История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Серия уроков, посвященная теме "Былинные герои". Герои былин древней руси


Урок «Былинные герои Древней Руси»

Методическая разработка

интегрированного внеурочного мероприятия в 5 классе

«Былинные герои Древней Руси»

Разработала: Мячкова Елена Анатольевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 72,

г. Екатеринбург

Дидактическая направленность: материал подготовлен для интегрированному внеурочного занятия по литературе и изобразительному искусству

Может использоваться при закреплении былинного эпоса на уроке литературы и на уроке изобразительного искусства при создании образа былинного героя.

Целевая аудитория: обучающиеся 5 класса.

Время реализации: 45 минут.

Тема: Былинные герои Древней Руси.

Тип мероприятия: занятие общеметодической направленности.

Межпредметные связи: музыка, литература, история, изобразительное искусство.

Цель литературного направления: продолжение знакомства с героями былинного эпоса, закрепление навыков определения жанровых особенностей былин; воспитание интереса и любви к истории Отечества, Родине, формирование умения выделять своеобразие художественных образов.

Цель изобразительного искусства: совершенствование графических навыков; совершенствование приемов построения композиции, определение средств художественной выразительности.

Требования к уровню подготовки обучащихся:

Личностные: положительное отношение к обучению, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: обучающиеся должны понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Регулятивные: обучающийся должен принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Материалы к уроку: Зрительный ряд:  (оформление доски) репродукции картин: В.Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», мультимедийная презентация в Power Point.

Литературный ряд: выставка книг с былинами о богатырях, О. Тихомиров «На поле Куликовом». 1980. Л.Обухов «Званко – сын Добрилы». Москва, 1998., Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005., Г.В.Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004.

Музыкальный  ряд: славянская этно музыка – гусли.

Используемое техническое оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Методическая литература:

Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова «Как научить детей любить Родину». – М.: АРКТИ, 2003

Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. Веселовский А.Н. Южно-русские былины.

Новицкая М.Ю., Науменко Г.М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть. Русский детский игровой фольклор, книга для учителя и учащихся. –

М.: Просвещение, 1995.

Формат документа и технологии: технологии Microsoft Power Point, Microsoft Word.

Объем работы:10 html-страниц, 16 слайдов.

ХОД УРОКА

Эпиграфы: Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно.

А. С. Пушкин

I. Организационный момент.

Учитель литературы:

- В этот хмурый осенний день мы хотим пожелать вам радостного настроения. А оно придет к вам тогда, когда мы начнем наш необычный урок. Пройдут годы, вы станете взрослыми людьми, но герои, о которых пойдет сегодня речь, будут сопровождать вас всю жизнь. Итак, начнем наш урок.

II. Введение в тему занятия.

1. Создание проблемной ситуации.

Учитель литературы:

- Герои нашего урока очень необычные персонажи. И в старину, и сегодня их вспоминают довольно часто. А кто они, попробуйте догадаться сами…

Силён, как вольный ветер.

Могуч как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман.

Он силой, удалью богат.

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

- Кто это? (Богатырь)

III. Тема и цель занятия.

- Попробуйте сформулировать тему и цель нашего занятия. (дети самостоятельно формулируют тему и цель урока) (слайд 1)

Сегодня нам предстоит выяснить, кто же такой русский богатырь? Вспомнить образы русских богатырей в былинном эпосе, попытаться создать образ богатыря.

IV. Реализация домашнего группового задания.

Учитель литературы:

- А кто такой богатырь? (Ответы учащихся.)

- Есть ли разница между значениями слов «богатырь» и «герой»?

Давайте послушаем наших «исследователей слова», которым было дано задание поработать с толковым и этимологическим словарями, выяснить значения этих слов и попытаться выделить стороны, отличающие богатыря.

1). Выступление группы «исследователей слова».

(В толковом словаре В.И. Даля дается определение: «Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайной силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь»

В толковом словаре С.И. Ожегова «Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. Перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги».

«Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности».

