История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сословно-классовая структура. Сословная структура древнего рима


Сословно-классовая структура. История древнего мира [Восток, Греция, Рим]

Сословно-классовая структура

Основными классами в римско-италийском обществе II I вв. до н. э. были господствующий класс (крупные и средние земле– и рабовладельцы, хозяева крупных ремесленных мастерских, богатые купцы), класс свободных мелких производителей (крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы) и класс рабов. Эти классы не были однородными и в свою очередь делились на социальные группы. Так, верхний слой господствующего класса составляли сословия сенаторов (ordo senatorius) и всадников (ordo equester). По сути, это было одно сословие: на деле сенатор отличался по статусу от всадника только тем, что имел право заседать в сенате. Недаром Тит Ливий назвал всадничество «питомником сената» (seminarium senatus). Ценз всадника составлял 400 тыс. сестерциев (или 400 югеров земли). К этому слою принадлежали представители родовой аристократии и финансовой элиты как патрицианского, так и плебейского происхождения. Закон Клавдия (218 г. до н. э.), запрещавший сенаторам заниматься коммерцией, провел формальную грань между ними и всадниками, среди которых было немало финансистов, спекулянтов и ростовщиков. Следующий слой состоял из разбогатевшей верхушки плебса, муниципальной знати и провинциальной элиты.

Высший эшелон сенаторского сословия составлял нобилитет. В эту узкую привилегированную касту олигархов, направлявших всю внутреннюю и внешнюю политику Рима, входили примерно 50 патрицианских и плебейских консулярных родов. Они из поколения в поколение поставляли республике консулов, цензоров и триумфаторов. Знатные, т. е. консульские семьи обладали auctoritas – тем авторитетом, который в глазах толпы наделял их представителей бесспорным правом на занятие высших должностей. Эта монополия на власть нескольких десятков знатных семей не подкреплялась никаким законом, зато была освящена вековой традицией. Добиться консульства, не говоря уже о цензуре, «новичку» (homo novus) из числа тех сенаторов, чьи отцы являлись всадниками, было чрезвычайно трудно. Самые яркие исключения за два века – Катон Старший, Гай Марий (сын плебея) и Цицерон. В эпоху Поздней республики в Риме наблюдалось ярко выраженное засилье нобилей в сенате, комициях и судах. Экономическую базу нобилитета формировали крупное землевладение, большие массы рабов и огромные денежные средства.

Класс мелких собственников делился на сельский (крестьяне) и городской (ремесленники и торговцы) плебс. Представители городского плебса, среди которых было немало вольноотпущенников, объединялись в коллегии, принимавшие активное участие в политической жизни. Сельский плебс последовательно выступал за аграрную реформу и демократизацию государственного строя. В условиях бурного развития товарно-денежных отношений и углубления социальной дифференциации одна часть плебса богатела, другая беднела, теряла свою землю, мастерскую или лавку, превращалась в арендаторов, батраков или наемников. Разорившиеся мелкие собственники пополняли ряды городского люмпен-пролетариата. Эта огромная паразитическая масса граждан, разучившаяся работать и требовавшая от властей «хлеба и зрелищ» (panem et circenses), жила за счет подачек богатых людей или государства, однако вместе с тем представляла собой внушительную политическую силу.

Наконец, среди основной рабской массы, забитой и жестоко эксплуатируемой, существовала небольшая группа рабов, положение которых было сравнительно благополучным. Это были рабы-интеллигенты, т. е. учителя, врачи, архитекторы, актеры, секретари (яркий пример – знаменитый Тирон, личный секретарь и друг Цицерона) и т. п., а также квалифицированные ремесленники.

Всей полнотой политических прав и привилегий в Римской республике пользовались лишь римские граждане, тогда как подавляющая часть населения Италии и провинций была лишена гражданства (как римского, так и латинского). И если провинциальная элита стремилась к политическому равноправию и по достижении желаемого легко переходила на сторону имперских властей, то основная масса населения провинций, более всего страдавшая от римского господства, не желала мириться со своим угнетенным положением и неоднократно поднимала восстания.

К 30-ым гг. II в. до н. э. в римско-италийском обществе обозначился глубокий внутренний кризис, который в конечном счете привел к потрясениям периода гражданских войн (133–30 гг. до н. э.). Этот кризис в первую очередь был обусловлен обострением четырех основных социально-политических конфликтов: 1) между рабами и рабовладельцами; 2) между сельским плебсом и землевладельцами; 3) между сенаторами и всадниками; 4) между гражданами и негражданами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

12.Классовая и социальная структура римского общества. II — I в. До н э.

