Роль церкви в жизни Древнерусского государства. Церковная организация древней руси
Церковная организация удельной Руси
Содержание
Введение
1. Формирование и развитие церковно-административной структуры и управления
1.1 Становление первоначальной церковной организации на Руси
1.2 Развитие церковно-административной структуры
2. Социально-политическая роль Церкви
2.1 Церковная юрисдикция
2.2 Столкновение и размежевание церковной и светской юрисдикции
3. Политическая позиция и деятельность Церкви
3.1 Международный статус древнерусской церкви
3.2 Церковные кафедры в политических конфликтах
3.3 Земельная собственность церкви как, предмет конфликтов
Заключение
Список литературы
Проблема взаимоотношений государства и церкви в удельной Руси представляет несомненный научный интерес для изучения прошлого нашей страны. Для истории России, как и предшествовавших ей Древнерусского государства и феодальных княжеств, характерна тесная связь светской политической организации власти и управления и церкви.
Церковь появилась по инициативе княжеской власти сравнительно поздно и должна была приспосабливаться к тому уровню развития общества и к той системе экономики, которые она нашла здесь в указанное время.
Если мы попытаемся определить сферы деятельности средневековой церкви в стране, то сможем выявить не менее шести таких крупных сфер. Во-первых, это деятельность, связанная непосредственно с культом, — литургическая (культовая) деятельность: служба в церкви, исповедальная практика, выполнение таинств и треб. К этой же сфере можно отнести миссионерскую деятельность: обращение в христианство, в частности христианизация самого государства Руси и окрестных народов, входивших или не входивших в его состав. Пожалуй, сюда же принадлежит и монашеская деятельность в узком смысле слова.
Другой сферой деятельности церкви можно считать культурно-идеологическую.
К третьей сфере церковной деятельности мы относим ее роль в социально-экономической жизни страны как земельного собственника, участника производственных отношений феодального общества, использовавшего труд церковных крестьян и других групп трудящихся.
Четвертая, публично-правовая, сфера связана с широкой юрисдикцией церкви как составной части государственной организации.
Особой, пятой сферой деятельности церкви было внутреннее управление самой церковной организацией – от митрополита, епископов и игуменов монастырей до священников, дьяконов и рядовых, монахов.
Наконец, к последней сфере можно отнести политическую деятельность церкви как внутри страны, так и в международном плане.
Деятели церкви принимали активное участие в жизни своего города и княжества, выполняя политические поручения, которые им давали светские власти; их обязанностью были встречи князей и настолование (интронизация) при их вокняжении, участие в крестоцеловании при заключении договоров как государственном акте и т.д.
Из указанных больших сфер в настоящей работе в той или иной степени рассматриваются только те, которые связаны с отношением между церковными организациями и княжеской властью и городской администрацией: формирование и развитие церковной структуры, системы митрополии, епископий, социально-экономическая сфера: источники материального обеспечения церкви, церковная юрисдикция, выполнение церковными организациями некоторых городских контрольных функций, внутри- и внешнеполитическая позиция и деятельность церкви.
1.1 Становление первоначальной церковной организации на Руси
Случайные и отрывочные сведения о церковной организации в русских источниках с большим трудом позволяют восстановить ее историю в первые полвека после принятия христианства Владимиром. Этот недостаток сведений привел часть исследователей к мнению, что сама церковная организация возникла только через 50 лет после того, как Русь официально стала христианской.
Важным свидетельством появления митрополии на Руси в первые годы после принятия христианства, является упоминание русской митрополичьей кафедры в византийском перечне кафедр (Notitia episcopatuum).
В нескольких редакциях перечня митрополий, который относится к концу XI в., кафедра «Росиа» занимает постоянное место с номером 60 после митрополии Серры и Помпейуполиса и перед митрополией Алании[1] .
Для обоснования существования митрополии со времени вскоре после принятия христианства существенна также общая оценка характера взаимоотношений Руси и Византии до 1037 — 1039гг. и после них.
Время правления Ярослава отмечено значительным возрастанием политического авторитета страны, что находит выражение в установлении торговых связей и брачных союзов со многими странами, в подъеме национального самосознания, что прекрасно проявлялось в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона. Это видно также по определенной свободе, как политических, так и церковных отношений с самой Византией, заметно и по русско-византийской войне 1043г., и по княжескому поставлению Илариона на Киевскую митрополию в 1051г. Обязательства князя, только что учредившего у себя в стране церковную епархию, подчиненную Константинополю, по отношению к императору и патриарху не позволяли бы ему так поступать. Византийские перечни митрополичьих кафедр содержат косвенные указания на то, что Киевская митрополия была основана не ранее 970г. и не позднее 997/98г. Принятие христианства на Руси в 988—990гг. сужает этот промежуток времени до 990—997/98гг. Есть возможность сделать его еще более узким. Это указание Повести временных лет на освящение княжеской Десятинной церкви в Киеве, что, по Повести временных лет, произошло в 6504 (996/97) г., а по Памяти и похвале князю Владимиру — на девятый год после его крещения и за 19 лет до смерти, т. е. в том же 996г[2] .
Поскольку в этом акте создания церкви и в назначении в нее Анастаса Корсунянина и херсонских и царицыных попов участие митрополита никак не отмечено, но всячески подчеркивается роль Владимира, можно считать, что тогда этого высшего церковного института на Руси еще не существовало. И сама организация княжеской Десятинной церкви предполагает другой статус церковной организации без того единого административного центра, входящего в компетенцию патриархии, каким стала софийская кафедра. Таким образом, учреждение Десятинной церкви предшествовало учреждению митрополии, но, как показывают данные перечня митрополий, ненамного.
