Политическая история древнего китая. Коллоквиумы по истории древнего мира. Ч. I. Древний восток тема VII политическая история Древнего Китая
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Коллоквиумы по истории древнего мира. Ч. I. Древний восток тема VII политическая история Древнего Китая. Политическая история древнего китая


Политическая история древнего Китая

Древний Китай уникален для исследователей не только множеством исторических памятников, но и наличием собственной традиции. Большинство древних цивилизаций не выработали исторического самосознания, однако в Китае подобное восприятие сложилось уже к середине I столетия до нашей эры. В результате этого современное общество располагает рядом древнекитайских политических летописей, которые являются основным источником истории Восточной Азии.

Политическая история древнего Китая в эпоху Западного Чжоу

Определение 1

Эпоха Западного Чжоу – это первый период правления династии Чжоу (1027–770 года до нашей эры), когда столица ее находилась в западной части государства.

Захват власти древнекитайского государства примитивной племенной группой чжоусцев привела к значительным изменениям в социальном и политическом строе. Новая династия, которая не имела опыта управления страной, решила раздать в наследственные владения членам правящего дома и отдельным представителям знати родовые группы вместе с занятыми ими землями.

Все такие представители власти назывались чжухоу. Верховный правитель предоставил им право властвовать во внутренних делах их уделов, а сам управлял единственным доменом – «столичной областью».

Замечание 1

Обязанностями чжухоу было предоставление вану определенной доли податей и воинских контингентов.

Прошлое административное деление по племенам уже не существовало. На замену пришло территориальное разделение. Чжоусцы ввели деление населения на пять рангов:

  • обладателем первого ранга был чжоуский ван;
  • второй ранг принадлежал только чжухоу;
  • третий – дафу;
  • четвертый ранг принадлежал ши;
  • пятый ранг по праву принадлежал простолюдинам.

В результате этого образовалась некая феодальная лестница, которая определяла систему власти и собственности. Обладатель каждого ранга передавал большую часть своей территории в державные владения высшего ранга, а следующие передавали выше долю земельной ренты, что досталась им.

Чжоуский ван являлся верховным собственником всей территории, а доход с нее собирался и делился между владельцами разных рангов, что делегировали право распоряжаться землей. Династия Чжоу связи с такой раздачей земли постепенно отказалась от системы распределения особых государственных полей, что должны были возделываться соседними общинами. После этого династия перешла на взимание обычных податей.

Для каждого ранга в отдельности присваивался объем земельной ренты и землевладения, допустимое количество скота и рабов, пищи и одежды, размеры и убранство дома. Простолюдины не имели право есть мясо и птицу, дафу запрещалось есть любое мясо, кроме свинины, ши не могли употреблять любое мясо, чжухоу – кроме говядины, и только ван мог питаться любым видом мяса.

Распад древнего Китая и эпоха Чуньцю

Система «наследственных владений» постепенно привела к возрастанию самостоятельности их владетелей и ослаблению власти чжоуского вана. Внешнеполитический кризис придал резкий импульс этому процессу. Причинами кризиса были вторжения полукочевых племен жунов, которые заселяли верхнее течение Хуанхэ.

Власть вана окончательно ослабилась после бегства от жунов. Он больше не имел права вмешиваться во взаимоотношения чжухоу, а те в свою очередь превратились в независимых государей. Домен вана также значительно уменьшился в связи с ударами чжухоу и за счет их новых пожалований. Помимо этого регулярная выплата дани вану полностью прекратилась.

В конце VIII столетия до нашей эры древний Китай испытал на себе импульсы переселения кочевых народов Великой степи, западными звеньями которых были миграции скифов. Кочевые племена ди прорывались с северо-востока в долину Хуанхэ, опустошая центральные регионы государства.

В данный период изменяется характер самоидентификации древнекитайской общности. В эпоху Западного Чжоу она носила политический характер. Теперь была сформирована новая этнокультурная самоидентификация: носители древнекитайского языка и социокультурных норм получили особое самоназвание хуася, и противопоставила себя всем соседям других культур.

Этический комплекс был присущ менталитету хуася. Социально-этические нормы мотивировались тем, что они являются единственным возможным средством для согласования потребностей и желаний отдельных людей, а также они могут помешать им уничтожить друг друга.

Рисунок 1. Распад древнего Китая и эпоха Чуньцю. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 2

Смысл данной нормы измерялся тем, что она обеспечивает все потребности отдельно взятого человека насколько это возможно.

Однако парадокс нормы заключается в том, что удовлетворить потребности можно только в том случае, если люди будут меньше думать о себе, стараясь лишь выполнить свой долг перед другими людьми, а окружающие в свою очередь должны заботиться о них.

Постоянная борьба с нашествиями племен ди спровоцировала определенную политическую интеграцию, но не вокруг фигуры чжоуского вана. Основной идеей в данном случае было стремление к политическому господству, однако ни у одного владения не было достаточно сил для выполнения такой идеологии.

Социокультурные перемены эпохи Чжаньго

Замечание 3

Середина I столетия до нашей эры – это время перемен для древнего Китая во всех сферах жизни. В этот период в государстве появилось и распространилось железо. Пахотные орудия привели к росту производства, поскольку позволили возделывать не только мягкие речные поймы, но и твердые почвы. Впервые при запашке в качестве тягловой силы в древнем Китае стали применять скот.

