Экономические идеи древнего китая. Реферат: Зарождение экономической мысли в философских учения древнего Китая
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Доклад: Зарождение экономической мысли в философских учения древнего Китая. Экономические идеи древнего китая


Экономическая мысль Древнего Китая.

Поиск Лекций

Экономическая мысль Древнего Египта.

Экономическая мысль Древнего Египта была посвящена в основном вопросам управления и организации государства.

Государство включало три ведомства – финансовое, общественных работ и военное.

Для их функционирования необходимо было большое число чиновников.

В Древнем Египте существовала строгая регламентация процесса производства. Распределение людей по сферам занятости проводилось государственными чиновниками. В ходе царских смотров часть прошедших соответствующую подготовку юношей становились чиновниками (писцами), часть пополняла ряды жрецов, часть становилась воинами, часть мастерами, оставшиеся – земледельцами. Условием повышения социального статуса земледельца являлось получение образования или профессии.

Происходил учет материальных ресурсов (земли, скота).

Особенности миросозерцания древних египтян определяли феномен "экономики загробного мира" .

Для Древнего Египта были характерны неограниченная власть фараона, отсутствие гарантий частной собственности, отсутствие свободы личности, произвол чиновников и их привилегии.

Для Древнего мира были характерны социальные взрывы. Об одном из них свидетельствует речение Ипусера :" Земля перевернулась подобно гончарному кругу. Простолюдины страны стали богатыми, собственники богатств стали нищими. Рабы стали владельцами рабов (ХХ111 – ХХ1 вв. до новой эры).

 

Экономическая мысль Древней Индии

Первые экономические взгляды зародились в Индии в конце 11 – начале 1 тысячелетия до новой эры.

1. Специфика индийских представлений об обществе – варновый

(кастовый )строй.:

Брахманы – жрецы, учителя;

Кшатрии – воины

Вайшьи – земледельцы;

Шудры – слуги высших каст (ремесло, услуги

Неприкасаемые

2. Отношение к имуществу, к собственности

богатство – не для накопления, а для жертвоприношения. (экономика жертвоприношений).

Другое назначение богатства – для распространения славы. Богатство шло на

Дарение, увеселение, жертвоприношения, содержание огромного штата слуг.

3. Дальнейшее развитие экономической мысли связано с возникновением буддизма (середина 1 тысячелетия до новой эры) и брахмаизма (индуизма)

В индуизме существуют дхармасутры – книги о религиозном долге. Жизнь трех высших каст (дважды рожденные) разделялась на 4 стадии (ашрамы) 1. Детство (учение в доме гуру). 2. Домохозяин (после окончания ученичества и заключения брака). 3. Отшельник (" седины и морщины") в лесу. 4. Странствующий аскет, собирающий подаяние.

Домохозяин – самый почетный из них.

4. В индуистских текстах отмечаются три цели жизни: религиозный долг, материальная выгода, чувственная страсть. Книга о материальной выгоде – Артхашастра, составлена в первые века н.э., с использованием ранних источников. Это учебник для царей, где содержатся рекомендации о том, как

1. Пополнять казну (перечень налогов и поборов), а также хитроумных способов (обвинение богатых в преступлении и конфискация имущества),

2. Борьба с казнокрадством , 40 способов хищения государственного имущества.

 

Экономическая мысль Древнего Китая.

Экономическая мысль Древнего Китая возникла и развивалась в рамках общих направлений философских и политических учений. Основные направления древнекитайской общественной мысли – конфуцианство и легизм.(У1-111 вв. до н.э.)

1. Экономические воззрения Кон-фу-цзы.(Лунь юй – беседы и суждения)

Исторический период характеризовался расшатыванием патриархально-общинных устоев, падением роли родовой знати, усилением центральной власти и административно-государственного аппарата. Конфуций выступал на стороне родовой знати и сохранения традиций. Он поддерживал консервацию больших семей, уважение к старшим. Идеальный человек – это благородный муж, знает только долг, а не выгоду. Идеальный правитель заботится о людях. Сначала сделать народ богатым, а потом его воспитывать.

Конфуций предложил свою социально-экономическую программу, включающую более справедливое распределение, организацию общественных работ, не нарушая сельскохозяйственного производства, снижение налогов.

Этические нормы, провозглашенные Конфуцием определили расцвет большесемейных общин и их сохранение до настоящего времени.

Экономические идеи легизма. Легисты выступали за управление страной посредством законов. Это приверженцы политической централизации и объединения страны.

Ли Куй (первый министр правителя царства Вэй) составил свод законов, выдвинул идею государственного регулирования хлебного рынка, элементами которого стали государственные амбары, нормированные цены.

Шан Янь, правитель одной из областей, в своей экономической политике первостепенную роль отводил развитию сельского хозяйства, проведение переписи, введение единого налога, возвращение крестьян к земле. Обуздание чиновников. Повышение цен на вино и мясо, государственная монополия на продажу соли и железа. Эта программа претворялась в жизнь многими династиями Китая. Шан Янь был противником культуры, он считал, что могущество страны – в армии. Выступал против родовой знати.

В начале 1У века была основана Академия наук – Дворец у Западных ворот. Экономисты разработали систему государственного регулирования.

Были разработаны мероприятия по регулированию цен на хлеб, металлы, денег. Были созданы постоянные зернохранилища. Существовала широкая регламентация труда и жизни служилого люда: земледельцев, ремесленников, торговцев. Им нельзя было менять свои занятия, а следовало передавать свои знания, навыки, обычаи младшим.

 

5. Экономическая мысль античности. Первыми учеными –экономистами можно считать греческих философов –мыслителей Ксенофонта, Аристотеля, Платона.

Античные экономисты изучали натуральное хозяйство, целью которого было производство продуктов для собственного потребления , а также розничной торговли, доводившей до потребителя товары, не производившиеся в собственном хозяйстве.

Ксенофонт – ввел понятие "экономия"

Основателем экономической науки по праву можно считать Аристотеля. Основные положения экономической теории Аристотеля таковы.

1.Главным средством укрепления экономики полиса Аристотель считал усиление и укрепление роли среднего рабовладельца (современная теория среднего класса).

2.Рабство существует в силу экономической необходимости. Господство и подчинение – общий закон природы, необходимый для самосохранения.

3.Аристотель пытается проникнуть вглубь экономических процессов, открывает потребительную стоимость и меновую стоимость,. Он исследовал процесс зарождения и развития меновой торговли, превращение её в крупную торговлю, целью которой является получение прибыли.Аристотель подошел к пониманию сущности денег, рассмотрел их функции средства обращения и меры стоимости.

4.Обосновал два вида хозяйства 1. Приобретение благ для дома и государства "экономика"(ойкономия). 2. деятельность торгово-ростовщического капитала с целью получения прибыли (хрематистика).

