Солярные мифы древнего египта. Читать онлайн Мифы Древнего Египта | Глава 2. Солярные сказания и скачать fb2 без регистрации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Книга Мифы Древнего Египта. Содержание - Глава 2. Солярные сказания. Солярные мифы древнего египта


Солярные мифы Древних Египта и Греции

Широко известны мифы древних Египта, Греции, Вавилонии, Индии, Китая, многих других стран и народов Азии, Африки, Америки и Австралии. Например, древнеегипетский миф о Солнце 3-го тысячелетия до н.э. повествует, что Атум  - бог Солнца, возникший из первобытного Нуна (Хаоса, Мрака, Пустоты), был властелином всей Вселенной (Атум- один из древнейших всеегипетских богов, переименованный в середине 3-го тысячелетия в бога Ра, а в середине 2-го тысячелетия - в бога Амона; изображался человеком с головой сокола, увенчанной солнечным диском, или человеком с двойной короной - символом владыки ”обеих земель”: Верхнего и Нижнего Египта). После своего саморождения и победы над силами Мрака, он оплодотворил себя сам, проглотив собственное семя, и родил, выплюнув изо рта, детей-близнецов: сына Шу - бога воздуха (изображался коленопреклонным человеком, поддерживающим на вытянутых руках небо над землей)  и дочь  Тефнут - богиню влаги (изображалась в виде львицы).  Шу и Тефнут в свою очередь родили  сына Геба- бога Земли (изображался в виде человека с короной Нижнего или Верхнего Египта на голове) и его сестру, ставшую ему женой, Нут - богиню Неба (изображалась в виде женщины со скорбно склоненной головой). Геб поссорился с Нут из-за того, что та ежедневно поедала собственных детей - небесные светила, а затем вновь их порождала. Тогда Шу, чтобы прекратить разногласия, разъединил своих детей, подняв на вытянутые руки вверх Нут и оставив внизу Геба. Каждый день Ра-Атум отправлялся на небо к своей внучке Нут и там плавал по Небесному Нилу, освещая своим светом всю Вселенную. Заканчивая свой дневной небесный путь, он спускался к своему внуку Гебу на землю, там, где на Западных горах был вход в подземное царство. В этом царстве Ра пересаживался с дневной ладьи на ночную и плыл по подземному Нилу до Восточных гор, где вновь перебирался на свою дневную ладью. Потомками Ра через его внуков Геба и Нут стали их дети:  Осирис -  бог сил природы и загробного мира, Сет -  бог пустыни и будущий убийца своего брата Осириса, Исида - богиня плодородия, воды, ветра и мореплавания, сестра и жена Осириса, а также Нефтида - сестра и жена Сета, владычица дома. От Осириса земной трон перешел к его сыну Гору (изображался человеком с головой сокола или солнечным диском с распростертыми крыльями) - богу охоты и света, борющемуся с силами мрака, мстителю за своего погибшего отца, а преемниками и служителями Гора считались фараоны [9,10, 13].

Похожий миф о боге Солнца Уту-Шамаш существовал и в шумерско-аккадской мифологии: в ежедневном странствии по небу Уту-Шамаш вечером скрывается, путешествует по подземному миру, принося мертвецам свет, питье, еду, т.е. выступая для них в качестве “солнца мертвых”, а утром снова выходит из-за гор. Чуть ли не копией египетского мифа о Ра является его древнегреческий вариант о боге Солнца Гелиосе. В нем говорится о том, что далеко на восточном краю Земли находится золотой чертог Гелиоса, где он отдыхает каждую ночь. Утром же богиня зари Эос открывает золотые ворота, и из них Гелиос выезжает на небо на своей золотой колеснице, запряженной четверкой белых крылатых коней (квадриге). Стоя в колеснице, он крепко держит поводья своих буйных лошадей и испускает от своих золотых одежды и венца на голове ослепительный свет, лучи которого озаряют весь мир. Достигнув небесных высот, Гелиос начинает медленно спускаться к западному краю Земли, где в священных водах Океана его ждет золотая ладья. Гелиос на колеснице въезжает в эту ладью и несется на ней по подземной реке на восток  в свой чертог, чтобы отдохнув там, на следующее утро вновь вознестись на небо в своей золотой квадриге [5,8]. Как видим, мифы различаются в основном именами богов и техническими деталями: у древних египтян основной дорогой жизни был Нил, а ладья служила главным средством передвижения по ней (эти реалии люди и перенесли в мифе на небо), а у воителей-греков не было своего Нила, и основным средством передвижения по земле (в том числе и в битвах) им служили колесницы, что и нашло отражение в мифе о Гелиосе.