К грандиозным социальным изменениям древнего Китая привело множество факторов:

  • рост продуктивности;
  • прогресс агротехники;
  • распашка новых целинных земель;
  • общая нестабильность, которая была вызвана войнами, и не позволявшая эффективно контролировать исполнение ранговых запретов и ограничений.

Старинная чжоуская система общинного землепользования исчезла полностью, взамен утверждается частная собственность на землю с правом покупать и перепродавать ее. Государства переходят к новой форме податного обложения – поземельному налогу, который начисляется на площадь земли, обрабатываемой данным собственником.

Товарно-денежные отношения изменились за счет вовлечения в них деревни, это привело к тому, что в Китае сложились регионы различной хозяйственной специализации к концу периода Чжаньго.

Перманентные междуусобицы в Китае и социально-экономические перемены привели к появлению новых направлений в общественной мысли:

  • конфуцианство;
  • даосизм;
  • легизм;
  • моизм.

В последующие эпохи все основные учения древнего Китая все больше развивались и дополнялись. Мыслители хотели решить, каким образом восстановить общественный порядок и устранить проблемы, которые были вызваны расхождением знатности и богатства. Иными словами, они хотели добиться от людей забвения своих личных выгод и самоотверженного исполнения общественной морали.

spravochnick.ru

Коллоквиумы по истории древнего мира. Ч. I. Древний восток тема VII политическая история Древнего Китая

Ярославский государственный университет им. П.Г. ДемидоваНаучно-образовательный Центр антиковедения

КОЛЛОКВИУМЫ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА.

Ч.I. ДРЕВНИЙ ВОСТОКТема VII

Политическая история Древнего Китая

Методические указания по самостоятельной подготовке

для студентов I курса бакалавриата

направления «История»

Составители: Е.Н. Великанова, В.В. Дементьева, Т.А. Сухарева

Ярославль 2011

ТЕМА VII. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

1. Шан (Инь) – древнейшее государственное образование в Китае.

2. Эпоха Чжоу в Китае.

^

4. Империя Хань (III-I вв. до н.э.).

5. Древний Китай в I-III вв. н.э.

Основная учебная литература:

  1. История Древнего Востока: учеб. пособие для вузов / М.Д. Бухарин, И.А. Ладынин, Б.С. Ляпустин, А.А. Немировский; под ред. Б.С. Ляпустина. М., 2009. С. 569-604.
  2. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2001. C. 368-405.
Дополнительная литература:
    1. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. М., 1983.
    2. Дебен-Франкфор К. Древний Китай / Пер. с фр. Е. Барсуковой. М.: Астрель, АСТ, 2002. 160 с.
    3. Крил Х.Г. Становление государственной власти в Китае. Империя Западная Чжоу / Пер. с англ. Р.В. Котенко. СПб.: Евразия, 2001. 480 с.
    4. Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.И. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983.
    5. Переломов Л.С. Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае. М., 1962. 244 с.

Какие неолитические культуры складываются в V-III тыс. до н.э. в среднем течении реки Хуанхэ? Назовите их особенности. Перечислите предпосылки формирования первых государственных образований на территории Китая во II тысячелетии до н.э. Дайте характеристику государства Шан (Инь). Каким критериям цивилизованного общества удовлетворяет это политическое образование? При каком правителе Иньское государство достигло своего наибольшего могущества?

При каких обстоятельствах возникло государство Западное Чжоу? Каким образом была легитимизирована власть чжоуских ванов? Какие изменения в системе управления произошли в эпоху Западного Чжоу? В чем причины децентрализации власти в Чжоу?

Дайте общую характеристику периодов Чуньцю (VIII-VI вв. до н.э.) и Чжаньго (V-III вв. до н.э.). Назовите семь сильнейших царств периода Чжаньго. Найдите их на карте.

Какие предпосылки для создания империи сложились в IV в. до н.э., реформы какого политического деятеля способствовали этому процессу? По карте проследите, как складывалась территория империи Цинь. Какие государства вошли в ее состав? Подробно осветите характер верховной власти, структуру центрального государственного аппарата, изложите суть реформ Цинь Ши Хуанди. Расскажите об археологическом изучении некрополя Цинь Ши Хуанди .

Охарактеризуйте органы местной власти империи Цинь, функции чиновников, осуществление контроля над их деятельностью. Ответьте на вопросы: что представляло собой общинное самоуправление, из каких органов оно состояло? Какова была компетенция местного самоуправления, какую роль оно играло в китайском обществе?

Каким образом было положено начало новой династии – Хань? Какие реформы предпринимает Гао–Цзу? Что являлось главным недостатком центральной власти в империи Хань? Время правления какого императора считается «золотым веком» Хань? Охарактеризуйте деятельность Ван Мана.

Составьте представление об организации судебной власти империй Цинь и Хань, ее исторических корнях и истоках (для этого привлеките более ранние документы, в частности законодательство царства Чжоу). Проследите эволюцию карательной системы китайского государства.

