Женские сапоги – история создания. Сапоги в древней руси
Кожевенное мастерство древних новгородских сапожников – Ярмарка Мастеров
Не была Русь «лапотной»! Новгородцы X-XV веков ходили в кожаной обуви! Представления о «лапотной Руси» возникли значительно позже, в XVIII–XIX вв. Археология показывает, что в киевские времена во всех слоях общества обувь была кожаной.
Лапти же носили во времена тяжелые, голодные и военные. Да и вообще, это была преимущественно деревенская обувь, она не подходила для ходьбы по деревянным мостовым Новгорода. Иногда лапти надевали сверху на кожаную обувь.
И среди ремесел древнего Новгорода кожевенное дело было одним из основных. Целый район назывался Кожевники, он находился за пределами земляного города, так как работа скорняков была связана с крайне неприятными запахами.
Сооруженный в этом районе в 1406 г. каменный храм так и назывался — Церковь Петра и Павла в Кожевниках, и был одним из красивейших в городе. Сейчас эта церковь из красного ракушечника — единственная постройка периода Новгородской республики, которой возвращен первоначальный облик.
Возникновение и расцвет в Новгороде и его окрестностях кожевенного дела вызвано потребностями людей в удобной обуви, сумках, кошельках, а развитое скотоводство являлось необходимой сырьевой базой. Остатки стойл для скота, встречаются во время раскопок в различных концах города, также найдено обилие костей домашних животных. В письменных источниках встречаются свидетельства о табунах лошадей и стадах крупного рогатого скота, принадлежавших новгородским феодалам, монастырям, боярам. Найдено большое количество разнообразных отходов сапожного производства.
Согласно писцовым книгам, в XVI веке сапожники составляли 15 процентов всего количества новгородских ремесленников. Их труд был поделен на специальности — кроме сапожников, были еще поршенники, голенищники, подошвенники.
При проведении раскопок в разных районах города обнаружены зольники для удаления шерсти со шкур. Для дубления кожи употреблялась вода, отводимая дренажными трубами от источника, богатого минеральными солями. И сама продукция сапожников представлена в находках тысячами образцов. Обуви из лыка в Новгороде не было найдено.
Но продолжим о сапогах:)
Мастера сапожники, или «усмари», шили кожаную обувь на деревянных колодках. При этом обувь нередко кроилась одинаково на правую и левую ногу. Возможно, потом ее разнашивали, а может быть, надевали попеременно. Во всяком случе,про такую обувь есть старинный совет: чтобы избавиться от Лешего — надень сапог или лапоть с правой ноги на левую, а с левой на правую. Сейчас вряд ли мы смогли бы проделать такой фокус.
К обуви на Руси относились с почтением. Известно, что увидеть во сне обувь к счастью, а вот оказаться там босяком — к нужде или болезни. Интересен и свадебный обряд, по которому молодая супруга должна была разуть своего мужа. Скорее всего, тем самым она выражала ему покорность.
Не вдаваясь в подробности, кожаную обувь наших пращуров можно подразделить на три большие группы: поршни, башмаки и сапоги.
Как показывают материалы новгородских раскопок, простейшие поршни делались из одного куска кожи, стянутой по краям ремешком. Вероятно, в глубокой древности, для поршней использовалась даже не кожа, а части обработанных простейшим образом (окуренных дымом) шкур или цельные шкурки мелких животных.
Такую мягкую обувь легко было приспособить для любого размера ноги, меняя натяжение ремешка. Не случайно мягкие поршни служили первой обувью для ребёнка; детские поршни найдены при археологических раскопках. Они крепились к ноге почти так же, как лапти.
Экспозиция в музее Новгорода . Обработка кожи. XII–XIII вв
На некоторых древних изображениях людей хорошо заметны косые перекрестья на голени, — это значит, что человек был обут в поршни или лапти. Более сложные и нарядные поршни имели прошитый носок и кожаную вставку (нередко отделанную вышивкой или бахромой), которая прикрывала подъём. Некоторые виды поршней в носке шнуровались. При этом фигурные прорези для шнурков одновременно служили и украшением. Шили также и ажурные поршни.