Аристотель осуждал хрематистику, но видел, что экономика перерастает в хрематистику.

 

 

poisk-ru.ru

Экономическая мысль Древнего Китая.

Русская экономическая мысль

16.05.2007/реферат

Посошков И.Т. - Русский предтеча Адама Смита. Экономические воззрения М.В. Ломоносова. Вольное экономическое общество. Сторонники ликвидации крепостного права и самодержавия. Декабристы. Крепостники. Дворянские либералы. Славянофилы.

Современная экономическая мысль

15.10.2009/методичка

Этапы развития экономической теории. Направления современной экономической мысли. Характеристика хозяйственных систем. Товар и деньги, понятие инфляции. Содержание и функции рынка. Сущность предпринимательской деятельности, макроэкономические показатели.

Российская экономическая мысль

14.11.2010/реферат

Иван Тихонович Посошков – оригинальный экономист-мыслитель. Книга "О скудости и богатстве" как выдающееся произведение не только русской, но и мировой экономической литературы. Основные мысли книги И. Посошкова, их актуальность для современности.

Советская экономическая мысль: достижения, догмы, исторические судьбы

9.10.2010/реферат

Советская экономическая мысль как логическое продолжение социалистической экономической мысли, ее специфика и этапы развития. Учение о переходном периоде и его закономерностях, теория построения социализма. Направления развития политэкономии социализма.

История экономических учений

13.07.2009/учебное пособие

История развития экономической мысли в странах Древнего Востока и Античном мире, их яркие представители и великие труды. Экономическая мысль Средневековья. Предмет и метод меркантилистской школы экономической мысли, идеи марксизма и маржинализма.

История экономической мысли в России

26.03.2007/курсовая работа

Русская экономическая мысль в IX-XVI вв. Русская экономическая мысль в XVII-XVIII вв. Экономическая мысль России в концеXVII-XIX вв. Экономические взгляды Народничества. Экономические идеи Г.В. Плеханова. Творческое наследие Туган-Барановского.

Основные этапы развития экономической мысли

25.03.2007/курсовая работа

Экономические учения Древнего мира. Экономические учения феодального общества. Экономические учения эпохи капитализма. Экономические учения конца XVII - начала XIX века. Экономическая мысль середины XIX - начала XX века. Экономическая мысль XX века.

Предмет и функции экономической теории

28.01.2009/контрольная работа

Зарождение и основные этапы развитие экономической теории, основные экономические школы. Экономическая мысль Древней Греции – Платон и Аристотель. Теория стоимости и теория равновесия. Производственные отношения. Механизм функционирования рынка.

Развитие экономической мысли в России

3.10.2009/курсовая работа

Изучение развития экономической теории в России. История ее возникновения как науки, особенности и этапы развития. Экономические взгляды народничества, идеи Плеханова, наследие Туган-Барановского. Экономическая мысль в России в конце XX - начале XXI вв.

Хозяйство и экономическое воззрение обществ Европейской цивилизации в период средневековья

26.10.2008/курсовая работа

Развитие феодального хозяйства и его отраслевая структура. Экономическая мысль Средневековья. Эволюция форм хозяйствования и структуры экономики в макромоделях феодализма. Господство крупной земельной собственности, находившейся в руках класса феодалов.

referatwork.ru

Реферат - Зарождение экономической мысли в философских учения древнего Китая

Федеральное агентство по образованию

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА ИМ. И.М.ГУБКИНА

Кафедра Экономической теории

Реферат

На тему:

«Зарождение экономической мысли в философских учения древнего Китая».

Выполнил: Проверил:

Студент группы ЭЭ-09-7 Доцент

Корнюхин Никита. Новак Г.И.

Дата сдачи:_________

Оценка:____

Дата:_______

Москва 2010

Содержание:

Введение………………………………………………………………..3

1. Экономическая мысль Древнего Китая………………………...4

2. Конфуцианство: сущность и влияние…………………………..6

3. Даосизм и моизм…………………………………………………9

4. Легизм…………………………………………………………...10

Заключение……………………………………………………………14

Список литературы…………………………………………………...16

Введение.

С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

Как же эта проблема решалась в Древнем мире? Какими аргументами на протяжении с четвертого тысячелетия до нашей эры и до первых столетий первого тысячелетия нашего времяисчисления в странах Древнего Востока и античного рабства поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений перед товарно-денежными?

Ответы на все эти вопросы я постараюсь изложить в своем реферате.

1. Экономическая мысль Древнего Китая.

Для начала хотелось бы вспомнить, какие черты присущи развитию экономической мысли для всего древнего Востока.

Первым было то, что экономическая мысль никогда не отделялась от политической и юридической жизни страны. Множество найденных документов и рукописей подтверждают это. Предметом изучения была макроэкономика, о микроуровне тогда не думали. Не использовалась специфическая терминология, а также все понятия делились на две группы: те, что связаны с управлением натуральным хозяйством и те, что связаны с регулированием товарно-денежных отношений.

А теперь конкретно о Китае.

Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется, как правило, с именем Конфуция (Кун Цзы (551—479 до н.э.) и его сборником «Лунь юй» («Беседы и суждения»), а также с идеями популярного в IV—III вв. до н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы».

Сторонник регламентированных патриархальных отношений и защиты государством экономического благополучия родовой знати и всех «вышестоящих», Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Этот философ хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновней почтительности и дружбе с братьями. По его мнению, тогда «у народа будет достаток», когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.

Авторы «Гуань-цзы», подобно Конфуцию, в качестве главной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным» (посредством равномерного распределения богатства без «обогащения» торговцев и ростовщиков) и так же, как он, ратовали за незыблемость сословного деления общества (полагая, что без Богом избранных «знатных» и высших сословий страна не имела бы доходов и что не может быть, чтобы «все были знатны», так как «некому было бы трудиться»). В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб (дабы «в селениях царило спокойствие»), создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенными (перекладывая эти налоги на производимые с их использованием товары) и др. Небезынтересно отметить и то обстоятельство, что основными составляющими понятия богатства в трактате названы, наряду с золотом и жемчугом, и иные материальные блага, товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению. При этом роль золота как товара и меры исчисления ресурсов государства «объяснялась» прежде всего его природным предназначением выступать в качестве денег и способствовать такому обмену, в результате которого «выгоды у одних» бывают «больше, чем у других».

А теперь рассмотрим каждое направление немного подробней.

5. Конфуцианство: сущность и влияние.

Конфуцианство — этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. Учение конфуцианство оказало огромное влияние на развитие всей духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием и затем развиты его учениками и последователями такими как Чжуан-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.

На Древнем Востоке экономическая мысль Китая была наиболее развитой. Она нашла отражение преимущественно в философско-религиозных и политических концепциях, таких, как конфуцианство, даосизм, моизм и легизм.