Какие реформы провел Гуан У-ди? Дайте характеристику внутренней и внешней политики Младшей династии Хань.

Сформулируйте причины народных восстаний в Китае I-III вв., перечислите территории, охваченные восстаниями, определите характер действий восставших, особенности хода восстаний.^

«Политическая история Древнего Китая»

Из трактата «Гуаньзцы»

Один из крупнейших древнекитайских философских трактатов (около 130 тысяч иероглифов), объединяющий произведения разных авторов, в основном IV-III вв. до н.э., и состоящий из восьми тематических разделов в 24 «свитках» (цзюань) и 86 главах (пянь), из которых 10 глав ныне утрачены.

...Строить столицу государства нужно если не у подножия высокой горы, то над течением широкой реки. Она должна быть высока, но чтобы не приближать засуху, чтобы воды было достаточно. Она должна быть низка, но чтобы не приближать наводнение, чтобы каналы предохраняли от затопления. Привлекая на помощь естественные условия, нужно развить выгоды местности, чтобы не было нужным вымеривать угломером и линейкой внутренние и внешние укрепления города и выравнивать дороги ватерпасом и веревкой.....Династия — закон справедливости. Это значит, что ранги установлены правильно и народ не ропщет. Если народ не ропщет, то нет смуты и справедливость может стать законом. Если закон не соответствует истине, нельзя управлять без установления закона. Поэтому все в государстве не могут быть знатными. Если бы все были знатными, дела не выполнялись бы и страна оставалась бы без выгоды. А если дела не выполняются и страна остается без выгоды, сделать так, чтобы не было знатных. Но тогда народ не сможет сам управляться. Поэтому и различают знатных и низких, чтобы сознавать последовательность тех, кто выше, и тех, кто ниже, справедливость знатности и подлости. Это и называется учением...

... Рынок является регулятором всех товаров. Поэтому если все товары дешевы, то не будет излишних прибылей. Если не будет излишних прибылей, то это означает, что все отрасли будут в порядке. Если все отрасли будут в порядке, то все потребление будет умеренным. Поэтому все дела появляются благодаря заботе, завершаются упорным трудом, гибнут из-за презрения к ним... Поэтому и говорится: ... люди, связанные с рынком, могут знать, отчего бывает порядок или беспорядок, отчего товаров бывает много или мало, хотя они сами и не могут сделать так, чтобы было много или мало. Это и называется учением ...

...Князь Хуань спросил: как сделать, чтобы народ жил в определенном месте и чтобы его дела были успешны? Гуаньцзы ответил: служилым людям, земледельцам, ремесленникам и торговцам, четырем сословиям народа, представляющим основу страны, нельзя давать жить вместе. Если они будут жить вместе, возникнет смута в речах и смута в делах ... Мудрый государь отводит ученым жительство в спокойном месте для отдыха и пиров, отводит земледельцам жительство там, где находятся обрабатываемые ими поля; ремесленникам отводит жительство в казенных учреждениях, а торговцам — в торговых кварталах......Земледельцам ... приготовляют орудия для полевых работ, сохой и бороной обрабатывают землю. В холода удаляют сухие колосья в ожидании пахоты. Они глубоко пашут и разбрасывают семена равномерно, покрывая их землей. До наступления дождя пропалывают травы и затем ожидают дождя. Когда приходит дождь, они берут подмышки мотыги и очищают поле от сорняков. Так с утра до вечера они заняты на полях. Они работают без одежды. Они отделяют злаки от плевел, рассаживают ростки равномерно. На голове у него шапка, плетенная из камыша, на теле — грубый плащ. Туловище залито водой, ноги в грязи. Палящим зноем выжжены волосы и кожа. До крайности напряжена сила тела, чтобы быстро справиться с обработкой поля. Он привык с детства. Душа его спокойна. Он не видит редких вещей и не меняет свое положение... Поэтому дети земледельцев всегда становятся земледельцами...

Князь Хуань спросил у Гуаньцзы: я хочу ввести налоги на строения... Каково ваше мнение?- Это уничтожит строительство, — отвечал Гуаньцзы.

- Я хочу обложить лес.

- Это прекратит его рост.

- Я хочу установить налог на шесть видов скота.

- Это прекратит его разведение.

- Я хочу ввести налог на людей.

— Народ будет скрываться.