Во II—I вв. до н. э. нобилитет превращается в замкнутое сословие, в которое было трудно проникнуть новому человеку из более низших сословий. Если в IV в. до н. э. членами сената становились многие богатые плебеи и даже вольноотпущенники, то теперь положение изменилось. Сенат, высшие магистратуры пополнялись из замкнутой касты нобилей, ревниво оберегавших свои привилегии. Говорили, что высшие государственные должности обеспечивались нобилям с пеленок. В связи с этим во главе государства часто оказывались нобили знатные и богатые, но неспособные управлять им, в то время как способные, но не принадлежавшие к нобилитету люди лишь в исключительных случаях попадали на высшие должности. Такими «новыми людьми» были, например, Марк Порций Катон, Гай Марий во II в. до н э., Марк Туллий Цицерон в I в. до н. э. Среди нобилитета выделялись по своему политическому значению и роли в государстве отдельные семьи — Корнелии Сципионы, Эмилии Павлы, Цецилии Метеллы, Семпронии Гракхи, Лутации Катуллы, которые в отдельные периоды определяли политику всего государства. В борьбе за должности, привилегии и влияние ведущие сенатские семьи образовывали группировки, находившиеся в постоянной вражде друг с другом. Если римский нобилитет был правящим сословием, то всадничество считалось торгово-финансовой знатью, хотя многие всадники были и землевладельцами средней руки. Внешняя торговля, военные поставки и подряды, ростовщические операции и откуп налогов были основой экономического могущества всадников. Особо выгодной операцией был откуп налогов. Римляне не имели собственной финансовой администрации и поэтому собирали налоги через частных лиц — откупщиков, или публиканов. Откупщики вносили в государственную казну всю сумму налога, а затем через своих людей собирали с жителей провинций положенный налог. При сборе налогов они не только восполняли внесенную сумму, но и имели внушительные излишки. Наместники провинций, получая крупные взятки, смотрели сквозь пальцы на злоупотребления откупщиков, выделяли им в помощь войска, подавляли недовольство провинциальных жителей. Откупная система сбора налогов приводила к быстрому разорению и истощению провинций. Наиболее дальновидные представители римского нобилитета понимали, что разорение провинций ослабляет все государство, и боролись со злоупотреблениями откупных кампаний. Это приводило к трениям и борьбе между сенатским сословием и всадниками, однако в целом эти два сословия были дружественными и одинаково заинтересованными в ограблении провинций. В I в. до н. э. верхушка всадников слилась с сенатской знатью, они породнились друг с другом, многие сенаторы через подставных лиц принимали участие в финансовых операциях всадников, а наиболее богатые всадники были включены в сенат и в важные судебные комиссии по разбору злоупотреблений наместников. В I в. до н. э. всадники становятся собственниками не только больших капиталов, но и обширных земельных владений. Слияние верхушки всадников с сенаторской знатью получило идеологическое обоснование в сочинениях Цицерона, который выдвинул лозунг «согласия сословий». Всеми политическими правами в Римском государстве пользовались лишь римские граждане. Однако римское гражданство было меньшей частью населения, его большую часть составляло население, не имевшее гражданских прав: в Италии II в. до н. э. — это италийские союзники, а в провинциях — почти все население. Это неполноправное в политическом отношении население тяжело страдало от римского господства и неоднократно поднимало восстания. Зажиточная часть италийских союзников и провинциальной знати стремилась получить права римского гражданства, добивалась политического равноправия. В 80-х годах I в. до н. э. после кровопролитной союзнической войны римляне были вынуждены дать права гражданства всем жителям Италии, но многочисленная политически бесправная масса остального провинциального населения подвергалась жестокой и беззастенчивой эксплуатации со стороны римлян и отвечала им ненавистью. Насколько велико было озлобление в провинциях против римлян, показывает такой факт: во время войны Рима с понтийским царем Митридатом местные жители римской провинции Азия в один день уничтожили 80 тыс. римлян, живших в малоазийских городах. Тем не менее состоятельный слой провинциального населения нуждался в римской власти и боролся не столько против римского господства, сколько со злоупотреблениями римских наместников, дельцов, стремясь приобрести римское гражданство, политическое равноправие. Сложная социальная структура римского общества II —I вв. до н. э. породила запутанный клубок классовых и социальных противоречий этой эпохи: классовый антагонизм рабов и рабовладельцев переплетался с противоречиями этих двух классов с классом мелких собственников. Общественные противоречия осложнялись борьбой разоряющегося крестьянства с землевладельцами, городского плебса с магнатами, италиков и провинциалов с римским гражданством. Даже внутри римской знати не было единства: между нобилитетом и всадниками возникали политические разногласия и разгоралась ожесточенная борьба. Многочисленные противоречия переполняли римское общество II—I вв. до н. э. и подрывали его силу.