Тесно связанный с константинопольским двором через княгиню Анну, сестру императора, Владимир в поисках оптимального решения вопроса об административной структуре местной церковной организации через несколько лет после смены государственной религии принял в принципе ту форму управления церковью, которая существовала в империи и принадлежащих к ее культурному кругу странах. В связи с формированием ранней церковной организации в Киеве вскоре после принятия христианства встает вопрос о роли Десятинной церкви Богородицы, как до возникновения митрополии, так и после него. По своему характеру это была княжеская церковь, через которую осуществлялась инициатива князя в христианизации населения и проведении той политической и экономической программы, которая была с ней связана. Церковь официально была посвящена Богородице и явилась, вероятно, первым на Руси христианским храмом, посвященным этому распространенному и имеющему глубокие языческие традиции культу.
Система епископских кафедр на Руси тесно связана с возникновением митрополичьей кафедры в Киеве. Сам этот титул кафедры – митрополия - в Византии предполагал подчинение митрополиту других иерархов, епископов, главой которых он был. Митрополия, не имевшая подчиненных ей епископских кафедр, была только титулярной, т.е. отличавшейся от епископии титулом, а не объемом и содержанием власти. Соответственно митрополичья епархия включала в себя все епархии епископских кафедр.
Учреждение митрополии на Руси предполагало, таким образом, и одновременное создание епископских кафедр. Летописи XVI—XVII вв. указывают на то, что на Русь вместе с митрополитом пришли четыре или шесть (в разных летописях по-разному) епископов.
Вопрос о числе и месте организации епископских кафедр должен решаться с учетом того, что ко времени завершения первого этапа формирования церковной структуры, к концу княжения Ярослава, их ведением практически или лишь теоретически, идеально, должна была быть охвачена вся территория государства. Вне созданных епархий, хотя бы их дальних периферий, не должно было оставаться древнерусских земель. В процессе развития государственной структуры и расширения христианизации территории некоторых больших епископских епархий делились и создавались новые кафедры, которым эти епархии подчинялись. По правилам, принятым в восточной церкви, создание новых епископий, подчиненных митрополиту, находилось в ведении последнего, а не патриарха с синодом. Практически оно зависело от желания и материального обеспечения местных князей. Вместе с тем сама организация системы епископий с их епархиями не могла быть единовременным актом, например, одного года. Она формировалась в течение нескольких десятилетий и продолжала развиваться и позднее.
Процесс включения в орбиту церковной власти и связанного с ней суда основной территории государства и складывающейся древнерусской народности в середине и во второй половине XI в. был дополнен другим, также очень важным в условиях государственно-этнического развития страны. Было важно формировать епархии во главе с епископами на территориях, которые осваивались киевскими князьями и где миссионерская деятельность была очень актуальной.
К середине XIII в. на Руси было 16 епархий, в значительной части соответствующих крупным русским княжествам, равным по территории западноевропейским государствам[3] .
mirznanii.com
Общественный строй и церковная организация на Руси
С момента образования Древнерусского государства в нем появился структурированный общественный строй — и своеобразное классовое расслоение, хотя последнее в ранний период истории было выражено не очень четко.
Основные слои населения Древней Руси
Посмотрим, как выглядел общественный строй в славянском государстве XI – XV веков.
Главным человеком славянского государства был, безусловно, князь. Правда, здесь нужно сделать примечание — помимо великого князя, являвшегося «фигурой номер один», существовало еще множество удельных князей, его родичей. В собственных вотчинах главенствовали именно они. Князь регулировал все сферы общественной жизни — он был верховным судьей, законодателем, военачальником.
Ниже князя стояла его дружина, в которую входили и бояре. Они были советчиками князя и его доверенными, тогда как дружина младшая состояла из воинов.
Совершенно особенной кастой являлось духовенство — сначала это были языческие волхвы, затем православные священники. Они имели приблизительно такую же власть, как и бояре — а иногда могли так сильно влиять на верующего князя, что даже диктовали ему свои решения.
Самой нижней кастой древнеславянского общества были крестьяне, делившиеся на земледельцев, охотников и первых ремесленников. В первые века развития Руси простые люди вовсе не были закабаленными крепостными — они обладали личной свободой и всеми правами. Однако уже в XI веке в Древней Руси существовали зависимые люди — холопы, челядь из числа пленных врагов, слуги, работающие на хозяина по добровольному договору.
Как выглядела древнерусская церковь?
В духовной сфере тоже существовало свое особое расслоение. В каком-то смысле церковь была «государством в государстве» — по крайней мере, ее структура сильно напоминает структуру светского социума.
Во главе церкви в масштабах всей страны стоял митрополит. Но поскольку Древняя Русь была слишком велика и раздроблена, в каждом регионе имелся еще и свой епископ — напрямую подчиненный митрополиту. И уже власти епископа подчинялись низшие слои духовного общества — дьяки и священники, называвшиеся «белым» духовенством, и монастырские монахи, представлявшие духовенство «черное».
Также важно отметить, что долгое время высшее управление русской церковью осуществлял константинопольский патриарх — он же и назначал митрополитов. Только в 1051 году, когда митрополит впервые был назначен на Руси, ситуация начала постепенно меняться.
Похожие статьи
infoogle.ru
Роль церкви в жизни Древнерусского государства
Принятие христианства на Руси
Самые
первые известия о проникновении христианства на Руси относятся еще к первым
векам н.э. В IX в. Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге -
957 г.; второй - при Владимире 988 г.