— Как же мне управлять?— Управлять горами и морями... В семье в десять душ все десять потребляют соль. В семье в сто душ, все сто потребляют соль. За месяц взрослый мужчина потребит по меньшей мере 5 шэн соли. Взрослая женщина — 3 шэна, ребенок - 2 шэна. Такой получается великий счет... Если приказать, что к цене соли на каждый шэн прибавляется по одной единице... или по две единицы... тридцать монет с одного человека в месяц, это составит 30 миллионов монет......Каждая женщина для работы должна иметь одну иглу, один нож. Каждый пахарь для работы должен иметь одну соху, один плуг, один серп. Экипажный мастер для работы должен иметь один топор, одну пилу, одно шило, одну стамеску... Если приказать к цене иглы прибавить одну единицу, то 30 игл дадут столько же, сколько налог на одного человека. Если к цене ножа прибавить шесть единиц, то пятью шесть составит тридцать, т. е. пять ножей дадут столько же, сколько налог на одного человека. Если к цене железного плуга прибавить семь единиц, то три железных плуга дадут столько же, сколько налог на одного человека.... Князья в государствах в тысячу или десять тысяч колесниц... ведут бойцов нападать друг на друга. Конечно, они используют нападение и защиту в пограничных районах. Те, кто имеют заслуги, не возвращаются домой. Знать умирает на чужбине. При дележе земель перечисляют заслуги. Когда связывают захваченных пленных, их делят, как награду и пожалования. Все земли жалуются за заслуги ...... Яшму добывают в Юйши, золото добывается в реках Жу и Хань, жемчуг добывают в Чие. С разных сторон они отстоят на 7 800 ли. Там, где кончается вода и прерывается суша, не проедет ни лодка, ни повозка. Прежние государи считали, что путь туда далек и труден. Поэтому они стремились... сохранить дороговизну. Жемчуг и яшму они считали за первый сорт денег, золото за средний, а ножи и холст за низший. Таковы были три сорта денег .....Князь Хуань сказал: я забочусь о равновесии и хотел бы установить налог на богатых купцов и ростовщиков в нашем княжестве, чтобы принести пользу нашим бедным порабощенным земледельцам, чтобы они не теряли своего основного занятия...Гуаньцзы ответил ...прикажите четырем деятелям от имени государя расследовать ростовщичество по всей стране и донести, сколько ростовщиков и какой они берут процент...Бао Шy ... по возвращении доложил: чернь, живущая на западе... на болотах, рыбачит, охотится, собирает хворост для пропитания. Самые богатые из семей ростовщиков имеют по тысяче «чжунов», наименее богатые — по 600, 700 «чжунов». С одного отданного взаймы «чжуна» они требуют один «чжун». Тех, кто берет проценты по займам, всего 900 с лишком семей. Бин Сюйу... по возвращении доложил: чернь, живущая в южной стороне, живет в горах и долинах... Наверху рубит деревья для колес и осей, внизу собирает редкие хлеба. Они охотятся для пропитания. Наиболее богатые из семей ростовщиков имеют по 10 миллионов, наименее богатые по 6—7 миллионов. Они взимают по займам в среднем пять на сто. Число семей, занимающихся ростовщичеством, — более восьмисот.

Нин Ци... по возвращении доложил: чернь восточной стороны живет около гор и моря. Если место возвышенное, они рубят лес, внизу — рыбачат и охотятся. Они изготовляют пеньковую пряжу для пропитания. Среди семей ростовщиков — Дин Хой и Хао Го. Самые богатые имеют 5 тысяч «чжунов», наименее богатые — 3 тысячи «чжунов». Когда они дают взаймы, с одного «чжуна» взимают пять «фу». Берущих проценты 800—900 семей.

Си Пын ... по возвращении доложил: чернь, живущая в северной части в богатых местах, связанных с морем, выпаривает соляной раствор, а в Лян и Цзи ловит рыбу... Богатые семьи ростовщиков имеют по 10 миллионов, наименее богатые — по 6—7 миллионов. Если они дают взаймы, то со ста берут двадцать. Там 900 с лишком семей, берущих проценты...

^

Вопросы по тексту источника:

  1. Какие сословия названы в трактате «основой страны»? На какой ступени социальной иерархии находилось каждое из названных в тексте источника сословий?
  2. Какой характер имела власть правителя?
  3. Какая военная техника применялась при ведении боевых действий?
^

Извлечение из «Исторических записок» Сыма Цяня. Реформы Шан Яна знаменовали собой переворот в аграрных отношениях древнего Китая. Они ввели частное владение землей, ее свободную куплю-продажу, что повлекло за собой неограниченный рост поместий; они установили новое деление населения по территориальному признаку с новым земельным налогом, с обязательным дроблением семей, что ускоряло распад общины; они узаконили отдачу в рабство за провинности целыми семьями, что открыло для Китая новый источник пополнения рабочей силы за счет осуждения свободных земледельцев.

...На двенадцатом году правления Циньского князя Сяо (350 г. до н. э.)... соединили все мелкие деревни в большие уезды. Во главе каждого уезда был поставлен начальник. Всего сорок один уезд. В полях отменили старые межи......Был определен указ для проведения реформ: «Приказываю народу селиться по пять и по десять семей, которые будут связаны друг с другом круговой порукой. В случае суда все они будут привлекаться как соучастники. Того, кто не донесет о нарушении закона, рубить пополам. Того, кто донесет о преступлении, наградить наравне с воином, принесшим голову врага. Скрывающего преступника казнить наравне с перешедшим к врагу. Если в семье имеется двое и более мужчин и они не разделили между собой хозяйство, то с каждого брать двойной налог. Каждый имеющий военные заслуги получает соответствующий им титул. Драки за личные интересы наказывать согласно тяжести совершенного преступления... Те, кто, занимаясь земледелием и ткачеством, получают больше проса и шелка, освобождаются от повинностей; те, кто не получают выгоды и беднеют от лени, отдаются в рабы вместе с женами и детьми. Родовитые дома, не имеющие военных заслуг, не могут больше состоять в списках знати. Установить ясное различие между знатными и низкими в титулах и рангах и соответственно с ним различие семей: по количеству поля, домов, слуг, служанок и по одежде. Имеющим заслуги оказывать почести, не имеющим заслуг, даже при богатстве, нельзя разрешать роскошь». Приказ уже был готов, но его не объявили из боязни, что народ ему не поверит. Тогда у южных ворот столицы поставили бревно в три сажени и стали призывать народ, обещая дать десять золотых тому, кто сможет его перенести к южным воротам. Народ дивился, но никто не брался перенести. За перенос бревна пообещали пятьдесят золотых. Один человек нашелся, и как только он перенес, ему сразу выдали пятьдесят золотых, чтобы было ясно, что его не обманывают. Тогда объявили указ, и он был проведен в народе...