В этимологическом словаре: «Богатыри (от др.-тюркского багатур – храбрый воин) – герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. В древнерусском языке слову богатырь соответствовали «храбр», «храбор», «удалец». Слово богатырь встречается в летописи, начиная с 12 в.. (слайд 2)

 IV. Работа над темой занятия.

1. Выразительное чтение отрывка из былины.

Учитель литературы:

– Давайте послушаем фрагмент былины. (Ученик рассказывает отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» под музыку (звучит славянская музыка - гусли).

Из того ли то из города из Мурома,Из того села да КарачароваВыезжал удаленький дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме,Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову,У того ли города ЧерниговаНагнано-то силушки черным-черно,Ай черным-черно, как черна ворона.Так нехотою никто тут не прохаживат,На добром коне никто тут не проезживат,Птица черный ворон не пролетыват,Серый зверь да не прорыскиват.А подъехал как ко силушке великоей,Он как стал-то эту силушку великую,Стал конем топтать да стал копьем колоть,А и побил он эту силу всю великую,Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,Выходили мужички да тут черниговски.И отворяли-то ворота во Чернигов-град.Ай зовут его в Чернигов воеводою.Говорит-то им Илья да таковы слова:- Ай же мужички да вы черниговски!Я не иду к вам во Чернигов воеводою.

 

– Я не сомневаюсь, что сейчас каждый из вас может сказать, как называется это произведение? (Это произведение называется «Илья Муромец и Соловей-разбойник».)

- Обратимся к картине художника Ивана Билибина. Вспомните, какие еще знаете былины про Илью Муромца (слайд 3).

2. Работа над понятием былина.

Учитель литературы:

- А что означает слово «былина»? (ответы учащихся)

(Былина – (от слова «быль») – жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.) (слайд 4)

- Как исполнялись былины? У былины плавный напевный ритм.

Историческая справка: Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым. Изучение былинного эпоса занимается отрасль фольклористики – былиноведение.

3. Демонстрация картин художников

Учитель изобразительного искусства:

- С образами каких богатырей еще знакомы? (ответы детей).

- А теперь я вас приглашаю в художественную галерею на экскурсию. Для нас ее подготовили ребята из группы «искусствоведов».

4. Выступление группы «искусствоведов».

Сообщения учащихся, на экране демонстрируются репродукции картин В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, Н. Рериха (слайды 5, 6,7)

5. Работа над картиной В.М. Васнецова «Три богатыря».

Учитель изобразительного искусства:

- Былины вдохновляли многих мастеров искусства. Литература – язык слова, а живопись – язык цвета и линий. На примере картины известного русского художника 19 века Виктора Васнецова (слайд 8) мы сегодня попытаемся определить особенности в изображении образа русских богатырей. Для этого обратимся к картине В.М. Васнецова «Три богатыря» (слайд 9)

Когда Васнецов завершил свою долгую и трудную работу, художник говорил, что ему хотелось написать картину так, чтобы картина “звучала” как музыка.

– Рассмотрите картину. Кто изображен на картине?

– Опишите героев картины: как они одеты? Что держат в руках? Какова их поза? Выражение лица?

– Какой фон картины, какие цвета преобладают?

– А вспомните, ребята, к какому жанру изобразительного искусства мы отнесем картины, где есть изображение героев былин, сказок?

Вывод: картины с изображением, героев сказок, былин относят к мифическому жанру, так как в некоторых случаях художник может преувеличить визуально рост, мощь и т.д.

Учитель изобразительного искусства:

- Ребята, все художники жили в разное время, но все картины объединяет уважение и почитание к образу русского богатыря. Обратите внимание, насколько отличается техника передачи сюжета. Васнецов передает точный детальный портрет, соблюдают пропорциональные соотношение в передачи фигур. Рерих гиперболизирует Святогора.

– Какой из представленных образов богатырей вам больше нравится? Почему? (ответ учеников).

6. Создание кластера.