Сразу
же после того, как Владимир овладел в 980 г. киевским престолом, устранив
старшего брата Ярополка (972-980 гг.), он сделал попытку создать общерусский
языческий пантеон во главе с Перуном - богом грозы и установить общий ритуал.
Однако механическое объединение старых племенных божеств не могло привести к
единству культа и по-прежнему идеологически разъединяло страну. К тому же новый
культ сохранял в себе идеи родового равенства, неприемлемые для феодального
общества. Владимир понял, что надо не реформировать старое, а принять
принципиально новую религию, соответствующую уже сформировавшемуся государству.
Русь
поддерживала добрые отношения и с Византией, и с римской церковью; здесь были и
мусульмане, и иудеи. Но необходимо было принять христианство по нескольким
причинам:
1. Это
нужно было в интересах развития государства, чтобы избежать изоляции от всего
мира.
2. Единобожие
соответствовало сущности единого государства во главе с монархом.
3. Христианство
укрепляло семью, вводило новую мораль.
4. Способствовало
развитию культуры - философия, богословская литература.
5. Социальное
расслоение требовало новой идеологии (язычество - равноправие).
В
летописях говорится о религиозных миссиях мусульманской Волжской Булгарии, из
иудаистской Хазарии. Мусульманство не подошло, потому что запрещало употребление
вина. Католицизм не подходил, потому что служба велась на латыни, а во главе
церкви стоял Папа, а не светская власть.
В
987 г. Русь и Византия начали переговоры о крещении. Владимир требовал себе в
жены сестру императора Василия II - принцессу Анну. Византии нужна была помощь
русских в борьбе с мятежниками.
В
988 г. Владимир крестился сам, окрестил своих бояр, дружину и под страхом
наказания заставил креститься киевлян и всех русских вообще. При крещении
Владимир получил христианское имя Василий в честь императора Василия II - Василия
Великого.
Смена
религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений некогда почитаемых
богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением церквей
на местах, где стояли языческие идолы и храмы. Так, на холме в Киеве, где стоял
идол Перуна, была воздвигнута церковь Василия, посвященная Василию Великому.
Под Новгородом, где находился языческий храм, была построена церковь Рождества.
По сообщению «Повести временных лет», Владимир начал строить в городах церкви,
назначать священнослужителей и людей стали приводить к крещению по всем городам
и селам.
По
словам историка Я. Н. Щапова: "распространение христианства проводилось
княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно, при
сопротивлении не только жрецов, но и различных слоев населения".
Подтверждение этому можно найти у Татищева В. Н., который исследуя летописные
рассказы о крещении, приводит такие факты: митрополит Илларион Киевский
признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: "Никто не
сопротивлялся княжескому приказу, угодному Богу, и крестились если не по
собственной воле, то из страха перед приказавшими, ибо его религия была связана
с властью". В других же городах замена традиционного культа новым
встречала открытое сопротивление.
Сопротивление введению христианства
Основная
часть населения Руси оказывала активное или пассивное сопротивление новой
религии. Именно всеобщее неприятие ее в условиях ограниченного народовластия
сорвало планы киевской знати и превратило введение христианства в многовековой
процесс.
В
большинстве открыто восставших против насаждения христианства городов выступила
поместная светская и прежняя духовная знать. Так, известно о восстании князя
Могуты, которое длилось с 988 по 1008 г. Многолетняя борьба Могуты завершилась
его пленением, а затем помилованием со ссылкой в монастырь.
Восставшие
повсеместно разрушали храмы, убивали священников и миссионеров. Восстания в
разных регионах были сходны по своему характеру с восстаниями в Суздале, Киеве,
Новгороде, в них слились воедино антихристианские и антифеодальные мотивы.
Восстания
происходили в основном в неславянских землях, где к указанным мотивам
присоединилась и борьба за самостоятельность. Именно с этого времени на Руси
начали проявляться одновременно три процесса: христианизация, феодализация и
колонизация соседних земель. Также характерно удивительное совпадение дат
восстаний со смертью князей или их отсутствием, вызванным феодальными распрями,
т.е. периоды относительного безвластия. Но причины восстаний в XI в. уже
другие. Их начало, как правило, связано с ухудшением экономического положения
народных масс, периодическим недородом и многолетним голодом.
Между
тем, центральное киевское правительство, не обращая внимания на трудности
северо-восточных земель, продолжало поборы с населения. Положение усугублялось междоусобными
войнами, сопровождавшимися грабежами. В это трудное время глашатаями народного
гнева выступили волхвы. По мере укрепления христианства они теряли свои права,
а вместе с тем и источники существования, находили себе новые занятия, чаще
всего врачевание. Чтобы уничтожить эту социальную группу - своих идейных
врагов, - церковники обвинили их в «колдовстве», в применении вредной «земли» и
«потвора», настраивали против них верующих и государство. Без суда и следствия
были уничтожены и скоморохи, досаждавшие церкви лишь юмором, играми и песнями.
Восстание
1024 г. в Суздале происходило во время войны между киевским и тмутараканским
князем, в результате которой в городе была ослаблена киевская власть. Во главе
его также стояли волхвы. Эта социальная группа была и материально
заинтересованной стороной в сохранении прежней религии. Отстаивая старину, они
боролись и за свои экономические интересы. Но следует обратить внимание на то,
что призыв служителей культа прежней религии был поддержан всем народом. Это
говорит о крайне незначительном влиянии православия на горожан. Летопись
сообщает: "Услыхав о волхвах, Ярослав пришел в Суздаль; захватив волхвов,
одних отправил в изгнание, а других казнил».
Восстания
1071г. в Ростовской земле и Новгороде было вызвано теми же причинами.