^

Вопросы по тексту источника:

  1. Что предусматривали реформы Шан Яна?
  2. Какие занятия населения поощрялись правителем? Как вы считаете, почему?
Доклад Ли Сы

Ли Сы - один из крупнейших государственных деятелей при Цинь Ши Хуанди, представитель философского направления легистов (сторонников управления путем законодательства в противовес древней традиции), политический противник конфуцианцев. Результатом этого его доклада явилось сожжение конфуцианских книг в 213 г. до н.э. и истребление конфуцианских ученых, противодействовавших новым веяниям.

...На 34-м году правления Цинь Ши Хуанди (213 г. до н. э.) Ли Сы подал императору следующий доклад: «В древние времена Поднебесная была разъединена, в стране царила смута, и она не могла объединиться. Поэтому вся знать действовала одновременно. Рассуждали о древности, чтобы опорочить современность, украшали пустыми словами, чтобы повредить живущим людям. Они умело пользуются своими частными учениями, чтобы отрицать созданное императором. Ныне ваше величество объединили империю, разграничили белое от черного и установили один трон. Частные же школы, передавая друг другу, обучают незаконному учению... Услышав об указе, каждый [с точки зрения] своей школы обсуждает его. Входят они с ложью в душе, а выходя, судачат в переулках. Они считают славой отсутствие императора, они считают почетным иметь разные мнения. Они ведут массы к созданию клеветы. Если это не запретить, то наверху падет мощь императора, а внизу их единомышленники добьются успеха. Удобнее их запретить. Я прошу вас изъять все литературные сочинения, «Книгу песен», «Книгу истории» и изречения всех философов. Через тридцать дней после получения приказа послать на каторжные работы с клеймением лица всех, кто не изъял этих книг. Не подлежат изъятию книги по медицине, лекарствам, гаданию, земледелию и садоводству. Если найдутся желающие учиться, то дать им в учителя писца». Ши Хуанди одобрил предложенный Ли Сы указ. Он изъял «Книгу песен», «Книгу истории» и изречения всех философов, чтобы одурачить народ. И тогда в империи больше не порочили современность с помощью древности. Ши Хуанди основал школу Тунвэньшу для понимания законодательства и определения указов...

^

Вопросы по тексту источника:

  1. Чем обосновывал изъятие «Книги песен», «Книги истории» и изречений философов Ли Сы?
  2. Что предпринял Ши Хуанди для борьбы с инакомыслием?

www.userdocs.ru

Коллоквиумы по истории древнего мира. Ч. I. Древний восток тема VII политическая история Древнего Китая

Ярославский государственный университет им. П.Г. ДемидоваНаучно-образовательный Центр антиковедения

КОЛЛОКВИУМЫ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА.

Ч.I. ДРЕВНИЙ ВОСТОКТема VII

Политическая история Древнего Китая

Методические указания по самостоятельной подготовке

для студентов I курса бакалавриата

направления «История»

Составители: Е.Н. Великанова, В.В. Дементьева, Т.А. Сухарева

Ярославль 2011

ТЕМА VII. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

1. Шан (Инь) – древнейшее государственное образование в Китае.

2. Эпоха Чжоу в Китае.

^

4. Империя Хань (III-I вв. до н.э.).

5. Древний Китай в I-III вв. н.э.

Основная учебная литература:

  1. История Древнего Востока: учеб. пособие для вузов / М.Д. Бухарин, И.А. Ладынин, Б.С. Ляпустин, А.А. Немировский; под ред. Б.С. Ляпустина. М., 2009. С. 569-604.
  2. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2001. C. 368-405.
Дополнительная литература:
    1. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. М., 1983.
    2. Дебен-Франкфор К. Древний Китай / Пер. с фр. Е. Барсуковой. М.: Астрель, АСТ, 2002. 160 с.
    3. Крил Х.Г. Становление государственной власти в Китае. Империя Западная Чжоу / Пер. с англ. Р.В. Котенко. СПб.: Евразия, 2001. 480 с.
    4. Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.И. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983.
    5. Переломов Л.С. Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае. М., 1962. 244 с.

