Архитектура древнего ирана. Архитектура Древнего Ирана
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Иран - История архитектуры. Архитектура древнего ирана


Архитектура Древнего Ирана

Контрольная работа- Контрольная работа по дисциплине архитектура и градостроительство

Между Двуречьем с запада и долиной Инда с востока расположено Иран­ское плоскогорье. Климат его континентальный с несколько суровыми для этих широт зимами. Однако эти условия оказались благоприятными для скотовод­ства и земледелия. Одним из древнейших государств тут бы­ла Мидия, занимавшая территорию нынешнего Азербайджана и северо-западного Ирана. В конце VII – начале VI в. до н. э. восполь­зовавшись ослаблением Ассирии, мидяне в союзе с вавилонянами и скифами разгромили Ассирию и захватили территорию от Аму-Дарьи до Персидского залива. Они создали могу­щественное государство со столицей в Экбатанах. Согласно Полибию, город Экбатаны, лежавший у подножия высокой горы, не имел оборонительных стен. В центре его стояла цитадель, возведенная царем Дейокой. К ней прилегали дворцовые сооружения, обнесенные стеной в семь стадий . Они включали окруженные портиками за­лы, отделенные друг от друга целой системой дворов. Колонны и перекрытия этих залов бы­ли сделаны из кедра и кипариса и обиты ли­стами золота и серебра.

В 550 г. до н. э. союз персидских племен во главе с царем Киром II Великим, основа­телем династии Ахеменидов, сокрушил господ­ство мидян. Однако культура мидян не погиб­ла, так как она была воспринята персами. Ар­хитектурные традиции мидян оказали воздей­ствие на формирование персидского зодчества.

Держава Ахеменидов, основанная Киром II, в дни своего наивысшего расцвета простиралась от Инда до Эгейского моря, от Закавказья до порогов Нила. Цари Ирана проводили активную завоевательную политику, продо­лжая традиции своих индоевропейских предков. В 546 году до н. э. ими были покорены малоазиатские государства и греческие колонии на восточном побережье Эгейского моря. В 538 году до н. э. персы захватили Вавилон, в 525 – Египет. В период правления царей Дария I и Ксеркса сформировалась политическая доктрина «единого мира», согласно которой Ахемениды становились «едиными над многими царями, едиными над всеми повелителями». То есть под властью персов оказались народы, имевшие более древнюю историю и культуру. При этом единство персидской империи обеспечи­валось силой оружия, гибкостью экономической и религиозной полити­ки, а также путем создания универсальной для всех, «синтетической» культуры. Искусство и архитектуру Древнего Ирана творили пред­ставители многих покоренных народов, поклонявшихся разным богам. Поэтому в культурном наследии этого государства светские мотивы преобладают над религиозными.

Архитектура ахеменидского Ирана не имела своих собственных традиций. Тех­ника обработки камня и строительство скальных гробниц идет от Урарту и Мидии, керамиче­ская облицовка стен – от Элама и Месопотамии, отдельные архитектурные элементы – от ассирийцев, вавилонян, египтян и греков.

Древняя архитектура Ирана. Ледяные дома

Прежде, чем был изобретен холодильник, его функции выполнял лёд, который считался драгоценным товаром, который было не так легко получить, или сделать, особенно в течение лета. Чтобы сохранить мясо и другие продукты, огромные куски льда транспортировались в южные страны из скандинавских стран в Северном Полярном Круге или от горных вершин. В Великобритании и других странах Европы, использовался лёд из Норвегии. В России собирали лед вдоль реки Невы, в то время как индийцы пользовались запасами из Гималаев. Драгоценный товар хранился в специально построенных зданиях, названных ледяными зданиями, где холод хранился в течение всего года. В этой статье мы расскажем не только об истории таких домов, но и о древней архитектуре Ирана, где также использовалась эта технология сохранения холода.

Filefastovik.com - Персия АрхитектураДревняя архитектура Ирана действительно заслуживает внимания, например, мы уже писали про мост Кхаджу, который считается одним из красивейших в мире. Наиболее распространенные проекты включали в себя подземные палаты, обычно искусственные, которые были построены близко к естественным источникам зимнего льда, таким как пресноводные озера. В течение зимы лед и снег помещались в ледяной дом и заполнялись изоляцией, такой как солома или опилки. Это помогало им оставаться в замороженном состоянии в течение многих месяцев, часто до следующей зимы. В течение месяца такое хранилище становилось прекрасным источником льда и холода. Летом в ледяном доме можно было охладить напитки, или приготовить мороженое и десерты из щербета.

Ледяные дома

Ледяные дома были известны в Иране уже в семнадцатом столетии до н.э. они вышли из использования только 50 лет назад. Многие вышедшее из употребления яйцеобразные сооружения, сделанные из глиняных кирпичей, сохранились в Иране до наших дней. Иранские ледяные здания гигантские в размере, по сравнению с найденными на западе. Они также уникальны из-за способа, которым был получен лед.

Иран — в основном пустыня, где пресная вода редка даже зимой, когда температура падает ниже нуля ночью, а днем снова наступает жара. Огромные количества льда были необходимы, чтобы заполнить эти обширные, куполообразные колодцы, и их невозможно было транспортировать из далеких мест. Изобретательные иранцы, вместо этого, сделали свой собственный лед.

Позади каждого холодильника находилось множество мелких каналов, где в течение зимних ночей наливалась вода. Каналы были защищены от высокой температуры в течение дня тенью стен. Ночью толстый слой льда образовывался на поверхности. Затем он ломался, собирался и перемещался в ледяные здания прежде, чем солнце поднималось. Каждую ночь этот процесс повторялся, пока не было собрано достаточно льда на летний сезон. Несколько специальных стен, глубоких колодцев и умно построенных куполов не пропускали высокую температуру внутрь и сохраняли лед.

Более сотни ледяных домов могут быть найдены на всей территории Ирана, но очень немногие существуют в оригинальной форме и полном объеме. Если не будут предприняты совместные усилия по восстановлению и сохранению, то большинство из них может и вовсе не сохраниться. Некоторые вышедшие из употребления ледники уже использовались в качестве свалок.

Архитектура Древней Персии

История культуры в этой области начинается уже в V тысячелетии до н.э. и, очевидно, находится во взаимосвязи с развитием культуры Месопотамии. Как и в Малой Азии, на Иранском плоскогорье было много камня и дерева, что и определило характер местной архитектуры, которая, несмотря на египетское, ассирийское и греческое влияния, сохраняла своеобразные черты. Период наивысшего расцвета персидского искусства, самого молодого на древнем Востоке, приходится на времена династии Ахеменидов и длится относительно недолго , начиная с середины VI в. до н. э. когда создается могущественное персидское государство.

Периоды персидской истории:

Эпоха династии Ахеменидов.

Парфянский период. Войска Александра Македонского завоевала Персеполь в 330 г. до н.э. Вскоре все ахеменидское государство вошло в состав греко-македонской империи. После смерти Александра в 312 г. до н.э. Иран, Сирия и Месопотамия объеденилась в государство, над которой воцарились правители греческой династии Селвекидов. Столицей страны были последовательно Вавилон, Селвекия и Антиохия. В 250 г. до н. э. возникло Парфянское царство, созданное объединением кочевых восточно-иранских племен под властью династии Аршакидов. При Митридате I Парфия стала одним из крупнейших государств Передней Азии. В парфянский период на территории Персии в архитектуре преобладали греко-римские традиции.

Источники: helpiks.org, vilingstore.net, www.arhitekto.ru, otherreferats.allbest.ru, www.alleng.ru

Это интересно

Иван Алексеевич Бунин

Иван Бунин родился 10 октября 1870 года в дворянской семье в Воронеже, где прожил первые три года ...

Зыбучие пески

Немало историй рассказано о них. Многие наслышаны, мало, кто видел. И совсем единицам реально известно об их ...

Барбадос – остров спокойствия и тишины

Барбадос можно поистине называть сказкой. Ведь если окунуться во всю прелесть и живописность природы и отдыха в данной ...

Исцеляющие источники

Об этом живописном уголке в поселке Каменск знают не многие.  Речь идет о Свято-Серафимовском храме. Здесь расположены исцеляющие ...

  • Информация знания данные

    Каждый человек в своей жизни рано или поздно сталкивается с ремонтом. И каждый раз возникает дилемма. Как поступить? Что предпочесть - медленное...