Башмаки
Следующая группа обуви — туфли, или башмаки, — отличается от поршней вшитой подошвой. «Вшитая подошва» звучит не слишком красиво, ибо «подошва», уже само по себе — «то, что пришито». Её нередко кроили даже из другого вида кожи, нежели верх, и соединяли самыми разнообразными видами швов.
Для подошв чаще всего использовалась толстая, прочная кожа из хребтовой части шкуры (иногда лошадиной), а для верха — более эластичная и мягкая, взятая с брюха, «чрева» животного (обычно коровы или козы). Нежные, тонкие башмачки назывались поэтому «черевиками». Это слово сразу вызывает в памяти «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя и кажется нам специфически украинским. Тем не менее оно очень древнее — его нашли в рукописях домонгольской Руси. Более же привычный «башмак» пришёл к нам, как пишут учёные, из турецкого языка.
Историки подразделяют древнеславянские башмаки, на добрый десяток видов. Все они остроносые, с невысоким подъёмом, плотно облегающие ногу. Многие имеют у щиколотки отложной «воротничок», под которым в специальные прорези пропускался ремешок или шнурок для завязывания. Завязка охватывала ногу несколько раз. Возможно, тугие завязки в случае необходимости делали обувь водонепроницаемой.
С другой стороны, в обуви, скроенной из дублёной или сыромятной кожи, нога не «задыхалась», как в современном резиновом сапоге. Одному виду башмаков, найденных в Старой Ладоге, присущ особенный крой — их подошва имеет удлинённый «хвостик», который вшивали в треугольный вырез на заднике. Эти башмаки имеют «близких родственников» в другом углу Балтии, на славянском Поморье (теперь эти земли принадлежат Германии и Польше). Очень похожие найдены и в погребениях Норвегии. Конечно, это говорит о тесных связях древних славян с другими странами. А про богатейший новгородский торг я уже писала в прошлых публикациях.
Сапоги
Судя по археологическим данным, сапоги в городе носили практически все мужчины и женщины, богатые и бедные, дети и старики.
Сапоги имели не очень высокое — ниже колена — голенище, которое спереди было обычно повыше, чем сзади, и мягкую подошву без каблука и железных подковок. Иногда такая подошва кроилась из нескольких слоев кожи. Когда она пронашивалась целые части сапога нередко использовали повторно пришивали к новой подошве или, например, кроили из голенищ поршни.
Как пишут учёные, сапоги бытовали в основном: двух видов. Одни имели мягкое, слегка расширяющееся кверху голенище, примерно равное по высоте длине следа ноги. У щиколотки оно схватывалось ремешком продёрнутым в прорези. Раскопки показали, что на улицах древнего Пскова часто можно было встретить детей и подростков в подобных сапожках: археологами найдены образцы с длиной следа 12 и 17 см. точно такие, только побольше, носили и взрослые.
У другой разновидности сапог голенище было несколько жёстче, а в задник для придания формы иногда подкладывалась берёста. После XIII века первый: вид постепенно вышел из употребления, а вот второй продолжал развиваться и со временем породил знаменитые русские сапоги со стоячим голенищем и жёсткой подошвой.
Теперь немного технологии.
Способы обработки шкур животных новгородскими кожевниками (отмочка, золка, квашение, дубление, отделка) свидетельствуют о высоком уровне развития кожевенного дела. Эти приемы, освоенные новгородцами в XI — XVI вв., сохранялись в кустарном производстве России почти без изменения вплоть до XIX в.
Сырьем для новгородских кожевников служили шкуры лошадей, крупного и мелкого рогатого скота. Обработку шкур начинали с очистки их от грязи вымачиванием. Во время раскопок в слое XII в. были обнаружены остатки сапожной мастерской и мочило. Но чаще шкуры вымачивали прямо в реке. Затем размоченную шкуру очищали от подкожной клетчатки, мездры, остатков мяса, жира.
После размачивания и сбивания мездры шкуры подвергались золке, то есть обработке известью или известью с золой, для удаления волоса. Процесс удаления волоса со шкур был известен новгородским кожевникам уже в XI в.
После золки со шкуры соскабливали волос, затем ее промывали в воде и квасили для лучшего размягчения кожи. Размягчали кожу кислым хлебным растворов, или попросту - квасом. При квашении кож киселями получались лучшие сорта кож — юфть и полувал. Новгородская кожа в основном была продублена хорошо: несмотря на столь длительное пребывание в земле она сохранила мягкость, гибкость, прочность.
