История древнего города кносс. Кносс - древний город минойской цивилизации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Путешествия по Криту: древний город Кносс. История древнего города кносс


Кносс

Воссозданные Эвансом из руин фрагменты Кносского дворцаТомас Бекет

Кносс — древний город на острове Крит, главный город острова во времена минойской цивилизации, затем бывший под властью ахейских греков во времена микенской цивилизации. Эти цивилизации и начинали историю Древней Греции.

Кносс был построен на обширном холме, который находится менее чем в 6 км юго-восточнее современного города Ираклион и примерно в 5 км от северного берега Крита. У подножия холма сливаются два небольших ручья.

В греческой мифологии связывается с именем легендарного критского царя Миноса. Аттический герой Тесей именно в Кноссе с помощью дочери Миноса Ариадны убил в лабиринте чудовище, человекобыка Минотавра, освободив Афины от унизительного порабощения. По легенде, в окрестностях находился лабиринт Дедала, где был заключён Минотавр. Нить Ариадны позволила Тесею выбраться из лабиринта. Отсюда Дедал и Икар на искусно созданных крыльях поднялись в небо…

В Кноссе первый дворец-храм был построен на остатках находившегося здесь ранее неолитического поселения около 2000—1700 г. до н. э. Это так называемый «раннедворцовый период». Дворец был разрушен землетрясением около 1700 г. до н. э.

Спустя время на его месте был построен другой дворец относящийся к «новодворцовому периоду». Этот дворец и дошёл до нашего времени.  «Новодворцовый период» 1700—1450 гг. до н. э. — время высочайшего расцвета минойской цивилизации и особенно Кносса.

Дворец был разрушен в результате сильнейшего землетрясения, огромного цунами и мощного извержения вулкана на острове Санторин между 1628 и 1500 г. до н. э.

Когда извержение закончилось, большое число пепла  полностью покрыло остров (в центре Крита его слой составлял около двадцати сантиметров, а на восточном побережье – около метра), что на протяжении не одного десятка лет препятствовало произрастанию любой растительности на этой территории.

Интересно, что при раскопках не было обнаружено остатков людей или животных, которые погибли бы в результате извержения, это означает, что люди, предупрежденные землетрясением, успели покинуть опасную территорию.

Пожар в 1450 г. до н. э. окончательно уничтожил Кносский дворец. Причём пожары в это же время уничтожили и другие похожие дворцы на Крите (Фест, Закрос и др.). Причина этих пожаров до настоящего времени не выяснена.

Через некоторое время жизнь на острове всё же возобновилась – в XV ст. до н.э. его заселили ахейцы, которые восстановили замок, сохранив прежний план Кносского дворца. Прожили они здесь не более века – и в 1380 г. до н.э. Кносс, а с ним и Кносский дворец полностью пришёл в упадок.

В эпоху классической античности Кносс — средоточие культа критского Зевса.

Систематические раскопки территории начаты в 1900 году английским археологом Артуром Эвансом, скупившим земли, на которых стоял дворец. Поскольку англичан интересовал только «новодворцовый» период, то есть период до 1450 г. до н. э., все более поздние слои были уничтожены. Параллельно с раскопками в «первоначальном виде» воссоздавались руины, то есть такими и в таком виде, как это представлял себе сам Эванс.

Своими исследованиями Кносса и аналогичных ему памятников в других районах Крита Эванс извлек из небытия и реконструировал блестящую цивилизацию, некогда процветавшую на острове.

Раскопки многое рассказали о жизни в Кноссе. В жизни местных жителей важную роль играла религия; они поклонялись различным богам – как под открытым небом, так и в крытых святилищах. Особо почиталось женское божество, изображаемое обычно со змеями.

В Кноссе процветали живопись, архитектура, скульптура и другие искусства; особым мастерством отличались ювелиры и резчики гемм, достигшие совершенства в обработке серебра и золота. Великолепные изделия создавали гончары. Высокохудожественной и искусной была резьба по слоновой кости.

По имени легендарного царя Миноса Эванс назвал эту культуру минойской.

 

www.smirnova-tatjana.ru

Кносс - древний город минойской цивилизации

Действие мифа о Тесее, одного из самых известных древнегреческих мифов, разворачивается на острове Крит. Тесей, вместе с другими афинскими юношами и девушками, отправленный на съедение человеку-быку Минотавру, убил чудище и прекратил страшную традицию человеческих жертвоприношений.

В конце XIX – начале XX века лабиринт Минотавра, а также дворец царя Миноса, был раскопан английским археологом Артуром Эвансом. На поверхность вслед за Троей был извлечен еще один античный сюжет. Сейчас пройтись по дворцу Миноса (вернее по его остаткам) может любой желающий.

Исторический обзор

Кносс – один из древнейших городов Европы. Первые люди появились здесь еще в эпоху неолита, а в следующую, бронзовую эпоху, на невысоком холме уже возвышался первый дворец. В те давние времена, дворец был центром государственной и городской жизни. В нем проживала царская семья, а также верхушка жречества и городской администрации. Во дворце хранились не только царские сокровища, но и запасы зерна, вина, масла и других продуктов. По периферии располагались многочисленные ремесленные мастерские.

