История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

"У истоков искусства", материалы к уроку МХК Культура Древнего мира. Мхк культура древнего мира


"У истоков искусства", материалы к уроку МХК Культура Древнего мира

У истоков искусства. Рождение человеческой цивилизации.

МХК 8 класс МОУ СОШ № 10 Карасева А. Ю.

У истоков искусства. Рождение человеческой цивилизации.

Цели: формирование представлений о понятии «первобытная культура», развитие навыков элементарного анализа художественного образа, расширение представлений о характерных особенностях живописи, архитектуры, религии и культуры первобытного человека.

Тип урока: урок - лекция.

Оформление: презентация с иллюстрациями-вопросами.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Введение темы урока.

III. Изучение нового материала.

IV. Итог урока.

I.Организационный момент.

II. Введение темы урока.

Нам всем знакомы слова: «красиво», «некрасиво», «прекрасно», «безобразно». Откуда у человека появилось чувство красоты? Как он научился видеть, понимать, ценить красоту и создавать красивое?

Сегодня мы с вами откроем первую страницу истории искусства и попадем в загадочный и причудливый мир первобытной культуры.

III. Изучение нового материала.

История первобытности началась с появления первых людей на Земле. Первобытные люди не знали ни городов, ни государств, ни письменности, они сделали много открытий: научились добывать огонь, обрабатывать камень, выращивать хлеб, строить жилище, шить одежду, лепить глиняную посуду, плести и ткать. Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов эпоха первобытности продолжается до наших дней (коренные народы Австралии, Африки, Океании).

Открывая первую страницу истории искусства мы задаемся вопросом: как давно зародилось искусство? Когда человек научился рисовать, лепить, высекать из камня, украшать? Когда у человека появилось чувство красоты и прекрасного? Ответить на этот вопрос нам помогают три науки: археология, этнография, лингвистика.

Археология изучает историю и культуру человечества с помощью раскопок. Дело археологов - найти свидетельства жизни и извлечь их из земли. Так во время раскопок в различных местностях были обнаружены следы древнейшей жизни. На стенах и потолках пещер в местах обитания первобытных людей археологи обнаружили многочисленные изображения животных. Олени, бизоны, дикие кони, длинношерстные мамонты, саблезубые тигры, которые ныне на Земле уже не существуют,- украшали пещеры первобытных людей.

Впервые о существовании первобытного искусства узнали в первой половине XIX века. Сначала в различных уголках Европы стали находить небольшие скульптурки,

отдельные рисунки на куска кости или камня, на стенах пещер. Но в 1868 году испанский дворянин Марселино де Саутуола узнал, что близ деревни Альтамира находится пещера. Внутри нее он обнаружил следы жилища древнего человека. Он сделал ошеломляющее открытие, обнаружив пещеру со множество великолепных, крупных, цветных изображений животных, росписи Альтамиры настолько поразили ученых, что вначале он были объявлены подделкой: никто не мог поверить, что такие изображения создал первобытный человек. Марселино де Саутуола умер с клеймом фальсификатора: подлинность этих росписей была признана лишь в 1902 г., уже после его смерти. Открытия пещер с росписями стали следовать одно за другим, и все сомнения отпали.

infourok.ru

Контрольная работа по мхк художественная культура древнего мира

Контрольная работа по МХК

«Художественная культура древнего мира

(Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древняя Америка)

10 класс

ОТВЕТЫ

I. УРОВЕНЬ ЗАДАНИЙ

(терминологическая часть работы)

1. Дайте, пожалуйста, определения следующих понятий:

А) барельеф – это низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона менее чем на половину объёма;

Б) кромлех – это круговая ограда из огромных камней;

В) стереобат – это ступенчатое основание колоннады античного храма;

Г) хиазм – это крестообразное расположение в виде греческой буквы «хи»; в изобразительном искусстве поза стоящего человека. Когда правое плечо поднято, то правое бедро опущено, и наоборот.

2. Внимательно прочитайте следующие определения и назовите термин:

А) живопись по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде – это фреска;

Б) вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углублённым по отношению к плоскости фона – это рельеф;

В) прямоугольная плита, положенная сверху на капитель – это абак;

Г) сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой – это дольмен

II уровень заданий

(с выбором ответа)

3. Зиккурат Этеменанки – храм бога солнца Мардука был возведён:

А) в Ассирии;

Б) Новом Вавилоне;

В) в Уре

4. Египетские некрополи всегда располагались:

А) на западном берегу Нила;

Б) на восточном берегу Нила;

В) не существовало строгого канона.