  • Адмирал Нахимов

    «Аполлон-15» (англ. Apollo 15) — девятый пилотируемый космический корабль в рамках программы «Аполлон», четвёртая высадка людей...

objective-news.ru

7. Архитектура Ирана. Очерки по истории архитектуры Т. 1

7. Архитектура Ирана

Древняя Персия — построенное на завоеваниях государство, продолжавшее традицию ассирийского государства. Персия подчинила себе Нововавилонское царство в 538 г. В 330 г. до н. э. мировая держава Ахеменидов была завоевана Александром Македонским. Различают три основных периода персидской истории, которым соответствуют отдельные периоды истории персидской архитектуры. Древнейшим периодом является эпоха династии Ахеменидов (559–330). За ахеменидским периодом следует парфянская эпоха, в течение которой в Персии преобладающее значение имели элементы греко-римской культуры. Третьим периодом является эпоха династии Сассанидов (226–636), которая проходит под знаком освобождения от иноземного влияния и восстановления старой монархии. Для нас представляет интерес только история персидской архитектуры ахеменидского и сассанидского периодов, так как в эти эпохи персидское зодчество вырабатывает очень интересные и своеобразные формы и композиции. В парфянскую эпоху персидская архитектура была настолько сильно подвержена влиянию греко-римской архитектуры, что потеряла свое самостоятельное лицо и превратилась в эклектическую архитектуру. Кроме того, памятники персидской архитектуры парфянского периода изучены настолько мало, с ними связано так много спорных вопросов, что при современном состоянии науки невозможно построить хоть сколько-нибудь убедительную картину развития персидской архитектуры парфянского периода.

Древняя Персия — характерная для Востока абсолютная монархия. Персидский царь был для демократически настроенного грека V века до н. э. воплощением «варварства» и восточного деспотизма. И в Древней Персии царская власть пользовалась религией как сильным средством угнетения огромных масс эксплуатируемого населения. Однако персидская архитектура почти не знает храмов, потому что господствующей религией было огнепоклонничество — маздакизм. Согласно этому верованию, в мире вечно борются доброе и злое начало. Символом злого начала является материя, символом начала доброго — огонь, пожирающий, растворяющий и уничтожающий материю. Персы поклонялись стихии огня как началу, одухотворяющему материальное. Высоко в горах устраивали жертвенники огня, высеченные из скал. Это были большие кубические, сужающиеся вверх массивы, которые на углах имели вытесанные из скалы круглые столбы, а наверху — площадку, окаймленную каменными зубцами. На верхней площадке жгли костры, которые благодаря расположению жертвенников на высоких местах были видны с очень большого расстояния из окружающих деревень.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

лекция 10 Древний Иран

Искусство Древнего Ирана (с середины I тысячелетия до н.э.)

Древнеперсидское рабовладельческое государство, возглавленное правителями династии Ахеменидов, сыграло крупную роль в истории Древнего Востока. В результате успешных завоеваний подчинив своей власти много народов и племен, оно превратилось в крупнейшую древневосточную деспотию. Своего наивысшего могущества Ахеменидская империя достигла в 5 в. до н.э., когда в ее состав кроме Мидии, Армении, Ассирии, Вавилонии и Сирии были включены вся Малая Азия, Египет, а также Средняя Азия и таким образом границы ее распространились до пределов Индии. Подвластные Ахеменидам народы и государства находились на разном уровне экономического и культурного развития, в ряде случаев сохраняя известную самостоятельность. Ахемениды использовали многие достижения народов завоеванных ими стран Передней Азии. Это сказалось как в области хозяйства, так и в религии, искусстве и письменности. В частности, из Двуречья была заимствована система клинописи, из Урарту через Мидию — многие черты зодчества. Большую роль в создании культуры ахеменидского Ирана сыграли также народы Средней Азии — бактрийцы, хорезмийцы, согдийцы и саки.

Искусство Ахеменидов, как и в Ассирии призванное прославлять земного владыку, носило придворный характер, что особенно сильно было выражено н зодчестве.

Дворцовая архитектура, грандиозная и величественная, блещущая красочной декорацией из изразцовых плит и позолотой деталей, богато украшенная скульптурой, прославляла мощь и величие империи. По сравнению с зодчеством других стран Передней Азии отличительной конструктивной особенностью древнеперсидской архитектуры было широкое применение камня в строительстве и употребление отдельно стоящей колонны.

Наиболее древние памятники в Пасаргадах (древнейшей столице Кира) и в Накш-и-Рустеме являются редкими для Персии произведениями культовой архитектуры. Гробница Кира (около 530 г. до н.э.) в Пасаргадах стояла в глубине двора, окруженного деревянной колоннадой. Сложенное из больших каменных блоков прямоугольное сооружение (3,16 X 2,18 м) возвышается на пьедестале из 6 ступеней. Гробница имеет двускатное покрытие и снабжена низкой дверью на фасаде. Здание чрезвычайно компактно и монументально. Последовательное уменьшение высоты камней в кладке создает впечатление большого перспективного сокращения, и поэтому все сооружение кажется значительно более грандиозным, чем оно есть на самом деле. В Пасаргадских постройках применена кладка из двухцветного камня, что роднит их с урартской архитектурой. Царским погребением, вероятно, является также кубообразная каменная башня (Пасаргады, Накш-и-Рустем), имеющая крышу с небольшими скатами в четыре стороны и в стенах декоративные оконные проемы (что напоминает разделку стен урартских скальных камер в Ване). Для 5 в. до н.э. характерны скальные гробницы в Накш-и-Рустеме. Вырубленные на высоте 20 л, они снаружи имеют вид углублении в форме креста, украшенного в верхней части рельефными изображениями и в центре — фасадом в виде портика. Дверь между двумя парами колонн ведет внутрь склепа. Над портиком помещен карниз (напоминающий египетский), украшенный фризом со львами. Выше фриза находится рельеф, изображающий царя на пьедестале, стоящего в мол1итвенной позе перед жертвенником. Композиция расположена на своеобразном троне, который поддерживают человеческие фигуры, символизирующие области, подчиненные Персидскому государству. Вся трактовка фасада гробницы чрезвычайно лаконична.

Лучшими произведениями древнеперсидского зодчества являются дворцы в Персеполе и Сузах — столицах Ахеменидского государства времени его расцвета. В Персеполе, в крепости города, сооруженной на гигантской платформе, размещались приемные залы, сокровищницы и другие дворцовые постройки, воздвигнутые в 6 - 4 вв. до н.э. . Двойная лестница и пандус вели к грандиозным входам — настоящим пропилеям, представляющим собой квадратное здание с перекрытием, поддерживаемым 4 колоннами семнадцатиметровой высоты. Со стороны лестницы, как бы охраняя пропилеи, стояли два громадных крылатых быка, а со стороны входа во двор — крылатые быки с человеческой головой, напоминающие ассирийские «шеду». Обширный двор, возможно озелененный, отделял пропилеи от ападаны, то есть царского приемного зала. Лестница, пропилеи и ападана Персеполя были сооружены при Ксерксе в первой половине 5 в. до н.э.

Ападана — самое блестящее создание персидской архитектуры, господствующее над всем дворцовым комплексом. В Персеполе это грандиозное сооружение занимало свыше 10000 кв. м и было построено на особой платформе. Квадратный в плане, огромной величины зал (62,5 X 62,5 м) был окружен с трех сторон портиками с двумя рядами колонн (по 6 колонн в ряд). К портикам с северной и восточной стороны примыкали парадные лестницы, богато украшенные рельефными изображениями. Плоские перекрытия поддерживало 36 колонн, очень стройных и высоких (18,6 м), но широко расставленных, что создавало большое, свободное и хорошо освещенное внутреннее пространство зала. В центральном проходе помещался царский трон, хорошо обозреваемый издалека. Персидская ападана резко отличается от гипостильного зала Египта, где тесно расположенные колонны должны были создать «таинственный» полумрак. Такое различие архитектурного решения зависело, несомненно, от диаметрально противоположного назначения этих сооружений: светского — в древнеперсидском и культового — в египетском зодчестве. Перед архитектором, сооружавшим ахеменидский дворец, стояла задача создать большое пространство для торжественных церемоний. Еще более величественной была апа-дана в Сузах, воздвигнутая в 4 в. до н.э. Ее площадь занимала около 10400 кв. м, покрытия поддерживало 36 колонн высотой в 20 м при диаметре около 1,6 м. Последние открытия в области урартской археологии (раскопки цитадели г. Ирпуни на холме Арин-берд в Армянской ССР) выявили замечательный памятник урартского зодчества — тридцатиколонный зал, являющийся прямым прототипом ахеменидских ападан. Таким образом, все более ощутимыми становятся реальные взаимосвязи древней Персии и Урарту.

Великолепие убранства ападаны в Персеполе и в Сузах во многом зависело от колонн, форма которых является образцом оригинального творчества персидских зодчих. Высокая и стройная колонна состоит из базы в виде четырехугольного куба или колоколообразной формы, очень высокого каннелированного ствола и капители. Последняя выполнена в виде двух протом — каменных быков с позолоченными рогами и ушами — и соединяется со стволом прямоугольной связующей частью, заканчивающейся двойными волютами. Между протомами помещены мощные балки-перекладины, поддерживающие потолок. Несмотря на декоративный характер и конструктивную неоправданность и массивность капителей, они не нарушают общего впечатления стройности и легкости колоннады. Расстояние между колоннами чрезвычайно велико, оно равняется 8,4 м. Ни древнеегипетские, ни урартские, ни греческие зодчие не проявляли такой конструктивной смелости.