Новгородские кожевники, кроме дубленой кожи, изготовляли сыромятную. Последняя отличалась большой прочностью, но быстрее намокала в воде. При выделке сыромятную кожу не дубили, а только разминали и пропитывали жиром. Из сыромяти новгородские кожевники делали ремни, сбрую, а также наиболее простую обувь — поршни.
При ближайшем рассмотрении кожаных изделий древнего Новгорода бросается в глаза разница материала, из которого они сделаны. Так, подошвы отличаются всегда большей твердостью, плотностью и прочностью на разрыв, а верх обуви — мягкостью и меньшей толщиной. Следовательно, новгородские кожевники учитывали назначение сырья ипо разному егообрабатывали. Так из среды сапожников выделились подошвенники.
Кожа на готовых изделиях Новгорода имела одинаковую толщину, из чего можно заключить, что после дубления ее выравнивали. Затем ее жировали, чтобы сделать эластичной и водонепроницаемой, и разминали. Для разминания кож, особенно при изготовлении юфти, употреблялись специальные приспособления — кожемялки. Одна из них найдена при раскопках земляного городища Старой Ладоги в слое IX в. вместе с огромным количеством кожаных изделий, что свидетельствует об очень раннем развитии кожевенного дела в Новгородской земле.
Это фото реставрации древних сапог
Описанные выше способы обработки шкур — отмочка, золка, квашение, дубление, отделка-свидетельствуют о высоком уровне развития кожевенного дела. Эти приемы, освоенные новгородцами в XI—XVI вв., сохранялись в кустарном производстве России почти без изменения до XIX в.
Среди материалов Новгородской экспедиции имеются любопытные детали обуви. К ним нужно отнести дважды встреченные фрагменты каблуков. В материалах экспедиции 1934 г. обнаружена часть каблука, по которой еще трудно судить о его высоте, а позже, в 1937—1938 гг. нашли каблук настолько сохранившийся, что его форма дает возможность утверждать, что в XII—XIV вв. сапоги носились на высоких каблуках.
Сапоги делали не только удобными, большое значение уделялось и украшению обуви. Непременной принадлежностью княжеской одежды были цветные сапоги, нередко расшитые жемчугом и бляшками. Способ окрашивания кожаной обуви в различные цвета: зеленый, желтый, красный, был известен на Руси с древнейших времен. Цветную обувь носили только верхи феодального общества — князья, бояре и их приближенные. Так, на фреске ХII в. князь Ярослав Владимирович изображен в желтых сапогах, украшенных жемчугом. В «Изборнике Святослава» 1073 г. на групповом портрете семьи князя можно видеть самое раннее изображение сапог с характерными загнутыми носками: сам Святослав — в синих сапогах, сын его Ярослав — в красных.
Мягкие башмаки и вся женская обувь украшались вышивкой. Наиболее излюбленным мотивом орнамента вышивки на мягких башмаках и туфлях был растительный узор, переплетающийся с бесконечной плетёнкой. Вышивку по коже делали шерстяными, льняными и шёлковыми нитями. Нити красили в зелёный, красный, жёлтый и другие цвета. Контурные рисунки вышивали швом «назад иглой» или «веревочкой», иногда рисунок заполняли ковровым швом.
А вот свидетельства иностранцев о мастерстве новгородских сапожников «После Москвы первое место занимает Новгород, и, хотя, уступает ей в великолепии, но зато превосходит обширностью и составляет как бы рынок целой Империи. ...Там также очень много кож», «Место для жилья нам было предоставлено на улице Кожевников-54»; «Здесь же приготовляется прекрасная юфть, которою они много торгуют», «Русская кожа является главнейшим товаром, так как полагают, что здесь она выделывается лучше, чем где-либо в России, а Новгород считается одним из известнейших торговых центров по всей России».