Учитель литературы:

– В рассказе наших экскурсоводов встретились слова: колчан, щит, меч…. Это богатырские доспехи. Давайте объясним эти слова, восстановив богатырский словарь.

 

Богатырские доспехи и оружие

       

           Колчан                                                                                 Шлем

    ( футляр для стрел)                                                                              (воинский доспех, защищающий голову) 

                                                                                                   

          Кольчуга

( старинный воинский доспех                                                                         Палица

в виде рубашки из стальных колец)                                                       (старинное оружие,

                                                                                            тяжёлая дубинка с утолщённым концом)

            Ножны                                                                         Щит

(футляр для меча или кинжал)                                                (округлая металлическая доска,

                                                                                          защищающая в бою от стрел)

 

 

Учитель изобразительного искусства:

– Образы русских богатырей воспевались не только живописи, но и еще в одном виде изобразительного искусства – скульптуре. Обратимся к презентации.

- Памятник Добрыне Никитичу в Коростене, Житомирская обл., Украина

(слайд 10)

- Памятник Святогору в Ялте, Крым (слайд 11)

- Памятник Алёше  Поповичу в Ижевске, Удмуртия, Россия (слайд 12)

- Памятник Илье Муромцу в Ижевске, Удмуртия, Россия (слайд 13)

- Памятник Илье Муромцу в Муроме, Владимирская обл., Россия (слайд 13)

- Камень Илье Муромцу на въезде в Муром со стороны Владимира, Россия

(слайд 14)

- Памятник Илье Муромцу в Екатеринбурге, Россия (слайд 15)

 

4. Практическая работа учащихся.

Учитель изобразительного искусства:

– Сейчас мы с вами создадим образ богатыря. Лист лежит произвольно, рисунок размещается легкими карандашными линиями.

Повторение основных этапов построения фигуры человека.

Уточнение деталей (шлем, кольчуга, щит, меч) решение в цвете.

    Требование к работе:

    - аккуратное выполнение работы;

    -удачное цветовое сочетания, техника владения красками.

    V. Итог занятия.

    1. Анализ рисунков (проработанность, завершенность)

    2. Выставка работ.

    – Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали дух народа в тяжелые для страны годы, вселяли в людей мужество.

    – Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают?

    – Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину во время Великой Отечественной войны?

    3. Вручение листовок, рефлексия урока (слайд16)

    - На память об уроке хотелось бы подарить лист, где вы заполните 3М: 3 момента, которые у вас получись сегодня на уроке (учителями вручается раздаточный материал в форме листовок)

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Внеклассное мероприятие:" Былинные герои Древней Руси".

    Внеклассное мероприятие на тему:

    "Былинные герои Древней Руси".

    Задачи :

    1. Обучающие:

    • Обеспечить усвоение представления о понятии "богатырь".

    • Повторить значение слова "былина".

    • Выявить признаки былины.

    2. Воспитывающие:

    • Воспитывать интерес к истории нашей Родины.

    • Способствовать воспитанию национального самосознания, значимых черт характера русского человека: доброты, мужества, щедрости, скромности, великодушия.

    3. Развивающие:

    • Создать на уроке проблемную ситуацию, используя межпредметные связи (чтение, история, музыка, физкультура)

    • Развивать речь детей.

    Ход урока

    1. Организация детей. Актуализация знаний.

    Звучит песня "Богатырская наша сила".

    -Мы с вами сегодня совершим путешествие в далёкое прошлое, в те времена, когда на Русь с запада и с востока, с севера и юга нападали враги.

    -Послушайте отрывок из стихотворения Никитина: "Русь"

    Широко ты, Русь, по лицу Земли,

    В красе царственной развернулася.

    У тебя ли нет богатырских сил,

    Старины святой, громких подвигов?

    Уж и есть за что, Русь могучая,

    Полюбить тебя, назвать матерью,

    Стать за честь твою против недруга,

    За тебя в нужде сложить голову!

    - Во все времена русские люди любили свою Родину, готовы были встать на ее защиту.