Основателем конфуцианства был Кун-цзы (в европейской традиции – Конфуций (ок. 551-479 до н.э.)). Высказывания и беседы Конфуция были записаны его учениками и их последователя и сведены в сочинение «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

По мнению Конфуция, каждому человеку в соответствии с волей Неба отведено строго определённое место в мире и обществе. Идеальные отношения между людьми строятся на чётком разделении обязанностей, как в семье, так и в государстве: «Правитель должен быть правителем, а подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном».

Совершенный человек (благородный муж) уважает старших по возрасту и должности, обладает чувством долга, придерживается принципа «Чего не желаешь себе, того не делай другим», довольствуется малым в повседневной жизни. Чтобы стать совершенным человеком, необходимо постоянное совершенствование, но способность к нему даётся Небом не каждому человеку. Ею обладают только высшие, а простолюдины, занимающиеся физическим трудом (низшие), лишены такой способности.

Деление общества на высших и низших – основа «высоконравственного правления», которое должно осуществляться путём соблюдения традиций и ритуалов.

Идеальному правлению (из числа благородных мужей) следует заботиться о благополучии и воспитании своих подданных. Богатство в государстве должно быть распределено равномерно в соответствии с социальным статусом человека. Личное богатство достигается честным путём в соответствии с высшими моральными принципами и не в ущерб иерархическому принципу знатности.

Идеи Конфуция, в частности его тезис о делении на высших и низших, развил Мэн-цзы (ок. 372-289 до н.э.). Он выдвинул тезис об общественной необходимости отделения умственного труда от физического, основанный на представлении о врождённости всех качеств людей.

Благородным мужам, занимающихся умственным трудом, волей Неба предначертано быть «управляющими». Люди, занимающиеся физическим трудом, призваны обслуживать благородным мужей, им предначертано быть «управляемыми».

Главную роль в государстве Мэн-цзы отводил народу («управляемым»), ведь именно он кормит общество. Чтобы народ мог выполнить свою задачу, Мэн-цзы призывал государство активно вмешиваться в поземельные отношения. Он предлагал вернуться к уравнительной системе землепользования, к обычаям общинной взаимопомощи, совместной обработки «общественных полей», доход с которых шёл государству и чиновникам.

Кроме того, Мэн-цзы выступал за взимание умеренных налогов, за развитие обмена ремесленной и земледельческой продукцией, против жёсткого установления цен государством на внутреннем рынке.

Ещё одним представителем конфуцианства считается Сюнь-цзы (ок. 313/298 – ок. 238 до н.э.). По его мнению, человек зол по своей природе, ему присуще желание наживы. Для преодоления злой природы, человека следует обучать, воспитывать и контролировать с помощью наказаний и норм ритуала. Понятие «ритуал» занимает очень важное место в концепции Сюнь-цзы, оно объединяет в себе этические, политические и правовые нормы.

Ритуал – высшее проявление различий между «управляющими» и «управляемыми». Носителем ритуала является потомственная аристократия, и именно на нее распространяются его нормы. На народ же распространяется действие законов.

Сюнь-цзы считал, что истоки деления общества на «управляющих» и «управляемых», начала социального и имущественного неравенства нужно искать в самой природе человека, что наследственное разделение труда является основным принципом государственного устройства.

Экономическая политика государства должна опираться на экономию, сохранения излишков с целью обеспечения достатка народа. Для этого необходимо регламентировать производство, распределения и потребления продукта страны.

Особое внимание уделяется потреблению: каждый слой общества должен потреблять не больше, чем ему положено по рангу. Сюнь-цзы отмечает, что именно такая система распределения приводит к появлению излишков.

Представители конфуцианства выступали за регламентацию экономики государством, за сохранение общественно-патриархального порядка, жестокого иерархического устройства общества.

3. Даосизм и моизм.

Других взглядов придерживались представители даосизма – одного из важнейших философско-религиозных учений Китая. Его основателем считается Лао-цзы (примерно VII-VI вв. до н.э.), а наибольший вклад в развитие даосизма внёс Чжуан-цзы (ок.369-286 до н.э.).

Дао (центральное понятие даосизма) означает путь, закон существования Вселенной. Искусственно изменить что-либо во Вселенной невозможно, более того, любое действие, противоречащее дао, приведет к неудаче и гибели.

Поэтому каждый должен следовать дао, придерживаться принципов недеяния. В частности правитель, если он мудр, не будет делать нечего для управления государством, страна в этом случае будет следовать дао и процветать.

Наряду с даосами и конфуцианцами особое место занимали представители моизма. Основателем этой школы был Мо-цзы (479-ок.400 до н.э.). Его ученики и последователи III-II вв. до н.э. создали трактат «Мо-цзы», в котором нашли отражение взгляды философа. Основными идеями моизма являются «всеобщая любовь» и «всеобщая польза», соответствующие воли Неба. Для Неба нет ни знатных, ни бедных, оно питает всеобщую любовь ко всем живущим, всех кормит.

Моисты отражали настроение простых людей – землевладельцев, ремесленников, требовали для них равноправия с аристократией, в том числе и для управления.

Мо-цзы подчёркивал значение физического труда в обществе, считал, что в нем должны принимать участие все граждане государства. Важнейшим условием существования и благополучия людей он провозглашал разделение труда, которое совершенствует и производителя, и создаваемый им продукт.

В государственном управлении главной должна быть «всеобщая польза», стремление же к личному обогащению без учёта интересов других людей наносит обществу непоправимый вред.

4. Легизм.

Особый вклад в развитие экономической мысли Древнего Китая внесли представители легизма (от лат. Lex – закон), или школы законников (фацзя).

Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трак­тате IV в до н.э. «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Ряд глав трактата написан самим Гунсунь Яном (390 – 338 гг. до н. э.), известным под именем Шав Яя. Этот видный теоретик легизма и один из основателей школы «законников» (фацзя) был правителем области Шан во времена циньского правителя Сяо-гуна (361 – 338 гг. до н. э.).

Шан Ян выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания. Критикуя распространен­ные в его время и влиятельные конфуцианские представления и идеалы в сфере управления (приверженность старым обычаям и ритуалам, устоявшимся законам и традиционной этике и т. д.), Шан Ян замечает, что люди, придерживающиеся подобных взглядов, могут «лишь занимать должности и блюсти законы, однако они не способны обсуждать (вопросы), выходящие за рамки старых законов».

Представления легистов о жестоких законах как основном (если не единственном) средстве управления тесно связаны с их пониманием взаимоотношений между населением и государ­ственной властью. Эти взаимоотношения носят антагонистичес­кий характер по принципу «кто кого»: «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда же власти сильнее своего народа, армия могущественна».

В целом вся концепция управления, предлагаемая Шан Яном, пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и уверенностью, что посредством насильственных мер (или, что для него то же самое, – жестоких законов) их можно подчинить желательному «порядку». Причем под «порядком» имеется в виду полнейшее безволие подданных, позволяющее деспотической центральной власти мобильно и без помех мани­пулировать ими как угодно в делах внутренней и внешней политики.