Замечательным произведением древнеперсидского зодчества является «стоколон-ный зал» в Персеполе, построенный в 5 в. до н.э. Его размеры и высота несколько меньше ападаны. Портик на фасаде «стоколонного зала» был фланкирован статуями быков, имел два ряда колонн по 8 колонн в каждом. В огромном квадратном зале перекрытие поддерживало 100 колонн, расположенных по 10 в ряд. Стены зала имели по 2 двери с каждой стороны, обрамленные каменными косяками, и 11 ниш с каждой стороны.

Древнеперсидские архитектурные ансамбли нельзя представить без учета огромной роли, которую играла в них скульптура. Стены дворцов и лестниц были богато украшены рельефами; композиций было очень много, и они повторялись до бесконечности, подобно ковровому узору. Но в отличие от Ассирии, где художники воспроизводили главным образом сцены военных походов и сражений, в Персии преобладали изображения шествия несметного количества данников, несущих персидскому деспоту от покоренных народов знаки своей покорности и преданности.

По сравнению с ассирийскими эти изображения выполнены более сухо, но в них много своеобразия. Фигуры обычно расположены по плинту и кажутся как бы идущими по полу зала. Еще в большей мере это впечатление создают фигуры данников, помещенные на стенах дворцовых лестниц, где они кажутся поднимающимися по ступеням, настолько скульпторами удачно схвачено и передано движение. На рельефах с большими подробностями воспроизведены этнические типы и костюмы. Однако художник не заботился об индивидуализации своих персонажей. В ансамбле дворца рельефы воспринимаются как узор, покрывающий поверхность стен и несколько утомляющий глаз своим повторным ритмом. Основное внимание художников сосредоточено на царской персоне, прославление и возвеличение которой являлось их главной задачей. Сцены царских аудиенций, изображение лучников царской гвардии, религиозные сцены, в которых главным действующим лицом является царь, занимают главное место в рельефных композициях ахеменидских дворцов. Популярная в искусстве Передней Азии тема борьбы героя с хищными зверями нашла претворение в мотиве схватки царя с дикими, иногда фантастическими животными. По характеру исполнения в некоторых рельефах можно различить руку иноземных художников, в том числе и греческих.

В персепольских дворцах красочные эффекты достигались сочетанием различных темных пород камня и ярких золотых деталей (позолота на рогах быков в капителях, инкрустация листами золота).

В Сузах дворцовый ансамбль был более красочен благодаря применению раскрашенного штука и особенно ярких цветных изразцов, искусство изготовления которых было известно еще в Вавилоне, но в Древней Персии было доведено до подлинного совершенства.

Ахеменидское искусство прославилось своими бесчисленными глазурованными панно с рельефными многоцветными изображениями. Самым известным является фриз из дворца в Сузах с фигурами «бессмертных» царской гвардии в одеждах, роскошно украшенных ярким узором. Эти воины, украшающие стены дворцовых залов, должны были по представлению древних персов охранять царя в случае измены живой охраны. Стилистически изображения выполнены так же, как и на рельефах из камня. И здесь внимание художника сосредоточено главным образом на одежде, разнообразная трактовка которой создает великолепный декоративный эффект. Отсутствие интереса к человеческой личности очень характерно для придворного искусства Ахеменидов, развивавшегося в государстве, где была жестоко порабощена и обезличена основная масса подневольного населения.

Другими распространенными сюжетами глазурованных рельефов были изображения львов и фантастических животных. Вереницы их занимают также почетное место в украшении стен дворцов. Фризы с изображением шествующих зверей помешены между полосами розеток и пальметок. Однако мускулатура, передача которой в ассирийской скульптуре была предметом исканий художника, в ахеменидских рельефах трактована совершенно условно; некоторые части тела животных переданы даже другим цветом, чем вся фигура. Основными цветами глазури являются белый, черный, голубой, зеленый, желтый и темнолиловый. Чистый красный цвет, так же как в ассирийских и вавилонских глазурованных кирпичах, не употреблялся.

В произведениях древнеперсидского прикладного искусства, при создании которых художник был менее связан в своем творчестве официальными требованиями, чувствуется большая свобода и наблюдательность. Своеобразной пластичностью отличаются полуфигуры крылатых животных на серебряных ритонах, трактованные в несколько тяжеловатых и обобщенных формах. С реалистическим мастерством и подлинным изяществом выполнена небольшая фигурка крылатого козерога, служащая ручкой серебряной вазы, предположительно относимой к изделиям ахеменидских мастеров. Глиптика этого времени представлена печатями и цилиндрами. Изображения на них передают сцены царского триумфа, царских охот или покорения злых гениев. Прекрасным образцом может служить цилиндр царя Артаксеркса в коллекции Музея изобразительных искусств имени Пушкина с фигурой царя, ведущего на веревке связанных пленников, и надписью «Я Артаксеркс великий царь».

Ахеменидское придворное искусство, несмотря на его известный эклектизм, является интересной страницей в истории художественной культуры Древнего мира. В архитектуре ахеменидских дворцов разработка проблемы композиции внутреннего пространства явилась важным завоеванием архитектурной мысли. В изобразительном искусстве эпохи Ахеменидов сквозь каноны официального искусства пробивались отдельные черты жизненной наблюдательности, а в некоторых памятниках можно усмотреть благотворное воздействие образцов древнегреческого искусства (например, в правильных и ясных пропорциях изображений воинов в рельефных композициях Персеполя и Суз).

При Ахеменидах усилилось взаимодействие между искусством различных народов, входивших в состав Древнеперсидского государства. Традиции изобразительного искусства и архитектуры времени Ахеменидов имели большое значение для дальнейшего развития искусства Персии и других стран Передней Азии.

***

Ахеменидская империя — последнее государство древневосточного типа — пала под натиском более развитого в социальном, экономическом и культурном отношении эллинского мира. После македонского завоевания в конце 4 в. до н.э. в Передней Азии возникли государства нового типа, обычно носящие в науке название эллинистических.

При распадении непрочной империи Александра огромная территория от сирийского побережья Средиземного моря до долины реки Инда вошла в состав Селевкидского государства со столицей в Вавилоне. В 3 в. до н.э. восточные области отпадают от Селевкидского государства и превращаются в самостоятельное Греко-бактрийское царство, занимавшее территорию современного Афганистана и южных областей Узбекистана и Таджикистана. Почти одновременно возникает Парфянское царство, первоначально владевшее областями к востоку и юго-востоку от Каспийского моря. Во 2 в. до н.э. в результате ожесточенной борьбы с Селевкидами полукочевые дахо-парфянские племена восточных областей Ирана и юго-западной Средней Азии овладевают всем Ираном и Месопотамией, положив начало существованию могущественной Парфянской державы, просуществовавшей до 224 г. н.э. К востоку от Парфии во 2 в. до н.э. создается тоже могущественное Кушанское царство, возникшее в результате нашествия кочевых племен, овладевших значительной частью территории Средней Азии, Греко-бактрийского царства и государств Индии (см. следующие главы).

Несмотря на сосуществование разных укладов в азиатских обществах того времени и значительное отставание ряда племен и народностей от общего хода исторического развития в целом, период с 3 в. до н.э. по 3 в. н.э. в истории народов Передней и Средней Азии является временем развития и расцвета рабовладельческого общественного строя. Этот период можно разделить на два этапа. Характерной чертой развития рабовладельческого строя в Иране и Месопотамии в 3 - 1 вв. до н.э. являлся рост производительных сил, товарного производства, городов, городского ремесла и торговли. Города были полисного типа, самоуправляющиеся городские общины, возникшие независимо от Средиземноморья, но принявшие в известной степени греческие организационные формы, как наиболее совершенные для того времени. В сельском хозяйстве продолжал господствовать труд сельской общины, включавшей в свой состав и рабов. Для этого этапа характерны также складывающиеся межплеменные и международные связи. В области культуры и искусства намечается развитие в передовых полисах синкретических форм, выраставших на местной почве, но в значительной мере подвергшихся влиянию передовых для того времени идей и образов, созданных в восточном Средиземноморье. В остальных областях продолжают еще долгое время бытовать архаические формы культуры и искусства. Сохраняются переднеазиатские религии с преобладающими культами богини-матери и умирающего и воскресающего божества Природы.

Второй этап (1 в. до н.э. - 3 в. н.э.) тесно примыкает к первому и является его продолжением. В это время почти весь известный в те времена культурный мир был разделен между четырьмя могущественными империями: Римской, Парфянской, Кушанской и Хань-ской (см. карту). Хотя Парфянская держава существовала и на предшествующем этапе, однако в ее общественном строе происходят существенные изменения. Пала роль городов-полисов; усилилась централизация и деспотическая форма правления. В области культуры произошла своеобразная реакция на греческое влияние, ослабела роль греческого языка как языка международного общения. Зороастризм постепенно сложился в догматическую религию и стал господствующим в Парфянском царстве.