Какие неолитические культуры складываются в V-III тыс. до н.э. в среднем течении реки Хуанхэ? Назовите их особенности. Перечислите предпосылки формирования первых государственных образований на территории Китая во II тысячелетии до н.э. Дайте характеристику государства Шан (Инь). Каким критериям цивилизованного общества удовлетворяет это политическое образование? При каком правителе Иньское государство достигло своего наибольшего могущества?

При каких обстоятельствах возникло государство Западное Чжоу? Каким образом была легитимизирована власть чжоуских ванов? Какие изменения в системе управления произошли в эпоху Западного Чжоу? В чем причины децентрализации власти в Чжоу?

Дайте общую характеристику периодов Чуньцю (VIII-VI вв. до н.э.) и Чжаньго (V-III вв. до н.э.). Назовите семь сильнейших царств периода Чжаньго. Найдите их на карте.

Какие предпосылки для создания империи сложились в IV в. до н.э., реформы какого политического деятеля способствовали этому процессу? По карте проследите, как складывалась территория империи Цинь. Какие государства вошли в ее состав? Подробно осветите характер верховной власти, структуру центрального государственного аппарата, изложите суть реформ Цинь Ши Хуанди. Расскажите об археологическом изучении некрополя Цинь Ши Хуанди .

Охарактеризуйте органы местной власти империи Цинь, функции чиновников, осуществление контроля над их деятельностью. Ответьте на вопросы: что представляло собой общинное самоуправление, из каких органов оно состояло? Какова была компетенция местного самоуправления, какую роль оно играло в китайском обществе?

Каким образом было положено начало новой династии – Хань? Какие реформы предпринимает Гао–Цзу? Что являлось главным недостатком центральной власти в империи Хань? Время правления какого императора считается «золотым веком» Хань? Охарактеризуйте деятельность Ван Мана.

Составьте представление об организации судебной власти империй Цинь и Хань, ее исторических корнях и истоках (для этого привлеките более ранние документы, в частности законодательство царства Чжоу). Проследите эволюцию карательной системы китайского государства.

Какие реформы провел Гуан У-ди? Дайте характеристику внутренней и внешней политики Младшей династии Хань.

Сформулируйте причины народных восстаний в Китае I-III вв., перечислите территории, охваченные восстаниями, определите характер действий восставших, особенности хода восстаний.^

«Политическая история Древнего Китая»

Из трактата «Гуаньзцы»

Один из крупнейших древнекитайских философских трактатов (около 130 тысяч иероглифов), объединяющий произведения разных авторов, в основном IV-III вв. до н.э., и состоящий из восьми тематических разделов в 24 «свитках» (цзюань) и 86 главах (пянь), из которых 10 глав ныне утрачены.

...Строить столицу государства нужно если не у подножия высокой горы, то над течением широкой реки. Она должна быть высока, но чтобы не приближать засуху, чтобы воды было достаточно. Она должна быть низка, но чтобы не приближать наводнение, чтобы каналы предохраняли от затопления. Привлекая на помощь естественные условия, нужно развить выгоды местности, чтобы не было нужным вымеривать угломером и линейкой внутренние и внешние укрепления города и выравнивать дороги ватерпасом и веревкой.....Династия — закон справедливости. Это значит, что ранги установлены правильно и народ не ропщет. Если народ не ропщет, то нет смуты и справедливость может стать законом. Если закон не соответствует истине, нельзя управлять без установления закона. Поэтому все в государстве не могут быть знатными. Если бы все были знатными, дела не выполнялись бы и страна оставалась бы без выгоды. А если дела не выполняются и страна остается без выгоды, сделать так, чтобы не было знатных. Но тогда народ не сможет сам управляться. Поэтому и различают знатных и низких, чтобы сознавать последовательность тех, кто выше, и тех, кто ниже, справедливость знатности и подлости. Это и называется учением...

... Рынок является регулятором всех товаров. Поэтому если все товары дешевы, то не будет излишних прибылей. Если не будет излишних прибылей, то это означает, что все отрасли будут в порядке. Если все отрасли будут в порядке, то все потребление будет умеренным. Поэтому все дела появляются благодаря заботе, завершаются упорным трудом, гибнут из-за презрения к ним... Поэтому и говорится: ... люди, связанные с рынком, могут знать, отчего бывает порядок или беспорядок, отчего товаров бывает много или мало, хотя они сами и не могут сделать так, чтобы было много или мало. Это и называется учением ...

...Князь Хуань спросил: как сделать, чтобы народ жил в определенном месте и чтобы его дела были успешны? Гуаньцзы ответил: служилым людям, земледельцам, ремесленникам и торговцам, четырем сословиям народа, представляющим основу страны, нельзя давать жить вместе. Если они будут жить вместе, возникнет смута в речах и смута в делах ... Мудрый государь отводит ученым жительство в спокойном месте для отдыха и пиров, отводит земледельцам жительство там, где находятся обрабатываемые ими поля; ремесленникам отводит жительство в казенных учреждениях, а торговцам — в торговых кварталах......Земледельцам ... приготовляют орудия для полевых работ, сохой и бороной обрабатывают землю. В холода удаляют сухие колосья в ожидании пахоты. Они глубоко пашут и разбрасывают семена равномерно, покрывая их землей. До наступления дождя пропалывают травы и затем ожидают дождя. Когда приходит дождь, они берут подмышки мотыги и очищают поле от сорняков. Так с утра до вечера они заняты на полях. Они работают без одежды. Они отделяют злаки от плевел, рассаживают ростки равномерно. На голове у него шапка, плетенная из камыша, на теле — грубый плащ. Туловище залито водой, ноги в грязи. Палящим зноем выжжены волосы и кожа. До крайности напряжена сила тела, чтобы быстро справиться с обработкой поля. Он привык с детства. Душа его спокойна. Он не видит редких вещей и не меняет свое положение... Поэтому дети земледельцев всегда становятся земледельцами...