Большинство народа шло за волхвами, а не за духовенством, которое защищало
интересы знати.
Оба
восстания имели глубокие социальные причины, носили антифеодальный характер и
антицерковный характер. Безусловно, что социальной основой этой борьбы явились
классовые противоречия, но они наносили удары по процессу христианизации,
сдерживали ее ход, заставляли церковь приспосабливаться.
Православная церковь, ее структура, укрепление позиций
Во
главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя
или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных
городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и
епископы владели землями, селами, городами. Кроме того, церковь имела свой суд
и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны
жизни прихожан.
Могущество
церкви основывалось, прежде всего, на ее быстро увеличивающихся материальных
средствах. Еще князь Владимир Святославович установил «десятину» - отчисление
десятой части княжеских доходов в пользу церкви; этот же порядок поддерживался
и другими князьями. Церквам принадлежали крупные недвижимые имущества,
многочисленные села, слободы и даже целые города.
Опираясь
на материальные богатства, церковь приобрела большое влияние на экономическую и
политическую жизнь, на быт населения. Она стремилась выступать в качестве
гаранта междукняжеских соглашений, закреплявшихся «крестным целованием»,
вмешивалась в ведение переговоров, причем ее представители нередко выполняли
роль послов.
Церковь
использовала различные способы для проповеди православного вероучения и
утверждения своего авторитета. Не последнюю роль играло в этом отношении
возведение храмов, архитектурные формы и внутренняя роспись которых должны были
символизировать «земной» и «небесный» миры. С той же целью религиозного
воздействия на сознание людей совершались богослужения и обряды - в честь христианских
праздников и «святых», по случаю крестин, бракосочетаний и похорон. В церквах
служили молебны о выздоровлении, о спасении от стихийных бедствий, о победе над
врагами, произносили проповеди и поучения. При помощи обязательной исповеди
церковники проникали во внутренний мир людей, воздействовали на их психику и
поступки и в то же время выведывали сведения о всяких замыслах, направленных
против церкви, господствующего класса и существующего общественного строя.
Несмотря
на то, что христианство в период феодальной раздробленности охватило уже
значительную часть населения, даже среди феодальной знати проявлялись открытое
пренебрежение новой религией и неуважение к ее служителям. Тем более
сопротивлялись христианству в народе.
Церковные
руководители активно старались упрочнить позиции церкви вширь и вглубь, церковь
превратилась в источник распространения христианства среди других народов.
Одновременно шел процесс взаимопроникновения отдельных элементов религиозной
идеологии и культа, что было результатом широких многосторонних взаимосвязей
Киевской Руси.
При
Владимире церковь на себя брала не только духовные обязанности, но также ведала
и мирскими делами, тесно соприкасающимися с интересами государства. С одной
стороны, церкви была дана юрисдикция над всеми христианами, в состав которой
входили дела семейные, дела о «нарушении святости и неприкасаемости
христианских храмов и символов», также церковь имела право судить за
вероотступничество, «оскорбление нравственного чувства». Под попечение церкви
было поставлено особое общество, выделившееся из христианской паствы,
получившее название богадельных людей. В их состав входили:
—
монахи;
—
белое духовенство с их семьями;
—
вдовы-попадьи и взрослые поповичи;
—
церковнослужители;
—
просвирни;
—
странники;
—
люди, находящиеся в больницах и странноприемницах, и те, кто обслуживал их;
—
«задутные люди», изгои, нищие, население, жившее на церковных землях.
В
1019 г. на престол вступает сын Владимира Ярослав Мудрый. К этому времени
церковь уже окрепла в новой для нее стране, и Ярослав решает продолжить дело,
начатое его отцом, и разрабатывает указ, в котором он сохраняет подсудные
церкви дела и, в отличие от его отца, не общими чертами, а четко
сформулированными тезисами описывает порядок судопроизводства со сложной системой
наказаний.
Эта
система построена на четком различии между грехом и преступлением. «Грех ведает
церковь, преступление - государство. Грех - не только нравственное
преступление, нарушение божественного закона, но и сама мысль о деянии, которым
грешник может причинить вред другому человеку или обществу. Преступление - деяние,
которым одно лицо наносит материальный ущерб или нравственную обиду другому
лицу». На этих понятиях и построен церковно-судный порядок Ярослава. Все
подсудные церкви дела он разделил на несколько категорий, предусматривавших
различную меру наказаний.
Дела
чисто духовные, не связанные с нарушением мирских законов разбирались
епископским судом без участия княжьего судьи. Сюда относились дела о нарушении
церковных заповедей, такие как волхование, чародейство.
С
делами «греховно-преступными» дело обстояло совсем иначе. Дела, в которых
нарушение церковной заповеди сочеталось с причинением нравственного или
материального вреда другому лицу или с нарушением общественного порядка
разбирались княжеским судом с участием церковного. Княжеский суд назначал
приговор преступнику, а митрополит получал небольшую денежную сумму на развитие
церкви. К такому разряду относились дела об «умычке девиц, об оскорблении
словом или делом, о самопроизвольном разводе мужа с женой по воле первого вез
вины последней, о нарушении супружеской верности и т.п.».
Обыкновенные
противозаконные действия, совершенные как церковными людьми, так и мирянами
рассматривались церковным судом, но по княжеским законам и обычаям. Князь
оставлял за собой некоторое участие в суде над людьми церковного ведомства. Это
участие было выражено в том, что наиболее тяжкие преступления, совершенные
церковными людьми, разбирались церковным судом при участии княжеского, с
которым первый делился пенями.