5. Одной из самых красочных и богатых по выбору сюжетов является:

А) гробница принцессы Идут в Саккаре;

Б) гробница Рамсеса IX в Долине царей;

В) гробница царицы Нефертити.

III уровень заданий

(творческо-аналитический)

6. Прочитайте описание памятника искусства. Определите, к какой культуре он относится, дайте название памятника.

«Гладкую поверхность … эффектно оттеняет ограда из песчаника красного цвета. Она очерчивает пространство ритуального обхода и как бы воспроизводит движение звёзд и солнца вокруг мировой горы. Ворота состоят из двух квадратных столбов и трёх изогнутых горизонтальных балок, которые соединяются скульптурами или плитами. Шпиль увенчан тремя зонтиками, символизирующими небесные сферы и три ценности…»

Большая ступа в Санчи (культура Древней Индии)

7. Прочитайте описание рельефной росписи, назовите памятник искусства, которому оно соответствует,

«В росписях этих рельефных изображений преобладают бытовые сцены, которые как бы перетекают одна в другую, представляя зрителям цепь жизненных явлений.

К любви зовущими, и томными, и ждущими ответа,

В полон берущими, глядящими то искоса, то прямо,

Вовек не лгущими, огромными и нежными глазами,

О простодушная, о скромная, кому в глаза ты глянешь»

Пещерная роспись в Аджанте (культура Древней Индии)

Y. уровень знаний

(логический)

8. Определите принцип построения «цепочки», исключите «лишнее», объясните свой выбор:

Осирис – Ра – Энки – Анубис

Принцип построения – даны собственные имена богов Древнего мира; «лишний» - Энки, т.к. это владыка воды и мудрости, судья богов и людей в Месопотамии, а все остальные соотносятся с культурой Древнего Египта

9. Составьте пропорцию, соединив понятия (или памятник искусства) с определённой культурой Древнего мира:

Храм Амона-Ра в Карнаке Древний Египет

Саркофаг принца Именемипета Древний Египет

Зиккурат Этеменнигуру в Уре Месопотамия

Дворец Ашшурнасирпала Месопотамия

lib2.znate.ru

«Контрольная работа по МХК «Культура Древнего мира». 10 класс»

МХК 10 класс Контрольная работа « Культура Древнего мира» I Вариант Ответьте на вопросы: 1. Как звали фараона строителя самой высокой египетской пирамиды? а) Микерин; б) Хеопс; в) Хефрен. 2. У пирамиды какого фараона стоит гигантская скульптура сфинкса? а) Микерина; б) Хефрена; в) Рамзеса II 3. Назовите царицу Египта, строительницу грандиозной спальной гробницы. а) Хатшепсут; б) Нефертити; в) Нефрусебек. 4. Какого греческого ученого назвали «отцом истории»? а) Геродота; б) Плутарха; в) Тацита. 5. Назовите основные черты критского искусства? а) Линеарность и элегнатность; б) Простой примитивный рисунок; в) Строгая каноничность. в) потому что её обычно представляли бескрылой. 6. Какой архитектурный ордер не имеет греческое происхождение? а) Дорический; б) Ионический; в) Тосканский. 7. Как звали легендарного царя Крита? а) Кадм; б) Минос; в) Эгей. 8. Кому посвящён главный храм Олимпии? а) Зевсу; б) Аполлону; в) Гере. 9. Где стояла статуя Афины Парфенос? а) на Агоре; б) в районе Керамика; в) на Акрополе. МХК 10 класс Контрольная работа «Культура Древнего мира» II Вариант Ответьте на вопросы: 1. Какая египетская богиня была сестрой и супругой Осириса? а) Уаджет; б) Исида; в) Баст. 2. Назовите имя фараона – создателя первой египетской пирамиды? а) Микерин; б) Хеопс; в) Рамзес II. 3. Что такое канон в древнеегипетской культуре? а) Священное правило изображения фигуры; б) Запрет на изображение; в) Изображение фараона. 4. В каком регионе развивалась эгейская культура? а) Месопотамия; б) Крит, Пелопоннес и острова Эгейского моря; в) Малая Азия. 5. Назовите знаменитую критскую фреску а) «Игры с быком»; б) «Троянский конь»; в) «Царская охота». 6. Почему храм Ники Аптерос посвящён бескрылой Победе? а) у статуи богини обломали крылья; б) чтобы Победа никогда не покидала город; в) потому что её обычно представляли бескрылой. 7. Какой архитектурный памятник Крита послужил основой для греческого мифа о лабиринтах Миноса? а) Святилище в Мали; б) Кносский дворец; в)Дворец в Фесте. 8. Где стояла статуя Афины Парфенос? а) на Агоре; б) в районе Керамика; в) на Акрополе. 9. Кто из греческих скульпторов стал создателем статуи Афины Воительницы? а) Фидий; б) Скопас; в) Мирон.

