее после  Короля  место  по  своему   социально-экономическому кению   принадлежало   представителям   так   называемых   «сильных», т. е. знатных, фамилий, которые обычно занимали наиболее крупные и хорошо оплачиваемые посты в государственном аппарате. Внизу сословной лестницы, согласно летописным источникам, находились буцюй, нубэй и бесфамильные.42 В Бохае к буцюй относились, очевидно, рядовые члены родоплеменных объединений, свободные общинники, а также определенные слои ремесленников и земледельцев. Нубэй означает «раб, рабыня, прислуга». Положение бесфамильных, по-видимому, почти ничем не отличалось от положения рабов. Они не имели права носить родовые имена, находились вне родоплеменной организации и, следовательно, не имели права на защиту с ее стороны.

В настоящее время на территории советского Приморья и соседних с ним районов Маньчжурии открыт ряд археологических памятников бохайского времени. Изучение этих памятников, в первую очередь развалин Восточной столицы Бохая на р. Муданцзяне, в Дунцзинчене, а также замечательных храмов вблизи Уссурийска в долине р. Чапигоу, подтверждает, что Бохай был мощным культурным центром своего времени.

Кроме буддийских храмов, на территории Приморского края в настоящее время известно несколько городищ бохайского времени, из которых наибольший интерес представляют два, Краскинское и на Круглой сопке. Краскинское городище находится вблизи устья р. Яньчихэ на берегу бухты Экспедиции, у пос. Краскино в Хасанском районе. Судя по предварительным данным исследований, здесь находился административный центр бохайской префектуры Янь и одновременно морской порт, откуда бохайские корабли начинали свой путь к берегам Корейского полуострова и к Японским островам.

Другое бохайское городище, представляющее собой остатки крупного торгово-ремесленного центра Бохая в его восточных районах, расположено на северном склоне Круглой сопки, одиноко стоящей на правом берегу р. Даубихэ в Анучинском районе.

Формирование бохайской культуры проходило во взаимодействии с культурами соседних стран и народов. Заметное влияние на культуру бохайцев оказали конгурёсцы, с которыми мохэские племена еще задолго до образования государства Бохай поддерживали политические и экономические связи. После того как в 713 г. бохайцам удалось одержать победу над войсками китайского императора и в результате этого присоединить к себе часть бывших владений Когурё, в Бохае при содействии когу-рёских ремесленников утверждается смешанный когурёско-танский стиль в архитектуре и декоративно-изобразительном искусстве. Благодаря влиянию тех же когурёсцев среди привилегированной части бохайского населения широкое распространение получает буддизм, а вместе с ним буддийская литература и иероглифическая письменность.

Впоследствии, когда между Бохаем и Китаем были установлены мирные отношения, дальнейшее развитие бохайской культуры проходило при взаимном обмене достижениями с культурой танского Китая.

В культурном взаимодействии с Бохаем были и другие его соседи — тюрки, монгольские племена, японцы. Влияние бохайской культуры обнаруживается далеко за пределами Бохайского государства. В частности, в свое время бохайцы оказали заметное влияние на развитие японской поэзии и музыки. Японский театр в середине VIII в. испытал влияние бохайской театральной культуры: при посещении императорским двором монастыря Тодайдзи в 749 г. во время празднеств было исполнено бок-кайгаку — «бохайская музыка». «Боккайгаку — театральное искусство, занесенное в Японию из этой страны», — пишет об этом академик Н. И. Конрад.43

42 Там же, стр. 53а.

43 И. Конрад.   О   театральном  искусстве  Японии   VII—VIII   вв.   Сб.   статей "Театр и драматургия Японии». М., 1965, стр. 30.

Бохайцы передали также киданям слоговую систему письма, полученную ими самими от тюрок. Кидани создали по ее образцу свою письменность, получившую известность под названием «большого кидань-ского письма». От бохайцев киданями была заимствована и так называемая система «пяти столиц», которую затем заимствовали также чжурчжени и монголы.

В целом созданное тунгусскими племенами мохэ государство Бохай, будучи на протяжении более чем двух столетий независимым, сильным королевством с высокой по тем временам самобытной культурой, сыграло важную роль в истории Восточной Азии и оказало существенное влияние на последующую историю населения южной части советского Дальнего Востока.

Оглавление: История Сибири

www.protown.ru

Бохай - Вики

Предпосылкой к возникновению бохайского государства явилось наличие производящего хозяйства (земледелия и животноводства) у наиболее развитых мохэских племён. Однако непосредственным толчком к объединению мохэсцев в союз, а затем в государство, послужило военное давление со стороны соседей — сначала древнекорейского государства Когурё и тюрок, а затем китайской империи Тан. В первой половине VII века китайцы начали активные завоевательные походы на народы Центральной Азии, Маньчжурии и Кореи. В 630 году был уничтожен Восточно-тюркский каганат, в 668 году — Когурё.

После гибели Когурё, многие его жители были переселены в империю Тан, а мохэские племена рассеялись. Усиление давления империи Тан на востоке спровоцировало выступление киданей — в 696 году они подняли бунт, взяли пограничный город Инчжоу и начали наступление вглубь китайского государства. Вместе с ними поднялись когурёсцы под командованием Цици Чжунсяна и мохэсцы под командованием Цисы Биюя. Первоначально они действовали вместе, но вскоре когурёсцы и мохэсцы отделились и пошли на восток. Империя Тан стремилась разделить восставших, поэтому пожаловала Цици Чжунсяну и Цисы Биюю княжеские титулы. Но предводители повстанцев не подчинились. Со временем ситуация стала меняться — кидани разгромили 170-тысячную танскую армию. Это заставило танцев обратиться за помощью к тюркам. Последние пришли на помощь Тан и разгромили основные силы киданей. Наступление китайцев и тюрок по суше было поддержано флотом Тан — по морю в тыл киданям был переброшен десант из 50 тысяч солдат.

Часть киданей покорились китайцам и перешли к ним на службу. Тан отрядила киданьского военачальника Ли Кай-гу на подавление мохэсцев и когурёсцев. К тому времени Цици Чжунсян умер, войско Цисы Биюя было разбито, а сам он погиб. Во главе когурёсцев и мохэсцев стал Цзо-чжун (кор. Чоён) — сын Цици Чжунсяна. Он повёл свои группы дальше на восток, преследуемый армией Ли Кай-гу.

После падения Когурё его южные территории отошли к Объединённому Силла, а в северных территориях мохэсец Гао смог нанести поражение преследовавшим его китайским войскам[источник не указан 115 дней], и в 698 году основал новое государство. Он самовольно присвоил себе титул князя Чжэнь[источник не указан 115 дней], который в своё время был пожалован Китаем его отцу. Большую часть населения Бохая составляли представители племени Мохэ, они же составляли часть правящей верхушки, другую часть составляли когурёсцы.

Поначалу государство называлось Чжэнь. В 705 году были налажены мирные отношения с китайской империей Тан, а в 713 году, после получения титулатуры владетельного князя от танского Китая, государство стало известно под названием Бохай.

Получив пожалование на «владение Бохай» от танского Китая, Гао формально признал сюзеренитет империи Тан над своим государством. Его обязанности как вассального правителя ограничивались отправкой к танскому двору одного из сыновей в качестве заложника и регулярным отправлением в Тан послов с «данью».[

ru.wikiredia.com


Смотрите также