История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Хозяйство башкир. Чем занимались древние башкиры


Хозяйство башкир

До присоединения к Русскому государству основным занятием башкир было кочевое скотоводство. Разводили главным образом лошадей и овец, в меньшей степени крупный рогатый скот и верблюдов. Летом скот гоняли на горные пастбища, поздней осенью – на равнину, где всю зиму он находился на подножном корму (тебеневке).Башкиры активно использовали богатый животный мир Приуралья. Охотились на куниц, соболей, бобров, выдр, медведей, волков. Башкиры использовали все виды рыбной ловли, известные в Волго-Камском бассейне: крючком, сетью, острогой, петлей и т.п. Важную роль играло пчеловодство на приусадебных пасеках и бортничество в горных лесах.

Некоторые башкирские племена издавна занимались земледелием как подсобным видом хозяйства. Резкое изменение демографической ситуации в XVII-ХVIII веках, сокращение пастбищ, заставляло башкир переходить к полукочевому и стойловому скотоводству.

С XVII в. полукочевое скотоводство постепенно утрачивает значение, возрастает роль земледелия, на базе бортничества развивается пасечное пчеловодство. В северо-западных районах уже в XVIII в. земледелие становится основным занятием населения, но на юге и востоке кочевание сохранилось местами до начала 20 в. До середины ХIХ в. в Башкирии господствовали две системы земледелия: в лесной зоне — подсечно-огневая, в степной — переложная. К концу ХIХ — началу ХХ в. возобладало трехполье, появилось огородничество. Сеяли рожь, просо, меньше — пшеницу, ячмень, овес, коноплю и лен, кое-где гречиху и бобовые. Вплоть до начала ХХ в. землю обрабатывали кетменем, сохой-косулей, тяжелые земли распахивали татарским плугом с железным лемехом и 4-6-лошадной запряжкой. Использовались деревянные бороны, иногда с железными зубьями. Молотили, прогоняя по зерну скот или провозя груженые повозки. Мельницы у башкир вплоть до начала ХХ в. были ручные. В конце 19 – начале 20 вв. входят в обиход заводские плуги и первые сельскохозяйственные машины.

geographyofrussia.com

"Занятия древних башкир" - История

Конспект урока для коррекционных школ

Тема: «Занятия древних башкир»

Цель урока

Познакомить учащихся с условиями жизни и труда древних башкир; выяснить, почему скотоводство, бортничество  считались основными занятиями башкир; обратить внимание на трудолюбие башкир.

Задачи

Образовательные: продолжать формировать представле­ние о жизни и быте древних башкир.

Коррекционно-развивающие: продолжать развивать умения работать с текстом учебника, иллюстрациями; формировать умения анализировать и сравнивать исторические события.

Воспитательные: воспитывать любовь к труду, глубокое уважение к людям труда.

Основные термины и понятия

 Скотоводство, пастух, лошадь, рогатый скот,  бортничество, собирательство, охота, лук со стрелами, мёд, рыболовство.

Оборудование и материалы

Предметы старины; игрушки; карточки с заданиями, аппликации «Занятия древних башкир».

Тип урока.

комбинированный

                                           Ход урока   

Оргмомент

Повторение пройденного материала

— Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?

— Какое место выбирали башкиры  для своей юрты(кочевой народ)?

— Почему башкиры выбирали именно это место для поселения? (аул)

— Какие жилища строили себе башкиры?

Просмотр рисунков домашнего задания. Выставление оценок.

— Какие постройки еще были у башкир?

— Как вы думаете, для чего башкиры кочевали из одного места в другое место?

Актуализация знаний, объявление нового материала

Вводное слово учителя.

Итак, мы вспомнили, что башкиры кочевой народ.. А сегодня подробно поговорим о хо­зяйстве, занятиях башкир.

Тема сегодняшнего урока:

«Занятия древних башкир»

Изучение нового материала

Экскурсия к древним башкирам.

Итак мы в башкирском ауле.  Что нужно человеку, чтобы существовать? (пища).

- как можно добыть пищу?

Рыбачить, распахать землю, собрать грибы, ягоды, орехи, яйца птиц, охота

Возвращение в класс

Занятий у башкир было много.

- помогите мне воспроизвести на доске те занятия, которые мы назвали.

Работа с текстом учебника.

— Какой скот держали башкиры?

Демонстрация лошадей, овец, крупно рогатого скота и т.д.

Задание.   

Почему скотоводство считается основным занятием?

Работа над абзацем «Бортничество».

— Как собирали мед?

— Что такое борт?

Работа над абзацем «Собирательство» (самостоя­тельно).

Вопрос слабо успевающему ученику.

Найди ответ на вопрос:

что собирали башкиры?  (выбрать из представленных иллюстраций)

Работа   над   абзацами

«Охота», «Рыболовство».

Возможен рассказ учите­ля с помощью рисунка об охоте, рыболовстве.