В искусстве народов Ирана и Месопотамии в 3 в. до н.э. - 3 в. н.э., особенно в ведущем его виде - архитектуре, мы не наблюдаем единства стиля в связи с тем, что отдельные народности и племена жила экономически обособленно, сохраняя в области культуры свои традиции и навыки. Греко-македонские завоеватели создали в Иране и Месопотамии много опорных пунктов своего владычества - городов и укреплений, — используя уже существовавшие до них поселения или строя новые. Из городов селевкидского времени заметную роль играла Селевкия на Тигре, Европос на Евфрате, Экбатана, Сузы, Раги, Гекатомпил. При парфтнах эти и многие другие города продолжали существовать, но, кроме того, появились и новые, как, например,Ктесифон, расположенный на левом берегу Тигра, напротив Селевкии. Этот город сложился из военного лагеря парфтн и являлся главной резиденцией парфтнских царей, в то время как значение экономического центра сохранила лежащая на другом берегу Селевкия. Селевкия на Тигре — это типичный эллинистический город с улицами, пересекающимися под прямым углом. Город Хатра в плане был круглым, так же как Ктесифон и расположенный в глубине Ирана Дарабгерд. Строительная техника парфянского времени в Иране и Месопотамии была разнообразна и зависела от ряда местных условий и строительных традиций. Существовало строительство из камня (Хатра), жженого кирпича (Ашшур) и сырца (весь восток царства). Характерными элементами парфянской архитектуры явились коробовый свод и арка. Коробовый бескружальный свод, выложенный наклонными отрезками, был по существу важнейшей, если не единственной, формой перекрытия в безлесных местностях Месопотамии и Ирана.

В 3 — 1 вв. до н.э. монументальная архитектура, во всяком случае в западных областях, находилась под сильным влиянием греческих, особенно малоазийских форм. В последующие столетия (1 в. до н.э. — 3 в. н.э.), несмотря на большое различие строительных приемов и художественных традиций в разных частях обширной Парфянской державы, в архитектуре выработались некоторые общие принципы плана, композиции архитектурных масс и пространства.

Оригинальной особенностью парфянской архитектуры в Иране и Месопотамии было создание айвана — продолговатого сводчатого зала без передней стены, открывающегося во двор. Айван является основной парадной комнатой жилого дома. Во дворцах айваны достигали грандиозных размеров и служили парадными залами. Термин этот сохранился до сих пор в архитектурной и строительной практике Ирана и Средней Азии, но обозначает теперь открытую террасу — портик на столбах перед домом.

Наиболее характерным примером парфянской кирпичной архитектуры является дворцовый комплекс в Ашшуре (на верхнем Тигре), повидимому, относящийся к 1 в. н.э. Основные помещении дворца расположены вокруг прямоугольного двора,воспроизводя древнюю месопотамскую планировку. Но со всех четырех сторон во двор выходят большие айваны, вокруг которых группируются внутренние помещения. Чрезвычайно своеобразно обработаны фасады дворца, выходящие во двор. Доминирующим элементом каждого из четырех фасадов является большая арка, ведущая в айван. По обеим сторонам этой арки плоскости стен разбиты горизонтальными рядами на три яруса и украшены декоративными пилястрами и фальшивыми проемами. Орнаментальные детали были выполнены из штука.

Иной план каменного дворца в Хатре, построенного, вероятно, в 1 в. до н.э. Основное здание состоит из двух расположенных параллельно айванов, окруженных вспомогательными помещениями. Принципиальных отличий в оформлении фасада в Хатре по сравнению с Ашшуром нет, хотя отдельные архитектурные детали ближе к восточно-средиземноморским образцам. Во внутреннем убранстве дворца видную роль играла декоративная скульптура, выполненная высоким рельефом. Боковые стены южного айвана были украшены декоративными маскаронами, изображавшими весьма условно трактованные человеческие лица. На архивольтах и сводах арок были также помещены скульптуры; некоторые изображали парфянских царей. Особенно интересно погрудное изображение молодой женщины в реалистической трактовке лица и фигуры ясно видны тенденции, близкие эллинистическому искусству.

Монументальная скульптура селевкидского и парфянского времени пока известна нам совершенно недостаточно, но, повидимому, роль ее в искусстве Ирана и Месопотамии была весьма значительной. Есть сведения, что в раннепарфянское время воздвигались статуи в Сузах и других городах. На скалах, возвышавшихся неподалеку от магистральных путей, высекались рельефы в память важных событий, с целью возвеличения того или иного правителя. Мелкая пластика была, конечно, многочисленна и разнообразна. Но до последнего времени мы располагаем лишь очень ограниченным кругом памятников. Довольно реалистично трактованные мелкие фигурки из серебра, бронзы и терракоты, изображающие всадников и божества народного пантеона, а также монеты — вот и все, что мы знаем.

Живопись раннепарфянской эпохи нам почти совершенно неизвестна, если не считать мало изученных фрагментов из Кухи Ходжа (1 в. н.э.). Наибольшее количество памятников более позднего времени дошло до нас в развалинах сравнительно хорошо изученного археологами Дура-Европос — небольшого города на берегу Евфрата, на главном пути, связывающем средиземноморское побережье с глубинными областями Ирана. Это - монументальные росписи различных храмов: синагоги, христианской церкви, храма Зевса и, наконец, храма, посвященного Митре — божеству иранского пантеона. Если в первых из перечисленных храмов живопись связана в основном с сирийскими художественными традициями, то росписи Митреума дают нам представление об иранской живописи начала 3 в. н.э. Роспись Митреума изображает охоту Митры, сопровождаемого священными животными. В облике божества, в постановке его фигуры, в соотношении всадника и коня, в изображениях животных видны стремления к созданию героизированного репрезентативного образа.тать мало изученных фрагментов из Кухи Ходжа (1 в. н.э.). Наибольшее количество памятников более позднего времени дошло до нас в развалинах сравнительно хорошо изученного археологами Дура-Европос — небольшого города на берегу Евфрата, на главном пути, связывающем средиземноморское побережье с глубинными областями Ирана. Это - монументальные росписи различных храмов: синагоги, христианской церкви, храма Зевса и, наконец, храма, посвященного Митре — божеству иранского пантеона. Если в первых из перечисленных храмов живопись связана в основном с сирийскими художественными традициями, то росписи Митреума дают нам представление об иранской живописи начала 3 в. н.э. Роспись Митреума изображает охоту Митры, сопровождаемого священными животными. В облике божества, в постановке его фигуры, в соотношении всадника и коня, в изображениях животных видны стремления к созданию героизированного репрезентативного образа.

***

Кризис рабовладельческих отношений, начавшийся на рубеже 2 и 3 вв. н.э. в ряде стран, входящих в Парфянское государство, был связан с ростом классовых противоречий. Развитие производительных сил делало неэффективным труд рабов; в недрах рабовладельческого общества стали развиваться феодальные отношения, основанные на закабалении прежде свободных крестьян-общинников. В области политической обострение классовой борьбы вызвало падение Парфянского царства и создание «упорядоченной персидской монархии Сасанидов» (Энгельс). Сасанид-ское государство (226 - 651) получило название по имени правящей династии, происходившей из Фарса и выдвинутой персидской рабовладельческой знатью и жречеством. Для Сасанидского государства характерна централизация, укреплявшая власть господствовавших классов над непосредственными производителями, и жестокая политика порабощения в отношении неперсидских народов. Будучи сильным политическим объединением, Сасанидская держава успешно противостояла Восточно-римской империи, а позднее Византии на западе и среднеазиатским государствам на востоке. В пору наибольшего могущества власть Сасанидов помимо Ирана распространялась на Месопотамию, значительную часть Закавказья и Средней Азии. Для внутренней жизни Сасанидского царства характерен непрерывно нараставший процесс феодализации. В результате этого процесса в конце 5 в. в Персии вспыхивает грандиозное крестьянское восстание, известное в истории под названием маздакитского, по имени вождя восстания — Маздака. Восстание было жестоко подавлено. Шахская власть использовала результаты восстания для ограничения влияния землевладельческой знати и жречества. Но укрепление феодального способа производства пошло еще более быстрыми темпами. В 6 в. Персия уже сложилась в раннефеодальное государство.

Еще при первых Сасанидах в целях идеологического укрепления централизованной власти зороастризм был объявлен государственной религией. Жрецы, воины и чиновники были привилегированными сословиями, на которые опирался шах- ин-шах — «царь царей» Персии. Отражением обострившейся классовой борьбы была борьба религиозная. В 3 в. возникло манихейство, идеи которого отражали протест народных масс против роскоши и богатства господствовавшей верхушки, были направлены против социального неравенства и угнетения и получили большое распространение среди эксплуатируемых классов. Манихейство оказало воздействие и на ученье Маздака.

В сасанидском Иране развивалась сложная и богатая культура, в создании которой кроме персов участвовали другие народы Передней Азии, Закавказья и Средней Азии. Сасаниды практиковали переселение в Иран искусных ремесленников из завоеванных стран. В изобразительном искусстве наблюдается сложение эстетических канонов, связанных с новой, феодальной идеологией, зарождавшейся уже на этом этапе.