Около 1700 г. до Р.Х. первый дворец был разрушен землетрясением, но спустя короткое время вновь выстроен, но уже по новому плану. Кносский дворец является, пожалуй, главным символом минойской цивилизации.

Общая площадь дворца составляла приблизительно 2.2 гектара. Во дворец вели пять входов, четыре из них были парадными.

Главные действия жизни Кносса проходили на центральном дворе, здесь справлялись праздники и проводились различные обряды, одним из которых была таврокатапсия – прыжки через  быка. На одной из дворцовых фресок изображен юноша, прыгающий через быка. Возможно, миф о Тесее и Минотавре имеет отношения к этим играм. Отголоском таврокатапсии является современная испанская коррида.

Рядом с центральным двором находится Тронный зал. Стены зала украшали изображения грифонов. Здесь на алебастровом троне восседал Минос, вместе со жрецами он вершил правосудие. Примечательно, что кресло председателя Международного Суда в Гааге является копией трона Миноса.  Гаагский Международный Суд создавался и мыслился как независимый и справедливый судебный орган. Является ли он сейчас таким? Большой вопрос.

К югу от тронного зала находится тройное святилище и его сокровищница, хранящая в себе различные культовые предметы. Две из них, статуэтки богини со змеями, дошли до нашего времени.

Посетитель дворца сможет увидеть и другие его помещения: Мегарон царя (он же зал двойных секир), мегарон царицы, различные мастерские, кладовые, северный зал, известный как Таможня, глубокие подземелья и много другое. Лучше всего экскурсию совершать с гидом, чтобы не запутаться в этом дворцовом лабиринте.

Дворец был окружен городским поселением. По разным подсчетам в городе жило от 15 до 100 тысяч людей. Ближе к дворцу располагались роскошные дома вельмож и жрецов, далее – простых горожан, купцов, ремесленников, моряков. В северной части города находилась гавань. По склонам холмов вокруг города тянулись некрополи. Они были высечены в скалах и также как и дома, в зависимости от социального положения горожан, различались своими размерами.

К Кноссу (а так называют не только дворец, но и сам город) издали тянулся акведук, в Кноссе археологами обнаружена и канализационная система.

Спокойную и размеренную жизнь Кносса и минойской цивилизации прервали последствия мощнейшего извержения вулкана Фера, землетрясение и цунами разрушили город и дворец. Вскоре после природной катастрофы, власть в Кноссе перешла ахейцам, которые в какой-то степени восстановили дворец. Доподлинно не известно, каким путем они пришли к власти, это случилось либо военным завоеванием или переворотом, либо мирным путем, через брачный союз.

Около 1300 г. до Р.Х. произошла очередная природная катастрофа, разрушившая дворец. Кносс больше никто не восстанавливал.

В последующие времена греки предпочитали селиться к северу от развалин дворца. Историк Диодор говорит, что на месте дворца располагалась священная роща Реи. В классический и эллинистический периоды Кносс находился в союзе с другими критским городами – Гортиной, Ликтом, Кидонией. Монеты, которые чеканил Кносс, изображали Зевса-Миноса, лабиринт,  Минотавра.

Во II – начале I века до Р.Х. Кносс был в подчинении у Рима. При наступлении новой эры критяне в числе первых услышали слово евангельского благовестия. Здесь до IX века находилась епископская кафедра, позже она была перенесена в Равкос (теперь это селение Агиос Миронас, названное в честь святителя Мирона Критского). Сам город пустел и вскоре превратился в небольшое селение.

Во времена арабского владычества в селении насчитывалась всего 150 жителей. Практически столько же и при турках.

В наши дни в селении Кносс проживает около 400 человек, они заняты в сельском хозяйстве и туриндустрии.

Открытие в конце XIX века этого города с богатой историей, принесло славу не только археологу Артуру Эвансу, но и дало возможность тысячам туристов со всего мира прикоснуться к архаичной древности.

Остальные фотографии Кносского дворца можно посмотреть здесь.

Кирилл Брагин

mosvedi.ru

Путешествия по Криту: древний город Кносс

В жаркую июльскую пору я отправился в древний город Кносс. Там находятся руины Кносского дворца и, если верить мифам, легендарный лабиринт Минотавра. Меня больше интересовал дворец, чем Минотавр.

Чтобы попасть в Кносс, можно взять напрокат машину или воспользоваться автобусом. Если отель находится недалеко от Ираклиона, то добираться будет легко. Кносс расположен всего в 5 км от города. Дорога занимает не более 20 минут, поэтому автобусы с городского автовокзала курсируют часто. Проезд стоит порядка 3 евро.

Если же вы живете в Ханье или Ретимно, придется сначала потратить около часа (а из Ханьи - почти два часа) на дорогу до Ираклиона. От курортов, расположенных в небольших прибрежных деревнях (например, Сфакаки), до Кносса тоже можно доехать на автобусе. Сначала до Ираклиона (курсируют маршруты из тех же Ханьи и Ретимно), после до самого Кносса.

Вариант подороже и менее свободный по времени пребывания в Кноссе – это купить экскурсию. Но мне хотелось погулять по древнему дворцу вдоволь, поэтому я решил добираться самостоятельно. Никаких проблем не возникло.