Князь Хуань спросил у Гуаньцзы: я хочу ввести налоги на строения... Каково ваше мнение?- Это уничтожит строительство, — отвечал Гуаньцзы.

- Я хочу обложить лес.

- Это прекратит его рост.

- Я хочу установить налог на шесть видов скота.

- Это прекратит его разведение.

- Я хочу ввести налог на людей.

— Народ будет скрываться.

— Как же мне управлять?— Управлять горами и морями... В семье в десять душ все десять потребляют соль. В семье в сто душ, все сто потребляют соль. За месяц взрослый мужчина потребит по меньшей мере 5 шэн соли. Взрослая женщина — 3 шэна, ребенок - 2 шэна. Такой получается великий счет... Если приказать, что к цене соли на каждый шэн прибавляется по одной единице... или по две единицы... тридцать монет с одного человека в месяц, это составит 30 миллионов монет......Каждая женщина для работы должна иметь одну иглу, один нож. Каждый пахарь для работы должен иметь одну соху, один плуг, один серп. Экипажный мастер для работы должен иметь один топор, одну пилу, одно шило, одну стамеску... Если приказать к цене иглы прибавить одну единицу, то 30 игл дадут столько же, сколько налог на одного человека. Если к цене ножа прибавить шесть единиц, то пятью шесть составит тридцать, т. е. пять ножей дадут столько же, сколько налог на одного человека. Если к цене железного плуга прибавить семь единиц, то три железных плуга дадут столько же, сколько налог на одного человека.... Князья в государствах в тысячу или десять тысяч колесниц... ведут бойцов нападать друг на друга. Конечно, они используют нападение и защиту в пограничных районах. Те, кто имеют заслуги, не возвращаются домой. Знать умирает на чужбине. При дележе земель перечисляют заслуги. Когда связывают захваченных пленных, их делят, как награду и пожалования. Все земли жалуются за заслуги ...... Яшму добывают в Юйши, золото добывается в реках Жу и Хань, жемчуг добывают в Чие. С разных сторон они отстоят на 7 800 ли. Там, где кончается вода и прерывается суша, не проедет ни лодка, ни повозка. Прежние государи считали, что путь туда далек и труден. Поэтому они стремились... сохранить дороговизну. Жемчуг и яшму они считали за первый сорт денег, золото за средний, а ножи и холст за низший. Таковы были три сорта денег .....Князь Хуань сказал: я забочусь о равновесии и хотел бы установить налог на богатых купцов и ростовщиков в нашем княжестве, чтобы принести пользу нашим бедным порабощенным земледельцам, чтобы они не теряли своего основного занятия...Гуаньцзы ответил ...прикажите четырем деятелям от имени государя расследовать ростовщичество по всей стране и донести, сколько ростовщиков и какой они берут процент...Бао Шy ... по возвращении доложил: чернь, живущая на западе... на болотах, рыбачит, охотится, собирает хворост для пропитания. Самые богатые из семей ростовщиков имеют по тысяче «чжунов», наименее богатые — по 600, 700 «чжунов». С одного отданного взаймы «чжуна» они требуют один «чжун». Тех, кто берет проценты по займам, всего 900 с лишком семей. Бин Сюйу... по возвращении доложил: чернь, живущая в южной стороне, живет в горах и долинах... Наверху рубит деревья для колес и осей, внизу собирает редкие хлеба. Они охотятся для пропитания. Наиболее богатые из семей ростовщиков имеют по 10 миллионов, наименее богатые по 6—7 миллионов. Они взимают по займам в среднем пять на сто. Число семей, занимающихся ростовщичеством, — более восьмисот.

Нин Ци... по возвращении доложил: чернь восточной стороны живет около гор и моря. Если место возвышенное, они рубят лес, внизу — рыбачат и охотятся. Они изготовляют пеньковую пряжу для пропитания. Среди семей ростовщиков — Дин Хой и Хао Го. Самые богатые имеют 5 тысяч «чжунов», наименее богатые — 3 тысячи «чжунов». Когда они дают взаймы, с одного «чжуна» взимают пять «фу». Берущих проценты 800—900 семей.

Си Пын ... по возвращении доложил: чернь, живущая в северной части в богатых местах, связанных с морем, выпаривает соляной раствор, а в Лян и Цзи ловит рыбу... Богатые семьи ростовщиков имеют по 10 миллионов, наименее богатые — по 6—7 миллионов. Если они дают взаймы, то со ста берут двадцать. Там 900 с лишком семей, берущих проценты...