В архитектуре Ирана происходят существенные изменения. Правда, архитектура времени первых Сасанидов еще во многом близка архитектуре парфянской, но тем не менее в ней уже появляются совершенно новые элементы.

Строительная техника сасанидского времени различна в различных районах. В Хузистане (древней Сузиане) продолжает господствовать строительство из жженого кирпича. В Хорасане и Сеистане продолжали пользоваться сырцовой кладкой и пахсой( Пахса — глиняные блоки, употреблявшиеся при возведении стен.). В Фарсе, откуда вышла династия Сасанидов и где сохранилось больше всего памятников, была распространена очень своеобразная техника строительства из дикого камня на известковом растворе. Свод остается важнейшим архитектурным элементом. Кроме бескружального свода появляется и свод, возводимый на кружале. Характерными внешними признаками такого свода являются его полуциркульная форма и обязательное наличие закраин, то есть ширина пролета свода в том месте, где он опирается на стены, больше расстояния между несущими стенами. Такой свод возводился не только из кирпича и тесаного камня, но и из дикого камня на известковом растворе.

studfiles.net

Архитектура Ирана Википедия

Персидская архитектура или Иранская архитектура — разнообразие архитектурных стилей, существовавших на территории современного Ирана и государств, подпадавших под культурную гегемонию Персии. Первые произведения персидской архитектуры появились в III тысячелетии до н. э., географически образцы персидской архитектуры расположены от Турции на западе до Северной Индии и границ Китая на востоке, и от Кавказа на севере до Занзибара на юге.

История

Доахеменидская архитектура Ирана

Доисторическая эпоха

Человек обитал на территории Ирана с древнейших времен: находки, сделанные на раскопках в Кашафруд[en] и Ганджи-Пар относятся к эпохе нижнего палеолита. Юго-западная часть Ирана находится на территории Плодородного полумесяца, поэтому на территории Ирана первые поселения появились в 8-м тысячелетии до нашей эры, например, Шахри-Сухте и город Сузы, существующий до сих пор. С появлением в Иране первых поселений и рождается архитектура Ирана.

Элам

К началу III тысячелетия до н. э. образуется Эламское государство, находившееся на территории нынешних юго-западных провинций Ирана. Эламской цивилизацией созданы собственные письменность и искусство.

Главным образцом эламской архитектуры, дошедшим до наших дней, является зиккурат в Чога-Занбиль — самый крупный из сохранившихся зиккуратов. Высота сооружения достигает 25 метров, длина одной стороны — 105 метров. Зиккурат построен около 1250 года до н. э. царём Элама Унташ-Напириша в честь великого бога Ишушинака.

Остатки ещё двух зиккуратов находятся в Тепе-Сиалк. Предположительно, они тоже созданы эламитами.

Мидия

В IX веке до н. э. ираноязычные племена мидийцев проникают на территорию северо-запада современного Ирана, в VI-VII веках до н. э. они создают могущественное государство Мидия.

На настоящий момент не известно ни одного здания, которое уверенно можно назвать мидянским, так что об истории Мидянской архитектуры можно судить только по результатам археологических раскопок и из вторичных источников. Один из них — это ассирийские барельефы, на которых изображены город Кишессу и крепость Хархар[1]. Судя по рельефам, мидийцы окружали свои города несколькими рядами зубчатых стен многометровой высоты. Это подтверждает свидетельство Геродота, который писал, что Экбатана окружена семью рядами стен.

Определённое представление о планировке мидянских построек можно составить по результатам археологических раскопок. Так, в крепости Баба Джан в центре укреплённого форта был парадный зал, деревянные перекрытия которого покоились на деревянных же колоннах. Возможно, зал использовался для ритуальных целей. Подобные залы найдены в en:Godin Tepe и в крепости Нуш-и Джан, где также найдены форт и храм. Самым древним сооружением является храм — помещение ромбовидной формы с треугольным алтарём внутри, он был оставлен ещё до сооружения двух других объектов. Храм, возможно, использовался огнепоклонниками. Из особенностей мидийской архитектуры, выявленных во время раскопок, следует отметить использование слепых окон, аналогичных использованным в Урарту, и использование стреловидных бойниц, близких к ассирийским[2].

Некоторые исследователи называют мидян создателями древних гробниц в современном Иранском Курдистане, но данная атрибуция явлеятся спорной, так как ни одна из гробниц ещё точно не датирована[3].

Ахеменидская архитектура

Пасаргады
Мавзолей Кира

В середине V века до н. э. персидский царь Кир побеждает мидян и создает Ахеменидскую империю. В 546 году до н. э. Кир основывает новую столицу своей империи — город Пасаргады. Городских стен в Пасаргадах не было, город находился на плато, окружённом горами, защищался дворцом-цитаделью, воздвигнутой по примеру ассирийской архитектуры на уступчатой платформе, сложенной из гигантских блоков.

К западу от цитадели находится гробница Кира, представляющая собой небольшую камеру (3,16 Х 2,18 м), поставленная на шестиярусную пирамиду, сложенную из известняковых блоков. В позднейшее время гробница была окружена рядом колонн, собранных на дворцовой территории.

Персеполис

В году Дарий переносит столицу Империи в Персеполис.

Дворец Дария в Сузах
Гробницы

См.: Накше-Рустам

Архитектура Сасанидов

См.: Ктесифон

Архитектура исламской Персии

Падение персидской империи под ударами арабских войск привело к созданию новой, религиозной архитектуры в Иране, главными типами сооружений стали дворец и мечеть. На это повлияли каллиграфия, искусство резьбы и мозаики. Археологические находки позволяют установить, что на архитектуру исламского мира также повлияли здания сасанидской эпохи.

Первым архитектурным стилем, главенствовавшим в Иране после арабского завоевания, стал «хорасанский стиль», представителями которого являются мечеть в Нане (IX в.) и пятничная мечеть Исфахана (VII в., в последующем мечеть перестраивалась), последние здания в этом стиле датируются X веком. Также к нему относится Тарихане, древнейшая сохранившаяся мечеть Ирана, которая была в этом перестроена из зороастрийского храма в VIII веке.

В X—XI веках возникает стиль «Рази», центром его развития был город Рей, где местная династия Зияридов способствовала его развитию. закат стиля приходится на конец XI века и связан с войнами, которые начали активно вести среднеазиатские династии Хорезмшахов и Газневидов. Одним из самых выдающихся памятников этого стиля является Гонбад-э Кавус, 55-метровый мавзолей Зияридов в одноименном городе. В Средней Азии памятником этого стиля является бухарский мавзолей Исмаила Самани.

Следующим по времени архитектурным стилем Ирана считается стиль «Азери» («азербайджанский»), он датируется XII—XVI веками, здания этого стиля отличаются впечатляющими размерам и использованием куполов большого диаметра. Одним из примеров этого стиля может служить мавзолей Исмаила Кодабенде в Тебризе, а также мавзолей Биби-Ханым в Самарканде.

Последним стилем шахского Ирана считается «Исфахани» («исфаханский»), первые подобные здания возникают с восхождением на трон Сефевидов в XVI веке. Соответственно названия, больше количество зданий этого стиля украшает бывшую столицу Ирана, Исфахан, в этом стиле в том числе выстроена главная персидская площадь Нахше-джахан.

Современная архитектура Ирана

Современная архитектура появилась в Иране в 20-х годах XX столетия при династии Пехлеви. В Иране работают как иностранные архитекторы, например, fr:André Godard, создавший новый корпус Иранского национального музея, так и отечественные, например en:Heydar Ghiai, спроектировавший здание Иранского Сената. В 2007 году завершено строительство телебашни Бордже Милад, самого высокого здания в Иране и 6-й по высоте телебашни в мире.

Всемирное наследие Ирана

Лист объектов Всемирного наследия созданных в Иране, созданных иранцами, либо созданных в иранском стиле:

В пределах Ирана
Вне Ирана

Примечания

  1. ↑ Глава 7. Архитектура Ирана // Архитектура древнего мира / под ред. О. Х. Халпахчьяна (ответственный редактор), Е. Д. Квитницкой, В. В. Павлова, А. М. Прибытковой. — Второе издание, исправленное и дополненное. — Москва: Издательство литературы по строительству, 1970. — Т. 1. — С. 292. — 512 с. — (Всемирная история архитектуры в 12 томах). — ISBN 978-5-9647-0157-6.
  2. ↑ Афанасьева В. К., Луконин В. Г., Померанцева Н. А. Искусство Древнего Востока. — Москва: Искусство, 1977. — С. 161, 167—168. — 376 с. — (Малая история искусств). — 100 000 экз. — ISBN 978-5-458-28835-4.
  3. ↑ Edith Porada. The Art of the Medes (англ.). Проверено 25 июня 2011. Архивировано 12 августа 2012 года.