    -Отгадайте загадку:

    Ладно скроен,

    Крепко сшит,

    За землю русскую стоит. (Богатырь)

    2. Вступительное слово учителя.

    Богатыри- воины, подвиги и заслуги которых перед Землей Русской через былины и сказания дошли до наших времен.

    Мы с вами читали, как богатыри любили родную землю, стояли на страже ее границ, в минуту опасности приходили на помощь своему народу, спасая его от порабощения и унижения.

    - Ребята, вспомните значение слова «богатырь».

    Богатырь: 1. Герой русских былин, совершающий подвиги во имя

    Родины.

    2. Человек безмерной силы, стойкости, отваги.

    - Подберите синонимы к слову «богатырь».

    (Силач, воин, защитник, витязь).

    3. Открытие новых знаний.

    -Как назывались произведения, где воспевались подвиги богатырей? (Былины).

    Былины – это народные песни. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.

    Былины получили свое название от слова “быль”, то есть поется в них о том, что происходило на самом деле. Но, как и в любом жанре устного народного творчества, былина пересказывалась каждым певцом по-своему: одно место рассказывалась подробнее, дополнялось новыми деталями, другое сокращалось.

    На Севере Руси былины называли старинами. Былины, старины – это слова, обозначающие то, что когда-то, в далекую старину происходило и осталось в памяти народа. Возникли былины во времена Киевской Руси, когда на нашу землю нападали многочисленные враги: монголо-татары, половцы, печенеги. В былинах можно узнать не только о подвигах, сражениях русских богатырей, но и о жизни людей в те времена: где они жили, как одевались, с кем вели торговлю, какие у них были промыслы, как они трудились.

    4. Физкультминутка

    Дружно встали – раз, два, три –Мы теперь богатыри.Мы ладонь к глазам приставим,Ноги крепкие расставим.Поворачиваясь вправо,Оглядимся величаво.И налево надо тожеПоглядеть из под ладошек.Наклонились влево, вправоПолучается на славу!).

    5. - Вспомним русских богатырей и их подвиги.

    1 ) -Из того ли то из города из Мурома,

    Из того ли села из Карачарова

    Выезжал удаленький дородный добрый молодец;

    Он стоял заутреню во Муроме,

    А к обеденке поспеть хотел во Киев – град.

    - Кто я? (Илья Муромец)

    -Есть я старый казак да Илья Муромец,

    Илья Муромец да сын Иванович.

    - Ребята, какие подвиги совершил Илья Муромец?

    Илья Муромец - самый популярный герой былин, могучий богатырь. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. В былинах Илья Муромец стоял во главе дружины. Авторы былин подчёркивают в нём силу, мужество, надёжность, справедливость, миролюбие. Он человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости. Память об Илье, народная любовь к нему сохранилась до сих пор. Ему воздвигнуты памятники. Его именем называют военную технику.

    2) – Ай же вы полоны. Да все русские!

    Выходите-ка из нор вы змеиных,

    И ступайте-ка да по своим домам.

    - Кто я? (Добрыня Никитич)

    - Ребята, какие подвиги совершил Добрыня Никитич?

    Жила- была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын- богатырь Добрынюшка. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Никого он не заругает, никого он зря не обидит. Недаром его прозвали «тихий Добрынюшка». Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.

    3) – У моего у света батюшки,

    У попа у Леонтия Ростоцкого,

    Была старая собачища дворовая.

    По подстолью собака волочилася,

    Лебяжьей костью подавилася –

    Собаке Тугарину не миновать того:

    Лежать ему далече в чистом поле.

    - Кто я? (Алёша Попович)

    - Меня зовут Алешей да Поповичем,

    Сын попа Леонтия Ростоцкого.

    - Ребята, какие подвиги совершил Алеша Попович?

    Алёша Попович сын ростовского попа Леонтия, герой былин. Алёша грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алёша не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял, молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью, вспыльчивостью, хвастовством. Алеша весел, насмешлив и остер на язык. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться.