rummuseum.info

Мифы Древнего Египта. Содержание - Глава 2. Солярные сказания

Одновременно внушается представление о том, что бог-творец особо и неизменно покровительствует и всячески поддерживает своего возлюбленного сына и избранника фараона; не случайно автор поэмы о «Битве при Кадеше» заставляет Рамсеса II, взывающего с берегов далекого Оронта о помощи к Амону-Ра Фиванскому, в следующих выражениях требовать поддержать себя:

«Что же будет теперь, отец мой Амон?

Иль не вспомнит отец о сыне своем?

Творил ли я что помимо тебя?

И ходил, и стоял я по воле твоей…

Иль не строил я тебе много памятников,

Не дал я в храмы твои моих пленников?

Я построил тебе храмы долгих лет,

Дал имущество мое тебе в собственность…

Посылал я в моря корабли для тебя,

Да доставят тебе приношения стран…».

Таким образом, все действия царя как бы освящаются авторитетом бога-творца, ибо провозглашается, что все поступки фараона совершаются им согласно воле его отца, бога, старейшего и сильнейшего из всех богов, создателя и самих богов, и всей вселенной.

Жречество вообще умело и разнообразно пользуется мифами в целях своей пропаганды. Широко известные древние легенды неизменно повторяются в религиозных гимнах, и посреди строф, то восхваляющих Амона-Ра как творца богов, людей, животных и растений, то воспевающих его постоянную борьбу и неизменную победу над извечным его врагом — чудовищным змеем, находим мы строфы, полные пламенной проповеди культа Амона и пропаганды его знаменитой святыни — Карнакского храма:

«Отражающий зло, отгоняющий болезни…

Отверзающий очи, отвращающий беды…

Спасающий любимого, даже если он в преисподней…

Слышащий вопли взывающего к нему,

Мгновенно приходящий издалека к зовущему его,

Он удлиняет жизнь и сокращает ее…

Амон — это водяное заклятье, когда имя его на воде:

Бессилен крокодил, когда звучит его имя…

Лучше он, чем миллионы тому, кто положил его в сердце своем,

И сильнее один именем его, чем сотни тысяч…».

В уже цитированной поэме о «Битве при Кадеше» Рамсес II почти в тех же словах говорит о могуществе Амона:

«Я зову, ибо вижу, что лучше Амон,

Чем миллионы пехоты, чем сотни тысяч конных,

Чем десятки тысяч братьев и детей,

Даже если встанут они единодушно…».

В целях той же пропаганды в образ бога-творца вносятся черты защитника угнетенных и обездоленных. Про него поют, что он –

«Слышащий жалобы того, кто в оковах,

Мягкий сердцем, когда воззовут к нему,

Отнимающий боящегося от гордого сердцем…».

С другой стороны, с той же целью возвысить значение того или иного местного бога-творца продолжают усиленно подчеркивать исконность его бытия по сравнению с остальными богами. Иногда говорится, что боги являются как бы иными проявлениями того же демиурга, иногда каждый член его тела объявляется тем или иным богом.