Этому идеалу «законнического» государства совершенно чуж­ды представления о каких-либо правах подданных по закону, об обязательности закона для всех (включая и тех, кто их издает), о соответствии меры наказания тяжести содеянного, об ответ­ственности лишь за вину и т. д. По сути дела, закон выступает здесь лишь как голая приказная форма, которую можно заполнить любым произвольным содержанием (повелением) и снаб­дить любой санкцией. Причем законодатель, согласно Шан Яну, не только не связан законами (старыми или новыми, своими), но даже восхваляется за это: «Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими».

Существенное значение в деле организации управления Шан Ян и его последователи наряду с превентивными наказаниями придавали внедрению в жизнь принципа коллективной ответ­ственности. Причем этот принцип, согласно легистам, выходил за круг людей, охватываемых семейно-родовыми связями, и распространялся на объединение нескольких общин (дворов) – на так называемые пятидворки и десятидворки, охваченные круговой порукой. Внедренная таким путем система тотальной взаимослежки подданных друг за другом сыграла значитель­ную роль в укреплении централизованной власти и стала существенным составным моментом последующей практики государственного управления и законодательства в Китае.

Легистские воззрения, кроме Шан Яна, разделяли и развива­ли многие видные представители влиятельной школы фацзя (Цзын Чань, Шэнь Бу-хай, Хань Фэй и др.). Взгляды этой школы, помимо «Шан цзюнь шу», изложены также в целом ряде других древнекитайских источников, в частности в главе «Яс­ные законы» сводного памятника «Гуань-цзы» (IV – III вв. до н. э.), в книге «Хань Фэй-цзы» – работе крупного теоретика легизма Хань Фэя (III в. до н. э.), в разделе «Рассматривать все по нынешнему времени» компендиума древнекитайской мысли «Люй-ши чунь цю» (III в. до н. э.) и др.

Во всех этих произведениях с теми или иными вариантами отстаивается необходимость жестоких законов как средства управления.

В «Хань Фэй-цзы» предпринимается попытка легистской переинтерпретации ряда основополагающих понятий даосизма и конфуцианства (дао, ли, недеяние и т. д.).

Так, принцип недеяния правителя в толковании Хань Фэя предстает как таинственность, которой следует сокрыть от под­данных механизм властвования. «Вообще идеал правления, – замечает он, – это когда подданные не могут постичь тайны управления». Отстаивая господство законов, Хань Фэй критико­вал самовластных чивновников и называл их узурпаторами. Подобным узурпаторам, злоупотребляющим властью, он проти­вопоставлял «умных и сведущих в законах людей», т. е. легистов.

В рамках легистской доктрины Хань Фэй выступал за допол­нение законов искусством управления. Это, по существу, озна­чало признание недостаточности одних лишь тяжких наказаний в качестве средства управления. Отсюда и его частичная крити­ка в адрес легистов Шан Яна и Шэнь Бу-хая: «Эти двое не совсем тщательно отработали законы и искусство управления».

Подобная критика крайних легистских представлений о наси­лии как единственном способе и критерии управления сочета­ется в учении Хань Фэя с попыткой наряду с наказательным законом учесть роль и иных регулятивных начал и принципов. Поэтому он, обращаясь, например, к воззрениям конфуцианцев, стремился к определенному сочетанию некоторых их идей с легистскими представлениями.

Ряд суждений о необходимости изменений законов в соответ­ствии с изменившимися требованиями времени имеются в названной легистской работе «Рассматривать все по нынешнему времени». «Любой закон прежних правителей,– подчеркивал автор этого трактата, – был необходим в свое время. Время и закон развиваются не одинаково, и, пусть старые законы дошли до нас, все же копировать их нельзя. Поэтому следует выбирать из готовых законов прежних правителей (что нужно) и брать за образец то, чем они руководствовались при выработке законов».

Попытки исторического подхода к закону придавали легист­ской концепции в целом большую гибкость и содействовали ее приспособлению к нуждам политической практики и законода­тельного процесса. Одновременно, как было сказано, предпринима­лись попытки легистской переинтерпретации ряда идей конфуцианства с целью использовать все идеологически влиятельные и значимые концепции управления в интересах бюрократически-централизованной власти.

В результате всех этих усилий уже ко II в. до н.э. официаль­ная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко, по существу, отводилась роль привлека­тельного фасада и прикрытия. Подобный идейно-теоретический симбиоз различных концепций управления и правопонимания сыграл значительную роль во всем последующем развитии государства и права в Китае.

Заключение.

Как видно из всего вышесказанного, экономическая мысль Китая развивалась неравномерно.

Конечно, во всех течениях много схожего, но также там много и расхожего. Некоторые идеи противоречат друг другу, а это лишь доказывает, что в древнем Китае проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества являлась главной.

В поисках идеального пути развития и систематизации знаний, люди выдвигали свои теории, свои методы и подходы. Но было во всех теория нечто общее, а именно — в древневосточных странах, уделялось внимание экономической политике государства. На Древнем Востоке эта тема стала основой для экономической мысли: считалось, что государство должно активно вмешиваться в экономическое развитие, рассматривались конкретные вопросы управления государственным хозяйством, экономикой страны в целом.

А дальше каждая из школ по-своему трактовала, как будет выглядеть государственное вмешательство.

Лично мне очень близка мысль Хань Фэя о том, «идеал правления — это когда подданные не могут постичь тайны управления». Я так же согласен с Конфуцием в вопросе разделения труда: «Правитель должен быть правителем, а подданный подданным». С одной стороны – это означает смирение со своим текущим положением, прекращение всех попыток самосовершенствования, а с другой стороны – каждый точно знал, что он должен делать. А если каждый знал свои обязанности, то по философии того же Конфуция – он должен самосовершенствоваться. А если так, то каждый будет выполнять свою работу лучше всех, и это уже приведет к расцвету государства.

Мне лично понятны все направления, существовавшие в Китае. В каждом есть нечто такое, что заставляет поверить в правоту своей мысли, но каждое имеет свои недостатки, поэтому идея легизма о том, что нужно совместить некоторые направления очередной раз показывает, какими мудрыми были правители Востока.

Таким образом, экономическая мысль Древнего мира, хотя и не сформировалась в самостоятельную отрасль знания из-за большого количества несоответствий, но поставила многие важные проблемы, и тем самым заложило основы для дальнейшего развития экономической науки.

Список литературы:

1. lib.vvsu.ru/books/

2. 5ka.su/lections/economics/

3. oodri.narod.ru/ei1.html

4. www.mystic-chel.ru/east/china/

5. www.politology.vuzlib.net/

6. Бартенев С.А. «История экономических учений», Москва 2009.