Вопросы к слабоуспеваю­щим ученикам.

Чем охотились башкиры?

Работа над абзацем «Ско­товодство».

Какие домашние живот­ные были у башкир?

Вспомните, где держали башкиры домашних животных.

Кратко проговорив изу­ченный материал, вывод.

Древние башкиры были трудолюбивыми, заботли­выми, выносливыми людьми. Они умело вели свое хозяй­ство. Благодаря многочис­ленным умениям древние башкиры были сыты, обуты, одеты, умели лечить своих родных.

Первичное за­крепление но­вого материала

— Какие занятия башкир вы знаете?

Задание. (демонстрация экран). Соотне­сите занятия башкир. Соеди­ни стрелками

Бортничество             мясо      

Охота                          лошадь

Скотоводство                 мед

Объясните слова: бортниче­ство

— Какое занятие было основ­ным для башкир?

Подведение итогов

- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Учитель объявляет и комментиру­ет оценки за работу на уроке

Домашнее за­дание

Сообщение домашнего задания.

Прочитать текст учебника, дать ответы на первый, вто­рой вопросы

    Рефлексия

Оценить занятие дети смогут по заранее заготовленным смайликам (грустный и веселый смайлик)

multiurok.ru

Башкиры

Среди современных народов, живущих на Южном Урале, первыми обитателями края оказались башкиры. Если следовать письменным источникам прошлого, то можно считать башкир уже более тысячи лет коренным населением Урала. Башкиры, как и многие другие народы, жившие во второй половине XIX века на территории Южного Урала, находились на довольно низкой ступени развития. Не имея письменных памятников, они не знали своей истории, не знали, откуда появились, где жили и чем занимались их предки. Башкиры называли себя древнейшими обитателями края. Однако у них, писал в конце XIX века историк А. Е. Алекторов, есть устные предания, повествующие о том, что до их поселения, во времена давно минувшие, по обе стороны уральского хребта жили многочисленные югорские племена, им не известные. Только потом здесь появились башкиры. Раньше башкиры обитали в степях и вели кочевой образ жизни. Впоследствии, теснимые с юга другими кочевниками, прежде всего киргизами, они оставили степи и переселились в горные и лесистые местности Южного Урала. Как показывают исследования этнографов, башкирские племена к моменту появления на Южном Урале не представляли однородной массы. Локальные различия в культуре башкир имели глубокие корни. У башкир, кочевого народа, за несколько поколений сменился образ жизни. Этот процесс происходил в условиях существования постоянных контактов кочевников с оседлым населением. Переход башкир к оседлой жизни длился три столетия, причем шел он при определенном давлении властей. Впервые этноним "башкорт" в исторической литературе упоминается с середины IX века в трудах арабо-персидских авторов. Историк Х века Ал-Масуди писал, что баутгарты (башкиры) в конце IX века участвовали в войне в районе Аральского моря. Среди арабских письменных источников о башкирах наиболее ценными и достоверными являются записки Ахмеда Ибн-Фадлана. Европейские путешественники, посетившие башкир в средневековье, высказались о них как о храбрых, живых и гостеприимных людях. Башкиры свободно перекочевывали по степям, устраивали там свои кибитки, занимались скотоводством, тешились верховой ездой и игрой. Сплочение башкирского народа происходило в период между падением Западного Тюркского каганата (VIII в.) и возникновением империи Чингисхана (XIII в.). Окончательное формирование башкирского народа завершилось в последующие столетия. Оно неразрывно связано с вхождением Башкирии в XVI веке в состав Российского государства. В XVI столетии Башкирия раскололась на три отдельные части: одни улусы откочевали далеко на запад, другие - на восток. Улусы, оставшиеся в заволжских степях, стали называться Большими ногаями, с которыми в течение целых полутора веков жителям Южного Урала пришлось иметь дело. После присоединения в 1783 году Крыма к Российской империи царское правительство, чтобы оградить ногайцев от влияния Турции, решило перевести их в уральские степи. Последние были разорены и малолюдны после крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева. Однако из этого ничего не вышло. Ногайцы массами уходили в Турцию и в Закубанье, зависимое тогда от турок. В конце XIX века башкиры проживали, помимо Башкирии, на значительной территории Челябинского, Троицкого, Верхнеуральского, Орского и Оренбургского уездов. Они перешли к полукочевому образу жизни - зимой находились в деревнях, а весной выезжали с семейством и домашним скотом в горы и пребывали там вплоть до зимы, когда вновь возвращались в деревню. За многие столетия фиксированной истории башкирский народ создал уникальную, неповторимую и богатую культуру, включающую в себя все виды человеческого творчества: изобразительное искусство, зодчество, язык, музыку, танец, фольклор, украшения, самобытную одежду и т. д. Знание основ и этапов развития различных сфер культуры помогает изучению истории народа, лучшему пониманию специфики и путей дальнейшего развития национальной культуры башкирского народа.

www.ethnoinfo.ru