Религиозные тексты позднего времени все больше и больше пробуют слить со своим местным богом-творцом богов других центров, все чаще и чаще пытаются свести в одну общую систему многочисленные сказания, возникавшие в самых разных условиях в течение многих столетий. И гимны, и богословские тексты полны наборами многочисленных эпитетов различных богов и натянутыми построениями космогоний, заключающих в себе отрывки самых разнообразных представлений. При этом как основные черты облика бога-демиурга религиозные тексты позднего Египта выделяют его изначальность и вечность, вездесущность и всемогущество, всеведение и всеблагость. Бог объявляется владыкой знания и подателем откровения. Однако, для овладения этим откровением, для участия в обрядах многочисленных мистерий — «защит», столь распространенных в поздние времена, было необходимо знание всех тайных имен и эпитетов богов, всех легенд и сказаний египетской мифологии, и те же тексты с их накоплениями эпитетов и сплетениями образов, часто основанных на столь привычных в религиозной литературе Египта созвучиях имен, явились прекрасной почвой для широкого расцвета не только богословских спекуляций, но и всевозможных магических заклинаний и обрядов.

И через эти позднейшие богословские трактаты, ритуальные песнопения и магические заклинания египетские космогонические представления доживают до мистических текстов эллинистического и римского времени и выходят, таким образом, далеко за пределы самого Египта.

Глава 2. Солярные сказания

Египетские сказания о сотворении мира — это почти всегда сказания о сотворении солнца.

Мы видели, что даже в тех случаях, когда миф не ограничивается описанием одного только этого события, а рассказывает и о происхождении всей природы, богов и людей, даже и тогда первое и главное место в нем занимает все же появление солнца и впоследствии именно солнечный бог выступает творцом вселенной в основных космогонических вариантах (рис. 14*). В полном соответствии с этим исключительным положением солнечного божества в мифах о сотворении мира, солнце является главным героем целого ряда особых солярных сказаний. Борьба солнца с его вечными врагами — мраком и водной стихией, смена времен года, предания о солнечном глазе — его любимой дочери, могучей защитнице своего отца, — вот основная тематика этих легенд.

Из них дошли до нас записи «Сказания о Ра и змее почтенном», «Сказания об истреблении согрешивших людей», «Сказания о Горе Бехудетском, крылатом солнце» и «Сказания о низвержении Апопа», и после длительных и детальных исследований ряда ученых было восстановлено из отдельных фрагментов поздних текстов в общих чертах интереснейшее «Сказание о возвращении Хатор-Тефнут из Нубии». Однако, все это несомненно только незначительная часть многочисленных легенд, о существовании которых так же, как и о ряде космогонических преданий, мы знаем только по отрывочным данным.

Из всех солярных сказаний Египта самую обширную группу составляют сказания о борьбе солнца с его врагами.

Религиозная литература Египта содержит бесконечные упоминания об этой борьбе, красной нитью проходит она через весь ритуал солярного культа и в каждом гимне солнечному божеству неизменно восхваляется победа последнего над чудовищным противником.

Сам солнечный бог и его враги выступают в этих сказаниях в различных образах, не менее разнообразны и места сражений солнца-победоносца.

Так, мы видим солнечного бога Атума, который в виде ихневмона пожирает своего врага, змея.

Далее существовало множество сказаний, повествовавших о солярных богах, сражавшихся с огромным крокодилом Мага и пронзавших его своими копьями. Среди таких богов-победителей крокодила были Ра, Шу-Онурис, Монту, Сопду и другие. Тексты сохранили нам упоминание об этих богах:

«Назад, Мага, сын Сета!

Да не будешь ты управлять своим хвостом!

Да не будешь ты схватывать своими лапами!

Да не откроешь ты своей пасти!

Станет вода дыханием пламени перед тобою

И пальцы семидесяти семи богов да будут в глазу твоем!

Назад, Мага, сын Сета!»,

«Я — Онурис, воин прекрасный, я — великий, владыка мощи.

Не схватывай, ибо я Монту!

Не приближайся, ибо я Сутех!

Не поднимай рук твоих на меня, ибо я Сопду!

Не приближайся, ибо я Спаситель!».

Согласно одной из легенд Шу-Онурис, старший сын Ра, неизменно сопровождает своего отца во время его плавания по небесному Нилу. С копьем в руке стоит он на носу солнечной ладьи и охраняет Ра от нападения гигантского крокодила:

«Слава тебе, Шу, наследник Ра,

Сын старший, вышедший из тела его!

Поражающий врагов ежедневно!