studfiles.net

1.1 Сословно-классовое деление. Государственный и общественный строй Древнего Рима

Похожие главы из других работ:

Анализ процесса создания империи, а также систем реформ и нововведений при династии Цинь

2.2 Территориальное деление

Для создания местных органов управления вся страна была разделена на 36 крупных областей, границы которых не совпадали с очертаниями прежних царств и княжеств. А во главе их стояли «цзюньшоу» (губернаторы)...

Идеи Джавахарлала Неру

2.2 Социальное деление и общественные отношения в исторических взглядах Джавахарлала Неру

В данном подразделе анализируется динамика взглядов Джавахарлала Неру на социализм, освещает социальная история в исследованиях Неру, а также особенности развития индийской социальной системы в изложении Неру...

История Великого Новгорода

2.2 Административное деление и судебная система Новгородской республики

Новгород делился Волховом на две части, или стороны, - Торговую и Софийскую. Эти стороны соединялись мостом Великим. Торговая сторона получила название от находившегося там торга, то есть рынка. На торге находился Ярославов двор...

История и перспективы развития почтового дела в Украине

5. Почтовое деление Украины

Почтовое деление Украины следует административному делению страны. Первые две цифры почтового индекса современной Украины соответствуют определённой области или городу центрального подчинения. Каждый район имеет код вида XYZ...

Местное управление в России в 17 веке

1. Становление сословно- представительной монархии в России.

...

Местное управление в России в 17 веке

1.1 Переход к сословно- представительной монархии

В России сословно-представительная монархия возникла в XVI веке в период правления Ивана IV Грозного, на фоне других прогрессивных реформ этого политического деятеля в области права и государственного правления...

Местные органы государственной власти Великого княжества Литовского в XVI веке

4.Сословно-представительные органы

Особенностью местного управления в воеводствах и поветах Великого княжества Литовского было наличие сословно-представительных органов и в воеводстве, и в повете. Такими органами были воеводский и поветовый соймики...

Органы государственного управления в Великом княжестве Литовском

2.2 Сеймики - сословно-представительные органы в повете

Сословно-представительными органами в повете были сеймики, законодательно введённые Статутом 1566 года. Сеймик в Великом княжестве Литовском - это собрание шляхты повета (земли...

Особенности сословно-представительной формы государственного устройства в России

1. Понятие сословно-представительной монархии

Сословно-представительная монархия - это такая форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с функционированием сословно-представительных собраний, центральных и местных...

Россия XVI века: формирование монархии и политика Ивана Грозного

1. ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ

Правление Василия III, который внес весомый вклад в историю России эпохи Средневековья, пришлось на начало XVI века. В годы его нахождения на великокняжеском престоле произошло много событий: завершено объединение русских земель вокруг Москвы...

Система управления Новгородом и Псковом

2.2 Административное деление

Новгород делился на две части или стороны - Торговую и Софийскую. Эти две стороны находились на двух разных берегах Волхова и соединялись только мостом, который назывался Великим. Торговая сторона получила название от находившегося там торга...

Сословная политика Екатерины II

Административно-территориальное деление и местное управление.

В 1775 году чтобы легче было управлять государством Екатерина II издала Учреждение для управления губерний, укрепившее бюрократический аппарат власти на местах и увеличив количество губерний до 50. На губернию - не более 400 тысяч жителей...

Сословно-варновое деление в Древней Индии

Сословно-варновое деление в Древней Индии

Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченные формы...

Утверждение абсолютизма и создание централизированного аппарата власти в России

2. Реформы середины XVI в. Формирование сословно-представительной монархии

Важнейшей чертой политической истории Русского государства 50-х годов являются многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и укрепление Русского централизованного государства. В июне 1547 года в Москве вспыхнул сильный пожар...

Характеристика политического устройства сословно-представительной монархии в России в середине XVI века

2. Органы власти и управления сословно-представительной монархии

...

hist.bobrodobro.ru