    Блиц- турнир.

    1. Славный защитник Руси-матуш­ки. Он освободил дорогу прямо­езжую между Черниговом и Кие­вом. (Илья Муромец.)

    2. Почему его прозвали Муромцем? (Вырос под городом Муромом в селе Карачарове.)

    3. Что обозначает имя Илья? (Сила, мощь, крепость, камень.)

    4. Что обозначает имя Добрыня? (Добрый, доброта.)

    5. Имя богатыря, освободившего Забаву Путятишну? (Добрыня.)

    6. Он нередко брал верх над про­тивником благодаря удали, отва­ге и хитрости? (Алеша Попович.)

    7. Что означает имя Алексей? (За­щитник.)

    8. Почему Алешу прозвали Попови­чем? (Отец был священнослужи­телем, попом.)

    9. Злодей, который свистел по-со­ловьиному, кричал по-зверино­му, шипел по-змеиному? (Соло­вей-разбойник.)

    10. Чудовище, которое жило на горе Сорочинской? (Змей Горыныч.)

    11. Богатырь, одолевший Тугарина Змеевича? (Алеша Попович)

    12. Сколько лет Илья на печи "сид­нем сидел"? (Тридцать три.)

    13. Сколько лет Соловей-разбойник на прямой дороге из Чернигова не пропускал ни пешего, ни кон­ного. (Тридцать лет.)

    14. Кто в сражениях был верным помощником богатырей? (Конь)

    15. Кто из богатырей носил прозвище « Тихий»? ( Добрыня Никитич.)

    16. Кто из богатырей сам ковал себе оружие? ( Илья Муромец).

    17. Как звали коня Ильи Муромца? ( Бурушкой).

    - Ребята, назовите имена других русских богатырей. (Микула Селянинович, Святогор,

    Вольга Святославович, Никита Кожемяка).

    4) Кто был первым русским богатырем? Чей это портрет: «Ростом он выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вся вода из реки выплеснется»? (Святогор)

    - Что вы знаете о Святогоре?

    Святогор - первый богатырь русской земли. Святогор – богатырь силы

    Великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Святогор – великан, его с трудом носит мать сыра земля.

    Он не ездит на Святую Русь, а живет на высоких Святых горах.

    При его поездке мать сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался. Держать его могли только горы, вот там-то он и проживал.

    5) Микула Силянинович - пахарь-богатырь в русских былинах. Другие богатыри не могут победить Микулу Селяниновича, потому что его любит «мать сыра земля». Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная». Микула Селянинович – любимейший народный герой, пахарь-богатырь. Никто не в силах сравниться с ним ни по силе, ни по могуществу. «Воевать легче, чем пахать, а пахарь сильнее воина», - поучает былина о Вольге и Микуле. Она возвышает земледельческий труд перед любым трудом, и даже ратным: «деревенским людом Русь кормится».

    6) Былины использовались в военных походах в качестве строевых песен , их хором исполняли княжеские дружинники. Одна из них посвящена русскому богатырю по имени Вольга Всеславьевич.

    Родился молодой богатырь Вольга, когда закатилось солнышко за горы и высыпали на небо частые звёздочки. Запеленала его мать в красные пелёнки, завязала золотыми поясами, положила в резную колыбельку и стала петь ему песни. Что произошло дальше, чем Вольга испугал даже родную маменьку?

    Только час проспал Вольга, проснулся, потянулся - лопнули золотые пояса, разорвались красные пелёнки, у колыбельки днище выпало, а Вольга на ноги встал и говорит: «Сударыня – матушка, не пеленай ты меня, а одень меня в латы крепкие, в шлем позолоченный, да дай мне в руки палицу в сто пудов.

    В пять лет стал книги читать и писать, а потом обучился соколом по небу летать, серым волком оборачиваться, оленем по горам скакать.