Утренняя ладья в ликовании,

Когда видят они Шу, сына Ра, победителя,

Ибо вонзил он копье свое в злого».

www.booklot.ru

Солярные мифы

Количество просмотров публикации Солярные мифы - 203

Центральное место солнца в процессе космогенеза объясняет большое количество солярных мифов, в которых солнце борется со своими злейшими врагами – мраком и водной стихией.

Сам солнечный бог и его враги выступают в этих мифах в различных образах, не менее разнообразны и места сражений солнца-победоносца. В Гелиополе (егип. Иуну) – городе Солнца, крупнейшем религиозном центре Древнего Египта͵ солнце почиталось в трёх ипостасях: в виде Хéпри – восходящего солнца, Ра – светящего днём, Атума – заходящего солнца. Имя Ра присоединилось к имени Атума и Хепри в эпоху Древнего царства. Согласно Текстам Пирамид, Ра-Атум-Хепри создал сам себя, возникнув из хаоса – Нуна, а затем, стоя на холме Бен-бене, приступил к созданию других космических богов. Хотя Тексты Пирамид свидетельствуют о слиянии образов трёх богов, Атум и Ра ещё в первом тысячелœетии до н. э. почитались также раздельно, и каждый из них имел свои храмы. Впоследствии культ бога Ра возобладал над другими, приобретя государственное значение.

Политическая история Египта порой непосредственно отражалась на возвышении номовых богов солнца, которым не раз удавалось приобрести характер государственных богов. Самым ярким примером может служить почитание Амона – ʼʼСокровенногоʼʼ, ʼʼНезримогоʼʼ. Впервые он упоминается в Текстах Пирамид, а со времени правления XI династии культ Амона начинает распространяться в Фивах, где, отождествлённый с богом плодородия Мином, он заимствует эпитет ʼʼБык своей материʼʼ. В то же время Амон отождествляется с Ра и становится Амоном-Ра. В главное место культа этого бога превращается Карнакский храм, который строили и украшали почти всœе правители, начиная с эпохи Среднего царства и кончая периодом римского владычества в Египте. В эпоху Нового царства Амон, отождествляемый поочерёдно с различными богами, почитавшимися в других религиозных центрах, стал универсальным богом, а культ его, поддерживаемый в особенности фараонами XVIII династии, был введён в ранг государственной религии. Греки отождествляли Амона с Зевсом.

Из египетских сказаний известны имена и других солнечных богов: Шу- Онуриса, Хора, Мóнту, Сóпду и др.

Изображения солнечных богов были весьма разнообразны. Ра почитался в виде сокола или человека с головой сокола, в двойной короне Нижнего и Верхнего Египта и с другими атрибутами царской власти. Амон изображался антропоморфно, в короне из двух высоких перьев, с телом голубого цвета. Его священными животными были баран, гусь, змей. Атума представляли в облике змея, скарабея, обезьяны. Нередко в изображениях солнце предстаёт крылатым диском, огненно-рыжим котом, сокологоловым воином.

В локальных космогонических мифах нашлось место сказаниям о битвах солнца с врагами. Подобно тому как всœе основные центры Египта утверждали, что именно на их территории родилось солнце и отсюда начал существовать мир, так же упорно они указывали у себя и места сражений солнца. Облики и имена врагов солнца могли меняться, но сущность их оставалась неизменна: они олицетворяли собой водную стихию, отождествлявшуюся египтянами с холодом или смертью. Собирательным образом врагов солнца в религиозной литературе постепенно становится змей преисподней Апóп.

Борьба Ра и Апопа, неизменно оканчивавшаяся победой первого, не затихала ни на день. Как только, перейдя из дневной ладьи и ночную, Ра начинает плавание по подземному Нилу, протекающему в преисподней, гигантский змей Апоп, тело которого достигает 450 локтей, преисполненный желания погубить животворящее солнце, выпивает воду из подземного Нила. Призвав на помощь ʼʼВеликую Девятку боговʼʼ, Ра вступает в схватку с врагом и, пронзив каждый изгиб его огромного туловища копьями и ножами, заставляет изрыгнуть всю проглоченную воду.

После победы над Апопом торжественное плавание солнечной ладьи Ра продолжается уже беспрепятственно при общем ликовании богов.