 

Кносский дворец

 

По приезду в Кносс перед вами открывается такая картина: синее небо, холмы, поросшие оливковыми кустами и кипарисами, и сам дворец. Вернее его останки, представляющие собой огромный музейный комплекс. На входе нужно купить билет за 6 евро. Дальше все зависит от стремлений туриста: либо погулять с гидом (есть и русскоговорящие), либо пройтись по дворцу самому. Я выбрал второй вариант.

Туристов там обычно очень много, поэтому вокруг довольно суетно и стоит постоянный гул: гиды рассказывают свои лекции, люди переговариваются между собой, стрекочут цикады в знойном воздухе Крита. Но даже в этой суматохе можно на какой-то момент представить, что время замерло.

Ты стоишь в тени навеса, и смотришь на эти холмы с кустами оливы и кипарисами, и представляешь себе, как три тысячи лет назад здесь жили люди.

 

Они хранили оливковое масло и вино в огромных сосудах.

 

Спускались по лестнице, чтобы в холоде нижних этажей переждать знойный полдень.

Тронный зал в Кносском дворце

А их царь, прообраз мифического Миноса, восседал в своем тронном зале и слушал, наверно, со скукой, что урожай оливок, хвала Зевсу, в этом году больше, чем в прошлом. И потом проходит две тысячи лет забвения. Только в 1900 году английский археолог Артур Эванс начинает раскопки, чтобы показать миру останки Кносского дворца. 

 

Из небытия восстают стены и лестничные пролеты, реставрируется настенная живопись, и потомки Эванса могут любоваться этими древними сюжетами.

 

Самым известным из всех является изображение быка на величественном постаменте с колоннами. Благодаря тщательной реконструкции объект выглядит превосходно и давно стал символом не только самого Кносса, но и всего острова Крит.

Кстати, отсутствие гида вполне компенсируют пояснительные таблички, подробно рассказывающие о каждой части дворца. Текст дается на греческом и английском, но понять можно.

 

Например, о юго-восточных палатах рассказывается, что они принадлежат к периоду Нового дворца (1700-1450 года до нашей эры). Тогда их украшали рисунки лилий. Сегодня от былого великолепия остались только колонны, стоявшие соответственно в колонном зале. Кроме того, на территории этой части дворца находился склад, а неподалеку – комнаты для жертвоприношений. Об этом археологи смогли узнать по найденным рогам быка и столику для подношений. Вся эта информация представлена на табличке.

Обладая средними знаниями английского, из текстов на табличках можно узнать о дворце все необходимое. Хотя, конечно, гид может сопроводить свой рассказ красочными подробностями, какими-то историями от местных жителей или вообще изобразить Минотавра. Но мне хотелось прочувствовать атмосферу этого места и попытаться вообразить себе, какой была жизнь людей в 1450 году до нашей эры. И частично это получилось сделать.

 

Даже когда смотришь на сохранившиеся стены дворца, можно увидеть закономерность кладки: сначала большие камни, затем прослойка более тонких пластин, и подобраны они с удивительной тщательностью и точностью. Разумеется, здесь уже поработали реставраторы, но строили это те люди, которые жили на острове три тысячи лет назад. Вот ради таких деталей я и поехал в Кносс.

 

А какие у вас остались впечатления от посещения Кносского дворца? Какие еще древние сооружения вам удалось посетить? Что вы там смогли найти?

www.arrivo.ru

Город Кносс – загадки древних мифов

Кносс – это древнегреческий город, в котором происходили события многих мифов. Город реально существует, множество туристов стремятся исследовать его развалины и прочувствовать энергетику загадочного и славного прошлого Греции. Расположен Кносс на живописном Крите, прямо в окрестностях Ираклиона, в 4 км от линии моря.

Немного истории

Кносс был главным городом в период расцвета минойской цивилизации. Что касается мифологической точки зрения, то в это время правил царь Минос.

Первый дворец был возведен в Кноссе еще в 2 000 году до н.э., но он был полностью уничтожен землетрясением примерно в 1 700 году до н.э. Этот период определяют как «раннедворцовый». Сразу после крушения первого строения, на его месте был появился другой, который и дошел до нашего времени. Он был спроектирован и построен в 1 700 - 1 450 годах до н.э., второй этап застройки города называют «новодворцовым периодом».

Кносский дворец не выдержал сильнейшего землетрясения и цунами, произошедших вследствие извержения вулкана на острове Санторин, и от него остались лишь обломки. Кносс оставался самостоятельным городом-государством вплоть до становления ранневизантийского периода.

В 1900 году английский археолог Артур Эванс инициировал раскопки, чтобы можно было увидеть тот самый Кносский дворец и привести его к величественному облику, который он имел в далеком 1 450 году до н.э. Дворец действительно был достроен и сейчас туристы не всегда могут отличить древние руины от практически современных построек.

Интересные факты

  • Согласно легенде, именно в Кноссе расположен лабиринт, где Дедалу удалось победить кровожадного Минотавра.
  • Во время раскопок Кносского дворца не были найдены трупы людей, либо животных. Появилась версия, что после извержения вулкана, все жители покинули Кносс и выселились из дворца на более безопасное побережье.
  • Кносский дворец настолько поражает своими размерами, сложной архитектурой и запутанной планировкой, что его часто называют лабиринтом Минотавра, полагая, что в его многочисленных коридорах действительно можно затеряться.