Литература

  • Афанасьева В. К., Луконин В. Г., Померанцева Н. А. Искусство Древнего Востока. — Москва: Искусство, 1977. — С. 155—199. — 376 с. — (Малая история искусств). — 100 000 экз. — ISBN 978-5-458-28835-4.

wikiredia.ru

Архитектура и градостроительство Древнего Ирана.

Количество просмотров публикации Архитектура и градостроительство Древнего Ирана. - 321

Висячие сады Семирамидыʼʼ в Вавилоне.

Наиболее изучен Южный дворец. Он представлял собой сложный архитектурный комплекс, состоявший из системы пяти дворов, нанизанных на одну композиционную ось, начинавшуюся от входа во дворец на улице Процессий. Вокруг дворов группировались дворцовые помещения. Из двора в двор вели монументальные ворота. Первые два двора были предназначены для чиновников и придворных и размещения административных учреждений. Третий, самый крупный двор, служил парадным пространством перед тронным залом царя, находившимся на южной стороне двора. Западная часть дворца, расположенная на более низкой террасе, предназначалась, по-видимому, для жилых царских покоев. Достопримечательностью этого двора были находившиеся в его северном углу, так называемые ʼʼвисячие садыʼʼ, остатки которых были найдены при раскопках. Северный дворец, примыкавший к городской стене, был построен несколько позже. Он был тщательно укреплен и украшен с особой пышностью. В этом дворце находилось хранилище произведений искусств и реликвий.

Основное населœение Вавилона составляли купцы, ремесленники, землевладельцы. Среди них были богатые жители, занимавшие своими домами целые кварталы, и были бедняки, ютившиеся в тростниковых, обмазанных глиной хижинах, расположенных на окраинах города. Нищий, бесправный слой города составляли рабы, по большей части военнопленные, которые выполняли всœе виды работ.

Жилые дома строились по одной и той же схеме. Комнаты группировались вокруг внутреннего двора, часто замощенного обожженными кирпичами. Иногда в центре двора находился очаᴦ. Главные помещения жилого дома всœегда располагались на южной стороне двора и были обращены к северу своими проемами. Одно- и двухэтажные дома имели плоские кровли. На улицу они выходили белœеными стенами и северными проемами. Вода бралась из колодцев. Имелись канализационные водостоки. Жилая застройка была очень плотной, в связи с этим пожары здесь были не редки. В городе было мало зелœени. Лишь во дворах самых зажиточных жителœей росло 2-3 пальмовых дерева.

Для Древнего мира Вавилон олицетворял собой город сказочного богатства, населœенный несметным числом жителœей. В период правления Навуходоносора II в Вавилоне было ок. 360 тыс. жителœей, из которых во внутреннем городе проживало 80 тыс. человек. Масштабы его сооружений, мощность крепостных стен – всœе это поражало взор чужестранцев. И недаром впоследствии Александр Македонский хотел сделать Вавилон столицей своей огромной империи. При этом судьба этого города сложилась иначе. Столицей Селœевкидов, преемников Александра стала построенная поблизости от Вавилона Селœевкия. Вавилон пришел в полное запустение и был забыт.

Рис. 23. Карта Ирана.

Достойным преемником традиций Древнего Двуречья стало государство Иран. Правители Ахеменидской династии не только сумели сплотить народ своего государства, но подчинив своей власти сосœедние племена и народы, создали крупнейшую древневосточную деспотию. Своего наивысшего могущества Ахеменидская империя достигла в V в. до н.э., когда в ее состав кроме Мидии, Армении, Ассирии, Вавилонии и Сирии были включены вся Малая Азия, Египет, а также Средняя Азия и таким образом границы ее распространились до пределов Индии. Подвластные Ахеменидам народы и государства находились на разном уровне экономического и культурного развития, в ряде случаев сохраняя известную самостоятельность. Но управляя египтянами и кочевниками северо-востока Ирана, индийцами и финикийцами, иудеями и греками, шах-ин-шахи страны мудро использовали достижения покоренных народов, выработав уникальную имперскую идеологию, отразившуюся в градостроительстве, ведущим направлением которого стала дворцовая архитектура.

Первый легендарный шах-ин-шах Ирана – повелитель мира – Кир Великий сломал обычное представление о царе. Он не просто захватывал новые территории, он активно включал новые народы в жизнь своей страны. В 539 ᴦ. до н.э. захватив Вавилон, он освободил евреев из плена и помог создать им собственное государство, превратив его в своего рода в буфер на границе.

Выделив для себя три города - три общественных центра - Вавилон, Сузы, Экбатану, он привлек специалистов из покоренных стран, для обустройства своей новой столицы в Пасаргадах, где до сих пор сохранилась огромная искусственная платформа, предназначавшаяся для дворца, который не был построен. Ее размеры 230 м при высоте 12 м, отдельные квадры достигают величины 1х4 м. Кладка не совсœем правильная, в углах есть четыре выступа для будущих башен.

24. Гробница Кира Великого в Пасаргадах.

Об архитектурных достижениях времени Кира известно немного. От его времени сохранилась только монументальная гробница правителя в Пасаргадах(559-529).

Для иранцев, исповедовавших зороастризм, тело умершего считалось величайшим злом. Считая, что после смерти духовное начало покидает тело, бренные останки умерших обычно оставляли в высоких башнях на съедение птицам. Погребальные башни выкладывались из значительных блоков камня без связующего раствора, оставляя снаружи выложенные из черного базальта прямоугольные ниши.

Естественно, тело великого завоевателя было достойно большего почтения. По этой причине его останки поместили в величественную каменную усыпальницу, которая была поднята на пьедестале из 6 ступеней и окружена деревянной колоннужной.

Несмотря на простоту решения, строителям гробницы удалось добиться впечатления полновесной массивности. Подчеркивая свойства камня (гробница своей формой соответствует правильно отесанному каменному блоку), здание подняли на высоту 11 м. Последовательно уменьшающаяся высота крупных квадров создавала впечатление большого перспективного сокращения, и в связи с этим всœе сооружение, перекрытое двускатной кровлей, казалось значительно более грандиозным, чем оно есть на самом делœе. Следуя общему замыслу, гробница выглядела более легкой вверху, сливаясь с небом, и массивной и тяжелой - внизу, почти сливающейся с землей.

Внутренность погребальной камеры не достигала и 6 кв. м., только отмечая место погребения правителя, тело которого должно было оставаться изолированным от окружающих.

Активное строительство в Иране было продолжено преемниками Кира. При Дарии (550-486 ᴦ.ᴦ. до н.э., правил 521-486 ᴦ.) осуществлялись смелые проекты по обеспечению страны прекрасными дорогами. 2000 км Царского пути соединили между собой Египет и Индию, самые дальние границы Персидского царства. Чтобы защитить дорогу от размывов и разрушений ее поднимали на насыпную подушку, затем утрамбовывали гравий и щебень. Ширина дороги составляла 6 м, через каждые 30 км пути располагались 111 застав, предназначенных охранять дорогу, на реках устраивались переправы.

Царский путь шел по сложному рельефу через горы, лес и пустыни. Но чтобы связать столицы Персии – Пасаргады и Сузы с Египтом, царь повелœел прорыть 200–километровый канал, соединивший Красное море со Средиземным. Каналы прорывали в песке, обкладывали камнем, на особо трудных участках мостили дороги и там, где корабль плыть не мог, перетаскивали его волоком.

Чтобы захватить греческие города шах-ин-шах провел понтонный мост через Геллеспонт. На лодки, соединœенные канатами друг с другом и уравновешенные при помощи тяжелых якорей, стелили настил и по такому мосту перебрасывали многотысячное войско.

Империя, созданная Дарием считалась в свое время самой могущественной страной и не знала себе равных.

И самым блестящим проектом Дария стало строительство в 540 ᴦ. до н.э. нового центра государства - города Персеполя, площадью 125 тыс. кв. м.

Он построил его на грандиозной дворцовой террасе,размерами 450 х 300 м., высотой 18 м, использовав скалистую платформу Кух-и-Рахмат – Горы Милостей (Горы благодарения), отсюда ломаный контур дворцовой террасы. Она сложена без раствора из больших отесанных камней, соединœенных друг с другом металлическими скрепами. Под ней располагался водопровод и еще ниже канализационная система, выводившая грязные стоки за черту города. Терраса, вырубленная в скале и укрепленная высокой подпорной стеной, сложенной из огромных каменных блоков, была первоначально облицована стеной из необожженного кирпича, а парапет террасы покрыт рельефами.

25. Персеполь. Современный вид.

Весь комплекс был окружен мощной оборонительной стеной, а перед ансамблем разбиты удивительные по красоте и богатству геометрические сады с водоемами.

Завоевывая чужие города, персы с легкостью воспринимали лучшие традиции покоренных народов: можно узнать в символических быках, стоявших по сторонам главного входа ассирийских шеду, над дверями встречается типичная египетская выкружка, капители, повторявшие форму цветка или полуфигуры животных, свидетельствуют о явных индийских влияниях.

