Богатства культуры древней руси. Богатство и своеобразие культуры Древней Руси Вступление
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

сообщение "богатство и своеобразие культуры древней Руси". Богатства культуры древней руси


Богатство и своеобразие культуры Древней Руси Вступление

Богатство и своеобразие культуры Древней Руси

Вступление Прежде чем говорить о зарождении культуры нужно сказать пару слов о том, что же значит термин «культура» . Это слово произошло от латинского cultura, что в переводе означает возделывание, воспитание, развитие. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие. Культура народа является частью его истории.

Расцвет литературы Древней Руси В XI веке наблюдался общий подъем. Создавались центры письменности, грамотности, появлялось все больше и больше образованных людей в княжескобоярской, церковно-монастырской среде, все это определило развитие древнерусской литературы. Литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества. Летописи – это не просто памятники литературы или исторической мысли. Они являются крупнейшими памятниками всей духовной культуры средневекового общества. В них воплотился широкий круг представлений и понятий того времени, отразилось многообразие явлений общественной жизни. На протяжении всего средневековья летописание играло важную роль в политической и культурной жизни страны.

Цель литературы Древней Руси У людей появилась потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом. Литература вызывалась к жизни также потребностями времени; нуждами церкви, заказами княжеской верхушки. На этом общем благоприятном культурном фоне появлялись оригинально и независимо мыслящие писатели, средневековые публицисты, поэты.

Значимые произведения XI века Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега, о крещении Ольги или войнах Святослава. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит Иларион. В начале 40 -х годов XI в. он создал своё знаменитое «Слово о законе и благодати» , в котором в яркой публицистической форме изложил свое понимание места Руси в мировой истории. Настолование митрополита Илариона (миниатюра Радзивиловской летописи)

«Повесть временных лет» В последней четверти XI в. начинает работать над своими сочинениями монах Нестор. Летопись «Повесть временных лет» , написанная в 1113 году является самым значительным памятником летописания и была завершающей, фундаментальной работой монаха. Во всех этих произведениях звучат идеи единства Руси, воздается должное защитникам и радетелям. Нестор Летописец, автор «Повести временных лет»

«Слово о полку Игореве» Наиболее ярко синтез русской культуры, переплетение в ней языческих и христианских черт, религиозных и светских, общечеловеческих и национальных мотивов прозвучало в «Слове о полку Игореве» . Это поэма эпохи. Это ее поэтическое образное выражение. Это не только взволнованный призыв к единству Русской земли, не только горделивый рассказ о мужестве «русичей» и не только плач по погибшим, но и размышления о месте Руси в мировой истории, о связи Руси с окружающими народами. В « Слове о полку Игореве » воплотились характерные черты древнерусской литературы этого периода: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм. Появление подобного шедевра свидетельствовало о высокой степени зрелости литературы Древней Руси, о ее самобытности, о высоком уровне развития культуры в целом.

Литература XII века Литература XII в. продолжает традиции русских сочинений XI в. Создаются новые церковные и светские произведения, отмеченные яркой формой, богатством мыслей, широкими обобщениями; возникают новые жанры литературы. На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям» , ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего средневековья. В начале XII в. один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает свое, не менее знаменитое «Хождение игумена Даниила в святые места » . «Поучение» , и «Хождение» были первыми в своем роде жанрами русской литературы. «Завещание Владимира Мономаха детям» . Литография 1836 года по рисунку Бориса Чорикова.

Фольклор Важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор - песни, сказания, былины, пословицы, афоризмы. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу рокотали» . В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали, «умыкали» , в более поздних - когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.

Былины Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой – это богатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой. Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: «Куда не махнет, тут и улицы лежат, куда отвернет - с переулками» . Одновременно это был очень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь в случае крайней необходимости. Как правило, носителем такой неуемной силы является выходец из народа, крестьянский сын. В былинах отразилось представление о Руси как едином государстве. Главная их тема – борьба народа с иноземными завоевателями, они проникнуты духом патриотизма. Устное народное творчество явилось неисчерпаемым источником образов и сюжетов, веками питавшим русскую литературу и обогащавшим литературный язык.