Время работы и стоимость билетов

Въезд в Кносс осуществляется бесплатно, но если вы хотите заглянуть внутрь дворца, то вам нужно будет заплатить € 6 за входной билет.

Кносский дворец открыт с 08.00 до 19.00 с июня по октябрь, а в более холодный сезон, с ноября по май, – с 08.00 до 15.00.

Как добраться

Так как Кносс находится в непосредственной близости к Ираклиону, вы без труда доберетесь до города, если остановились на острове Крит.

  • На автомобиле вы доедете до Кносса максимум за 15 минут от берегов Ираклиона.
  • Кроме того, ежедневно к руинам древнейших построек на Кноссе организуются экскурсионные туры. Без сможете приобрести поездку в вашем отеле на любой удобный вам день.
  • Также, до города можно добраться самостоятельно общественным транспортом. На любом автовокзале вы увидите автобус, который едет в нужном вам направлении – на его лобовом стекле будет табличка со словом Knossos. Автобусы отходят каждые 15-20 минут, билет стоит порядка € 1,3.

Контакты

Адрес: Кносс, Крит, Греция

Веб-сайт: http://odysseus.culture.gr/h/3/eh451.jsp?obj_id=2369

btimes.ru

Кносский дворец Википедия

Кносс (также Кнос[1], греч. Κνωσός, лат. Cnossus, исконное название на минойском языке — KA-NU-TI) — древний город на острове Крит, расположен около современного Ираклиона, на северном берегу, в 4 км от моря, в древности с двумя гаванями.

Главный город острова во времена минойской цивилизации, наряду с Фестом и Малией бывший одним из её культурных и политических центров.

Во времена своего расцвета и могущества Кносс был одним из самых влиятельных городов во всем Средиземноморье. Минойский Кносс с его дворцом представлял один из первых в истории человечества случаев применения таких инженерных и архитектурных достижений, как многоэтажные здания, естественное и искусственное освещение, водопровод и канализация, вентиляция, отопление, а также мощёные пути. Во времена микенской цивилизации подпал под власть ахейских греков. Драматическая гибель Кносса вызвала постепенный упадок всей минойской цивилизации.

В греческой мифологии Кносс связывается с именем легендарного критского царя Миноса. По легенде, в окрестностях находился лабиринт Дедала, где был заключён Минотавр (вероятно, под лабиринтом понимался сам Кносский дворец).

В эпоху классической античности — средоточие культа критского Зевса, родина Эпименида.

История

Первый дворец-храм в Кноссе был построен ок. 2000—1700 г. до н. э., «раннедворцовый период», на остатках находившегося здесь ранее неолитического поселения. Этот дворец был разрушен землетрясением ок. 1700 г. до н. э. Также высказывались о внутренних беспорядках, приведших к разрушению старых дворцов.

Однако вскоре были проведены необходимые восстановительные работы, и на его месте был построен другой дворец, который и дошёл до нашего времени, «новодворцовый период». Период 1700—1450 гг. до н. э. — время высочайшего расцвета минойской цивилизации и особенно Кносса.

После сильнейшего землетрясения и огромного цунами между 1628 и 1500 г. до н. э. вследствие мощного извержения вулкана на острове Тира дворец был разрушен. В 1450 г. до н. э. пожар окончательно уничтожил Кносский дворец. Причём в это же время пожары уничтожили и другие похожие дворцы на Крите (Фест, Закрос и др.). Причина этих пожаров до настоящего времени не ясна. После гибели минойского Крита на остров переселяются греки-ахейцы, которые, в частности, заселяют и Кносс, перестраивая остатки минойского дворца под свои нужды. Так, в Кноссе появляется тронный зал. Ахейский Кносс также погиб от пожара. Причины точно не установлены, но большинство исследователей не склонны объяснять природными катаклизмами. Возможно, речь идет о каком-то внутреннем конфликте между ахейской верхушкой и местным населением. Окончательно ахейская цивилизация Крита прекращает свое существование с дорийским завоеванием.

Территория дворца больше не заселялась, но Кносс продолжал оставаться значительным городом-государством вплоть до ранневизантийского периода. Античный Кносс был родиной философа и поэта Эпименида (VII—VI в. до н. э.), архитектора Херсифрона (VI в. до н. э.) и философа-скептика Энесидема (I в. до н. э.).

Название «Кносс» известно по древнегреческим упоминаниям главного города Крита. Однако отождествление Кносса с городом бронзового века основывается не только на традиционных представлениях, но и на анализе римских монет, разбросанных по окрестностям мест раскопок и на большом кургане — холме, называемом Кефала, высотой 85 метров (279 футов) над уровнем моря. На многих из этих монет была надпись Кносс или Кноссион на лицевой стороне и изображение Минотавра или лабиринта на оборотной стороне. Оба изображения — символы, происходящие от мифа о царе Миносе, по легенде, правителе с Кносса. Монеты найдены вблизи римского поселения Colonia Julia Nobilis Cnossus, а римская колония располагалась как раз к северу и включала в себя холм Кефала. Считается, что римляне превратили Кносс в колонию[2].