Приложенные файлы

schoolfiles.net

Проект учебного занятия мхк по теме «Художественная культура Древнего мира. Древний Египет»

Черемных Ирина Юрьевна

«Методический проект учебного занятия МХК по теме «Художественная культура Древнего мира. Древний Египет».

Цель: Формирование духовно развитой личности ребёнка в процессе приобщения к художественной культуре Древнего Египта.

Задачи

1. Формирование информационной культуры школьников. Формирование представления о ценностях художественной культуры Древнего Египта: воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей. Определение роли знака, символа, мифа в культуре Древнего Египта.

2. Развитие творческих способностей, познавательного и эстетического потенциала личности.

3. Воспитание интереса к предмету.

Оборудование

Мультимедийное оборудование

Презентация к уроку

Образно-смысловая модель урока (по Емохоновой Л. Г.)

Ход урока

Мотивация учащихся, диагностика, введение в тему.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Знаете ли вы страну Кемет? Найдите её на карте.

Кемет, или «чёрная земля», - так египтяне называли свою землю, подчёркивая её плодородие.

На уроке мы начнём разговор об этой удивительной стране, а дома вы сможете продолжить знакомство, посетив сайт http:// www.kemet.ru.

- Что вы знаете о Египте? Что хотите узнать? Заполните первые две колонки таблицы.

Работают с картой. Не могут найти страну с таким названием.

Записывают адрес сайта.

Заполняют таблицу (первые две колонки):

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

Первая опорная точка (по Емохоновой).

Особенности климата и земледелия. Забота о посевах как забота об усопших.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Работа с картой.

- Посмотрите на карту и ответьте на вопрос:

Что могли египтяне назвать «красной землёй»?

Смертоносные пески подступают к долине, в пору засухи солнце сжигает деревья и травы, и только Нил даёт жизнь природе.

- Почему египтяне, попав в Междуречье, назвали Тигр и Евфрат «перевёрнутыми реками»?

Они привыкли, что Нил течет с юга на север, в сторону Средиземного моря, а Тигр и Евфрат текут с северо-запада на юго-восток – то есть от Средиземного моря.

- Почему у египтян не было бога моря?

Их жизнь целиком зависела от реки, в отличие от греков, которые были тесно связаны с морем.

- Какой цветок напоминает вам территория Древнего Египта?

Лотос – это символ Египта. Египет - страна символов.

Задание.Соотнесите имена богов Древнего Египта с их символами.

Боги

Символы

1. Анубис (бог мертвых и бальзамирования)

2. Мин (бог плодородия)

3. Себек (бог воды)

4. Сет (бог пустыни, бурь и непогоды)

5. Сехмет (богиня бедствий и болезней)

6. Тот (бог мудрости)

7. Хатхор (богиня любви, красоты и радости)

  1. Павиан

  2. Корова

  3. Бык

  4. Львица

  5. Шакал

  6. Крокодил

  7. Осел, свинья, гиппопотам

Индивидуальное домашнее задание(пересказать миф об Осирисе и Горе)+ творческое задание для класса (передать полученную информацию с помощью пиктограммы).

Вывод и переход к следующему этапу. История Осириса есть не что иное, как трансформация древнейшего сказания земледельцев о вечном самообновлении природы, об умирающем и оживающем зерне, брошенном в землю. Фабула старого мифа соединилась с культом фараонов и представлениями о загробной жизни.

Работа с картой.

Пустыню.

Учащиеся предлагают варианты ответов .

Предлагают версии.

Смотрят карту. Называют цветы.

Работа в парах.

Верные ответы:

1 – 5

2 – 3

3 – 6

4 – 7

5 – 4

6 – 1

7 – 2

Один учащийся рассказывает миф об Осирисе и Горе. Остальные передают информацию (содержание мифа) с помощью пиктограммы.

Вторая опорная точка (по Емохоновой Л. Г.)

Фараон – воплощение образа смертного царя и бессмертного бога Хора.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Творческое задание группам. Египтяне относились к фараону как к богу. Каким вы представляете себе обряд похорон фараона? Опишите обряд.

Вывод и переход к следующему этапу. Похороны умершего фараона сопровождались заупокойным обрядом, где символически воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивания его богиней Исидой и его Воскрешения.

Работа в группах.

Учащиеся описывают обряд как пышное, грандиозное действие.