Заключение Судьба древнерусской культуры и прекрасна и драматична. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории. Например трудно представить нашу культуру без «Слова о полку Игореве» . Драматична же потому, что, как всякое явление своего времени, культура средневековья исторически была обречена. С началом петровских реформ изменился ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. После 1917 г. началась борьба с «пережитками старой идеологии» , подорвавшая устои духовной жизни. Искоренялись старые обычаи и традиции, исчезли многие праздники. Но человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости. Древняя Русь оставила много кратких похвал книгам. Всюду подчеркивалось, что книги приносят пользу душе, учат человека воздержанию, побуждают его восхищаться миром и мудростью его устройства; книги открывают «розмысл сердечный» , в них красота, и они нужны праведнику, как оружие воину, как паруса кораблю.

present5.com

сообщение "богатство и своеобразие культуры древней Руси", другой

Adel1380 / 04 окт. 2013 г., 0:19:20

чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений... Хлестаков (сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко). Да что же делать?.. Я не виноват... Я, право, заплачу... Мне пришлют из деревни. Бобчинский выглядывает из дверей. Он больше виноват: говядину мне подаёт такую твёрдую, как бревно; а суп — он чёрт знает чего плеснул туда, я должен был выбросить его за окно. Он меня морил голодом по целым дням... Чай такой странный: воняет рыбой, а не чаем. Да что ж я... Вот новость! Городничий {робея). Извините, я, право не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холмогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он берёт такую. А если что не так, то... Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру. Хлестаков. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на - другую квартиру: то есть — в тюрьму. Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я... Я служу в Петербурге. (Бодрится.)Я, я, я... Городничий (в сторону). О господи ты боже, какой сердитый! Всё узнал, все рассказали проклятые купцы! Хлестаков (храбрясь). Да вот вы хоть тут со всей своей командой — не пойду! Я прямо к министру! (Стучит кулаком по столу.) Что вы? Что вы? Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие... не сделайте несчастным человека. Хлестаков. Нет, я не хочу! Вот ещё! мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно! Бобчинский выглядывает в дверь и с испугом прячется. Нет, благодарю покорно, не хочу. Городничий (дрожа). По неопытности, ей-богу по неопытности. Недостаточность состояния... Сами извольте посудить: казённого жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся ку

drugoi.neznaka.ru

Культура древней руси

14

Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связаны с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. Культура Руси складывалась в те же века, что и становление русской государственности. Следует учесть два фактора, повлиявших на ее развитие: во-первых,древнерусская народность формировалась на многонациональной основе. Помимо восточнославянских племен, которые составляли ее основу, в нее вошли и другие народы - балтийские,финно-угорские,тюркские, северокавказские и др. Элементы их культуры влились в древнерусскую культуру.

Второй фактор — географическое положение Древней Руси. Она находилась между Востоком и Западом. Через ее территорию пролегали важные торговые пути, связывавшие Западную Европу с Востоком, а Северную Европу — с Византией. Это способствовало возникновению многообразных культурных контактов.

Несомненно, что древнерусская культура складывалась под определенным влиянием других культур. Достаточно вспомнить, что первые киевские князья имели варяжское происхождение. Однако влияние скандинавов не носило решающего характера, да и сами они в культурном отношении находились примерно на такой же стадии развития, что и славяне. Гораздо большее влияние на развитие древнерусской культуры оказала Византия, особенно после принятия христианства, но и это воздействие не носило доминирующего характера. В этот период Византия являлась крупнейшей христианской державой с мощной культурой. Через контакты с ней Русь приобщалась к культурному наследию античного мира и христианской культуре того времени, причем все заимствования подвергались существенной трансформации. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т. е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.

15

Древнерусская культура возникла на пересечении влияния ряда великих мировых религий: язычества, христианства, ислама. В ее развитии соединились три хозяйственно-технологическихуклада – земледельческий, скотоводческий, промысловый, каждый со своим специфическим образом жизни (оседлым, кочевым, бродячим). Важнейшим фактором становления единой культуры стал славянский язык.

Значение древнерусской культуры чрезвычайно велико. Формируясь и развиваясь в тесном взаимодействии с культурами других народов, она в то же время является целостным и самобытным явлением, занявшим свое особое место в истории мировых культур.

Культура восточных славян. Культура Древней Руси стала тем фундаментом, на котором получила свое развитие вся русская культура. В свою очередь, культура Древней Руси уходит своими корнями в более древний пласт, в культуру восточных славян. К концу IX века восточные славяне находились уже на достаточно высоком уровне культурного развития. Основой их жизнедеятельности являлось земледелие, существовавшее в видеподсечно-огневогона Севере и «перелога», т. е. пашенного, на Юге, и скотоводство. Значительную роль в хозяйственной жизни восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество. Довольно развиты были различные ремесла. ВVII—VIIIвв. восточные славяне уже имели тот основной комплекс сельскохозяйственных и ремесленных орудий труда, который, совершенствуясь, использовался в течение последующих столетий. У них сформировались различные трудовые навыки, и был накоплен значительный объем практических знаний о природе. Одним из путей передачи новым поколениям социального опыта и накопленных знаний служила религия.