Результаты влияния церкви на различные стороны жизни Руси
Утверждение
монотеистической религии способствовало укреплению великокняжеской власти,
ликвидации «дофеодальной раздробленности», присущей Руси, вплоть до конца Х в.,
когда в ряде восточнославянских земель существовали собственные князья под
эгидой Киева.
Христианство
сыграло крупную роль в идеологическом обосновании власти киевских князей. «С
момента крещения на князя взирает... всемилостивое око благого бога. Князя
сажает на престол сам бог».
Утверждение
христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние
на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание
местных, племенных различий в отдельных областях Руси и формирование
древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием.
Ликвидация местных языческих культов также способствовала дальнейшей этнической
консолидации, хотя различия в этой сфере продолжали сохраняться и обнаружили
себя позже, когда в период феодальной раздробленности, усугубленной
татаро-монгольским нашествием, отдельные части Руси обособились друг от друга
или попали под власть иноземных завоевателей.
Крещение
Руси было важным этапом в развитии ее культуры. Во многих отношениях
древнерусская культура обрела принципиально-новые черты и особенности. Подобно
тому, как христианизация Руси явилась фактором, заметно ускорившим складывание
единой древнерусской народности из восточнославянских племен с их различными
культами, христианство способствовало и консолидации древнерусского сознания - как
этнического, так и государственного.
Христианство
принесло славянам письменность, основанную на церковнославянском алфавите,
составленном братьями-просветителями Кириллом и Мефодием во второй половине IX
в.
Центром
древнерусского просвещения стали монастыри, в частности знаменитый
Киево-Печерский монастырь, основанный Святым Антонием и Святым Феодосием во
второй половине XI в. Первым летописцем был преподобный Нестор. В монастырях и
при епископских кафедрах были собраны большие библиотеки рукописных книг.
В
то же время в области культуры с принятием христианства связаны и отдельные
негативные моменты. Устная словесность, литература Древней Руси дохристианского
времени была богатой и разнообразной. И в том, что значительная ее часть
утрачена, не попала на пергамент и бумагу, определенная вина церковных кругов,
которые, естественно, отрицали языческую культуру и, как могли, боролись с ее
проявлениями.
Принятие
христианства послужило мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской
культурой. Через Византию из глубины веков в Древнюю Русь активнее начало
проникать и влияние мировой цивилизации, в том числе наследие античного мира и
Ближнего Востока.
Не
менее крупные последствия имело крещение и в области просвещения. Лет за сто до
крещения Киевской Руси, христианство было принято в Болгарии и греческие
миссионеры, боровшиеся там и в Чехии с католическим влияниями, способствовали
выработке славянского алфавита и переводу христианских культовых книг на славянский
язык. Таким образом, Киевская Русь получила письменность на славянском языке.
Уже при Владимире была сделана попытка организации школы. Ученики были
принудительно избраны из детей «народной чади», т.е. из верхних слоев дворни.
Крещение
оказало огромное влияние на культурную жизнь страны, в частности на развитие
техники в Киевской Руси под влиянием греческого христианства. В земледелии оно
выразилось в значительном повышении техники огородничества. Этому, несомненно,
способствовало повышение потребления овощей, которое стимулировалось и
многочисленными постами, установленными христианскими аскетическими учениями, и
требованиями монастырского жития. То, что в значительной мере культура многих
овощей занесена была из Византии вместе со студийским уставом, показывает происхождение
названий многих из них.
Еще
очевиднее влияние византийского христианства в области строительной техники. С
каменной стройкой в Киеве познакомились на примере церквей, которые строились
по заказу князей греческими архитекторами. От них узнали технические приемы
кладки стен, выведения сводов и купольных покрытий, использования колонн или
каменных столбов для их поддержания и т.д. Способ кладки древнейших киевских и
новгородских церквей - греческий. Не случайно названия строительных материалов
в древнерусском языке все заимствованы от греков. И первые каменные постройки
светского характера, вроде каменного терема, вероятно, построены теми же
греческими архитекторами, которые строили церкви, и что древнейшая постройка
такого типа приписывалась легендой первой христианской княгине - Ольге.
Такое
же влияние оказало принятие христианства на развитие ремесел. Техника резьбы по
камню, как показывают орнаментация мраморных капителей Софийского собора с
переплетающимися листьями и крестами и гробница Ярослава в стиле
древнехристианских саркофагов, заимствована из Византии для церковных целей.
Греческая мозаика стала употребляться для украшения церковных зданий и, может
быть, дворцов. То же надо сказать и о фресковой живописи. Если в области
мозаики и фрески Киевская Русь оставалась долгое время в зависимости от
греческих мастеров, то «в некоторых видах художественной промышленности
ученики-русские, — отмечает И. Грабарь, - сравнялись со своими
учителями-греками, так что трудно отличить перегородчатые работы от
византийских образцов». Таковы работы по финифти (эмаль) и скани (филигрань).
Тем не менее, русские работы показывают «хорошо усвоенный стиль византийских
образцов, а их тематика в большинстве случаев церковная».
Особенно
ярко влияние византийского крещения выразилось в художественной области. До нас
сохранились поразительные по своей художественной ценности образцы
архитектурного искусства Киевской Руси первых времен христианства, навеянные
лучшими образцами византийского строительства эпохи его расцвета.