7. «История экономических учений: Учебник для вузов / Под редакцией В.С. Адвадзе», Москва 2002.

www.ronl.ru

Древний Китай - История экономических учений Библиотека русских учебников

Экономическая мысль. Древнего. Китая возникла и развивалась в рамках таких общих философских и политических учений, как конфуцианство, даосизм, легизм и моизм. Господствующим учением было конфуцианство. Его с учредителем является. Кун-Цзы илио . Конфуций (551-479 гг до. Не). Его учение было оформлено учениками в сборник"Лунь юй" ("Беседы и суждения"), где кроме общих философских принципов жизнедеятельности человека и общества отражены представления. Конфуция о хозяйственных отношениях

Конфуций выдвигает идею"естественного права"В основе общественного устройства положено божественное начало, и разделение общества на"высших"и"низших"является естественным. Также"естественным"является существование различных форм собственности сности - коллективной (собственности крестьянских общин) и частної (власності селянських общин) і приватної.

Учение. Конфуция направлено на усиление авторитета государства и власти верховного правителя, хотя идеал государства он видел в прошлом, в принципах патриархального уклада. Конфуций считает, что государство - это ве елика семья, глава ее -"отец народа", а подчиненные -"его дети"Мыслитель предлагает программу нравственного совершенствования каждого человека, как путь к стабилизации социально - экономического устройства. Уважение д в старших - одна из главных черт"благородного человека", которая никогда не будет выступать"против вышестоящихвиступати "проти вищих за рангом".

Обилие народа зависит от качественного хозяйствования, а добросовестный труд умножает богатство как народа в целом, так и его обладателя. Для смягчения существующих противоречий. Конфуций считал необходимым рас уделять богатство более равномерно, облегчить бремя налогов и привлекать население к выполнению общественных работ, учитывая сельскохозяйственный цикл.

Выдающимся представителем древнего конфуцианства был. Мэн-цзы (372-289 гг до. Не), или учитель. Мэн. Он выступал за четкое разделение общества на"управляющих и управляемых", потому неравенство - это"воля небо. Небесный"Этим он оправдывает противоречия между богатым чиновничеством и аристократией (умственным трудом), с одной стороны, и крестьянством (физическим трудом), - с другойичною працею), - з іншого.

Одновременно. Мэн-цзы выступал в защиту общины, экономических интересов крестьян, против увеличения рабовладельческого гнета. Он предлагал возродить былые общинные формы производства и ввести систему"крины ных полей"(названная так по порядку размещения полей, напоминает иероглиф"колодец"). Согласно ей общественная земля разграничивалась на девять одинаковых участков. Восемь из них обрабатывались отдельными род. Инама, а девятая ("общественное поле") - всеми этими семьями совместно. Урожай с этого участка было предназначено для государства. По мнению. Мэн-цзы, умный правитель должен быть умеренным при взимании налогов не отнимать у земледельца время, необходимое для работы на своем полеобхідний для роботи на своєму полі.

Выразителем экономических идей древнего конфуцианства был также. Сюнь-цзы (313-238 гг до. Не). В своем учении он, в отличие от. Конфуция и. Мэн-цзы, исходил из"злой природы"человека. По его мнению, те олько практическая деятельность порождает добродетель. Он высказал идею о необходимости разделения труда, отметив, что вещи, которыми пользуется один человек, является результатом труда многих людей, поскольку к ожно человек не может одновременно все уметь. Поэтому, считал. Сюнь-цзы, мудрецы распределили обязанности между людьми, чтобы они не делали только то, что им выгодно. Главным управляющим распределением обязанностей в государстве ее правитель. Основными принципами экономической политики государства должны быть: экономия в расходах, обеспечение достатка народу, необходимость сохранения излишков, удовольствие только того уровня потребностей, который отвечал социальному ранговые человека. Бережливость принесет государству излишки общественного продукта, которые нужно накапливать и сохранятьаджувати і зберігати.

С критикой конфуцианства выступили. Мо-цзы (479-400 гг до. Не) и его сторонники (моисты). Моисты пропагандировали природном равенстве людей, выступали против сословного деления общества, осуждали рабство привилегии знати. Они считали физический труд источником богатства и призвали всех усердно работать, чтобы достичь счастья и благополучия. Путь к совершенствованию общественной жизни. Мо-цзы и его сторонники убьет ачало в утверждении в отношениях между людьми принципов"всеобщей любви"и"взаимной выгодыquot;взаємної вигоди".

В VI-III вв до не в. Китае возникла школа легистов. Она связана со взглядами выдающихся политических деятелей того времени. Ли куя (424-386 гг до. Не),. Гунсунь. Яна (390-338 гг до. Не),. Хань. Фэя е) и других. Идеология легизма отражала новые тенденции хозяйственного развития. Древнего. Китая, связанные с усилением экономической роли государства и формированием императорской бюрократической системы уп ления. Легисты выступали за управление страной с помощью законов и административных актов, были сторонниками политической централизации и объединения стран'єднання країни.

. Ли. Куй (первый министр правителя царства. Вэй) составил"Сведения"всех имеющихся с ним законов, которое стало основой законодательства в период III в до. НЭ - III в не. Он ли создал учение о наиболее полное использование сил земли, выступал за государственное регулирование хлебного рынка. Государство должно регулировать цены на зерно, закупая его в урожайные годы и продавая по твердым ценам в неурожайные годы, во время стихийных ли х и голодйних лих і голоду.

Выдающимся представителем школы лепет был. Гунсунь. Ян, известный еще как. Шан. Ян. Его экономические взгляды изложены в"Книге правителя области. Шан", составленной его учениками в конце IV - первой половине III в т к не в убеждения. Шан, процветания государства достигается двумя путями - развитием земледелия и ведением войны. Мудрому правителю для ведения войн и содержание чиновников необходимы большие запасы пр одовольства. А поскольку, по мнению. Шан. Яна, сельское хозяйство тогдашнего. Китая находилось в запущенном состоянии, государство должно активно проводить политику"возвращения к земле"Шан. Ян предлагал осу сныти общий подворный перепись крестьян и законодательно ввести единый налог по количеству собранного зерна, насильно привлекать к земледелию бездельников и бродяг, значительно повысить пошлины на заставах и рынках, чтобы предотвратить скупку зерна по дешевым ценам и спекуляции им в неурожайные годы. Шан. Ян выступал за сохранение сельской общины, против превращения свободного населения на арендаторов и ра лий и предлагал запретить выход из общины малоимущим и малоземельных крестьянжним і малоземельним селянам.

Другой представитель школы лепет -. Хань. Фэй был сторонником жесткой централизации власти в государстве, укрепления ее экономической и военной мощи благодаря беспрекословному выполнению законов сложенное ния богатств одобрялось только в государственной казне. Экономической основой страны является развитие сельского хозяйства, а главная причина бедности - в лености и расточительстве. Хань. Фэй советовал правителям облагать богатыхтих.