Религией восточных славян было язычество. Основная его черта –

многобожие. Язычество возникло у славян в глубокой древности, в первобытном обществе, задолго до появления древнерусского государства. Хотя оно изучено еще недостаточно, не стоит представлять славянские религиозные ве-

16

рования как нечто неполноценное, примитивное и узколокальное. Это совсем не так. Крупный исследователь Древней Руси академик Б.А. Рыбаков в одной из своих работ писал: «Славянское язычество — часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубины тысячелетий и послуживших основой для позднейших мировых религий».

В религиозных представлениях восточных славян можно обнаружить все те стадии, которые были присущи языческим культам, бытовавшим и у других народов. Они уходят своими корнями в далекое прошлое и, совершив к концу IX века длительную эволюцию, отражали основные этапы развития восточнославянских племен. Древнейшим пластом религиозных представлений восточных славян являлось одухотворение природы, поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, сопутствующим жизнедеятельности человека. Это так называемый фетишизм ианимизм. Восточные славяне поклонялись камням, деревьям, рощам, животным. Они клали жертвы «упырям и берегиням», т.е. поклонялись злым и добрым духам, управлявшим стихиями. Славяне верили, что божество в образе духа живет в различных предметах и явлениях, а животные, растения, скалы имеют бессметную душу. Люди верили в оборотней, т.е. в превращение людей в зверей (тотемизм). Наиболее почитаемыми у славян тотемами среди птиц были сокол, орел и петух, а среди животных – конь, медведь. Позже у восточных славян возник культ предков. По их представлениям, умершие предки и в загробной жизни продолжали следить за делами своего рода и ему покровительствовали.

Следующим пластом славянских религиозных верований являлся культ земледельческих небесных божеств — «Рода» и «рожаниц». По мнению Б.А. Рыбакова, Род – древнее земледельческое божество Вселенной, аРожаницы – божества благополучия и плодородия. Род давал жизнь всему живому, находясь на небе, распоряжался дождем и грозой, с ним связаны источники воды на земле, а также подземный огонь. От Рода зависел урожай, поэтому в восточносла-

17

вянских языках слово «урод» употреблялось в значении урожай. Праздник Рода

иРожаниц – это праздник урожая.

ВIX веке верования восточных славян находились на этапе политеизма, т. е. веры в богов. Родоначальником богов был Сварог, бог неба. Два его сына, Сварожич и Даждьбог олицетворяли, соответственно, земной огонь и солнце. Богом ветров и бурь считался Стрибог. Перун был богом грозы, молнии и грома. Постепенно боги стали покровителями отдельных отраслей хозяйства и людей, занимающихся в них. Например, Волос или Велес — бог скота, торговли и богатства (слово «скот» имело значение денег, скот был основным богатством). Славянская мифология не была зафиксирована в литературных произведениях,

ипотому не известны четкое распределение ролей между божествами и строгая иерархия. Тем не менее, Перун в IX веке становится покровителем князя и его дружины и выдвигается на роль главного божества всех восточных славян. В 980 г. князь Владимир Святославович предпринимает религиозную реформу – сооружает языческий пантеон из известных нам уже божеств. С помощью этой акции киевский князь надеялся удержать власть над покоренными племенами. Местом отправления культа служили капища, требища, храмы, в которых волхвы – жрецы языческой религии – молились, совершали обряды и приносили жертвы богам.

Древнерусское язычество было настолько распространено, что большинство языческих верований и обычаев продолжали соблюдаться и после принятия христианства. Древняя Русь в мировоззренческом отношении и в практических действиях являла собой языческое общество с формальным существованием в нем элементов христианской веры и культа.

Искусство восточных славян, о котором мы можем судить по археологическим данным, было разнообразно по жанрам и связано со многими сторонами жизни и быта. В языческой Руси высокого уровня достигает прикладное искусство. Многие изделия – браслеты и височные кольца, амулеты и обереги, подвески и фибулы, предметы быта и игрушки – в руках искусных мастеров

studfiles.net