Крещение
Руси ввело ее тесным образом не только в семью христианских славянских
государств, но и в целом в систему христианских стран Европы с их культурными
достижениями. Обогатилась русская культура и имеющими глубокие исторические
традиции достижениями стран Ближнего Востока и, конечно культурными сокровищами
Византии. Русь выиграла от союза с Византией, но вместе с тем Руси и в
дальнейшем приходилось оказывать постоянное сопротивление политическим и
церковным притязаниям Византийской империи, стремившейся подчинить Русь своему
верховенству. Тем не менее, Владимир, креститель Руси, чувствовал свою державу
полноправной среди других христианских народов.
biofile.ru
Trojden | Общественный строй и церковная организация на Руси: Арсентьев Н. М. - 6 класс
В чём состояли особенности устройства общества в Древней Руси? Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?
1. Формирование древнерусской народности
В конце X в. было закончено объединение всех восточных славян в общее государство — Русь. Подчиняясь власти киевского князя, каждое племя должно было не только платить ему дань, но и участвовать в общегосударственных делах. Совершая военные походы, киевские князья собирали народные ополчения со всех восточнославянских земель. В таких походах воины были объединены общей целью, чувствовали своё родство друг с другом и с гордостью заявляли: «Мы из рода русского!» С такими настроениями они возвращались к себе домой. Наиболее отважные и доблестные воины принимались в княжескую дружину.
В мирной жизни население всех славянских земель также объединяли общие дела. В многочисленных посёлках звенели топоры, строились лодки для княжеского флота и купеческих караванов, затем они сплавлялись по воде к Киеву. На киевском торге сходились жители всех славянских земель. В процессе общения сглаживались местные различия в языке, возникал и развивался единый древнерусский язык.
Принятие христианства и вера в единого Бога ещё больше сплотили население, проживавшее на территории одного государства. С течением времени люди перестали отождествлять себя кто с полянами, кто с древлянами, кто с радимичами, они стали считать себя единым целым. Так постепенно складывалась древнерусская народность.
Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?
2. Основные слои населения Древней Руси
Перестав делиться по родо-племенному признаку, все люди в Древнерусском государстве стали составлять единое общество. Однако это общество, как и в других странах, подразделялось на определённые категории, или слои, в зависимости от того, чем занимались люди.
Из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века?
Князь
Правящую верхушку общества составляли киевские князья, считавшие себя потомками Рюрика. Князь опирался на дружину. Дружина делилась на старшую — бояр, которые выполняли важнейшие поручения князя, и младшую.
С принятием христианства появляется особый слой населения — духовенство.
Основной массой населения Древнерусского государства являлись свободные земледельцы — люди, которые объединялись в общины.
По мере роста городов росло и число их жителей. В городах, помимо князя, его дружины, духовенства, обосновались ремесленники и купцы.
3. Земельные отношения
Главным занятием населения Руси оставалось сельское хозяйство. Земля считалась совместной собственностью общины. Земли, пригодные для пашни, делились на наделы между всеми семьями, входившими в общину. В общем пользовании находились луга и леса. При этом земледельцы-общинники за пользование землёй должны были платить дань государству. Таким образом государство постепенно утверждало своё право собственности на землю.
Стали появляться и личные земельные владения. Князья объявляли своей собственностью свободные земли, «сажали» на них пленных и превращали их в своих работников. На таких землях возводились княжеские хоромы, хозяйственные постройки. Здесь же разбивали сады и огороды, заводили конюшни, рыбные ловли, охотничьи угодья.
Князья стали жаловать земельные владения своим дружинникам, а также Церкви. Появляются первые вотчины (отчины) — наследственные земельные держания (переходившие от отца к детям). Но верховным собственником, т. е. распорядителем такого владения, оставался князь. Он мог пожаловать вотчину за верную службу, а мог и отобрать её за различные провинности и передать другому.
Двор князя. Художник А. М. Васнецов
Смерд.
Реконструкция М. М. Герасимова
С возникновением личных владений стало появляться и зависимое население. Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами или челядью. Большинство из них работали на земле князей и вотчинников. Были среди них и слуги.
Эта часть населения пополнялась не только за счёт пленных. Человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы.
Существовали и иные категории зависимых людей: смерды — сельские жители, которые несли повинности в пользу князя; закупы — разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), которую они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами. Закуп продолжал вести своё собственное хозяйство, а вернув долг, становился свободным человеком. К зависимой части населения относились также рядовичи — люди, которые заключили договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на определённых условиях.
4. Церковная организация. Храмы и богослужение
Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века?
Какова была организация Католической церкви?
Избрание Илариона в митрополиты. Миниатюра из летописи
Во главе Русской православной церкви стоял митрополит. Вплоть до середины XV в. он подчинялся константинопольскому (вселенскому) патриарху. Митрополиты на Русь назначались в Константинополе, и в основном это были греки. Лишь несколько митрополитов были русскими по происхождению. Первым в их ряду стал Иларион, современник Ярослава Мудрого.
Митрополичьей резиденцией являлся Киев. Митрополиту подчинялись епископы в крупнейших городах страны. Часто они тоже были греками. Глава Церкви в Новгороде получил в XII в. титул архиепископа. Епископы правили в своих областях, совпадавших обычно с территориями земель, — Новгородской, Черниговской, Полоцкой и др. Им подчинялось местное духовенство, которое делилось на две части — чёрное и белое. Чёрное духовенство — это монахи, жившие в монастырях. Белым духовенством называли священников и дьяконов, которые служили в соборах и обычных церквах. Соборами называли на Руси центральные городские храмы. Большинство храмов строили городские и сельские жители, объединяясь в приходы, т. е. общины людей (обычно соседей), которые ходили на службы в свой храм. Обеспеченные люди строили церкви в своих домах и усадьбах для себя и своих семей. Такие церкви назывались домовыми.
Закладка князем Владимиром Святославичем Десятинной церкви.