^

Вопросы по тексту источника:

  1. Какие сословия названы в трактате «основой страны»? На какой ступени социальной иерархии находилось каждое из названных в тексте источника сословий?
  2. Какой характер имела власть правителя?
  3. Какая военная техника применялась при ведении боевых действий?
^

Извлечение из «Исторических записок» Сыма Цяня. Реформы Шан Яна знаменовали собой переворот в аграрных отношениях древнего Китая. Они ввели частное владение землей, ее свободную куплю-продажу, что повлекло за собой неограниченный рост поместий; они установили новое деление населения по территориальному признаку с новым земельным налогом, с обязательным дроблением семей, что ускоряло распад общины; они узаконили отдачу в рабство за провинности целыми семьями, что открыло для Китая новый источник пополнения рабочей силы за счет осуждения свободных земледельцев.

...На двенадцатом году правления Циньского князя Сяо (350 г. до н. э.)... соединили все мелкие деревни в большие уезды. Во главе каждого уезда был поставлен начальник. Всего сорок один уезд. В полях отменили старые межи......Был определен указ для проведения реформ: «Приказываю народу селиться по пять и по десять семей, которые будут связаны друг с другом круговой порукой. В случае суда все они будут привлекаться как соучастники. Того, кто не донесет о нарушении закона, рубить пополам. Того, кто донесет о преступлении, наградить наравне с воином, принесшим голову врага. Скрывающего преступника казнить наравне с перешедшим к врагу. Если в семье имеется двое и более мужчин и они не разделили между собой хозяйство, то с каждого брать двойной налог. Каждый имеющий военные заслуги получает соответствующий им титул. Драки за личные интересы наказывать согласно тяжести совершенного преступления... Те, кто, занимаясь земледелием и ткачеством, получают больше проса и шелка, освобождаются от повинностей; те, кто не получают выгоды и беднеют от лени, отдаются в рабы вместе с женами и детьми. Родовитые дома, не имеющие военных заслуг, не могут больше состоять в списках знати. Установить ясное различие между знатными и низкими в титулах и рангах и соответственно с ним различие семей: по количеству поля, домов, слуг, служанок и по одежде. Имеющим заслуги оказывать почести, не имеющим заслуг, даже при богатстве, нельзя разрешать роскошь». Приказ уже был готов, но его не объявили из боязни, что народ ему не поверит. Тогда у южных ворот столицы поставили бревно в три сажени и стали призывать народ, обещая дать десять золотых тому, кто сможет его перенести к южным воротам. Народ дивился, но никто не брался перенести. За перенос бревна пообещали пятьдесят золотых. Один человек нашелся, и как только он перенес, ему сразу выдали пятьдесят золотых, чтобы было ясно, что его не обманывают. Тогда объявили указ, и он был проведен в народе...

^

Вопросы по тексту источника:

  1. Что предусматривали реформы Шан Яна?
  2. Какие занятия населения поощрялись правителем? Как вы считаете, почему?
Доклад Ли Сы

Ли Сы - один из крупнейших государственных деятелей при Цинь Ши Хуанди, представитель философского направления легистов (сторонников управления путем законодательства в противовес древней традиции), политический противник конфуцианцев. Результатом этого его доклада явилось сожжение конфуцианских книг в 213 г. до н.э. и истребление конфуцианских ученых, противодействовавших новым веяниям.

...На 34-м году правления Цинь Ши Хуанди (213 г. до н. э.) Ли Сы подал императору следующий доклад: «В древние времена Поднебесная была разъединена, в стране царила смута, и она не могла объединиться. Поэтому вся знать действовала одновременно. Рассуждали о древности, чтобы опорочить современность, украшали пустыми словами, чтобы повредить живущим людям. Они умело пользуются своими частными учениями, чтобы отрицать созданное императором. Ныне ваше величество объединили империю, разграничили белое от черного и установили один трон. Частные же школы, передавая друг другу, обучают незаконному учению... Услышав об указе, каждый [с точки зрения] своей школы обсуждает его. Входят они с ложью в душе, а выходя, судачат в переулках. Они считают славой отсутствие императора, они считают почетным иметь разные мнения. Они ведут массы к созданию клеветы. Если это не запретить, то наверху падет мощь императора, а внизу их единомышленники добьются успеха. Удобнее их запретить. Я прошу вас изъять все литературные сочинения, «Книгу песен», «Книгу истории» и изречения всех философов. Через тридцать дней после получения приказа послать на каторжные работы с клеймением лица всех, кто не изъял этих книг. Не подлежат изъятию книги по медицине, лекарствам, гаданию, земледелию и садоводству. Если найдутся желающие учиться, то дать им в учителя писца». Ши Хуанди одобрил предложенный Ли Сы указ. Он изъял «Книгу песен», «Книгу истории» и изречения всех философов, чтобы одурачить народ. И тогда в империи больше не порочили современность с помощью древности. Ши Хуанди основал школу Тунвэньшу для понимания законодательства и определения указов...

^

Вопросы по тексту источника:

  1. Чем обосновывал изъятие «Книги песен», «Книги истории» и изречений философов Ли Сы?
  2. Что предпринял Ши Хуанди для борьбы с инакомыслием?

userdocs.ru