Открытие Эвансом

Впервые раскопки Кносского дворца начал в 1878 году критский собиратель древностей и купец Минос Калокеринос. Прокопав на Кносском холме 12 траншей, Калокеринос наткнулся на массивное здание, откопал склад с пифосами и нашёл первую из табличек с линейным письмом Б, однако раскопки были прерваны турецким правительством. Коллекции и материалы Калокериноса погибли в 1898 году, когда во время боёв с турками был сожжён его дом. О наличии развалин в Кноссе было известно уже Генриху Шлиману и Вильгельму Дёрпфельду (из писем обнаружившего их Миноса Калокериноса). Шлиман планировал раскопки в Кноссе, но из-за натянутых отношений с турецкими властями и скандала с незаконным вывозом золотых сокровищ этим планам не было суждено осуществиться.

Систематические раскопки территории начаты 16 марта 1900 года английским археологом Артуром Эвансом, который скупил земли, на которых стоял дворец, и нанял двух специалистов (шотландского археолога Дункана Маккензи и архитектора Файфа) и 32 землекопа. В целом комплекс Кносского дворца был раскопан к 1905 году, но частные работы шли до 1931 года; с 1936 года реставрационные работы вела Британская археологическая школа в Афинах. Эванс быстро понял, что обнаружил цивилизацию, превосходящую по возрасту микенские открытия Шлимана; первооткрыватель назвал её «минойской». Поскольку англичан интересовал период до 1450 г. до н. э. (т. н. новодворцовый), все более поздние слои были уничтожены.

Дворец был многоэтажным и имел сложный план, сотни различных помещений, соединенных ходами и лестницами были сгуппированы вокруг большого парадного двора. В том числе — тронный зал, колонные залы, смотровые террасы, ванные комнаты. Стены ванных комнат были украшены росписями с дельфинами и летающими рыбами.[3].

Параллельно с раскопками велось воссоздание руин в «первоначальном виде» (как его представлял себе сам Эванс). В связи с этим в настоящее время рядовому туристу не всегда просто отделить останки древних построек от того, что было достроено Эвансом.

Версии гибели дворца

При раскопках не были найдены останки людей и животных. Существует версия, что после извержения вулкана жители Кносса и других дворцов Крита в 1450 г. до н. э. покинули остров и расселились по побережью Средиземного моря. В пользу этой версии говорит то, что у этрусков, а также в Палестине найдены сходные артефакты более позднего периода.

Современный Кносс

Деревня Кносс входит в общину (дим) Ираклион в периферии Крите в Греции.

Сообщество Ираклион

В общинное сообщество Ираклион входят 11 населённых пунктов. Население 144 422 жителей по переписи 2011 года[4]. Площадь 52,444 квадратных километров[5].

Население

Год Население, человек
1991 372[6]
2001 364[6]
2011 ↘ 300[4]

Литература

  • Кносс / Л. И. Авилова; Е. А. С. // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 341. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3.
  • Андреев Ю. В. Дворец и «город» на Крите во II тыс. до н. э. // Советская археология. — 1988. — № 4.
  • Андреев Ю. В. Островные поселения Эгейского мира в эпоху бронзы. — Л., 1989.
  • Златковская Т. Д. У истоков европейской культуры (Троя, Крит, Микены). — М., 1961.
  • Пендлбери Дж. Археология Крита. — М., 1950.
  • Evans, Arthur J. The Palace of Minos: a comparative account of the successive stages of the early Cretan civilization as illustred by the discoveries at Knossos. — London: Macmillan, 1921–1936. — Vol. 1–4.
  • Sinclair Hood. The Bronze Age Palace at Knossos: Plans and Sections. — British School at Rome, 1981. — 34 p. — (British School of Archaeology , Athens, Publications). — ISBN 978-0500960165.
  • Marinatos S. Kreta, Thera und das mykenische Hellas. — Münch., 1986.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Кносс Википедия

Кносс (также Кнос[1], греч. Κνωσός, лат. Cnossus, исконное название на минойском языке — KA-NU-TI) — древний город на острове Крит, расположен около современного Ираклиона, на северном берегу, в 4 км от моря, в древности с двумя гаванями.

Главный город острова во времена минойской цивилизации, наряду с Фестом и Малией бывший одним из её культурных и политических центров.

Во времена своего расцвета и могущества Кносс был одним из самых влиятельных городов во всем Средиземноморье. Минойский Кносс с его дворцом представлял один из первых в истории человечества случаев применения таких инженерных и архитектурных достижений, как многоэтажные здания, естественное и искусственное освещение, водопровод и канализация, вентиляция, отопление, а также мощёные пути. Во времена микенской цивилизации подпал под власть ахейских греков. Драматическая гибель Кносса вызвала постепенный упадок всей минойской цивилизации.

В греческой мифологии Кносс связывается с именем легендарного критского царя Миноса. По легенде, в окрестностях находился лабиринт Дедала, где был заключён Минотавр (вероятно, под лабиринтом понимался сам Кносский дворец).

В эпоху классической античности — средоточие культа критского Зевса, родина Эпименида.

История[ | код]

Первый дворец-храм в Кноссе был построен ок. 2000—1700 г. до н. э., «раннедворцовый период», на остатках находившегося здесь ранее неолитического поселения. Этот дворец был разрушен землетрясением ок. 1700 г. до н. э. Также высказывались о внутренних беспорядках, приведших к разрушению старых дворцов.