3 этап. Третья опорная точка (по Емохоновой Л. Г.)

Традиция сохранения тела. Обряд мумификации.

Электронное учебное пособие «Культурология» (диск № 1). Страница «Культ мёртвых» (тема «Древний Египет»).

Задание: сформулировать и записать в тетрадь цель сохранения тела умершего.

Слушают и записывают цель сохранения тела умершего древними египтянами.

Формулируют вывод.

4 этап. Четвёртая опорная точка (по Емохоновой Л. Г.)

Пирамида – символ вечности, соединяющий вертикальную и горизонтальную модели мира.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задание. На столах развёртки некоей фигуры. Соберите фигуру.

Эскиз.

- Какая фигура у вас получилась?

- Какая фигура лежит в основании пирамиды? Что она символизирует?

- Какая фигура является гранью пирамиды? Что она символизирует?

Пирамида – первообраз мировой горы, её вертикальная ось соединяет пространственные зоны неба, земли и подземного мира. Квадрат основания воспроизводит горизонтальную модель мира. Треугольная грань пирамиды, нацеленная острием вверх, символизирует созидательную мужскую силу фараона. Она символизирует также творческую энергию бога, направленную на перевоплощение мертвого царя Осириса.

Зрительный ряд. Пирамиды в Гизе.

Задание группам. Сравните египетскую пирамиду и месопотамский зиккурат. В чем между ними прослеживается сходство и различие? Заполните таблицу.

Собирают пирамиду.

Пирамида.

Квадрат. Варианты символики.

Треугольник. Варианты символики.

Выполняют схему в тетради.

(Схему учитель даёт из «Книги для учителя» Емохоновой Л. Г.)

Работа в группах. Заполняют таблицу.

Пирамида

Зиккурат

Назначение

Декоративное оформление

Местоположение

5 этап. Пятая опорная точка (по Емохоновой Л. Г.)

Заупокойные храмы – воспроизведение в камне легенды о смерти и возрождении бога Ра.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Работа с текстом по учебнику Емохоновой Л.Г. (с. 41 – 43).

Задания.

  1. Прочитайте описание храма Амона-Ра в Карнаке.

  2. Прочитав определение (карточка), найдите термин в тексте и запишите его в тетрадь.

А) Небольшая плита между растительной капителью и тяжелым перекрытием.

Б) Верхняя, завершающая часть колонны.

В) Сооружение в виде суживающегося кверху граненого столба с пирамидально заостренной верхушкой. В Древнем Египте атрибуты солярного культа.

  1. Как архитектура наземного храма воспроизводит легенду о Ра?

Вывод по данному этапу.

Работа с учебником Емохоновой Л.Г. (с. 41 – 43).

  1. Читают самостоятельно.

  1. Записывают термины:

А) Абак.

Б) Капитель.

В) Обелиск.

Устно отвечают на поставленный вопрос.

Подведение итогов и «мостик» к следующему уроку. Тестовые вопросы (впоследствии включаются в итоговый тест по теме «Художественная культура Древнего мира»)

Ответьте на вопросы, дома уточните и «разверните» ответы:

1. Назовите имя фараона, построившего самую высокую пирамиду в Гизе – 146,6м:

а) Хефрен; б) Хеопс; в) Тутанхамон; г) Эхнатон.

2. Как назывались мощные трапециевидные башни с высокими узкими проходами на территорию древнеегипетского храма:

а) обелиски; б) колонны; в) пилоны; г) капители.

3. в Древнем Египте были созданы скульптурные изображения:

а) Венера Милосская; б) голова Тутанхамона; в) большой сфинкс из Гизы; г) голова Нефертити.

4. Определите истоки реалистического скульптурного портрета в Древнем Египте: а) желание передать потомкам реальное изображение портретируемых; б) стремление скульптора продемонстрировать вое мастерство и умение точно передать черты портретируемого; в) религиозные воззрения, связанные с верой в загробную жизнь и наличием у человека его двойника.

На уроке учащиеся дают предварительные ответы, которые уточняют дома, используя различные источники информации, в том числе сайт, указанный учителем в начале урока http:// www.kemet.ru.

Проверяются ответы в начале следующего урока:

1 б

2 в

3 б, в, г

4 в

Творческое домашнее задание (по желанию)

Проект «Египетские мотивы в отечественной архитектуре».

Данное задание учащиеся выполняют к итоговому уроку по теме «Художественная культура Древнего мира».

Рефлексия

Заполните последнюю колонку таблицы «Узнал(а)»

Заполняют таблицу (третью колонку):

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

uchebana5.ru