В конце своего подземного путешествия ладья Ра через отверстие в восточных горах снова выходит на небо. Распахиваются двери горизонта͵ бог солнца умывается в озере полей Иару и, одетый в красные одежды, переходит на дневную ладью. Но с наступлением вечера повторяются события предшествовавшей ночи.

Важным источником о жизни Ра являются заговорные тексты, в которых сохраняются не дошедшие до нас варианты мифов. Путём ссылки на событие, изложенное в магических текстах, заклинатель пытался обеспечить аналогичный исход и для объекта своего заговора.

В заговорно-магическом тексте ʼʼСказание о Ра и змееʼʼ рассказывается о том, как Исида, сестра и жена Осириса, ʼʼгоспожа волхвованийʼʼ, пожелала узнать тайное имя Ра, чтобы приобрести над ним власть. В корне сказания лежит представление египтян о том, что часть человеческой души состоит в имени, в связи с этим, узнав имя, можно обрести полную власть над человеком.

Исида, желая получить власть над Ра, пытается узнать его тайное имя, то имя, которым ʼʼнарекла его мать при рожденииʼʼ. Из земли, смешанной со слюной Ра, она изготавливает змея. Змей жалит Ра, и яд начинает ʼʼпылать огнём по всœем жилам богаʼʼ. Испытывая сильнейшие муки, Ра умоляет богов помочь ему, но боги бессильны справиться с недугом. Исида вызывается исцелить Ра, но за услуги она требует от Ра назвать его подлинное имя. Ра не хочет открыть его, он старается обмануть богиню и перечисляет множество своих имён и деяний: ʼʼЯ – создатель неба и земли… Я – отверзающий свои очи и творящий свет, по чьему повелœению разливается Нил… Я – создатель часов… Я – открыватель праздников… Я – создатель пламени, жизни, сотворивший всœе дела… Я – Хепра утром, Ра в полдень, Атум вечеромʼʼ.

Исида отказывается лечить Ра, а боль от яда становится всё невыносимее. Тогда окончательно измученный страданиями старый бог открывает Исиде своё полное имя. Торжествующая богиня начинает произносить заклятия и исцеляет Ра своей речью, обретя над богом власть. Текст заканчивается выражением уверенности в том, что любой человек, страдающий от укуса змеи, будет исцелён при прочтении этого заклятия.

Царствование Ра протекало в борьбе с богами и людьми. Недовольство и тех, и других приводило к мятежам, один из которых описан в ʼʼМифе о крылатом солнечном дискеʼʼ.

В мифе рассказывается о том, что во время похода Ра в Нубию в Египте вспыхивают волнения. Заговорщиками выступали второстепенные боги и демоны, недовольные правлением Ра. Бог солнца приказывает своему сыну Хору начать борьбу с мятежниками. Хор принимает облик крылатого солнечного диска и взмывает в небо, откуда стремительно обрушивается на врагов. Многие гибнут на месте сражения, в Бехдете, а оставшиеся в живых находят спасение в воде, превратившись в крокодилов и гиппопотамов. В целом ряде городов, от Нубии до Дельты, происходят кровопролитные сражения, неизменно заканчивающиеся победой Хора. После восстановления порядка в Египте и Нубии Ра приказывает Тоту в награду за заслуги Хора в борьбе с врагами поместить крылатый солнечный диск во всœех храмах Верхнего и Нижнего Египта как эмблему защиты от неприятелœей.

ʼʼМиф об истреблении людейʼʼ, записанный на стенах гробниц фараонов XVIII–XX династий, сообщает нам об отказе людей повиноваться престарелому Ра. Ра, узнав о том, что люди, сотворённые им, задумали недоброе, посовещавшись с богами, повелœевает своей дочери Хатхóр на зло ответить злом. Хатхор – возлюбленный глаз Ра, то есть олицетворение Солнечного Ока, богиня неба, любви, веселья, главная защитница отца. Её называли также Тефнут, Сóхмет, Хатóр и изображали то змеёй, то львицей, то львиноголовой женщиной, то дикой кошкой.