Особое место в истории общественной мысли. Китая занимает трактат"Гуань-цзы"В начале IV в правитель царства. Цинь начал академию"Дворец наук круг западных ворот", где работало более 2000. Ученым их. Ученые академии написали более 500 произведений, которые были объединены одним общим заглавием"Гуань-цзыьною назвою "Гуань-цзи".

Трактат признает закономерность изменений в природе и обществе. Изменения в общественной жизни объясняются периодичностью урожайных и неурожайных лет. В то же время авторы трактата высказываются за регулярный в влияние государства на хозяйственную жизненнотя.

Поскольку важнейшим условием обеспечения устойчивого развития экономики считалось укрепление земледелия, авторы трактата советовали осуществить ряд мероприятий: определить плодородие земельных участков, распределить ты их более равномерно, установить уровень налогообложения в соответствии с качеством земле, не привлекать крестьян к другим работам в течение сельскохозяйственного года, давать им дешевые кредиты и организовать для с оскудели в неурожайные годы общественные робот.

В"Гуань-цзы"выдвинут принцип"уравновешивания хозяйства""Умный правитель пускает в оборот то, в чем народ испытывает недостаток и держит у себя то, чего у народа избыток"4. Согласно принципу"вривнов взвешивания хозяйства"рекомендовалось создать государственные фонды, в которых правитель должен накапливать до половины всего урожая зерна для выравнивания и стабилизации цен на хлеб. Надо продавать продолжить ольство из государственных фондов, когда его не хватает в стране, и пополнять фонды, когда пищи вдоволь. При этом требовалось равномерно регулировать цены по всей стране, что даст возможность предотвратить возможность и перехода контроля над ценами в руки торговцев и спекулянтовю над цінами в руки торговців і спекулянтів5.

В трактате также рассматривались вопросы налогов и денежного обращения. Предлагалось заменить прямые налоги на железо и соль косвенными, применять для стабилизации хозяйства нормированную эмиссию денежных х знаков. Многие идеи"Гуань-цзы"было использовано в хозяйственной практике. Древнего. Китавнього. Китаю.

В IV-III вв до не явилась книга"Дао дэ цзин", в которой излагаются основные положения учения даосизма. Автором считается. Лао-цзы (VI-V вв до. НЭ) - основоположника даосизма. Понятие"дао"(буквально - путь, закон) толкуется как естественный, закономерный движение и изменчивость всего сущего. Это движение не допус скае любого внешнего вмешательства. Все социальное зло, по мнению. Лао-цзы, является следствием нарушения этого закона, замены его"человеческим дао"несправедливостью правителей. Даосизм выступал против социа ной неравенства людей, рабства и накопления вельможами богатств. Даосизма принадлежит идея пассивного протеста -"недеяние", по которой люди способны лишь понять окружающий мир, но не могут ничего сми ныть в нем. Лао-цзы и его последователи идеализировали прошлое и призывали вернуться к прежним"добрых"времени повернутися до колишніх "добрих" часів.

uchebnikirus.com

Доклад - Зарождение экономической мысли в философских учения древнего Китая

Федеральное агентство по образованию

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА ИМ. И.М.ГУБКИНА

Кафедра Экономической теории

Реферат

На тему:

«Зарождение экономической мысли в философских учения древнего Китая».

Выполнил: Проверил:

Студент группы ЭЭ-09-7 Доцент

Корнюхин Никита. Новак Г.И.

Дата сдачи:_________

Оценка:____

Дата:_______

Москва 2010

Содержание:

Введение………………………………………………………………..3

1. Экономическая мысль Древнего Китая………………………...4

2. Конфуцианство: сущность и влияние…………………………..6

3. Даосизм и моизм…………………………………………………9

4. Легизм…………………………………………………………...10

Заключение……………………………………………………………14

Список литературы…………………………………………………...16

Введение.

С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

Как же эта проблема решалась в Древнем мире? Какими аргументами на протяжении с четвертого тысячелетия до нашей эры и до первых столетий первого тысячелетия нашего времяисчисления в странах Древнего Востока и античного рабства поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений перед товарно-денежными?

Ответы на все эти вопросы я постараюсь изложить в своем реферате.

1. Экономическая мысль Древнего Китая.

Для начала хотелось бы вспомнить, какие черты присущи развитию экономической мысли для всего древнего Востока.

Первым было то, что экономическая мысль никогда не отделялась от политической и юридической жизни страны. Множество найденных документов и рукописей подтверждают это. Предметом изучения была макроэкономика, о микроуровне тогда не думали. Не использовалась специфическая терминология, а также все понятия делились на две группы: те, что связаны с управлением натуральным хозяйством и те, что связаны с регулированием товарно-денежных отношений.

А теперь конкретно о Китае.

Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется, как правило, с именем Конфуция (Кун Цзы (551—479 до н.э.) и его сборником «Лунь юй» («Беседы и суждения»), а также с идеями популярного в IV—III вв. до н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы».

Сторонник регламентированных патриархальных отношений и защиты государством экономического благополучия родовой знати и всех «вышестоящих», Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Этот философ хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновней почтительности и дружбе с братьями. По его мнению, тогда «у народа будет достаток», когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.

Авторы «Гуань-цзы», подобно Конфуцию, в качестве главной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным» (посредством равномерного распределения богатства без «обогащения» торговцев и ростовщиков) и так же, как он, ратовали за незыблемость сословного деления общества (полагая, что без Богом избранных «знатных» и высших сословий страна не имела бы доходов и что не может быть, чтобы «все были знатны», так как «некому было бы трудиться»). В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб (дабы «в селениях царило спокойствие»), создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенными (перекладывая эти налоги на производимые с их использованием товары) и др. Небезынтересно отметить и то обстоятельство, что основными составляющими понятия богатства в трактате названы, наряду с золотом и жемчугом, и иные материальные блага, товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению. При этом роль золота как товара и меры исчисления ресурсов государства «объяснялась» прежде всего его природным предназначением выступать в качестве денег и способствовать такому обмену, в результате которого «выгоды у одних» бывают «больше, чем у других».

А теперь рассмотрим каждое направление немного подробней.

5. Конфуцианство: сущность и влияние.

Конфуцианство — этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. Учение конфуцианство оказало огромное влияние на развитие всей духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием и затем развиты его учениками и последователями такими как Чжуан-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.

На Древнем Востоке экономическая мысль Китая была наиболее развитой. Она нашла отражение преимущественно в философско-религиозных и политических концепциях, таких, как конфуцианство, даосизм, моизм и легизм.