Надеюсь, я вас не утомила подробностями и описаниями процесса. Ведь все эти факты говорят о мастерстве ремесленников и мастеров — наших предков. В Новгородских музеях вы сами убедитесь насколько было развито ремесло и торговля. И, может быть, это станет источником вдохновения для создания новых работ.
www.livemaster.ru
Русские сапоги | Я русский
САПОГИ — мужская и женская кожаная обувь с высоким, до колен, голенищем, на жесткой высокой подошве, с круглым или заостренным носком, твердым задником и широким каблуком. Голенище сапога шили или в «гармошку», т. е. сосборенным в горизонтальные складки, или сверху жестким, гладким, а около головки собранным в мелкие складки. Сапоги изготавливали на косую колодку, при которой различали правый и левый сапог.
Праздничные сапоги, обычно черного цвета, украшали по каблуку, краю подошвы, иногда носку медными заклепками, а по голенищу — сафьяновыми полосами кожи красного, зеленого, желтого цветов. В некоторых губерниях Европейской России любили носить сапоги с кисточками из гаруса, пришитыми к верхней кромке сапог. Сапоги надевали с онучами, но чаще с шерстяными белыми или цветными чулками. Иногда нарядный край чулка заворачивали на сапог.
Считалось особым шиком, если праздничные сапоги при ходьбе поскрипывали, а в танце звонко стучали. Для этой цели на каблук прибивали медную подковку, а подошву пришивали так, чтобы сапоги при ходьбе скрипели. В XIX в. сапоги были праздничной обувью русских крестьян, преимущественно мужчин, на всей территории Европейской России и Сибири. Женщины сапоги надевали реже, донашивая мужскую обувь в будни, при плохой погоде, в грязь.
В городах же сапоги носили только мужчины. Хорошие сапоги считались большой ценностью. В величальных песнях, исполнявшихся во время главного свадебного пира, рассказывалось о многих достоинствах жениха, в том числе и о том, что у него «парчовый кафтан, сапоги сафьян». Сапоги — один из древних типов русской обуви. Слово «сапог » встречается впервые в письменных источниках X в.
Древнерусские сапоги имели мягкую подошву, заостренный или тупой носок, сравнительно короткое голенище (до середины икры), слегка скошенное сзади. Сапоги на жесткой подошве появились в XIV в., а сапоги на каблуках стали преобладать только с XVI— XVII вв. Будничные сапоги в старину делали, как и в XIX в., из черной кожи, праздничные же — из тонкой черной кожи, а также из кожи, окрашенной в красный, желтый, зеленый цвета. Их украшали тиснением, вышивкой шелком, золотной нитью, жемчугом. Край голенища обшивали цветным сукном или шелком.
В Древней и Средневековой Руси сапоги были обувью горожан. Сведения о том, что их носили и деревенские жители, встречаются лишь с XVII в.
Материал создан: 22.10.2015
комментарии к статье
iamruss.ru
Женские сапоги – история создания
Сегодня в центрах торговли обувью модницы легко подберут для себя стильную и удобную обновку по разумным ценам – дилемма выбора между удобными сапогами с низкой посадкой или модными на шпильках осталась в прошлом. Но еще в XX века женских сапог вообще не существовало в торговой сети.
Первые сапоги
Прежде определимся – сапогами называется высокая обувь, закрывающая голени их владелицы. С полной уверенностью назвать место и временной период, подарившие современному миру обувь с высоким голенищем, сейчас уже невозможно. Большинство ученых склоняются к версии о древнегреческом происхождении сапог, летние модели которых – с высокой шнуровкой, обхватывающей голени – популярны по сей день.
Греческие сапоги-сандалии носили мужчины и женщины Древней Греции. Кстати, именно в этой стране были созданы еще два вида модных сапог – ботфорты с голенищем-чулком и летние модели с открытым носом. Их расцветка варьировалась от классических черного и белого тонов до ярких оттенков, в том числе красного. Сапоги считались праздничной обувью – древние греки обоих полов обували их, собираясь на званый прием.
Сапоги скифов
Племена, населявшие обширные равнины от Азии до Восточной Европы в античном периоде и раннем средневековье, относились к сапогам, как к непременному элементу своего гардероба. Особым предпочтением среди скифов пользовались сапоги с широким и мягким голенищем, позволяющим заправлять внутрь нижнюю часть штанов.Каждая пара сапог отделывалась тонкой вышивкой или мозаичной аппликацией, подчеркивающей принадлежность владельца к племени скифов. Женщины этого народа носили невысокие красные сапоги из мягкой кожи, отороченные мехом.