Ра отправляет Хатхор в пустыню, чтобы истребить род людской. Хатхор, превратившись в львицу, приступает к уничтожению людей. Исполнив приказ Ра, богиня предстаёт перед Солнцем со словами: ʼʼЯ победила людей, и сладостно в сердце моёмʼʼ. Ра пытается усмирить кровожадную богиню, но ей так понравилось пить человеческую кровь, что она не подчиняется приказу отца. Тогда вторично собирается совет богов, на данный раз уже для того, чтобы решить, каким образом спасти оставшихся в живых людей. Срочно посылают гонцов в Элефантину за красным минœералом ʼʼдидиʼʼ. Его перемалывают в порошок, смешивают с огромным количеством ячменного пива и полученной красной смесью ночью заливают поля, по которым утром должна пройти богиня, чтобы настигнуть избежавших гибели людей. Хатхор принимает жидкость за кровь, выпивает её, пьянеет и не помнит уже о мести людям.

Хотя Ра пожалел людей и спас их от гибели, но всё же он был недоволен ими. Он одряхлел, чувствовал себя уставшим и решил отказаться от власти. Ра удалился на небо на спинœе небесной коровы. Он повелœел богу воздуха Шу быть поддержкой Неба – Нут, а власть над миром и людьми передал своему внуку, богу земли Гебу, а позже Осирису.

Различные по внешнему оформлению сказания о борьбе Солнца с его врагами имеют в своей базе общее содержание: это борьба света и мрака, жизни и смерти. Иной смысл заложен в мифе об истреблении людей. Подобно тому как в библейском сказании о всœемирном потопе разгневанное божество обрекло людей на гибель за совершённые ими грехи, в египетском мифе грозная богиня по приказу Ра истребляет людей, согрешивших против бога. Возможно, правда, и другое объяснение: мотив старости Ра и бунта людей мог явиться реликтом представления о царях-жрецах, от которых старались избавиться при обнаружении первых признаков потери ими физических и магических сил.

Идею постоянного обновления природы, а также веру египтян в торжество жизни над смертью наиболее ярко демонстрируют мифы об Осирисе и Горе.

Мифы об Осирисе и Горе (Хоре)

Культ Осириса, прежде чем распространиться по всœему Египту, был популярен в Дельте, и его образ возник из слияния нескольких локальных богов, почитавшихся в городах Дельты. Согласно гелиопольскому мифу о сотворении мира и богов, Осирис был одним из четырёх детей Геба (земли) и Нут (неба). Его брата звали Сет, сестёр – Исида и Нефтида. Осирис – бог, объединивший в себе функции правителя, бога природы и владыки царства мёртвых. Сложность образа Осириса ощущалась самими египтянами, и не случайно в одном из гимнов сохранилась следующая его характеристика:

Сущность твоя, Осирис, темнее (чем всœех других богов),

Ты – луна, находящаяся на небе,

Ты делаешься юным, когда ты желаешь,

Ты делаешься молодым, когда ты хочешь,

И ты – Нил великий на берегах в начале нового года;

Люди и боги живут влагой, которая изливается из тебя,

И я нашёл также, что твоё величество - ϶ᴛᴏ царь преисподней.

Соединив в себе в различные времена в силу различных причин культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений ряда последовательных этапов развития египетского общества.

Легенда об Осирисе сложилась в общих чертах уже в эпоху Древнего царства. В период Нового царства было создано литературное произведение ʼʼСказание о Хоре и Сетеʼʼ. Наиболее цельное изложение мифа об Осирисе сохранилось в трактате древнегреческого историка Плутáрха ʼʼОб Исиде и Осирисеʼʼ.

Осирис, представитель четвёртого поколения богов, царствуя в Египте, научил людей земледелию, садоводству, виноделию, установил законы, поклонение богам. На двадцать восьмом году царствования он был убит Сетом, стремившимся к власти и завидовавшим славе своего брата. Для осуществления злого замысла Сет подготовил сундук (по другим версиям – гроб), принёс его в зал во время застолья, предложил всœем, кто пожелает, лечь в него, обещая подарить тому, кому сундук окажется впору. Как только Осирис лёг в сундук, слуги Сета захлопнули крышку, закрепили её задвижками и бросили сундук в море.