Основателем конфуцианства был Кун-цзы (в европейской традиции – Конфуций (ок. 551-479 до н.э.)). Высказывания и беседы Конфуция были записаны его учениками и их последователя и сведены в сочинение «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

По мнению Конфуция, каждому человеку в соответствии с волей Неба отведено строго определённое место в мире и обществе. Идеальные отношения между людьми строятся на чётком разделении обязанностей, как в семье, так и в государстве: «Правитель должен быть правителем, а подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном».

Совершенный человек (благородный муж) уважает старших по возрасту и должности, обладает чувством долга, придерживается принципа «Чего не желаешь себе, того не делай другим», довольствуется малым в повседневной жизни. Чтобы стать совершенным человеком, необходимо постоянное совершенствование, но способность к нему даётся Небом не каждому человеку. Ею обладают только высшие, а простолюдины, занимающиеся физическим трудом (низшие), лишены такой способности.

Деление общества на высших и низших – основа «высоконравственного правления», которое должно осуществляться путём соблюдения традиций и ритуалов.

Идеальному правлению (из числа благородных мужей) следует заботиться о благополучии и воспитании своих подданных. Богатство в государстве должно быть распределено равномерно в соответствии с социальным статусом человека. Личное богатство достигается честным путём в соответствии с высшими моральными принципами и не в ущерб иерархическому принципу знатности.

Идеи Конфуция, в частности его тезис о делении на высших и низших, развил Мэн-цзы (ок. 372-289 до н.э.). Он выдвинул тезис об общественной необходимости отделения умственного труда от физического, основанный на представлении о врождённости всех качеств людей.

Благородным мужам, занимающихся умственным трудом, волей Неба предначертано быть «управляющими». Люди, занимающиеся физическим трудом, призваны обслуживать благородным мужей, им предначертано быть «управляемыми».

Главную роль в государстве Мэн-цзы отводил народу («управляемым»), ведь именно он кормит общество. Чтобы народ мог выполнить свою задачу, Мэн-цзы призывал государство активно вмешиваться в поземельные отношения. Он предлагал вернуться к уравнительной системе землепользования, к обычаям общинной взаимопомощи, совместной обработки «общественных полей», доход с которых шёл государству и чиновникам.

Кроме того, Мэн-цзы выступал за взимание умеренных налогов, за развитие обмена ремесленной и земледельческой продукцией, против жёсткого установления цен государством на внутреннем рынке.

Ещё одним представителем конфуцианства считается Сюнь-цзы (ок. 313/298 – ок. 238 до н.э.). По его мнению, человек зол по своей природе, ему присуще желание наживы. Для преодоления злой природы, человека следует обучать, воспитывать и контролировать с помощью наказаний и норм ритуала. Понятие «ритуал» занимает очень важное место в концепции Сюнь-цзы, оно объединяет в себе этические, политические и правовые нормы.

Ритуал – высшее проявление различий между «управляющими» и «управляемыми». Носителем ритуала является потомственная аристократия, и именно на нее распространяются его нормы. На народ же распространяется действие законов.

Сюнь-цзы считал, что истоки деления общества на «управляющих» и «управляемых», начала социального и имущественного неравенства нужно искать в самой природе человека, что наследственное разделение труда является основным принципом государственного устройства.

Экономическая политика государства должна опираться на экономию, сохранения излишков с целью обеспечения достатка народа. Для этого необходимо регламентировать производство, распределения и потребления продукта страны.

Особое внимание уделяется потреблению: каждый слой общества должен потреблять не больше, чем ему положено по рангу. Сюнь-цзы отмечает, что именно такая система распределения приводит к появлению излишков.

Представители конфуцианства выступали за регламентацию экономики государством, за сохранение общественно-патриархального порядка, жестокого иерархического устройства общества.

3. Даосизм и моизм.

Других взглядов придерживались представители даосизма – одного из важнейших философско-религиозных учений Китая. Его основателем считается Лао-цзы (примерно VII-VI вв. до н.э.), а наибольший вклад в развитие даосизма внёс Чжуан-цзы (ок.369-286 до н.э.).

Дао (центральное понятие даосизма) означает путь, закон существования Вселенной. Искусственно изменить что-либо во Вселенной невозможно, более того, любое действие, противоречащее дао, приведет к неудаче и гибели.

Поэтому каждый должен следовать дао, придерживаться принципов недеяния. В частности правитель, если он мудр, не будет делать нечего для управления государством, страна в этом случае будет следовать дао и процветать.

Наряду с даосами и конфуцианцами особое место занимали представители моизма. Основателем этой школы был Мо-цзы (479-ок.400 до н.э.). Его ученики и последователи III-II вв. до н.э. создали трактат «Мо-цзы», в котором нашли отражение взгляды философа. Основными идеями моизма являются «всеобщая любовь» и «всеобщая польза», соответствующие воли Неба. Для Неба нет ни знатных, ни бедных, оно питает всеобщую любовь ко всем живущим, всех кормит.

Моисты отражали настроение простых людей – землевладельцев, ремесленников, требовали для них равноправия с аристократией, в том числе и для управления.

Мо-цзы подчёркивал значение физического труда в обществе, считал, что в нем должны принимать участие все граждане государства. Важнейшим условием существования и благополучия людей он провозглашал разделение труда, которое совершенствует и производителя, и создаваемый им продукт.

В государственном управлении главной должна быть «всеобщая польза», стремление же к личному обогащению без учёта интересов других людей наносит обществу непоправимый вред.

4. Легизм.

Особый вклад в развитие экономической мысли Древнего Китая внесли представители легизма (от лат. Lex – закон), или школы законников (фацзя).

Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трак­тате IV в до н.э. «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Ряд глав трактата написан самим Гунсунь Яном (390 – 338 гг. до н. э.), известным под именем Шав Яя. Этот видный теоретик легизма и один из основателей школы «законников» (фацзя) был правителем области Шан во времена циньского правителя Сяо-гуна (361 – 338 гг. до н. э.).

Шан Ян выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания. Критикуя распространен­ные в его время и влиятельные конфуцианские представления и идеалы в сфере управления (приверженность старым обычаям и ритуалам, устоявшимся законам и традиционной этике и т. д.), Шан Ян замечает, что люди, придерживающиеся подобных взглядов, могут «лишь занимать должности и блюсти законы, однако они не способны обсуждать (вопросы), выходящие за рамки старых законов».

Представления легистов о жестоких законах как основном (если не единственном) средстве управления тесно связаны с их пониманием взаимоотношений между населением и государ­ственной властью. Эти взаимоотношения носят антагонистичес­кий характер по принципу «кто кого»: «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда же власти сильнее своего народа, армия могущественна».

В целом вся концепция управления, предлагаемая Шан Яном, пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и уверенностью, что посредством насильственных мер (или, что для него то же самое, – жестоких законов) их можно подчинить желательному «порядку». Причем под «порядком» имеется в виду полнейшее безволие подданных, позволяющее деспотической центральной власти мобильно и без помех мани­пулировать ими как угодно в делах внутренней и внешней политики.