Художник В. В. Верещагин
Князь Владимир Святославич, учреждая церковную организацию, выделил в её пользу десятую часть всех своих доходов. Первая большая княжеская церковь, построенная в Киеве на средства от этих сборов, получила название Десятинной. Впоследствии сложился порядок: государство обеспечивало всем необходимым митрополита и епископов, а остальное духовенство в церквах и монастырях жило на средства, выделяемые прихожанами и основателями храмов, а также на доходы от имущества (прежде всего земель), пожертвованного Церкви верующими.
В первые века истории Руси в Церкви велико было греческое влияние. Русь восприняла византийские традиции богослужения и церковного искусства. Как и в Византии, тексты на службах пели, особенным почитанием пользовались иконы. Однако всё богослужение и общение в Церкви проходило с самого начала на славянском языке. Хотя практически всю христианскую литературу Русь получила из Византии, она была доступна в переводе на язык, понятный большинству населения. Это обстоятельство способствовало распространению христианства и сближению церковной и народной культуры.
5. Монастыри
Особенная роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси принадлежала монастырям.
Какую роль играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века?
Монастырь — это религиозная община монахов или монахинь, а также специальное место, где живут монахи, т. е. люди, отрешившиеся от обычной жизни, семьи и друзей и посвятившие себя служению Богу. Правила проживания монахов могут быть разными, часто они объединяются в общину под руководством наставника — игумена. У таких монахов общее имущество, они проводят время в молитвах, совместных богослужениях и трудах, в особенности чтении и писании церковных книг.
Одним из первых и самых известных монастырей на Руси стал Киево-Печерский. У его истоков стоял Антоний, пришедший в Киев из Любеча и поселившийся в «печере», т. е. пещере, вырытой на высоком берегу Днепра южнее Киева. Антоний искал уединения, но со временем его подвижнический образ жизни стал известен, и к нему стали приходить другие люди. Сначала монахи, как и Антоний, жили в пещерах, отсюда и название монастыря. Позднее эти пещеры стали использоваться и как гробницы.
Из последователей Антония наибольшую известность приобрёл Феодосий, пришедший из Курска. Со временем он стал игуменом монастыря. При нём монастырь расширился и превратился в центр духовного притяжения всей Руси. Среди монастырских постриженников (тех, кто принял постриг — монашество) были и простые люди, и бояре, и князья. В монастыре писали иконы, переписывали книги, создавали летописи. Многие из монахов Киево-Печерского монастыря становились епископами в разных областях Руси или прославились как миссионеры — просветители населения, незнакомого с христианством.
К началу XIII в. монастыри существовали практически во всех землях и крупных городах Руси. Наиболее известные — Юрьев, Антониев и Варлаамо-Хутынский в Новгороде, Елецкий монастырь в Чернигове, Богородице-Рождественский во Владимире-на-Клязьме. Многие из них пользовались покровительством князей. Монастыри были центрами культуры и письменности, там можно было получить образование.
Святые Антоний и Феодосий Художник И. К. Дорнер
6. Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые
Вера в Христа как Спасителя человечества — суть христианства. В Евангелии описана земная жизнь Иисуса Христа, а в евангельских заповедях закреплены определённые ценности — идеалы, в соответствии с которыми человек ведёт себя и строит свою жизнь. Христианство провозглашает главной ценностью любовь к Богу и ближнему.
Христианские ценности разительно отличались от языческих. В язычестве процветал культ силы. Отдельный человек не имел значения вне коллектива. Отношения как с богами, так и с людьми строились по принципу «ты — мне, я — тебе». И вот вскоре после Крещения Руси появились люди, проповедовавшие новые идеалы. В деяниях, судьбе или посмертных чудесах некоторых из таких людей современники видели проявление Божественной воли. Такие люди признавались святыми.
Одними из первых святых на Руси были признаны князья Борис и Глеб, отказавшиеся от борьбы с братом (Святополком Окаянным) за киевский престол. Их судьбы символизировали добровольный мученический подвиг ради братской любви. Идеалы жертвенной любви во Христе и отрешения от мирских радостей ради духовной жизни воплощали святые монахи и монахини — Антоний и Феодосий Печерские, Авраамий Смоленский, Евфросиния Полоцкая и др.
Нормы поведения для мирян (людей, живущих в миру, т. е. обычной жизнью), которые руководствовались христианскими идеалами, определялись как благочестие. Благочестивый образ жизни подразумевал регулярное посещение церкви, уважение к духовенству, родителям и старшим, скромность, честность, помощь нищим и больным и т. д. Эти нормы сочетались с привычными устоями общества, ориентированного на авторитет старшего, незыблемость семьи и рода, неприятие новшеств. Так складывалась мораль, которая проповедовалась в популярном жанре средневековой литературы — поучениях. Одним из самых известных произведений этого жанра является «Поучение» князя Владимира Мономаха.
Проповедниками христианских ценностей были православные писатели, зодчие и художники. Имена некоторых из них нам известны — например, митрополит Иларион, автор «Слова о Законе и Благодати», или иконописец Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря.
Святой Дмитрий Солунский. Мозаика из монастыря в Киеве
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Ведущую роль в общественных отношениях играли князья и окружавшая их военно-служилая знать (дружина). Духовной и культурной основой жизни русского общества было православие.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?
2. Используя компьютер, составьте и заполните таблицу в тетради «Категории населения Руси и их характеристика». 3. Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю? При ответе используйте термины «переход земли в частные руки», «княжеские владения», «вотчина». 4. Объясните, почему в Западной Европе Русь иногда называли «страной городов». 5. Нарисуйте в тетради схему «Церковная организация на Руси». 6. Какую роль в жизни Руси играли монастыри?