Сестра и жена Осириса Исида горько оплакивает брата и мужа, разыскивает его тело повсюду и наконец находит сундук в Библе. При этом Сету удалось похитить сундук. Он разрубил тело Осириса на 14 частей и разбросал их в болотах Дельты. Исида вновь отправляется на поиски и вылавливает в болотах члены Осириса. Бог Ра посылает бога умерших Анубиса набальзамировать тело Осириса и запелœенать его (в связи с этим в изображениях тело Осириса перевито бинтами, подобно мумии). Исида в виде соколицы опустилась на тело Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор рождён для того, чтобы отомстить за смерть отца. В то же время он считает себя единственным законным наследником. Втайне вскормленный и выращенный матерью в болотах Дельты, Гор идёт на поединок с Сетом, требуя перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства отца. После длительной тяжбы (по одному из вариантов мифа, она длилась 80 лет) Гор признаётся правомочным наследником Осириса и получает царство. После этого Гор воскрешает своего отца, дав ему проглотить своё око. При этом Осирис не возвращается на землю, а остаётся царём мёртвых, предоставив Гору право царствовать на земле.

В мифе об Осирисе очень ясно прослеживаются черты культа производительных сил природы. Символом связи Осириса с растительным миром было зерно. Не случайно с Осирисом отождествляется бог злаков Нéпри. По представлениям египтян, регулярные разливы Нила происходят оттого, что Осирис, Великий Зелёный, посылает воду из глубин своего царства. По другим поверьям, разлив Нила начинается оттого, что слеза Исиды, оплакивавшей Осириса, упала в Нил. С Осирисом связывали ещё одно явление природы – фазы луны, которая ʼʼумираетʼʼ, чтобы циклически возрождаться. Отсюда отождествление Осириса с луной.

Одежда и атрибуты Осириса характеризуют его как царя. Каждый фараон, умирая, уподобляется Осирису; но, подобно Осирису, он воскреснет для вечной жизни, чтобы царствовать в мире ином, как и на земле. Преемник ʼʼушедшего в свой горизонтʼʼ фараона при коронации уподобляется Гору, в связи с этим культ Гора –культ царя живого.

В эпоху Среднего царства не только фараона, но и любого египтянина после смерти стали отождествлять с Осирисом.

Представление о ʼʼцарстве мёртвыхʼʼ в Египте менялось с течением времени. В Древнем царстве верили, что умерший царь устремляется к звёздам, в страну Дуáт. Доступ к ней загораживает озеро с извилистыми берегами, и его преодоление было одной из базовых трудностей, возникавших на пути фараона в мир иной. Большую часть Текста Пирамид занимали формулы, призванные помочь фараону преодолеть всœе препятствия и успешно покинуть землю. К моменту вознесения в царе уже нет ничего от человеческой, земной природы – он становится богом. О его царствовании в ином мире рассказывается немного: там он восседает на престоле, отдаёт приказания, вершит суд, то есть сохраняет всœе земные полномочия, полностью отождествляясь при этом с богом солнца.

В Среднем царстве на некоторых саркофагах обнаруживают тексты с ʼʼкартойʼʼ загробного мира, которые называются ʼʼКнигой двух путейʼʼ. ʼʼКартаʼʼ была составлена, чтобы облегчить душе странствования по опасным, внушающим ужас подземным дорогам. В соответствии с изображениями на ʼʼкартеʼʼ покойный встречал в самом начале пути две извилистые тропы, разделённые огненным озером. На обеих тропах его душу подстерегали опасности: змеи, чудовища, запертые ворота͵ смертоносные ножи. Чтобы избежать гибели, покойный должен был знать соответствующие заклинания. Οʜᴎ приводились в текстах, сопровождавших ʼʼкартуʼʼ: ʼʼКнига о том, что в Загробном царствеʼʼ (ʼʼАмдуатʼʼ), ʼʼКнига вратʼʼ, ʼʼКнига дня и ночиʼʼ.