Однако вскоре были проведены необходимые восстановительные работы, и на его месте был построен другой дворец, который и дошёл до нашего времени, «новодворцовый период». Период 1700—1450 гг. до н. э. — время высочайшего расцвета минойской цивилизации и особенно Кносса.

После сильнейшего землетрясения и огромного цунами между 1628 и 1500 г. до н. э. вследствие мощного извержения вулкана на острове Тира дворец был разрушен. В 1450 г. до н. э. пожар окончат

ru-wiki.ru

Heraklion.info Кносский дворец

Пожалуй не найдется ни одного человека в нашей стране, который не читал бы древнегреческие легенды и мифы. Геракл, Тесей, Зевс и Афродита — эти имена известны каждому, кто учился в школе, но вот мало кто знает, что некоторые из них — вполне реальные персонажи, например, Тесей — легендарный герой, победивший Минотавра. Да-да, ряд древнегреческих авторов считают, что такой человек существовал на самом деле и даже правил Афинами с 1234 по 1205 гг. до н.э. И да, он действительно победил Минотавра, правда не мифическое чудовище с телом человека и головой быка, а сильнейшего из воинов царя Миноса. Произошло это в городе Кноссе — развалины дворца которого являются сегодня главной достопримечательностью Крита. Находятся они рядом со столицей острова — Ираклином и ежегодно привлекают тысячи туристов, желающих посмотреть на самое грандиозное сооружение минойской цивилизации.

Тесей побеждает Минотавра. Сцена на старинной вазе

Первый дворец был построен в Кноссе между 2000 и 1700 годами до н.э. на остатках существовавшего здесь с эпохи неолита поселения. Просуществовал он недолго: не позднее 1700 г. до н.э. мощное землетрясение разрушило дворец. Однако долго сложа руки жители города не сидели и уже вскоре приступили к его реставрации — начался «новодворцовый период» (предыдущий период получил название «стародворцового») — время максимального расцвета как самой минойской цивилизации, так и Кносса.

Общий вид Кносского дворца. Реставрация

При реставрации были использованы передовые на тот момент инженерные и архитектурные достижения. Во дворце появились системы вентиляции, водопровода и канализации. В крышах были сделаны огромные отверстия — световые окна, которые, если здание насчитывало несколько этажей, располагаясь друг над другом, позволяли солнечным лучам достигать даже нижнего яруса. Сами здания стали связываться мощеными путями.

Во времена своего могущества Кносс являлся одним из самых влиятельных городов всего Средиземноморья. К примеру документы, найденные во время раскопок, показали одновременное существование на этой территории сразу трех видов письма: иероглифического, линейного А и линейного Б — ни один город того времени ни мог похвастаться чем-то подобным.

К сожалению и отреставрированный дворец простоял недолго. Между 1645 и 1600 годами до н.э. на острове Тира произошло извержение вулкана Санторин — одно из сильнейших в истории человечества. Последовавшее за взрывом мощное цунами полностью уничтожило все прибрежные поселения на Крите, а выпавший пепел положил конец сельскому хозяйству. Минойская цивилизация прекратила своё существование.

Кстати, при раскопках не было найдено остатков людей и животных. Скорее всего еще до удара гигантской волны они успели покинуть опасную территорию.

Спустя время жизнь на острове вновь возобновилась — Крит заселили ахейцы. Дворец был вновь отстроен: об этом свидетельствуют найденные следы вулканического пепла под строениями. И вновь уничтожен: в результате охвативших практически все поселения на острове пожаров. Чем они были вызваны и почему произошли в одно и тоже время во всех похожих на Кносский дворцах археологам точно не известно, но наиболее вероятной причиной считается военное вторжение на остров неизвестного народа.

В 1380 году до н.э. ахейцы оставляют Кносс и город, а вместе с ним и дворец, приходит в запустение. Со временем о городе стали забывать, история его существования обросла легендами и преданиями.

Почти 3,5 тысячи лет считалось, что Кносс — это не более чем миф, выдумки древнегреческих поэтов. До тех пор, пока в конце XIX века не были найдены сперва предметы обихода минойцев, а затем и остатки огромного города, в котором проживало до 90 тысяч жителей.

Глиняные сосуды пифосы в Кноссе

Первым человеком, целенаправленно начавшим проводить раскопки в районе Кносса, стал кладоискатель Минос Калокеринос, обративший внимание на огромный холм в окрестностях Ираклиона. В 1878 году им были обнаружены амфоры, глиняные сосуды и прочие предметы, позволившие предположить существование в районе Ираклиона древнего поселения. Однако, проведение более масштабных поисков в то время оказалось невозможным — остров находился под турецким контролем и критское общество древностей, опасаясь вывоза найденных ценностей в Османский музей, запретило дальнейшие раскопки.

В 1894 году начался новый виток в истории изучения Кносса: земли, на которых когда-то располагался дворец, начинает выкупать британский археолог Артур Эванс. Работавший долгое время хранителем музея Эшмала при Оксфордском университете, он давно интересовался письменными знаками с острова Крит: Эванс даже обращался в Берлинский музей и Лондонское общество с целью сбора информации о неизвестной тогда письменности. После нескольких лет трудов и отождествлении 60 знаков критской письменности он отправляется на остров...