Средневековая обувь с высоким голенищем
Среди населения Европы в эпоху средневековья сапоги не были популярны, прежде всего, из-за неприглядного вида – кожа грубой выделки и очень длинное голенище, закрывающее колено. Такую обувь носили лишь мужчины, обувая ее перед длительной верховой поездкой. Элегантность женских ножек в те времена подчеркивалась при помощи миниатюрных ботинок из мягкой кожи.
Сапоги народов Древней Руси
Надежная защита ног владельца от холода и влаги обеспечили сапогам популярность во время холодных сезонов среди населения Руси. По мнению исследователей, сапоги были завезены Древнюю Русь кочевниками тюркских племен, носивших эту обувь во время верховой езды.Сапоги определяли статус их владельца – носить их могли лишь представители русской знати, крестьяне же в любое время года обували лапти. Среди населения Сибири были распространены жесткие сапоги из толстой кожи и на массивной подошве, мехом внутрь. Для северных народов такие сапоги были остро необходимы, их носили все слои населения, независимо от пола и возраста.
Современные модели сапог
В конце XIX века технологии обувного производства подверглись глубокой модернизации. Стельки асимметричной формы, технология создания обуви, максимально совпадающей с формой стопы, разработка дешевых материалов для пошива – сапоги впервые становятся доступны по цене для населения нашей планеты. Первые десятилетия прошлого века эту обувь носили исключительно мужчины.Женские сапоги впервые появились около середины XX века – оснащенные молнией, украшенные аппликацией, вышивкой и бантами, они стали шедеврами обувного дизайна. А вот у современных мужчин сапоги мало популярны - они превратились в элемент военной амуниции и спецодежды.
obuv-tut2000.ru
Лапти да сапоги – разновидности обуви на Древней Руси | Статьи
Слово «лапти» сейчас имеет довольно пренебрежительный оттенок. Считается, что это была обувь бедняков, простая, без изысков. Даже есть выражение «лапотная Русь», которое звучит неуважительно. Но лапти были очень важным предметом обуви. Они упоминаются в летописях уже с 985 года. Сплести их было достаточно хлопотным и сложным делом. Одного только лыка для лаптя нужно было 7 штук длиной по 2 метра. А нужно все-таки 2 лаптя. Да еще и запасные нужно иметь. А особенно если в дорогу собираешься, так еще больше нужно. Если обдирали лыко с деревьев, то оно могло потом и погибнуть без коры. А если дерево было молодое, то ободрать нужно было несколько деревцев. Поэтому и выражение пошло «ободрать как липку». На семью по некоторым подсчетам нужно было две сотни лаптей в год. Приходилось плести обувь «мелким оптом».
Можно было лапти и починить, то есть вставить в прорехи обрезки из свежих лык. Это называлось «подковырнуть». Вот откуда произошло это слово, точное значение которого сейчас известно не всем.
Из лыка и бересты изготавливали не только лапти, но и туфли и сапоги. Назывались они бахилами, ступнями, мокроступами, босовиками. Использовали их в основном для походов в лес или для домашних работ.
Существовали еще и разные техники плетения лаптей. Белорусский и украинский варианты плелись по прямому способу, а чувашские, марийские, мордовские, пермяцкие лапти плелись по косой технике. В Норвегии и у некоторых племен американских индейцев тоже были похожие плетения.
Повседневная обувь женская и мужская – это лапти. Женская и мужская демисезонная обувь – это лапти. Незаменимые лапти служили и в пир, и в мир.
Кожаная обувь тоже быстро вошла в обиход. Просто доступна она была не всем из-за цены. Чтобы обуть всю семью в кожаные сапоги, нужно было отдать почти весь урожай.
Обувь из кожи в Древней Руси выглядела как подошва с загнутыми вверх краями, которые стягивались у подъема ноги. Была обувь и простая и праздничная («ажурная»). Были и кожаные туфли. Но наибольшее распространение получили кожаные сапоги. Их делали разных фасонов. Вначале были кожаные полусапожки, а позднее появились и высокие кожаные сапоги. Бедные люди носили сапоги из кожи крупного рогатого скота, а те, кто был побогаче, шил сапоги из сафьяна – кожи козы, обработанной специальным образом. Из-за цены сапоги во многих семьях передавались по наследству и служили показателем определенного уровня достатка.