В эпоху Нового царства появились представления об аде (месте жительства чудовища-каннибала) и рае (цветущих полях Иáру), страшном суде и загробном воздаянии. Определяемая божественным судом загробная жизнь египтян была либо расплатой за безнравственное поведение на земле, либо вознаграждением за соблюдение главных этических норм: порядочности, честности, религиозности, семейственности.

Культ Осириса оказал большое влияние на христианство: иконографию ʼʼстрашного судаʼʼ, учение о муках грешников в аду, создание образов богоматери и святых, победителœей дьявола.

В заключение, говоря о египетских мифах в целом, нельзя не отметить, сколь своеобразный отпечаток наложила на них природа Египта͵ жизнь которого всœецело зависела от разливов Нила: не случайно боги-творцы зарождаются в беспредельном, бездонном хаосœе воды, олицетворённом в облике Нуна. Расцвет и умирание природы, борьба света и мрака, противопоставление испепеляющего зноя пустыни плодородию долины Нила составляют основу многих египетских мифов. Как правильно отмечает Дж. Вильсон, для древних египтян между орошённой Нилом почвой и пустыней проходит граница между жизнью и смертью. Основные факторы жизни египтян – ежедневный восход солнца и ежегодный разлив Нила – привели к зарождению мысли о своевременном подчинœении сил хаоса организующему началу. В космогоническом и циклическом движении минимальны неуверенность, страх, насилие. Борьба совершается без большого напряжения. Боги достаточно всœемогущи, чтобы обеспечивать полное господство установленного ими порядка над стихией и хаосом. Эта уверенность в существовании организующего начала рано проникает и в хтоническую мифологию. В царстве мёртвых также благодаря грандиозному заупокойному культу (сначала царей, а затем и их подданных) и соответствующим представлениям (суд Осириса) в своеобразной форме обеспечивается победа жизни над смертью.

Боги моделируют природные стихии и облечены природной бесстрастностью, правильностью, всœесилием. Οʜᴎ абстрактны и лишены не только человеческих слабостей (как греческие боги), но и сколько-нибудь отчётливой индивидуальности, хотя всœе они антропоморфны и лишь у некоторых из них звериные головы. Людям нет места в египетской мифологии, не выработалась ещё концепция героя. Действительная или мнимая связь между природными явлениями объясняется либо посредством генеалогических связей богов, либо их отождествлением друг с другом, полным или частичным. Выдвижение на первый план солнца и воплощающего его солнечного бога выражается в том, что Ра сливается с другими богами (локальными ʼʼгегемонамиʼʼ). Различные мифические аспекты тоже сближаются и отождествляются, то есть на разных уровнях варьируются в принципе одни и те же образы и сюжеты. Так, Осирис на хтоническом уровне соответствует Ра на солярном и Атуму – на космогоническом. Борьба Ра с Апопом в суточном цикле эквивалентна борьбе Гора и Сета в календарном цикле. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, для египетской мифологии характерно крайнее сближение трёх базовых мифологических циклов – космогонического, солярно-суточного и календарно-хтонического. Все три цикла воспринимаются как три проекции единой мифологической концепции борьбы, в которой на одной стороне свет, Нил, жизнь, плодородие, солнце, фараон, а на другой – тьма, засуха, смерть, соперники фараона, хтонические водяные чудовища и азиатские кочевники.

Связующим звеном между хтоническим, солярным и календарным циклами в египетской мифологии является обожествлённый царь, отождествлённый с Гором. Именно фараон ответственен за космический, календарный и общественный порядок. Для египетской мифологии характерны взаимопроникновение, взаимоотражение космоса и государства, природной и социальной деятельности. Вселœенная представлена как хорошо налаженная государственная машина, где всё управляется царём богов (отцом фараона). При этом эта Вселœенная описывается не в политических терминах (как в Китае), а в природных.

referatwork.ru

Читать онлайн Мифы Древнего Египта



Menu Menu Auth Онлайн Библиотека
  • Авторизация
    • VkOdnoklassnikiMailruYandexGoogleFacebook
Поиск Подписаться в TelegramФантастика 6250Детективы и Триллеры 7797Проза 1901Любовные романы 10247Приключения 6272Детское 7539

litra.info