Археолог Артур Эванс — человек открывший миру Кносс

Датой открытия минойской культуры считается 16 марта 1900 года — время начала самых масштабных раскопок в истории острова. За последующие двадцать лет были найдены многочисленные глиняные сосуды, фрески, драгоценности и другие предметы. Обнаружена первая в мире система водопровода и центрального отопления.

Но Эвансу этого было мало. Он стремился не просто откопать, а отреставрировать архитектурные комплексы и найденную в нём живопись, для чего даже нанял швейцарских художников — отца и сына Гиллерон. С помощью современных на тот момент технологий были воссозданы фрески «Принц лилий» и «Дамы в голубом», статуэтки «Богиня со змеями», ряд дворцовых построек.

На реставрации Кносского дворца

Некоторые современные археологи крайне скептически относятся к реставрационной деятельности Эванса, считая, что британец в первую очередь пользовался не здравым смыслом, а собственной фантазией. Обвиняют Эванса и в безвозвратной потери сооружений «стародворцового» периода. Тем не менее именно он познакомил мир со старейшей цивилизацией Европы, оставившей после себя множество замечательных памятников, самым известным из которых является Кносский дворец.

Размеры Кносского дворца до сих пор поражают воображение: 180 на 130 метров, 5 надземных и несколько подземных этажей, несколько тысяч (!) комнат, связанных между собой бесчисленным переплетением переходов, подъемов и спусков. Дворец был до того запутанным, что человек, до этого никогда не бывавший в Кноссе попросту терялся и выход находил лишь с чьей либо помощью. Настоящий лабиринт!

Схема Кносского дворца

Никаких сведений о первоначальном облике дворца не сохранилось; о нем мы можем судить лишь по данным археологических реконструкций. Согласно им центральным местом всего комплекса являлся огромный внутренний двор прямоугольной формы со сторонами 50 на 25 метров (номер 7 на схеме). Двор был выложен массивными каменными плитами; служил местом проведения религиозных церемоний.

Южная стена Кносса с рогами из паролита

Проходом во внутренний двор служил длинный узкий коридор — т.н. «дорога процессий» (19 и 19а), украшенная фресками с изображениями юношей и девушек, подносящих дары богине плодородия минойцев Астарте. Предположительным местом начала «дороги» служил главный вход в комплекс, находившийся у западного двора — места начала всех нынешних экскурсий в Кноссе.

Западный двор (14) примечателен тем, что здесь сохранилось несколько построек «стародворцового» периода (датируемых более ранними чем остальные временами) — три больших ямы, выложенных изнутри камнями (16). Для чего они нужны археологи не знают до сих пор: одни думают, что ямы — просто зернохранилища, другие — что жертвенники, которых на территории западного двора еще два (15).

Помимо ям и жертвенников в этой части комплекса располагаются и другие объекты: западные пропилеи (17) и южный дом (20). Первые по-видимому служили для неких религиозных церемоний: об этом свидетельствует фреска, изображающая игры с быком. В доме же мог жить верховный жрец.

К востоку от дома жреца располагается южный вход в Кносский дворец (48), являющийся по мнению археологов продолжением «дороги процессий»: об этом свидетельствует найденная здесь во время раскопок фреска «Принц с лилиями» и внешняя схожесть полов обеих территорий. Через южный вход туристы проходят в центральный двор Кносса, но не торопитесь сразу входить в него, ведь к западу располагаются прекрасные южные пропилеи, скрывающие знаменитую фреску «Носитель ритона» и большую лестницу, ведущую на верхние этажи комплекса (Piano Nobile). Как полагают современные археологи на этих этажах находились важные культовые помещения, о значимости которых свидетельствует хотя бы тот факт, что когда то в древности дорогу к ним преграждали массивные двери. Сами же пропилеи в те времена служили кладовыми, о чем свидетельствуют пифосы — большие кувшины для хранения продуктов найденные здесь во время раскопок.

Осмотрев пропилеи и смежные с ними комнаты начнем медленно подниматься по лестнице. Почему медленно? Чтобы не пропустить небольшое помещение квадратной формы — греческий храм. Как полагал первооткрыватель Кносского дворца Артур Эванс храм был возведен много позже прочих построек — уже после их разрушения.

Фреска Носитель ритона

Продолжим путь наверх и пройдем в небольшую прихожую, рядом с которой располагается трехколонное святилище (11) с остатками колонн, пилястрами и статуэткой в виде головы львицы. Здесь же располагается сокровищница, в которой археологами было обнаружено большое число кухонной утвари, поднесенных даров и разнообразных драгоценностей.

Двигаясь дальше перейдем в просторный зал украшенный двумя колоннами (длинные узкие помещения под цифрой 10 на плане), рядом с которым располагается еще одно святилище (помещение над цифрой 10) — место обнаружения фрески «Парижанка».

Бродя по верхним этажам комплекса вы наверняка заметите целый ряд небольших продолговатых помещений. По мнению археологов — это древние кладовые, в которых хранилось оливковое масло — пожар в этих помещениях бушевал особенно сильно.

Кладовые тянулись на десятки метров вдоль всей западной половины дворца. В некоторых из них были обнаружены подземные ниши, которые вполне могли использоваться в качестве сокровищниц, правда, сокровищ найдено в них не было.