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Используя текст учебника и Интернет, составьте тезисы к сообщению «Жизнь в монастыре» (выберите один из монастырей, упомянутых в параграфе).
2. Предложите название статьи для научного журнала по одной из тем данного параграфа. Обязательно используйте в названии слово «проблема».
3. Докажите, что у землевладельцев (князей, бояр) и у простых земледельцев имелись как общие, так и различные интересы.
Запоминаем новые слова
Бояре — высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин.
Вотчина — крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования. Духовенство — служители культа в религиях, исповедующих веру в единого Бога.
Епископ — глава крупной церковной области — части митрополии.
Закупы — люди, получившие купу — заём и обязанные за это работать на господина, предоставившего купу.
Люди — простые свободные жители Руси.
Митрополит — глава крупного церковного округа. Монастырь — община монахов, живущих по единым церковным правилам.
Общество — люди, объединённые общей жизнью и деятельностью в одном государстве.
Резиденция — место постоянного пребывания должностного лица.
Рядовичи — люди, заключившие ряд (договор) на выполнение определённой работы.
Смерды — свободные крестьяне в Древней Руси.
МЕСТО И РОЛЬ РУСИ В ЕВРОПЕ
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
Какие позиции занимало государство Русь в современном ему мире?
1. Политическая карта Европы в IX—XI вв.
Какие государства существовали в Западной Европе в IX—XI вв.?
Как называли правителей этих государств?
IX—XI века стали временем образования не только государства Руси, но и многих других европейских государств. На землях распавшейся империи Карла Великого к концу IX в. образовались три больших королевства, положившие начало будущим Франции, Германии и Италии. В X в. германские короли начали совершать походы в Италию. Покорив часть Италии и Рим, германский король Оттон I объявил себя римским императором. Подвластные ему земли стали называться Священной Римской империей. Но это государство, как и другие, не было единым, власть императора быстро ослабла. Сама Германия состояла из 200 мелких фактически самостоятельных государств. Порой это был лишь замок с несколькими деревнями. О таких владениях современники в шутку говорили: «Голова правителя, когда он ложится спать, лежит на его земле, а ноги приходится вытягивать во владения соседа».
На севере Европы появились Датское, Норвежское и Шведское королевства. В королевство Англию в 829 г. объединились англосаксонские королевства Британии. Одним из первых славянских государств стала Великоморавская держава, которая просуществовала недолго. В IX в. начали складываться Польское и Чешское княжества (позже королевства). На Балканах в IX—X вв. период своего расцвета переживало Болгарское царство. В начале X в. возникло Хорватское королевство, а в середине X в. — Сербское княжество. В конце X в. сложилось и королевство Венгрия. В X в. появилось государство Волжская Булгария. Крупнейшим и наиболее развитым государством того времени оставалась Византийская империя.
Со всеми крупными европейскими странами Русь имела прочные регулярные политические и торговые связи.
2. Отношения Руси с Византийской империей
Результатом военных походов князей Олега, Игоря и Святослава на Византию стали договоры Руси с греками 911, 944 и 971 гг. Эти договоры показывают, что Византия была готова на любые условия, чтобы установить мирные отношения с Русью. Так, русским купцам предоставили различные льготы для ведения торговли в Константинополе. После Крещения Руси в 988 г. отношения между двумя странами значительно укрепились.
Константинополь был культурной столицей Европы. Авторитет византийских императоров был признан во всех европейских государствах. Однако отношения Руси с Византией носили особый характер. Для Руси Царьград стал духовным и религиозным центром.
Особые отношения Руси и Византии находили выражение и в династических браках. Наиболее важным событием была женитьба Владимира Святославича на византийской княжне Анне, сестре двух византийских императоров. Анна была первой византийской принцессой, рождённой в императорском дворце (таких детей называли порфирородными), выданной замуж за иноземца. Сын Ярослава Мудрого Всеволод был женат на греческой княжне. Византийские принцессы были жёнами внуков Ярослава Мудрого Олега и Святополка, сына Владимира Мономаха Юрия. Многие дочери русских князей выходили замуж за представителей византийского императорского дома.
Русские дружинники участвовали в войнах Византии. Они не только защищали её пределы, но и принимали участие в походах в южную Италию и Сицилию. Во времена Первого и Второго крестовых походов русские сражались бок о бок с византийцами на Востоке.
Русских купцов хорошо знали на рынках Константинополя, в других землях большой империи.
Стены Константинополя
3. Отношения Руси со странами Центральной, Западной и Северной Европы
Покажите на карте торговые пути из Руси в страны Западной Европы.
Русь была одним из самых крупных европейских государств. С ней считались не только соседние, но и отдалённые страны и народы. Само географическое положение определяло широкие контакты Руси со многими странами Востока и Запада. Тесные связи русских земель установились с Чехией, Польшей, Венгрией, Болгарией.
Королева Франции Анна Ярославна.
С французского изображения
Постоянные отношения существовали у Руси с Германией, Норвегией, Швецией, с далёкими Англией и Францией. Родственные связи Рюриковичей с монархами многих европейских стран говорят о том, что Русь уже в это время заняла видное место в системе европейских государств.
Вы знаете о браках дочерей Ярослава Мудрого с королями разных стран. Особенно глубокий след оставила в истории Франции королева Анна Ярославна. В отличие от мужа-короля, она умела читать и писать, играла на музыкальных инструментах. Приехав во Францию, Анна была поражена убогостью Парижа по сравнению с блистательной столицей Руси. Она писала отцу: «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны». Ей удалось во многом преобразить француз