Но, несмотря на то, что заимствований из разных традиций было много, композиция Персеполя отличалась цельностью и оригинальностью. Все работы были организованы рационально. Камень для стен – известняк высокой прочности и твердости, изначально черный, но после выветривания приобретавший красивую красновато-желтоватую окраску добывали на нижних отрогах гор над Персеполем. Самые отдаленные каменоломни находились в километре пути, некоторые располагались совсœем рядом. Резать блоки начинали сверху, проделывая ходы в тех скалах, которые соответствовали строительству своими размерами. Каменотесами, что обрабатывали камень, работали ионийцы и лидийцы, златокузнецами – мидяне и египтяне, дерево обрабатывали лидийцы и египтяне, а кирпичи изготовляли вавилоняне. Так гласит текст на стене дворца в Сузах, построенном в то же время. Ни в одном описании не упоминаются рабы, зато есть документ, в котором подробно описана счетная система оплаты труда в Персидском царстве.

26. Дворец Дария в Персеполе.

Город, заложенный Дарием, стал самым грандиозным проектом античности. Каждый новый правитель считал своим долгом внести в нее новый яркий архитектурный элемент, и с каждым десятилетием Персеполь становился более роскошным и великолепным.

Дворец Дария, выполнявший роль официальной резиденции царя, располагался на южной стороне ансамбля, напротив входа на террасу, и это было первое, что бросалось в глаза гостям.

Он возвышался на 15-метровом цоколе, лестницы дворца были щедро декорированы раскрашенными барельефами.

Сын Дария Ксеркс(519-465 ᴦ.ᴦ. до н.э.) украсил дворец величественной монументальной лестницей. Терраса и лестницы были заимствованы из ассирийской архитектуры, но значительно развиты: лестничные пролеты семиметровой ширины располагались в зеркальном отражении и вели на террасу, расположенную на 15 м высоте. Ступени лестницы плоские, так чтобы можно было достичь террасы верхом на коне. Их 106, и каждая ступень вытесана из цельного каменного блока. Марши лестницы сначала расходились к двум симметричным площадкам и только затем, сделав поворот в 180 градусов, сходились на центральной платформе перед большими воротами (ʼʼВоротами всœех народов или Воротами нацийʼʼ). Двое ворот и четыре колонны, сделанные из известняка еще сохранились. Но стены, выложенные из кирпича-сырца – со временем выветрились. Прежде это был зал квадратной формы с резными колоннами, который ʼʼохранялиʼʼ колоссальные фигуры шеду – крылатые быки с человеческими головами. Их задняя часть тела выполнена рельефно, передняя – скульптурно, голову венчали короны из перьев.

27. ʼʼВорота нацийʼʼ в Персеполе, охраняемые шеду.

Античный мир был ярким и броским, не только на Востоке, но даже в Греции. Можно только представить себе как красочно смотрелись здесь раскрашенные барельефы и многокрасочные персидские ковры.

Через ʼʼВорота нацийʼʼ к ахеменидским монархам проходили посланцы покоренных ими народов и стран с богатыми дарами и данью. Здесь они ожидали высочайшего разрешения пройти в Ападану – парадный дворец или ʼʼЗал приемовʼʼ. Величественная и богато украшенная Ападана являлась образцом зодчества той эпохи, жемчужиной древней персидской архитектуры. Она имеласобственный постамент, возвышающийся над общим уровнем террасы, и представляла собой квадрат стен, площадью свыше 1000 квадратных метров, внутри которого расставлены на одинаковом расстоянии друг от друга колонны, образующие в плане ряд равных друг другу квадратов, вписанных в большой квадрат. Каждая сторона зала равнялась 85 метрам. Своды потолка ʼʼзала приемовʼʼ опирались на 36 каменных колонн, высотой 17 м и диаметром баз около 2 м. Колонны наружных портиков имели высоту до 19,5 м. Стены ападаны из необожженного кирпича поднимались на высоту около 6 м. Обрамления дверей и световые проемы – каменные. Колонны были украшены барельефами, изображающими сцены придворной жизни. К огромному залу примыкали лестницы, тоже украшенные рельефными изображениями. До наших дней сохранилось только 13 колонн, которые поддерживали плоские перекрытия. Колонны эти в свое время были широко расставлены, чем создавалось свободное и хорошо освещенное пространство. Рассказывают, что до 10 000 человек одновременно – придворных, воинов, посланников – собиралось в Персеполе во время приемов. На передних углах тронного зала располагались две квадратные башни, между которыми имелся наружный портик, состоящий из двух рядов колонн. На боковых наружных лицевых частях помещались такие же открытые портики. Жилые помещения дворца располагались в отдельных специальных корпусах, стоявших на той же террасе.

28. Барельеф на ападане.

Несмотря на безотносительно огромные массы колонн и стен, пространство господствовало над массами. Внутри ападаны расстояния между колоннами были настолько велики, что зритель мог смотреть в промежутках между колоннами в диагональных направлениях в любую сторону, так как цельное пространство зала воспринималось как первичное, а колонны как вторичные элементы. Снаружи масса растворялась довольно глубокими двойными колоннадами наружных портиков, так что от нее оставались только угловые башни. Огромные размеры колонн и колоссальная толщина стен при таких соотношениях еще сильнее подчеркивала господство пространства над массой. В случае если представить, что прежде стены были завешаны красочными коврами, то можно представить как это подчеркивало внутреннее пространство ападаны.

Высоко под потолком в темноте развертывались очертания элементов капителœей с быками, свидетельствующие об индийских влияниях и религиозной мистике.

Колонны из черного мрамора могли быть напоминанием о металлической, бронзовой оболочке первоначальных деревянных колонн.

По торжественным дням на троне восседал шах-ин-шах, а мимо него проходили всœе те, кто удостаивался чести лицезреть своего могущественного повелителя. На века сохранилась процессия, вырубленная на стенах и по обеим сторонам лестниц. И кого в ней только нет! Маршируют вооруженные мечами воины со своими конями и колесницами; идут сильные мира сего, шествуют под командой персидских и мидийских сановников саки – в длинноверхих шапках и с длинными бородами. Ведут в подарок коней, несут золотые браслеты и драгоценные одеяния; в длинных складчатых одеждах проходят перед правителœем жители грешного Вавилона, несут богатые ткани и кольца; ведут неуклюже переступающих двугорбых верблюдов жители Бактрии. И над всœей этой массой конных и пеших – крылатое солнце, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ держат два шеду. Мощь и величие персидской империи запечатлены здесь на века. Все рельефы в Персеполе были красочными, и хотя краски от времени потускнели, некоторые из рельефов довольно хорошо сохранились и до настоящего времени.

К югу от ападаны лежат руины Трипилона – ʼʼЗала совещанийʼʼ, к востоку – руины Тронного зала царя Ксеркса(486-465), или Зала ста колонн. Его размеры и высота несколько меньше ападаны. Портик на фасаде ʼʼстоколонного залаʼʼ был фланкирован статуями быков, имел два ряда колонн по 8 колонн в каждом. В огромном квадратном зале перекрытие поддерживало 100 колонн, расположенных по 10 в ряд. Стены зала имели по 2 двери с каждой стороны, обрамленные каменными косяками, и 11 ниш с каждой стороны.

Дворцовая архитектура, грандиозная и величественная, блещущая красочной декорацией из изразцовых плит и позолотой деталей, богато украшенная скульптурой, прославляла мощь и величие империи. По сравнению с зодчеством других стран Передней Азии отличительной конструктивной особенностью древнеперсидской архитектуры было широкое применение камня в строительстве и употребление отдельно стоящей колонны.

29. Стоколонный зал Ксеркса в Персеполе.

Форма колонн являлась образцом оригинального творчества персидских зодчих. Высокая и стройная колонна состояла из базы в виде четырехугольного куба или колоколообразной формы, очень высокого каннелированного ствола и капители. Последняя выполнялась в виде двух протом — каменных быков с позолоченными рогами и ушами — и соединялась со стволом прямоугольной связующей частью, заканчивающейся двойными волютами. Между протомами помещались мощные балки-перекладины, поддерживающие потолок. Несмотря на декоративный характер и конструктивную неоправданность и массивность капителœей, они не нарушали общего впечатления стройности и легкости колоннады. Расстояние между колоннами чрезвычайно велико, оно равняется 8,4 м. Ни древнеегипетские, ни урартские, ни греческие зодчие не проявляли такой конструктивной смелости.

Хорошо сохранились некрополи царей, вырубленные в скалах Накши-Рустем в 5 км от Персеполя.

Гробница Ксеркса расположенная на высоте 20 м, снаружи имела вид углубления в форме креста͵ украшенного в верхней части рельефными изображениями и в центре — фасадом в виде портика. Дверь между двумя парами колонн вела внутрь склепа. Над портиком помещен карниз (напоминающий египетский), украшенный фризом со львами. Выше фриза находился рельеф, изображающий царя на пьедестале, стоящего в молитвенной позе перед жертвенником.