    В силки да капканы дичь загонял. А когда задумал идти на Русь злой турецкий царь, обернулся Вольга горностаем, пробрался в подвалы царские и там луки и стрелы перегрыз, сабли повыщербил. Обернулся серым волком, побежал на царские конюшни и всех коней перегрыз.

    7) Богатырь Никита Кожемяка жил в городе Киеве в Кожевенной слободе. А Кожемякой его прозвали за то, что он мял- разминал бычьи кожи, чтобы из них шили одежду, обувь, воинское снаряжение. Сила у него была огромная. Станет печь топить- дым под тучами стелется, выйдет на Днепр бычьи кожи мочить – не одну несёт а двенадцать разом. Никита совершил такой подвиг: освободил русскую землю от Змея Горыныча.

    6. Подведение итогов. Рефлексия.

    - Какими качествами обладали русские богатыри?

    (Были сильные, выносливые, мужественные, умные, находчивые,

    храбрые, отважные, смелые, справедливые).

    - Во имя чего совершали подвиги богатыри?

    (Во имя Родины, во имя народа).

    Учитель: Пришло время подвести итоги. А сделаем мы это, составив синквейн.

    1 строка – заголовок, в который выносится тема синквейна, выраженное в форме существительного.2 строка – два прилагательных.3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – вывод, одно слово, существительное.

    Синквейн

    Богатырь

    Смелый, отважный.

    Сражается, охраняет, защищает.

    Не перевелись на Руси богатыри!

    Воин.

    7. Чтение детьми синквейна.

    kopilkaurokov.ru

    Серия уроков, посвященная теме "Былинные герои"

    Разделы: МХК и ИЗО

    Урок №: 1

    Тема: Былинные герои

    Цель:

    Обучающая: сформировать представления о былинах, о типах былинных героев,

    Развивающая: развивать умения применять на уроке знания, полученные ранее;

    расширять лексикон в рамках изучаемой темы: старина, сказитель, имена героев;

    Воспитывающая: воспитывать чувство гордости за русских народных героев.

    Тип урока: урок изучения новой темы, лекция.

    Методы: словесный, наглядный.

    Оборудование: репродукция картины Васнецова “Богатыри”.

    Ход урока

    I. Оргмомент

    II. Подготовка к усвоению нового материала.

    Демонстрируется репродукция картины Васнецова.

    • Кто здесь изображен?

    Правильно, это былинные герои Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Сегодня на уроке мы поговорим о Былинных героях.

    III. Усвоение новых знаний.

    Былины – это рассказ о том, что было когда-то, русские народные песни сказания. Раньше их называли старины (запись в тетрадях). В давние времена былины пели под аккомпанемент гуслей. Эпические песни знали и исполняли немногие знатоки, которых называли сказителями. На Руси сказители пользовались особым почетом и уважением среди крестьян. Их старались пригласить в артели, ведь под хороший сказ и работа спорилась. И в воскресные дни собирались крестьяне в какой-нибудь избе послушать сказ о богатырях. Народ верил в то, что могучие люди, богатыри, жили в давние времена. А слово богатырь вошло в нашу жизнь как мера оценки людей. Но богатыри, прежде всего главные герои былин, рассказывающих о событиях, связанных со становлением и защитой Древней Руси.

    Выделяют несколько типов героев.

    1. Главные герои былин: Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

    Давайте еще раз посмотрим на картину. Написал ее Виктор Михайлович Васнецов. Работал над ней очень долго, почти 17 лет. Три статных витязя на конях-исполинах. Васнецов хотел отобразить на холсте именно те черты богатырей, которые воспевались в былинах и сказках. У Ильи Муромца нахмурены брови. Он смотрит вдаль. Добрыня Никитич положил руку на рукоять меча, а Алеша Попович готов в любую секунду выпустить стрелу. Гордо застыли степные орлы на серых камнях, венчающих древние курганы. Все замерло, но этот миг тишины напряжен, словно натянутая тетива лука. Даже налитый кровью глаз неистового Бурушки, коня Ильи Муромца, показывает, какого усилия стоит это минутное ожидание, это кажущее спокойствие.