Этому идеалу «законнического» государства совершенно чуж­ды представления о каких-либо правах подданных по закону, об обязательности закона для всех (включая и тех, кто их издает), о соответствии меры наказания тяжести содеянного, об ответ­ственности лишь за вину и т. д. По сути дела, закон выступает здесь лишь как голая приказная форма, которую можно заполнить любым произвольным содержанием (повелением) и снаб­дить любой санкцией. Причем законодатель, согласно Шан Яну, не только не связан законами (старыми или новыми, своими), но даже восхваляется за это: «Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими».

Существенное значение в деле организации управления Шан Ян и его последователи наряду с превентивными наказаниями придавали внедрению в жизнь принципа коллективной ответ­ственности. Причем этот принцип, согласно легистам, выходил за круг людей, охватываемых семейно-родовыми связями, и распространялся на объединение нескольких общин (дворов) – на так называемые пятидворки и десятидворки, охваченные круговой порукой. Внедренная таким путем система тотальной взаимослежки подданных друг за другом сыграла значитель­ную роль в укреплении централизованной власти и стала существенным составным моментом последующей практики государственного управления и законодательства в Китае.

Легистские воззрения, кроме Шан Яна, разделяли и развива­ли многие видные представители влиятельной школы фацзя (Цзын Чань, Шэнь Бу-хай, Хань Фэй и др.). Взгляды этой школы, помимо «Шан цзюнь шу», изложены также в целом ряде других древнекитайских источников, в частности в главе «Яс­ные законы» сводного памятника «Гуань-цзы» (IV – III вв. до н. э.), в книге «Хань Фэй-цзы» – работе крупного теоретика легизма Хань Фэя (III в. до н. э.), в разделе «Рассматривать все по нынешнему времени» компендиума древнекитайской мысли «Люй-ши чунь цю» (III в. до н. э.) и др.

Во всех этих произведениях с теми или иными вариантами отстаивается необходимость жестоких законов как средства управления.

В «Хань Фэй-цзы» предпринимается попытка легистской переинтерпретации ряда основополагающих понятий даосизма и конфуцианства (дао, ли, недеяние и т. д.).

Так, принцип недеяния правителя в толковании Хань Фэя предстает как таинственность, которой следует сокрыть от под­данных механизм властвования. «Вообще идеал правления, – замечает он, – это когда подданные не могут постичь тайны управления». Отстаивая господство законов, Хань Фэй критико­вал самовластных чивновников и называл их узурпаторами. Подобным узурпаторам, злоупотребляющим властью, он проти­вопоставлял «умных и сведущих в законах людей», т. е. легистов.

В рамках легистской доктрины Хань Фэй выступал за допол­нение законов искусством управления. Это, по существу, озна­чало признание недостаточности одних лишь тяжких наказаний в качестве средства управления. Отсюда и его частичная крити­ка в адрес легистов Шан Яна и Шэнь Бу-хая: «Эти двое не совсем тщательно отработали законы и искусство управления».

Подобная критика крайних легистских представлений о наси­лии как единственном способе и критерии управления сочета­ется в учении Хань Фэя с попыткой наряду с наказательным законом учесть роль и иных регулятивных начал и принципов. Поэтому он, обращаясь, например, к воззрениям конфуцианцев, стремился к определенному сочетанию некоторых их идей с легистскими представлениями.

Ряд суждений о необходимости изменений законов в соответ­ствии с изменившимися требованиями времени имеются в названной легистской работе «Рассматривать все по нынешнему времени». «Любой закон прежних правителей,– подчеркивал автор этого трактата, – был необходим в свое время. Время и закон развиваются не одинаково, и, пусть старые законы дошли до нас, все же копировать их нельзя. Поэтому следует выбирать из готовых законов прежних правителей (что нужно) и брать за образец то, чем они руководствовались при выработке законов».

Попытки исторического подхода к закону придавали легист­ской концепции в целом большую гибкость и содействовали ее приспособлению к нуждам политической практики и законода­тельного процесса. Одновременно, как было сказано, предпринима­лись попытки легистской переинтерпретации ряда идей конфуцианства с целью использовать все идеологически влиятельные и значимые концепции управления в интересах бюрократически-централизованной власти.

В результате всех этих усилий уже ко II в. до н.э. официаль­ная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко, по существу, отводилась роль привлека­тельного фасада и прикрытия. Подобный идейно-теоретический симбиоз различных концепций управления и правопонимания сыграл значительную роль во всем последующем развитии государства и права в Китае.

Заключение.

Как видно из всего вышесказанного, экономическая мысль Китая развивалась неравномерно.

Конечно, во всех течениях много схожего, но также там много и расхожего. Некоторые идеи противоречат друг другу, а это лишь доказывает, что в древнем Китае проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества являлась главной.

В поисках идеального пути развития и систематизации знаний, люди выдвигали свои теории, свои методы и подходы. Но было во всех теория нечто общее, а именно — в древневосточных странах, уделялось внимание экономической политике государства. На Древнем Востоке эта тема стала основой для экономической мысли: считалось, что государство должно активно вмешиваться в экономическое развитие, рассматривались конкретные вопросы управления государственным хозяйством, экономикой страны в целом.

А дальше каждая из школ по-своему трактовала, как будет выглядеть государственное вмешательство.

Лично мне очень близка мысль Хань Фэя о том, «идеал правления — это когда подданные не могут постичь тайны управления». Я так же согласен с Конфуцием в вопросе разделения труда: «Правитель должен быть правителем, а подданный подданным». С одной стороны – это означает смирение со своим текущим положением, прекращение всех попыток самосовершенствования, а с другой стороны – каждый точно знал, что он должен делать. А если каждый знал свои обязанности, то по философии того же Конфуция – он должен самосовершенствоваться. А если так, то каждый будет выполнять свою работу лучше всех, и это уже приведет к расцвету государства.

Мне лично понятны все направления, существовавшие в Китае. В каждом есть нечто такое, что заставляет поверить в правоту своей мысли, но каждое имеет свои недостатки, поэтому идея легизма о том, что нужно совместить некоторые направления очередной раз показывает, какими мудрыми были правители Востока.

Таким образом, экономическая мысль Древнего мира, хотя и не сформировалась в самостоятельную отрасль знания из-за большого количества несоответствий, но поставила многие важные проблемы, и тем самым заложило основы для дальнейшего развития экономической науки.

Список литературы:

1. lib.vvsu.ru/books/

2. 5ka.su/lections/economics/

3. oodri.narod.ru/ei1.html

4. www.mystic-chel.ru/east/china/

5. www.politology.vuzlib.net/

6. Бартенев С.А. «История экономических учений», Москва 2009.

7. «История экономических учений: Учебник для вузов / Под редакцией В.С. Адвадзе», Москва 2002.

www.ronl.ru