Тронный зал

После посещения кладовых туристы приступают к осмотру самого известного помещения всего Кносса — тронного зала (9), а также смежных с ним комнат. К сожалению прямого сообщения с кладовыми эта часть дворца не имеет, а потому чтобы попасть в нее придется сперва вернутся в центральный двор (по дороге процессий) и уже оттуда подняться в зал по отдельной лестнице.

Первым помещением на вашем пути окажется небольшая комната с четырьмя колоннами — прихожая (8), за которой располагается сам зал. Здесь, как и тысячи лет назад, стоит массивный каменный трон, рядом с которым находятся круглая чаша и бассейн для омовений. Вдоль стен располагаются скамьи: когда то в древности на них сидели жрецы. Немного в стороне можно увидеть проход в соседнее святилище (10).

Тронный зал был рассчитан на одновременное пребывание 16 человек. Его стены украшены фресками с изображениями священного символа минойской цивилизации — грифона. Вся обстановка зала свидетельствует о том, что это место особого культового поклонения древних жителей.

Продолжается осмотр дворца в зале фресок, который лежит этажом выше. Здесь посетители могут увидеть копии таких знаменитых из них как «Дамы в голубом», «Голубая птица», «Голубая обезьяна», «Игры с Быками», «Собиратель шафрана». Оригиналы же были отреставрированы и на данный момент выставлены на обозрение в Археологическом музее Крита.

Следующий обязательный для посещения объект располагается к югу от тронного зала — это трехчастное святилище, названное так по числу составляющих его помещений. В древности его фасад был украшен колоннами и рядом двойных рогов из паролита, от которых нынче почти ничего не осталось.

Табличка с линейным письмом Б

Известность святилища связана с обнаруженными на его территории глиняными оттисками печатей и табличками, содержащими Линейное письмо Б. Таблички до сих пор остаются не расшифрованными и, также как и оригиналы фресок из дворца, выставлены в Археологическом музее Крита.

Рядом с ним расположены две загадочные темные комнаты, полы которых имеют углубления в форме ванн — крипты пилястров (13). Полагают, что эти помещения предназначались для возлияний.

Один из верхний этажей дворца

Продолжается осмотр комнат в восточном крыле Кносса, служившим, по словам археолога Артура Эванса, царскими покоями. Правда, другие археологи с этим мнением не согласны, считая эту часть дворца местом проведения религиозных церемоний. Как бы то ни было, восточное крыло является не менее интересным объектом для посещения чем западное.

Начинается экскурсия по восточному крылу с большой лестницы (32), которая соединяла аж четыре этажа комплекса, два из которых находились ниже уровня центрального двора. Благодаря наличию восьми пролетов подъем и спуск по лестнице были достаточно плавными, а световой колодец делал передвижение безопасным даже в темное время суток.

Самым нижним пролетом лестница связана с залом двойных секир (35) — весьма просторным помещением с мегароном царя и угловым портиком с шестью колоннами.

Соседствуют с залом секир мегарон царицы (34) и косметическая комната (33). Рядом находится и еще одно помещение, которое по всей видимости служило туалетом: в его полу было найдено канализационное отверстие.

Основными достопримечательностями этой части Кносского дворца является фреска «Дельфины», а также очередная сокровищница, в которой были найдены многочисленные драгоценности из золота и слоновой кости.

Что же, двигаемся дальше — в северную половину крыла. И первой на нашем пути окажется прихожая деревянных балок, за которой находится мастерская ремесленника. В этой комнате были найдены незаконченные изделия из керамики и инструменты для их изготовления.

Следующей комнатой, которую посещают туристы во дворце, является школа керамики (49), в которой ученики помимо лепки изделий из глины еще и осваивали навыки письма на глиняных табличках. Кстати, некоторые исследователи считают, что школа занимала верхний этаж комплекса, а найденные гончарные изделия оказались здесь случайно: упали при разрушении дворца.

К северу же от школы расположено помещение с гигантскими глиняными сосудами — пифосами, поражающими каждого посетителя своими невероятными размерами: некоторые из них достигают в высоту роста взрослого человека. Возраст сосудов составляет 4 тысячи лет, что удивительно, учитывая их превосходную сохранность.

Осмотрев пифосы туристы проходят в длинный узкий коридор, имеющий довольно странное название — коридор шашечной доски (24а). Но странным оно кажется лишь для незнающих историю его обнаружения людей. Дело в том, что при раскопках здесь была найдена напоминающая шашки игра с фигурами, украшенными золотом, серебром, слоновой костью и даже горным хрусталем.

Бродя по коридору вы наверняка заметите странные борозды в полах — это ни что иное как сохранившаяся до наших дней часть канализационной сети дворца. Да-да, в Кноссе уже 4 тысячи лет назад была развитая система по удалению отходов в которую входили даже туалеты со смывом!

Западный бастион дворца

Заканчиваются экскурсии в северной половине Кносского дворца, среди помещений которой особой популярностью пользуется западный бастион, в котором хранится копия известной фрески «Бык». Бастион является частью коридора северного входа, который плавно переходит в гипостильный зал или таможню (5) — просторную комнату, служившую местом досмотра товаров, поступающих во дворец. К западу от нее располагается бассейн омовений, предназначенный для посетителей дворца.

Наконец еще одна посещаемая достопримечательность располагается у северо-западной окраины дворца — это т.н. театр, через который пролегала царская дорога — связывающая Кносс с Малым дворцом.

heraklion.info