    • Всмотритесь еще раз в лица этих богатырей и попробуйте ответить, каков их характер.

    Богатыри эти не просто вымысел сказителя. Действительно жили люди, которые и стали прототипами сказочных богатырей. Прототипом Алеши Поповича был Ольбег Ратиборович. Ученые определили дату донного из подвигов Алеши – победы над Тугарином Змеевичем. Оказалось, что под именем Тугарина имелся в виду половецкий хан Тугархан, убитый во время похода на Русь. Его прозвали Змеевичем, потому что он принадлежал к династии Шупаханидов, а имя Шурахан, в переводе с половецкого, означает змей. Известна и дата второго подвига Алеши Поповича – победы над Идолищем Поганым. Под этим именем скрывается знаменитый половчанин Итларь. О том, что Илья Муромец существовал, ученые узнали из записей одного из иноземных посланцев, который заезжал в Киев. Это происходило в XVI-XVII веках. Там ему показали гробницу Ильи Муромца в главном храме Киевской Руси – Софии Киевской. Сама могила в то время уже была разграблена. Слово мур на Руси означало землю, камень, стену, а муром - крепость. Таким образом, имя Ильи Муромца было расшифровано как Илья из пограничной крепости. Возведенная им система оборонительных сооружений прикрыла от набегов печенегов всю Южную Русь. Этим и объясняется то, что его так любит народ. Добрыня – знаменитый человек, который упоминается во многих летописях. Он крупный русский полководец и политик конца X века. Он был также назначен посадником в Новгород.

    Народ не забывал своих спасителей, героев, и со временем наделял их сказочными свойствами.

    Чтение отрывков из былин.

    1. Древнейшие былинные образы: Святогор, Волх Всеславьевич, Михайло Потык и др.
    2. Святогор – наиболее загадочный образ. В одной из былин говорится, что Святогор ездит только по горам, что его мать сыра земля не держит. Нет ему равных по силе, и в то же время его сила не находит применения. Святогор не совершает никаких подвигов. Не случайно сумочка, которую не мог поднять Святогор, принадлежит Микуле Селяниновичу, пахарю. То, что легко несет пахарь, губит богатыря. Но в одной из былин Святогор наделяет своей силой Илью Муромца.

      Чтение отрывков из былин.

    3. Богатыри героического цикла, воины- богатыри: Суровец - Суздалец, Василий Игнатьевич и др.
    4. Чтение отрывков из былин.

    5. Богатыри киевские и новгородские. Былины, дошедшие до нас, группируются вокруг двух древнерусских центров – Киева и Новгорода. Ставр Годинович, Глеб Володьевич; Садко, Василий Буслаевич.

    В отличие от других героев былин у Садка нет силы, чтобы бороться с противниками, ни богатства (первоначально), чтобы состязаться с соперниками. Он богатырь в сфере искусства.

    Чтение отрывков из былин.

    Былинные герои были идеалом для русского народа, и идеалом во всем. В одежде: У былинных героев всегда праздничная одежда (платье цветное), украшенное драгоценностями. Даже на работающем в поле Микуле Селяниновиче кафтан черна бархата, сапожки зелен сафьян. Между героями соблюдаются величавые отношения. Приветствие: “Ой ты гой еси..”При встрече незнакомого человека богатырь спрашивает: Из какой ты земли, какого отца-матери, как тебя именем зовут, величают по отчеству? Честь богатырская даже не позволяет нападать на противника врасплох.

    Чтение отрывков из былин.

    IV. Закрепление новых знаний.

    Какой из былинных героев вам нравится больше всего?

    V. Информация о дом. задании.

    Знать основные типы былинных героев.

    Урок №: 2

    Тема: Былинные герои в изобразительном искусстве

    Цель:

    Обучающая: закрепить и обобщить знания о былинных героях, выяснить, как изображают героев художники;

    Развивающая: развивать умение сравнивать,

    Воспитывающая: воспитывать чувство гордости за национальных героев.