30. Капитель колонны из Персеполя.

Архитектура Ирана с ее монументальными величавыми памятниками оказала влияние и на греческую архитектуру на Западе, и на арабских зодчих на Востоке, дворцовые ансамбли Персеполя, Пасаргад и Суз воспринимались как образцы для подражания римскими, а затем византийскими архитекторами.

31. Царские некрополи в Накши-Рустаме.

referatwork.ru

Персидская архитектура — Википедия РУ

Доахеменидская архитектура Ирана

Доисторическая эпоха

Человек обитал на территории Ирана с древнейших времен: находки, сделанные на раскопках в Кашафруд[en] и Ганджи-Пар относятся к эпохе нижнего палеолита. Юго-западная часть Ирана находится на территории Плодородного полумесяца, поэтому на территории Ирана первые поселения появились в 8-м тысячелетии до нашей эры, например, Шахри-Сухте и город Сузы, существующий до сих пор. С появлением в Иране первых поселений и рождается архитектура Ирана.

Элам

К началу III тысячелетия до н. э. образуется Эламское государство, находившееся на территории нынешних юго-западных провинций Ирана. Эламской цивилизацией созданы собственные письменность и искусство.

Главным образцом эламской архитектуры, дошедшим до наших дней, является зиккурат в Чога-Занбиль — самый крупный из сохранившихся зиккуратов. Высота сооружения достигает 25 метров, длина одной стороны — 105 метров. Зиккурат построен около 1250 года до н. э. царём Элама Унташ-Напириша в честь великого бога Ишушинака.

Остатки ещё двух зиккуратов находятся в Тепе-Сиалк. Предположительно, они тоже созданы эламитами.

Мидия

В IX веке до н. э. ираноязычные племена мидийцев проникают на территорию северо-запада современного Ирана, в VI-VII веках до н. э. они создают могущественное государство Мидия.

На настоящий момент не известно ни одного здания, которое уверенно можно назвать мидянским, так что об истории Мидянской архитектуры можно судить только по результатам археологических раскопок и из вторичных источников. Один из них — это ассирийские барельефы, на которых изображены город Кишессу и крепость Хархар[1]. Судя по рельефам, мидийцы окружали свои города несколькими рядами зубчатых стен многометровой высоты. Это подтверждает свидетельство Геродота, который писал, что Экбатана окружена семью рядами стен.

Определённое представление о планировке мидянских построек можно составить по результатам археологических раскопок. Так, в крепости Баба Джан в центре укреплённого форта был парадный зал, деревянные перекрытия которого покоились на деревянных же колоннах. Возможно, зал использовался для ритуальных целей. Подобные залы найдены в en:Godin Tepe и в крепости Нуш-и Джан, где также найдены форт и храм. Самым древним сооружением является храм — помещение ромбовидной формы с треугольным алтарём внутри, он был оставлен ещё до сооружения двух других объектов. Храм, возможно, использовался огнепоклонниками. Из особенностей мидийской архитектуры, выявленных во время раскопок, следует отметить использование слепых окон, аналогичных использованным в Урарту, и использование стреловидных бойниц, близких к ассирийским[2].

Некоторые исследователи называют мидян создателями древних гробниц в современном Иранском Курдистане, но данная атрибуция явлеятся спорной, так как ни одна из гробниц ещё точно не датирована[3].

Ахеменидская архитектура

Пасаргады
  Мавзолей Кира

В середине V века до н. э. персидский царь Кир побеждает мидян и создает Ахеменидскую империю. В 546 году до н. э. Кир основывает новую столицу своей империи — город Пасаргады. Городских стен в Пасаргадах не было, город находился на плато, окружённом горами, защищался дворцом-цитаделью, воздвигнутой по примеру ассирийской архитектуры на уступчатой платформе, сложенной из гигантских блоков.

К западу от цитадели находится гробница Кира, представляющая собой небольшую камеру (3,16 Х 2,18 м), поставленная на шестиярусную пирамиду, сложенную из известняковых блоков. В позднейшее время гробница была окружена рядом колонн, собранных на дворцовой территории.

Персеполис

В году Дарий переносит столицу Империи в Персеполис.

Дворец Дария в Сузах

Основная статья: Дворец Дария в Сузах

Гробницы

См.: Накше-Рустам

Архитектура Сасанидов

См.: Ктесифон

Архитектура исламской Персии

Падение персидской империи под ударами арабских войск привело к созданию новой, религиозной архитектуры в Иране, главными типами сооружений стали дворец и мечеть. На это повлияли каллиграфия, искусство резьбы и мозаики. Археологические находки позволяют установить, что на архитектуру исламского мира также повлияли здания сасанидской эпохи.

Первым архитектурным стилем, главенствовавшим в Иране после арабского завоевания, стал «хорасанский стиль», представителями которого являются мечеть в Нане (IX в.) и пятничная мечеть Исфахана (VII в., в последующем мечеть перестраивалась), последние здания в этом стиле датируются X веком. Также к нему относится Тарихане, древнейшая сохранившаяся мечеть Ирана, которая была в этом перестроена из зороастрийского храма в VIII веке.

В X—XI веках возникает стиль «Рази», центром его развития был город Рей, где местная династия Зияридов способствовала его развитию. закат стиля приходится на конец XI века и связан с войнами, которые начали активно вести среднеазиатские династии Хорезмшахов и Газневидов. Одним из самых выдающихся памятников этого стиля является Гонбад-э Кавус, 55-метровый мавзолей Зияридов в одноименном городе. В Средней Азии памятником этого стиля является бухарский мавзолей Исмаила Самани.

Следующим по времени архитектурным стилем Ирана считается стиль «Азери» («азербайджанский»), он датируется XII—XVI веками, здания этого стиля отличаются впечатляющими размерам и использованием куполов большого диаметра. Одним из примеров этого стиля может служить мавзолей Исмаила Кодабенде в Тебризе, а также мавзолей Биби-Ханым в Самарканде.

Последним стилем шахского Ирана считается «Исфахани» («исфаханский»), первые подобные здания возникают с восхождением на трон Сефевидов в XVI веке. Соответственно названия, больше количество зданий этого стиля украшает бывшую столицу Ирана, Исфахан, в этом стиле в том числе выстроена главная персидская площадь Нахше-джахан.

Современная архитектура Ирана

Современная архитектура появилась в Иране в 20-х годах XX столетия при династии Пехлеви. В Иране работают как иностранные архитекторы, например, fr:André Godard, создавший новый корпус Иранского национального музея, так и отечественные, например en:Heydar Ghiai, спроектировавший здание Иранского Сената. В 2007 году завершено строительство телебашни Бордже Милад, самого высокого здания в Иране и 6-й по высоте телебашни в мире.

http-wikipediya.ru

Иран - История архитектуры

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Карта раздела «Архитектура Восточной Европы. Средние века»
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 2
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 3
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 4
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 5
    • Архитектура Византии
    • Архитектура Армении
      • Архитектура Армении
      • Архитектура IV—VII вв.
      • Архитектура IX-XI вв.
        • Развитие Армении политическое IX—XI вв
        • Развитие Армении экономическое IX—XI вв
        • Ани, Лори-берд
        • Амберд, Бджни, Каянберд, Тигнис, Магасберд, дворец Багратидов
        • Айраванка, Нарекаванка, Ованнеса, храм Креста, собор Аракелоц
        • Ани. Кафедральный собор, Гагикашен, церкви Григория Абугамренц и Спасителя
        • "Пастушья" церковь, Аракелоц, Аменапркич, Ншана
        • Храм в Мармашене, Гавиты, Татев, Хцконк, хачкар, Гавазан
      • Архитектура XII—XIV вв.
      • Архитектура киликийской Армении (1080—1375 гг.)
      • Архитектура XV—XIX вв.
      • Роль архитектуры феодальной Армении
    • Архитектура Грузии
      • Архитектура древнего времени ( IV—VII вв.)
      • Архитектура VIII—IX вв.
      • Архитектура X—XI вв.
      • Архитектура XII—XIII вв.
      • Архитектура XIII—XV вв.
      • Архитектура XVI—XVIII вв.
    • Архитектура Болгарии
    • Архитектура Сербии и Македонии
      • Сербия и Македония. Особенности развития
      • Сербия и Македония. Особенности развития 2
      • Градостроительство. Крепости, замки, монастыри
      • Градостроительство. Замки, монастыри, жилые дома
      • Культовая архитектура раннефеодального периода
      • Период господства Византии
      • Рашская архитектурная школа
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Тип, материалы
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Интерьеры. Пропорции. Декор
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, планы, особенности
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, декор
      • Моравская школа. Храмы. Форма, особенности
      • Моравская школа. Храмы. Форма, материал, декор
      • Моравская школа. Храмы. Декор. Фрески
      • Роль архитектуры Сербии и Македонии
    • Архитектура Молдавии и Валахии

archisto.info


Смотрите также