    Тип урока: урок закрепления пройденного материала, урок-презентация

    Методы: словесный, наглядный

    Оборудование: проектор, презентация “Былинные герои в изобразительном искусстве” (приложение).

    Ход урока

    1. Оргмомент.
    2. Проверка домашнего задания.
    3. Опрос.

    4. Подготовка к усвоению новых знаний.
    5. Былины, былинные герои вдохновляли многих художников. Мы с вами уже видели одну картину, изображающую богатырей. Как она называется и кто ее автор.

      Ответ ученика.

      Сегодня мы познакомимся с другими картинами, посмотрим, как разные художники изображают былинных героев.

      Тема урока: Былинные герои в изобразительном искусстве.

    6. Усвоение новых знаний.

    В. М.Васнецов написал богатырей, настоящих защитников Земли Русской. Они стоят на страже, охраняя свою родину, и можно быть уверенным, что даже зверь не пробежит мимо, птица не пролетит. Много подвигов совершили богатыри.

    Слайд 2 (см. приложение.)

    Эта былина вдохновляла разных художников, в разное время.

    Слайд 3

    Сравним два этих произведения.

    Слайд 4

    • Есть ли общие черты в изображении героя?
    • Можем ли мы сказать, что это один и тот же человек?
    • Опишите Добрыню. Какой он? (могучий, сильный, смелый …)
    • Какая битва? Что в картинах нам говорит, что бой был страшным? (Цвета)

    Как вы представляете Илью Муромца?

    Ответы учеников.

    Слайд 5

    А так его изобразил художник Малютин.

    Седовласый богатырь, он смелый, он призывает к бою, он бесстрашно выступает против огромного войска.

    Былинные богатыри – храбрые воины

    Слайд 6,7

    (богатырский конь мчит над землей, богатырь выступает один против войска, опровергая пословицу)

    Слайд 8

    • Как вы думаете, кто изображен на этой картине?
    • Почему вы так решили?
    • С каким деревом можно сравнить этого богатыря?

    Чтение отрывка былины

    Слайд 9

    А таким увидел Святогора К.А.Васильев.

    • Какой момент изображен?

    Каких новгородских героев вы можете назвать?

    Слайд10

    • В чем была сила Садко?
    • Как художник изобразил его чудесные способности?

    Слайд 11

    Еще один новгородский герой Василий Буслаев. Лихой удалец, любящий кулаками разъяснить дело.

    Давайте сравним двух этих героев. Как художники смогли в картинах изобразить их характер?

    5.Закрепление пройденного материала.

    Какая картина вас больше всего впечатлила?

    Ученики выражают собственное мнение.

    6. Информация о дом. задании.

    Читать и анализировать русские былины

     

    Урок №: 3

    Тема: Былинные герои

    Цель:

    Обучающая: закрепить знания о типах былинных героев, активизировать словарный запас

     

    Развивающая: развивать умение составлять проект работы и воплощать его,

    Воспитывающая: воспитывать чувство гордости за национальных героев,

    Тип урока: урок закрепления материала, урок творчества

    Методы: словесный, практический

    Оборудование: репродукции картин, у детей альбомы, карандаши.

     

    Ход урока

    1. Оргмомент.
    2. Подготовка к работе на уроке.
    3. На прошлых уроках мы познакомились с былинными героями.

      Кого вы можете назвать?

      Какими качествами характера обладают былинные герои?

      Каков ваш идеал былинного героя?

      Сегодня мы будем выступать в роли народных сказителей и напишем свою старину о славном богатыре, жившем на земле русской, а может быть, он живет среди нас?

      Цель нашего урока: придумать своего богатыря.

    4. Работа на уроке.
    5. Детям предложен примерный план, по которому составляется образ героя.

    • Имя
    • Внешность
    • Атрибуты
    • Особенности характера
    • Подвиги.
  1. Итог урока.
  2. Дети представляют свои работы.

    Поделиться страницей:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai